Собственный опыт

«Звук ». Индивидуальное логопедическое занятие с детьми старшего дошкольного возраста

1) Игра «Комарики» если услышите звук «ЗЬ» комарик становится маленьким(дети приседают), когда услышите звук «З» комарик большой(дети встают)

Педагог произносит «З, ЗЬ,»….

2) Игра «Поймай большого комара»: как только вы услышите звук «З», хлопните в ладоши.(«З,З,ЗЬ,З,ЗЬ….) можно предложить детям сосчитать сколько комаров прилетало.

3) Игра « Разбери фигурки». В контейнер кладутся два вида фигурок. Называем одну [З] а другую[З’] . Раскладываем по разным емкостям озвучивая их имена.

Дифференциация звуков [з] и [з’]в слогах

    Повторяй за мной. Можно использовать игрушки обозначающие твердый и мягкий звук. Например драконы Зак и Зик. Зак –большой твердый звук, а Зик- маленький мягкий. Чередовательно показывать ребенку драконов и просить произнести соответствующий слог.

  1. Звук «З» согласный, твердый(кружок- символ нужного цвета) синий

Звук «Зь» согласный, мягкий(кружок- символ нужного цвета)зеленый

Педагог берет синий кружок и «сажает» на него комара.

Дети придумайте,каким именем можно назвать комара(педагог подставляет символы гласных и дети читают слоги ЗА.ЗО.ЗУ.ЗЫ.ЗЭ)

3) Игра с мячом. Как их ласково называли в детстве. Переделайте слоги,чтобы они звучали мягко.(дети перекидывая,мяч обратно педагогу называют мягкий слог)

ЗА-ЗЯ;ЗО-ЗЁ…..

Дифференциация звуков [з] и [з’] в словах

1) Посмотрите, к нам пришли две сестры- Зоя и Зина. Они поссорились,потому что не смогли поделить свои подарки. Давайте им поможем. Вот два бантика: синий и зеленый. Кому отдадим синий бантик? (Зое). А зеленый? (Зине)

2) А еще есть две корзины, тоже синяя и зеленая. Надо помочь разложить в них подарки. В названии подарков есть звуки «З» и «ЗЬ»(дети по очереди называют и раскладывают подарки в корзины).

3) Кто лишний в ряду?

Зубр, бизон, фазан, зебра

Зяблик, козел, заяц, обезьяна.

Дифференциация звуков [з] и [з’] в тексте.

    Прочитай (повтори) стихи.

Я билетик в кассе ВЗЯЛ

И пошёл с билетом В ЗАЛ.

Помогли хоЗЯЙКЕ

Убрать капусту ЗАЙКИ!

Надвигается ГРОЗА,

Чёрной тучею ГРОЗЯ.

Попугаю не ЗАЗОРНО

Головой кивать ЗА ЗЁРНА.

Мы не оставим без ПРИЗОРА

Полкана - нашего ПРИЗЁРА.

Петя рисовал УЗОРЫ,

Ваня - реки и ОЗЁРА.

Почему-то был КОЗЁЛ

Очень на козлёнКА ЗОЛ!

ВОЗЫ зерна и сена

ВОЗИ скорее, Сеня!

Увидела КОЗА В ОЧКАХ

Полоски на КОЗЯВОЧКАХ!

Стоп, ребята! ГРУЗЫ ТЕ

Не туда вы ГРУЗИТЕ!

Мы дарили РОЗЫ

Нашей тёте РОЗЕ!

Возле этой ВАЗЫ, ЛИНА,

Я не вижу ВАЗЕЛИНА!

Барабанить нельЗЯ, ПЕТЬ!

Можно, Петенька, ЗАПЕТЬ!

Залезает КУЗЯ в КУЗОВ:

Ах, как много разных грузов!

Ну-ка, Кузя, НЕ ЗЕВАЙ!

Грузы, Кузя, НАЗЫВАЙ!

(Синицына и. Ю. Буду чисто говорить. Логопедическое пособие в стихах)

III. Формирование коммуникативных умений и навыков

    Весёлые чистоговорки и логопедические игры.

(Из книги «Развиваем речь» Ю.В. Гурин)

    «Логопедическое лото» (Громова О.Е.)

