Разное

Женский, мужской, смешанный хоры и их состав. Певчие хора «Хор Турецкого» сейчас

Основные вопросы.

I .1) Определение хора видными мастерами хорового искусства.

2) Направления в хоровом исполнительстве.

3) Вид хора.

4) Численность состава хоров.

II . Типы хора.

III . Расстановка хорового коллектива.

Цель: Определить значение расстановки хорового коллектива для наиболее благоприятного звучания хорового произведения, в связи с типом и видом хора.

Определение хора видными мастерами хорового искусства

А. А. Егоров («Теория и практика работы с хором»): «Хором называется более или менее многочисленная группа певцов, исполняющих вокально-хоровое произведение. При этом каждая партия поется несколькими однородными голосами. Этим хоровой коллектив, как вокальная организация, значительно отличается от камерного вокального ансамбля (дуэта, трио, квартета и т.д.), в котором каждая отдельная партия всегда поручается только одному исполнителю. Наиболее типичным, чистым видом хорового коллектива является хор a cappella, т.е.коллектив, поющий без инструментального сопровождения. Другой вид хорового коллектива – хоровой коллектив с сопровождением фортепиано, ансамбля инструментов или же оркестра – является уже не вполне самостоятельным: он делит свои исполнительские задачи с инструментальным сопровождением.

Хоровой коллектив a cappella - это своеобразный вокальный оркестр, который на основе синтеза звука и слова передает своими богатыми красками художественные образы музыкального произведения».

В. Г. Соколов («Работа с хором»): «Хором называется такой коллектив, который в достаточной мере владеет техническими и художественно-выразительными средствами хорового исполнения, необходимыми для передачи мыслей, чувств, идейного содержания, которые заложены в произведении».

П. Г. Чесноков («Хор и управление им»): «Хор a cappella представляет собой полноценное объединение значительного числа человеческих голосов, способное передавать тончайшие изгибы душевных движений, мыслей и чувств, выраженных в исполняемом сочинении. Хор – это такое собрание поющих, в звучности которого есть строго уравновешенной ансамбль, точно выверенный строй и художественные, отчетливо выработанные нюансы».

Заметим, что Чесноков относит нюансы к элементам хоровой звучности, трактуя это понятие шире, чем подвижная динамическая шкала. Нюансы, по Чеснокову, охватывают средства музыкально-хоровой выразительности – особенности ритма, темпа, агогики, дикции и д.р., в связи с их динамическими изменениями.

Хор – понятие чрезвычайно емкое. Оно обычно рассматривается как музыкально-певческий коллектив, деятельностью которого является творческий процесс хорового музицирования (или хорового исполнительства). В этом контексте хор – вокально-исполнительский коллектив, объединенный и организованный творческими целями и задачами. Принцип коллективного начала обязателен для всех участников хора и должен быть выдержан на любом этапе работы хора. Хор – это большой по количеству участников вокальный ансамбль, состоящий из хоровых партий. Базисная основа каждой хоровой партии – унисон, предполагающий полную слитность всех вокально-хоровых компонентов исполнения – звукообразования, интонации, тембра, динамики, ритма, дикции, иначе говоря, хор – это ансамбль вокальных унисонов. Хоровое исполнительство выражении двумя формами музицирования – пение без сопровождения (a cappella) и пение с сопровождением. В зависимости от способа интонирования – в натуральном или темперированном строе – повышается роль интонации. Точное интонирование (строй) и сбалансированное звучание (ансамбль) в хоре – основные условия его профессионализма. Слаженный хоровой коллектив всегда воспринимается как вокальный оркестр, состоящий из человеческих голосов, а потому требует к себе постоянного и систематического внимания хормейстера от момента распевания хора до концертного выступления на эстраде. Строй в хоре зависит от мастерства и обученности участвующих в нем певцов, а также от личностных и профессиональных качеств дирижера-хормейстера, его воли, знаний, опыта. Строй в хоре всегда сопряжен с выполнением множества различных взаимосвязанных задач – от организации певческо-хорового процесса и воспитания (обучения) певцов до встраивания собственно хоровой звучности с выявлением проблем ансамблирования и строя. При этом важные задачи в процессе выстраивания хора – создание ансамбля вокальных унисонов, высотное единообразие исполняемых звуков, тембровое их единство – решаются при условии правильно организованной вокально-хоровой работы с певцами. В хоровом исполнительстве органично объединены различные виды искусств – музыка и литература (поэтика). Синтез этих двух видов искусств вносит специфические черты в хоровое творчество. Логичное и осмысленное сочетание музыки и слова определяет понятие вокально-хоровой жанр. Хороший хор всегда отличает техническое и художестванно-выразительное исполнение, где наряду с проблемами ансамбля и строя решены задачи музыкально-литературной интерпретации.

Ни одно из перечисленных выше свойств не может существовать обособленно. Все компоненты взаимосвязаны и находятся в постоянном согласии.

Изначально хоровое исполнительство было любительским и лишь благодаря особым историческим условиям обрело статус профессионального искусства. Отсюда происходят две основные формы хоровой деятельности – профессиональная и любительская, отсюда и собственные названия – хор профессиональный и хор любительский (народный, самодеятельный). Под первым понимают хор, состоящий из специально обученных певцов, под вторым – хор, в котором принимают участие все желающие в нем петь. Занятия в любительских хорах не столь регламентированы, как в профессиональных.

В хоровом исполнительстве различают два основных направления – академическое и народное, которые характеризуются качественными различиями в манере исполнения.

Академический хор (или капелла) опирается в своей деятельности на принципы и критерии музыкального творчества и исполнительства, выработанные профессиональной музыкальной культурой и традициями многовекового опыта оперного и камерного жанра. Академические хоры имеют единое условие вокальной работы – академическую манеру пения. В рассмотрении проблематики вокально-хорового пения мы будем отталкиваться от понятия академической манеры пения.

Народный хор – вокальный коллектив, исполняющий народные песни с присущими им особенностями (хоровая фактура, голосоведение вокальная манера, фонетика). Народные хоры, как правило, строят свою работу на основе местных или областных певческих традиций. Этим определяется разнообразие составов и манера исполнения народных хоров. Следует отличать народный хор в натуральном, бытовом его виде от специально организованного, народного хора, профессионального или самодеятельного, исполняющего как подлинно народные песни, так и авторские сочинения в народном духе.

Хоровые произведения могут быть охарактеризованы по количеству самостоятельных хоровых партий в них, что определяется понятием вид хора. Существуют произведения для хора самых разных составов – одноголосные, двухголосные, трех-, четырех- и более. Принципы применения divisi (разделения) в хоровых партиях связаны с высотными соотношениями певческих голосов, а также с их гармоническими и темброво-колористическими сочетаниями. Известно, что divisi гармонически насыщает хоровое изложение, но в то же время заметно ослабляет силу звучания хоровых голосов.

Основной и минимальной в количественном отношении структурной единицей хора является хоровая партия, представляющая собой согласованный ансамбль певцов, голоса которых в общих своих параметрах относительно одинаковы по диапазону и тембру. Именно с хоровой партии (группа певцов) начинается строительство хоровой звучности во множестве аспектов: хоровая партия представляет собой начальный объект работы дирижера в установлении ансамбля и строй, в художественной отделке произведения. В связи с этим обнаруживается проблема наименьшего количества певцов (голосов) в хоровой партии – 3-4 певца, а также их тембровое и динамическое равновесие.

Теоретически, согласно определению П. Г. Чеснокова, однородный двухголосный детский, женский или мужской хор может составлять как минимум 6 певцов, например 3 сопрано (дисканта) + 3 альта, 3 тенора + 3 баса. Однако в современной исполнительской практике подобный по численности хор называют вокальным ансамблем. Более полнозвучным считается удвоенный состав хора, где каждая партия насчитывает два минимальных состава: 6 первых сопрано + 6 вторых сопрано + 6 первых альтов + 6 вторых альтов, в сумме получается 24 певца. Здесь также возможно деление (divisi) каждой партии на две группы.

