Семья и Дети

Дмитрий Кузнецов (Хаски). Почему рэпер Хаски — это новый Есенин

Лично мне Хаски вкатывает по нескольким причинам:

1. Его подача материала показывает что человек вообще не ограничен никакими рамками, даже если он начнёт нести какую-то лабуду "на выдуманном языке" - это зайдёт и будет звучать гармонично.
2. Его лирика - это в каком-то смысле чистая эмоция. Складывается впечатление, что он говорит прежде всего эмоциями, а уже потом текстом.
3. Его тематика достаточно мрачная, и это при том что "мрачняк" уже лет 10 как всем надоел в хип-хопе. Этим никого не удивишь, но то как это делает Хаски, однозначно можно назвать новым уровнем мрачного хип-хопа.

А теперь к интересным фактам. Пару дней назад я поинтересовался историей клипов этого персонажа, заглянул на официальный канал ютуб, и обнаружил довольно интересную особенность. Популярностью отличены только последние три клипа исполнителя. Первые два клипа 5 и 3 летней давности, на данный момент собрали от силы 150-160 тысяч просмотров, и то, это скорее благодаря последним трём "нашумевшим" клипам ("Пуля-дура" - 1 миллион просмотров, "Панелька" - 614тыс. и "Черным черно" - 641тыс).

Что же не так с его первыми двумя клипами? По качеству материала они не уступают практически ничем своим младшим собратьям. Так в чем же дело? А дело вот в чем. Хаски там серьёзен. Он поднимает серьёзные темы, говорит о важных вещах. Очень талантливо говорит, говорит как мастер. Тонкие намёки, подсмыслы, качественный слог. Что до битов - они звучат отлично даже на сегодняшний день, учитывая что клипам уже от 5 лет.

Возникает вопрос: что такого поменялось в артисте, что он так взорвал? А поменялось следующее. Он перестал быть таким серьёзным. Он всё те же темы, воспевает теперь совсем по другому. Он смеётся над всем этим. Как кто-то из древних сказал: "Смеясь говори правду". Так и Хаски, просто отпустил всю важность и стал просто изрыгать правду-матку, только теперь в такой насмешливой и свободной форме. Все эти танцы "джека-воробья", странные словесные эпитеты и образ поехавшего пациента дурдома - всё это и цепляет в нём. Этот его внутренний надрыв что ли. Это интересно, это вкусно.

Что же не так с его первыми двумя клипами? По качеству материала они не уступают практически ничем своим младшим собратьям. Так в чем же дело?

Качеством не уступают, но звучат на момент 2011 года стандартно, тем самым зарываясь в толпе других аналогичных по звучанию исполнителей тех лет, выдававших серьёзную лирику молодыми звонкими голосами.

Современные же композиции Хаски концептуальны. Содержимое текстов песен подчеркивается шизовреническим флоу и гайморитным голосом, создавая и усиливая необходимую атмосферу.

Танцы и бит, коррелируют с оными в модным нынче клауде, подхватывая смежную аудиторию.

Ответить

Прокомментировать

На трек «Пуля-дура», которым заставил еще громче заговорить о себе. Сочетание визуальных образов из 90-х и сложный речитатив открыли артиста по-новому, и теперь мы еще больше ждем выхода нового альбома музыканта. Русская готика, библейские отсылки и новая искренность очень в духе поздних фильмов Балабанова выгодно выделяют Хаски на фоне остальных рэперов.

The Village встретился с Хаски в Доме аспирантов и стажеров МГУ (ДАС), где он прожил пять лет, и узнал, каково было подростку из Бурятии вливаться в журналистскую тусовку, как студенты лучшего вуза страны занимаются сексом в общежитии и почему жители Патриарших прудов не должны решать, кому пить в этом районе.

Про общежитие

Я приехал в Москву из своего родного города Улан-Удэ, когда мне было 16 лет, - только-только окончил школу. Я хорошо сдал ЕГЭ, хотя отличником никогда не был, и поступил на факультет журналистики МГУ. Поселился в общаге вуза - ДАСе. Сначала мне показалось, что все люди здесь такие слабые! И это у всех моих земляков такое впечатление. А я был решительно настроен работать, учиться, деньги зарабатывать.

Вообще, на журфак я случайно попал. Мне просто хотелось уехать из дома - делать там было нечего. В определенном возрасте всем хочется сбежать куда-то. А единственный вариант, который у меня был, - бесплатное общежитие. В нем я и прожил пять лет, до самого выпускного.

В одной комнате со мной жили еще четыре чувака - ребята из разных уголков страны, с некоторыми из них мы до сих пор поддерживаем связь. Эти чуваки учились на моем факультете, как и вообще все люди на восьмом этаже. Сейчас здесь, кажется, биологи живут. А внизу были почвоведы, совершенно отлетевшие люди. А еще ниже - какие-то совсем инфернальные создания.

С соседями по комнате мы, конечно, часто выпивали, у нас постоянно проходили тусовки. К нам ходили разные девушки. Но у меня было очень мало романтических связей с женщинами. С одной девушкой из студенческих времен я встречался много-много месяцев - да, пожалуй, и все. Я в принципе не ветреный. Какой-нибудь «Тиндер» явно не моя тема. С людьми, которые им пользуются, я бы предпочел ничего общего не иметь.