Учебно-игровой комплект «Логопедическое лото» поможет ребенку автоматизировать звуки и пополнить свой словарный запас. Кроме того, игры, представленные в этом пособии могут способствовать развитию у малыша логического и творческого мышления, речи, внимания, памяти, мелкой моторики. В комплект входит игровое поле и 120 карточек. Автор предлагает несколько вариантов игр, вы можете придумывать свои варианты игр для автоматизации и дифференциации звуков, развития фразовой и связной речи. Изобразительный материал каждой игры можно использовать как на индивидуальном занятии с ребенком, так и в работе с несколькими детьми одновременно.

Цели занятия:

Закрепить правильное произношение и артикуляцию звуков «з, зь»;
- закрепить умения детей в установлении соответствия между органом артикуляционного аппарата и моделью артикуляции соответствующих звуков «з, зь»;
- развивать умения детей различать звук в слоговых рядах;
- развивать фонематические представления;
- продолжать развивать звуковой анализ и синтез слов;
- закрепить согласование существительных с глаголами, развитие навыков словообразования;
- развивать умение произносить слова, предложения с заданным звуком, выделять из текста;
- развитие мышления, воображения;
- знакомство с буквой «З», чтение слогов, слов, предложений.

Оборудование: картинки звездолета, « звездных человечков»,замка, животных (зебра, зубр, стрекоза, кузнечик, зайка, медузы), птиц (зяблик, поползень, зимородок, зарянка), растений (земляника, подберезовик), продукты (изюм, зефир), предметы (замок, гвозди, корзина, занавеска). Схемы звуков, буквы.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

На какой планете мы живем? (На земле)
Кто мы? (Земляне, дети Земли.)
А кто живет на звездах? (Дети звезд.) Они посылают нам свои любимые звуки «З, Зь».

2. Сообщение темы занятия.

Дети звезд посылают нам звездные сигналы: з-з-з, зь-зь-зь.

3. Характеристика звуков детьми.

При произнесении звука З губы полураскрыты в улыбке, между зубами небольшая щель, широкий кончик язычка упирается в нижние зубы, спинка языка выгнута вверх, по средней части языка образуется желобок, воздушная струя проходит по желобку языка между зубами, голос работает.

Язычок широкий – ниже,
Кончик – к нижним зубкам ближе!
И со звонким ветерком
Звонко З-з-з… произнесём.
З заливисто звенит,
Звонко Зь в словах звучит!

Звук [З]- согласный, твердый, звонкий. Обозначается символом:

Звук [Зь]- согласный, мягкий, звонкий. Обозначается:

4. Развитие фонематического восприятия.

Дети звезд приглашают нас в гости. На чем мы отправимся в звездное путешествие? (На звездолете,)
Почему его так называют?.(Ответы детей)
Определите место звука «З» в слове звездолет? (Звук «З» в слове звездолет стоит в начале и середине слова). Логопед выставляет картинку звездолета.

Логопед читает стихотворение:

Звездолет мы смастерили.
К звездам путь открыть решили.
Звездолет, звездолет,
Отправляемся в полет.

5. Произношение звуков «З», «Зь» в слогах. Развитие просодии.

Логопед. Мы выходим на связь с обитателями Звезды. Вы будете произносить слоги с разной интонацией, при этом должны запомни слоги по порядку и не переставлять их. Иначе связь со звездой прервется.

ЗА-зо-зу- произнесите вопросительно;
Зя-зё-зе-зю- произнесите утвердительно»
Зве-звя-зве- произнесите удивительно;
Зву-зва-звы- произнесите радостно.

6. Произношение звуков в словах.

Логопед. Звездные дети просят нас с собой взять предметы, в названии которых есть звуки «З, Зь». Ребята, что возьмем? (Дети называют предметы и определяют место звука в слове).

Логопед. Догадайтесь, какой предмет я возьму, В его названии два звука «А», первый звук «В». Третий «З». Это …(ваза). А я еще хочу взять с собой «зди – гво». Что это? (Гвозди).

Логопед выставляет изображение замка.
Логопед. А можем ли мы взять с собой замок? Дети объясняют, что нет. Потому что зАмок — это здание, оно не войдет в звездолет.

Логопед. Скажите слово так, чтобы ударным стал звук «О». (ЗамОк) Чем похожи эти слова? Дети объясняют, а логопед показывает картинки этих предметов.

