Государство

Произведения. Писатели и поэты – участники Великой Отечественной Войны Василий Быков «Альпийская баллада»

Ставшая в истории человечества самой кровопролитной и продолжавшаяся почти 4 года, отразилась в сердце каждого жестокой трагедией, унесшей жизни миллионов людей.

Люди пера: правда о войне

Несмотря на растущее временное расстояние между теми далекими событиями, интерес к теме войны постоянно возрастает; нынешнее поколение не остается равнодушным к мужеству и подвигам советских солдат. Большую роль в правдивости описания событий военных лет сыграло слово писателей и поэтов, меткое, возвышающее, направляюще-вдохновляющее. Именно они - писатели и поэты-фронтовики, проведя свою молодость на полях сражений, донесли до современного поколения историю человеческих судеб и поступков людей, от которых иногда зависела жизнь. Литераторы кровавого военного времени правдиво описали в своих произведениях атмосферу фронта, партизанское движение, тяжесть походов и жизнь в тылу, крепкую солдатскую дружбу, отчаянный героизм, предательство и трусливое дезертирство.

Творческое поколение, рожденное войной

Писатели-фронтовики - это отдельное поколение героических личностей, испытавших на себе тяготы военного и послевоенного периода. Некоторые из них погибли на фронте, другие прожили дольше и умерли, как говорится, не от старости, а от старых ран.

1924 год был ознаменован рождением целого поколения фронтовиков, известных всей стране: Борис Васильев, Виктор Астафьев, Юлия Друнина, Булат Окуджава, Василь Быков. Эти писатели-фронтовики, список которых далеко не полон, с войной столкнулись в момент, когда им только лишь исполнилось по 17 лет.

Борис Васильев - чрезвычайный человек

Почти всем мальчишкам и девчонкам 20-х годов не удалось спастись в страшное военное время. Выжило всего лишь 3%, среди которых чудом оказался Борис Васильев.

Он мог погибнуть в 34-м году от тифа, в 41-м в окружении, в 43-м - от минной растяжки. На фронт мальчишка ушел добровольцем, прошел кавалерийскую и пулеметную полковые школы, воевал в воздушно-десантном полку, учился в Военной академии. В послевоенный период работал на Урале испытателем гусеничных и колесных машин. Был демобилизован в звании инженер-капитана в 1954 году; причина демобилизации - желание заниматься литературной деятельностью.

Военной теме автор посвятил такие произведения, как «В списках не значился», «Завтра была война», «Ветеран», «Не стреляйте в белых лебедей». Известным Борис Васильев стал после публикации в 1969 году повести «А зори здесь тихие…», поставленной в 1971 году на сцене театра на Таганке Юрием Любимовым и экранизированной в 1972 году. По сценариям писателя было снято приблизительно 20 фильмов, среди которых «Офицеры», «Завтра была война», «Аты-баты, шли солдаты…».

Писатели-фронтовики: биография Виктора Астафьева

Виктор Астафьев, как и многие писатели-фронтовики Великой Отечественной войны, в своем творчестве показал войну как великую трагедию, увиденную глазами простого солдата - человека, являющегося основой всей армии; именно ему наказания достаются в изобилии, а награды обходят его стороной. Этот собирательный, наполовину автобиографичный образ фронтовика, живущего одной жизнью с товарищами и приучившегося бесстрашно смотреть смерти в глаза, Астафьев во многом списал с себя и своих фронтовых друзей, противопоставив его приживалам-тыловикам, в большинстве своем обитавших в относительно неопасной прифронтовой зоне на протяжении всей войны. Именно к ним он, как и остальные поэты и писатели-фронтовики ВОВ, испытывал глубочайшее презрение.

Автор таких известных произведений, как «Царь Рыба», «Прокляты и убиты», «Последний поклон» за свою якобы приверженность к Западу и склонность к шовинизму, которую критики усмотрели в его произведениях, на склоне лет был брошен на произвол судьбы государством, за которое воевал, и отправлен умирать в свою родную деревню. Именно такую горькую цену пришлось заплатить Виктору Астафьеву - человеку, который никогда не отказывался от написанного, за желание говорить правду, горькую и печальную. Правду, о которой не молчали в своих произведениях писатели-фронтовики Великой Отечественной войны; они говорили о том, что русский народ, который не только победил, но и потерял многое в себе самом, одновременно с воздействием фашизма испытывал гнетущее влияние советской системы и собственных внутренних сил.

Булат Окуджава: сто раз закат краснел…

Стихи и песни Булата Окуджавы («Молитва», «Полночный троллейбус», «Веселый барабанщик», «Песенка о солдатских сапогах») знает вся страна; его повести «Будь здоров, школяр», «Свидание с Бонапартом», «Путешествие дилетантов» находятся в ряде лучших произведений русских прозаиков. Известные кинофильмы - «Женя, Женечка и Катюша», «Верность», сценаристом которых он был, посмотрело не одно поколение, равно как и знаменитый «Белорусский вокзал», где он выступал автором песен. В репертуаре и певца значится около 200 песен, каждая из которых наполнена собственной историей.

