Психология

Проблема равнодушия в произведении герой нашего времени. Cочинение ««Герой нашего времени»

Аргументы к итоговому сочинению по направлениям: "Равнодушие и отзывчивость", "Цель и средства". М.Ю. Лермонтов "Герой нашего времени".

Часть 3. Равнодушие и отзывчивость.

Чем опасно равнодушие?

Равнодушие – это чувство, которое может проявляться не только по отношению к другим людям, но и к жизни в целом. , центральный персонаж романа «Герой нашего времени», показан М.Ю. Лермонтовым как человек, который не видит радостей жизни. Ему все время скучно, он быстро теряет интерес к людям и местам, поэтому главная цель его жизни – поиск «приключений». Его жизнь – это бесконечные попытки почувствовать хоть что-нибудь. По словам известного литературного критика Белинского, Печорин «бешено гоняется за жизнью, ища ее повсюду». Его равнодушие доходит до абсурда, превращаясь в равнодушие к самому себе. По признанию самого Печорина, жизнь его «становится пустее день ото дня». Он жертвует своей жизнью напрасно, пускается в авантюры, которые не приносят никому пользы. На примере этого героя можно увидеть, что равнодушие распространяется в душе человека, как опасная болезнь. Оно приводит к печальным последствиям и поломанным судьбам как окружающих, так и самого равнодушного человека. Равнодушный человек не может быть счастливым, потому что его сердце не способно на любовь к людям.

Цель и средства. Какие средства нельзя использовать для достижения цели?

Иногда для достижения своих целей люди забывают про средства, которые они выбирают на пути к желаемому. Так, один из персонажей романа «Герой нашего времени» Азамат хотел получить коня, принадлежавшего Казбичу. Он готов был предложить все, что у него было и чем он не владел. Желание получить Карагеза победило все чувства, которые в нем были. Азамат ради достижения своей цели предал свою семью: он продал сестру, чтобы получить желаемое, бежал из дома, боясь наказания. Его предательство повлекло за собой смерть отца и сестры. Азамат, несмотря на последствия, уничтожил все, что было ему дорого, чтобы получить то, чего так страстно желал. На его примере можно увидеть, что не все средства хороши для достижения цели.

Соотношение цели и средств.

Соотношение цели и средств можно найти на страницах романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Пытаясь достигнуть цели, люди подчас не понимают, что не все средства помогут им в этом. Один из персонажей романа «Герой нашего времени» Грушницкий страстно желал, чтобы его признали. Он искренне верил, что должность и деньги помогут ему в этом. На службе он искал повышения, веря, что это решит его проблемы, привлечет девушку, в которую он был влюблен. Мечтам его не суждено было исполниться, ведь истинное уважение и признание не связаны с деньгами. Девушка, которой он добивался предпочла другого, потому что любовь не имеет ничего общего с общественным признанием и статусом.

К чему приводят ложные цели?

Когда человек ставит перед собой ложные цели, их достижение не приносит удовлетворения. Центральный персонаж романа «Герой нашего времени» Печорин всю свою жизнь ставил перед собой разные цели, надеясь, что их достижение принесет ему радость. Он влюбляет в себя женщин, которые ему нравятся. Используя все средства, он завоевывает их сердца, но позже теряет интерес. Так, заинтересовавшись Бэлой, он решает украсть ее, а затем добиться расположения дикой черкешенки. Однако, достигнув цели, Печорин начинает скучать, ее любовь не приносит ему счастья. В главе «Тамань» он знакомится со странной девушкой и слепым мальчиком, занимающимися контрабандой. Стремясь узнать их секрет, не спит сутками и следит за ними. Его азарт подогревается чувством опасности, но на пути к достижению цели он меняет жизни людей. Будучи раскрытой, девушка вынуждена бежать и оставить слепого мальчика и пожилую женщину на произвол судьбы. Печорин не ставит перед собой истинных целей, он лишь стремиться развеять скуку, что не только приводит его к разочарованиям, но и ломает судьбы людей, оказавшийся у него на пути.

Аргументы к итоговому сочинению по направлениям: "Равнодушие и отзывчивость", "Цель и средства". М.Ю. Лермонтов "Герой нашего времени".

