Разное

Традиции определение обществознание. Традиции: это что такое? Виды традиций - национальные, социальные, культурные, религиозные и другие

1) Традиция - (лат. tiaditio - передача) - форма преемственности в различных видах человеч. деятельности, материальной и духовной, предполагающая полное мл частичное воспроизведение спосо- бов, приемов и содержания деятельности предыдущих поколений. В клас. об-ве Т. носят клас. характер и в зависимости от их соц. содержания могут играть различную роль. В развитии соцналястич. культуры м формировании нового человека большое значение приобретают социалист. Т.

2) Традиция - (от лат. traditio - предание) - 1) передача образцов и норм духовной жизни, священных текстов, ритуалов и нравственности из поколения в поколение. Традиция безымянно авторитетна, принимается и передается в свободном согласии с тем, что ушедшие из жизни носители имеют право голоса в жизни наследников. Традиция передается не механически, а в живом творческом усилии своих участников. 2) Нередко по ошибке традицию отождествляют с традиционализмом, пренебрегая тем, что участие в жизни традиции позволяет личности противодействовать вырождению человека в массовом обществе. 3) В герменевтике: участие в жизни традиции необходимо для понимания священных текстов (Г.-Г.Гадамер).

3) Традиция - (от лат.-передача) – механизм воспроизводства социальных институтов и норм; передача духовных ценностей от поколения к поколению; общественные отношения, отличающиеся определенной исторической устойчивостью, повторяемостью, общностью. Сложившиеся в обществе традиции, отражая объективные условия его существования, выражаюг преемственность в общественной жизни и закрепляют в себе ее наиболее устойчивые моменты. Традиции проявляют жизнь прошлого в настоящем и будущем. Существование традиций, их образование, закрепление, развитие и исчезновение обусловлены социальными обстоятельствами, идеями и идеалами людей.

4) Традиция - (от лат. traditio - передача) - анонимная, стихийно сложившаяся система образцов, норм, правил и т.п., которой руководствуется в своем поведении достаточно обширная и устойчивая группа людей. Т. может быть настолько широкой, чтобы охватывать все общество в определенный период его развития. Наиболее устойчивые Т., как правило, не осознаются как нечто преходящее, имеющее начало и конец во времени. Особенно наглядно это проявляется в т.н. традиционном обществе, где Т. определяются все сколь-ни-будь существенные стороны социальной жизни. Т. имеют отчетливо выраженный двойственный характер: они совмещают описание и оценку (норму) и выражаются описательно-оценочными высказываниями. В Т. аккумулируется предшествующий опыт успешной коллективной деятельности, и они являются своеобразным его выражением. С др. стороны, они представляют собой проект и предписание будущего поведения. Т. - это то, что делает человека звеном в цепи поколений, что выражает его пребывание в историческом времени, присутствие в «настоящем» как звене, соединяющем прошлое и будущее. Две крайности в истолковании Т. - традиционализм и антитрадиционализм - противопоставляют Т. разуму: первый ставит Т. выше разума, второй оценивает ее как предрассудок, который должен быть преодолен с помощью разума. Т. и разум не противостоят, однако, друг другу: Т. утверждается благодаря размышлению над прошлой деятельностью И не требует слепого повиновения. Противопоставление Т. и разума, характерное для эпохи Просвещения и для романтизма, не учитывало того, что разум не является неким изначальным фактором, призванным играть роль беспристрастного и безошибочного судьи. Разум складывается исторически, и рациональность может рассматриваться как одна из Т. «...Рациональные стандарты и обосновывающие их аргументы представляют собой видимые элементы конкретных традиций, которые включают в себя четкие и явно выраженные принципы и незаметную и в значительной мере неизвестную, но абсолютно необходимую основу предрасположений к действиям и оценкам » (П. Фейерабенд). Вместе с тем разум - это не одна из многих равноправных Т., а особая, можно сказать, привилегированная Т. Он старше всех иных Т. и способен пережить любую из них. Он является универсальным и охватывает всех людей, в то время как все другие Т. ограничены не только во времени, но и в пространстве. Разум - самая гибкая из Т., меняющаяся от эпохи к эпохе. Он представляет собой критическую, и в частности, самокритическую Т. И, наконец, разум имеет дело с истиной, стандарты которой не являются конвенциональными. Т. проходят через разум и могут оцениваться им. Эта оценка всегда является исторически ограниченной, поскольку разум всегда принадлежит определенной эпохе и разделяет все ее «предрассудки». Тем не менее оценка разума может быть более широкой и глубокой, чем оценка одной Т. с т. зр. какой-то иной, неуниверсальной и некритической. Разные Т. не просто сосуществуют друг с другом. Они образуют определенную иерархию, в которой разум занимает особое место. Противоположность Т. и разума носит относительный характер: Т. складываются при участии разума, а сам разум является продолжением и развитием имманентно присущей человеку Т. рациональности. «Даже самая подлинная и прочная традиция формируется не просто естественным путем, благодаря способности к самосохранению того, что имеется в наличии, но требует согласия, принятия, заботы. По существу своему традиция - это сохранение того, что есть, сохранение, осуществляющееся при любых исторических переменах. Но такое сохранение суть акт разума, отличающийся, правда, своей незаметностью» (Х.Г. Гадамер). Повседневная жизнь во многом опирается на Т., и апелляция к ней - стандартный прием практической аргументации. Обращение к Т. - обычный способ аргументации в морали. Наши моральные установления и поступки в значительной степени определяются Т. Все попытки обоснования или усовершенствования системы морали, абстрагирующиеся от Т., неизбежно остаются декларативными и не имеющими никаких практических последствий. Совершенно нереально было бы ожидать от современной науки обоснования какой-то новой морали. Аргумент к Т. неизбежен во всех научных рассуждениях, в которые входит « настоящее » как тема обсуждения или как один из факторов, определяющих позицию исследователя. «...В науках о духе, вопреки всему их методологизму, присутствует действенный момент традиции, составляющий их подлинное существо и характерную особенность» (Гадамер). Феиерабенд П. Избр. труды по методологии науки. М., 1986; Гадамер X.Г. Истина и метод. М., 1988; Ивин А.А. Теория аргументации. М., 2000.

