Инф. технологии

Проблема воздействия природы на человеческую натуру. Егэ русский язык

Выражаем свою точку зрения Задание 25 ЕГЭ

После того как вы сформулировали позицию автора, необходимо выразить своё мнение, согласившись с точкой зрения автора исходного текста по поднятой проблеме или оспорив её (частично или полностью).

Выражая согласие или несогласие с позицией автора исходного текста по поднятой проблеме, следует помнить о том, что оно должно быть представлено корректно, развёрнуто и чётко .

Важно не просто констатировать своё согласие или несогласие с автором исходного текста, но и подробно объяснить, в чём оно состоит .

Это суждение и будет ТЕЗИСОМ, справедливость которого вам следует доказать, приведя два аргумента в защиту своей точки зрения.

ЗАПОМНИТЕ!

Согласие или несогласие пишущего с автором исходного текста - это тот тезис, который следует аргументировать .

Тезис должен быть по проблеме, обозначенной в начале сочинения, и логически связан с позицией автора .

В случае несогласия, полемики с автором не должно быть грубых выражений, тем более оскорблений в чей-либо адрес, иначе произойдёт снижение баллов по критерию К11, регулирующему соблюдение этических норм (вместо 1 балла по критерию К11 будет присвоено 0 баллов).

АРГУМЕНТИРУЕМ СВОЮ ТОЧКУ ЗРЕНИЯ КРИТЕРИЙ к4

В этой части сочинения необходимо следовать правилам построения текста- рассуждения:

тезис (ваше мнение, которое вы должны обосновать);

аргументация (приведение доказательств, объяснений, примеров для обоснования собственного мнения);

вывод (общий итог).

Аргумент - это развёрнутый логический довод, доказывающий истинность тезиса, которым является согласие или несогласие пишущего с автором исходного текста.

Аргументов в экзаменационном сочинении должно быть . Они могут основываться как на читательских, так и на жизненных впечатлениях учащегося.

Каждый аргумент следует начинать с нового абзаца.

Аргументы должны быть достаточно развёрнутыми и убедительными, доказывать мнение пишущего.

Аргументы могут быть

  • логическими (рациональными),
  • иллюстративными
  • или ссылками на авторитет.
К логическим относятся:
  • реальные факты;
  • выводы науки;
  • статистические данные;
  • законы природы;
  • положения официальных документов, обязательных для выполнения;
  • данные экспериментов и экспертиз;
  • свидетельства очевидцев.
К иллюстративным относятся:
  • конкретные примеры из реальной жизни;
  • примеры из литературных произведений;
  • предположительные примеры, которые рассказывают о том, что могло быть при определённых условиях.
Ссылками на авторитет являются:
  • мнение известных, выдающихся людей - учёных, философов, общественных деятелей и т.п.;
  • цитаты из авторитетных источников;
  • мнение специалистов, экспертов;
  • обращение к опыту и здравому смыслу аудитории;
  • мнение очевидцев;
  • общественное мнение, отражающее то, как принято говорить, поступать, оце-нивать что-то в обществе.

Очень важно установить соответствие аргумента утверждаемому (аргумент должен доказывать тезис) и помнить о том, что приведённый пример должен не просто выступать как яркий повествовательный или описательный микротекст, а доказывать или опровергать то или иное утверждение .

ПРИВОДИМ АРГУМЕНТЫ, ОСНОВАННЫЕ НА ЧИТАТЕЛЬСКОМ ОПЫТЕ В качестве аргументов, основанных на читательском опыте, можно взять примеры из произведений художественной или публицистической литературы . Каждый такой аргумент строится следующим образом:
  • предложение, позволяющее осуществить переход от согласия пишущего с автором исходного текста к аргументации своей позиции;
  • указание на автора и название его литературного произведения;
  • пример-иллюстрация из названного литературного произведения;
  • микровывод к примеру-иллюстрации.

Примечание.

В качестве аргументов, основанных на читательском опыте, можно использовать примеры из научной литературы (школьных учебников, научно- популярных журналов, энциклопедических словарей и справочников).

Требования, предъявляемые к аргументам, основанным на читательском опыте

  • При обращении к литературному материалу следует не просто указать автора и название произведения, но и создать развёрнутое высказывание, подробно охарактеризовать сюжетную ситуацию, с помощью которой создаётся доказательная база: назвать конкретных героев и проанализировать их поступки.
  • Указание только на название художественного произведения без отсылки к его автору не даёт основания считать приведённый аргумент литературным: согласно критериям оценивания сочинений ЕГЭ по русскому языку, эксперты засчитывают его как доказательство, основанное на жизненном опыте.
  • Каждый пример-иллюстрация должен завершаться микровыводом, поясняющим, что именно доказывается этим аргументом, как он связан с проблематикой исходного текста.
  • Следует избегать фамильярности, упоминая писателей, произведения которых привлекаются для аргументации пишущим своей точки зрения: не стоит употреблять их имя и отчество без Фамилии (не «Александр Сергеевич осуждает поступок Швабрина, вставшего на путь предательства» , а «А.С. Пушкин осуждает поступок Швабрина, вставшего на путь предательства»).
  • Аргумент из публицистической литературы принимается экспертами, если автор сочинения указывает конкретный источник информации (газету, журнал, книгу очерков и т.д.).
Построение доказательной базы сочинения с привлечением в качестве аргумента эпизода «Наташа Ростова и подводы» из романа JI.H. Толстого «Война и мир»

В приведённом отрывке из рассказа А. Платонова «Юшка» поднимаются следующие проблемы:

  • проблема благотворного влияния природы на физическое и психическое состояние человека;
  • проблема взаимосвязи природы и человека;
  • проблема постижения прекрасного в природе.

Невозможно не согласиться с писателем А. Платоновым в том, что природа удивительным образом благотворно воздействует на человека, гармонизируя его внутренний мир . Думается, каждый из нас не раз замечал то особое состояние души, то спокойствие и умиротворение, которое наступает, когда мы находимся наедине с природой.

Об удивительной связи с ней писал Ф.И. Тютчев, который, как известно, в ранний период своего творчества был пантеистом. В стихотворении «Не то, что мните вы, природа...» поэт говорит о том, что природа не бездушна: «В ней есть любовь, в ней есть язык». Однако не всякому человеку дано почувствовать живую душу природы. Только тот, кто не чёрств душой, чьё сердце открыто этому миру, испытывает истинное блаженство, соприкасаясь с миром природы. К нему, по мнению поэта, «сходят» лучи, рождается ощущения какого-то подъёма: «цветёт весна».

