Непознанное

Показательный матч на сцене большого театра. Контрактная система

В 1984 году Поля Либо сменил на посту президента FIVB доктор Рубен Акоста, адвокат из Мексики. По инициативе Рубена Акосты произведены многочисленные изменения в правилах игры, направленные на повышение зрелищности соревнований. Накануне Олимпийских игр-1988 в Сеуле состоялся 21-й конгресс FIVB, на котором были приняты изменения в регламенте решающей пятой партии: теперь она должна играться по системе «ралли-пойнт» («розыгрыш-очко»). С 1998 года такая система подсчёта очков распространяется на весь матч, в том же году появилось амплуа либеро.

В начале 1980-х появилась подача в прыжке и почти перестала применяться боковая подача, увеличилась частота нападающих ударов с задней линии, произошли изменения в способах приёма мяча - прежде непопулярный приём снизу стал господствующим, а приём сверху с падением почти исчез. Сузились игровые функции волейболистов: например, если раньше в приёме были задействованы все шесть игроков, то с 1980-х годов выполнение этого элемента стало обязанностью двух доигровщиков.

Игра стала более силовой и быстрой. Волейбол увеличил требования к росту и атлетической подготовке спортсменов. Если в 1970-е годы в команде могло не быть вообще ни одного игрока ростом выше 2-х метров, то с 1990-х годов всё изменилось. В командах высокого класса ниже 195-200 см обычно только связующий и либеро.

С 1990 года стала разыгрываться Мировая лига по волейболу, ежегодный цикл соревнований, призванный увеличить популярность этого вида спорта во всём мире. С 1993 проводится аналогичное соревнование у женщин - Гран-при.

3. Современное состояние

С 2006 года FIVB объединяет 220 национальных федераций волейбола, волейбол является одним из самых популярных видов спорта на Земле. В августе 2008 года новым президентом FIVB был избран китаец Вэй Цзичжун.

Наиболее развит волейбол, как вид спорта, в таких странах как Россия, Бразилия, Китай, Италия, США, Япония, Польша. Действующим чемпионом мира среди мужчин является сборная Бразилии (2006), среди женщин - сборная России (2006).

08 ноября 2009 года действующий победитель европейской волейбольной Лиги чемпионов итальянский "Трентино" завоевал еще один трофей, став чемпионом мира среди клубов.

4. Развитие волейбола в России

Весной 1932 года при Всесоюзном совете физической культуры СССР была создана секция волейбола. В 1933-м во время сессии ЦИК на сцене Большого театра перед руководителями правящей партии и правительства СССР был сыгран показательный матч между сборными Москвы и Днепропетровска. А уже через год регулярно проводятся первенства Советского Союза, официально называвшегося «Всесоюзным волейбольным праздником». Став лидерами отечественного волейбола, спортсмены Москвы удостоились чести представлять его на международной арене, когда гостями и соперниками в 1935 году были афганские спортсмены. Несмотря на то, что игры проводились по азиатским правилам, советские волейболисты одержали убедительную победу - 2:0 (22:1, 22:2).

Соревнования на первенство СССР проводились исключительно на открытых площадках чаще всего после футбольных матчей по соседству со стадионами, а крупнейшие соревнования, такие как чемпионат мира 1952 года - на тех же стадионах при переполненных трибунах.

Советские волейболисты - 6-кратные чемпионы мира, 12-кратные Европы, 4-кратные победители Кубка мира. Женская команда СССР 5 раз побеждала на чемпионатах мира, 13 - Европы, 1 - на Кубке мира.

Всероссийская федерация волейбола (ВФВ) образована в 1991 году. Президент федерации - Николай Патрушев. Мужская сборная России - победитель Кубка мира-1999 и Мировой лиги-2002. Женская команда побеждала на чемпионате мира-2006, чемпионатах Европы (1993, 1997, 1999, 2001), Гран-при (1997, 1999, 2002), Всемирном Кубке чемпионов-1997.

Стала ли главная театральная премьера года в России главным скандалом 2017-го?

