1. Охарактеризуйте различные формы организации музыкальной деятельности детей.
2. Каковы особенности педагогического руководства в каждой организационной фоке?
3. Опишите особенности различных видов музыкальной деятельности в зависимости от организационных форм.
4. Приведите примеры тематических бесед-концертов.
Глава XII ЗАНЯТИЯ
§ 1. ВИДЫ МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИИ
Занятия делятся на индивидуальные, по подгруппам и фронтальные в зависимости от числа участвующих в них детей. Индивидуальные занятия и по подгруппам проводятся с детьми раннего и младшего дошкольного возраста, когда малыши еще не могут выполнять задания коллективно. Этот вид занятий применяется и в других группах, чтобы уделить внимание развитию каждого ребенка.
Фронтальные занятия проводятся со всей группой детей. В них представлены все виды музыкальной деятельности: восприятие, исполнительство, творчество, музыкально-образовательный вид.
Типовое занятие включает в себя все виды музыкальной деятельности.
В доминантном какой-либо вид музыкальной деятельности преобладает. Вариант доминантного занятия - выстраивание его содержания для развития отстающей у ребенка музыкальной способности. В подобном случае доминируют те виды деятельности, которые могут ее развить. Используется этот вид занятий на занятиях фронтальных, индивидуальных и по подгруппам.
На тематическом занятии выбирается одна тема, объединяющая все виды музыкальной деятельности. Тематическое занятие также может быть фронтальным, индивидуальным и по подгруппам.
Комплексное занятие содержит различные виды искусства, виды художественной деятельности. Оно бывает фронтальным, проводится со всей группой детей.
Педагогу необходимо варьировать виды занятий в зависимости от возраста детей, уровня их музыкального развития. Рассмотрим подробно содержание всех видов занятий.
§ 2. ЗАНЯТИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ И ПО ПОДГРУППАМ
Детей принимают в дошкольные учреждения с полутора лет. В этом возрасте ребенок нуждается в особом внимании взрослого. Он еще не способен согласовывать свои действия с действиями окружающих; поэтому музыкальные занятия проводятся в индивидуальной форме два раза в неделю, продолжительность занятия 5-10 минут.
В 1,5-2 года малыши уже свободно ходят, бегают, начинают овладевать речью, но у них еще нет опыта общения с другими детьми.
Педагог следит за проявлениями каждого ребенка, стремится вызвать у него эмоциональную отзывчивость на музыку разного характера, сосредоточение на ее звучании, желание подпевать, двигаться.
Особенностью типового занятия в группах раннего возраста является слитность всех разделов, объединение различных видов музыкальной деятельности (слушание, пение, музыкально-ритмические движения).
Ребенок слушает музыку и реагирует на ее характер движениями, одновременно он может подпевать взрослому без слов, помахивая в такт музыке игрушкой.
Репертуар содержит народные песенные и плясовые мелодии, произведения современных композиторов (песни, игры, пляски). Нужно всегда помнить, что уже в этом возрасте следует разнообразить музыкальные впечатления дошкольников. Они должны накапливать опыт слушания и классических произведений, как созданных композиторами специально для детей, так и коротких произведений или небольших фрагментов классической музыки разных времен, близкой детям по эмоционально-образному содержанию.
Важно вызвать у ребенка радость общения с музыкой, соответствующие ее характеру эмоциональные проявления, внимание, интерес. Повторяемость репертуара помогает этому, так как знакомые мелодии воспринимаются с большим удовольствием. Чтобы усилить эмоциональную реакцию детей, применяется сопоставление контрастных произведений (например, колыбельная - плясовая).
Для формирования устойчивого положительного отношения к музыке в этом возрасте широко используются игровые приемы, игрушки, атрибутика.
Ведущий вид музыкальной деятельности, объединяющий занятие,- восприятие музыки, которое включает простейшие движения, игровые действия детей, подпевание.
Педагог должен поощрять малейшие музыкальные проявления малышей, одобрять их действия, согласующиеся с музыкой, тактично поправлять ошибки. Большое значение имеют тон общения взрослого с детьми, внимательное, заботливое отношение к ним. Как уже говорилось, индивидуальные занятия проводятся не только с детьми раннего возраста, но также во всех возрастных группах. Это вызвано, с одной стороны, тем, что дети развиваются неодинаково, их музыкальные проявления индивидуальны; с другой стороны, спецификой обучения некоторым видам музыкальной деятельности, предполагающим контакт с каждым ребенком в отдельности (игра на музыкальных инструментах, некоторые виды музыкально-ритмических движений).
По содержанию индивидуальные занятия бывают преимущественно доминантными. Преобладать может не только один из видов деятельности (чтобы подтянуть ребенка или развить его склонности). Занятие может быть направлено на развитие какой-либо музыкальной способности. В этом случае оно включает различные виды музыкальной деятельности. Например, для совершенствования чувства ритма педагог использует не только музыкально-ритмические движения, но и другие виды деятельности детей (пение, воспроизведение ритмического рисунка на музыкальных инструментах), которые тоже развивают эту способность.
Если занятие объединено темой, взятой из жизни, или собственно музыкальной темой, оно носит тематический характер.
В индивидуальных занятиях нуждаются не только отстающие дети, но и опережающие в развитии своих сверстников. Педагог должен помнить: ориентир на «подравнивание» к среднему уровню отрицательно сказывается на развитии способных и одаренных детей. Усреднение требований снижает и уровень развития всех остальных детей, так как лишает их возможности догнать опережающих сверстников.
Индивидуальные занятия полнее выявляют возможности ребят, раскрывают музыкальные способности. Занятия с отстающими детьми позволяют найти причину задержки в развитии. Часто она сокрыта в личностных качествах ребенка - излишняя застенчивость, отсутствие веры в свои силы. Иногда ребенок отстает в развитии каких-либо навыков в отдельном виде деятельности. Доминантные занятия с преобладанием именно этого вида помогут ребенку преодолеть трудности.
Индивидуальные качества некоторых детей порой являются причиной неудач совместной деятельности, например низкий диапазон голоса не позволяет им петь чисто в более высоком регистре. В таких случаях на индивидуальных доминантных занятиях педагог транспонирует песни в удобный для ребенка диапазон и постепенно расширяет его.
Причиной нечистого интонирования в пении может быть неразвитость одной из музыкальных способностей - звуковысотного слуха. Педагог подбирает специальные музыкально-дидактические игры и упражнения, использует те виды деятельности, с помощью которых эта способность развивается наиболее успешно. Игра на звуковысотных музыкальных инструментах помогает различить и правильно воспроизвести высоту звуков, обостряет слуховое внимание. Совмещая пение и игру на музыкальных инструментах, можно быстрее добиться слуховокальной координации.