И языками неземными,

Волнуя реки и леса,

В ночи не совещалась с ними

В беседе дружеской гроза!

Невозможно не согласиться с писателем А. Платоновым в том, что созерцание красоты, разлитой в окружающем мире, умиротворяет душу человека. Думается, каждый из нас не раз испытывал не только спокойствие, но и чувство радости, которое наступает, когда мы находимся наедине с природой.

Об умиротворении души человека, соприкасающегося с миром природы, пишет и М.Ю. Лермонтов в стихотворении «Когда волнуется желтеющая нива...». В своём внутреннем монологе лирический герой повествует о душевной гармонии, которая наступает при созерцании красоты окружающего мира:

Тогда смиряется души моей тревога,

Тогда расходятся морщины на челе, -

И счастье я могу постигнуть на земле...

Находясь на природе, лирический герой обретает внутреннюю гармонию, успокаивается, радуется и даже ощущает божественное присутствие на земле. «И в небесах я вижу Бога».

Три строфы, стихотворения составляют одно предложение, что подчёркивает кратковременность действия: чудодейственное преображение души человека, её

исцеление происходит в один миг.

И этот миг возможен и ценен для каждого человека, если он готов быть открытым и созвучным этому миру, а не противопоставляет себя всему живому, закостенев в собственной чёрствости и лишив себя возможности ощущать целительную силу природы.

Итак, наш опыт показывает: обращение к поэзии при аргументации своей точ-ки зрения придаёт экзаменационному сочинению неповторимую душевность и про-изводит общее благоприятное впечатление о работе.

Требования, предъявляемые к аргументам, основанным на жизненных впечатлениях К аргументам, основанным на жизненных впечатлениях, предъявляются те же требования, что и к аргументам, в основе которых лежит читательский опыт: они должны быть развёрнутыми и убедительными и завершаться микровыводом, поясняющим, что именно доказывается этим аргументом, как он связан с проблематикой исходного текста .

Примечание.

Довольно часто выпускники, приводя аргументы, основанные на жизненных впечатлениях, рассказывают о своих разнообразных знакомых и родственниках, в жизни которых происходят мало похожие на правду, явно выдуманные события, например.

Недопустимости вмешательства в естественный ход вещей (опасности непродуманных экспериментов) М. Булгаков «Собачье сердце» Главный герой повести - профессор Преображенский - задумывает своеобразное соревнование с самой Природой. Его эксперимент фантастичен: создать нового человека путем пересадки собаке части человеческого мозга. В результате сложнейшей операции появляется безобразное, примитивное существо, наглое и опасное. Ученый должен быть ответственен за свой эксперимент, должен видеть последствия своих действий, понимать разницу между эволюционными изменениями и революционным вторжением в жизнь. М. Булгаков «Роковые яйца» Лабораторные эксперименты и открытия профессора Персикова, использованные в практической деятельности Рокком, дали непредвиденные и трагические результаты: красный луч вызвал к жизни чудовищных гадов, враждебных всему живому, убивающих и пожирающих его. Р. Брэдбери «И грянул гром» В погоне за большими деньгами люди в этой фантастической новелле организовывают «сафари во времени», не желая понять, что таит подобная «невинная» забава. И только Тревис, один из героев, рассуждает о том, что подобное безрассудство не только недопустимо, но и катастрофически опасно: «...Допустим, мы случайно убили в прошлом мышь. Это означает, что... всех будущих потомков этой мыши уже не будет..., уничтожается миллион мышей... Не хватит десяти мышей - умрет одна лиса... Сгинет... множество форм жизни... И пещерный человек, от которого могла бы возникнуть целая цивилизация, уничтожен...» Ж. Берн «Вверх дном» Завязкой романа является «безобидный» замысел героев: замена старой оси, на которой вертится Земля, на новую ось. Но последствия этого изобретения были бы ужасными: часть территорий ушла бы под воду вместе с людьми, другая - стала горами, где всё погибло бы.от отсутствия воздуха. Землю сотрясали бы землетрясения, люди погибли бы в пожарах и развалинах. Вмешательство человека в устройство окружающего мира обернулось бы бедой для него самого.

Бесчеловечности и бессмысленности войны В. Быков «Одна ночь» Русский солдат Иван Волока и немец Фриц во время боя оказались в подвале, из которого сложно выбраться по одиночке: помещение сверху завалено землей. Чувство ненависти к Фрицу у Ивана быстро пропадает: он понимает, что Фриц - такой же человек, как и он. У них оказалось много общего: мирные профессии, тоска по семье, ненависть к войне. Но возникшая теплота отношений прервалась утром: когда они выбрались наружу, Фриц просился бежать к своим, и Волока застрелил его, а потом, потрясенный тем, что сделал, проклял войну. Л.Н. Толстой «Севастопольские рассказы» «Война - противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие», потому что она разрушает все понятия о добре и зле. К. Воробьев «Убиты под Москвой» Сцена страшной гибели роты кремлевских курсантов - это сцена ада, в котором нет места ничему живому. М. Шолохов «Бахчевник» Гражданская война разрушила все представления о морали и нравственности: Митька убил топором своего отца, Анисима Петровича, спасая брата- красноармейца. М. Шолохов «Родинка» Гражданская война стала причиной того, что атаман, семь лет отсутствовавший на родине, убил единственного сына, Николку, не узнав его в красном комиссаре. Э. Хемингуэй «Прощай, оружие!» Лейтенант Генри понимает, что война - это убийство еще более жестокое и бессмысленное, чем на чикагских бойнях. Люди уничтожают друг друга в страхе и ненависти, движимые животным инстинктом.

