Деньги

Жизненная позиция кулигина в пьесе гроза. Сочинение «Образ Кулигина в пьесе «Гроза

Кулигин - персонаж, частично выполняющий функции выразителя авторской точки зрения и потому иногда относимый к типу героя-резонера, что, однако, представляется неверным, т. к. в целом этот герой, безусловно, отдален от автора, изображен достаточно отстраненно, как человек необычный, даже несколько диковинный. В перечне действующих лиц о нем сказано: «мещанин, часовщик-самоучка, отыскивающий перпетуум-мобиле». Фамилия героя прозрачно намекает на реальное лицо - И. П. Кулибина (1755-1818), биография которого была опубликована в журнале историка М. П. Погодина «Москвитянин», где сотрудничал Островский.

Как и Катерина, К. - натура поэтическая и мечтательная (так, именно он восхищается красотой заволжского пейзажа, сетует, что калиновцы к нему равнодушны). Появляется он, распевая «Среди долины ровныя...», народную песню литературного происхождения (на слова А. Ф. Мерзлякова). Это сразу же подчеркивает отличие К. от других персонажей, связанных с фольклорной культурой, он же человек книжный, хотя и довольно архаической книжности: Борису он говорит, что пишет стихи «по-старинному... Поначитался-таки Ломоносова, Державина... Мудрец был Ломоносов, испытатель природы...». Даже и характеристика Ломоносова свидетельствует о начитанности К. именно в старых книгах: не «ученый», а «мудрец», «испытатель природы». «Ты у нас антик, химик», - говорит ему Кудряш. «Механик-самоучка», - поправляет К. Технические идеи К. также явный анахронизм. Солнечные часы, которые он мечтает установить на калиновском бульваре, пришли еще из античности. Громоотвод - техническое открытие XVIII в. Если пишет К. в духе классиков XVIII в., то его устные рассказы выдержаны в еще более ранних стилистических традициях и напоминают старинные нравоучительные повести и апокрифы («и начнется у них, сударь, суд да дело, и несть конца мучениям. Судятся-судятся здесь, да в губернию поедут, а там уж их и ждут, да от радости руками плещут» - картина судейской волокиты, живо описанная К., напоминает рассказы о мучениях грешников и радости бесов). Все эти черты героя, безусловно, приданы автором для того, чтобы показать его глубинную связь с миром Калинова: он конечно же отличается от калиновцев, можно сказать, что он «новый» человек, но только новизна его сложилась здесь, внутри этого мира, порождающего не только своих страстных и поэтических мечтательниц, как Катерина, но и своих «рационалистов»-мечтателей, своих особенных, доморощенных ученых и гуманистов.

Главное дело жизни К. - мечта об изобретении «перпету-мо-биле» и получение за него миллиона от англичан. Миллион этот он намеревается потратить на калиновское общество - «работу надо дать мещанству-то». Слушая этот рассказ, Борис, получивший современное образование в Коммерческой академии, замечает: «Жаль его разочаровывать-то! Какой хороший человек! Мечтает себе - и счастлив». Однако он едва ли прав. К. действительно человек хороший: добрый, бескорыстный, деликатный и кроткий. Но едва ли он счастлив: его мечта постоянно вынуждает его вымаливать деньги на свои изобретения, задуманные на пользу общества, а обществу и в голову не приходит, что от них может быть какая-нибудь польза, для них К. - безобидный чудак, что-то вроде городского юродивого. А главный из возможных «меценатов» - Дикой и вовсе набрасывается на изо-бретателя с бранью, лишний раз подтверждая и общее мнение, и собственное признание Кабанихе в том, что не способен расстаться с деньгами. Кулигинская страсть к творчеству остается неутоленной; он жалеет своих земляков, видя в их пороках результат невежества и бедности, но ни в чем не может им помочь. Так, совет, который он дает (простить Катерину, но так, чтоб никогда не поминать о ее грехе), заведомо невыполним в доме Кабановых, и едва ли К. не понимает это. Совет хорош, человечен, поскольку исходит из гуманных соображений, но никак не принимает во внимание реальных участников драмы, их характеры и убеждения.