5) Традиция - (лат. traditio - передача, придание) - универсальная форма фиксации, закрепления и избирательного сохранения тех или иных элементов социокультурного опыта, а также универсальный механизм его передачи, обеспечивающий устойчивую историко-генетическую преемственность в социокультурных процессах. Тем самым Т. включает в себя то, что передается (признанный как важный и необходимый для нормального функционирования и развития социума и его субъектов определенный объем социокультурной информации), и то, как осуществляется эта передача, т.е. коммуникативно-трансляционно-трансмутационный способ внутри- и межпоколенного взаимодействия людей в рамках той или иной культуры (и соответствующих субкультур) на основе относительно общего понимания и интерпретации накопленных в прошлом данной культуры (и соответствующих субкультур) смыслов и значений. Т. обеспечивает воспроизводство в системах настоящей ("живой", "непосредственной") деятельности апробированных и выдержавших испытание временем образцов прошлой ("мертвой", "овеществленной") деятельности, т.е. она детерминирует настоящее и будущее прошлым, уже сбывшимся и выступающим как сумма условий любой социокультурной активности. Такое понимание Т. делает это понятие применимым практически к любым фрагментам и уровням организации социокультурного опыта (как прошлого - культурное наследие, так и настоящего), что иногда служит основанием для отождествления Т. и социокультурного опыта. Последнее, однако, неправомерно, так как для включения в систему Т. социокультурный опыт должен пройти селективный отбор на устойчивость и относительную массовость воспроизведения в структурах деятельности. В узком смысле слова термин Т. употребляется для характеристики самоорганизующихся и саморегулирующихся (автономичных) подсистем человеческой деятельности и связанного с ними социокультурного опыта, функционирование и развитие которых не связано с институциональными формами обеспечения через специальный аппарат власти. Поведение социальных субъектов, организуемое и регулируемое с помощью Т., не предполагает формулирование и экспликацию целей действующими субъектами, его смыслы скрыты (даны) в нем самом. Правомерность традиционных форм действия обосновывается и узаконивается самим фактом их существования в прошлом, а их эффективность оценивается через точность следования принятому образцу. Такой вид Т. можно назвать аутентичной, "первичной", нерефлексивной Т. Она транслируется как непосредственно-практически, через воспроизведение определенных форм действий и следование определенным регламентирующим правилам поведения (ритуал), так и устно через фольклор и мифологию. Все элементы Т. пронизаны символическим содержанием, отсылают к закрепленным в той или иной культуре смыслам и архетипах. Утрата смысловых компонентов в ритуальной форме бытования аутентичной Т. редуцирует ее до уровня обычая как постоянно и массово воспроизводимой формы. Данный вид Т. статично репродуцирует прошлое и способен только к экстенсивному развитию, отбирая элементы социокультурного опыта по закрепленной в данной культуре матрице. Именно о таких Т. идет, как правило, речь, когда говорят о "консервативности", "косности", "неизменности" и т.д. Т. как формы фиксации и механизме передачи культурных содержаний. Уже в древневосточных, а особенно в античном обществах Т. приобретает свою превращенную форму, рефлексируясь и рационализируясь в рамках профессионально создаваемой культуры. Здесь она фиксируется в определенных текстах, получает письменно-знаковое выражение. Пройдя такого рода обработку, Т. вновь возвращается в пласт реального поведения и может вполне осознанно поддерживаться и трансформироваться действующими субъектами. Причем, это возвращение носит существенно различный характер в зависимости от агентов, которым адресована Т. Она может быть социализирована в деятельности как "потребителей", так и "творцов" культуры. В последнем случае порождаются такие ее специфические виды как, например, авторская Т., а также вырабатываются Т. работы с письменно-знаково оформленными фрагментами социокультурного опыта. Именно в этих случаях можно говорить о неаутентичных, "вторичных", рефлексивных Т. Совокупность "первичных" и "вторичных" Т. конституирует понятие Т. в широком смысле слова. Оба эти вида Т. объединяет их самоорганизующаяся природа, функционирование в режиме автономии, не предполагающем институционализированных форм обеспечения. Различает же прежде всего та или иная степень отрефлексированности "вторичных" Т. и изменения за счет этого их регулятивного потенциала. "Вторичные" Т. способны к интенсивному развитию, предполагают возможность перестройки прошлого через его постоянную переинтерпритацию в деятельной и знаковой формах, осуществляют отбор элементов социокультурного опыта через изменение самих укоренных в культуре матриц. В этом смысле возможность изменения Т. выступает условием ее постоянного воспроизводства и сохранения в социокультурных системах. Широкое понимание Т. позволяет рассматривать ее как универсальную форму и механизм упорядочивания и структурирования имеющих значение для живущих поколений людей содержаний любой культуры и ее подсистем. Она, обеспечивая преемственность, предполагает, с одной стороны, полагание определенных границ человеческой деятельности, придания ей пространственно-временной устойчивости, известной инерции, а с другой - определенный сдвиг значений в передаваемых содержаниях, т.е. постепенное явное или неявное (нерефлексируемое индивидами) их изменение. Инновация только тогда приживается в социуме, когда вписывается в систему имеющихся значений социокультурного опыта, согласуется с имеющейся Т. или порождает новую Т.Т., следовательно, в значительной мере есть то, что удерживает нас в культуре и истории. "Связывая" человека прошлым, закрывая (до известной степени) ему возможность ретроспективного произвола, Т. открывает ему перспективу свободы в настоящем и будущем на основе прошлого. Особым видом Т. являются так называемые негативные Т., т.е. основанные не на утверждении каких-либо ценностей, а на отрицании неприемлемых для данной культуры или субъектов ценностей. Последние или осуждаются, или запрещаются явно (через табу) или скрыто (через дозволение иного). Негативная Т. строится на основе образца того, как не следует поступать или на что не нужно ориентироваться. Тем самым она оказывается зависимой от своего "противника", а, следовательно, невольно способствует закреплению, сохранению и трансляции тех смыслов и значений, с которыми пытается бороться. Так, борьба с религиозными ересями способствовала сохранению идей, в них проповедовавшихся. Не попадает в поле действия Т. только явно (рефлексивно) или неявно неоцениваемое - ценностно-нейтральное. Оно не замечается, замалчивается и умирает. Утрата ценности в Т. есть прекращение движения, невозможность развития в данном направлении. Связанные с этой ценностью явления выпадают из системы трансляции и как бы перестают существовать, во всяком случае, актуально. Являясь генетически первичной формой упорядочивания и структурирования социокультурного опыта и деятельности социальных объектов, Т. выступает основой для возникновения социокультурных норм. Однако в развитых социальных системах Т. сама может быть рассмотрена как особый тип нормативного регулирования. Если норма предполагает в пределе гетерономные, авторские источники своего происхождения, как бы привносится в массив наличного опыта субъектом извне и поддерживается определенными социальными институтами, то Т. можно трактовать как разновидность автономных по происхождению и неинституализиро-ванных норм, что верно, прежде всего, для "первичных" Т. Уже "вторичные" Т., имея производное от субъекта происхождение, но не нуждаясь в институционализации, могут быть рассмотрены как занимающие промежуточную позицию между собственно нормой и собственно Т. Такую же позицию могут занимать и фрагменты Т., подвергшиеся институционализации, например, так называемое обычное право. С другой стороны, собственно нормы, стереотипизируясь и интериоризируясь в деятельности субъектов, утрачивают необходимость в постоянной институциональной поддержке и могут эволюционировать в Т. Регулирование социальных систем гл. о. на основе Т. (как правило, "первичной") или собственно инновационной нормы служит (наряду с другими) одним из критериев различения т.н. традиционных и современных обществ. В современных (индустриальных и постиндустриальных) обществах сфера деятельности Т. сужается, среди самих Т. возрастает вес "вторичных" Т. Т. становится предметом ряда интеллектуальных операций с целью обоснования выбираемого будущего поведения через ссылку на авторитет прошлого или, наоборот, предметом критики под лозунгом "освобождения от гнета прошлого". Однако, и в этих обществах роль Т. как незаменимого механизма развития культуры сохраняется. В.Л. Абушенко

6) Традиция - (лат. traditio - передача) - разновидность (или форма) обычая, отличающаяся особой устойчивостью и направленными усилиями людей сохранить неизменными унаследованные от предыдущих поколений формы поведения. Для Т. характерны: бережное отношение к сложившемуся ранее укладу жизни как к культурному наследству прошлого; внимание не только к содержанию поведения, но и к его внешним проявлениям, к стилю, в результате чего внешняя форма поведения становится особенно устойчивой. В тех случаях, когда эта форма строго канонизируется и начинает доминировать над содержанием поведения людей, Т. становится обрядом, вырождается в ритуал. Сложившиеся в об-ве или коллективе Т., отражая объективные условия его существования, выражают преемственность в общественной жизни и закрепляют в себе ее наиболее устойчивые моменты. Т. (национальные, культурные, бытовые, иногда также говорят об общественно-политических Т.) выполняют прогрессивную роль до тех пор, пока они отвечают историческим потребностям. Они становятся тормозом общественного развития, когда культивируют изживший себя уклад жизни. Примером могут служить патриархальное отношение к женщине, многоженство, калым, к-рые иногда пытаются изобразить как национальные Т. Программа КПСС, указывая на необходимость борьбы с вредными Т. прошлого, тормозящими прогресс социалистического об-ва, одновременно подчеркивает необходимость «всемерно развивать новые, единые для всех наций революционные традиции строителей коммунизма...» (Программа КПСС, с. 115). Используя революционное наследство прошлого, социалистическое об-во постоянно обогащает его новым содержанием, соответствующим условиям коммунистического строительства. Это одна из сторон коммунистического воспитания масс.

7) Традиция - (от лат. traditio - передача) - передача духовных ценностей от поколения к поколению; на традиции основана культурная жизнь. Традицией называется также то, что передают; в то же время все, что на традиции основано, называют традиционным.

8) Традиция - (лат. traditio - передача, предание) - исторически сложившиеся и передаваемые от поколения к поколению обычаи, обряды, общественные установления, идеи и ценности, нормы поведения и т. п.; элементы социально-культурного наследия, сохраняющиеся в об-ве или в отдельных социальных группах в течение длительного времени. Различают Т. прогрессивные, связанные с творческим развитием культуры, и реакционные, связанные с изжившими себя пережитками прошлого. В науке Т. означает преемственность знании и методов исследования, в искусстве-преемственность стиля, мастерства.

Традиция

(лат. tiaditio - передача) - форма преемственности в различных видах человеч. деятельности, материальной и духовной, предполагающая полное мл частичное воспроизведение спосо- бов, приемов и содержания деятельности предыдущих поколений. В клас. об-ве Т. носят клас. характер и в зависимости от их соц. содержания могут играть различную роль. В развитии соцналястич. культуры м формировании нового человека большое значение приобретают социалист. Т.

