Собственный опыт

Урок театр по литературе. Элементы театрализации на уроках литературы и во внеурочной деятельности

ЧЕЛЯБИНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ

ТЕАТРАЛЬНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ КАФЕДРА ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА

В. М. Стеценко

СТО УРОКОВ ТЕАТРА

Учебно-методическое пособие

для студентов специальности 053000

Народное художественное творчество

квалификации Режиссер любительского театра, преподаватель

Челябинск 2003

ББК 85.33я73 С 79

Рецензенты:

Л. В. Трубайчук, доктор педагогических наук, профессор; Т. В. Скорокосова, заслуженная артистка РФ

Стеценко В. М. Сто уроков театра: Учеб.-метод. пособие / ЧГАКИ, Челябинск, 2003. - 42 с.

Учебное пособие создано автором в соответствии с Госстандартом второго поколения на основе многолетнего педагогического опыта работы, как с детьми, так и со студентами и призвано помочь студентам-педагогам во время практики в школах и детских театральных коллективах выстроить свои занятия не только методически правильно, но и увлекательно. Работа будет полезна учителям уроков театра и руководителям детских театраль­ных коллективов.

Утверждено редакционно-издательским советом ЧГАКИ

© Челябинская государственная академия

культуры и искусств, 2003 © Стеценко В. М., 2003

Введение 4 Программа курса «Уроки театра в школе» (1-й класс) 6 Программа курса «Уроки театра в школе» (2-й класс) 16 Программа курса «Уроки театра в школе» (3-й класс) 26 Список литературы 32 Приложение. Тренинговые упражнения комплексного харак­ тера для учащихся 1-2-го классов 33

Введение

Цель данного учебно-методического пособия - помочь студентам (будущим руководителям детских театральных коллективов и учителям уроков театра) на первых порах их педагогической деятельности.

Как правило, выходя на краткосрочную практику, студенты легко за­воевывают любовь к своему предмету, но лишь только занятия приобре­тают системный характер, становится очень трудно удерживать постоян­ный интерес и внимание на уроке, если практикант не ставит перед детьми и собой конкретной цели или не знает этапов ее достижения. Автор вы­страивает пособие в виде программы уроков театра в начальной школе, что позволяет тем, кому оно адресовано, использовать в своей практике, как отдельные составные части, так и программу целиком.

В наше сложное время огромное значение приобретает нравственное оздоровление общества, его гуманизация. Само слово «гуманизм» означает человеколюбие. Воспитание человеколюбия, доброты - основа гуманиза­ции общества. Перефразируя известные слова Достоевского, можно ска­зать: доброта спасет мир, ибо именно доброта - своеобразный синоним красоты, - красоты духовных качеств человека.

Педагогическая наука давно ищет пути воспитания гармоничного -образованного и доброго - человека. И один из таких путей - воспитание искусством. Основная задача заключается в том, чтобы создать определен­ный тип личности с широкими эстетическими запросами, высокой культу­рой художественных способностей и потребностью в активной творческой деятельности, т. е. реализации творческой энергии.

Искусство, прежде всего, воздействует на чувства человека, которые всегда индивидуальны. Они зависят от качества личности, и каждый из нас был бы счастлив иметь рядом такого человека, который умеет сочувство­вать нам, сердце которого открыто для добра. Открыть эти качества в ре-

бенке, развить их, научить понимать другого человека, сочувствовать ему, лучше всего помогает искусство театра.

Это важное, но далеко не единственное качество, которое помогает раскрыть в ребенке способности путем воспитания искусством театра. Те­атр, как известно, искусство синтетическое, сочетающее в себе множество других видов: драматургию, изобразительное искусство, музыку, хорео­графию, искусство парикмахера и гримера и др. Кроме того, театр требует очень много самой простой работы: от забивания гвоздей до задергивания занавеса, а значит, в театральном процессе задействовано большое число людей. Навыки совместной работы, ответственность за порученное дело, взаимопомощь - то, без чего театр невозможен. Но главное - театр невоз­можен без творчества, которое здесь всегда активно. Театральный творче­ский процесс универсален. Он раскрывает множество граней в любом че­ловеке, а в ребенке особенно. Ведь он активен по своей природе, и ребенку интересно все. Театр требует фантазии, интеллекта, определенной суммы знаний и жизненного опыта, а также специальных умений и навыков, при­родных способностей и умения работать над собой, развивая и дополняя то, что подарено природой. Все эти качества помогут человеку и в его обыденной жизни, сделают ее более наполненной, а самого человека - бо­лее интересным для окружающих.

Предлагаемая программа не ставит перед собой задачу сделать из каждого ребенка в будущем театрального деятеля, но научить понимать искусство театра, а через него и искусство вообще, раскрыть творческий потенциал, сформировать художественные потребности, сделать внутрен­ний мир человека богаче, а его самого добрее.

ПРОГРАММА КУРСА «УРОКИ ТЕАТРА В ШКОЛЕ» (1-й класс)

примерный тематический план

и/и

Название темы, раздела

Количество часов по четвертям

I. Искусство быть зрителем

Подготовка к просмотру спектакля

Беседа после просмотра спектакля

II. Развивающие игры

Организация внимания

Организация себя в пространстве

Развитие ловкости и координации движений

Развитие фантазии

Развитие речевого аппарата

Тренировка памяти

III. Навыки этикета

Приветствие. Нормы поведения на уроке, в театре. Взаимоотношения девочек и мальчи­ков в классе

ГОДОВОЙ ОБЪЕМ КУРСА:

ТЕМА ГОДА: Развивающие игры.

ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ (по четвертям): I. Мы знакомимся.

II. Будем дружить.

    Умные игры.

    Первые театральные опыты.

ЦЕЛЬ КУРСА: Пробудить интерес к искусству театра, а через него -к другим видам искусства - музыке, живописи, хореографии, кино. ЗАДАЧИ КУРСА:

1. Помочь учителю в создании спокойной и доброжелательной атмо­ сферы в классе.

    Через совместные игры и групповые упражнения формировать у детей навыки коллективной работы.

    Формировать навыки этикета, норм поведения в школе, в классе на перемене, на уроке, в театре.

    Развивать эмоциональную сферу ребенка - чувство сострадания и сочувствия, умение радоваться и огорчаться вместе со своими однокласс­ никами, друзьями.

    Развивать личностные качества ребенка: память, внимание, на­ блюдательность, фантазию, чувство ритма, пространства.

    Создавать условия для заинтересованного и доброго отношения детей друг к другу, формировать у них стремление разрешать конфликты между собой только мирным путем.

    Воспитывать в детях волевые качества, смелость, настойчивость. Помогать преодолевать застенчивость при выполнении упражнений на уроках театра, при ответах у доски на других уроках.

    Тренировать речевой аппарат ребенка: дикцию, подачу звука, точность интонации, умение слышать правильное и неправильное произ­ ношение.

    Формировать зрительскую культуру и грамотность ребенка.

Повышение интереса учащихся на уроках литературы приемами театральной педагогики

г. Москва

Проблема интереса – одна из важнейших при обучении в школе. В переводе с латинского слово «интерес» означает «имеет значение, важно». Это избирательная направленность личности, ее стремление к познанию объекта и явления, к овладению тем или иным видом деятельности .

Проблема интереса – это не только вопрос о хорошем эмоциональном состоянии детей на уроках; от ее решения зависит, будут ли в дальнейшем накопленные знания мертвым грузом или станут активным достоянием школьников. В триединой задаче – обучение, умственное развитие и воспитание личности – интерес является связующим звеном. Именно благодаря интересу, как знания, так и процесс их приобретения могут стать движущей силой развития интеллекта и важным фактором воспитания всесторонне развитой личности. Чтобы возникал (и развился интерес к учению, необходимы определенные условия:

· Прежде всего, это такая организация обучения, при которой ученик вовлекается в процесс самостоятельного поиска и открытия новых знаний, решения задач проблемного характера.

· Учебный труд, как и всякий другой, интересен тогда, когда он разнообразен.

· Для появления интереса к изучаемому предмету необходимо понимание важности, целесообразности изучения данного предмета в целом и отдельных его разделов;

· Чем больше новый материал связан с усвоенными ранее знаниями, тем он интереснее для учащихся.

· Обучение должно быть трудным, но посильным.


· Чем чаще проверяется и оценивается работа школьника, тем интереснее ему работать.

· Яркость учебного материала, эмоциональная реакция и заинтересованность самого учителя с огромной силой воздействуют на ученика, на его отношение к предмету.

Приведенному комплексу условий могут отвечать только нетрадиционные формы организации учебного процесса. Отнесем к таковым уроки с применением основ театральной педагогики.

Еще в 1963 году методологи отмечали, что опыт нужен психологам, исследующим вопросы речи, мышления, внимания, эмоций, и педагогам. Другими словами, настоящему учителю просто необходимо владеть актерским искусством, чтобы увлечь, заинтересовать, заинтриговать своих учеников.

Театр играет колоссальную роль не только в формировании профессиональной компетентности учителя. Он незаменим и в самом процессе обучения и воспитания. Величайший мудрец древности Сократ посвятил свою жизнь воспитанию в учениках духовной самостоятельности. Он считал себя человеком, способным пробуждать в других людях стремление к истине. С помощью искусно наводящих вопросов он помогал им самим находить эту истину. Сейчас бы мы назвали такой метод «научно-изыскательским». Сократ умел извлекать знания, скрытые в самом человеке; убеждал учеников внимательнее всматриваться в собственный внутренний мир, указывал им на лучшее в них самих. Сократовский метод воспитания – искусство выхаживания собственного самостоятельного творчества – лежит в основе работы Станиславского и Немировича-Данченко, которые понимали режиссуру в первую очередь как педагогику.