Мои соседи по комнате были людьми достаточно стеснительными, поэтому стремались животных половых проявлений. Но были в нашей общаге комнаты, где каждую кровать отгородили ширмой, и по ночам там активно и безудержно происходила любовь.

В ДАСе тяжело остаться одному, а мне этого очень хотелось, особенно когда я писал песни. В такие моменты ты мечешься по комнате, кривляешься, жестикулируешь - как человек с расческой, который стоит перед зеркалом и представляет, что поет на сцене. Со стороны все это выглядит нелепо и убого - человек ***** (фигню) шепчет себе под нос. Поэтому нужно одиночество. Летом в общаге с ним было попроще - пацаны разъезжались на каникулы, и я оставался один в комнате. Сам я домой ездил, как правило, недели на три за все лето, потому что постоянно работал. Так что приходилось брать отпуск.

Наверное, мне нравится ДАС, его характерная архитектура. Но вот сейчас я здесь и не испытываю ностальгии. Наверное, потому, что уехал отсюда всего полтора года назад.

Про университет

Я поступал в университет летом 2010 года, когда здесь горели торфяники. Все стояло в дыму, я чувствовал себя отвратительно и думал, что не смогу жить в этом городе. В Улан-Удэ летом светит солнце, а в Москве тогда я ни хера подобного не увидел - только дым и смог. Еще меня смутило, что здесь людей очень много - странных и разных.

В конце первого курса, в 2011 году, я начал ходил на все эти акции протеста оппозиции. Почему? Ну, я приехал из глубокой провинции, где отвратительная нищета. А потом попал в Москву, сходил на занятия в универ - а там у моей одногруппницы сумка за 6 тысяч баксов. Я впервые так близко увидел социальное неравенство и подумал, что, наверное, в моей стране что-то не так. На тот момент оппозиционное движение предлагало плюс-минус адекватную реакцию на происходящее. Плюс митинги были в тренде. И я - сознательно или подсознательно, *** (фиг) знает - вписался в этот тренд. Все ходили - и я ходил. Хотя с моей стороны это было совершенно искренне.

Но я не хочу обидеть студенток с сумками. Они же не виноваты, что у них есть бабки. Они бесполезные существа, конечно, но все-таки. Просто все мои университетские друзья жили в общаге. Эти люди - отдельно, те - отдельно. Ты оканчиваешь вуз и снимаешь комнату за десятку. А кто-то продает пять хат и уезжает в Лондон. Это два мира, они никак не соприкасаются. Только если на занятиях, на которые я почти не ходил.

Честно говоря, я не люблю свой факультет. Ходил туда просто потому, что надо. И если я иду по Моховой, мне до сих пор становится не по себе. Не люблю этот район. А еще не люблю самый центр Москвы, где Красная площадь, Тверская, вот это все. Там слишком много людей.

Но были в универе и свои плюсы - одно время я ходил на мюзиклы бесплатно, по студенческому билету.

Про журналистику и работу

В Москве я быстро адаптировался и еще на первом курсе начал работать по специальности.

Тогда мне была интересна журналистика, так что я вертелся, пытаясь заработать, даже небольшую карьеру сделал. Я на НТВ работал, потом - на ВГТРК. Но вообще, я всегда хотел быть военным корреспондентом. И если бы сейчас меня позвали на такую работу в любое издание, я бы пошел, не раздумывая. Это интересная работа, потому что сегодня все самое важное происходит в независимых республиках. Если ты журналист, то, наверное, там твое место должно быть, я так думаю.

Я всегда хотел быть пассионарным. Конечно, я себя не поставлю в один ряд с людьми, которым действительно можно приписать это качество. Но я делаю только то, что хочу, а это одно из условий пассионарности. С огромным количеством мощных людей я познакомился в Новороссии, когда ездил туда как журналист. Помню, приехал и начал там бродить с камерой - я думал, что раз я журналист, то мне, наверное, надо быть журналистом, а не участвовать в боевых действиях. Смалодушничал, наверное.

Потом я уехал - надо было писать диплом, да и девушка в Москве ждала, каждый день писала. А когда решил поехать туда второй раз, уже в ином качестве, очень сильно изменилась внутриполитическая ситуация там, на месте, смысла уже не было. Я решил отложить повторную поездку, окончить универ. А его можно было и не оканчивать, никому этот диплом не нужен. Так и не съездил, в общем.

Сейчас я не работаю. Несколько месяцев скромно живу на бабки, заработанные на рэпе. Мне немного надо; я ничем существенным, кроме музыки, не занимаюсь, пока так. Она позволяет мне оплачивать жилье, но периодически приходится подрабатывать. Вот недавно я стоял на билетном контроле концерта Big Russian Boss, было смешно.

Если не хотеть работать, то можно и не работать, при этом нормально жить. Работа - это мрак, 99 % людей недовольны своей жизнью из-за нее. Однажды я понял, что занимаю чье-то место, сижу в офисе и от всего нос ворочу. А надо честно жить и честно поступать: если нынешняя работа не нравится, иди и делай что-то другое, что-то свое. Исключение - семейные люди, которым нужно содержать кого-то, кроме себя.

Самое паскудное - когда люди держатся за иллюзорный престиж. Ведь, раздавая листовки, можно заработать больше, чем работая на телике, - это я могу авторитетно заявить. Еще можно заработать деньги, если ходить и просить милостыню, - все зависит от степени свободы человека. Проститутки продают, грубо говоря, мясо свое, тело, а все эти люди в пиджачках душу продают. Проститутки лучше.

