Все вопросы

Проект "Турецкий марш" В.А. Моцарта проект (подготовительная группа) на тему

23 марта 1778 года Моцарт с матерью прибыли из Мангейма в Париж. Неудача в поисках службы в Мангейме заставила Вольфганга приехать в столицу Франции. Моцарт впервые серьезно влюбился в Мангейме. Его любовь - начинающая певица Алоизия Вебер, дочь переписчика нот и театрального суфлера. Моцарт по требованию отца с очень большой неохотой уехал из Мангейма - от своей возлюбленной.

Моцарт уже был в Париже в возрасте 7 лет. Тогда его называли "вундеркиндом" за виртуозную игру на клавире, за его сочинения и импровизации, за тончайший музыкальный слух. Мальчика приглашали выступать во многие аристократические дворцы, побывал он даже во дворце французских королей - в Версале. Он был очень мил и красив, как кукла.

Сейчас (1778 год) Моцарту 22 года, и все видят в нем уже не чудо-ребенка, а человека маленького роста, с большой головой и некрасивым лицом, который знает цену своему дарованию и потому ведет себя независимо, а подчас заносчиво.

Вольфгангу, как и в прошлый приезд в Париж, помогает добрый друг и соотечественник Моцартов - Мельхиор Гримм. Он советует ему делать побольше визитов, чтобы показать свое искусство. Груда рекомендательных писем к знатным вельможам так и лежит без дела. Гримм упрекает Моцарта, что он "недостаточно активен", "маловато повсюду бегает". Париж - грязный город, и Вольфганг не хочет ходить пешком, а поездка в карете стоит слишком дорого. Вообще здесь все подорожало в два раза за эти 15 лет. Денег на жизнь в Париже совсем не хватает. Моцарты живут в маленькой темной комнате, матери кажется, что здесь, как "под арестом". Даже клавесин поставить нет места.

Найдя несколько учениц - дочек знатных вельмож, Моцарт бегает по урокам.

Однако учениц слишком мало - и денег соответственно тоже.

Но не уроки - цель Моцарта, он мечтает найти достойную службу и приличное жалованье, а для этого нужно как-то показать свое дарование - сочинить и поставить оперу. Именно оперу!!! Потому что Моцарт хочет быть капельмейстером - руководителем музыкальной капеллы, а не просто придворным органистом, клавиристом или скрипачом. Но в Париже, так любящем развлечения, еще совсем недавно закончилась "война" глюкистов и пиччиннистов. Одна кучка любителей музыки была "фанатами" оперного искусства композитора Глюка, другая - "фанатами" оперного искусства композитора Пиччинни. Все только об этих композиторах и говорят. Никому нет дела до молодого Моцарта. В Париже никто не знает, что Моцарт уже писал оперы для Вены, Зальцбурга и Италии. Здесь он только - виртуоз. Моцарт должен бы примкнуть к одной или к другой оперной партии, чтобы его заметили, однако этого не делает. Кроме того, опера должна быть написана на французском языке, которым Моцарт владееет плохо. Два задуманных оперных проекта так и не осуществились. Однако Моцарт изучил много партитур французских опер - и комических, и серьезных. Он вживую познакомился и с инструментальной музыкой Франции. Результат - много сочиненных им в Париже инструментальных произведений. Это 15 номеров к балету "Безделушки", "Парижская" симфония Ре мажор, Симфония-концерт Ми-бемоль мажор, Концерт для флейты и арфы До мажор, серия скрипичных сонат-6 штук, 3 вариационных цикла на темы французских ариэтт "Лизон спала", "Ах, я вам сказала бы, мама", "Прекрасная Француаза", несколько сонат для клавира, в числе которых самая популярная - Ля мажор, №11, с турецким рондо в финале.

Моцарт пишет эту сонату по французским стандартам - поэтому она так похожа на сюиту, а не на сонату. Все ее 3 части написаны в одной тональности - Ля мажор, ни в одной из них нет сонатной формы. Первая часть - популярные в то время в Париже вариации (тема с вариациями) вместо сонатной формы, вторая часть - французский менуэт вместо медленной части Adagio или Andante, а третья часть - рондо, да еще в популярном "турецком роде". Все это влияние парижской клавирной музыки, которая и в сонате дольше всего сохранила старый сюитный дух.

