Семья и Дети

Политическая система советского общества. Политическая система ссср

Становление Российского централизованного государства (14 - середина 16 века)
  • Объединение русских земель вокруг Москвы. Взаимоотношения с Золотой Ордой и Литовским княжеством
  • Оформление государственности. Политический строй и социальные отношения
Укрепление Российского централизованного государства (вторая половина 16 века)
  • Реформы Ивана Грозного. Укрепление режима личной власти
Российское государство в 17 веке
  • Смена правящей династии. Эволюция государственного строя
  • Основные направления внешней политики России в XVII в. Башкирия в XVII веке
Российская империя в 18 - первой половине 19 века
  • Реформы Петра I. Завершение оформления абсолютизма в России
  • Внешняя политика России в период провозглашения империи
Российская империя в 18 веке
  • "Просвещенный абсолютизм" в России. Внутренняя политика Екатерины II
Россия в первой половине 19 века
  • Правительственные круги и общественная мысль о путях дальнейшего развития страны
  • Социально-экономическое развитие страны. Башкирия в первой половине 19 века
Развитие России в пореформенный период
  • Социально-экономическое развитие страны и его особенности
Россия на рубеже 19 - 20 веков
  • Экономическая политика Витте. Аграрная реформа Столыпина
Общественно-политические процессы в России в конце 19 - начале 20 века
  • Общественно-политические силы в России. Революция 1905 - 1907 гг
  • Образование политических партий: социальный состав, программа и тактика
  • Государственная дума - первый опыт российского парламен-таризма
Россия в 1917 году: выбор исторического пути
  • Изменения в расстановке политических сил от февраля до октября 1917 г. Альтернативы развития событий
Гражданская война в России Советское государство в 1921 - 1945 годах
  • Советское государство и мир в 20-30-х гг. Великая Отечественная война (1941-1945 гг.): итоги и уроки
СССР во второй половине 20 века (1945 - 1985 годы) Отечество накануне нового тысячелетия
  • Объективная необходимость перемен. Реформы политической системы
  • Поиск путей перехода к рыночной экономике: проблемы и решения

Большевики пришли к власти на основе лозунга "Вся власть Советам!". В. И. Ленин исходил из того, что при буржуазном государстве, даже демократическом, неизбежно отчуждение народа от власти. А Советы как порождение самих масс и как органы прямой и непосредственной демократии народа более демократичны, чем любые представительные учреждения буржуазной демократии.

При создании Советского государства не было реализовано такое завоевание цивилизации как разделение властей - законодательной, исполнительней и судебной. В данном случаи Ленин исходил из теории К. Маркса и Ф. Энгельса, которые создали идеальную модель пролетарского государства - коммуны, совмещающей и себе функции трех ветвей власти.

Довольно скоро, однако, практика показала их несоединимость. Судебная власть, оставаясь подконтрольной Советам, была выделена в особую сферу. Практика показала также, что управление обществом является сложной задачей, требует подготовленных специалистов. В России же для широких масс были характерны низкий культурный уровень и отсутствие управленческих навыков.

Благодаря тому, что идея Советов пустила глубокие корни в народном сознании, Советская власть сравнительно легко установилась на всей территории страны. Вершину этой организации составляли Всероссийский съезд Советов как верховная государственная власть, в период между съездами - ВЦИК. Высшим органом исполнительней власти и управления был Совнарком, наделенный к тому же и законодательными функциями.

Вскоре стало очевидным, что столь массовые форумы, как съезды Советов (до 2-х тысяч делегатов), слишком громоздки для рабочего органа. Поэтому ВЦИК, по сути советский парламент, наделялся почти всеми полномочиями Всероссийского съезда Советов. В свою очередь ВЦИК, собиравшийся на десятидневные сессии раз в квартал, все более утрачивал свои властные функции, уступив их назначаемому им же Совнаркому, т.е. правительству. Совнарком занял центральное место в структуре высших советских учреждений.

В Советах же зарождается и прогрессирует бюрократизм, происходит снижение их роли. Это объясняется рядом причин:
1) Национализация промышленности и огосударствление всей экономической жизни привели к разбуханию управленческого аппарата. Низкий культурный уровень народа не позволял справляться с громадным объемом властных и управленческих функций. Поэтому пришлось прибегнуть к услугам старых чиновников.
2) В Советах утвердилось монопольное положение большевистской партии. Внутри Советов затухала политическая жизнь, падал их авторитет как органов власти.

Став правящей большевистская партия вступила на путь соединения с государством. Это привело к подчинению государственных структур партии. Партийные органы стали подменять советские органы. Этот процесс шел параллельно с тенденцией превращения диктатуры пролетариата в диктатуру партии. В условиях однопартийной системы Советы превратились в придаток партии.

Ленин пришел к выводу, что расчет на Советы как органы народовластия и самоуправления народных низов из-за их неподготовленности к управлению государством не оправдался. Потому он разрабатывает новую концепцию советской государственности. Суть ее в том, что в центр политической системы он уже ставит не Советы, а коммунистическую партию как руководящую и ведущую силу общества. Советы же оказываются лишь рычагом в руках партии для управления государством. Так возникает теоретическое обоснование монопольной власти партии, не ограниченной никакими сроками. Следовательно, если раньше, по расчетам, большинство через Советы управляет государственными делами и осуществляет диктатуру пролетариата, то теперь руководящее меньшинство делает это от имени большинства. А это ведет к принуждению и насилию против значительных слоев самих трудящихся.

После окончания гражданской войны стали формироваться начала авторитарного политического режима. Авторитаризм отличается строго иерархической структурой власти. Даже при наличии в экономической сфере разнообразия форм собственности он не допускает никаких оппозиций. Авторитарный политический режим 20-х гг. мог быть эффективным лишь при безусловном авторитете вышестоящих инстанций по отношению к нижестоящим. Авторитет достигался последовательностью, четкостью, непротиворечивостью спускаемых сверху указаний.

Между тем в 20-е гг. народное хозяйство в своей основе оставалось рыночным, подверженным колебаниям. Кризисные сбои в работе экономического механизма приводили к появлению в партийном руководстве различных оценок причин хозяйственных затруднений, предложений о путях их преодоления. Это вело к возникновению в партии группировок, борьба которых способна была парализовать авторитарный режим. Объективно возникало противоречие между авторитарным режимом и плюралистической экономикой.

Противоречие снималось присутствием на вершине партийно-государственной пирамиды харизматического лидера - Ленина. Перед ним склоняли головы самые амбициозные большевистские руководители. Вождь служил своеобразным компенсатором отсут-ствия демократического механизма принятия решений, учета прав меньшинства. Опираясь на свой непререкаемый авторитет, Ленин добивался согласия противоборствующих сторон, интегрировал различные точки зрения, имел возможность проводить последова-тельный политический курс.

Положение резко изменилось после его смерти. Авторитарный режим остался без авторитарного вождя.

В сложившихся условиях реальная власть в партии и государстве принадлежала группировке, контролировавшей партийный аппарат. Следовательно, та или иная объективно возникавшая "фракция" для того, чтобы утвердить свою позицию, должна была, в свою очередь, овладеть партаппаратом, т.е. бороться за власть. Это придавало внутрипартийным дискуссиям крайнюю ожесточенность. С другой стороны, в условиях переплетения партийной, государственной, хозяйственной властей борьба претендентов за лидерство неизбежно принимала форму соперничества конкурирующих социально-экономических программ. После каждого раунда внутрипартийной дискуссии (1923-1924 гг. - борьба с "троцкистами", 1925 г. - борьба с новой оппозицией - сторонниками Каменева-Зиновьева, 1926-1927 гг. - борьба с объединенной "троцкистско-зиновьевской" оппозицией, 1929-1930 гг.-борьба с "правым уклоном", т. е. с Бухариным, Рыковым, Томским) число потенциальных "наследников Ленина" уменьшалось. Все отчетливее стали вырисовываться контуры нового вождя - Сталина И.В. (1879-1953 ГГ.) Он начал целенаправленную борьбу за власть еще до смерти Ленина и уже в 1925 г. завоевал положение не только официального, но и "неформального" вождя.

Борьбу за власть Сталин провел руками своих конкурентов. Сначала при помощи Каменева и Зиновьева был изгнан из руководства партии Троцкий, затем Каменев и Зиновьев были устранены с помощью Бухарина, Рыкова и Томского, а также Кирова, Орджоникидзе, Микояна и других и, наконец, были удалены при полной поддержке остальных членов Политбюро, секретарей ЦК сами Бухарин, Рыков, Томский.

Таким образом, в конце 20-х гг. внутри партии Сталин одерживает победу над своими политическими противниками. В стране формируется тоталитарный режим, основные черты которого сложились в 30-е гг.