Индивидуальные доминантные занятия необходимы при обучении игре на музыкальных инструментах (начиная со средней группы). Сведения об инструментах, некоторые способы игры на них, подготовительные упражнения на различение высоты звуков даются всей группе детей начиная с младшего возраста.
При обучении игре на музыкальных инструментах педагог должен находиться рядом, так как освоить приемы игры, проконтролировать себя без посторонней помощи, самостоятельно ребенку еще очень трудно.
Выявив склонности детей к отдельным видам музыкальной деятельности, педагог советует родителям, чему предпочтительнее обучать ребенка дополнительно в кружке, студии или музыкальной школе: хореографии, пению, игре на музыкальных инструментах. С одаренными детьми он проводит особые индивидуальные занятия, консультирует родителей.
Занятия по подгруппам проводятся в тех же случаях, что и индивидуальные, разновидности их такие же.
В раннем и младшем дошкольном возрасте некоторые дети способны выполнять задания, объединившись в небольшие подгруппы, с остальными занятия проводятся индивидуально. Постепенно все дети начинают заниматься по подгруппам два раза в неделю. Продолжительность типовых занятий в младших группах 10-15 минут.
В более старшем возрасте занятия по подгруппам могут быть доминантными или тематическими, их продолжительность в зависимости от возраста детей 10-20 минут, проводятся они один - три раза в неделю.
Доминантные занятия по подгруппам помогают выявить похожие недостатки в музыкальном развитии у нескольких детей. Занятия по подгруппам облегчают дальнейшее совершенствование умений или способностей в присутствии всех детей группы.
Дошкольников, проявляющих склонности к отдельным видам музыкальной деятельности, тоже объединяют в подгруппы. Это позволяет педагогу уделять больше внимания одаренным детям. На таких занятиях готовят коллективные номера (ансамбли, танцы), чтобы показать их потом остальным детям на праздничном утреннике.
Обучать игре на музыкальных инструментах также можно в подгруппах. Когда дети овладели первоначальными навыками игры на индивидуальных занятиях, их учат играть в ансамбле, в оркестре.
§ 3. ФРОНТАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ
В младшем возрасте занятия по подгруппам постепенно приобретают более четкую структуру. Отдельные виды музыкальной деятельности начинают выделяться в самостоятельные разделы. По содержанию занятия приближаются к фронтальным. Во второй младшей группе они уже проводятся со всей группой детей и имеют все разновидности фронтальных занятий. Индивидуальные занятия и занятия по подгруппам продолжают проводиться по мере необходимости. В среднем и старшем дошкольном возрасте основными становятся фронтальные занятия. Они делятся на типовые, доминантные, тематические и комплексные.
Типовые занятия. Вариативность их структуры. Типовые фронтальные занятия включают все виды музыкальной деятельности: восприятие (раздел занятия «Слушание музыки» и восприятие произведений по ходу занятия), исполнительство (пение, музыкально-ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах), творчество (песенное, танцевальное и игровое, музицирование на инструментах), музыкально-образовательный вид (сведения о музыке и способах ее исполнения).
Вместе с тем использовать все виды музыкальной деятельности на каждом занятии за 15-30 минут (в зависимости от возраста) зачастую невозможно. Здесь важно, чтобы отсутствие какого-либо вида деятельности не было постоянным.
Исследование, проведенное Е..Ф. Короем с помощью анкетирования, выявило, что реже всего применяются на занятиях слушание музыки и игра на музыкальных инструментах. По признанию музыкальных руководителей, редко встречается и творчество. Преобладают же обычно пение и музыкально-ритмические движения. По-видимому, это объясняется тем, что, используя эти виды деятельности, проще составить программу концерта для праздничного утренника.
Обучение игре на музыкальных инструментах и творческие задания требуют на занятиях и вне их (в процессе индивидуальной работы с детьми) много времени. Ссылаясь на его недостаток, музыкальные руководители редко обращаются к этим видам деятельности. Раздел занятия «Слушание музыки» часто заменяют прослушиванием новой песни, которую дети будут исполнять, или опускают его вообще.
Отказ от творческих заданий снижает эффект развивающего обучения. Как мы помним, в процессе игры на музыкальных инструментах формируется одна из основных способностей - звуковысотный слух. Качество пения, также зависящее от развития этой способности, неминуемо будет снижено, если нет систематического обучения игре на музыкальных инструментах по слуху.
Отказ от раздела «Слушание музыки» или замена его прослушиванием песни обедняет детей, так как именно в этом разделе занятия ребята слушают произведения, которые по эмоционально-образному содержанию сложнее и богаче, чем исполняемое ими песни.
Установки, которые дает педагог перед слушанием произведений, подводят детей к пониманию содержания музыки. Они приобретают опыт слушания классической музыки, учатся высказываться о ее характере, выражать свои предпочтения, что воспитывает вкус и формирует общие основы музыкальной культуры. Слушание развивает важнейшую музыкальную способность - эмоциональную отзывчивость на музыку, которая необходима для успешного обучения всем видам музыкальной деятельности.
Фронтальные занятия имеют традиционно сложившуюся в практике работы структуру, но необходимо постоянно варьировать ее. Любое однообразие притупляет интерес, в том числе одно и то же построение занятия.
Рассмотрим вариативность структуры фронтальных занятий.
Уже вход детей на занятие в зал может быть различным - под звучание марша (или танца) и без музыки. Предпочтительнее, чтобы ребята входили под музыку, но возможен и другой вариант.
Если дети входят в зал под звуки марша, важно проследить, чтобы уже с этого момента они прислушивались к музыке и согласовывали ходьбу с ее звучанием. Характер движений во вводной ходьбе может меняться (ходьба спортивным шагом, спокойная, умеренно бодрая, высоко поднимая колени, со сменой направления движений и т. д.). В разделе «Методы развития музыкального восприятия» были рассмотрены приемы, активизирующие слуховое внимание детей (контрастное сопоставление фрагментов маршей, беседа и т. д.). Чтобы поддерживать интерес к обучению, марши, звучащие в начале и в конце занятия, через некоторое время нужно менять, так как постоянное исполнение одного и того же марша притупляет эмоциональные реакции детей, музыка начинает восприниматься ими как привычный звуковой фон.
Далее следуют музыкально-ритмические упражнения. Если до занятия ребята мало двигались, эти упражнения позволяют им сменить вид деятельности. Движения под музыку, согласующиеся с ее характером, активизируют музыкальное восприятие, слуховое внимание. В этом разделе занятия дети под руководством педагога стремятся выразительно выполнить знакомые движения в соответствии с настроением музыки, запомнить их, чтобы затем использовать в танцах, обучаются новым движениям.
