Семья и Дети

Жизнь России XIX века на живых картинах забытого художника Алексея Корзухина, которого обожают на западных аукционах. Корзухин алексей иванович – галерея произведений (48 изображений) Очередное имя в списке «забытых» — Корзухин Алексей Иванович

«Возвращение из города». Фрагмент. / «Крестьянские девочки в лесу». Фрагмент. Цена: 266,5 тысячи долларов. Christie"s. (2011).

Имя Алексея Ивановича Корзухина редко упоминается среди именитых художников России XIX века. Но от этого его творческое наследие не становится менее весомым в истории искусства. Корзухин - великий художник, один из лучших русских живописцев бытового жанра, имя которого было забыто. В то время, как его картины - настоящие документальные свидетельства о жизни и быте русского народа в позапрошлом веке.

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/0korzyhin-029.jpg" alt="«Пьяный отец семейства». (1861). Автор: А.И.Корзухин. " title="«Пьяный отец семейства». (1861).

Требования Академии к учащимся были высоки, и все достижения Корзухину давались нелегко, но кропотливым трудом и усердием он был близок к получению золотой медали и заграничной поездке для повышения мастерства. Увы, волею судьбы он оказался в числе тех студентов, возглавляемых Иваном Крамским, которые покинули Академию в знак протеста против навязанной темы выпускной работы. Этот бунт был назван -"бунт 14-и". Спустя несколько лет Алексей Корзухин все же вернулся в Академию и получил звание академика.


Все свое мастерство и умение Алексей Иванович посвятил бытовому жанру, отражавшему сцены из повседневной жизни народа. Но в отличие от художников, писавших в этом жанре и обличавших несправедливый существующий порядок, Корзухин не склонен был к бунтарству и к возмущению - на его полотнах не видим обличительного пафоса передвижников.

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/0korzyhin-003.jpg" alt="«Девичник» (1889).

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/0korzyhin-012.jpg" alt="«Поминки на деревенском кладбище». Автор: А.И.Корзухин." title="«Поминки на деревенском кладбище».

В 1865 году за картину «Поминки на деревенском кладбище» Корзухину был присвоен чин художника первой степени, а в 1868 за картину «Возвращение отца семейства с ярмарки» Академия присвоила ему звание академика.

«Возвращение отца семейства с сельской ярмарки». (1868)

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/0korzyhin-010.jpg" alt="«Воскресный день».

Все мастерство живописца ярко просматривается на полотне «Воскресный день». Композиция этой особенной картины удивительна. Ее центром является закипающий самовар, вокруг которого и завязан весь сюжет. Вся семья в сборе и вот-вот начнет трапезничать. А пока они веселятся, пляшут и играют.

От такого живого и веселого сюжета веет семейным теплом, вкусным запахом обеда. У зрителя появляется желание самому попасть на эту веселую поляну, пойти в пляс, подыграть гармонисту и просто вдохнуть воздух этого удивительного весеннего дня.

«Возвращение из города». (1870)

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/0korzyhin-016.jpg" alt="«Птичьи враги» (1887).

Трое крестьянских босоногих мальчишек ранним утречком отважно шагают на "охоту". Ловля птиц на продажу дает им неплохой доход, поэтому ребята подходят к этому занятию ответственно. Об этом говорят клетки для будущей добычи и длинный шест для ловли. Старший мальчик, по-видимому, увидел стаю пернатых и увлекает за собой, указывая другим, куда им следует двигаться.

«У краюшки хлеба». (1890)

Как поступить?" А у зрителя до боли сжимается сердце.

«Сбор недоимок». (1868)

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/0korzyhin-008.jpg" alt="«Разлука (1872)».


Картины о непростой жизни и быте простого народа, о его лишениях, страданиях и маленьких радостях писал и современник А.Корзухина известный русский художник

Один из лучших русских жанровых живописцев, академик Императорской Академии художеств, участник «бунта четырнадцати», один из учредителей Санкт-Петербургской Артели художников и Товарищества передвижных художественных выставок.

Советское искусствоведение относило этого художника к второстепенным, хотя его работы экспонируются во многих музеях России и хорошо продаются на аукционах мира. Сейчас мы открываем все больше новых имен, переосмысливаем творчество, интересуемся биографиями художников.
К сожалению об Алексее Ивановиче Корзухине написано очень мало.
А жаль...

«Возвращение из города», (1870) — Государственная Третьяковская галерея.