Численность певцов в партиях хора должна быть одинакова. Недопустимо, чтобы женский или детский коллектив певцов в 30 человек состоял, например, из 11 первых сопрано, 9 вторых сопрано, 6 первых альтов и 4 вторых альтов. Рекомендуется несколько увеличивать численность певцов в партиях первых сопрано и вторых альтов в женском (детском) четырехголосном хоре, что связано как с динамическим выделением хоровой партии, исполняющей верхний мелодический голос (С I), так и с более компактным звучанием основы аккорда (А II), например:

сопрано первые – 8 чел.;

сопрано вторые – 7 чел.;

альты первые – 7 чел.;

альты вторые – 8 чел.

Всего: 30 чел.

Плотность звучания унисонов партий камерного хора, количество которых не превышает 10 певцов, несоизмерима со звучанием хоровых партий большого хора, где численность поющих в хоровых партиях составляет 20-25 певцов.

В теории хороведения принято количественные составы хоров классифицировать на три основных вида – малый (камерный), средний и большой хоры. В современной исполнительской практике камерный хор с примерным числом поющих – 20-30 человек. Средний смешанный хор, насчитывающий до 40 человек, предполагает разделение каждой хоровой партии на две. Численность большого смешанного хора обычно колеблется в пределах 80-120 человек (изредка больше).

При благоприятных условиях могут быть созданы массовые и сводные хоры в несколько сот и даже тысяч человек. В хоровой литературе имеются примеры многохорных композиций, в целом насчитывающих свыше полутора десятков самостоятельных хоровых партий.

Существующее понятие двойной хор означает хор, разделенный на две чести, каждая из которых относительно самостоятельна; обе части двойного хор могут представлять собой как смешанный (полный и неполный), так и однородный состав. Тройной хор соответственно состоит из трех частей.

Для любого исполнительского состава хоров существует специальная хоровая литература, которая, безусловно, учитывает тембро-котолистические особенности и численность состава хора. Так, произведения, написанные для камерного хора, следовательно ориентированные на малочисленный коллектив, густо и тяжело будут звучать в большом хоре, насчитывающем около 100 певцов. И наоборот, партитура для большого хора с divisi в разных голосах в звучании хора малого состава теряет образную красочность.

Типы хора

Состав исполнительского коллектива по группам характеризуется термином тип хора. Певческие голоса делятся на три группы: женские, мужские и детские. Хор, состоящий из голосов одной группы, называется однородным, а хор, состоящий из женских (или детских) и мужских голосов или из певческих голосов всех трех групп, называется смешанным. В настоящее время встречается четыре типа хоров: женский, мужской, детский и смешанный.

Смешанный хор (полный состав)

Диапазон смешанного хора более 4-ех октав соль-ля контр октавы до 3 октавы. Смешанный хор обладает большой динамикой силы звука от еле слышного рр до ff, способного соперничать с симфоническим оркестром.

Мужской хор

Диапазон ля контр октавы – до 2 октавы. Мужской хор обладает большой динамичностью звучания, яркими тембровыми красками. Партия теноров является ведущим мелодическим голосом и поет более плотным грудным звуком.

Женский хор

Диапазон от фа талой октавы до до 3 октавы. Крайние звуки встречаются редко. Наиболее часто встречается смешанное и тесное расположение голосов. Много оригинальных сочинений и обработок народных песен для женского хора создали русские и зарубежные композиторы.

Детский хор

Выразительные и технические возможности детского хора тесно связаны с возрастными особенностями состава.

Детскому голосу характерны прозрачность, мягкость, острота интонирования, способность к идеальному строю и ансамблю. Звучание детского хора отличается непосредственностью, искренностью исполнения. Детский хор обладает большими исполнительскими возможностями.

Расстановка хорового коллектива

Расстановка хора – эта определенная система расположения певцов с целью их совместной исполнительской деятельности. Отечественная хоровая культура накопила богатый опыт по вопросу расстановки хора. Теоретическое осмысление данного опыта нашло отражение в работах П.Г.Чеснокова, Г.А.Дмитревского, А.А.Егорова, С.В.Попова, К.К. Пирогова, В.Г.Соколова и др. Так, В.Г.Соколов отмечает, что «для успешной работы хора немаловажное значение имеет определенная расстановка партий во время репетиций и концертного выступления, привычная как для руководителя, так и для певцов».

Одним из самых важных в этом вопросе является художественно-исполнительский аспект. Известно, что расстановка должна обеспечить певцам партий максимально выгодные условия для ансамблирования. В связи с этим А.А.Егоров пишет: «Последовательно переставляя голоса внутри группы и тщательно подбирая один голос к другому по признаку однородности и тембров, можно установить полное слияние и мет самым положить начало хоровой партии».

Правильная расстановка должна обеспечивать возможность слухового контакта и между певцами различных хоровых парий, ибо «хорошая взаимослышимость хоровых партий создает наиболее благоприятные условия для возникновения ансамбля и строя, что является основой слаженности хора».

Обычно в размещении хора ни эстраде руководствуются устоявшимися традициями. Родственные партии стоят в одной группе. Голоса каждой партии соответствуют друг другу по тембру, звуковому диапазону и т.д. Хоровой коллектив располагается с таким расчетом, чтобы по левую руку от дирижера находились высокие голоса, по правую – низкие. В смешанном хоре слева от дирижера размещаются сопрано, за ними тенора; справа – альты, за ними басы.

Среди многих вариантов расположения однородных хоров популярен такой, где каждая партия расположена группой, подобно сектору. В женском или детском хоре (слева направо): вторые сопрано, первые сопрано, альты первые, альты вторые. В мужском хоре: вторые тенора, первые тенора, басы вторые, басы первые, октависты находятся в центре. Считается, что помещение первых высоких голосов (I сопрано или I теноров) в середину хора улучшает звучность, а расположение вторых высоких голосов (II сопрано или II теноров) в некоторой степени «прикрывает» звучание первых.

Женский (детский) хор

Мужской хор

Октависты

Тенора II

Тенора II

Тенора II

Тенора II

Такой расстановкой хора пользуются обычно при звукозаписи. В этом случае перед каждой хоровой парией ставится отдельный микрофон. Размещение смешанного хора при записи звука происходит с учетом направленности звучания каждой хоровой партии на отдельно выставленный микрофон.

Кроме указанной, применяются и другие варианты расстановки групп хорового коллектива, например:

Женский (детский) хор

Сопрано I

Сопрано II

На репетициях хор следует располагать так же, как и во время выступления. Не рекомендуется размещать хоровой коллектив в одной горизонтальной плоскости, так как при этом теряется должный визуальный контакт певцов с дирижером. Кроме того, участники хора будут вынуждены петь «в спину» впереди стоящих хористов. В смешанном хоре принято мужские партии располагать несколько выше женских.

Квартетная расстановка хора создает наилучшие условия для слухового самоконтроля певцов, учитывает индивидуальнвые певческие возможности каждого участника коллектива и используется в камерных хорах.

Размещение хорового коллектива на сцене зависит от акустических свойств ревербации. Ревербация – это акустическое свойство помещения благодаря отражательной способности их внутренних поверхностей увеличивать силу и продолжительность звуков (эффект «эхо»). При недостаточной ревербации звучание становится «сухим», при чрезмерном – исполнение будет «неразборчивым, грязным». Исходя из этого, в настоящее время в Петербургской государственной певческой капелле им. М.И.Глинки (рук. В.А.Чернушенко) применяется расстановка хора, при которой женские голоса составляют третий и четвертый ряды, а мужские голоса занимают первый и второй ряды. При этом руководитель данного коллектива использует широкую расстановку хора.

Располагать хоровой коллектив лучше в виде небольшого полукруга (веерообразно) или же в крайнем случае по прямой линии с небольшими закруглениями на краях. Расположение хора исключительно по прямой линии менее целесообразно.

