Государство

Популярные исполнители русских народных песен. Народные исполнители музыки и песен, фольклор

Ольга Васильевна Ковалева (1881 — 1962) родилась в деревне Любовка (Окуневка) Аткарского уезда Саратовской губернии и там провела детские годы.
В шестнадцать лет она покидает родной дом и уходит в город. В Самаре Ольга Ковалева живет у дальних родственников, учится грамоте, в двадцать лет поступает на фельдшерские курсы. В эти годы она еще не осознает своего истинного призвания, хотя постоянно напевает народные любовские песни. Красивый голос и музыкальность крестьянской девушки привлекают внимание окружающих. Ее замечают музыканты и помогают поступить в музыкальную школу — учиться пению.

Уже будучи ученицей (1904—1906), она участвует в концертах, организуемых самарским отделением Русского Музыкального Общества (РМО). По окончании музыкальных курсов при самарском РМО Ольга Ковалева едет в Петербург, где берет уроки у профессора И. М. Прянишникова на трехгодичных частных оперных курсах (1907—1909). При содействии Прянишникова она поступает в передвижную оперную труппу Ростова-на-Дону, гастролирующую по городам Поволжья (Самара, Царицын, Астрахань).
Проработав в ней один зимний сезон (1909/10), Ольга Васильевна Ковалева уходит из театра, но выступает в концертах с разными партнерами как «оперная певица» (1910/11). В программе у нее только арии и романсы русских и зарубежных композиторов.

После недолгого пребывания в Любовке Ольга Васильевна решает включить в свои концертные выступления и народные песни. Первой пропетой ею песней была «Лучинушка» (любовский вариант), ставшая своеобразной музыкальной эмблемой всех ее последующих концертов. Народно-песенный репертуар Ольга Васильевна черпает из сборников М. А. Балакирева, Н. А. Римского-Корсакова, А. В. Лядова, где песни представлены в одноголосном изложении с сопровождением фортепиано.
Обосновавшись в Новороссийске (1911/12), О. В. Ковалева выступает с другими артистами в городах и селениях южной России. А 1912-13 годы она концертирует с постоянным партнером — скрипачом Германом Клеменсом * — в среднерусских областях и в городах Поволжья в качестве певицы-крестьянки, исполнительницы народных песен. Как сообщают афиши, она «выступает в народном крестьянском костюме Рязанской губернии».

В начале 1914 года они в Москве. Этот год становится значительным для Ольги Васильевны Ковалевой. Множество афиш и рецензий того времени показывают, что исполнительский профиль О. В. Ковалевой как бы стабилизируется и «укрупняется». Если раньше ведущей фигурой ансамбля был «окончивший Московскую народную консерваторию» скрипач Герман Клеменс, выступавший «при участии г-жи Ольги Ковалевой», то теперь Ольга Ковалева —главная исполнительница программы; скрипач Г. Клеменс играет вариации на темы одной-двух народных песен, а в остальном составляет дуэт с певицей, подыгрывая «подголоски» к песням.
Особенно значительным для Ольги Васильевны был «Вечер песни» — концерт в Политехническом музее, организованный Е.Э. Линевой в феврале 1914 года. О. В. Ковалева из провинциальной, малоизвестной странствующей певицы превращается в «известную» исполнительницу народных песен. Заметно серьезнеет, тематически углубляется и вместе с тем «демократизируется» ее репертуар. Большое место начинают занимать в нем собственные записи Ольги Васильевны—песни ее родной Любов-ки, этнографические записи Е. Линевой, Ю. Мельгунова, Н. Пальчикова. Ее портрет печатается рядом с портретом М. Е. Пятницкого (газета «Новь» за 1914 год). В рецензиях отмечается подлинность народного мастерства, правдивость, простота, сдержанность, присущая женскому народному пению *.
В трудные военные годы (1914—1916) Ольга Васильевна выступает в благотворительных концертах, в госпиталях («сестрица с песнями»), в казармах, руководит кружком пения в убежище для слепых воинов-инвалидов, поет песни для простых людей, обходя с Клеменсом московские дворы. Продолжаются гастроли по отдаленным и глухим уголкам страны.