В 1865 году за картину «Поминки на деревенском кладбище» Академия повысила Корзухина А. И. в звании художника 1-й степени


«Возвращение отца семейства с ярмарки», (1868) — Государственная Третьяковская галерея За эту работу Корзухин А.И получил звание академика.


«Девичник», (1889) — Государственный Русский музей


Возок. 1891

Время для чая.


Portrait of a young girl in a headscarf. 1874

Бабушка с внучкой. 1879

Крестьянские дети.


«Птичьи враги», (1887) — Государственный Русский музей

«Крестьянские девочки в лесу», (1878) — Пермская государственная художественная галерея


У краюшки хлеба 1890


«Петрушка идёт!», (1888) — Саратовский государственный художественный музей им. А. Н. Радищева

Канун Рождества. 1869

В красном углу.

«В комнатах», (ранее 1894) — Удмуртский республиканский музей изобразительных искусств

Покупка приданого. 1877. Волгоград


«Перед исповедью», (1877) — Государственная Третьяковская галерея.


«Похороны собаки», (1871) — Витебский художественный музей


«Разлука», (1872) — Государственная Третьяковская галерея


«В монастырской гостинице», (1882) — Государственная Третьяковская галерея


«Воскресный день», (1884) — Харьковский художественный музей

«Шутка», (ранее 1894) — Государственный музей Грузии

«Надоел», (1886) — Пермская государственная художественная галерея


«Сцена из истории Стрелецкого бунта. Иван Нарышкин попадает в руки мятежников», (1882) — частное собрание

Автопортрет, (1850) — Государственный Русский музей


Портрет дочери - Анны Алексеевны Корзухиной-Вер. 1881 Масло, картон

Портрет дамы. 1880 Холст, масло. Иркутск

Женский портрет. 1886 Холст, масло. Р-на-Д

Девушка, заплетающая косу. 1880 Холст, масло. КМРИ

Женский портрет (Портрет Иконниковой q). 1875

Портрет великого князя Алексея Александровича, (1889) — Государственный исторический музей

Боярышня. 1882

Портрет Г. Ф. Васильковой, (ранее 1894) — Государственный Русский музей

Портрет А.В. Вышеславцева. 1880

Портрет Александра III, (ранее 1894) — Владимиро-Суздальский историко-художественный и архитектурный музей-заповедник

Портрет золотопромышленника и исследователя А. М. Сибирякова, (ранее 1894) — Иркутский областной художественный музей им. В. П. Сукачева

Портрет неизвестного. 1866

Портрет отставного солдата, (1883) — Государственный Русский музей

Портрет Р.Г. Судковского. Холст, масло. Николаевский художественный музей им. В.В.Верещагина.

===============================

Алексей Иванович Корзухин родился на Уктусском заводе (ныне Екатеринбург) 11 марта 1835 в семье крепостного промывальщика золота.
Художественные способности будущего живописца проявились в юном возрасте.
Уже В 1840-е годы он писал иконы для местной Преображенской церкви и портреты родных.
В 1848 году его семья переселилась на Екатеринбургский монетный двор.
Начиная с 1848 года,более 10 лет А.И. Корзухин работал на Нижне-Исетском железоделательном заводе и Екатеринбургском монетном дворе.

Уехав в 1857 в Петербург, в 1858г. поступил в ученики Императорской Академии Художеств, где проучился вплоть до 1863 года.
В Академии он получил в 1858 году - 2 серебряные медали, в 1859 году - 1 серебряную, в 1860 году - 2 серебряных, в 1861 - 1 серебряную и 2 золотые за картину «Пьяный отец семейства».
После того ему предстояло конкурировать на получение большой золотой медали и соединенное с нею право на поездку в чужие края на счет казны.

В 1860 был освобожден от обязательной горной службы.
В 1863 году, вместе с несколькими товарищами, которые не пожелали работать на заданную конкурсную тему, вышел из академии и участвовал в образовании Петербургской артели художников,под руководством И.Н.Крамского, деятельным членом которой оставался до самого ее распада.
В 1870 году Корзухин стал членом-учредителем Товарищества передвижных художественных выставок.
Будучи членом-учредителем «Артели художников» и «Товарищества Передвижников», Корзухин был против слишком резкого разрыва с Академией и официальной художественной системой в целом. Он не принимал участия в выставках товарищества.
С 1864 года А.И.Корзухин становится преподавателем школы Общества поощрения художников. В выставках Товарищества он не участвовал, однако все его творчество развивалось в том же направлении, что и искусство передвижников.
В 1865 году за картину «Поминки на деревенском кладбище» Академия повысила его в звании художника 1-й степени, а в 1868 году за «Возвращение отца семейства с ярмарки» признала академиком.
Трудясь неустанно, Корзухин не пропускал ни одного года, чтобы не являться на академических выставках со своими произведениями.
В них, с редким даром наблюдательности и знанием народного быта, он передавал характерные типы русского простонародья, купечества, ремесленников и среднего сословия, соединяя их в сцены, полные правды и жизни.

