Здоровье

Презентация на тему ""магическое единство" музыкального произведения". Магическое единство музыкального произведения Единство музыкального произведения

Технологическая карта

Тема: «Единство музыкального произведения» .

«Единство музыкального произведения» .

Цель темы

С

Основное содержание темы.

Знать о единстве сторон музыкального произведения.

Знакомить с понятием традиция в музыке.

Обобщить знания о средствах музыкальной вразительности -мелодия, гармония, ритм, динамика, артикуляция.

Планируемый результат

1. Формировать умение слушать и слышать музыкальное произведение.

2. Уметь анализировать музыкальный материал, применяя полученные теоретические знания и навыки.

3. Уметь создавать ритмические композиции к музыкальному произведению.

Предметные

Познавательные

Регулятивные

Коммуникативные

Личностные

1. Знать о строении музыкального произведения.

2. Уметь воспринимать на слух и анализировать музыку разных композиторов.

3. Уметь различать средства музыкальной выразительности в разнохарактерной музыке.

Общеучебные:

1. Самостоятельно формулировать цель урока.

2. Осуществлять поиск существенной информации (из материалов учебника и рассказа учителя).

3. Устанавливать взаимосвязь между объектом приобретенных знаний, исследовательской деятельности.

4. Структурирование знаний.

Волевая саморегуляция

Контролировать учебные действия в группах, парах (коммуникация как кооперация)

Формирова чувство прекрасного.

Организация пространства

1. Учебник;

2. Шумовые музыкальные инструменты;

3. Синтезатор;

4. Магнитофон;

5. Компьютер.

I этап. Мотивация к деятельности

Проблемный вопрос в начале урока, в конце урока: «Как создается музыкальное произведение?»

II этап Учебно-познавательная деятельность

Последовательность

Изучения

Учебные задания

Универсальные учебные действия

Диагностические

задания

Познавательные

Регулятивные

Коммуникативные

Личностные

Тема урока

Цель

С оздание условий для определения целостности музыкального произведения.

Задание № 1

Что образует единство музыкального произыедения?

Волевая саморегуляция.

Положительно относится к познавательной деятельности, совершенствовать умения.

Устные ответы, выполнение творческих заданий.

Задание № 2

Что, кроме знания традиции и новаторства, помогает нам лучше узнать музкальное произведение?

Выполнять учебно-познавательные действия в материализованной умственной форме.

Волевая саморегуляция.

Формировать чувство прекрасного.

Вопросы для уточнения информации. Устные ответы.

Задание № 3

Назови основные средства музыкальной выразительности?

Устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщенные выводы.

Осознавать недостаточность своих действий.

Адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности.

Проявлять способность к самоучению своих действий.

Выполнение творческих заданий.

Задание № 4

Прослушай антракт к III действию из оперы Р. Вагнера «Лоэнгрин». Вопрос: можно ли согласиться, что сила воздействия этой музыки связана с единством всех ее выразительных средств? Придумать и исполнить ритм к музыкальному произведению.

Осуществлять для решения задач операции анализа, синтеза, сравнения.

Структуру.

Контроль.

Коррекция.

Оценивание.

Волевая саморегуляция.

Иметь мотивацию к учебной деятельности.

Выполненять слуховой анализ музыкального произведения.

Цель: как ученики понимают значение понятия единство музыкального произведения

Самостоятельная

Работа

Предметные результаты

УУД

Познавательные

Регулятивные

Коммуникативные

Личностные

Вопросы. М ожно ли выделить главное из средств музыкальной выразительности? Можно ли установить, какое из них первое, какое последнее? Как создается музыкальное произведение?

Научатся находить главные выразительные средства музыки в разных произведениях.

Выделение и осмысление отдельных слов, музыкальных терминов, понятий.

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Участвовать в диалоге на уроке .

формирование алгоритма своего действия, перевод
внешней речи на внутренний план.

III этап. Интеллектуально-преобразовательная деятельность

Мотивационно-ориентированная часть.

Вопрос: что такое музыкальное произведение?

Ответы: музыкальное произведение – сочинение, состоящее из звуков с текстом или без текста, исполняемое голосом или с помощью инструментов.

Учитель : музыкальное произведение- это единое целое, как и любое художественное произведение.

Открытие нового знания.

Вопрос: к акие средства использует композитор, создавая музыкальное произведение?

Дети: мелодия, гармония, ритм, лад, тембр.

Работа в группах.

Репродуктивное:

1 группа- учебник на стр 35,36- ответит на вопрос:

Что образует единство музыкального произведения?

2 группа - учебник на стр 37, 38- ответит на вопрос:

Что, кроме знания традиции и новаторства помогает нам лучше узнать

музыкальное произведение?

Эвристическое задание 3 группа- впишут в текст карточек термины, которые

характеризуют главные средства музыкальной выразительности.

(группе предлагаются 5 карточек и отдельно 5 названий музкальных терминов)

1. Мелодия - Когда слушаешь музыку, невольно обращаешь внимание на ведущий голос, главную музыкальную тему. Это звучит …. Греческое слово…. состоит из двух корней: melos и ode, что означает «пение песни».....– это содержание произведения, его стержень. Она передает главные художественные образы.

2. Гармония. – Это слово тоже пришло к нам из Греции и в переводе означает «стройность», «созвучность», «слаженность».. дополняет мелодию новыми эмоциональными красками, насыщает, «расцвечивает» ее, создает фон. Между мелодией и..нерасторжимая связь... имеет 2 смысла: а) приятная для слуха слаженность звуков, «благозвучие»;

3. Ритм. Ни одна мелодия или картина не может существовать вне … в музыке называется чередование и соотношение различных музыкальных длительностей… – тоже греческое слово и переводится как «мерное течение»…. обладает огромными возможностями. Это яркое выразительное средство, которое определяет характер музыки.

Творческое:

4 группа - из множества разных предложенных музыкальных терминов, должны выбрать те, которые относятся к музыке Р. Вагнера «Лоэнгрин» - средствам музыкальной выразительности. (ключевые понятия- ритм, мелодия, гармония, аккомпанемент, динамика, лад, темп, фактура, регистр).

Импровизационное задание

Придумать и прохловать ритм шумовыми инструментами пьесу « Allegretto » композитора Ванхаль с различные оттенки скорости.

Самоорганизация в деятельности

Подготовьтесь к выполнению задания, выполните, представьте и оцените свою работу.

План действий :

1. Придумать и написать ритм.

2. Прохлопать ритмический рисунок

3. Исполнить произведение.

IV этап. Контроль и оценка результатов деятельности

Самооценка учителя / рефлексия своей деятельности по изучению данной темы

Выполнить задание по заданному алгоритму:

1. Ответить на вопросы из учебника.

2. Создать ритмическую партитуру

3. Исполнить шумовыми музыкальными инструментами, ритм музыкального произведения.

Рефлексия

1. Какие знания вы открыли для себя на уроке?

2. Какие элементы урока вам понравились?

3. Группам дать оценку своей работы.

Поиск материалов:

Количество Ваших материалов: 0.

Добавьте 1 материал

Свидетельство
о создании электронного портфолио

Добавьте 5 материала

Секретный
подарок

Добавьте 10 материалов

Грамота за
информатизацию образования

Добавьте 12 материалов

Рецензия
на любой материал бесплатно

Добавьте 15 материалов

Видеоуроки
по быстрому созданию эффектных презентаций

Добавьте 17 материалов

Единство музыкального произведения
Содержание:
1.
С чем проявляются традиции и новаторство в
музыкальном произведении.
2.
Средства музыкальной выразительности, их роль в
создании музыкального произведения (на примере
Антракта к III действию из оперы «Лоэнгрин» Р.
Вагнера).
Музыкальный материал:
1.
Р. Вагнер. Антракт к III действию. Из оперы
«Лоэнгрин» (слушание);
2. П. Чайковский. Интродукция к балету «Спящая
красавица» (слушание);

3.
Я. Дубравин, стихи В. Суслова. «Всюду музыка
живёт» (пение).

1. Понимать значение средств художественной
выразительности в создании музыкального
произведения.
2.
Владеть отдельными специальными музыкальными
терминами, отражающими знание средств музыкальной
выразительности.
«Не бойся слов теория, гармония, полифония и т. п.
Относись к ним дружески, и они тебе улыбнутся».
Р. Шуман
...Представьте себе, что вы пришли в театр. Скоро
раздвинется тяжёлый занавес и начнётся спектакль.
Герои старой сказки ещё не появились на сцене, но
музыка уже звучит, и вы захвачены ею.