Булат Окуджава, как и остальные писатели-фронтовики (фото можно увидеть выше) являлся ярким символом своего времени; его концерты всегда проходили с аншлагами, несмотря на отсутствие афиш о его выступлениях. Зрители делились впечатлениями и приводили своих друзей и знакомых. Песню «Нам нужна одна победа» из кинофильма «Белорусский вокзал» пела вся страна.

С войной Булат познакомился в семнадцатилетнем возрасте, уйдя после девятого класса на фронт добровольцем. Рядовой, солдат, минометчик, воевавший в основном на Северо-Кавказском фронте, был ранен из самолета противника, а после излечения попал в тяжелую артиллерию Главного командования. Как говорил Булат Окуджава (и с ним соглашались его коллеги - писатели-фронтовики), на войне боялись все, даже те, кто считал себя храбрее остальных.

Война глазами Василя Быкова

Выходец из белорусской крестьянской семьи, Василь Быков ушел на фронт в 18-летнем возрасте и воевал до Победы, пройдя такие страны, как Румыния, Венгрия, Австрия. Был ранен дважды; после демобилизации жил в Белоруссии, в городе Гродно. Главной темой его произведений являлась не сама война (о ней должны писать историки, а не писатели-фронтовики), а возможности человеческого духа, проявляющегося в таких тяжелых условиях. Человек всегда должен оставаться человеком и жить по совести, только в таком случае способен выжить человеческий род.

Особенности прозы Быкова стали поводом для обвинений советских критиков в осквернении советского лада. В прессе была устроена широкая травля, цензура на выход его произведений, их запрещение. По причине такой травли и резкого ухудшения здоровья автор был вынужден покинуть Родину и некоторое время жить в Чехии (стране его симпатий), потом в Финляндии и ФРГ.

Самые известные произведения писателя: «Смерть человека», «Журавлиный крик», «Альпийская баллада», «Круглянский мост», «Мертвым не больно». Как говорил Чингиз Айтматов, Быков был сбережен судьбой для честного и правдивого творчества от имени целого поколения. Некоторые произведения были экранизированы: «Дожить до рассвета», «Третья ракета».

Писатели-фронтовики: о войне стихотворной строкой

На фронт талантливая девушка Юлия Друнина, как и многие писатели-фронтовики, пошла добровольцем. В 1943 году получила тяжелое ранение, по причине которого была признана инвалидом и комиссована. Затем последовало возвращение на фронт, Юлия воевала в Прибалтике и Псковской области. В 1944 году она вновь была контужена и признана непригодной для дальнейшей службы. С присвоенным званием старшины, и медалью «За отвагу» Юлия после войны выпустила стихотворный сборник «В солдатской шинели», посвященный фронтовому времени. Ее приняли в Союз писателей и навсегда зачислили в ряды поэтов-фронтовиков, отнеся к военному поколению.

Наряду с творчеством и выпуском таких сборников, как «Тревога», «Ты рядом», «Мой друг», «Страна - юность», «Окопная звезда», Юлия Друнина активно занималась литературно-общественной работой, была награждена престижными премиями, не раз избиралась членом редколлегий центральных газет и журналов, секретарем правления различных союзов писателей. Несмотря на всеобщее уважение и признание, себя полностью Юлия отдавала поэзии, описывая в стихах роль женщины в войне, ее мужество и терпимость, а также несовместимость животворящего женского начала с убийством и разрушениями.

судьба человека

Писатели-фронтовики и их произведения внесли весомый вклад в литературу, донеся до потомков правдивость событий военных лет. Возможно, кто-либо из наших близких и родственников воевал с ними плечом к плечу и стал прототипом рассказов или повестей.

В 1941 году Юрий Бондарев - будущий писатель - наряду со своими сверстниками участвовал в возведении оборонительных укреплений; после окончания пехотного училища воевал под Сталинградом в качестве командира минометного расчета. Затем контузия, легкое обморожение и ранение в спину, не ставшее помехой для возвращения на фронт, участие в прошел долгий путь до Польши и Чехословакии. После демобилизации Юрий Бондарев поступил в им. Горького, где ему довелось попасть на творческий семинар под руководством Константина Паустовского, привившего будущему писателю любовь к великому искусству пера и умению сказать свое слово.