(от лат. traditio - предание) - 1) передача образцов и норм духовной жизни, священных текстов, ритуалов и нравственности из поколения в поколение. Традиция безымянно авторитетна, принимается и передается в свободном согласии с тем, что ушедшие из жизни носители имеют право голоса в жизни наследников. Традиция передается не механически, а в живом творческом усилии своих участников. 2) Нередко по ошибке традицию отождествляют с традиционализмом, пренебрегая тем, что участие в жизни традиции позволяет личности противодействовать вырождению человека в массовом обществе. 3) В герменевтике: участие в жизни традиции необходимо для понимания священных текстов (Г.-Г.Гадамер).

(от лат.-передача) – механизм воспроизводства социальных институтов и норм; передача духовных ценностей от поколения к поколению; общественные отношения, отличающиеся определенной исторической устойчивостью, повторяемостью, общностью. Сложившиеся в обществе традиции, отражая объективные условия его существования, выражаюг преемственность в общественной жизни и закрепляют в себе ее наиболее устойчивые моменты. Традиции проявляют жизнь прошлого в настоящем и будущем. Существование традиций, их образование, закрепление, развитие и исчезновение обусловлены социальными обстоятельствами, идеями и идеалами людей.

(от лат. traditio - передача) - анонимная, стихийно сложившаяся система образцов, норм, правил и т.п., которой руководствуется в своем поведении достаточно обширная и устойчивая группа людей. Т. может быть настолько широкой, чтобы охватывать все общество в определенный период его развития. Наиболее устойчивые Т., как правило, не осознаются как нечто преходящее, имеющее начало и конец во времени. Особенно наглядно это проявляется в т.н. традиционном обществе, где Т. определяются все сколь-ни-будь существенные стороны социальной жизни. Т. имеют отчетливо выраженный двойственный характер: они совмещают описание и оценку (норму) и выражаются описательно-оценочными высказываниями. В Т. аккумулируется предшествующий опыт успешной коллективной деятельности, и они являются своеобразным его выражением. С др. стороны, они представляют собой проект и предписание будущего поведения. Т. - это то, что делает человека звеном в цепи поколений, что выражает его пребывание в историческом времени, присутствие в «настоящем» как звене, соединяющем прошлое и будущее. Две крайности в истолковании Т. - традиционализм и антитрадиционализм - противопоставляют Т. разуму: первый ставит Т. выше разума, второй оценивает ее как предрассудок, который должен быть преодолен с помощью разума. Т. и разум не противостоят, однако, друг другу: Т. утверждается благодаря размышлению над прошлой деятельностью И не требует слепого повиновения. Противопоставление Т. и разума, характерное для эпохи Просвещения и для романтизма, не учитывало того, что разум не является неким изначальным фактором, призванным играть роль беспристрастного и безошибочного судьи. Разум складывается исторически, и рациональность может рассматриваться как одна из Т. «...Рациональные стандарты и обосновывающие их аргументы представляют собой видимые элементы конкретных традиций, которые включают в себя четкие и явно выраженные принципы и незаметную и в значительной мере неизвестную, но абсолютно необходимую основу предрасположений к действиям и оценкам » (П. Фейерабенд). Вместе с тем разум - это не одна из многих равноправных Т., а особая, можно сказать, привилегированная Т. Он старше всех иных Т. и способен пережить любую из них. Он является универсальным и охватывает всех людей, в то время как все другие Т. ограничены не только во времени, но и в пространстве. Разум - самая гибкая из Т., меняющаяся от эпохи к эпохе. Он представляет собой критическую, и в частности, самокритическую Т. И, наконец, разум имеет дело с истиной, стандарты которой не являются конвенциональными. Т. проходят через разум и могут оцениваться им. Эта оценка всегда является исторически ограниченной, поскольку разум всегда принадлежит определенной эпохе и разделяет все ее «предрассудки». Тем не менее оценка разума может быть более широкой и глубокой, чем оценка одной Т. с т. зр. какой-то иной, неуниверсальной и некритической. Разные Т. не просто сосуществуют друг с другом. Они образуют определенную иерархию, в которой разум занимает особое место. Противоположность Т. и разума носит относительный характер: Т. складываются при участии разума, а сам разум является продолжением и развитием имманентно присущей человеку Т. рациональности. «Даже самая подлинная и прочная традиция формируется не просто естественным путем, благодаря способности к самосохранению того, что имеется в наличии, но требует согласия, принятия, заботы. По существу своему традиция - это сохранение того, что есть, сохранение, осуществляющееся при любых исторических переменах. Но такое сохранение суть акт разума, отличающийся, правда, своей незаметностью» (Х.Г. Гадамер). Повседневная жизнь во многом опирается на Т., и апелляция к ней - стандартный прием практической аргументации. Обращение к Т. - обычный способ аргументации в морали. Наши моральные установления и поступки в значительной степени определяются Т. Все попытки обоснования или усовершенствования системы морали, абстрагирующиеся от Т., неизбежно остаются декларативными и не имеющими никаких практических последствий. Совершенно нереально было бы ожидать от современной науки обоснования какой-то новой морали. Аргумент к Т. неизбежен во всех научных рассуждениях, в которые входит « настоящее » как тема обсуждения или как один из факторов, определяющих позицию исследователя. «...В науках о духе, вопреки всему их методологизму, присутствует действенный момент традиции, составляющий их подлинное существо и характерную особенность» (Гадамер). Феиерабенд П. Избр. труды по методологии науки. М., 1986; Гадамер X.Г. Истина и метод. М., 1988; Ивин А.А. Теория аргументации. М., 2000.