Часть 3. Равнодушие и отзывчивость.

Чем опасно равнодушие?

Равнодушие – это чувство, которое может проявляться не только по отношению к другим людям, но и к жизни в целом. , центральный персонаж романа «Герой нашего времени», показан М.Ю. Лермонтовым как человек, который не видит радостей жизни. Ему все время скучно, он быстро теряет интерес к людям и местам, поэтому главная цель его жизни – поиск «приключений». Его жизнь – это бесконечные попытки почувствовать хоть что-нибудь. По словам известного литературного критика Белинского, Печорин «бешено гоняется за жизнью, ища ее повсюду». Его равнодушие доходит до абсурда, превращаясь в равнодушие к самому себе. По признанию самого Печорина, жизнь его «становится пустее день ото дня». Он жертвует своей жизнью напрасно, пускается в авантюры, которые не приносят никому пользы. На примере этого героя можно увидеть, что равнодушие распространяется в душе человека, как опасная болезнь. Оно приводит к печальным последствиям и поломанным судьбам как окружающих, так и самого равнодушного человека. Равнодушный человек не может быть счастливым, потому что его сердце не способно на любовь к людям.

Цель и средства. Какие средства нельзя использовать для достижения цели?

Иногда для достижения своих целей люди забывают про средства, которые они выбирают на пути к желаемому. Так, один из персонажей романа «Герой нашего времени» Азамат хотел получить коня, принадлежавшего Казбичу. Он готов был предложить все, что у него было и чем он не владел. Желание получить Карагеза победило все чувства, которые в нем были. Азамат ради достижения своей цели предал свою семью: он продал сестру, чтобы получить желаемое, бежал из дома, боясь наказания. Его предательство повлекло за собой смерть отца и сестры. Азамат, несмотря на последствия, уничтожил все, что было ему дорого, чтобы получить то, чего так страстно желал. На его примере можно увидеть, что не все средства хороши для достижения цели.

Соотношение цели и средств.

Соотношение цели и средств можно найти на страницах романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Пытаясь достигнуть цели, люди подчас не понимают, что не все средства помогут им в этом. Один из персонажей романа «Герой нашего времени» Грушницкий страстно желал, чтобы его признали. Он искренне верил, что должность и деньги помогут ему в этом. На службе он искал повышения, веря, что это решит его проблемы, привлечет девушку, в которую он был влюблен. Мечтам его не суждено было исполниться, ведь истинное уважение и признание не связаны с деньгами. Девушка, которой он добивался предпочла другого, потому что любовь не имеет ничего общего с общественным признанием и статусом.

К чему приводят ложные цели?

Когда человек ставит перед собой ложные цели, их достижение не приносит удовлетворения. Центральный персонаж романа «Герой нашего времени» Печорин всю свою жизнь ставил перед собой разные цели, надеясь, что их достижение принесет ему радость. Он влюбляет в себя женщин, которые ему нравятся. Используя все средства, он завоевывает их сердца, но позже теряет интерес. Так, заинтересовавшись Бэлой, он решает украсть ее, а затем добиться расположения дикой черкешенки. Однако, достигнув цели, Печорин начинает скучать, ее любовь не приносит ему счастья. В главе «Тамань» он знакомится со странной девушкой и слепым мальчиком, занимающимися контрабандой. Стремясь узнать их секрет, не спит сутками и следит за ними. Его азарт подогревается чувством опасности, но на пути к достижению цели он меняет жизни людей. Будучи раскрытой, девушка вынуждена бежать и оставить слепого мальчика и пожилую женщину на произвол судьбы. Печорин не ставит перед собой истинных целей, он лишь стремиться развеять скуку, что не только приводит его к разочарованиям, но и ломает судьбы людей, оказавшийся у него на пути.

1. Проблема личности в романе.
2. Особенности времени создания.
3. Трагизм Печорина.
4. Авторское отношение к герою.

