Государство

Сценарий спектакля по произведению И.С. Тургенева "Ася"

Вчера была на спектакле "Отцы и дети". Понравилось абсолютно все: игра актеров, которые даже не играют, а проживают жизни своих героев, декорации, была передана атмосфера того времени. Смотрелось на одном дыхании. В зале было много школьников, удачи им на экзамене.

Наталья Башкатова, 46 лет, 27 апреля 2019

«Отцы и дети» - прекрасный спектакль! Я в полном восторге! Три часа пролетели мгновенно, а в конце спектакля я расплакалась. Игра актёров, декорации, костюмы, музыкальное оформление, свет и сама постановка - всё потрясающе и очень органично! Большое спасибо режиссеру и актёрам за такое чудо. Словами не описать, это нужно видеть. А как переданы образы родителей Базарова и Кирсанова, их безмерная любовь к своим сыновьям! В 16 лет я была влюблена в Базарова, теперь-то, спустя 30 лет, понимаю почему. Спасибо г-ну Коротаеву, вот именно таким Базаровым я была увлечена. Ходила с дочкой 13 лет, она смотрела не отрываясь. Ей очень понравились Фенечка и Арина Власьевна. Спектакль «Отцы и дети» МХАТ им.Горького категорически рекомендую. Обязательно приходите сами и приводите детей!

Валентина, 60 лет, 10 марта 2019

Я люблю ваш театр. За лучший в Москве репертуар, за тонкое понимание классики, за всегда прекрасное музыкальное оформление спектаклей. И вот премьера!- "Отцы и дети"! В год 200летия великого писателя. Спасибо МХАТ за еще один замечательный спектакль!

Ольга 46 лет

Я посещаю МХАТ довольно давно, но спектакль "Отцы и дети", который посмотрела 31 января, считаю одним из лучших. Атмосфера на сцене абсолютно тургеневская, забываешь о том, что живешь в 21 веке и как-будто на машине времени окунаешься в век 19. Спасибо режиссеру-постановщику за такое совершенство и любовь к Тургеневу. Актеры на сцене были единым ансамблем, а лучшего Базарова в исполнении Коротаева я не встречала. Это было идеально. Очень талантливо, художественно и достоверно. Получила необыкновенное удовольствие от спектакля и желание вновь прийти снова. И еще... очень хотелось бы когда-нибудь увидеть на сцене МХАТа "Завтрак у предводителя" по Тургеневу.

Анна, 26 лет

Выражаю огромную благодарность театру за постановку этого гениального творения Ивана Сергеевича Тургенева! Не верила, что так талантливо и так здорово можно передать самую суть произведения на театральной сцене! Я ошибалась – спектакль просто превзошел все мои ожидания. Это гениально, и точка. Некоторые сцены пробирали просто до мурашек, настолько отчетливо я узнавала в них себя, "детей" и "отцов" со стороны... Становилось стыдно за какие-то поступки по отношению к старшему поколению. В конце на глазах выступили слезы... Не ожидала от себя такого. Отдельная благодарность актеру Николаю Коротаеву – его Базаров безупречен!

Мила, 34 года

Сегодня я посетила премьеру постановки "Отцы и дети". Я очень редко пишу отзывы, но сейчас не смогла сдержаться. Спектакль замечательный, актеры играли потрясающе, но отзыв не об этом. Меня очень тронула игра Андрея Вячеславовича Зайкова, который исполнил роль отца Базарова. Сказать, что я восхищена – это ничего не сказать. Я просто не могу подобрать слова, которые бы описали мое восхищение. Это было настолько точно, тонко и пронзительно... Браво, Маэстро! Я еще раз обязательно приду в ваш театр, и обязательно на спектакли с Андреем Вячеславовичем. Спасибо вам за такие эмоции.

Елена

Вчера ребенок ходил с классом на спектакль "Отцы и дети". Мало того, что удивительное единодушие среди современных подростков – все просто супер! – там еще идеально передана атмосфера, декорации, костюмы, в общем полное погружение в 60 годы XIX века. Вечная тема, классическое произведение, которую современный отечественный театр не только не испортил, но и сохранил и превзошел в плане эмоциональной подачи. Я давно не видела такого, в хорошем смысле слова, шокирующего влияния произведения на своего "умудренного" подростка и ее ровесников. Очень рада за МХАТ и детей, которые посмотрят этот спектакль. Вы просто молодцы!