Большой театр в минувший уик-энд представил публике балет «Нуреев» питерского композитора Ильи Демуцкого в постановке режиссера Кирилла Серебренникова и хореографа Юрия Посохова. «Запрещенный спектакль», билеты на премьерные показы которого разлетелись в считаные часы, прошел при большом скоплении VIP"ов — друзей и знакомых спонсоров постановки — Романа Абрамовича и Андрея Костина. «Нуреева» специально для «БИЗНЕС Online» рецензирует балетный критик Екатерина Беляева.

«БЫЛ ЛИ МАЛЬЧИК»

В Москве на исторической сцене Большого театра состоялась мировая премьера балета петербургского композитора Ильи Демуцкого «Нуреев» . Его поставили худрук «Гоголь-центра» Кирилл Серебренников , который сейчас находится под домашним арестом в связи с так называемым театральным делом, и хореограф Юрий Посохов , постоянно проживающий и работающий в Сан-Франциско. Напомню, что эта премьера должна была состояться еще в июле 2017 года и завершить прошлый театральный сезон в Большом, но после одного из прогонов ее внезапно отменили. На самом деле балет не отменили, а отправили на доработку. Спектакль перенесли сначала на май-2018, так как раньше у постановщиков не было общего времени для того, чтобы встретиться в Москве вторым дублем.

В качестве причин отмены выдвигались разные версии. Официальной считалась такая: спектакль не готов к сдаче, плохо отрепетирован, имеет много постановочных нестыковок и требует дополнительного времени на доработку. Другая версия строилась из догадок, касающихся непристойности изобразительного материала, использованного постановщиком Серебренниковым (режиссер выступил в «Нурееве» и как сценограф). Неприличным могло показаться мелькание на заднике гигантских размеров фотографии полностью обнаженного Рудольфа Нуреева авторства знаменитого американского фотохудожника Ричарда Аведона . Карточки той «естественной», то есть «обнаженной» фотосессии не являются запретными, они опубликованы, по ним в академиях учатся историки искусства и молодые фотографы.

В первую причину можно легко поверить, так как в сегодняшней гонке большинство спектаклей во всем мире делается наспех, выпускается в короткие сроки, а технологически трудные спектакли могут прирастать качеством конкретно на самых последних репетициях за счет профессионализма постановщиков и отдачи актеров. Такое случиться с балетом «Нуреев» летом запросто могло. Относительно второй догадки сказать нечего, журналистов на рабочие репетиции не пускают, и судить, «был ли мальчик» (была ли задействована такая фотография, как именно фотография и в каком формате ее демонстрировали, была ли другая «порнография»), мы не можем. И третья гипотеза «недопуска» балета к публике летом — наличие в спектакле намеренной пропаганды ЛГБТ или страх, что лирические сцены фактически супружеских отношений Рудольфа и датского танцовщика Эрика Бруна , включенных в балет как факт биографии Нуреева, какой-то важной персоне сверху покажутся таковой.

Как бы там ни было, после рокового дня, когда прозвучал приговор об отмене готового балета, состоялся еще один генеральный прогон «Нуреева», его записали для того, чтобы в любой момент можно было вспомнить порядок. Дальше разворачивался самый плохой сценарий. В августе Серебренникова посадили под домашний арест, начатые им спектакли — в Москве и Штутгарте — вышли без окончательного «досмотра» режиссера, запертого в своей московской квартире и лишенного загранпаспорта. Вышли они в самом высоком «разрешении», так как мозговая концентрация коллег-артистов и ответственность за общее дело после ареста Кирилла оказалась завидным образом накалена. В это же время в декабрьской афише Большого театра внезапно «открылось» окно и в него «влетели» два «Нуреева». Все постановщики, кроме Серебренникова, смогли приехать на экстренные репетиции.