При исполнении хоровых произведений с сопровождением фортепиано инструмент ставится перед хором по центру или справа (от дирижера); при исполнении с оркестром или ансамблевым сопровождением оркестр или ансамбль помещается впереди, а хор ставится небольшим полукругом за ним. Например, при исполнении «Трех русских песен» С.Рахманинова, написанных для неполного смешанного хора (альтов и басов) и оркестра, хоровые голоса обычно располагаются слева (альты) и справа (басы) от дирижера за оркестром на специальном возвышении (хоровых станках). В этом случае звучность каждой отдельной партии становится более компактной и монолитной. Длительное по времени использование одной хоровой партии, как, например, в указанном произведении, позволяет характеризовать хоровую партию весьма редким термином – хор альтов или же хор басов.

Проведенные современные научные исследования о влиянии акустических закономерностей и расположения певцов позволили внести коррективы в расстановку хора и разработать ряд практических рекомендаций, направленных на обеспечение надлежащих условий слухового самоконтроля певцов:

    не ставить в соседстве сильные и слабые голоса;

    использовать смешанный вариант широкой расстановки с чередованием родственных и разнородных голосов.

Представленный вариант расстановки имеет следующие преимущества:

    Создает условия для достижения художественного ансамблирования не на основе нивелировки тембров, а путем выявления природных тембровых возможностей каждого голоса, что отражает тенденцию прогрессивной вокально-хоровой методики и способствует успешному развитию и совершенствованию певческих способностей.

    Создает более эффективные условия для организации хора как сообщества индивидуальностей (ансамбль солистов).

    Способствует формированию у каждого певца более высокой степени ответственности за качество своей «вокальной продукции». Музицирование в такой расстановке требует от певца максимального проявления инициативы и самостоятельности.

    Способствует выявлению индивидуальных тембровых особенностей каждого голоса и таким образом оказывает весьма существенное влияние на качество звучания хора, которое становится более богатым по тембру, более насыщенным и объемным.

К л ю ч е в ы е с л о в а

Хор; тип; вид; численность; хоровые партии; женский; мужской; смешанный; детский; расстановка; исполнение; тембры.

Короткие выводы

Вокально-методический аспект расстановки хора затронут в работах по детскому музыкальному воспитанию. Так, М.Ф.Заринская отмечает значение расстановки певцов для организации влияния одних голосов на другие в процессе вокального воспитания в хоре. Она рекомендует размещать в последнем ряду и по краям хора «поющих наиболее красивым тембром и естественно, также опытных хористов, впереди – детей, поющих более тускло или имеющих те или иные недостатки в пении».

Контрольные вопросы

1.Что такое хор?

2.Дайте характеристику смешанного хора.

3.Какие вы знаете варианты расстановки хора?

4.Какие факторы влияют на расположение певцов хора на сцене?

Литература

    Осеннева М. С., Самарин В. А. Хоровой класс и практическая работа с хором. - М. 2003

    Кеериг О. П. Хороведение - С.-П. 2004

    Соколов Вл. Работа с хором - М., «Музыка» 1983г.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Московский государственный институт культуры»

Кафедра: Дирижирование академическим хором

Реферат

По дисциплине: «Хороведение и методика работы с хором»

На тему: «Хоровой коллектив. Структура хора. Количественный и качественный состав»

Выполнила: студентка 3 курса, группы 46

Тарасенко Ольга Петровна

Проверила: профессор

Шабалина Ольга Ивановна

Москва 2015 г.

Введение

1. Характеристика понятия «хоровой коллектив» и его особенности

2. Особенности структуры хорового коллектива

3. Количественный и качественный состав хорового коллектива

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Хоровое пение - одна из самых древних и богатых областей музыкального искусства. Оно, очевидно, существовало еще в первобытных общинах, как это позволяют предположить сохранившиеся памятники той эпохи. Постепенно хоровое пение не только сопутствовало трудовым процессам, но и становилось важным элементом народных игр, плясок, обрядов. Возникали жанровые разновидности песен с их отличительными признаками (трудовые, бытовые, военные, любовные и другие напевы), обогащались выразительные средства, возникали приемы чередования сольного и хорового пения, на празднествах и при отправлении обрядов к хору присоединялись инструменты. Появлялись ранние формы многоголосия.

В системе массового музыкального образования огромную
роль играют различные формы хорового искусства.

Хороведение освещает вопросы истории, теории и практики хорового исполнительского искусства, его место в духовно-нравственном, художественном воспитании народа, содержание вокально-хорового образования, принципы управления художественными коллективами, конкретные методические системы работы с хорами различных типов, видов, составов.

В последние несколько лет обосновано возрос интерес к хоровой педагогике. На фоне пресыщенного хорового рынка происходит массовое образование хоровых коллективов и столь же массовый их распад. Комплексное исследование этого явления, проведённое в Академии хорового искусства Г.А. Струве, выявило ряд «узких мест» в процессе функционирования типового самодеятельного хорового коллектива. В частности, стало очевидным, что одной из основных причин самоликвидации самодеятельных хоровых коллективов является низкое качество музыкально-педагогической и психолого-педагогической работы. То есть факторов, имеющих не только обучающее, но и воспитательное значение.

С одной стороны в ряде самодеятельных коллективов ярко выражено отсутствие или недостаточно высокое качество учебной работы, призванной повышать вокально-исполнительский и профессиональный (насколько этот термин возможен в контексте художественной самодеятельности) уровень хорового коллектива. С другой стороны -- недостаточное качество (или вообще отсутствие) работы психологического характера, направленной на воспитание участников коллектива и формирование особой среды человеческих отношений.

Современный репертуар хоровых коллективов охватывает наибольшее количество исторических эпох по сравнению с другими видами музыкального исполнительства.

Целью данной работы является обобщение знаний о хоровом коллективе, его структуре и составе.

Для достижения поставленной цели в работе был решен ряд задач :

1. Дать характеристику понятия «хоровой коллектив»;

2. Раскрыть особенности структуры хора;

3. Описать количественный и качественный состав хорового коллектива.

1. Характеристика понятия «хоровой коллектив» и его особенности

Хор -- это организованный коллектив певцов. Такое определение охватывает собой всевозможные певческие коллективы самых разнообразных квалификаций, исполнительской манеры, репертуарной направленности, способов формирования и комплектования. В понимании отечественного слушателя хор -- творческий коллектив, основная цель исполнительской деятельности которого идейно-художественное и эстетическое воспитание народных масс.

Материалом для создания всякого хорового коллектива служит певческий голос человека. Певческие голоса можно разделить на три большие группы: мужские, женские, детские. Эти три рода голосов и будут представлять собой материал, из которого можно организовать хор того или иного состава. Хоровые коллективы, укомплектованные только из мужчин, только из женщин или же из детей, называются однородными хорами, потому что состав их действительно однороден (хор из одних женщин -- женский, хор из одних мужчин -- мужской, из одних детей -- детский). Соединение мужского хора с женским или детским образует смешанный состав хора.

Таким образом, хоровой коллектив объединяет в себе разные группы голосов. Голоса одной группы, исполняющие в унисон свою мелодию, называются хоровой партией. Хоровые партии комплектуются из певцов, обладающих примерно одинаковым диапазоном голоса и сходностью тембрового звучания.

Классический вариант смешанного хора представляет собой коллектив певцов с высокими и низкими женскими и мужскими голосами. Низкие мужские голоса называются басами, низкие женские - альтами, высокие мужские - тенорами, высокие женские голоса - сопрано.

В детском хоре аналогично женскому голоса делятся на высокие сопрано и низкие альты. В хоре мальчиков высокие голоса называются дискантами. В свою очередь каждая партия нередко делится на два голоса - первый и второй. В партитуре смешанного хора часто встречается сочетание сопрано I и сопрано II, альтов I и альтов II, теноров I и теноров II, баритонов и басов.

Нотная запись мелодий всех партий хора называется хоровой партитурой. Существуют два основных принципа оформления хоровой партитуры. Первый, наиболее употребительный, заключается в том, что мелодия каждого голоса выписывается на отдельной нотной строке. Таким способом излагаются партии хоровых произведений преимущественно полифонического склада, что позволяет певцам отчетливо проследить за развитием каждой отдельной темы, каждой мелодической линии.

В хоровом исполнительстве различают две манеры пения - академическая и народная, которые характеризуются качественными различиями в манере исполнения.