Откуда такая любовь к "турецкому" или по-другому "янычарскому", или "османскому"? - все это 3 названия одного и того же.

В середине 17 века османское войско напало на Среднюю Европу. Все нападения и битвы османов сопровождала музыка. Их оркестр, состоящий из ударных и духовых инструментов, для европейцев звучал очень дико, экзотично. Музыка воспринималась как варварская, дикая, рычащая, гремящая, то есть как специфическое сочетание тембров инструментов, а не как музыкальный язык. После этой войны европейцы сильно заинтересовались инструментами османов. Их оркестр назывался "мехтер", он включал большой барабан (дауль), 2 небольших барабанчика (сардар-нагара), 2 тарелки (цил), 7 медных труб (бори) и 5 шалмеев (духовые инструменты-цурнадер).

В начале 18 века инструменты янычарского войска распространились по всей Европе, попали даже в Россию. В моду вошел жанр "турецкого", то есть военного, марша с использованием "янычарского" тембрового колорита, в частности большого барабана с тарелками, к которым часто присоединялся треугольник.

Влияние "янычарской музыки" как специфического тембрового комплекса на европейскую оперную музыку было очень заметным. Одним из первых воспользовался тарелками и треугольником в оперном оркестре французский композитор Гретри ("Марш цыган" из оперы "Тайная магия", 1778 год). В хорах и танцах скифов из оперы "Ифигения в Тавриде", 1779 год, немецкий композитор Глюк для создания восточного колорита также вводит в оркестр тарелки и треугольник в сочетании с малым барабаном. Стиль "alla turca" повлиял не только на оперную, но и на оркестровую, и на клавирную европейскую музыку. У Моцарта - в его сонате Ля мажор, №11, в его опере "Похищение из сераля" - 1782 год, в его "Немецкой военной песне" - 1788 год. У Гайдна в его "Военной симфонии"-1794 год, У Бетховена в увертюре и марше к пьесе Коцебу "Афинские развалины".

Итак, соната во французском вкусе, или точнее сюита Ля мажор.

Первая часть - это вариации на медленную тему, Ля мажор.

Мелодия темы по своему характеру близка народной. Она песенная, в ритме итальянского танца - сицилианы - с медленным темпом, характерным размером 6/8 и с характерным ритмическим рисунком - пунктир и восьмая, четверть и восьмая. Тема очень проста, но изысканна, изящна - во французском вкусе.

Форма темы - простая 2-х частная с развивающей серединой. Она сохраняется во всех вариациях. Уже в теме Моцарт, как бы изображая оркестр, дает вначале пиано (играет группа солирующих инструментов - soli), а в двух последних тактах второй части - форте (как бы весь оркестр - tutti). Встречаются и сфорцандо. Скорее всего такие динамические оттенки - это впечатления от мангеймского оркестра.

В первой вариации тема растворяется в затейливых фигурациях, вспомогательные хроматизмы добавляют ей изысканности, в ней слышны томные вздохи, а также менуэтные реверансы. В этой вариации с 5-го по 8-й такты, где "играет весь оркестр", уже можно "услышать янычарские барабаны", а также в двух последних тактах вариации.

Начало второй вариации пиано с "порхающими"трелями в мелодии и с "жужжащим" в аккомпанементе ре-диез вызывает ассоциации с чудесным цветущим лугом. С 5-го такта по 8-й форте в басу начинаются странные "прыжки" с форшлагами. Кто это там прыгает? Вторая половина вариации рисует тот же луг, но чьи это зовы раздаются все ближе и ближе?(крещендо). Заканчивается вариация радостными "прыжками".

Третья вариация - как налетевший внезапно холодный ветер, ля минор, как не знающая покоя страстность, в октавных ходах доходящая до жути. В начале ее второй части (с 9-го такта) слышны жалобы, одиноко раздающиеся в тишине (пиано), а в 12-м такте - вздохи, переходящие в отчаяние (сфорцандо). Заканчивается вариация той же страстностью, доходящей до жути, какой и начиналась.

