Работа

Барселона – колыбель архитектурного гения Антонио Гауди. Архитектурный стиль антонио гауди

В череде имен гениальных творцов произведений искусства архитектуры имя Антонио Гауди будет жить в памяти людей века, пока будут стоять созданные по его фантастическим проектам здания. Можно долго безмолвно смотреть на эти архитектурные шедевры, прежде чем найдутся слова, способные выразить всю гамму чувств восхищения, восторга, эстетической эйфории. Вид удивительных зданий настолько необычно красив, что не верится, что такое возможно спроектировать и построить в реальной жизни.

В разных уголках безмерно любимой Гауди Барселоны он построил чудо-здания неоготического стиля и обессмертил свое имя. Самостоятельная экскурсия пройдет по семи уникальным объектам, созданным воображением и мастерством Гауди. Первый из них — Дворец Гуэля раcположен по адресу: ул. Nou de la Rambla, 3-5. Это первый из самых больших проектов неординарного архитектора, заказанный ему богатым предпринимателем Гуэлем, выросшим в бедном районе Барселоны. В память о своих родителях он решил возвести дворец. Уже будучи наслышанным о молодом архитекторе и его оригинальных решениях в архитектуре, Гуэль обратился именно к Гауди.

Все этажи дворца связаны параболическим куполом, проходящим через них, и роскошной лестницей неоготического стиля. Внутреннее оформление не только красиво, но очень умно продумано: отопительная система объединена с вентиляционной; максимальная освещенность достигнута с помощью дополнительных фигурных окошек в куполе крыши. Повсюду присутствуют символы королевской власти: 120 колонн из геррафского мрамора (король Педро), изумительной красоты фреска с изображением Геркулеса (Филипп IV), потолки из дерева (эпоха Фердинанда).

По-королевски дворец выглядит и снаружи: две роскошные арки, служащие входом, задрапированы замысловатым узором кованых решеток, среди которых можно различить инициалы имен владельца и архитектора. В центре ажурной ограды на высоком металлическом фонаре прикреплен герб, изображающий орла, сидящего на кованом шлеме и расправляющего для полета крылья (символ независимости Каталонии).

Дом Кальвет

Если во Дворце Гуэля воплотились только начинания элементов необычной символической архитектуры, то в последующих строениях они проявились более ярко. Примером этого служит Дом Кальвет, расположенный на улице Carrer de Casp, 48, построенный уникальным проектировщиком по просьбе вдовы текстильного магната Барселоны Кальвета в 1900 году. Здание совмещает в себе черты бизнес-офиса и жилого дома (согласно требованиям заказчицы), но все это представлено в таком виде, что иначе как сказочным, этот дом не назовешь. Только фасад углового строения можно рассматривать часами, настолько интересны его детали и общая картина. Каждый этаж отделен изящными изгибами со «шляпками грибов» над окнами; входные колонны в виде текстильных катушек символизируют семейный бизнес; лепной бюст главы династии Кальвет в нише под крышей – дань уваженияему. Архитектор щедро использует в декоре природные элементы: изумительный барельеф над дверью главного фасада изображает кипарис –символ гостеприимства, присутствуют в оформлении оливковое дерево, рог изобилия.

Не могут не вызвать восхищения настоящие произведения искусства – балконы и балкончики с тонким ажуром изящных металлических ограждений. Своеобразные «подставки» в виде фигурно изогнутых трапеций под балконами оформлены в цветочном варианте. Выпуклый узор боковых стен, декоративные детали оригинальных фронтонов дополняют эффект сказочной красоты удивительного дома.Чтобы осмотреть все его интерьеры, нужно потратить не один час.

Дом Бальо

Если кто-то решил, что его больше нечем удивить, то он заблуждается, потому что следующий объект экскурсии может сразить наповал (в хорошем смысле) видавших виды путешественников. Дом Бальо, расположенный на проспекте Passeiq de Gracia, 43, представляет поистине фантастическое воплощение сказочных идей гениального архитектора, который подверг переделке старый дом фабриканта Бальо. Полный символики фасад поражает видом необычной формы окон с зеркальными синими стеклами, извивами межэтажных границ, калейдоскопически пестрой окраской стен.

Крыша в виде чешуйчатого дракона, грациозно изогнувшегося в высоте на фоне неба и башенка в форме креста святого Георгия, как бы пронзающая чудовище символически дополняют мифическую нереальность архитектуры. Балконы с витиеватыми белыми оградами на изящных лепных основах напоминают загадочные черепа; разделительные колонны между окнами похожи своей конструкцией на кости. За эти аналогии местные жители прозвали необыкновенное здание Домом Костей. Творческим воображением Гауди в художественных каменных изображениях воплотились причудливые формы флоры и фауны, горячо любимые им с детства. Дом Бальо – символ новой, до этого неведомой архитектуры, исключающей прямолинейность конструкций, положил начало знаменитого уникального стиля Гауди.

Дом Мила

Это здание обтекаемых форм находится на пересечении бульвара Пассеч де Грасиа и улицы Карре де Провенса. Оно является полным воплощением криволейности в архитектуре, где буквально нет ни одного идеально прямого отрезка. Как говорил сам Гауди, в облике дома он передал изгибы волн, облаков, листьев и цветов. Неправильной формы оконные проемы, многочисленные колонны разной толщины, непрерывная извилистая полоса козырьков над окнами воплотили замысел автора. Здесь можно увидеть самые неожиданные формы каменных изваяний — результат нестандартных решений художника, который даже дымоходы облек в затейливую художественную оболочку. Шахты лифтов, установленных в доме, задекорированы зящными скульптурами. Гауди была проделана огромная проектная и созидательная работа над шедевром, который взят под охрану ЮНЕСКО как бесценный памятник.