Оркестр играет интродукцию (интродукция ­ слово
латинского происхождения, означает «введение» ­
краткое вступление к оперному или балетному
спектаклю) к балету Петра Ильича
Чайковского «Спящая красавица».
О чём эта музыка? ... Внезапно на вас обрушивается
мощное и жёсткое звучание огромного оркестра.
«Колючие», изломанные мелодические линии, резкое
звучание диссонантных (диссонанс ­ сочетание двух или
нескольких звуков, образующих напряжённое, резкое
созвучие. Слово «диссонанс» происходит от
латинского dissonantia, что значит «нестройное
звучание») аккордов, грозные кличи духовых
инструментов создаёт музыкальный портрет злой феи
Карабос.
Но вот лёгкий ветерок пассажа арфы переносит нас в
волшебный мир Добра и Красоты: на фоне нежнейшего

аккомпанемента появляется прекрасная мелодия. Это
тема феи Сирени. Она спокойно парит, освещаемая
светлыми красками консонантных (консонанс ­
благозвучное сочетание двух или более звуков. В
переводе с латыни consonantia означает «согласное
звучание») аккордов. Музыка звучит хрупко, беззащитно.
Разве может такая фея противостоять натиску злобной
Карабос?
Давайте проследим за тем, как будет развиваться тема
феи Сирени. Сначала мелодию исполняют только два
инструмента: флейта и английский рожок. Затем её ведут
скрипки, и вот наконец из неё рождается новая тема: она
звучит у медных духовых инструментов торжественно и
победно. В итоге развития лирическая мелодия
превратилась в героическую.
Чем же вызвано такое превращение?

Издавна торжественные церемонии встреч, парадов,
приветствий открывались праздничными сигналами
фанфар. Эти духовые инструменты играли мелодии,
использующие звуки мажорных трезвучий. В дальнейшем
такие мелодии стали называть фанфарными. Они всегда
связаны с выражением радости. А если их к тому же
исполняют медные духовые инструменты, то они
приобретают героический, торжественный характер.
Поэтому, слушая интродукцию, мы верим, что фея
Сирени победит Карабос, добро одолеет зло.
Чтобы поведать об этом, слова не нужны. Музыка
рассказала сказку своим языком, более сильным и
выразительным.
Но как понять музыкальный язык? Чем он отличается от
речи?

Музыкальный язык богат и разнообразен, потому что в
его словаре не просто звуки, а мелодия, лад, ритм,
гармония, тембр, динамика, темп, штрихи, фразировка...
Всеми этими элементами музыкального языка в их
всевозможных сочетаниях пользуются композиторы,
создавая музыку.
Музыкальный материал, то есть мелодия, гармония и
ритм, безусловно, неисчерпаем.
Пройдут миллионы лет, и если музыка в нашем
смысле будет ещё существовать, то те же семь
основных тонов нашей гаммы, в их мелодических и
гармонических комбинациях, оживляемые ритмом,
будут всё ещё служить источником новых
музыкальных мыслей.
П. Чайковский
Музыкальное произведение мы обычно воспринимаем
целиком, в единстве всего, из чего оно состоит. Трудно,

порой просто невозможно выделить в его звучании что­то
одно ­ мелодию, ритм или тембры. Каждый композитор в
своём творчестве стремится к созданию их единства.
Дело ведь не в том, что он изобретает какие­то новые
средства выразительности, а в том, что каждый раз он
подчиняет их своему замыслу, своим представлениям о
мире, о жизни, о людях.
Как неповторимы люди, так неповторимы и их дела.
Возьмите любую простую вещь ­ два разных человека
сделают её совершенно по­разному! Тем более это
относится к вещам сложным, заключающим в себе не
только мастерство, но и душевную энергию ­ ведь в их
создании участвуют воспитание, опыт, вкусы, привычки,
образование и многое­многое другое. Поэтому мы не
удивляемся тому, что два композитора, живущие в одно
время и в одной стране, порой так непохожи друг на
друга, как непохожи два разных произведения даже

одного композитора или две разные скрипки одного
мастера.
Чтобы понять музыкальное произведение, мы
обращаемся обычно к двум сторонам ­ традиции
(традиция – то, что унаследовано от предшествующих
поколений), в которой оно возникло, и неповторимому
«почерку» его автора.
Почему необходимо обращение к традиции?
Потому что всё в мире возникает постепенно, ничто не
приходит ниоткуда. Каждая река вытекает из своего
истока и впадает в своё море; мастерству предшествует
ученичество, зрелости ­ юность... Новая песня
рождается из песенных особенностей своего времени,
новый ритм ­ из ритмических, новый тембр ­ из
тембровых. Любое явление, взятое в отрыве от
породивших его корней, выглядит нелепо, как пришелец
ниоткуда.

Почему же мы вновь и вновь ищем в искусстве его
уникальность (уникальный – единственный в своём роде),
неповторимость?
Потому что в каждом значительном произведении, сколь
бы сильно ни выражалась в нём традиция, обязательно
есть то, чего ещё не было и никогда уже не будет, потому
что миг творчества, как и любой миг, неповторим.
Единство старого и нового, образующее каждое
музыкальное произведение, вызывает естественный
вопрос: в чём оно проявляется? В биографии
композитора? В названиях его произведений? Отчасти ­
да.
И жизнь композитора, и названия его произведений, ­ всё
это помогает нам понять многое в его творчестве.
Но понимать музыку следует учиться у самой музыки, в
которой фантазия, вдохновение, понимание мира нашли
самое полное своё выражение.

И хотя музыка воздействует целостно, всё же она очень
разная: в одних случаях в такой целостности солирует
ритм, а в других ­ мелодия, в одних мы погружаемся в
волшебный мир гармонии, в других ­ в многокрасочное
тембровое царство. Это естественно: ведь в каждом
произведении общий замысел диктует выбор
необходимых средств выразительности.
Было бы странно, если, например, образы сказочного
мира вдруг воплотились бы в угловатых, острых ритмах,
а не в красочной гармонии и оркестровки. Также было бы
странно, если бы испанские танцы зазвучали славянской
плавностью линий, и т. д.
К счастью, этого никогда не бывает. Музыкальные сказки
по­прежнему, как и всегда, неторопливы и красочны, а
испанские танцы быстры и ритмичны.
Каждое настроение, каждое чувство, переживание и
характер имеют своих музыкальных «представителей».

Что­то выражает себя в мелодии, что­то ­ в гармонии, а
что­то ­ в особенных динамических средствах.
Вот почему понимание музыки требует обращения к
тому, что называется, средствами музыкальной
выразительности. Эти средства образуются такими
сторонами музыки, как ритм, мелодия, гармония,
полифония, фактура, тембры и динамика. Разумеется,
приведённый ряд может быть продолжен. Каждому
музыканту известно, насколько важны различные
штрихи, входящие в понятие артикуляции, ускорения и
замедления темпа, образующие область музыкальной
агогики, как необыкновенно выразительна роль педали.
Вслушайтесь в музыкальные произведения и
постарайтесь подумать не только над тем, что музыка
слагается из различных сторон своего звучания, но и то,
чем именно выразительна каждая сторона. И тогда из
текучести и разнообразия, всегда лежащих в основе

музыкальных произведений, вы сможете выделить
особенные черты, появляющиеся то в гармонии, то в
тембрах или ритмах и образующие ту неповторимость
«лика», которая всегда отличала великие произведения
музыкального искусства.
Вопросы и задания:
1. Что образует единство музыкального произведения?
2. Что, кроме знания традиции и новаторства, помогает
нам лучше узнать музыкальное произведение?
3. Послушайте Антракт к III действию оперы
«Лоэнгрин» Р. Вагнера. Можно ли согласиться, что сила
воздействия этой музыки связана с единством всех её
выразительных средств? Для ответа на этот вопрос
постарайтесь охарактеризовать особенности ритма,
лада, мелодии, тембров, динамики. (Описание
произведения в уроке «В чём сила музыки»)

Музыка объединяет людей
Содержание:
1.
Созидательная сила музыки (на примере мифа о
строительстве города Фивы).
2. Преобразующее воздействие музыки (на примере оды
древнегреческого поэта Пиндара).

3. Идея человечества и человечности в Симфонии № 9
Л. Бетховена.
Музыкальный материал:
1. Л. Бетховен. Симфония № 9. IV часть. Фрагмент
(слушание);
2.
Г. Струве, стихи Н. Соловьёвой «Спасём наш мир»
(пение).
Характеристика видов деятельности:
1.
2.
Рассказывать о влиянии музыки на человека.
музыки на человека.
3. Оценивать музыкальные произведения с позиции
красоты и правды.
4. Приводить примеры преобразующего влияния
музыки.

5.