«Явная зависимость театральных знаний и интересов учащихся от школы обязывает нас с большим вниманием отнестись к этой области культуры, и особая ответственность здесь ложиться на учителя-словесника».

Самый верный путь в решении этого вопроса – это собственный театральный опыт, организация театральной студии, драматического кружка…

Опытный учитель знает, что обогащать театральный опыт подростка – это значит открывать ему глубину и разнообразие человеческих чувств и страстей, развивать его собственную духовную жизнь, будить его творческие способности. Юный зритель тянется на сцену, охотно становится сам «актером». Опыт многих учителей подтверждает необыкновенно положительное влияние работы в драматическом коллективе на развитие детского интеллекта, его читательских пристрастий; на сферу чувств, на умение красиво и свободно держаться, на выработку правильной, ясной и богато интонированной речи, на формирование чувства ответственности.

В методике вопрос о взаимодействии литературы с театром освещен недостаточно. Поэтому возникла необходимость заняться разработкой этой темы, которая является интересной и перспективной. Она подчеркивает возможности органичного использования межпредметных связей в рамках урока литературы.

В стандартах образования отмечено, что межпредметные связи развивают эмоциональную культуру личности, социальнозначимое отношение к миру и искусству, специальные художественные способности, творческое воображение, образное мышление, эстетические чувства, воспитывают эмоциональную и интеллектуальную отзывчивость при восприятии художественного произведения, формируют эстетический вкус.


Ни на одном уроке литературы невозможно обойтись без межпредметных связей (театр, живопись, музыка, русский язык , киноискусство, история, география, археология и т. д.).

По мнению, «включение смежных искусств в изучение литературного произведения помогает нам управлять потоком ассоциаций, стимулировать возникновение определенных представлений в сознании читателя. При этом у ученика не складывается ощущение того, что представление ему навязано. Оно возникло само собой. И эта свобода его появления придает возникшему образу личностный характер. Таким образом, смежные искусства могут усилить сопереживание, субъективную сторону разбора». Они привлекают внимание, создают разрядку, пробуждают интерес.

От учителя требуется мобилизация всех его душевных сил, творческих способностей, чтобы заинтересовать учащихся, чтобы они с желанием шли на урок.

Методические и организационные формы содружества между преподаванием литературы и театром складывались на протяжении многих лет и нередко видоизменялись в зависимости от реальных условий (изменение программы, характера репертуара, особенностей интересов того или иного коллектива), но основной принцип – принцип связи литературы с формированием читательского опыта – всегда оказывался чрезвычайно плодотворным и вполне оправдывал те усилия, которые тратил учитель на его осуществление: расширялся круг литературных интересов учащихся, возникал стойкий интерес к фактам современной культуры, и прежде всего – к театру, действеннее обогащался мир эмоций, нравственных чувств и знаний школьников, активно формировались нравственно-эстетические оценки, заметно повышалась самостоятельность и обоснованность суждений.

В центре внимания учителя были прежде всего особенности восприятия учащимися драматургического текста и поиски таких приемов работы, которые, отвечая художественной специфике драмы, облегчали бы ее освоение в единстве формы и содержания.

Вот те условия, которые необходимы для преодоления трудности восприятия учащимися драматического произведения (осуществляются они в системе):

1. Организация школьной драматической самодеятельности, тесно связанной с уроками литературы, когда происходит критическое знакомство учащихся с пьесой и ее сценическими возможностями.

2. Подготовка школьников в процессе учебной работы к сознательному чтению и анализу драматического произведения:

а) самостоятельное инсценирование небольших эпизодов (представление о «технологии» драматического творчества, способствующее проникновению в художественную форму драмы);

б) обучающий анализ драматического эпизода (понятие конфликта драматического действия, средства его выражения, характеристика драматического персонажа, значение речи действующих лиц драмы…);

в) обязательное чтение вслух драматического произведения на уроках литературы (реализация той художественной энергии звучащей речи, на которую драма рассчитана).

3. Анализ драмы, учитывающий ее специфические художественные свойства (драма как особый род литературы).

4. Обращение к профессиональному театру в соответствии с задачами литературного образования и развития школьников.

Вывод: один из важных этапов приобщения школьника к театральной культуре – это подготовка его как читателя драматургических произведений, первоосновы театра.

Здесь вступают в силу законы театральной педагогики, урок должен быть расписан по событиям, как в спектакле. Этот этап подготовки занятий называется педагогическим инсценированием.

Уроки выгодно отличаются, если учитель владеет театральными приемами организации педагогической деятельности. Умению организовать работу на уроке помогают социоигровые приемы, которые предлагает учителям театральная педагогика. И тогда в инсценировании и режиссуре урока появляется групповая работа, которая дает возможность участвовать всем детям в разных позициях: смена лидерства, смена ролевых функций «учитель–ученик».

Учителя организовывают учебную деятельность так, чтобы дети взаимообучали друг друга, обменивались информацией, а для этого им надо создать проблемную ситуацию.

Инсценировка отдельных эпизодов создает на уроке благоприятную эмоциональную атмосферу для восприятия и углубленного понимания литературных произведений. Такие занятия предоставляют подросткам возможность раскрыть индивидуальные способности, экспериментировать, демонстрировать свои умения. В связи с данными целями необходимо решение следующих задач:

установить точки соприкосновения двух предметов;

выявить общие понятия.

Закономерная взаимосвязь литературы и театра постигается учащимися на уроках анализа художественных произведений. Таким образом, литература и театр неотделимы и естественно дополняют друг друга.

Задача учителя состоит в том, чтобы поддержать интерес школьников к урокам литературы, помочь понять характеры героев.

Инсценирование таит в себе большие возможности для серьезной умственной деятельности учащихся, для углубления их исследовательского отношения как к тексту оригинала, так и к создаваемому на его основе сценическому варианту; в нем осуществляется сочетание творческого воображения и литературного «соображения» учащихся.

Принципиально важно, чтобы школьник, работающий над инсценировкой эпического произведения или его эпизода, умел:

· выделить основную сюжетную линию рассказа, определить ее завязку, кульминацию и развязку (а по мере надобности – и экспозицию);

· уяснить движущую силу действия – столкновение, борьбу, вражду, ссору и т. п. (конфликт);

· определить главных и второстепенных лиц, осознать их взаимоотношения , представить себе, как эти отношения проявляются у каждого действующего лица в зависимости от его характера;

· уяснить значение речи действующего лица как его основной характеристики;

· осознать главную мысль рассказа и отношение автора к изображенным им событиям и лицам – от этого зависит общий характер инсценировки (жанр и ее пафос).

Поставив перед собой такие задачи, словесник чрезвычайно ответственно подходит к отбору эпизодов или рассказов, предназначенных для инсценирования. Он должен убедить учащихся, что инсценировка подчиняется законам драмы, и таким образом познакомить их с этими законами. Можно доверить выбор материала для инсценировки самим учащимся, что будет эффективно при воспитании в них грамотного и внимательного читателя.

Главная задача в том, чтобы определить основные принципы и приемы анализа, которые помогли бы школьнику при чтении пьесы ощутить особый характер ее выразительных средств и помогли бы ему сделать правильный выбор материала для инсценирования. Найти методические пути для решения этой задачи нам помогает известное высказывание: «Лучший способ познать пьесу – это проследить: как зарождается и развивается в ней конфликт, за что и между кем ведется борьба, какие группы борются и во имя чего? Какую роль в этой борьбе играет каждый персонаж, каково его участие в конфликте, какова его линия борьбы, каково его поведение?».

В рамках урока литературы есть возможность наиболее целесообразно использовать элементы театрализации, так как литература и театр – два вида искусства, общим для которых является слово.

Сопоставление текста произведения с театральным изображением отдельных сцен усиливает эмоциональную сторону анализа художественного произведения, расширяет знания и умения учащихся. Изучение литературы в школе предусматривает широкие межпредметные связи. Это способствует не только совершенствованию знаний и умений учащихся, но и подводит их к более глубокому пониманию закономерностей развития искусства.

Привлечение театрализованных сцен на уроки литературы является одним из важных аспектов реализации межпредметных связей, которые способствуют формированию мировоззрения учащихся, их эстетическому развитию. Основная задача этих уроков – развитие таких качеств, как память, образное мышление, речь.

Именно в театрализации возможна апробация школьниками накопленных литературоведческих знаний, а также выражение эмоционального восприятия. Будучи однажды сыгранной, игра останется в памяти как некое творчество, как ценность. Пятиклассники и шестиклассники зачастую подражают любимым героям, они сопровождают свою, часто нескладную речь, жестами, мимикой, характерными движениями. Такая форма учебного процесса помогает надолго сохранить в памяти яркие и глубокие впечатления от изученного произведения, так как обращается не только к разуму ученика, но и к его чувствам.

Театрализация охватывает разные художественные аспекты: выбор репертуара, сценическую речь, сценическое движение, создание сценариев, изготовление костюмов, декораций, реквизита, рисунок, живопись и т. д. Тем самым создаются благоприятные условия для формирования эстетических ценностей (чувство красоты).

В процессе подготовки театральной постановки учащиеся испытывают потребность в дополнительной информации (сведения из области исторической этнографии, материальной культуры, религии, искусства) и сами начинают поиск нужного материала; читают дополнительную литературу (справочную, научно-популярную, художественную литературу , критическую литературу), чаще обращаются за консультацией к учителю – это создает условия для формирования навыков (опыта) самообразования.