К ним можно отнести:
1) однопартийность. Лишь одна партия имеет монопольное право на политическую деятельность. Эта единая политическая организация отождествляет себя с государством и сливается с ним;
2) официальную идеологию. Единственная партия в обществе имеет на вооружении идеологию, которой она придает статус единственного авторитета, официальной государственной истины. Эта партия ставит своей целью полностью взять под свой идеологический и политический контроль все общество в целом;
3) исключительное право государства на руководство всеми средствами массовой информации для распространения официальной идеологии;
4) абсолютную власть верховного правителя. Устанавливается режим личной власти Сталина. Происходит периодическое перетряхивание кадров партократии. Вместе с тем Сталин выражал интересы партийного аппарата и его абсолютная власть опиралась на него. В обществе возникает новый господствующий класс - номенклатура, т. е. политическая бюрократия. Ей принадлежит монополия власти во всех сферах общественной жизни. Сердцевиной номенклатуры является аппарат господствующей партии;
5) административно-командную систему в экономике. Для нее характерно постоянное оперативное руководство производством из центра и неукоснительное выполнение плановых директив;
6) террор. Любая деятельность становится государственной и подчиненной идеологии. Поэтому любое прегрешение в хозяйственной или профессиональной сфере превращается в прегрешение идеологическое. Чтобы пресечь в корне недовольство, уничтожить возможность любой, даже потенциальной опасности создается разветвленная карательно-осведомительная система. (В стране по разным данным было репрессировано от 4 до 20 млн. человек).

Каждый член общества был вовлечен в иерархическую систему идеологизированных организации: в партию, комсомол, Советы, профсоюзы, ДОСААФ и др. Население поддерживалось в состоянии повышенной мобилизационной готовности. Это достигалось путем сменявших друг друга массовых пропагандистских кампаний, волн массового террора, показательных судебных процессов над "врагами народа".

Широкое распространение получило внеэкономическое принуж-дение. В 1939 г. для колхозников были введены нормы трудодней, за невыполнение которых отбирались приусадебные участки. Чтобы крестьяне не бежали из деревни, в 1940 г. на все города и поселки городского типа распространили паспортный режим и обязательную прописку паспортов. Но крестьянам их не выдавали. Рабочих и служащих стали предавать суду за три прогула в месяц (1938 г.) и опоздания на работу (1940 г). Летом 1940 г. рабочие и служащие были прикреплены к своим рабочим местам - им было запрещено самовольно менять место работы.

Таким образом, завершается процесс формирования политической системы в СССР. Он начался с лозунга "Вся власть Советам!", который подразумевал самое широкое участие трудящихся масс в управлении государством, и закончился оформлением тоталитарного режима, когда партия была поставлена в исключительное положение. Партия сливается с государством, государство идеологизируется, экономика - огосударствливается, проводятся массовые репрессии. Все население ставится под контроль государства: и действия людей, и их мысли.

План

Введение

1. Политический режим в 30-е годы

1.1 Завершение формирования аппарата принуждения

1.2 Искоренение организованной оппозиции

1.3 Конституция СССР 1936 г.

1.4 Изменения в политической системе

2. Личность Сталина

3. Политический режим в последние годы жизни Сталина.

Апогей сталинизма

Заключение

Литература



Введение

Главной характерной чертой политического режима в 30-е годы стал перенос центра тяжести на партийные, чрезвычайные и карательные органы. Решения XVII съезда ВКП (б) значительно усилили роль партийного аппарата - он получил право непосредственно заниматься государственным и хозяйственным управлением, высшее партийное руководство приобрело неограниченную свободу а рядовых коммунистов обязали строго подчиняться руководящим центрам партийной иерархии.

Наряду с исполнительными комитетами Советов в промышленности, сельском хозяйстве, науке, культуре, функционировали партийные комитеты, чья роль на деле становится решающей. В условиях концентрации реальной политической власти в партийных комитетах Советы осуществляли преимущественно хозяйственные и культурно-организаторские функции.

Врастание партии в экономику и государственную сферу с этого времени стало отличительной особенностью советской политической системы. Выстраивалась своеобразная пирамида партийно-государственного управления, вершину которой прочно занимал Сталин как Генеральный секретарь ЦК ВКП (б). Таким образом, первоначально второстепенная должность генерального секретаря превратилась в первостепенную, давая ее обладателю право на верховную власть в стране.

Утверждение власти партийно-государственного аппарата сопровождалось возвышением и укреплением силовых структур государства, его репрессивных органов.

Цель работы - рассмотреть основные особенности советской политической системы в 30 – 50 гг., а также раскрыть государственную деятельность Сталина.


1. Политический режим в 30-е годы

1.1 Завершение формирования аппарата принуждения


Революция «сверху», развернувшаяся в конце 1920-х годов, внесла серьезные изменения во внутреннюю политику правящей партии, реанимировавшей военно-коммунистические методы управления страной, базировавшейся на принуждении и насилии. Большевики рассматривали революцию как апогей самой ожесточенной и непримиримой борьбы классов. В годы революции и гражданской войны как класс перестала существовать крупная буржуазия. Теперь пришла очередь мелкобуржуазных слоев - этой, по мнению большевиков, благоприятной питательной среды для буржуазного перерождения еще не совсем окрепшего советского общества. Наиболее многочисленной, а значит и особенно опасной, являлась прослойка сельской буржуазии - кулаки, по которым и был нанесен сокрушительный удар.

Поскольку в исправительно-трудовые лагеря стали направлять огромное число лиц, причисленных к классово-враждебным элементам, в структуре ОГПУ создали Главное Управление лагерей (ГУЛАГ). Труд заключенных широко использовался в народном хозяйстве. Заключенные добывали уголь и руду, нефть и золото, строили железные и шоссейные дороги, заготавливали древесину, выращивали хлеб, овощи, занимались животноводством. До 200 тыс. заключенных периодически привлекались для выполнения наиболее тяжелых работ на государственных предприятиях многих отраслей промышленности, включая оборонные, даже на ударных стройках пятилеток.

В первой половине 30-х годов завершилось формирование мощного, строго централизованного административно-политического аппарата принуждения. Милиция, ранее находившаяся в двойном ведении НКВД союзной республики и исполкомов местных Советов, была выведена из-под контроля республиканских и местных властей и подчинена непосредственно ОГПУ СССР. Органы ОГПУ самостоятельно вели следствия, устраивали судебные процессы, выносили приговоры и приводили их в исполнение. В июле 1934 г. ОГПУ было преобразовано в НКВД СССР. При нем стал действовать внесудебный орган - Особое совещание.

Обновилось территориально-административное деление СССР, основу которого, после упразднения округов, составили области и районы. Новая единообразная территориально-административная структура способствовала усилению централизованного управления страной.

Советы оставались в стороне от коллективизации, что породило у определенной части партийцев скептицизм в отношении их жизнеспособности в сельских местностях. Однако предложения о замене сельсоветов правлениями колхозов не прошли. Перед Советами были поставлены задачи «повернуться лицом к ударничеству в промышленности и колхозному строительству». В конце 1930 - начале 1931 гг. провели перевыборы Советов, чтобы обеспечить широкое представительство в них колхозников и ударников.

В конце 1932 г. в СССР устанавливается паспортный режим. Паспорта вводились для жителей городов, рабочих поселков, районных центров, новостроек, совхозов, МТС и др. Сельское население (колхозники) паспортов не получало и учитывалось по спискам, которые велись сельсоветами. Свобода передвижения колхозников ограничивалась. По существу, они были прикреплены к деревне.

Внедрение паспортной системы сопровождалось жестокой политикой чистки городов. По решению Политбюро (апрель 1933 г.) организовывались «трудовые поселения», куда ссылались крестьяне, саботирующие хлебозаготовки, а также бежавшие в города кулаки, нашедшие работу на промышленных предприятиях. На принудительные работы были осуждены тысячи людей.


1.2 Искоренение организованной оппозиции


В разгар коллективизации организуются крупные публичные политические процессы. В ноябре 1930 г. проходил процесс над Промышленной партией («Промпартией»), в ходе которого по обвинениям во «вредительской деятельности» был осужден ряд высокопоставленных специалистов, якобы связанных с разведками империалистических государств и разрабатывавших в качестве их агентов планы интервенции против СССР. В марте 1931 г. в Верховном суде началось слушание дела «Союзного бюро меньшевиков», которое обвинили в пособничестве иностранным спецслужбам.

В условиях острых антагонизмов в аграрном секторе и роста социального напряжения в городах политические процессы начала 1930-х годов играли роль «превентивного удара» правящего режима по его «потенциальным противникам» в среде «старой» интеллигенции, представители которой работали в сфере государственного управления, в армии, в вузах, научных учреждениях и др. По мнению партийной верхушки, «буржуазные специалисты» могли сыграть роль идейных вождей или, по крайней мере, «пятой колонны» в случае широкомасштабных социально-классовых конфликтов, угроза которых была вполне реальной. В этих же целях в партии разворачивалась кампания по дискредитации лидеров «правой оппозиции», «идейно разгромленных» в конце 1920-х годов, но, с точки зрения сталинского окружения, имевших серьезное влияние в партийных массах и способных при определенных условиях перехватить политическую инициативу.

На XVI съезде партии (июнь - июль 1930 г.) было организовано обличение «правого уклона». Бухарин на съезде не присутствовал. Рыкова, Томского и Угланова вынудили признать «свои ошибки» и публично раскаяться. Тем не менее, в декабре 1930 г. Пленум ЦК ВКП(б) освободил Рыкова от обязанностей председателя Совнаркома СССР и члена Политбюро. Совнарком возглавил верный соратник Сталина - Молотов, а членом Политбюро стал Орджоникидзе.

Сталин последовательно искоренял последние ростки оппозиционности в высших эшелонах власти. В декабре 1930 г. из состава ЦК ВКЩб) были выведены кандидаты в члены Политбюро, председатель Совнаркома РСФСР Сырцов и секретарь Закавказской парторганизации Ломинадзе. Сырцову инкриминировали неверие в обоснованность ускорения индустриализации, а Ломинадзе ставили в вину намерение притормозить темпы сплошной коллективизации в своем регионе. Тем самым партийное руководство предупреждало коммунистов, что самые строгие меры будут приняты не только за попытки встать в оппозицию, но и за колебания и сомнения в реализации «генеральной линии» партии.