учебнике).
Что­то в музыке…
Первородное, первозданное,
Богатырское и былинное,
Что­то смелое и решительное,
И прямое, как высота,
Что­то самое значительное –
Человечность и доброта.
В. Боков
Сила музыки, о которой мы говорили на прошлом уроке,
далеко не всегда разрушительна. Гораздо чаще она
направлена на созидание.
Настоящая музыка окрыляет; человек, переживающий её,
становится сильнее и даже как будто выше самого себя.
По этому поводу Л. Толстой сказал так: «Она переносит

меня в какое­то другое, не своё положение; мне под
влиянием музыки кажется, что я чувствую то, что я
собственно не чувствую, что я понимаю то, чего я не
понимаю, что могу то, чего не могу».
Не случайно повествований о созидательной
(созидательный – создающий что­нибудь) силе музыки
гораздо больше, чем о разрушительной. Мифический
герой Амфион одной своей игрой на лире заставлял
камни складываться в стены, которые стали стенами
древнего города Фивы.
Волшебное действие музыки, способной укрощать все
грозные силы земли и морей, описано в знаменитой оде
древнегреческого поэта Пиндара.
«Золотая лира, совместное достояние Аполлона и тёмно­
кудрых муз. Тебе повинуется пляска, начало торжества;
твоих же указаний слушают и певцы, когда ты искусной

рукой изливаешь звуки руководящих хором прелюдий.
Ты же погашаешь губительную молнию вечного огня. На
3евсовом скипетре дремлет, свесив быстрые крылья,
орёл, царственная птица, и ты, лира, окутываешь ему
хищную голову черным облаком, погружающим его в
сладкий сон, смыкая его вежды (веки). Очарованный
твоими звуками, он, нежась, в дремоте плавно вздымает
свою спину. Даже сам суровый Арес, далеко отбросив
грозное оружие, услаждает сердце песнью: вот как, о
лира, твои звуки смягчают сердца божеств».
Волшебные инструменты, заставляющие подчиниться
звукам музыки даже сверхъестественные силы, являются
«героями» многих сказок различных народов мира. О
состязаниях певцов слагаются легенды.
Сюжет основан на древнегреческом мифе. Царь
Фригии Мидас был судьёй на музыкальном состязании
бога Аполлона и Пана (в ином варианте ­ Марсия). В

ходе состязания Аполлон прибег к нечестному приёму
­ он перевернул свою лиру и играл на ней в таком
непривычном положении. Пан попытался сделать то
же самое со своей флейтой и не смог извлечь ни
одного звука. В результате победителем оказался
Аполлон. Царь Мидас опрометчиво присудил,
учитывая малопривлекательный поступок Аполлона,
первенство Пану, за что Аполлон наделил Мидаса
ослиными ушами, которые тот был вынужден всю
жизнь прятать под фригийским колпаком (отсюда
выражение: «ослиные уши Мидаса»).
Из всего этого множества вымышленных и правдивых
историй мы видим, что в восприятии людей музыка
предстаёт как сказочная фея и чародейка, которая
убаюкивает и подбадривает, утешает и обличает, радует
нас и поддерживает, украшает нашу жизнь.

Как никакое другое искусство, музыка объединяет
людей для общих дел и для радостей, для укрепления
духа, способного противостоять бедам и тяготам жизни.
Под её воздействием невзгоды отступают и терпят
поражение, как когда­то потерпели поражение
сладкоголосые сирены, погибшие только оттого, что
музыка Орфея оказалась более могущественной, чем их
собственная.
Это противостояние светлых и темных сил вечно,
подобно вечности самого искусства. И когда мы слушаем
мессы Баха или симфонии Моцарта, оперы Глинки или
концерты Рахманинова, то находим там ту же вечную
проблему добра и зла, волнующую людей с тех пор, как
они появились в этом мире.
Какой ответ даёт нам музыка?
Слушая её великие произведения, в какие бы глубины
печали, скорби и борьбы они нас ни погружали, мы

всегда чувствуем главную направленность её
устремления: только ввысь, только к свету.
И вот из самой бездны скорби
Бетховен задумал восславить Радость.
Р. Роллан
Послушайте грандиозный финал последней, девятой
симфонии Бетховена – величайшее произведение
композитора, известное и любимое во всём мире.
Это величайший итог духовного восхождения,
воздвижение величественного музыкального храма, в
котором идея человечества и человечности достигла
поистине грандиозного масштаба. Не случайно в финале
симфонии звучат голоса солиста, ансамбля и хора,
сообщающие гениально простой «теме радости» силу и
мощь людского единения.

История мировой музыки знает немало великих
композиторов, творчество которых пережило века, но
лишь одного Бетховена люди назвали ТИТАНОМ. Это
был не только титан­художник, но и титан­человек,
потому что в искусстве, как и в жизни, он преодолевал
предрассудки своего времени, поддерживал стремление
к свободе народов, просыпавшихся от долгого сна, в
который их погрузила история, достойно устранял все
препятствия, встававшие у него на пути, и возносился
выше всех горестей, которые сопровождали его до
последнего часа жизни.
Людвиг ван Бетховен родился в канун славной эпохи,
когда Европу, охватила новая идея ­ идея свержения
феодального строя. Эта идея была своего рода
ферментом, будившим в народах новые силы и энергию.
Художник, умевший возбуждать и вдохновлять души,
ставший отголоском бурных событий своего времени,

Бетховен считается музыкантом­революционером. И в
этом есть глубокая истина, ибо великий композитор
раньше других понял, что для того, чтобы человек мог
свободно выражать свои мысли и высвобождать зреющие
в нём силы для создания нового, свободного и
справедливого мира, следует разрушить многочисленные
барьеры, разбить множество цепей и распахнуть как
можно больше окон ­ чтобы свет, свежий воздух и
счастье вошли даже в самые бедные дома.
Вот о чём говорил Бетховен в своей музыке; он считал,
что «искусство ­ это республика, в которой каждый
обязан совершить всё добро, на которое он способен,
даже в самых суровых условиях».
Условия, в которых жил Бетховен и в которых он
создавал свои замечательные произведения, были
поистине суровыми. Он родился в бедной, терзаемой
страшной нуждой семье и с большим трудом добился

права изучать музыку и зарабатывать себе на хлеб. Самое
близкое существо – родной племянник, в которого он
вложил столько надежд, разочаровал его своим
поведением, а в конце жизни его ждал самый страшный
удар, который может постичь музыканта: потеря слуха.
Месяцами и годами он лечился у равных врачей в
надежде восстановить слух, но чем чаще становились
визиты к знаменитостям, тем суровее звучал приговор.
Любой другой человек пал бы под тяжестью такого
несчастья, но Бетховен как подлинный титан преодолел
свою боль и отчаяние. «Я хочу научиться мужеству
терпения, ­ записал он в своей тетради. ­ Если моё тело
связано, дух должен победить. То, чего я не могу
услышать ухом, должно угадать моё сердце. Я разобью
кандалы, которые надела на меня судьба; я хочу петь,
петь для всех. О, человек! помоги себе сам, раз тебе дана
сила сделать это!»

И титан победил, создав бессмертные произведения,
мелодии которых и поныне звучат во всём мире как
призыв к вере в человека, к борьбе со злом и братству
всех людей.
Эту борьбу и глубокие раздумья человека воплотил он в
своей гениальной музыке. Как будто человечество
вспоминает всё своё прошлое, подводит его итоги и
пытается заглянуть в будущее. Эту грандиозную картину
будущего великий мастер рисует нам в финале Девятой
симфонии. Для этого композитору оказалось мало
средств только музыки. Он ввёл в симфонию слово ­ оду
Шиллера «К радости».
Ода к Радости (фрагмент)
Радость, пламя неземное,
Райский дух, слетевший к нам,
Опьянённые тобою
Мы вошли в твой светлый храм.

Ты сближаешь без усилья
Всех разрозненных враждой,
Там, где ты раскинешь крылья,
Люди – братья меж собой.
Хор
Обнимитесь, миллионы!
Слейтесь в радости одной!
Там, над звёздною страной, ­
Бог, в любви пресуществлённый!
Кто сберёг в житейской вьюге
Дружбу друга своего,
Верен был своей подруге, ­
Влейся в наше торжество!
Кто презрел в земной юдоли
Теплоту душевных уз,
Тот в слезах, по доброй воле,
Пусть покинет наш союз!

Может быть, в способности наделять людей этой силой,
помогать им противостоять отчуждённости и холодному
одиночеству и состоит главное значение музыки, всегда
идущей от сердца и всегда умеющей найти путь к
другому сердцу.
Вопросы и задания:
1. Известны ли вам какие­либо сказки, предания или
рассказы о волшебной силе музыки? Расскажите.
2.
3.
Как вы понимаете смысл мифа о строительстве
города Фивы?
В чём вы видите силу двух разных произведений –
Симфонии № 9 Л. Бетховена и ноктюрна «Сирены» К.
Дебюсси?
4. Назовите несколько различных по характеру
музыкальных произведений. Попробуйте дать им

определения: «Торжественное», «Задумчивое»,
«Весёлое», «Капризное» и т. д.
5.
Были ли в вашей жизни наблюдения о том, как
музыка объединяет людей?

Волшебная сила музыки
Содержание:
1.
2. Многоплановость художественных смыслов в музыке
Роль музыки и музыкантов в эпоху античности.
оркестрового ноктюрна «Сирены» К. Дебюсси.
Музыкальный материал:
1.
К. Дебюсси. «Сирены» из симфонического цикла
«Ноктюрны» (слушание).
2.
К. Глюк. «Мелодия» из оперы «Орфей и Эвридика»
(слушание по желанию учителя).
Характеристика видов деятельности:
1.
Выявлять возможности эмоционального воздействия
музыки на человека.