Проблема исторической памяти (сопричастности к ходу истории) В. Распутин «Прощание с Матерой» Лихорадочные действия пожогщиков, спешащих покончить с Матерой, наталкиваются на неравнодушное отношение жителей деревни к своему прошлому, к тем, кто жил до них на этой земле. А.П. Чехов «Студент» Перед Пасхой Иван Великопольский, студент духовной семинарии, рассказывая случайно встреченным женщинам евангельский эпизод о предательском отречении Петра от Иисуса, видит, что реакция женщин необычна: они плачут о том далеком событии. Семинарист понимает, что прошлое неразрывно связано с настоящим непрерывной цепью событий. В. Распутин «Поле Куликово» На Куликовом поле Русь освободилась от рабства, отстояла себя как самостоятельная нация, и герой очерка поразился тому, насколько близко и очевидно ему то, что происходило несколько веков назад. Он словно ощутил присутствие предков, свою связь с ними. Д.С. Лихачев «Письма о добром и прекрасном» «Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленную в саду, который они возделывали, в вещах, которые им принадлежали, - значит, он не любит их. Если человек не любит старые улицы, старые дома, пусть даже и плохонькие,:- значит у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны - он, как правило, равнодушен и к своей стране». В. Солоухин «Человек - явление социальное, национальное, историческое,... у него есть прошлое, настоящее и будущее. Без одного из этих слагаемых... его просто нет». В. Солоухин «Черные доски» Автор повествует о том, как много бесценных икон, уникальных по архитектуре церквей было варварски уничтожено в 20 веке. «Но ведь здесь, в этих стенах, венчались отцы, деды, прадеды... Неужели место, где венчались наши родители, не достойно лучшего обхождения? В этих стенах побывали, положенными во гроб, наши отцы, деды и прадеды. Неужели место, ритуально связанное с погребением наших родителей и предков, не достойно лучшего обхождения? От этого один шаг до того, чтобы надругаться над самими могилами». Писатель убежден, что с утратой исторических памятников мы теряем человеческий облик. В. Солоухин «Письма из Русского музея» Рассуждая о" реконструкции Москвы, автор говорит, что «на месте большинства замечательных, удивительных по красоте и бесценных по историческому значению древних памятников архитектуры теперь незастроенное, пустое место». Памятников архитектуры в Москве уничтожено более четырехсот. Разрушая старину, мы всегда обрываем свои исторические корни, память о прошлом.

НТР и Будущее Р. Брэдбери «Электрическое тело пою!» Электрическая бабушка - это машина, созданная, чтобы нести добро, заботу. Она оказалась нравственнее живых людей, борясь с действительностью, откровенно враждебной гуманизму. Р. Брэдбери «451 ° по Фаренгейту» В книге изображены два символа «механизации» человечества. Первый - «механический пёс» - кибер, предназначенный для вылавливания инакомыслящих «преступников». Второй - модернизированное телевидение, символ людского безразличия, атрофии души и интеллекта человека будущего. Люди в этом техническом мире разучились думать. И это состояние приводит к душевному дискомфорту, самоубийствам, всплескам агрессии. Ж. Верн «Двадцать тысяч лье под водой» В романе образ идеальной подводной лодки «Наутилус» капитана Немо является символом борьбы против любой тирании, откуда бы она не исходила. Верн считал, что путь к прогрессу прокладывают открытия науки и достижения техники и что именно они в конце концов приведут человечество к идеальному будущему. Г. Уэллс «Война миров» Пятьдесят марсиан явились покорить человечество. Но организованное сопротивление продолжалось всего несколько дней. Потом исчезли государство, общество, цивилизация. Остались лишь обезумевшие орды, мечтавшие о спасении любой ценой. Под нашествием марсиан подразумевается не только это событие, но и разрушительные войны, научные открытия, которые приведут к гибели человечества. Социальной ответственности ученых за их изобретения Г. Уэллс «Человек- невидимка» Физик Гриффин открыл состав, с помощью которого человеческое тело становится невидимым. Но это открытие не приносит счастья ни ему, ни окружающим его людям. Гриффин сделал изобретение, помышляя не о благе человечества, а о власти и могуществе. Попытка Гриффина реализовать свое открытие сразу же привело его к конфликту с окружающими, в результате которого ученый погибает.

«С Земли на Луну», Жюль Верн 1867 Ракета Антиперегрузочный гидравлический бак (спасение от перегрузок в космосе) Реактивный снаряд Физика полета Пусковая установка Приземление. «Кирпичная Луна»,- Эдвард Хейл 1869 Искусственный спутник «20000 лье под водой», Жюль Верн 1870 Электрические пули Подводная лодка Высоковольтная защита корпуса подлодки «Удар судьбы», Роберт Кроми 1871 Атомное оружие «Доктор Оке», Жюль Верн 1874 Создание микроклимата в помещениях и на улицах

Роман «Лезвие бритвы», 1963 Высказана идея лазера, способного излучать под действием солнечного света, т.е. работать за счет даровой энергии солнца. Такие лазеры созданы. Например, лазер с накачкой излучением солнца, изобретенный в 1984 году в Институте высоких энергий АН СССР. Роман «Час Быка», 1968 Высказана идея скрепления сломанных костей и их мелких осколков специальными крючками, чтобы обеспечить их правильное срастание. Учеными Сибирского физико-технического института разработаны и внедрены в практику крючки из сплавов с памятью формы, обеспечивающие правильное скрепление костей без накладывания гипсовых повязок. С их помощью можно лечить самые сложнейшие переломы, не поддающиеся другим методам лечения. Высказана идея конструкции телескопической башенки, выдвигаемой из свернутой в рулон металлической ленты. В настоящее время подобные конструкции уже изобретены. Так, в изобретениях США предлагаются подобные раздвижные телебашни, мачты, антенны, опоры и т.п. Г. Альтов «Регистр фантастических идей и ситуаций» Автор изучал идеи классиков – фантастов: Верна, Беляева, Уэллса и др. У него получилось, что около 80% из предложенных идей у этих писателей уже сбылись (на 60-е годы прошлого века) или сбываются. По его данным, у Жюля Верна стало реальностью 98 из 108 прогнозов, у Уэллса из 86 прогнозов верными оказались 77, а Александр Беляев сделал только 3 ошибки на 50 своих прогностических фантазий.

Проблема отношения к животным Песнь о бездомной собаке Сергей Александрович Есенин Сергей Есенин очень любил братьев наших меньших и не выносил, когда с животными обращались грубо. Знакомство собаки с человеческой жестокостью и безысходность ситуации кардинально меняют ее образ. Совсем недавно она наслаждалась счастьем в уютном закуте, а теперь беспомощно и бессильно плетется по сугробам.Животные находятся в прямой зависимости от человека и его действий. Жалость и сочувствие неведомы хмурому хозяину, который, не задумываясь, утопил семерых щенков.Собака знает, что такое материнское чувство Радостью переполнены строки, описывающие заботу собаки о щенках. Она «причесывает» их языком, ласкает, согревает у теплого живота.