Выделение такого типа уроков связано с привлечением театральных средств, атрибутов и их элементов – при изучении, закреплении и обобщении программного материала. Театрализованные уроки привлекательны тем, что вносят в ученические будни атмосферу праздника, приподнятое настроение, позволяют ребятам проявить свою инициативу, способствуют выработке у них чувства взаимопомощи , коммуникативных умений.

При подготовке таких уроков даже работа над сценарием и изготовление элементов костюмов становятся результатом коллективной деятельности учителя и учащихся. Здесь, равно как и на самом театрализованном уроке, складывается демократичный тип отношений, когда учитель передает учащимся не только знания, но и свой жизненный опыт, раскрывается перед ними как личность. Необходимо сказать, что и сам процесс подготовки к уроку тоже может быть одним из элементов пробуждения интереса к предмету.

Наполнение сценария фактическим материалом и его реализация на театрализованном уроке требует от учащихся серьезных усилий в работе с учебником, первоисточником, научно-популярной литературой при изучении соответствующих исторических сведений, что в конечном счете вызывает у них интерес к знаниям.

Непосредственно на самом уроке учитель лишается авторитарной роли обучающего, ибо он выполняет лишь функции организатора представления. Оно начинается, как правило, со вступительного слова ведущего, обязанности которого не обязательно возлагать на учителя. Само представление после информативной части может быть продолжено постановкой проблемных заданий, которые непосредственно подключают в активную работу на уроке остальных учащихся.

В заключительной части представления, еще в стадии разработки, желательно предусмотреть этап подведения итогов и связанную с ним тщательную подборку критериев оценок, учитывающих все виды деятельности учащихся на уроке. Их основные положения должны быть заранее известны всем ребятам. Отметим, что достаточно времени для проведения заключительного этапа такой формы урока, по возможности повторить и обобщить использованный в представлении материал, не подводить итог в спешке, а также оценить знания учащихся. Разумеется, предлагаемая структура применяется как один из вариантов при конструировании театрализованных уроков, многообразие которых определяется прежде всего содержанием используемого материала и выбором соответствующего сценария.

Театрализация – один из самых популярных методов работы не только учителей-словесников. Ее используют все учителя, стремящиеся сделать свой урок интересным и разнообразным.

Но урок литературы – всегда маленький спектакль, в котором «играют все», даже самые «тихие» актеры, втянутые в действие как будто поневоле, но их мимика и выражение глаз выдадут их внимание и интерес к происходящему. Но это особый театр, где импровизация – душа всего. Кажется, режиссер готов к любому изменению в «сценарии», предвидит реакцию актеров на некоторые вопросы, но даже он не всегда знает все варианты разворачивающегося театрального действия.

Долгое время существовал взгляд на литературу как отражение исторических событий и политических течений, но ведь во все века авторы художественных произведений решали один вопрос – что есть человек? Поэтому и учитель должен дать возможность самим ученикам разобраться в проблемах героев, показать, что литературные персонажи близки живым людям. В этом поможет учителю театральная педагогика, занимающаяся законами построения урока как сценического действия.

Начало урока – самое главное. Это двигатель всего будущего разговора. Исходными событиями может послужить вопрос-интрига, жизненная ситуация самого учителя (она бывает крайне интересна ученикам), история, прочитанная в книге, статья из газеты, письмо кого-либо и т. д. – одним словом, факты-раздражители, используемые учителем с целью завоевать внимание аудитории, заинтриговать, сосредоточить мысли учеников на предмете будущего спора

Вторая часть урока – основное его событие. Литературное произведение анализируется следующим образом: рассматриваются детали, сны, реплики героев, их внутренние монологи – для этого необходимо вдумчивое «вчитывание» художественного текста, так как это важно в постижении характеров героев, их концепций и идей. Третья часть урока – центральное событие. Учитель может поделить учащихся на творческие группы, включив их в ролевую игру, попросить составить вопросы, которые хотели, но не смогли задать героини рассказа студенту и т. п. Главное, чтобы деятельностью были охвачены все ребята.

Самым важным, решающим этапом урока является четвертый, главный, ради которого совершается театральное действие. Ученики-актеры открывают для себя истину, делают с помощью своих логических умозаключений и вопросов-раздражителей учителя, направляющего течение разговора в нужное русло, открытие, которое совершили вместе: ученик, учитель и автор произведения. Открытие может сопровождаться эмоциональным взрывом, «моментом истины», когда на некоторое время ребята забудут о том, где и кто они, полностью поверив в реальность игры. Но, впрочем, эмоционального всплеска может и не произойти. Может установиться глубокая тишина, она тоже будет свидетельством живого участия каждого из них в проблемах, затронутых на уроке. Это самая ценная и трогательная минута для автора урока – учителя, так как задача решена, цель достигнута: никто с урока не уйдет равнодушным.

Уроки литературы призваны научить человека думать, творить, отстаивать свои убеждения, но при этом не забыть, что все самое замечательное в мире написано людьми и для людей.

В современной школе педагоги все чаще обращаются к разного рода театрализации. Театрализация и игра уже давно входят в большинство традиционных предметов – в форме ролевых игр, творческих экзаменов. Освоение самого принципа игры, умение взять на себя ту или иную роль, обучение способам общения с аудиторией, умение концентрироваться и многое другое все чаще становится необходимой реальностью учебного процесса.

Чтобы провести ролевую игру на уроке, надо выбрать тему, определить действующих лиц, обрисовать психологический портрет персонажа. Подготовка начинается с домашних заготовок. Во время игры развитие событий зависит от инициативы, фантазии и жизненного опыта участников. Ведущий (учитель) может помогать им, задавать наводящие вопросы, таким образом влияя на ход игры.

При этом надо помнить, что игра уже началась и в вопросах должно звучать обращение к персонажу по его игровому имени. В результате проведения игровых занятий учащиеся осмысливают общечеловеческие ценности, приобретают навыки участия в дискуссии и принятия коллективных решений в различных ситуациях.

В основе ролевой игры обычно стоят реальные или возможные конфликтные ситуации, в которых должно быть задействовано столько лиц, сколько участников в группе. Это может быть собрание любителей книги, заседание в суде, заседание художественного совета, создание фильма, книги, урок-концерт, инсценирование, викторины и т. д. Одни игры похожи на фронтальную беседу, другие требуют групповой работы, нередко проходят в форме дискуссии.

При изучении творчества или интересно могут пройти уроки-заседания: в 8 классе – «Суд над Гриневым и Швабриным», в 10 классе – «Суд над Раскольниковым».

Для того чтобы провести такие уроки, необходима тщательная подготовка как учащихся, так и учителя. Прежде всего учащимся надо знать текст, причем в некоторых главах – в деталях; «прокурорам» и «адвокатам» продумать свою речь. Такой урок включает в работу весь класс. Учитель же должен стать организатором игры, лучше – судьей, направлять учеников к цели. От преподавателя требуется уважение к детям, готовность вступить в диалог, поддержать интерес каждого, живая реакция на ход игры.

Ролевая игра на уроках литературы позволяет изменить подходы к изучению творчества писателя, отступить от традиции, ставшей штампом; позволяет учащемуся сделать для себя маленькое открытие. Это не просто развлечение, а особый эффективный способ постижения сложных языковых явлений. Игры развивают умственные и творческие способности учащихся, потому что учат выбирать из различных вариантов наилучший. Формируют волю, активность, самостоятельность, обогащают чувства, дают возможность испытать радость от познания собственных сил, помогают социальной адаптации, повышению самооценки и преодолению возрастных кризисов.

Методика открытого режиссерского действия представляется нам наиболее эффективной формой обучения, так как она позволяет превратить «школьный урок в своеобразный импровизированный спектакль, где сквозным действием становится процесс коллективного творчества».

«Уметь смотреть и видеть, слушать и слышать. Уметь в тех или иных обстоятельствах урока по-настоящему думать и вспоминать» – такие задачи ставим мы перед детьми, но прежде всего перед собой. «Уметь не знать того, что сейчас произойдет в той или иной экстремальной ситуации (событии) урока. Уметь во время действия проверять себя – нет ли излишнего напряжения».

Эти актерские качества помогают учителю, но ему должны быть свойственны и режиссерские способности:

«1. Аналитические способности (глубина, критичность, гибкость, самостоятельность, инициативность мышления).

2. Событийно-зрелищное мышление (...способность к перевоплощению, конструктивные (композиционные) способности).

3. Суггестивные способности, позволяющие режиссеру (учителю) осуществить эмоционально-волевое воздействие на актеров (учащихся) в процессе репетиций (урока).

4. Экспрессивные способности (пластика, мимика, жесты, речь и прочее).

5. Общетворческие способности (интеллектуальная активность, высокий уровень саморегуляции личности)».

Педагог становится художником, который творит произведение, он и автор, и исполнитель. Но этими качествами должен владеть и ученик. Педагог задает, провоцирует ситуацию, дирижирует, открывает в ученике субъекта, дает ему возможность для самореализации, самоутверждения, самодеятельности.

Рассмотрим, как проявляются принципы театральной педагогики в формировании и реализации замысла школьного урока.

«Современная педагогика из дидактической, стремящейся передать некую сумму знаний и апеллирующей преимущественно к памяти, становится педагогикой динамичной. Учеба должна способствовать развитию самостоятельного и творческого мышления, тренировке повышенной чувствительности, развитию индивидуальности.

