Разное

Подмосковный священник, убивший жену, оказался родом с украины. Почему был убит священник Александр Мень

Екатеринбург, 8 января, В ночь с 6 на 7 января в поселке Нейво-Шайтанском Алапаевского района Свердловской области в храме Петра и Павла был убит настоятель этого храма, священник Олег Ступичкин.

У сорокалетнего священника осталась вдова и четверо детей.

Вот что сказал в связи с этой трагедией архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий, обращаясь к прихожанам после заупокойной литии о новопреставленном иерее Олеге:

« В ы знаете, что накануне праздника Рождества Христова, после торжественного всенощного бдения, одного из священнослужителей нашей епархии постигла пагуба. Двое злых человек прямо в церкви, после богослужения, совершили убийство.

Чтобы скрыть свое злодеяние, они окутали отца Олега пеленой, облили маслом лампадным и хотели сжечь его. Слава Богу, к счастью, не произошло это. Но человек был убит накануне праздника Рождества Христова. И сейчас мы испытываем скорбь о утрате благочестивого священнослужителя нашей Церкви, который нёс свое пастырское служение в селе, и там старался к тому, чтобы возродить и восстановить эту церковь, которая была долгое время закрытая, и не было там настоятеля. Он, можно сказать, один из первых настоятелей, постоянных настоятелей этого храма после его возрождения и очень много потрудился, чтобы привлечь благотворителей, которые бы принялись за то, чтобы восстановить этот храм.

Злоумышленники взяли 21 икону из этого храма. Эти иконы не представляют такую ценность, как они думали. Иконы исполнены на оргалите, на бумаге. Это бумажные иконы.

Конечно, это тяжёлое для нас событие, говорит о том, что зло так сильно развивается в нашем обществе, что всем нам необходимо подумать, как бы остановить это зло, которое двигается на мирных жителей. Часто мы слышим известия о различных разбойничьих нападениях, об убийствах, и мы только выражаем соболезнования и больше ничего. Но эти события нас должны подвигать к тому, чтобы каждый человек, живущий в нашем обществе, укрепил себя в вере наших отцов, в вере православной и содействовал к тому, чтобы вся наша жизнь была основана на той высокой нравственности, православной нравственности, которая удерживала бы людей от делания таких злодеяний.

И, конечно, очень важно, как говорит Патриарх Алексий, необходимо преподавать в школах "Основы православной культуры", для того чтобы воспитывать в детских душах, с самого раннего возраста, воспитывать те высокие качества души человека, которые укрепляли бы в добре, укрепляли в делании добра и борьбы со злом. Чтобы ребенок уже в самом себе знал, как бороться со своими злыми помыслами, желаниями и делами.

Это событие нас настраивает на то, чтобы мы, дорогие братья и сестры, больше, более активно трудились в этой жизни для того, чтобы доброта, честность и любовь Христова преобладала в нашей жизни. Надо трудиться так, чтобы люди знали о Христе, следовали Христу, не были бы злыми и человеконенавистными, а были человеколюбивыми, кроткими, смиренными, послушливыми. И чем больше мы будем распространять эти идеалы христианской жизни, тем больше добра будет на нашей земле, и меньше опасностей мы будем испытывать в этой земной жизни.

Мы имеем проблемы в семье. Были оставлены, к сожалению, в последнее время, направления нашей семейной жизни к воспитанию детей в духе страха Божия, в духе веры во Христа, в духе христианской жизни. И сейчас мы имеем много проблем и эти проблемы мы можем решать только общими усилиями к тому, чтобы внедрять в нашу обыденную жизнь как можно больше добродетельных поступков, добродетельной жизни, и пример от нас, православных христиан, христианской жизни.

И вот такая наша общая работа, труд, искоренение зла в своем сердце, искоренение зла из нашего обществе, приведет к тому, что мы не будем иметь такие скорбные известия о таких страшных явлениях в нашей жизни, когда священнослужителя, совершающего свое служение в храме Божьем, убивают. Поэтому нам необходимо глубоко продумать и начинать такое исправление нашей жизни в нашем обществе, в нашем Отечестве.

Мы молимся сегодня за новопреставленного иерея Олега, чтобы Господь, пришедший в мир, чтобы вознести нас на небо, взял его в Свои обители небесные и даровал ему вечное блаженство в Царстве Божием".

Архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий .

«Сейчас надо, чтобы верующие настраивали и готовили себя ко всевозможным испытаниям и скорбям. К этому идет. Надо, чтобы не паниковали, не унывали и не отчаивались. И если Господь попустит какие-то испытания, нужно безропотно, с радостью и надеждой, со спокойствием в душе сподобиться Царствия Небесного».

Архимандрит Кирилл (Павлов)

СВЯЩЕННИКА УБИЛИ ЗА ТРИ ЧАСА ДО РОЖДЕСТВА

После вечерней рождественской литургии прихожане храма Петра и Павла начали расходиться по домам. Батюшка Олег задержался в церкви. Вместе с женой Ириной он привел все в порядок. Родителям помогали 7-летний Ваня и 15-летняя Ксюша. Выходя из храма, батюшка заметил двух парней, которые шли к церкви.

Видимо, припозднились к вечерней службе, - сказал жене священник. - Идите домой, я скоро вернусь.

Матушка Ирина, привыкшая к поздним посетителям, забрала детей и пошла домой. Поставила чай, дети сели вырезать из бумаги ангелочков к Рождеству. Прошло часа полтора.

Мам, давай я схожу за папой, - предложила Ксюша, но Ирина побежала за мужем сама.

Уже издали Ирина увидела: из окон церкви клубится дым. Внутри все разгромлено, иконы сорваны, некоторые - разбиты. На полу, придавленный горящей скамейкой, лежал изувеченный отец Олег... Убитый.

Били молотками

Нет Рождества в уральском поселке Нейво-Шайтанске. Место гибели 41-летнего батюшки Олега усыпано цветами. Прихожанки плачут. Плачет священник, читающий молитву над фотографией убитого. В трехтысячном поселке все знают друг друга в лицо. И никто понять не может, что понадобилось двум подонкам от священника, которого местные жители буквально боготворили.

«Отморозков» взяли быстро. После убийства Роман Сухачев и Сергей Давлятшин прямо с иконами пошли в Алапаевск, а это километров сорок, прямо по трассе. Их «прогулку» увидели водители машин, которые позже описали их внешность сотрудникам милиции.

Оба подозреваемых работали на местной пилораме, а жили в Алапаевске. В местной церквушке появились один раз - в день убийства, только на утренней молитве: присматривались к иконам. Вечером остались в поселке и крутились у продуктового киоска. Дождавшись, когда закончилась вечерняя литургия, вошли в церковь.

Оба были уже неоднократно судимы и за грабежи, и за погромы. К тому же употребляли наркотики. Видимо, как раз и хотели церковь ограбить, ища денег для «дури». Они и не скрывали, что решили убить священника после того, как батюшка не захотел отдавать иконы. Били молотками. А поняв, что убили, облили тело священника бензином, сверху швырнули скамейку, чиркнули зажигалкой.

До Рождества оставалось три часа...

Любимец поселка

Олег и Ирина Ступичкины прожили вместе 21 год. Поженились еще во время учебы в Оренбурге. О религии тогда даже не думали. Как-то зашли в церковную лавку, Олег купил несколько книг. С того все и началось. Сначала Ступичкины приходили в церковь трижды в неделю, потом каждый день. Так Олег стал священником. А два года назад отец Олег получил приход под Алапаевском - в историческом месте, там, где большевики расстреляли князей Романовых. Ящик книг, четверо детей - Зоя, Вера, Ксения и маленький Иван - вот и всё, с чем Ступичкины переехали в Нейво-Шайтанск. Батюшку полюбили сразу. Он был в церкви до поздней ночи, пока люди шли, выслушивал любого, говорил и с пьяными, и с сумасшедшими.

На Руси ведь спились самые добрые и самые настоящие люди, - говаривал отец Олег.

И двери избы Ступичкиных открывались для всех. Именно батюшка Олег научил прихожан петь хором, поднимал почти из руин ветхий храм. Сам сделал гигантский деревянный крест, вырезал на нем узоры и сам внес сотнекилограммовый крест на вершину местной горы.

Уметь прощать

Осиротевшая семья Ступичкиных не останется в поселке. Вдова и дети собирают вещи, они будут жить в монастыре под Верхней Пышмой.

Матушка Ирина не спала всю ночь, но её глаза излучают какой-то особый свет.

Ни я, ни дети ни в чем не нуждаемся, - говорит она нам тихим голосом. - Но если бы помогли восстановить до конца наш храм, это было бы замечательно.

Убийц мужа Ирина уже простила.

Не могу держать в сердце злобу. - 41-летняя женщина, мать четверых детей, вдруг улыбается. - Надо уметь прощать. А нам остается только молиться.

За последние пять лет в России разграблены более 1000 церквей. 35 000 икон объявлены в розыск.

Самым громким стало убийство священников в пасхальную ночь - 23 апреля 1993 года - в Оптиной пустыни. Тогда погибли иеромонах Василий (Рослянов) и иноки Трофим (Татарников) и Ферапонт (Пушкарев). Монахов зарезали ножом с выгравированным на нем «числом зверя» - 666. Убийца признан «не вменяемым».

Жена погибшего священника Ирина сделала невероятный по светским меркам шаг: простила убийц своего мужа - священника отца Олега. Но этот шаг понятен людям религиозным. И ещё тем, кто действительно богат духовно. В истории есть такие случаи: жена Великого князя Сергея Александровича, взорванного в Кремле бомбой революционера, пришла в тюрьму к бомбисту Ивану Каляеву и простила его. Каляева повесили. Но он был потрясён прощением, потому что был хоть и террористом, но в нормальной стране.

