Работа

Воинственное африканское племя масаи. Племя масаи

В 160 км от столицы Кении Найроби (самый большой город Восточной Африки) в деревне проживает племя масаи, где до сих пор сохранился древний уклад жизни этого народа в первозданном виде.
Так как, там большую часть времени стоит невыносимая жара, кенийские саванны напоминают степи, которые не приспособлены для нормальной жизни. Поэтому почва для земледелия не годится и местное население живёт за счет домашнего скота. Именно такие саванны, а не пустыни, занимают почти половину всей Африки.
У этого племени до сих пор нет паспортов и свой возраст они определяют примерно. Племя возглавляет вождь. Деревня для масаев это – одна большая семья. Здесь проживает порядка 100 человек, все они родственники. Уклад жизни строго патриархальный. Женщины следят за детьми и готовят. А мужчины пасут коз и коров. У вождя племени три жены. У каждой из которой, отдельный дом. Путь к сердцу вождя, также как и у нас, лежит через его желудок. Та жена, которая вкуснее накормила, та и любимая, с той он спит в эту ночь. Так, вождь, каждый раз, может спать на новом месте. В связи с чем, между женами идёт конкуренция, и поэтому они стараются всегда готовить вкусную еду.
Раньше, с женой вождя, мог спать любой ровесник главы племени, одновременно прошедший обряд обрезания и вместе с вождём, отведавший мясо и коровью кровь. Но времена изменились. Сегодня, даже до саванн, дошли агитационные листовки с рассказами про СПИД. Масаи стали осторожнее, а их нравы строже. Теперь уже не каждый вождь разрешает спать со своей женой чуть ли ни всем подряд, что было дозволено не так давно.
Молодые люди племени масаи – мэраны, подвергаются обрезанию. В это время, они носят специальную одежду, в которой ходят 2,5 – 3 года. Мэраны живут отдельно и не ходят в школу – охотятся, гуляют, танцуют. Быть мэраном — самое счастливое время племени масаи. Никаких забот и обязанностей. Через пару лет нагулявшись, они женятся, остепеняются и наступает масайская повседневность. У них много жён, очень много детей. А ещё больше коров. Такое оно, счастье масаи – путь к которому, лежит через свадьбу
В традициях масаи, места для любви почти не остается. Зачастую браки заключаются по расчету. Причем, считают здесь родители. Отец невесты выставляет цену – количество коров за свою дочь. Семья жениха торгуется до последнего. На масайских свадьбах не бывает фаты и обручальных колец. Невесте натирают тело маслом и разукрашивают лицо, теперь девушка готова идти под венец.
У богатых масаи от 2 до 5 жен. Многоженство, может себе позволить, только зажиточный масай. Зажиточный масай — это тот, у кого много коров. А коров больше у того, кто вырастил больше дочерей и выгодно выдал их замуж. Поэтому отец невесты всегда охраняет выход из дома во время свадьбы и решает, сколько придётся заплатить жениху.
На первый взгляд наша и масайская свадьба имеют много похожих составляющих – красивые наряды молодых, много гостей и родственников, традиции выкупа и конечно же тамада. Так и хочется сказать: «Свадьба, она и в Африке свадьба!». Но всё не совсем так.
Невеста должна быть, обязательно, девственницей. В первую брачную ночь молодые спят раздельно. По традиции этого племени, которой с европейской точки зрения, можно назвать кошмарной, невеста не имеет права спать со своим молодым мужем, а должна спать с тамадой, потому, что молодой муж не должен видеть её кровь. Для масаи это нормальное явление. Денежную лепту вносят все гости на свадьбе. Все кто хочет зайти в дом, должны что-то дать. Молодые молятся и пьют главный эликсир любви – молоко в чистом виде, а не как обычно, молоко с кровью. Других напитков масайская свадьба не предполагает. Все деньги, подаренные гостями, забирает свекровь. Она будет жить с молодыми и выполнять роль семейного казначея.
Если в будущем, новоиспечённый муж, захочет жениться во второй раз, первая жена находит для своего мужа вторую и даже пятую жену.
Стоит отметить, что 100% браков племени масаи — крепкие. Разводов и брошенных жён тут не бывает в принципе, потому что найдя другую, муж не бросает прежнюю жену, просто женится ещё раз. А если возникает в семье проблема, решать её принято на племенном совете.
Масайский дом называется маньятта. Дома тут замысловатостью не отличается – это липкий деревянный каркас, облепленный коровьим навозом. Такие хижины строятся, обычно женщинами, около двух месяцев. Стоимость такого дома обходится примерно 5800 рублей. В таких домах нет окон, а очаг располагается внутри, рядом с постелью из шкур животных. Масаи от природы кочевники, когда приходит вода, они бросают свои дома и переходят на новое место.