Уже очень давно я не покупаю шмотки - нет денег. Вот недавно ребята из adidas подогнали мне какое-то количество вещей бесплатно. Еще у меня есть дорогущий пуховик Moncler за 100 тысяч рублей. Его знакомый взрослый дядя подогнал позапрошлой зимой, когда мне не в чем было ходить. Я пытаюсь продать его все это время, но покупателей не нашлось пока.

adidas и прочие корпорации, конечно, ****** (плохие) . Не конкретные люди, а сама система. Но если мне бесплатно дают одежду, почему я должен от нее отказываться? Надо пользовать эти конторы, они все равно беднее не станут. Тем более я люблю спортивные костюмы и их все равно нужно где-то брать.

Про политику

Я не вижу противоречия в том, что сначала я стоял на Болотной площади, а потом топил за ДНР. Если ты считаешь, что Крым наш, это не обязательно определяет тебя как путиниста, есть много оттенков. Дураки этого не понимают, ну да ладно.

Я никогда не был против - ни когда ходил на Болотку, ни раньше или позже - того, чтобы Россия становилась больше географически и демографически. Поэтому присоединение Крыма и восстания в республиках я поддержал, ведь это русские земли. Все эти конфликты - следствие развала Советского Союза, неправильного, несправедливого, варварского. Земли, которые оказались в некоторых других государствах, оказаться там, на мой взгляд, не должны были. Люди, понимающие суть истории, понимающие все эти процессы, предсказывали нечто подобное украинцам еще в 90-х. Взять хотя бы чеченский конфликт. Как все это называется? Послеродовые травмы, наверное.

Можно подумать, что я левак, но это не совсем правда. Правых и левых уже нет, наверное. Эта классификация была придумана хренову тучу лет назад. А сейчас мир меняется каждую пятилетку. Глупо говорить о том, что сохранилась какая-то градация - левые, правые. Но есть идеи, которым я сочувствую. Впрочем, они достаточно расплывчатые и размытые. Поскольку человек я творческий, то даже политику воспринимаю через художественную систему. Я не могу сказать: «Епта, я сейчас вам Маркса начну цитировать». Это глупо. Я что-то чувствую, и все. Например, то, что общество устроено несправедливо.

Мне нравятся времена, которые влекут за собой перемены, - они эмоционально подпитывают. А когда кто-то перевирает происходящее - это отвратительно. Недавно погиб очень хороший человек - Моторола. Как бы кто к нему ни относился, нельзя отрицать, что это фигура, исторический персонаж, очень пассионарный. А какие-то падлы на тех же Патриарших считают, что имеют право высказываться о нем негативно. Может, и имеют, мы все свободные люди, но я бы это право у них с удовольствием отнял раз и навсегда.

Повторюсь, что не считаю себя левым, - это клише. Допустим, кто-то говорит: «Я - русский националист». Но на самом деле он может быть не совсем националист, все может быть сложнее. Может быть, он просто государственник. Или нацист. Или просто дурак. Или я, может быть, дурак.

Про книги, кино и тусовки

В детстве мне привили привычку читать, и до сих пор я делаю это для удовольствия, а не для того, чтобы стать умнее или козырнуть в разговоре каким-то фактом. Пока я учился на журфаке, нам задавали читать действительно много литературы - и я читал.

Не думаю, что так уж важно, что конкретно ты читаешь: это вкусовщина, не более. Можно прочитать газетную заметку, которая перевернет твое сознание.
А можно прочитать книгу, которую какой-нибудь критик назвал лучшим романом столетия, и ничего не почувствовать.

Главное - интересоваться жизнью. Лучше даже не читать или смотреть, то есть потреблять контент, как у нас все делают, а пытаться жить хоть как-нибудь: любить, жениться, разводиться, куда-то ездить, умирать, может быть, торчать. А то люди сейчас все отвратительно одинаковы, рэперы в том числе. Еще сериальчики эти... Иногда кажется, что у всех по 28 жизней - столько времени люди тратят на блажь.

В кино я хожу только когда не один - туда, где подешевле и где показывают нормальные фильмы. Я не осуждаю любителей американских блокбастеров, вот «Крепкий орешек» - хороший фильм. Не хочу понтоваться своими вкусами. Скажу сейчас, что мне нравится Бергман, и все подумают: «Ах ты ж, ***** (блин)

Про друзей и соседей

Я никогда не жил один. Только однажды недолгое время снимал отдельную комнату в большом доме. А один раз жил у чувака на кухне, но это же не считается? Короче, я еще не познал счастья или несчастья одиночного проживания.

У многих людей есть семья, дом. А у меня, поскольку я много переезжал, ощущение дома постепенно исчезло. Это не трагедия, и я точно не плачу от этого по ночам. Нет так нет. Поэтому мне легко даются любые переезды - для меня нет разницы, где заснуть. Или есть, но незначительная. Иногда я даже люблю в гости съездить просто затем, чтобы там спокойно поспать. Дома, допустим, дрянь, мрак, рожи пьяные. А в гостях мило и уютно.

У меня очень много друзей, и это странно: я ничего хорошего никому не сделал. Мои друзья - по всей стране: дома в Улан-Удэ, в Москве, в Питере, в Нижнем Новгороде. Я могу приехать куда угодно, и везде меня впишут.

