Интернет

Рассказы о скрипке. История возникновения скрипки - методическая страница - ассоль

Прообраз скрипки есть у многих народов. А современную форму и размер скрипка приобрела к шестнадцатому веку. В это же время творил и известный итальянский скрипичный мастер Николо Амати, а также его ученики Андреа Гварнери и Антонио Страдивари. Их скрипка до сих пор считается лучшей в мире. Считается, что великий Страдивари создал около тысячи сто шестнадцать музыкальных инструментов и многим из них даже давали имена. Имена давались в честь знаменитых музыкантов, игравших в свое время на той или иной скрипке. Ведь скрипка это индивидуальный инструмент и многие великие скрипачи предпочитали иметь один единственный инструмент, который был им досконально известен. Каждый музыкант влаживал душу в свою скрипку, и она отвечала ему тем же, издавая уникальные мелодии, ни с чем несравнимые по своей красоте.

Скрипка стимулирует работу мозга

Великий ученый Альберт Эйнштейн слыл прекрасным скрипачом, а в детстве даже выступал на концертах. Когда Эйнштейн вырос, он по прежнему любил играть на скрипке, утверждая, что это помогает ему думать. А всем известный Конана Дойла, блистательный сыщик Шерлок Холмс, играл на скрипке, обдумывая очередное дело.

Как связаны скрипка и загадочная улыбка Джоконды? По легенде Леонардо да Винчи приглашал скрипачей каждый раз, когда Мона Лиза приходила к нему позировать для портрета. И удовольствие от музыки навеки запечатлелось в улыбке Джоконды.

А самая маленькая скрипка была создана скрипачом из китайского города Гуанчжоу. Ее длина всего один сантиметр, а на создание ушло целых семь лет. Жаль, что на ней невозможно играть.

Скрипка по праву считается инструментом, потому что звук, который она издает, очень выразительный и красивый. Тональность скрипки имеет нежное звучание, которое способно влюбить в себя любого человека, имеющего музыкальный слух.

Скрипка имеет начало своей истории в индии, где и появились первые инструменты со смычком. Хотя и в Европе в средние века смычок был в ходу, и играли им на самых разных музыкальных инструментах, у которых имелись струны.

В любом симфоническом оркестре, тридцать процентов музыкантов играют на скрипках.

Безусловно, все знают скрипку. Самая изысканная и утонченная среди струнных инструментов скрипка являет собой способ передачи эмоций умелого исполнителя слушателю. Являясь где-то мрачной, несдержанной и даже грубой, она остается нежной и ранимой, прекрасной и чувственной.

Мы приготовили вам несколько увлекательных фактов об этом волшебном музыкальном инструменте. Вы узнаете, как устроена скрипка, сколько на ней струн, и какие произведения сочиняются композиторами для скрипки.

Как устроена скрипка?

Её строение просто: корпус, гриф и струны. Аксессуары для инструмента весьма различны по своему предназначению и степени важности. К примеру, нельзя упустить из внимания смычок, благодаря которому из струн извлекается звук, или же подбородник и мостик, позволяющие исполнителю наиболее комфортно устроить инструмент на левом плече.

А ещё встречаются аксессуары наподобие машинки, которая позволяет скрипачу без потери времени поправить изменившийся по какой-либо причине строй, в отличие от использования держателей струн – колков, работать с которыми намного сложнее.

Самих струн всего четыре, настроенных всегда на одни и те же ноты – Ми, Ля, Ре и Соль. скрипки? Из разных материалов – они могут быть и жильными, и шёлковыми и металлическими.

Первая струна справа настраивается на «Ми» второй октавы и является наиболее тонкой из всех представленных струн. Вторая струна вместе с третьей «олицетворяют» ноты «Ля» и «Ре» соответственно. У них средняя, почти одинаковая толщина. Обе ноты находятся в первой октаве. Последней, самой толстой и басовитой является четвёртая струна, настраиваемая на ноту «Соль» малой октавы.

Каждая струна имеет свой тембр – от пронзительного («Ми») до густого («Соль»). Это и позволяет скрипачу так умело передавать эмоции. Также звук зависит и от смычка – самой трости и натянутого на неё волоса.

Какие бывают скрипки?

Ответ на этот вопрос может быть запутанным и разнообразным, но мы ответим достаточно просто: есть наиболее привычные для нас деревянные скрипки – так называемые акустические, а есть и электроскрипки. Последние работают от электричества, а звук их слышен благодаря так называемой «колонке» с усилителем – комбику. Несомненно, что устроены эти инструменты по-разному, хотя могут внешне выглядеть одинаково. Техника игры на акустической и электронной скрипке существенно не отличается, но к аналоговому электронному инструменту по-своему приходится привыкать.

Какие произведения пишут для скрипки?

Произведения – отдельная тематика для размышлений, ведь скрипка – великолепно проявляет себя и как солист, и в . Поэтому для скрипки пишут сольные концерты, сонаты, партиты, каприсы и пьесы других жанров, а также партии для всевозможных дуэтов, квартетов и других ансамблей.

