Разное

Собственное достоинство аргументы. Аргументы к направлению «честь и бесчестие

Что такое честь и достоинство? Как сделать так, чтоб сохранить в себе эти качества?Над этими вопросами заставляет задуматься произведение В.П.Аксёнова. Здесь автор поднимает проблему сохранения чести и достоинства человека.

В рассказе В.П.Аксенова проблема показана на примере хилого мальчика-четвероклассника, который смог перебороть свой страх, сохранить честь и достоинство.Мальчишка отдавал свои булочки хулигану, так как боялся его.Однако, когда тётя с упреком сказала мальчику о том, что он не приносит булочки из школы в голодные годы войны, он принял решение не трусить и бороться с врагом несмотря ни на что.Он терпел поражение, но все же не сдавался, отстаивал свой завтрак каждый день.

Автор считает, что человек несмотря ни на что, должен сохранять своё достоинство и свою честь до самого конца.Это необходимо для того, чтобы в дальнейшем в различны жизненных ситуациях уметь постоять за себя и за своих близких.

Проблема чести и достоинства затронута в повести А.Пушкина"Капитанская дочка".Особое место в повести занимает Пётр Гринёв.Он показан человеком высокой чести, добрым, отважным.Именно благодаря этим качествам он прошёл невредимым через кровавые события Пугачёвщины, и снискал уважения у самого Пугачёва.Отказавшись от присяги, и даже перед угрозой виселицы, предпочитает "лютую казнь такому подлому унижению".Несмотря на соблазны и угрозы, Гринёв остаётся верным присяге, а значит, сохраняет честь.

Таким образом, можно сделать вывод, что защищать себя и свою честь до победного конца.Ведь намного легче потерять честь, чем обрести её.Потеряв свою честь, человек теряет свою жизнь.