2. Оценивать музыкальные произведения с позиции
правды и красоты.
3.
Воспринимать и сопоставлять художественно­
образное содержание музыкальных произведений
(правдивое ­ ложное, красивое ­ уродливое).
4. Исследовать значение литературы для воплощения
музыкальных образов.
От сердца до неба
Протянуты звонкие струны.
Мне дорог весь мир…
Валерий Брюсов
Силу музыки люди знали давно. Ещё боги Древней
Греции состязались между собой в пении и игре на
музыкальных инструментах. Музыканты
провозглашались пророками, способными прозревать
прошлое и предсказывать будущее благодаря той

чудодейственной памяти, которую заключало в себе их
искусство.
Именно музыкант Орфей был тем единственным
человеком, которому открылись ворота в Аид (в
греческой мифологии – Царство мёртвых), это мрачное и
таинственное место, тщательно охраняемое от всех, кто
осмелился бы к нему приблизиться.
Однако не войско, не оружие, не титаническая
физическая сила открыли Орфею ворота Аида – их
открыли божественные звуки его лиры и его волшебного
голоса.
Не менее примечательна и та часть античных преданий,
которая связана с походом аргонавтов. Собираясь в
плаванье в Колхиду, они взяли с собой Орфея. Всем им
было известно, какую опасность таят в себе моря,
населённые демоническими (демонический – от слова
демон – злой дух, коварный) существами. Неминуемую

гибель несла встреча с сиренами, обитательницами
морских островов.
Что же зловещего таилось в этих загадочных существах –
полуптицах­полуженщинах? Ведь они не нападали на
мореплавателей, не преследовали их корабли, у них не
было ни пушек, ни ядовитых стрел. Однако был у них
другое – божественный голос, необыкновенно
притягательный, далеко разносившийся над гладью
морских вод. Слышавшие пение сирен, не помня себя,
бросались в море на их призывный зов и погибали.
Чернильною водой – морями глаже лака –
Мы весело пойдём между подземных скал.
О, эти голоса, так вкрадчиво из мрака
Взывающие: «К нам!»
(из стихотворения Ш. Бодлера «Плаванье»)
Взятый в плаванье Орфей заглушал сирен пением и игрой
на лире. Одиссей же, ещё один герой мифов, проплывая

мимо острова сирен, привязал себя к мачте корабля и
залил воском уши своих товарищей, чтобы они спаслись
от искушающего гибельного призыва.
Среди чудесных оркестровых ноктюрнов К.
Дебюсси есть пьеса, которая так и называется «Сирены».
В его музыке нет ничего зловещего, это – яркая пьеса­
картина, в которой звучит и необозримое пространство
морских далей, и красочность изумрудных вод, и шум
волн, и звучащее над всем этим очаровательным
пейзажем прекрасное пение сирен, исполняемое женским
хором. В образе сирен воплощаются красота и смерть,
восторг и гибель – одна из вечных тем искусства.
Слушание: К. Дебюсси. «Сирены» из симфонического
цикла «Ноктюрны».
Божественная музыка, таящая гибель в своём манящем
призыве, не столь уж частое, но очевидное
доказательство необыкновенной силы этого искусства.

Лира. От сердца до неба протянуты звонкие
струны…
Каждый музыкальный инструмент своим неповторимым
тембром, особой харизмой отражает одну из граней
человеческой души, одну из граней нашего мира. А с чем
у вас ассоциируется лира? Попробуйте представить себе
звучание этого инструмента… Какие образы, какие
чувства пробуждаются в вашей душе? Прозрачность,
чистота, гармония, звёздное небо, Аполлон, Музы,
Орфей?.. Чувствуете, мы ещё не слушали переборы
струн, а в воздухе уже что­то витает…
Дивная музыка ­
Тайны гармонии
Чуть пробуждаются,
Тихо качаются
В тенях безмолвной души…
Валерий Брюсов

Греческий миф рассказывает, что лиру изобрёл юный
Гермес, вестник богов: однажды он отважился посягнуть
на стадо священных коров, принадлежавших Аполлону.
Аполлон, стремясь восстановить справедливость,
обратился к Зевсу с просьбой, чтобы тот рассудил их.
Гермесу ничего не оставалось, как во всём признаться
перед владыкой Олимпа. Но пока Аполлон возвращал
своих коров из пещеры, проворный Гермес сел на камень,
достал свою лиру, которую до этого сотворил из панциря
черепахи, коровьих рогов и трёх струн, и самозабвенно
заиграл на ней. Дивные звуки наполнили долину.
Изумлённый Аполлон с восторгом слушал игру Гермеса
и тут же, не раздумывая отдал ему всех священных коров
в обмен на лиру.
Продолжая историю этого инструмента, другие мифы
говорят, что Аполлон подарил свою лиру, но уже
семиструнную, легендарному певцу Орфею, который и

принёс её в мир людей. Имя Орфей означает
«Исцеляющий светом», его музыка очищала душу,
исцеляла её, наполняла небесной гармонией.
Миф о любви Орфея и Эвридики рассказывает, что игрой
на лире Орфей мог заворожить не только людей: реки
останавливали своё течение, птицы, деревья и свирепые
животные ­ все замирали и внимали её звукам.
Возлюбленная Орфея, Эвридика умирает от укуса змеи,
душа её направляется в подземный мир к Аиду, и Орфей,
ведомой силой любви к своей возлюбленной, спускается
за ней. Великая любовь Орфея вызвала сострадание в
сердце Аида, который разрешает ему вывести Эвридику
из подземного мира, но с условием: если он оглянется и
посмотрит на неё, прежде, чем Эвридика выйдет на свет
дня, он потеряет её навсегда. Но когда цель уже казалось
бы была достигнута, и он должен был соединиться с
Эвридикой, его одолевают сомнения. Орфей

оборачивается и теряет свою возлюбленную, великая
любовь соединяет их только на небе.
Слушание: К. Глюк. «Мелодия» из оперы «Орфей и
Эвридика».
Какая чудодейственная сила жила в этом инструменте?
Оказывается, каждая струна лиры Орфея символически
была связана с одним из божественных законов и с одним
из божественных достоинств души, пробудив которые,
человек мог познать свою истинную природу. Лира была
связана и с Музами, прекраснейшими дочерьми богини
памяти Мнемозины, присутствие которых было для
людей священным.
Музы, молю ­ из толпы многогрешного рода людского
Вечно влеките к священному свету скиталицу душу! –
поётся в одном античном гимне.

О лире мы знаем больше как об инструменте
символическом, никто никогда не слышал её голоса. Но
так хочется иногда закрыть глаза и услышать звуки,
которые, едва коснувшись тебя, уносят прочь всю
тяжесть, наполняют душу свежим дыханием,
пробуждают забытые, но дорогие сердцу мечты.
Ведь лира звучит не только благодаря струнам… В ней
живёт тихий, но сильный зов Неба, который когда­то в
неё вдохнули Боги. Он звучит и сейчас, хотя струны
лиры давно умолкли.
Давайте на миг остановимся и прислушаемся: может,
звуки лиры похожи на журчание чистого родника, на
лёгкий шелест ветра, играющего весенней листвой; а
может, отзвук серебряных струн слышится в чистом
смехе ребёнка, в шёпоте влюблённых, в вечной молитве
материнского сердца?

…Звуков по­прежнему не слышно, но в душе возникли
знакомые чистые и трепетные чувства…
Анна Мироненко (из журнала «Человек без границ»)
Вопросы и задания:
1. Почему только Орфею открылись ворота в Царство
мёртвых?
2.
3.
4.
5.
Всегда ли сила музыки подчинена добрым
намерениям? Расскажите на примере пьесы К. Дебюсси
«Сирена».
Рассмотрите нотную запись темы сирен.
Прослушайте её. Что слышится в её звучании?
Звучание какого инструмента усиливает
живописность музыкального образа в «Сиренах»
Дебюсси?
Есть ли в кажущейся безмятежности ноктюрна
Дебюсси какой­либо оттенок грусти? Где вы его

заметили? Каким средством музыкальной
выразительности он передаётся?
Презентация
В комплекте:
1. Презентация, ppsx;
2. Звуки музыки:
Глюк. «Мелодия» из оперы «Орфей и Эвридика», mp3;
Дебюсси. «Сирены» из симфонического цикла
«Ноктюрны», mp3;
3. Сопровождающая статья ­ конспект урока, docx.
В презентации использованы репродукции картин
художников: С. Вуэ, Д. Тернера, К. Коро, М. Корнеля, Э.
Пойнтера, Я. Селлайо, Дж. Уотерхауса, К. Лоррен, Д.
Луи, Ф. Буше и др.

В чём сила музыки
Содержание:
1. Характер всеобщего воздействия музыки (на примере
второй части Симфонии № 7 Л. Бетховена и Антракта к
III действию из оперы «Лоэнгрин» Р. Вагнера).
Музыкальный материал:
1. Л. Бетховен. Симфония № 7. III часть. Фрагмент
(слушание);

2.
Р. Вагнер. Антракт к III действию из оперы
«Лоэнгрин» (слушание);
3. А. Калныньш, стихи В. Пурвса. Музыка (пение).
Характеристика видов деятельности:
1. Осознавать и рассказывать о влиянии музыки на
человека.
2.
3.
4.
5.
Выявлять возможности эмоционального воздействия
музыки на человека.
Сравнивать музыкальные произведения разных
жанров и стилей (с учётом критериев, представленных в
учебнике).
Выявлять круг музыкальных образов в различных
музыкальных произведениях.
Воспринимать и сравнивать музыкальный язык в
произведениях разного смыслового и эмоционального
содержания.