Проблема уничтожения природных богатств После сказки (Белый пароход), ПлахаЧингиз Айтматов Еще в 70-е годы Ч. Айтматов поднимал вопрос безысходности пути, при котором человек губит природу. Она обязательно отомстит вырождением и бездуховностью. Эту тему автор рассматривает в таких произведениях, как "После сказки", "Буранный полустанок", "Тавро Кассандры", "Плаха". Сильное впечатление оставляет после себя роман "Плаха". Автор на примере волчьей семьи показывает, к чему приводит гибель природы от деятельности человека. По сравнению с людьми волк проявляет себя более гуманным и «человечным». Проблема пагубного влияния человека на природу Пикник на обочине СтругацкиеВ лес на пикник на машине приезжают молодые люди. Они привезли с собой провизию, технику, транзисторы, разжигают костер, включают музыку, ставят палатки. Поутру гости разъезжаются, и напуганные лесные обитатели видят, что оставили после себя люди: пустые бутылки, консервные банки, масляные фильтры, свечи, пролившиеся бензин и автол

Проблема постижения прекрасного в природе Разбуженный соловьями Юрий Яковлевич Яковлев Непоседливый озорник Селюжонок был разбужен соловьями. Дело происходило в пионерском лагере и разозлившийся мальчик взял камень, чтобы отомстить птицам, однако завороженный песней соловья он так и замер. Он был тронут до глубины души и захотел увидеть, а затем изобразить прекрасную птицу. Хотя вылепленный из пластилина лесной певец мало схож с соловьем, Селюжонок ощутил живую силу искусства. В следующий раз, когда трели соловья разбудили мальчика, он поднял всех ребят, чтобы и они насладились его песней. По мнению автора, наслаждение красотой природы неизбежно приводит к постижению красоты в себе и искусстве.

Проблема неразрывной связи человека и природы Герой нашего времениМихаил Юрьевич ЛермонтовВ повести М. Лермонтова «Герой нашего времени» прослеживается тесная эмоциональная связь между человеком и природой. По мере развития событий в жизни Григория Печорина изменяется и природа, отражая его настроение. Перед дуэлью с Грушницким главный герой видит «свежее и голубое» небо и «ярко сияющее солнце». Глядя на мертвого противника, он уже ощущает, что солнце тусклое и его лучи не греют. Кроме того, природа выполняет роль одного из действующих лиц. Так, гроза сделала свидание Печорина и Веры более длительным, а в дневнике перед встречей с княжной Мери он пишет, что воздух Кисловодска «располагает к любви». Природа помогает Лермонтову подчеркнуть свое авторское присутствие и отразить эмоциональное состояние героев.Мы Евгений Иванович ЗамятинРоман-антиутопия Е. Замятина «Мы» показывает неразрывную связь между человеком и природой. Жители Единого государства отказываются от своего естественного начала, становятся «нумерами», а распорядок их жизни подчиняется рамкам Часовой Скрижали. Красоту природы заменили идеальные с точки зрения пропорции стеклянные здания, а любовь может быть доступна только, если есть розовая карточка. Д-503, главный герой произведения, может получить только математически выверенное счастье, обрести которое можно после удаления фантазии.

Проблема жестокости и гуманизма по отношению к животным Белый Бим, Черное Ухо Гавриил Николаевич Троепольский Грустная история о всепоглощающей преданности собаки своему хозяину. Скитания Бима заставляют его сталкиваться с самыми разными людьми – злыми и добрыми, участливыми и равнодушными. Его жизнь заканчивается печально, и заставляет подумать о многом. Бим – самый преданный и умный пес! Не зря ему поставили памятник в Воронеже как самой «человечной» собаке в мире. Проблема восприятия природы, её красоты Война и мир Лев Николаевич Толстой Видение окружающего мира зависит от внутреннего настроя. Когда Болконский был убит горем после смерти жены, старый дуб показался ему уродливым, сердитым, больным. После знакомства с Ростовой это же дерево предстало перед князем Андреем в другом свете. Теперь Болконский увидел всю его мощь, мудрость, вековую красоту. Для тонко чувствующего человека природа является своеобразным показателем, характеризующим события с положительной или отрицательной стороны. Перед битвой окружающий мир дал Безухову понять, насколько противоестественны и отвратительны грядущие события. После Бородинского сражения хмурая природа словно говорила: «Опомнитесь, хватит!».

Проблема благотворного влияния природы на человека Кладовая солнца Михаил Михайлович Пришвин Настя и Митраша понимали красоту природы, постигали ее секреты и испытывали на себе ее чудесную благодатную силу. Она отвечала на их любовь, поэтому была им другом, а не безжалостным оппонентом. Бежин луг Иван Сергеевич Тургенев И. С. Тургенев по праву считается певцом русской природы. Приверженец «тайной психологии», он раскрывает тончайшие движения души человека с помощью пейзажа. В рассказе «Бежин луг» он показывает двойственность природы: с одной стороны, она дарит чистоту, внутреннюю тишину и просветление, с другой стороны, демонстрирует, насколько беспомощен человек перед ее простором и таинственными силами. Природа в «Бежином луге» – это среда обитания крестьянских мальчиков, которые рано приобщаются к труду на земле.

Проблема взаимопонимания человека и животных Песнь о собаке Сергей Александрович Есенин Взаимопонимание животного и человека в стихотворении кроется гораздо глубже, чем образы героев. Есенин как бы очеловечивает страдания собаки, тем самым показывая, что она мать. А значит, и у матери человеческой такой же человек как она сможет отобрать ее ребенка. Строки, говорящие о том, что собака заплакала, переносят метафору собаки на человека, ведь плакать способны только люди. На этом моменте страдание достигает своего апогея. А ведь человек даже не задумался о том, какую боль он нанес животному. В стихотворении стираются грани взаимоотношений между человеком и животным. Появляется новая оппозиция отношений: добро и зло. И, к сожалению, зло несет человек. Взаимоотношения собаки и человека в стихотворении показаны в ракурсе того, что человек сам разрушает все то, что заложено природой, уничтожает тех, за кого он в ответе. Но при этом не понимая, что убивая щенков, он сам убивает свою собственную душу.