После этого дети садятся, и педагог переходит к другим разделам: «Слушание музыки», «Пение», «Игра на музыкальных инструментах», включая творческие задания.
Завершается занятие танцем или игрой. Иногда в конце занятия педагог может обсудить его с детьми: что больше всего им понравилось, что запомнилось, над чем им надо поработать самим, в чем помочь друг другу. Выходят ребята из зала под звуки марша.
В этом варианте занятия использованы все виды музыкальной деятельности дошкольников. Музыкально-образовательная деятельность не имеет своего особого места в его структуре. Сведения о музыке и способах действий дети получают по ходу всего занятия.
Каждый из перечисленных разделов занятия многосоставен.
Так, в разделе «Слушание музыки» может звучать не одно, а два-три произведения, данных в сопоставлении. Дети слушают уже знакомые им произведения и новые.
Раздел «Пение» включает подразделы: распевание (с элементами творческих заданий), пение одной, двух или трех песен (фрагментов), из которых некоторые знакомы детям, другие еще только разучиваются. Этот раздел содержит и творческие задания.
Раздел «Музыкально-ритмические движения» состоит из движений под марш, игр, хороводов, упражнений, повторения знакомых и разучивания новых танцев, творческих заданий.
В рассмотренном варианте дети активно двигаются в начале и в конце занятия, а в середине его поют, слушают, играют.
В других вариантах раздел «Музыкально-ритмические движения» используется целиком. В этом случае необходимо чередовать плавные, спокойные и энергичные движения, чтобы не переутомлять детей. Занятие может начинаться с пения, затем следуют игра на музыкальных инструментах, слушание музыки (или наоборот) и музыкально-ритмические движения.
Движения можно давать в середине занятия, если необходима смена двигательной активности детей. Педагог должен видеть реакцию детей на звучание музыки и поддерживать их интерес, умело варьируя структуру.
Вариативность структуры музыкального занятия проявляется и в объединении двух видов музыкальной деятельности.
Например, раздел «Слушание музыки» соединяют с разделом «Музыкально-ритмические движения» (или его частью), если движения используются для передачи характера прослушанного произведения, или с разделом «Игра на музыкальных инструментах», если предложить детям оркестровать произведение (подобрать выразительные тембры музыкальных инструментов и сыграть в сопровождении фортепиано).
Раздел «Пение» сливают с разделом «Музыкально-ритмические движения» (если песня имеет определенный сюжет, ее можно инсценировать): одни дети поют, другие инсценируют песню. Этот раздел можно объединить и с игрой на музыкальных инструментах: кто-то поет песню, кто-то оркеструет ее.
Такие варианты позволяют уйти от стереотипной структуры, повышают интерес детей к занятию.
Необходимо тщательно продумывать очередность заданий. Например, петь после пляски трудно из-за неустановившегося дыхания, поэтому перед пением нужно снизить двигательную активность спокойными движениями или другими видами деятельности.
Задания, требующие эмоциональной и умственной активности, сосредоточенности (слушание классической музыки, творческие задания), лучше давать в начале занятия. Ребятам трудно их выполнять, если они возбуждены интенсивными движениями или играми. Необходимо «собрать» их внимание, успокоить.
Важно регулировать физическое и психическое состояние детей, меняя вид деятельности, нагрузки, характер звучания музыки. Педагог должен даже по ходу занятия изменять запланированную им структуру, если он чувствует, что интерес угасает или дети перевозбуждены.
Доминантные занятия. Этот вид занятий, как было сказано выше, используется, чтобы развить какую-либо музыкальную способность, ликвидировать отставание. Если на доминантном занятии преобладает определенный вид музыкальной деятельности (остальные вспомогательные), дети целенаправленно овладевают необходимыми навыками именно этой деятельности. Для развития отстающей способности необходимо все виды деятельности группировать вокруг заданий, помогающих совершенствовать ее.
Рассмотрим несколько вариантов доминантных занятий.
Если преобладающим видом деятельности на занятии является восприятие музыки, могут применяться и все остальные виды музыкальной деятельности, чтобы дети учились" не только воспринимать характер музыки, но и выражать его с помощью тех исполнительских и творческих умений, которыми уже владеют. Ребята могут передать характер музыки по-разному: движениями или, выбрав выразительный тембр музыкальных инструментов, соответствующих настроению произведений, и оркестровав пьесу, исполнить ее на детских музыкальных инструментах (в сопровождении фортепиано).
Все занятие подчинено одной цели - привлечь детей к звучанию музыки, чтобы они смогли выразить ее характер различными способами, с помощью других видов деятельности.
Если в занятии доминирует пение, педагог имеет возможность концентрировать внимание на вокально-хоровых навыках: звукообразовании, дыхании, дикции, чистоте интонирования, ансамбле, подчинив их выразительности детского исполнения. Другие виды деятельности помогают ребятам приобрести те умения, которые необходимы им в пении. Так, чтобы исполнение песни было выразительным, полезно провести беседу о характере, настроениях, которые предстоит передать детям в разных ее частях. Уместен здесь и прием сопоставления с другими песнями и пьесами, контрастными по характеру или сходными с исполняемой песней.
Таким образом, слушание музыки, беседа о ее содержании чередуются с пением.
При распевании и по ходу занятия ребятам предлагаются творческие задания. Чтобы осознать характер звукообразования, дикции, дети могут использовать движения руки (плавные или четкие), игру на музыкальных инструментах (барабане, дудочке).
Занятие не будет статичным, если вы включите в него народные игры с пением, хороводы.
Чистота интонации в пении зависит от того, осознают ли дети направление движения мелодии. Поэтому рекомендуется применять игру на музыкальных инструментах, позволяющую моделировать направление движения мелодии, которую детям предстоит затем передать голосом, а также музыкально-дидактические игры. Так слушание музыки, музыкально-ритмические движения и игра на музыкальных инструментах помогают улучшить качество пения.
Если доминируют музыкально-ритмические движения, такое занятие тоже сопровождается слушанием музыки, беседой о ее характере, который дети должны будут передать в движениях. Можно инсценировать, оркестровать хороводы с пением, которые предполагают развитие действия. Включение в занятие музыкальных игр (сюжетных, бессюжетных) делает его занимательным, позволяет совершенствовать слуховое внимание, умение вовремя и выразительно передать смену характера музыки. На таких занятиях широко используются творческие задания, игры-угадайки с элементами пантомимы (изображение животных и т. д.). Дети импровизируют танцевальные движения, коллективно сочиняют танцы.
Игровые и соревновательные приемы позволяют дифференцировать задания для всей группы, подгрупп, каждого ребенка.