Сейчас убивают даже священников, к которым идут за спасением те же убийцы и наркоманы. Значит, не совсем у нас нормальная страна. Ещё пока нет. Так и не ясно, когда начнём думать о главном - о душе и человеческой жизни.

«В связи с этой трагедией очевидно, что относиться и далее с пренебрежением к нравственному состоянию людей - как совсем молодых, так и зрелых - преступно, недопустимо и грозит всё новыми и новыми бедами», - сказал священник Михаил Прокопенко, руководитель службы коммуникации Отд. вн. церк. связей М. П.

И он прав. Подумаем об этом, наконец.

Мария Соснина, Андрей Дятлов

ИМЕНЕМ ОТЦА ОЛЕГА

На убийство священника поселкового храма в Свердловской области накануне Рождества теперь отреагировали и официальные органы. Свое мнение о трагедии высказали Патриарх Московский и всея Руси Алексий II и региональная прокуратура. Местные священнослужители уже сделали выводы и с именем погибшего на устах добиваются введения уроков Православия в школах.
Драма в поселке Алапаевского района произошла вечером 6 января: отслужив службу, настоятель храма Петра и Павла Олег Ступичкин уже закрывал помещение, когда к нему подошли два молодых человека и попросили выслушать их. Священнослужитель решил, что пришедшие опоздали на службу и перед светлым христианским праздником хотят исповедаться. Поэтому он предупредил супругу, что задержится, и вернулся в храм. Когда с момента ухода отца Олега прошло два часа, матушка Ирина начала безпокоиться и отправилась узнать, как идет исповедь. Она увидела в окнах храма огонь, иконы со стен были сорваны, некоторые разорваны. Сам Олег Ступичкин лежал на полу придавленный скамейкой. На крик женщины сбежались жители посёлка: прихожане сами доставали тело священника, сами тушили храм. Вспомнить странных людей для посельчан не составило труда - в маленьком Нейво-Шайтанском они впервые появились утром 6 января.

Задержать преступников удалось уже через несколько часов. После убийства они пешком по трассе отправились в Алапаевск. Двое бредущих мужчин показались странными сразу нескольким автомобилистам, которые сообщили об увиденном в милицию. Описание водителей совпало с заявлениями посельчан. При задержании подозреваемых обошлось без жертв. На допросе работники алапаевской «Пилорамы» Роман Сухачев и Сергей Давлятшин признались в совершении преступления. Злоумышленники били 41-летнего батюшку молотками, после чего облили бензином и подожгли.

Патриарх Московский и всея Руси Алексий II выразил соболезнование семье погибшего священника. « … С сожалением приходится констатировать - за последние годы подобный цинизм и жестокость по отношению к священнослужителям уже имели место, что свидетельствует о нравственной деградации общества».

Архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий считает, что убийцы забыли Христа и поэтому после смерти отца Олега свердловские священнослужители будут еще активнее нести религию в массы. «Это событие настраивает нас на то, чтобы мы более активно трудились в этой жизни для того, чтобы доброта, честность и любовь Христова преобладала в нашей жизни. Надо, чтобы люди знали о Христе, следовали Христу, не были бы злыми и человеконенавистными, а были человеколюбивыми, кроткими, смиренными, послушливыми. И чем больше мы будем распространять эти идеалы христианской жизни, тем больше добра будет на нашей земле и меньше опасностей мы будем испытывать в этой земной жизни», - заявил архиепископ. - Очень важно преподавать в школах «Основы православной культуры», для того чтобы воспитывать в детских душах с самого раннего возраста те высокие качества души человека, которые укрепляли бы в добре, укрепляли в делании добра и борьбе со злом. Чтобы ребенок уже в самом себе знал, как бороться со своими злыми помыслами, желаниями и делами», - завершил свою речь священнослужитель.

РАСКРЫТО УБИЙСТВО СВЯЩЕННИКА

В Свердловской области в ночь на Рождество убит православный священник. Убийство произошло в поселке Нейво-Шайтанский Алапаевского района. Сообщение об этом происшествии поступило в милицию 6 января в 22:40 по местному времени. После тушения незначительного пожара в храме Петра и Павла было обнаружено тело настоятеля храма иерея Олега Ступичкина 1966 года рождения. На голове настоятеля была рана, нанесенная тяжелым предметом. Из храма пропали иконы. По подозрению в совершении этого тяжкого преступления по горячим следам были задержаны двое ранее неоднократно судимые местные жители 1973 и 1974 годов рождения. У них была изъята часть похищенных икон, остальные найдены в сугробе на местном кладбище.

В Московской патриархии, в очередной раз потрясены убийством священника. Там отметили, что профессия священнослужителя становится опасной, что свидетельствует об ужасающем состоянии нравственности в российском обществе.

Отвечая на вопрос о мерах безопасности, в Московской патриархии сказали, что у каждого храма милиционера не поставишь. Нужно принимать меры для повышения уровня духовности и морали в обществе.

Отец Олег решил, что незнакомцы, как это случалось раньше, хотят исповедаться. Но незваные гости стали срывать со стен иконы. Батюшка пытался остановить осквернение церкви. Настоятеля убили прямо в церкви, ударом по голове. Напоследок преступники подожгли храм, вылив на пол масло из лампады. Из храма злоумышленники унесли около двадцати икон.

Следователи выясняют, что, а возможно и кто толкнул двух подельников на кражу икон и последующее убийство.

После убийства священника хотят переименовать название посёлка

Жители поселка Нейво-Шайтанский, где в канун Рождества был убит священник, считают причиной трагедии дьявольское название их селения. Как сообщили в местной администрации, первым вопрос о переименовании Нейво-Шайтанского в свое время поднял именно погибший священник Олег Ступичкин.

Нынешнее название, означающее в переводе с арабского «дьявольский» и «сатанинский», поселок получил пару столетий назад, поскольку в нем соединились две реки - Нейва и Шайтанка. Покойный священнослужитель ранее неоднократно обращался к местным жителям с предложением вернуть поселку его историческое название Сусанск, однако дальше разговоров дело не двигалось. После трагической гибели священника местные власти и население всерьез задумались о смене дьявольского имени.

Состоялись похороны единственного на всю округу священника. У 40-летнего отца Олега осталась вдова и четверо детей.

Озверение

В Московской патриархии убийство отца Олега из Петропавловского храма назвали "криминальной вакханалией", отметив, что общество находится в состоянии крайнего нравственного нездоровья. Что на самом деле происходит с нами? Как должно отреагировать общество на случившееся? Сегодня на эти вопросы ищет ответы режиссер П. Лунгин.

Российская газета : Вот опять мы с вами вынуждены говорить о трагедии. Опять убит священник... У вас нет ощущения, что убийство священнослужителей становится тенденцией нашего времени?

П.Л. Образ священника - это образ человека неагрессивного, того, кого легко убить, того, кто может стать жертвой. Видимо, превратно понятый образ доброты и христианского непротивления делает священника легкой жертвой. Это все равно, что убить ребенка, убить женщину.

РГ : В свое время у каждой семьи был духовник, священник играл очень важную роль в жизни каждого верующего, как вам кажется, какая роль сегодня отведена священнику?

П.Л : Для прихожан он играет огромную роль, а для общества, я пока не могу понять. Хотелось бы, чтобы он стал тем человеком, к кому можно прийти, посоветоваться, поговорить. Чтобы он был тем, кто может утешить слабого и смущенного.

РГ : Насколько я знаю, вы человек верующий, вы открыли что-то новое для себя, когда снимали ваш фильм?

П.Л : Когда мы делали фильм, я был в Троице-Сергиевой лавре у семинаристов - эти встречи с молодыми священниками меня настолько обогатили и обрадовали. Я встретил таких замечательных молодых, умных, чистых, светлых людей, которые сознательно хотят служить добру и Богу. Я увидел, что там идет зарождение общества, идет от этих молодых священников, которые на меня произвели очень сильное впечатление.

38-летний священник Олег Ступичкин появился в поселке Нейво-Шайтанский всего два года назад - как раз первую рождественскую литургию тогда провел.

Пришёл на разрушенное, как и по всей округе, церковное хозяйство. Когда церкви в начале девяностых начали возвращать храмы, этот представлял собой печальное зрелище. А говорят, был в свое время красив неописуемо.

Отец Олег начал с того, что своими руками стал ремонтировать храм. Собирал, где мог, церковную утварь, привлекал прихожан к реставрационным работам. Однажды увидел в присутственном месте какую-то треснувшую плиту, о которую в грязь люди сапоги вытирали. Оказалось - древняя памятная плита, еще со времен знаменитых владельцев железоделательных заводов и меценатов Демидовых. Выкупил батюшка эту плиту, вычистил и поставил в своем храме на видное место, чтобы прихожане знали и учились ценить свою историю.

Сам батюшка, по отзывам односельчан, не жалел сил, обращая оступившихся к вере. Многих окрестил в своем храме. Использовал каждую свободную минуту, даже перерыв на обед у рабочих местных предприятий, чтобы донести до них христианские ценности.

И у него получалось, - говорит бывший глава администрации поселка Александр Третиных. - Многие из тех, с кем он вел длительные беседы, например, бросили пить и травиться наркотиками. Детей рожать стали. Спасибо батюшке.

Вдова отца Олега, матушка Ирина плачет, вспоминая пережитый в сочельник ужас:

Шестого января, закончив службу, мы уже собрались домой, - рассказывает она корреспонденту "РГ". - Только закрыли дверь храма, как подходят двое незнакомцев в черном. Говорят: «Батюшка, удели нам немного времени, поговори с нами». А отец Олег никогда никому не отказывал, любил своих прихожан. Он и говорит мне: «Ступай домой, я через часок буду». Сам снова дверь в храм открыл, и они втроём туда вошли. Пока я печь дома затопила, воды принесла, час уже и прошёл. Дочка говорит: «Мама, что-то папы нашего долго нет». Я взяла крест и пошла с ним к церкви. А там дым стоит...