Начало четвертой вариации (с перебрасыванием левой руки) - как баюканье, переходящее в дивные грезы сна, с 5-го такта становящиеся ярче. Вторая часть вариации начинается пленительной мелодией, фразы которой заканчиваются томными вздохами. Вариация заканчивается продолжением все того же убаюкивания.

Пятая вариация напоминает арию с пассажами, с фразами короткого дыхания, длинного дыхания. Она исполнена томления, фразы заканчиваются секундовыми вздохами, проходящие хроматизмы добавляют неги. Здесь не только мелодия, но и вся фактура начинает петь. Во второй половине вариации первая фраза заканчивается фигурой восклицания - восходящей большой секстой, вспоминается начало арии принца Тамино из "Волшебной флейты": "Какой чарующий портрет! Такой красы не видел свет" - поет он, увидев изображенную на портрете принцессу Памину. Во второй части пассажи становятся поистине виртуозными, колоратурными - мелкие длительности "убыстряют" темп. Здесь аж два таких виртуозных пассажа - причем на разные виды вокальной техники.

Заключение образует шестая, отчасти энергичная, отчасти каприччиозная вариация, которая переходит в небольшую, почти плутовскую коду. В 5-м и 6-м тактах этой вариации на форте также можно "услышать янычаров".

Вторая часть сонаты - менуэт в сложной трехчастной форме с трио, Ля мажор. Первая часть (главный раздел менуэта) сложной 3-хчастной формы написана в простой 3-х частной форме с развивающей серединой. В этом главном разделе менуэта примечательны постоянные смены настроения. Здесь есть место и для серьезных, отчасти даже мрачных мыслей. Начало этой части взято Моцартом из его же сонаты До мажор, написанной ранее - KV 309

В первой теме ясно слышны два разных элемента: первый (1-2 такты) - форте, начинается с воинственной тираты - с движением по звукам Ля мажорного аккорда, в унисонном изложении - мужественный, бравурный, звучит как вопрос; второй (3-4 такты) - пиано с изысканным ритмом, мелодией с аккомпанементом и тонкими штрихами, заканчивающивающийся формулой поклона - женственный, как ответ на вопрос. 5-й такт звучит как приготовление к танцу. С 6-го такта начинается сам танец - менуэт. В мелодии слышны восторженные вздохи. Время от времени звучит формула поклона, разделяющая музыкальную ткань на предложения. Первая часть простой 3-хчастной формы заканчивается в тональности доминанты - в Ми мажоре. В развивающей середине появляются отклонения в минорные тональности - си минор, ля минор. На их фоне вздохи звучат вначале печально, а потом и вовсе драматично. В мелодии появляется тоскливо-страстный ход на уменьшенную септиму. Однако реприза простой 3-хчастной формы звучит вновь радостно, как и в начале менуэта. Она приводит к Ля мажору.

Трио сложной 3-хчастной формы в Ре мажоре, по характеру перекликается с четвертой вариацией первой части сонаты - то же убаюкивающее движение с переброской левой руки через правую. Трио написано в простой 3-х частной форме. В развивающей середине при отклонении в ми минор сладкие грезы вдруг прерываются жесткими громкими унисонами. И сюда просочились эти янычары! Их фраза повторяется два раза, как будто постучав два раза, они разбудят от дивного сна. Сон, однако, продолжается дальше. Кто-то кого-то манит в До мажоре, в Фа мажоре, а в ре миноре начинает жаловаться и причитать. Но и здесь сон возвращается к радостным грезам - в репризе трио.

После трио снова повторяется вся первая часть менуэта.

Третья часть сонаты - финал. Rondo alla turca - сложная 3-х частная форма с прибавленным рефреном к каждой из 3-хчастей. (В народе зовётся турецкий марш, турецкое рондо).

Схема такова:

I часть-рефрен-II часть-рефрен-III часть (реприза I)-рефрен-кода.

Финал является первым обращением Моцарта к турецкому локальному колориту, тогда весьма излюбленному именно в комической опере; тут особенно заметно влияние "Пилигримов из Мекки" Глюка. В этом отношении характерны острые, подчеркнутые, звенящие ритмы, в которых, кажется, слышишь удары тарелок.

I часть в ля миноре - в простой 3-хчастной форме с развивающей серединой. Она выражает по-кошачьему льстивую, вкрадчивую, но вместе с тем и неуклюжую, грубую натуру этих парней, что встретились нам кое-где в первой части и в трио менуэта.