При доминировании игры на музыкальных инструментах помимо обучения детей необходимым навыкам можно расширить их представления о различных музыкальных инструментах (народных и инструментах симфонического оркестра), с помощью грамзаписей познакомить ребят с выразительными возможностями каждого инструмента.
Проводятся также игры по угадыванию тембров инструментов. На таких занятиях уместно оркестровать какое-либо произведение, используя выразительные тембры различных инструментов.
В доминантное занятие с преобладанием детского музыкального творчества можно включить его разновидности -песенное творчество, творчество в музыкально-ритмических движениях, музицирование на музыкальных инструментах.
На доминантных занятиях необязательно привлекать все виды музыкальной деятельности детей, а отбирать лишь те, которые помогают выполнить поставленные задачи.
Если доминантное занятие посвящено развитию одной из музыкальных способностей и все задания в различных видах деятельности направлены на решение этой задачи, подбираются и соответствующие музыкально-дидактические игры и упражнения.
Доминантные занятия могут иметь определенную тему или сюжет. Они проводятся от 3 до 12 раз в квартал, применяют их начиная со второй младшей группы.
Тематические занятия. Выделяют три разновидности этих занятий: собственно тематические, музыкально-тематические и сюжетные - в зависимости от характера избранной темы, наличия сюжета.
Тема может быть взята из жизни и связана с музыкой (собственно тематическое занятие), например: «Осень», «Природа и музыка» и т. д. Тематическое занятие иногда проводят вместо праздничного утренника.
Вместо концерта, подготовленного силами детей, на таком занятии педагог рассказывает об интересных событиях из истории, жизни, посвященных праздничной дате, сопровождает повествование музыкой. Произведения звучат и на фортепиано, и в грамзаписи. Ребята могут исполнить свои любимые песни, танцы (необязательно посвященные праздничному событию). Эти свободные занятия сильнее воздействуют на детей, чем заученное мероприятие.
На занятии, не связанном с праздничной датой, тема не должна формально объединять материал. Здесь главное - с помощью избранной темы показать возможности музыки, связать ее с жизнью. Например, на занятии «Природа и музыка» важно подобрать выразительный музыкальный репертуар (уже знакомые произведения и новые). Детям раскрывают изобразительные и выразительные возможности музыки, объясняют, как музыкальными средствами можно отразить различные жизненные явления, передать настроение, созвучное картине природы: любование ее красотой, завороженность («Росинки» С. М. Майкапара), тревогу, смятение («Зимнее утро» П. И. Чайковского), могущество, силу («Море» Н. А. Римского-Корсакова), чистоту, нежность, беззащитность («Подснежник» П. И. Чайковского из цикла «Времена года») и т. д.
Музыкально-тематическое занятие еще одна разновидность тематического занятия. Тема его связана с самой музыкой, позволяет наиболее полно дать детям представления о музыкальном искусстве, выразительных возможностях музыкального языка, познакомить их с инструментами и т. д. Темы таких занятий могут быть различными: «Темп в музыке и его выразительное значение», «Тембр в музыке», «Регистр», «Динамика», «Интонация в музыке и речи», «Народные музыкальные инструменты», «Инструменты симфонического оркестра», «Русская народная песня» и т. д.
Сюжетное музыкальное занятие не только объединено общей темой, но имеет единую сюжетную линию. Сказочный или игровой сюжет придает занятию занимательность, увлекательную форму, развивает воображение, дает простор творческой фантазии.
Дети всегда с интересом воспринимают сказочную ситуацию и по ходу действия сочиняют свои марши, песенки, танцы. Фрагменты классической музыки изобразительного характера усиливают впечатление необычности обстановки, дают толчок творчеству («Утро», «В пещере горного короля» Э. Грига, «Море» Н. А. Римского-Корсакова, «Марш Черномора» М. И. Глинки и др.).
В зависимости от сюжетной линии ребятам предлагаются творческие задания, в которых необходимо не только сочинить мелодию, но и передать в ней определенное (заданное) настроение: «Спой свой марш так, чтобы нас не услышали злые волшебники, но так, чтобы нам было не страшно выбираться из темной пещеры», «Сколько налетело комаров! Давайте сочиним веселую полечку и спляшем, чтобы отогнать их» (музыкальный руководитель Н. Н. Харчева, Москва).
Игровые и сказочные ситуации используются на занятиях и в виде фрагментов. В младшей группе даже ритмическая разминка может быть дана в образной форме (музыкальный руководитель Л.А.Волкова, Москва): «Выглянуло солнышко- погреем ручки. А сейчас полежим у речки на теплом песке - работаем носочками, делаем круговые движения, перевернулись на спину, бьем ножками по воде. Какая гора песка! Ищем камешки. Посмотри на солнышко: какой красивый камешек! Спрячь его. А ты нашел? Может, подаришь его мне? Спасибо! Ловите жучков! Подуй, отпусти его на волю! А ты кого поймал? Кузнечика? Отпусти его - пусть прыгает! Что случилось? Дождик! Все под зонтик! Кончился дождик? Попляшем!»
Поиски образных движений в воображаемой ситуации подготавливают детей к творчеству, расковывают их фантазию. При этом тематические занятия, несмотря на увлекательную форму, не должны носить характер развлечения или отрепетированного мероприятия.
Все виды тематических занятий применяются в каждой возрастной группе. Различны лишь содержание репертуара, сведения о музыке.
Комплексные занятия. Цель этого вида занятий - дать детям представления о специфике различных видов искусства (музыка, живопись, поэзия, театр, хореография), выразительных особенностях их художественных средств, возможностях своим, оригинальным языком передать мысли, настроения в каких-либо видах художественной деятельности.
Поэтому на комплексных занятиях важно не формально, а продуманно объединять все виды художественной деятельности, чередовать их, находить черты близости и различия в произведениях, средствах выразительности каждого вида искусства, по-своему передающих образ. Через сравнение, сопоставление художественных образов дети глубже прочувствуют индивидуальность произведения, приблизятся к пониманию специфики каждого вида искусства.
Комплексное занятие имеет те же разновидности, что и тематическое. Тема может быть взята из жизни или позаимствована из сказки, связана с определенным сюжетом, и, наконец, темой может быть само искусство.
Это многообразие тем обогащает содержание комплексных занятий, предоставляет педагогу широкий выбор.
Тема, взятая из жизни или связанная со сказкой, например «Времена года», «Сказочные персонажи», помогает проследить, как один и тот же образ передается разными художественными средствами, найти сходство и отличие в настроениях и их оттенках, сравнить, как показан образ ранней весны, только просыпающейся природы и бурной, расцветающей, и отметить при этом наиболее яркие выразительные особенности художественного языка каждого вида искусства (звуки, краски, слова).