Всю жизнь Юрий помнил запах мерзлого, твердого как камень хлеба и аромат ожоги стужи в степях Сталинграда, ледяной холод прокаленных морозом орудий, металл которых чувствовался через рукавицы, пороховой смрад стреляных гильз и пустынное безмолвие ночного звездного неба. Творчество писателей-фронтовиков пронизано остротой единения человека с Вселенной, его беспомощностью и одновременно невероятной силой и упорством, в стократ увеличивающимися перед страшной опасностью.

Широкую известность Юрию Бондареву принесли повести «Последние залпы» и «Батальоны просят огня», ярко отобразившие действительность военного времени. К теме сталинских репрессий было обращено произведение «Тишина», высоко оцененное критиками. В самом знаменитом романе «Горячий снег» остро поднята тема героизма советского народа в период самых тяжелых для него испытаний; автор описал последние дни Сталинградской битвы и людей, ставших на защиту своей Родины и собственных семей от фашистских захватчиков. Красной линией проходит Сталинград во всех произведениях фронтовика-писателя как символ солдатской стойкости и мужества. Бондарев никогда не приукрашивал войну и показывал «маленьких великих людей», которые делали свое дело: защищали Родину.

На войне Юрий Бондарев окончательно понял, что человек рождается не для ненависти, а для любви. Именно во фронтовых условиях в сознание писателя вошли кристально чистые заповеди любви к Родине, верности и порядочности. Ведь в бою все обнажено, добро и зло различимо, и каждый делал свой осознанный выбор. Как считает Юрий Бондарев, человеку жизнь дана не просто так, а для выполнения определенной миссии, и важно не растрачивать себя по пустякам, а воспитывать собственную душу, борясь за свободное существование и во имя справедливости.

Повести и романы писателя переведены более чем на 70 языков, причем за период с 1958 по 1980 годы за рубежом более 130 произведений Юрия Бондарева было опубликовано, а снятые по ним картины («Горячий снег», «Берег», «Батальоны просят огня») посмотрела огромная зрительская аудитория.

Деятельность писателя отмечен многими общественными и государственными наградами, в том числе самой главной - всеобщим признанием и читательской любовью.

«Пядь земли» Григория Бакланова

Григорий Бакланов - автор таких произведений, как «Июль 41-го года», «Был месяц май…», «Пядь земли», «Друзья», «Я не был убит на войне». В войну служил в гаубичном артиллерийском полку, затем в звании офицера командовал батареей и сражался на Юго-Западном фронте до конца войны, которую описывает глазами воевавших на передовой, с ее грозными фронтовыми буднями. Причины тяжелых поражений на начальном этапе войны Бакланов объясняет массовыми репрессиями, атмосферой всеобщей подозрительности и страха, властвовавшего в довоенное время. Реквиемом по сгубленному войной молодому поколению, непомерной высокой цене за победу, стала повесть «Навеки - девятнадцатилетние».

В произведениях, посвященных мирному периоду, Бакланов возвращается к судьбам бывших фронтовиков, которые оказались исковерканными беспощадной тоталитарной системой. Особенно ярко это показано в повести «Карпухин», где жизнь героя произведения сломало казенное бездушие. По сценариям писателя было снято 8 фильмов; лучшая экранизация - «Был месяц май…».

Военная литература - детям

Детские писатели-фронтовики внесли весомый вклад в литературу, написав для подростков произведения об их сверстниках - таких же, как они, мальчишках и девчонках, которым довелось жить в военное время.

  • А. Митяев «Шестой неполный».
  • А. Очкин «Иван - я, Федоровы - мы».
  • С. Алексеев «От Москвы до Берлина».
  • Л. Кассиль «Твои защитники».
  • А. Гайдар «Клятва Тимура».
  • В. Катаев «Сын полка».
  • Л. Никольская «Должна остаться живой».

Писатели-фронтовики, список которых, приведенный выше, далеко не полный, доступным и понятным для детей языком донесли страшную реальность войны, трагические судьбы людей и проявленные ними мужество и героизм. Данные произведения воспитывают дух патриотизма и любви к Родине, учат ценить близких и родных, беречь мир на нашей планете.

1. В 17 лет Василь Быков, приписав себе год, ушел добровольцем на фронт. Победу он встретил в Австрии. Родителям Быкова несколько раз приходили похоронки на сына, но мать всегда знала - жив Василь, скоро вернется домой. Основной жанр его творчества - фронтовые и партизанские повести. Самые известные из них – «Третья ракета», «Альпийская баллада», «Западня», «Дожить до рассвета», «Волчья стая», «Обелиск», «Сотников», «Знак беды», «Смерть человека».

2. «А зори здесь тихие…» - повесть российского писателя Бориса Васильева. В основе сюжета лежит реальная история семи солдат, ценой своей жизни помешавших немецкой диверсионной группе взорвать Кировскую железную дорогу, по которой доставляли для Мурманска снаряжение и войска.

