Домашний очаг

Виды оркестров, исполняющих инструментальную и симфоническую музыку. Камерная музыка: что такое камерный оркестр? Почему оркестр называется камерным

Камерный оркестр - оркестр небольшого состава, ядром к-рого является ансамбль исполнителей на струн. инструментах (6-8 скрипок, 2-3 альта, 2-3 виолончели, контрабас). В К. о. нередко входит клавесин, к-рый наряду с виолончелями, контрабасом, зачастую и фаготами принимает участие в исполнении генерал-баса. Иногда в К. о. включаются дух. инструменты. В 17-18 вв. такие оркестры (в отличие от церковных или оперных) применялись для исполнения concerti grossi, концертов с солирующими инструментами, конц. симфоний, орк. сюит, серенад, дивертисментов и др. Тогда они не носили названия "К. о.". Этот термин вошёл в обиход лишь в 20 в. К. о., также как большой и малый, представляет собой самостоят. тип оркестра. Возрождение К. о. во многом связано с ростом интереса к доклассич. и раннеклассич. музыке, в частности к творчеству И. С. Баха, и со стремлением воспроизвести её подлинное звучание. Основу репертуара большинства К. о. составляют произв. А. Корелли, Т. Альбинони, А. Вивальди, Г. Ф. Телемана, И. С. Баха, Г. Ф. Генделя, В. А. Моцарта и др. Важную роль сыграл также интерес к К. о. совр. композиторов, обусловленный стремлением найти адекватные средства для воплощения муз. идеи "малого плана", реакцией на выросший до гигантских размеров "сверхоркестр" начала 20 в. (Р. Штраус, Г. Малер, И. Ф. Стравинский) и тягой к экономии муз. средств, возрождением полифонии. К. о. 20 в. свойственны значит. свобода, ненормированность, как бы случайность состава, каждый раз определяющегося тем или иным художеств. замыслом. Под совр. К. о. нередко подразумевают состав, в к-ром, как в камерном ансамбле, каждая инстр. партия представлена преим. одним солистом. Иногда К. о. ограничивается лишь струн. инструментами (Я. П. Ряэтс, Концерт для камерного оркестра, ор. 16, 1964). В тех случаях, когда в него входят и дух. инструменты, состав его может колебаться от неск. солистов (П. Хиндемит, "Камерная музыка" No 3, ор. 36, для виолончели obligato и 10 солирующих инструментов, 1925) до 20-30 исполнителей (А. Г. Шнитке, 2-й концерт для скрипки и камерного оркестра, 1970; Д. Д. Шостакович, 14-я симфония для сопрано, баса и камерного оркестра, ор. 135, 1971), не достигая, однако, полноты состава малого симф. оркестра. Границы между К. о. и камерным ансамблем довольно расплывчаты. В 20 в. для К. о. пишут сочинения в самых различных жанрах. В числе совр. заруб. оркестров: К. о. под упр. В. Штроса (ФРГ, организован в 1942), Штутгартский К. о. под упр. К.Мюнхингера (ФРГ, 1946), Венский камерный ансамбль старинной музыки "Musica anticua" под упр. Б. Клебеля (Австрия), "Виртуозы Рима" под упр. Р.Фазано (1947), камерный оркестр Загребского радио и телевидения (1954), камерный оркестр "Кларион-концертс" (США, 1957), камерный оркестр под упр. А. Бротта (Канада) и др. К. о. имеются во мн. крупных городах СССР: Московский К. о. под упр. Р. Б. Баршая (1956), К. о. Московской консерватории под упр. M. H. Тэриана (1961), Ленинградский К. о. под упр. Л. М. Гозмана (1961), Киевский К. о. под упр. И. И. Блажкова (1961), К. о. Литовской гос. филармонии под упр. С. Сондецкого (Каунас, 1960) и др.