Мария К., 1 октября 2018

Мы были с сыном десятиклассником, и таких ребят было много! Они как раз проходят это произведение в школе. Спектакль отличный: актеры, костюмы, декорации!!! Спасибо!

Кристина, 30 сентября 2018

Хотела рассказать про спектакль «Отцы и дети»! Между прочим, премьера! Но лучше сходите и прочувствуйте все сами. Игра актеров, декорации, музыкальное сопровождение, свет!.. Восторг! Постановка, ну очень атмосферная! И если вы найдете время и попадете на этот спектакль, точно не пожалеете.

Татьяна Ц., 30 сентября 2018

Спектакль «Отцы и дети» И.С. Тургенева заставил философски задуматься. Главная тема – конфликт мировоззрений – сегодня так же актуальна. Базаров является представителем поколения Y, отцы – поколения X. Что говорит Y: «Недостаток честных. Чиновники берут взятки. Уважать себя и не покоряться. Кто злится на свою боль, тот непременно ее победит». X отвечает: «Человек без принципов – безнравственный пустой человек». Вечное противостояние иллюзий и реальности.

29 сентября 2018

Браво МХАТ! Низкий поклон за классику и традиции! Не нафталин, а чистый восторг и упоение!

Галина, 39 лет

Благодарю МХАТ им. М. Горького, актеров, постановщиков за великолепный спектакль "Отцы и дети". Спасибо, что есть таки постановки от души и для души.

Мария

Продолжаем театральный сезон... Спектакль замечательный. С отличными декорациями, костюмами, продуманными образами. А какой получился Базаров! Яркий, с горящими глазами, с сильным голосом. Такой вполне может повести за собой, став главным пассионарием целого народа. Этот же актер 1,5 недели назад был для нас Михелем Голландцем в «Сокровищах Петера». На самом деле, ставить спектакль по этой книге – задача непосильная. Ведь сюжет отступает на второй план, предлагая задуматься над вечными вопросами об отношении поколений, о любви, дружбе, смерти. А значит, большая часть времени уходит на разговоры. Но МХАТ им. М. Горького виртуозно выходит из положения, вращая круг сцены и предлагая нам картину из трех домов: братьев Кирсановых, Одинцовой и родителей Базарова. А самое главное – премьера только сегодня вечером, получается, мы неожиданно стали первыми зрителями. Спасибо театру за этот вечер!..

Полина

Вчера ходили в МХАТ им. М. Горького на новую постановку старой доброй классики «Отцы и дети». Ушла я со слезами на глазах, и хотелось смотреть и смотреть дальше. Это просто великолепно. Тургенева я читала однажды в школе, и конечно это было иное восприятие и понимание, слишком много там глубинных смыслов, еще неведомых ребенку, но посмотрев спустя столько лет после прочтения во взрослом возрасте, я вспомнила сразу же и Базарова, и чудную Фенечку, и Кирсановых, и Базаровых. Декорации, прекрасные костюмы, свет, талантище актеров так точно воспроизвели написанное автором! Просто великолепно!!! Всем рекомендую!!! Особо шикарен, конечно, Евгений Базаров, сыгранный Коротаевым, бесподобно! Браво!

Екатерина С.

Премьерный спектакль "Отцы и дети"! Постановка, актеры, декорации, музыка, атмосфера – идеально! Николай Коротаев (Базаров) – огонь!!!

Арина

Премьерный спектакль «Отцы и дети» в МХАТ им. М. Горького. Первое знакомство с этим театром. Обязательно в него вернусь, и не раз! Спасибо актерам за подаренные эмоции.

Александра Б.

В МХАТ им. М. Горького нам довелось посмотреть премьерный спектакль «Отцы и дети»… Такие эмоции! Такие мысли! Собственная никчемность, не востребованность отходит на самый задний план, стоит лишь взглянуть в любящие глаза родителей! Ты – их мир! Их жажда, их трепет, их боль... Игра актеров, представляющих старшее поколение, она... «дорогая», очень так «по-МХАТовски». Декорации музейные, меняющиеся, запах дерева и табака... Костюмы! Браво художнику по костюмам! Да здравствует классика!..