(лат. traditio - передача, придание) - универсальная форма фиксации, закрепления и избирательного сохранения тех или иных элементов социокультурного опыта, а также универсальный механизм его передачи, обеспечивающий устойчивую историко-генетическую преемственность в социокультурных процессах. Тем самым Т. включает в себя то, что передается (признанный как важный и необходимый для нормального функционирования и развития социума и его субъектов определенный объем социокультурной информации), и то, как осуществляется эта передача, т.е. коммуникативно-трансляционно-трансмутационный способ внутри- и межпоколенного взаимодействия людей в рамках той или иной культуры (и соответствующих субкультур) на основе относительно общего понимания и интерпретации накопленных в прошлом данной культуры (и соответствующих субкультур) смыслов и значений. Т. обеспечивает воспроизводство в системах настоящей ("живой", "непосредственной") деятельности апробированных и выдержавших испытание временем образцов прошлой ("мертвой", "овеществленной") деятельности, т.е. она детерминирует настоящее и будущее прошлым, уже сбывшимся и выступающим как сумма условий любой социокультурной активности. Такое понимание Т. делает это понятие применимым практически к любым фрагментам и уровням организации социокультурного опыта (как прошлого - культурное наследие, так и настоящего), что иногда служит основанием для отождествления Т. и социокультурного опыта. Последнее, однако, неправомерно, так как для включения в систему Т. социокультурный опыт должен пройти селективный отбор на устойчивость и относительную массовость воспроизведения в структурах деятельности. В узком смысле слова термин Т. употребляется для характеристики самоорганизующихся и саморегулирующихся (автономичных) подсистем человеческой деятельности и связанного с ними социокультурного опыта, функционирование и развитие которых не связано с институциональными формами обеспечения через специальный аппарат власти. Поведение социальных субъектов, организуемое и регулируемое с помощью Т., не предполагает формулирование и экспликацию целей действующими субъектами, его смыслы скрыты (даны) в нем самом. Правомерность традиционных форм действия обосновывается и узаконивается самим фактом их существования в прошлом, а их эффективность оценивается через точность следования принятому образцу. Такой вид Т. можно назвать аутентичной, "первичной", нерефлексивной Т. Она транслируется как непосредственно-практически, через воспроизведение определенных форм действий и следование определенным регламентирующим правилам поведения (ритуал), так и устно через фольклор и мифологию. Все элементы Т. пронизаны символическим содержанием, отсылают к закрепленным в той или иной культуре смыслам и архетипах. Утрата смысловых компонентов в ритуальной форме бытования аутентичной Т. редуцирует ее до уровня обычая как постоянно и массово воспроизводимой формы. Данный вид Т. статично репродуцирует прошлое и способен только к экстенсивному развитию, отбирая элементы социокультурного опыта по закрепленной в данной культуре матрице. Именно о таких Т. идет, как правило, речь, когда говорят о "консервативности", "косности", "неизменности" и т.д. Т. как формы фиксации и механизме передачи культурных содержаний. Уже в древневосточных, а особенно в античном обществах Т. приобретает свою превращенную форму, рефлексируясь и рационализируясь в рамках профессионально создаваемой культуры. Здесь она фиксируется в определенных текстах, получает письменно-знаковое выражение. Пройдя такого рода обработку, Т. вновь возвращается в пласт реального поведения и может вполне осознанно поддерживаться и трансформироваться действующими субъектами. Причем, это возвращение носит существенно различный характер в зависимости от агентов, которым адресована Т. Она может быть социализирована в деятельности как "потребителей", так и "творцов" культуры. В последнем случае порождаются такие ее специфические виды как, например, авторская Т., а также вырабатываются Т. работы с письменно-знаково оформленными фрагментами социокультурного опыта. Именно в этих случаях можно говорить о неаутентичных, "вторичных", рефлексивных Т. Совокупность "первичных" и "вторичных" Т. конституирует понятие Т. в широком смысле слова. Оба эти вида Т. объединяет их самоорганизующаяся природа, функционирование в режиме автономии, не предполагающем институционализированных форм обеспечения. Различает же прежде всего та или иная степень отрефлексированности "вторичных" Т. и изменения за счет этого их регулятивного потенциала. "Вторичные" Т. способны к интенсивному развитию, предполагают возможность перестройки прошлого через его постоянную переинтерпритацию в деятельной и знаковой формах, осуществляют отбор элементов социокультурного опыта через изменение самих укоренных в культуре матриц. В этом смысле возможность изменения Т. выступает условием ее постоянного воспроизводства и сохранения в социокультурных системах. Широкое понимание Т. позволяет рассматривать ее как универсальную форму и механизм упорядочивания и структурирования имеющих значение для живущих поколений людей содержаний любой культуры и ее подсистем. Она, обеспечивая преемственность, предполагает, с одной стороны, полагание определенных границ человеческой деятельности, придания ей пространственно-временной устойчивости, известной инерции, а с другой - определенный сдвиг значений в передаваемых содержаниях, т.е. постепенное явное или неявное (нерефлексируемое индивидами) их изменение. Инновация только тогда приживается в социуме, когда вписывается в систему имеющихся значений социокультурного опыта, согласуется с имеющейся Т. или порождает новую Т.Т., следовательно, в значительной мере есть то, что удерживает нас в культуре и истории. "Связывая" человека прошлым, закрывая (до известной степени) ему возможность ретроспективного произвола, Т. открывает ему перспективу свободы в настоящем и будущем на основе прошлого. Особым видом Т. являются так называемые негативные Т., т.е. основанные не на утверждении каких-либо ценностей, а на отрицании неприемлемых для данной культуры или субъектов ценностей. Последние или осуждаются, или запрещаются явно (через табу) или скрыто (через дозволение иного). Негативная Т. строится на основе образца того, как не следует поступать или на что не нужно ориентироваться. Тем самым она оказывается зависимой от своего "противника", а, следовательно, невольно способствует закреплению, сохранению и трансляции тех смыслов и значений, с которыми пытается бороться. Так, борьба с религиозными ересями способствовала сохранению идей, в них проповедовавшихся. Не попадает в поле действия Т. только явно (рефлексивно) или неявно неоцениваемое - ценностно-нейтральное. Оно не замечается, замалчивается и умирает. Утрата ценности в Т. есть прекращение движения, невозможность развития в данном направлении. Связанные с этой ценностью явления выпадают из системы трансляции и как бы перестают существовать, во всяком случае, актуально. Являясь генетически первичной формой упорядочивания и структурирования социокультурного опыта и деятельности социальных объектов, Т. выступает основой для возникновения социокультурных норм. Однако в развитых социальных системах Т. сама может быть рассмотрена как особый тип нормативного регулирования. Если норма предполагает в пределе гетерономные, авторские источники своего происхождения, как бы привносится в массив наличного опыта субъектом извне и поддерживается определенными социальными институтами, то Т. можно трактовать как разновидность автономных по происхождению и неинституализиро-ванных норм, что верно, прежде всего, для "первичных" Т. Уже "вторичные" Т., имея производное от субъекта происхождение, но не нуждаясь в институционализации, могут быть рассмотрены как занимающие промежуточную позицию между собственно нормой и собственно Т. Такую же позицию могут занимать и фрагменты Т., подвергшиеся институционализации, например, так называемое обычное право. С другой стороны, собственно нормы, стереотипизируясь и интериоризируясь в деятельности субъектов, утрачивают необходимость в постоянной институциональной поддержке и могут эволюционировать в Т. Регулирование социальных систем гл. о. на основе Т. (как правило, "первичной") или собственно инновационной нормы служит (наряду с другими) одним из критериев различения т.н. традиционных и современных обществ. В современных (индустриальных и постиндустриальных) обществах сфера деятельности Т. сужается, среди самих Т. возрастает вес "вторичных" Т. Т. становится предметом ряда интеллектуальных операций с целью обоснования выбираемого будущего поведения через ссылку на авторитет прошлого или, наоборот, предметом критики под лозунгом "освобождения от гнета прошлого". Однако, и в этих обществах роль Т. как незаменимого механизма развития культуры сохраняется. В.Л. Абушенко

(лат. traditio - передача) - разновидность (или форма) обычая, отличающаяся особой устойчивостью и направленными усилиями людей сохранить неизменными унаследованные от предыдущих поколений формы поведения. Для Т. характерны: бережное отношение к сложившемуся ранее укладу жизни как к культурному наследству прошлого; внимание не только к содержанию поведения, но и к его внешним проявлениям, к стилю, в результате чего внешняя форма поведения становится особенно устойчивой. В тех случаях, когда эта форма строго канонизируется и начинает доминировать над содержанием поведения людей, Т. становится обрядом, вырождается в ритуал. Сложившиеся в об-ве или коллективе Т., отражая объективные условия его существования, выражают преемственность в общественной жизни и закрепляют в себе ее наиболее устойчивые моменты. Т. (национальные, культурные, бытовые, иногда также говорят об общественно-политических Т.) выполняют прогрессивную роль до тех пор, пока они отвечают историческим потребностям. Они становятся тормозом общественного развития, когда культивируют изживший себя уклад жизни. Примером могут служить патриархальное отношение к женщине, многоженство, калым, к-рые иногда пытаются изобразить как национальные Т. Программа КПСС, указывая на необходимость борьбы с вредными Т. прошлого, тормозящими прогресс социалистического об-ва, одновременно подчеркивает необходимость «всемерно развивать новые, единые для всех наций революционные традиции строителей коммунизма...» (Программа КПСС, с. 115). Используя революционное наследство прошлого, социалистическое об-во постоянно обогащает его новым содержанием, соответствующим условиям коммунистического строительства. Это одна из сторон коммунистического воспитания масс.

(от лат. traditio - передача) - передача духовных ценностей от поколения к поколению; на традиции основана культурная жизнь. Традицией называется также то, что передают; в то же время все, что на традиции основано, называют традиционным.

(лат. traditio - передача, предание) - исторически сложившиеся и передаваемые от поколения к поколению обычаи, обряды, общественные установления, идеи и ценности, нормы поведения и т. п.; элементы социально-культурного наследия, сохраняющиеся в об-ве или в отдельных социальных группах в течение длительного времени. Различают Т. прогрессивные, связанные с творческим развитием культуры, и реакционные, связанные с изжившими себя пережитками прошлого. В науке Т. означает преемственность знании и методов исследования, в искусстве-преемственность стиля, мастерства.

Возможно Вам будет интересно узнать лексическое, прямое или переносное значение этих слов:

- Бесструктурнотонический (бесструктурнотоновый, нерациональный) аналог сообщения (сигнала). Конкретная антиинформационная...
Антилогос - См. пояснение в ст. ЭРОС ЛОГОС ХАОС. ...
Абстрактность - характеристика культуры, социальных отношений, воспроизводственной деятельности, составляющая...

Код нашей кнопки.

Каждый человек когда-либо в своей жизни сталкивался с такими понятиями, как традиция, обычай или обряд. Их смысловое значение уходит корнями глубоко в древность, и со временем, их историческая суть и ценность сильно изменились. Определенные ритуалы являются неотъемлемым атрибутом жизни людей, а мы, не задумываясь, следуем обычаям и традициям, вряд ли отличая одно от другого. Наша статья поможет разобраться, в чем между ними разница.