Литература: Гинзбург Л., Рабей В., Московский камерный оркестр, в сб.: Мастерство музыканта-исполнителя, вып. 1, М., 1972; Rаабен Л., Камерные оркестры Ленинграда, в кн.: Музыка и жизнь. Музыка и музыканты Ленинграда, Л., 1972; Quittard H., L"orchestre des concerts de chambre au XVII-e siиcle, "ZIMG", Jahrg. XI, 1909-10; Rruniиres H., La musique de la chambre et de l"йcurie sous le rиgne de Franзois, 1-er, "L"annйe musicale", I, 1911; отд. изд., Р., 1912; Сuсue1 G., Etudes sur un orchestre au XVIII-e siиcle, P., 1913; Wellesz E., Die neue Instrumentation, Bd 1-2, В., 1928-29; Сarse A., The orchestra in the XVIIIth century, Camb., 1940, 1950; Rincherle M., L"orchestre de chambre, P., 1949; Paumgartner В., Das instrumentalen Ensemble, Z., 1966.

В состав симфонического оркестра входят три группы музыкальных инструментов: струнные (скрипки, альты, виолончели, контрабасы), духовые (медные и деревянные) и группу ударных инструментов. Количество музыкантов в группах может быть разным, в зависимости от исполняемого произведения. Нередко состав симфонического оркестра расширяют, вводят дополнительные и нетипичные для него музыкальные инструменты: арфа, челеста, саксофон и т.д. Численость музыкантов симфонического оркестра в некоторых случаях может превышать 200 музыкантов!

В зависимости от количества музыкантов в группах различают малый и большой симфонический оркестр, среди разновидностей малого существуют театральные оркестры, участвующие в музыкальном сопровождении опер и балетов.

Камерный

От симфонического такой оркестр отличается существенно меньшим составом музыкантов и меньшим разнообразием групп инструментов. В камерном оркестре так же сокращено количество духовых и ударных инструментов.

Струнный

Этот оркестр состоит только из струнных смычковых инструментов - скрипка, альт, виолончель, контрабас.

Духовой

В состав духового оркестра входят разнообразные инструменты группы духовых - деревянных и медных, а так же группа ударных инструментов. Духовой оркестр включает в себя наряду с музыкальными инструментами характерными для симфонического оркестра (флейта, гобой, кларнет, фагот, саксофон, труба, валторна, тромбон, туба), и специфические инструменты (духовой альт, тенор, баритон, эйфониум, флюгельгорн, сузафон и др.), которые не встречаются в других видах оркестров.

В нашей стране огромной популярностью пользуются военные духовые оркестры, исполняющие наряду с эстрадными и джазовыми композициями особую прикладную военную музыку: фанфары, марши, гимны и так называемый садово-парковый репертуар - вальсы и старинные марши. Духовые оркестры значительно мобильнее симфонических и камерных, они могут исполнять музыку во время движения. Существует особый жанр выступления - оркестровое дефиле, в котором исполнение музыки духовым оркестром совмещено с одновременным выполнением музыкантами сложных хореографических постановок.

В крупных театрах оперы и балета можно встретить особые духовые оркестры - театральные банды. Банды участвуют непосредственно в самой сценической постановке, там, где по сюжету музыканты являются действующими персонажами.

Эстрадный

Как правило это особый состав малого симфонического оркестра (эстрадно-симфонический оркестр), в котором присутствует, помимо прочего, группа саксофонов, специфические клавишные, электронные инструменты (синтезатор, электрогитара и т.д.) и эстрадная ритм-секция.

Джазовый

Джазовый оркестр (бэнд) состоит, как правило, из группы духовых, включающей расширенные по сравнению с другими оркестрами группы труб, тромбонов и саксофонов, группы струнных, представленной скрипками и контрабасом, а так же джазовой ритм секции.

Оркестр народных инструментов

Одним из вариантов народного ансамбля является оркестр русских народных инструментов. Он состоящит из групп балалаек и домр, включает в себя гусли, баяны, особые русские духовые инструменты - рожки и жалейки. В состав таких оркестров не редко вводят и инструменты, типичные для симфонического оркестра - флейты, гобой, валторны и ударные инструменты. Идея создания такого оркестра была предложена балалаечником Василием Андреевым в конце XIX века.