Основные принципы динамической педагогики совпадают с принципами театральной, как одной из самых творческих по своей природе».

Созданию максимальных условий для свободного эмоционального контакта, раскованности, взаимного доверия и творческой атмосферы способствует игра.

Необходимость пользоваться технологией игры связана с главной ее задачей – понять жизнь, уметь решать вопросы жизни с помощью игры.

В зависимости от цели урока способы вовлечения детей в ход игры могут быть разными.

Если задача – проникнуть в мир героев сказок, то варианты заданий-условий могут быть такими: представить себя на месте одного из героев так, чтобы участники игры узнали тебя по мимике, жестам, пантомиме; представить себя на месте автора и досочинить сказку или придумать сказку по аналогии.

Использование игровых моментов возможно и в одном элементе урока. Так, например, по роману «Мастер и Маргарита» ребятам ставится вопрос: «Кто, на ваш взгляд, является главным героем романа?» Были высказаны и обоснованы разные предположения: Мастер, Маргарита, Воланд со свитой, Иешуа, Понтий Пилат, Иван Бездомный. Учитель предлагает с помощью карточек с этими именами составить схему взаимодействия этих героев. В результате споров-размышлений и рождается урок, который ведет к основным проблемам романа.

«Урок, выстроенный учителем по законам режиссерского искусства, содержит в себе определенным образом заданную логику поведения ученика в предлагаемых обстоятельствах».

Урок по роману «Преступление и наказание».

«Как можно жить в этом мире?»

Роман Достоевского полифонический. Услышать голоса разных героев помогает такой методический прием, как «проживание» образа. Условия игры таковы: каждый выбирает роль одного из героев романа и пытается представить себя на его месте (задание домашнее). Вхождение в образ происходит с первых минут урока. (Важно, что ребята находятся в круге, видят лицо друг друга).

Учитель: Вы знакомы? Представьтесь друг другу. Слово о себе.

Что вы думаете о мире, в котором живете? Как поступает он с вами?

(Представление героев, которое начинается с попытки перевоплощения.

Я, Мармеладов...

Я, Дуня, сестра Раскольникова...

Я, Пульхерия Александровна Раскольникова, мать Родиона...

Я, Сонечка Мармеладова...

Я, Катерина Ивановна...

Я, Родион Романович Раскольников...).

В момент краткого рассказа о своей жизни и месте в этом мире «герой» пытается оценить себя и других участников диалога. Возможность задать вопрос любому – непременное условие в данной ситуации. Так, например, на вопрос Алене Ивановне, старухе-процентщице, о ее сестре: «Почему она так жестока и несправедлива к ней?» был сразу же дан ответ: «А почему она позволяла такое отношение к себе? Значит, Лизавета заслужила это».

То есть дети, играя в театр, находятся в прочной зависимости друг от друга, свободно фантазируют, находят выход из трудной ситуации мгновенно.

Учитель: А вы, Петр Иванович Лужин, и вы, господин Свидригайлов, – кто в этом мире? «Сильные мира сего?» Почему?

Слово Раскольникову. В чем был ваш эксперимент и удался ли он?

Ваше отношение к Раскольникову, кто желает высказаться?

В ходе разговора возникает естественное обсуждение проблем романа, где звучит и слово Сони, ее «правда», и «правда» Лужина и Свидригайлова, и попытка выбора Раскольникова – чью правду принимает он и почему?

Задача учителя на данном уроке-спектакле – постановка вопросов-раздражителей, которые заставляют ученика мыслить, вникать в проблему, позволяют еще раз обратиться к роману и подумать о жизни.

Такой урок дает пищу для размышления и не заканчивается со звонком – ребята еще долго обсуждают его, теперь уже выйдя из образов и высказывая свое мнение. На следующем уроке целесообразно это обсуждение довести до логического конца, дав возможность оценить игру-исполнение каждого из героев, естественно, с учетом знания текста и правдоподобия исполнения роли. Кстати, иное обсуждение бывает не менее интересно, чем сам урок.

В некоторых классах одна из любимых форм урока «Суд над литературным героем». Также заданы определенные условия, распределяются заранее роли – дома есть возможность продумать свое выступление, подобрать цитаты из текста для защиты, обвинения, свидетельств. Причем право героя самому определить, на стороне защиты или обвинения ты будешь выступать. Прокурор готовит обвинение, свидетелей со своей стороны, а адвокат – защиту и свидетелей со своей. Класс оформляется под зал суда, соблюдаются необходимые церемонии.

Цель подобных уроков – углубленное понимание самого произведения с помощью имитации определенных жизненных ситуаций, поскольку это и есть видение реальной жизни учениками сегодняшнего дня. Не важен приговор, который обязательно выносится в конце урока-суда, важен сам процесс обсуждения, где по-новому звучит текст, где герои могут раскрыться с неожиданной стороны. Так, например, на подобных уроках по роману «Обломов» главный герой, его образ жизни был оправдан одним классом и полностью развенчан и осужден другим. Все зависит от убедительности исполнения «героями» своих ролей.

К определенным правилам игры добавляется еще одно очень важное свойство – импровизация. Импровизация – сценическая игра, не обусловленная твердым драматическим текстом и не подготовленная на репетициях. Это самое ценное, на наш взгляд, качество подобных уроков. Ученик, находясь в определенных условиях, вживаясь в роль, пытается найти выход из сложившейся ситуации.

«Однако цель игровой импровизации состоит не только в процессе самореализации», ведь необходимо обеспечить восприятие произведения, поэтому кажущаяся импровизация учителя должна быть подготовлена: и предыдущими уроками анализа литературных произведений, и тщательной подготовкой режиссерского действия. Возникновению целостности урока прежде всего способствуют идея, замысел, сверхзадача. Учитель провоцирует интерес ученика, создает проблемную ситуацию и находит способы воплощения этой идеи (предварительное планирование). Только в этом случае возникает художественная целостность школьного урока.

«Предварительному планированию режиссуры педагогического процесса подлежат:

1) последовательность, общая логика изложения материала, развертывание узловых моментов урока; схематичное представление эмоциональной кривой урока и заготовка художественных деталей, то есть интересных фактов, ярких вопросов, средств подчеркивания кульминации урока и т. п.;

2) внешние атрибуты: наглядность, манера поведения, одежда».

Художественная целостность урока не возникает сама по себе, в уроке все продумывается заранее, но оставляется «зазор» для вдохновения, творчества. Отсутствие четких ориентиров в режиссерском замысле урока пагубно сказывается на его реализации.

Тема урока: «Человек внутренний» и «человек внешний». «Маленький человек» в русской литературе . К уроку дано было задание всем прочитать три произведения: «Станционный смотритель», «Шинель», «Бедные люди». На уроке существовала возможность выбора: произведения, формы представления произведения, своей роли в этом процессе обсуждения – читателя, автора, критика, героя. При кажущейся импровизационности учитель срежиссировал весь процесс с помощью заданной формы и условий (ограниченности времени), были подготовлены некоторые высказывания «критиков», вопросы, которые должны были направить обсуждение в нужное русло, если оно зайдет в тупик.

В процессе такой коллективной импровизации, где ученики поставлены в экстремальную ситуацию (в данном случае проследить эволюцию развития темы «маленького человека» в русской литературе первой половины XIX в.), и возникает процесс творчества ученика и учителя. На уроке произошло событие, три субъекта – автор, исполнитель, воспринимающий субъект – триедины, это уже нерасчленимое целое.

Уроки такого типа интересны на темах обобщающего характера, дающих возможность высказать разные точки зрения. Например, «Тема революции и гражданской войны в литературе XX в.», «Серебряный век русской литературы» и др.

Учитель, который работает на уроке в соответствии с психотехникой школы переживания, открыт для учеников, готов к соигре, вызывает доверие участников события. И все это ради создания гармонического синтеза не только в искусстве, но и в жизни.

Без этих компонентов трудно представить себе учителя, который, следуя завету, живет по принципу: «Понять – значит почувствовать» и учит этому своих учеников.

Учителю необходимы знания театральной педагогики.

Относительно распространенными в практике российской общеобразовательной школы являются театральные методики, разработанные и. Это социоигровые, интерактивные методики, которые легко поддаются интерпретации, приспосабливаются к нуждам изучения любого предмета и открывают широкий простор, как для детского, так и для учительского творчества.

Организационной основой уроков, по замыслу авторов, является социоигровой стиль общения. При социоигровом стиле общения, как отмечают его авторы, театральная деятельность школьников не сводится к разыгрыванию обычных сценок. На уроках группами учеников может «воплощаться» все, что угодно. Сценки могут разыгрываться по поводу нового сложного определения, термина или личного мнения об обсуждаемом спектакле. Подготавливаются и исполняются такие сценки небольшими группами (3–6) учеников тут же, на уроке или занятии, без долгих репетиций и особой актерской подготовки.

В своей работе «Общение на уроке, или Режиссура поведения учителя» авторы пишут: «... социоигровой стиль – это стиль всего обучения, всего урока, а не одного его какого-то элемента. Это не отдельные «вставные номера», это не разминка, отдых или полезный досуг, это – стиль работы учителя и детей, смысл которого – не столько облегчить детям свою работу, сколько позволить им, заинтересовавшись, добровольно и глубоко втянуться в нее».

Социоигровые театральные методики формируют и тренируют у современных детей именно те качества, которые отличают подготовленного театрального зрителя: способность к сопереживанию и творческому отклику, зрительская чуткость к детали, умение прочитывать ее в спектакле, связывать с целым, внимательное отношение к другому человеку, к творчеству, искусству и т. д.