Матушка Марина вспоминает, как бежала тогда за сторожем в соседний дом, как разбила палкой окно храма, чтобы дать выход дыму. Как оказавшийся рядом прихожанин Андрей ползком проник-таки в церковь и увидел отца Олега в дымящейся одежде, лежавшего в крови, на полу у купели...

Подозреваемые - Роман Сухачёв и Сергей Давлятшин, 33 и 34 лет - задержаны. Оба уже были не раз судимы, закоренелые наркоманы. Как сказала нам одна пожилая прихожанка храма: «Пусть они радуются, что их вообще наши мужики в живых оставили, а не придушили сразу после злодейства...»

Когда о случившемся стало известно, мы сразу вызвали милицию, - рассказывает Александр Третиных. - Пока ждали, я вспомнил, что раньше вечером видел на улице незнакомых парней, которые шли к храму и которые не понравились мне сразу. Отыскал начальника службы безопасности одного из наших предприятий, рассказал ему об этих парнях. Он сразу вычислил логику их поведения: пошёл по следам вокруг церкви, да и нашёл обоих на дороге, ведущей из поселка. Тряхнули их как следует - у них из одежды две иконы и выпали. А ещё труба окровавленная...

Остальные 19 похищенных икон обнаружили на кладбище, в снегу (!!..), где их «спрятали» убийцы. Так, с уликами, их и отвезли в районное отделение милиции.

Похоронят отца Олега во внутреннем дворике Петропавловской церкви под березками, рядом с могилами прежних её настоятелей.

Прихожане переживают: найти нового священника будет сложно после случившегося.

« Убийц задержали в ту же ночь местные жители. При пойманных были похищенные иконы, и запираться им, в общем -то, не имело смысла. Сергей Давлятшин сразу во всём признался. Роман Сухачёв, наоборот, всё отрицал.

Дело из Алапаевской районной прокуратуры передали в отдел по расследованию особо важных дел прокуратуры области. И тут выяснилось невероятное: оказалось, Кировской районной прокуратурой Екатеринбурга ещё 22 ноября прошлого года, в отношении Романа Сухачева, было возбуждено уголовное дело, по факту совершённого им в столице Урала изнасилования. Но никто по этому поводу насильника не искал. Дело банально заволокитили в прокурорских кабинетах. За допущенную халатность прокурор Кировского района Алексей Горбунов был снят с должности и уволен из прокуратуры.

Отца Олега похоронили прямо во дворе храма, который он восстанавливал своими руками. Не забыли и о желании батюшки когда--нибудь переименовать поселок с "дьявольским" названием Нейво--Шайтанский и вернуть ему исконное имя Сусанка. Из местных жителей создана инициативная группа, которая выносит вопрос о проведении референдума по этому поводу в районную думу.

Вдова отца Олега по--христиански простила убийц мужа и теперь прислуживает в храме. У них осталось четверо детей.

От редакции «ПиП»: Как считают многие, знавшие о. Олега, он был убит за свои проповеди против глобализации и обличение многих «сильных мира сего». Об этом косвенно свидетельствует и тот факт, что награбленное преступники спрятали на месте преступления – в подсобном помещении храма. То есть, вовсе не собирались за ним возвращаться. Другие, по пути «спрятали», выбросили в снег на кладбище. А значит, и «похитили» вещи просто для вида .

СЛОВО, ОМЫТОЕ КРОВЬЮ

Эта трагедия, совершившаяся в храме Апостолов Петра и Павла (по сути, это теперь храм на крови) потрясла Россию, и верующие об этом еще не забыли. До января 2004 г. его приходом был храм св. вмч. Георгия Победоносца на станции Донгуз (пос. Первомайский) Оренбургской епархии.

Когда в 2000 г. перед всем народом воочию встала проблема кодов, то он отказался принять ИНН на приход. Также он выступал против новых российских паспортов и против переписи населения. Очень резко о. Олег выступал против «Кирилловичей», ибо некоторые круги стараются создать им определенный имидж. Отец Олег Ступичкин, безкомпромиссно стоял за Правду, за что и был при жизни гоним.

В январе 2004 г. указом Оренбургского архиерея о. Олег был лишён должности настоятеля прихода и выведен за штат. Целый год отец Олег находился не у дел; жил некоторое время в Дивеево, но там места для опального священника не нашлось, поэтому жил в скиту близ г. Среднеуральска (неподалеку от Екатеринбурга). В начале января 2005 г. отец Олег был принят в штат клириков Екатеринбургский епархии и назначен настоятелем храма (недействующего) Апостолов Петра и Павла в пос. Нейво-Шайтанский (т.е. - Ново-Сатанинский) что в 30-ти километрах от Алапаевска. Два последующих года отец Олег занимался восстановлением храма, и был взят Господом с мученическим венцом на месте своего служения: убит в своем храме после вечерни Рождества Христова 6-го января 2007 г. Внешняя причина убийства – «кража икон».

С уважением, Сороковиков Александр.

КТО НЕ ПРЕДОТВРАТИЛ УБИЙСТВО СВЯЩЕННИКА?

«Светлая радость праздника Рождества Христова омрачена в этом году скорбной вестью о злодейском убийстве священника Олега Ступичкина – настоятеля храма святых первоверховных апостолов Петра и Павла поселка Нейво-Шайтанский Екатеринбургской епархии, – говорится в Патриаршем послании. – Выражаю искреннее соболезнование и сочувствие Вашему Высокопреосвященству, клиру Екатеринбургской епархии, пастве прихода, матушке и детям, всем родным, близким и духовным чадам убиенного отца Олега».

«На долю покойного выпало нелегкое время пастырского служения. Он принимал самое деятельное участие в оказании духовной помощи жителям поселка и его окрестностей и в восстановлении храма. Отец Олег с любовью и усердием совершал свое служение, и еще многое предстояло ему сделать. Однако руками злодеев было совершено вопиющее преступление – после вечернего богослужения накануне Рождества в храме пролилась невинная кровь, был убит преданный служитель Церкви Христовой.

С сожалением приходится констатировать – за последние годы подобный цинизм и жестокость, по отношению к священнослужителям уже имели место, что свидетельствует о нравственной деградации общества».

Напомним, что в ночь на 2 декабря в Тверской области в селе Прямухино при похожих обстоятельствах погибла семья 31-летнего священника настоятеля Свято-Троицкого храма отца Андрея Николаева . Вместе со священником в огне пожара тогда сгорели его беременная жена матушка Оксана и их дети 9-летний Давид, 7-летняя Анна и 4-летняя Анастасия.

В связи с участившимися в последние годы жестокими убийствами священников Русской Православной Церкви, 18 декабря православная правозащитная организация в Государственную Думу, с просьбой выступить с законодательной инициативой, по внесению дополнений в Уголовный Кодекс России.

Печальная статистика преступлений против представителей православного духовенства за последние годы вкратце такова, вот лишь некоторые имена:

26 декабря 1990 г . Убит настоятель Крестовой церкви в Новодевичьем монастыре игумен Лазарь (Солнышко).

2 февраля 1991 г . Совершено убийство игумена Серафима (Шлыкова).

18 апреля 1993 г . В Оптиной пустыни были убиты иеромонах Василий (Росляков), иноки Трофим (Татарников) и Ферапонт (Пушкарев).

20 августа 1997 г . В Крыму убит настоятель Форосской церкви архимандрит Петр (Посаднев).

12 сентября 1997 г . Убит настоятель храма Рождества Богородицы во Владикавказе иеромонах Мануил (Буранцев).

23 сентября 1997 г . Убит священник Георгий Зяблицев, сотрудник Отдела внешних церковных сношений.
16 июля 1999 г . Совершено убийство протоиерея Бориса Пономарева, настоятеля храма Илии Пророка в деревне Ильинская Слобода Можайского района Московской области.

21 марта 2000 г . Совершено убийство иеромонаха Григория (Яковлева), настоятеля Свято-Троицкого храма в поселке Тура (Эвенкийский автономный округ).

23 августа 2000 г . Убит священник Симеон Аносов, настоятель храма Андрея Первозванного в Барнауле (Алтайский край).

13 мая 2001 г . В Тырныаузе (Кабардино-Балкария) убит священник Игорь Розин.

Ночь с 7-го на 8 июля 2002 г . В селе Чуфарово Майнского района убит священнослужитель из Ульяновска о. Федор Медков.

14 октября 2002 г . В Татарстане убит настоятель сельской церкви Тихвинской иконы Божьей Матери отец Илия Ефимов.

Август 2003 г . Убит иеромонах Нил (Савленков), настоятель Ильинской пустыни (Карелия).

26 июля 2005 г . Убит архимандрит Герман (Хапугин), настоятель Вознесенской церкви Давидовой пустыни в поселке Новый Быт Чеховского района Московской области.

Ночь с 1-го на 2-е декабря 2006 г . Сожжен с семьей священник Андрей Николаев, настоятель Свято-Троицкого храма села Прямухино Тверской области.

В ночь с 6 на 7 января 2007 г . Убит настоятель храма святых первоверховных апостолов Петра и Павла поселка Нейво-Шайтанский Свердловской области священник Олег Ступичкин .

Священник Виктор Кузнецов



Протоиерей Александр Меньбыл убит утром 9 сентября 1990 года на тропинке к железнодорожной станции «Семхоз». Неизвестный ударил его тяжелым предметом (вероятно, топором) по голове. Священник дошел до своего дома, рядом с которым умер от потери крови. Предполагаемый убийца - пьяница и уголовник якобы просто спутал о. Александра с другим человеком, тем более, что священник был одет в гражданское платье.