3. Эпопея российского писателя Константина Симонова «Живые и мертвые» - состоит из книг «Живые и мертвые», «Солдатами не рождаются», «Последнее лето». Первая часть трилогии основана на личном фронтовом дневнике писателя. Он в качестве корреспондента побывал на всех фронтах, прошел по землям Румынии, Болгарии, Югославии, Польши и Германии, был свидетелем последних боев за Берлин. Автор воссоздает на страницах романа борьбу советского народа против фашистских захватчиков с самых первых месяцев войны до «последнего лета».

4. «Горячий снег» Юрия Бондарева- книга, основанная на реальных событиях. Автор описывает один день из жизни батареи лейтенанта Дроздовского, выбивавшей фашистские танки на подступах к Сталинграду зимой 1942 года. Бондарев не только реалистично воссоздает картину страшных танковых сражений, но и знакомит читателя с трогательными личными историями всех персонажей.

5. В основе романа российского писателя Владимира Богомолова «В августе 44-го», опубликованного в 1974 году, лежат реальные события. Лето 1944, Беларусь уже освобождена, но на ее территории выходит в эфир группа лазутчиков, передавая врагам стратегическую информацию о советских войсках, готовящих наступление. На поиски шпионов и запеленгованной рации послан отряд разведчиков во главе с офицером СМЕРШа.

6. «Убиты под Москвой» - повесть российского писателя Константина Воробьева, написанная в 1963 году. Действие происходит в ноябре 1941 года под деревней Лотошино, в 30 км от Москвы. Кремлевские курсанты, среди которых и сам автор, в начале произведения шагают к линии фронта. Они полны оптимизма и пребывают в восторженном состоянии из-за предвкушения будущих подвигов. Однако спустя несколько дней в живых останется только один из них – офицер Алексей Ястребов (автор не стал называть своего настоящего имени). Все остальные 239 бойцов погибают, защищая свою родину от захватчиков.

7. Владимир Короткевич - белорусский писатель, поэт, драматург, сценарист и публицист. Родители с началом войны увезли мальчика в Пермскую область в окрестности Кунгура, где они прожили в нищете до 1944 года. Потом снова вернулись в Беларусь. Владимир Короткевич профессионально изучал историю восстания 1863-1864 годов на территории Беларуси, Литвы и Польши. Это послужило основой для рассказов «Полешук», «Синяя-синяя», романа «Колосья под серпом твоим» (1965), драмы «Кастусь Калиновский» (1965).

8. Герой повести Бориса Васильева «В списках не значился» Николай Плужников оказывается в Брестской крепости вечером накануне войны и по собственной воле становится ее защитником.

В послевоенные годы продолжалась творческая деятельность Я. Брыля, С. Дергая, И. Мележа, И. Шемякина и др. В числе лучших произведений тех лет - романы И. Шемякина "Глубокое течение", И. Мележа "Минское направление", М. Лынькова "Незабываемые дни", драматические произведения А. Мовзона "Константин Заслонов", К. Губаревича "Брестская крепость" и др.

Приблизительно с 1953г. в белорусской литературе, как и во всесоюзной, наметились новые тенденции, связанные с активизацией общественной жизни. Начался процесс преодоления описания, углубления во внутренний мир героев, в частности конфликтов послевоенной эпохи. В сообществе писателей развернулась дискуссия о месте писателя в жизни общества, о необходимости пересмотра укоренившихся в литературе концепций бесконфликтности. На первый план постепенно выходят общечеловеческие морально-этические ценности, борьба за моральную чистоту и светлое в человеке. Наиболее ярко это проявилось в повести Я. Бриля «На Быстранцы», и особенно в романе И. Шемякина «Крынiцы».

В первой половине 60-х гг. в результате внутреннего идейно-художественного обогащения, белорусская проза пришла к значительным открытиям. Появляются романы: «Людзi на балоце» И. Мележа, «Птушкi i гнёзды» Я. Бриля, «Сэрца на далонi» И. Шемякина, «Сасна пры дарозе» И. Науменко, «На парозе будучынi» М. Лобана, «Зсценак Малiнаука» А. Чернышевича.

В. Короткевич открыл читателю поэзию, и философию истории («Каласы пад сярпом тваiм», «Чорны замак Альшанскi»), а В. Быков с позиции гуманизма и антимилитаризма анализирует и осмысливает человека на войне («Жураулiны Крык», «Сотнiкау», «Воучая зграя» и д.р.).

Особенное внимание к морально-этичным проблемам современности, к образу современника, к взаимоотношениям научно-технической революции и судьбы человека, особенно характерно для И. Шемякина - его романы «Антланты i карыятыды» (1974), «Вазьму твой боль» (1978), И. Пташникова «Мсцiжы» (1972), В. Адамчика «Чужая бацькаушчына», «Год нулявы» (1983).