6.
Сотрудничать в процессе коллективного обсуждения
проблемных вопросов, учитывать мнения своих
товарищей.
Мне снилась музыка... Во мгле
Такая в ней светилась сила!
И всё, что было на земле,
Всё из неё происходило.
Мне снилась музыка...
(И. Таяновский)
Наверное, никакое искусство не обнаруживает такого
разнообразия чувств, характеров и настроений, такой
палитры нюансов, беспрерывно меняющихся, текучих и
подвижных, как искусство музыкальное. В каждом его
произведении – то порыв, то созерцание; раздумье
сменяется весельем, безудержный бег – плавной
величественной поступью.

Пожалуй, таковы и мы, люди: ведь это мы создаём такую
разнообразную музыку. И самое главное, именно такой –
изменчивой и разной – воспринимаем её и любим. Значит,
эти её свойства близки нам самим, нашему способу
мыслить и чувствовать.
Давайте вспомним, часто ли выпадает день, когда с утра
до вечера мы пребываем в одном настроении? А всегда
ли удаётся додумать до конца какую­нибудь одну мысль,
не увлекаясь, не фантазируя, не споря с самим собой? И
уж совсем невозможно представить себе разговор
нескольких людей, который протекал бы полностью
бесстрастно (хладнокровно, спокойно), без вопросов и
волнений.
Мир чувств действительно бесконечно подвижен. На
него влияют перемены в природе, слова и поступки
людей, удачи и неудачи нашей жизни, прочитанные книги
и, наконец, услышанная музыка. Возникающая из

эмоционального многообразия человеческой души,
музыка обладает волшебным свойством передавать своё
состояние множеству людей. И не случайно французский
философ А. Бергсон сказал: «Когда музыка плачет, с
нею вместе плачет все человечество, плачет вся
природа».
Обратите внимание: плачут именно все, то есть
воздействие музыки признаётся, как всеобщее,
одинаково покоряющее всех, кто способен её
воспринимать.
Послушайте два разных музыкальных произведения.
Первое из них – вторая часть Симфонии № 7 Л.
Бетховена ­ вдохновенное аллегретто – имеет название
«Павшие братья». Её музыка выражает состояние
благородной и возвышенной скорби. Она не побуждает к
действию, она заставляет нас задуматься.

Другое произведение – Антракт к III действию оперы
«Лоэнгрин» немецкого композитора Р. Вагнера –
воспринимается совсем по­другому. Стремительность и
мощь, уверенность и победоносность отличают её
характер. Наверное, потому эта музыка так часто звучит
во время крупных торжеств и церемоний, подчёркивая
оптимистическое настроение.
Два разных фрагмента – два характера, запечатлённые с
яркой силой. Эта сила воздействует на всех, кто слушает
великую музыку, способную преображать окружающий
мир.
Дополнительный материал к опере Р. Вагнера
«Лоэнгрин»
Рихард Вагнер принадлежит к числу великих
композиторов, обогативших своим творчеством мировую
культуру. Гений его был универсален: Вагнер
прославился не только в качестве автора выдающихся

музыкальных творений, но и как замечательный дирижёр,
явившийся основоположником современного искусства
дирижирования; он был талантливым поэтом­
драматургом ­ создателем либретто своих опер ­ и
одарённым публицистом, теоретиком музыкального
театра. Такая разносторонняя деятельность, наряду с
кипучей энергией, титанической волей в утверждении
своих художественных принципов привлекли к музыке
Вагнера всеобщее внимание. Его идейно­творческие
достижения вызывали горячие споры и при жизни, и
после его смерти. Они не утихли и по сей день.
Возвращение рыцарства
1846 год. Рихарду Вагнеру 33 года. Пережив крушение
надежд и неожиданный триумф, он жаждет
преобразований. Мечты о новой опере, о новом
искусстве, способном изменить человека к лучшему,
приводят его в мир древних мифов и легенд. Он почти

живёт в Национальной библиотеке среди средневековых
манускриптов. И в героях эпосов и рыцарских баллад
видит своих современников ­ такими, какими они
должны быть!
Он очарован старинной легендой о рыцаре­лебеде.
Столетиями ходила она по Европе, вдохновляя
трубадуров и миннезингеров, и те слагали сказания о
рыцарском пути, о Братстве рыцарей, живущих в
небесной стране, и о его посланниках, всегда готовых
прийти на помощь людям, встать на защиту чести и
справедливости. Когда же открывается их тайна, верные
священному обету, они возвращаются на свою родину в
лебединой ладье.
Из­под пера композитора начинает рождаться музыка,
какую никто раньше не слышал, ­ бесконечно льющаяся,
наполняющая светом и внутренней силой. Охваченный
необычайным вдохновением, он за несколько дней пишет

план оперы, объединяя многие легенды в одну ­ историю
о Лоэнгрине, сыне Парсифаля.
Принцесса Эльза, оклеветанная, обвинённая в убийстве
брата и ждущая приговора, видит во сне прекрасного
юношу в серебряных латах, пришедшего спасти её.
Утром на суде, по старинному обычаю, король
вопрошает, найдётся ли рыцарь, готовый в поединке
заступиться за неё. Никто не осмеливается, и
отчаявшаяся Эльза говорит о рыцаре из сна. Вдруг перед
изумлённой толпой появляется ладья, влекомая лебедем,
а в ней ­ тот самый рыцарь! Он вступает в поединок и
побеждает клеветника, благородно даруя ему жизнь.
Справедливость в королевстве восстановлена, и вот уже
назначена свадьба Эльзы и прекрасного незнакомца. Он
просит только об одном ­ чтобы девушка не спрашивала,
кто он и откуда. Но яд сомнений всё же проникает в
сердце Эльзы. Нарушив клятву, данную рыцарю, она всё­

таки задаёт роковой вопрос… Вновь появляется
лебединая ладья: расставание влюблённых неизбежно. На
прощание Лоэнгрин открывает перед всеми свою тайну ­
он поёт о загадочной стране Монсальват, о своём отце
Парсифале, о Братстве рыцарей и их миссии…
В судьбе Лоэнгрина Вагнер увидел и свою собственную
судьбу. Судьбу Художника ­ нести людям свет, идеалы
любви и справедливости, зная, что обыватели не поймут
и не примут. Но он верил в силу Искусства исцелять и
очищать души людей. «Я писал музыку к «Лоэнгрину» и
как будто набрёл на источник живой воды среди
пустыни; «Лоэнгрином» я как бы расставался со своим
прошлым и намечал новый мир в будущем, мир,
рисовавшийся всё более и более как прибежище от
пошлости современного театра и оперы».
На одной из постановок «Лоэнгрина» побывал принц
Людвиг Баварский. Он вырос и был воспитан в

атмосфере рыцарских легенд и преданий старины, а
Лоэнгрин был его любимым героем. Музыка потрясла
Людвига! В то время Вагнер был на грани отчаяния, ни
одно из его усилий не увенчивалось успехом, к тому же
он вынужден был скрываться от преследования властей
за участие в революции. Но он не переставал верить, что
судьба поможет ему…
Вскоре молодой Людвиг стал королём Баварии. Первое,
что он сделал, ­ разыскал автора «Лоэнгрина». И сам,
словно Лоэнгрин, пришёл на помощь композитору,
которого почитал. Он пригласил Вагнера в Мюнхен, стал
его соратником и покровителем. Вместе они мечтали о
новых временах, о новых рыцарях, о новом искусстве.
Вагнер продолжил сочинять «рыцарские» оперы и
построил специально для их постановок в Байройте
театр ­ театр своей мечты. А Людвиг стал строить чудо­
замки, и один из них ­ удивительный Нойшванштайн,

«Новый лебединый утёс». Внешне замок напоминает
лебедя, а внутри расписан сценами из рыцарских легенд.
Но не для короля и свиты, не для людей предназначался
этот замок. Там должны были поселиться мечты! Чтобы
в каменной лебединой ладье отправиться дальше во
времени, даря тем, кто ищет и ждёт, надежду, что
Рыцари вернутся.
Борис Хомичев (из журнала «Человек без границ»)
Вопросы и задания:
1. Послушайте два различных музыкальных
произведения ­ II часть Симфонии № 7 Л. Бетховена и –
Антракт к III действию оперы «Лоэнгрин» Р. Вагнера.
Наверное, каждый согласится, что звучание этих
фрагментов обладает огромной силой воздействия. В
чём заключается эта сила?