В 1860-е годы сложилась «классически-передвижническая» манера письма художника, стиль обстоятельной картины-новеллы, фиксирующей печальные и радостные аспекты повседневной жизни и быта простых людей. В живописных произведениях Алексея Ивановича тесно соседствовали светская и религиозная тематика. В своих произведениях Корзухин, показывая хорошее знание народного быта, передавал характерные типы русского простонародья, купечества, ремесленников и среднего сословия. Иногда среди его картин можно вcтретить и редкие портреты, например, особ из дома Романовых.

Занимаясь преимущественно жанровой живописью, Корзухин брался также за портреты и религиозные изображения.
Им исполнены в московском храме Христа-Спасителя, над одною из арок в главном алтаре - икона Богородицы «Слово плоть бысть» и лики четырех отцов церкви, роспись церкви Вознесения Христова в Крыму над Форосом, стенная живопись в соборе г. Ельца (верхний купол, паруса, настенные росписи над иконостасом, верхний ряд икон в самом иконостасе и центральный образ - "Распятие Христа"; "Божия Матерь Елецкая").

Произведения А.И. Корзухина экспонировались на Всемирных выставках в Лондоне (1862, 1872), Филадельфии (1876), Париже (1878), на Сибирско-Уральской научно-промышленной выставке в Екатеринбурге (1887).

Став невольным свидетелем убийства революционерами-народниками Императора Александра II,Алексей Иванович Корзухин испытал тяжелое нервное потрясение.
С той поры художник много болел, хотя и продолжал активно работать, исполнив в 1891 году "Тайную вечерю" для кафедрального собора в Риге и 13 образов для притвора этого храма.

Умер Алексей Иванович в Петербурге 18 октября 1894 года.
Прах перенесён в 1940 с Никольского кладбища в некрополь мастеров искусств при Свято-Троицкой Александро-Невской лавре.

Алексей Иванович Корзухин родился 11 марта 1835 года в селе Уктус Пермской губернии. Его отец был крепостным промывальщиком золота. Способности к рисованию у мальчика проявились еще в ранние годы. Он брал уроки рисования у местных иконописцев, писал портреты родственников. Корзухин в этот период принимал участие в создании икон для Преображенской церкви. На талантливого мальчика обращает внимание С.Ф. Глинка, начальник горного завода. Он устраивает Алексея в Горное училище.

Чтобы развить свои способности и получить систематическое образование в области живописи, в 1857 году Корзухин приезжает в Санкт-Петербург. Через год он поступает в Академию художеств. Обучение здесь продолжится до 1863 года. В 1861 году за полотно «Пьяный отец семейства» начинающий художник был награжден малой золотой медалью.

Впереди была борьба за большую золотую медаль, но Корзухин принял решение участвовать в так называемом «бунте четырнадцати». Это событие было связано с тем, что 14 выпускников Академии отказались писать выпускную работу на предложенную руководителями тему. Корзухин, последовав примеру своих товарищей, покидает Академию и участвует в создании Санкт-Петербургской Артели художников. До того момента, как это общество распалось, Корзухин остается одним из самых деятельных его участников.

На протяжении всего своего творческого пути художник развивает заинтересовавшую его тему: он изображает крестьян и их быт во всех деталях. Примерами подобных работ стали картины «Перед исповедью», .

Тяжелое впечатление произвело на художника убийство Александра II, свидетелем которого Корзухин невольно стал. Это событие подорвало его здоровье, однако до конца своих дней художник продолжал активную работу.

Лучшие картины Корзухина А.И.

Корзухин А. И. (реализм)

Имя А.И.Корзухина не часто мелькает среди именитых художников 19-го века. Но от этого его творчество не становится менее интересным.