При всем своем трудолюбии, творческом начале своей личности К. - натура созерцательная, лишенная всякого напора. Вероятно, только поэтому калиновцы с ним и мирятся, несмотря на то что он во всем от них отличается. Думается, что по той же причине оказалось возможно доверить ему авторскую оценку поступка Катерины. «Вот вам ваша Катерина. Делайте с ней, что хотите! Тело ее здесь, возьмите его; а душа теперь не ваша: она теперь перед Судией, который милосерднее вас!»

А.Н.Островский в пьесе «Гроза», написанной в 1859 году, показал быт и нравы русского провинциального общества того времени. Он раскрыл проблемы морали и недостатки этого общества, показав главные черты самодурства.

В своей пьесе Островский вынес действие за пределы семейного быта в широкую сферу публичности: на городскую улицу, на площадь, в общественный сад и окружил главных героев представителями разных слоев населения. Одним таким «представителем» является Кулигин - мещанин, механик-самоучка, который в социальном плане противостоит и Дикому, и Кабанихе, потому что не приемлет жестокие нравы Калинова и, по словам Добролюбова, Кулигин, как и Катерина, олицетворяет в «темном царстве» другую жизнь, с другими началами». Правда, Кулигин, в отличие от Катерины, смягчает отношения между «темным царством» и его жертвами. Он больше проповедует терпение и покорность. Так, например, когда Кудряш дает отпор Дикому, Кулигин возражает: «Лучше уж стерпеть», а на угрозы Дикого говорит: «Нечего делать, надо покориться!» А Дикой называет Кулигина «червяком». «татарином», «разбойником», он хочет отправить этого скромного изобретателя «к городничему» и хочет опровергнуть знания диким суеверием. Кулигин не боец, он защищает свое человеческое достоинство робко, наивно ссылаясь на авторитет Ломоносова и Державина. Так же наивно верит он в перпетум-мобиле, который поможет забитым людям облегчить свою участь. Кулигин радеет «для общей пользы», он переживает за беспочвенные страхи горожан, сам он лишен всяких суеверий. Его задевает темнота и невежество калиновцев, нравы этого города. Имеено Кулигин произносит: «Жестокие нравы, сударь, в нашем гороже, жестокие!. В мещанстве сударь, вы ничего, кроме грубости да бедности нагольной не увидите».

Кулигин - человек добрый и деликатный, он мечтает изменить жизнь калиновских бедняков, получив награду за открытие вечного двигателя, но все его технические идеи являются анахронизмом для XIX века. Солнечные часы, о которых он мечтает пришли из древности, перпетум-мобиле - средневековая идея, громоотвод - техническое открытие 18 века. Он часто выглядит смешным, чудаковатым. Для калиновцев Кулигин является чем-то вроде местного юродивого.

Кулигин очень чувствует природу, в этом смысле он тонкий человек. Его душа радуется необыкновенно красивым пейзажам, он готов слагать природе гимны. Он, например, чтобы передать толпе свое ощущение красоты и гармонии, говорит о природе словами Ломоновсова6 «Ну чего вы боитесь, скажите на милость! Каждая теперь травка, каждый цветок радуется, а мы прячемся, боимся, точно напасти какой!.. Северное сияние загорится - любоваться бы надо да дивится премудрости: «С полночных стран встает заря»! а вы ужасаетесь да придумываете, к войне это или к морю…»

Несмотря на слабый протест Кулигина против «Темного царства», смысл его реплик и монологов - идеологический комментарий происходящего, он все же является нравственным судьей Дикого, Кабанихи и всего того, что они собой олицетворяют. Недаром в последнем акте пьесы именно Кулигин выносит на берег Волги тело Катерины и произносит полные укоризны слова:

Вот вам ваша Катерина. Душа ее теперь не ваша: она теперь перед судией, который милосерднее вас!