«Парады «белых пачек» в Вагановке и круженье казенных портретов складываются в «день сурка» по-советски (Нуреев – Владислав Лантратов)» Фото: Павел Рычков / Большой театр

«ШВОВ ОТ СРОЧНОГО ВЫРЕЗАНИЯ ФРИВОЛЬНЫХ СЦЕН НЕ ЗАМЕЧЕНО»

Прежде чем приступить к описанию того, что зрители (из них лишь 500 человек купили билеты в кассе предварительной продажи, а остальные были представителями СМИ, гостями театра или приглашенными лицами двух спонсоров спектакля — Романа Абрамовича и Андрея Костина ) увидели на премьере 9 декабря, надо рассказать, что представляет собой в общих чертах театр Серебренникова.

«Нуреев» — его третья работа в Большом после оперы «Золотой петушок» и балета «Герой нашего времени». Режиссеры драмы и либреттисты-драматурги в балете появлялись и до него, история зафиксировала опыт Немировича-Данченко, Радлова, Пиотровского и др... Но Кирилл особенный. В любой чистый жанр он приходит, чтобы экспериментировать, взрывать рутину и обманывать ожидания зрителей с конвенциональным мышлением. Его драматические спектакли походят на мюзиклы и балеты, в операх есть серьезные пластические вставки, а в балете — элементы вербатима и мелодекламации.

Таким образом, заказывая «Нуреева» команде Серебренникова, гендиректор Большого Владимир Урин брал не кота в мешке, а вполне конкретный синтетический театр, который он хотел показать на исторической сцене Большого театра — балет с приметами оперы, оратории, телешоу, драматического спектакля и кино. И публика, пришедшая 9 и 10 декабря в Большой, — это в какой-то степени обычная «паства» Серебренникова, поклонники его творчества и неофиты современного искусства. Эти люди едва ли бы стали наводить лорнет на неприкрытые фиговым листом гениталии Нуреева на известной фотографии. Сразу оговорюсь, никакой подобной фотографии в балете нет, как нет пропаганды ЛГБТ и порнографии. Швов от срочного вырезания фривольных сцен тоже не замечено. Балет выполнен в нежных пастельных тонах и полон лирики.

«Фотографии полностью обнаженного Нуреева в балете нет, как нет пропаганды ЛГБТ и порнографии» Фото: Дамир Юсупов / Большой театр

Спектакль о самом ярком балетном артисте второй половины XX века этой команде постановщиков заказал Большой театр в лице Урина. Гендиректор главного театра страны рассчитывал с новым блокбастером, в данном случае байопиком (биографией), повторить успех балета «Герой нашего времени», поставленного Серебренниковым и Посоховым на музыку Демуцкого в 2014 году по мотивам одноименного романа Михаила Лермонтова. Переговоры с востребованным в мире Посоховым проходили давно, хореограф заранее «озвучил» несколько названий балетов, постановки которых он мог осуществить в расчете на историческую сцену Большого, но выбор пал на «Нуреева». Урин рассудил, что Большому театру нужны, кроме сюжетов русской литературы (в сезоне 2017/2018 гамбургский хореограф Джон Ноймайер ставит балет «Анна Каренина», это будет копродукция двух балетных трупп) истории о больших художниках, чья жизнь и творчество изменили мир. Нуреев идеально подошел.

Что касается написания имени танцовщика, известного у нас больше как Нуриев, то здесь выбор делал либреттист, то есть Серебренников. Фамилия отца Рудольфа была придумана им самим и возводилась к имени Нурис, а всю родню в момент получения паспортов записали Нуреевыми. По паспорту Рудольф был Нуреевым, как Нуреев он поехал с труппой Кировского (сейчас Мариинского) театра в Париж, как Нуреев «прыгнул в свободу» в 1961 году в аэропорту Ле-Бурже, и на Нуреева в СССР завели дело изменника родины.