Скрипка может участвовать практически во всех направлениях музыки. Чаще всего на данный момент она включается в классику, фольклор и рок. Вы можете услышать скрипку даже в детских мультфильмах и их японских адаптациях – аниме. Все это лишь способствует возрастанию популярности инструмента и только подтверждает, что скрипка никогда не исчезнет.

Известные скрипичные мастера

Также не стоит забывать о мастерах скрипок. Наверное, наиболее известным можно назвать Антонио Страдивари. Все его инструменты являются весьма дорогостоящими, ценились они в прошлом. Скрипки Страдивари являются самыми знаменитыми. При жизни он изготовил более 1000 скрипок, но на данный момент сохранилось от 150 до 600 инструментов – информация в различных источниках порой поражает своим разнообразием.

Среди других фамилий, связанных с мастерством изготовления скрипок, можно назвать семейство Амати. Разные поколения этой большой итальянской семьи совершенствовали смычковые музыкальные инструменты, в том числе они улучшили строение скрипки, добиваясь от неё сильного и выразительного звучания.

Знаменитые скрипачи: кто они?

Некогда скрипка была народным инструментом, но со временем техника игры на ней стала сложной и из народной среды стали выделяться отдельные умельцы-виртуозы, которые приводили своим искусством публику в восторг. Со времён музыкального Ренессанса славится своими скрипачами Италия. Достаточно назвать лишь некоторые имена – Вивальди, Корелли, Тартини. Из Италии происходил родом и Никколо Паганини, чьё имя окутано легендами и тайнами.

Среди скрипачей, выходцев из России, такие великие имена, как Я. Хейфец, Д. Ойстрах, Л. Коган. Современному слушателю известны имена и нынешних звёзд в этой области исполнительского искусства – это, например, В. Спиваков и Ванесса-Мэй.

Считается, для того чтобы приступить к учебе игры на данном инструменте, надо иметь как минимум хороший , крепкие нервы и терпение, которые помогут преодолеть вам от пяти до семи лет обучения. Конечно, такое дело не может обойтись без срывов и провалов, однако, как правило, даже они идут только на пользу. Время учёбы будет тяжелым, но результат стоит этих мук.

Материал, посвящённый скрипке, никак нельзя оставить без музыки. Послушайте известнейшую музыку Сен-Санса. Вы её, наверняка, слышали раньше, но знаете ли вы, что это за произвдеение?

К. Сен-Санс Интродукция и рондо-каприччиозо

Скрипка — инструмент, оказавший колоссальное влияние на музыку. Она широко использовалась в классических произведениях, где её струящийся нежный звук пришёлся очень кстати. Народное творчество также заприметило этот красивый инструмент, хоть появился он не так уж и давно, но успел занять своё место в этнической музыке. Скрипку сравнивают с человеческим голосом, так как её звук текуч и разнообразен. Её форма напоминает женский силуэт, что делает этот инструмент живым и одушевлённым. Сегодня не все хорошо представляют, что такое скрипка. Давайте исправим эту досадную ситуацию.

История появления скрипки

Своим появлением скрипка обязана многим этническим инструментам, каждый из которых оказал на неё своё влияние. Среди них можно выделить британскую кротту, армянский бамбир и арабский ребаб. Конструкция скрипки отнюдь не нова, многие восточные народы веками используют подобные инструменты, исполняя на них народную музыку и по сей день. Свою нынешнюю форму виола приобрела в XVI в., когда ее производство было поставлено на поток, начали появляться великие мастера, создающие уникальные инструменты. Особенно много таких умельцев было в Италии, где традиции создания скрипок живы до сих пор.

С XVII века игра на скрипке начала приобретать современную форму. Именно тогда появились композиции, которые принято считать первыми произведениями, написанными специально для этого нежного инструмента. Это Romanesca per violino solo е basso, созданная Бьяджо Марини и Capriccio stravagante, которую написал Карло Фарина. В последующие годы мастера игры на скрипке стали появляться как грибы после дождя. Особенно в этом плане отличилась Италия, которая породила наибольшее количество

Как устроена скрипка

Своё мягкое и глубокое звучание скрипка получила благодаря уникальной конструкции. В ней можно выделить 3 основные части — это головка, шейка и корпус. Совокупность этих деталей позволяет инструменту издавать те завораживающие звуки, что принесли ему всемирную славу. Самая большая часть скрипки — корпус, на который крепятся все остальные детали. Он состоит из двух дек, соединённых обечайками. Изготавливают деки из разных пород дерева, чтобы добиться максимально чистого и красивого звука. Верхняя часть чаще всего делается из ели, а для нижней используют или тополь.

Во время игры на скрипке верхняя дека резонирует с остальными частями инструмента, создавая звук. Для того чтобы она была живой и звонкой, её делают как можно тоньше. На дорогих мастеровых скрипках толщина верхней деки может составлять всего пару миллиметров. Нижняя дека обычно толще и прочнее верхней, а дерево, из которого её изготавливают, подбирают так, чтобы оно подходило к обечайкам, соединяющим обе деки вместе.