Рефрен в Ля мажоре-в форме периода, повторенного - их дикую и кричащую натуру.

В коде этот ориентальный фанатизм обрушивается на нас прямо-таки с натуралистическим неистовством - благодаря тиратам, разложенным аккордам арпеджиато, коротким форшлагам создается впечатление необычного мелодического строя - как-будто фальшивого, без фиксированной высоты звучания.

    Ро́ндо (от фр. rondeau - «круг» , «движение по кругу») - музыкальная форма, в которой неоднократные (не менее 3-х) проведения главной темы (рефрена) чередуются с отличающимися друг от друга эпизодами. Является наиболее распространённой музыкальной формой с рефреном.

    Вольфганг Амадей Моцарт (1756-1791) – великий австрийский композитор, дирижер. Представитель Венской классической школы музыки, автор более 600 музыкальных произведений. В биографии Моцарта музыкальный талант обнаружился еще в раннем детстве. Отец обучал его игре на органе, скрипке, клавесине.В 1762 году семейство едет в Вену, Мюнхен. Там даются концерты Моцарта, его сестры Марии Анны. Затем, во время путешествий по городам Германии, Швейцарии, Голландии музыка Моцарта поражает слушателей удивительной красотой. Впервые сочинения композитора издаются в Париже. С 1775 по 1780 года плодотворная работа Вольфганга Амадея Моцарта пополнила когорту его сочинений рядом выдающихся композиций.

    Австрийский композитор Вольфганг Амадей Моцарт (Wolfgang Amadeus Mozart) написал несколько сотен музыкальных произведений, но самая популярная и любимая народами разных стран мелодия Моцарта - это «Турецкий марш». В 1783 году Вольфганг Амадей Моцарт написал музыкальную композицию под названием «Соната для фортепиано № 11 ля мажор», состоявшую из трёх частей: первая часть - тема с вариациями «Andante grazioso»; вторая часть - менуэт; третья и заключительная часть - «Rondo Alla Turca» («Турецкое рондо», «Рондо в турецком стиле»).

    Первая часть здесь - не сонатное allegro, а шесть вариаций на светлую и спокойную, простодушно-грациозную тему. Она похожа на песенку, которую могли напевать при хорошем, умиротворенном настроении в венском музыкальном быту. В ее мягко покачивающемся ритме есть сходство с движением сицилианы - старинного итальянского танца или танцевальной песни.
    Между вариациями нет острых контрастов, но все они имеют разный характер. В первой вариации преобладает изящное прихотливое мелодическое движение, во второй - грациозная игривость сочетается с юмористичным оттенком (примечательны «озорные» форшлаги в партии левой руки). Третья вариация - единственная, написанная не в ля мажоре, а в ля миноре, - заполнена немного грустными напевными фигурациями, движущимися равномерно, словно с нежной застенчивостью. Четвертая вариация (с перекидыванием левой руки через правую), напротив, более смело размашистая. Пятая вариация, где первоначальный неторопливый темп Andante grazioso сменяется очень медленным - Adagio, представляет собой певучую инструментальную арию, расцвеченную колоратурами. А затем смена темпа на быстрый (Allegro) соответствует веселому танцевальному характеру последней, шестой вариации.

    Вторая часть сонаты - Менуэт. Как обычно, он построен в трехчастной репризной форме с точным повторением в репризе музыки первой части. Между ними находится средняя часть (Трио). Во всех частях Менуэта по-мужски решительные и властные размашистые интонации сопоставляются с интонациями по-женски нежными и плавными, похожими на выразительные лирические возгласы-обращения.

    Итак, сделав анализ прекрасного произведения В.А. Моцарта, я узнала много новых и интересных фактов об этом произведении.