Алексей Корзухин был сыном горнозаводского рабочего, и поступления в Академию художеств добился собственным трудом. Статус ученика Академии дался ему нелегко, однако он был в числе претендентов на золотую медаль и заграничную командировку для повышения мастерства. Но он оказался в числе тех студентов, которые во главе с И.Крамским покинули Академию в знак протеста против навязанной темы выпускной работы. Этот бунт получил название "бунт 14-и".

Впоследствии Корзухин все же вернулся в стены Академии и получил звание академика (впрочем, как и многие другие бунтари).

Вместе с другими бунтарями он поселился в "коммуне" и вошел в Петербургскую Артель художников, а когда она распалась, принял участие в работе Товарищества передвижных выставок.

Все свое творчество Корзухин посвятил бытовому жанру. Он писал сцены из народной жизни, находил сюжеты в повседневности. Многие темы его перекликаются с сюжетами Перова, с другими художниками. Но они старались обличать существующий порядок, сочувствуя народу, они гневно возмущались несправедливостью его существования. А Корзухин - созерцатель, бытописатель. Он склонен не к возмущению, а к жалости, сочувствию. Поэтому в его картинах нет обличительного пафоса передвижников (чем он и отличался от своих товарищей), зато видно умилительно-сентиментальное отношение к образу.

Очень редко, но все же писал Корзухин и портреты. И довольно удачные. Но эта тематика его мало интересовала.

Творческий путь Корзухина совпадает с расцветом русского реализма, однако, будучи истинным реалистом, он остался в стороне от обличительства 60-х - 80-х годов. Но его скромное бытописательство тоже говорит о времени - пусть негромко, иначе, но не менее убедительно.


Девочка (1877)



Бедная обстановка в крестьянской избе. Слева постель с какими-то тряпками, на табурете у окна корзинка с рукоделием, рядом деревянные пяльцы, на которых вышивали крестьянские женщины. Голый пол. На полу в центре комнаты девочка 7-8 лет, босая, одетая в нищие потрепанные одежды. Девочка о чем-то мечтает или просто задумалась. Милое лицо не портят даже растрепанные неухоженные волосы. На нем явно виден заложенный природой интеллект и обещающая красота девочки. Невольно приходит такая мысль: какое будущее ее ждет? Беспросветная бедность, отсутствие какой-то надежды на лучшее заставляет сжиматься сердце от сострадания, от жалости.

Игра в карты



Сценка и жизни какого-то учебного заведения. Группа учеников играет в карты. Четверо мальчиков одеты в одежду, соответствующую хорошему достатку их родителей, и только двое мальчишек одеты просто - в крестьянские рубахи. Они и подстрижены не слишком аккуратно, тогда как другие мальчики очень аккуратно подстрижены и причесаны. При взгляде на картину сразу чувствуется разница во внешнем виде и, конечно, в положении этих учеников училища. Играли на импровизированном столе, который сделали из двух скамеек и положенной на них доски. Сидели прямо на полу вокруг этого стола. Игра шла, видно, не слишком справедливо. Вот один из простых мальчишек стоит в стороне, утирающий слезы. Что же случилось? Его обвинили в шулерстве? Или он проиграл деньги, с него требуют карточный долг? В центре сюжета двое: мальчик в малиновой рубашке, уперев палец в карту, требовательно обратился с вопросом к другому, одетому в серый форменный кафтан. Мы не знаем вопроса, но он явно не нравится тому, к кому обратился защитник. И он не знает как ответить. А мальчик, который защищает друга, не заискивает перед богатым игроком, и он требует справедливости в решении конфликта. Художник показывает, что не взирая на положение в обществе, несмотря на отсутствие большого достатка, нужно всегда отстаивать свое человеческое достоинство, уметь защищать свои права.

Бабушкин праздник (1893)