Секретарь митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия игумен Лазарь (Солнышко) был убит 26 декабря 1990 года в Москве. Обстоятельства убийства были загадочными, однако правоохранительным органам удалось задержать сотрудника Отдела внешних церковных сношений МП Михаила Потемкина (ставшего позднее епископом одного из ответвлений РИПЦ под именем Мануила (Платова). Тогда он просидел в Бутырском следственном изоляторе почти два года Следствие так и не кончилось судом.


Настоятель храма Рождества в Путинках игумен Серафим (Сергей Шлыков) . Труп священнослужителя был обнаружен 2 февраля 1991 года в квартире на Красносельской улице. Похищены деньги, радио и видеоаппаратура.


Три монаха Оптиной пустыни - иеромонах Василий, инок Трофим и инок Ферапонт - убиты 18 апреля 1993 г., на Светлое Воскресение Христово, в Оптиной пустыни. Преступник Николай Аверин оказался дьяволопоклонником, который рассказал следствию, что получил «приказ от дьявола».


Настоятель храма Рождества Богородицы села Жарки Юрьевецкого района иеромонах Нестор (в миру Савчук Николай Иванович) был зверски убит в ночь с 30 на 31 декабря 1993 года в келье настоятельского дома. Иеромонах Нестор был найден лежащим лицом вниз в луже крови, распростёртый у распятия Иисуса Христа без признаков жизни. Тело его было полностью обескровлено. После убийства пропала крупная сумма денег из дипломата иеромонаха, которая была пожертвована ему в этот день предпринимателями на строительно ремонтные работы в храме. Юрьевецкий районный суд приговорил виновного в убийстве к четырем годам лишения свободы. Суд счел, что убийца был не вполне вменяем.


Священник Анатолий Чистоусов , настоятель Михаило-Архангельского храма г. Грозный, до рукоположения - офицер Российской армии, был убит 14 февраля 1996 года в чеченском плену. Вплоть до похищения чеченцами (29.01.1996), не взирая на то, что храм оказался в эпицентре боевых действий (находится недалеко от бывшего дворца Дудаева), не прекращал окормления паствы, регулярно совершал богослужения. В новогоднюю ночь 1995 года был насильно привезен бандитами на грозненский ж.д. вокзал, где ему приказали обратиться к держащим оборону российским солдатам с требованием сдаться. В ответ на это отец Анатолий благословил солдат на ратное дело.


Священник Георгий Зяблицев , высокопоставленный сотрудник Отдела внешних церковных сношений Московской Патриархии, погиб в 1997 году. Он был убит по возвращении из-за границы в собственной квартире после нескольких часов жестоких истязаний. Скончался в результате многочисленных ножевых ранений предположительно 22 или 23 сентября. Отец Георгий отвечал за католический сектор и много путешествовал по казенным делам.


Настоятель петербургского храма во имя святой преподобномученицы Елисаветы при городской больнице номер 3 в Санкт Петербурге протоиерей Александр Жарков был убит в 1997 году. Тело было найдено 14 сентября в окрестностях города Пушкина. Незадолго до этого он перешел из РПЦ МП в РПЦЗ. Предполагается, что священник стал жертвой «похоронной мафии» - банды, в которую входили сотрудники, в основном санитары, петербургских моргов. Глава преступной группировки Валерий Бурыкин, бывший заместитель директора Государственного учреждения здравоохранения «Городское патолого-анатомическое бюро» (ГУЗ ГПАБ) Петербурга, был задержан в ноябре 2007 года на австро-венгерской границе. В сентябре 2008 года Бурыкин был экстрадирован властями Венгрии в Россию по требованию Генпрокуратуры РФ.


Настоятель Свято-Никольской церкви протоиерей Михаил Сацюк был убит 12 октября 1998 года в Бресте. В тот же день на выезде из города в автомобиле был найден его труп. Следствие пришло к выводу, что причиной убийства был экономический мотив, убийца преследовал цель ограбления.


Старообрядческий священноинок Димитрий (Расстегаев) зверски убит в январе 1998 года в Ярославской области. Причиной его смерти стала квартира в Ярославле, которую молодой священник собрался продать, уезжая на новый приход в Белую Криницу. Банда квартирных грабителей, обосновавшаяся на Ярославщине под вывеской риэлтерской фирмы «Партнер», убила священнослужителя, расчленила тело и бросила в подпол избы, в которой началось пьяное застолье. Бандитов поймали только через три года.


Был убит 16 июля 1999 года в деревне Ильинская Слобода Можайского района Московской области. Убийство милиция раскрыла довольно быстро. Как оказалось, со священником расправились трое рецидивистов. Они были прихожанами его церкви, и протоиерей иногда приглашал их к себе в гости. Преступники приметили в его доме несколько старинных икон и решили ограбить священника. Ночью они ворвались к Пономареву, связали его жену и родственницу, а самого протоиерея убили.



Протоиерей Петр Сухоносов , настоятель Покровского храма в станице Слепцовская (Ингушетия), был похищен 28 марта 1999 года четырьмя бандитами, напавшими на церковь, в которой он служил более 40 лет. Погиб в плену.



23 августа 2000 года произошло убийство иеромонаха Симеона (Аносова) , настоятеля храма Андрея Первозванного в Барнауле (Алтайский край). Убийцей стал бывший водитель иеромонаха Константин Шиленков, ранее неоднократно судимый.


8 января 2001 года совершено убийство иеромонаха Александра (Кулакова) в селе Сабаево (Мордовия). Убийца Алексей Максимов скрывался в Иоанно-Богословском монастыре близ Саранска под именем Алексей Светов. Во время службы в армии он убил сослуживца, а потом, скрываясь от трибунала, совершил еще ряд тяжких преступлений.


Настоятель храма в поселке Тура Красноярского края иеромонах Григорий (Яковлев) зверски убит 21 марта 2001 года в Эвенкии в Туре, в церкви Святой Троицы. Отсеченную голову священника преступник отнес в алтарь и бросил ее на престол. Подозреваемый заявил, что он якобы кришнаит и совершил это преступление по «приказу Кришны».


13 мая 2001 года в г. Тырныаузе (Кабардино-Балкария) был убит священник Игорь Розин , которому до того неоднократно угрожали местные жители, а за две недели предупредили о готовящемся убийстве. Явившись в храм и уединившись со священником, 23 летний Ибрагим Хапаев нанес отцу Игорю три удара ножом. Позднее суд признал Хапаева невменяемым.


Отец Сергий Цветухин , настоятель Свято-Димитриевской церкви в городе Камышин (Волгоградская область), убит 9 октября 2001 года. Тело 33-летнего священника было обнаружено в его квартире с множественными колото-резаными ранами. По данным следствия, двое местных жителей пришли к священнику в гости. В ходе ссоры они убили хозяина и, сорвав с него крестик и цепочку, скрылись с места преступления. Один из подозреваемых в убийстве был задержан в Волгоградской области в 2008 году ; второй объявлен в розыск. Задержанный признался в содеянном.


Настоятель сельской церкви Тихвинской иконы Божией Матери Московского патриархата 85-летний игумен Иона (Ефимов) был убит в Татарстане 14 октября 2002 года. Его тело было найдено утром в палисаднике собственного дома. Преступник ударил священнослужителя тяжелым предметом в висок. Травма оказалась смертельной. Причина убийства - ограбление.


8 августа 2003 года был убит иеромонах Нил (Савленков) , настоятель Волдозерской Ильинской пустыни в Карелии. Убийца - 38-летний уроженец Тольятти Андрей Наседкин, ранее судимый.


2 ноября 2003 года произошло убийство иеромонаха Исаии (Яковлева) возле села Раифа (Татарстан) ранее судимым 19-летним местным жителем Дмитрием Новиковым, находившимся в подпитии.


25 декабря 2003 года был убит иеромонах Александр (Тыртышный ) в селе Колосовка (Омская область). Ранее судимый 23-летний местный житель Дмитрий Литвинов попросил исповедовать его, но не в церкви, а у себя дома. Иеромонах согласился на просьбу, а когда, придя в дом, отец Александр облачился в рясу, убийца напал на него с ножом.


Архимандрит Герман (Хапугин) , настоятель Давидовой пустыни, убит 26 июля 2005 года в Чеховском районе Подмосковья. Его тело было обнаружено в келье. У священника были связаны руки. Кроме того, у него были обнаружены черепно-мозговые травмы. Вещи в келье были разбросаны, а сейф, находившийся там же, был вскрыт.


В селе Прямухино Тверской области при пожаре погибли в собственном доме православный священник, трое его детей и жена Ксения. Отец Андрей Николаев сгорел с семьей в ночь на 2 декабря 2006 года. Дом был облит бензином и подожжен. За несколько месяцев до этого священник обращался в милицию и просил помощи и защиты. Отец Андрей Николаев каждую ночь с ружьем в руках охранял церковь от местных воров. Местные жители разворовывали церковь, чтобы купить спиртное. Незадолго до этого дом священника уже был сожжен.



В Алапаевском районе Свердловской области в ночь на Рождество с 6 на 7 января 2007 года убит настоятель местного храма Петра и Павла иерей Олег Ступичкин . Тело священника было обнаружено в храме после пожара. Из храма были похищены более 20 икон. Преступление раскрыто по «горячим следам». Задержаны двое подозреваемых. Это местные жители, безработные, ранее неоднократно судимые. У погибшего священника остались жена и четверо детей.


В селе Посевное Черепановского района Новосибирской области рано утром 12 февраля 2007 года неизвестные подожгли дом настоятеля храма во имя святого великомученика и целителя Пантелеимона, священника Дмитрия Асташенко . Дом загорелся в считанные секунды, и священник, разбив окно, выбросил в снег четырех малолетних детей (старшим девочкам было 4,5 и 2,5 годика, младшим мальчикам - 1 год 8 месяцев и 8 месяцев), а затем выбрался через него сам с супругой. Дом сгорел полностью. Все члены семьи были раздеты, из за сильного переохлаждения заболели. У отца Димитрия, ко всему прочему, отморожены пальцы ног, так как ему пришлось бежать босиком по снегу. Священник предполагает, что это был поджог, поскольку за домом со стороны огорода на снегу остались следы неизвестных людей.