Академический хор опирается в своей деятельности на принципы и критерии музыкального творчества и исполнительства, выработанные профессиональной музыкальной культурой и традициями многовекового опыта оперного и камерного жанра. Академические хоры имеют единое условие вокальной работы - академическую манеру пения.

В зависимости от профиля деятельности академические хоровые коллективы именуются капеллы, ансамбли песни и танца, оперными хорами, учебными хорами и т.д.

Название капелла - хор получил от места, где размещались певчие, хоровой коллектив. В средние века капелла - католическая часовня и придел в церкви, где размещался хор. Первоначально капеллы были только вокальными, без участия инструментов. С тех пор многоголосное хоровое пение без инструментального сопровождения, в котором основное внимание обращалось на певучесть и самостоятельность голосов, на гармоничность общего звучания, стали называть пением а сарреllа. В настоящее время капеллой называют некоторые профессиональные, а также любительские хоровые коллективы (например, Петербургская академическая капелла им. М. Глинки, Республиканская русская хоровая капелла им. А. Юрлова...). Капеллами также называют хоры мальчиков (Нижегородская капелла мальчиков).

Народный хор - вокальный коллектив, исполняющий народные песни с присущими им особенностями (хоровая фактура, голосоведение вокальная манера, фонетика). Народные хоры, как правило, строят свою работу на основе местных или областных певческих традиций. Этим определяется разнообразие составов и манера исполнения народных хоров. Следует отличать народный хор в натуральном, бытовом его виде от специально организованного, народного хора, профессионального или самодеятельного, исполняющего как подлинно народные песни, так и авторские сочинения в народном духе.

Исполнение произведения на концерте - конечная цель и результат всей предварительной работы любого музыканта, в которой подбор репертуара является начальной точкой отсчета длинного творческого пути.

Подбор репертуара для хорового коллектива - это не одномоментный акт, а сложный процесс: с одной стороны, в нем фокусируются музыкально-эстетический вкус и культура хорового дирижера, с другой стороны, подбор произведений и репертуар хора имеет педагогический характер, так как он обусловлен индивидуальными особенностями исполнителей и репетиционными условиями.

Вместе с тем, существуют традиционные критерии, в соответствии с которыми составляется концертный репертуар хоровых коллективов:

1) разнообразие по историческим эпохам, стилям, жанрам, характерам и т.д.;

2) соответствие с определенным исполнительским направлением, так, например, репертуар академического хора составляют духовные и светские хоровые произведения, западноевропейских и русских композиторов-классиков, обработки и переложения народных песен, современные сочинения;

3) наличие достаточного количества произведений а сарреllа (без сопровождения), освоение которых позволяет наиболее интенсивно формировать хоровое мастерство.

Достижения отечественного хорового искусства исторически основывались на органичной связи композиторского творчества и хорового исполнительства. Огромное хоровое наследие, накопленное в результате многовековой певческой практики в России, является сокровищницей хоровой культуры, способствующей дальнейшему ее развитию.

2. Особенности структуры хорового коллектива

Понятие состава хора неоднозначно, оно предполагает различные аспекты. При характеристике состава хора, необходимого для исполнения данного произведения, учитываются: его структура, общее число участников (количественный состав), определенные качественные признаки (качественный состав).

Как уже отмечалось, творческий хоровой коллектив может отличаться по своей структуре. Это может быть фольклорный ансамбль, студия эстрадной песни, хор мальчиков и так далее. Но наиболее практичным и реально достижимым является создание хора академического плана: репертуар его охватывает большой круг вокальных жанров - от произведений композиторов-классиков, песен различных народов до произведений современных авторов. хоровой партитура певческий ансамбль

Структура хора определяется, прежде всего, его типом и видом. Первое указывает на то, какие хоровые партии входят в состав хора. По этому признаку все хоры делятся на однородные (детские, женские или мужские) и смешанные -- состоящие из женских или детских (или тех и других вместе) и мужских голосов (хоровых партий).

Вид хора свидетельствует о количестве хоровых партии («голосов»), входящих в его состав. Исходя из этого, хоры бывают одноголосные, двухголосные, трехголосные, четырехголосные и т. д.

Каждому типу соответствуют определенные виды хора. Однородные хоры имеют в своем составе две основные партии: верхние голоса (дисканты в детском хоре, сопрано -- в женском, тенора -- в мужском) и нижние голоса (альты в детском и женском хоре, басы -- в мужском). Следовательно, элементарный вид однородного хора -- это двухголосие: Д+А (в детском хоре), С+А (в женском), Т + Б (в мужском).

Смешанный хор состоит из четырех основных партий: сопрано (или дисканты), альты, тенора, басы. Его наиболее характерный вид -- четырехголосие: С (Д)+А +Т+Б.

Увеличение голосов происходит в результате разделения партий. Разделения могут быть постоянные и временные. При постоянном разделении каждая часть по существу становится самостоятельной хоровой партией: СІ + СІІ + А (трехголосный женский хор), ТІ + ТІІ + БІ + БІІ (четырехголосный мужской хор), СІ + СІІ + АІ + АІІ + ТІ + ТІІ + БІ + БІІ (восьмиголосный смешанный хор).

При временных разделениях «дивизи» партии делятся эпизодически. Непостоянный характер разделений создает изменчивость хорового состава. Нередки случаи, когда полный состав хора фактически ни разу не звучит в произведении одновременно, и установление вида хора (количества голосов) становится в значительной степени условным. Хоровой состав без разделений партий или с разделениями, имеющими постоянный характер, может быть назван стабильным, а состав при разделениях типа дивизи нестабильным.

Различаются 2 основных типа хоровых коллективов: однородные и смешанные. Данная типология обусловлена 3-типной классификацией певческих голосов: детские, женские, мужские.

Разновидностью неполного смешанного типа являются юношеские хоры, формирующиеся из женских (сопрано и альты) голосов и одной унисонной мужской партии. Название юношеские они получили потому, что чаще всего их комплектуют из юношей и девушек 15-17 лет. Ввиду ограниченных певческих возможностей, связанных с активным процессом мутации, юноши объединяются в единую хоровую партию и исполняют мелодию в унисон.

3. Количественный и качественный состав хорового коллектива

Хоровые коллективы традиционно делятся на хоры малых (камерных), средних и больших составов. Исходя из количественного состава, определяется и численность каждой хоровой партии. Для оптимального звучания, достижения чистого строя и слаженного ансамбля, по определению П. Чеснокова, число певцов внутри хоровой партии должно равняться трем. Наличие в партии трех человек позволяет использовать приемы цепного (непрерывного) дыхания.

Как однородный, так и смешанный хор может быть полного и неполного состава. Хор полного состава включает все хоровые партии, характерные для данного типа хора. Хор неполного состава состоит из части характерных для данного хора партий. Неполный однородный хор (т. е. когда все исполнение поручается лишь одной хоровой партии) используется сравнительно редко, неполный смешанный хор -- значительно чаще, для него наиболее характерно сочетание близко расположенных по диапазону партий: С+А+Т, А+Т+Б.

Существуют также многохорные составы, когда в исполнении одновременно участвует несколько хоров (два, три, четыре и более). Такие составы особенно часто встречаются в оперной музыке. В концертной практике они используются реже и, как правило, включают не больше двух-трех хоров. Если участвующие в исполнении коллективы имеют одинаковую структуру и число участников, то такие многохорные составы называются, соответственно, двойными, тройными и т. д.

Количественный состав хора определяется общим числом участников коллектива, необходимым для исполнения данного произведения. Существуют следующие основные разновидности применительно к полному смешанному хору: малый состав или камерный (16-24 чел.); средний состав (24-60 чел.); большой состав (60-80 и более чел.).

От характера и строя музыки, ее сложности зависит качественный состав хора, необходимый для исполнения данного произведения.

Характер произведения предъявляет требования к тембровому составу хора. Камерные образы предполагают преимущественное использование лирических тембров. Такой состав характерен для значительной части хоровой музыки а capella. В противоположность ему можно говорить о «драматическом составе хора», обладающем совершенно иным звуком -- плотным и крепким. Имея в виду сложность произведения, определяющую необходимый уровень вокально-хоровой техники коллектива (его профессиональную подготовку), можно условно выделить начинающий, опытный, самодеятельный и профессиональный состав хора.