Я вроде как поваренок, хорошо готовлю. Когда долго живешь в общаге, учишься готовить всякие крутые штуки. Я хорошо справляюсь с выпечкой, морковное печенье у меня четко идет. Если есть все ингредиенты - что, к сожалению, бывает редко, - я готовлю с удовольствием. Но обычно ничего нет, честно говоря. Вообще, много времени провожу именно на кухне в своей квартире. Даже песни там пишу: беру покрывало, стелю его на пол и пишу лежа. Просто у нас нет стола, да и вообще мебели толком нет. Мы бичи, видимо.

Я так себе сосед, конечно. Чуваки от моих замечаний просто вешаются. Например, я часто ною, что кто-то долго моется и тратит много воды, а потом придется переплачивать за коммуналку. Хотя мы все равно за нее не платим. Такая у меня роль - всех воспитывать. Бессмысленная и беспощадная роль.

Текст: АНЯ ЧЕСОВА, НАТАША ФЕДОРЕНКО

Дмитрий Кузнецов (настоящее имя Хаски) дружит с коллегой по цеху Ричи, пишет письма и честно заявляет, что не принадлежит к определенному направлению рэпа. Худощавый молодой человек (вес рэпера – 69 кг, а рост – 174 см) в собственных интервью заявляет, что не нуждается в деньгах и привык жить скромно. Артисту не требуется официальный сайт или аккаунт в «Инстаграме». Даже без традиционных способов раскрутки музыкант уже получил звание «Есенин современности».

Детство и юность

Дмитрий родился 4 февраля 1993 года (знак зодиака – Козерог) в городе Улан-Удэ, расположенном в Республике Бурятия. Вскоре после рождения мальчика отправили в деревню, где ребенок прожил с родственниками до момента поступления в школу.

Чтобы получить хорошее образование, мать Дмитрия забирала мальчика к себе, в Улан-Удэ. Семья селится на окраине города в районе под названием «Восточный». Позже в интервью Хаски будет утверждать, что вырос в удивительном регионе, где спокойно сосуществуют разные культуры и национальности.


Свободное от учебы время мальчик проводил за чтением, особенно Диме нравилась русская классика. Несмотря на любовь к книгам, у ребенка было много друзей. Вместе с ровесниками мальчик играл в футбол и забирался на заброшенные стройки.

Музыка появилась в жизни Дмитрия в 14 лет. Молодой человек сразу осознал, что рэп – это тот жанр, который отзывается в его душе. В 16 лет, получив аттестат, юноша перебирается в Москву.

Музыка

Подобное решение кардинально изменило биографию молодого человека. После поступления на факультет журналистики Московского государственного университета Кузнецов пытается обустроиться в столице.

Первые песни Дмитрий написал в доме аспирантов и студентов – общежитии, где, помимо молодого человека, в комнате проживали еще четверо ребят. Подобная обстановка не способствовала вдохновению, поэтому работа над дебютным альбомом проходила медленно и заняла 2 года.


Популярность пришла к исполнителю в 2011 году после выхода клипа «Седьмое октября», который рэпер выложил на Youtube. Песня попала в Интернет в день рождения и, по мнению пользователей, имеет явный социальный подтекст. В 2013 году состоялась долгожданная премьера дебютного альбома «сбчь жзнь», запись которого проходила на студии “Great Stuff”.

Чтобы заработать на жизнь, Хаски не отказывался от любого заработка. На первых курсах университета юноша работал официантом, строителем, копирайтером (создавал описания для порно-роликов), а позже устроился журналистом на телеканал «Россия».

Песня Хаски «Седьмое октября»

В обязанности молодого человека входило просматривать сюжеты других (в том числе и международных) каналов о событиях на Донбассе. В какой-то момент начинающий журналист решил самостоятельно разобраться в происходящем. Хаски взял отпуск и отправился в зону военных действий.

Кстати, псевдоним Хаски был придуман во время участия в рэп-баттле, для которого понадобился никнейм. Рэпер утверждает, что образ собаки – попытка уйти от собственной личности и выразить мысли через нечеловеческий образ. Именно на баттле Хаски познакомился с музыкантами группы «Anacondaz». Молодые люди подружились и не прекратили общения после конкурса.

Песня Хаски «Панелька»

Тексты для второго альбома, который получил название «Автопортреты», молодой человек записывал в студии музыкантов, приходя в помещение после подработок. Обложку сборника украшает фото, на котором друзья Хаски нарисовали рэпера на снегу мочой.

Своеобразный стиль музыканта подвергся жесткой критике. Посетители первых концертов рэпера принимали движения молодого человека на сцене за проявление болезни. Анонимные пользователи выдвигали теорию, что Хаски болен ДЦП. Но со временем публика привыкла к нестандартным приемам артиста.


Закрепить возрастающую популярность Хаски помог клип «Черным-черно». Распространению записи поспособствовал , который упомянул творчество начинающего рэпера в «Твиттере». Незадолго до этого молодые люди познакомились у дверей стриптиз-клуба, где Хаски подрабатывал промоутером.

Следующим хитом, который поразил поклонников, стала композиция «Пуля-дура». Последовавшая за ней песня «Панелька» закрепила успех и подарила музыканту статус «представитель нового рэпа».