Проблема влияния природы на душу человека Степь Антон Павлович Чехов Девятилетний Егорушка поражен красотой степи. Он наделяет ее человеческими качествами, делает своим двойником. Егор уверен, что степное пространство может страдать, тосковать и радоваться. У него появляются не по-детски серьезные и философские мысли.Война и мир Лев Николаевич Толстой Наташу Ростову окрыляет красота ночи в Отрадном. Она чувствует, что готова лететь, словно птица. Андрей Болконский также впечатлен природой деревни. По дороге он увидел старый дуб, который подтолкнул его ко многим изменениям в душе.Царь – рыба Виктор Петрович Астафьев Браконьер Утробин ловит настолько большую рыбу, что вынужден отпустить ее, чтобы сохранить себе жизнь. Эта рыба символизирует нравственное начало природы и заставляет героя взглянуть по-новому на свои жизненные принципы

.Проблема воздействия природы на человеческую натуру Гой ты, Русь, моя родная! Сергей Александрович Есенин Посредством пейзажной лирики поэт выражает свое отношение к Родине. Любовь к крестьянской Руси лежит в основе поэзии Есенина. Она предстает в небесной синеве, залитая золотом полей, утопающая в зеленых лесах. Религиозные мотивы часто используются Есениным в его произведениях. Лирическим героем стихотворения является странник – «захожий богомолец», пришедший помолиться в родные места. Пейзаж, окружающий его, тесно связан с воспоминаниями о прошлой жизни, о тоске по Родине.Цветопись крайне важна для понимания контекста. Синий цвет в стихотворении является основообразующим, ярким, пронзительным. Этот цвет олицетворяет все высоко духовное, святое, божественное. При этом «синь» в стихотворении не только небо – это простор, бескрайность в целом. Частое употребление глаголов показывает движение внутри стихотворения. «Пахнет», «чахнут», «гудит», «побегу», «прозвенит» - эти глаголы придают произведению динамику. Природа живет полной жизнью и оказывает на лирического героя чувство умиротворения, глубокой любви к Родине, восхищает и не перестает удивлять его.

Проблема сохранения культуры и духовной свободы общества 451 градус по Фаренгейту Рэй Брэдбери В романе Рея Бредбери центральной темой является проблема сохранения культуры и духовной свободы общества. Антиутопия рисует перед нами ужасную картину мира, в котором сжигают книги, хотя именно они являются носителями культуры, идей и свободы общества. Необходимо задуматься о том, что невежество может уничтожить нашу общую ценность – культурное наследие.В книгах человечество хранит накопленные знания и представления о жизни, которые представляют собой культурное наследие, передающееся из поколения в поколение. В них также заключены смелые идеи о свободе человека. «451 градус по Фаренгейту» повествует о том, что с миром может случиться беда, если уничтожить культуру.

Проблема сохранения культурного наследия Белая гвардия Михаил Афанасьевич Булгаков Проблема сохранения культурного наследия раскрыта в романе Михаила Булгакова «Белая гвардия». Дворянская семья Турбиных ревностно чтит духовность и русскую культуру. Никакие обстоятельства не заставят их менять свои убеждения. Проблема творчества (вдохновения, писательский труд…) Доктор Живаго Борис Леонидович Пастернак Свой взгляд на миссию поэта Б. Пастернак выразил через Юрия Живаго, главного героя романа «Доктор Живаго». По его мнению, творчество является Божьим даром.Михаил Афанасьевич Булгаков Веру в неудержимую силу искусства М. А. Булгаков выразил в романе «Мастер и Маргарита» всего лишь одной фразой: «Рукописи не горят».

Проблема восприятия произведения искусства Портрет Николай Васильевич Гоголь Произведения искусства всегда вызывают в человеке какие-либо эмоции. В рассказе главный герой увидел портрет неизвестного и был поражен до глубины души его глазами.Гениальность творческих людей всегда граничит с мистицизмом. Очень сложно объяснить природу возникновения чувств людей от увиденного или услышанного произведения искусства. В рассказе на портрет ростовщика обратил внимание лишь один человек, который даже самому себе не мог объяснять, почему это произошло.Предметы искусства прошлых лет воссоединяют прошлое и современность в одно целое. Старинное полотно, изображающее загадочного старика, открывает Чарткову путь в прошлое. Произведение искусства отображает отношение автора к изображаемым предметам или явлениям. В рассказе на портрете обращают внимание на себя глаза. Так автор картины выразил самое главное во внешности старика.

Проблема красоты оружия Мать изменника Алексей Максимович Горький Нельзя не восхищаться по-настоящему красивой вещью. Бондарев утверждает, что нужно осознавать необходимость создания красивых предметов, даже при изготовлении оружия. Он описывает, насколько маленький мальчик был восхищен красотой трофейного оружия. По мнению автора, оружие может быть красивым, несмотря на свое предназначение – убивать «высшую красоту творения»: душу человека. Максим Горький в сказке "Мать изменника" рассказывает о юноше, который владел очень красивым оружием, усыпанным драгоценными камнями. Этот меч подобно зеркалу отражал лучи солнца. И сегодня, как во все времена, оружие служит не только для убийства, но и для эстетического наслаждения. Современные мастера даже покрывают лезвие мечей бриллиантовой пылью. Такой образец находится в Оружейной палате в Москве.

Проблема назначения подлинного искусства Поэт и гражданин Николай Алексеевич Некрасов Подлинное искусство может отражать не только вечные ценности, но и насущные проблемы людей. В стихотворении утверждается значимость идейной направленности поэзии и определяется важнейшая роль поэта-гражданина. Последний выступает своеобразным общественным трибуном.Настоящее, искреннее творчество и жизнь находятся в неразрывной связи. Подлинная поэзия неотделима от судьбы самого поэта. Важной составляющей при этом является активная гражданская позиция.Герой стихотворения воплощает зарождающийся дисбаланс между «чистым искусством» и «гражданской поэзией». Некрасов призывает истинных поэтов забыть о бездействии и погрузиться в борьбу за достойное будущее своего народа.

Проблема нравственного долга писателя Отцы и дети Иван Сергеевич Тургенев Писатель в своих произведениях должен не только рассказывать о каких-либо событиях, он должен объяснять читателям свою жизненную позицию. В романе И.С.Тургенев проводит мысль о важности и необходимости отмены крепостного права.Писатель не должен оставаться в стороне от общественно-политической жизни в стране. Автор романа затрагивает проблему нигилизма как нового социального направления в России и отношение людей разных сословий к ней.Долг каждого писателя – раскрыть все аспекты социально-политической жизни в стране. И.С.Тургенев, рассуждая о нигилизме, показывает несостоятельность этой теории в чистом ее виде и говорит о необходимости ее приверженцев изменять свое отношение к ней.