Елена Радужная

Здравствуйте все, кто любит театр так, как люблю его я! Очень хочется написать добрые слова в адрес режиссера и актеров, подаривших столько положительных эмоций после просмотра пьесы Тургенева "Отцы и дети". Рада, что пригласила с собой своих друзей именно на этот спектакль. Тема, которую мы знаем из школьной программы, была подана так органично, душевно, а главное – современно, что она воспринималась свежо и интересно. Игра актеров подкупает, декорации и костюмы восхищают, подбор музыки изумляет. Кто-то из великих сказал, что на сцене лучше недо…, чем пере... Здесь же все было в меру! Культура подачи и изысканный вкус в каждой детали! Удивляла даже игра света, которая как-то по особенному влияла на восприятие диалогов. Во всем продуманность и высочайший профессионализм! За такой достойный труд хочется сказать всей творческой команде ОГРОМНОЕ СПАСИБО! Навсегда остаемся вашими благодарными зрителями и искренними поклонниками.

Вера, 64 года

Отличный премьерный спектакль "Отцы и дети ". Новое прочтение романа Тургенева. После премьеры специально перечитала "Российскую историческую мозаику", где дано описание чинов, титулов и званий Российской империи. И еще раз убедилась в ошибочности трактовки образа Базарова как представителя разночинцев. Базаров - сын штаб-лекаря, а это гражданский чин военного ведомства 8 класса, следовательно, отец Базарова стал потомственным дворянином и женат он был на дворянке. Аристократ Кирсанов мог вызвать на дуэль только дворянина. Всем здоровья и успехов в жизни.

Игорь Валентинович Тимошин, 48 лет

После премьеры спектакля «Отцы и дети» мы с супругой полны впечатлений, и я спешу поблагодарить театр за подаренную нам радость! Спектакль замечательный! Восторг и восхищение вызывают артисты, каждый из них!.. Сыграно трогательно, изумительно!!! Актеры заставили сострадать, сопереживать все происходящее в пьесе. И это было прекрасно! Прошу передать всем им слова нашей зрительской благодарности и огромной симпатии. Не могу не сказать о Николае Коротаеве, блестяще сыгравшем роль Базарова. Стало понятно, что перед нами действительно очень сильный актер, а ведь он только в прошлом году закончил театральный вуз!.. Как же изумительно он сыграл Базарова! Весь спектакль, как на одном дыхании. А его монолог в финале! Вот это было уже абсолютно восхитительно!.. Браво и спасибо талантливому режиссеру-постановщику Александру Ивановичу Дмитриеву! Браво ответственному за костюмы, они все прекрасны! Видно, сколько труда и таланта вложено в этот спектакль. Что ж, браво! Браво! Браво!

К 198-й годовщине со дня рождения И.С. Тургенева столичный музей подготовил экспозицию о театральной и экранной жизни произведений писателя-орловца с мировым именем.

Москва, ул. Арбат, 55/32.

Составить представления о «тургеневских» постановках русского театра и кино за последние сто лет позволяют материалы трёх музеев - Музея И.С. Тургенева (филиал Государственного музея А.С. Пушкина), Музея МХАТа, Театрального музея им. Бахрушина, а также из собраний более десятка ведущих театров Москвы, Санкт-Петербурга, Орла и частных коллекций.

Зато представим фотографии «орловского» зала экспозиции.

Когда-то в Орле проходил такой фестиваль.

Народный артист России Пётр Воробьёв примерил на себя почти все тургеневские образы.

Афиши к спектаклям «Месяц в деревне», 1952 г. и «Новь», 1956 г.

Афиша к спектаклю «Дым» (1990 г., показ в Москве).

Плакат к премьере спектакля «Последний колдун» (1993 г.).

Афиша к спектаклю «Нахлебник» (показ в Баден-Бадене).

Афиша на французском языке к спектаклям «Провинциалка» и «Последний колдун».

Бутафорская герань из спектакля «Любви прекрасная звезда».

Бутафорская шкатулка из постановки «Последний колдун».

Фотографии об истории орловской сцены.

А теперь о том, чем удивляли столичные сценические подмостки.


Государственный академический Малый театр демонстрирует публике эскизы костюмов героев «Нахлебника» и «Завтрака у предводителя». Год - 1924-й. Художник Д.Н. Кардовский.

Афиша спектакля «Элегия» (1975 г., Российский государственный академический театр драмы им. А.С. Пушкина (Александринский).

Шубка Марьи Васильевны Беловой к спектаклю «Холостяк» (1899). В роли Беловой Вера Фёдоровна Комиссаржевская. Александринский театр.