В начале 1930-х годов в правящей партии уже не было организованной оппозиции сталинскому курсу. Возникали лишь локальные очаги протеста сложившимся в стране порядкам. М. Рютин, один из непримиримых противников «новой оппозиции», создал в августе 1932 г. «Союз марксистов-ленинцев», противопоставлявший себя «Сталину и его клике». Обличая Сталина, М. Рютин писал, что «гигантская централизация всего аппарата пролетарской диктатуры и сила политической инерции привели к тому, что Сталин, нажимая на одну кнопку террора, заставляет служить своим интересам весь механизм партии, Советов, профсоюзов, кооперации и др. Все винтики -большие и маленькие, второстепенные и первостепенные -хотят они или не хотят, «верят» они или «не верят», вынуждены вращаться вместе со всей машиной».

Организация М. Рютина просуществовала всего месяц. В сентябре 1932 г. начались аресты. В октябре на объединенном Пленуме ЦК и Президиума ЦКК Сталин провел решение о немедленном исключении из партии всех, «знавших о существовании этой группы». Коллегия ОГПУ приговорила Рютина к расстрелу. Однако ряд членов Политбюро (Киров, Орджоникидзе, Куйбышев) выступили против расстрела видного в прошлом большевика. Под их влиянием Сталину пришлось согласиться на замену смертного приговора Рютину 10-ью годами тюремного заключения.

Дальнейшие процессы по искоренению партийной оппозиции были связаны со смертью С.М.Кирова, которая послужила толчком к дальнейшему развитию политики репрессий.

Реакция на убийство Кирова последовала мгновенно. Уже 1 декабря 1934 г. было принято постановление Президиума ЦИК СССР о порядке ведения дел по подготовке или совершению террористических актов. Сроки следствия по данной категории дел сокращались до 10 дней. Обвинительное заключение вручалось обвиняемому всего за сутки до суда, в котором дело рассматривалось без прокурора и адвоката. Обжалование приговора и подача ходатайств о помиловании не допускались. Приговор к высшей мере наказания приводился в исполнение немедленно. По этому закону только в декабре 1934 г. было репрессировано 6501 чел. Позже (сентябрь 1937 г.) аналогичный порядок вводился и по делам о вредительстве и диверсиях. В марте 1935 г. принят закон о наказании членов семей изменников Родины, а в апреле указ ЦИК СССР разрешил привлекать к уголовной ответственности детей с 12 лет.

ЦК ВКП (б) разослал всем партийным организациям закрытое письмо «О последствиях событий, связанных со злодейским убийством товарища Кирова». В нем декабрьская трагедия связывалась с «троцкистско-зиновьевским заговором» и коммунистов призвали изгонять из партийных рядов «приспешников» Троцкого, Зиновьева и Каменева. В январе 1935 г. Зиновьева и Каменева с группой их сторонников предали суду. На закрытом процессе Зиновьева осудили на 10 лет, Каменева - на 5, и на разные сроки тюремного заключения - всех остальных обвиняемых.

В марте-апреле 1935 г. Особым совещанием НКВД СССР старые и авторитетные большевики, принадлежавшие в начале 1920-х годов к «рабочей оппозиции» - Шляпников, Медведев, Масленников и другие, были осуждены на различные сроки заключения.

В 1935 г. проводилась проверка партийных документов, которой занимались партийные органы совместно с НКВД. В ходе ее собирались досье на коммунистов. За коммунистами, исключенными в процессе проверки из партии, устанавливалась слежка, многие из них арестовывались. На 1 декабря 1935 г. в связи с исключением из партии было арестовано более 15 тыс. чел.

Главный удар был нанесен по бывшим политическим соперникам Сталина, их действительным и мнимым сторонникам в партии. В политике правящей партии четко обозначилась тенденция к чистке партийных кадров и прежде всего старых коммунистов. Еще до начала августовского процесса (29 июля) ЦК ВКП(б) разослал всем партийным комитетам письмо, где утверждалось, что троцкисты и зиновьевцы сформировали террористические группы в Москве, Ленинграде, Горьком, Минске, Киеве, Баку и других городах. Они орудуют в стране, говорилось в письме, под «личиной коммунистов», и каждый большевик обязан распознать врагов, «как бы хорошо они ни маскировались». Это был откровенный призыв к партии искать врагов в собственных рядах, что имело далеко идущие последствия. Однако широкомасштабные карательные акции последовали не сразу. Партийное руководство пыталось продолжить политику «умиротворения» общества, дать ему передышку от предшествующей борьбы с кулаками, «вредителями», «оппозиционерами», «социально-чуждыми элементами» и другими категориями «врагов».

1.3 Конституция СССР 1936 г


Один из существенных элементов политики «умиротворения» общества касался разработки и принятия новой Конституции. 5 декабря 1936 г. чрезвычайный VIII съезд Советов СССР принял новую Конституцию, которая внесла серьезные изменения в структуру органов власти. Упразднялись областные, республиканские и всесоюзные съезды Советов. Их место заняли районные, городские, областные, республиканские Советы, избираемые всем населением путем прямого голосования, что приближало советскую систему к представительным органам традиционного (парламентско-муниципального) типа. Вместо ВЦИК образовался Верховный Совет СССР, избираемый всем населением и состоящий из двух палат - Совета Союза и Совета национальностей.

Серьезной реформе подверглась избирательная система. Вводилось всеобщее, прямое, равное и тайное голосование. Избирательными правами наделялись все граждане СССР независимо от их социального происхождения. Упразднялось различие в нормах представительства рабочих и крестьян. Расширились общедемократические права граждан. В Конституции провозглашался целый ряд социальных прав новых для конституционного права - право на труд, на отдых, на получение образования, на материальное обеспечение в старости или в случае потери трудоспособности и др. Эти принципы получили общемировое признание и стали важным компонентом любой современной системы взглядов на гражданское общество.

Конституция 1936 г. провозглашала и другие демократические права, во многом заимствованные из западноевропейской традиции, такие, как свобода совести, свобода слова, печати, собраний и митингов, уличных шествий, неприкосновенность личности, жилья, независимость судов и право обвиняемых на защиту.

Закладывался фундамент государственной идеологии, в основе которой лежало не учение о классовой борьбе, а социальное примирение, общность граждан или, говоря языком тех лет, «морально-политическое единство советского общества». Конституция отражала эволюцию государственного строительства в СССР в сторону формирования государственности традиционного типа с представительными формами власти, развитой системой органов государственного управления, с атрибутами, необходимыми любому государству.

Новая Конституция была нужна генсеку и потому, что он хотел видеть себя не только вождем партии, но и всей страны. Сталин, провозгласив в Конституции «нерушимое единство» рабочих и крестьян, трудовой интеллигенции, наций и народностей СССР, превращался в вождя многонационального советского народа, державы, раскинувшейся на просторах одной шестой части планеты. Конституция как бы подводила итог государственного строительства, которым он руководил, и была призвана показать миру, что, возглавив страну, лежащую в руинах гражданской войны, именно он, Сталин, привел ее к победе социализма. Культ Сталина вступал в новую фазу развития, отличавшуюся, как ни парадоксально, если иметь в виду принятие в целом демократичной Конституции, беспрецедентными по масштабам репрессиями.

1.4 Изменения в политической системе


В 1930-е годы серьезные изменения претерпела политическая система советского общества. Ядро этой системы - ВКП(б) все больше врастало в государственные структуры и интенсивно огосударствлялось. Сталинские репрессии выбили поколение старых большевиков из политической жизни, и на их смену пришли молодые кадры, мало отличавшиеся от управленцев в собственном смысле этого слова. С января 1934 г. по март 1939 г. на руководящие партийные и государственные посты было выдвинуто более 500 тыс. новых работников. В 1939 г. только из 333 секретарей обкомов, крайкомов и ЦК национальных компартий 293 чел. являлись выдвиженцами XVII съезда ВКП(б). Причем среди этого важнейшего звена партийного руководства 61,6 % составляли молодые люди в возрасте от 26 до 35 лет, 29,4 % - от 36 до 40 лет. В абсолютном большинстве (80,5 %) это были коммунисты, вступившие в партию после 1923 г. В начале 1937 г. картина была иной: среди секретарей обкомов, крайкомов и ЦК нацпартий коммунисты с дореволюционным партстажем составляли 38,6 % и 41,6 % имели партстаж с 1918 по 1920 г. В 1939 г. еще меньшим партстаж был у секретарей райкомов, горкомов и окружкомов партии - 93,5 % этих руководителей вступили в партию после 1924 г. Таким образом, партийная власть перешла от «старой большевистской гвардии» к выдвиженцам Сталина.

Полное единогласие, строгая иерархия, жесткое администрирование, военная дисциплина, укоренившиеся в ВКП(б), соответствующим образом отражались на всей советской политической системе, имевшей мало общего с той моделью, которая была зафиксирована в Конституции 1936 г.

На сферу государственного управления решающее воздействие оказывали задачи социально-экономических преобразований, которые решались через механизм административно-силового принуждения, что неизбежно вело к формированию мощного репрессивного аппарата, внесудебных учреждений типа «троек», к усилению централизации в управлении страной, прочному внедрению административно-директивных методов управления, повышению роли партийно-государственного аппарата в организации политической, хозяйственной, социальной, культурной жизни страны и соответственно к затуханию той активности общественных организаций, которая была характерна для них в 20-е годы.