Проблема проблемы восприятия искусства. отсутствие духовности в искусстве Статья Экология культуры Дмитрий Сергеевич Лихачев Не менее существенной задачей, чем сохранение окружающей природы, является сохранение культуры. Так думал Д. Лихачев. В своей статье «Экология культуры» он не может понять того, что вопрос нравственной чистоты в современном обществе не изучается. Более того, он не обозначен наукой как «жизненно важный для человека».

Проблема глобализация, технический и научный прогресс, их влияние на человека и общество. Мы Евгений Иванович Замятин В романе «Мы» главный герой, которого называют Д-503, восторженно рассказывает о своей жизни в «Едином Государстве» с тоталитарным режимом. Общество построено на математике, научно-техническом прогрессе. Однако автор уверен, что такое устройство пагубно влияет на нравственность и чувства людей, ведь они не поддаются анализу.Роковые яйца Михаил Афанасьевич Булгаков В повести «Роковые яйца» М. Булгаков поднимает проблему научно-технического прогресса. Одержимый собственными целями профессор Рокк, не думая о последствиях, дает ход эксперименту Персикова. Он выращивает огромных страусов и рептилий, которые оказываются опасными для цивилизации. Они умерщвляют Маню, жену Рокка, профессора и еще тысячи людей.Собачье сердце Михаил Афанасьевич Булгаков Профессор Преображенский осуществляет сложнейший эксперимент по преобразованию собаки в человека. Однако он не может предугадать, что милый песик превратится в настолько отвратительную человеческую личность. Автор поднимает вопрос целесообразности действий человека по отношению к природе, если последствия этих действий невозможно предвидеть.

Проблема неистребимость тяги к развитию, науке. Горе от ума А. С. Грибоедов в произведении "Горе от ума" поднимает проблему тяги к науке. В монологе Чацкого "А судьи кто?" звучит утверждение, что молодые люди могут заниматься наукой и искусством. Он говорит, что «ум, алчущий познаний» непременно устремится к науке, а в душе «сам Бог возбудит жар» к искусству. Однако у Фамусова такие взгляды вызывают страх. Оберегая устои общества как чиновник и любящий отец, он предпринимает попытки «наставить на пусть истинный» и «вразумить» Чацкого. Тем не менее последний смог отстоять право быть собой, несмотря на пережитую личную драму. Нельзя истребить в человеке тягу к развитию и науке.Отцы и дети Иван Сергеевич Тургенев Главный герой романа И. С. Тургенева "Отцы и дети" Базаров стремится заниматься полезной деятельностью, увлекается наукой, медициной. Однако он отвергает искусство и любовь, неотъемлемые составляющие души человека, бросает вызов устоявшимся жизненным законам. По мнению автора, нигилизм противоречит естественным духовным ценностям и потребностям. Он приводит Базарова к гибели.Горе от ума Александр Сергеевич Грибоедов В произведении "Горе от ума" А. С. Грибоедов рассматривает вопрос обучения и развития ума. В монологе "А судьи кто?" главный герой Чацкий утверждает, что молодые люди должны заниматься искусством и наукой. Жадный к знаниям ум «в науки вперит», и в душе «сам Бог возбудит жар к искусствам творческим, высоким и прекрасным...» Такие заявления пугают Фамусова, который как отец и чиновник, стремится сохранить то общество, в котором живет. Он пытается вразумить Чацкого, но молодой человек упрямо отстаивает право быть собой. Тяга к самосовершенствованию в человеке неистребима.

Сочинение ЕГЭ по тексту: "Поездка в Олепин подарила мне незабываемые ощущения. Утро застало меня не в постели, не в избе или городской квартире, а под стогом сена на берегу реки Колокши…" (по В.А. Солоухину) .

Полный текст

(1) Среди многих постыдных поступков, которые я совершил в жизни, более всех памятен мне один. (2) В детдоме в коридоре висел репродуктор, и однажды в нем раздался голос, ни на чей не похожий, чем-то меня - скорее всего как раз непохожестью - раздражавший. (3) «Ха… Орет как жеребец!» — сказал я и выдернул вилку репродуктора из розетки. (4) Голос певицы оборвался. (5) Ребятня сочувственно отнеслась к моему поступку, поскольку был я в детстве самым певучим и читающим человеком. (6) …Много лет спустя в Ессентуках, в просторном летнем зале, слушал я симфонический концерт. (7) Все повидавшие и пережившие на своем веку музыканты крымского оркестра со славной, на муравьишку похожей, молоденькой дирижершей Зинаидой Тыкач терпеливо растолковывали публике, что и почему они будут играть, когда, кем и по какому случаю то или иное музыкальное произведение было написано. (8) Делали они это вроде как бы с извинениями за свое вторжение в такую перенасыщенную духовными ценностями жизнь граждан, лечащихся и просто так жирующих на курорте, и концерт начали с лихой увертюры Штрауса, чтоб подготовить переутомленных культурой слушателей ко второму, более серьезному отделению. (9) Но и сказочный Штраус, и огневой Брамс, и кокетливый Оффенбах не помогли - уже с середины первого отделения концерта слушатели, набившиеся в зал на музыкальное мероприятие только потому, что оно бесплатное, начали покидать зал. (10) Да кабы просто так они его покидали, молча, осторожно - нет, с возмущениями, выкриками, бранью покидали, будто обманули их в лучших вожделениях и мечтах. (11) Стулья в концертном зале старые, венские, с круглыми деревянными сиденьями, сколоченные порядно, и каждый гражданин, поднявшись с места, считал своим долгом возмущенно хлопнуть сиденьем. (12) Я сидел, ужавшись в себя, слушал, как надрываются музыканты, чтоб заглушить шум и ругань в зале, и мне хотелось за всех за нас попросить прощения у милой дирижерши в черненьком фраке, у оркестрантов, так трудно и упорно зарабатывающих свой честный, бедный хлеб, извиниться за всех нас и рассказать, как я в детстве… (13) Но жизнь - не письмо, в ней постскриптума не бывает. (14) Что из того, что певица, которую я оскорбил когда-то словом, имя ей - великая Надежда Обухова, - стала моей самой любимой певицей, что я «исправился» и не раз плакал, слушая ее. (15) Она-то, певица, уж никогда не услышит моего раскаяния, не сможет простить меня. (16) Зато, уже пожилой и седой, я содрогаюсь от каждого хлопка и бряка стула в концертном зале, … когда музыканты изо всех сил, возможностей и таланта своего пытаются передать страдания рано отстрадавшего близорукого юноши в беззащитных кругленьких очках. (17) Он в своей предсмертной симфонии, неоконченной песне своего изболелого сердца, более уже века протягивает руки в зал и с мольбой взывает: « (18) Люди, помогите мне! (19) Помогите!.. (20) Ну если мне помочь не можете, хотя бы себе помогите!..»