Важно, чтобы смена художественной деятельности не носила формальный характер (дети слушают музыку о весне, рисуют весну, водят весенние хороводы, читают стихи), а объединялась бы задачей - передать сходное с музыкой настроение в рисунке, движениях, стихах. Если произведения не созвучны по образному содержанию, а лишь объединены общей темой, например, после прослушивания фрагмента пьесы П. И. Чайковского «На тройке» из цикла «Времена года» (нежного, мечтательного), звучат строки из поэмы Н. А. Некрасова «Мороз, Красный нос» - «Не ветер бушует над бором...» (суровые, несколько торжественные), не соответствующие характеру музыки, но близкие ей по теме, необходимо обратить внимание детей на контраст настроений, иначе цель занятия не будет достигнута.
На занятии, посвященном теме «Сказочные персонажи», интересно не только проследить, как по-разному или похоже передается один и тот же образ в разных видах искусства, но и сравнить несколько музыкальных произведений, написанных на одну тему, например: пьесы «Баба-Яга» П. И. Чайковского из «Детского альбома», «Баба-Яга» М. П. Мусоргского из цикла «Картинки с выставки» и симфоническую миниатюру «Баба-Яга» А. К. Лядова или пьесы «Шествие гномов» Э. Грига и «Гном» М. П. Мусоргского из цикла «Картинки с выставки» и др.
Сложнее проводить комплексное занятие, темой которого являются само искусство, особенности выразительных средств: «Язык искусства», «Настроения и их оттенки в художественных произведениях» и т. д.
На занятии по первой теме можно сравнить краски в живописи с тембрами музыкальных инструментов или некоторыми другими средствами выразительности (регистром, динамикой и их сочетаниями). Предложить детям прослушать музыкальные произведения в высоком (светлом) регистре и низком (темном), исполненные ярким, громким звуком и нежным, тихим, сопоставив эти средства музыкальной выразительности с интенсивностью цвета в живописи.
Можно поговорить и о сочетании различных средств выразительности, например сыграть детям произведения с одной динамикой (тихой), но в разных регистрах (высоком и низком), чтобы они услышали разницу в характере музыки. Тихое звучание в верхнем регистре создает нежный, светлый характер («Вальс» С. М. Майкапара), а в нижнем - таинственный, зловещий («Баба-Яга» П. И. Чайковского). Эти произведения также сопоставляют с картинами.
На комплексном занятии по второй теме нужно найти общие настроения, переданные в разных видах искусства. Здесь применяются творческие задания, например передать в движениях характер веселого или трусливого зайчика, сочинить о нем песенку, сказку, нарисовать его. Знакомясь с выразительными возможностями этих видов искусства, дети постепенно приобретают опыт восприятия художественных произведений.
Темой такого комплексного занятия может быть и одно настроение с его оттенками, например: «Торжественное настроение» (от радости до скорби), «Радостное настроение» (от светлого, нежного до восторженного или торжественного). Эти оттенки настроений прослеживают на примерах разных видов искусства и передают в творческих заданиях: сочинить песенку (приветливую, нежную или веселую, радостную), выразить этот характер в движениях, нарисовать рисунки, в которых были бы видны эти настроения.
Педагог может также заострить внимание детей на наиболее удачно найденных образах и поговорить с ними о том, как удалось передать то или иное настроение. Иногда проводят игру, угадывая, какое настроение хотел выразить ребенок в сочиненном им движении (танце, песенке, марше).
Комплексное занятие может быть объединено и сюжетом, например сказочным. Тогда, как и в тематическом занятии подобного вида, творческие проявления детей реализуются полнее.
Подготавливает комплексные занятия музыкальный руководитель совместно с воспитателями, чтобы использовать все знания и умения, которые дети получили на других занятиях. Проводятся эти занятия примерно один раз в месяц.
Заполнить заявку у нас на сайте
Для оформления заявки на изготовление документа Вам необходимо будет заполнить форму заказа у нас на сайте или скачать анкету (находится в шапке сайта), заполнить ее и заполненную отправить нам на электронную почту: [email protected] Просим очень внимательно отнестись к заполнению формы заказа. Если появляются какие-то вопросы при оформлении, просим эти строчки в форме не заполнять. Наши менеджеры Вам перезвонят и в телефонном режиме помогут это сделать.
Связь с менеджером для уточнения всех деталей
Получив от Вас заявку на изготовление документа, наш менеджер связывается С Вами, проверяет правильность заполнения всех указанных данных в анкете и уточняет все детали по Вашему заказу. Он так же даёт полную квалифицированную консультацию по всем возникшим вопросам при оформлении заказа.
Изготовление "макета" документа для утверждения
В течение нескольких дней (обычно около 1-2 дня, в зависимости от выбранного Вами качества бланка), нами изготавливается так называемый «макет» Вашего диплома, аттестата или любого другого документа. Это будет полностью заполненный документ в электронном виде, со всеми Вашими данными, оценками по предметам, темой дипломной или выпускной работы в тд. На этом этапе Вы должны проверить все заполненные данные и утвердить «макет» для изготовления оригинала документа. Если захотите внести какие-либо коррективы (улучшить или ухудшить оценки по предметам, изменить название дипломной или выпускной работы н т д.). Вы это проговариваете по телефону ведущему Вас менеджеру или в письменном виде пишите на электронную почту все свои пожелания или изменения.
Полная готовность документа
После утверждения «макета», полная готовность документа обычно занимает 2-4 дня для настоящих бланков фабрики Гознак и 1-2 дня для бланков на Типографской копии. Когда Ваш документ будет полностью готов, мы его снимем на фото, видео, можем под ультрафиолетовой лампой (актуально для настоящих бланков фабрики Гознак), чтобы Вы наглядно смогли увидеть полную готовность и подлинность Вашего документа дистанционно. Далее, начинаем договариваться о подходящем для Вас способе доставки.
Доставка документа
В ряде больших городов России, у нас есть представители нашей компании, которые сами подвезут готовый документ в удобное для Вас место и Вы в спокойной обстановке сможете его еще раз проверить и убедиться в его качестве. После этого сделать оплату. Этот вариант хорош ещё и тем, что курьер нашей компании, для встречи с клиентом, может взять с собой лампу с ультрафиолетовым излучением, чтобы Вы еще раз смогли полностью убедиться в оригинальности и качестве своего документа (при заказе настоящего бланка ГОЭНАК). Хорошую типографию за настоящий Гознак никогда не выдавали. В города и населенные пункты, в которых нет наших представительств, документ отправляем с помощью курьерских служб наложенным платежом (DHL, Пони Экспресс, EMS). Оплата происходит при получении документа на руки.