Комсомол, возглавляемый в 30-е годы ярким молодежным лидером Косаревым, переживал сложный период развития. Комсомольцы были ударной силой строек первых пятилеток и своим поистине героическим трудом обеспечили успехи индустриализации. Они с необыкновенной жаждой знаний учились и пополняли ряды интеллигенции, достигали высот науки, культуры, творчества. Многие воспитанники комсомола достойно проявили себя на государственном поприще, в армии, в науке, образовании и культуре. Вместе с тем для развития ВЛКСМ как общественно-политической организации были характерны те же тенденции, что и для партии. В своей внутренней организационной структуре комсомол во многом копировал ВКП(б): действовали те же ЦК, обкомы, крайкомы, райкомы ВЛКСМ с профессиональными комсомольскими работниками, выступавшими от имени сотен тысяч рядовых комсомольцев и руководившими многочисленными комсомольскими организациями примерно теми же методами, что и партийные функционеры. Они точно так же, как и партаппарат, главную задачу видели в исполнении партийных директив вышестоящих партийных органов. Несмотря на это, партийное руководство суживало сферу деятельности комсомола. В апреле 1936 г., после пятилетнего перерыва, что противоречило уставу, собрался X съезд ВЛКСМ. На нем был принят новый устав ВЛКСМ, согласно которому комсомол лишался даже формального права активно влиять на общественно-политические процессы. Отныне сфера его деятельности ограничивалась воспитанием своих членов в духе преданности делу Ленина-Сталина, производственной и культурно-просветительной работой.

Сужался и круг деятельности профсоюзов, которые были лишены исконного права регулирования трудовых отношений и оплаты труда. С 1934 г. уходит в прошлое традиция заключения коллективных договоров. В 1937 г. отмирает последний пережиток рабочего контроля, так называемый «треугольник», когда, кроме директора, в принятии решений по производственным делам принимали участие партийные и профсоюзные организации предприятия. По сути, полностью сворачивалась даже видимость участия рабочих в управлении производством.

Советские общественные организации свою главную задачу видели в тесном сотрудничестве с партией и государством. К этому их обязывала политика правящего режима. В государстве рабочих и крестьян, согласно теоретическим представлениям большевиков, должен действовать такой политический механизм, который вбирает в себя все общественные организации трудящихся, так как они по своей социально-классовой природе идентичны собственно государству, являющемуся также одной из форм организации людей труда.

Юридически высшим органом государственной власти в СССР, согласно Конституции 1936 г., являлся Верховный Совет СССР, а высшим органом государственного управления - Совет народных комиссаров. Однако высшая власть концентрировалась в Политбюро ЦК ВКП(б).

Именно Политбюро, которое формально по партийному уставу формировалось ЦК ВКП(б) и было ему подотчетно, определяло не только основные направления внутренней и внешней политики страны, но и рассматривало массу второстепенных проблем, выступало главным арбитром при сглаживании ведомственных противоречий, непосредственно организовывало исполнение многих своих постановлений и старалось контролировать всю пирамиду власти.

Политбюро требовало от парторганизаций всех уровней активно заниматься хозяйственными делами. Эта установка находила воплощение во многих директивах. Так, в феврале 1941 г. XVIII партконференция записала в своих решениях: «необходимо, чтобы партийные организации систематически влезали в дела промышленных предприятий, железных дорог, пароходств и портов, выясняли их нужды и запросы и помогали хозяйственным организациям в их повседневной работе по руководству промышленностью и транспортом». Конференция обязала парторганизации усилить контроль за работой наркоматов и предприятий, вести учет оборудования, расходов сырья, материалов топлива, следить за продажей оборудования, поддерживать чистоту и порядок на предприятиях и пр. Партийное руководство всячески содействовало врастанию парторганизаций в хозяйственные структуры, рассматривая их как важное звено в механизме реализации пятилетних планов.

Политбюро осуществляло свою власть как через партийные, так через органы государственного правления и общественных организаций.

Стремление центра к жесткому руководству экономикой с опорой на административные рычаги управления влекло за собой упрочившуюся практику мелочной опеки деятельности предприятий, что сковывало, ограничивало самостоятельность, деловую инициативу, предприимчивость руководителей фабрик и заводов. Жизнь по «указке сверху» усугублял бюрократизм государственных структур, который стал распространенным хроническим заболеванием как сложившейся системы управления народным хозяйством, так и общества в целом. Негативные последствия этих явлений становились все более очевидными, о чем свидетельствуют многочисленные критические статьи центральной и местной прессы тех лет.

С бюрократизмом боролись различными средствами: от «политико-воспитательной» работы со служащими и управленческим персоналом до репрессий. Важная роль отводилась мерам партийного воздействия. В 1939 г. XVIII съезд ВКП(б) принял новый устав партии, который обязывал первичные парторганизации контролировать деятельность администрации. Кроме того, новый устав предоставил ЦК ВКП(б) право назначать парторгов ЦК на особо важные для страны предприятия и стройки. Парторги ЦК наделялись самыми широкими полномочиями и стояли над хозяйственными руководителями. Институт парторгов ЦК восстанавливал практику чрезвычайных органов управления, зародившуюся в годы «военного коммунизма».

Реальная политическая власть концентрировалась в партийных органах. Советы лишь формально, по Конституции, являлись политической основой советского общества. В 1930-е годы их деятельность в основном замыкается на решении хозяйственных и культурно-просветительских задач. Широкое распространение получили различные секции Советов и депутатские группы, нередко работавшие непосредственно на предприятиях и в колхозах. И хотя в середине 1930-х годов количество секций и групп при Советах возросло в 4 раза, а объединяемый ими актив вырос с 2,3 до 3,6 млн. чел., эта огромная армия советских активистов создавала лишь фон ♦ народной власти», не имея отношения к реальным рычагам управления государством.



2. Личность Сталина


Советская историография, обожествлявшая в свое время Сталина, в последние годы превращает его едва ли не в дьявола, что также мало продвигает нас к пониманию роли этой личности как в отечественной, так и мировой истории, не приближает к раскрытию феномена государственного деятеля. В многочисленных публикациях говорится о серости, безликости, полуграмотности Сталина. При этом оценки современников, имевших возможность из личных встреч составить впечатление о советском диктаторе, даются лишь те, что вписываются в резко негативный образ этого человека. Но были и другие отзывы. В частности, один из крупнейших политиков XX в. У. Черчилль, выступая в Британском парламенте 21 декабря 1959 г., в день 80-летия Сталина, говорил: «Он был самой выдающейся личностью, импонирующей нашему изменчивому и жестокому времени... Сталин был человеком необыкновенной энергии и несгибаемой силы воли, резким, жестоким, беспощадным в беседе, которому даже я, воспитанный здесь, в Британском парламенте, не мог ничего противопоставить. Сталин прежде всего обладал большим чувством юмора и сарказма и способностью точно воспринимать мысли. Эта сила была настолько велика в Сталине, что он казался неповторимым среди руководителей государств всех времен и народов. Сталин произвел на нас величайшее впечатление. Он обладал глубокой, лишенной всякой паники, логически осмысленной мудростью. Он был непобедимым мастером находить в трудные минуты пути выхода из самого безвыходного положения... Сталин был величайшим, не имеющим себе равного в мире, диктатором, который принял Россию с сохой и оставил с атомным вооружением».

Такое впечатление Сталин производил на своих соперников на международной арене, а затем союзников по антигитлеровской коалиции, но еще более сильное - на своих сограждан, которые видели, как, несмотря на все трудности и лишения, стремительно меняется облик страны. При этом большинство советских людей не имели представления о закулисной деятельности Сталина и его сподвижников, о подлинном размахе репрессий, о расстрелах и ГУЛАГе, тщательно скрывавшихся властями или представлявшимися официальной пропагандой борьбой с жестокими и коварными «врагами народа». Перед согражданами Сталин представал в образе созидателя, защитника, радетеля, живущего только интересами страны, и значительная часть трудящихся отдавала Сталину дань искреннего и глубокого уважения. Культ формировался как под влиянием страха репрессий и пропагандистского манипулирования сознанием масс, так и под воздействием образа действительно крупной личности.

Характеризуя развитие советского общества в 30-е годы, следует согласиться с теми историками, которые не рассматривают это время как «провал» или «черную дыру» отечественной истории. Они отмечают, что, несмотря на драматизм и противоречивость жизни страны в этот период, свое место в обществе, взамен утопических планов «революционной перековки - всего и вся», занимали идеи сильной государственности, патриотизма, высокого профессионализма в труде, мотивы счастливой личной жизни и крепкой семьи. Для миллионов советских людей открылись перспективы получить образование, изменить свой социальный статус, подняться с самых «низов» к ключевым постам в государстве, войти в научную элиту, раскрыть и реализовать свои творческие дарования. Видимо, именно поэтому общественная атмосфера 30-х годов была окрашена не только в мрачные тона, но и пронизана пафосом свершений, здоровым мироощущением людей, занятых в большинстве своем созидательным трудом. Дорогу к жизни пробивали подлинный трудовой героизм, высокое и благородное служение Отечеству, взлеты советской науки и искусства, что не могло не вызвать симпатию и уважение к советскому народу миллионов людей различных стран мира.