Необходимость в хоровой партии присутствия от трех и более певцов подтверждается также акустическими законами. Во время исполнения унисонных мелодий пение как минимум трех участников препятствует расщеплению звука, интервал отклонения от абсолютного унисона в пении первого и второго хориста заполняются звучанием третьего голоса. Таким образом создается эффект звучания слитного унисона. Этот закон распространяется и на тембральную слитность голосов.

Как указывал П. Чесноков, наименьшее количество певцов смешанного хора, исходя из наименьшего состава одной хоровой партии, составляет 12 человек (3 сопрано + 3 альта + 3 тенора + 3 баса). Подобные нормы распространяются и на однородные хоры. Хоры с подобным минимальным составом могут исполнять только те произведения, где нет разделения голосов в партиях. Данные коллективы чаще всего используются в практике культового пения, сопровождая проведение церковных служб. В настоящее время хоровой коллектив, состоящий от 12 до 20 человек, принято называть вокальным ансамблем.

К среднему составу относятся такие коллективы, где каждая хоровая партия может разделиться (численно удвоиться) на две (БІ, БІІ). Количественный состав хора, таким образом, увеличивается до 24 человек. У П.Г. Чеснокова средний состав смешанного хора насчитывал 27 человек, дополнительно включая еще 3 баса - октависта.

В настоящее время коллективы с числом певцов от 25 до 30 человек получили название камерных хоров. Диапазон исполнительских возможностей данного коллектива достаточно обширен, но наиболее интересно в его исполнении звучат тонкие и изящные хоровые акапельные миниатюры, в исполнении которых хоры достигают высокого мастерства и совершенства.

В современной практике хорами средних составов принято считать коллективы от 30 до 60 человек. Средний по численности коллектив получил наибольшее распространение в художественной самодеятельности. Средний состав хора широко представлен в виде учебных, женских, мужских, юношеских, смешанных хоров профессионального и самодеятельного направления. Данные хоровые коллективы существуют в общеобразовательных и музыкальных школах, средних специальных и высших учебных заведениях. Исполнительские возможности средних по составу хоров довольно значительны. Благодаря подвижности, мобильности и гибкости звучания они могут исполнять хоровые произведения разной степени сложности. В репертуар данных коллективов могут быть включены образцы зарубежной, отечественной хоровой литературы, обработки народных песен, хоровые произведения различных жанров и стилистического направления.

В современных условиях к большим хоровым коллективам относятся коллективы численностью от 80 до 100 (120) человек. Большинство профессиональных хоровых коллективов таковыми и являются. Большой состав профессиональных хоров обусловлен возможностью исполнения произведений крупных форм, включающих оркестровое сопровождение, а также сложных многоголосных многохорных акапельных хоровых сочинений полифонического склада изложения.

Дальнейшее увеличение постоянного состава хора нецелесообразно, так как не способствует улучшению его исполнительских качеств: утрачивается гибкость, подвижность, ритмическая четкость. Хоровой ансамбль становится расплывчатым, тембрально малоинтересным.

Однако в хоровой практике встречаются случаи существования так называемых сводных хоров, численность которых иногда достигает нескольких десятков тысяч человек. Такие коллективы организуются, как правило, по особым торжественным праздничным событиям. Для сводных хоров обычно подбираются не очень сложные, «броские» и яркие по художественному образу произведения, торжественного, гимнического характера, предварительно выученные каждым хором самостоятельно.

Успешная работа коллектива во многом обеспечивается правильной расстановкой певцов во время репетиции и концертных выступлений.

Решение этого вопроса подтверждается выработанной длительной певческой практикой. Хор на сцене и во время репетиции должен располагаться по хоровым партиям. При этом родственные партии в смешанном хоре, как правило, объединяются: высокие женские голоса (сопрано) с высокими мужскими (тенорами), нижние женские (альты) с низкими мужскими (басами). Хоровые коллективы на сцене располагаются чаще всего в виде полукруга, обеспечивая при этом лучший способ концентрации звучания.

Таким образом, точное интонирование (строй) и сбалансированное звучание (ансамбль) в хоре - основные условия его профессионализма. Слаженный хоровой коллектив всегда воспринимается как вокальный оркестр, состоящий из человеческих голосов, а потому требует к себе постоянного и систематического внимания хормейстера от момента распевания хора до концертного выступления на эстраде.

Заключение

Хор - понятие чрезвычайно емкое. Оно обычно рассматривается как музыкально-певческий коллектив, деятельностью которого является творческий процесс хорового музицирования (или хорового исполнительства). В этом контексте хор - вокально-исполнительский коллектив, объединенный и организованный творческими целями и задачами. Принцип коллективного начала обязателен для всех участников хора и должен быть выдержан на любом этапе работы хора.

Хор - это большой по количеству участников вокальный ансамбль, состоящий из хоровых партий. Базисная основа каждой хоровой партии - унисон, предполагающий полную слитность всех вокально-хоровых компонентов исполнения - звукообразования, интонации, тембра, динамики, ритма, дикции, иначе говоря, хор - это ансамбль вокальных унисонов. Хоровое исполнительство выражено двумя формами музицирования - пение без сопровождения (a cappella) и пение с сопровождением. В зависимости от способа интонирования - в натуральном или темперированном строе - повышается роль интонации.

В хоровом исполнительстве органично объединены различные виды искусств - музыка и литература (поэтика). Синтез этих двух видов искусств вносит специфические черты в хоровое творчество. Логичное и осмысленное сочетание музыки и слова определяет понятие вокально-хоровой жанр. Хороший хор всегда отличает техническое и художестванно-выразительное исполнение, где наряду с проблемами ансамбля и строя решены задачи музыкально-литературной интерпретации.

Ни одно из перечисленных выше свойств не может существовать обособленно. Все компоненты взаимосвязаны и находятся в постоянном согласии.

Список использованной литературы

1. Богданова, Т.С. Основы хороведения / Т.С. Богданова. - М: БГПУ, 2009. - 132 с.

2. Козинская, Ю.Ю., Фадеева М. А. Хороведение и хоровая аранжировка / Ю.Ю. Козинская. М.А. Фадеева. - Саратов, 2011. - 88 с.

3. Левандо, П.П. Хоровая фактура / П.П. Левандо. - Л: Музыка, 1984. -- 123 с.

4. Пигров, К.К. Руководство хором / К.К. Пигров. - Москва: Музыка, 1964. - 220 с.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Этапы развития хоровой музыки. Общая характеристика хорового коллектива: типология и количественный состав. Основы вокально-хоровой техники, средства музыкальной выразительности. Функции хормейстера. Требования к отбору репертуара в начальных классах.

    курсовая работа , добавлен 08.02.2012

    Методические принципы педагогической и учебно-воспитательной работы с хором. Понятие о хоре, характеристика хоровых партий и составляющих их голосов. Основные элементы хоровой звучности, типы голосов, понятие ансамбля, значение поддерживания строя.

    реферат , добавлен 13.01.2011

    Взаимосвязь дикции хора и орфоэпии при донесении до слушателей поэтического текста. Специфические особенности хоровой дикции. Правила и приёмы артикуляции при вокально-хоровой дикции. Условия для создания дикционного ансамбля. Соотношение слова и музыки.

    доклад , добавлен 27.09.2011

    Музыкальная обработка А. Юрьяна древней латышской свадебной песни "Вей, ветерок". Мелодическая линия, динамика, аккордово-гармоническая фактура произведения. Диапазоны хоровых партий: гармонический строй, метроритмический, дикционный, тембровый ансамбль.

    реферат , добавлен 18.01.2017

    Хоровые самодеятельные коллективы: задачи и специфические черты. Виды хоровой самодеятельности. Художественно-исполнительские направления: народный и академический хор, ансамбль песни и танца, театрализованное и симфоническое хоровое исполнительство.