Бахтин, В. Всеволодский-Генгросс, Л. Розанов и другие деятели театра 1920-х годов выступали за то, чтобы театральной игрой был пронизан весь учебный процесс. Так или иначе, формы внедрения театральной педагогики в практику современной школы, о которых мы говорили выше, являются примерами внедрения театрализованной деятельности в образовательный школьный процесс.

Уроки с элементами театрализации, ролевыми играми и другими методами театральной педагогики положительно воспринимаются учениками и их родителями. Нельзя не заметить рост интереса у школьников к всемирной истории, культуре, искусству. Ребенку гораздо интереснее комбинировать полученные знания, переводить их в образы, сочетать с художественным вымыслом.

Так у подростка формируется новая психология – творца, созидателя. Такое состояние импонирует ему, поскольку в этом возрасте человек стремится стать взрослым, самостоятельным, самоутвердиться.

Литература:

1. Аникст драмы в России от Пушкина до Чехова. – М., 1972.

2. Эстетика словесного творчества. – М., 1979. – С. 51.

3. Взаимосвязь восприятия и анализа художественных произведений в процессе изучения литературы в школе / под ред. . – М., 1984.

4. и др. Театрально-творческие методы работы на уроке литературы // Театр и образование. – М., 1992. – С. 37–50.

5. , В., А. Театрально-творческие методы работы на уроке литературы как средство развития зрительной и читательской культуры школьников. (Метод. рекомендации в помощь лекторам и методистам ИУУ). – Ч. 2. – М., 1982. – С. 35.

6. Ершова театра на уроках в школе. – М., 1992.

7. , Букатов на уроке, или Режиссура поведения учителя. – М., 1998.

8. Зепалова литературы и театр: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1982. – С. 175.

9. , Технология театральной педагогики в формировании и реализации замысла школьного урока. – М.: АО «Аспект Пресс», 1993. – С. 127.

10. Качурин крыла, или литературный театр на уроке // Пути и формы анализа художественного произведения. – Владимир, 1991. – С. 11–24.

11. О действенном анализе пьесы и роли. – М., 1961.

12. Колокольцев на уроках литературы. – Киев, 1991.

13. Корст драматических произведений. – В сб. Преподавание литературы в старших классах. – М., 1964.

14. Леонов игры на уроке литературы // Театр и образование. – М., 1992. – С. 63–71.

15. Львова лаборатория учителя: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1980. – С. 192.

16. Маранцман и школа // Литература в школе. – 1991. – № 1. – С. 131–140.

17. Маранцман художественного произведения как технология общения с искусством // Литература в школе. – 1998. – № 8.

18. Маранцман В. Г. Чирковская Т. В. Проблемное изучение литературного произведения в школе: пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1977.

19. Методика преподавания литературы: учебник для студ. Пед. вузов / , ; под ред. . – 3-е изд., испр. – М.: Академия, 2005.

20. Основы системы Станиславского: учебное пособие / авт.-сост. , . – Ростов н/Д.: Феникс, 2000.

21. Проблемы преподавания литературы в средней школе / под ред. . – М., 1985.

22. Станиславский жизнь в искусстве. – М.: Вагриус, 2003.

23. Станиславский сочинений: в 8 т. – М., 1961. – Т. 4.

24. Станиславский актера над собой. – М., 1985.

25. Станиславский актера над собой // Собр. соч. в 8 т. – Т. 3. – М., 1955.

26. Станиславский над ролью // Собр. соч. – Т. 4. – М., 1957.

27. Станиславский. соч. в 8 т. – М., 1954–1961.

28. Станиславский. соч. – М., 1954. – Т. 2–3.

29. Якушина драматических произведений // Проблемы анализа художественного произведения в школе / отв. ред. . – М., 1996.

Зепалова литературы и театр: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1982. – 175 с.

Маранцман художественного произведения как технология общения с искусством // Литература в школе. – 1998. – № 8.

Станиславский сочинений: в 8 т. – М., 1961. – Т. 4.

Ильев театральной педагогики в формировании и реализации замысла школьного урока. – М.: АО «Аспект Пресс». – 1993. – 127 с.

Там же.

Там же.

Ильев театральной педагогики в формировании и реализации замысла школьного урока. – М.: АО «Аспект Пресс», 1993. – 127 с.

Ильев театральной педагогики в формировании и реализации замысла школьного урока. – М.: АО «Аспект Пресс», 1993. – 127с.

Букатов на уроке, или Режиссура поведения учителя. – М., 1998.

ПРОГРАММА СПЕЦКУРСА

Театр и литература .

(От уроков литературы к истории театра )

Введение

Любое искусство – и театр в том числе – не откроет зрителю всей своей красоты, своих глубин и увлекательных тайн, если человек не готов к знакомству с ним, художественно не образован, не знает самых простых законов искусства. Такой человек, приходя в театр, воспринимает только «верхний слой» искусства – сюжет произведения. Но главное – мысль, идея создателей спектакля – от внимания такого зрителя ускользает.

Театр и литература теснейшим образом связаны. Создавая драматическое произведение, автор адресует его в первую очередь театральному зрителю. «Специфика драмы как рода литературы заключается в том, что она, как правило, предназначается для постановки на сцене…»[Словарь литературоведческих терминов] «Пьеса живёт только на сцене…», — утверждал Гоголь.

Специфика драмы как рода литературы создаёт у обучающихся определённые трудности для понимания. Поэтому драматические произведения требуют особого подхода и дополнительных навыков в работе с текстом. Ведь важнейшие особенности драмы – концентрированность действия и значимость речевого высказывания персонажа – не до конца воспринимаются обучающимися, которые остаются лишь поверхностными читателями драматического произведения. Педагогу приходится воспитывать не только читателя, но и зрителя. А это невозможно осуществить в рамках отпущенных на данные темы уроков литературы. Раздел «Драматургия» в школьной программе по количеству отведённых на него часов является самым ущемлённым. И поэтому именно такого, поверхностного, читателя-зрителя мы получаем. Выпускник общеобразовательной школы не может понять и оценить всю полноту и глубину театрального искусства в целом, драматического произведения в частности. Но с введением Профильного образования у учителя появилась возможность исправить эту ситуацию. Именно трудностями при изучении драматических произведений и обусловлена разработка данного спецкурса.

Программа спецкурса позволяет решать многие задачи (см. Пояснительную записку), значительно расширяет рамки школьной программы по литературе (см. таблицу)

Школьная программа

(на примере программы Г.С. Меркина, С.А.Зинина, В.А.Чалмаева)

Программа спец курса «Театр и литература»

Общие вопросы

Не даёт представления об истории развития театрального искусства в целом (даются отрывочные сведения о сценической истории отдельных произведений)

Даёт представление об этапах развития театрального искусства.

Эпизодически демонстрирует взаимодействие и взаимопроникновение зарубежной и русской литературы

Демонстрирует взаимодействие и взаимопроникновение зарубежной и русской литературы, позволяет увидеть традиции классиков мирового драматического искусства в произведениях русской литературы (Шекспир-Тургенев, Шекспир-Лесков)

Зарубежная драматургия

ИЗУЧАЮТСЯ(обзорно)

Шекспир «Ромео и Джульетта»

«Гамлет»

Мольер «Мнимый больной»

Гёте «Фауст»

УГЛУБЛЯЮТСЯ ЗНАНИЯ

о Шекспире («Ромео и Джульетта»)

ИЗУЧАЮТСЯ

Шекспир «Король Лир» (подробно)

«Леди Макбет» (подробно)

Мольер «Мещанин во дворянстве» (подробно)

Лопе де Вега «Собака на сене» (обзорно)

Ф. Шиллер «Коварство и любовь» (подробно)

Русская драматургия

ИЗУЧАЮТСЯ

А.С.Грибоедов «Горе от ума»

Н.В.Гоголь «Ревизор»

А.Н.Островский «Снегурочка»,

«Свои люди – сочтёмся»,

УГЛУБЛЯЮТСЯ ЗНАНИЯ

о комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»

о комедии Н.В.Гоголя «Ревизор»

ИЗУЧАЮТСЯ

А.С.Пушкин «Борис Годунов»

А.Н.Островский «Бешеные деньги»

Современная театральная Россия

Не даёт представление

Даёт представление

Актуальность спец курса

В наше бурное перестроечное время, становится реальной опасность утраты связей между классическим наследием и потоком современных, часто негативных, впечатлений. А ведь главным критерием ценности драматического произведения является его сценическое бессмертие, неугасающий интерес к нему со стороны зрителя (читателя), который находит в нём ответы на важные общечеловеческие вопросы сегодняшнего дня. Это может сыграть важную роль в заполнении мировоззренческого «вакуума» у современного подростка, в формировании его нравственных установок. Этим обусловлен выбор произведений для изучения на занятиях спецкурса.

Новизна программы: практическая направленность на формирование у обучающихся эстетической культуры как части культуры духовной, на приобщение их к миру искусства, к общечеловеческим ценностям через освоение художественного опыта прошлого.

Особенностью программы является опора на внутрипредметные и межпредметные связи.

Каждая тема изучается с учётом знаний, умений и навыков, приобретённых ранее, с целью их расширения. Внутрипредметная связь с литературой осуществляется с учётом уже полученных знаний по литературе. Ученику необходимо увидеть движение мысли писателя от замысла произведения к его художественному воплощению, необходимо определить свой взгляд на творчество автора и увидеть актуальность его прочтения. Межпредметная связь осуществляется в первую очередь с русским языком (т.к. главное внимание при анализе художественного текста уделяется изучению языковых средств, используемых писателем). Программа также предполагает осуществление межпредметных связей: литература — история, — МХК, — музыка, — эстетика и т.д.