В 1917 году начинается новый, второй период артистической деятельности Ковалевой, принесший ей и славу, и благосостояние, и огромное творческое удовлетворение. Ольга Васильевна становится активной участницей концертов для народа. Она поет в цехах заводов и фабрик, в казармах, на площадях и вокзалах. Популярность ее растет. Теперь ее постоянные партнеры — певец Анатолий Доливо и квартет домр под управлением Г. П. Любимова. В 1921 году вместе с ними Ольга Васильевна едет в Швецию, Норвегию, где артисты дают концерты в пользу голодающих Поволжья. (Последующие выезды за границу в этом же составе были в 1925 году—в Париж на всемирную художественную выставку, и в 1927 году —во Франкфурт-на-Майне на декаду советского искусства.)

С 1924 года Ольга Васильевна выступает по радио, преимущественно в передачах для крестьян. Она встречается в концертах с гусляром К. М. Северским, хором М. Е. Пятницкого, с П. Г. Ярковым и его хором, с Ирмой Яунзем, продолжает общаться с деятелями музыкально-этнографической комиссии Московского университета, родственниками Е. Э. Линевой, семьей Денисовых (женское трио), мужским квартетом «Народная песня» под руководством В. А. Федорова, певицей А. И. Третьяковой и многими знатоками народной песни. Именно в этой среде складывались традиции современного исполнения народной песни на эстраде, создавался репертуар советских исполнителей народных песен.
Второй период, годы расцвета творческой и исполнительской деятельности Ольги Васильевны, завершился присвоением ей звания заслуженной (1934) и народной (1946) артистки РСФСР.
Находясь на основной работе в качестве солистки Всесоюзного радио, Ольга Васильевна в третий — последний период своей трудовой жизни состоит консультантом хора русской песни Всесоюзного радио. Она консультирует молодых исполнительниц М. Кирюшову, А. Савельеву, Е. Шурупову, Е. Семенкину, А. Фролову, Л. Зыкину, передает им свой исполнительский опыт. Умерла Ольга Васильевна 2 января 1962 года на восемьдесят первом году жизни.

Фольклорные коллективы – колорит любого мероприятия!

Вы готовитесь к свадьбе, юбилею, концерту, корпоративу или другому значимому для Вас мероприятию? Сегодня ни одно торжество не может обойтись без музыкального сопровождения и развлекательной программы. А правильно подобранная музыка как раз и становится главным залогом успеха любого праздника!

Но здесь возникает дилемма – а как же угодить всем гостям и присутствующим, разным по возрасту, статусу, полу, музыкальным пристрастиям. И мы для себя нашли такое универсальное решение – организовать выступление русско-народных исполнителей. Наверное, трудно найти такого человека, который бы не был ценителем традиций, не уважал народное творчество и не интересовался бы историей. Кроме того, фольклор всегда несет интересную смысловую нагрузку, прекрасно передает переживания, радости простых людей, а инструментальное сопровождение никого не оставит равнодушным. Именно поэтому выступление русского ансамбля народных песен станет лучшим решением для мероприятия любого формата.

Название : Сборник лучших русских народных песен
Исполнители : разные
Год : 2015
Жанр : разное
Продолжительность : 05:21:05
Формат/Кодек : MP3
Битрейт аудио : 256 kbps
Размер : 618 Мб

Описание : Сборник из 100 самых лучших народных песен. Все те песни, которые знает и поет весь русский народ! Пойте вместе с нами!