Обычай – это способ поведения в обществе, основанный на привычке, который воспроизводится в социальной группе или в обществе, и является логичным для всех членов. Значение этого слова несет в себе религиозный, культурный и правовой порядок, который может иметь даже принудительный характер. Когда речь идет об обычаях, подразумевается передача из поколения в поколение обрядов, ритуалов, праздников, правил поведения на похоронах или свадьбах.


Если мы говорим о передаче основ поведения и устройства общества как такового, то подразумевается такое понятие, как традиция. Отличием традиции от обычая считается его национальная привязка: к традициям можно отнести общепринятую национальную одежду, а вот атрибут к этой одежде, добавленный какой-то группой общества, будет носить уже понятие обычая. Существуют семейные, общественные, народные традиции, которые могут оказывать на человека как положительное, так и отрицательное влияние.


Примеры обычаев и традиций

Для наглядности хотелось бы привести несколько примеров национальных обычаев и традиций:

  • Самым известным обычаем является празднование Нового Года и Дня Рождения, а традицией – на Новый Год ставить и наряжать елку, а на день рождения - дарить подарки.
  • Празднование Великой Пасхи – еще один старый христианский обычай. Традиционным на Пасху считается печь куличи и красить яйца.
  • В Таиланде, по обычаю, отмечают Лой Кратонг – день духа воды, который приходит
  • в полнолуние. Традицией этого праздника считается пускать по реке лодочки со свечами, цветами и монетками.
  • В США считается обычаем отмечать праздник Хэллоуин. По традиции в этот день из тыквы вырезают различные физиономии, а внутрь овоща помещают горящие свечи.
  • Интересной традицией празднования именин в Дании является вывешивание флага на окне.

Совет

Если вы планируете поездку в азиатские страны, помните, что там существует обычай на праздники подавать «беш бармак». Чтобы не обидеть гостеприимных хозяев дома, это блюдо едят только руками, а перевод его так и звучит – «пять пальцев».

Вопреки нашим традиционным и общепринятым понятиям, в других странах существует много странных и нелогических для нашего понимания обычаев. Вразрез с привычным рукопожатием, которым мы привыкли обмениваться при встрече, японцы приседают, у некоторых аборигенов принято тереться носами, в Замбези делают реверанс и хлопают в ладоши, а кенийцы попросту плюют во встречного. По традиции вежливости у нас принято спрашивать «как дела?», китайцы задают вопрос «ел ли ты?», ирландец высказывает пожелание «будь весел», в Зулу тебе просто сообщат «я тебя вижу».


Для чего нужны традиции

Мы часто не задумываемся, что превращает нас из группы совместно живущих людей в настоящую ячейку общества. А здесь не последнюю роль играют сложившиеся с годами обычаи. В нашей статье мы поговорим о том, какие есть семейные традиции, каково их значение, а также приведем примеры привычек, которые бывают в семьях разных стран и составим свой список.

Семейные традиции: что это такое

Чтобы дать определение тому, что такое семейная традиция, определимся сначала с тем, что это значит – «семья». Согласно Большому Энциклопедическому Словарю – это «основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью». А значит, в полноценной ячейке общества родственники не только живут под одной крышей, но и любят друг друга, заботятся о каждом своем члене, вместе проводят время. Если какое-то занятие или действие повторяется неоднократно, переходит от одного поколения к другому, то оно становится обычаем данного рода.

Семейные обычаи – это не обязательно что-то грандиозное и масштабное. Даже скромные еженедельные ритуалы, которые заведены в том или ином союзе, можно считать традицией. Например, уборка по субботам, совместный завтрак в воскресенье утром или просмотр вместе с детьми мультфильмов по пятницам.

Более того, привычка желать друг другу доброго утра, целоваться при встрече или прощании, звонок о том, что ты благополучно добрался до места назначения, можно также отнести к нормам, принятым в данной ячейке общества.

Виды семейных традиций

Перечень того, что можно отнести к семейным традициям, может быть бесконечным. Однако, их условно можно разделить на общие, которые присущи многим людям в разных вариациях, и совершенно уникальные, специфические ритуалы.

К первой группе относятся такие действия как:

Совместные празднования

В большинстве домов в России на День рождения, Новый год, Пасху собирается за богато накрытым столом большой круг родственников и близких друзей, чтобы поздравить именинника или проводить уходящий год.

В эти дни принято преподносить подарки и памятные сувениры, писать поздравления, петь песни и танцевать, произносить тосты с последующим принятием спиртных напитков, что конечно не идет на пользу нации.

Совместная встреча важных событий в жизни

Очень у многих принято ежедневно или хотя бы раз в неделю обсуждать в узком кругу, как прошел день, какие события случились, делиться своими мыслями по этому поводу, давать советы или просто от души сопереживать. Здесь же обсуждаются планы на выходные и ближайшее будущее. Такое близкое откровенное общение очень сплачивает, позволяет всем членам фамилии почувствовать свою важность и значимость для остальных.

Совместные путешествия

Если позволяют обстоятельства, многие проводят отпуск все вместе, по возможности отправляясь на море или в другой город. А есть те, которые предпочитают ежегодные выезды на дачу летом, где отдых на природе сочетается с трудовыми обязанностями. Любая такая поездка приносит много позитива каждому её участнику, что укрепляет отношения домочадцев.

Фотографии на память

Приятные события хочется запечатлеть на фотокарточках, чтобы при желании в любой момент вернуться к памятному дню. Модные сейчас фотосессии могут стать хорошей традицией, особенно в семьях, где есть дети. Ведь каждый возраст малыша имеет свои прелести, а время летит так быстро, что опомниться не успеешь. К тому же к такому событию обычно идут долгие совместные приготовления, а саму съемку ребенок воспримет как приключение.

Совместное посещение разных мероприятий

Кино, театр, выставки, музеи, фестивали – это все очень интересно и познавательно. Если в доме все настроены на развитие своей личности, то домочадцам никогда не будет скучно друг с другом. Так что совместные посещения культурных или развлекательных мероприятий – это очень хороший и полезный обычай.

Список того, какие еще есть общие семейные традиции, может быть очень длинным. Ведь сюда же можно отнести и самые мелкие ежедневные привычки, здесь же и все религиозные обряды, национальные особенности связанные, например, с бракосочетанием или посвящением в религию. Россия страна многонациональная, и у каждого народа свои собственные исторические обычаи.

К специфическим же обычаям можно отнести те особенности, которые присущи только вашей ячейке общества. Например, вы любите на завтрак есть исключительно овсянку, или не ложитесь спать в пятницу до рассвета.

Кроме того, есть те действия, которые сложились сами по себе, а есть специально введенные. В любом случае, это именно то, что повторяется в одном доме с какой-то периодичностью.

Роль семейных традиций: что значит их соблюдение

Если выделить основные положительные тезисы, то они, пожалуй, будут звучать так:

  • Традиции дают ощущение стабильности, незыблемости брака для супругов.
  • Воспитывают уважение к старшим.
  • Прививают тягу к труду и порядку.
  • Сплачивают и объединяют родных.
  • Позволяют почувствовать себя неотъемлемой частью чего-то большого, крепкого, того, что мы называем ячейкой общества.

Что такое семейные традиции для детей

Особенно важно соблюдение заведенных обычаев для малышей, ведь это дает ощущение стабильности, а значит и безопасности. Ребята любят, когда что-то повторяется много раз, это полезно для их психики, делает ребенка спокойным и уравновешенным. Именно поэтому врачи так настоятельно рекомендуют соблюдать режим дня.

Особенно полезными для детей станут следующие традиции:

Чтение сказки на ночь и пение колыбельных малышам

Вечернее чтение не только развивает фантазию ребенка, но и настраивает его на спокойный лад, уместный перед сном, а голос матери всегда успокаивает и убаюкивает.

Совместные игры

В век компьютеров, телевизоров и бесконечного числа развлечений, занять ребенка очень просто. Однако самыми теплыми воспоминаниями из детства будут именно те, когда малыш играл вместе с родителями. Это могут быть настольные игры или активный отдых на природе, главное, чтобы в игре принимали участие все близкие.