В богатой помещичьей усадьбе праздник - именины самой главной помещицы - хозяйки усадьбы, матери и бабушки. В нарядной, по-сельски убранной, богатой гостиной на фоне открытого окна, за столом на диване сидит именинница, а с ней рядом местный батюшка в праздничной голубой ризе. Именинница держит на коленях маленькую девочку, свою внучку, которая пытается поздравить бабушку, а та с подчеркнутым вниманием слушает любимицу. Рядом няня девочки, готовая подхватить ребенка после "поздравления". Слева пожилой мужчина, хозяин поместья, ведет маленького мальчика к бабушке, наказывая, что ей говорить. В правой части гостиной служанка готовит стол, чтобы расставить угощение для гостей. И тут же стоит гость, придерживая под мышкой подарок. Он ждет, когда хозяйка дома освободится, чтобы принести ей свои поздравления. Рядом с ним лакей с бутылками на подносе, он тоже ждет, когда можно подавать напитки. В открытое окно за спиной именинницы вливается осенний солнечный свет и ложится светлыми бликами на паркет пола. За окном видна осенняя береза с золотыми листьями. Осень за окном символизирует осень жизни этой пожилой женщины, но одновременно и подчеркивает, что даже осень может быть прекрасной, и впереди ее еще много ждет хорошего. Сочетание ярких и темных красок с солнечными бликами создает радостное, оптимистическое, праздничное настроение. Художник показывает в картине самое большое достоинство этой семьи - любовь и взаимопонимание друг с другом, трепетное, уважительное отношение к старшим.

Надоел! (1894)


Художник изобразил сцену, которую можно наблюдать в любую эпоху, даже в наши дни. У стены купеческого дома на скамейке сидит молодая, приятной наружности, девушка. Локтем она опирается на столик рядом, на котором лежат книги - девушка студентка или просто любит много читать. Но вот открывается калитка, и входит мужчина в белом костюме, приветствуя девушку букетиком цветов и снятым белым картузом. Видно, что мужчина здесь частый гость и ходит он с серьезными намерениями. Однако, девушка совсем не рада гостю, она досадливо прикрылась книгой, которую читала, и сейчас раздумывает, как избавиться от надоедливого гостя. А он, конечно, рассчитывает на взаимность: он успешный чиновник, имеет неплохой доход, и даже возраст, по его мнению, не является помехой. Но девушке он уже давно надоел, он ей неинтересен, чересчур меркантилен, да и сердце ее не лежит к нему. Художник показывает, что мужчина здесь явно не ко двору - он оставляет калитку открытой, а песчаная дорожка разделяет их друг от друга. Корзухин великолепно передает ощущение солнечного летнего дня. Солнечные пятна ярко освещают стену дома, белый китель чиновника, гуляют по платью девушки, по песчаной дорожке дворика. Хотя сюжет картины изображает конфликт, картина не создает впечатление трагизма, безысходности.

Похороны собаки (1871)



Помещичья усадьба: дом, сад, скамья в саду, на которой сидит хозяйка дома в белом платье, в шляпе. Женщина повесила голову в тяжкой безысходности, трагически сжав рот, бессильно опустив руку. Перед ней на земле в коробке лежат останки мертвой собаки. Это по ней такое ярко выраженное горе. У ног ее скачет другая собачонка, а на коленях еще одна, совсем крохотная собачка. За спиной хозяйки стоит скорее всего ее компаньонка или бедная родственница с зонтиком в руках на всякий случай, вдруг понадобится укрыть хозяйку от жаркого солнца. Эта женщина уже в годах, с чепцом на голове, с голубым бантом на шее, в темном одеянии. Она с суровым осуждением смотрит на хозяйку (пока та не видит), считая, что с жиру бесится, милая, чем о собачонке так страдать да убиваться, лучше бы дитя завела! Да и сиротских детишек кругом много, есть о ком позаботиться, кому помочь. - Трудно опротестовать такую простую, но очень понятную, житейскую истину. А в стороне, под кустом, слуга копает ямку, чтобы похоронить собаку. Событие разворачивается ранним утром, пейзаж за домом растворяется в сизом тумане. Белый цвет одеяния хозяйки, синий бант компаньонки. голубая скамейка, зелень листвы в саду не создают ощущения драматизма, чувствуется, что художник не разделяет с хозяйкой ее горе.

Птичьи враги (1887)



Лето. Как только поднялось солнце, трое крестьянских мальчишек отправились ловить птиц на продажу. Это занятие дает им неплохой доход, поэтому мальчишки чувствуют ответственность к своему заданию. Они несут клетки для будущей добычи и длинный шест для ловли птиц. На них обычная для крестьянских ребятишек одежда. Идут мальчишки босиком, обувь слишком дорогая, да и нужды в ней летом нет: кожа на ступнях ног давно огрубела и нечувствительна к боли. Старший мальчишка, руководитель, указыает другим, куда им следует идти. Там, видно, уже видели стаи пернатых. Друзья отважно шагают по летней листве, еще влажной от утренней росы, но уже нагревающейся под палящим солнцем. Картина не вызывает тягостного настроения, наоборот, хочется уважать этих маленьких мужчин, пытающихся помогать своей семье.