Скачать бесплатно сборник лучших русских народных песен можно

Список песен:
001. Лидия Русланова — Златые горы
002. Сергей Захаров — Тройка
003. Русская песня — Маруся
004. Надежда Крыгина — Комарики
005. Людмила Зыкина — Сронила колечко
006. Людмила Николаева — Чернобровый, черноокий
007. Георг Отс — То не ветер ветку клонит
008. Татьяна Петрова — Колечко моё позлачёное
009. Иван Скобцов — Вот мчится тройка почтовая
010. Николай Тимченко — Вдоль по Питерской
011. Иосиф Кобзон — Ты ждёшь Лизавета
012. Николай Эрденко — Помню, помню я
013. Сергей Лемешев — Как ходил-гулял Ванюша
014. Ольга Воронец — Пойду ль, выйду ль я
015. Николай Гедда — Ах ты, душечка
016. Евгений Нестеренко — Вечерний звон
017. Александра Стрельченко — Очаровательные глазки
018. Евгения Шевченко — Мы на лодочке катались
019. Русский народный хор им. М.Е.Пятницкого — Как родная меня мать провожала
020. Иван Суржиков — Жёнушка
021. Николай Тимченко — Выйду на улицу
022. Ольга Воронец — Кого-то нет, кого-то жаль
023. Ольга Ковалёва — На окошке два цветочка
024. Надежда Кадышева и Ансамбль Золотое Кольцо — Катюша
025. Максим Михайлов — Ах ты, доля моя доля
026. Владияр — Ой, мороз, мороз
027. Лидия Русланова — Камаринская
028. Иван Скобцов — Ночь темна лови минуты
029. Тамара Абдуллаева — Как служил солдат
030. Сергей Захаров — Светит месяц
031. Людмила Николаева — Ехали цыгане
032. Татьяна Петрова — Как при вечере, при вечере
033. Ольга Воронец — При народе в хороводе
034. Сергей Лемешев — Метелица
035. Белый день — Ой, как ты мне нравишься!
036. Вика Цыганова — Коробейники
037. Надежда Кадышева и Ансамбль Золотое Кольцо — Вот кто-то с горочки спустился
038. Галина Невара — Соловьи
039. Мария Пахоменко — Лучше нету того цвету
040. Николай Эрденко — Отрада
041. Русский народный хор им. М.Е.Пятницкого — Хорошенький, молоденький
042. Алла Баянова — Праздник на селе
043. Надежда Крыгина — Ухарь-купец
044. Иван Скобцов — Среди долины ровные
045. Максим Михайлов — Ах ты, доля моя доля
046. Сергей Лемешев — Я на камушке сижу
047. Надежда Кадышева и Ансамбль Золотое Кольцо — Когда б имел златые горы
048. Ольга Воронец — Под окном черёмуха колышется
049. Иван Скобцов — Степь да степь кругом
050. Людмила Николаева — Матаня
051. Сергей Захаров — Вдоль да по речке
052. Русский народный хор им. М.Е.Пятницкого -Колыбельная
053. Сергей Захаров — Эй, ямщик, гони-ка к Яру
054. Лидия Русланова — По диким степям Забайкалья
055. Зинаида Сазонова — Ой, да не вечер
056. Тамара Синявская — Матушка, что во поле пыльно
057. Государственный Воронежский русский народный хор — Летят утки
058. Владияр — Живёт моя отрада
059. Лидия Русланова — Я на горку шла
060. Татьяна Петрова — Ванюшка мой
061. Карина и Рузана Лисициан — Утушка луговая
062. Людмила Зыкина — Из под камушка
063. Екатерина Шаврина — Окрасился месяц багрянцем
064. Русский народный хор им. М.Е.Пятницкого — Как по горкам по горам
065. Людмила Зыкина — Под дугой колокольчик
066. Лидия Русланова — Валенки
067. Вокальный ансамбль Воронежские девчата — Тонкая рябина
068. Государственный Академический хор, рук. А.Свешникова — Ах, ты степь широкая
069. Александра Стрельченко — По Муромской дорожке
070. Сергей Захаров — Всю-то я вселенную
071. Анна Герман — Из-за острова на стрежень
072. Русский народный хор им. М.Е.Пятницкого — Ой, туманы мои
073. Иван Скобцов — Дубинушка
074. Вика Цыганова — Калина красная
075. Людмила Зыкина — Ты воспой в саду соловейка
076. Сергей Захаров — Пряха
077. Борис Штоколов — Ноченька
078. Ольга Воронец — Калинка
079. Виктор Клименко — Ямщик, не гони лошадей
080. Надежда Кадышева и Ансамбль Золотое Кольцо — Уральская рябинушка
081. Мария Максакова — Над полями, да над чистыми
082. Русский народный хор им. М.Е.Пятницкого — Когда мы были на войне
083. Русский народный хор им. М.Е.Пятницкого — И кто его знает
084. Людмила Николаева — Ах, зачем эта ночь
085. Мария Мордасова — Завлекалочка
086. Надежда Кадышева и Ансамбль Золотое Кольцо — Клен ты мой опавший
087. Русский народный хор им. М.Е.Пятницкого — Вдоль по улице
088. Анна Литвиненко — Москва златоглавая
089. Вика Цыганова — Ой, цветет калина
090. Тамара Синявская — Катюша
091. Ольга Воронец — Раз, два, люблю тебя
092. Надежда Кадышева и Ансамбль Золотое Кольцо — Расцвела под окошком
093. Евгений Нестеренко — Вот мчится тройка удалая
094. Екатерина Шаврина — Лучинушка
095. Людмила Николаева — По Дону гуляет
096. Ирина Масленникова — Травушка-муравушка
097. Людмила Зыкина — Течет Волга
098. Ольга Воронец — Позарастали стёжки-дорожки
099. Анна Литвиненко — У церкви стояла карета
100. Мария Мордасова — Ивановна