«Через совместные занятия с Эриком Бруном (Денис Савин) Нуреев познает тонкости и нюансы датской школы танца, а заодно соединяется с ним на короткое время в настоящую семью» Фото: Михаил Логвинов / Большой театр

«ЗА КАЖДЫМ ЛОТОМ ПРЯЧЕТСЯ ФЛЕШБЭК»

Начинается балет с выкриков аукциониста на английском и французском языках (артист МХТ Игорь Верник ). Сразу в двух аукционных домах в Париже и Нью-Йорке распродаются предметы искусства и личные вещи, принадлежащие недавно скончавшемуся (1993) великому танцовщику, богу танца Нурееву. За каждым лотом прячется флешбэк — мини-путешествие в прошлое Нуреева, его встречи с людьми, участие в постановках и просто важные жизненные эпизоды. Какие-то эпизоды инкрустированы танцами, какие-то снабжены пением (поют меццо-сопрано Светлана Шилова , тенор Марат Гали , контратенор Вадим Волков ), некоторые представляют собой пластические этюды под монотонное чтение отрывка письма (большинство писем имеют вымышленное содержание).

Первый флешбэк уводит в Ленинград в хореографическое училище имени Вагановой, куда Нуреев поступил, когда ему было 17 лет. Строгие академические стены, скрипучие деревянные полы, марлевые занавески, усердные ученики и ученицы тянут подъемы, скачут в жете. Спустя время на сцену вальяжно выходит Нуреев (Владислав Лантратов ) в нахальных белых трико и танцуя, оттесняет с середины, а потом просто грубо толкает изящную девочку, как бы предвосхищая свою будущую «революционную» деятельность в области развития сольного мужского танца.

В картине «Улица Росси» Серебренников начинает посмеиваться над «снулой» жизнью, какую вели люди в СССР, и тихо демонстрировать свою и, видимо, Нуреева ненависть к режимам. На стене висят два портрета, на одном — стационарном — изображена Ваганова, на втором — сначала Николай II, а затем Ленин, Сталин, Хрущев. Парады «белых пачек» в Вагановке и круженье казенных портретов складываются в «день сурка» по-советски.

«Марго Фонтейн (Мария Александрова) вводит Руди в романтический репертуар» Фото: Павел Рычков / Большой театр

Вот уже на юного Нуреева сыплются доносы коллег (их зачитывает тот же Верник), а действие незаметно переносится во Францию, в закрытую зону аэропорта Ле-Бурже — и далее в Булонский лес, «сверкающий» длинноногими трансвеститами, так потрясшими Нуреева после диетического Ленинграда. Сцена перехода из советского Ада в западный Рай строится колоритно. В центре сцены вырастает трибуна, на ней стоят корпулентные хористки и три солиста — они поют «Песню о родине». Танцовщицы-колхозницы в тесноте, но не в обиде танцуют про «хорошо в стране советской жить». И за ними финальная сцена первого акта с роскошными парижскими вечеринками.

«ВТОРОЙ АКТ РАССКАЗЫВАЕТ ПРО ТВОРЧЕСТВО НУРЕЕВА»

Второй акт рассказывает про творчество Нуреева, и он более танцевальный. Через лоты-флешбэки на сцену по очереди выходят именитые партнерши Нуреева. Марго Фонтейн (Мария Александрова ) вводит Руди в романтический репертуар, Наталья Макарова (Светлана Захарова ) танцует вместе с ним dance modern. Через совместные занятия с Бруном (Денис Савин ) Нуреев познает тонкости и нюансы датской школы танца, а заодно соединяется с ним на короткое время в настоящую семью. Верник между тем продает с торгов интимную записку Нуреева умирающему от рака Бруну, которую Руди так и не передал партнеру.

Наталья Макарова (Светлана Захарова) танцует с Нуреевым dance modern Фото: Михаил Логвинов / Большой театр

Безудержная страсть Нуреева к сцене, классическому балету реализована в виде сменяющих друг друга кордебалетных сцен, идущих под ловко оркестрованную, но узнаваемую музыку Чайковского, Минкуса, Глазунова. Самой красивой находкой Посохова можно счесть танцевальную сцену, где хореограф вводит в строго женский (как в женском монастыре) коллектив теней из «Баядерки» энергичных партнеров, которые не только «подкручивают» балерин и делают обводки, но самодостаточно танцуют. Это такой лобовой намек на кощунственные акты Нуреева-хореографа, который мог в своем балете лишить балерину вариации, написанной Петипа, и передать ее музыку солисту-мужчине.