Обязанности по дому

Хорошо, когда у каждого члена, даже самого маленького, есть какие-то обязанности по дому. Это не обязательно должна быть фиксированная трудовая повинность. Занятия можно менять и каждый раз предлагать новое задание. Предложите ребёнку во время одной уборки протереть пыль, а в следующий раз поработать пылесосом. А с таким поручением, как полить цветы, с удовольствием справляются даже малыши.

Семейные приемы пищи

Поцелуи и объятья

Психологи утверждают, что чтобы чувствовать себя счастливым нужно минимум восемь объятий в день. А детям требуется еще больше. Так что обнимайте малышей по любому поводу. А уж поцелуй на ночь станет прекрасным завершением дня и для ребенка, и для родителей.

Подготовка к Новому году

Для многих взрослых одними из самых волшебных моментов детства являются новогодние праздники. Можно создать сказку вместе с ребенком, вместе украшать елку под тематические песенки, делать сувениры в подарок родным, писать письма Деду Морозу. Ведь малыш умеет то, чего многие взрослые разучились делать – верить в чудеса.

Все эти и многие другие традиции позволят детям сформировать правильное отношение к браку, как к одному из основных элементов своей жизни. Уже будучи взрослыми, они понесут в свою молодую ячейку общества именно те устои и принципы, которые усвоили из детства.

Описание семейных традиций разных стран

Конечно, в каждом обществе существуют свои, исторически сложившиеся обычаи. Расскажем более подробно о том, что принято в других государствах.

В России

С древних пор в России традиции чтили и оберегали, они были важной частью жизни как простого населения, так и дворян.

Одним из основных обычаев было хорошее знание своего рода, всех своих предков до десятого колена. В аристократической среде в каждой фамилии были обязательно составлены генеалогические древа, в которых перечислялись все прародители с именами, отчествами, фамилиями и титулами. Из уст в уста передавались истории из жизни прародителей, а с изобретением фотоаппарата – снимков. До сих пор во многих семьях бережно хранят старинные фотоальбомы, постепенно дополняя их уже современными карточками.

Уважение к старшим – один из столпов воспитания на Руси. В нашей стране, в отличие от западных государств, не принято отдавать родителей доживать свой век в пансионы и дома престарелых. Дети до последнего дня заботятся о своих стариках. А после их смерти принято поминать ушедших родственников в день кончины и день рождения, ухаживать за их могилами.

Еще одной русской особенностью, свидетельствующей о почтении к своему роду, является присвоение ребенку отчества. Это дань уважения, прежде всего, отцу. Также зачастую можно было встретить «семейное» имя, то есть часто встречающееся в этом роду, когда ребенка называют в честь одного из родственников.

Также широко была распространена передача реликвий по наследству. Причем это не обязательно драгоценности, стоящие целое состояние. Это могут быть простенькие, но дорогие сердцу вещи – предметы интерьера, столовые приборы. Зачастую свадебный наряд переходил от матери к дочери.

Практически все перечисленные традиции сохранились в нашем обществе до сих пор. Но многие, к сожалению, практически утеряны. Например, профессиональные династии, когда какое-то ремесло глубоко изучалось, и его секреты передавались из поколения в поколение.

Хорошей тенденцией стало возвращение к корням и вековым традициям. «Российский Дом Родословия» предлагает помощь в составлении генеалогического древа своего рода. У них в штате более пятисот генеалогов, работающих по всему миру, которые непременно разыщут любые архивные документы, где упоминается та или иная фамилия. Также специалисты не просто составляют родословную, но еще и обучают этому непростому ремеслу. Богатый выбор оформления позволит не только составить древо для себя из интереса, но и приобрести родословную книгу в качестве оригинального и полезного подарка.

В Великобритании

Это страна, которая свято чтит свои обычаи, особенно это касается аристократических династий. Традиции соблюдаются во всем: от ежедневных ритуалов утренней овсянки и вечернего чаепития до понятия того, как растить детей.

Одной из особенностей англичан является воспитание в своих чадах строгого контроля над своими эмоциями. Сохранить лицо для истинного джентльмена сегодня также важно, как и пару столетий назад.

В Италии

Италия – очень патриархальное государство. Почти 90% всех предприятий там являются родственными, то есть передаются от отца к сыну. К тому же фамилия в данном государстве не ограничивается узким кругом самых родных, все родственники являются важной частью большого клана.

По праздникам обязательно собирается вся фамилия за богато накрытым праздничным столом, шутят, смеются, делятся новостями.

В Америки

Несмотря на то, что американцы в большинстве своем трудоголики и очень ориентированы на построение карьеры, там во многих ячейках общества по трое и более детей. Интересным является традиция брать с собой малыша всюду, даже на вечеринки и посиделки с друзьями. Считается, что такая ранняя интеграция в общество поможет ребенку во взрослой жизни.

Исторически сложилось так, что семейные традиции – неотъемлемая часть жизни любого общества в каждом государстве. Они как цемент при постройке дома,связывают всех родственников, позволяют им не терять общих интересов. Так что соблюдайте уже имеющиеся обычаи и заводите новые, тогда в вашем доме всегда будет атмосфера любви и дружбы.

Применяли его, когда речь шла о необходимости вручить кому-то некий предмет и даже отдать свою дочь замуж. Но передаваемый предмет может быть нематериальным. Это, например, может быть определенное умение или навык: такое действие в фигуральном смысле также является traditio. Таким образом, границы семантического спектра понятия традиции жестко указывают на основное качественное отличие всего того, что можно подвести под это понятие: традиция - это прежде всего то, что не создано индивидом или не является продуктом его собственного творческого воображения, короче, то, что ему не принадлежит, будучи переданным кем-то извне, обычай.

Это основное отличие часто отходит в сознании на задний план, уступая место другому, тоже значимому, но производному. Для обыденного сознания эпохи модерна слово «традиция» ассоциируется в первую очередь с тем, что связано с прошлым, утратило новизну и в силу этого противостоит развитию и обновлению, что само по себе неизменно, символизирует стабильность вплоть до застоя, избавляет от необходимости осмысливать ситуацию и принимать решение.

Традиции в европейской культуре

Понимание традиции в рамках европейской культуры, начиная с Нового времени отмеченное этим сдвигом, в целом базируется на историческом подходе. Динамический характер такого понимания, позволяющий увидеть и оценить роль и значение традиции в свете происходящих социальных изменений, проявляется, однако, и в возникновении общей тенденции к инфляции понятия. Если изначальное значение понятия «традиция» включало в себя аспект особого уважения к переданному как к дару и, соответственно, к самому процессу передачи, то в дальнейшем этот аспект в светской культуре постепенно утрачивается. Уже в поздней античности развитие понятия традиции в центральную категорию христианской теологии привело, с одной стороны, к его нормативному расширению, а с другой - к возникновению концептуальных затруднений в связи с конституированием противопоставления традиции и ratio.

В дальнейшем становление светского мировоззрения и сопряженный с ним рост авторитета индивидуального критического разума стимулировали углубление этого противостояния. Критическое отношение к традиции как таковой и прежде всего к церкви как ее опорному достигло апогея в эпоху Просвещения . В это время и формируется собственно историческое понимание традиции как ограниченного временными рамками и изменчивого феномена .

Эпоха Просвещения

В эпоху Просвещения понятие традиции находилось в центре дискуссий, связанных с проблемой социально-политической эмансипации третьего сословия. Поскольку последняя понималась и рассматривалась как освобождение человека вообще, как эмансипация индивидуального разума и преодоление принуждающей силы традиции, понятие традиции стало элементом социально-антропологического дискурса. При этом интерпретации его были самыми разнообразными, от требования критического переосмысления границ признания традиции до полного отрицания всякой традиционности как главного препятствия на пути личности к своей аутентичной самости. Как считали впоследствии авторы-традиционалисты, в частности, Ж. де Местр, именно ожесточенное неприятие традиции мыслителями Просвещения послужило идеологическим обоснованием Французской революции .

XIX век

Реакцией на тотальное отвержение традиции Просвещением стало восторженно-апологетическое отношение к ней консервативного романтизма. Тем самым к началу XIX века в европейской культуре сложилось амбивалентное отношение к традиции, включавшее и понимание ее универсальной исторической роли, нашедшее отражение в оценке И. Г. Гердера , считавшего традицию главной движущей силой истории и в то же время называвшего ее «духовным опиумом », усыпляющим индивидуальную инициативу и критическое мышление . Однако в ходе дальнейшего развития ментальности модерна отношение к традиции в целом неуклонно становится все более и более негативным, что усугубляется успехами научного познания и технико-технологическими достижениями, ориентирующими на новацию как противоположность традиции.