Биография Марины Девятовой, исполнительницы русских песен, получила свое начало в декабре 1983 года. Именно тогда в семье народного артиста Девятова Владимира, в Москве, родилась будущая певица. Артистические способности у Марины проявились уже в трехлетнем возрасте. Ее детский голосок звучал гармонично, девочка чувствовала тональность и ритм мелодии. Понаблюдав некоторое время за дочерью, родители решили отдать ребенка в музыкальную школу, что и было сделано в 1990 году, когда Марине исполнилось 7 лет. Таким образом биография Марины Девятовой открыла свою следующую страницу.

Обучение в музыкальной школе

В течение полных восьми лет юная ученица постигала азы музыкальной науки, гармонию и сольфеджио, а также изучала хоровое дирижирование. После школы Марина поступила в музыкальное училище имени Шнитке, а через четыре года продолжила учебу в знаменитой Гнесинке, академии музыки, где она в течение нескольких лет занималась вокалом. Музыкальное образование позволило девушке поверить в себя и продолжить совершенствоваться в исполнении русской народной песни.

Первые концерты

В октябре 2008 года певица Девятова Марина, биография которой постоянно пополнялась новыми страницами, организовала свой первый концерт, прошедший под знаком русских певческих традиций. Успех был ошеломляющий, после концерта молодая певица решила полностью посвятить себя русской народной песне и изучению фольклора. А в марте 2009 года биография певицы Марины Девятовой ознаменовалась очередным событием, взволновавшим девушку до глубины души, она получила приглашение для участия в приеме, организованном Министерством иностранных дел России в честь королевы Англии Елизаветы и всей ее семьи.

Сольные альбомы

Ровно через полтора года Марина презентовала свою собственную программу, с бесхитростным названием "Пойду, выйду", в Московском театре эстрады. Тогда же вышел ее альбом "Не думала, не гадала". Критики дружно предположили, что Марина Девятова и не думала, и не гадала, что русские песни в ее исполнении получат такую широкую известность. И когда в конце 2011 года вышел очередной альбом Марины под названием "Я счастливая", ни у кого не осталось сомнений в том, что певица по большому счету нашла себя и дальше будет развиваться на поприще русской народной песни.

Зарубежные концерты

Марина регулярно посещает различные страны мира с концертами, и ее уже считают "послом" культуры России. При этом биография Марины Девятовой развивается в заданном направлении и в ней появляются очередные творческие страницы. Певица любит работать с детскими коллективами, талантливые ребята добавляют звонкую нотку в ее выступления, и Марина от этого просто счастлива, как и ее маленькие помощники. Также ей помогает в гастрольных поездках русский фольклорный коллектив, шоу-балет "Янг Дэнс", в который входят профессионально подготовленные танцоры, владеющие техникой исконно русской пляски.