В финале обыгрывается еще одна любовь Нуреева — к дирижированию. Герой Лантратова в костюме Солора из «Баядерки» берет палочку из рук настоящего дирижера (Антон Гришанин ) и встает за пульт оркестра Большого театра.

Длится балет два с половиной часа с антрактом, в нем еще есть эпизоды «Короля-солнце», где Рудольф — Луи XIV, натанцевавшись, наслаждается обществом полураздетых янычар, составляющих его мужской гарем.

«Театр приготовил трех Нуреевых (на фото — Артем Овчаренко)» Фото: Дамир Юсупов / Большой театр

Картины, размещаясь в рамках одной декорации-трансформера (класс в Вагановке, парижское метро, зал в парижской опере, стены плебейских кварталов с красочными граффити), быстро сменяют одна другую, и, если что-то рождается подозрительное, оно исчезает так стремительно, что выглядит обманом зрения.

Театр приготовил трех Нуреевых. Артем Овчаренко станцевал 10 декабря, Игорь Цвирко прошел прогон, а спектакль у него будет в мае. Надо ждать.

Екатерина Беляева

На анонсе: Нуреев – Артем Овчаренко. Фото Дамира Юсупова/ Большой театр.

Нашла этот афоризм на одном из форумов по закупкам…и как нельзя лучше он отражает всю суть работы в контрактной системе. В закупках я уже около 7 лет, но до сих пор возникают ситуации, которые ставят меня в тупик. И сколько бы лет ты не проработала в сфере закупок, ты всегда будешь совершать ошибки и чему-тоЧитать больше проКто с госзаказом связан, тот в цирке не смеется… […]

НОРМИРОВАНИЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК

Сегодня хочу поговорить с Вами о нормировании в сфере закупок. Может кто-то до сих пор не разобрался с ним или совсем недавно в закупках и понятия не имеет что это такое и с чем его едят, то статья будет для Вас полезной. Помню, когда в конце 2015 года пришло время разрабатывать правовые акты в сфереЧитать больше проНОРМИРОВАНИЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК […]

Внесены изменения в Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ

Федеральными законами от 29.12.2017 № 475-ФЗ, от 31.12.2017 № 503-ФЗ, от 31.12.2017 № 504-ФЗ, от 31.12.2017 № 506-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ в части: – порядка осуществления закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) (пункты 8, 43, 53, 54 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ); – порядка рассмотрения контрольными органамиЧитать больше проВнесены изменения в Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ […]

Вопрос: Об установлении неустоек (штрафов, пеней) за нарушение заказчиком обязательств по контракту с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Ответ: МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО от 8 февраля 2017 г. N ОГ-Д28-1543 Департамент развития контрактной системы Минэкономразвития России рассмотрел обращения по вопросу о применении положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон NЧитать больше проВопрос: Об установлении неустоек (штрафов, пеней) за нарушение заказчиком обязательств по контракту с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем). […]

Вопрос: Об изменении цены контракта, заключенного с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) на закупку товара (работы, услуги) на сумму менее 100 тыс. руб.

Ответ: МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО от 21 июня 2017 г. N 24-05-08/38833 Министерство финансов Российской Федерации, рассмотрев обращение по вопросу применения положений Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон о контрактной системе), сообщает следующее. В соответствии сЧитать больше проВопрос: Об изменении цены контракта, заключенного с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) на закупку товара (работы, услуги) на сумму менее 100 тыс. руб. […]

2018 ГОД: ОБЗОР ИЗМЕНЕНИЙ В ЗАКУПКАХ ПО ЗАКОНАМ № 44-ФЗ И № 223-ФЗ

Закупки по Закону N 44-ФЗ: ключевые изменения, вступающие в силу с 1 января 2018 года Вступят в силу новые правила о запрете на допуск иностранного ПО Запрет не будет касаться ПО из государств – членов ЕАЭС. Для этого оно должно быть включено в специальный реестр, который появится в дополнение к существующему. Если хотя бы вЧитать больше про2018 ГОД: ОБЗОР ИЗМЕНЕНИЙ В ЗАКУПКАХ ПО ЗАКОНАМ № 44-ФЗ И № 223-ФЗ […]

Планы-графики на 2018 год. Готовимся к новому финансовому году!