Пояснительная записка

Литература в отличие от других образовательных областей, является видом искусства. Как одна из дисциплин эстетического цикла литература предполагает постижение обучающимися этого вида искусства. Поэтому литературу следует изучать в широком культурном аспекте и при установке на формирование духовно богатой личности, способной к самоопределению, к творческому самовыражению. Литература теснейшим образом связана с другим видом искусства – театром, а драматургия, как раздел её, особенно. Только при сценическом воплощении «драматический вымысел получает вполне законченную форму»,- утверждал А.Н.Островский. Практика показывает, что изучение пьес для школьников является наиболее проблематичным, что связано со спецификой драмы как рода литературы. Но при правильном подходе драматические произведения вызывают у обучающихся интерес, заставляют их задуматься. Так появляются вопросы, ответы на которые мы ищем вместе на занятиях спецкурса «Театр и литература».

Программа курса ориентирована на обучающихся 10 класса профильного образования. Рассчитана на 34 часа.

Предлагаются следующие формы занятий:

Лекция – 8 ч

Практикум – 7 ч

Семинар – 5 ч

Исследование – 2 ч

Читательская конференция – 2 ч

Презентация – 2 ч

Спектакль -2 ч

Заочная экскурсия – 1 ч

Концерт – 1 ч

Киноурок – 1 ч

Итоговые (контроль знаний) – 2 ч

В основу программы курса положены два принципа – исторический и тематический .

Исторический принцип позволяет:

проследить основные этапы развития классического театрального искусства;

установить его связь с определённой исторической эпохой;

выявить тенденции и направления в сценическом искусстве прошлого, получившие развитие в современном театре.

показать общественное назначение и воспитательную роль театра;

Тематический принцип даёт возможность

сконцентрировать внимание обучающихся на ранее изученном материале;

облегчить понимание особенностей творчества «новых» великих драматургов;

закрепить представление об общности закономерностей развития разных видов искусства (литературы и театра) в мировой культуре.

Цели спецкурса :

пробудить у обучающихся интерес к театру как виду искусства;

актуализировать профессию актера, сценариста, режиссера, искусствоведа (театрального критика)

содействовать духовному воспитанию и личностному росту подрастающего поколения.

Для реализации поставленных целей решаются следующие основные задачи:

воспитывать читателя и зрителя;

учить размышлять над прочитанным, извлекая из него нравственные уроки;

обогащать интеллект и речевую культуру;

формировать жизненные идеалы, коммуникативные умения и умение держаться в пространстве;

5) развивать эстетический вкус, аналитические, исследовательские способности;

6) создавать условия для формирования внутренней потребности в самосовершенствовании, в развитии и реализации творческих возможностей.

Основные умения и навыки

Обучающиеся должны знать:

основные этапы развития театрального искусства;

роль и место классического сценического наследия в художественной культуре современности;

выдающихся мировых драматургов (чьё творчество исследовалось на занятиях);

основные терминологические понятия, связанные с историей драматического искусства.

Обучающиеся должны уметь:

размышлять над прочитанным;

анализировать драматическое произведение;

объяснить роль и значение художественной культуры прошлого для духовного развития современного человека;

грамотно оформить собственное высказывание.

Формы контроля знаний учащихся

Чтение наизусть фрагментов произведений.

Развернутые ответы на вопросы (устные и письменные).

Характеристика произведения, персонажа и сравнительная характеристика нескольких произведений и персонажей.

Составление вопросов для характеристики героя и оценки произведения в целом.

Составления плана, тезисов по материалу лекции учителя.

Подготовка устных сообщений о прочитанном произведении и его авторе.

Написание сочинений, докладов, сообщений.

Контрольные проверочные работы.

Программа носит вариативный характер, предполагает творческий подход учителя к решению теоретических и практических вопросов с учетом особенностей класса и возможностей учителя.

Раздел 1.О театральном искусстве (1 ч)

Введение. Театр как вид искусства.

Виды театрального искусства. Театр и зритель. Синтетическая природа театрального искусства. Искусство актёра. Общественное назначение и воспитательная роль театра. Сценическое действие как основа театрального искусства.

Раздел 2. Из истории зарубежного театра (13 ч)

Театр Древней Эллады.

Литература и театральное искусство Древней Греции. Тетралогия. Сатировская комедия. Выдающиеся греческие драматурги. Особенности композиции и пафос пьес.

Развитие театрального искусства в эпоху Средневековья. Эпоха Возрождения и театр.

Сохранение и развитие народных традиций в творчестве профессиональных развлекателей. Антифеодальная сатирическая направленность их деятельности. Особенности сцены и декораций, жанры средневекового площадного театра.

Италия – родина театра эпохи Возрождения. Жанры театрального искусства эпохи Возрождения.

У. Шекспир - драматург на все времена. Театр Шекспира. «Король Лир».

Гуманистическая направленность творчества Шекспира. Жизненная правдивость, глубина и многогранность изображения человеческих характеров. Особенности воплощения драматургии на сцене театра «Глобус».

Общечеловеческое значение героев Шекспира. Проблема ценности человеческой личности. Трагедия короля Лира. Философская глубина пьесы.

Шекспировские традиции в творчестве русских классиков .

Непреходящее общечеловеческое значение героев шекспировских пьес. Шекспир и русская литература. («Ромео и Джульетта» Шекспира – «Ася» Тургенева; «Макбет» Шекспира – «Леди Макбет Мценского уезда» Лескова)

Театр эпохи Классицизма. Мольер . «Мещанин во дворянстве».

XVII век – эпоха расцвета классицизма в искусстве Франции. Соединение жизнерадостного искусства народного комического театра и эстетики классицизма в творчестве Мольера. Особенности театра Мольера.

Сатира на дворянство и невежественных буржуа. Идейно-тематическое содержание комедии, система образов, мастерство комедийной интриги. Черты классицизма в комедии. Общечеловеческий смысл пьесы.

Лопе де Вега - гений испанской литературы . «Собака на сене».

Слово о драматурге. Создатель нового вида комедий. Творческая «плодовитость». Особенности сюжета и языка пьес. Комедии Лопе де Вега на русской сцене.

Театр эпохи Просвещения. Ф. Шиллер. «Коварство и любовь».

Просвещение как идеология третьего сословия, поднимающегося на борьбу против феодализма. Ф. Шиллер — крупнейший драматург эпохи Просвещения. Тираноборческая, антифеодальная направленность пьес.

«Коварство и любовь». Жестокость и коварство представителей привилегированных слоёв общества, моральное превосходство простых людей, столкновение понятий о чести ложной и истинной, торжество подлинной любви.

Раздел 3. Из истории русского театра (18 ч)

Драматический фольклор.

Народные истоки театра. Театральное представление и древние драматические формы. Виды драматического фольклора.

Кукольный театр.

История зарождения и развития. Вертеп. Деятельность скоморохов. Театр Петрушки. Виды кукол. Кукольный театр сегодня. Деятельность С.В.Образцова. Орден Улыбки.

Создание национального русского театра.

Зарождение первого общедоступного театра на Руси. Человек-театр: Ф.Волков. Крепостная примадонна и др. Учреждение «Русского для представления трагедий и комедий публичного театра».

Школьный театр.

История возникновения, первоначальные функции. Основоположники. Школьный театр на Руси. Роль Феофана Прокоповича. Жанры. Деятельность А.Т.Болотова.

Д.И.Фонвизин - сатиры смелый властелин. «Недоросль» (фрагменты комедии).

Яркий выразитель идей просветительства. Значение встречи Фонвизина с М.В.Ломоносовым и Ф.Волковым в гимназические годы. «Недоросль» как классика отечественной драматургии. Сатирическая направленность пьесы. Социальные вопросы в комедии. Экранизация пьесы.

А.С.Пушкин. «Борис Годунов»

Расцвет русского национального театра. Пушкин - драматург, театральный зритель и критик. Взаимоотношения человека истины в трагедии «Борис Годунов». Сказки А.С.Пушкина (фрагменты).

Знакомый и незнакомый Грибоедов. «Горе от ума».

Сценическая жизнь пьесы. Монологи Фамусова и Чацкого.

Театр - школа нравов. Н.В.Гоголь. «Ревизор».

Н.В.Гоголь о высоком общественно-воспитательном назначении театра. Развитие и обогащение реалистических традиций в сатирической комедии драматурга. Смех как форма утверждения положительных общественных идеалов.

М.С.Щепкин, П.С.Мочалов. Великие русские актёры.

Утверждение принципов реализма на русской сцене.

Щепкин – выдающийся русский актёр, художник, гражданин, реформатор сценического искусства. Щепкин и русский крепостной театр. Значение сценической реформы М.Щепкина. Щепкин о роли труда и самовоспитания в развитии таланта актёра.

П.С.Мочалов – ярчайший представитель реалистической школы русского театрального искусства. Романтический, трагедийный характер творчества актёра.

А.Н.Островский — эпоха в культурной жизни России

Драматургия Островского - целая эпоха в культурной жизни России. «Гроза» и Домострой. Пьесы подлинной жизни. «Бешеные деньги» Островского и актуальные проблемы сегодняшнего дня.

Раздел 4.Современная театральная Россия (2 ч)

Театры России*.

История Смоленского Государственного Драмтеатра им. Грибоедова

Сохранение традиций А.Н. Островского в Малом театре.