Австрийский композитор Вольфганг Амадей Моцарт написал несколько сотен музыкальных произведений, но самая популярная и любимая народами разных стран мелодия Моцарта - это «Турецкий марш». Однако сам композитор никогда не называл эту мелодию «Турецким маршем»: авторское название данной музыки Моцарта - «Rondo Alla Turca», что переводится как «Турецкое рондо», или «Рондо в турецком стиле». Из-за чего получилась такая путаница с названиями? И самое главное - причём же здесь турки? Чтобы ответить на эти вопросы, расскажем историю создания «Турецкого марша» («Турецкого рондо»). В 1783 году Вольфганг Амадей Моцарт написал музыкальную композицию под названием «Соната для фортепиано № 11 ля мажор», состоявшую из трёх частей: первая часть - тема с вариациями «Andante grazioso»; вторая часть - менуэт; третья и заключительная часть - «Rondo Alla Turca» («Турецкое рондо», «Рондо в турецком стиле»). Впервые ноты моцартовской «Сонаты для фортепиано № 11 ля мажор» были изданы в австрийской столице - Вене, музыкальным издательством «Artaria & Co», в 1784 году. Как только эту музыку стали исполнять различные австрийские музыканты, первую и вторую части сонаты № 11 сразу же как бы отбросили за ненадобностью и забыли, зато третья часть - «Rondo Alla Turca» - приобрела гигантскую популярность, при этом и музыканты, и слушатели по общему согласию (но не спрашивая композитора) самовольно переименовали «Турецкое рондо» в «Турецкий марш», и это название закрепилось за данной музыкой, и стало общепринятым.Документ Microsoft Office Word (.docx)

150.000₽ призовой фонд 11 почетных документов Свидетельство публикации в СМИ

МУЗЫКА ВЫРАЖАЕТ НАСТРОЕНИЯ, ЧУВСТВА, ХАРАКТЕР ЛЮДЕЙ

Вольфганг Амадей Моцарт. Турецкое рондо

1-е занятие

Программное содержание . Познакомить детей с формой рондо.

Ход занятия:

П е д а г о г. Мелодия, которую вы сейчас услышите, любима многими людьми. Она очень известна и популярна во всем мире. «Турецкое рондо» Вольфганга Амадея Моцарта привлекает красотой мелодий, изяществом, блеском. В этом произведении В. А. Моцарт изобразил удары большого турецкого барабана, неизвестного в те времена в Европе. «Турецкое рондо» («Rondo alla turca») часто звучит в виде самостоятельной пьесы, хотя написано оно было как третья часть сонаты для фортепиано.

Рондо - это произведение, состоящее из нескольких частей, одна из которых, главная, повторяется, несколько раз. Рондо в переводе с французского языка означает «хоровод», или движение по кругу. Основная мелодия, повторяясь, образует как бы замкнутый круг. В промежутках между повторениями основной темы звучит другая по характеру музыка - эпизод. Эпизодов тоже может быть несколько. Происхождение рондо связано с древними хороводными песнями, в которых хор повторял один и тот же припев, а солисты исполняли разные эпизоды. «Турецкое рондо» иногда называют «Турецким маршем» (хотя сам Моцарт так его не назвал). Название «Турецкий марш» появилось из-за того, что эта музыка очень ритмичная и напоминает марш, хотя в ней чувствуется и танцевальность.

Послушайте «Турецкое рондо» Моцарта и скажите, какая это музыка по характеру. («Турецкое рондо» исполняется на фортепиано или звучит в записи.)

Д е т и. Музыка веселая, танцевальная, нежная, иногда громкая, торжественная.

П е д а г о г. Да, основная тема радостная, светлая, полетная, но в рондо есть эпизод другого характера - торжественный, ликующий. (Исполняется повторно.)

2-е занятие

Программное содержание . Учить детей различать трехчастную форму рефрена и эпизода, подбирать музыкальные инструменты, соответствующие по тембру характеру музыки (оркестровка).

Ход занятия:

П е д а г о г. На прошлом занятии вы познакомились с «Турецким рондо» В. А. Моцарта. Как меняется характер музыки? (Звучит рондо.)

Д е т и. Сначала музыка нежная, веселая, потом торжественная, громкая.

П е д а г о г. Основная тема (она называется рефрен) рондо повторяется. Она чередуется с эпизодом другого характера. В этом рондо и основная тема, и эпизод состоят из трех частей. Основная тема нежная, воздушная, изящная (исполняет фрагмент). В этой теме есть серединка, которая звучит ярче, звонче, увереннее (исполняет фрагмент, 9-16-й такты). На каком инструменте можно сыграть начало рондо, чтобы подчеркнуть искристый, радостный характер музыки?