В продолжение темы, сегодня мы поговорим о планах-графиках на 2018 год. В предыдущей статье мы с Вами «разместили» план закупок на 2018 год. Теперь будем «формировать и размещать» план-график. Планы-графики содержат перечень закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на финансовый год и являются основанием для осуществления закупок. Планы-графики формируются заказчиками вЧитать больше проПланы-графики на 2018 год. Готовимся к новому финансовому году! […]

Планы закупок на 2018 год. Готовимся к новому финансовому году!

Новый год совсем уже близко и пора приступать к формированию планов закупок и планов-графиков на 2018 год. Поэтому сегодня я хочу поговорить именно об этом! Может кому-то данная статья окажется полезной! ПЛАН ЗАКУПОК Планы закупок формируются на срок, соответствующий сроку действия закона о бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Например, у нас бюджет

В свой 82-й день рождения 25 мая Большой театр оперы и балета открыл двери для зрителей и пустил их в свои недра: на сцену и даже под крышу. Более двух тысяч записавшихся на экскурсии увидели Большой изнутри и узнали, как он готовится к спектаклям, как проходят репетиции и как создаются декорации.

"Когда проводишь что-то в первый раз, все считают это авантюрой. Так было с Рождественским оперным форумом, Большим балом, вечерами Большого театра в замке Радзивиллов, Международным конкурсом вокалистов… Все когда-то проходит впервые, а потом все хорошее становится традицией ", - сказал в торжественный день генеральный директор Большого театра Владимир Гридюшко в своем кабинете.

Еще зимой объявили внутренний конкурс предложений, как отметить день рождения театра. Среди прочих идей начальник службы маркетинга и рекламы Татьяна Александрова и заместитель генерального директора Светлана Казюлина предложили в этот день показать внутреннюю жизнь Большого.

"Когда человек приходит в театр, он видит все в праздничном формате. Но не каждому дано понять, что значит создать спектакль. Это каторжный труд ", – объяснил Владимир Гридюшко, почему ему понравилась идея. Доносили эту мысль до посетителей в праздничный день 20 экскурсоводов, специально подготовленных сотрудников театра.



Еще в 20-х годах на базе БДТ-1 действовала оперная и балетная труппа, хоровой коллектив и оркестр. В 1924 году был создан музыкальный техникум, через год на базе техникума появились оперные и балетные отделения. Затем в 1930 году возникла оперная и балетная студии, и 25 мая 1933 года на сцене нынешнего Купаловского театра состоялась премьера оперы "Кармен" тогда еще Государственного театра оперы и балета БССР. Главную партию исполнила Лариса Помпеевна Александровская. Примечательно, что опера была на белорусском, Кармен – героиней пролетариата, а контрабандисты боролись с несправедливостью. В 1935 году "Кармен" поставили еще раз, также на белорусском языке, но уже без пролетарского флёра.

В 1939 году построили сегодняшнее здание Большого театра, и первой оперой стал "Міхась Падгорны". Его вместе с "Цветком счастья" и балетом "Соловей" в 1940 году показали на декаде белорусского искусства в Москве. Тогда же театр получил звание Большого. В 1964 году театру присвоили звание академического, и в 1996 году – национального.

14 июня в Большом пройдет восьмая за историю театра постановка "Кармен" . Администрация театра приоткрыла тайну и рассказала, что артисты разучивают фламенко и севильяну.

Петляя по коридорам театра, попадаем на сцену площадью 600 квадратных метров без арьерсцены (задней части сцены, резервного помещения для декораций, создающих иллюзию глубины; с ней площадь сцены составляет 800 квадратных метров. – TUT.BY ) .