Кулигин является нравственным судьей «темного царства», возможно потому некоторые критики назвали «лучом света» именно его.

Среди героев пьесы А.Островского «Гроза» Кулигин является одной из ключевых фигур, хотя и не главной.

Механик-самоучка, он реально смотрит на происходящие в городке процессы. Кулигин понимает, что нужны изменения в жизни, что устои городка устарели и их нужно менять, что старый мир рушится на глазах. Но, в отличие от Катерины, его протест проявляется только на словах. Возмущаясь жестокостью богатых людей, враждою, ненавистью, царящими вокруг, он все же советует примириться и как-то существовать.

Нерешительность способствует его боязливости и на предложение Бориса открыто разоблачить происходящую в Калинове несправедливость, он отвечает: "Мне уж и так, сударь, за мою болтовню достается".

Вместе с тем, он неисправимый романтик и мечтатель. Его поэтическая натура проявляется в любви к природе, красота которой навевает на него поэтические строки. О тонкости его души говорит тот факт, что он читает стихи, поет песни, восхищается окружающей красотой. Его слова "Восторг! Чудеса, красота! Душа радуется!" могут принадлежать только духовно красивому человеку. О внешности его мы не знаем, но внутренняя красота и понимание того, что происходит вокруг, делает этот образ положительным.

В начале произведения Кулигин сидит на берегу и любуется красавицей Волгой. Он любит свой городок, его жителей и хочет многое сделать для их процветания. Переживает, что в городе нет громоотводов, и частые грозы могут ему навредить, мечтает в парке сделать солнечные часы, а также изобрести вечный двигатель и вырученные за изобретение деньги направить на то, чтобы улучшить жизнь города. Но благородные порывы Кулигина не могут осуществиться по той простой причине, что он беден, у него нет на все это денег, и никто в этом не хочет ему помочь. Над его идеями просто насмехаются, считая его странным человеком.

Кулигин не в силах изменить жизнь города к лучшему, ибо не имеет единомышленников и боится открыто бороться со старым миром. Но положительность этого образа в том, что он не относится к темной части жителей городка, понимая, что грядет новое время.

Сочинение про Кулигина

Пьеса «Гроза» написанная Александром Николаевичем Островским повествует о жителях небольшого городка Калиново, в котором вседозволенность дворян переходит границы. Никто не следит за этими помещиками, и они вольны делать все что захотят. Многие крестьяне это просто терпят, но другие в открытую возмущаются их поведением, а есть и те которые говорят это и самим дворянином в лицо.

Первый персонаж в пьесе это – Кулигин, механик-самоучка, которому больше 50 лет, инициативный, но одновременно мечтательный. Он сидит и восхищается русской бескрайней природой, о чем и говорит Кудряшу и Шапкину. Они не понимают его радости, так как погружены в обычные бытовые проблемы и местные сплетни. Товарищи восхищаются им, так как он не говорит по пустякам и может дать отпор, без силы, а просто словами. Кулигин любит творить и создавать новое, он хочет улучшить жизнь города и подарить что-то великое, но чаще всего такие мечты приводят к проигрышу и разочарованию.

Если же критик Добролюбов писал в своей критической статье что Катерина, луч света в этом темном царстве, то Кулигин можно сказать делает это «Темное царство» не таким мрачным. Но одновременно, несмотря на его яркий луч, механику, как и всем приходиться, терпеть всех городских помещиков и их жестокие выходки. Если вспомнить Кудряша, который только на словах противился Дикому и не желал подчиняться ему, то Кулигин не хочет брать его пример, он просто молчит, терпя все нападки. Он редко когда спорит с другими людьми, выше его по классу, даже не пытается высказать свое личное мнение. Он понимает, что если полезет в драку, все станет только хуже, а если будет просто оскорблять спорщика, его могут и взять и покалечить. Но чаще всего, когда Кулигин старается решить спор миром, просто на словах между взрослыми и детьми, его попытки остаются провальным.