    лекция , добавлен 03.01.2011

    Развитие светской хоровой культуры. Бесплатная музыкальная школа. Хор Московского университета. Расцвет творчества Кастальского и композиторов Нового направления. Повышение качества образования хоровых дирижеров. Массовое обучение детей хоровому пению.

    реферат , добавлен 21.09.2011

    Первые русские оркестровые дирижеры. Классификация дирижеров по характеру воздействия на коллектив исполнителей. Управление оркестром с помощью баттуты. Основные отличия хора от вокального ансамбля. Строение голосового аппарата. Виды хоровых коллективов.

    реферат , добавлен 28.12.2010

    Общие сведения о произведении, его композиция и главные элементы. Жанр и форма хорового произведения. Характеристика фактуры, динамика и фразировка. Гармонический анализ и ладотональные особенности, вокально-хоровой анализ, главные диапазоны партий.

    контрольная работа , добавлен 21.06.2015

    Оперно-хоровое творчество М.И. Глинки. Творческий портрет композитора. Литературная основа оперы "Руслан и Людмила", роль инструментального сопровождения в ней. Анализ партитуры в вокально-хоровом отношении. Исполнительский план данного произведения.

    курсовая работа , добавлен 28.12.2015

    Общие сведения о хоровой миниатюре Г. Светлова "Заметает пурга белый путь". Музыкально-теоретический и вокально-хоровой анализ произведения - характеристика мелодии, темп, тональный план. Степень вокальной загруженности хора, приемы хорового изложения.

В музыкальной практике существуют и другие понятия, близкие по значению термину «аранжировка»: транскрипция, обработка, гармонизация, оркестровка или оркестровая редакция.

Хоровая аранжировка имеет отличительные особенности. Перед тем как приняться за аранжировку какого-либо произведения, аранжировщик должен быть уверен, что произведение будет хорошо звучать в предполагаемом исполнительском составе, что останется главное и существенное, касающееся художественных достоинств произведения. Тем более это требование относится к перенесению вокального или инструментального произведения в хоровой жанр. Например, в романсах поэтический текст часто бывает дан от первого лица, и, следовательно, неприемлем для коллективного исполнения. Нельзя забывать, что романсный жанр требует тонких агогических (темповых) и динамических оттенков, что в хоровом исполнении достигается с большим трудом.

Аранжировка - это прежде всего творческий процесс, требующий от аранжировщика главным образом таланта и чутья в понимании той меры, которую не следует переступать, чтобы не исказить авторский замысел. Основная задача в этом плане - сохранение основных характеристик произведения, таких, как музыкально-тематический материал, ладовая структура, гармонический язык, ритм, темп, литературный текст. Известно, что транспонирование произведения в другую тональность меняет его окраску в целом. В более высокой произведение звучит светлее и легче, а в более низкой глуше и не столь выразительно.

Основным требованием, предъявляемым к хоровой аранжировке является следование нормам удобных тесситур. Певческие голоса должны находиться в зонах рабочею диапазона и рабочих нот. Рабочий диапазон отличается от полного диапазона тем, что в нем отсутствуют верхние и нижние звуки.

Рассмотрим общие и типичные способы аранжировки. Иногда аранжировка может ограничиться минимальными изменениями оригинала. Например, отдельные мелодические обороты передаются другим хоровым группам для того чтобы мелодическая линия была исполнена более ярко, выразительно и без чрезмерной нагрузки.

Следует сказать об особенностях аранжировки некоторых интервальных созвучий. Специфика хорового звучания такова, что все ингервалы, в удобных регистрах обычно звучат хорошо и благородно. Это относится и к таким интервалам, как кварта, квинта, октава, которые кажутся пусто звучащими на фортепиано. В хоровых же тембрах эти консонансы имеют совершенно иную окраску, поэтому их можно свободно применять в двухголосных партитурах.

Переложение двухголосных однородных хоров

Если однородный хор представлен своим обычным составом, то есть женский хор – сопрано и альтами, мужской хор – тенорами и басами, то в переложении, как правило, сохраняется тональность однородного хора.

Если же однородный хор состоит из двух высоких голосов (сопрано I и II или тенор I и II), то при переложении на смешанный хор необходимо транспонирование вниз на удобный интервал, не превышающий обычно большую терцию. Если однородный хор состоит из двух низких голосов, то потребуется транспонирование вверх.

В двухголосных однородных хорах при наличии в них элементов трехголосия удваиваются все три голоса. Если divisi на две партии осуществляется в верхнем голосе, то сопрано I удваивается тенорами I, сопрано II – тенорами II, альты-басами. При divisi в нижнем голосе сопрано удваивается тенорами, альты I – басами II. Перехода в другую тональность здесь не потребуется.


  1. Партитура смешанного хора образуется за счет удвоения всех трех голосов.
  2. Партитура смешанного хора образуется за счёт удвоения двух из трёх голосов однородного хора.
  3. Партитура смешанного хора образуется за счёт удвоения одного из голосов однородного хора.

II способ:

В переложениях вторым способом обычно сохраняется тональность однородного хора. Однако, если в однородном хоре имеется divisi в верхнем голосе (сопрано или тенор), то потребуется транспонирование вниз, иначе альты в смешанном хоре будут располагаться очень высоко.

III способ:

при переложении с женского хора

при переложении с мужского хора


Основной способ таких переложений предполагает смену расположения голосов в однородном хоре при сохранении тональности произведения. В хоровой практике он получил наибольшее распространение, так как при применении не требует никаких ограничений диапазонов в голосах однородного хора.

Этот способ наиболее удобен в тех случаях, когда голоса однородного хора имеют тесное расположение. Переложение для смешанного хорового состава в этом случае дает равномерное распределение голосов в аккорде и, тем самым, его полноценное, слитное звучание.

При широком или смешанном расположении голосов однородного хора в переложении могут образовываться нежелательные разрывы между хоровыми партиями, ухудшающие качество звучания партитуры. Чтобы не допустить подобных разрывов, необходимо (если это возможно по условиям голосоведения и тесситуры) сохранить интервальные соотношения, бывшие в аккордах однородного хора, или переставить средние голоса в аккорде так, чтобы разрыва не получилось, или ввести в месте разрыва пятый голос.

К разрывам между голосами при переложении данным способом может привести и перекрещивание голосов в аккордах однородного хора. В таких случаях во избежание разрывов не нужно менять местами средние голоса. Надо сохранить то же расположение, которое было в однородном хоре.

Необходимо помнить, что этот способ переложения более целесообразен в отношении произведений спокойного, неторопливого характера. Расширение хорового диапазона на октаву и изменение расположения голосов в этом случае не скажется отрицательно на характере звучания.

Иной результат, прямо противоположный, может получиться, если произведение исполняется в быстром темпе и в нем преобладают мелкие длительности. В исполнении могут появиться чуждые подвижному темпу громоздкость и тяжеловесность. Поэтому для подобных переложений не надо брать произведения, в которых изменение фактуры отрицательно скажется на художественных достоинствах переложения.

Есть еще один способ, но в практике он встречается редко, так как требует ограничения диапазонов двух нижних партий однородного хора.

Переложение трехголосных однородных хоров гомофонно-гармонического склада для четырехголосных смешанных

В отличие от предыдущего вида переложения, где смешанный хор образовывался за счет октавного удвоения голосов однородного хора, данный вид переработки предполагает создание такой четырехголосной партитуры, в которой каждый из голосов будет иметь свою самостоятельную мелодическую линию. Этот метод может быть применен тогда, когда трехголосный хор или отдельные его построения изложены в гомофонно-гармоническом складе. Не следует брать для подобных переложений хоры с подголосочным развитием, так как четырехголосная гармоническая фактура может исказить характерный колорит, присущий подголосочному складу.

Если осуществляется переложение женского хора, то октавой ниже станет звучать нижний голос, передаваемый басам; если сделать переложение мужского хора, то на октаву выше поднимается верхний, передаваемый партии сопрано.

Средние голоса смешанного хора (альты и тенора) образуются при соблюдении норм голосоведения на основе заполнения гармонии четырехголосного аккорда недостающими звуками. Средний голос однородного хора при этом не обязательно должен в неизменном виде перейти к одному из средних голосов смешанного хора.