льной деятельности детей. Каковы особенности педагогического руководства в каждой организационной форме? Опишите особенности различных видов музыка льной деятельности в зависимости от организационных форм. Приведите примеры тематических бесед-концертов. Музыка льные занятия как основная форма организации музыка льной деятельности дошкольников. Виды музыка льных занятий: индивидуальные, по подгруппам, фронтальные. Методика организации и принципы проведения музыка льных занятий различных по содержанию: типового, доминантного, тематического, музыка льно-тематического, комплексного. Условия эффективности обучения детей на музыка льных занятиях Подготовка воспитателей к музыка льному занятию с использованием пособий, атрибутов и методических приемов. Роль музыка льного руководителя и воспитателя на музыка льном занятии. Вопросы по теме: «Формы музыка льного воспитания»
Занятия - основная форма организации, в которой осуществляется обучение детей, развитие их способностей, воспитание качеств личности, формирование основ музыка льной и общей культуры. Главная задача, стоящая перед педагогом на занятии, - вызвать у ребят интерес к музыке и музыка льной деятельности, обогатить их чувства.
Эффективности обучения способствуют все виды творческих заданий На занятиях решается одна из важнейших задач музыка льного воспитания - развитие музыка льных способностей. Формирование умений и навыков не является целью музыка льного воспитания, а лишь средством развития музыка льных способностей
Музыка льные занятия могут быть вариативными в зависимости от структуры, содержания, участия всех детей, подгрупп, включения всех или отдельных видов музыка льной деятельности и т. д. Они проводятся индивидуально, по подгруппам и фронтально. В зависимости от содержания занятия бывают различных видов: типовые, доминантные, тематические и комплексные.
Музыка в повседневной жизни детского сада Она включает в себя использование музыки в быту (слушание аудиозаписей, самостоятельное музицирование детей, упражнения, игры, утренняя гимнастика под музыку и т. д.), различные виды развлечений (тематические музыка льные вечера, беседы-концерты, театральные постановки и спектакли, игры, хороводы, аттракционы и т. д.), праздничные утренники.
Использование музыки в быту входит в обязанности воспитателя. Музыка льный руководитель консуль-тирует его: рекомендует музыка льный репертуар, музыка льно-дидактические игры; подбирает задания и упражнения для обучения детей игре на музыка льных инструментах и т. д. Развлечения и праздничные утренники готовит музыка льный руководитель с помощью воспитателей.
Педагог может сосредоточить внимание детей на какой-либо важной музыка льной теме, например, рассказать о старинных музыка льных стилях, жанрах, сопровождая беседу показом репродукций картин, дающих представление о жизни, обычаях людей той эпохи, в которой было создано произведение, об искусстве тех времен.
За многие годы сложилось мнение, что именно праздник - показатель работы музыка льного руководителя, его творческий отчет перед коллективом дошкольного учреждения, родителями. Праздник должен приносить детям радость творчества, способствовать формированию эстетических чувств, основ художественной культуры.
Проведение праздничных утренников тесно связано с еще одной формой организации музыка льной деятельности детей - музыка льным воспитанием в семье, ведь родители всегда приходят на детские праздники, хотят видеть успехи своих детей.
все формы организации музыка льной деятель-ности детей (занятия, музыка в повседневной жизни детского сада и семьи) взаимодополняют друг друга.
Занятия делятся на: индивидуальные, по подгруппам и фронтальные в зависимости от числа участвующих в них детей
Содержание занятий включает: обучение пению, слушанию музыки, ритмике, игре на детских инструментах. В содержание занятий входит новый и повторный материал. Новой может быть песня, игра или пляска, произведение для слушания и анализа, упражнение-композиция. Повторный материал - это их разучивание, совершенствование в ходе различных вокальных и двигательных упражнений.
Разделы: Музыка , Работа с дошкольниками
Цель: Приобщение детей к творческому наследию композитора С.М. Майкапара.
Задачи:
- Учить детей различать изобразительность музыки, средства музыкальной выразительности, форму музыкальных произведений.
- Развивать чувство ритма, умение передавать через движения характер музыки.
- Воспитывать эмоциональную отзывчивость, любовь к музыке.
Оформление зала : Портрет С.М. Майкапара, музыкальная шкатулка, детские маленькие игрушки, книга сказок, фотографии Петербургской консерватории.
Ход мероприятия
Негромко звучит «Вальс» С. Майкапара. Дети входят в зал, садятся.
Музыкальный руководитель: Здравствуйте, дорогие слушатели! Сегодня мы собрались с вами в музыкальной гостиной, чтобы услышать музыку, посвящённую вам – детям. Написал её композитор Самуил Моисеевич Майкапар.
(Показ портрета. Рисунок 1.)
Рисунок 1
Самуил Майкапар родился более ста сорока лет назад. В семье дети – Самуил и его четыре сестры, с детства занимались музыкой. Его мама очень хорошо играла на рояле. Занятия музыкой у мальчика начались с шести лет, а с девяти лет Майкапар принимал участие в концертах.
Когда он подрос, то поступил учиться в Петербургскую консерваторию. (Рисунок 2. Рисунок 3.) Стал писать, сочинять музыку, в том числе и для детей. Очень известен его детский фортепианный цикл «Бирюльки». Вслушайтесь в само звучание этого слова – оно ласковое, нежное, музыкальное. Давным-давно «Бирюльки» - была любимая игра детворы. На стол высыпались кучкой очень маленькие вещички: чашечки, кувшинчики, половнички и другие предметы домашней утвари. Бирюльки из кучки нужно было достать маленьким крючком, одну за другой, не пошевелив остальные.
Рисунок 2
Рисунок 3
Игра «Бирюльки» в современном варианте
Музыкальный руководитель: Маленькие пьески Майкапара напоминают те самые бирюльки из старинной игры. Послушайте одну из них «Пастушок»
(Исполнение.)
Пастушок – маленький мальчик, который ярким, солнечным днём вышел на летний, цветущий луг возле речки. Чтобы не скучно было пасти своё стадо, он срезал себе камышинку и сделал из неё маленькую свирель. Светлый, радостный наигрыш свирели звенит над лугами. В середине миниатюры мелодия звучит взволнованно, тревожно, а затем вновь солнечно и радостно. Давайте мы эту пьесу оркеструем: когда музыка будет звучать светло, радостно – сопровождать её будут звонкие треугольники. А если вы услышите тревожные, взволнованные нотки – сопровождать их будет тремоло тамбуринов, маракасов и бубнов.