Важно заметить, что именно он предает, главные мысли автора и свое мнение по поводу определенный вещей. Именно он говорит: "Жестокие, сударь, нравы в нашем городе, жестокие!...". Он полностью осуждает лож и лицемерие, эгоистичность. Он не понимает, почему дворяне так к ним всем жестоки и не хотят помочь ближним даже помочь по мелочам. Они все делают для себя и своих близких, но для своих подчинённых они и монету не отдадут. Кулигин, не является главным героем произведения, героем - резонером драмы, но можно считать его одним из главных персонажей во всей пьесе и драме. Так же как и Катерина - главная героиня драмы, он борется за честь и правосудие, за право обычных крестьян. Он оба сражаются за любовь и правосудие и готовы потерять многое ради этого, а сам Кулигин предает все мысли автора.

3 вариант

В пьесе «Гроза» А. Островского есть один интересный герой Кулигин. Он не является главным персонажем. Но, несмотря на это его образ интересен.

Мужчина работает механиком. Своему ремеслу он научился самостоятельно. Он реалист и понимает, что происходит у них в городе. Кулигин хочет поменять свою жизнь и жизнь городка в целом. Он считает, что необходимо идти дальше, а не стоять на месте. По его мнения прежние устои, по которым жили жители города, давно уже устарели и необходимо придумать, что-то новое. Он протестует против сложившейся системы. Он был возмущен жестокостью людей и ненавистью, которая царит вокруг. Но, все его протесты заканчивались лишь словами.

Он нерешительный мужчина. О его трусости свидетельствует, его отказ Борису. Мужчина предложил Кулигину разоблачить ту несправедливость, которая творится в городе. Но, Кулигин сказал ему, что и так слишком много говорил и за это ему уже не раз доставалось. Все это подтверждает его трусливую натуру.

Мужчина был достаточно романтичным. Он любил мечтать. В душе он был поэтом. Кулигин очень любил природу. Она для него была музой и вдохновением. Он писал стихи о красоте природы. У него тонкая душевная организация. Он восхищается всем, что его окружает. У него добрая и красивая душа. Автор решил не описывать внешность Кулигина. В рассказе большое внимание уделяется раскрытию внутреннего мира героя. В целом образ можно считать положительным.

Он любит мечтать глядя на текущую Волгу. Он хочет, что б его город развивался и становился лучше. Кулигин переживает из-за того, что в городке отсутствует громоотвод. Он боится, что постоянные грозы могут сильно навредить городу. Он мечтает сделать какое-то открытие, а полученные в награду деньги потратить на нужды городка. Но это только его желания, которым не суждено сбыться. Он беден. Когда он рассказывает про свои идеи другим людям, то они просто с него смеются. У мужчины голова забита только чистыми и добрыми мыслями.

Кулигин в одиночестве не может поменять устоявшуюся жизнь в городе к лучшему. У него не хватает сил и денег это сделать. По сути, он бедный человек, но у него очень богатый внутренний мир. У него нет людей, которые были бы с ним заодно. Кулигин хочет найти единомышленников и бороться с ними против устоявшейся системы. Это положительный персонаж. Он не делает плохих поступков и не причиняет никому зла. Кулигин мечтает о светлом бедующем и ценит красоту природы.