Обечайки и душка

Обечайки — это бока скрипки, находящиеся между верхней и нижней деками. Их изготавливают из того же материала, что и нижнюю деку. Более того, зачастую для этих частей используется древесина с одного и того же дерева, старательно подобранная по фактуре и узору. Держится эта конструкция не только на клею, но и на маленьких колодках, увеличивающих её прочность. Они называются клотцами и находятся внутри корпуса. Также внутри расположена басовая балка, которая передаёт вибрации корпусу и придаёт дополнительную жёсткость верхней деке.

На корпусе скрипки присутствуют два выреза в виде латинской буквы f, которые называются эфами. Неподалёку от правого выреза располагается одна из важнейших частей инструмента — душка. Это небольшая деревянная балка, служащая распоркой между верхней и нижней деками и передающая вибрацию. Своё название душка получила от слова "душа", что намекает на важность этой маленькой детали. Мастера заметили, что положение, размер и материал душки серьёзно влияют на звучание инструмента. Поэтому только опытный изготовитель скрипок может правильно расположить эту маленькую, но важную часть корпуса.

Струнодержатель

Рассказ про скрипку и её конструкцию будет неполным, если не упомянуть такой важный элемент, как струнодержатель, или подгрифок. Раньше его вырезали из дерева, но сегодня для этих целей всё чаще используется пластик. Именно струнодержатель закрепляет струны на нужной высоте. Также на нём иногда располагаются машинки, делающие настройку инструмента гораздо легче. До их появления скрипка настраивалась исключительно колками, при помощи которых очень трудно произвести точную настройку.

Держится подгрифок на пуговке, вставленной в отверстие на корпусе со стороны, противоположной грифу. Эта конструкция постоянно испытывает серьёзную нагрузку, так что отверстие должно идеально подходить к пуговке. В противном случае обечайка может треснуть, превратив скрипку в бесполезный кусок дерева.

Гриф

На передней части корпуса приклеена шейка скрипки, под которой находится рука музыканта во время игры. На шейку крепится гриф — округлая поверхность из твёрдого дерева или пластика, к которой прижимаются струны. Его форма продумана так, чтобы струны не мешали друг другу при игре. В этом деле ему помогает подставка, приподнимающая струны над грифом. На подставке делаются прорези для струн, которые можно сделать самостоятельно, на свой вкус, так как новые подставки продаются без прорезей.

Также бороздки для струн присутствуют на верхнем порожке. Он находится в самом конце грифа и отделяет струны друг от друга перед тем, как они попадают в колковую коробку. В ней находятся колки, служащие основным инструментом Они просто вставлены в деревянные отверстия и ничем не закреплены. Благодаря этому музыкант может отрегулировать ход колков под свои нужды. Можно сделать их тугими и неподатливыми, слегка надавив во время настройки. Или наоборот, вынуть колки, чтобы они легче двигались, но хуже держали строй.

Струны

Что такое скрипка без струн? Красивый, но бесполезный кусок дерева, который годится разве что на то, чтобы забивать им гвозди. Струны — очень важная часть инструмента, так как от них во многом зависит его звучание. Особо важна роль материала, из которого сделана эта маленькая, но значимая часть скрипки. Как и всё в нашем мире, струны развиваются и вбирают в себя лучшие дары техногенной эпохи. Однако их изначальный материал трудно назвать высокотехнологичным.

Как ни странно, но овечьи кишки — то, чему обязана своим нежным звучанием древняя музыкальная скрипка. Их высушивали, обрабатывали и плотно скручивали, чтобы впоследствии получить струну. Мастерам удавалось долгое время держать в тайне материал, используемый в производстве струн. Изделия из овечьих кишок давали очень мягкий звук, но быстро изнашивались и требовали частой настройки. Сегодня также можно найти подобные струны, но куда большей популярностью пользуются современные материалы.

Современные струны

Сегодня овечьи кишки - в полном распоряжении своих владельцев, так как жильные струны используются достаточно редко. Им на смену пришли высокотехнологичные металлические и синтетические изделия. Синтетические струны по звучанию близки к своим жильным предшественникам. Они также имеют довольно мягкий и тёплый звук, но лишены тех недостатков, которыми обладают их натуральные "коллеги".

Ещё один вид струн — стальные, которые выполняются из всевозможных цветных и драгоценных металлов, но чаще всего из их сплавов. Они звучат ярко и звонко, но теряют в мягкости и глубине. Такие струны подходят для многих классических произведений, в которых требуется чистота и яркость звучания. Также они долго держат строй и достаточно долговечны.

Скрипка. Долгий путь

За долгие годы своего существования скрипка стала популярна на всей планете. Особенно прославила этот чудесный инструмент классическая музыка. Скрипка может скрасить любое произведение, многие композиторы отдавали ей ведущую роль в своих шедеврах. Всем знакомы бессмертные или Вивальди, в которых много внимания уделялось этому шикарному инструменту. Но со временем скрипка стала пережитком прошлого, уделом узкого круга ценителей или музыкантов. Электронное звучание вытеснило этот инструмент из популярной музыки. Плавные струящиеся звуки ушли, уступив место бодрому и примитивному биту.