Оркестр русских народных инструментов не единственный вид народных ансамблей. Существуют, к примеру, оркестры шотландских волынщиков, мексиканские свадебные оркестры, в которых присутствует группа разнообразных гитар, трубы, этническая перкуссия и др.

Оркестр - это группа музыкантов, играющих на различных инструментах. Но не следует путать его с ансамблем. В данной статье будет рассказано, какие виды оркестров бывают. И их составы музыкальных инструментов также будут освящены.

Разновидности оркестров

Оркестр отличается от ансамбля тем, что в первом случае одинаковые инструменты объединяются в группы, играющие в унисон, то есть одну общую мелодию. А во втором случае каждый музыкант является солистом - играет свою партию. "Оркестр" - это греческое слово и переводится как «танцевальная площадка». Располагалась она между сценой и зрителями. На этой площадке располагался хор. Потом она стала похожа на современные оркестровые ямы. А со временем там стали располагаться музыканты. И название «оркестр» досталось коллективам исполнителей-инструменталистов.

Виды оркестров:

  • Симфонический.
  • Струнный.
  • Духовой.
  • Джазовый.
  • Эстрадный.
  • Оркестр народных инструментов.
  • Военный.
  • Школьный.

Состав инструментов разных видов оркестра строго определённый. Симфонический состоит из группы струнных, ударных и духовых. Струнные и духовые оркестры состоят из инструментов, соответствующих их названиям. Джазовые могут иметь разный состав. Эстрадный оркестр состоит из духовых, струнных, ударных, клавишных и

Разновидности хоров

Хор - это большой ансамбль, состоящий из певцов. Артистов должно быть не менее 12. В большинстве случаев хоры выступают в сопровождении оркестров. Виды оркестров и хоров отличаются. Существует несколько классификаций. В первую очередь хоры разделяются на виды по своему составу голосов. Это могут быть: женские, мужские, смешанные, детские, а также хоры мальчиков. По манере исполнения различают народные и академические.

А также хоры классифицируются по количеству исполнителей:

  • 12-20 человек - вокально-хоровой ансамбль.
  • 20-50 артистов - камерный хор.
  • 40-70 певцов - средний.
  • 70-120 участников - большой хор.
  • До 1000 артистов - сводный (из нескольких коллективов).

По своему статусу хоры делятся на: учебные, профессиональные, любительские, церковные.

Симфонический оркестр

Не все виды оркестров включают в себя К этой группе относятся: скрипки, виолончели, альты, контрабасы. Один из оркестров, в состав которого входит струнно-смычковое семейство, - симфонический. Он состроит из нескольких разных групп музыкальных инструментов. На сегодняшний день различают два вида симфонических оркестров: малый и большой. Первый из них имеет классический состав: 2 флейты, столько же фаготов, кларнетов, гобоев, труб и валторн, не более 20 струнных, изредка литавры.

Может быть любым по составу. В него может входить 60 и более струнных инструментов, тубы, до 5 тромбонов разных тембров и 5 труб, до 8 валторн, до 5 флейт, а также гобоев, кларнетов и фаготов. Он может включать в себя также такие разновидности из группы духовых, как гобой д"амур, флейта пикколо, контрафагот, английский рожок, саксофоны всех типов. В него может быть включено огромное количество ударных инструментов. Часто в большой симфонический оркестр входят орган, фортепиано, клавесин и арфа.

Духовой оркестр

Практически все виды оркестров имеют в своём составе семейство Эта группа включает в себя две разновидности: медные и деревянные. Некоторые виды оркестров состоят только из духовых и ударных инструментов, например духовые и военные. В первой разновидности основная роль принадлежит корнетам, горнам разных типов, тубам, баритон-эуфониумам. Второстепенные инструменты: тромбоны, трубы, валторны, флейты, саксофоны, кларнеты, гобои, фаготы. Если духовой оркестр большой, то в нём, как правило, все инструменты увеличиваются в количествах. Очень редко могут добавляться арфы и клавишные.