Д е т и. На металлофонах, колокольчиках.

П е д а г о г. А в серединке, когда музыка звучит ярче, звонче?

Д е т и. На треугольнике.

П е д а г о г. Давайте сыграем вместе первую, основную тему - рефрен. (Дети оркеструют рефрен.)

В этом рондо эпизод тоже состоит из трех частей. Он начинается и заканчивается яркой, решительной, призывной, торжественной, праздничной мелодией, сопровождающейся аккомпанементом, который похож на удары турецкого барабана - четкие и энергичные. (Исполняет фрагмент, 25-32-й такты.)

А середина эпизода, какого характера? (Исполняет фрагмент, 33-56-й такты.)

Д е т и. Нежная, быстрая, игривая, легкая.

Педагог. Да, мелодия эта состоит из быстрых, стремительных, летящих звуков в непрерывном движении. Она легкая, живая, полетная, лучистая. (Исполняет фрагмент повторно.) Но вот опять турецкий барабан настойчиво, сильно, решительно сопровождает торжественную мелодию. (Звучит фрагмент, 57-64-й такты.)

Кто хочет подыграть на барабане и бубнах в такт музыке, в начале и конце эпизода, когда звучит торжественная мелодия? (Дети оркеструют начало эпизода.)

А в середине эпизода, на каких инструментах можно подыграть лёгкой и воздушной мелодии?

Д е т и. На колокольчиках, треугольнике.

П е д а г о г. Давайте вместе сыграем эпизод. Я - на фортепиано, а вы сначала на барабанах и бубнах, а в середине – на колокольчиках и треугольнике. (Дети оркеструют эпизод.)

Потом первая тема - рефрен и эпизод - повторяются ещё раз, но эпизод «теряет» свою серединку, лёгкую, воздушную, ажурную, подвижную мелодию. Он звучит не полностью, а только его начало (с сопровождением турецкого барабана). Эта торжественная, праздничная музыка как бы утверждается. Заключительная часть рондо, которая называется кода, звучит радостно, решительно, энергично. Подыграйте мне на всех инструментах сразу в конце рондо. (Дети оркеструют коду, потом все рондо целиком.)

3-е занятие

Программное содержание . Учить детей различать контрастные части рондо, оркестровать пьесу, передавать характер музыки в движениях.

Ход занятия:

П е д а г о г. Мы говорили с вами, что рондо произошло от древних хороводных песен, в которых хор повторял главную тему, а солисты исполняли разные куплеты. Давайте встанем в круг, в хоровод. Под звучание первой, главной темы - рефрена вы будете маршировать, легко и изящно, как подсказывает вам музыка. В средней части рефрена и в эпизоде вы будете хлопать в ладоши - звонко или легко, а солисты внутри круга будут импровизировать свои движения, соответствующие характеру музыки. (Одни дети двигаются под музыку, другие оркеструют пьесу.)

Презентация

В комплекте:
1. Презентация - 7 слайдов, ppsx;
2. Звуки музыки:
Моцарт. Соната № 11. Часть III. Alla turca («Турецкий марш»). Allegretto - 2 варианта исполнения: симфонический оркестр и фортепиано, mp3;
3. Сопровождающая статья - конспект занятий, docx;
4. Ноты для самостоятельного исполнения педагогом, jpg.

Вольфганг Амадей Моцарт «Турецкий марш»

Великий Моцарт. Учёные уже более двух веков стараются разгадать феномен этого гениального композитора. Почему его поистине божественная музыка так благотворно влияет на здоровье и энергетику человека? Почему она проясняет сознание и повышает интеллект? Вопросов много и возможно люди всё-таки когда-нибудь смогут найти на них ответ. Ну а пока человечество выражает огромную благодарность маэстро за то, что он оставил потомкам столь драгоценное творческое наследие, включающее в себя более шестисот бесценных шедевров, в самых разных музыкальных жанрах. Популярность сочинений Моцарта весьма велика, но среди них есть одно изящное творение, которое завоевало во всём мире особую народную любовь. Композитор назвал это произведение «Rondo alla turca», хотя в простонародье его принято именовать «Турецким рондо » или «Турецким маршем ».