Классическое наследие и его творческое освоение на сцене БДТ.

Старейший и знаменитейший Театр им. Вахтангова.

Театр легендарного волшебника — кукольника С.В. Образцова

Тема : Н. В.Гоголь. Знакомство с комедией «Ревизор».

Цель : знакомство с театральной постановкой, с историей создания комедии, развитие познавательных способностей учащихся, обучение внимательному прочтению авторского текста, повторение основных теоретических понятий.

Оборудование : афиша, театральные программки, словарь Даля В. И., карточки, презентация.

Оформление : Ученик раздает программки у входа. Музыка, воспроизведение на экране картинки, звуков перед началом спектакля (кинофильм « Война и мир»)

Вбегают мальчишки (одеты, как уличные мальчишки 19 века).

1 мальчишка: Покупайте билеты, новое сочинение Гоголя!

2 Мальчишка: Новое сочинение Николая Васильевича Гоголя!

1 мальчишка: Комедия «Ревизор» сегодня в Александринском театре!

Раздают программки и садятся.

Из-за занавеса выходят девочка и парень (дамы и господин) садятся на места.

Музыка и шум театра.

1 дама: Господа, вы слышали, что это новое сочинение Николая Васильевича Гоголя.

2 дама: Это который «Ночь перед рождеством написал»?

2 дама: Как, Александр Сергеевич?!

1 дама: Да, господа, представляете, будто бы его самого приняли за проверяющего, т. е. ревизора, когда он проезжал по Нежинской губернии!

Учитель: Здравствуйте, сегодня у нас необычный . И вы все это уже почувствовали. Мы первый раз попадаем в мир театра, первый раз знакомимся с литературным произведением, написанным специально для постановки в театре. Такой род литературы называется драмой. (Посмотрели на доску, на свои карточки). А какой еще род литературы мы уже знаем? (Эпос, лирика). Любое произведение для сцены называется пьесой.

Открыть слайды.

Драма – род литературы.

· Пьеса – драматическое произведение, написанное специально для театральной постановки.

· Комедия – драматическое произведение веселого, жизнерадостного характера, осмеивающее отрицательные качества человеческого характера, недостатки в общественной жизни, быту.

· Ремарка – замечание на полях или между строк, пояснение автора пьесы для режиссера или актеров.

· Ревизор – проверяющий.

· Инкогнито – тайно, скрытно.

Литературоведческий комментарий.

Для того, чтобы понять произведение “Ревизор”, мы с вами поговорим о том, каковы же особенности литературного произведения, предназначенного для театра, для постановки на сцене (это произведение называется Пьесой ).

В пьесе в диалогической и монологической форме воссоздается речь действующих лиц, их поступки. В Ремарках , пояснениях для постановщиков спектакля и актеров, сообщается, какие действующие лица участвуют в пьесе, каковы они по возрасту, внешнему виду, положению, какими родственными отношениями связаны (эти авторские ремарки называются Афишей );

Учитель: Мы видим афишу на занавесе нашего театра. Точно такая же афиша

Слайд афиши

Слайд театра

Это старейший театр России. Он назван так в честь жены императора Николая Первого Александры Федоровны. В 18, 19 и начале 20 веков он являлся главным императорским театром, судьбой которого занимались Российские императоры. До появления «Ревизора» здесь ставили только переведенные иностранные пьесы. Гоголь, возмущаясь этим, писал:

Слайд «Гоголь»

« Русского мы просим! Своего давайте нам! Что нам французы и весь заморский народ? Разве мало у нас нашего народа? Русских характеров? Давайте нам наших плутов! На сцену их! Пусть видит их весь народ! Пусть посмеется им!» И написал комедию «Ревизор». Где «решился собрать все дурное в России, и за одним разом посмеяться надо всем».

Директор(ученик) : Мы разоримся! У нас благородный театр, где благородные люди смотрят на благородных иностранных героев. Кто к нам пойдет смотреть на русских чиновников? Что в них интересного, срам один, мон ами, это низко и неблагородно. Мы разоримся!

Режиссер(ученик) : Спокойно, голубчик. Мы должны подчиниться Его Высочайшему повелению. Ведь сам император одобрил эту постановку.

Директор : Да знаю, знаю. Но ведь разоримся, как пить дать разоримся!

1 дама: Посмотрите, господа, тут в программке какие-то замечания для господ актеров.

2 дама: Да, действительно, очень интересно.

Учитель: Да, давайте и мы обратимся к нашей комедии. А что такое комедия, вы уже догадались? Если еще нет, то нам поможет наш уважаемый словарь.

Словарь (ученица) – читает, что значит комедия (на слайде)

Уч.: Откроем наши учебники и познакомимся с действующими лицами «Ревизора» (Ученики читают по очереди).

Ант. Ант. Сквозник - Дмухановский

Мы встречаем у Гоголя очень много «говорящих» фамилий. Это прием повсюду в его произведениях. Не стал исключением и Городничий. Посмотрим, что расскажет о характере его фамилия. Господин Словарь?

Словарь(ученица) : Согласно словарю Даля, сквозник – это «хитрый, зоркий умом, проницательный человек, пройда, пройдоха, опытный плут и пролаз». Есть еще и вторая часть фамилии. Прочтем, что дмухан – это «напыщенность, гордость, киченье. спесь, чванство».

Учитель: Итак, Сквозник-Дмухановский – городничий. Что это за должность в 19 веке? У вас на столах есть карточки – это выдержки из исторических документов. У кого карточка с определением «Городничий»?

Ученик: Городничий-это..

ГОРОДНИЧИЙ.

Гл. Х1Х. О городничем и его должности.

253. В каждом уездном городе назначается городничий.

256. Городничий сам и все в городе живущие обязаны клятвою перед всемогущим богом в сохранении ненарушимо подданнической верности к особе И. В. Городничему поручается и предписывается бдение, дабы никто, в противность подданического долга и послушания, в городе ничего не предпринял и не учинил.

257. …Городничий должен сохранять в городе благочиние, добронравие и порядок, иметь смотрение за постами, переправами и улицами, иметь попечение за казёнными строениями.

«Учреждение о губерниях» 1775 г.

«Городнич Iй – полиц Iймейстеръ уездного или заштатнаго города, начальник полиц Iи».

Городничий заведует долговыми тюрьмами, адресными столами, расквартированием и содержанием местного войскового гарнизона, в его ведении находятся богоугодные заведения, включая больницы и дома призрения убогих...»

Учитель:Хлопов – от « хлоп»- пустое, хлопок.

ПОЧТМЕЙСТЕР

Из словаря В. Даля.

Почта - 1) учреждение срочного сообщения, для пересылки писем, вещей, а иногда и для езды путников.

2) место приёма писем и посылок, почтамт и почтовые конторы, место содержания лошадей для едущих по почте на переменных. Кроме того, в обязанности почтмейстера входило: предоставление проезжающим по почте лошадей.

Почтамт - центральное учреждение почтового ведомства. В Петербурге находился на Почтамтской улице.

Почтамт в столицах заведует губернскими почтовыми конторами; им управляет почтдиректор, а конторами правят почтмейстеры.

Почтмейстер - чиновник, управляющий почтовой конторой .

«Генерал-губернатор Западной Сибири Пестель. был настоящий римский проконсул, причём из самых яростных. Он завёл открытый, систематический грабёж во всём крае. Ни одно письмо не переходило границы нераспечатанным, и горе человеку, который осмелился написать что-нибудь о его правлении.»

Герцен А. И.

Судебные должности были выборные.

Судья являлся вторым лицом по своему служебному положению после городничего.

Уездный судья большею частью не знал законов и ограничивал свою деятельность подписыванием бумаг.

ПОПЕЧИТЕЛЬ БОГОУГОДНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ

Чиновники, поставленные на местах, должны были следить за созданием народных школ, сиротских домов, больниц, приютов для бедных, домов престарелых. Должность надзирателя над этими чиновниками занимал попечитель богоугодных заведений. Он должен был следить, чему и как учат детей, как содержатся больничные и школьные помещения, как кормят и содержат больных и престарелых, куда расходуются государственные средства.

СМОТРИТЕЛЬ УЧИЛИЩ

1. В приходских училищах за порядком учения наблюдает смотритель училища того уезда, к которому они принадлежат.

2. В каждом уездном городе должно быть, по крайней мере, одно уездное училище.

3. Смотрители уездных училищ подчинены губернскому директору во всех отношениях по училищам, в их ведении находящимся.

1 дама(ученица) : Почему-то в списке действующих лиц нет никакого ревизора. В чем же дело? Может, у меня опечатка? 2 Дама(ученица) : Нет, у меня тоже нет, странно. Господин(ученик): Это штучки Гоголя, он любит напустить тайн, загадок. Известный мастер! 1 дама : Как интересно!

Элементы театрализации на уроках литературы и во внеурочной деятельности

Театр есть искусство отражать жизнь.

Константин Станиславский

Роль театра в духовном развитии личности доказана, и эта истина в дополнительных аргументах не нуждается. Верно и то, что для развития души подростка наличие даже посредственного театра намного лучше, нежели его полное отсутствие. Театр в состоянии выявить и подчеркнуть индивидуальность, неповторимость человеческой личности, причём неважно, где эта личность находится – на сцене или в зале. Осмыслить мир, место человека в этом мире, связывая прошлое, настоящее и будущее, ответить на вечные вопросы – всегда пытался театр.