Белорусская драматургия

После освобождения Беларуси на родину вернулись театры, которые были в эвакуации. Уже в 1945 г. работало 12 театров. Их деятельность регламентировалась известным постановлением ЦК ВКП(б) "О репертуаре драматических театров и мерах по его улучшению" (1946 г.). На сценах театров с успехом шли пьесы о Великой Отечественной войне: "Молодая гвардия", "Константин Заслонов", "Это было в Минске" и др. На исторические темы были поставлены спектакли "Нестерка" В. Вольского, "Павлинка", "Разбросанное гнездо" Я. Купалы, "Пинская шляхта" В. Дунина-Марцинкевича и др. Идеологический диктат не смог сдержать творчество таких известных актеров, как Г. Глебов. Б. Платонов, С. Станюта и др.

Мужеству народа посвящались оперы, симфонии и контаты Е. Тикоцкого, Н. Аладова, А. Богатырева. В послевоенные годы появились имена композиторов В. Оловникова. Ю. Семеняки, Г. Вагнера и др. В 1951 г. начал выступления государственный народный хор БССР во главе с.Цитовичем. Активно работала Государственная академическая хоровая капелла БССР под руководством Г. Ширмы.

Очень продуктивными для белорусской драматургии были конец 60 - 70е гг. когда было создано множеств пьес, которым было суждено стать литературной классикой.

Именно в это время театральное общество нашей и других республик бывшего СССР познакомились с оригинальными пьесами “Брама неўміручасці” К. Крапивы, “Трыбунал”, “Зацюканы апостал”, “Таблетку пад язык”, “Кашмар” (“Святая прастата”) А. Макаёнка, “Вечар”, “Парог” А. Дударева”, “Соль”, “Трывога” А. Петрашкевича, с новыми произведениями М. Матуковского, К. Губарэвича, У. Караткевича, А. Делендика и многих других.

Большой вклад в развитие белорусского театра сделали режиссёры Б. Луценко, В. Мазынский, В. Раевский, актёры З. Браварская, А. Клиова, Г. Макарова, С. Станюта, З. Стома, В. Тарасов, Ф. Шмаков, Г. Глебов, Р. Ржецкая, У. Дядюшко, Н. Радяловская, Г. Янковский, М. Ерёменко.

Кадры актёров, режиссёров, сценографов, театроведов готовил все эти годы Белорусский государственный театрально-художественный институт.

Из существовавших до 1985г. 17-и театров, 9 были драматические, 6 кукольных, 2 музыкальных. Огромную роль в культурной жизни республики играл Большой театр оперы балета. Здесь работали талантливые артисты Л. Александровская, З. Бабий, И. Сарокин, Н. Ткаченко, Т. Нижникова, Т. Шимко, В. Чорнабаев, А. Корзенкова, Н. Довиденко, Р. Красовская, Л. Бржазовская, Ю. Троян, В. Саркосян и другие.

Явлениями культурной жизни стали балеты «Выбраннiца», “Курган”, “Альпійская балада”, “Тыль Уленшпігель”, “Маленькі прынц” Я. Глебова (последний был поставлен на сцене Большого театра СССР в 1983 г.), “Пасля балю” Г. Вагнера, оперы “Новая зямля” Ю. Семиняки, “Сцежкаю жыцця” Г. Вагнера, “Сівая легенда” Д. Смольского, “Матухна Кураж” С. Кортеса.

Критическое переосмысление сложных проблем истории и современности в период "оттепели" содействовало появлению новой плеяды литераторов - А. Адамовича, В. Быкова, Р. Бородулина, В. Короткевича, И. Науменко, И. Чигринова, Н. Гилевича и др. В военной прозе главной становится тема человека на войне. Всеобщее признание получили произведения В. Быкова "Альпийская баллада", "Журавлиный крик", "Третья ракета" и др. Известными стали романы И. Шемякина "Сердце на ладони", "Возьму твою боль" и др. В 1981 г. ему было присвоено звание Героя Социалистического труда. Историческая тема нашла своё отражение в произведениях В. Короткевича "Дикая охота короля Стаха", "Чёрный замок Ольшанский" и др.

В 50-е гг. жизнь налаживалась, но чтобы успешно строить будущее, нужно честно оценивать прошлое. В 1954 г. Я. Колас завершил трилогию «На ростанях», в которой дал широкую панораму жизни и чаяний белорусского крестьянства и сельской интеллигенции в начале XX в.

Важным проблемам социальной повседневности и человеческой жизни, сложным судьбам людей посвятили свои книги И. Шамякин «У добры час», «Трывожнае шчасце»), В. Карпов («За годом год»). Лиризм и гражданственность прозвучали в стихах П. Бровки, П. Глебки, М. Танка, А. Кулешова, П. Панченки, Р. Бородулина. Однако и в послевоенное время доктринерски ограниченный социалистический реализм по-прежнему считался единственно правильным направлением в литературе, искусстве. Не случайно, когда в 1952-1954 гг. издавалось собрание сочинений Я. Купалы, в него не был включен ряд произведений поэта, в которых высказывались национально-освободительные идеи.