Пиджак И.С. Тургенева к спектаклю «Элегия» (1975). В роли Тургенева Бруно Артурович Фрейндлих. Александринский театр.

Программа спектакля «Элегия» с репринтным изданием писем И.С. Тургенева к М.Г. Савиной. Александринский театр.

Эскиз костюмов спектакля «Месяц в деревне». 1909 г. М.В. Добужинский. Музей МХАТа.

Фотооткрытки к спектаклю «Провинциалка». 1909 г. Музей МХАТа.

Академический малый драматический театр - театр Европы свою часть экспозиции посвятил спектаклю «Муму» режиссёра В. Фильштинского. Спектакль создан в 1984 году и возобновлён в 2016-м.

Костюм Гаврилы Андреевича.

Фотографии спектакля «Муму».

Московский драматический театр на Малой Бронной представляет реквизит к спектаклю «Месяц в деревне» 1977 года.

Московский государственный театр «Ленком» представил головные уборы героев спектаклю «Две женщины» (По «Месяцу в деревне»), 1998.

Афиша спектакля «Месяц в деревне» (2009), Большой драматический театр им. Г.А. Товстоногова.

Санкт-петербургский государственный академический театр оперы и балета им. М.П. Мусоргского (Михайловский театр) представил афишу и эскизы к балету И. Шварца «Накануне» (1960). Художественное оформление Т.Г. Бруни.




Эскизы к спектаклю «Отцы и дети». Режиссёр А. Бородин. Городской театр Рейкьявика. Исландия. 1998 г.

Отзыв режиссёра Леонида Хейфеца о поразившем его романе И.С. Тургенева «Отцы и дети».

Отдельную часть выставки составляют материалы об экранизации Тургенева. Например, можно видеть редкие кадры с утраченной киноплёнки картины Владимира Гардина «Дворянское гнездо» (1915 г.).

Государственный музей А.С. Пушкина напомнил публике - в распечатанных кадрах - о незавершённом фильме Сергея Соловьёва «Иван Тургенев. Метафизика любви». 1998 год. Тургенева играют Филипп и Олег Янковские, Полину Виардо - Татьяна Друбич. Арии и романсы к фильмы были записаны в исполнении Любови Казарновской. 20 минут фильма, которые успели отснять, утрачены. Сохранившиеся фотопробы были переданы в дар музею в ходе творческого вечера в 2011 году в Доме-музее И.С. Тургенева на Остоженке.



Удачно сложилась судьба картины Веры Глаголевой «Две женщины» (2014 г.) по мотивам пьесы «Месяц в деревне». В дар Государственному музею А.С. Пушкина режиссёр передала платье Натальи Петровны и костюм Ракитина. В экспозицию на Арбате также вошли кадры к фильму, сценарий и отзывы съёмочной группы.




Выставочный проект в Москве завершается. Но впереди любителей творчества И.С. Тургенева, верим, ждёт немало сюрпризов. К 200-летию со дня рождения писателя, в 2018-м, должны после ремонта открыться музеи в Орле и в Москве. Кто знает, может, к этому времени театральные режиссёры-постановщики и киносценаристы создадут новые творения по мотивам текстов классика. И это будет очередная страница нашей культуры, в которую впишут премьеры, даты, имена, связанные с нашим прославленным земляком.

Ирина Крахмалева,

В Театре Наций впервые работает Дмитрий Крымов. Многократный лауреат «Золотой маски» и множества других премий, один из самых ярких представителей визуального театра и автор целого ряда необычных постановок выпустит на большой сцене Театра Наций спектакль по прозе Тургенева.
Если вы уже знакомы с постановками Крымова, то знаете, что не стоит ждать от него хрестоматийного прочтения классики. А если не знакомы, то вас ждет встреча с его молодой, но уже прославленной командой, каждый член которой готов перевоплотиться в кого угодно и даже во что угодно. Потому что в театре Крымова каждый предмет имеет душу.
На этот раз к команде прибавился «новичок» - звезда «Студии театрального искусства», обладатель «Золотой маски» за роль Венички Ерофеева актер Алексей Вертков.