2.
Согласны ли вы, что звучание Симфонии Бетховена
вызывает одинаковые чувства у всех слушателей?
Можно ли то же сказать о произведении Вагнера?
«Мелодия ­ душа музыки»
Содержание:
1. Мелодия ­ важнейшее средство музыкальной
выразительности.
2. Мелодия как синоним прекрасного.
3. Проникновенность лирической мелодии в
«Серенаде» Ф. Шуберта.
Музыкальный материал:
1. Ф. Шуберт, стихи Л. Рельштаба. «Серенада»
(слушание);
2.
Е. Крылатов, стихи Ю. Энтина. «Прекрасное далеко»
(пение).

Характеристика видов деятельности:
1. Осознавать интонационно­образные, жанровые и
стилевые основы музыки (с учётом критериев,
представленных в учебнике).
2.
Воспринимать характерные черты творчества
отдельных композиторов (Ф. Шуберта).
3. Узнавать по характерным признакам (интонации,
мелодии) музыку отдельных выдающихся композиторов
(Ф. Шуберта).
Мелодия всегда будет самым чистым
выражением человеческой мысли…
Ш. Гуно
Если ритм присутствует везде ­ и в природе, и в
искусствах, то мелодия всецело принадлежит музыке.
Именно с мелодии и начинается музыка как особое
искусство.

В переводе с греческого это слово означает «пение»
«песня», «напев» ... Самая первая в мире мелодия была,
наверное, колыбельная. С той поры люди сочинили
столько мелодий, что если каждый день с утра до ночи
их слушать, то жизни не хватит, чтобы познакомиться
хотя бы с половиной из них.
Давайте и мы попробуем сочинить мелодию. Заманчиво
сверкают клавиши рояля: пожалуйста, мы к твоим
услугам, говорят они. Кажется, легче всего сочинить
какую­нибудь песенную мелодию.
Вспомните какие­нибудь стишки, ну, скажем, такие:
Чижик, пыжик, где ты был?
На Фонтанке воду пил...
А теперь, читая про себя эти незамысловатые строчки,
ритмично ударяйте по клавишам. По каким? Да по каким
придётся... Ну, что? Не получается мелодия? Ничего
удивительного. Далеко не каждый набор звуков

мелодия.
Оказывается, мелодия создаётся по определённым зако­
нам, а устанавливает эти законы музыкальный слух
человека. Звуки в мелодии должны ладить между собой,
как бы вытекая друг из друга, продолжая друг друга.
Мелодии песен и танцев нам всегда понятны. Но вот
иногда, слушая серьёзную музыку, мы встречаемся с
мелодиями, которые кажутся нам... немелодичными. А
знатоки и любители музыки слушают их с удовольстви­
ем. В чём тут дело?
Композитор С. С. Прокофьев говорил: ...Когда Бетховен
сочинял свои мелодии, они были так новы, что многие
современники говорили: «Этот глухой старик не слышит,
что он сочиняет». Между тем Бетховен правильно угадал
будущее, и его мелодии доставляют нам наслаждение
через 100 лет после его смерти. То же самое было с
Вагнером, Листом и многими другими замечательными

композиторами».
Но неужели, нам, чтобы понять новую музыку и
привыкнуть к ней, придётся ждать сто лет? Нет, конечно.
Если вы будете почаще встречаться с самой разной
музыкой, ваш слух станет гибким, послушным и научится
понимать самые разные музыкальные языки.
Первая услышанная, первая пропетая мелодия
становится одновременно и первой музыкой в жизни
человека. В ней есть то, что позволяет нам провести
границу между звучаниями природы и той музыкой, в
которой выражена человеческая душа. Не случайно П.
Чайковский, этот великий создатель мелодий, говорил:
«Мелодия ­ душа музыки», ибо где, как не в ней ­ то
светлой и радостной, то тревожной и сумрачной ­
слышатся нам человеческие надежды, печали, тревоги,
раздумья...

Человек нередко сравнивал с мелодией то, что казалось
ему наиболее прекрасным в окружающем мире, ­ пение
лесной птицы, журчание ручья, а порой и вообще далёкие
от звучаний образы: плавно изогнутую линию реки или
силуэт далёких гор.
У Пушкина в «Каменном госте» есть такое сравнение:
«Из наслаждений жизни одной любви музыка уступает;
но и любовь мелодия». Великий поэт видит в мелодии
вдохновляющую силу, ту силу, которая есть высший
предел человеческих чувств.
Если музыкальный ритм всё вокруг приводит в движение,
рождая танец и присущие ему жесты, то мелодия
воздействует совсем иначе. Она не требует никаких
внешних физических проявлений ­ ни движений, ни
постукиваний в такт. Её восприятие происходит в
глубинном, скрытом плане. Иногда, слушая волнующую
мелодию, хочется даже закрыть глаза ­ ведь переживание

музыки относится к самым сокровенным человеческим
чувствам.
Чем же объясняется воздействие мелодии?
Может быть, тем, что вначале, задолго до создания
музыкальных инструментов, она принадлежала голосу –
человеческому голосу, пением выражавшему то, что
бессильны были выразить слова?
Послушайте чудесную мелодию «Серенады» Ф. Шуберта
­ одну из самых проникновенных лирических
(лирический – нежный, задушевный) мелодий, созданных
для голоса. Как и любая другая серенада, она поётся
ночью в честь возлюбленной.
Жанр серенады появился как вокальное или
инструментальное произведение, исполнявшееся обычно
вечером или ночью в знак уважения или любви к какому­
либо лицу. Часто это была песня с гитарным

аккомпанементом под окном любимой.
После смерти Шуберта его последние четырнадцать
песен, написанные летом 1828 года, были выпущены в
свет в сборнике «Лебединая песня». Туда вошли такие
шедевры художественной песни, как «Город», «Двойник»
и знаменитая «Серенада», помещённая в сборнике
четвёртой.
Выдающуюся популярность эта лирическая песня на
слова немецкого поэта Людвига Рельштаба приобрела,
прежде всего благодаря певучей мелодии широкого
дыхания. Большинство её фраз завершаются
мечтательными взлётами. Они звучат, как нежные
призывы к возлюбленной прийти на тайное ночное
свидание. Звучанию гитары подражает и фортепианное
сопровождение в «Вечерней серенаде» Шуберта. Оно
много раз вторит в различных регистрах вокальной
партии, как бы создавая атмосферу нежной

мечтательности ­ то трепетной, то восторженной. Этому
способствуют красочные сопоставления с минором
одноименного мажора ­ приём, очень характерный для
гармонического языка композитора.
Серенада (текст песни)
Русский текст Н. Огарёва, музыка Ф. Шуберта
Песнь моя летит с мольбою тихо в час ночной.
В рощу лёгкою стопою ты приди, друг мой.
При луне шумят уныло листья в поздний час,
Листья в поздний час.
И никто, о друг мой милый, не услышит нас,
Не услышит нас.
Слышишь, в роще зазвучали трели соловья,
Звуки их полны печали, молят за меня.
В них понятно всё томленье, вся тоска любви,
Вся тоска любви.

И наводят умиленье на душу они,
На душу они.
Дай же доступ их призванью, ты душе своей,
И на тайное свиданье ты приди скорей!
Ты приди скорей!
В мелодии «Серенады» мы угадываем все чувства,
которыми живёт сердце возлюбленного в этот ночной
час: и нежную грусть, и томление, и надежду на скорую
встречу. Наверное, «Серенада» Шуберта ­ о счастливой
любви: наступит день, влюблённые встретятся. И всё же
её мелодия открывает нам очень многое ­ то, чего нет в
словах и о чём вообще рассказать очень трудно.
Молодость, возлюбленная, ночная песня, летящая к ней,
­ вот содержание произведения, в котором перечислено
всё, кроме самого главного. Главное же заключено в
мелодии, рассказывающей нам о том, как много печали

даже в самой счастливой любви и как может быть
печален человек даже в своей радости.
Серенада Ф. Шуберта существует и как вокальное, и как
инструментальное произведение для фортепиано и даже
для оркестра.
Слушание «Серенады» на выбор педагога:
1. Шуберт. «Серенада» из сб. «Лебединая песнь» (исп.
И. Архипова на русском языке)
2. Шуберт. «Серенада» из сб. «Лебединая песнь»
(симфонический оркестр)
3. Шуберт. «Серенада» из сб. «Лебединая песнь» (в исп.
Дж. Ширли­Квёрка – баритон, Ян Партридж –
фортепиано)
4. Шуберт. «Серенада» из сб. «Лебединая песнь».
Музыкальная кавер­версия, сделанная композитором и
аранжировщиком А. Волковым на музыку «Серенады»
Франца Шуберта. Вокальные партии исполняют: Ирина

6 класс
Тема: Единство музыкального произведения

Музыкальное произведение – сочинение, состоящее из звуков с текстом или без текста, исполняемое голосом или с помощью инструментов.

Музыкальное произведение – это единое целое, как и любое художественное произведение.
Из чего состоит это целое? Какие средства использует композитор, создавая музыкальное произведение?

Самыми важными и яркими средствами музыкальной выразительности являются мелодия, гармония, ритм, лад, тембр. Поддерживая и обогащая друг друга, они выполняют единую творческую задачу – создают музыкальный образ и воздействуют на наше воображение.