4 марта 2007 года было совершено нападение на настоятеля Никольского храма г.Воронежа отца Петра (Петрова) . Неизвестный нанес священнику несколько ножевых ранений в подбородок и шею. Отец Петр был госпитализирован. Нападавшего, жителя Центрального района Воронежа, 1987 года рождения, задержали очевидцы. По данным ГУВД области, это психически больной человек.


9 июня 2007 года в Зеленограде перед началом литургии на иерея Павла Ходзинского с ножом напал душевнобольной мужчина. Нападавший (им оказался 38-летний местный житель, состоящий на учете в психоневрологическом диспансере) подбежал к священнику, когда он стоял на ступенях храма святителя Филарета, и перочинным ножом успел нанести священнослужителю несколько касательных порезов руки, после чего был задержан прихожанами и передан милиции. Потерпевшему медицинская помощь была оказана на месте происшествия, и от госпитализации он отказался.


В ночь на 22 августа 2007 года в городе Фурманове Ивановской области в собственном доме был убит настоятель прихода Вознесения Господня игумен Авенир (в миру Смолин Алексей Юрьевич, 1978 года рождения) . 24 августа один из убийц был задержан. Преступление было совершено с целью ограбления.


24 ноября 2007 года в Архангельске был подожжен дом настоятеля Свято Ильинского кафедрального собора протоиерея Владимира Кузива . По предварительной версии следствия, около 4.30 неизвестный злоумышленник бросил в окно дома священнослужителя бутылку с зажигательной смесью, отчего внутри произошел пожар. От огня пострадали кровля и чердачные перекрытия на площади шесть квадратных метров, а также комната. В доме в этот момент находился священник и его семья жена и трое детей, младшему из которых 18 лет. В результате пожара отец Владимир получил ожоги.


7 февраля 2008 года священник отец Анатолий Нагорный , возвращался домой с вечерней службы в храма Святителя Митрофана Воронежского, когда неизвестный напал на него с ножом . Преступник ударил священника сзади в шею и скрылся. Попытки ограбления он не предпринял. Священник самостоятельно вернулся в церковь на Хуторской улице, откуда вызвал милицию и врачей. С обильным кровотечением его госпитализировали в НИИ скорой помощи им. Н. В. Склифосовского.


В ночь с 25 на 26 февраля в селе Белосток Луцкого района на Волыни топором зарублен настоятель местного храма игумен Илия (Хамаза) . 28 марта ему исполнилось бы 30 лет.


9 марта 2008 года был убит настоятель прихода во имя Державной иконы Божией Матери в Белореченске Краснодарского края священник Алексей Горин . По подозрению в совершении этого преступления задержан старший сын Горина. По версии следствия, он в состоянии аффекта нанес отцу несколько ранений, одно из которых оказалось смертельным.


28 ноября 2008 года неизвестные сожгли дом руководителя миссионерского отдела Ярославской епархии, проректора Ярославской духовной семинарии иеромонаха Серапиона (Митько ) . Его дом находится в селе Петрово Ярославского района близ областного центра. Дом практически сразу загорелся с трёх сторон. Священнику удалось выбраться на улицу. По словам священника, позже очевидцы рассказали ему, что видели на окраине села машину без номеров, в которой находились трое мужчин. После того как дом был подожжён, эти люди скрылись.


30 ноября 2008 года в храме святителя Николая Чудотворца в Бирюлеве в Южном округе Москвы произошел взрыв . Представители правоохранительных органов сообщили, что, по предварительным данным, взрывное устройство было самодельным. В результате взрыва пострадали два человека. Здание храма не было повреждено.



Священник Василий Смоляк был убит в городе Бельцы (Молдавия) 19 ноября 2007 года. 85-летний священнослужитель был обнаружен с перерезанным горлом в собственном доме. По словам очевидцев, убийца, увидев приближающуюся дочь священника, скрылся. Кинолог с собакой пошел по следу, который оборвался у реки Рэут, однако вскоре бельцкие полицейские задержали убийцу на одном из железнодорожных вокзалов района Унгень. Им оказался уроженец села Фынтыница района Дрокия 29-летний Руслан Никорич, который до этого отсидел шесть лет за хищение. В марте 2008 года он был приговорен судом первой инстанции к 22 годам заключения за убийство с особой жестокостью. Судья счел необоснованными данные следствия о том, что Никорич намеревался ограбить священника, и пришел к заключению, что мотивом убийства стала месть. Священник Василий Смоляк служил Церкви на протяжении 55 лет. Последние десять лет он находился на заслуженном отдыхе.


В ночь со 2 на 3 января 2009 года двое молодых людей, одному из которых 15 лет, другому 21 год, избили 50-летнего иеромонаха Ефрема (Гаценко) , который отказался дать им денег или алкоголя. Инцидент произошел в скиту в деревне Волобуевка Рыльского района Курской области. Утром водитель обнаружил уже мертвого священнослужителя. До этого злоумышленники избили послушника местного скита, который также отказал им в их требовании. В результате послушник попал в реанимацию. Обвиняемые задержаны, сознались в преступлениях и находятся в рыльском СИЗО.


24 августа 2009 года на епископа Могилевского и Мстиславского Софрония напали в кафедральном Трехсвятительском соборе в Могилеве (Беларусь) . Перед началом богослужения к владыке подошел мужчина, достал нож и нанес удар в область живота, а также повредил вены на руке, которой епископ успел закрыться от второго удара. Епископ Софроний был немедленно доставлен в ближайшую больницу и прооперирован. Нападавшего задержали прихожане и по прибытии наряда милиции передали в руки представителей правоохранительных органов. Позже выяснилось, что злоумышленник состоит на учете в Могилевской областной психиатрической больнице. В отношении нападавшего возбуждено уголовное дело по ст. 147 УК РБ («Умышленное причинение тяжкого телесного повреждения»).



Вечером 19 ноября священник Даниил Сысоев был убит в православном храме святого Фомы на юге Москвы в возрасте 35-ти лет выстрелами в грудь и голову. Владимир Стрельбицкий, его помощник, 41 года, получил огнестрельное ранение в груд ь. Отец Даниил писал об угрозах в своем интернет-дневнике : «Сейчас уже не боюсь. Отбоялся я уже лет пять назад. А сейчас просто привык жить под постоянной угрозой. Мне ведь и органы об этой же исламской угрозе сообщали, а не только сами мусульмане. А так все в руках Бога. А если что, так сразу в рай и без мытарств. - Это же здорово!».



5 декабря 2009 г. перед всенощной в Москве совершено нападение на священника Виталия Зубкова – клирика храма апостола Фомы на Кантемировской (настоятелем которого был убиенный ), известный миссионер, индолог, автор ряда публикаций о миссии в Индии, участник нескольких миссионерских поездок в Индию. Как рассказал о.Виталий, нападение было совершено, когда он шел в храм на всенощную, нападавших было трое, они подбежали и начали избивать священника. «Я шел, думал, молился и тут удар, я ничего даже не понял», – рассказал отец Виталий. Он упал, его продолжали бить, сколько это длилось – священник не знает. Били сначала по ногам, потом по голове.


Вечером 22 декабря 2009 года из хулиганских побуждений был убит настоятель Вознесенской церкви села Сатино-Русское Подольского района Московской области протоиерей Александр Филиппов . Преступники застрелили священника после того, как он им сделал замечание за то, что они справляли естественные надобности в подъезде.



24 апреля в селе Янтиково Яльчикского района Чувашии рядом с церковью было обнаружено тело 46-летнего священника протоиерея Анатолия Сорокина . Он был убит выстрелом в спину. СКП по Чувашии возбудил уголовное дело по ч. 1 ст. 105 Уголовного кодекса (убийство). Через два дня оперативникам удалось установить и задержать подозреваемого. Им оказался 47-летний житель деревни Сугайкасы Канашского района. Предполагаемый убийца священника состоит на учете у психиатра и находится на инвалидности по психическому заболеванию. Десять лет назад подозреваемый решением Канашского районного суда был признан недееспособным.



5 мая 2010 года в Чебоксарах было обнаружено тело с ножевыми ранениями. Погибший - настоятель храма Михаила Архангела в селе Артеменкино Вурнарского района иеромонах Вадим (Смирнов) . Подозреваемый задержан. Ведется следствие.



Был убит в собственном доме в с. Кадышево Ульяновской области ночью 17 января 2011 года. Игумен Виссарион (в миру иерей Василий) - восстанавливал храмы, служил в с. Волчино (Псковской Обл.), однако из-за ограбления и угроз, покинул это место и вернулся в родное село, восстановил храм в нем и в соседнем селе. Взял на перевоспитание алкоголика, а тот ответил ему убийством - напившись, избил до смерти и заснул в доме убитого, где и был пойман. По не уточненным данным, суд решил отпустить убийцу и дать условное наказание.




Протоиерей Павел Адельгейм убит 5 августа 2013 года во Пскове. Священника зарезал 27-летний гость из Москвы, прибывший к Адельгейму по рекомендации некоей женщины и три дня проживший у него в доме. Гость, страдающий душевной болезнью, убил священника во время разговора на кухне, ударив его ножом в живот. После этого убийца попытался покончить с собой, нанеся себе два удара ножом. Сейчас он госпитализирован, ему делают операцию.