3. Политический режим в последние годы жизни Сталина. Апогей сталинизма


Первые послевоенные годы жизни советского общества характеризовались усилением тоталитарных тенденций. Данное обстоятельство можно частично объяснить тем, что специфика общественных настроений в ходе войны, а также после ее завершения, прежде всего в среде научной и творческой интеллигенции, заключалась в надежде на либерализацию жизни, ослабление жесткого партийно-государственного контроля. Появилось стремление к развитию и укреплению культурных контактов с США, Англией, Францией. Речь о всестороннем послевоенном сотрудничестве шла на Ялтинской и Потсдамской конференциях. И такое сотрудничество налаживалось.

Однако международная обстановка вскоре после войны резко изменилась. Началась «холодная война». Курс на сотрудничество со странами Запада сменился концепцией противостояния капиталистическому лагерю. В этих условиях руководство СССР перешло к осуществлению политики «завинчивания гаек» в отношении интеллигенции, давление на которую несколько ослабло в последние годы войны. В 1946 - 1948 гг. было принято несколько постановлений ЦК ВКП(б) по вопросам культуры. В стране началась массированная кампания, проводившаяся под флагом борьбы за «утверждение советского патриотизма» против «тлетворного влияния Запада», за «перевоспитание» интеллигенции.

Гонениям подверглись такие выдающиеся деятели культуры, как писатель М. Зощенко, поэтесса А. Ахматова, композиторы Д. Шостакович, Ю. Шапорин, С. Прокофьев, кинорежиссеры Э. Казакевич, С. Эйзенштейн и многие другие.

Вмешательства властей не избежали и некоторые сферы науки. Идеологический контроль особенно жестко осуществлялся в научных исследованиях по истории, философии, политической экономии. Проведенные по инициативе партии дискуссии в различных областях науки, по сути дела, были средством осуждения крупных ученых, взгляды которых, по мнению партийного аппарата, не соответствовали концепциям марксизма-ленинизма.

Духовный гнет сопровождался и физическим террором. Во второй половине 40-х гг. в стране возобновились массовые репрессии. Вновь арестовывались люди, выпущенные из лагерей в годы войны. Репрессии не достигли масштабов 30-х гг., не было громких показательных процессов, но они были достаточно широкими, речь шла о сотнях тысяч осужденных. Наиболее крупным стало «Ленинградское дело» (1949 - 1951 гг.). Формально оно началось в январе 1949 г. после поступившей в ЦК ВКП(б) анонимной записки о фальсификации результатов выборов секретарей Ленинградского обкома и горкома, а завершилось снятием с работы более 2 тыс. руководителей, когда-либо работавших в Ленинграде, и казнью свыше 200 из них. Они были обвинены в попытке разрушить СССР, якобы противопоставив Россию Союзу, а Ленинград - Москве. Среди казненных были: член Политбюро и Председатель Госплана СССР Н.А. Вознесенский, секретарь ЦК ВКП(б) А.А. Кузнецов, Председатель СМ РСФСР М.И. Родионов, глава Ленинградской партийной организации П.С. Попков и др.

В конце 40-х годов проявилось ярко выраженное стремление Сталина к укреплению своего единовластия. Главным орудием, способствующим достижению этой цели, как и прежде, были органы государственной безопасности. Они всегда находились под личным контролем И.В. Сталина, но в конце 40-х - начале 50-х гг. их руководство вождем стало непосредственным и прямым. Другим орудием осуществления сталинской диктатуры была Коммунистическая партия. Она оставалась разделенной на две неравные части. Первая - миллионные массы рядовых членов партии, которые были полностью отстранены от реального участия в решении государственных и партийных дел, но активно вовлечены в пропаганду и реализацию решений. И вторая - иерархическая система партийной номенклатуры с мощным, хорошо организованным аппаратом, реально управлявшим страной, верховная власть в которой принадлежала главе партии и государства - И.В. Сталину.

В этих условиях Советы всех уровней не играли какой-либо существенной роли в руководстве СССР. Тринадцать с половиной лет - с марта 1939 г. по октябрь 1952 г. - не созывались съезды партии. Пять с половиной лет с февраля 1947 г.по октябрь 1952 г. - пленумы ЦК. Даже Политбюро (10 членов и 4 кандидата в члены) почти никогда не собиралось в полном составе. Все важные вопросы решались на заседаниях весьма узкого круга лиц сталинского окружения, куда входили: В. Молотов, Л. Берия, Г. Маленков, Л. Каганович, Н. Хрущев, К. Ворошилов. Режим личной власти Сталина, установившийся с конца 30-х гг., достиг своего апогея. Вся идеологическая пропаганда была направлена на всестороннее укрепление культа личности вождя. Она пронизывала деятельность всех организаций, - как партийных, так и государственных, науку и образование, литературу и искусство.

Конец 40-х- начало 50-х гг. отмечены утверждением имперской идеологии, все более открытым проявлением государственного антисемитизма. В СССР развернулась широкая антисемитская компания. В 1948 г. начались аресты представителей еврейской интеллигенции. Эти меры получили название кампании по борьбе с «безродным космополитизмом». В обстановке секретности были приговорены к смерти и расстреляны члены Антифашистского еврейского комитета. Их обвинили в организации антигосударственной деятельности, в осуществлении шпионажа в пользу США. Все еврейское население страны рассматривалось как массовый враг советского народа.

Накануне XIX съезда Сталин организовал новую провокацию, которая должна была послужить сигналом к началу очередного витка репрессивных акций. В сентябре 1952 г. карательные органы арестовали ряд руководящих работников Кремлевской больницы и врачей, обслуживавших членов Политбюро и их семьи. Их обвиняли в причастности к заговору с целью умерщвления руководителей государства и партии путем заведомо неправильного лечения. Предполагалось, что судебный процесс состоится в марте 1953 г., и он будет публичным. Хотя в числе арестованных были не только евреи, но и русские, украинцы, дело сразу приняло антисемитский характер. В опубликованном извещении прямо указывалось, что свою террористическую и шпионскую деятельность арестованные врачи осуществляли по указаниям иностранных разведок и под руководством международных сионистских организаций, располагавшихся в США.

По всей стране были организованы митинги, участники которых требовали смертной казни для «врачей-убийц» и призывали к усилению «большевистской бдительности». Готовилась новая волна массового террора, которую предотвратила лишь скоропостижная кончина Сталина в марте 1953 г. После смерти И.В. Сталина началась новая эпоха в социально-экономическом и политическом развитии советского общества.



Заключение

Политический режим, существовавший в Советской России в 30 – 50 е гг. ХХ в. принято считать тоталитарным.

Главной характерной чертой политического режима в 30-е годы стал перенос центра тяжести на партийные, чрезвычайные и карательные органы. Решения XVII съезда ВКП (б) значительно усилили роль партийного аппарата - он получил право непосредственно заниматься государственным и хозяйственным управлением, высшее партийное руководство приобрело неограниченную свободу, а рядовых коммунистов обязали строго подчиняться руководящим центрам партийной иерархии.

Утверждение власти партийно-государственного аппарата сопровождалось возвышением и укреплением силовых структур государства, его репрессивных органов. Опираясь на мощную систему карательных органов, сталинское руководство раскручивает маховик массовых репрессий, в результате которых закрепилась политическая система, которую называют режимом личной власти Сталина (сталинский тоталитаризм).

В ходе репрессий была уничтожена большая часть высших руководителей страны. Им на смену пришло новое поколение руководителей («выдвиженцы террора»), всецело преданное Сталину. Таким образом, принятие принципиально важных решений окончательно перешло в руги Генерального секретаря ВКП (б).

В эволюции сталинского тоталитаризма обычно выделяется четыре этапа:

1. 1923 - 1934 - процесс становления сталинизма, формирование его основных тенденций.

2. Середина 30-х годов - 1941 год - реализация сталинской модели развития общества и создание бюрократической основы власти.

3. Период Великой Отечественной войны - 1941 - 1945 годы - частичное отступление сталинизма, выдвижение на первый план исторической роли народа, рост национального самосознания, ожидание демократических перемен во внутренней жизни страны после победы над фашизмом.

4. 1946 - 1953 годы - апогей сталинизма, перерастающий в коллапс системы, начало регрессивной эволюции сталинизма.

Во второй половине 50-х годов в ходе реализации решений XX съезда КПСС была осуществлена частичная десталинизация советского общества, однако ряд признаков тоталитаризма сохранился в политической системе вплоть до 80-х годов.



Список источников литературы

1. Верт Н. История Советского государства: 1900 – 1991. – М., 1992.

2. Волкогонов Д.А. Сталинизм: сущность, генезис, эволюция // Вопросы истории. – 1990. - № 3.

3. Орлов А.С., Георгиев Н.Г., Георгиева Т.А., Сивохина Т.А. История России – М.: ООО «ТК Велби», 2002 г., с. 346

4. Россия и мир: Учебная книга по истории. Часть 2/ Под общей ред. Проф. А.А.Данилова. – М.: ВЛАДОС, 1994 , с. 71

5. Воробейчик В.Л. История Отечества ч /II. С 20-х – 30-х гг по настоящее время., Волгоград, 1996 г.

6. Новейшая история Отечества ХХ век: /Под ред. А.Ф.Киселева, Э.М.Щагина. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999 г. – т. 2.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

3.1. «Социалистический строй». К середине 30-х гг. советскую партийно-государственную систему можно считать окончательно сложившейся, что и было закреплено в новой Конституции СССР.