«Герой нашего времени», милостивые государи мои, точно портрет, но не одного человека: это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии.
М. Ю. Лермонтов

«Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова — это первый прозаический, социально-психологический и философский роман в русской литературе. И центральное место в нем занимает проблема личности. В романе решается та же злободневная проблема, которая поставлена в «Думе»: почему люди умные и энергичные не находят применения своим недюжинным способностям и «вянут без борьбы» в самом начале жизненного поприща? На этот вопрос Лермонтов отвечает историей жизни Печорина, молодого человека, принадлежащего к поколению 30-х годов XIX века.

В отличие от Онегина А. С. Пушкина, который, разочаровавшись в жизни, погружается в праздную томительную среду, Печорин постоянно в гуще событий. В тревожных условиях на Кавказе, вызванных войной с горцами, всесторонне раскрывается деятельная натура героя. Автор сводит Печорина с людьми различных национальностей, профессий, убеждений. Читая роман, я с напряженным вниманием следил за событиями, стремясь понять загадочный и противоречивый характер героя.

Печорин во многом сродни людям Кавказа. Как и горцы, он решителен и храбр. Поставленная им цель достигается любыми средствами во что бы то ни стало. «Таков уж был человек, бог его знает», — говорит о нем Максим Максимыч. Но цели Печорина мелки, часто бессмысленны и всегда эгоистичны. Героя часто охватывает скука и полное безразличие к окружающим. Равнодушие к людям, разочарованность сказываются на его отношении к ним. Печорин говорит: «...я к дружбе не способен: из двух друзей всегда один раб другого, хотя часто ни один из них в этом себе не признается; рабом я быть не могу, а повелевать в этом случае — труд утомительный, потому что надо вместе с этим и обманывать...».

В повести «Максим Максимыч» впервые открывается трагедия Печорина. Он и Максим Максимыч — люди разных миров. Жестокость Печорина по отношению к старику — внешнее проявление его характера, под которым кроется горькая обреченность и одиночество. Но откуда эта преждевременная душевная усталость и, как следствие, глубокое разочарование в жизни?

Главные особенности того времени, когда создавался роман Лермонтова, очень хорошо раскрыл А. И. Герцен. По его словам, эти годы «были ужасны... людьми овладевало глубокое отчаяние и всеобщее уныние. Высшее общество с подлым и низким рвением спешило отречься от всех человеческих чувств, от всех гуманных мыслей...». Была переходная эпоха. Идеалы прошлого были разрушены, а идеалы новые еще не успели сформироваться. И в Печорине по принципу контраста как раз и отражено писателем то, «что на простом языке называется "хандрою" и "сомнением"».

Печорин скучает в обществе мелких завистников и ничтожных интриганов, лишенных благородных стремлений и элементарной порядочности. В его душе зреет отвращение к людям, среди которых он вынужден жить. Свободолюбивые идеи, воспринятые Печориным в ранней юности от декабристов, сделали его непримиримым по отношению к действительности. Но николаевская реакция, наступившая после разгрома декабристов, не только лишила его возможности действовать в духе свободолюбивых идей, но и поставила под сомнение эти идеи. А уродливое воспитание и жизнь в светском обществе не позволили ему подняться до правильного понимания жизни. Печорин сам признается Максиму Максимычу, что его «душа испорчена светом». Эгоизм Печорина — результат влияния светского общества, к которому он принадлежит от рождения.

По моему мнению, Печорин — натура деятельная, глубокая, одаренная. Его трагизм в ясном понимании таящихся противоречий «между глубокостью натуры и жалкостью действий». Ощущая собственную ненужность и бесполезность своей жизни, Печорин говорит: «Моя бесцветная молодость протекла в борьбе с собой и светом; лучшие мои качества, боясь насмешки, я хоронил в глубине сердца: они там и умерли... узнав хорошо свет и пружины жизни... я сделался нравственным калекой». Его мысли вызывают сочувствие и сострадание: "Зачем я жил? Для какой цели родился?... А верно она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные..."».

В истории с Мери, как и в других драматических эпизодах романа, Печорин выступает одновременно и жестоким мучителем, и глубоко страдающим человеком. Ему свойственны живые порывы сердца и подлинная человечность.

Авторское отношение к Печорину неоднозначно. Лермонтов осуждает индивидуализм Печорина, не считающегося с тем, как его поведение отразится на людях, которые встречаются на его пути. Но в то же время слова Лермонтова о Печорине («это портрет, составленный из пороков всего поколения, в полном их развитии») не являются окончательным осуждением героя.