Песня Хаски «Бит шатает голову»

В мае 2017 года на Хаски было совершено нападение. Во время съемок клипа, проходивших на территории заброшенного завода в Ольгино, к музыкантам пристала группа нетрезвых мужчин. После непродолжительной перепалки Ричи, который присутствовал при творческом процессе, ударили по голове рукояткой пистолета.

В завязавшейся потасовке Хаски был ранен в живот. Помимо рэпера, огнестрельные ранения получили еще 4 человека. Всех пострадавших доставили в местную больницу, врачи которой сообщили о произошедшем в полицию.

Хаски в эфире программы «Вечерний Ургант»

В сентябре 2017-го Хаски впервые появляется на федеральном канале. Молодой человек презентовал песню «Черным-черно» в эфире программы «Вечерний Ургант». Подобное выступление было необходимо, чтобы анонсировать новый альбом «Любимые песни (воображаемых) людей», вышедший еще в апреле, и последующие гастроли.

Впрочем, творчество Хаски не ограничивается музыкой. В декабре 2017-го рэпер выпустил короткометражный фильм «Психотроника», в котором признается в любви конспирологическим теориям.

Личная жизнь

В августе 2017 года незаметно для поклонников и рэп-сообщества Хаски избавился от статуса холостяка. Женой музыканта стала актриса Алина Насибуллина. Девушка окончила Школу-студию МХАТ и активно снимается в телесериалах.


Молодые люди познакомились за год до свадьбы и тщательно скрывали отношения от общественности. На бракосочетании присутствовали только близкие и друзья пары.

Хаски сейчас

Песня Хаски «Иуда»

В апреле на официальном канале в Youtube Хаски выложил новый клип на композицию под названием «Иуда». Режиссером и сценаристом ролика выступил Ладо Кватания, который воссоздал в ролике сцены из неоднозначных фильмов («Пушер», «Гоморра» «Большой куш» и других).

Артист подтвердил собственное участие на фестивале «Боль», который пройдет в июне в Москве. На официальном аккаунте во «ВКонтакте» Хаски разместил афишу мероприятия и ссылку на онлайн-продажу билетов.

  • В юности рэпер посещал как православную церковь, так и буддистский храм.
  • Хаски не покупает себе смартфон, чтобы не тратить время на социальные сети и Интернет. Музыкант предпочитает свободное время проводить за книгой.
  • Чтобы познакомиться с Оксимироном, Хаски напился и дважды звонил Илье Мамаеву. Администратор не дал телефон рэпера начинающему артисту.
  • Музыкант участвовал в съемках клипов для групп и .

Дискография

  • 2013 – «сбчь жизнь»
  • 2015 – «Автопортреты»
  • 2017 – «Любимые песни (воображаемых) людей»

страница Хаски в Инстаграме

В Краснодаре накануне был задержан рэпер Хаски, который после отмены своего концерта решил выступить перед фанатами прямо с крыши автомобиля. Сегодня стало известно, что в отношении него может быть возбуждено уголовное дело. Этот случай — один из многих за последнее время инцидентов, связанных с отменой концертов рэперов и других исполнителей в разных городах России. Пример Хаски особенно показателен: ему в борьбе с силовиками не помогли ни дружба с Захаром Прилепиным, ни поддержка «Русской весны» на Донбассе, ни любовь прогрессивной общественности..

Заигрывание с властью

Рэпер Хаски из Улан-Удэ (настоящее имя — Дмитрий Кузнецов) стал по-настоящему известен в 2016 году, после выхода клипа на песню «Черным-черно». Однако творчеством он стал заниматься гораздо раньше. Дебютный альбом «сбчь жзнь» музыкант выпустил в 2013 году, но сейчас его даже нет на стрим-сервисах, например в iTunes. По звуку и манере чтения он сильно отличается от той музыки, с которой Хаски стал популярным три года спустя, но тема безысходности от жизни в России там уже присутствовала («Чувство реальности мне незнакомо // Это собачья жизнь, а не жизнь насекомых»). На профильном портале «Хип-хоп.ру» альбом 20-летнего нового исполнителя собрал положительные отзывы.

В 2014 году музыкант познакомился с Захаром Прилепиным. В том же году он принял участие в записи песни «Пора валить» вместе с писателем и рэпером Ричем. «Пора валить тех, кто говорит „пора валить“. // Вали молча и не загораживай вид. // Здесь воздух не воздух — он как чистый спирт: // Пригубил — и родился, перебрал — и убит», — читает Прилепин в треке. В тексте песни фактически критиковались противники военного конфликта на Украине и участники прошедшего в Москве Марша Мира. Об этом сам Прилепин говорил с посте-пояснении к выходу трека.

скриншот с видео / YouTube

В 2014 году Кузнецов и сам приехал на Донбасс, в составе группы репортеров. Там он познакомился с Моторолой. «Он решил пойти в гости к Мотороле, на передовую, чтобы познакомиться. Дошел до улицы Стратонавтов. Там его задержали бойцы „Спарты“. Спросили, куда он идёт, он ответил, что к „Мотороле“. Я потом спросил Хаски: „Почему ты не сказал, что ты мой друг?“. Он ответил, что не хотел понтоваться, просто сказал, что он музыкант и фотограф. Хочет фотографировать. После этого его все-таки провели к командиру. „Моторола“ взял его к себе фотографом. Как дальше сложилась эта история, я уже не расскажу», — рассказал Захар Прилепин уже в 2017 году «Комсомольской правде».