Логопед. Можно взять с собой и животных. (Выставляет картинки животных, а дети выбирают только тех в названии которых есть звуки «З, Зь»)

Логопед. Кого можно взять? (Зайку, козу, бизона, зубра, зебра, обезьяна, змея). Определите какой звук «З, Зь» находятся в слове и его позицию в слове? Дети можно взять насекомых, морских животных и птиц (Кузнечик, стрекоза, медуза, зяблик, поползень, зимородок, зарянка).

Логопед. Поставьте на верхнюю часть нашего звездолета слова со звуком «З», а на нижнюю – слова со звуком «Зь».

Логопед. Ребята давайте для угощения детей Звезды возьмем…(зефир, изюм, землянику). В этих словах вы услышали…(звук «зь»). Наверное, на Звезде не растут грибы, поэтому возьмем и гриб, но только тот, в названии которого есть звук «з» (Подберезовик). Правильно, а почему его так называют? (Они растут под березами).

Логопед. Мы всё с вами взяли. Как все эти предметы можно назвать? (груз). Что мы с нашим грузом сделаем? (погрузим). Отсек, где будет лежать груз, называют….(грузовым).

7. Согласование существительных с глаголами.

Логопед. В грузовом отсеке есть….(замок, задвижка, защелка, засов).
Замок мы что сделаем?..(закроем)
Защелку — защелкнем
Задвижку — задвинем.

8. Звучит музыка.

Логопед. Мы отправляемся в полет. Смотрите, вот Звезда.
Дети произнося слова:

К далекой Звезде добрались!
Звездолет наш опустись.
Нас встречают дети Звезд!

Логопед выставляет картинки Звездных детей.

9. Физминутка.

Мы летели высоко.
Мы летели низко.
Мы летели далеко.
Мы летели близко.
Добрались мы до Звезды.
Вот какие молодцы.

Декламация сопровождается движениями рук.

10. Звуко – слоговой анализ и синтез слов.

Логопед. Покажем предметы, которые привезли с земли. Найдите его. В названии предмета один слог, первый звук «з», второй звук «о». Что это? (Зонт). Измените слово так, чтобы в нем стало два слога (Зонтик). Назовите животное, в названии которого один слог.(зубр). Назовите животное в названии которого четыре слога и последний слог «на» (Обезьяна).

Логопед. Ребята давайте познакомим наших звездных детей со звуковым анализом слова. Разложите слово « ваза» на звуки и дайте характеристику каждому звуку (Работа со звуковыми схемами).

11. Знакомство с буквой «З»

Логопед. Угадайте какое слово спряталось в двух перепутанных слогах — «зон»-«би» (бизон). Назовите второй слог — Зон. Ребята, а одного звездного мальчика так зовут Зон, а имя девочки вы сможете сами отгадать если соедините звуки — а, з, а (Аза). Давайте выложим из букв имена наших звездных друзей. А в тетрадях напишем предложения:

У Азы зонт. У Зона бизон.

12. Итог занятия.

Логопед. Наше путешествие подходит к концу. Ребята мы с вами привезли с собой что-то вкусное (Зефир, изюм). Угостим наших звездных детей и сами попробуем.

А сейчас садитесь в наш звездолет, и мы отправляемся домой на Землю.

Жгутова Ирина Владимировна,
учитель- логопед.
Муниципальное бюджетное
дошкольное образовательное учреждение
детский сад №1 компенсирующего вида
г. Курганинска

Конспект фронтального занятия в подготовительной логопедической группе Тема: "В гости к звукам и буквам" (звуки -з-, -зь-, буква З)