Дмитрий Крымов о новом спектакле:
Проблема перевода классической прозы Тургенева на язык театра - вот эта проблема меня ужасно интересует: как создать нежную, лиричную, условную - при всей реалистичности - среду? Как перевести тургеневские описания природы на язык театра?!
Несовершенство театра - и его совершенство, которое неожиданно пробивается сквозь всю нашу повседневную театральную жизнь, дурацкую и смешную. Человеческая увлеченность театром на грани фанатизма - это и грех, ведь за этим фанатизмом ты много не видишь многое, что касается жизни, но это и счастье. Ведь театр - удивительное место, там может быть и природа, и жизнь, и смерть, и любовь, и бог, и черт, и ангел.
Вот об этом нам хотелось бы сделать спектакль. А, в общем-то, он про любовь. Про любовь к театру и к людям. И как одно может быть в ущерб другому.
Наша героиня - Муму. Она вроде бы ребенок, но она сложная, витиеватая - бывают такие дети, напичканные знаниями, которые пришли к ним непонятно откуда. Эта Муму, она ведь еще и в театральной школе учится, такой театральный ребенок. Впрочем, она даже не Муму - ее зовут Маша. Она племянница актера, который пришел играть и оставил ее во дворе, а она случайно оказалась в театре… Так что зритель - если он не читал «Муму», и не знает, почему утопили собаку, может спросить: «А где же Муму-то?».
Мне всегда нравилась позиция концептуалистов: ты должен что-то знать, прежде чем смотреть или читать. Ты должен что-то знать, прежде чем читать, скажем, поэзию Бродского - иначе многого не поймешь. Но если у тебя развито чувство поэзии, ты все равно будешь заворожен стихом. Человек, который прочитал Тургенева, поймет, почему наш спектакль называется «Муму». Но только при условии, если захочет удивляться. Потому что если он захочет увидеть обычную актрису-травести, которая играет Муму - он ее не увидит. Он не увидит и русскую природу - бутафорских листочков у нас не будет.
И еще вот меня спрашивают: у вас актер Леша Вертков играет Тургенева, который пишет «Записки охотника», а к нему вдруг приходит настоящая Полина Виардо. Приходит из 19-го века и говорит по-французски. А он ведь просто Леша Вертков! Но это ведь всегда так: возьмешься сыграть какого-то реального персонажа, например, Цезаря - придет реальный Брут и воткнет в тебя меч. Или как в комедии дель арте: играешь - играешь Арлекина, а потом решишься снять маску, а она, оказывается, приросла.

*Комедия дель а́рте (итал. commedia dell"arte), или комедия масок — вид итальянского народного театра, спектакли которого создавались методом импровизации с участием актеров, одетых в маски и на основе сценария, содержащего краткую сюжетную схему представления.

Спонсор спектакля

В афише недели — две премьеры по Тургеневу. Обновленный Театр им. Вл. Маяковского выпускает « », а стажеры «Мастерской Фоменко» — .

Летом в Театре им. Вл. Маяковского сменился худрук — им стал Миндаугас Карбаускис. Теперь вместо тихой заводи для окрестных пенсионеров «Маяковка» может оказаться одним из главных ньюсмейкеров. Пока сам Карбаускис репетирует пьесу Островского «Таланты и поклонники» (премьера намечена на январь), режиссер Александр Огарев выпускает «Месяц в деревне» с Евгенией Симоновой и Полиной Лазаревой.

«Месяц в деревне» — это русский проект жизни по велению сердца», — так туманно говорит о своем будущем спектакле сам режиссер. Ученик Анатолия Васильева, лауреат последней «Золотой маски», да еще в номинации «Новация» (за спектакль «Гвидон», в котором стихи Хармса соединились с музыкой Александра Маноцкова), Огарев умеет обнаружить новое в привычном сюжете. Герои Тургенева в его спектакле попадают в знакомую всем ситуацию, когда вдали от большого города карьерные, социальные и прочие амбиции теряют цену. Человек остается один на один с величием природы и собственными чувствами. И тут чувства вдруг начинают подсказывать что-то совершенно «неприличное». Н

Афиша недели: две. Источник: Афиша недели: две.

О приличия герои Тургенева стремятся соблюсти даже вопреки собственному счастью. Наталью Петровну, добродетельную мать и жену, на излете молодости обнаружившую, что еще никогда по-настоящему не любила, сыграет Евгения Симонова. И хотя актриса отлично выглядит, она вовсе не собирается «омолаживаться» гримом — возраст в данном случае только обостряет конфликт. Ясно, что студент Беляев (Юрий Колокольников) — это ее первая и последняя настоящая любовь. Третьим углом треугольника станет Верочка — воспитанница Натальи Петровны, которую сыграет Полина Лазарева. Участница студенческой «Охоты на мамонта», на которую два года назад бегала вся Москва, она, как говорили в старину, представляет славную актерскую династию: Лазаревы-Немоляевы. Александра Лазарева-старшего не стало прошлой весной. Но теперь на сцену выйдет его внучка — значит, жизнь в театре продолжается.