Любим ли мы родные места, где прошло наше детство? Хочется ли еще раз нам окунуться в атмосферу детства? И сразу можно утвердительно ответить: «Кажется, да!». Проблему влияния природы на человека, восприятие природы поднимает В.А. Солоухин в своей статье.

Поездка Олепин подарила ему незабываемые ощущения. Такие ощущения он испытывал на рыбалке и никогда так больше в жизни он их не испытывал. Автор пишет, что не может не очаровать такая вот ночь: «…если не очарует, значит, виноват уж сам человек». Чтобы так говорить нужно так сильно любить свою родину, свои родные места, и не только любить, но и еще уметь видеть эту красота.

Позиция автора чётко выражена в содержании всего текста. Так описывать то состояние, в котором находился автор, может только человек сильно чувствующий красоту природы. Автор пишет о том, насколько важны детские впечатления, потому что они сохраняют радостное восприятие мира, они самые яркие и незабываемые.

Я полностью согласен с автором статьи. Все, что нас окружает, полно значения и смысла, каждый момент жизни неповторим. Нужно ценить эти моменты. И,находясь на природе, человек учится искренне радоваться окружающему миру. И этот мир особенно нам дорог тогда, когда мы помним его с детства.

В литературе немало примеров, где поднимается эта проблема. В рассказе И.С. Тургенева «Бежин луг» огромное место занимают описания природы. Мы видим, с какой огромной любовью описывает автор свои родные места, где он любил охотиться. Весь его цикл рассказов объединен в одну большую книгу «Записи охотника». Здесь автор большое внимание уделяет описанию окружающей природы. Так тонко чувствовать и описывать её может только человек, который безгранично любит природу. И красота природы не могла не очаровать Тургенева, нисколько не усомнившегося в её величии.

Также в романе «Война и Мир» Л.Н. Толстой глазами Андрея Болконского описывает необыкновенную красоту сгнившего дуба. Мы видим, как точно чувствует герой природу, всё, что его окружает. Как сильно повлиял дуб на героя. Князь Андрей как бы говорит себе, что жизнь в 31 год еще не кончена!

И прав писатель Солохуин в том, что проблема эта очень важна, что человек зависит от природы, от окружающего его мира. Ведь жизнь человека без природы немыслима.

  • Музыка может помочь человеку почувствовать красоту, вновь пережить моменты прошлого
  • Сила искусства способна перевернуть жизнь человека
  • Картины по-настоящему талантливого художника отражают не только внешний облик, но и душу человека
  • В тяжелых ситуациях музыка воодушевляет человека, дает ему жизненных сил
  • Музыка способна передать людям мысли, которые невозможно выразить словами
  • К сожалению, искусство может подтолкнуть человека к духовной деградации

Аргументы

Л.Н. Толстой “Война и мир”. Николай Ростов, проигравший в карты огромную для его семьи сумму денег, пребывает в удрученном, подавленном состоянии. Он не знает, как поступить, как признаться во всем родителям. Уже дома он слышит прекрасное пение Наташи Ростовой. Эмоции, вызванные музыкой и пением сестры, переполняют душу героя. Николай Ростов осознает, что в жизни нет ничего более важного, чем все это. Сила искусства помогает ему побороть страх и признаться во всем отцу.

Л.Н. Толстой “Альберт”. В произведении мы узнаем историю о бедном скрипаче, обладающем выдающимся талантом. Оказавшись на балу, молодой человек начинает играть. Своей музыкой он настолько трогает сердца людей, что тут же перестает казаться им нищим и уродливым. Слушатели будто вновь переживают лучшие моменты своей жизни, возвращаются к тому, что утрачено безвозвратно. Музыка настолько сильно влияет на Делесова, что по щеках мужчины начинают течь слезы: благодаря музыке он переносится в свою молодость, вспоминает первый поцелуй.

К.Г. Паустовский “Старый повар”. Перед смертью слепой старый повар просит свою дочь Марию выйти на улицу и позвать любого человека, чтобы он исповедал умирающего. Мария делает это: на улице она видит незнакомца и передает просьбу отца. Старый повар признается молодому человеку, что в жизни совершил только один грех: из сервиза графини Тун украл золотое блюдце, чтобы помочь больной жене Марте. Желание умирающего было простым: снова увидеть жену такой, какая она была в молодости. Незнакомец начинает играть на клавесине. Сила музыки оказывает на старика такое сильное влияние, что он видит моменты из прошлого как наяву. Молодой человек, подаривший ему эти минуты, оказывается Вольфгангом Амадеем Моцартом, великим музыкантом.

К.Г. Паустовский “Корзина с еловыми шишками”. В лесах Бергена великий композитор Эдвард Григ встречает Дагни Педерсен, дочь местного лесника. Общение с девочкой побуждает композитора написать для Дагни музыку. Зная, что ребенок не может оценить всю прелесть классических произведений, Эдвард Григ обещает сделать подарок для Дагни через десять лет, когда ей исполнится восемнадцать. Композитор верен своему слову: через десять лет Дагни Педерсен неожиданно для себя слышит посвященное ей музыкальное произведение. Музыка вызывает бурю эмоций: она видит свой лес, слышит шум моря, пастуший рожок, свист птиц. Дагни плачет слезами благодарности. Эдвард Григ открыл для нее то прекрасное, чем на самом деле должен жить человек.

Н.В. Гоголь “Портрет”. Молодой художник Чартков совершенно случайно на последние деньги приобретает загадочный портрет. Главная особенность этого портрета – невероятно выразительные глаза, кажущиеся живыми. Необычная картина не дает покоя всем, кто ее видит: каждому кажется, что глаза следят за ним. Позже оказывается, что портрет написал очень талантливый художник по просьбе ростовщика, история жизни которого поражает своей таинственностью. Он вложил все усилия, чтобы передать эти глаза, но потом понял, что это глаза самого дьявола.