Это можно проследить на философских системах и макросоциологических теориях первой половины XIX века (Г. В. Ф. Гегель , О. Конт , К. Маркс). Если у Гегеля традиция занимает важное место в процессе всемирно-исторической объективации духа, то в концепции Маркса она трактуется как выражение классовых и групповых интересов, как составляющая идеологии, а сквозь призму тотальной критики религии и церкви - как орудие манипулирования массовым сознанием. Негативные коннотации понятия традиции заметны и у Ф. Ницше , для которого последняя есть квинтэссенция обывательской косности, мешающая становлению сверхчеловека и подлежащая отрицанию.

XX век

«Фундаментальная политизация» социальной жизни, по выражению К. Мангейма , составляющая основную характеристику первой половины XX века , проявилась, в частности, и в том, что почти все многочисленные возникшие в этот период политические направления и массовые движения, базируясь на критическом отрицании наличных социальных традиций, обнаружили, тем не менее, стремление измыслить и увековечить новые, собственные традиции. На эту общую для них черту указывал Э. Хобсбаум , видевший в этом стремлении потребность подвести историческое обоснование под свои взгляды. Сам по себе этот факт, впрочем, только неопровержимо свидетельствует об атрибутивном характере традиции для социальной реальности. Осмысление этой идеи в современном социально-философском дискурсе повлекло за собой конституирование ряда различающихся концептуальных подходов к пониманию сущности и социальной значимости традиции.

Понятие традиции в интегральном традиционализме

Термин «традиция» (зачастую с большой буквы) является центральным в интегральном традиционализме .

В нём понятие традиции относится исключительно к цепи эзотерических знаний и практик, обладающих онтологическим статусом канала восхождения, и к совокупности основанных на сакральном опыте форм культуры и социальной организации .

«У традиции нет ничего общего ни с местным колоритом, ни с народными обычаями, ни с причудливыми действиями местных жителей, которые собирают изучающие фольклор студенты. Это понятие связано с истоками: традиция - это передача комплекса укоренённых способов облегчения нашего понимания сущностных принципов универсального (вселенского) порядка, так как без посторонней помощи человеку не дано понять смысл своего существования» - писал лидер новых правых Ален де Бенуа .

Проблематика

Концептуальные подходы к пониманию сущности и социальной значимости традиции можно сгруппировать соответственно их общей направленности. В группу подходов, которую можно условно обозначить как модернизм и прогрессизм, входят концепции традиции как отмеченной негативным знаком «диалектической пары» новации. В парадигме прогрессизма традиция - это то, что в конечном счете отступает под натиском нового, это обреченное и исторически относительное. Такое понимание просматривается у многих, совершенно разных авторов. По мнению, к примеру, Ханны Арендт , традиционность как характеристика социума полностью исчерпывает себя в эпоху модерна, поскольку логика индустриального развития требует замены традиции как социального ориентира ориентацией на общечеловеческую рациональность. Наиболее отчетливо эта идея была сформулирована Максом Вебером , впервые на концептуальном уровне противопоставившим традиционный и рациональный способы социальной организации. Традиция и рациональность в универсуме прогрессизма составляют два полюса, между которыми существует напряженность, определяющая направленность социальной динамики.

Традиционное общество понимается как тип социальной организации, радикально отличной от общества современного, характеризуемый замедленностью изменений, если не полным их отсутствием. Вторая его черта заключается в том, что оно предъявляет к своим членам совершенно иные требования, и главное из них - полностью подчинять личную интеллектуальную и социальную инициативу авторитету традиции.

Отсюда вытекает признание тесной связи между традицией и стереотипом . По сути, если ограничить рассмотрение поведенческим ракурсом, очевидно, что следование традиции предполагает стереотипизацию социального и индивидуального поведения, жесткое доминирование стереотипа над индивидуальным волеизъявлением, личностными особенностями и устремлениями. Социальный стереотип составляет механизм реализации традиции. На это обращает внимание известный отечественный исследователь Э. С. Маркарян, определяя традицию следующим образом: «Культурная традиция - это выраженный в социально организованных стереотипах групповой опыт, который путем пространственно-временной трансмиссии аккумулируется и воспроизводится в различных человеческих коллективах» .

Основной проблемой, связанной с традицией, в таком случае становится проблема соотношения стереотипизированного опыта и возникающих инноваций, а также проблема природы самих инноваций. Согласно Э. С. Маркаряну, «динамика культурной традиции - это постоянный процесс преодоления одних видов социально организованных стереотипов и образования новых», а инновации появляются в процессе органической перекомбинации элементов традиции. В таком понимании, как отмечает С. П. Иваненков , нивелируется качественная разница между традиционным и инновативным моментами социальности. Для более глубокого проникновения в проблему необходимо, считает он, «найти категориальное основание определения, в котором традиция будет положена как иное для инновации и обратно». Таким основанием, по его мнению, может быть только отношение двух реалий - традиционной и инновационной - ко времени как атрибутивному параметру социального бытия. В настоящее время все большую актуальность приобретает сохранение традиций в народном искусстве. Профессиональное образование в области традиционного декоративно -прикладного искусства с 1928 года ведется в Московской школе художественных ремесел . Широкое исследование данной темы проводит Международный Фонд Аполлон - Союз, США.

См. также

Примечания

Литература

  • Рене Генон Очерки о традиции и метафизике. - СПб. , 2000. - С. 56-57.
  • Есаулов И.А. Духовная традиция в русской литературе // Литературная энциклопедия терминов и понятий. М., 2001.
  • Нечипуренко В. Н. Ритуал (опыт социально-философского анализа). - Ростов-на-Дону, 2002. - С. 110-111.
  • Alleau R. De la nature des symboles. - Paris, 1958.
  • Косинова О. А. К вопросу о трактовке понятия «традиция» в отечественной педагогике // Электронный журнал «Знание. Понимание. Умение » . - 2009. - № 2 - Педагогика . Психология .
  • Макаров А.И. Традиция против истории в философии современного европейского традиционализма // Диалог со временем. Альманах интеллектуальной истории . - М, 2001. - № 6. - С. 275-283.
  • Полонская И. Н. Традиция: от сакральных оснований к современности. - Ростов н/Д : Изд-во Рост. ун-та, 2006. - 272 с.
  • Ален де Бенуа Определение Традиции // Альманах "Полюс" . - 2008. - № 1. - С. 3-4.

Ссылки

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • Что стоит знать путешественнику о жестах и обычаях в разных странах

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Традиция" в других словарях:

    - (от лат. traditio передача) анонимная, стихийно сложившаяся система образцов, норм, правил и т.п., которой руководствуется в своем поведении достаточно обширная и устойчивая группа людей. Т. может быть настолько широкой, чтобы охватывать все… … Философская энциклопедия

    - (лат. tradere передавать). Термин этот в литературе применяется и по отношению к преемственной связи, объединяющей ряд последовательных литературных явлений, и по отношению к результатам такой связи, к запасу литературных навыков. По смыслу… … Литературная энциклопедия

    Традиция - ТРАДИЦИЯ (лат. tradere передавать). Термин этот в литературе применяется и по отношению к преемственной связи, объединяющей ряд последовательных литературных явлений, и по отношению к результатам такой связи, к запасу литературных навыков. По … Словарь литературных терминов

    - (лат. traditio). Предание, способ, которым передаются из года в год различные происшествия, события и догматы. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ТРАДИЦИЯ лат. traditio, от tra, trans, через, и dare,… … Словарь иностранных слов русского языка

Традиция (от лат. traditio -- передача) -- анонимная, стихийно сложившаяся система образцов, норм, правил и т.п., которой руководствуется в своем поведении достаточно обширная и устойчивая группа людей. Традиция может быть настолько широкой, чтобы охватывать все общество в определенный период его развития. Наиболее устойчивые традиции, как правило, не осознаются как нечто преходящее, имеющее начало и конец во времени. Особенно наглядно это проявляется в традиционном обществе, где традициями определяются все существенные стороны социальной жизни.

К.В. Чистов писал: "традиция -- это сеть (система) связей настоящего с прошлым, причем при помощи этой сети совершаются определенный отбор, стериотипизация опыта и передача стереотипов, которые затем опять воспроизводятся." (3. с. 106)

Традиции имеют отчетливо выраженный двойственный характер: они совмещают описание и оценку (норму) и выражаются описательно-оценочными высказываниями. В традициях аккумулируется предшествующий опыт успешной коллективной деятельности, и они являются своеобразным его выражением. С другой стороны, они представляют собой проект и предписание будущего поведения. Традиции -- это то, что делает человека звеном в цепи поколений, что выражает его пребывание в историческом времени, присутствие в "настоящем" как звене, соединяющем прошлое и будущее.