Монахиня Людмила (Пряшникова)


9 февраля 2014 года около 14.00 в главный собор Южно-Сахалинской и Курильской епархии (собор Воскресения Христова) ворвался вооруженный, где произвел несколько выстрелов. От полученных ранений на месте скончались служащая храма монахиня Людмила (Пряшникова) и прихожанин собора


2. Секретарь митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия игумен Лазарь (Солнышко) был убит 26 декабря 1990 года в Москве. Обстоятельства убийства были загадочными, однако правоохранительным органам удалось задержать сотрудника Отдела внешних церковных сношений Московской Патриархии Михаила Потемкина (ставшего позднее епископом одного из ответвлений раскольничьей организации «Российская истинно-православная церковь» под именем Мануила (Платова). Тогда он просидел в Бутырском следственном изоляторе почти два года Следствие так и не кончилось судом.

3. Настоятель храма Рождества в Путинках игумен Серафим (Сергей Шлыков) . Труп священнослужителя был обнаружен 2 февраля 1991 года в квартире на Красносельской улице.

4. Три монаха Оптиной пустыни - иеромонах Василий, инок Трофим и инок Ферапонт - убиты 18 апреля 1993 г., на Светлое Воскресение Христово, в Оптиной пустыни. Преступник Николай Аверин оказался дьяволопоклонником, который рассказал следствию, что получил «приказ от дьявола».

5. Настоятель храма Рождества Богородицы села Жарки Юрьевецкого района иеромонах Нестор (Савчук Николай Иванович) был зверски убит в ночь с 30 на 31 декабря 1993 года в келье настоятельского дома. Иеромонах Нестор был найден лежащим лицом вниз в луже крови, распростёртый у распятия Иисуса Христа без признаков жизни. Тело его было полностью обескровлено. Юрьевецкий районный суд приговорил виновного в убийстве к четырем годам лишения свободы. Суд счел, что убийца был не вполне вменяем.

6. Священник Анатолий Чистоусов, настоятель Михаило-Архангельского храма г. Грозный, до рукоположения - офицер Российской армии, был убит 14 февраля 1996 года в чеченском плену. Вплоть до похищения чеченцами (29.01.1996), невзирая на то, что храм оказался в эпицентре боевых действий (находится недалеко от бывшего дворца Дудаева), не прекращал окормления паствы, регулярно совершал богослужения. В новогоднюю ночь 1995 года был насильно привезен бандитами на грозненский вокзал, где ему приказали обратиться к держащим оборону российским солдатам с требованием сдаться. В ответ на это отец Анатолий благословил солдат на ратное дело.

7. Священник Георгий Зяблицев, высокопоставленный сотрудник Отдела внешних церковных сношений Московской Патриархии, погиб в 1997 году. Он был убит по возвращении из-за границы в собственной квартире после нескольких часов жестоких истязаний. Скончался в результате многочисленных ножевых ранений предположительно 22 или 23 сентября.

8. Настоятель петербургского храма во имя святой преподобномученицы Елисаветы при городской больнице номер 3 в Санкт-Петербурге протоиерей Александр Жарков был убит в 1997 году. Тело было найдено 14 сентября в окрестностях города Пушкина. Незадолго до этого он перешел из РПЦ МП в РПЦЗ. Причиной убийства явилась борьба за храм св. Елисаветы и землю, на которой он был построен. Исполнители находились в контакте с некоторыми священнослужителями, желавшими получить храм.

9. Старообрядческий священноинок Димитрий (Расстегаев) зверски убит в январе 1998 года в Ярославской области. Бандитов поймали только через три года.

10. Протоиерей Борис Пономарев был убит 16 июля 1999 года в деревне Ильинская Слобода Можайского района Московской области. Убийство милиция раскрыла довольно быстро. Как оказалось, со священником расправились трое рецидивистов. Они были прихожанами его церкви, и протоиерей иногда приглашал их к себе в гости. Преступники приметили в его доме несколько старинных икон и решили ограбить священника. Ночью они ворвались к Пономареву, связали его жену и родственницу, а самого протоиерея убили.

11. В 1999 году был похищен чеченцами и убит протоиерей Петр Сухоносов, настоятель Покровского храма в станице Слепцовская (Ингушетия).

12. 23 августа 2000 года произошло убийство иеромонаха Симеона (Аносова), настоятеля храма Андрея Первозванного в Барнауле (Алтайский край). Убийцей стал бывший водитель иеромонаха Константин Шиленков, ранее неоднократно судимый.

13. 8 января 2001 года совершено убийство иеромонаха Александра (Кулакова) в селе Сабаево (Мордовия). Убийца Алексей Максимов скрывался в Иоанно-Богословском монастыре близ Саранска под именем Алексей Светов. Во время службы в армии он убил сослуживца, а потом, скрываясь от трибунала, совершил еще ряд тяжких преступлений.

14. Настоятель храма в поселке Тура Красноярского края иеромонах Григорий (Яковлев) зверски убит 21 марта 2001 года в Эвенкии в Туре, в церкви Святой Троицы. Отсеченную голову священника преступник отнес в алтарь и бросил ее на престол. Подозреваемый заявил, что он кришнаит и совершил это преступление по «приказу Кришны».

15. 13 мая 2001 года в г. Тырныаузе (Кабардино-Балкария) был убит священник Игорь Розин, которому до того неоднократно угрожали местные жители, а за две недели предупредили о готовящемся убийстве. Явившись в храм и уединившись со священником, 23-летний Ибрагим Хапаев нанес отцу Игорю три удара ножом. Позднее суд признал Хапаева невменяемым.

16. Настоятель сельской церкви Тихвинской иконы Божией Матери Московского патриархата 85-летний игумен Иона (Ефимов) был убит в Татарстане 14 октября 2002 года. Его тело было найдено утром в палисаднике собственного дома. Преступник ударил священнослужителя тяжелым предметом в висок. Травма оказалась смертельной.

17. 8 августа 2003 года был убит иеромонах Нил (Савленков), настоятель Водлозерской Ильинской пустыни в Карелии. Убийца - 38-летний уроженец Тольятти Андрей Наседкин, ранее судимый.

18. 2 ноября 2003 года произошло убийство иеромонаха Исаии (Яковлева) возле села Раифа (Татарстан) ранее судимым 19-летним местным жителем Дмитрием Новиковым, находившимся в подпитии.

19. 25 декабря 2003 года был убит иеромонах Александр (Тыртышный) в селе Колосовка (Омская область). Ранее судимый 23-летний местный житель Дмитрий Литвинов попросил исповедовать его, но не в церкви, а у себя дома. Иеромонах согласился на просьбу, а когда, придя в дом, отец Александр облачился в рясу, убийца напал на него с ножом.

20. Архимандрит Герман (Хапугин) убит 26 июля 2005 года в Чеховском районе Подмосковья. Его тело было обнаружено в келье монастыря Давидова пустынь в поселке Новый Быт. У священника были связаны руки. Кроме того, у него были обнаружены черепно-мозговые травмы.

21. В селе Прямухино Тверской области при пожаре погибли в собственном доме православный священник, трое его детей и жена Ксения. Отец Андрей Николаев сгорел с семьей в ночь на 2 декабря 2006 года. Дом был облит бензином и подожжен.

22. В Алапаевском районе Свердловской области в ночь на Рождество с 6 на 7 января 2007 года убит настоятель местного храма Петра и Павла иерей Олег (Ступичкин). Тело священника было обнаружено в храме после пожара. Из храма были похищены более 20 икон. Преступление раскрыто по «горячим следам». Задержаны двое подозреваемых. Это местные жители, безработные, ранее неоднократно судимые. У погибшего священника остались жена и четверо детей.

23. В ночь на 22 августа 2007 года в городе Фурманов Ивановской области в собственном доме был убит настоятель прихода Вознесения Господня игумен Авенир (Смолин Алексей Юрьевич), 1978 года рождения).

24. 9 марта 2008 года был убит настоятель прихода во имя Державной иконы Божией Матери в Белореченске Краснодарского края Алексей Горин.

25. В ночь со 2 на 3 января 2009 года двое молодых людей, одному из которых 15 лет, другому 21 год, избили 50-летнего иеромонаха Ефрема, который отказался дать им денег или алкоголя. Инцидент произошел в скиту в деревне Волобуевка Рыльского района Курской области. Утром водитель обнаружил уже мертвого священнослужителя. До этого злоумышленники избили послушника местного скита, который также отказал им в их требовании. В результате послушник попал в реанимацию. Обвиняемые задержаны, сознались в преступлениях и находятся в Рыльском СИЗО.

https://www.сайт/2015-09-09/kto_ubil_aleksandra_menya_k_25_letiyu_gibeli_vydayuchegosya_propovednika

«Произошло соединение русского фашизма с русским клерикализмом»

Кто убил Александра Меня? К 25-летию гибели выдающегося проповедника

25 лет назад, ранним утром 9 сентября 1990 года, по дороге на литургию в маленькую деревенскую церковь был убит отец Александр Мень – на тот исторический момент наиболее влиятельный в России христианский проповедник, которого называли духовным лидером нации. Кто-то окликнул его, подал записку, Мень наклонился, чтобы прочесть, достал очки – тут последовал удар топором по затылку. Священник умер не сразу, повернул к дому. Знакомая, попавшаяся навстречу, испугалась: «Кто вас, отец Александр?» – «Да нет, никто, я сам». Истекая кровью, умирающий добрел до своей калитки... Теперь на месте убийства – памятный знак, а убийцу так и не нашли.

Сергиев Посад. Место убийства Александра Меня

Его предупреждали: уезжайте. Но, любящий и мужественный, он не мог оставить паству. Родившийся в еврейской семье, тайно крещенный в младенчестве, в 1935 году, когда одни православные уже тлели в братских могилах, а другим вскоре предстояло лечь в них, изгнанный за веру из института, получивший духовное образование в пору хрущевского «воинствующего атеизма», потом находившийся под постоянной слежкой КГБ, под гнетом доносов доброхотов-стукачей и «чекистов в рясах», подвергавшийся обыскам и допросам, едва избежавший тюрьмы, Александр Мень через всю свою жизнь пронес свет человеколюбия, радость преображения и укрепления личности добром, свободой, творчеством. Восхищался и поддерживал опальных священников Глеба Якунина и Николая Эшлимана, разоблачавших государственные репрессии против верующих (и изгнанных из Церкви патриархом Алексием I); крестил десятки тысяч страждущих; исцелял молитвой, укреплял тяжелобольных детей и их родителей; без устали писал статьи и книги, наконец, во время перестройки, благодаря СМИ, получил выход на миллионную аудиторию; взялся за основание Библейского общества, Православного университета, за неделю до гибели открыл в своем подмосковном приходе воскресную школу для местной детворы...