Этим летом я ездил в лагерь. Путевку дали маме на работе. Когда я узнал, что поеду в лагерь, то очень обрадовался. Сразу начал думать, что мне понадобится в лагере. Решил что возьму пару игрушечных машин

  • Анализ рассказа Чехова Дама с собачкой сочинение

    Антону Павловичу Чехову всегда удавалось создавать необычные произведения, в которых заложен глубокий смысл. Все зависит от человека, что открывает книгу знаменитого писателя. Если читателю интересно изучать жизнь, её законы

  • Гениальность. Что значит это понятие? Я думаю это способность придумать что-то новое, возможность совершить открытие. Все знают великих ученых и деятелей искусства, которые благодаря своему таланту


    Наиболее своеобразным персонажем пьесы Островского «Гроза» является Кулигин – мещанин, часовщик, изобретатель-самоучка, отыскивающий перпетуум-мобиле (вечный двигатель). Этот герой частично выполняет функции выразителя авторского мнения по тому или иному вопросу, но в целом, Кулигин изображен самодостаточным, хотя и немного необычным, даже диковинным человеком. Фамилия этого героя является прозрачным намеком на реальную личность – Кулибина И. П. (1755 – 1818). Биография Кулибина была опубликована в журнале «Москвитянин», с которым сотрудничал Островский.

    Кулигин – поэтическая и мечтательная натура, это заметно по тому, например, как он восхищается красивым волжским пейзажем.

    Первое знакомство читателя с ним ознаменовано народной песней литературного происхождения «Среди долины ровныя...» Кулигин появляется, распевая эту песню, что сразу же подчеркивает его книжность и образованность. Этим Кулигин отличается от иных персонажей, которые связаны с фольклорной культурой. Он книжный человек, хотя его книжность можно уверенно назвать архаической: стихи он пишет «по-старинному»; Ломоносова называет не «ученым», а «мудрецом», «испытателем природы»; себя считает «механиком-самоучкой». Его речь больше напоминает старинные нравоучительные повести и апокрифы, чем высказывания современного человека. Технические идеи Кулигина явно устарели. Необходимость установки в городе громоотвода, солнечных часов и тому подобные замыслы имеют отношение к давно ушедшим векам, но никак не к научно-техническому прогрессу второй половины XIX века.

    Эта архаичность всех задумок Кулигина подчеркивает его глубинную связь с родным городом. Он человек новой эпохи, но формировался внутри Калинова, что, конечно же, оставило след на его мироощущении и жизненных взглядах. Мечта о создании вечного двигателя и получении за это открытие миллиона от англичан – это главное дело жизни Кулигина. Полученные деньги Кулигин мечтает потратить на благо родного города: «работу надо дать мещанству-то». Выслушав его рассказ, молодой человек Борис, получивший современное коммерческое образование, прекрасно понимает утопичность такого замысла, но разрушать мечту хорошего человека ему не хочется. Тем временем, пока мечта не осуществилась, Кулигин занимается более мелкими изобретениями для родного города. Для осуществления своих идей ему постоянно приходится выпрашивать деньги у обеспеченных людей Калинова. Они, в свою очередь, считают изобретения Кулигина бесполезными, высмеивают его, считают чудаком и сумасшедшим. По этой причине страсть Кулигина к творчеству так и остается нереализованной. Он жалеет своих земляков, понимает, что их пороки являются результатом бедности и невежества, но помочь, ни в чем не может. Так, например, он дает гуманный совет простить Катерину и не вспоминать больше о ее грехе. Но этот совет категорически не выполним в доме у Кабанихи, там царят совсем другие взгляды и убеждения. Таким образом, невзирая на все положительные качества Кулигина, он был и останется лишь созерцательной натурой, чьи прекрасные мысли никогда не станут прекрасными действиями. Кулигин навсегда останется смешным чудаком, этакой своеобразной достопримечательностью Калинова.

    Обновлено: 2012-08-09

    Внимание!
    Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
    Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

    Спасибо за внимание.

    Пьеса «Гроза» — значительнейшее произведение А. Н. Островского. В ней он поднимает самые живо-трепещущие вопросы своего времени, выставляет на читательский суд колоритные характеры.