Учитель-логопед: Харькина А.Н.
Цель:
- развивать фонематическое восприятие;
-упражнять детей в узнавании звука среди двух звуков;
- определять линейную последовательность звуков в слове;
- тренировать детей в делении слов на части;
-закреплять умение детей производить звуко-буквенный анализ и синтез слов;
-упражнять детей в составлении предложений из данных слов;
-коррекция мышления на основе операции распознавания;
-тренинг речевого общения.
Оборудование:
Незнайка - кукла, наборное полотно, шапка-невидимка, телевизор, предметные картинки, кубики с буквами, карточки с буквами и словами, пеналы, карандаш, лист бумаги.
Ход занятия:
Организационный момент.
Загадка:
Этот сказочный герой
Ходит в шляпе голубой,
Перепробовал много дел:
На луну слетать хотел.
Ты подумай, отгадай-ка,
Как зовут его?
Введение в тему.
Незнайка как-то раз решил стать поэтом и стал сочинять стихи:-Стужа. Снег. Метут метели.Темной ночью бродят двери.-
Правильно Незнайка подобрал слова в стихотворении? Какое слово должно стоять вместо него? Какими звуками отличаются эти слова? Какой первый звук в слове -звери-?
Вот, ребята, что случилось,
В слове звуки заблудились.
Заскочили в чей-то дом
И хозяйничают в нем.
"Подбери символы-картинки"
Уточнение артикуляции звука -з-, характеристика звука.
Можно ли этот звук произнести мягко? Как он будет звучать?
Придумайте слова с мягким звуком -зь-.
"Угадай звук" (волшебная шляпа).
Мы с Незнайкой будем прятать звук -з- среди других звуков, а вы будете включать синий сигнал светофора, если его услышите.
"Телеграф"
Незнайка решил отправить Деду Морозу телеграмму. Расшифруем: - первый звук, -второй звук. Отстучим телеграмму.
Угадай, в каком слове Незнайка спрятал звук -з-?
-Дюймовочка, Снегурочка, Золушка-
"Поможем Золушке навести порядок" - определить место звука -з- и разложить в определенные коробочки.
Физкультминутка
Вот Незнайкина зарядка. Выполняйте по порядку.
Быстро встаньте, улыбнитесь. Выше, выше подтянитесь.
Ну-ка плечи распрямите, поднимите, опустите.
Влево, вправо повернулись, рук коленями коснулись.
Сели-встали, сели-встали. Вы, надеюсь, не устали,
Надо вам свободней стать и спокойнее дышать.
"Незнайкин телевиз ор"
У Незнайки сломался телевизор, не переключается, на экране одно и то же изображение (заяц, индюк, медведь, апельсин). Для того, чтобы помочь Незнайке необходимо составить слово по первым звукам в названии каждой картинки (на экране появится картинка "зимы").
Работа с пенала ми.
-назовите по порядку звуки, из которых состоит это слово;
-какой звук стоит 1-ым, 2-ым, 3-им, 4-ым? (характеристика каждого звука) ;
-сколько гласных звуков в слове? Назовите их.
Правило: сколько в слове гласных, столько и слогов.
Игра "Отгадай слово" (чем звук отличается от буквы?)
В конверте буквы разного размера, чтобы получилось слово - надо буквы расставить по росту:
-з о н т-
Подвижная игра-эстафета
Преодолеть препятствия и перенести кубики.
Кубики-то не простые, на них буковки цветные.
Если кубики сложить, слово можно получить.
Составление и чтение слов --"замок" - ударение в слове на разные слоги полностью изменяют значение слова, "зонты" (картинки).
"Загадка для Незнайки
Если Незнайка правильно отгадает Знайкины загадки, то его возьмут в новое путешествие на Луну. О каком времени года загадки?
Упражнение "Расскажи стихи руками" ("Снег").
Дети садятся за столы.
Игра "Буквы рассыпались" (задание для Незнайки от Синеглазки).
Работа с деформированной фразой. Надо расставить по порядку слова и прочитать предложение.
-Сколько слов в предложении? Назови их по порядку.
Закрепление правила заглавной буквы в начале предложения и точки в конце предложения.
Итог занятия. Оценка деятельности детей.
Незнайка дарит на память детям свои фотографии.

ОКСАНА АБРАМОВА
Конспект логопедического занятия «Звуки [З], [З’], буква Зз»

Конспект по логопедии . Подготовка к овладению к грамоте в подготовительной группе.

Тема : «Звуки (З, (ЗЬ) и буква Зз .

Цель : Познакомить детей со звуками «з,зь» и буквой «З» .

Задачи :

Уточнить правильную артикуляцию звука «з» .

Учить выделять звук «з» из слов, давать его характеристику.

Учить соотносить звуки с цветным обозначением.

Упражнять в дифференциации согласных звуков (твёрдый – мягкий) .

Закрепить умение определять место звука «з» в словах, воспроизводить слоговые ряды .

Совершенствовать навыки звукового анализа слов из 4-х звуков

Совершенствовать навыки фонематического синтеза.

Познакомить с буквой «Зз» , закрепить графическое изображение букв .

Развивать мелкую моторику.

Стимулировать речевую активность.

Воспитывать умение работать в коллективе, интерес к занятиям .

Предварительная работа : просмотр мультфильма : «Маша и медведь» ,

разучивание физминутки.