Печорин выступает в романе как представитель дворянской молодежи, вступившей в жизнь после разгрома декабристов. И как многие сверстники, он потратил все силы на то, чтобы насытить свою гордость, удовлетворить свое честолюбие, но счастья не обрел. Каждый шаг Печорина доказывает, что полнота жизни, свобода самовыявления невозможны без полноты жизни, чувства, без истинной любви в самом человеке к окружающему его миру, к людям. Межчеловеческая связь прерывается, если общение человека идет лишь в одном направлении: к тебе, но не от тебя. А Печорину не суждено понять внутренний голос человеческой природы и пойти за ним туда, где он мог бы обрести наконец истину человеческого существования.

Вторая повесть романа Михаила Юрьевича Лермонтова «Ге­рой нашего времени» «Максим Максимыч» выводит на аван­сцену действия Печорина. В первой повести «Бэла» мы узнали о драматических событиях из жизни героя от его сослуживца штабс-капитана Максима Максимыча, а теперь можем соста­вить о нем мнение, так сказать, по личным впечатлениям.

Обстоятельства встречи Печорина с Максимом Максимычем таковы. Странствующий офицер, от лица которого ведется основ­ное повествование, вынужден остановиться на три дня в гостини­це Владикавказа в ожидании «оказии». На следующий день туда же приезжает Максим Максимыч. А вскоре приходит и ожидае­мая оказия, вместе с которой прибывает «чудесная коляска». Выясняется, что коляска принадлежит Печорину. Это известие вызывает у Максима Максимыча большую радость. Он посыла­ет лакея сказать Печорину, «что здесь Максим Максимыч», и уве­ряет странствующего офицера: «Ведь сейчас прибежит!..» Одна­ко Печорин не торопится встретиться со старым боевым товари­щем, и Максим Максимыч испытывает горькое разочарование. В течение всего дня Печорин так и не появляется.

Встреча с ним происходит лишь на следующее утро. И тог­да разочарование Максима Максимыча еще больше усилива­ется. Печорин обращается с ним холодно; чувствуется, что сви­дание с давним знакомым не вызывает у него особой радости. Он даже отказывается пообедать вместе, ссылаясь на то, что ему пора в путь. Выясняется, что едет он в Персию. Коляска Печорина готова уже тронуться в путь, когда Максим Макси­мыч вдруг вспоминает:

«- Постой, постой! — закричал вдруг Максим Максимыч, ухватясь за дверцы коляски, — совсем было забыл… У меня остались ваши бумаги, Григорий Александрович… я их таскаю с собой… Что мне с ними делать?

— Что хотите, — отвечал Печорин. — Прощайте…»

Бумаги остаются у Максима Максимыча, а затем, по просьбе странствующего офицера, переходят во владение к нему. Они представляли собой около десятка исписанных тет­радок, озаглавленных «Журнал Печорина». Содержание этого «Журнала» легло в основу трех последующих повестей романа «Герой нашего времени».

Почему же Печорин отказался вернуть себе свою собствен­ность? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно прочитать весь роман и составить полное представление о характере «Героя нашего времени». Печорин — глубоко разочарованная в жиз­ни личность. Он принадлежит к галерее типов «лишнего чело­века» в русской литературе. Когда он писал свой дневник, то еще пытался осмыслить свое место в мире, свои взаимоотно­шения с другими людьми. Но к моменту последней встречи с Максимом Максимычем Печорин уже полностью разуверился в былых своих надеждах и мечтаниях. Поэтому вспоминать о своем прошлом ему неинтересно. Он отправился в дальние странствия для того, чтобы скрасить преследующую его скуку. В то же время по некоторым деталям можно судить, что он предчувствует свой близкий уход из жизни. «…Всякому своя дорога… — говорит он Максиму Максимычу на прощанье. — Удастся ли еще встретиться — Бог знает!..» А на вопрос Мак­сима Максимыча, когда Печорин вернется, тот «сделал знак рукой, который можно было перевести следующим образом: вряд ли! Да и незачем!».