Масаи зарабатывают деньги от продажи коз и баранов. Одна корова масаи стоит примерно 12000 руб. Вместо счета в банке, среди масаи, принято иметь стадо и чем оно больше, тем выше статус и положение в масайском обществе.
У масаи много детей. Они предоставлены сами себе. Дети масаи воспитывают сами себя с детства, осваивая занятие — пасти скот и живут в гармонии с природой.
Огонь масаи добывают по-прежнему, первобытным способом, несмотря, на то, что в городе можно приобрести спички. Такая она масайская реальность.

Масаи живут по обе стороны от границы Кении и Танзании на закрепленных за ними на тысячу лет землях обширной области Масаи-Мару. Масаи цивилизованы очень слабо, и прочее население Танзании считает их чем-то вроде диких индейцев. Однако у масаев собственная гордость. Это самые высокие люди на Земле. Двухметровый рост у них — в порядке вещей. Масаи — скотоводы, земледелием и даже охотой себя не утруждают, но воины-масаи всегда ходят с копьями, чтобы защищаться от диких зверей и разбойников.

В старину масаи очень страдали от работорговли. Красивых гигантов легко было продать на невольничьих рынках. Вот только в неволе масаи не выживали. Потомков многих африканских племен можно встретить в Америке, а вот прирожденных масаев нет. Причина в питании. Основная пища масая — кровь с молоком. Кровь берут у горбатых коров зебу из вены на шее. Нацедив с полведра крови, ранку замазывают глиной, а вторые полведра заполняют молоком. Есть среди масаев и гурманы. Они кровяно-молочную смесь еще и сбраживают неделю, а потом пьют хмельной напиток, который соседи масаев прозвали «лесное виски». Едят масаи и мясо. Причем привычки что-то запасать у них нет, а мясо на жаре портится быстро. Поэтому масаи, зарезав корову (обычно — больную или старую), садятся возле туши, отрезают по кусочку мяса, жарят и едят, жарят и едят. Два масая за сутки непрерывного поедания могут съесть быка средних размеров.

Фотографироваться масаи очень не любят. Как и у многих других африканских народов, у них существует поверье, что на фотографию переходит частичка их души. Но за деньги масая сфотографировать можно. Выгодней всего подъехать к придорожной деревне и, разыскав вождя, договориться с ним о проходе за изгородь. Часть жителей образцово-показательных деревень (ничем почти не отличающихся от деревень «настоящих») целыми днями слоняется от хижины к хижине в ожидании туристов. Но вот — едут! Воины как бы ненароком поднимают копья и начинают внимательно следить, не сделал бы кто несанкционированный снимок. Проходит немного времени, и к гостям выходит вождь с огромными дырками в ушах и неработающими часами London boy на запястье.

Вождь учился в колледже и имеет двухэтажный дом в городе, но роль свою играет неплохо и даже воняет натурально, по-дикому. Он оценивает на глазок финансовые возможности туристов и называет цену: 50 долларов. Туристы сразу дают тридцатку, а потом старательно копаются по карманам и выуживают еще трешницу. Вождь плотнее запахивается в красное одеяло и принимает решение: еще две ручки, шоколадку для детей и… Вождь дает отмашку, воин открывает заслонку в изгороди, и готовый к спектаклю хоровод начинает ритмично охать, изображая свадебный танец.