Чудновец попросила прокуратуру отменить несуществующий концерт рэпера Face в Екатеринбурге

При этом Хаски никогда не выражал радикально патриотичных взглядов, более того, в своих текстах он критикует российскую повседневную действительность, впрочем, не возлагая ответственность за нее на кого-то конкретного (в отличие, например, от рэпера Фейса). В интервью порталу The Flow вопрос об изменении своих взглядов он назвал «сложным».

«На Украине я увидел возможный вариант развития Болотной. Если будет в Москве Майдан, я не пойду. Настаиваю, чтобы проблемы решались иначе. Без гражданской войны, без людей с автоматами. Хотя проблемы никуда не делись — я имею в виду коррупцию, социальные парадоксы», — говорил он.

Идейные противоречия

Возможно, частично такое противоречие в политических взглядах артиста связано с резко возросшей популярностью Хаски после выхода в 2016 году клипа «Черным-черно». Тогда он резко изменил имидж: появились знаменитые спортивные костюмы «Адидас», странные танцы, которые многие называли наркотическими, запоминающаяся манера чтения, которой в старых записях, например в вышедшем в 2015 году EP «Автопортреты», еще не было. За ним последовал клипы «Панелька», «Пуля-дура», вышел альбом «Любимые песни (воображаемых) людей», последовал большой тур.

Хаски полюбили московская либерально настроенная аудитория и богема, о нем написали издания «Медуза», «Афиша», The Village. Хаски стал выступать на модных презентациях, был номинирован на премию GQ в 2017 году. Даже попал в статью «Что носили мужчины на прошлой неделе». Все это не помешало ему в том же году отправиться вместе с Прилепиным на фестиваль «Лава-фест» в Донецке и выступить там с рэпером Ричи, за что Хаски был осужден той же либеральной общественностью.

скриншот с видео / YouTube

Противоречие наблюдалось и в идеологических взглядах Хаски. С одной стороны, в своих песнях он поет о типично левых вещах, критикуя общество потребления, но снимается для Esquire и GQ и носит костюмы «Адидас» и другую брендированную одежду, произведенную крупными компаниями. Сам он в этом противоречия не видит.

«Самое паскудное — когда люди держатся за иллюзорный престиж. Ведь, раздавая листовки, можно заработать больше, чем работая на телике, — это я могу авторитетно заявить. Еще можно заработать деньги, если ходить и просить милостыню, — все зависит от степени свободы человека. Проститутки продают, грубо говоря, мясо свое, тело, а все эти люди в пиджачках душу продают. Проститутки лучше», — говорил Хаски в интервью The Village . И тут же добавлял: «Уже очень давно я не покупаю шмотки — нет денег. Вот недавно ребята из Adidas подогнали мне какое-то количество вещей бесплатно. Еще у меня есть дорогущий пуховик Moncler за 100 тысяч рублей. Его знакомый взрослый дядя подогнал позапрошлой зимой, когда мне не в чем было ходить. Я пытаюсь продать его все это время, но покупателей не нашлось пока. „Адидас“ и прочие корпорации, конечно, ****** (плохие). Не конкретные люди, а сама система. Но если мне бесплатно дают одежду, почему я должен от нее отказываться? Надо пользовать эти конторы, они все равно беднее не станут. Тем более я люблю спортивные костюмы и их все равно нужно где-то брать».

Творческий кризис

Выпустив еще несколько треков, похожих на то, что было на альбоме «Любимые песни», Хаски в конце 2017 года временно ушел из паблика, заявив, что работает над новым альбомом. Осенью 2018-го он вернулся.

10 сентября музыкант опубликовал в Instagram видео, в котором удалил с рабочего стола компьютера папку «Евангелие от собаки» — так должен был называться его новый альбом. Во втором видео он разбивал компьютер. Сейчас оба видео уже недоступны в соцсетях. Затем один за другим он выпустил три сингла, кардинально отличавшихся от всего его предыдущего творчества, — теперь это был не рэп, а рок с грязным звуком.

Одновременно музыкант провел подряд несколько неоднозначных перформансов. Он имитировал повешение, вывесив себя с балкона московской гостиницы «Ритц Карлтон», после чего Хаски и его друга доставили в полицию. Затем записал пародию на свое известное видеоинтервью для GQ. Как писал портал The Flow, в тот момент «появляется теория о библейском подтексте перформанса». «Хаски повторяет историю Иисуса — его арестовывают в четверг, а в пятницу он „умирает“. Все ждут каноничного воскрешения в воскресенье», — пишут рэп-журналисты.

В субботу, 15 сентября, в соцсетях артиста появилась запись о том, что прощание с ним состоится на следующий день. В воскресенье, 16 сентября, в Instagram музыканта провели трансляцию, пока он лежал в гробу, а мимо ходили люди. В понедельник он «воскрес» — опубликовал в соцсетях фото с подписью «Я черный колдун и это ***** (совсем) не промо».

страница Хаски в инстаграме

Фанаты и критики восприняли новый стиль артиста и его действа без воодушевления. Самый развернутый анализ происходящего написал автор телеграм-канала PRNRP, который назвал «демонстративную замену рэпа роком» «жестом из репертуара семиклассника».