Оборудование : картинки с изображением предметов со звуками (зь) ;на что похожа буква «Зз» ,звуковые пеналы , дорожки, рыбки; домики с тремя

окошками, зеркала, игрушка Зайка и кукла Зина, большой поднос с расы – панной манной крупой, снежки, ёлочки, указка, конверт с заданиями, магнитофон, мольберт.

Ход занятия:

1. Организационный момент. Психогимнастика. Логопед просит детей : «Сейчас давайте закроем глаза, подумаем о том, как хорошо, что мы вместе, мы добры, приветливы, ласковы, здоровы. Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя свежесть, доброту, красоту. А выдохните через нос все оби-ды, злобу и огорчения. (3 раза)

А сейчас мы пожелаем друг другу счастливого пути и отправимся в путе - шествие в волшебный лес (звучит спокойная, красивая мелодия) .

Логопед : Смотрите ребята, новогодние праздники только наступят, а нам уже прислали в волшебном сундучке подарки (открывается сундук, подарков нет, лежит письмо от Вьюги) . Чтение письма : «Праздники наступят, когда вы выполните мои задания» .

2. Постановка цели занятия .

Сегодня мы отправимся в путешествие,выручим подарки и познакомимся с новыми звуками и новой буквой . Будьте внимательны! Давайте вспомним,для чего нужны звуки и буквы ? (звуки мы слышим , а буквы читаем и пишем )

Ребята, для того чтобы попасть в волшебный лес, нам нужно отгадать загадки.

Кто,угадай-ка седая хозяйка?

Тряхнёт перинки- над миром пушинки. (Зима)

Что за зверь лесной- встал как столбик под сосной.

И стоит среди травы, уши больше головы. (Заяц)

Героиня какой сказки поехала на бал в хрустальных

башмачках. (Золушка)

Кто на праздник к нам зимой

Прийдет с подарками и с длинной бородой. (Дед Мороз)

Логопед : Какие звуки вы услышали в ответах загадок? (звуки З , ЗЬ)

3. Знакомство с новыми звуками . Уточнение правильной артикуляции звуков З ,ЗЬ, их характеристика и обозначение. (дети садятся за столы)

Произнесите ещё раз звук (з-з-з) . Это упражнение называется «комарик» .

Возьмите в руки зеркала и проверьте, правильно ли вы произносите звук (з) :

губки свободны; зубки сближены, но не соприкасаются; кончик язычка спрятан за нижние зубки; посередине язычка идёт тёплая воздушная струя, горлышко «разговаривает» ; произносим «з-з-з» - звенит комарик. Если есть преграды – это согласный звук . Если горлышко «разговаривает» - это звонкий звук .

Дайте характеристику звука «З» - (согласный, твёрдый, звонкий) .

Он обозначается квадратиком синего цвета (или одной чёрточкой, дети находят в пеналах) .

Дайте характеристику звука «ЗЬ» - (согласный, мягкий, звонкий) .

Он обозначается квадратиком зелёного цвета (или двумя чёрточками, дети находят в пеналах) .

Дети присаживаются на коврик, на котором разложены предметные картинки и находят картинки, в названиях которых есть звуки «З,ЗЬ» . Дети называют выбранную картинку и определяют как звучит звук – твёрдо или мягко .

*Повторение слоговых рядов за логопедом :

За-за-за - идёт коза; Зи-зи-зи - зайка кору грызи; Зу-зу-зу – боюсь грозу.

Дети ставят свои картинки на фланелеграф и садятся за столы. 4. Дифференциация звуков (твёрдый - мягкий, соотнесение с цветовым обозначением.

Логопед : «Ребята, к нам в гости пришли игрушка Зайка и кукла Зина. Давайте подарим картинки, в названиях которых звук «З» (твёрдый) -Зайке, в названиях которых звук «ЗЬ» (мягкий) -Зине и на звуковой дорожке обозначим их фишками (синий, зелёный; одной или двумя чёрточками) .

5. Определение позиции звуков «З,ЗЬ» . Игра : «Золотая рыбка» .

На фланелеграфе и на столах у каждого ребёнка «золотая рыбка» ,состоящая из трёх частей. Дети по очереди определяют позицию звуков «З,ЗЬ» (в начале, в середине,в конце слов) .

6. Физкультминутка.