Оркестровка пьесы «Пастушок»
Также Самуил Майкапар писал музыку, посвящённую природе, временам года. Что такое «пейзаж», вы все отлично знаете.(Ответы детей) Сейчас для вас прозвучит пьеса «Весною». В ней можно услышать голоса пробуждающейся после зимней спячки природы. Это и звон ручейков, оживлённые птичьи трели. Музыка светлая, нежная, прозрачная, совсем как свежий весенний воздух.
Слушание пьесы «Весною»
А может кто-нибудь из вас знает стихотворение о весне и нам его прочтёт?
Чтение стихотворения о весне.
Музыкальный руководитель: Ребята, вы любите загадки? (Ответы детей.) Попробуйте отгадать эту загадку:
Утром бусы засверкали
Всю траву собой заткали.
А пошли искать их днём –
Ищем, ищем – не найдём!
(Роса, росинки )
У Самуила Майкапара есть пьеса с таким названием «Росинки». Давайте мы попробуем передать в движении лёгкость, прозрачность этих маленьких капелек-бусинок.
Музыкально-ритмическое упражнение «Лёгкий бег» на музыку С.Майкапара «Росинки»
Теперь нам предстоит увлекательное путешествие в мир сказок. Но для того, чтобы туда попасть, необходимо произнести какое-нибудь заклинание или открыть маленькую волшебную музыкальную шкатулочку. Она то и приведет нас в мир сказок.
Звучит пьеса «Музыкальная шкатулочка»
Что вы можете сказать об этой музыке? (Ответы детей.) Она как будто игрушечная. Звуки её очень высокие, лёгкие, звенящие. Напоминают игру крошечных колокольчиков, приглашающих нас в сказку. А в сказках много разных чудес и волшебства. Вот, например, «Семимильные сапоги». Как же композитор изображает их? Это большие скачки отдельных акцентированных звуков, размеренных и тяжёлых, будто гигантские шаги великана, преодолевающего огромные расстояния.
Слушание пьесы «Семимильные сапоги»
Следующую пьесу композитор назвал «Сказочка». У вас есть свои любимые сказки? (Ответы детей.) Да, сказки бывают разными. Послушайте «Сказочку». Какими словами можно описать прозвучавшую музыку? (Ответы детей.) Напевная мелодия звучит мягко, немного грустно.
Создаётся настроение лёгкой задумчивости. А может кто-то представил свой сюжет, слушая эту пьесу? (Ответы детей.)
Сегодня, ребята, в нашей музыкальной гостиной мы прикоснулись к музыкальному наследию композитора С.М. Майкапара. Для вас звучали пьесы из детского фортепианного цикла «Бирюльки». Это и озорной «Пастушок» (Рисунок 4. Рисунок 5.), и «Семимильные сапоги» (Рисунок 9. Рисунок 10.), и «Музыкальная шкатулочка», и пьеса «Весною» (Рисунок 6. Рисунок 7.), и маленькая «Сказочка» (Рисунок 11.), и «Росинки» (Рисунок 8.). И я предлагаю вам пройти в нашу художественную студию «Радуга», и то, что вам больше всего запомнилось, понравилось выразите в своих рисунках. Желаю вам творческого подъёма и вдохновения!
Рисунок 4
Рисунок 5
Рисунок 6
Рисунок 7
Рисунок 8
Рисунок 9
Рисунок 10
МБДОУ Д/С «Колокольчик»
« О ТРЕХ КИТАХ»
Тематическая беседа – концерт
Старший дошкольный возраст
Паплевина Валентина Васильевна,
Музыкальный руководитель МБДОУ
Тацинский д/с «Колокольчик»
Тема: Д.Б. Кабалевский
« Про трех китов»
Цель: Познакомить детей с творчеством композитора Д.Б. Кабалевского.
Учить различать жанры в музыке.
Развивать эмоциональное отношение к различному характеру музыки.
Оборудование:
1. Аудиозапись
«Вальс» П. Чайковский
« Полька» П. Чайковский
«Вальс» Г. Свиридов.
2. Иллюстрации:
Песня – танец- марш.
3. Музыкальные инструменты:
Дудочка, бубен, барабан.
4. Музыкально – дидактическая игра «Три кита»
Х О Д З А Н Я Т И Я
1 Организация детей.
2 О музыке можно говорить очень много. Можно рассказывать о великом русском композиторе Чайковском; а можно рассказать о том, как учатся и работают музыканты; о музыкальных инструментах и оркестрах, о певцах - солистах и хоровых коллективах, о песне, о симфонии, об опере и балете.
Но сегодня наш разговор будет «про трех китов»
В давние – давние времена люди долго не могли понять, как устроена земля, на которой они живут. Вот и придумали, будто земля выглядит в виде тарелки окруженной со всех сторон океаном, и как будто держится земля на спинах трех могучих китов и люди верили в это.
В музыке существуют свои «три кита». На этих « трех китах» можно сказать держится вся музыка.
Что же это за «киты» и почему их три, а не два или пять?
«Три кита» - это три основных жанра в музыке.
Знакомство с ними не отнимет у нас много времени, так как все вы с ними знакомы. Вот послушайте маленький отрывок музыки, а вы скажете мне – что это за музыка.
(звучит отрывок «Военного марша» Г. Свиридова)
Теперь ответьте, какая это музыка? (ответ детей)
Верно, это марш, первый наш « кит»
Давайте так же послушаем еще два отрывка.
(звучит «Вальс» и «Полька» П. Чайковского)
Спросить у детей как называется эта музыка? (Ответ детей)
Правильно, первым прозвучал вальс, а второе произведение – полька.
И вы верно ответили – это танцы. Дети, а танец – это есть второй «кит»
Послушайте еще один музыкальный отрывок и определите, к какому жанру музыки он относится?
(звучит «Колыбельная песня» А. Гречанинова)
Теперь назовите третьего «кита» в музыке - это (ответ детей)
Правильно – песня! Вот видите, как хорошо вы знакомы с тремя «китами» музыки. Давайте еще раз вспомним и назовем их вместе (ответ детей)
Но почему все – таки мы можем назвать песню танец и марш «китами» и сказать, что на них держится вся музыка? А вот почему?
Вы, дети, согласитесь со мной, что не было, нет и никогда не будет на земле человека, не спевшего за свою жизнь хотя бы одну песню, не станцевавшего хотя бы один танец, не участвовавшего хотя бы однажды в каком -нибудь шествии, марше.
И вы, дети, поете, танцуете и ходите маршем.
Вот видите – выходит что без «трех китов» не могут обойтись ни взрослые, ни дети, ведь музыка идет с нами по жизни.