С наступлением хрущёвской «оттепели» из лагерей вернулись А. Александрович, С. Граховский, Я. Скриган и другие опальные литераторы. Они принесли своё видение проблем сталинизма, путей обновления жизни общества и демократизации страны.

В 60-80-е гг. развернулся талант замечательного писателя, поэта, драматурга и журналиста Владимира Короткевича (1930-1984). Он был глубоким знатоком исторического прошлого своего народа («Каласы пад сярпом тваiм», 1968; «Хрыстос прызямлiуся у Гароднi», 1972; «Чорны замак Альшанскi, 1983) и одновременно тонким лириком (поэтические сборники «Матчына душа», 1958, «Вячэрнiя ветразi, 1960).

В творчестве некоторых белорусских писателей тема Великой Отечественной войны оставалась определяющей. Ей посвятил свои романы Иван Науменко («Сасна пры дарозе», «Вецер у соснах», «Сорак трэцi»). Впечатляющее художественное воплощение тема «война и народ» получила в творчестве Василя Быкова (1924-2003). Переведены на иностранные языки его произведения «Жураулiны крык» (1960), «Мёртвым небалiць» (1965), «Знак бяды» (1984).

Прозу, прославившую Быкова, назвали «лейтенантской», она и написана бывшим лейтенантом, на передовой постигшим правду о войне. Он знал, как непросто в экстремальных условиях сохранить лучшие человеческие качества, ибо ценою может стать жизнь. Война - это трагедия, она порождает сложные судьбы людей, а порой ставит человека перед сложным выбором: героизм и мужество или трусость и предательство.

Литературная жизнь В. Быкова не была безоблачной. Догматически мыслящие критики обвиняли его в отказе от принципов социалистического реализма и приверженности экзистенциализму. Но прошли годы и писатель с мировым именем получил общественное признание. За большие заслуги в развитии литературы, показ суровой правды войны, героизма и мужества советских людей В. Быков был удостоен Государственной премии СССР (1974), Ленинской премии (1986), Государственных премий БССР им. Я. Коласа (1964, 1978). В 1984 г. ему было присвоено звание Героя Социалистического Труда.

В отмеченный период произошёл заметный творческий подъем в области отечественной драматургии. Особую популярность завоевал белорусский драматург Андрей Макаёнок. Его комедии ставились в известных театрах союзных республик. В сокровищницу национальной драматургии вошли такие его пьесы, как «Зацюканы апостал» (1969), «Трибунал» (1970). Получил широкое признание публики драматург Алексей Дударев - автор остросюжетных пьес «Выбар» (1979), «Парог» (1981), «Вечар» (1983), «Радавыя» (1984). Видным представителем старшего поколения является Анатолий Делендик, первая пьеса которого «Выклiк багам» была поставлена в 109 театрах Советского Союза.

белорусская культура архитектура искусство

Мир современной белорусской литературы для многих наших сограждан остается загадкой — вроде как она существует, но при этом не скажешь, что на виду. Между тем, литературный процесс бурлит, наших авторов, которые работают в самых разных жанрах, охотно публикуют за рубежом, а некоторых из популярных там белорусских писателей мы просто не ассоциируем с местным контекстом.

Фестиваль мобильного кино velcom Smartfilm , посвященный в этом году буктрейлерам (видеороликам о книгах), накануне первой в стране Ночи библиотек, которая пройдет 22 января в Пушкинской библиотеке и Научной Библиотеке БНТУ пробует разобраться, кто есть кто среди успешных белорусских писателей.

Светлана Алексиевич

В представлении не нуждается. Первая белоруска, получившая Нобелевскую премию по литературе. Во многих книжных магазинах книги Алексиевич были раскуплены за пару часов после объявления имени нового лауреата.

«У войны не женское лицо», «Цинковые мальчики», «Время секонд хэнд» — живые документы советской и постсоветской эпохи. Формулировка, с которой вручал премию Светлане Александровне Нобелевский комитет: «за многоголосное творчество — памятник страданию и мужеству в наше время».

Книги Алексиевич переведены на 20 языков мира, а тиражи «Чернобыльской молитвы» преодолели планку в 4 миллиона экземпляров. В 2014 году «Время секонд хэнд» вышло и на белорусском языке. Имя Алексиевич всегда вызывало неоднозначную реакцию у белорусских СМИ: дескать, относит себя к русской культуре и пишет на русском языке. Однако после банкетной речи на вручении Нобеля, которую Алексиевич закончила по-белорусски, претензии поутихли.