Свежие ноты для скрипки обычно писались лишь для сопровождения фильмов, новые песни для этого инструмента появлялись только у фольклорных исполнителей, но звучание их было довольно однообразно. К счастью, в последние годы появилось много коллективов, исполняющих современную музыку с участием скрипки. Публика устала от однообразных любовных завываний очередной поп-звезды, открыв своё сердце для глубокой инструментальной музыки.

Скрипка-лиса

Забавная история поместила скрипку в песню известного музыканта — Игоря Саруханова. Однажды он написал композицию, которую планировал назвать «Скрип колеса». Однако произведение оказалось очень образным и туманным. Поэтому автор решил назвать его созвучными словами, что должно было подчеркнуть атмосферу песни. До сих пор в интернете ведутся ожесточённые баталии по поводу названия этой композиции. Но что же на этот счёт говорит автор песни — Игорь Саруханов? Скрипка-лиса — настоящее название песни, как утверждает музыкант. Ирония это или же интересная задумка, построенная на игре слов, знает лишь сам находчивый исполнитель.

Стоит ли учиться играть на скрипке?

Уверен, многие желают освоить этот замечательный инструмент, но забрасывают эту идею, так и не начав воплощать её в жизнь. Почему-то считается, что обучение игре на скрипке — очень трудный процесс. Ведь на ней нет ладов, да ещё и этот смычок, который должен стать продолжением руки. Безусловно, проще начать обучение музыки с гитары или фортепиано, но освоение искусства игры на скрипке сложнее лишь поначалу. Зато потом, когда базовые навыки будут прочно усвоены, процесс обучения становится примерно таким же, как и на любом другом инструменте. Скрипка хорошо развивает слух, так как на ней нет ладов. Это станет хорошим подспорьем в дальнейших занятиях музыкой.

Если вы уже знаете, что такое скрипка, и твёрдо решили освоить этот инструмент, то важно знать, что они бывают разных размеров. Для детей подбираются небольшие модели — 3/4 или 2/4. Для взрослого человека необходима стандартная скрипка — 4/4. Естественно, начинать занятия нужно под присмотром опытного наставника, так как самостоятельно научиться очень тяжело. Для тех же, кто желает попытать счастья в самостоятельном освоении этого инструмента, создано множество учебников на любой вкус.

Уникальный музыкальный инструмент

Сегодня вы узнали, что такое скрипка. Оказывается, она не является архаичным пережитком прошлого, на котором можно исполнять лишь классику. Скрипачей становится всё больше, многие группы начали использовать этот инструмент в своём творчестве. Скрипка встречается во многих литературных произведениях, особенно детских. Например, «Фенина скрипка» Кузнецова, любимая многими детьми и даже их родителями. Хороший скрипач может играть в любом музыкальном жанре, от тяжёлого металла до поп-музыки. Можно смело сказать, что скрипка будет существовать до тех пор, пока есть музыка.

Принято считать, что первый струнно-смычковый инструмент изобрел индийский (по другой версии – цейлонский) царь Равана, живший примерно пять тысяч лет назад. Вероятно, поэтому дальний предок скрипки назывался раванастрон. Он состоял из пустого цилиндра, сделанного из тутового дерева, одна сторона которого была обтянута кожей широкочешуйчатого водного удава. Струны делались из кишок газели, а смычок, изогнутый дугой, – из бамбукового дерева. Раванастрон сохранился и до настоящего времени у странствующих буддийских монахов.

На профессиональной сцене скрипка появилась в конце XV в., а ее «изобретателем» был итальянец из Болоньи Гаспар Дуифопруггар. Самая древняя скрипка, изготовленная им в 1510 г. для короля Франца I, хранится в Нидергейском собрании в Аахене (Голландия). Своим теперешним видом и, конечно, звучанием скрипка обязана скрипичных дел мастерам итальянцам Амати, Страдивари и Гварнери. Высоко ценятся также скрипки мастера Маджини. Их скрипки, сделанные из хорошо высушенных и покрытых лаком пластинок клена и ели, запели красивее самых прекрасных голосов. На инструментах, изготовленных этими мастерами, и поныне играют лучшие скрипачи мира. Страдивари сконструировал до сих пор непревзойденную скрипку, имеющую богатейший тембр и исключительную «дальнобойность» – способность наполнять звуком огромные залы. Она имела внутри корпуса изломы и неровности, благодаря чему звук обогащался за счет появления большого количества высоких обертонов.

Скрипка – самый высокий по тембру инструмент смычкового семейства. Она состоит из двух основных частей – корпуса и грифа, между которыми натянуты четыре стальные струны. Главное достоинство скрипки – певучесть тембра. На ней можно исполнять как лирические мелодии, так и ослепительные быстрые пассажи. Скрипка – самый распространенный солирующий инструмент в оркестре.