Историю «Турецкого марша» , содержание произведения и множество интересных фактов читайте на нашей странице.

История создания

Несмотря на то, что Османская империя, более двух веков воевавшая с Австрией, была её злейшим врагом, жители Вены XVIII века с большим любопытством относились ко всему турецкому. Их интересовала культура, быт и обычаи этой экзотической страны. В моду вошла удобная одежда османов, а турецкий кофе стал любимым напитком венцев. К числу диковин, вызывающих особое внимание европейцев, относилась музыка турецких янычар. Дело в том, что все военные действия османов сопровождались музыкой в исполнении странного, непривычного для австрийцев оркестра, состоящего из особенных ударных и духовых инструментов. Их специфическое, необычное звучание воспринималось европейцами как нечто варварское, рычащее и гремящее. Тем не менее заинтересованность необычными инструментами была настолько велика, что они стали входить в моду.


Следуя всеобщему повальному увлечению ко всему восточному, тоже не оставался в стороне. В 1779 году у композитора была возможность продемонстрировать свои способности в зингшпиле на турецкую тему, причем по заказу самого императора, однако, это произведение так и осталось незавершённым. Впрочем, в 1782 году он всё же написал оперу, использовав в ней турецкий сюжет. Этот комический музыкальный спектакль, получивший название «Похищение из сераля» вошёл в историю культуры, как первая опера на немецком языке.

Спустя год, в июле 1783 года, двадцатисемилетний Моцарт после рождения первенца вместе с женой Констанцией отправился в Зальцбург чтобы помириться с отцом, который даже после свадьбы противился их союзу. Несмотря на все усилия молодой четы, Леопольд своего мнения по этому поводу так и не изменил. По стечению некоторых обстоятельств в Зальцбурге молодая семья Моцартов оставалась до октября, и существуют предположения, что именно в это время композитор в числе других произведений написал фортепианную сонату под номером одиннадцать, третью часть которой он назвал «Rondo alla turca».


Важно отметить, что Моцарт к тому времени, несмотря на то, что был уже автором многочисленных произведений, в Вене был более известен не как композитор, а как виртуозный пианист. Поэтому в первые годы жизни в австрийской столице он в основном зарабатывал на жизнь тем, что занимался преподавательской деятельностью. И работая над своим прекрасным творением, Вольфганг в первую очередь учитывал исполнительские возможности своих учеников.



Интересные факты

  • Существует несколько версий о времени сочинения Моцартом фортепианной сонаты № 11, одной из частей которой является знаменитое «Турецкое рондо». Например, австрийский музыковед Людвиг фон Кёхель предполагает, что композитор написал это произведение в Париже в 1778 году.
  • Свою первую сонату для фортепиано Моцарт сочинил в 1775 году, а последнюю летом 1789 года. Всего из-под пера композитора вышло 18 фортепианных сонат.
  • Помимо оперы «Похищение из Сераля» и «Rondo alla turca» из Ля мажорной сонаты, Моцарт озвучил восточную тему в Концерте для скрипки № 5, также именуемым «Турецким концертом».
  • До 2014 года считалось, что от Ля мажорной сонаты Моцарта сохранилась только последняя страница, которая находилась в музее Зальцбурга. Однако в том же году заведующий музыкальным архивом Национальной библиотеки имени Сеченьи города Будапешта Балаш Микуси обнаружил в запасниках ещё четыре рукописные страницы «Турецкого рондо». Эксперты подтвердили, что это почерк самого Моцарта, однако теперь они стараются ответить на вопрос, как произведение попало в Венгрию? Существует предположение, что рукопись была разорвана, и каждая её страница преподносилась композитором его богатым покровителям как сувенир.