«Нет, только через рэп Хаски сможет сделать что-то важное. Его выкрики „убей автора“/„убей рэппера“, рассуждения о конце искусства/истории и рынке, который манипулирует обществом с помощью слуг-журналистов и рэпперов-божков — все это прекрасные мысли, но они не принадлежат ему. Транслируя эти полувековые истины на широкую аудиторию, Хаски выступает в качестве образовательной программы, но никак не художника, ставящего диагноз обществу», — пишет автор, делая вывод, что «лучше быть хорошим рэппером, чем плохим художником».

Война с силовиками

Через несколько дней Хаски отправился в тур по городам России без нового альбома.

Гастроли не задались практически сразу, несмотря на то, что никаких противоправных действий рэпер до вчерашнего дня не совершал.

Проблемы у рэпера начались в Самаре, Тольятти, Перми. В конце октября музыкант выпустил заявление, в котором сказал, что его концерты пытаются запретить из-за трека «Поэма о родине», в которой силовики якобы усматривают пропаганду каннибализма в строчках «Помнишь, ты умерла, и мы твое мясо ели».

«СК РФ feat. Прокуратура посягают на мои права вещать в разных городах России. В Тольятти они уже нашкодили, на очереди Самара, Нижний Новгород, Пермь и некоторые другие города. Список растет. Я знаю, что я не один такой, — эта сладкая парочка в свойственном им стиле голубой устрицы мешает жить многим моим коллегам. Схема такая: в клуб „Звезда“ в Самаре приходят мушкетеры и говорят: если вы будете содействовать проведению концерта Хаски, мы отключим вам электричество. Аналогичная история в других городах — кое-где даже угрожают закрытием. Тольяттинский клуб сдался», — заявил музыкант.

В некоторых городах, наприме, в Екатеринбурге, концерты проходили без эксцессов. Но противостояние Хаски с силовиками продолжилось. 17 ноября YouTube «по требованию госорганов» запретил заблокировал клип музыканта на песню «Иуда», почему — до сих пор неизвестно.

Родители требуют запретить концерты «деструктивных групп» в Нижнем Новгороде

20 ноября менеджеры рэпера рассказали, что перед концертом в Ростове-на-Дону на площадку пришли сотрудники полиции, которые угрожали сорвать концерт и «подкинуть наркотики». В местном ГУ МВД отрицали это и заявили, что свет и звук отключили сами организаторы. 21 ноября концерт Хаски был отменен в Краснодаре. Мероприятие быстро перенесли в клуб Bounce, но туда приехала полиция, а здание клуба было обесточено. Тогда рэпер вышел выступать на улицу. По сообщениям и видеозаписям очевидцев в социальных сетях, Хаски вышел на улицу у входа в клуб, запрыгнул на крышу автомобиля и начал исполнять одну из своих песен под одобрительные крики собравшихся. После этого полицейские задержали рэпера. Сегодня РБК со ссылкой на источники сообщил, что в отношении рэпера было возбуждено уголовное дело по части 1 статьи 167 УК РФ «Умышленные уничтожение или повреждение чужого имущества, повлекшее причинение значительного ущерба».

портал «Юга»

Война Хаски с силовиками стала самым ярким примером того, как в последнее время власти борются с современными артистами. В конце сентября группа родителей в Нижнем Новгороде потребовала отменить концерты таких исполнителей, как Монеточка, «Пошлая Молли», Jah Khalib, Feduk, ATL, Face, Хаски и других. В Краснодаре местный детский омбудсмен требовал запретить концерт группы «Френдзона» из-за «пропаганды потребления алкоголя и наркотиков», но вместо этого концерт коллектива отменили в Кемерове. В Тюмени отменяли концерт группы «Пионерлагерь пыльная радуга», а Нижнем Новгороде — концерт Монеточки. Одновременно в различные органы одно за другим пишут обращения общественные активисты, например Евгения Чудновец, оскорбленная текстами модных рэперов.

Многие из этих артистов идеологически являются если не близкими к власти, то абсолютно индифферентными. Самого же Хаски в условиях российских реалий могли бы «помиловать» как минимум за дружбу с идеологически верным Захаром Прилепиным и поддержку позиции государства на Донбассе. Телеграм-канал «Незыгарь» писал, что у Хаски «много влиятельных поклонников», «его знает Сурков», его музыка «звучит в машинах чиновников». Но, судя по всему, на фоне попыток моралистов тотально зачистить любую, кажущуюся кому-либо оскорбительной, информацию дружба с сильными мира сего уже не помогает.

Новости России

Россия

Умерла певица Юлия Началова

Россия

Свидетельница по делу Берлускони скончалась от радиоактивного отравления

Россия

Очевидцы засняли падение, предположительно, метеорита в Красноярском крае

Россия

СМИ: Депутата Госдумы лишили ученой степени из-за плагиата в диссертации

Челябинск

В Сибае, где народ задыхается из-за горящего карьера, напали на Никиту Исаева

Россия

СМИ: Подозреваемый в теракте в Новой Зеландии задумал его после поездки в Европу

Россия

В Чечне перевели скандальное высказывание депутата: «Русский и военный - это синонимы»

В 1915 году на пороге петербургской квартиры Александра Блока появился 19-летний поэт из рязанской глубинки - Сергей Есенин. Он приехал показать корифею свои первые стихотворные опыты. Блок их оценил, написал рекомендации и краткий отзыв: «Крестьянин Рязанской губ. 19 лет. Стихи свежие, чистые, голосистые. Язык. Приходил ко мне 9 марта 1915». Встреча оказалась судьбоносной: после нее на Есенина обратили внимание издатели и журналисты.