Если не идет спектакль, сцена закрыта противопожарным занавесом. Механик Анатолий специально в день открытых дверей на время поднял заслон, и показался зрительный зал – на первый взгляд такой маленький со сцены.

На самой сцене - семь штативов с софитами и еще по четыре боковые башни для освещения. Каждый прожектор поворачивается в любой плоскости независимо от другого. Это позволяет создать необходимое освещение спектаклю. Вся механика сцены управляется с помощью электронного пульта и сенсорного табло. Под сценой 21 площадка, которые могут подниматься отдельно и менять уклон. Сама сцена по правилам под уклоном 4 градуса.

Люстра в зрительном зале, диаметром 4 метра и весом 1200 кг, состоит из 30 тысяч подвесок, 500 лампочек, подключенных с помощью 1 км проводов. После закрытия сезона люстру опускают, и можно убедиться в том, что она высотой в два роста человека.

С поднятым противопожарным занавесом

Сцена без противопожарного занавеса. После реконструкции театра, проходившей с 2006 по 2009 годы, конструкции закрепили. Есть график регулярного осмотра помещений, когда замеряют малейшие изменения.

У сцены находится комната мелкой бутафории, чтобы кубки, мечи, сабли, маски и бутылки для сценических застолий были под рукой.

В день открытых дверей в театре шла подготовка к вечернему балету "Спящая красавица". В сцене подняли сейф из пола, в котором хранятся мягкие декорации. В каждом из четырех ярусов – по три комплекта декораций. Все они подписаны, чтобы работники знали, к какой балке привязывать драпировку.

Верхняя часть театральной сцены – колосники. Они находятся высоко над сценой и устланы решеткой, чтобы спускать декорации. Признаться, даже на ровном полу не по себе и подкашиваются ноги, когда сквозь щели смотришь вниз. В колосниках находятся моторы, способные поднять до 1 кг декораций.

Колосники. Самое мистическое помещение под крышей Большого.


Более 40 тысяч костюмов к спектаклям хранятся под крышей. Петляя в коридорах вместе с костюмером Натальей Харабровой, говорим о лабиринтах театра.

По ее словам, в первый год работы и сами сотрудники теряются. Но текучка в театре маленькая, люди работают десятками лет, поэтому ориентируются почти интуитивно, в том числе в помещении с костюмами.

Сама Наталья уже наизусть помнит, где какой хранится костюм. В это сложно поверить неискушенному человеку, потому что без подготовки в такой массе костюмов даже с подписями каждого ряда было бы сложно что-то найти. Мы зашли на самый большой склад, а их в театре еще 11, но меньших по размеру.



В одном спектакле может быть задействовано 250-300 костюмов, и для костюмера этот день - напряженный: все костюмы переносятся вручную или на тележках. "Костюмер должен иметь хорошую память, чтобы запомнить, где какой носочек, платочек ", – говорит Наталья Хараброва.

Периодически на склады приезжает санстанция и обрабатывает их, чтобы не завелась моль и не было пыли. После спектакля какие-то костюмы стирают, а какие-то отдают в химчистку, некоторые стирают вручную в специальной прачечной. По словам костюмера, все наряды к спектаклю уникальны, "повторить их невозможно", именно по этой причине театр не сдает их в аренду – это как произведение искусства. А некоторые костюмы хранятся десятилетиями, как, например, кожаные к балету "Спартак" – они в Большом с 80-х годов.

Однако открытием дверей театр не ограничится. Именинник уже к следующему сезону готовит сертификаты на спектакли. По словам директора, когда дарят билеты в театр, у человека не всегда есть возможность сходить на конкретный спектакль в конкретное время. Сертификат позволит купить любой билет на любое время за указанную сумму.


Две версии одной истории любви. В Большом театре громкая премьера - балет «Ромео и Джульетта» в постановке Алексея Ратманского. Новый взгляд и новая хореография. При этом в репертуаре осталась и легендарная работа Юрия Григоровича. Его «Ромео и Джульетта» в афишах уже несколько десятилетий.