Сильно расширил возможности скрипки итальянский виртуоз и композитор Никколо Паганини. Впоследствии появилось много других скрипачей, но никто не смог превзойти его. Замечательные произведения для скрипки создали Вивальди, Бах, Моцарт, Бетховен, Брамс, Чайковский и др.

Выдающимся русским скрипачом считается Ойстрах, или, как его называли, «царь Давид».

Существует инструмент, внешне очень похожий на скрипку, но немного большего размера. Это альт.

ЗАГАДКА

В лесу вырезана, гладко вытесана,

Поет-заливается, как называется?

Скри́пка - смычковый струнный музыкальный инструмент высокого регистра. Имеет народное происхождение, современный вид приобрела в XVI веке, получила широкое распространение в XVII веке. Имеет четыре струны, настроенные по квинтам: g, d1,a1,e² (соль малой октавы, ре, ля первой октавы, ми второй октавы), диапазон от g (соль малой октавы) до a4 (ля четвёртой октавы) и выше. Тембр скрипки густой в низком регистре, мягкий в среднем и блестящий в верхнем.

Происхождение и история.

Прародителями скрипки были арабский ребаб, испанская фи́дель , британская кротта , слияние которых и образовало виолу. Формы скрипки установились к XVI веку; к этому веку и началу XVII относятся известные изготовители скрипок - семейство Амати. Их инструменты отличаются прекрасной формой и превосходным материалом. Вообще Италия славилась производством скрипок, среди которых скрипки Страдивари и Гварнери в настоящее время ценятся чрезвычайно высоко.

Скрипка является сольным инструментом с XVII в. Первыми произведениями для скрипки считаются: «Romanesca per violino solo е basso» Марини из Брешии (1620) и «Capriccio stravagante» его современника Фарина. Основателем художественной игры на скрипке считается Арканджело Корелли; затем следуют Торелли, Тартини, Пьетро Локателли(1693-1764), ученик Корелли, развивший бравурную технику скрипичной игры.


Строение скрипки.

Скрипка состоит из двух основных частей: корпуса и грифа, между которыми натянуты струны.

Корпус.

Корпус скрипки имеет овальную форму с округлыми выемками по бокам, образующими «талию». Округлость внешних контуров и линий «талии» обеспечивает удобство игры, в частности в высоких регистрах. Нижняя и верхняя плоскости корпуса - деки - соединены друг с другом полосками дерева -обечайками. Они имеют выпуклую форму, образуя «своды». Геометрия сводов, а также их толщина, её распределение в той или иной степени определяют силу и тембр звука. Внутрь корпуса вставляется душка, сообщающая вибрации крышки днищу. Без этой маленькой детали тембр скрипки теряет живость и полноту.


На силу и тембр звука скрипки оказывает большое влияние материал, из которого она изготовлена, и состав лака. При пропитке скрипки лаком он изменяет плотность исходного дерева. Степень влияния пропитки на звучание скрипки неизвестна, так как зависит в основном от структуры и особенностей самого дерева. После высыхания лак предохраняет скрипку от значительных изменений плотности дерева под влиянием окружающей среды. Лак окрашивает скрипку прозрачным цветом от светло-золотистого до тёмно-красного или коричневого.

Нижняя дека или «днище» корпуса делается из клёна, из двух симметричных половинок.

Верхняя дека или «крышка» делается из ели. Имеет два резонаторных отверстия - эфы (по форме они напоминают латинскую букву f). В середине верхней деки расположена подставка, над которой проходят струны, закреплённые на струнодержателе (подгрифнике).

Обечайки соединяют нижнюю и верхнюю деку, образуя боковую поверхность скрипки. Их высота определяет объём и высоту скрипки, принципиально влияя на тембр звука: чем выше обечайки, тем звук глуше и мягче, чем ниже - тем пронзительнее звучание скрипки. Обечайки изготавливаются, как и днище, из клёна.

Душка - круглая еловая распорка, передающая вибрации деки днищу. Идеальное её расположение находится экспериментально, на что мастером иногда тратятся многие часы работы

Подгрифник , или струнодержатель , служит для крепления струн. Изготавливается из твёрдой породы чёрного или красного дерева (обычно эбенового дерева или палисандра соответственно). С одной стороны у подгрифка имеется петля, с другой - четыре отверстия со шлицами для крепления струн. Принцип крепления прост: конец струны с пуговкой продевается в круглое отверстие, после чего натяжением струны в сторону грифа она вжимается в шлиц.

Петля - петля из толстой кишечной струны или пластика. Более предпочтительна пластиковая петля, так как она имеет регулятор длины петли. При замене жильной петли большего диаметра чем 2,2 мм на синтетическую (диаметр 2,2 мм) необходимо вклинить клин и заново просверлить отверстие диаметром 2,2, иначе точечное давление синтетической струны может повредить деревянный подгрифок.