Давайте разберёмся в этих названиях.

1. Мелодия
Когда слушаешь музыку, невольно обращаешь внимание на ведущий голос, главную музыкальную тему. Это звучит мелодия. Греческое слово мелодия состоит из двух корней: melos и ode, что означает «пение песни». Мелодия – это содержание произведения, его стержень. Она передает главные художественные образы.

2. Гармония.
Это слово тоже пришло к нам из Греции и в переводе означает «стройность», «созвучность», «слаженность». Гармония дополняет мелодию новыми эмоциональными красками, насыщает, «расцвечивает» ее, создает фон. Между мелодией и гармонией всегда нерасторжимая связь. Гармония имеет 2 смысла:
а) приятная для слуха слаженность звуков, «благозвучие»;
б) объединение звуков в созвучия и их закономерное последование.

3. Ритм
Ни одна мелодия или картина не может существовать вне ритма. Ритмом в музыке называется чередование и соотношение различных музыкальных длительностей.
Ритм – тоже греческое слово и переводится как «мерное течение».
Ритм обладает огромными возможностями. Это яркое выразительное средство, которое определяет характер музыки. Благодаря ритму мы отличаем марш от вальса, мазурку от польки и т.д. Ритм существует не только в музыке, но и в природе, быту. Мы чувствуем его всегда, потому что он заложен в основе нашей жизни. Ритмично бьется сердце человека, ритмично отстукивают часы, ритмично происходит смена дня и ночи, времен года. Мы ритмично шагаем, ритмично дышим.

4. Лад
Лад в музыке создает настроение. Оно может быть радостным, светлым или, наоборот, задумчивым, печальным. Лад – славянское слово и переводится как «мир», «порядок», «согласие». В музыке лад означает взаимосвязь и согласованность звуков, различных по высоте. Сочетания звуков воспринимаются по-разному. Одни устойчивые, на них можно остановиться или вообще закончить движение. Другие неустойчивые и требуют движения дальше. Самый устойчивый звук лада называется тоникой. Самыми распространенными ладами являются мажор и минор.

5. Тембр
Тембр в переводе с французского означает «окраска звука». Тембр – это отличительный знак каждого музыкального инструмента или человеческого голоса. Любую мелодию мы воспринимаем в определенной звуковой окраске. Человеческий голос тоже обладает своим тембром. В вокальной музыке различают два женских голоса (сопрано, альт) и два мужских (тенора, басы).
Каждый музыкальный инструмент тоже имеет свой тембр, по которому мы его узнаём.

Все эти компоненты музыкального произведения и создают его целостность, каждый композитор применяет их по-своему.
Музыка говорит с нами ярким выразительным языком. И его необходимо знать и понимать. Вот тогда искусство станет для нас близким и доступным. И мы, слушая музыкальные произведения, сможем восхищаться виртуозностью показа отдельных выразительных средств произведения: проникновенной, чувствовать эмоциональность мажора или минора, любоваться красотой гармоний, многоцветной палитрой тембров, неповторимым многообразием ритмических рисунков.
На следующих уроках мы поговорим подробно о каждом компоненте музыкальных произведений, а сегодня послушаем пьесу Г.Свиридова "Тройка" из музыкальных иллюстраций к повести А.С.Пушкина "Метель".

Свиридов Георгий Васильевич. 1915 –1998.

Дебютировал в 1935 году циклом романсов на слова А.С. Пушкина, в которых выявились характерные черты индивидуального стиля Свиридова - яркий методизм, гармоническая свежесть, простота фактуры.
В ряде произведений 40-х годов проявилось сильное влияние творчества Шостаковича. Вокальная поэма «Страна отцов» (1950) и цикл песен на слова Р. Бернса (1955) - первые произведения зрелого периода творчества Свиридова.
Центральное место в творчестве Свиридова занимает вокальная музыка, опирающаяся на поэтическое слово. Интонации народных песен, им используемые, обогатили мелодику.

Какой же образ нам нарисовала музыка?
- «Птица - тройка» лошадей.
Учитель: это поэтический символ чего и почему именно кони?
- это символ России, свободной и независимой, оплот православия. Конек венчал крышу русской избы – символ силы, но доброй, ведь Русь не нападала на врагов, а оборонялась.
Учитель: сколько основных музыкальных тем, характеризующих образы, вы услышали? Опишите первую музыкальную тему и пропойте ее.
- призывная, несущаяся, фанфарная
Учитель: Опишите вторую музыкальную тему и пропойте ее.
песенная, протяжная, льется

Василий Андреевич Жуковский:

Кони мчатся по буграм,
Топчут снег глубокий
Вот, в сторонке божий храм
Виден одинокий.

Вдруг метелица кругом;
Снег валит клоками;
Черный вран, свистя крылом,
Вьется над санями;
Вещий стон гласит печаль!
Кони торопливы
Чутко смотрят в темну даль,
Воздымая гривы

Заголовок 115ўсR15Стиль приложения ЗнакСтиль приложенияМаринаTC:\Documents and Settings\Марина\Рабочий стол\Единство музыкального произведения.docМаринаQC:\DOCUME~1\85B6~1\LOCALS~1\Temp\Автокопия Единство музыкального произведения.asdМаринаQC:\DOCUME~1\85B6~1\LOCALS~1\Temp\Автокопия Единство музыкального произведения.asdМаринаQC:\DOCUME~1\85B6~1\LOCALS~1\Temp\Автокопия Единство музыкального произведения.asdМаринаQC:\DOCUME~1\85B6~1\LOCALS~1\Temp\Автокопия Единство музыкального произведения.asd
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·

РАЗРАБОТКА УРОКА МУЗЫКИ НА ТЕМУ:

«Единство музыкального произведения»

Цель урока: Создание условий для определения целостности музыкального произведения.

Задачи:

Знать средства музыкальной выразительности, виды ритмов.

Учить аргументировать свою точку зрения по поводу муз-ных произведений.

Формировать вокально-хоровые навыки.

Ход урока

Организационный момент

( самоопределение к деятельности )

Учитель:

Я предлагаю наш сегодняшний урок провести под девизом:

«Ученику- удача, учителю -радость!»

Что является одной из главных форм деятельности на уроках музыки?

Ответы: (слушание музыки, музыкальных произведений)

Мы уже много знаем о классических произведениях, о композиторах, сочинивших эту музыку.

Давайте повторим, а что такое музыкальное произведение?

Ответы: (разные варианты)

Музыкальное произведение - сочинение, состоящее из звуков с текстом или без текста, исполняемое голосом или с помощью инструментов.
Музыкальное произведение - это может быть любая музыкальная пьеса, в том числе, народная песня или инструментальная импровизация .

Музыкальное произведение- это единое целое, как и любое художественное произведение.

Актуализация знаний .

Вопрос:

Из чего состоит это целое?

Какие средства использует композитор, создавая музыкальное произведение?
Ответы:

Самыми важными и яркими средствами музыкальной выразительности являются мелодия, гармония, ритм, лад, тембр.

Поддерживая и обогащая друг друга, они выполняют единую творческую задачу - создают музыкальный образ и воздействуют на наше воображение.

Учитель-

Музыкальное произведение мы обычно воспринимаем целиком, то есть, в единстве всего, из чего оно состоит.

Трудно, а порой невозможно выделить в его звучании что-то одно- мелодию, ритм или тембры.

Чтобы понять музыкальное ное произведение, мы обращаемся обычно к двум сторонам- традиции , в которой оно возникло, и неповторимому почерку его автора. Нам надо узнать, что кроме знания традиций, новаторства и неповторимости, помогает лучше понять и узнать муз-ное произведение?

Как будет звучать тема сегодняшнего урока?

(обращается внимание на записанное на доске слово- ЕДИНСТВО)

Единство музыкального произведения

(запись в тетради)

Постановка учебной задачи.

Какая цель сегодняшнего урока?

Ответы учащихся- узнать, в чём единство музыкального произведения.

Что мы должны ещё узнать и вспомнить, чтобы достичь этой цели?

Ответы:

Вспомнить средства муз-ной выразительности, узнать, чем достигается единство содержания и формы музыкального произведения.

Открытие нового знания.

Работа в группах.

Чтобы ответить на все вопросы, мы поработаем в группах.

Вспомним девиз нашего урока.

Удачи вам, ребята!

1 группа - учебник на стр 35,36- ответит на вопрос:

Что образует единство музыкального произведения?

2 группа - учебник на стр 37, 38- ответит на вопрос:

Что, кроме знания традиции и новаторства помогает нам лучше узнать музыкальное произведение?

3 группа- впишут в текст карточек термины, которые характеризуют главные средства муз-ной выразительности.

(группе предлагаются 5 карточек и отдельно 5 названий муз-ных терминов)

Мелодия -

Когда слушаешь музыку, невольно обращаешь внимание на ведущий голос, главную музыкальную тему. Это звучит ………. Греческое слово ………. состоит из двух корней: melos и ode, что означает « пение песни». …….. - это содержание произведения, его стержень. Она передает главные художественные образы.