О чем пишет? Чернобыль, Афганская война, феномен советского и постсоветского «красного человека».

Наталья Батракова

Спросите у любого библиотекаря, на чьи книги из белорусских авторов записываются в очередь? Наталья Батракова, автор женской прозы, говорят, и сама не ожидала, что она, девушка с дипломом Институт инженеров железнодорожного транспорта, вдруг станет чуть ли не самым востребованным белорусским писателем, а ее «Миг бесконечности» — самой продаваемой в Беларуси книгой 2012 года.

Романы Батраковой выходят не очень часто, зато потом выдерживают по несколько переизданий. У любителей высокой прозы к автору есть множество вопросов, но на то они и эстеты. В большинстве своем, читатель голосует за Батракову рублем, а ее книги продолжают переиздаваться.

О чем пишет? О любви: и прозу, и стихи. Преданные поклонники до сих пор ждут продолжения истории любви врача и журналистки из книги «Миг бесконечности».

Альгерд Бахаревич

Один из наиболее популярных писателей страны, в прошлом году попал в антологию лучшей европейской короткой прозы Best European Fiction. Но мы его любим не только за это. Автор 9 книг художественной прозы, сборников эссе (включая скандальный разбор белорусской классической литературы «Гамбургскі рахунак»), переводчик, он существует одновременно в белорусских реалиях и в европейской литературной традиции. Причем прилагательные тут можно легко поменять местами. Один из лучших белорусских стилистов.

Роман «Шабаны» уже дважды получил театральное воплощение (В Театре белорусской драматургии и в «Купаловском»), а эссе про позднее творчество Янки Купалы вызвало такую острую реакцию читателей и коллег-литераторов, что сложно вспомнить, когда классическую белорусскую литературу так бурно обсуждали в последний раз.

Новый роман «Белая муха, забойца мужчын» — одна из главных книжных премьер начала 2016 года. Кстати, Бахаревич сыграл в первом профессиональном отечественном буктрейлере — работа Дмитрия Вайновского «Смаленне вепрука» по произведению Михася Стрельцова.

Про что пишет? Про девушек «без царя в голове», быт спальных районов и «проклятых» гостей столицы.

Адам Глобус

Мастер малой прозы, живой классик белорусской литературы. Безостановочно работает над новыми книгами коротких рассказов, зарисовок, провокационных записок и очень специфических городских сказок. Возьмите цикл «Сучаснікі» и узнаете о наших современниках много интересного, правда, не всегда лицеприятного.

Именно с Глобуса начинается белорусская эротическая проза. Сборник «Толькі не гавары маёй маме» до сих пор удивляет неподготовленных читателей, которые представляют отечественную литературу исключительно по школьной программе.

Добавим, что Глобус — художник, иллюстратор и выдающийся поэт. Песни на его стихи вы точно слышали: «Новае Неба», «Бонда», «Сябры» — классика белорусской музыки конца ХХ века.

О чем пишет? О легендах Минска и Вильнюса (автором придуманных), коллегах по литературе и искусству, о сексе.

Андрей Жвалевский

Кто не видел в продаже книг из серии «Порри Гаттер и…»? Именно эта серия, которая сначала задумывалась как пародия на книги Джоан Роулинг, но потом обрела собственную сюжетную линию и свое лицо, сделала популярным белорусского писателя Андрея Жвалевского. Он с тех пор плотно занял нишу популярного фантаста и автора книг для подростков. Иногда к Жвалевскому присоединяются коллеги по перу Игорь Мытько и Евгения Пастернак (кстати, на литературном поле фигура тоже очень заметная).

Список премий, полученных Жвалевским, занял бы отдельную страницу. С признанием в соседних странах у Андрея тоже все хорошо: от третьего места на всероссийской премии «Книгуру» и премии «Алиса» (за книгу «Время всегда хорошее») до звания «Брэнд-персона года» в номинации «Культура» на конкурсе «Брэнд года 2012». А учитывая, что в прошлом своем Жвалевский еще и КВНщик (в хорошем смысле этого слова), с чувством юмора в его выдуманных историях все на 9 с плюсом.

О чем пишет? Фантастические истории из жизни персонажей жутковатых, но при этом весьма забавных.

Артур Клинов

Концептуальный художник, главный редактор журнала pARTizan, сценарист, фотограф Артур Клинов «выстрелил» уже первой своей книгой — «Малая падарожная кніжка па Горадзе Сонца», которая вышла сначала в Германии, а потом уже в Беларуси. История Минска, она же история конкретного человека произвела на немецких и белорусских читателей сильное впечатление.