(Предложить детям исполнить знакомый танец, спеть любимую песню, пройтись маршем)
Вы сейчас убедились в том, что хорошо знакомы с «тремя китами» то есть основными жанрами музыки.
Чтобы помочь вам понять жанры музыки Д.Б. Кабалевский написал книгу « про трех китов» и очень много интересного о музыке. Мы с вами на следующих занятиях обязательно познакомимся.
А сейчас я расскажу о композиторе Д.Б. Кабалевском. Это один из самых любимых детьми композиторов. С детворой его соединяют узы давней дружбы. Кабалевский знакомил ребят со своими новыми сочинениями, рассказывал о музыке, учил понимать ее. Ведь музыка передает столько чувств, переживаний, которые испытывает человек в жизни. Он сочинил для детей очень много песен, маршей, музыкальных картинок, пьес. Послушайте его произведение и определите, что это.
(исполняется «Походный марш» Д.Б. Кабалевский) Ответ детей.
Послушайте «Вальс» Д.Б. Кабалевского.
(исполнение произведения «Вальс»). Дети, расскажите о характере этого произведения и каким должен быть танец? (Ответ детей)
Д.Б.Кабалевский передает в своих произведениях самые различные чувства, настроения, образы, знакомые и близкие детям. Сейчас вы услышите рассказ о цирковых артистах.
(Исполняется произведение Д.Б.Кабалевского «Клоуны»)
Проводится игра «Три кита» (узнавание произведений)
3. Итог занятия:
Музыка сопровождает нас повсюду. Она так прочно вошла в нашу жизнь, что мы принимаем ее как должное, как воздух, которым мы дышим, не замечая. Если вы хотите полюбить и понять музыку, слушайте ее внимательно.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МБДОУ Д/С «Колокольчик»
« О ТРЕХ КИТАХ»
Тематическая беседа – концерт
Старший дошкольный возраст
Паплевина Валентина Васильевна,
Музыкальный руководитель МБДОУ
Тацинский д/с «Колокольчик»
2016 год
Тема: Д.Б. Кабалевский
« Про трех китов»
Цель: Познакомить детей с творчеством композитора Д.Б. Кабалевского.
Учить различать жанры в музыке.
Развивать эмоциональное отношение к различному характеру музыки.
Оборудование:
- Аудиозапись
«Вальс» П. Чайковский
« Полька» П. Чайковский
«Вальс» Г. Свиридов.
- Иллюстрации:
Песня – танец- марш.
- Музыкальные инструменты:
Дудочка, бубен, барабан.
- Музыкально – дидактическая игра «Три кита»
Х О Д З А Н Я Т И Я
- Организация детей.
- О музыке можно говорить очень много. Можно рассказывать о великом русском композиторе Чайковском; а можно рассказать о том, как учатся и работают музыканты; о музыкальных инструментах и оркестрах, о певцах - солистах и хоровых коллективах, о песне, о симфонии, об опере и балете.
Но сегодня наш разговор будет «про трех китов»
В давние – давние времена люди долго не могли понять, как устроена земля, на которой они живут. Вот и придумали, будто земля выглядит в виде тарелки окруженной со всех сторон океаном, и как будто держится земля на спинах трех могучих китов и люди верили в это.
В музыке существуют свои «три кита». На этих « трех китах» можно сказать держится вся музыка.
Что же это за «киты» и почему их три, а не два или пять?
«Три кита» - это три основных жанра в музыке.
Знакомство с ними не отнимет у нас много времени, так как все вы с ними знакомы. Вот послушайте маленький отрывок музыки, а вы скажете мне – что это за музыка.
(звучит отрывок «Военного марша» Г. Свиридова)
Теперь ответьте, какая это музыка? (ответ детей)
Верно, это марш, первый наш « кит»
Давайте так же послушаем еще два отрывка.
(звучит «Вальс» и «Полька» П. Чайковского)
Спросить у детей как называется эта музыка? (Ответ детей)
Правильно, первым прозвучал вальс, а второе произведение – полька.
И вы верно ответили – это танцы. Дети, а танец – это есть второй «кит»
Послушайте еще один музыкальный отрывок и определите, к какому жанру музыки он относится?
(звучит «Колыбельная песня» А. Гречанинова)
Теперь назовите третьего «кита» в музыке - это (ответ детей)
Правильно – песня! Вот видите, как хорошо вы знакомы с тремя «китами» музыки. Давайте еще раз вспомним и назовем их вместе (ответ детей)
Но почему все – таки мы можем назвать песню танец и марш «китами» и сказать, что на них держится вся музыка? А вот почему?
Вы, дети, согласитесь со мной, что не было, нет и никогда не будет на земле человека, не спевшего за свою жизнь хотя бы одну песню, не станцевавшего хотя бы один танец, не участвовавшего хотя бы однажды в каком -нибудь шествии, марше.
И вы, дети, поете, танцуете и ходите маршем.
Вот видите – выходит что без «трех китов» не могут обойтись ни взрослые, ни дети, ведь музыка идет с нами по жизни.
(Предложить детям исполнить знакомый танец, спеть любимую песню, пройтись маршем)
Вы сейчас убедились в том, что хорошо знакомы с «тремя китами» то есть основными жанрами музыки.
Чтобы помочь вам понять жанры музыки Д.Б. Кабалевский написал книгу « про трех китов» и очень много интересного о музыке. Мы с вами на следующих занятиях обязательно познакомимся.
А сейчас я расскажу о композиторе Д.Б. Кабалевском. Это один из самых любимых детьми композиторов. С детворой его соединяют узы давней дружбы. Кабалевский знакомил ребят со своими новыми сочинениями, рассказывал о музыке, учил понимать ее. Ведь музыка передает столько чувств, переживаний, которые испытывает человек в жизни. Он сочинил для детей очень много песен, маршей, музыкальных картинок, пьес. Послушайте его произведение и определите, что это.
(исполняется «Походный марш» Д.Б. Кабалевский) Ответ детей.
Послушайте «Вальс» Д.Б. Кабалевского.
(исполнение произведения «Вальс»). Дети, расскажите о характере этого произведения и каким должен быть танец? (Ответ детей)
Д.Б.Кабалевский передает в своих произведениях самые различные чувства, настроения, образы, знакомые и близкие детям. Сейчас вы услышите рассказ о цирковых артистах.
(Исполняется произведение Д.Б.Кабалевского «Клоуны»)
Проводится игра «Три кита» (узнавание произведений)
3. Итог занятия:
Музыка сопровождает нас повсюду. Она так прочно вошла в нашу жизнь, что мы принимаем ее как должное, как воздух, которым мы дышим, не замечая. Если вы хотите полюбить и понять музыку, слушайте ее внимательно.