Религиозные убеждения

Биография Марины Девятовой, кроме творческих страниц, содержит информацию о религионых убеждениях певицы. По ее собственному признанию Марина является кришнаиткой. Будучи вегетарианкой, певица старается донести до каждого человека, с которым ее так или иначе сводит судьба, свои убеждения. Марина Девятова, помимо всего прочего, с трудом, но находит время для занятия йогой, которая, по ее заверениям, является залогом физического и морального здоровья.

С егодня невероятно популярны «Бурановские бабушки». Это легко объяснимо. Людям близко искреннее, душевное исполнение народных песен. Мы решили рассказать вам про других, не менее прекрасных, но менее известных исполнителей фольклора из российской глубинки.

«Алиёшные» песни села Плехово

Яркой чертой музыкальной культуры села Плёхово Суджанского района Курской области являются «алилёшные» песни, исполняемые под пляску, развитая традиция инструментальной игры, специфические хореографические жанры - танки (обрядовый танец) и карагоды (хороводы).

Местные наигрыши, прославившие Плёхово на весь мир, - «Тимоня», «Чеботуха», «Батюшка», «Жарко пахать» - исполняются ансамблем с уникальным набором инструментов: кугиклы (флейта Пана), рожок (жалейка), скрипка , балалайка.

Исполнительская манера плёховцев отличается богатством импровизации, сложным многоголосием. Инструментальная музыка, пение и танец являются неразделимыми компонентами плёховской традиции, которыми владеют все истинные мастера: хорошие певицы часто умеют играть на кугиклах, а скрипачи и рожечники с удовольствием поют - и все без исключения ловко пляшут в карагоде.

В инструментальном исполнительстве есть традиционные правила: на кугиклах играют только женщины; на рожке, скрипке, гармони - только мужчины.

«Ой, что ж это за дивище». Карагодная песня на Масленицу в исполнении жителей села Плёхово

Страдания в селе Русская Тростянка

Песенная традиция села Русская Тростянка Острогожского района Воронежской области отличается зычным грудным тембром женских голосов, звучанием в верхнем регистре мужских голосов, красочным многоголосием, высоким уровнем исполнительской импровизации, использованием особых певческих приемов - «киксов», «сбросов» (специфическими короткими выбросами голоса в другой, обычно высокий регистр).

В жанровую музыкально-фольклорную систему села входят календарные, свадебные, протяжные, хороводные, игровые песни. Значительное место в репертуаре местных жителей занимают частушки и страдания. Их могли исполнять как сольно под гармонь или балалайку («Матаня», «Семеновна», «Барыня»), так и хором без инструментального сопровождения («Начинаю петь страданья», «Пува, пува»).

Еще одна особенность песенной традиции села Русская Тростянка - наличие особых вёсновых песен , исполняющихся от Красной Горки до Троицы . Такими песнями, маркирующими сезон, являются протяжные «За лесиком, лесиком соловей с кукушкой солётывались», «У нас у лесе хорошо летом было».

Протяжная песня «Соловей мой, соловьюшек» в исполнении фольклорного ансамбля «Крестьянка» из села Русская Тростянка Острогожского района Воронежской области

Баллады Духовщинского района

Лирические песни являются одним из доминирующих жанров в песенной традиции Духовщинского района. В поэтических текстах этих песен раскрываются эмоциональные состояния и душевные переживания человека. Среди сюжетов есть даже балладные. В напевах лирических песен сочетаются возгласно-кличевые и повествовательные интонации, важную роль играют выразительные распевы. Песни традиционно приурочены к календарным периодам (летние, зимние) и отдельным праздникам (Масленице , Духову дню, престольным праздникам), осенне-зимним посиделкам, проводам в армию . В числе особенностей местной исполнительской традиции - характерный тембр и особые исполнительские приёмы.

Лирическая песня «Ходили девки» в исполнении П.М. Козловой и К.М. Титовой из деревни Шеболтаево Духовщинского района Смоленской области

Причитания в деревне Кукушка

Деревня Кукушка, что в Пермском крае, все равно что заповедник коми-пермяцкого традиционного пения. Область специализации участников ансамбля - певческое искусство, традиционные пляски, танцы и игры, народный костюм. Типичное для кочевских коми-пермяков «массивное», темброво-напряженное, «наполненное» ансамблевое пение приобретает особенную яркость и насыщенную эмоциональность в исполнении кукушанских песенниц.