Дети, вы хотите сходить в гости к Деду Морозу?А вот и он (выставляется в се- редине коврика игрушечный Дед Мороз) .

Разыграйтесь метели, гнитесь ниже сосны,ели,

Всё что есть в моём лесу, всё засыплю, занесу. Дети отвечают :

Не боимся мы пороши, любим снег – хлопок в ладоши.

Руки в стороны, по швам, хватит снега вам и нам.

Мы теперь метатели, бьём по неприятелю!

Размахнись рукой – бросок! Прямо в цель летит снежок!

7. Слого- звуковой анализ слова «коза» (работа за столами; выполнение звукового анализа на звуковых дорожках ,называние первого,второго,третьего, четвёртого звуков , определение количества слогов и правильного ударения, анализ выполнения заданий).

8. Знакомство с буквой «З» . Дети выходят на коврик, садятся в кружок)

(Демонстрация большой и маленькой букв , из каких элементов состоят – из двух полуколец, соединённых между собой или двух неполных кругов; рассматривание картинок – на что похожа буква «З» - на цифру 3, на облачко, на рога козы, барана, на ухо, на лепестки цветов).Графическое начертание букв на своей ладошке , на подносе с рассыпанной манной крупой, выложить из природного материала… Показать гостям).

9. Итог занятия .

Ребята, припомните все задания, которые вы выполняли? С каким звуком мы сегодня знакомились? Дайте его характеристику.

Дифференцированная оценка логопедом деятельности детей на занятии .

Побывали в волшебном лесу, справились с заданиями и за это нам Вьюга вернула наши гостинцы (сюрпризный момент)

Вы ребята, молодцы!

Екатерина Карасева
Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи: «Звуковая культура речи: звуки «З» и «Зь»

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи :

«Звуковая культура речи : звуки «З» и «Зь» .

Программное содержание :

Освоение действия интонационного выделения звука в слове .

Дифференциация твердых и мягких согласных звуков

Развитие умения подбирать слова с заданным звуком .

Материал :

Два комарика (большой -маленький)

Фишки для обозначения твердых и мягких звуков (круги синие-зеленые)

Карточки с изображением предметов со звуком «з» в названии, по количеству детей

Поле для фишек по количеству детей.

Ход занятия:

Воспитатель с детьми проходят в группу, на полянку (ковер украшенный цветами) .

Ребята, вот мы с вами очутились на чудесной лесной полянке. Как много разных звуков живет здесь : «ш-ш-ш» - шумит ветер, «ж-ж-ж» - жужжат жучки, «р-р-р» рычат разные животные.

Ой, смотрите кто же это?

Вдруг откуда – то летит,

Наш дружок комарик,

Очень весело пищит,

Ну а с ним товарищ.

Воспитатель достает две игрушки : комар большой и маленький.

Посмотрите какие комарики к нам прилетели, а чем ребята они отличаются, один комар большой, а второй маленький комарик.

Послушайте какую звонкую песенку поет большой комар «з-з-з-з» , его песня громкая, твердая.

А маленький комарик поет мягко, тихо «зь-зь-зь-зь» .

Давайте с вами споем песенку большого комара, а теперь маленького. Похожи их песни? А чем отличаются?

Правильно звуки «з» и «зь» похожи, но и отличаются, звук «з» твердый как в песенке большого комара, а звук «зь» мягкий, как в песенке маленького комарика.

Давайте еще раз споем песенки комариков.

Воспитатель обращает внимание на артикуляцию.

Что делают губы когда поет твердый звук «з» : улыбаются, а язык прячется за нижними зубами, упираясь в них. Теперь произносим мягкий звук «зь» : то делают губы? Тоже улыбаются, только больше напрягаются, и язычок за нижними зубами и тоже больше напрягается.

Воспитатель показывает большого комара- поют звук «з» , показывает маленького комара-поют звук «зь»

Дидактическая игра «Прятки со звуком »

А сейчас предлагаю вам поиграть в игру «Прятки со звуком » . Звуки «З» и «зь» спрятались в словах, я вам буду их называть, а вы если услышите звук «зь» , должны хлопнуть в ладоши; а если услышите звук «з» - топните ногой.

Слова : зонт, бант, зуб, дуб, завод, заноза, вопрос, вокзал, замена, зелень, смелость, земля, лиса, зяблик, зима, зернышко, колобок, земляничка.

Молодцы, какие вы внимательные. Посмотрите, а что это у нас лежит на столах. Давайте пройдем за стол и посмотрим.