Традиционным становится далеко не все из жизненного опыта человечества, а лишь то, что способствует наиболее успешному течению жизни в тех или иных (конкретных) условиях. Изменяются условия жизни -- изменяются и традиции. В той же части, в которой традиции связаны с самой природой человека, у них есть нечто неизменное во времени и общее для представителей самых различных культур и цивилизаций. Следовательно, характер традиции определяется жизнедеятельности людей, а последний вытекает как из характера базисных и вторичных потребностей, так же из условий их удовлетворения. Поэтому традиция -- общечеловеческое явление, а совокупность конкретных традиций определяет самобытность данного сообщества.

Для понимания сущности традиций важно:

Наличие некоего положительного жизненного опыта -- способа удовлетворения потребности, поддержания жизни индивидов. Не будь этого опыта, нечему было бы становиться традиционным.

Способность человека воспринимать опыт других индивидов и воспроизводить его -- полностью или частично -- в своей жизнедеятельности. Следовательно, базисным качеством человека в плане возникновения традиций является его восприимчивость к опыту других.

Объединение содержания пунктов первого и второго делает традицию способом накопления всем человечеством или отдельными его сообществами опыта обеспечения и поддержания своей жизнедеятельности. При этом данный опыт становится действенным благодаря тому, что усваивается множеством индивидов. Иными словами, традиционное -- это то, что воспринято и воспроизводится множеством индивидов.

Одной из характеристик конкретной традиции является ее распространенность: бывают традиции местного значения, бывают традиции общенационального характера или даже межнационального. К примеру, традиция отмечать праздники есть у всех народов, у всех конфессий, у всех цивилизаций.

Еще одной характеристикой конкретной традиции (а с нею и самого этого явления в целом) является устойчивость (традиций), а прямым следствием устойчивости традиции является ее жизнеспособность. По всему ходу истории человечества происходит "естественный отбор" традиций, в результате которого новые нарождаются, старые отмирают, а некоторые существуют тысячелетиями. В этом "естественном отборе" традиций есть постоянное ядро традиционности -- общечеловеческий и непреходящий во времени характер базисных потребностей и модифицируемое конкретное содержание, в зависимости от условий жизни.

Среди членов сообщества всегда есть более консервативная часть -- приверженцы традиций, склонные отстаивать их даже при значительных изменениях условий жизни (последнее -- их недостаток), и "прогрессивная" часть -- индивиды, склонные к отходу от традиций даже при сохранении прежних условий жизни (это -- их недостаток, так как не все новое лучше старого). Особенно опасно угасание прежних традиций до того, как сформируются новые и более эффективные: многие члены сообщества могут оказаться дезориентированными в своей жизнедеятельности. Подобное возможно при смене общественно-политических систем (к примеру, вследствие революции).

Благоприятными процессами, происходящими с традициями, являются: возникновение, закрепление, распространение, воспроизведение; неблагоприятными -- "размывание", девальвация, угасание, искажение, стирание, забвение, амортизация.

Традиционными могут быть не только перечисленные выше способы действия, оценки, отношения, технологии, этические принципы, но также и жизненные ситуации, определяемые самой природой человека и течением его жизни, независимо от его воли и сознания. Такие ситуации, как зачатие, рождение, свадьба, похороны, -- это события разного уровня, в которых взаимосвязано и то, что дано самой природой (зачатие, рождение), и то, что способствует "вписыванию" этого в общественный контекст.

Общественная значимость явления традиционности определяется как тем фактом, что любая традиция восходит к той или иной потребности человека, так и тем, что содержание традиции оказывается приемлемым или необходимым множеству индивидов. Именно поэтому традиция -- принципиально общественное явление, затрагивающее каждого из членов сообщества.

В жизни индивида требования традиции могут реализоваться двумя способами. Во-первых, традиционное может стать привычным для индивида, и тогда он совершает данное действие или придерживается данной оценки как своего собственного, органически ему присущего. Если традиционное не стало привычным для индивида, он лишь подчиняется традиции или же делает вид, что подчиняется, внутренне ей даже противясь, т. е. он подчиняется обстоятельствам, в число которых входит и принуждение окру­жающих. Одним.из важных способов такого принуждения является "общественное мнение" -- понятие, приложимое к любому сообществу индивидов, а не только к тому "обществу", которое либералы привычно противопоставляют "государству".

Любая конкретная традиция в пределах данного поколения может быть воспринятой (у предыдущего) или выработанной -- в этом случае необходима ее проверка временем, и пока следующее поколение не начало воспроизводить ее содержание, это всего лишь инновационное действие с потенциалом традиционности.

По отношению к той или иной традиции всех индивидов можно разделить на активных носителей, пассивных носителей и противников традиции. Из числа активных носителей выделяется группа ревнителей традиции -- тех индивидов, которые не только сами четко соблюдают требования традиции, но и требуют того же от других и, следовательно, внимательно следят за их действиями, оценивают их и сравнивают со своими. Часто для подобных ревнителей традиции наиболее важным является не соответствие поведения других индивидов некоему общему образцу, а неотличимость его от их собственного поведения, оценок, отношений и т. д.

Традиции обладают свойством экспансии. Это связано, во-первых, с давлением активных носителей традиции на окружающих, во-вторых, с подражанием (индивида окружающим). Распространение того или иного действия на все более широкий круг ситуаций -- это особый вид экспансии традиций. Следовательно, экспансия традиций проявляется как в возрастании числа следующих им индивидов, так и в распространении того или иного способа действия на новые жизненные ситуации.

Экспансия традиций порою ведет к весьма неблагоприятным последствиям. К примеру, выявившаяся склонность народов Севера к спиртному -- это совершенно чуждое для них дело, так как у них не растут соответствующие растения, из которых спиртное добывают и сам характер питания иной. У них не было естественного отбора по признаку устойчивости к алкоголю, поэтому-то они спиваются столь быстро и неотвратимо.

Традиции повседневности, максимально приближенные к базисным потребностям человека, с течением времени меняются мало, традиции же, отражающие специфику общественно-исторической формации, отмирают в основном вместе с нею. При этом традиции и вытекают из образа жизни, и сами формируют его. Путем усвоения традиции каждое последующее поколение формирует свой образ жизни, сходный с образом жизни предыдущего. Следовательно, без преемственности не было бы и целостности, лежащей в основании таких понятий, как "человечество" и "история человечества".

Как у любого объекта или явления, у традиции есть общее, единичное и особенное. Общее выражает принципиальное единство человеческого рода, единичное -- местную специфику, особенное -- творческий вклад отдельных индивидов или сообществ в содержание традиции.

Чем лучше структурирована жизнь общества и жизнедеятельность индивидов, тем больше в данном обществе традиций. При этом детрадиционализация общества -- искажение содержания и ослабление роли традиций в его жизни -- лишает общество исторической перспективы, поэтому такое общество утрачивает и стабильность, и самобытность.

Традиции могут определенным образом взаимодействовать: сочетаться и дополнять одна другую; противостоять и вытеснять одна другую; подвергаться процессу взаимной модификации и адаптации; порождать одна другую. В условиях миграции может происходить также и "обмен" традициями представителей различных сообществ, национальных, этнических, религиозных групп.

Итак, Передача и сохранениe социального и культурного опыта от поколения к поколению называется традицией. В качестве традиций выступают определенные ценности, нормы поведения, обычаи, обряды, идеи. Традиции могут иногда восприниматься как пережитки, то есть как препятствия дальнейшему развитию культуры. Они могут исчезать, а затем вновь возрождаться. Традиции могут быть позитивными, когда что-то воспринимается, но могут быть и негативными, когда что-то отвергается, поскольку это "не в традиции", как говорят, данного общества или группы людей. Время производит отбор традиций, и вечные из них, как, например, почтительное отношение к родителям, к женщине, являются всегда современными.

Составными элементами традиции являются обычай, обряд, ритуал. Традиция охватывает более широкий круг явлений, чем обычай, который иногда напоминает стереотип в поведении. Но обычай не существует отдельно от традиции, он является ее разновидностью. Обряд, или ритуал, -- это определенный порядок действий, которым совершается и закрепляется обычай.