Туристы лихорадочно снимают. Спешите, скоро кончится волшебное действие тридцатки, шоколадки и двух авторучек. Женщины танцуют и поют, дети расчесывают мушиные язвы, воины тоже собираются в круг и прыгают, кто кого перепрыгнет, доказывая тем самым молодецкую удаль, а вождь предлагает пройти в хижину. Хижина похожа на маленькую и очень низкую юрту с соломенной крышей, обмазанную глиной. Даже странно, что самые высокие на Земле люди живут в таких неудобствах. Турист протискивается внутрь и оказывается в полутьме. Посередине хижины тлеет костерок, а дым уходит в небольшое отверстие в крыше. Через это же отверстие в хижину проникает тонкий столб света. Вождь поднимает руку, подставляет под солнечный луч ладонь… и происходит чудо: луч отражается от ладони, рассеивается — и в хижине становится светло.

Одним из самых известных племен Восточной Африки является полукочевой народ масаи. Даже в условиях современного мира племя масаи не утратило древние традиции и характерные черты быта, а его представители и по сей день ведут привычный для них полудикий образ жизни.

Однако, с каждым годом цивилизация постепенно просачивается в жизнь коренных народов африканского континента, делая ее более рациональной и яркой.

По современным оценкам, сегодня в мире насчитывается около 900 тысяч масаев, из которых 447-550 тысяч проживают в Танзании, а 350-453 тысячи – в Кении. Религией этого народа являются традиционные верования, а также христианство, а общение друг с другом происходит на масайском языке.

По наиболее правдоподобной научной гипотезе масаи иммигрировали на современный ареал обитания из Нильской долины в (Африка), приведя с собой одомашненный скот. Было это, по мнению ученых, около 1500 года. Сегодня доступные для ведения кочевого образа жизни территории сильно сократились, так как урбанизация неминуемо поглощает все новые и новые земли черного континента. Значительно ограничило площадь кочевки масаев и создание национальных заповедников Серенгети и Масаи-Мара.

Характерными чертами внешности представителей этого племени являются высокий рост, широкие плечи, стройное тело, у мужчин – узкие бедра. Их походка отличается удивительной статью, а осанка – прямотой и горделивостью. Женщины масаи столь же стройны и подтянуты, как и мужчины, но их головы обязательно начисто выбриты, а мочки ушей нагружены весом массивных серег, вставляемых в самом раннем возрасте. Масаи хорошо приспособились к условиям туристического бума, коему сегодня подвержена , и с радостью, но не безвозмездно, позируют туристам, желающим сделать экзотические фото или снять редкое видео своего путешествия.

Самой ходовой пищей этого африканского народа является похлебка из коровьей крови с молоком и мукой, а вот мясо масаи едят редко, считая его настоящей роскошью. Несмотря на довольно большой процент детской смертности, средняя продолжительность жизни масаев превышает 70 лет, что для Африки – весьма существенный показатель.

Живут племенные обитатели в хижинах, смастеренных из кустарниковых прутьев и веток и замазанных щедрым слоем высушенного навоза. В центре жилища обязательно располагается очаг, который масаи топят по-черному, а по краям хижины размещены спальные койки, сложенные из тех же древесных материалов, что и сам дом. Удивительно, что при среднем росте мужчины около 175 см, максимальная высота хижин не превышает полутора метров, что делает вход и пребывание в ней крайне неудобным с точки зрения цивилизованного человека.

Мужчины племени обычно имеют несколько жен, причем для каждой они должны строить свою хижину. В отличие от более миролюбивых и , люди масаи ценятся своей свирепостью и нетерпимостью к врагу, к примеру, воины вождя могут без страха и сожаления пойти на верную смерть, отстаивая свои владения и честь своих старейшин. До того момента, когда дети еще маленькие, мужчины работают, а после того, как потомство начинает свой трудовой путь, взрослому мужчине-масаю работать становится уже не прилично. Правда, вся мужская работа в условиях мира – это пасти скот, а все остальные житейские заботы лежат на плечах женщин.