Итак, Печорину безразлично, что будет с его дневником, которому он поверял свои заветные мысли. И это можно объяснить его предчувствием близкого конца собственной жизни — ведь вскоре мы узнаем, что, возвращаясь из Персии, он умер. Но не исключена вероятность и того, что Печорин в глубине души надеялся: его записки будут прочитаны другими людьми, и тогда память о нем не исчезнет бесследно.

Михаил Юрьевич Лермонтов не думал о своем герое как об образце для подражания.

Он подчеркивал, что Печорина - собирательный образ, а не конкретный человек.

Это определенный тип, отразивший характерные особенности молодого поколения начала позапрошлого столетия.

Каким видит Печорина читатель?

В «Герое нашего времени» представлен молодой мужчина, испытывающий душевные муки из-за неприкаянности, в глубоком одиночестве ищущий смысл собственного существования и свое предназначение. Печорин не желает выбирать проторенные тропы, свойственные молодежи высшего света.

Он офицер, который служит, а не пытается выслужиться. Не музицирует, не интересуется философскими учениями, не изучает военное искусство. При этом, читателю очевидно, что он хорошо образован, не лишен талантов, энергичен и смел.

Печорин наделен такими отрицательными качествами, как эгоизм, равнодушие к окружающим людям, неспособность искренне любить и дружить. При этом он по своему привлекателен: в нем кипит жизнь, герой жаждет ее, стремится к лучшему, объективно, даже с долей здоровой самокритики, оценивает самого себя. Но его действия мелки и ничтожны, он приносит страдания всем окружающим, что не вызывает симпатий читателя, но и сам герой мучается от этих недостатков. Он крайне противоречивая личность.

Печорин умеет быть закрытым и честолюбивым, долго помнит причиненное зло. Утверждает, что стал нравственным калекой. Не только пушкинского Онегина, но и лермонтовского персонажа можно смело назвать «эгоистом поневоле» (В. Г. Белинский).

Противоречивость характера главного героя

Печорин непрестанно ощущает свою раздвоенность. В социальной и политической ситуации, сложившейся первой половине XIX столетия, он не может реализовать себя. Тратит свою жизнь на бессмысленные приключения, отправляется на Кавказ, испытывая судьбу участием в войне, совершает попытки забыть о своих бедах рядом с красивыми женщинами. Но все, что он делает, не приносит результата, становясь лишь способом отвлечься от проблем.

За ним неотрывно следует хандра и понимание, что такая жизнь не стоит ничего. В течение всего повествования Печорин рассматривает страдания и трагедии окружающих как возможность поддержать собственные душевные силы, только это позволяет ему на время забыть о непрестанной тоске, заполнить пустоту бессмысленной жизни. При этом, главный герой произведения - богато одаренная личность.

У Печорина аналитический склад ума, он абсолютно верно оценивает людей, их действия и мотивы; он умеет критически оценивать не только свое окружение, но и себя. Его дневниковые записи - настоящее саморазоблачение.

Печорин способен на сильные чувства (например, после смерти Белы или во время встречи с Верой), скрывает глубокие эмоциональные потрясения под личиной равнодушия и черствости, которую носит как защиту. Он способен действовать, будучи волевым человеком, но его решения и поступки приносят лишь разрушения.

Сходство Печорина с героем поэмы «Демон»

Разрушительный характер поступков Печорина делает его похожим на героя поэмы «Демон», также написанной Лермонтовым. Даже в его внешности видится нечто демоническое и таинственное.

Печорин предстает как истинный разрушитель, который играет с судьбами окружающих людей: смерть красавицы-черкешенки Белы, разочарование Максима Максимовича, боль Мэри и Веры, трагическая гибель Грушницкого и офицера Вулича, даже контрабандисты по его вине оставляют свой дом.

В. Г. Белинский полагал, что у героя «переходное состояние духа», когда старое уже полностью потеряно, а новое не появилось. Человек обладает только вероятностью получить нечто подлинное в отдаленном будущем.

М. Ю. Лермонтов начал работу над своим произведением еще в 1838 году. Два года спустя вышла первая публикация романа, в котором он уже не фантазировал о том, что такое жизнь, и какая она. Михаил Лермонтов описал ее такой, какой увидел в реальности.