В репертуар духовых оркестров входят:

  • Марши.
  • Бальные европейские танцы.
  • Оперные арии.
  • Симфонии.
  • Концерты.

Духовые оркестры выступают чаще всего на открытых уличных площадках либо сопровождают шествие, так как они звучат очень мощно и ярко.

Оркестр народных инструментов

В их репертуар входят в основном сочинения народного характера. Каков же их инструментальный состав? У каждой нации он свой. Например, в оркестр русских входят: балалайки, гусли, домры, жалейки, свистульки, баяны, трещотки и так далее.

Военный оркестр

Выше уже были перечислены виды оркестров, состоящих из духовых и ударных инструментов. Существует ещё одна разновидность, включающая в себя эти две группы. Это военные оркестры. Они служат для того, чтобы озвучивать торжественные церемонии, а также для участия в концертах. Военные оркестры бывают двух видов. Одни состоят из и медных духовых. Называются они однородными. Второй тип - это смешанные военные оркестры, они, помимо всего прочего, имеют в своём составе группу деревянных духовых.

Камерная музыка - это инструментальная или вокальная музыка для небольшого состава исполнителей: сольные сочинения, различного рода ансамбли (дуэт, трио и др.), романсы и песни. Камерная музыка развилась рядом с оркестровой с XVI столетия и тяготела более к инструментальной, чем к вокальной музыке.

В первоначальном значении камерная музыка была предназначена для исполнения в относительно небольших (преимущественно домашних) помещениях - в отличие от музыки, предназначенной для исполнения в церкви, театре или большом концертном зале, почему число исполнителей весьма ограничено, инструменты выбираются не особенно сильные по звуку, например струнные (квартеты, квинтеты, секстеты, октеты), гораздо реже духовые деревянные (квинтет Моцарта для кларнета со струнными, квинтет Бетховена для фортепиано, гобоя, кларнета, фагота, валторны, его же септет es-dur для фортепиано, скрипки или альта, виолончели, контрабаса, кларнета, фагота, валторны).

Постоянное исполнение камерной музыки в публичных концертах изменило значение термина. С конца 18 века выражение «камерная музыка» прилагается к произведениям, написанным для исполнения ансамблем, в котором каждая партия предназначается одному исполнителю (а не группам, как в хоре и оркестре) и все партии более или менее равноправны (в отличие от произведений для солирующего голоса или инструмента с аккомпанементом).

В истории камерной музыки просматриваются три периода:

Период с 1450 по 1650 гг., для которого характерно развитие техники игры на виолах и инструментах других семейств, постепенное выделение чисто инструментальной музыки при сохраняющемся преобладании вокального стиля. Среди дошедших до нас сочинений этого периода, написанных специально для инструментальных составов без голосов, - фантазии Орландо Гиббонса и канцоны и сонаты Джованни Габриели.

Симфоническая музыка

Симфоническая музыка - музыкальные произведения, предназначенные для исполнения симфоническим оркестром. Включает крупные монументальные произведения и небольшие пьесы. Главные жанры: симфония, сюита, увертюра, симфоническая поэма. Симфонический оркестр, большой коллектив музыкантов, включает три группы инструментов: духовые, ударные, струнные смычковые.

Классический (парный, или двойной) состав малого симфонического оркестра сложился в творчестве Й.Гайдна (духовые парного состава, литавры и струнный квинтет). Современный малый симфонический оркестр может иметь ненормированный состав.

В большом симфоническом оркестре (с начала 19 века) расширены группы духовых, ударных, введены арфы, иногда рояль; группа струнных смычковых численно увеличена. Название состава симфонического оркестра определяется по числу инструментов каждого семейства духовых (парный, тройной и т. д.).