О. Уайльд “Портрет Дориана Грея”. Написанный Бэзилом Холлуордом портрет молодого красавца Дориана Грея – лучшее произведение художника. Сам молодой человек восхищен своей красотой. Лорд Генри Уоттон говорит ему, что это не вечно, потому что все люди стареют. В чувствах юноша желает, чтобы вместо него старел этот самый портрет. Позже становится понятно, что желание сбывается: любой поступок, совершенный Дорианом Греем, отражается на его портрете, а сам он остается прежним. Молодой человек начинает совершать бесчеловечные, безнравственные поступки, и это никак на нем не отражается. Дориан Грей совсем не меняется: к сорока годам он выглядит так же, как и в юности. Мы видим, что великолепная картина вместо благотворного влияния разрушает личность.

А.Т. Твардовский “Василий Теркин”. Музыка способна согреть душу человека даже в тяжелое военное время. Василий Теркин, герой произведения, играет на гармони убитого командира. От музыки людям становится теплее, они идут на музыку как на огонь, пускаются в пляс. Это позволяет им хоть на какое-то время забыть о невзгодах, трудностях, несчастьях. Товарищи убитого командира отдают гармонь Теркину, чтобы он и в дальнейшем веселил свою пехоту.

В. Короленко “Слепой музыкант”. Для героя произведения, музыканта Петруся, музыка стала истинным смыслом жизни. Слепой от рождения, он был очень чувствителен к звукам. Когда Петрусь был ребенком, его привлекла мелодия дудки. Мальчик начал тянуться к музыке и в дальнейшем стал пианистом. Скоро он прославился, о его таланте много говорили.

А.П. Чехов “Скрипка Ротшильда”. Люди старались избегать Якова Матвеевича, мрачного и грубого человека. Но случайно найденная мелодия затронула его душу: Якову Матвеевичу впервые стало совестно за то, что он обижал людей. Герой наконец-то понял, что без злобы и ненависти окружающий мир был бы просто прекрасен.

Природа в поэме находится в тесной связи с людьми. Так, солнечное затмение словно предупреждает войско князя Иго­ря о грядущей опасности. После поражения русских «никнет трава от жалости, а дерево с горем к земле приклонилось». В момент бегства Игоря из плена дятлы своим стуком подска­зывают ему путь к реке. Река Донец также помогает ему, «ле­лея князя на волнах, постилая ему зеленую траву на своих серебряных берегах, одевая его теплыми туманами под сенью зеленого дерева». И Игорь благодарит Донец, своего спасите­ля, поэтически беседуя с рекой.

К.Г. Паустовский - сказка «Растрепанный воробей».

Маленькая девочка Маша подружилась с воробьем Пашкой. И он помог вернуть ей украденный вороной стеклянный бу­кетик, который отец, находящийся на фронте, подарил ког­да-то ее маме.

Как природа воздействует на человеческую душу? Природа помогает нам открыть себя и окружающий мир

Л.Н. Толстой - роман-эпопея «Война и мир». Природа дарит человеку надежду, помогает человеку осознать свои ис­тинные чувства, разобраться в собственной душе. Вспомним встречу князя Андрея с дубом. Если по пути в Отрадное этот старый, погибающий дуб наполнял душу его лишь горечью, то на обратной дороге дуб с молодыми, зелеными, сочными листьями помогает ему вдруг осознать, что жизнь еще не конче­на, впереди, может быть, счастье, исполнение своего предназ­начения.

Ю. Яковлев - рассказ «Разбуженный соловьями». При­рода пробуждает в душе человека лучшие человеческие каче­ства, творческий потенциал, помогает раскрыться. Герой рас­сказа - эдакий сорви-голова, трудный ребенок, которого взрослые не любили да и не воспринимали всерьез. Прозвище его - Селюженок. Но вот однажды ночью услышал он пение соловья, и захотелось ему этого соловья изобразить. Он лепит его из пластилина, а потом записывается в художественную студию. В жизни его появляется интерес, взрослые меняют свое отношение к нему.

Ю. Нагибин - рассказ «Зимний дуб». Природа помогает человеку совершить множество открытий. На фоне природы мы лучше осознаем свои собственные чувства, а также по- новому смотрим на окружающих нас людей. Так произошло и с героиней рассказа Нагибина, учительницей Анной Васи­льевной. Попав с Савушкиным в зимний лес, она по-новому взглянула на этого мальчишку, открыла в нем качества, кото­рые не замечала раньше: близость к природе, непосредствен­ность, благородство.

Какие чувства пробуждает в нашей душе красота русской природы? Любовь к русской природе - любовь к Родине

С.А. Есенин - стихотворения «О пашни, пашни, паш­ни...», «Спит ковыль, равнина дорогая...», «Русь». Тема приро­ды в творчестве Есенина неразрывно сливается с темой малой родины, русской деревни. Так, ранние стихотворения поэта, наполненные христианскими образами и деталями крестьян­ского быта, воссоздают картину жизни православной Руси. Вот проходят деревнями калики убогие, вот появляется на до­рогах странник Микола, вот дьячок поминает усопших. Каж­дый из этих сюжетов обрамлен скромным, незатейливым пей­зажем. И до самых последних дней Есенин сохраняет верность своему идеалу, оставаясь поэтом «золотой бревенчатой избы». Преклонение перед красотой русской природы сливается в стихах его с любовью к России.

Н.М. Рубцов - стихотворения «Я буду скакать по хол­мам задремавшей Отчизны...», «Тихая моя Родина», «Звезда полей», «Березы». В стихотворении «Видения на холме» Н. Рубцов обращается к историческому прошлому Родины и прослеживает связь времен, находя отголоски этого прошло­го в настоящем. Времена Батыя давно прошли, однако для Руси всех времен есть свои «татары и монголы». Образ Роди­ны, чувства лирического героя, красота русской природы, не­зыблемость народных устоев и сила духа русского народа есть то доброе начало, что противопоставлено в стихотворении об­разу зла в прошлом и настоящем. В стихотворении «Тихая моя Родина» поэт создает образ родной деревни: избы, ивы, река, соловьи, старая церковь, погост. Звезда полей же становится у Рубцова символом всей России, символом счастья. Именно этот образ, да еще, пожалуй, русские березы ассоциируются у поэта с Родиной.

К.Г. Паустовский - рассказ «Ильинский омут». Автор рассказывает о своей привязанности к одному из маленьких местечек России - Ильинскому омуту. Такие места, по мыс­ли автора, несут в себе что-то священное, они наполняют душу душевной легкостью, благоговением перед красотой родной земли. Так в человеке зарождается чувство Родины - из ма­лой любви