Так говорил Мень

«Христианство – богочеловеческая религия. Значит, активность человека здесь должна быть полной. Если мы будем думать, что по щучьему велению, каким-то гипнотическим способом происходит всеобщее изменение – как, помните, у Уэллса было в дни кометы: вот прошла комета, какой-то газ подействовал на людей, и все стали добренькими и хорошими. Чего стоит это добро? Нет, от нас ждут постоянных и активных усилий. И если человек не входит в этот мир Христов, если он не черпает силу в благодати, он может тысячу раз числиться христианином, православным, католиком, баптистом – и оставаться им только формально. Таких номинальных христиан у нас полно».

«Евангелие дает нам... модель соучастия человека в творческом процессе. Оно говорит о подлинной ответственности человека, подлинной активности человека. Мы творцы, соучастники, соответчики. Если мы полностью поймем всю важность христианской ответственности, мы увидим, что некоторые из нас искали в Церкви совсем иного».

"Где личность подавляется, где она становится уничижённой, как бы ненужной, и на неё смотрят с презрением, – это, конечно, полюс антихристианский"

«В замечательной книге Жоржа Бернаноса «Записки сельского священника»... один из героев, французский кюре, рассказывает про свою алтарницу, которая страдала манией чистоты. Она надраивала церковь каждый раз до блеска. Приходили мужики, все пачкали; когда они уходили, она опять драила. Она, бедная, умерла, потому что все время мыла пол и заразилась от этой сырости. Она хотела однажды, раз и навсегда, навести чистоту. Ей казалось, что можно это сделать. Кюре привел этот пример в связи с беседой на тему о том, можно ли однажды победить и однажды лечь на лаврах и больше не шевелиться. Нет, постоянная уборка, постоянная работа, постоянное движение. Как биение сердца, как круговращение планет».

«Я очень ценю слова Маркса об опиуме («религия есть опиум для народа» - ред.), они всегда являются напоминанием христианам, которые хотят превратить свою веру в теплую лежанку, в убежище, в тихую пристань. Соблазн понятный, распространенный, но тем не менее это только соблазн. Ничего похожего на лежанку или на тихую пристань Евангелие не содержит... Истинное христианство – это, если хотите, экспедиция. Экспедиция необычайно трудная и опасная. Именно поэтому так часто происходит подмена, и многие люди остаются у подножия горы, на которую надо взойти; сидят в теплых шалашах, читают путеводители и воображают, что они уже на вершине этой горы. Некоторые путеводители очень красочно описывают и восхождение, и саму вершину. Так получается иногда и у нас, когда мы читаем писания мистиков или что-нибудь подобное у греческих подвижников и, повторяя их слова, воображаем, что все в общем-то уже достигнуто. В словах Христа и в Его призывах не было ничего манящего. Он говорил: «Трудно богатому войти в Царство Божие, скорее верблюд войдет в игольное ушко». А богаты были все, каждый из нас волочит на себе какие-то мешки. И пролезть не может в это отверстие. «Тесны врата, и узок путь», – говорит Он, то есть это, оказывается, трудно».

«Для некоторых новообращенных христиан Церковь есть явление дорогого и красивого прошлого. Некоторым даже хочется, чтобы это прошлое – византийское, древнерусское, первохристианское – любое, чтобы оно вернулось. Между тем христианство есть стрела, нацеленная в будущее, а в прошлом были лишь его первые шаги. Однажды я просматривал одну «Всемирную историю». Книга о средних веках – это «эра веры». Дальше шли тома: эра разума, эра революции и т. д. Получается, что христианство – какой-то средневековый феномен, бывший некогда, а сейчас исчезающий и обреченный. Нет и тысячу раз нет. Что общего у христианства с тем, что мы видим в средневековье? Узость, нетерпимость, гонение инакомыслящих, статическое восприятие мира, вполне языческое: то есть мир существует как иерархия – наверху Творец, потом ангелы, ниже папа или король, потом феодалы, потом крестьяне и т. д., затем животный мир, растительный, как в готическом соборе. И все это стоит, а потом Бог явится и – конец. Будет Страшный Суд, чтобы разобрать все это здание. Такая статическая точка зрения противоречит Библии. Библейское откровение изначально предлагает нам нестационарную модель мировой истории. Мировая история – это динамика, движение, и весь космос – движение, и все – движение. Царство Божие, по понятиям Ветхого и Нового Завета, – это грядущее торжество света и замыслов Божиих среди тьмы и несовершенства мира. Вот что такое Царство Божие».

"Узость, нетерпимость, гонение инакомыслящих, статическое восприятие мира. Такая точка зрения противоречит Библии"

«На протяжении последних десятилетий основную массу людей, которые формировали общецерковное сознание, составляли консерваторы, пожилые люди, люди, которые вовсе не стремились [к живому общению, современному слову]. Не стремились к тому, чего очень многие ищут сейчас – нового языка. Отцы Церкви всегда были «модернистами». Апостол Павел был радикальнейшим модернистом-преобразователем. Почти каждый великий святой христианства был духовным революционером, совершившим определенный переворот... Даже марксистские историки говорили о «революционном яде Евангелия». [Христос] постоянно давал себя знать в виде различных оппозиционных движений».

«Сталинизм вырастил поколение конформистов, панически боящихся иметь собственное мнение. Он играл на полубиологическом инстинкте «подчинения вождю», на психологии холопа, жаждущего Хозяина, твердой руки. Эта психология далеко не изжита и подчас приобретает агрессивные черты. Ей мы обязаны портретами Сталина, которые то тут, то там появляются на ветровом стекле... Процесс «выдавливания в себе раба» происходит медленно. Он длится уже треть столетия. Мы давно уже привыкли к книгам и фильмам, где одиночки, своего рода донкихоты, часто из числа молодежи, ведут тщетную и неравную борьбу со склеротичным и костным аппаратом. Их судьба вдохновляет немногих. Читатели и зрители находят здесь подтверждение тому, что они часто видят в жизни. Создается психология типа «моя хата с краю», «зачем мне это нужно?». Молодежь глубоко разочарована в эффективности честной гражданской позиции, в целесообразности борьбы за справедливость. Отсюда - ее равнодушие к общественным вопросам, довольно распространенная тенденция укрыться от них. Снижение подлинно гражданской активности (я, конечно, имею в виду не цепкий карьеризм) - вторая причина преступности. Социальная энергия юноши или девушки, не имея здорового применения, нередко направляется по каналам, ведущим к правонарушениям.

«Сталинизм вырастил поколение конформистов, панически боящихся иметь собственное мнение"

«Иногда люди церковные, верующие нападают на разум. Это происходит от недоразумения. Разум – это величайший дар Божий. Все грехи и все преступления человеческого рода совершались тогда, когда разум спал, когда разум был подавлен. У Гойи есть офорт «Сон разума порождает чудовищ», и это совершенно справедливо. Возьмите любую ужасную ситуацию из истории мира или из собственной биографии. Когда с нами произошла какая-то гадкая, постыдная вещь, когда в обществе произошло что-то мерзкое, – можно ли сказать, что в это время торжествовал разум? Ни в коем случае! Торжествует безумие, торжествует иррациональное, слепое, злое».

«Я уверен, что рост преступности проистекает не от слабости правоохранительных органов, хотя и к ним предъявляют немало обоснованных претензий. Даже если увеличить вдвое состав работников Министерства внутренних дел, даже если усовершенствовать методы следствия, судопроизводства, ужесточить законы, коренная причина преступности не будет устранена. Не уничтожит ее и повышение жизненного уровня (все знают, что часто правонарушители - дети обеспеченных семей). Для человека недостаточно «чтить уголовный кодекс». Если в нем самом не будет жить и развиваться дух человечности, он рано или поздно станет «потребителем», циником, обывателем, мизантропом, сделает своим символом веры шкурнические интересы. А от этого до преступления - один шаг. Если нравственные основы жизни - иллюзия, условность, то страх перед наказанием едва ли сможет стать надежной плотиной от воли человеческого зла. Вот почему для отца Брауна, героя детективных рассказов Г.К.Честертона, было важно не просто разоблачить преступника, поймать его, сколько - пробудить в нем совесть. Отец Браун хорошо помнил слова Христа о радости на небесах из-за каждого обратившегося грешника».

«Настоящая цель – Божественная цель движения человека вперёд – есть развитие личности и условия, которые позволяют ей развиваться. Всё, что этому содействует, является делом Христовым, ибо Христос освятил человеческую личность, воплотившись именно в человеческой личности, а не в каком-то абстрактном символе. Это сразу ставит перед нами главную жизненную проблему. Что важнее всего? Важнее всего укреплять, развивать и утверждать личностное начало».