Конституция СССР, принятая на VIII Чрезвычайном съезде Советов 5 декабря 1936 г. и действовавшая до 1977 г., законодательно закрепляла «победу социалистического строя» в СССР. Высшим органом государственной власти становился Верховный Совет СССР (вместо съезда Советов), а между его сессиями – Президиум Верховного Совета. Конституция провозглашала ликвидацию частной собственности на средства производства, эксплуатацию человека человеком. Были сняты классовые ограничения в избирательной системе, устанавливались всеобщие, равные прямые выборы при тайном голосовании. В 1939 г. на XVIII съезде ВКП(б) было заявлено «о победе социализма в основном» и о «переходе к развернутому строительству коммунизма».

В советской политической модели тех лет присутствовали признаки, традиционно относимые к социализму: замена частной собственности коллективистской, отсутствие эксплуататорских классов, плановость, распространявшаяся на все народное хозяйство; гарантированное право на труд, бесплатное всеобщее среднее образование, медицинское обслуживание; всеобщее избирательное право. Формально юридически устанавливалось наличие двух форм социалистической собственности – государственной и групповой (кооперативно-колхозной), хотя сложившаяся к тому времени директивная экономика характеризовалась фактически полным огосударствлением средств производства.

Но этими признаками характеристика советского строя не ограничивалась.

3.2. Утверждение всевластия партийного аппарата и сращивание его функций с функциями государственных органов власти составили сущность советского политического режима 30-х гг., который приобрел форму режима личной власти (культа личности). Пирамида высших руководителей ВКП(б) и Советского государства замыкалась на генеральном секретаре ЦК И. В. Сталине, решения которого должны были беспрекословно выполняться. Главным способом воздействия партии на деятельность государства стал ее контроль над кадровыми вопросами. К началу 30-х гг. в руках Сталина было сосредоточено назначение высших руководящих кадров в стране, размещение их на различных уровнях пирамиды государственной власти.

3.3. Социальная база сталинизма. Сложившийся общественно-политический режим имел свою социальную базу: активную – ближайшее окружение вождя и советская партийная номенклатура на местах – и пассивную. Последнюю представляли рабочие, сельская беднота, среднее крестьянство, маргинальные слои.

3.4. Идеологизация культуры и всех сторон жизни вылилась в требование соблюдения принципа партийности. Литература, живопись, музыка должны были отражать революционную борьбу пролетариата и успехи строительства социализма, воспитывать советских людей в духе преданности «делу партии и коммунизма». Все стороны жизни получили идейное обоснование; в науке также провозглашался «классовый подход».

3.5. Был установлен партийно-государственный контроль над различными сферами общественной жизни. Партийная, комсомольская, пионерская, огосударствленная профсоюзная организации (формально общественные, а фактически руководимые партией), содержавшиеся государством Союзы писателей, композиторов, художников – эти и другие организации, «добровольные» общества, включая домоуправления, охватывали все возрастные, социальные и профессиональные группы советских людей, контролировали различные стороны жизни общества и отдельных его членов.

Даже личная, в том числе семейная, жизнь могла стать предметом обсуждения и осуждения на собраниях общественности.

3.6. Идеология и общественное сознание.

Сталинский режим опирался на жесткую, авторитарную идеологию, охватывавшую все сферы жизни общества. В ее основе лежал марксизм-ленинизм, но еще более упрощенный и измененный. Пропаганда ленинизма служила превращению его в объект веры, в своеобразную новую, «социалистическую» религию.

При этом Сталин, которого с 1929 г. называли «Ленин наших дней», стремился объединить в сознании народа свою жизнь и деятельность с революцией, большевизмом и ленинизмом. Он добивался возвеличивания собственной роли в истории партии и революции, признания своей непогрешимости. «История ВКП(б). Краткий курс», вышедшая в 1938 г. под его редакцией, также служила целям унификации мировоззрения народа.

В то же время в официальной идеологии произошла переориентация с «революционных» ценностей на развитие национальных традиций (в частности, русской культуры и русской истории).

Утверждение русских патриотических идей, проникнутых державными мотивами в сочетании с социалистическими идеями, превратилось в составляющую часть советского мировоззрения 30-х гг. Преодолевалось негативное отношение к семье как «ячейке общества», ставилась задача заботы о детях. Ужесточилось отношение к бракоразводным процессам, были запрещены аборты. Одновременно возродились некоторые дореволюционные традиция, в том числе празднования новогодних елок, постановок «старорежимных» детских сказок. Особое внимание уделялось воспитанию высоких нравственных принципов (культивировался спорт, крепкое физическое здоровье).



Культурное строительство привело к формированию нового типа сознания и «нового человека», с одной стороны, вдохновленного идеей светлого будущего, уверенного в правильности «генеральной линии партии», а с другой – вынужденного постоянно опасаться стать жертвой «ошибки» карательных органов. Диктатура Сталина отождествлялась для советских людей с революционными идеями, социализмом, социалистическим государством, именно поэтому, как считают историки, даже подвергнувшись репрессиям, многие сохраняли веру в Вождя.

Сформировавшееся в этих условиях «коммунистическое» сознание являлось сильно политизированным, в значительной степени управляемым сверху. Оно не рассматривало человека как творческое начало, представляло его частью класса, партии, коллектива. Люди с таким сознанием были готовы исполнять чужую волю, опираясь на утопические идеалы. Вера в непогрешимость вождя становилась при этом сродни религиозной вере, в общественном сознании с помощью различных механизмов поддерживалась иллюзия единства общества и власти, партии и народа.

Неполнота идейного контроля. Однако даже в условиях сталинизма массовое сознание не представляло собой единого целого. В обществе существовали многочисленные группы людей, различающиеся по политическим симпатиям, нравственным убеждениям и социальным ориентирам. Проявлялось идеологическое инакомыслие в среде научной элиты (П. Л. Капица, И. П. Павлов, В. И. Вернадский и др.), деятелей культуры. Особенно на бытовом, повседневном уровне преодолевалось единообразие и единомыслие, что нашло отражение в письмах, которые посылали рядовые граждане в 30-е гг. на имя Сталина, Молотова, Микояна и других партийных деятелей с критическим анализом сложившейся ситуации в экономике, требованиями и просьбами изменить отношение к рабочему человеку, привести в соответствие реалии повседневной жизни с политическими заявлениями партии.

Кроме того, и сама власть, заигрывая с населением, допускала некоторые послабления. На основании принятого в 1930 г. постановления «О работе по перестройке быта» начинается период строительства индивидуальных квартир. Возрождается традиция индивидуального пошива одежды и обуви; модным стало стремление хорошо одеваться (хотя не всем это было доступно). Больницы, учебные, культурно-познавательные и культурно-развлекательные учреждения стали неотъемлемыми элементами городского быта, что достигалось бесплатностью и льготным характером здравоохранения, культурного обслуживания, политикой низких цен на книги, билеты в кино, театр, музеи и т. д.

Выводы

1. Характер советского общественно-политического строя.

Многие современные исследователи определяют политическую систему 30-х гг. как «государственный социализм». Наряду с элементами, традиционно относимыми к социализму, ее характерными чертами являлись: сосредоточение власти в руках партийно-государственного аппарата (власть при этом не была ограничена законом и опиралась на репрессии); культ личности вождя; стирание границы между государством и обществом; контроль со стороны государства над обществом и, в определенной степени, личностью; запрещение политической оппозиции и свободомыслия, тенденция к распространению вовне советских идей и порядков.

2. При этом политическая система 30-х гг. гарантировала своим гражданам определенные права и социальные блага, однако за них общество заплатило очень высокую цену.

3. Партийно-государственный контроль, установленный над различными сферами общественной жизни, не исключал разнообразия в мышлении, чертах повседневности, отношении к жизненным ценностям.

4. Общественная атмосфера в стране также отличалась двойственностью: ощущение обстановки «осажденной крепости» в капиталистическом окружении, страх перед репрессиями сочетались с энтузиазмом, верой людей в «светлое будущее».

Существуют различные точки зрения на характер политического строя СССР 30-х гг. Одни считают реальной «победу социалистического строя» в СССР, хотя и в деформированном виде. В качестве аргументов приводятся такие характерные признаки, как ликвидация частной собственности, эксплуататорских классов, плановость, социальные права. Гипертрофированная роль государства и репрессивных органов, террор и т. д. рассматриваются ими как проявление деформации, происшедшей под воздействием многих факторов, в том числе отсталости страны, враждебного СССР капиталистического окружения, личности самого Сталина и пр.

Другие с утверждением сталинизма связывают становление тоталитарного общества в СССР, истоки которого обнаруживаются уже в годы правления Ленина и даже в более ранней истории России. Под тоталитарными режимами сторонники этой точки зрения понимают форму власти, которая базируется на насилии и исключает принципы гражданского общества. Господствовавшая в такой стране идеология, по мнению этой группы авторов, связывала между собой власть и массы, превращая массовое сознание в единое контролируемое целое.

Некоторые историки считают, что сталинизм представлял собой один из вариантов модернизирующегося общества, а именно – ультралевый (осуществлявшийся в экстремальных условиях экономического кризиса), в отличие от ультраправого – фашистского и в противоположность неолиберальному – американскому и западноевропейскому.

Вопросы и задания

1. Проанализируйте текст Конституции 1936 г. Какие противоречия в развитии советского общества нашли в ней свое отражение?

2. Какую роль в становлении советского политического режима 30-х гг. сыграла психология людей того времени?

3. Раскройте основные направления социальной политики СССР в рассматриваемый период.