Следующая книга Клинова, «Шалом», вышла сначала по-белорусски, а потом в русскоязычной версии (отредактированной и сокращенной) в культовом московском издательстве Ad Marginem. Следующий роман Клинова «Шклатара» нашумел еще до выхода — читатель, знакомый с белорусской литературой и художественной средой, сразу узнает большую часть героев, среди которых философ Валентин Акудович, режиссер Андрей Кудиненко и многие другие персонажи мира белорусской политики и искусства.

О чем пишет? О Минске как утопии, о том, как человек может стать арт-объектом и что бывает, если пункт приема стеклотары становится культурной площадкой.

Тамара Лисицкая

Телеведущая, режиссер, сценарист — перечислять все воплощения можно очень долго. При этом книги Лисицкой, которые выходят вот уже почти десять лет, пользуются популярностью среди самых разных читателей. По книге «Тихий центр» в 2010 году сняли телесериал.

Споры о литературной составляющей книг Тамары идут тоже далеко не первый год, но читателей от этого меньше не становится — в конце концов, очень многие узнают в персонажах Лисицкой самих себя: вот вам быт троих подруг, родившихся в 70-ые (роман «Идиотки»), вот история жильцов малоквартирного дома в центре, а вот — роман-пособие для беременных.

О чем пишет? О том, как в Минске можно нескучно проводить время, о сосуществовании под одной крышей разных по своим взглядам и занятиям людей.

Виктор Мартинович

Журналист, преподаватель, писатель. Занимает в белорусской литературе нишу чем-то похожую на ту, что в русской оккупировал Виктор Пелевин. Каждый новый роман Мартиновича становится событием. Примечательно, что почти на каждой из презентации Виктор клятвенно обещает притормозить и передохнуть уже, наконец. Но работоспособность «не пропьешь» — Мартинович, на радость почитателям, выдает по книге в год, что среди белорусских литераторов большая редкость.

Про первый роман Мартиновича «Паранойя» до сих пор идут споры, был он запрещен в Беларуси или нет? Роман «Сфагнум», вышедший сразу на двух языках (русскоязычный оригинал и белорусский перевод), еще до появления в печатном виде попал в лонг-лист российской премии «Национальный бестселлер», его сравнивали с классическим фильмом «Карты, деньги, два ствола». Следующий роман «Мова» недавно выдержал третье переиздание. Весной российское издательство выпускает в свет новую книгу Мартиновича «Озеро Радости», а пока в Вене ставят его пьесу «Самое лучшее место на свете». Книги Виктора переведены на английский (издавался в США) и другие языки.

О чем пишет? Гопники ищут клады, белорусский язык продают как наркотик, а лирический герой нет-нет да и совершит самоубийство. Иногда даже тройное.

Людмила Рублевская

Крупная форма — а речь идет о целой приключенческой саге — сейчас встречается нечасто. И это касается не только белорусской литературы. Рублевская, тем не менее, только за последние годы выпустила несколько книг на любой вкус: тут вам и мистическая проза, и готика, и белорусская история. Сага о приключениях Пранциша Вырвича в трех частях и разноплановый сборник «Ночы на плябанскіх млынах» — эти и другие книги Рублевской буквально просятся на экраны — талантливому режиссеру хватит материала на несколько кассовых фильмов.

О чем пишет? Городские легенды и тайны старых домов, железные черепахи и беглые школяры-авантюристы.

Андрей Хаданович

Казалось бы, «поэзия» и «популярность» с 70-х годов вещи мало совместимые, но на деле это не так. На фоне того, как общий интерес к поэзии растет (посмотрите, на каких площадках выступают приезжие поэты — Prime Hall и др.), имя Хадановича, поэта, переводчика, главы белорусского ПЭН-центра, упоминается в СМИ все чаще.

Его детская книга «Нататкі таткі» по продажам в независимых книжных может сравниться разве что с книгами Светланы Алексиевич. Новый сборник стихов и переводов (в том числе песен людей вроде Леонарда Коэна и Стинга) «Цягнік Чыкага-Токіё», первый за пять лет, вышел в конце 2015 года.

Андрей Хаданович, конечно, не единственный из когорты современных классиков белорусской поэзии, но очевидно, самый успешный.

О чем пишет? Поэтическая игра с читателем на стыке жанров. Копните глубже — и все поймете сами.

22 января мероприятием «Ночь библиотек» завершается образовательная программа фестиваля Студия velcom Smartfilm: на двух площадках (Пушкинская библиотека и Научная Библиотека БНТУ) известные белорусы будут читать отрывки из любимых книг белорусских авторов и зарубежной литературы в переводе на белорусский язык.

Напоминаем, что фестиваль мобильного кино velcom Smartfilm проходит в пятый раз. Тема работ начинающих кинорежиссеров — буктрейлеры. Снимать ролики про книги по условиям конкурса нужно на камеру смартфона. В этом году обладатель гран-при конкурса velcom Smartfilm получит 30 миллионов рублей. Дедлайн приема работ — 31 января включительно.