Развить тургеневский сюжет можно на спектакле, сделанном стажерами «Мастерской» под руководством Евгения Каменьковича —«Русский человек на rendez-vous». Название постановке, основанной на повести «Вешние воды», далаизвестная статья Чернышевского. В ней говорится о слабости русского человека, неспособного разобраться с собственной судьбой. Герой повести Дмитрий Санин (дебютант Федор Малышев), возвращаясь с курорта, влюбляется в молодую итальянку Джемму (Серафима Огарева) и даже дерется из-за нее на дуэли. Чтобы поправить дела к свадьбе, он уезжает в Висбаден, где его сбивает с пути зрелая светская львица, красавица Марья Полозова (Екатерина Смирнова): предав Джемму, Санин предает и самого себя. Как всегда у Тургенева, любовная коллизия оказывается только поводом, чтобы поразмышлять о напрасно растраченной жизни, на рандеву с которой русский человек оказывается безволен.

Набранные год назад стажеры играют этот спектакль в старом здании, на узкой сцене и почти без декораций. Выходит не только обаятельно, но так благородно и умно, что верится: в отличие от героя Тургенева эти молодые актеры не растратят свои жизни попусту.

19 февраля на основной сцене Московского академического театра имени Владимира Маяковского прошел премьерный показ спектакля накануне 200-летнего юбилея писателя

Из-за технических накладок начало спектакля задержалось почти на час - зрители ждали его с большим нетерпением. Хоть как-то скрасить ожидание удалось министру культуры Владимиру Мединскому - он поздравил всех с премьерой. «Иван Сергеевич Тургенев очень яркий человек, не только великий писатель, но и мыслитель, государственный человек, занимавшийся очень разными видами деятельности. Желаю успехов актерам и всем приятного вечера. Я, к сожалению, не смогу посмотреть этот спектакль сегодня, поэтому очень вам завидую».

Действие начинается с видео - молодые актеры, занятые в постановке, проходят собеседование на знание . Хотя скорее оно напоминает экзамен у нерадивых студентов: «Что ты читал у Тургенева?» - «Ну, «Муму», «Отцы и дети», там по школе было». В зале раздается дружный смех, так как подобный ответ звучит уже в третий раз. И это очень удачный ход - к нам подходят не свысока, а наравне - видите, мы такие же, как и вы, увлеклись Тургеневым, только когда им занялись в спектакле.

На сцене из декораций неизменно присутствуют двери - входы и выходы жизненного коридора писателя. Через них то и дело проходят люди. Вот появляется мама Тургенева, Варвара Петровна в исполнении Любови Руденко - она ругается на слуг, на собственных детей и требует всех выпороть: «Дети как крепостные - если страх им неведом, будут жить по-своему, и ничего хорошего из этого не выйдет!» Ее жестокие слова раздаются эхом по залу - они становятся эхом из детства писателя, психологической травмой на всю жизнь.

«Никогда я таким, как маменька, не стану!» - заявляет Тургенев еще в детстве.

Писателя играет Анатолий Руденко.

Таким, как мать, он и вправду не становится - Тургенев известен своими либеральными взглядами по «крестьянскому вопросу». Но недолюбленность оставляет след на его личности. Основные вехи в жизни писателя отмечены поиском настоящей любви. К первой пассии, Екатерине Шаховской, Тургенев даже не успевает подступиться - женский и мужской силуэты, просвечивающие через материю, исполняют страстный танец, и это оказываются его возлюбленная и отец. Выход своим чувствам главный герой видит в писательстве. Так появляется «Первая любовь». В Германии Тургенев знакомится с Бакуниным и его сестрой Татьяной. Между «дикаркой» Таней (играет Василиса Кузьмина) и главным героем пробегает искра. Бодрый молодой Бакунин (играет Артём Вершинин) интересуется, идет ли дело у Тургенева с его сестрой к свадьбе. Писатель вроде и не против такого поворота, но и не очень этого хочет, поэтому все разваливается: «Не дала развиться чувству, не проявила к нему доверия». Зато благодаря таким событиям Тургенев пишет повесть «Ася». И вдруг на экране появляется привлекательная женщина, а Тургенев говорит, что видел сон с незнакомкой. На сцену выходит человек и играет на пиле, которая становится «песней любви» всей его жизни - в исполнении Джульетты Геринг. Тургенев не понимает ни слова из того, что она говорит, хотя, на радость зрителей, на экране появляются субтитры. Главный герой влюбляется без памяти - называет ее «своим ангелом» под жестокий смех ее дружков, позволяет Виардо нацепить на себя клоунский нос, спрашивая себя, зачем ему такая жестокая любовь, но ничего не может с собой сделать.