  • Музыкальный материал «Турецкого рондо», найденного в 2014 году в Венгрии, имеет отличие от нот, напечатанных в 1784 году. В авторской редакции произведение было впервые исполнено в Будапеште 26 сентября 2014 года.
  • Венцы впервые увидели и услышали военный оркестр янычар в 1699 году: тогда был заключён Карловицкий мир. Интерес к диковинному музыкальному коллективу был настолько велик, что ему пришлось сделать несколько публичных выступлений, собравших большое количество любопытной публики.
  • На самом деле турецкие военные строем под музыку никогда не ходили. Звуки оркестра вдохновляли их перед боем и поддерживали во время баталий. На парадных смотрах янычары никогда не маршировали, а ходили обычным и даже пританцовывающим шагом, при этом они выкрикивали возгласы, прославляющие Аллаха. Вероятно поэтому их военная музыка весьма отличается от наших бравурных маршей.
  • В Турецкой Республике в нынешнее время Моцарт является одним из самых любимых классических композиторов. В Стамбуле каждый год проводится музыкальный фестиваль, который носит имя великого маэстро. В школах города мелодия «Турецкого рондо» звучит как учебный звонок, а популярный турецкий рэпер Джеза придумал слова на музыку этого произведения и снял забавный клип.
  • В нынешнее время музыка произведения Моцарта «Rondo alla turca» является визитной карточкой Турции и поэтому всегда звучит на правительственных приёмах этой страны.

  • «Турецкое рондо» со временем приобрело такую любовь и популярность, что его музыку в нынешнее время часто используют в саундтреках многих кинолент. Их так много, что перечислить просто невозможно, например, она звучит в вышедшем в прокат в 2019 году биографическом музыкальном фильме «Рокетмен» режиссёра Декстера Флетчера, рассказывающем о жизни, становлении и творчестве музыканта Элтона Джона .
  • В анимации музыку «Турецкого марша» можно услышать в таких всеми любимых мультфильмах, как «Рио 2» и « Гриффины», а кроме того она звучит в популярной компьютерной игре Civilization (1991), где представляет немецкую цивилизацию.

Как было указано выше, «Rondo alla turca» является финалом Ля - мажорной сонаты Вольфганга Амадея Моцарта. Однако из-за возросшей популярности данная часть фортепианного сочинения композитора стала существовать как самостоятельная пьеса.

Уже само название произведения говорит о том, что автор задумал заключить его в форму рондо, то есть оно должно иметь главную тему – рефрен, который постоянно чередуется с эпизодами, отличающимися друг от друга музыкальным материалом. Помимо этого следует заметить, что «Rondo alla turca» также можно представить как произведение, написанное в сложной трёхчастной форме с кодой. И тем не менее всё строение композиции в результате укладывается в следующую схему:

|: A: ||: B - A ": ||: C: ||: D: ||: E - D": ||: C: ||: A: ||: B - A ": ||: C": | F.

«Турецкий марш», как в народе называется это замечательное творение Моцарта - это пьеса, музыка которой отличается жизнерадостностью, бодростью, торжественностью и в то же время необычайной нежностью. Она подходит для весёлого танца, и совершенно не понятно, как под неё можно строем маршировать на плацу.


Основная тема (a-moll), в схеме обозначенная буквой «А», весьма изящна, празднична и задорна, к тому же совершенно непохожа на марш. Она начинается с восходящей мелодии шестнадцатых нот, а затем меняется на озорной мотив, украшенный форшлагами. В следующем разделе – «В» (C-dur), который называют средней частью рефрена, характер музыки становится более уверенным, ярким и игривым. Далее, после повторения главной темы, настроение тематического материала произведения меняется на восторженно-радостный и ликующий. Это говорит о начале второй части произведения или первого эпизода формы рондо: в схеме он отмечен буквой «С». Торжественная мелодия (A-dur) здесь сопровождается чётким, похожим на барабанные удары, энергичным аккомпанементом. Затем решительный и праздничный настрой композиции вновь преображается. На смену торжественной приходит лёгкая и нежная мелодическая линия, состоящая из струящихся в непрерывном движении звуков. В схеме данный контрастный раздел включает в себя буквы «D» и «E». Вслед за этим, согласно вышеуказанному плану, идёт повторение ранее уже звучащих фрагментов. Заканчивается композиция радостной и энергичной кодой.

«Турецкий марш » - это ставшее классическим шлягером фортепианное произведение и сегодня всё также привлекает своим изяществом, блеском, жизнерадостностью как слушателей, так и музыкантов. Его популярность достигла такой вершины, что переложения и аранжировки гениального шедевра можно услышать в исполнении самых разных инструментов, рок ансамблей, хоровых и симфонических коллективов.

Видео: слушать «Турецкий марш» Моцарта