Конечно, о своём постоянном зрителе, обладающем развитым художественным вкусом, мечтает каждый театр. А кто должен воспитывать такого зрителя? Несомненно, семья и школа. Я, как учитель-словесник, создаю условия для развития у учащихся опыта общения с театром. Это прежде всего организация походов в театры, использование элементов театрализации на уроках литературы и во внеурочной деятельности.

Театр – лучшая школа жизни, потому что он выступает в качестве источника информации о мире, о жизни, дает повод для работы мысли. Живая атмосфера спектакля, костюмы, декорации, игра актёров, их манера держаться на сцене – всё это производит неизгладимое впечатление на учеников, создает особый эмоциональный настрой.

Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования. Театр позволяет решить многие задачи духовно-нравственного воспитания школьников.

Задачи духовно-нравственного воспитания учащихся в полной мере реализуются в соприкосновении с театром:

    формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания;

    укрепление нравственности, основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности школьника поступать согласно своей совести;

    формирование основ морали - осознанной обучающимся необходимости определённого поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом, укрепление у обучающегося позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма;

    принятие обучающимся базовых национальных ценностей, национальных духовных традиций;

    формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

    формирование способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;

    формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты;

    развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата.

С учащимися мы просмотрели такие спектакли, как «Синяя птица» (МХАТ им. М. Горького), «Остров сокровищ» (Театр им. А.С. Пушкина), «Принц и нищий», «Чисто английское привидение» (РАМТ), «Тайна старого шкафа» (Театр на Малой Бронной). После каждого просмотра спектакля ученики пишут отзывы, в которых они делятся своими чувствами, мыслями, переживаниями от увиденного на сцене. Безусловно, такие формы работы приносят положительный результат в процессе обучения и воспитания.

Фотоотчёт о посещении театров.

Рисунок 1. Рисунок 2.

Рисунок 3. Рисунок 4.

Рисунок 5.

Приложение 1. Отзывы учащихся на просмотренные спектакли.

Что же значит театрализация в рамках учебного процесса в общеобразовательной школе? На уроках литературы мы всегда так или иначе применяем театрализацию, пусть даже в самых простых формах. Ведь на уроках мы используем произведения изобразительного искусства, музыкальные произведения, т.е. всё то, что воздействует на эмоциональную сферу ученика. Использование элементов театрализации на уроках и внеурочной деятельности производит огромное впечатление на учащихся, создаёт необходимый эмоциональный настрой и запоминается надолго.

Так что же такое театрализация? Театрализация – это использование средств театра в педагогическом процессе. Театрализованная игра, элементы театрализации являются гармоничным сочетанием театрального искусства с педагогическим процессом по своим целям и принципам построения (коллективность, распределение ролей, необходимость педагогического руководства).

Каковы же приемы использования элементов театрализации на уроке? Это и персонификация – реально живший исторический персонаж или писатель участвует в уроке как помощник учителя (консультант, экскурсовод и др.); и театр одного актера - ученик в костюме персонажа рассказывает о литературном герое, учащиеся угадывают, кто он; и выступление исторического лица (речь); и историческая сценка – небольшое представление – способ передачи учащимся исторической информации посредством ролевого исполнения по заранее составленному сценарию с применением театральных атрибутов; и выразительное чтение , и чтение по ролям ; и инсценирование.

Театрализация хороша ещё и тем, что стремление к превращениям свойственно детям, как свойственно оно творческим личностям всех возрастов. Ребятам очень нравится перевоплощаться в героев, с которыми они знакомятся, изучая литературные произведения. Работа в качестве актёров позволяет школьникам прочувствовать состояние того или иного персонажа в определённой ситуации, а значит понять мотивы и цели его поступков. Режиссёрская работа заставляет анализировать все детали, все взаимосвязи в эпизоде, определять его место в целом произведении, объяснять поведение всех действующих лиц и разгадывать авторскую позицию.

Приведу примеры уроков, где учебный материал был представлен в форме театральной постановки. Это уроки, представляющие творчество того или иного автора. Например, были проведены литературные гостиные по творчеству М.И. Цветаевой, Л.Н. Толстого. Это также нестандартные уроки по творчеству И.А. Крылова. Эффективность таких уроков в том, что слово, произнесённое вслух, наполненное оценкой, отношением, воспринимается совсем по-другому, нежели прочитанное «про себя», ведь стихотворения просто нельзя читать «про себя».

Остановимся ещё на одном виде «театральных» заданий: оформительская работа: создание эскизов костюмов, декораций, портретов героев; музыкальное оформление произведений; афиши к спектаклям или фильмам. Выполненные учениками работы не должны оставаться незамеченными. В классе обязательно надо проводить защиту творческих работ учащихся. Только тогда эти задания будут эффективны. Смысл их в том, что, придумывая оформление, афиши, декорации, костюмы ученик обязательно анализирует произведение. А анализ, целью которого является выполнение конкретной работы, результативнее и глубже.

И, наконец, на мой взгляд, одно из самых эффективных заданий – инсценирование тек-ста. Определяемся с учениками, что такое инсценирование. Это перевод текста в сценический вариант (для постановки на сцене). С 5-го класса даю такие задания, и в 5-м же классе мы выводим для дальнейшей работы 4 правила инсценирования текста:

1-е правило: мы должны точно представить и описать (на основе текста) время и место действия;

3-е правило: мы имеем право видоизменить текст, не искажая его смысла;

4-е правило: мы имеем право вводить новых персонажей или убирать кого-то из имеющихся.

Ученики инсценируют самые разные произведения. Это сказка Г.Х. Андерсена «Снежная королева», пьеса-сказка С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев», басни И.А. Крылова, повесть «Приключения Тома Сойера» Марка Твена и другие.

Довольно сильный воспитательный эффект возникает, когда ребёнок сопереживает герою, но он значительно усиливается, когда ему даётся возможность влиять на события своими поступками, предрешать исход борьбы. Ребёнок начинает отождествлять себя с полюбившимся образом. Поэтому, чтобы правильно прочитать текст, понять позицию автора, мысли и чувства его персонажа, школьнику нужно прежде всего попытаться поставить себя на место литературного героя, увидеть мир таким, каким видит его герой, почувствовать так же, как чувствует он. Так, например, при изучении пьесы-сказки С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев» были предложены в форме театральной постановки некоторые эпизоды. Было приятно видеть, как дети смогли перевоплотиться в капризную Королеву, коварную Старуху и её ленивую Дочь, кроткую Падчерицу. Нравится учащимся инсценировать и басни И.А. Крылова. Они с удовольствием сами выбирают басни, создают декорации, подбирают костюмы и маски. Интересным получилось инсценирование к Новому Году эпизода из «Сказки о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина. Также большой интерес представляет для учащихся проведение конкурсов чтецов. Школьники участвуют как в школьных, так и в окружных, городских конкурсах «Пока в России Пушкин длится», «Дети читают русскую классику». Учащиеся становятся победителями и призерами конкурсов, что говорит о развитии их познавательных способностей и творческих возможностей.

Приложение 2. Инсценирование басен И.А. Крылова.

Приложение 3. Инсценирование к Новому Году эпизода из «Сказки о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина.

Фотографии с мероприятия.

Рисунок 6. Рисунок 7.

Рисунок 8. Рисунок 9.

Итак, инсценирование заставляет ученика объяснять каждое слово, зачем и почему оно здесь. Инсценирование текста особенно необходимо в начальный период обучения анализу текста, оно заставляет учеников вдумываться в каждое слово, в каждый жест, в каждую деталь, искать возможные варианты прочтения. Естественно, что такие уроки не проводятся каждый день: во-первых, это невозможно по причине огромных затрат сил и времени, а во-вторых, потерялся бы весь смысл проведения подобных уроков, если бы они стали привычным делом.

Таким образом, благодаря внедрению элементов театрализации на уроках литературы и во внеурочной деятельности увеличилось количество и качество участия ребят в творческих конкурсах. В конечном итоге цель применения данной технологии не вырастить артиста для большой сцены, а развить у ребят их творческие способности, эстетическое восприятие, гражданскую и нравственную позицию, посредством упражнений снять напряжённость, создать естественную речевую среду и построить личную модель творческого общения через театрализацию на уроках литературы, что соответствует требованиям ФГОС.

Театр как вид искусства содержит в себе огромный потенциал, который нужно использовать в воспитании нынешних школьников. Он не оставляет равнодушным никого. Даже мимолетное соприкосновение с ним меняет душу человека. И это касается учащихся разных возрастов. Многие учащиеся обладают артистическими способностями. И учитель должен помочь им раскрыться, остальное они смогут сделать сами. Ведь часто они видят больше чем мы, взрослые. Николай Васильевич Гоголь говорил: «Театр – это такая кафедра, с которой можно много сказать миру добра». Так давайте вместе с детьми творить добро!

Список использованной литературы.

    Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики/ М.М. Бахтин // Исследования разных лет. – М. – 1975.

    Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте./ Л.С. Выготский. – М. – 1991.

    Ершов П.М. Технология актёрского искусства./ П.М. Ершов.– М.: ВТО. – 1969.

    Зепалова Т.С. Уроки литературы и театр: Пособие для учителя / Т.С. Зепалова. – М. – 1982.

    Короткова М.В. Практикум по методике преподавания истории в школе / М.В. Короткова, М.Т. Студеникин. – М. – 2000.

    Любинский И.Л. Театр для детей / И.Л. Любинский. – М.: Детская литература. – 1965.

    Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности школьников / Э.Г. Чурилова.– М.: ВЛАДОС. – 2004.