Аргументы к сочинению

Проблемы 1. Нравственные качества человека 2. Честь и достоинство как высшие ценности человека 3. Конфликт человека и общества 4. Человек и социальная среда 5. Межличностные отношения 6. Страх в жизни человека Утверждающие тезисы 1. Человек всегда должен оставаться человеком. 2. Человека можно убить, но у него нельзя отнять честь. 3. Нужно верить в себя и оставаться самим собой. 4. Характер раба определяет социальная среда, а сильная личность сама влияет на окружающий мир. Цитаты 1. Чтобы родиться, жить и умереть, надо много мужества (английский писатель). 2. Если тебе дадут линованную бумагу, пиши поперек (Х. Р. Хименес, испанский писатель). 3. Нет судьбы, которую бы не превозмогло презрение (А. Камю, французский писатель и философ). 4. Идти вперед и никогда не умирать (У. Теннисон, английский поэт). 5. Если главная цель в жизни не количество прожитых лет, а честь и достоинство, то какая разница, когда умирать (д. Оруэлл, английский писа­тель). 6. Человека создает его сопротивление среде (М. Горький, русский писатель). Аргументы Честь - бесчестие. Верность - предательство 1) Поэт Джон Браун получил от русской императрицы Екатерины проект Просвещения, но приехать не смог, потому что заболел. Однако он уже получил от нее деньги, поэтому, спасая свою честь, покончил жизнь самоубийством. 2) Проплавленный деятель Великой французской революции Жан-Поль Марат, которого называли «Другом народа», с детства отличался обост­ренным чувством собственного достоинства. Однажды домашний учитель ударил его по лицу указкой. Марат, которому тогда было 11 лет, отка­зался принимать пишу. Родители, разгневанные упрямством своего сына, заперли его в комнату. Тогда мальчик разбил окно и выпрыгнул на ули­цу, взрослые сдались, но на лице Марата на всю жизнь остался шрам от пореза стеклом. Этот шрам стал своего рода знаком борьбы за челове­ческое достоинство, ведь право быть собою, право быть свободным не дается человеку изначально, а завоевывается им в противостоянии с ти­ранией, мракобесием. 3) Во время второй мировой войны немцы подговорили одного уголовника за большое денежное вознаграждение сыграть роль известного героя Сопротивления. Его посадили в камеру к арестованным подпольщикам, чтобы он узнал у них все не обходимые сведения. Но уголовник, ощутив заботу незнакомых людей, их уважение и любовь, внезапно отказался от жал кой роли доносчика, не стал выдавать услышанные от под­польщиков сведения и был расстрелян. 4) Во время катастрофы «Титаника» барон Гуггенхайм уступил свое место в шлюпке женщине с ребенком, а сам тщательно побрился и с досто­инством принял смерть. 5) Во время Крымской войны некий командир бригады (минимум - полковник, максимум - генерал) обещал дать в приданое за своей дочерью половину того, что он «экономит» из сумм, отпускаемых на его бригаду. Стяжательство, воровство, предательство в армии привели к тому, что, несмотря на героизм солдат, страна потерпела позорное поражение. 6) Один из узников сталинских лагерей в своих мемуарах рассказал такой случай. Конвойные, желая развлечься, заставили заключенных делать приседания. Запутанные побоями и голодом люди стали послушно выполнять этот нелепый приказ. Но был один человек, который, несмотря на угрозы, отказался подчиняться. И этот поступок напомнил всем о том, что у человека есть честь, которую никто не сможет отнять. 7) Историки сообщают о том, что после отречения царя Николая ii от престола некоторые офицеры, присягавшие на верность государю, покончи­ли жизнь самоубийством, поскольку считали бесчестным служить кому-то другому. 8) Выдающемуся русскому флотоводцу адмиралу Нахимову в самые трудные дни обороны Севастополя прислали известие о высокой награде. Узнав об этом, Нахимов раздраженно сказал: «Лучше бы мне прислали ядра и порох для пушек!» 9) Шведы, осадившие Полтаву, предложили горожанам сдать ся. Положение осажденных было отчаянным: не оставалось ни пороха, ни ядер, ни пуль, ни сил драться. Но люди, собравшиеся на площади, решили стоять до конца. К счастью, вскоре подошла русская армия, и шведам при­шлось снять осаду. 10) Б. Житков в одном из своих рассказов изображает человека, который очень боялся кладбищ. Однажды маленькая девочка потерялась и поп­росила отвести ее домой. Дорога шла мимо кладбища. Мужчина спросил девочку: «А разве ты не боишься покойников?» «С вами мне ничего не страшно!» - ответила девочка, и эти слова заставили мужчину собраться с духом и преодолеть чувство страха. 11) О майоре Дмитрии Островерхове писали многие газеты. В руках молодого солдата чуть не разорвалась бракованная боевая граната. Увидев, что через несколько секунд произойдет непоправимое, Дмит­рий выбил ногой из рук солдата гранату, накрыл его собой. Рисковал - не то слово. Граната разорвалась совсем рядом. А у офицера - жена и годовалая дочка. 12) Во время покушения на царя Александра 11 взрывом бомбы повредило карету. Кучер умолял государя не выходить из нее и скорее ехать во дворец. Но император не мог бросить истекающих кровью охранников, поэтому вышел из кареты. В это время прогремел второй взрыв, и Алек­сандр -2 получил смертельное ранение. 13) Предательство во все времена считалось гнусным поступком, позорящим честь человека. Так, например, провокатору, который выдал полиции членов кружка Петрашевского (в числе арестованных был и великий писатель Ф. Достоевский), пообещали в качестве награды устроить его на хорошо оплачиваемую работу. Но, несмотря на усердные хлопоты полиции, все петербургские столоначальники отказались от услуг предателя. 14) Английский спортсмен Кроухерст решил принять участие в кругосветной гонке яхт-одиночек. У него не было ни опыта, ни мастерства, необхо­димого для такого состязания, но срочно нужны были деньги, чтобы расплатиться с долгами. Спортсмен решил перехитрить всех, он решил пере­ждать основное время гонок, а потом в нужный момент появиться на трассе, чтобы финишировать раньше остальных. Когда, казалось, замысел удался, яхтсмен понял, что не сможет жить, на рушив законы чести, и он покончил жизнь самоубийством. 15) Существует вид птиц, у которых самцы имеют короткий и твердый клюв, а самки - длинный и изогнутый. Оказывает ся, эти птицы живут в паре и всегда помогают друг другу: самец пробивает кору, а самка с помощью своего клюва выискивает личинок. Этот пример показывает, что даже в дикой при роде многие существа образуют гармоничное единство. Тем более у людей такие высокие понятия, как верность, любовь, дружба - это не просто абстракции, придуманные наивными романтиками, а реально существующие чувства, обусловленные самой жизнью. 16) Один путешественник рассказывал о том, что эскимосы подарили ему большую связку сушеной рыбы. Торопясь на судно, он забыл ее в чуме. Вернувшись через полгода, он нашел эту связку на прежнем месте. Путешественник узнал, что племя пережило тяжелую зиму, люди сильно го­лодали, но никто не посмел тронуть чужое, боясь навлечь на себя бесчестным поступком гнев высших сил. 17) Когда алеуты делят добычу, то они внимательно следят за тем, чтобы всем досталось поровну. Но если кто-то из охотников проявляет жад­ность и требует себе больше, то с ним не спорят, не ругаются: все отдают ему свою долю и молча уходят. Спорщику достается все, но, получив кучу мяса, он понимает, что потерял уважением своих соплеменников. и спешит вымолить у них прощение. 18) Древние вавилоняне, желая наказать провинившегося человека, стегали кнутом его одежду. Но от этого преступнику не было легче: тело-то он сохранял, зато обесчещенная душа истекала кровью. 19) Английский мореплаватель, ученый и поэт Уолтер Рэли всю жизнь яростно боролся с Испанией. Враги этого не забыли. Когда воюющие стра­ны начались долгие переговоры о мире, то испанцы потребовали, чтобы им отдали Рэли. Английский король решил пожертвовать отважным мо­реплавателем, оправдывая свое предательство заботой о благе государства. 20) Парижане во время Второй мировой войны нашли очень действенный способ борьбы с фашистами. Когда вражеский офицер входил в трам­вай или в вагон метро, то все дружно выходили. Немцы, видя такой молчаливый протест, понимали, что им противостоит не жалкая кучка несо­гласных, а целый народ, спаянный ненавистью к захватчикам. 21) Чешскому хоккеисту М. Новы, как лучшему игроку команды, подарили «Тойоту» последней модели. Он попросил выплатить ему стоимость ав­томобиля и разделил деньги между всеми членами команды. 22) Известного революционера Г. Котовского за разбои при говорили к смертной казни через повешение. Судьба этого не заурядного человека взволновала писателя А. Федорова, который стал хлопотать о помиловании разбойника. Он добился освобождения Котовского, и тот торжествен­но пообещал писателю отплатить ему добром. Спустя несколько лет, когда Котовский стал красным командиром, к нему пришел этот писатель и попросил спасти его сына, которого схватили чекисты. Котовский, рискуя жизнью, вызволи юношу из плена. Роль примера. Воспитание человека 1) Важную воспитательную роль играет пример и в жизни животных. Оказывается, не все кошки ловят мышей, хотя эта реакция считается инс­тинктивной. Ученые выяснили, что котята, прежде чем начать ловить мышей, должны увидеть, как это делают взрослые кошки. Котята, выращен­ные вместе с мышами, редко потом становятся их убийцами. 2) Всемирно известный богач Рокфеллер уже в детстве проявлял качества предпринимателя. Купленные мамой конфеты он делил на три части и с наценкой продавал их своим маленьким сестрам-сладкоежкам. 3) Многие люди склонны во всем винить неблагоприятные условия: семью, друзей, жизненный уклад, правителей. Но ведь именно борьба, пре - одоление трудностей есть важнейшее условие полноценного духовного формирования. Не случайно в народных сказках подлинная биография ге­роя начинается только тогда, когда он проходит испытание (сражается с чудовищем, спасает украденную невесту, добывает волшебный предмет). 4) И. Ньютон учился в школе посредственно. Однажды его обидел одноклассник, который носил звание первого ученика. И Ньютон решил отом­стить ему. Он стал учиться так, что звание лучшего досталось ему. Привычка добиваться поставленной цели стала главной чертой великого уче­ного. 5) Царь Николай i нанял для образования своего сына Александра ii выдающегося русского поэта В. Жуковского. Когда будущий наставник царе­вича представил план образования, отец приказал выбросить из этого плана занятия латынью и древнегреческим языком, которые его самого из­мучили в детстве. Он не хотел, чтобы и его сын тратил время на бессмысленную зубрежку. 6) Генерал Деникин вспоминал, как, будучи ротным командиром, он попытался внедрить в отношения с солдатами, основанные не на «слепом» подчинении командиру, а на сознательности, понимании приказа, старался при этом избегать суровых наказаний. Однако, увы, рота вскоре оказа­лась в числе худших. Тогда, по воспоминаниям Деникина, вмешался фельдфебель Степура. Он построил роту, поднял свой огромный кулак и, об­ходя строй, стал повторять: «Вот это вам не капитан Деникин!» 7) Голубая акула вынашивает более пятидесяти детенышей. Но уже в чреве матери между ними начинается безжалостная борьба за выживание, потому что пищи на всех не хватает. На свет рождаются только двое - это самые сильные, самые без жалостные хищники, вырвавшие свое право на существование в кровавом поединке. Мир, в котором нет любви, в котором выживает сильнейший, - это мир безжалостных хищников, мир безмолвных, холодных акул. 8) Учительница, которая учила будущего ученого Флеминга, часто водила своих учеников к реке, Где дети находили что-то интересное, с увлече­нием обсуждали очередную находку. Когда приезжал инспектор, чтобы проверить, насколько хорошо учат детей, ученики и учительница торопли­во залезали в класс через окно и делали вид, что увлеченно занимаются наукой. Экзамен сдавали всегда хорошо, и никто не знал. что дети учатся не только по книжкам, но и в ходе живого общения с природой. 9) На формирование выдающегося русского полководца Александра Суворова огромное влияние оказали два примера: Александр Македонский и Александр Невский. Про них ему рассказывала мать, которая говорила, что главная сила человека не в руках, а в голове. Стремясь подражать этим Александрам, хрупкий, болезненный мальчик вырос и стал замечательным военачальником. 10) Представьте, что вы плывете на корабле, который настигла страшная буря. Ревущие волны вздымаются до самых небес. Ветер с воем срыва­ет клочья пены. Молнии рассекают свинцово-черные тучи и тонут в морской бездне. Экипаж несчастного корабля уже устал бороться с бурей, в кромешной тьме не видно родного берега, никто не знает, что делать, куда плыть. Но вдруг сквозь непроглядную ночь вспыхивает яркий луч ма­яка, который указывает путь. Надежда радостным светом озаряет глаза моряков, они поверили в свое спасение. Великие деятели стали для человечества чем-то вроде маяков: их имена, словно путеводные звезды, указывали путь людям. Михаил Ломоносов, Жанна д" Арк, Александр Суворов, Николай Вавилов, Лев Толстой - все они стали живым примерам беззаветной преданности своему делу и пода­рили людям веру в свои силы. 11) Детство как почва, в которую падают семена. Они крохотные, их не видно, но они есть. Потом они начинают прорастать. Биография челове­ческой души, человеческого сердца это прорастание семян, развитие их в крепкие, большие растения. Некоторые становятся чистыми и яркими цветами, некоторые - хлебными колосьями, некоторые - злым чертополохом. 12) Говорят, что к Шекспиру пришел молодой человек и спросил: - Я хочу стать таким же, как вы. Что мне нужно делать, чтобы стать Шекспиром? - Я хотел стать богом, а стал только Шекспиром. Кем же будешь ты, если хочешь стать всего лишь мной? - ответил ему великий драматург. 13) Науке известно немало случаев, когда ребенок, похищенный волками, медведями или обезьянами, воспитывался: в течение нескольких лет вдали от людей. Затем его ловили и возвращали в человеческое общество. Во всех этих случаях человек, выросший среди животных, становился зверем, утрачивал почти все человеческие признаки. Дети не могли усвоить человеческую речь, ходили на четвереньках, что у них исчезала спо­собность к прямохождению, они едва выучивались держаться на двух ногах, жили дети примерно столько же лет, сколько в среднем живут вос­питавшие их звери... О чем это говорит этот пример? О том, что ребенка нужно ежедневно, ежечасно воспитывать, целенаправленно управлять его развитием. О том, что вне общества человеческий ребенок превращается в животное. 14) Ученые давно уже говорят о так называемой <<пирамиде способностей». В раннем возрасте почти нет неталантливых детей, в школе их уже значительно меньше, еще меньше - в вузах, хотя туда проходят по конкурсу; во взрослом же возрасте остается совсем ничтожный процент по- настоящему талантливых людей. Подсчитано, в частности, что реально двигает науку вперед лишь три процента занятых научной работой. В со­циально-биологическом плане утрата талантливости с возрастом объясняется тем, что наибольшие способности нужны человеку в период освое­ния азов жизни и самоутверждения в ней, то есть в ранние годы; затем в мышлении и поведении начинают преобладать приобретенные навыки, стереотипы, усвоенные, прочно отложившиеся в мозгу знания и т. п. В этом плане гений - «взрослый, оставшийся ребенком», то есть человек, со­храняющий обостренное чувство новизны по отношению к вещам, к людям, вообще - к миру.

Рубрика № 7. «Помни имя свое!»

Аргументы к сочинению

Проблемы 1. Историческая память 2. Отношение к культурному наследию 3. Роль культурных традиций в нравственном становлении человека 4. Отцы и дети Утверждающие тезисы 1. Без прошлого нет будущего. 2. Народ, лишенный исторической памяти, превращается в пыль, которую носит ветер времени. 3. Копеечные кумиры не должны подменять настоящих героев, которые жертвовали собою ради своего народа. Цитаты 1. Прошлое не мертво. Оно даже не прошло (У Фолкнер, американский писатель). 2. Кто не помнит своего прошлого, обречен пережить его снова (Д. Сантаяна. американский философ). 3. Помни о тех, кто был, без кого ты бы не был (В. Тальников, русский писатель). 4. Народа умирает, когда становится населением. А населением он становится тогда, когда забывает свою историю (Ф. Абрамов, русский писа­тель). Аргументы 1) Давайте представим себе людей, которые утром начинают строить дом, а на следующий день, не закончив начатого, принимаются за строи­тельство нового дома. Ничего, кроме недоумения, такая картина вызвать не может. Но ведь именно так поступают люди, которые отвергают опыт своих предков и как бы заново начинают строить свой «дом». 2) Человек, который смотрит вдаль с горы, может увидеть больше. Так и человек, который опирается на опыт своих предшественников, видит гораздо дальше, а его путь к истине становится короче. 3) Когда народ глумится над своими предками, над их мировоззрением, их философией, обычаями, он к той же участи готовит и себя. Подрастут потомки, и они будут смеяться над своими отцами. Но прогресс заключается не в отрицании старого, а в созидании нового. 4) Надменный лакей Яша из пьесы А. Чехова «Вишневый сад» не помнит своей матери и мечтает поскорее уехать в Париж. Он - живое воплоще­ние беспамятства. 5) Ч. Айтматов в романе «Буранный полустанок» рассказывает легенду о манкуртах. манкурты - это люди, насильно лишенные памяти. Один из них убивает свою мать, которая пыталась вырвать из плена беспамятства своего сына. И над степью звучит ее отчаянный крик: «Вспомни имя свое!» 6) Базаров, который пренебрежительно относится к «старичкам», отрицает их нравственные устои, умирает от пустяковой царапины. И этот дра­матический финал показывает безжизненность тех, кто оторвался от «почвы», от традиций свое го народа. 7) В одном научно-фантастическом рассказе повествуется о судьбе людей, которые летят на огромном космическом корабле. Они летят много лет, и новое поколение не знает, куда летит корабль, где находится конечный пункт их многовекового путешествия. Люди охвачены мучительной тоской, их жизнь лишена пели. Этот рассказ - тревожное напоминание всем нам о том, как опасен разрыв между поколениями, как опасна утрата памяти. 8) Завоеватели древности сжигали книги и разрушали па мятники, чтобы лишить народ исторической памяти. 9) Древние персы запрещали порабощенным народам учить своих детей грамоте и музыке. Это было самое страшное наказание, потому что раз­рывались живые нити с прошлым, разрушалась национальная культура. 10) В свое время футуристы выдвинули лозунг «Сбросить Пушкина с корабля современности». Но в пустоте творить не возможно. Не случайно в творчестве зрелого Маяковского ощущается живая связь с традициями русской классической поэзии. 11) В годы Великой Отечественной войны сняли фильм «Александр Невский», чтобы у советского народа появились духовные сыны, чувство единства с «богатырями» прошлого. 12) Выдающийся физик М. Кюри отказалась патентовать свое открытие, объявила, что оно принадлежит всему человечеству. Она говорила, что не смогла бы открыть радиоактивность без великих предшественников. 13) Царь Петр 1 умел заглядывать далеко вперед, зная, что плоды его усилий пожнут будущие поколения. Как-то Петр, сажая желуди. заметил. как один из присутствовавших при этом вельмож скептически улыбнулся. Разгневанный царь сказал: «Понимаю! ТЫ мнишь, что не доживу я до матерых дубов. Правда! Но ты - дурак; я оставляю пример прочим, чтоб делали то же, а потомки со временем строили из них корабли. Не для себя тружусь, польза государству впредь». 14) Когда родители не понимают стремлений своих детей, не понимают их жизненных целей, то часто это приводит к неразрешимому конфлик­ту. Анна Корвин-Круковская, сестра известного математика С. Ковалевской, в молодости успешно занималась литературным творчеством. Однаж­ды она получила благожелательный отзыв от Ф. М. Достоевского, который предлагал ей сотрудничество в его журнале. Когда отец Анны узнал о том, что его незамужняя дочь переписывается с мужчиной, то пришел в ярость. «Сегодня ты продаешь свои повести, а потом начнешь продавать себя!» - накинулся он на девушку. 15) Великая Отечественная война кровоточащей раной будет вечно тревожить сердце каждого человека. Блокада Ленин града, в которой от голо­да и холода умерли сотни тысяч людей, стала одной из самых драматичных страниц нашей истории. Пожилая жительница Германии, чувствуя вину своего народа перед погибшими, оставила завещание о пере воде своего денежного наследства на нужды Пискаревского мемориального кладбища в Санкт-Петербурге. 16) Очень часто дети стыдятся своих родителей, которые кажутся им нелепыми, несовременными, отсталыми. Однажды бродячий шут на глазах веселящейся толпы стал высмеивать молодого правителя одного маленького итальянского городка за то, что у того мать была простой прачкой. И что же сделал разгневанный сеньор? Он приказал убить свою мать! Конечно, такой поступок молодого изверга у каждого нормального чело века вызовет закономерное возмущение. Но давайте посмотрим внутрь себя: как часто мы испытывали чувство неловкости, досады и раздраже­ния, когда наши родители позволяли себе высказывать свое мнение при наших сверстниках? 17) Недаром время я называют лучшим судьей. Афиняне, не поняв величия истин, открытых Сократом, осудили его на смерть. Но прошло совсем немного времени, и люди поняли, что убили человека, который стоял выше их в духовном развитии. Судей, которые вынесли смертный приговор, из города изгнали, а философу поставили бронзовый памятник. И теперь имя Сократа стало воплощением беспокойного стремления человека к правде, к познанию. 18) В одной из газет написали статью про одинокую женщину, которая, отчаявшись найти достойную работу, стала кормить своего грудного сына специальными лекарствами. что бы вызвать у него эпилепсию. Тогда бы ей назначили пенсию по уходу за больным ребенком. 19) Однажды одного моряка, допекающего весь экипаж своими шутливыми проделками, смыло волной в море. Он оказался в окружении стаи акул. Корабль быстро уходил в сторону, помощи ждать было неоткуда. Тогда моряк, убежденный атеист, вспомнил картину из детства: у иконы молится его бабушка. Он стал повторять ее слова, взывая к Богу. Чудо произошло: акулы его не тронули, а через четыре часа, заметив пропажу матроса, судно вернулось за ним. После плавания моряк попросил прощения у старушки за то, что в детстве подсмеивался над ее верой. 20) Старший сын царя Александра П был прикован к посте ли и уже умирал. Императрица ежедневно навещала великого князя после обязатель­ной прогулки в коляске. Но однажды Николай Александрович почувствовал себя хуже и решил отдохнуть в часы обычного визита к нему матери. В результате они не виделись несколько дней, и Мария Александровна поделилась с одной и фрейлин своей досадой на это обстоятельство. «Да отчего ж Вы не поедете в другой час?» - удивилась та. «Нет. Это мне неудобно», - ответила императрица, будучи не в силах нарушить заведен­ный порядок даже тогда, когда речь шла о жизни ее любимого сына. 21) Когда в 1712 году царевич Алексей возвратился из-за границы, где провел около трех лет, отец Петр 1 спросил его, не забыл ли он то, чему учился, и тут же велел принести чертежи. Алексей, опасаясь, что отец заставит сделать чертеж в своем присутствии, решил уклониться от экзамена самым трус­ливым образом. Он «умыслил испортить себе правую руку» выстрелом в ладонь. Решимости всерьез выполнить намерение у него не хватило, и дело ог­раничилось ожогом руки. Симуляция все же избавила царевича от экзамена. 22) В персидской легенде рассказывается о надменном султане, который во время охоты отлучился от своих слуг и, заблудившись, набрел на ша­лаш пастуха. Измученный жаждой, он попросил напиться. Пастух налил воду в кувшин и подал его владыке. Но султан, увидев невзрачный сосуд, вышиб его из рук пастуха и гневно воскликнул: - Я никогда не пил из таких мерзких кувшинов - Разбившийся сосуд произнес: - Ах, султан! Напрасно ты мною гнушаешься! Я твой прадед, и я некогда был, как и ты, султаном. Когда я умер, меня похоронили в великолеп­ной гробнице, но время превратило меня в прах, который смешался с глиной. Горшечник, выкопав ту глину, наделал из нее множество горшков и сосудов. Поэтому, владыка, не презирай простую землю, из которой ты произошел и в которую ты когда-нибудь превратишься. 23) В Тихом океане есть крошечный клочок суши - остров Пасхи. На этом острове находятся циклопические каменные изваяния, которые уже долго волнуют умы ученых всего мира. Для чего люди соорудили эти огромныв статуи? Как островитянам удавалось поднимать многотонные ка­менные глыбы? Но местные жители (а их осталось чуть более 2 тысяч человек) не знают ответов на эти вопросы: нить, связующая поколения, прервалась, опыт предков безвозвратно утрачен, и только безмолвные каменные колоссы напоминают о великих свершениях прошлого.

Проблема чести была актуальна во все времена, но особенно ярко это проявилось в литературе 19-го века. В произведениях разных авторов этого периода освещались различные аспекты данной темы.

Тема чести – одна из основных в романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка». На эту тему указывает эпиграф произведения: «Береги честь смолоду». Отец главного героя, Петра Гринева, дает сыну наказ служить честно, начальству не угождать, а главное, беречь свою дворянскую честь. Петр уезжает на службу в армию, где становится непосредственным участником страшных событий – пугачевского бунта.

Когда Емельян Пугачев захватил Белогорскую крепость, ее защитники отказались присягать «этому разбойнику». Были жестоко казнены комендант крепости миронов, его жена и его солдаты. Отказался присягать на верность лжеимператору и Гринев. Он не мог нарушить присягу, которую давал императрице Екатерине. Кодекс дворянской чести требовал, чтобы герой отдал за императрицу свою жизнь, и Гринев был готов на это.

Но среди дворян были и те, кто забыл про свою честь ради спасения собственной жизни. Таков Алексей Иванович Швабрин, перешедший на сторону Пугачева и ставший одним из начальников его войска. Но этот герой не сыскал уважения и в стане Пугачева. Тот снисходительно и подозрительно относился к этому человеку: если он предал один раз, то сможет предать и второй.

Не чуждо понятие чести и самому Пугачеву. По отношению к этому герою можно говорить о понятии человеческой чести. Пугачев способен оценить чужое благородство: он испытывает уважение к Гриневу за то, что тот остался верен своему слову до конца. Да и сам Пугачев по-человечески честен и справедлив: он вызволяет Машу Миронову из плена Швабрина и наказывает злодея.

Пушкин утверждает, что понятие чести свойственно всем людям, независимо от их сословия. Следовать кодексу чести или нет – это зависит не от происхождения, а от личных качеств каждого человека.

В романе М. Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» тема чести раскрывается через противопоставление Грушницкого и Печорина. Оба героя - типичные представители дворянства того времени. У каждого из них своеобразные понятия о дворянской и офицерской чести, каждый ее воспринимает и трактует по-своему.

У Печорина на первом месте находится личное «Я», все его поступки подчинены удовлетворению своих желаний. Чтобы получить желаемое, он без зазрения совести манипулирует людьми. Решив заполучить черкешенку Бэлу, герой использует страсть ее брата к хорошим скакунам и буквально вынуждает юношу украсть для него девушку. Но, пресытившись ее любовью, Печорин просто забывает о ней. Он даже не задумывается о чувствах самой Бэлы, которая беззаветно полюбила его, о ее поруганной чести. Это подтверждает то, что понятие человеческого достоинства для Печорина очень условно.

Но в главе «Княжна Мери» мы видим, что Печорину не чуждо благородство. Во время дуэли с юнкером Грушницким герой до последнего момента не хочет убивать своего соперника. Зная, что секунданты Грушницкого зарядили только один пистолет, главный герой до последнего момента дает своему сопернику шанс одуматься. Позволив Грушницкому стрелять первому, герой готов к практически неминуемой смерти, но тот промахнулся. Печорин понимает, что он убьет Грушницкого, поэтому дает ему возможность извиниться. Но Грушницкий находится в таком отчаянии, что сам просит Григория Александровича стрелять, ибо иначе он зарежет его ночью из-за угла. И Печорин стреляет.

В другом аспекте тема чести раскрывается в романе Ф. М. Достоевского «Идиот». На примере образа Настасьи Филипповны Барашкиной писатель показывает, как может быть поругана человеческая и женская честь. В отрочестве героиню обесчестил богатый дворянин Тоцкий. Долгое время живя у него на содержании, Настасья Филлиповна опустилась, прежде всего, в своих глазах. Будучи от природы высоконравственным и чистым существом, героиня стала презирать и ненавидеть себя, хотя во всем случившемся не было ее вины. Уверовав в свою порочность и бесчестие, она стала вести себя подобающим образом. Настасья Филлиповна считала, что она недостойна счастья и искренней любви, поэтому не вышла замуж за князя Мышкина.

Можно сказать, что, потеряв свою честь, героиня потеряла свою жизнь. Поэтому, в итоге, она погибает от руки ее поклонника купца Рогожина.

Тема чести – важная тема в русской литературе 19 века. По мнению русских писателей, честь – одно из главных качеств человеческой личности. В своих произведениях они решали вопросы: что есть истинная честь и что есть мнимая, на что можно пойти ради защиты человеческой чести, возможна ли бесчестная жизнь и так далее.

Чувство чести и долга, душевная щедрость и чистота – залог мира и счастья людей на земле. Показывая, какие беды несет война миру, Толстой делает вывод, что только самосовершенствование, стремление каждого человека в отдельности стать лучше, добрее избавит народы от разрушения и гибели. Любимые герои Толстого Андрей Болконский, Пьер Безухов, Наташа Ростова – это искренние и благородные люди, понимающие свой долг перед родителями и Отечеством, живущие по чести и совести. «Чтобы жить честно , надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать и вечно бороться и лишаться. А спокойствие – душевная подлость». (Л.Н. Толстой) Андрей Болконский «Он так всеми силами души всегда искал одного: быть вполне хорошим…» (Пьер об Андрее). Стремление к высшей правде – вот цель духовных исканий князя Андрея. "Иди с богом своей дорогой. Я знаю, твоя дорога – дорога чести ", - говорит о нем Кутузов. Князь Андрей никогда не изменял своему долгу и совести. Воспитанный своим отцом генерал-аншефом Екатерининского правления, занимавшим видное положение именно благодаря талантам, а не стремлением к карьере, князь Андрей усвоил понятия чести и долга перед людьми и отечеством. Николай Андреевич Болконский честно служил своему отечеству и никогда не прислуживался, о чем говорит его отставка и даже ссылка при Павле. Болконские – старинный аристократический род. Они по праву гордятся своими заслугами перед Отечеством. Высокое понятие о чести, гордость, независимость, благородство и остроту ума старый князь передал по наследству и своему сыну. Оба презирают выскочек и карьеристов вроде Курагина, для которого нет понятия чести. Война 1805-1807 годов . Армейская служба становится одним из важных этапов исканий толстовского героя. Здесь он резко отделяется от многочисленных искателей быстрой карьеры и высоких наград, которых можно было встретить в штабе. В отличие от Жеркова и Друбецкого князь Андрей органически не может лакействовать. Он не ищет поводов для повышения в чинах и награждений и свою службу в армии сознательно начинает с низших чинов в ряду адъютантов у Кутузова. Шенграбенское сражение позволило Болконскому проявить свое мужество. Смело объезжает он позиции под пулями неприятеля. Лишь он один осмелился поехать на батарею Тушина и не уехал с нее до тех пор, пока не убраны были орудия. Он обнаружил здесь военную выдержку и храбрость, а потом, единственный из всех офицеров, встал на защиту маленького капитана. Аустерлицкок сражение - совершает подвиг, подхватив упавшее знамя и воодушевив тем самым обратившееся в бегство войско. Да, он мечтал о личной славе, о своем «Тулоне», но осуществить свою мечту он пытается в бою, рискуя жизнью, самоотверженно выполняя свой воинский долг. Это пример истинной чести. Служба в комиссии Сперанского . Желание принести пользу, жить не для себя, жажда общественной деятельности. Занимается составлением государственных законов. Восхищается самим Сперанским, "видя в нем огромного ума человека". Ему кажется, что здесь готовится "будущее, от которого зависят судьбы миллионов". Однако вскоре Болконскому приходится разочароваться в этом государственном деятеле с его сентиментальностью и фальшивой искусственностью. Затем князь усомнился и в полезности той работы, которую ему приходилось выполнять. Становится очевидным, что все в этой комиссии основано на казенной рутине, лицемерии и бюрократизме. Вся эта деятельность бессмысленна и бесполезна. Оставляет службу, поняв, что вся эта деятельность бессмысленна и бесполезна. Делает нравственный выбор, оставаясь верным своим представлениям о чести. Война 1812 года. Князь отказывается от службы в штабе и направляется служить в "ряды": По словам Л. Толстого, князь Андрей "весь был предан делам своего полка", заботился о своих людях, был прост и добр в общении с ними. В полку его называли "наш князь", гордились им и любили его. Болконский сближается с простыми солдатами. Все сильнее его отвращение к высшему кругу, где царят корыстолюбие, карьеризм и полное равнодушие к судьбам страны и народа. Накануне Бородинского сражения князь Андрей твердо уверен в победе. Он говорит Пьеру: "Мы выиграем сражение завтра. Завтра, что бы там ни было, мы выиграем сражение!" В Бородинском сражении князь Андрей получает смертельное ранение. Пьер Безухов, как и князь Андрей, находясь в постоянном поиске смысла жизни, ни разу не изменил своей чести и всегда поступал как порядочный человек. Честь и бесчестье показывает Толстой, рисуя образы двух полководцев, Кутузова и Наполеона – защитника Отечества и захватчика. Вторгшийся враг не может быть честен. Суть его поступка – захват чужого, ему не принадлежащего, а также убийство. Наполеон изображен в романе эгоистичным и самовлюбленным, надменным и самонадеянным. Он хотел поработить русский народ и претендовал на мировое господство. Противоположна Наполеону фигура Кутузова. Он изображен как вождь справедливой народной войны, связанный с народом тесными духовными узами. В этом заключалась его сила как полководца. Глубокие патриотические чувства Кутузова, его любовь к русскому народу и ненависть к врагу, его близость к солдату отличали в нем человека чести и высокой нравственности. Анатоль Курагин, сын князя Василия, брат Элен и Ипполита. Крайний эгоцентризм, самоуверенность, неуемная жажда наслаждений. Всю жизнь герой посвящает удовлетворению своих прихотей, развлечениям («На всю жизнь он смотрел как на непрерывное увеселение, которое кто-то такой почему-то обязался устроить для него»). «Подлая, бессердечная порода!» (Пьер об Анатоле). Судьба Анатоля пересекалась с жизненными дорогами Наташи (не останавливается ни перед чем ради своей прихоти; не осознавая катастрофических последствий и безрассудности своих действий, пытается тайно увести из Москвы Наташу, обещая жениться на ней. К счастью, его эгоистическим планам не суждено было осуществиться. При этом, видя попранную репутацию девушки, он не испытывает ни сострадания, ни сожаления, настолько глубоко очерствело сердце этого человека), Пьера Безухова, княжны Марьи (сватовство; ему были нужны только деньги, наследство), Андрея Болконского. При этом всем людям, встречающимся на его пути, он приносил только страдания и разрушение так же, как и его сестра – холодная, жестокая Элен. Главное испытание в жизни Анатоля Курагина – это участие в Бородинской битве. Анатоль стал калекой еще до участия в Бородинском сражении (ему ампутировали ногу). Самое страшное в том, что он с детства был нравственно искалечен. Это человек без чести, без совести.

Памятка:

Как нужно составлять тезисы для раскрытия темы сочинения?

1.Задайте вопрос по теме сочинения.

2. Дайте ответ на этот вопрос.

3.Этот ответ и будет тезисом к основной части сочинения.

4.Докажите тезисы, используя литературные аргументы. При этом текст пересказывать не нужно. Необходимо написать собственные размышления и рассуждения, используя аргументы из книг.

5 В заключении необходимо сделать вывод по написанному рассуждению.

«Честь и бесчестие»

В основе направления «Честь и бесчестие» лежат понятия, связанные с выбором человека: быть верным голосу совести, следовать моральным принципам или идти путем предательства, лжи и лицемерия.

Многие писатели изображали разные проявления человека: от верности нравственным правилам до различных форм компромисса с совестью, вплоть до глубокого морального падения.

Возможные темы сочинений:

    Честь наша состоит в том, чтобы следовать лучшему и улучшать худшее… (Платон)

    Может ли честь противостоять бесчестию?

    Береги честь смолоду… (пословица)

    Как выбрать в сложную минуту между честью и бесчестием?

    Откуда берутся бесчестные люди?

    Честь истинная и ложная.

    Есть ли в наши дни люди чести?

    Какие герои живут по чести?

    Смерть или бесчестие?

    Бесчестный человек готов на бесчестное дело.

    Вода все смоет, только бесчестье не может смыть.

    Лучше бедным быть с честью, чем богатым с бесчестьем

    Есть ли право на бесчестье?

    Честный честью дорожит, а чем дорожить бесчестному?

    Каждая нечестность - шаг к бесчестью.

    «Честного человека можно преследовать, но не обесчестить».`(Вольтер)

    «Чем честнее человек, тем менее он подозревает других в бесчестности`(Цицерон)

    «Честь дороже жизни…» (Ф.Шиллер)

    «Ненавижу, люблю и мечтаю, И бесчестие знаю и честь…» (В.Морозов)

    «Пока сердца для чести живы» (А.С.Пушкин)

Произведения о чести и бесчестии:

(Можно приводить в аргументах, пополняйте этот список другими произведениями)

1. А. Пушкин «Капитанская дочка» ( Как известно, А. С. Пушкин погиб на дуэли, сражаясь за честь своей жены. М. Лермонтов в своем стихотворении назвал поэта "невольником чести". Ссора, причиной которой была оскорблённая честь А. Пушкина, привела к гибели величайшего писателя. Однако, Александр Сергеевич сохранил в памяти людей свою честь и доброе имя.

В своей повести "Капитанская дочка" Пушкин изображает Петрушу Гринева с высокими моральными качествами является. Честь свою Петр не запятнал даже в тех случаях, когда за нее можно было поплатиться головой. Это был достойный уважения и гордости высоконравственный человек. Он не мог оставить безнаказанным наговор Швабрина на Машу, поэтому вызвал его на дуэль. Гринёв сохранил свою честь даже под страхом смерти).

2. М.Шолохов «Судьба человека» (В небольшом рассказе Шолохов затронул тему чести. Андрей Соколов - простой русский человек, имел семью, любящую жену, детей, свой дом. Всё рухнуло в один миг, а виной тому оказалась война. Но ничто не смогло сломать настоящего русского духа. Соколов сумел вынести все тяготы войны с гордо поднятой головой. Одним из главных эпизодов, раскрывающих силу и стойкий характер человека,является сцена допроса Андрея Мюллером. Слабый, голодный солдат превзошёл фашиста по силе духа. Отказ от предложения выпить за победу немецкого оружия стал для немцев неожиданным: "Да чтобы я, русский солдат пил за победу немецкого оружия?" Отвагу русского солдата фашисты оценили, сказав: "Ты храбрый солдат. Я тоже солдат и уважаю достойных противников". Твёрдость характера Соколова вызвала уважение немцев и они решили, что этот человек заслуживает жизнь. Андрей Соколов олицетворяет честь и достоинство. За них он готов отдать даже свою жизнь.))

3. М. Лермонотов. Роман "Герой нашего времени" (Печорин знал о намерениях Грушницкого, но тем не менее не желал ему зла. Поступок, достойный уважения. Грушницкий же напротив, совершил бесчестный поступок, предложив Печорину на дуэли незаряженное оружие).

4. М. Лермонотов «Песнь про царя Ивана Васильевича…» . (Лермонтов повествует о вседозволенности людей, стоящих у власти. Таким является Кирибеевич, который покусился на замужнюю жену. Для него законы не писаны, он ничего не боится, его даже царь Иван Грозный поддерживает, поэтому он соглашается на бой с купцом Калашниковым. Купец Степан Парамонович Калашников человек правды, верный муж и любящий отец. И даже не смотря на риск проиграть Кирибеевичу, он за честь своей жены Алёны вызвал его на кулачный бой. Убив опричника, Купец Калашников вызвал гнев царя, который приказал его к повешению. Конечно, Степан Парамонович мог бы уступить царю, избежать своей смерти, но для него честь семьи оказалась дороже. На примере этого героя Лермонтов показал настоящий русский характер простого человека чести - сильного духом, непоколебимого, честного и благородного.)

5. Н. Гоголь «Тарас Бульба». (Остап достойно принял смерть).

6. В.Распутин "Уроки французского". (Мальчик Вова с честью выдерживает все испытания ради того, чтобы получить образование, стать человеком)

6. А. Пушкин «Капитанская дочка». (Швабрин - яркий пример человека, потерявшего достоинство. Он полная противоположность Гриневу. Это человек, для которого понятия чести и благородства вовсе не существует. Он шел по головам других, переступая через самого себя в угоду своим сиюминутным желаниям. Народня молва гласит: "береги платье снову, а честь смолоду". Однажды запятнав честь, ты вряд ли когда-нибудь сможешь восстановить свое доброе имя. )

7 Ф.М.Достоевский "Преступление и наказание" (Раскольников - убийца, но бесчестный поступок основывался на чистых помыслах. Что это: честь или бесчестие?)

8. Ф.М.Достоевский "Преступление и наказание". (Соня Мармеладова продавала себя, но делала это ради семьи. Что это: честь или бесчестие?)

9. Ф.М.Достоевский "Преступление и наказание". (Дуню оклеветали. Но её честь была восстановлена. Честь легко потерять.)

10.Л.Н.Толстой "Война и мир" (Став обладателем большого наследства, Безухов с его честностью и верой в доброту людей попадает с в сети, расставленные князем Курагиным. Его попытки завладеть наследством провалились, тогда он решил получить деньги другим способом. Он женил юношу на своей дочке Элен, у которой не было никаких чувств к мужу. В добродушном и миролюбивом Пьере, узнавшем о измене Элен с Долоховым, закипел гнев и он вызвал Фёдора на битву. Дуэль показала храбрость Пьера. Таким образом, на примере Пьера Безухова Толстой показал качества, которые вызывают уважение. А жалкие интриги князя Курагина, Элен и Долохова принесли им только страдания. Враньё, лицемерие и подхалимство никогда не приносят настоящего успеха, но зато могут запятнать честь и потерять достоинство человека.)

11.

12.

Эпиграфы: о чести

1. Честь нельзя отнять, ее можно потерять.
(А. П. Чехов)

2. Честь - это внешняя совесть, а совесть - это внутренняя честь.
(Артур Шопенгауэр)

3. Честь и собственное достоинство - сильнее всего.
(Ф. М. Достоевский)

4. Честь дороже жизни.

Шиллер Ф.

5. Истинная честь не может терпеть неправду.

Филдинг

6. Сохранять честь - значит оставаться человеком.

10.

Эпиграфы о бесчестии

1. Бесчестный человек готов на бесчестное дело.

Пословица

2. Каждая нечестность - шаг к бесчестью.

В. Синявский

3. Бесстыдство - терпеливость души к бесчестию во имя выгоды.
Платон

Возможные тезисы:

1. Сохранять честь - значит оставаться человеком в любой ситуации.

2. О чести человека можно судить не только по самоуважению, но и по отношению к другим людям.

3. Человеку, который дорожит своей честью, не страшна даже смерть.

4. Некоторые люди предпочитают смерть бесчестию.

5. Честь и отвага - неразделимые понятия.

6. Честь и достоинство - неразделимые понятия.

7.Только сильный духом человек способен сохранить свою честь в любой ситуации.

8 Человек, уважающий себя, может отдать жизнь за свою честь.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

Пример сочинения №1:

Пишу Вступление:

Честь… Что же это такое? Честь - моральные качества человека, его принципы, достойные уважения и гордости, это высокая духовная сила, которая способна удерживать человека от подлости, предательства, лжи и трусости. Для большинства из нас состояние утраченной чести (бесчестия) – это тяжёлая боль в душе, так как именно такое состояние нарушает нашу духовную связь другими людьми, с обществом. Без чести нет у человека настоящей жизни.

Пишу Основную часть сочинения

Классики мировой художественной литературы, в том числе и русской, создали немало произведений, где рассказывается о таких героях, которые по-разному относятся к понятию чести и достоинства. Так, в романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка» проблеме чести уделяется самое серьёзное внимание. Автор показывает двух русских офицеров- Гринёва и Швабрина. Пётр Андреевич Гринёв-человек чести и долга, а вот Швабрина таким назвать нельзя. Почему же так происходит? Жизнь часто испытывает людей, ставит их перед выбором. Как быть, что делать в конкретных ситуациях? Поступить по чести и по совести или прийти к бесчестию?

В родительском доме Пётр получил здоровые начала в жизни, его моральные качества и жизненные принципы достойны уважения. Отец, провожая Петра на службу, дал ему наказ о том, чтобы служил честно и помнил, что для человека честь-это самое главное. Молодой офицер помнит отцовскую заповедь «Береги честь смолоду». Гринёву присущи благородство и верность. Честь и долг для русского офицера являются смыслом жизни. Он отказался служить Пугачёву, объяснил это тем, что давал присягу служить государыне-императрице. Пётр Андреевич держится смело, честно, ведёт себя достойно. Пугачёв оценил Гринёва как человека чести. И мы видим, что путь чести – очень трудный, но правильный в жизни.

А Швабрин? Он тоже русский офицер. Но какой? У Швабрина отсутствуют чувства долга и человеческого достоинства. Нарушив воинскую присягу, перешёл на сторону Пугачёва, ползал в ногах у самозванца, вымаливал прощение. Он предал Родину, своего сослуживца Гринёва, принёс столько страданий Маше Мироновой, которая отвергла его любовь. А это и есть настоящее бесчестие. Перечитывая страницы романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка», мы начинаем отчётливо понимать, что «честь с мундиром не выдаётся. Честь- это нравственная начинка», что бесчестие ведёт к краху человеческой личности.

В романе «Дубровский» А. С. Пушкин показывает двух помещиков, старых друзей- Кирилу Петровича Троекурова и Андрея Гавриловича Дубровского. Что значит честь для каждого из них? Долгое время единственным человеком, к которому Троекуров относился с почтением и уважением, был его сосед из Кистенёвки-Дубровский. Старые друзья поссорились Оба помещика имели вспыльчивый характер, оба гордые. Троекуров поддерживал это состояние в себе сознанием богатства и власти. А Дубровский-осознанием древности своего рода и дворянской чести. Случай на псарне показывает Дубровского как человека гордого, который обладает чувством собственного достоинства. Троекуров своими предпринятыми действиями довёл бывшего друга до умопомешательства и смерти. Такие поступки разрушают личность.

Перечитывая роман А. С. Пушкина «Дубровский», я задумываюсь над тем, что честь-это главный стержень человека, его нравственный хребет, когда судьёй поступков и действий человеческих становится совесть, которая является и лучшим нашим контролёром.

Пишу заключение.

Итак, рассуждая по проблеме чести и бесчестия, вспоминая страницы двух романов Александра Сергеевича Пушкина, я прихожу к выводу о том, что понятие чести никогда не устареет, так как именно честь помогает человеку жить, быть на высоте, помогает сделать правильный нравственный выбор, осуществлять духовную связь с людьми, с обществом. А это немало в человеческой жизни. И очень хочется надеяться на то, что и в наше время среди моих современников будет как можно больше людей, для которых понятие чести никогда не потеряет своей высокой значимости.