Пуговка - шляпка деревянного колка, вставляемого в отверстие в корпусе, находящееся с противоположной грифу стороны, служит для крепления петли подгрифка. Клин вставляется в коническое отверстие, соответствующее ему по размерам и форме, полностью и плотно, иначе возможно растрескивание клока и деки. Нагрузка на пуговку очень высока, порядка 24 кг.

Подставка влияет на тембр инструмента. Экспериментально установлено, что даже небольшой сдвиг подставки приводит к значительному изменению тембра (при сдвиге к подгрифку - звук глуше, от него - более пронзителен). Подставка приподнимает струны над верхней декой на разном расстоянии для игры на каждой из них смычком, распределяет их на большем расстоянии друг от друга на плоскости, чем верхний порожек. Углубления для струн в подставке натирают графитовой смазкой, в составе которой используется масло для размягчения дерева.

Гриф.

Гриф скрипки - длинный брусок из цельного твёрдого дерева (чёрного эбенового дерева или палисандра). Со временем поверхность грифа или стирается или становится неровной. Нижняя часть грифа приклеена к шейке, которая переходит в головку, состоящую из колковой коробки и завитка.

Верхний порожек - пластинка из чёрного дерева, расположенная между грифом и головкой, с прорезями для струн. Углубления в порожке натирают графитовой смазкой или графитом (графитовым карандашом) для уменьшения трения о струны и продления срока их службы. Отверстия в порожке распределяют струны на равном расстоянии друг от друга.

Шейка - полукруглая деталь, которую охватывает рукой исполнитель во время игры. К шейке сверху крепится гриф и верхний порожек.

Колковая коробка - часть шейки, в которой фронтально сделана прорезь, с двух сторон вставлены две пары колков, с помощью которых производится настройка струн. Колки представляют из себя конусные клинья. Клин вставляется в конусное отверстие в колковой коробке. Они обязательно должны подходить друг другу, не вдавливаться без вращения в коробку, быть вставлены полностью в коробку - невыполнение этого условия может привести к разрушению конструкции. Для более тугого или плавного вращения колки при вращении соответственно немного вдавливаются или вытягиваются из коробки, а для плавного вращения должны быть смазаны притирочной пастой (или мелом и мылом). Колки не должны сильно выступать из колковой коробки, и обязательно должны входить в конусное отверстие. Колки обычно делаются из черного дерева и часто украшаются перламутровой или металлической (серебряной, золотой) инкрустацией.

Завиток всегда служил чем-то вроде фирменного клейма - свидетельства о вкусе и мастерстве создателя. Изначально завиток скорее напоминал женскую ступню в туфельке, со временем схожесть становилась всё меньше - узнаваема только „пятка“, „носок“ изменился до неузнаваемости. Некоторые мастера заменяли завиток скульптурой - резной головой льва, например, как это делал Джованни Паоло Маджини (1580-1632). Мастера XIX века, удлиняя гриф старинных скрипок, стремились сохранить головку и завиток как привилегированное «свидетельство о рождении»

Струны.

Струны проходят от подгрифка через подставку, над поверхностью грифа и через верхний порожек к колкам, на которые наматываются в головке.


В скрипке четыре струны:

первая («квинта») - верхняя, настроена на ми второй октавы . Металлическая сплошная струна «ми» имеет звонкий, блестящий тембр.

вторая - настроена на ля первой октав ы. Жильная (кишечная или из специального сплава) сплошная «ля» имеет мягкий, матовый тембр.

третья - настроена на ре первой октавы . Жильная (кишечная или из искусственного волокна) «ре», обвитая алюминиевой канителью имеет мягкий, матовый тембр.

четвёртая («басок») - нижняя, настроена на соль малой октавы . Жильная (кишечная или из искусственного волокна) «соль», обвитая серебряной канителью, суровый и густой тембр.

Аксессуары и принадлежности.

Смычок - Деревянная трость, переходящая в головку с одной стороны, с другой прикрепляется колодка. Между головкой и колодкой натягивается волос конского хвоста (искусственного или натурального). Конский волос, особенно толстый, имеет большие чешуйки, между которыми находится натирочная канифоль, что благоприятно сказывается на звуке.

Подбородник. Предназначен для удобства игры музыканта. Боковое, серединное и их промежуточные расположение выбирается из эргономических предпочтений скрипача.

Мостик. Предназначен также для удобства игры музыканта. Крепится к задней стороне скрипки и предназначен для установки на плечо музыканта. Представляет из себя подставку (прямую или выгнутую, твёрдую или обшитую мягкой тканью, деревянную, металлическую или карбоновую), и крепления с каждой стороны. В металлическую конструкцию часто прячут необходимую электронику, например, усилитель микрофона. Основными марками современный мостиков являются WOLF, KUN и др.


Звукоснимательные устройства. Требуются для того, чтобы преобразовывать звуковые колебания скрипки в электрические импульсы (для записи или для усиления звука скрипки с помощью специальных устройств).

Если на скрипке звук со звукоснимательных устройств, выполняющих дополнительную функцию (усиление звука или другое), незначителен по отношению к звуку, создаваемого элементами конструкции (телом, душкой и т. п.), то скрипка является акустической .