Разлука (1872)



Художник изображает на картине помещичью семью. На переднем плане мать с сыном. Он уже довольно взрослый, но мать посадила его к себе на колени, потому что им предстоит долгая разлука, и она будет очень скучать по своему сыночку. Мальчика провожают на учебу в военное училище, вот уже за ним приехал офицер, чтобы доставить будущего курсанта по месту учебы. Мать смотрит на своего сына и в ее взгляде волнение и тревога. Она не хочет отпускать его от себя, хотя и понимает, что это необходимо. И еще ее беспокоит, как-то примут там ее кровиночку? Не обидят ли? Будет ли он сыт? Тепло ли ему будет? Правой рукой она сжимает платок, время от времени вытирая накатывающиеся слезы. При этом она дает ему последние наказы, поднимая вверх указательный палец руки. Мальчик вроде бы и прислушивается к словам матери, но взгляд его направлен мимо нее. Мысленно он уже там, в новой жизни, и разлука с матерью волнует его меньше, чем ее. Юноша одет в соответствии с требованиями того учебного заведения, куда они едут. В руках держит свою новую фуражку. А на спину надет походный ранец. Рядом с ними стоит одетая, с узелком в руках, сопровождающая их няня - она посмотрит, как устроят их мальчика, все ли будет там ладно. Стол, за которым они сидят, накрыт белоснежной скатертью. На столе чайные наборы, самовар с чайником. А по другую сторону стола на диване сидит его провожатый, офицер. Он сидит, развалившись, нога на ногу - видно, уже давно ждет, когда соберут мальчишку. Взгляд его снисходителен, он понимает чувства и матери, и мальчика - сколько он уже повидал таких проводов! Довольно нарядная обстановка комнаты, светлая одежда матери, расцветка дивана - не создают настроения печали, наоборот, все это создает настроение надежды на будущее, на счастливую встречу.

Сбор недоимок (1868)



Солнечный летний день, на небе ни облачка. А по контрасту с этим ласковым днем на земле разворачивается настоящая драма. В деревню прибыли сборщики недоимок с крестьян. В центре картины самый главный чиновник по сбору податей, он, независимо подняв голову, смотрит вдаль, не желая прислушиваться к отчаянным мольбам женщины, стоящей на коленях у его ног. В ее руках младенец, она слезно просит пожалеть их, не уводить корову - единственную их кормилицу. Если ее заберут, им остается только умереть с голоду. Рядом стоит босой, одетый в белые портки и потрепанный кафтан хозяин дома. Он чешет затылок в растерянности, не зная, что говорить, что предпринять, как дальше жить. И вот уже корову вывели, собираясь увести - последнюю надежду этой семьи. Здесь же стоят крестьяне, соседи, сочувствующие несчастной семье, а в душе тихо радуясь, что на этот раз, кажется, беда прошла мимо их двора. За спиной главного чиновника стоит писарь с толстой папкой в руках, он записывает фамилии крестьян и суммы недоимок. Справа на крыльце старой бревенчатой избы стоит маленькая девочка, еще один ребенок в этой семье. Полуразвалившаяся крыша избы довершает картину трагического, безысходного состояния этих людей.

У краюшки хлеба (1890)



Темная крестьянская изба. В углу лежанка, на которой лежит больная мать, укрытая чем-то, напоминающим одеяло. На первом плане слева столик, на котором стоит кое-какая посуда и лежит краюшка хлеба. У столика стоят двое детей: мальчик лет трех - четырех и девочка лет пяти. Она держит в руках другую краюху хлеба, видно, их порцию. Мальчишка смотрит голодными умоляющими глазами на сестру, а она бережно прижимает хлеб к себе и не знает, как поступить. Брат свою порцию хлеба уже съел, но опять хочет есть, а до ночи еще далеко и другой еды у них нет. Если они сейчас съедят, то что будут есть потом? Есть хлеб тот, что на столе, тоже нельзя - он для больной матери. Обессиленная болезнью мать предлагает не беспокоиться о ней и съесть ее порцию. Но девочка уже достаточно большая, чтобы понимать, что этого делать нельзя, иначе мать никогда не поправится. И, видимо, ей придется разделить свой хлеб с братом, а там как бог даст... Скудная обстановка избы, бедная одежонка детей, а также темный колорит картины создают настроение мрачной безысходности.