Любовь, которая сильнее, чем смерть. Слова здесь лишние - только музыка и движения. Эту постановку «Ромео и Джульетты» хореограф Алексей Ратманский шесть лет назад уже ставил в Торонто, в Канаде. Теперь балет в классической манере, на пуантах, показывают артисты Большого театра. И такой красноречивый язык тела, кажется, не требует перевода.

«Она влюбляется в него, когда он стоит перед ней еще в маске. Она даже не видит этого лица, но этот взгляд в корне меняет всю ее жизнь», - говорит про свою героиню прима-балерина Большого театра Анастасия Сташкевич.

Легендарный балет на афишах Большого несколько десятилетий. Юрий Григорович впервые поставил его в 79-м. А 30 лет спустя выпустил совсем другой, обновленный спектакль.

И вот теперь в главном театре страны снова премьера. Репетируют сразу три состава.

«Это история на все времена. Несмотря на костюмы, все-таки исторически приближенные, наши эмоции все же отличаются от тех времен, что Шекспир писал», - сказал премьер Большого театра Владислав Лантратов.

Хореография Алексея Ратманского считается технически особенно сложной. В балете про его работы говорят: ставит практически на каждый такт.

«Он также приумножает и развивает классический танец, как это сделал великий Баланчин. Уж, казалось бы, что еще чистой, классической форме танца после Петипа и Фокина. И вот последователь - Алексей Ратманский», - говорит руководитель балетной труппы Большого театра Махар Вазиев.

Вокруг «Ромео и Джульетты» еще с момента, когда Сергей Прокофьев создал партитуру, разгорелись нешуточные страсти. Непривычная музыка казалась слишком сложной артистам и оркестру. А финал, где по замыслу композитора юные влюбленные остаются живы, Прокофьеву и вовсе пришлось переделать в трагический. Но именно эта музыка вот уже почти 80 лет по-прежнему вдохновляют.

Знаменитый бег Галины Улановой. Ее Джульетта считается эталонной. В лондонском Ковент-Гардене в 56-м, когда Большой театр впервые выехал на гастроли, выступлению балерины английские леди и джентльмены аплодировали стоя, напрочь забыв о манерах, и не дождавшись, пока королева покинет зал. Британская пресса напишет об этом: «Мы встретились с тремя гениями сразу: Шекспиром, Прокофьевым и Улановой».

К партитуре Прокофьева обращались хореографы всего мира. Джульетту танцевала неповторимая Майя Плисецкая и итальянка Александра Ферри в Ла Скала. Поклонники балета видели «Ромео и Джульетту» Анжелена Прельжокажа и Деклана Доннеллан. Новатор Мауро Бигоцетти вывел на сцену сразу девять Ромео и девять Джульетт в попытке разобраться в причинах трагедии. Тщетно. В этой истории, кажется, невозможно поставить точку.

«Каждый хореограф по-своему слышит музыку. Прокофьев говорил: если бы балет точнее следовал за музыкой, результат был бы намного лучше», - говорит дирижер Павел Клиничев.

Декорации, где зритель видит сон и явь, и что происходит в душе влюбленных, для постановки Ратманского придумал Ричард Хадсон, обладатель престижной бродвейской премии «Тони». Рисуя это пространство, атмосферу для русского балета, Хадсон вдохновлялся работами художников эпохи Ренессанса.

«Музыка Прокофьева идеально рассказывает историю. Мне нужно было лишь проиллюстрировать ее. Сочетание силуэта и цвета костюмов с музыкой помогает почувствовать эту драму», - говорит художник-постановщик Ричард Хадсон.

По версии Ратманского, Джульетта очнется раньше, чем погибнет Ромео, и это возможность вспомнить о первоначальном замысле Прокофьева. Меняется время, эпохи и поколения танцовщиков, но эта история любви, над которой не властно время, волнует и сегодняшнего зрителя.