Гармония . -

Это слово тоже пришло к нам из Греции и в переводе означает «стройность», «созвучность», «слаженность». ……….. дополняет мелодию новыми эмоциональными красками, насыщает, «расцвечивает» ее, создает фон. Между мелодией и ……….. нерасторжимая связь. ………….. имеет 2 смысла:
а) приятная для слуха слаженность звуков, «благозвучие»;
б) объединение звуков в созвучия и их закономерное последование.
3. Ритм

Ни одна мелодия или картина не может существовать вне ……….

……… в музыке называется чередование и соотношение различных музыкальных длительностей.……… - тоже греческое слово и переводится как «мерное течение». ……….. обладает огромными возможностями. Это яркое выразительное средство, которое определяет характер музыки.

Благодаря ……… мы отличаем марш от вальса, мазурку от польки и т.д.

………существует не только в музыке, но и в природе, быту. Мы чувствуем его всегда, потому, что он заложен в основе нашей жизни. Ритмично бьется сердце человека, ритмично отстукивают часы, ритмично происходит смена дня и ночи, времен года. Мы ритмично шагаем, ритмично дышим.
4. Лад
……. в музыке создает настроение. Оно может быть радостным, светлым или, наоборот, задумчивым, печальным.

……. - славянское слово и переводится как «мир», «порядок», «согласие ». В музыке …….. означает взаимосвязь и согласованность звуков, различных по высоте. Сочетания звуков воспринимаются по-разному. Одни устойчивые, на них можно остановиться или вообще закончить движение. Другие неустойчивые и требуют движения дальше. Самый устойчивый звук ……… называется тоникой. Самыми распространенными ладами являются мажор и минор.
5. Тембр

……… в переводе с французского означает «окраска звука».

……….. - это отличительный знак каждого музыкального инструмента или человеческого голоса. Любую мелодию мы воспринимаем в определенной звуковой окраске. Человеческий голос тоже обладает своим ………

В вокальной музыке различают два женских голоса (сопрано, альт) и два мужских (тенора, басы).
Каждый музыкальный инструмент тоже имеет свой …….., по которому мы его узнаём.
4 группа - из множества разных предложенных музыкальных терминов, должны выбрать те, которые относятся к средствам муз-ной выразительности.

(ключевые понятия- ритм, мелодия, гармония, аккомпанемент, динамика, лад, темп, фактура, регистр)

4.Закрепление первичного материала.

Учащиеся отвечают на поставленные вопросы, запись в тетради основных терминов урока.-

Все эти компоненты музыкального произведения и создают его целостность, каждый композитор применяет их по-своему.

Учитель. Молодцы! Я очень довольна вашими ответами! Вы доставили мне радость и удовольствие от полученных вами знаний работы в группах.

Слушание музыки

«Мазурка» Ф. Шопена.

Вальс « Сказки венского леса» И. Штраус.

Вопросы:

Что общего между произведениями? Чем различны? Почему так решили? Назвать средства муз-ной выразительности, с помощью которых композиторы помогли нам лучше узнать свои произведения.

Охарактеризовать особенности ритма, лада, мелодии, тембра, динамики в танцах.

Исполнение «Всюду музыка живёт»

Итог урока.

Музыка говорит с нами ярким выразительным языком. И его необходимо знать и понимать. Вот тогда искусство станет для нас близким и доступным. И мы, слушая музыкальные произведения, сможем восхищаться виртуозностью показа отдельных выразительных средств произведения: чувствовать эмоциональность мажора или минора, любоваться красотой гармоний, многоцветной палитрой тембров, неповторимым многообразием ритмических рисунков.

Рефлексия

Какие знания вы открыли для себя на уроке?

Какие элементы урока вам понравились?

Предлагаю группам дать оценку своей работы.

9. Домашнее задание .

Учебник - стр. 38. Ответить на 4 вопрос.

Источники

Детская музыка, создаваемая композиторами, или народная, всегда должна быть яркой, образной, пре­дельно приближенной к переживаниям и интересам ребенка, чтобы обогащать его в познавательном и эмоциональном отношении. Войти в мир музыки -значит научиться понимать особенный «музыкальный язык» (мело­дические интонации, гармонические сочетания, ладовую окраску), который в современных условиях приобретает новое своеобразное звучание. Вместе с тем форма произведений (понимаемая в широ­ком смысле, как комплекс всех музыкальных средств) не должна быть громоздкой, сложной.

Ребенок воспринимает музыку, ее образы в единстве со сред­ствами музыкальной выразительности. Так, если исполнить только фортепианное сопровождение (без пения) песни «Пограничники» В. Витлина, то дети способны почувствовать выразительность музы­кального вступления, звучащего чуть таинственно, настороженно - паузы, низкий регистр усиливают это ощущение. Затем напряжен­но-сдержанный характер запева («Притаился у границы погранич­ников отряд») сменяется на уверенный динамичный характер при-

Стр. 26

пева («Наше море, нашу землю, наше небо сторожат»). В единстве формы и содержания создан запоминающийся музыкальный об­раз, достигнута высокая художественность произведения, что явля­ется основным требованием при отборе произведений для детей.

Соответствие репертуара видам музыкальной деятельности

Программе музыкального воспитания по слуша­нию музыки, пению, ритмике должен соответство­вать и репертуар.

Для слушания подбирается вокальная и инстру­ментальная музыка, чаще всего программная (имею­щая конкретную программу, тематику, часто определенную в названии, например пьесы П. Чайковского «Болезнь куклы», «Новая кукла»). Предусматриваются произведения, разно­образные по тематике, жанру, характеру.

Из народно-песенного творчества отбираются колыбельные, игровые, хороводные, шуточные песни и танцы. Они просты, выра­зительны, разнообразны - ласковые и напевные, веселые и подвиж­ные. Такие произведения (русские, украинские, белорусские, литов­ские, эстонские, армянские, грузинские, азербайджанские, татар­ские и др.) включаются в сборники и издаются для детей во всех республиках нашей страны.

К детской музыке можно отнести высокохудожественные про­изведения русских и западноевропейских классиков, слушание которых обогащает духовный мир ребенка. Назовем «Детский аль­бом» П. Чайковского, польки М. Глинки, С. Рахманинова, отдельные фрагменты из балета «Лебединое озеро» П. Чайковского, из оперы «Сказка о царе Салтане» Н. Римского-Корсакова, некоторые произ­ведения Э. Грига, Ф. Шуберта, Р. Шумана.

Много произведений для детей создано и создается советскими композиторами: С. Прокофьевым, Д. Кабалевским, ан. Алек­сандровым, А. Островским, Е. Тиличеевой, М. Раухвергером, М. Иор­данским, Т. Попатенко, А. Филиппенко, 3. Левиной, В. Герчик, Н. Леви и др.

В своем творчестве композиторы часто встречаются с трудностя­ми: создавая музыку для детей, они должны пользоваться весьма ограниченными средствами в песенной мелодии, гармонии, фактуре изложения и форме произведения.

Тематика всех произведений, предназначенных для слушания, посвящена явлениям, с которыми детей знакомят в процессе всей общевоспитательной работы, но жизненные впечатления, выражен­ные в музыкальных образах, по-новому окрашиваются, углубляют­ся. Слушая, например, песню «Пограничники» В. Витлина на слова С. Маршака, дети не просто узнают о том, что солдаты охраняют границы нашей Родины. Они хорошо чувствуют напряжение и бес­покойные интонации мелодии на слова «пограничники не дремлют у родного рубежа»:

Стр.27

[Не спеша]

И в то же время они чувствуют решимость, твердость, выраженные мелодией, пунктирным ритмом и паузами, когда поются сло­ва «наше море, нашу землю, наше небо сторожат»:

Песни, которые ребята учат и поют, должны иметь свою особен­ность - яркую мелодию. Чтобы выразительно исполнить песню, нужно не только почувствовать ее характер, но и правильно спеть. Например, в песне «Барабан» Е. Тиличеевой на слова Н. Найденовой мелодия исполняется не спеша, четко, с умеренной звучностью. При этом важно точно исполнить более сложный отрезок песни:

[Четко]

Здесь надо правильно передать ритмический рисунок, точно проинтонировать восходящий интервал (соль - до), отметить усиление и акцент на верхнем звуке до второй октавы.

Следовательно, отбирая песни, надо ясно представить, над какими навыками необходимо особенно потрудиться. Работая в старшей группе детского сада над формированием легкого, под­вижного звучания, можно выбрать из репертуара «Голубые сан­ки» М. Иорданского, а для выработки напевного звучания - Русскую народную прибаутку «Бай, качи-качи» в обработке М. Магиденко.

Репертуар для различных музыкальных игр, упражнений, хороводов и плясок является средством обучения музыкально-ритми-

Стр. 28

ческим навыкам и навыкам выразительного движений. Каждый извидов выполняет спои функции. Например, сюжетные игры и хороводы позволяют детям передать характерные движения раз­личных персонажей; упражнения дают возможность усвоить раз­нообразные элементы танца и т. д. Но в какую бы форму ни были облечены движения, они выполняют свою функцию - учат освоению программных навыков.


Похожая информация.