"Старшее поколение должно возродить в себе чувства гражданской ответственности и только тогда будет вправе спрашивать с молодых»

«У человека есть несколько состояний бытия. Есть состояние, близкое к такому, когда личностное начало сведено к минимуму. Это то, что на современном языке стали называть «массами». У испанского философа Ортеги-и-Гасета в 20-х годах вышла книга, которая называлась «Восстание масс». В наш век, как он показывает, массы стали играть большую роль. Но Ортега ошибался: этими массами очень легко манипулировать. Они играют роль, потому что им дали возможность выйти на улицу, но их можно было очень ловко направлять, заставлять кричать «Зиг хайль!» или что-нибудь в этом роде – и они это делали с большим энтузиазмом. Когда человек становится «массой», это его состояние является низшим. Есть другое состояние: когда человек является анонимным сотрудником дела Божия – дела Божия в очень широком смысле слова. Скажем, Махатма Ганди не был христианином, но исполнял дело Христово на земле, когда проповедовал ненасилие, когда пытался внедрить в политическую жизнь гуманные принципы, когда, придя к власти в государстве, продолжал вести привычную ему аскетическую жизнь. Есть люди, которые являются невольными пособниками отрицательных начал. Об этом много пишется в литературе и [показывается] в фильмах: скажем, во времена нацизма были люди, которые не являлись нацистами по убеждениям, но своим безразличием невольно включались в этот круг. И, наконец, есть два полюса, которым могут принадлежать деятельные люди, – полюс добра или полюс зла. Полюс Христов – там, где личность уважается, чтится и где для неё делается многое и важное... Там, где личность подавляется, где она становится уничижённой, как бы ненужной, и на неё смотрят с презрением, – это, конечно, полюс антихристианский. Если мы хотим включиться в замысел Божий, мы должны развивать собственную личность и содействовать, как можем, окружающему миру... Настоящая личность человека – это самоуправляющийся организм, са-мо-управляющийся. К этому надо прилагать [молитву], и тогда Господь помогает человеку стать таковым. Это, конечно, трудно, но очень важно для всех. Понимаете, вы вступаете тогда в состояние настоящего . Не какого-то сумрачного, сумеречного существа, которое не отдаёт отчёта в своих поступках, которое иногда живёт полубессознательно».

«Добро – это то, что прекрасно, то, что созидает, то, что движет вперед, то, что наполняет. Это и есть жизнь. Понимаете? А зло – это есть смерть, то, что тормозит развитие, то, что извращает, уводит в сторону, то, что дегуманизирует человека, то, что делает его уже не человеком. Зло – это грех, это есть гротеск».

Голос живого христианства

Активная гражданская позиция, ответственность, борьба за справедливость, подвижничество и бескорыстие, уважение к личности и милосердие как антитеза тоталитаризму в любом его проявлении... И сегодня, в относительно «вегетарианское» время, отца Александра Меня наверняка записали бы в «отщепенцы», «агенты», «двурушники» – недостатка в ярлыках нету. Что говорить о конце 1990-х, когда карательная советская система была еще в «полной боевой готовности».

По версии, изложенной в книге Владимира Илюшенко «Отец Александр Мень. Жизнь, смерть, бессмертие», исполнителями убийства священника были профессиональные киллеры, организаторами – спецслужбы, а вдохновителями, заказчиками – державно-националистическое, консервативное крыло Церкви, включая некоторых иерархов и идеологов «православного антисемитизма», «те, кто принадлежал к высшей церковной иерархии, однако создавал атмосферу нетерпимости ко всему, что отклонялось от средневековой модели православия, те, кто стоял на позициях агрессивного национализма».

"Развитие личности и условия, которые позволяют ей развиваться, всё, что этому содействует, является делом Христовым"

Илюшенко рассказывает, как «на похоронах о. Александра высокий человек в монашеской скуфье, с мутными глазами цвета бутылочного стекла, заявил с паперти церкви, что священника убили «свои». «Свои» – значит, евреи, сионисты. Получалось, что еврей Александр Мень – еще один “умученный от жидов”». Прокуратура, по словам Илюшенко, повернула «сионистскую» версию по-своему: дескать, «скрытый иудей» Мень разрушал РПЦ и саму «Русскую Державу», за то и поплатился. «Эти люди, по сути, враждебны христианству, пронизанному духом истины, любви и свободы. Для них православие – русский этнографический заповедник, охраняемый государством, и, более того, религия ненависти к общему врагу – иноверцу, инородцу, инакомыслящему. Люди бездарные, они полны были лютой ненависти и зависти к о. Александру, одаренному свыше сверх всякой меры», - рассуждает Владимир Илюшенко. Показательно, что по смерти Меня его самовольно объявляли еретиком, запрещали его книги к распространению в церквях и монастырях, даже сжигали – таково, к примеру, было распоряжение одиозного Никона, в 1990-е – епископа Екатеринбургского и Верхотурского.

В конце концов, так и не задержав убийцу, следователи «успокоились» на «бытовухе», этот вывод потом подтвердил, в частности, Сергей Степашин. Хотя в действительности все могло быть гораздо таинственнее, дремучее. По воспоминаниям генерала Александра Лебедя, в те сентябрьские дни 1990 года готовился и едва не был осуществлен государственный (по формулировке Илюшенко, военно-фашистский, черносотенный) переворот: вооруженные дивизии ВДВ уже стояли под Москвой. По каким-то причинам переворот отложили (на август 1991-го), министр обороны Дмитрий Язов заверил общественность, что десантники прибыли, чтобы помочь местному населению в уборке картофеля. Единственный жертвой дрогнувших тогда путчистов стал Александр Мень. «Он был главной духовной преградой на пути этих замыслов, поэтому устранить его надо было в первую очередь», – считает Илюшенко.

Могила Александра Меня, Новая Деревня

«Он, как никто, осознавал глубокое извращение человеческой природы, вытекающее из попрания духовного начала. На социальном уровне это проявилось, в частности, в рабском подчинении Церкви государству. Это извращение, культивировавшееся в России на протяжении нескольких веков, в конце концов привело к тяжелому кризису христианства и явилось, быть может, главной причиной победы тоталитаризма в нашей стране, который, в свою очередь, продолжил и довел до опасной черты процесс дехристианизации России, - пишет Владимир Илюшенко. – Для Русской Православной Церкви в целом характерна закрытая модель христианства, основанная на традиционалистских ценностях, ксенофобии и шовинизме. Агрессивный национализм в православном обличье представляет собой новое язычество, антихристианское по своей сути. Для охранительно-консервативной разновидности православия чрезвычайно характерно то, что можно назвать духовным и культурным нарциссизмом, – самоупоение, самообожение, идеализация себя и своего прошлого. Эти клерикальные круги, как говорил о. Александр, «в восторге от себя». И он же за два дня до смерти в интервью испанской журналистке указал на новую реальность нашего времени: «Произошло соединение русского фашизма с русским клерикализмом и ностальгией церковной». Он говорил, что это очень опасная тенденция, потому что люди приходят в Церковь за проповедью добра, а встречаются с изоляционизмом, антисемитизмом и т. д. Он с горечью констатировал: «…общество ожидало найти в нас какую-то поддержку, а поддержка получается для фашистов». И действительно, многие священники стоят на крайне шовинистических позициях, а иные даже становятся идеологами нацизма. В свою очередь, экстремистские силы надеются получить от Церкви некую сакральную санкцию на проведение погромной, ксенофобской политики. Те и другие стремятся превратить православие в этническую религию, в элемент «национально-религиозной идеологии». Те и другие превращают христианство из религии любви в идеологию ненависти».

Цитаты – из бесед Александра Меня «Почему нам трудно поверить в Бога?», «О добре и зле», «Молодежь и идеалы», «Человек – это личность», а также по книге Владимира Илюшенко «Отец Александр Мень. Жизнь, смерть, бессмертие», издательство «Эксмо», 2013 г.

Убивший жену священник монастыря в городе Дзержинском Подмосковья Дионисий (Денис Г.) на протяжении десяти лет брака всячески издевался над супругой, а также домогался прихожанок, сообщает Лайф со ссылкой на отца убитой.

Как , священник вывез свою жену, 30-летнюю Анну, в лес под Солнечногорском и нанес ей семь ножевых ранений, которые оказались смертельными. После этого он спрятал тело и уехал. На первом же допросе иерей дал признательные показания. У молодой женщины остались двое маленьких сыновей 1,5 и 6 лет.

По словам отца Анны, священник мучил его дочь фактически с момента свадьбы. Однако девушка панически боялась его и о разводе не помышляла до самого последнего момента.


Мужчина считает, что женитьба для Дениса была вынужденной мерой. Тогда, в 2008 году он только начинал карьеру священника, и ему нужна была жена. В 2009 году он окончил Николо-Угрешскую духовную семинарию и в том же году получил сан иерея и приход.

Сообщается, что спустя всего месяц после свадьбы Денис начал по любому поводу придираться к супруге и закатывал скандалы. Всё происходило на глазах у родителей женщины, поскольку молодожёны жили с ними в одной квартире.

Отец убитой вспоминает ряд случаев, когда священник вёл себя крайне странно и агрессивно по отношению к жене. "Будучи школьной учительницей, Анна приносила домой тетради на проверку, однако супруг ей запретил работать дома. Когда же она решила проверять тетради после уроков в школе, отец Дионисий был недоволен, что жена возвращается поздно домой", - говорится в статье.

А однажды священник купил жене пальто, которое она случайно испачкала. В отместку мужчина разбил её телефон, сказав, что тоже сделал это случайно.

В какой-то момент тесть даже выгнал зятя из дома, поскольку больше не мог наблюдать постоянные издевательства над дочерью. Родители уговаривали Анну подать на развод, но женщина говорила, что они с мужем венчаны и разводиться не будут.

Ситуация только ухудшилась, когда у молодых появилось отдельное жилье. Однажды родители увидели у дочери синяк. Анна выгораживала мужа но, когда её отец решил заступиться за дочь, женщина пообещала, что такого больше не повторится.

"Любила его. И боялась, как огня. У него веры никогда не было. Надел рясу - священник, снял - уже нет, - приводит News.ru слова отца Анны. - Уговаривали её разводиться".

Как отмечает издание, Денис хотя и не любил жену, на развод не подавал, опасаясь потерять работу.

В декабре 2017 года у отца Дионисия неожиданно отняли приход и перевели на работу в Николо-Угрешский монастырь. Прчииной стали его домогательства к прихожанкам.