В составе ансамбля - жители деревни Кукушка, связанные друг с другом семейными, родственными, соседскими связями. Участники коллектива собирают все жанры местной песенной традиции: протяжные, лирические коми и русские песни, плясовые, игровые, хороводные песни, песни свадебного обряда , духовные стихи, частушки и припевки. Они владеют традицией причитывания, знают детский фольклорный репертуар, сказки и колыбельные , а также танцевальные, плясовые, игровые формы местного фольклора. Наконец, они хранят и воспроизводят местные обрядовые и праздничные традиции: старинный свадебный обряд, обряд проводов в армию, поминание умерших, рождественские игрища и троицкие луговые гулянья.

Плясовая песня («йӧктӧтан») «Басӧк нылка, волькыт юра» («Красивая девушка, гладкая голова») в исполнении этнографического ансамбля из деревни Кукушка Кочевского района Пермского края

Карагодные песни Иловки

Традиционные песни южнорусского села Иловка Алексеевского района Белгородской области относятся к песенному стилю воронежско-белгородского пограничья. В музыкальной культуре Иловки доминируют протяжные широкораспевные песни и хороводные (карагодные) песни с пляской пересек.

В певческой традиции села ярко проявляются и признаки южнорусского стиля: открытая яркая подача голоса, использование высоких регистров у мужчин и низких у женщин в совместном пении, влияние стилистики хороводно-плясовых песен.

Крайне мало в иловской традиции календарно-обрядовых песенных форм. Единственная сохранившаяся до наших дней календарная песня - колядка «Ой, каледа, с-под лесом, лесом!», которая исполняется многоголосно. Мало и сезонно приуроченных песен, среди них можно отметить троицкую хороводную «Вселиственный мой венок».

Хороводная песня «Вселиственный мой венок» в исполнении жительниц села Иловка Алексеевского района Белгородской области

Бражничанье в Афанасьевском районе

Жители деревень Кировской области помнят, любят и бережно сохраняют местные певческие традиции.

Лирические песни составляют одну из наиболее важных частей культурного наследия области. Специального термина для обозначения жанра лирических песен в Афанасьевском районе Кировской области не существует. Чаще всего такие песни характеризуются как длинные, протяжные, тяжелые. В рассказах исполнителей они упоминаются и как старинные, поскольку их пели в прежние времена. Распространены наименования, связанные с отсутствием приуроченности песни к дате (простые песни) или с их принадлежностью к праздникам (праздничные песни). В некоторых местах сохранились воспоминания о пении определенных лирических песен при проводах в армию. Тогда их называют солдатскими.

Лирические песни здесь, как правило, не имели приуроченности к определенным жизненным ситуациям: пели, «когда подойдет». Чаще всего их пели во время полевых работ, а также в праздники как женщины, так и мужчины: «кто хочет, тот поет».

Важное место в традиции занимали пивные праздники, когда гости бражничали. Участники застолья делали складинки - каждый приносил мед, брагу или пиво. Посидев час-два у одного хозяина, гости шли в другую избу. На этих празднествах обязательно звучали лирические песни.

Лирическая песня «Круты горы развеселые» в исполнении П.Н. Варанкиной из деревни Ичетовкины Афанасьевского района Кировской области

Щедровки в селе Камень

В песенной традиции Брянской области характерно доминирование свадебных, хороводных и поздних лирических песен. В селе Камень по сей день популярны свадебные, хороводные, лирические и календарные песни. Календарный цикл представлен здесь жанрами святочного периода - щедровками и песнями, сопровождавшими вождение козы, и масленичными песнями, исполнявшимися в пору гуляний на Масленицу.

Жанр, который в Стародубском районе встречается наиболее часто - это свадебные песни. Один из немногих «живых» на сегодняшний день жанров - лирические песни. Местные певицы считают, что они обладают неоспоримой красотой, о них говорят: «Красивые песни!»

Свадебная песня «Ой тёща зятя на вечерю ждала» в исполнении жительниц села Камень Стародубского района Брянской области