На столах у детей разложены карточки с изображением предметов , в названии которых присутствует звук «з» или «зь» .

Дидактическая игра «Домик для звуков » .

Перед вами лежат карточки с изображением разных предметов . Комарики перепутали эти предметы и не знают в каком домике живут. Поможем им? У нас есть два домика (нарисованы на доске, те предметы в названии которых есть звук «з» живут в домике большого комара, а в названии которых есть звук «зь» , в домике маленького комара. Вам надо будет взять карточку, громко, четко произнести название предмета, так чтобы мы слышали какой же звук в слове «з» или «зь» и отнести его в нужный домик.

Слова : «з» -зонт, замок, забор, ваза, рюкзак, поезд, грузовик, кукуруза, таз, знак.

«зь» - корзина, зеркало, зернышко, зефир, газета, мазь, резинка.

Молодцы, вы отлично справились и все предметы оказались на своих местах.

Ребят, к нашим комарикам приехали друзья. Давайте мы послушаем загадки и отгадаем, кто это!

Отгадывание загадок «Зоопарк»

В зоопарке, в синей клетке

Ловко прыгает по сетке,

Корчит рожи, ест бананы

Кто? Конечно (Обезъяна)

У этой лошадки

Одёжка в полоску.

Похожа одёжка её

На матроску. (Зебра)

Бородат, гриваст, вынослив,

Иву вмиг согну в дугу.

И рогами пень подбросить

Выше дерева смогу. (Зубр)

Что за зверь лесной,

Встал, как столбик, под сосной,

И стоит среди травы,

Уши больше головы (Заяц)

Шелестя, шурша травой,

Проползает кнут живой.

Вот он встал и зашипел :

Подходи, кто очень смел. (Змея)

Скажите, а где могут жить все эти животные?в Зоопарке. А в слове зоопарк, есть звук «з» ? Он твердый или мягкий?

И я вам ребята предлагаю поиграть в игру «Зоопарк» . Выходите из-за столов.

Физминутка «Зоопарк»

Мы шагаем в зоопарк,

Побывать там каждый рад! (Ходьба)

Это - лев.

Он царь зверей,

В мире нет его сильней.

Он шагает очень важно,

Он красивый и отважный.

(Дети идут неторопливо, размеренно, с гордо поднятой головой, Шаг выполняют грациозно, с легким подъемом ноги на носок и небольшим разворотом туловища . Руки находятся на поясе)

А смешные обезьяны

Раскачали так лианы,

(Исходное положение : стоя на месте, ноги на ширине плеч, руки с расставленными в стороны пальцами согнуты в локтях. Дети выполняют небольшие полуприседания)

Что пружинят вниз и вверх

И взлетают выше всех!

(Прыжки с хлопками над головой)

Лапку к лапке приставляя,

Друг за другом поспевая,

Шли пингвины дружно в ряд,

Словно маленький отряд.

(Дети двигаются мелким семенящим шагом на прямых ненапряженных ногах. При этом пятку приставляют к пятке; носки разведены в стороны , руки опущены и прижаты к туловищу, корпус слегка раскачивается вправо-влево)

Кенгуру так быстро скачет,

Словно мой любимый мячик.

(Дети сгибают руки в локтях и начинают выполнять легкие прыжковые движения вправо-влево, вперед-назад)

Мишка головой мотает,

К себе в гости приглашает,

Он вразвалочку идет ,

Танцевать с собой зовет.

(Ноги на ширине плеч, колени слегка согнуты. Руки, согнутые в локтях, нужно поднять до уровня плеч. Приподнимая то правую, то левую ногу, дети раскачиваются)

Вот змея, она пугает

(Волнообразные движения правой рукой)

И к себе не подпускает.

По земле ползет она,

Извивается слегка.

(Волнообразные движения туловищем )

Зебра бегает, резвится,

Хочет с нами подружиться.

(Выполняют движения легкого бега с высоким подъемом ног)

Вот и вечер наступает,

Зоопарк наш засыпает,

Засыпает до утра,

Нам уже домой пора.

(Ходьба)

Вот и нашим друзьям пора возвращаться домой, давайте с ними попрощаемся.

А ведь у нас в группе тоже есть животные, давайте для них мы из крупного конструктора построим зоопарк ?

Дети приступают к совместному конструированию «Зоопарк»