Традиционные верования масаев – это поклонение великим силам природы и богам, живущим на горах. Погребальные обряды проводятся только при смерти детей, взрослых же покойных просто оставляют в саванне на съедение хищникам. У масаев до сих пор остается дикая, но реально существующая традиция обрезания новорожденных – как мальчиков, так и девочек. А для придания облику типичной племенной «красоты» принято удалять нижний зуб.

Что касается масайской культуры и народного творчества, то самыми эксцентричными и яркими являются племенные танцы и обряды. Классический элемент масайского танца – высокий прыжок и устойчивое приземление, после чего танцор непременно притопнет ногой и гордо осмотрится вокруг. Кроме того, масаи хорошо и красиво поют, правда все песни у них имеют только две мелодии.

В огромном разнообразии и народностей масаи всегда стояли особняком, выделяясь на фоне остальных и своим внешним видом, и образом жизни, и отношением к другим племенам. Сегодня они стали чуть более дружелюбными, но не потеряли чувства собственного достоинства и веры в свою неповторимость и особенное положение среди прочих жителей материка.

Предлагаю посмотреть видео «Традиционный танец воинов Масаи» в Африке.

В Африке по-прежнему, как и много веков назад, проживают не только представители современного мира, впитавшие все прелести урбанизации, но и дикие племена, сохранившие древний уклад жизни. Самым известным племенем являются – Масаи. Какова же история племени Масаев, и чем жители этого племени отличаются от других племен?

Кто такие Масаи?

Масаи – уникальное племя, сохранившее уклад жизни предков. Они продолжают жить также, как и их предшественники сотни лет назад. Масаи не имеют паспортов и отвергают все преимущества, которые дает современное общество.

Рис. 1. Племя Масаи.

Территорией заселение племени – южная часть Кении и северная часть Танзании. По подсчетам население этой территории составляет от 900 тысяч до 1 млн. человек. Масаи строят дома из веток и прутьев, скрепленных навозом, ведут кочевой образ жизни и занимаются скотоводством. Скот для племени является основным источником пропитания, они очень уважительно относятся к домашним животным, считая их подарком от бога дождя Нгаи.

Основной одеждой является красная роба, в которую завернуты представители племени. Красный цвет выбран не случайно: он символизирует кровь и олицетворяет храбрость.

Рис. 2. Представитель племени Масаи в традиционном одеянии.

Традиционный нетронутый уклад жизни Масаев привлекает множество туристов в их деревни. Жители деревень это хорошо понимают и пользуются сложившейся ситуацией: фотографируются только за деньги, продают сувениры, показывают свой уклад жизни.

История племени Масаев

Впервые Масаи появились на территории Северной Африки, куда пришли с Верхнего Нила, а уже в XVI веке облюбовали территорию Кении, которая сейчас относится к региону Восточной Африки. Масаи считались превосходными воинами и без труда завоевывали все племена, продвигаясь на юг. Быть воинами и защитниками они учились с самого детства: пасли скот и защищали его от диких животных. Также мальчики проходили сложную болезненную процедуру – обрезание через которую мальчик становился юношей и мужчиной. Девочки с малых лет помогали матери по дому: учились убираться, готовить, доить коз и коров.

ТОП-1 статья которые читают вместе с этой

С древних времен Масаи поклонялись силам природы и божествам. Сейчас эти племена в большинстве приняли христианство, но очень часто христианские традиции соседствуют с языческими.

У Масаев очень специфичное чувство прекрасного. Они считают красивым выдирание двух передних зубов, бритье наголо головы как женщин, так и мужчин, украшение тела различными татуировками и шрамами. Изысканным также считается разрезание мочек ушей.

Рис. 3. представитель племени Масаи с разрезанными мочками ушей.