В красном углу


Уютная комната молодой девушки. Стол, заваленный альбомами, рисунками - девушка любит рисовать? Стены украшены фотографиями, рисунками. Здесь же комнатное растение, кровать, стул. На стуле перед образами в углу стоит сама девушка. Лицо девушки, угол комнаты, потолок освещает зажженная лампада. Девушка молится, она просит у Бога что-то свое, заветное. Во всех крестьянских домах всегда есть так называемый красный угол, в котором располагают иконы - это самое почетное место в доме. Картина создает светлое настроение надежды, вера в будущее.

Возвращение из города (1870)



Картина, воссоздающая бедный крестьянский быт. Темная комната старой деревенской избы. Серые, закопченные стены, пыльный, щелястый пол. Скудная обстановка: в центре подвешенная к потолку колыбель, накрытая какой-то тряпкой (такие колыбели называли на Руси зыбкой). Справа, в глубине, за пологом лежанка, там спят муж с женой. Рядом стол с лежащей на нем головным убором хозяина. Он только что приехал из города, с базара, где купил необходимые для хозяйства вещи, а также гостинцы для своих близких. Вот молодая женщина с удовлетворением рассматривает синий платок; дочке пяти-шести лет отец привез мелкие баранки, нанизанные на нитку. А она с готовностью приготовила для подарков подол своего платья. На пыльном полу, на который брошена тряпка, ползает маленький ребенок, в одной рубашке. Слева пожилая женщина, бабушка для этих детей, наливает в самовар воду. На радостях по поводу возвращения хозяина они будут пить чай с баранками, а может, даже с конфетками, которые обычно привозят с базара. Картина наполнена чувством оптимизма, она показывает, что даже среди тяжелой, даже, казалось бы, беспросветной, жизни. человек находит свои маленькие радости, вселяющие надежду.

Возвращение отца семейства с сельской ярмарки (1868)



Незатейливая картинка возвращения людей с ярмарки написана художником очень искренне и правдиво. Она вызывает у зрителя чувство сопричастности к действию. Вот вместе с веселыми, довольными крестьянами возвращается отец семейства, удовлетворенный покупками. Вместе с односельчанами они радуются как дети, пускаются в пляс под звуки балалайки. А над всем этим шатром раскинулась бездонная звонкая синева неба. Картина создает у зрителя лирическое настроение. Она правдиво, с помощью красок, передает светлые стороны человеческих душ, симпатию художника к простому народу.

Время для чая


Мирная картинка и жизни супругов, проживших вместе долгую, нелегкую жизнь. Дело идет к вечеру, часть комнаты погружена во мрак. В центре комнаты у стола сидят муж и жена. на столе самовар с чайником наверху, вокруг стоят чашки, сахарница, тарелка с печеньем. Хозяин в светлой рубашке, в черной жилетке, в сапогах. Волосы, постриженные в кружок, борода. Его жена в платке, в накинутой на плечи шали. Муж щипцами раскалывает кусковой сахар, а жена обратилась к нему с вопросом. Ожидая вкусной подачки, перед хозяином сидит кот. Картина написана в светлых тонах, создающих спокойное, умиротворенное настроение.

Зимой в деревне (1882)



Зима. Заснеженная дорога. Справа деревня - избы, над которыми передвигается группа людей. Две женщины тянут сани с ребенком и охапкой дровишек. Одна женщина, молодая, другую видим только со согбенной спины, скорее всего, она пожилая. Молодая женщина заговорила с встреченной другой женщиной, которая несет на коромысле воду. Между ними бегает собачонка. Фигуры людей в темной одежде четко выделяется на фоне заснеженного пейзажа - морозное небо сливается с землей, покрытой глубокими сугробами.

Автопортрет (1850)

Боярышня (1882)

Девичник


Девушка, заплетающая косу

Молодой охотник

Монастырская гостиница (1882)


Петрушка идет!


Поминки на деревенском кладбище


Возвращение с войны (1870)


Корзухин Алексей Иванович —великий художник, один из лучших русских живописцев бытового жанра. Его картины - настоящие документальные свидетельства о жизни и быте русского народа в позапрошлом веке.


взято с сайта: http://www.liveinternet.ru/users/5144129/post425999604/

Все свое мастерство и умение Алексей Иванович посвятил бытовому жанру, отражавшему сцены из повседневной жизни народа

«Петрушка идёт!». (1888).