    Список действующих лиц «Грозы» невелик. Это Кабановы и обитатели их дома: семейство Дикого Ваня Кудряш, Шапкин, Кулигин и несколько второ-степенных персонажей.

    Особое место среди героев занимает Кулигин. С ним читатель знакомится в самом начале пьесы. Об-раз Кулигина сразу притягивает читательское внима-ние.

    Кулигин — мещанин, часовщик-самоучка, но он умеет чувствовать красоту, он поэтичен. Глядя на Волгу, герой с упоением восклицает: «Вид необыкно-венный! Красота!», и то, что Волгу он созерцает каж-дый день в течение уже пятидесяти лет, не мешает ему наслаждаться ее красотами. Кудряш называет Кули-гина антиком, то есть редкостным, необыкновенным человеком. Для города Калинова этот герой, действи-тельно, явление исключительное. Он выгодно отлича-ется от многих персонажей пьесы, которые ту же пре-лесть волжского пейзажа едва ли когда-нибудь оценят.

    Большое значение для раскрытия характера Кули-гина имеют его монологи. Гневно обрушивается Ку-лигин на калиновские порядки. Горечью наполнены его слова о пренебрежении к бедному люду, о жесто-ком обмане честных тружеников, о дрязгах между купцами, которые стремятся навредить конкуренту любыми средствами. Герой жестоко высмеивает ущербность внутреннего мира калиновских обитате-лей, выходящих на бульвар только с одной целью: «наряды показывать». Не щадит Кулигин и самодуров: «Они своих домашних едят поедом да семью ти-ранят». По убеждению героя, главная цель жизни калиновского самодура — «ограбить сирот, родственни-ков, племянников, заколотить домашних так, чтобы ни об чем, что он там творит, пикнуть не смели».

    Есть у Кулигина поэтический талант. Для него не-сомненный авторитет — Ломоносов, вышедший из простого народа и трудом и старанием проложивший себе путь к великим открытиям. Кулигин начитан. Свои мысли он может облечь в стихотворную форму. Вот только смелости ему недостает. «Съедят, живого проглотят»,— говорит он.

    Большой потенциал видит Кулигин в народе. Он ценит его мастеровитость и сожалеет о том, что у ме-щанства «руки есть, а работать нечего».

    Герой ищет перпетуум-мобиле, только никому в Калинове его стремления не понятны, никто поддер-жать его не хочет. Кулигин страстно расписывает Ди-кому все выгоды, которые могут принести его задум-ки. Он пытается внушить тому, кто сдирает со своих работников последнюю копейку, необходимость по-жертвования энной суммы «для общества». Герой не видит, что для Дикого это все «вздор», а сам Кулигин не больше чем червяк, которого можно помиловать, а можно раздавить. Кулигин верит в достижение своих целей, он надеется на чудо, на то, что в «темном царст-ве» все же найдется хоть одна «живая» душа.

    Куда прозорливее Кулигина оказывается Борис, который в ответ на слова героя лишь вздыхает: «Жаль его разочаровывать-то!»

    Напрасно герой пытается растолковать «темным» калиновцам и «благодать» грозы, и прелесть северно-го сияния, и красоту движущихся комет. Он цитирует им Ломоносова, мечет во все стороны драгоценный би-сер, не осознавая, что все это впустую.

    Тихону, сыну Кабановой, Кулигин говорит о том, что маменька его «больно крута», а Катерина «лучше всякой», и что в его возрасте пора «своим умом жить».

    У Кулигина доброе сердце. Разочарованному Тихо-ну он говорит, что врагов прощать надо, а найдя мерт-вую Катерину, бросает в лицо Кабановым слова об их немилосердии к ней.

    По мнению Н. Добролюбова, все же нельзя было на-деяться на кулигиных, верящих в просветительский путь переустройства жизни и пытающихся воздейст-вовать на самодуров силой убеждения. Эти люди лишь логически понимали нелепость самодурства, но были бессильны в борьбе с ним.