Если оба вносят важный вклад в формирование звука, то это - полуакустическая скрипка.

Если элементы конструкции не оказывают большого влияния на звук, то это электроскрипка .

Кейс (или футляр) для скрипки и смычка, а также всевозможных аксессуаров.

Сурдина представляет собой небольшой деревянный или резиновый «гребешок» с двумя-тремя «зубцами». Она надевается сверху на подставку и уменьшает ее вибрацию, благодаря чему звук становится приглушенным и очень мягким. Сурдину обычно применяют при исполнении пьес интимного, лирического характера. Чаще всего сурдина применяется в оркестровой и ансамблевой музыке.

«Глушилка» - это тяжелая резиновая или металлическая сурдина, применяемая для домашних занятий, а так же для занятий в местах, не терпящих шума. При использовании глушилки, инструмент практически перестает звучать и издает еле различимые звуковысотные тона, достаточные для восприятия и контроля исполнителем.

Машинка - металлическое устройство, состоящее из винта, вставляемого в отверстия подгрифка, и крючка, служащего для крепления струны, располагающегося с другой стороны. Машинка позволяет произвести более тонкую подстройку, что наиболее критично для монометаллических струн, которые имеют малое растяжение. Для каждого размера скрипки предназначен определённый размер машинки, существуют также универсальные. Обычно имеют чёрное, позолоченное, никелированное или хромированное покрытие, а также их комбинацию. Имеются модели специально для жильных струн, для струны «ми». Обучаться и играть на инструменте можно и без машинок: в таком случае струна вставляется напрямую в отверстие подгрифка. Возможна установка машинок не на все струны для облегчения веса подгрифка. Обычно в таком случае машинка ставится на первую струну.

Запись.

Партия скрипки пишется в скрипичном ключе. Стандартный диапазон скрипки - от соль малой октавы до до четвёртой октавы. Более высокие звуки трудны для исполнения и применяются, как правило, только в сольной виртуозной литературе, но не в оркестровых партиях.

Постановка рук.

Струны прижимаются четырьмя пальцами левой руки к грифу (большой палец исключён). По струнам водят смычком, находящимся в правой руке играющего.

От прижима пальцем длина колеблющейся области струны уменьшается, за счет чего повышается частота, то есть получается более высокий звук. Струны, не прижатые пальцем, называются открытыми и обозначаются при указании аппликатуры нулём.

От касания струны почти без нажима в определенных местах получаются флажолеты. Некоторые флажолетные звуки по своей высоте идут дальше стандартного диапазона скрипки.

Расположение прикладывания пальцев левой руки называется аппликатурой (от слова аппликата). Указательный палец руки называется первым, средний - вторым, безымянный - третьим, мизинец - четвёртым. Позицией называется аппликатура четырёх соседних пальцев, отстоящих один от другого на тон или полутон. На каждой струне можно иметь семь и более позиций. Чем выше позиция, тем сложнее в ней чисто играть. На каждой струне, исключая квинты, идут преимущественно только до пятой позиции включительно; но на квинте или первой струне, а иногда и на второй, пользуются более высокими позициями - вплоть до двенадцатой.

Существует как минимум три способа держания смычка:

Старый («немецкий») способ, при котором указательный палец касается трости смычка своей нижней поверхностью, приблизительно против сгиба между ногтевой фалангой и средней; пальцы тесно сомкнуты; большой палец находится напротив среднего; волос смычка натянут умеренно.

Новый («франко-бельгийский») способ, при котором указательный палец касается трости под углом концом своей средней фаланги; между указательным и средним пальцами большой промежуток; большой палец находится напротив среднего; сильно натянутый волос смычка; наклонное положение трости.

Новейший («русский») способ, при котором указательный палец касается трости сбоку сгибом между средней фалангой и пястной; глубоко охватывая серединой ногтевой фаланги трость и образуя с ней острый угол, он как бы направляет ведение смычка; между указательным и средним пальцами большой промежуток; большой палец находится напротив среднего; слабо натянутый волос смычка; прямое (не наклонное) положение трости. Такой способ держания смычка является наиболее целесообразным для достижения наилучших звуковых результатов при наименьшей затрате энергии.

Ведение смычка имеет большое влияние на характер, силу, тембр звука, и вообще на фразировку. На скрипке в норме можно брать одновременно на соседних струнах две ноты (двойные ноты), в исключительных случаях - три (требуется сильное давление смычка), а не одновременно, но очень быстро - три (тройные ноты) и четыре. Такие сочетания, преимущественно гармонические, легче исполнять на открытых струнах, и используются как правило в сольных произведениях.


Позиция левой руки.

«Открытые струны» - пальцы левой руки не зажимают струны, то есть скрипка извлекает четыре ноты разделённые квинтами: g, d1,a1,e² (соль малой октавы, ре, ля первой октавы, ми второй октавы).