4. Какие демографические и социальные последствия имел развязанный в стране террор?

5. Известный русский философ Н. А. Бердяев писал: «Старая русская автократическая монархия имела корни в религиозных верованиях народа, она себя сознавала и оправдывала как теократию, как священное царство. Новое русское коммунистическое государство тоже автократично и тоже имеет корни в верованиях народа, оно тоже сознает себя и оправдывает как священное царство, как обратную теократию». Как вы понимаете эти слова? Прав ли был философ?

Литература

Власть и общество в СССР: политика репрессий (20-40-е годы). Сб. статей. М., 1999.

Медведев Р. О Сталине и сталинизме. М, 1990.

Солдатенков В. Д. Политические и нравственные последствия усиления власти ВКП(б). 1928–1941. М., 1994.

Соколов А. К. Курс советской истории. 1917–1940. М., 1999. Ч. IV. Разд. 4–7.

Такер Р. Сталин у власти: История и личность. 1928–1941. М., 1997.

Холмс Л. Социальная история России. 1917–1941 гг. Ростов н/Д., 1993.

Понятие и общая характеристика политической системы советского общества

Проводя характеристику политической системы советского общества следует отметить, что в специальной литературе традиционно отмечается ее уникальность – соответствующая система практически не имела аналогов в иных зарубежных странах ни до, ни после себя. В наиболее общем виде политическая система советского общества может быть определена следующим образом:

Определение 1

Политическая система советского общества – совокупность партийно-государственных учреждений, и, в меньшей степени, иных общественных объединений, в процессе функционирования которых происходило отправление политической власти и формирование курса политико-государственного развития в СССР.

Важной особенностью политической системы советского общества выступает ее светско-атеистический характер, результатом утверждения которого в политической системе выступает то, что традиционно выделяемый компонент соответствующей системы – религиозные организации, был полностью исключен из политической системы советского общества.

Кроме того, значительные особенности политической системы советского общества наблюдались и в рамках характеристики ее партийной организации – в Советском союзе на конституционном уровне утверждалась руководящая роль единственной Коммунистической партии, деятели которой одновременно занимали все ключевые государственные посты. Иными словами, одним из признаков политической и государственной системы советского общества выступало сращивание партийного и государственного аппарата.

Продолжая характеристику политической системы советского общества, представляется необходимым также отметить, что государственные учреждения, как ядро соответствующей политической системы, подразделялись на три основные группы исходя из их места в системе государственного аппарата:

  1. Высшие органы государственной власти, выступавшие от имени государства, в руках которых сосредотачивалась вся полнота государственной и политической власти (например, законодательные органы, органы верховного управления, надзора, судебных органов, и т.д.);
  2. Центральные органы – отраслевые, межотраслевые и функциональные органы политико-государственного управления в советском обществе, сфера компетенции которых была представлена исполнением общеобязательных властных предписаний (наркоматы, государственные комитеты, министерства, и иные государственные органы и государственные учреждения).
  3. Местные органы государственной власти (Советы) и органы управления (Исполнительные комитеты и их отделы).

Еще одной значительной отличительной чертой, характеризовавшей всю политическую систему советского общества, выступала присущая ей административно-командная система управления, подробная характеристика которой будет проведена ниже.

Административно-командная система как основа политической системы советского общества

Как было отмечено выше, ключевой особенностью политического устройства советского общества постепенно выступали административно-командная система управления. При этом анализ специальной литературы позволяет сделать вывод о том, что в числе ключевых признаков соответствующей системы выступало:

  • Умаление роли и постепенное отстранение от власти Советов, обусловленное, с одной стороны, стремлением высших государственных властей к централизации и усилению власти в стане, а с другой – низким культурным уровнем трудящихся, малочисленностью пролетариата, и, в результате, постепенным усилением роли исполнительных органов, большинство структурных частей которых не избиралось, а назначалось сверху.
  • Ключевым методом политико-государственного руководства в условиях административно-командной системы была «чрезвычайность» - система принципов, приемов и методов государственного управления, основанных на массовых репрессиях, судебном (а нередко – и внесудебном) принуждении, и т.д. Кроме того, в условиях чрезвычайности нередко допускалось и оправдывалось длительное сохранение соответствующих начал в условиях советской политической реальности;
  • На первый план в политической системы выдвигался государственный аппарат, планомерно увеличивавшийся и постепенно объединившийся с аппаратом коммунистической партии. При этом рассматриваемая тенденция обозначилась уже в первые годы существования советской власти – уже в 20-30 гг. XX века, постепенно наблюдался стремительный рост всего управленческого аппарата, возникал и развивался такой феномен как ведомственность, сращивание партийного и государственного аппарата и т. д.

Номенклатурный принцип управления как признаком политической системы советского общества

Рассмотренная выше административно-командная система управления в советской политической системе преимущественно основывалась на номенклатурном принципе управления всем обществом. В соответствии с данным началом назначение и перемещение руководящих кадров всего государственного аппарата производилось по воле и решению высших партийных чиновников, что обуславливало существование личной зависимости назначаемых от тех, кто был наверху соответствующей номенклатурной пирамиды.

Определение 2

Номенклатуры – это перечень ключевых должностей государственного (а впоследствии – и партийного) аппарата, кандидатуры на замещение которых предварительно рассматривались, рекомендовались, утверждались, а нередко – и отзывались партийными комитетами соответствующих уровней, от районного до Центрального комитета КПСС.

Кроме того, номенклатуры в советской время подвергались постоянным корректировкам, а не оставались неизменными – они ежегодно пересматривались и в разные года включали различное число должностей.

Номенклатура делилась на два списка, к первому из которых были отнесены должности, на которые руководители назначались только по постановлению Политбюро ЦК партии. В свою очередь, ко второму списку – должности, назначение на которые требовало согласия Орграспредотдела ЦК. Кроме того, дополнительно к номенклатуре № 1 вводился список «выборных должностей», на которые назначение производил сам Центральный комитет компартии.

Под политической системой советского общества подразумевалась система государственных учреждений и общественных организаций. Существовавшие наряду с ними третий институт - религиозные организации - из политической системы советского общества исключался.

Государственные учреждения можно подразделить на три основные группы по их месту в системе государственного аппарата: высшие, центральные и местные.

Высшие органы (учреждения) являются, как правило, органами законодательства, верховного управления, надзора, суда. Они осуществляют государственное руководство, выступая от имени государства, обладают властными полномочиями.

Центральными органами являются отраслевые, многоотраслевые или функциональные органы управления (наркоматы, министерства, государственные комитеты), исполняющие законы и восстановления высших органов. Термин “государственные учреждения” в литературе и общественной практике применяется в широком смысле как совокупность государственных органов и государственных учреждений, дабы подчеркнуть их отличие от государственных предприятий и общественных организаций.

Практика государственного строительства выработала несколько терминов для обозначения определённых частей государственного механизма:для высших и местных органов государственной власти - органы государственной власти , для их исполнительно-распорядительных органов - органы государственного управления . Существуют также судебные органы и органы прокуратуры. Органом государства может быть и одно должностное лицо.

Государственные органы выступают от имени государства, обладают государственно-властными полномочиями. Их назначение – не производственная, не научная или иная деятельность, а принятие управленческих решений и руководство их выполнением.

Собственно государственные учреждения как органы только управления, но не власти действуют не от имени государства, а от своего собственного, отличаются специфической организационной структурой, обладают определённой компетенцией. Для них типична непроизводственная деятельность в экономической, научной, социально-культурной, административной, воспитательной и т.п. областях.

В настоящем курсе термин “государственные учреждения” употребляется для обозначения всех органов государственной власти, органов государственного управления, судебных органов и органов прокуратуры.

Местные органы в свою очередь подразделяются на местные органы государственной власти (Советы) и органы управления (исполкомы, их отделы).


Обе части советской политической системы - государственные учреждения и общественные организации - возникли в разное время государственные учреждения - в ходе и после победы революции, общественные организации - ещё до революции.

Главное отличие общественных организаций от государственных учреждений - их добровольная общественная природа. Зарождавшаяся административно-командная система управления опекать общественные организации, усиливая партийное руководство ими.

По форме государственного устройства Советское государство являлось федеративным государством.

Основными типами государственного устройства являются: унитарное государство, федерация и конфедерация. Унитарное государство – это единое государство, имеющее единое для всей страны законодательство, единое гражданство, высшие органы государственной власти, оно делится только на административно-территориальные единицы не имеющие признаков государственности. Федерация – это союз государств или государственных образований, объединившихся в одно новое государство. Государства, входящие в федерацию, имеют свое законодательство, свои органы власти и управления, компетенция которых ограничена общефедеральной конституцией. В федерации действует принцип двойного гражданства: общефедерального и той или иной входящей в союз единицы (республики). Конфедерация – это союз государств, в котором объединение проводится в ограниченных пределах, например, для решения внешнеполитических или военных задач. Единого государства при этом не образуется. Единой политической, экономической, налоговой системы в рамках конфедерации нет. Нет и общего гражданства.

Особенностью государственного управления советской власти становитсяадминистративно-командная система управления . Среди причин возникновения АКСУ есть экономические, политические, социальные, исторические, личностные и др. В целом же складывание АКСУ было обусловлено неверными решениями при выборе путей развития экономики, острейшей внутриполитической борьбой, в которой большинство приняло сторону тех, за кем была сила, а не истина, и в ходе которой власть была узурпирована сначала узким кругом партийных верхов, а затем - одним человеком. Главная же причина коренилась в крайне низком уровне общей и политической культуры подавляющего большинства населения.