Симфония (от греч. symphonia - созвучие), - музыкальное произведение для симфонического оркестра, написанное в сонатной циклической форме высшая форма инструментальной музыки. Обычно состоит из 4 частей. Классический тип симфонии сложился в конце 18 - начале19 вв. (Й.Гайдн, В.А.Моцарт, Л.В.Бетховен). У композиторов-романтиков большое значение приобрели лирические симфонии (Ф.Шуберт, Ф.Мендельсон), программные симфонии (Г.Берлиоз, Ф.Лист).

Важный вклад в развитие симфоний внесли западноевропейские композиторы 19-20 вв.: И.Брамс, А.Брукнер, Г.Малер, С.Франк, А.Дворжак, Я.Сибелиус и др. Значительное место занимают симфонии в российской музыке: А.П.Бородин, П.И.Чайковский, А.К.Глазунов, А.Н.Скрябин, С.В.Рахманинов, Н.Я.Мясковский, С.С.Прокофьев, Д.Д.Шостакович, А.И.Хачатурян и др.

Циклические формы инструментальной музыки, - музыкальные формы, складывающиеся из нескольких относительно самостоятельных частей, раскрывающих в совокупности единый художественный замысел. Сонатная циклическая форма состоит, как правило, из четырех частей -- быстрой 1-й в сонатной форме, медленной лирической 2-й, быстрой 3-й (скерцо или менуэт) и быстрой же 4-й (финал). Такая форма характерна для симфонии, иногда сонаты, камерного ансамбля сокращенная циклическая форма (без скерцо или менуэта) типична для концерта, сонаты. Другой тип циклической формы образуют сюита, иногда вариации (оркестровые, фортепианные), в которых количество и характер частей могут быть различными. Встречаются и вокальные циклы (серии песен, романсов, ансамблей или хоров), объединенные сюжетом, словами одного автора и др.

Сюита (франц. suite, букв. - ряд, последовательность), инструментальное циклическое музыкальное произведение из нескольких контрастирующих частей. От сонаты и симфонии сюиту отличает отсутствие строгой регламентации количества, характера и порядка частей, тесная связь с песней и танцем. Сюита 17-18 вв. состояла из аллеманды, куранты, сарабанды, жиги и др. танцев. В 19-20 вв. создаются оркестровые нетанцевальные сюиты (П.И.Чайковский), иногда программные («Шехерезада» Н.А.Римского-Корсакова). Встречаются сюиты, составленные из музыки опер, балетов, а также музыки к театральным постановкам.

Увертюра (франц. ouverture, от лат. apertura - открытие, начало), оркестровое вступление к опере, балету, драматическому спектаклю и т. п. (часто в сонатной форме), а также самостоятельная оркестровая пьеса, обычно программного характера.

Симфоническая поэма - жанр симфонической программной музыки. Одночастное оркестровое произведение, в соответствии с романтической идеей синтеза искусств допускающее разнообразные источники программы (литература, живопись, реже философия или история). Создатель жанра -- Ф.Лист.

Программная музыка - музыкальные произведения, которые композитор снабдил словесной программой, конкретизирующей восприятие. Многие программные сочинения связаны с сюжетами и образами выдающихся литературных произведений.

Оратории Георга Фридриха Генделя и др.). Начиная с XVII века , камерные оркестры часто имелись на дворах герцогов и других дворян, которые могли позволить себе содержать маленький оркестр. Так, например, Иоганн Себастьян Бах с 1703 года был скрипачом в камерном оркестре герцога Иоганна Эрнста III.

Произведения для камерного оркестра в XX веке писали Арнольд Шёнберг (Камерная симфония № 1), Алан Хованесс («Анахид», фантазия для камерного оркестра , Симфония № 6 для камерного оркестра), Альфред Шнитке (Концерт № 3 для скрипки с оркестром) и др.

Среди известных камерных оркестров XX века - Академия Святого Мартина в полях (из руководителей наиболее известен Нэвилл Марринер), Литовский камерный оркестр (среди руководителей - Саулюс Сондецкис), Виртуозы Москвы (под управлением Владимира Спивакова), Казанский государственный камерный оркестр La Primavera (под управлением Рустама Абязова)

См. также