Первая позиция - пальцы левой руки, кроме большого, могут зажимать струну в четырёх местах, отделённые между собой и от открытой струны диатоническим тоном. В совокупности с открытыми струнами образуют 20-ти тонный ряд звуков от ноты Соль малой октавы до Си второй октавы.

Первая позиция.

Большой палец направлен на играющего, образуя «полочку», на которой лежит гриф скрипки - выполняет только поддерживающую функцию. Другие пальцы левой руки располагаются сверху, нажимая на струны, не удерживая гриф. Левая рука имеет всего семнадцать «основных» позиций, которые основываются на следующем:

Пальцы расположены на позиции соответствующей белым клавишам фортепиано;

Пальцы не передвигаются вдоль грифа;

Расстояние между соседними пальцами одной струны является тон или полутон;

Расстояние между пятым и вторым (крайними рабочими) пальцем следующей струны один тон.

Основные приёмы:

Detaché - каждая нота извлекается отдельным движением смычка, путём изменения его направления;

Martelé - штрих, выполняемый толчком смычка, при котором протяженность самого звучания значительно короче периода затухания звучности;

Staccato вниз и вверх смычком - движение смычка с остановкой;

Staccato volant - разновидность стаккато. При игре смычок подскакивает, отрываясь от струн;

Spiccato - отскакивающий штрих, очень лёгкое staccato;

Ricochet-saltato - штрих, выполняемый ударами волоса поднятого смычка по струне, как правило исполняется непрерывной группой;

Tremolo - многократное быстрое повторение одного звука либо быстрое чередование двух не соседних звуков, двух созвучий (интервалов, аккордов), отдельного звука и созвучия.

Legato - связное исполнение звуков, при котором имеет место плавный переход одного звука в другой, пауза между звуками отсутствует.

Col legno - удар древком смычка по струне. Вызывает стучащий, мертвенный звук, который так же с большим успехом применяется композиторами в симфонической музыке.

Кроме игры смычком, пользуются задеванием струн одним из пальцев правой руки (пиццикато ). Также имеет место и пиццикато левой рукой, которое применяется в основном в сольной литературе.

Также существует специальный способ выделения обертона из состава тембра звучащей струны - флажолет. Исполняется путём частичного прижатия струны в точке деления её длины на 2 (высота звучания струны повышается на октаву), на 4 (две октавы) и т. п.

Известные исполнители.

XVII век

Арканджело Корелли (1653-1713) - итальянский скрипач и композитор, считающийся создателем художественной игры на скрипке.

Антонио Вивальди (1678-1741) - венецианский композитор, скрипач, педагог, дирижёр. Одно из самых известных произведений - цикл из 4 скрипичных концертов «Времена года».

Джузеппе Тартини (1692-1770) - итальянский скрипач и композитор. Усовершенствовал конструкцию cмычка, удлинив его, и выработал основные приёмы ведения смычка, признанные всеми современными ему скрипачами Италии, Франции и вошедшие во всеобщее употребление.

XVIII век

Иван Хандошкин (1747-1804) - русский скрипач-виртуоз, композитор и педагог. Основоположник русской скрипичной школы. Первый в России виртуоз игры на скрипке. При жизни пользовался популярностью в широких кругах российского общества.

Джованни Баттиста Виотти (1753-1824) - известный итальянский скрипач поколения, которое предшествовало Никколо Паганини. Кроме десяти концертов для фортепиано, все произведения Виотти написаны для струнных инструментов, наиболее важными из которых являются 29 концертов для скрипки.

XIX век

Никколо Паганини (1782-1840) - итальянский скрипач и гитарист-виртуоз, композитор. Одна из наиболее ярких личностей музыкальной истории XVIII-XIX веков. Признанный гений мирового музыкального искусства.

Анри Вьетан (1820-1881) - бельгийский скрипач и композитор, один из основателей национальной скрипичной школы. Вьётан - автор многочисленных сочинений для скрипки, до сих пор пользующихся большой популярностью: семи концертов с оркестром, ряд фантазий, вариаций, концертных этюдов и др.

Леопольд Ауэр (1845-1930) - венгерский, российский скрипач, педагог, дирижёр и композитор. Является основателем так называемой русской скрипичной школы.

Эжен Изаи (1858-1931) - бельгийский скрипач, дирижер и композитор. Написал 6 скрипичных концертов, вариации на тему Паганини и другие.

XX век

Яша Хейфец (1901-1987) - американский скрипач еврейского происхождения. Считается одним из величайших скрипачей XX века.

Давид Ойстрах (1908-1974) - советский скрипач, альтист, дирижёр и педагог, профессор Московской консерватории, народный артист СССР.

Иегуди Мену́хин (1916-1999) - американский скрипач и дирижёр. Оставил также след в филателии, в его честь названа одна из филателистических премий.

XXI век

Ванесса Мэй (27 октября 1978) - всемирно известная скрипачка, композитор. Известна в основном благодаря техно-обработкам классических композиций. Стиль исполнения: «техно-акустический сплав»

Известные скрипичные произведения.

Й. С. Бах. 3 сонаты и 3 партиты для скрипки соло