Нельзя менять ни мелодическое положение аккорда, ни его вид, ни гармоническую функцию. Измениться может лишь полнота гармонического звучания и расположение голосов в аккорде. Нередко в трехголосных произведениях тоника бывает представлена секстаккордом. В четырехголосной смешанной партитуре этот секстаккорд заменяется основным видом аккорда.

Переложения однородных хоров с переменным количеством голосов для смешанных хоров

Такие переложения делаются на основе сочетания различных способов, рассмотренных ранее. Одноголосные построения, двухголосие, а также двухголосие с элементами трехголосия потребуют октавного удвоения голосов однородного хора. В трехголосных эпизодах могут возникнуть две возможности переложения: октавное удвоение хоровых партий или замена трехголосных аккордов четырехголосным изложением, при котором каждый из голосов смешанного хора будет иметь самостоятельную мелодическую линию.

Выбор того или иного способа будет зависеть от особенностей данного построения.

Переложения четырехголосных смешанных хоров на четырехголосные однородные

Характерная особенность аранжировки четырехголосных смешанных хоров для четырехголосных однородных состоит в том, что от более богатого в регистровом и темброво-выразительном отношении состава произведение передается хоровому составу с более скромными средствами и возможностями. Поэтому не всякое произведение, написанное для смешанного хора, удается аранжировать для однородных составов без ущерба для его художественного содержания.

  1. Хор изложен в тесном расположении.
  2. Хор изложен в широком расположении.
  3. Хор изложен в переменном расположении.
  4. Хор вне зависимости от расположения написан в сложной развитой форме.

В хоровой литературе встречаются произведения для смешанного хора с выдержанным от начала до конца тесным расположением. Чаще это небольшие построения в форме периода. Для того, чтобы аранжировать такой смешанный хор для женского хора, нужно повысить тональность на секунду-терцию и произвести передачу голосов по следующей схеме:

При такой смене передач иногда изменяется обращение аккорда. При аранжировке произведений, написанных для смешанного хора названного типа для мужского хора, тональность произведения обычно требуется понизить на квинту-сексту (для профессионального мужского хора), а для самодеятельного хора до октавы включительно.


Такие композиции редко встречаются в хоровой литературе. Так же, как и произведения с постоянным тесным расположением, хоры с постоянным широким расположением голосов представлены обычно в виде хоровых миниатюр. Их аранжировка для однородного состава производится путем превращения широкого расположения в тесное без изменения тональности.

Исключением является аранжировка для профессионального мужского хора, для которого тональность произведения может быть несколько повышена. Тональность же самодеятельного зависит от верхнего звука партии сопрано. Он не должен быть выше «фа» первой октавы.


Произведения для смешанного хора с переменным расположением голосов встречаются в хоровой литературе наиболее часто. При аранжировке подобного рода партитур на однородные составы возникает вопрос о выборе тональности для мужского и женского хора.

Дело в том, что в произведениях, включающих в себя и широкое, и тесное расположение и являющихся, таким образом, уже не хоровыми миниатюрами, а произведениями более крупной формы, может быть использован весь диапазон хора, в том числе крайние регистры хора или его отдельных партий, менять которые ни в сторону повышения, ни понижения чаще всего оказывается уже невозможным.

Из этого следует, что тональность оригинала предпочтительнее сохранять. Однако сохраненная тональность постоянно приводит к несоответствию регистров одного состава хора другому. Поэтому при аранжировке смешанного хора с переменным расположением голосов для однородных составов в последних часто приходится сокращать количество голосов в аккордах, сводя их к трехголосию, двухголосию, а иногда и к одноголосию, следя лишь за тем, чтобы заполняющие аккордовые звуки не располагались выше верхнего голоса и не образовывали бы произвольных квартсекстаккордов.

Необходимо особенно тщательно следить за плавностью голосоведения, соблюдение которого связано с дополнительными трудностями, вытекающими из постоянной смены тесного и широкого расположения в оригинале, каждое из которых требует перестройки расположения голосов внутри однородных хоров. Постоянно приходится то отклоняться от авторского ведения голосов, то снова к нему возвращаться.

Если произведение для смешанного хора носит характер развернутого, масштабного полотна, аранжировать такого рода произведение как для женского, так и для мужского состава в силу несоответствия возможностей указанных исполнительских составов, как правило, не удается.

Переложения четырехголосных смешанных хоров для трехголосных однородных

Такие переложения осуществляются следующим образом. Мелодическая линия верхнего голоса смешанного хора полностью сохраняется и передается верхнему голосу однородного хора. Измениться может лишь октава его звучания, если это переложение для мужского хора. Два других голоса в однородном хоре образуются на основе гармонического звучания трех остальных голосов смешанного хора с учетом их нового расположения в аккорде.

Нельзя ставить себе задачу точного перенесения какого либо из трех нижних голосов смешанного хора в партитуру однородного хора. Стремление сохранить в неприкосновенности эти голоса может привести к неполноценному звучанию аккордов в однородном хоре. В трехголосной партитуре необязательно и сохранение вида аккорда по сравнению с его четырехголосным изложением. Более важным в этом случае является правильное расположение голосов в аккорде. Кадансовые обороты в трехголосном варианте допускают более свободный подход в плане аранжировки. Например, заключительная тоника и предшествующая ей доминанта могут быть представлены своими обращениями: тоническим секстаккордом и доминантовым секундаккордом (неполным). Заменяя четырехголосные аккорды на трехголосные, когда в какой-то мере теряется полнота гармонического звучания, поэтому желательно сохранить в этих аккордах вводный тон, септиму, нону, альтерированные тоны, от которых непосредственно зависит окраска гармонии, ее специфический колорит.


Одной из важнейших задач при переложении названного типа является правильный выбор интервала между мелодической линией и вновь образуемым нижним голосом. Этот интервал должен по возможности точно воспроизвести гармонический колорит соответствующего четырехголосного аккорда. Например, доминантсептаккорд (в положении терции) с разрешением в тоническое трезвучие, при замене двухголосием лучше всего будет звучать увеличенная кварта с разрешением в тоническую сексту:

Необходимо отметить, что заменяя доминантсептаккорд и его обращения двухголосным звучанием, желательно сохранить наиболее характерный звук этого аккорда – септиму.

Выбор необходимого интервала при переложении на двухголосный хоровой состав во многом зависит от того, в каком мелодическом положении находится четырехголосный аккорд смешанного хора. Например, при наличии доминантового секундаккорда в мелодическом положении вводного тона этот аккорд лучше всего заменить на увеличенную кварту:

Если же взять доминантовый секундаккорд в положении квинты или основного тона, то вместо увеличенной кварты будет звучать большая секста (1) или большая секунда (2):

При переложении четырехголосных смешанных хоров для двухголосных однородных, гармонический колорит трезвучий и их обращений лучше всего передают полнозвучные интервалы: терции, сексты, реже децимы. При замене двухголосным звучанием септаккордов доминантовой группы широко применяются большая секунда, малая септима, тритоны, реже секста и терция.

Пусто звучащие интервалы (кварта и квинта) в произведениях гармонического склада лучше использовать на слабых долях такта. На сильной доле в середине музыкальных построений кварта чаще применяется в виде задержания. В заключительных оборотах, кварта и квинта используются в их непосредственном звучании. Кварта обычно воспроизводит гармонию кадансового квартсекстаккорда, а квинта – кадансовой доминанты, разрешаемой в заключительную тонику.

Кварты и квинты в сочетании с другими интервалами разнообразно применяются в двухголосном исполнении русских народных песен. Здесь область их использования значительно расширяется. Характерная окраска этих интервалов придает звучанию тот особый, неповторимый колорит, который присущ подголосочному складу русской народной музыки.

Понятие типа хора как определённого состава и как конкретного сочинения хоровой музыки. Типы хоров. Характеристика их вокально–технических и исполнительских возможностей. Примеры.

Виды хора. Определение вида хора и хоровой партитуры. Определение понятия «хоровая партия». Комплектация хоровых партий соответствующими сольными певческими голосами. Количественный состав хоров и связанные с этим исполнительские возможности. Примеры хоровых сочинения различных видов.