«Девичник» (1889).

«Перед исповедью». (1877).


«Поминки на деревенском кладбище».

В 1865 году за картину «Поминки на деревенском кладбище» Корзухину был присвоен чин художника первой степени, а в 1868 за картину «Возвращение отца семейства с ярмарки» Академия присвоила ему звание академика.

«Возвращение отца семейства с сельской ярмарки». (1868).

А эта картина пропитана лиризмом и задорным настроением. Она красочно передает светлые стороны человеческой души, искреннюю симпатию художника к простому народу. Незатейливый сюжет картины повествует о том как отец семейства навеселе с друзьями под бренчанье балалайки, возвращаясь домой с ярмарки, ликует, пляшет и радуется удачным торгам.

«Воскресный день».

Все мастерство живописца ярко просматривается на полотне «Воскресный день». Композиция этой особенной картины удивительна. Ее центром является закипающий самовар, вокруг которого и завязан весь сюжет. Вся семья в сборе и вот-вот начнет трапезничать. А пока они веселятся, пляшут и играют.

От такого живого и веселого сюжета веет семейным теплом, вкусным запахом обеда. У зрителя появляется желание самому попасть на эту веселую поляну, пойти в пляс, подыграть гармонисту и просто вдохнуть воздух этого удивительного весеннего дня.

«Возвращение из города». (1870).

Полотно воссоздает бедный крестьянский быт: темную комнатенку старой деревенской избы, с закопченными серыми стенами и щелястым полом, скудно обставленную. Сюжет развивается вокруг отца семейства, который приехал из городского базара, где купил товары для дома и гостинцы своим домочадцам.

Вот старшая дочь-подросток с интересом развернула синюю ленту; дочурке пяти-шести лет отец привез мелкие баранки, нанизанные на нитку. А она с радостью приготовила для подарков подол своего платья. На пыльном полу ползает маленький ребенок в одной рубахе. Слева старая мать наливает в самовар воду для чаепития со сладостями, которые обычно привозит отец с рынка. Это полотно полно оптимизма, оно свидетельствует, что даже среди тяжкой беспросветной жизни человек находит свои маленькие радости.

«Птичьи враги» (1887).

Трое крестьянских босоногих мальчишек ранним утречком отважно шагают на "охоту". Ловля птиц на продажу дает им неплохой доход, поэтому ребята подходят к этому занятию ответственно. Об этом говорят клетки для будущей добычи и длинный шест для ловли. Старший мальчик, по-видимому, увидел стаю пернатых и увлекает за собой, указывая другим, куда им следует двигаться.

«У краюшки хлеба». (1890).

Трагизмом и мрачной безысходностью веет от этого полотна. Крестьянские дети, стоящие у стола, делят краюшку хлеба. Мольбой наполнены глаза 3-х летнего мальчугана, который уже съел свой кусочек и голодным взглядом смотрит на пайку, оставшуюся на потом. А сестра бережно прижимает хлеб к себе и не знает как поступить. Дать хлеб брату сейчас - значит вечером остаться голодными: есть то больше нечего.

Больная мать, лежащая на лежанке видя растерянность в глазах дочери, просит не беспокоиться о ней и съесть ее краюху, которая осталась на столе. Но 5-летняя дочка уже достаточно взрослая, чтобы понимать, что этого делать нельзя, иначе мать никогда не поправится. Во всем облике маленькой девочки стоит немой вопрос: "Как поступить?" А у зрителя до боли сжимается сердце.

«Сбор недоимок (1868)».

Трагизмом и безысходностью сквозит от этого полотна. В бедную крестьянскую семью пришли сборщики недоимок. Главный чиновник по сбору податей и слушать не хочет слезные мольбы женщины, стоящей на коленях и держащей младенца на руках. Она отчаянно просит пожалеть их, не уводить корову - единственную их кормилицу.

Рядом стоит босой, одетый в белые портки и потрепанный кафтан хозяин дома. Он чешет затылок в растерянности, не зная как же дальше жить. На втором плане стоящие соседи, якобы сочувствуют несчастным, но в душе тихо радуясь тому, что на этот раз беда обошла их двор.

«Автопортрет». (1850).

Алексей Иванович Корзухин

Русский жанровый живописец, академик Императорской Академии художеств, участник «бунта четырнадцати», один из учредителей Санкт-Петербургской Артели художников и Товарищества передвижных художественных выставок.