А ведь будут еще отношения с Авдотьей (играет Наталья Тингаева) и с Ольгой Тургеневой, дальней родственницей, за которую активно будут сватать ее родители. Ольга представляет из себя совершенно неразговорчивую, сутулую фигуру, прикрытую темной вуалью, за которой не видно лица, а когда главный герой ее приподнимает - обнаруживает свою маменьку. Мать Ольги играет мужчина, что только подчеркивает нелепость ситуации.

Между сценами любви Тургенева к разным женщинам врывается «баттл» нигилистов и ретроградов, который просто взрывает неторопливое течение постановки.

Нигилисты представлены теми же бунтарями XXI века - рэперами. Ретрограды же пытаются перебить их своим пением под гитару.

Вместе с реально существовавшими людьми в пьесе есть и вымышленные герои - показано объяснение между Ракитиным и Ислаевым из пьесы «Месяц в деревне», хотя Ислаев тут скорее более ревнив, надрывен, нетерпим к своему другу и истеричен, — по сравнению с оригинальным текстом. Объясняются в любви между собой Базаров и Одинцова - но они редко смотрят друг на друга, отчуждены еще больше, чем в романе, и чаще смотрят в камеру, которая снимает их крупным планом.

Но самым показательным оказалось принятие Тургенева в круг писателей. На сцену опускаются огромные фигуры Некрасова, Фета, Толстого. И среди них - такой маленький и… живой Тургенев. Потом из-за фигур выходят люди, представляющие писателей, но в масках. Они хвалят главного героя, берут на руки, повернув его в горизонтальное положение, и напевают: «Наш, наш, наш!» Но когда Тургенев умирает, на экране возникает «эффект старого кино» с точками и помехами на черном фоне. Это похоже или на космос, через который полетит душа писателя после смерти, или на то, что он увидит, как только в последний раз закроет глаза. А может, это просто означает конец.

Сверху опускаются надписи - названия его произведений и одновременно периодов его жизни, которые будут зажигаться в хаотичном порядке — как пролетают перед смертью воспоминания. А сверху опускается огромная фигура всеми узнаваемого нами Тургенева, через которую и уходит небольшой по сравнению с ним актер, сыгравший его.

Режиссер Глеб Черепанов объясняет это так: «Каждый писатель и вообще творец становится образом самого себя, даже памятником самому себе, хотя когда-то за этими образами, памятниками, фотографиями стояли живые люди».

О самой постановке он говорит:

«Любая биография - это материал для игры, для театра, для фантазии.

Мы не стремились создать документальную аутентичную историю, потому что это невозможно. Рассказать всю историю жизни человека — задача невыполнимая за два часа сценического времени, тем более рассказать жизнь такого человека. Мы хотели посмотреть на это с позиции сегодняшнего дня, сегодняшнего театра, того языка, инструментария, которым театр пользуется, показать, что Тургенев это не про вчера, не про позавчера, а именно сегодня, что это может быть остро и свежо».

Сделать спектакль понятным для всех, используя современные технологии, при этом не «снижая» его до вульгарных шуток и чудовищных небылиц, режиссеру вместе со сценаристом Марией Виткиной (которая смогла собрать мемуары, произведения и разные жанры в одну пьесу) вполне удалось, несмотря на то, что это был их первый опыт в создании проекта по биографии писателя.

«Тургенев. Сегодня!» подготовлен ФЦП «Театральная Россия» при поддержке ООО «Газпром трансгаз Москва», аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе, благотворительного фонда социальных инициатив «Мир и гармония». Спектакль планируют показать еще в 18 регионах Центрального федерального округа, а также сделать киноверсию.

Просмотры: 0