Различные варианты расположения хорового коллектива.

Терминология по теме:

Однородный хор – хор, состоящий из однотипных голосов (мужских, женских или детских).

Детский хор– однородный. Существуют хоры младшего, среднего и старшего возраста, в целом от 6 до 15 лет.

Неполный хор – смешанный хор, в котором отсутствует какая-либо партия.

Смешанный хор – хор, состоящий из 4-х партий: Сопрано, Альт, Тенор и Бас.

Партия – часть хора, поющая одинаковыми голосами.

Дивизи (divisi) – музыкальный термин, обозначающий в партитуре хора разделение одной партии на две или более.

7. Строй в хоре.

Определение понятия «музыкальный строй». Исторический аспект возникновения и видоизменения различных музыкальных систем, именуемых музыкальными строями.

Строй хора – один из основных элементов хоровой звучности.

Раскрытие понятия «зонный строй». Подтверждение основных выводов П.Г.Чеснокова в научных исследованиях и трудах академика Н.А.Гарбузова о зонной природе вокального строя.

Мелодический (горизонтальный) и гармонический (вертикальный) строй. Мелодический строй как достижение унисона в звучании хоровой партии посредством осознания ладовых тяготений и законов зонного интонирования ступеней и интервалов. Гармонический строй и его взаимосвязь с мелодическим строем. Интонирование аккордов. Развитие слуховых данных у певцов. Активная природа вокального слуха и его взаимосвязь с мышечными ощущениями. Взаимосвязь дыхания и строя, вокала и строя. Зависимость достижения строя от музыкально–выразительных средств партитуры, темпа, динамики и др. Трудности достижения строя, связанные с условиями работы и др. внешними факторами.

Терминология по теме:

Строй хора – один из основных элементов хоровой звучности, определяющий интонационную чистоту пения.

Интонирование – осознанное воспроизведение муз. звука голосом или на инструменте. Точное интонирование опирается на ладовые связи.

Камертон – прибор источник звука, служащего эталоном высоты звука при настройке музыкальных инструментов и в пении. Принята эталонная частота тона ля первой октавы 440 Гц.

Ансамбль в хоре.

Понятие ансамбля в различных его значениях, в том числе структурно-организационный. Ансамбль как один из главных элементов хоровой звучности. Психологическая основа ансамбля. Ансамбль частный и общий. Технологические виды ансамбля: по качеству звука (вокальный), по силе (динамический), во времени (ритмический, темповый). Зависимость ансамбля и строя. Вокальный ансамбль как единство вокальной позиции, артикуляционной формы и тембра. Динамический ансамбль включает в себя: ансамбль естественный и искусственный, ансамбль в условиях различной фактуры, ансамбль солиста и хора, ансамбль хора и инструментального сопровождения. Ритмический ансамбль, его зависимость от метроритма, темпа, фактуры и др. Темповый ансамбль. Художественный ансамбль, его влияние на технологический ансамбль.

Терминология по теме:

Ансамбль хора (ансамбль - вместе) –один из основных компонентов хоровой звучности.

Динамика в музыке – сила звучания, громкость и их изменения.

Темп – скорость чередования метрических долей в музыке. Темп тесно связан с характером, стилем, жанром, а также индивидуальностью исполнителя.

Метр – порядок чередования сильных и слабых долей в музыке.

Метроном – прибор для определения темпа музыкального произведения.

Ритм – временная организация музыкальных звуков и их сочетаний.

Синкопа – несовпадение метрического и ритмического ударений.

Аккомпанемент – сопровождение одним или несколькими инструментами, а также оркестром сольной партии (певца, инструменталиста, хора).

Фактура – склад, устройство музыкальной ткани, совокупность ее элементов. А элементы фактуры, то, из чего она складывается: мелодия, аккомпанемент, бас, средние голоса и подголоски. Фактура бывает очень разнообразной: гомофонной, гармонической, полифонической и др.

Смешанный хор. Полный смешанный хор, имеющий в своём составе все хоровые партии – сопрано, альты, тенора, басы, по праву считается наиболее совершенным типом хорового коллектива с уникальными вокально-техническими возможностями. Благодаря этим возможностям смешанному хору доступны произведения различной степени сложности. Общий диапазон – «ля» контроктавы - «до» третьей октавы.

Широкий спектр тембровых характеристик партий позволяет хормейстеру добиться различного их сочетания. Виртуозность исполнения партии сопрано дополняется глубиной звучания партии басов. Мощность, объёмность звучания хору придаёт наличие басов-октавистов. Роль гармонического заполнения выполняют серединные партии теноров и альтов.

Смешанный хор обладает уникальными динамическими возможностями. Особой красотой звучания в смешанном хоре отличаются произведения распевного, широкого характера.

Все профессиональные хоровые коллективы в большинстве своём являются смешанными. Именно для этого типа хоров написано множество различных по объёму, содержанию, стилю и средствам музыкальной выразительности произведений.

Неполные смешанные хоры (юношеские) встречаются крайне редко. Они существуют как учебные коллективы в хоровых училищах и реже как самодеятельные в общеобразовательных школах и средних специальных учебных заведениях. При работе с юношеским хором необходимо учитывать его специфику. Юношеское пение требует щадящей вокальной нагрузки. Следует избегать форсированного пения на крайних звуках диапазона. Репертуар для юношеских хоров состоит из произведений с облегчённым видом переложений.

Однородный мужской хор: состав – партия Теноров, партия Басов, возможно наличие октавистов. В практике хорового исполнительства профессиональные мужские хоровые коллективы встречаются крайне редко. Диапазон мужского хора - «ля» контроктавы - «до» второй октавы. Нижние звуки диапазона поручаются октавистам. Верхний отрезок диапазона иногда исполняется тенорами фальцетом. Ведущей партией мужского хора является партия тенора, исполняющая, как правило, основную мелодическую линию.

Произведения для мужского хора можно встретить в хоровом творчестве старых мастеров (Лассо, Палестрина), в западной и русской хоровой классике (Шуман, Мендельсон, Чайковский, Римский-Корсаков и др.). Для этого состава хора были сделаны прекрасные обработки народных песен. Произведениями для мужского хора богата православная духовная музыка и оперная литература.

Женский хор: состав – партия Сопрано, партия Альтов. Звучание женского хора отмечается своеобразным тембровым богатством и достаточно большими техническими и исполнительскими возможностями. Общий диапазон женского хора – «фа» малой - «си» второй, «до» третьей октавы. Чаще всего используется рабочий диапазон от «соль»» малой октавы до «ля» второй октавы.



Для женского хора написано довольно большое количество оригинальных классических и современных хоровых сочинений.

Количественный состав хора

Норма минимального состава смешанного хора 12-16 человек. В настоящее время минимальным составом хора принято считать 16-24 человека. Меньшее количество обычно называют ансамблями (в настоящее время 12-20 человек. Средний состав хора не менее 24 (32-40) участников предполагает разделение каждой хоровой партии на две. Большой хор – 80-120 человек.

Петербургская хоровая капелла – 90 человек, Большой хор Всесоюзного радио – 95 человек, Государственный мужской хор Эстонии – 80 человек, Государственная русская республиканская капелла им. А.Юрлова – 80 человек.

Максимальный состав хора - 120-130 человек.

Сводные хоры в странах Балтии – до 10 тысяч человек.

П.Г.Чесноков: «При трёх умелых певцах является возможным образовать минимальную по составу хоровую партию. Наименьшее количество певцов для каждой партии – три».

Сопрано – 3

Альты – 3

Тенора – 3

Басы - 3

Всего – 12 человек - такой хор мы называем малым смешанным хором (неполный хор – чистое четырёхголосие).

Когда количество певцов в каждой партии хора удвоится (а в басовой партии утроится), он превратится в средний смешанный хор с наименьшим количеством певцов (полный)

Первых Сопрано – 3

Вторых Сопрано – 3

Первых Альтов - 3

Вторых Альтов - 3

Первых Теноров – 3

Вторых Теноров 3

Баритонов - 3