Спустя век история повторилась: в 2016-м рэпер Дмитрий Кузнецов (также известный как Хаски) выпустил на YouTube клип на песню «Черным-черно». Его заметил к тому моменту уже патриарх российского хип-хопа Оксимирон. Он, подобно Блоку, написал на видео короткий и емкий отзыв - в твиттере.

Выход следующего клипа Хаски вызвал уже больший резонанс: видео на песню «Пуля-дура» быстро набрало несколько сотен тысяч просмотров. Затем рэпером заинтересовались медиа, а его альбом «Любимые песни (воображаемых) людей» стал одним из самых ожидаемых в 2017 году.

Казалось бы, эта историческая рифма (точнее райм ) ни о чем не говорит. Карьерные лифты в творческой тусовке не меняются веками - так повелось, что будущую звезду должен кто-то заметить и «открыть». Однако сходства между Хаски и Есениным на этом не заканчиваются - их можно обнаружить как в образах поэтов, так и в лирике.

Есенин и Хаски эксплуатируют образ рубахи-парня из провинции, разве что с поправкой на время - сегодня рубаху сменила олимпийка с тремя полосками. Если верить приятелю Есенина Анатолию Мариенгофу, поэт свой образ старательно культивировал: носил потрепанную одежду, лгал светской публике о том, что сидит без денег и скоро уедет в Ригу «бочки катать».

Даже за дебошами подчас стоял тонкий расчет. В «Романе без вранья» Мариенгоф описывает случай, когда Есенин начал бить посуду при Всеволоде Мейерхольде и Зинаиде Райх. Есенин тут же раскрыл суть трюка своему приятелю: он все время швырял об пол одну и ту же эмалированную тарелку, которая производила звон, но не разбивалась.

Намеренно или нет, Хаски транслирует в интервью такой же образ. «Давно не покупаю шмотки - денег нет», «не люблю тусоваться в клубах, предпочитаю кухонные попойки», говорит рэпер журналистам. «Не хочу быть красивым, не хочу быть богатым», - убеждает он своих слушателей. Иначе говоря, не хочу быть rich and beautiful . Весь образ Хаски построен на отрицании «гламурного рэпа» нулевых, представители которого теперь превратились во владельцев московских бургерных.

Да и в остальном Тимати и Хаски находятся на противоположных культурных полюсах русского хип-хопа. У первого - пентхаусы и упомянутые бургерные, у второго - кабаки и «панельки». В числе поклонников творчества Тимати - Рамзан Кадыров, Хаски - Кирилл Серебренников. Тем не менее они оба необходимы современной музыке, поскольку осуществляют двустороннюю коммуникацию - от столицы до провинции и обратно.

Сон без тебя - очередная западня,
И я покидаю ночь, не покидая забытья.
Я заглядываю в пряные рты кабаков,
Где твои запахи липнут к рукам дураков,
Где, прикидываясь мной, шалый от слепоты,
Актеришка-господь целует твои следы.

Хаски - «Хозяйка»

В качестве одной из самых ярких примет современной России можно назвать конфликт между Москвой и регионами. Эта проблема постоянно всплывает как в популярном («Горько!», «Жених»), так и в авторском («Кококо») кино, однако слабо представлена в музыке. В итоге столичные и региональные слушатели вынуждены пользоваться двумя «ретрансляторами»: москвичи смотрят на жизнь регионов через лирику Хаски, а провинциалы составляют представление о мире в пределах МКАД по песням Тимати.

Столичные любители Хаски, которые узнали о нем из модных журналов, бросаются на романтику «панелек» с тем же рвением, что и интеллигенты прошлого века - на романтику деревни. Многоэтажки вместо избушек, кабаки вместо крафтовых пабов - для жителей бульварного кольца все это выглядит чрезвычайно свежо. Кроме того, Хаски упаковывает все это в привычную для молодежи форму - в насыщенный метафорами рэп.

Я умою дымом глаза, слепые, как волдыри,
Везите меня вприпрыжку, трамваи-поводыри.
Чтобы в какой-то кухне да в пьяни, да в кутерьме,
Наплакать на ухо шлюхе, жеманной, как кутюрье.

Хаски - «Черным-черно»

И Хаски, в чьих песнях часто звучит слово «слепой», открывает москвичам дивный и страшный мир - мир пьяных и озлобленных, отчаявшихся и отчаянных, для кого нулевые не были «сытыми», а 1990-е - такими уж «лихими». Героям Хаски претит быть «красивыми и богатыми», им бы стать «автоматами, стреляющими в лица», - да не где-нибудь, а в Донбассе, куда Хаски дважды ездил. Там ведь не только пули свистят, но и какая-никакая национальная идея в воздухе витает. Рэпер взялся познакомить две России, и пока что, как ни удивительно, они еще не разбежались в разные стороны.

В ходе рэп-баттла Оксимирон бросил в лицо своему оппоненту ST следующий панч: «Ты не хочешь ходить по краю, где не пахано и не сеяно, ***** (Зачем. - Прим. ред.) , если можно впарить им третьесортный ремикс Есенина?» Хаски доказал, что можно сделать все и сразу - и по краю ходить, и ремиксы Есенина записывать. Респект.