Основными чертами АКСУ , характерными для всего периода её существования, являются следующие:

1. Умаление роли Советов, отстранение их от власти, подмена лозунга “Власть трудящихся”. Эта черта АКСУ проявилась достаточно рано. Наряду с успехами по вовлечению трудящихся в управление государством выявилось и другое: низкий культурный уровень трудящихся, малочисленность пролетариата, что привели к усилению роли исполнительных органов, большинство структурных частей которых не избиралось, а назначалось. Их реальные права превосходили формальные полномочия выборных органов. Даже съезды Советов Как высшие органы государственной власти из-за низкой компетентности большинства делегатов, а отчасти из-за склонности к “митинговой демократии” не могли претендовать на выработку законов и всё больше склонялись к простому одобрению решений партии.

Противоречие между правовым положением Советов и их фактической ролью постоянно углублялось. Демократизм Советов был сведен к формальным процедурам, а исполнительный аппарат встал над Советами. И если на начальном этапе Советы были властью для трудящихся через передовой слой пролетариата, то в 40-80-е годы они стали властью для трудящихся через партийно-государственных функционеров. Это позволяло сохранить власть в руках номенклатурной партийно-государственной администрации. участия трудящихся в управлении превратилось в формальный лозунг.

2. Главным методом руководства при АКСУ была «чрезвычайность» - совокупность принципов, приемов и методов управления, основанных на массовых репрессиях, судебном и внесудебном принуждении. Чрезвычайная система управления, если она и необходима (например, в условиях войны), допустима и оправдана лишь на короткое время. АКСУ сделала «чрезвычайность» не только основным принципом организации и деятельности всего государственного аппарата, но и образом «жизни».

Чрезвычайные меры, вводимые законодательно с середины 20-х годов, неизбежно вели к гипертрофии функций карательных органов, которые все больше стали выходить из-под контроля государства, будучи лишь под контролем вождя.

Все эти законы были не только беспредельно жестоки, но и необыкновенно растяжимы: их можно было применять за любой проступок и осудить по ним на любой срок. Ужесточение уголовного законодательства за счет огромного количества «чрезвычайных» законов, направленных в первую очередь на охрану социалистической собственности, и было основой АКСУ.

«Чрезвычайщина» сохранялась и в последующие годы, так как оставалась одной из характерных черт АКСУ, средством поддержания политической стабильности и «порядка». В 30-80-е годы периодически издавались новые чрезвычайные законы, сфера применения которых то расширялась до предела, то сужалась.

На протяжении 30-50-х годов в качестве универсального средства решения всех проблем АКСУ использовала репрессии. Первая волна репрессий пришлась на 1929-1933 гг., когда на селе была проведена так называемая «революция сверху», преследовавшая цель ликвидировать кулачество. Вторая - 1937-1938 гг., когда было предпринято уничтожение всех потенциальных соперников Сталина в борьбе за власть. Третья волна (40-50-е годы) имела целью навечно законсервировать административно-командную систему. Репрессии, в ходе которых когорта революционеров постепенно сменялась армией чиновников, способствовали созданию тотальной бюрократии.

3. Выдвижение на первый план государственного аппарата, его увеличение и сращивание с партийным аппаратом. В чем это выражалось?

Во-первых, в конце 20-х - начале 30-х годов происходил стремительный рост всего управленческого аппарата , что постепенно обескровливало Советы как органы власти. Шло дробление, разукрупнение почти всех наркоматов - и промышленных, и непромышленных.

Разукрупнение наркоматов преследовало цель превратить крупные отраслевые центры, своеобразные штабы отраслей, какими были эти наркоматы, в подотраслевые, узкоспециализированные ведомства, деятельность которых легче было контролировать. Одновременно с этим происходило «перетряхивание» госаппарата: в 1929 г. в результате «чистки» госаппарата 10 % служащих были из него удалены. Все это привело к тому, что на рубеже 20-30-х годов в госаппарате сложилась кризисная ситуация, а в качестве выхода из нее предлагалось все то же администрирование, т.е. очередная реорганизация.

Во-вторых, с середины 20-х годов особенно быстро разрастался исполнительный аппарат , и именно та его часть, которая связана с административными мерами принуждения: органы НКВД, узкоспециализированные органы контроля (финансового, санитарного, планового и т.п.), всевозможные «инспекции» и «уполномоченные». Все они были централизованы, действовали в масштабах Союза ССР, независимо от Советов. Всеобщий административный надзор осуществлял вновь созданный в 1934 г. Наркомат внутренних дел СССР.

В-третьих, в 20-е годы возникает и развивается такой феномен, как ведомственность . Возникшие в начале 30-х годов после упразднения ВСНХ отраслевые наркоматы быстро превращались в замкнутые центры административно-хозяйственных систем, что отвечало потребностям индустриализации страны.

В-четвертых, АКСУ породила такое явление, как сращивание партийного и советского аппаратов . В первые годы после революции функции партийных и советских органов не были четко разграничены. Однако в то время партийный аппарат и государственный еще уравновешивали друг друга. Но уже к середине 20-х годов Советы (наряду с профсоюзами, комсомолом и т.п.) были превращены в «приводной ремень» от партии к трудящимся. Партия встала над обществом, ее руководство встало над партией и оказалось вне контроля. Партийные руководители на местах приобрели власть, которая в силу своей не подконтрольности оказывалась выше закона.

В чем выражалось это сращивание партийного и государственного аппаратов?

Все экономические вопросы, включая разработку и утверждение планов, решались на съездах партии, а не в Советах. Все основные постановления по этим вопросам принимало Политбюро. Все «чрезвычайные законы» хотя и издавались от имени ЦИК и СНК СССР, но разрабатывались и принимались в Политбюро, в аппарате ЦК. Сама партия из организации, коллективно вырабатывающей решения, все более превращалась в организацию, проводящую решения, в своего рода наркомат. Коллективное руководство на всех уровнях - от высшего до низового подменялось единоличным, хотя формально демократические процедуры соблюдались.

Ни конституции, ни правовая теория не предусматривали вмешательство партийных органов в непосредственное управление государственной жизнью. Но на практике оно с каждым годом усиливалось. 4. АКСУ держалась в значительной мере на номенклатурном принципе управления всем обществом. Назначение и перемещение руководящих кадров всего государственного аппарата по воле «партийных верхов» - вот стержень АКСУ. Именно он обеспечивал личную зависимость назначаемых от тех, кто был на верху управленческой пирамиды.

Номенклатура - это перечень наиболее важных должностей в государственном аппарате (а позднее - и в общественных организациях), кандидатуры на которые предварительно рассматривались, рекомендовались, утверждались и отзывались партийным комитетом - от райкома (горкома) до ЦК партии. Номенклатура - явление, присущее однопартийной системе, при которой в стране действует политическая партия, претендующая на роль руководителя всего государства. Это «гениальное изобретение» Молотова и Кагановича было введено в конце 1923 г. Сила номенклатуры состоит в изначальной незаконности, а значит - бесконтрольности и безответственности.

Номенклатуры не оставались неизменными, они ежегодно пересматривались и в разные года включали различное число должностей. Номенклатура делилась на два списка: № 1 и № 2. К первому из них были отнесены должности, на которые руководители назначались только по постановлению Политбюро ЦК партии, ко второму - должности, назначение на которые требовало согласия Орграспредотдела ЦК. Кроме того, дополнительно к номенклатуре № 1 вводился список «выборных должностей», на которые назначение производил ЦК. Подбор и назначение на должности, не входившие в списки № 1 и № 2, должны были производиться по спискам, устанавливаемым каждым государственным учреждением по согласованию с Орграспредотделом ЦК, - так называемая «ведомственная номенклатура» № 3. Номенклатуры обладали рядом особенностей. Во-первых, общее количество назначаемых распределялось по трем спискам следующим образом: по списку № 1 (на март 1926 г.) проходило 27,8 %, № 2 - 29,4, № 3 - 42,8 % всех назначаемых. Во-вторых, по трем спискам проходили учреждения только общесоюзные и только одной республики - РСФСР; госаппарата других союзных республик в номенклатурах нет. В-третьих, по ним проходили не только государственные учреждения, но и общественные организации: профсоюзы, все кооперативные центры, кооперативные банки, ЦК комсомола, МОПР, Осоавиахим и т.п. В-четвертых, назначались по трем номенклатурам не только члены партии, но и беспартийные. В 1925 г. Орграспредотдел утверждал кандидатуры директора Госцирка и начальника Центрального управления конвойной стражи НКВД СССР, вице-консула в Мукдене и торгпреда в Италии, всех членов коллегии Главметалла ВСНХ СССР и список народных заседателей (еще не избранных!) Верховного суда СССР, ректора Политехнического института в Ленинграде и заместителя уполномоченного ВСНХ во Франции и т.п.

С существованием номенклатуры тесно связан непрофессионализм, не квалифицированность управления.

Вопросы для самоконтроля:

1. В чем вы видите причины прихода большевиков к власти?

2. В чем суть большевистской концепции государственного строительства?

3. Назовите отличия государственных учреждений и общественных организаций.

4. Отличается ли принципиально система государственных учреждений Советской Росси от системы госучреждений дореволюционной России?

5. Дайте определение административно-командной системы управления. Назовите ее особенности.

6. Что такое номенклатура?

ТЕМА 10. ОРГАНИЗАЦИЯ СОВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА.