Государство

Социальные и философские истоки бунта Раскольникова. Сочинение

Вот бог поверженный лежит -

Он пал, и низко пал.

Мы для того и строили

Повыше пьедестал.

Фрэнк Герберт

Роман "Преступление и наказание" был написан в 1866 году. Шестидесятые года девятнадцатого века были очень бурными не только в политическом плане, но и в области мышления: рушились вековые моральные устои общества. Очень широко проповедовалась теория Наполеонизма. Молодые люди думали, что им позволено всё. "За одну жизнь - тысячи жизней, спасённых от гниения и разложения. Одна смерь и сотня жизней взамен - да ведь тут арифметика!". Конечно, в реальной жизни никто никого не убивал, а только думал об этом - в шутку. Достоевский довёл эту теорию до апогея, чтобы посмотреть, что получилось. А получилось вот что: несчастный, не понимающий своей ошибки, одинокий человек, мучающийся духовно и физически. Таким нам предстаёт Раскольников.

Если обратиться к воспоминанию Раскольникова о детстве (сон), то мы видим доброго, чувствительного мальчика, который пытается спасти умирающую лошадь. "Слава богу, это только сон! Но что это? Уж не горячка ли во мне начинается: такой безобразный сон!" - говорит Раскольников, проснувшись. Он уже не может представить себя таким, для него этот мальчуган - "тварь дрожащая, вошь". Но что так изменило Раскольникова? Причин множество, но их можно свести к нескольким, более общим.

Первой, наверное, назовём время, в котором жил Раскольников. Сама эта пора подталкивала к переменам, протестам, бунтам. Наверное, каждый молодой человек тогда (да и сейчас!) считал себя спасителем мира. Время является первопричиной действий Раскольникова.

Второй причиной стоит назвать город Петербург. Вот что пишет о нём Пушкин:

Город пышный, город бедный,

Дух неволи, стройный вид,

Свод небес зелёно-бледный,

Скука, холод и гранит.

В "Преступлении и наказании" Петербург - город-вампир. Он пьёт жизненные соки из людей, которые туда приезжают. Так случилось и с Раскольниковым. Когда он только приехал учиться, он ещё оставался тем славным мальчиком из детства. Но проходит время, и гордо поднятая голова опускается всё ниже и ниже, город начинает душить Раскольникова, ему хочется вздохнуть полной грудью, но он не может. Интересно, что за весь роман Петербург только однажды предстаёт перед Раскольниковым частичкой своей красоты: "Необъяснимым холодом веяло на него от этой великолепной панорамы; духом немым и глухим полна была для него эта пышная картина..." Но величественный вид Исаакиевского собора и Зимнего дворца нем для Раскольникова, для которого Петербург это его каморка - "шкаф", каморка - "гроб". Именно Петербург во многом повинен в романе. В нём Раскольников становится одиноким и несчастным, в нём он слышит разговор офицеров, в нём, наконец, живёт виноватая в своём богатстве старушка.

Покопавшись в основных социальных причинах бунта, стоит взяться за философские и психологические. Здесь первой стоит назвать, конечно, характер Раскольникова: гордый, даже тщеславный, независимый, нетерпеливый, самоуверенный, категоричный... да мало ли можно подобрать определений? Из-за своего характера Раскольников попал в такую яму, из которой мало кто сможет выбраться...

Когда Раскольников только разрабатывал свою теорию, он, ещё не подозревая, уже относил себя к Людям с большой буквы. Дальше - больше. Находясь в постоянном одиночестве, он только и делал, что думал. Так, он сам себя обманывал, убеждал в том, чего нет. Интересно, что в начале он оправдывает себя, как и многие молодые люди, благородной целью помочь другим. Но после совершения преступления Раскольников понимает, что убил-то он не для помощи другим, а для себя. "Старуха была только болезнь... я переступить поскорее хотел... Я не человека убил, а принципы убил. Принципы убил, а переступить-то не переступил, на этой стороне остался", "...мне надо было узнать тогда, и поскорей узнать, вошь ли я, как все, или человек?.. Тварь ли я дрожащая или право имею..." Интересно также, что Раскольников до самого конца считал себя единственно правым. "Ничего, ничего не поймут они, Соня, и недостойны понять", "...может, я ещё человек, а не вошь и поторопился себя осудить. Я ещё поборюсь".

Близкие Раскольникова понимали его лучше, чем он - сам себя. "Ведь он никого не любит; может, и никогда не полюбит!" - говорит Разумихин. "А шельма, однако ж, этот Раскольников! Много на себе перетащил. Большою шельмой может быть со временем, когда вздор повыскочит, а теперь слишком уж жить ему хочется", - говорит Свидригайлов."Я вас почитаю за одного из таких, которым хоть кишки вырезай, а он будет стоять да с улыбкой смотреть на мучителей, - если только веру иль бога найдёт. Ну, и найдите, и будете жить", - говорит Порфирий Петрович. "Она [Соня] знала к тому же его тщеславие, заносчивость, самолюбие и неверие".

Неверие. Именно этим словом хочет и обосновать поступок Раскольникова Достоевский. Об этом свидетельствует Соня, "персонаж номер два", истинно верующая и живущая этим, поднявшаяся за счёт этого много выше, чем Раскольников. Об этом говорит и фамилия главного персонажа. Об этом свидетельствуют многочисленные намёки и "раскавыченные" цитаты из Священного Писания, скрытые евангельские образы. Ведь Бог означает не просто веру во что-то сверхъестественное, но и присутствие минимальных моральных устоев. А это так необходимо в эпоху перемен и бунтов, чтобы удержать человека на плаву, не сбить с "пути истинного"!

"Если существо уже стало кем-то, оно умрёт, но не превратится в собственную противоположность", "между людьми и богами нет резкой грани: люди становятся богами, а боги превращаются в людей" - эти строчки были написаны много позже, и это доказывает, что в какое бы время мы ни жили, темы для романов остаются одни и те же: где проходит граница между fas и nefas (дозволенное и недозволенное).

При подготовке данной работы были использованы материалы с сайта http://www.studentu.ru

Социальные и философские истоки бунта Раскольникова. В центре внимания Ф. М. Достоевского - страшная действи­тельность России середины XIX века, с ее нищетой, бесправием, угнетением, подавлением, растлением личности, задыхающейся от сознания своего бессилия и бунтующей. Таким героем в романе «Преступление и наказание» является Ракольников.

Провидчески предугадал великий писатель появление бунтарс­ких идей, взрывающих старые представления и нормы поведения людей. Такой была идея, которую в долгих муках выносил Расколь­ников. Его задача - встать над миром, добиться «власти над всем людским муравейником». «Тварь ли я дрожащая» или «право имею» - такова мучительная дилемма, стоящая перед героем. Убийство старухи-процентщицы становится способом разрешения всех про­тиворечий.

Каковы же социальные истоки такого образа мыслей? Достоев­ский, представляя своего героя, сразу, на первой странице, говорит о его социальном положении. Молодой человек выходит не из ком­наты, а из коморки, которую в дальнейшем автор сравнивает с шка­фом, сундуком, гробом, описывает ее убожество, подчеркивая край­нюю нищету ее обитателя: «он был задавлен бедностью», как пи­шет Достоевский.

Об истоках бунта Раскольникова в символической форме рассказывает сон о забитой лошади, который он видит перед пре­ступлением. Во-первых, этот протест против убийства, бессмыс­ленной жестокости, сочувствия чужой боли. Все это свидетель­ствует о тонкой, ранимой душе героя. Во-вторых, сон восприни­мается как сражение существующих порядков. Несправедлива жизнь, груба, жестока, ее хозяева-седоки погоняют несчастных забитых кляч.

Философию Раскольникова автор прямо соотносит с деятель­ностью Наполеона. Именно в нем часть молодежи начала XX века находила пример яркой личности, поднявшейся из низов к верши­нам власти. «Я хотел… Наполеоном сделаться», - говорит Расколь­ников Соне. Наполеон близок Раскольникову способностью идти по трупам своих соплеменников ради самоутверждения. Кроме того, у философии Раскольникова есть источник и более близкий. Силь­ная натура героя с молодой нетерпеливостью ринулась в крайность отрицания, ибо надо было «сейчас же, и поскорее» решиться «хоть на что-нибудь». Разум Раскольникова отрицает безобразное уст­ройство человеческих отношений, а заодно и все другие стороны жизни. Он готов счесть «подлецами» весь род человеческий и исхо­дя из этого совершать свои поступки.

Да, это нигилизм, но даже не в базаровских размерах, а в самом крайнем своем развитии, нигилизм трагический. В отрицании Рас­кольников идет до последней точки - до решения совершить по­ступок на деле, а не на словах отрицающий эту жизнь.

Идея, ложная в своей основе, развенчивается изнутри - через страдания несчастного. Раскольников понимает, что путем преступ­ления ничего нельзя изменить. Роман написан так, что все собы­тия не только поражают читателя, но и убеждают своей большой и трагической правдой.

Сочинения по литературе: Социальные и философские истоки бунта родиона раскольникова

Ф. М. Достоевский сказал однажды, что произведения Н. В. Гоголя «давят ум глубочайшими непосильными вопросами, вызывают в русском уме самые беспокойные мысли». Мы можем с полным правом отнести эти слова к произведениям самого Достоевского, которые пронизаны беспокойными и беспокоящими мыслями. «Преступление и наказание» - это роман о России, переживающей эпоху глубоких социальных и нравственных потрясений. Это роман о герое, вместившем в свою грудь все страдания, боли и раны своего времени.

«Герой современности» - Родион Раскольников - молодой человек, наделенный от природы умом, способностью к состраданию, и потому так остро воспринимающий страдания и боль других, болезненно реагирующий на проявления несправедливости и подлости человеческой. Скитаясь по Петербургу, Родион видит страшные сцены отчаяния, унижения, опустошения и озлобленности людей, муки тех, кто действительностью, основанной на власти денег, обречен на нищету, пьянство и, в конечном итоге, гибель. Герой романа готов стать в определенном смысле мстителем за обездоленных и униженных.

Из письма матери Родион узнает о домогательствах Свидригайлова в отношении его сестры и о решении Дуни выйти замуж за Лужина, чтобы только избавить его и мать от нищеты и позора. Раскольникова глубоко возмущает существующий порядок вещей, при котором жизнь покупается ценой преступления, нравственной гибели и который противоречит его мечтам о совершенстве и гармонии мира. А принять жертвы нежно любимых матери и сестры он не в состоянии. Спасение дорогих ему людей становится еще одним мотивом готовящегося преступления.

К тому же, и он сам, как и его родные, задавлен бедностью, но не хочет мириться с этим и намерен преодолеть нищету. В первую очередь, не ради себя самого, а ради своих близких и других обездоленных.

Чуткая и ранимая душа Раскольникова переполняется живой болью за человека, он глубоко уязвлен ужасом и нелепостью окружающей действительности, потому и зреет в его душе бунт, потому и рождается его идея. И потому он мучается, мечется по петербургским улицам, ведет какую-то лихорадочную, «ненормальную» жизнь: «Давным-давно как зародилась в нем вся эта теперешняя тоска, нарастала, накоплялась и в последнее время созрела и концентрировалась, приняв форму ужасного, дикого и фантастического вопроса, который замучил его сердце и ум, неотразимо требуя разрешения». Давно уже зародилась в мозгу его мысль о том, что во имя идеи, во имя справедливости, во имя прогресса может быть разрешено и даже оправдано убийство, «кровь по совести», как называет это герой романа. А посещение ростовщицы, у которой он, почти умирая с голоду, вынужден был заложить колечко - подарок сестры, только обострило эту убежденность. Старуха, наживающаяся на чужом горе, вызвала в его душе непреодолимую ненависть и отвращение. Разговор студента с офицером об этой «глупой, ничтожной, злой... и всем вредной» процентщице, случайно услышанный им в трактире, окончательно утвердил его в мысли, что на общих весах жизнь этой старушонки ничто по сравнению с тысячами других жизней. А ее деньги «обреченные в монастырь» могут спасти многих погибающих, умирающих от голода и порока. «Убить такую вредную старуху - воспротивиться злу и восстановить справедливость!» - решает Раскольников.

Олицетворением социального зла становятся для Родиона Лужин - преуспевающий, жадный и циничный делец, испорченный властью денег, воплощающий в себе пошлость и эгоизм, и

Богач Свидригайлов, развратник, преследующий беззащитных жертв (в том числе и сестру Раскольникова).

Толкает Раскольникова на преступление и его желание решить проблему этическую: можно ли, переступив закон, прийти к счастью? Оказывается, нет. После совершения преступления появляются страдания, терзания, муки. Где уж тут думать о всеобщем счастье, если и личного не достичь. Он так и говорит своей сестре: «...если б только я зарезал из того, что голоден был..., то я бы теперь... счастлив был!»

Главным и самым значимым в произведении оказывается теория, разработанная героем. Поскольку мир, который он видит вокруг себя, страшен, уродлив, и принять его, примириться с его законами невозможно и противоестественно, а в возможность излечить болезни своего «смутного» трагического времени он не верит, то единственный способ - стать выше этого «муравейника». «Обыкновенные» люди «живут в послушании» и «обязаны быть послушными». Это ненужность, принимающая любой порядок вещей. «Необыкновенные» люди - разрушители такого порядка - переступают закон. Родион хочет стать выше обычаев и морали окружающего мира, доказать, что «не тварь дрожащая», а «право имеет». Стать выше мира для Родиона Раскольникова - значит стать человеком, обрести истинную свободу, а на такое способны лишь поистине «необыкновенные» люди, единственно достойные именоваться людьми. Все бремя неприятия, бунта «гордого человека», необыкновенной личности, Раскольников возлагает на одного себя, на свою личную энергию и волю. Или послушание и подчинение или бунт - третьего, по его мнению, не дано.

Таким образом, Раскольников хочет переступить не только нравственные и социальные, но и физические законы, сковавшие человеческую природу. Но кроме главной теории герой романа выстроил и вторую, более благородную, смягчающую резкость первой. Он решил, что на похищенные у процентщицы деньги будет помогать другим людям, спасать «сотни молодых жизней» от гибели и разврата. Но его мучает вопрос: способен ли он быть настоящим человеком, имеющим право сломать, способен он лично на бунт-преступление? Сможет ли он переступить через убийство, пусть Даже и ради великой благой цели?

Таковы в общих чертах социальные и философские истоки бунта главного героя романа Ф. М. Достоевского, который, по словам автора, «сознает и судит мир и человека - в этом и обаяние его личности». Но преступление, совершенное героем романа, стало тем самым экспериментом, который сразу же показал несостоятельность его теории преступления, показал, что «тою же дорогою идя» Родион Раскольников уже «никогда более не повторил бы убийства».

Герой романа Фёдора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание» называет свое преступление «бунтом», и наша задача в том, чтобы разобраться: а против чего, собственно, бунтует Родион Раскольников?

Роман начинается с показа картины ужасающей нищеты самого героя и большинства населения Санкт-Петербурга. Шестидесятые годы девятнадцатого века - это время созревания русского капитализма, так сказать, «период первоначального накопления капитала». Экономическое положение страны в целом в связи с реформами улучшилось, но положение низших слоев общества становилось ужасающим. Перед Раскольниковым проходят картины жизни в беднейших районах города, грязь, проституция, алкоголизм... Последней теме Достоевский даже хотел посвятить отдельный роман, в черновиках упоминается его название «Пьяненькие». Именно из этого замысла выросла линия Мармеладовых. Итак, одна из причин бунта Раскольникова, безусловно, в его социальном положении. Нормальный человек без ущерба для себя долго не способен выносить такую жизнь, особенно если он чуток и видит постоянные страдания окружающих.

Во всем этом есть еще один аспект. В периоды экономических потрясений интересы большинства людей замыкаются на добывании денег, чтобы жить. На развитие духовности не остается ни сил, ни времени - семью бы прокормить. В результате нравственные принципы постепенно изглаживаются из сознания, стирается грань между добром и злом, растет преступность.

Здесь мы подходим к философским истокам бунта Раскольникова. Оправданием для него служила теория, согласно которой все люди разделяются на две категории. Первая - большинство людей, «материал», стадо, которое не должно обладать собственной волей, а только полностью подчиняется представителям второй категории. Последние, властелины, правители, обладающие истинной свободой, могут разрешать себе даже пролитие крови «по совести». Они имеют право перекраивать законы, изменять мир, они - великие и, проливая кровь, считаются не преступниками, а благодетелями.

Теория не нова. Все революции, все террористические акты строились именно на ней. Последние, вошедшие в моду как раз в шестидесятых годах девятнадцатого века, были иллюстрацией разрешения себе крови «по совести». Раскольников бунтует против страданий - это можно понять и простить. Но его теория - не только бунт жалости против боли, но и бунт неимоверной гордыни против всех божественных и человеческих законов, это бунт против существования черты, разделяющей Добро и Зло. В пример себе Раскольников ставит Наполеона, человека, безусловно, великого, но которого особенным благодетелем не назовешь. Подобные теории происходят от огромной жажды власти, но как показывает нам Достоевский, они несостоятельны. Автор опровергает теорию Раскольникова и логически, и нравственно. Логическое опровержение - это доводы Порфирия Петровича, а нравственное - Соня Мармеладова.

Достоевский своим романом «Преступление и наказание» показывает, что бунт против зла, выливающийся в преступление, ни к чему хорошему привести не может, и прежде чем стараться исправить мир, человек должен исправить себя.

Класс: 10 класс

Предмет: литература

Тема урока: Духовные искания интеллектуального героя и способы их выявления.

Теория Раскольникова. Истоки его бунта.

Цели уроков: расширить представление учащихся о героях романа; добиться понимания, что мир, в котором живут герои Достоевского, - мир «погибших и погибающих», вызвать у школьников чувство сострадания к «униженным и оскорбленным»; раскрыть причины зарождения теории Раскольникова, ее социальные и философские истоки; показать, какую власть над человеком может иметь теория и какой опасности подвергается герой, пытаясь ее осуществить.

Ход урока

  1. Беседа о героях романа «Преступление и наказание».

Вопросы: 1. Кто такой Родион Раскольников? Что означает его фамилия? Как она помогает понять характер главного героя?

2. Найдите в тексте выразительное описание внешности Раскольникова. Где живет герой Достоевского? С какой целью автор так подробно описывает жилище Раскольникова

3. Выделите определяющие черты характера главного героя. В чем отличие Раскольникова от предшествующих героев русской литературы?

Родион Романович Раскольников - бывший студент Петербургского юридического фа- культета. Исследователи творчества Достоевского обратили внимание на двойственность толкова- ния фамилии героя. Одно происходит от слова раскол, что означает «раздвоение», другое связано со словом раскольничество, т. е. это одержимость одной мыслью, идеей. Фамилия героя свидетельствует о глубоком расколе, происходящем в душе бывшего бедного студента Раскольникова «характеризуют горячая любовь к людям, стремление помочь всем страждущим... и совершенно дикий фанатизм в отстаивании своей античеловеческой идеи. В Раскольникове все время разум борется с чувством, в его душе идет раскол между гуманной, благородной целью (спасение человечества) и безнравственными средствами (убийство «твари дрожащей») - так пишет Н. С. Прокурова.

Достоевский рисует запоминающийся портрет своего героя. Раскольников «был замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами, темно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен... Он был до того худо одет, что иной, даже и привычный человек, посовестился бы днем выходить в таких лохмотьях на улицу... Шляпа... была высокая, круглая, циммермановская, но уже вся изношенная, совсем рыжая, вся в дырах и пятнах...» Автор подробно описывает жилище Раскольникова: «Каморка его приходилась под самою кровлей высокого пятиэтажного дома и походила более на шкаф, чем на квартиру... Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной, имевшая самый жалкий вид с своими желтенькими, пыльными и всюду отставшими от стены обоями... Мебель соответствовала помещению: было три старых стула, не совсем исправных, крошечный стол в углу... неуклюжая старая софа... когда-то обитая ситцем, но теперь вся в лохмотьях...» Но Достоевский не просто описывает каморку своего героя, он является, по мнению Н. С. Прокуровой, «большим мастером «одухотворения материи», которая выступает у него как отражение внутреннего мира героя, его мироощущения». «Мир природный и вещный не имеет ‚ Достоевского самостоятельного существования; он до конца очеловечен и одухотворен. Обстановка всегда показана в преломлении сознания, как его функция. Комната, где живет человек, есть ландшафт его души» (К. В. Мочульский). Герой Достоевского - Раскольников - сложный, противоречивый; в нем, по мнению его друга Разумихина, «два противоположные характера поочередно сменяются». Великодушный, добрый, остро воспринимающий чужую боль, Родион Раскольников вместе с тем и угрюмый, мнительный, непомерно гордый, надменный.

4. Как складывается судьба Мармеладова и его семьи?

5. Достоин ли сострадания Мармеладов? Почему он погибает?

6. Как характеризуется Катерина Ивановна в исповеди Мармеладова? Какова главная черта ее характера? (Гордость.)

7. Есть ли между Катериной Ивановной и Раскольниковым общее? (Во внешности, душевном состоянии, в сходстве теорий: можно пожертвовать одним чело- веком, чтобы спасти несколько маленьких детей.)

8. Каковы главные черты характера Сони? (Смирение, кротость, доброта.) Жизнь семьи Мармеладовых - цепь безвыходных положений. Катастрофа надвигается неумолимо. Каждая попытка избежать ее лишь обостряет ситуацию, приближает неотвратимую ги- бель. Бесконечно жаль Раскольникову Мармеладова, его больную жену и голодных детей. Он по- трясен с Сонечки Мармеладовой. Страшно, когда «уже некуда больше идти». Выход из такого жиз- ненного тупика один - смерть.

9. Какие чувства и мысли рождаются в душе Родиона Раскольникова, когда он получает письмо из дому? (Герой понимает, что судьба его матери и сестры так же драматична, как и судьба Марме- ладовых. Ощущение безысходности доводит Раскольникова до отчаяния.)

II. Беседа с учащимися по теме «Преступление Раскольникова».

Автор скрупулезно прослеживает, как развивается в душе Раскольникова мысль об убий- стве старухи-процентщицы. Достоевский подмечает «малейшие движения его души, все оттенки ее состояний... Мысль крепнет, набирает силу, идет по восходящей линии своего развития, готовясь к реализации».

Вопросы:

1. Каковы же истинные причины преступления Родиона Раскольникова? Какую из них можно считать основной?

(В. Я. Кирпотин: «Мотивы преступления Раскольникова сложны и многослойны. Прежде всего, это бедность... Во-вторых, Раскольников хочет решить для себя вопрос: кто он - тварь дрожащая или Наполеон? И наконец, в-третьих, Раскольников хочет решить проблему, можно ли, преступив законы враждебного человеку общества, прийти к счастью... Стремясь художественно доказать свою концепцию, Достоевский и выдвигает тройственный характер мотивировки преступления Раскольникова».)

2. Проследите путь героя Достоевского к преступлению.

Сжатый пересказ сцены убийства процентщицы и смиренной Лизаветы. (Часть I, гл. 6-7.) (В тетрадях можно сделать записи.)

Путь Раскольникова к преступлению:

А) душевные муки и поиски выхода из тупиковой ситуации;

Б) безмерная гордость и уверенность в своей исключительности;

В) разговор студента и офицера в распивочной;

Г) теория о «двух разрядах»;

д) случайности, подталкивающие на убийство (страшная история жизни Мармеладовых, письмо от матери, опозоренная девочка на бульваре, случайно услышанный разговор мещан с Лизаветой);

е) мысль героя - решиться хоть на что-нибудь;

Ж) Раскольников идет на преступление, разрешает себе кровь по совести». Он убивает процентщицу и Лизавету.

3. Вспомните статью Раскольникова «О преступлении». В чем суть теории Раскольникова о «двух разрядах»? К какой группе людей принадлежит сам герой?

(Вынашивая свою идею, Раскольников находит оправдание в исторических примерах, в необходимости спасти близких людей; сделать добро на деньги процентщицы. Соне он раскрывает свою душу: «Не для того, чтобы матери помочь, я убил, - вздор! Не для того я убил, чтобы, получив средства и власть, сделаться благодетелем человечества. Вздор! Я просто убил... мне надо было узнать тогда и поскорей узнать, вошь ли я, как все, или человек?.. Тварь ли я дрожащая или право имею». Раскольников убежден, что люди по природе своей «делятся на два разряда: «обыкновенные», т. е. живущие «в послушании», безропотно принимающие любой порядок вещей, и «необыкновенные», т. е. имеющие «дар или талант сказать... новое слово». Это сильные люди, Наполеоны. Все они «преступают закон», имеют право на преступление, могут разрешить себе «кровь по совести». Раскольников весь «погружен» в свою идею. Его разум поражен духом «наполеонизма». И кто-то невидимый, неизвестный ведет его к роковой черте.)

4. Почему Раскольников совершает два убийства?

(Человек, совершивший однажды преступление, способен его повторить.)

5. Что недооценил в себе Раскольников? Почему он терзается и страдает после преступления?

(Его мучает совесть. Его преступление оборачивается и духовным самоубийством. «Разве я старушонку убил? Я себя бил, а не старушонку!» Преступление, совершенное Раскольниковым, это предельное испытание идеи. Он думал убить и остаться спокойным. Но натура человека сложна, и, по выражению В. Г. Белинского, это «лабиринт неизвестности». Переступить-то Раскольников переступил, да на «этой стороне и остался». К нему приходит сознание своей ничтожности, что он, как все, - вошь, «тварь дрожащая».)

Домашнее задание:

  1. Подготовиться к беседе.
  2. Ответить на вопросы.

МБОУ Терлиг-Хаинская СОШ МР «Кызылский кожуун» РТ

Учитель: Ондар Урана Анатольевна

Класс: 10 класс

Предмет: литератур

Тема урока: «ДВОЙНИКИ» РОДИОНА РАСКОЛЬНИКОВА.

Цель урока: выяснить, кто такие «двойники» Родиона Раскольникова и как они «помогают» раскрыть характер главного героя.

Ход урока

  1. Беседа с учащимися.

Вопросы: 1. Каковы социальные и философские истоки преступления Родиона Раскольникова?

2. Объясните, в чем суть идеи Раскольникова о праве сильной личности? Ваше отношение к этой идее.

3. Почему убийству предшествует сон героя? Какова, на ваш взгляд, роль снов и видений в произведении?

4. В чем убеждает нас поведение Раскольникова во время убийства?

Теория Раскольникова антигуманна. Убийство - страшное преступление, его невозможно «рассчитать». Раскольников убивает старуху-процентщицу и вместе с ней лишает жизни добрую и смиренную Лизавету, одну из тех «униженных и оскорбленных», ради которых он и решился на преступление.

Герой Достоевского испытывает невыносимые душевные муки, страшнейшее нервное потрясение. Раскольников «терзался, мучился, припоминал, стонал, впадал в бешенство или в ужасный страх». Возникает страх не только быть раскрытым, но и чувство одиночества, разъединенности, разобщенности с внешним миром.

Художественный прием сна использует автор, чтобы выявить истинную сущность своего героя. Видения и сны помогают писателю «добраться до скрытых тайников души своих героев», - пишет Н. С. Прокурова. Можно утверждать, что именно во сне о лошади всесторонне и глубоко раскрывается натура Родиона Раскольникова.

  1. Выступления учащихся с докладами или сообщениями.

Примерные темы:

1. Лужин - подлец «по убеждению», маленький «Наполеон».

2. В чем смысл сопоставления Лужина и Раскольникова?

3. Свидригайлов и его жизненная позиция вседозволенности.

4. В чем причина самоубийства Свидригайлова?

5. Зачем Достоевский сталкивает Раскольникова с Лужиным и Свидригайловым? Лужина и Свидригайлова часто называют «двойниками» Родиона Раскольникова.

Первое впечатление Раскольникова о Лужине Петре Петровиче, что этот немолодой господин «умный и, кажется, добрый». Но поведение, отношение к людям, Дуне и ее матери убеждают, что Лужин - равнодушный, расчетливый, себялюбец с мелкой, грязной душонкой.

Он открыто проповедует эгоизм и индивидуализм. Принципы, которыми руководствуется Лужин в своих поступках, с особой убедительностью раскрываются в авторских комментариях и рассуждениях его после разрыва с Дуней. («Более всего на свете любил и ценил он добытые трудом и всякими средствами свои деньги: они равняли его со всем, что было выше его». «Возлюби прежде всех одного себя, ибо все на свете на личном интересе основано». «...куражился до последней черты».) О том, что этот грязный делец возлюбил «прежде всего одного себя», свидетельствует его холеная, щегольская внешность. «Он - нувориш, он блестел, как начищенный медный грош... Лужин только начал выходить из грязи и внешним блеском старался подчеркнуть свое новое богатство... его душу поразил грех гордыни, самовозвеличивания, самолюбования», - пишет исследователь творчества Ф. М. Достоевского Н. С. Прокурова.

Лужин живет по принципу: «все дозволено», ничего святого в его душе нет. Действия Лужина безукоризненны с точки зрения господствующих законов и морали «сильных мира». Для достижения своих эгоистических целей он готов «преступить все препятствия». В этом теория Лужина схожа с теорией Раскольникова.

Аркадий Иванович Свидригайлов - сложный и противоречивый герой романа. (Фамилия происходит от немецкого корня geil, что означает сладострастный», «похотливый»). Его прототипом считается уголовник Омской тюрьмы Павел Аристов, надменный и жестокий.

Свидригайлов - помещик, далекий от всяких моральных принципов. На его совести не од- на загубленная жизнь («самоубийство» девочки, гибель дворового человека Филиппа, неожиданная и загадочная смерть жены Марфы Петровны). Циничный и развратный, он совершенно спокойно рассказывает о своих гнусных похождениях. Узнав тайну Раскольникова, не осуждает, не возмущается, наоборот, успокаивает и подбадривает его, «на путь истинный наставляет». Свидригайлов не видит в преступлении никакой трагедии. При встрече с Раскольниковым Свидригайлов улавливает в состоянии его души «какую-то отправную точку», нечто общее с собой.

Основные черты Свидригайлова - вседозволенность, равнодушный цинизм, безграничное сладострастие.

Роль Свидригайлова в романе велика: сблизив Раскольникова и Свидригайлова, предоста- вив им возможность общаться, автор, по мнению Н. С. Прокуровой, позволил главному герою «по- лучше вглядеться в фигуру Свидригайлова и, увидев всю низость и мерзость его души, содрогнуться при мысли о том, что он и Свидригайлов теперь - «одного поля ягоды».

Однако иногда Свидригайлов совершает и добрые дела «от скуки» (дает деньги на похороны Екатерины Ивановны, устраивает детей Мармеладова в приют, восстанавливает доброе имя Дунечки.) Можно предположить, что потенциально Свидригайлов - человек совести. В редкие минуты «пробуждения и просветления» он спешит делать благородные поступки. Но... его испортило, извратило общество.

Встреча Свидригайлова и Дунечки, их нравственный поединок - одна из самых захватывающих сцен романа. Отступил герой перед душевной силой Дунечки, перед своей любовью к ней. И не осталось в жизни его ничего другого, кроме смерти. Он уходит из жизни опустошенным. Его смерть - результат последовательного освобождения себя «от всех преград». Достоевский убежден и убеждает читателя, что без веры в добро, истину, без цели в жизни жить нельзя.

В чем смысл сопоставления Раскольникова с Лужиным и Свидригайловым? Все эти герои эгоисты, самоутверждающиеся за счет других. Сталкивая их, автор опровергает теорию Раскольни- кова о праве сильной личности. «В то же время отношение Раскольникова к Лужину и Свидригайлову убеждает, что он испытывает отвращение к «сильным мира сего», - пишут И. В. Золотарева и Т. И. Михайлова. Раскольников не может принять мир людей, живущих по его же теории.

Домашнее задание (по группам).

1. История жизни Р. Раскольникова и Сони Мармеладовой.

2. Поединки Раскольникова с Порфирием Петровичем.

часть VI, главы 5-6,

часть V, глава 2.

  1. Финал романа. Каково место Сони в раскрытии образа Раскольникова?

МБОУ Терлиг-Хаинская СОШ МР «Кызылский кожуун» РТ

Учитель: Ондар Урана Анатольевна

Класс: 10 класс

Предмет: литература

Тема урока: НАКАЗАНИЕ ЗА ПРЕСТУПЛЕНИЕ. ВОЗРОЖДЕНИЕ ДУШИ РАСКОЛЬНИКОВА

Цели урока: раскрыть перед учащимися сложный внутренний мир Раскольникова, его нравственные муки; рассказать о психологическом поединке Порфирия Петровича с Раскольниковым выяснить, что заставило главного героя сделать «явку с повинной»; помочь учащимся осмыслить финал романа; показать начало нравственного возрождения Раскольникова через веру и любовь.

Ход урока

  1. Беседа о главном герое романа.

Вопросы: 1. Кто такой Родион Раскольников? Выделите определяющие черты характера главного героя.

В чем суть философии Раскольникова? В чем сомневается герой, идя на преступление?

(Суть философии Родиона Раскольникова:

Человек и общество преступны, поэтому понятия «преступление» не существует;

Страстное желание Раскольникова помочь людям; в жестоком мире можно действовать, не выбирал средств;

Трансформация желания помочь обездоленным в желание проверить, кто же он сам;

Теория, разделяющая людей на две категории. Статья Раскольникова «О преступлении»;

Соединение протеста против несправедливого мира с теорией сильной личности;

Теория овладевает Раскольниковым, избавиться от нее можно. только проверив на деле. т. е. совершив преступление.

  1. С какой целью Достоевский сталкивает Раскольникова с разными людьми?

(С «сильными мира», матерью, сестрой, Мармеладовым, другом Разумихиным.)

4. Главное место в произведении занимает рассказ о наказании преступника. Когда начинается наказание? В чем оно заключается? Справедливо ли оно?

5. Почему, на ваш взгляд Достоевский сделал преступником не злодея и хищного приобретателя, а искреннего страдальца, героя с добрым сердцем?

Наказание Раскольникова начинается еще до преступления. Душевные муки, страдания, превратившиеся в настоящую пытку, усугубляются в момент убийства и многократно увеличиваются после него.

Муки совести Раскольникова, сознание своей ничтожности, понимание бессмысленности совершенного преступления, крушение теории изображены с такой силой, что вместе с героем мы испытываем и страх, и отчаяние. Особенно тяжело было Раскольникову при встрече с родными людьми - матерью и сестрой Дунечкой.

Для Достоевского важно показать, что если на путь преступления становится человек чуткий ко всем скорбям людским, честный и добрый, он неизбежно приносит только зло себе и другим. Ложный путь, избранный Родионом Раскольниковым, ведет к нравственным и безысходным страданиям, к духовной смерти.

  1. Работа над содержанием романа.

МБОУ Терлиг-Хаинская СОШ МР «Кызылский кожуун» РТ

Учитель: Ондар Урана Анатольевна

Класс: 10 класс

Предмет: литература

Тема урока: Значение образа Сони Мармеладовой в романе

Цель: показать, в чем видит писатель источник обновления жизни, как решает вопрос, что делать, чтобы изменить существующий миропорядок; рассмотреть сцены, в которых звучит протест писателя против бесчеловечности общества.

Ход урока

  1. Организационный момент
  2. Проверка домашнего задания

Учащиеся рассказывают сжатый пересказ текста.

  1. Работа по теме

В романе «Преступление и наказание» две правды: правда Раскольникова и правда Сони. Но истинна одна правда, другая - ложна.
Чтобы понять, где истина, нужно сравнить этих героев, в судьбе которых много общего.

Соня

Раскольников

Кроткая, добрая

Гордый нрав, оскорбленное, униженное самолюбие

Спасая других, берет на себя тяжести греха. В духовном плане - мученица

Пытаясь доказать свою теорию, совершает преступление. В духовном плане - преступник, хотя берет на себя грех всего человечества. Спаситель? Наполеон?

Рассказ о ее поступке в кабаке в самой разнузданной обстановке

Знамение для Раскольникова. Жить, жертвуя собой, - это оправдание его предчувствий

Живет, исходя из требований жизни, вне теорий

Теория рассчитана безукоризненно, но человек не может переступить через кровь, спасая людей. Итог - тупик. Теория не может учесть все в жизни

Полуграмотна, плохо говорит, читает только Евангелие

Образован, хорошо говорит. Свет разума заводит в тупик

Божественная правда - в ней. Она выше духовно. Не сознание делает человека, а душа

В нем правда ложная. В рай ценой чужой крови попасть нельзя

У нее есть смысл жизни: любовь, вера

У него нет смысла жизни: убийство - это бунт для себя, индивидуалистический бунт

Работая на уроке, следует остановиться на двух эпизодах романа, изображающих разговоры Раскольникова с Соней, - ч. 4, гл. 4 и ч. 5, гл. 4.
- Почему Раскольников выбрал в собеседники именно Соню? (И Соня, и Раскольников переступили нравственные законы общества ради других. Но Соня сделала это ради конкретных людей, «убив себя», а Раскольников - ради абстрактного человечества, «убив других». Поэтому Соня - нравственный ориентир автора.)
Анализ первого эпизода (ч. 4, гл. 4)
1. Докажите, что во время первой встречи Раскольников «проверяет Соню на прочность». (Раскольников, выбрав Соню, считал, что у них много общего: он, убив старуху, совершает бунт; она, убив себя, приносит жертву. Он проверяет, до каких пор «простирается Сонино терпение, должна же и она взбунтоваться».)
2. Проследите, как Раскольников пытается сломить Соню. Покажите, что он в этом эпизоде выступает как змей-искуситель. (Раскольников говорит Соне:
- Знаю «и про то, как вы в 6 часов пошли».
- «Катерина Ивановна ведь вас чуть не била».
- «А с вами что будет?»
- «Катерина Ивановна в чахотке, в злой, она скоро умрет».
- «А коли вы теперь заболеете».
- «Дети на улицу всей гурьбой пойдут».
- «С Полечкой, наверно, то же самое будет».)
3. Каков результат первого разговора Раскольникова и Сони? (Результат этого мучительного разговора: Соня не бунтует, а только надеется на Бога. Раскольников чувствует ее силу. Отсюда - его понимание Сони: «ненасытимое страдание», «всему страданию человеческому поклонился», «юродивая» - святая.)
4. Почему Раскольников заставляет Соню читать Евангелие? (Раскольников не случайно заставляет Соню читать Евангелие, каждый из них вкладывает свой смысл в это чтение. В сцене «Воскресение Лазаря» - два героя: Лазарь и Иисус. Это сцена веры в Воскресение. А в системе образов романа тоже два героя: Соня и Раскольников. Соня ставит и себя, и Раскольникова на место Лазаря - это надежда на воскресение. Поэтому она сначала не хотела читать. Это для нее слишком личное, сокровенное. Раскольников ставит и себя, и Соню на место Иисуса: он взял на себя право распоряжаться жизнью людей, а Соня - святая, мученица.)
5. Как в лексике эпизода отражается состояние героя, сила и слабость, как постепенно оно меняется? (Если выписать опорные слова, станет ясно, что слабость Сони постепенно сменяется силой, которую она черпает в вере, а сила Раскольникова сменяется нерешительностью и неуверенностью.)
Анализ второго эпизода (ч. 5, гл. 4)
1. Зачем Раскольников приходит к Соне второй раз? (Раскольников приходит к Соне, чтобы сознаться в убийстве. Он чувствует ее нравственную силу и поэтому считает, что она выдержит.)
2. Докажите, что Раскольников хочет спровоцировать Соню на бунт. С каких позиций Соня оценивает преступление Раскольникова? (Раскольников начинает с проверки своей теории, пытаясь опять спровоцировать Соню на бунт. Но она понимает все с позиций народной нравственности. На Руси преступников считали несчастными, так как они нарушили божеские заповеди.)
3. Докажите цитатами, что Раскольников меняет свои убеждения, а Соня остается верна своей нравственной позиции.

4. Что в разговоре с Соней заставляет Раскольникова понять ложность своей теории? (Соня не может понять причины, побудившие Раскольникова пойти на убийство. Можно понять, если человек голоден, если он хочет помочь матери, но ради какой-то идеи - понять сложно. Раскольников понимает вздорность своей теории: «Все вздор». Но отказаться от нее он не готов: «Я в каторгу-то, может, и не хочу».)
5. Как анализ лексики эпизода помогает понять его смысл? (Наблюдая за лексикой, можно проследить, как постепенно слабость Сони превращается в силу, а Раскольников теряет всю свою уверенность.)

  1. Итог урока.

Образ Сони - один из важнейших в романе. Соня - нравственный ориентир автора, символ самоотрицания и жертвенности. Героиня противопоставила уму Раскольникова душу и сердце, она оказалась сильнее его в нравственном плане. Именно Соня спасает героя, ведет его к вере через любовь и надежду.

Домашнее задание

  1. Ответить на вопрос: «В чем правда Сони?»

МБОУ Терлиг-Хаинская СОШ МР «Кызылский кожуун» РТ

Учитель: Ондар Урана Анатольевна

Класс: 10 класс

Предмет: литература

Подготовка к домашнему сочинению по роману «Преступление и наказание»

Цели: обобщить знания учащихся; дать рекомендации по разработке плана к выбранной теме сочинения; развивать мышление и речь учащихся.

Ход урока

  1. Выбор и обсуждение темы сочинения

Примерные темы:

1. Ф. М. Достоевский - мыслитель, художник и человек.

2. «Человек - целый мир...» (Ф. М. Достоевский) (По роману «Преступление и наказание».)

3. «Я не хочу и не могу верить, чтобы зло было нормальным состоянием людей...» (Ф. М. Достоевской).

4. Идея Раскольникова и ее проверка в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».

5. В чем истинная трагедия Раскольникова?

6. Мир «униженных и оскорбленных» в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».

7. Тема гордости и смирения в романе Ф. М. Достоевского.

8. В мире «деловых» людей. (По роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».)

9. Лужин, Свидригайлов и Порфирий Петрович как психологические двойники Раскольникова. Анализ эпизода из романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».

10. Признание Раскольникова в преступлении. (Часть VI, глава 8.)

II. Разработка плана сочинения

Составление плана к сочинению на тему «Мир униженных и оскорбленных в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»»

План.

  1. Суровая правда в изображении безысходности жизни обездоленных людей.