Собор Святого Семейства

Еще один реальный шедевр из мира фантастики можно увидеть на улице Carrer de Provenca – Храм, который кажется высеченным из цельной скалы непревзойденно умелым резчиком, а не выстроенным из отдельных камней. Настолько органично вписались в общий ансамбль все необыкновенные составляющие самого главного детища Гауди, которому он посвятил 40 лет своей жизни, но так и не успел до конца воплотить весь замысел. Возведение уникальной святыни Саграда Фамилия длится уже 130 лет.

Нельзя несколькими словами обозначить архитектурный стиль этого сокровища, отразившего талант Гауди, стремившегося уйти от острых готических форм к более округлым, плавным, изящным. Несмотря на огромные размеры собора, он кажется легким, воздушным. Гауди стремился создать «библию в камне», над которой вознесутся 17 символических башен, олицетворяющих 12 апостолов, 4-х евангелистов и Иисуса. 3 фасада оформлены в соответствии с главными линиями земной жизни Христа. О каменном чуде нельзя рассказать в одной статье, его нужно долго изучать, чтобы постичь все величие и красоту неземного строения.

Парк Гуэля

Следующий адрес – ул. Carrer lt Olot откроет еще одно чудо от Гауди – парк уникальных творений архитектуры, каждое из которых оригинально и великолепно неповторимостью форм. Зал 100 колонн потрясает воображение своей монументальностью и величием, расписными лепными плафонами потолка. Огромная мозаичная саламандра, распростершаяся на импровизированном бассейне, кольцом свернувшаяся змея, диковинная скамейка с мозаично живописной спинкой – все так необыкновенно и фантастично прекрасно! Целый день можно любоваться творениями великого мастера, которые вне времени и пространства.

Дом Висенс

Его смело можно назвать главным украшением довольно серого фабрично-заводского района Барселоны – Грасиа по адресу: Carrer de les Carolines, 18-24. Как яркий самоцвет среди невзрачных собратьев, дом Висенс «озаряет» окрестности цветной мозаичной отделкой стен. Даже не зная, кто такой Висент, можно догадаться о его производстве, потому что декоративные узоры фасада «сотканы из керамической плитки». Винсент владел кирпичным заводом и цехом по изготовлению отделочной плитки. Именно этими традиционными материалами воспользовался Гауди и создал свое первое архитектурное произведение искусства как дипломированный специалист, снабдив его (дом) чудесным садом с фонтаном. До нашего времени он (сад) не сохранился, а дом продолжает радовать своей красочной композицией. Внутрь разрешено попасть только 22 мая, в день Святой Риты, но уже большое счастье увидеть шедевр Гауди снаружи. Все архитектурные творения испанского гения входят в список мирового наследия и взяты под охрану ЮНЕСКО.

Как сэкономить в Барселоне?

Все прекрасно знают, что Барселона дорогой город. Если есть возможность сэкономить, то почему этим не воспользоваться? Что нужно сделать, чтобы получить:

  • Билеты в Саграда Фамилия и парк Гуэль без очереди
  • Трансфер из аэропорта и в аэропорт Барселоны или трансфер в одну сторону из аэропорта Жироны – позволит быстро и с комфортом добраться до центра города
  • Билеты на Hop-On Hop-jff автобус
  • Скидку 20% на билеты в лучшие музеи (в том числе Пикассо, Хуана Миро, MNSC), достопримечательности (в том числе Casa Mila, Casa Batllo и Camp-Nou), экскурсии и велотуры, карточку Hola Transport

Всё это будет доступно вам после покупки

В самом начале творческого пути архитектора в Европе активно процветал неоготический стиль, и молодой с большим интересом наблюдал за идеями главных мастеров. Провозглашённая ими декларация «Декоративность - начало архитектуры» идеально соответствовала воображению Гауди, и на всю жизнь стало его творческим кредо.

Но влияние местной готики с ее живописным сочетанием европейских и восточных, мавританских мотивов производила Гауди ещё большее впечатление.

В 1870-1882 годы он выполнял исключительно прикладные заказы в мастерской архитекторов Э.Салы и Ф Вильяра. Проект фонтана на в 1877 году стал первой крупной работой Антонио Гауди .

Дом Висенс

В 1883-1888 годах было построено здание по проекту Гауди – , где архитектор использовал полихромные эффекты керамической облицовки. Позже он пользовался ей и в других своих работах.

Дом Висенс был отражением арабской архитектуры. Оформление фасадов, ломаная линия крыши, геометрические узоры, резные металлические решётки на балконах являлись характерными особенностями Дома Висенс.

В период 1887-1900 годов Антонио Гауди реализовал ряд проектов за пределами Барселоны (епископский дворец в Асторге, 1887-1893 гг. ; Дом Ботинес в Леоне, 1891-1894 гг.; и др.), придавая неоготическому стилю все больше индивидуальных особенностей. Антонио Гауди также проводил и реставрационные работы.

Эль Каприччо

В 1883-1885 годах по проекту Гауди строится Эль Каприччо - летний особняк на берегу Кантабрии рядом с городом Сантандера. В проекте было использовано горизонтальное распределение пространства. В цокольном этаже дома располагалась кухня и хозяйственные помещения, на первом этаже находились залы, курительная комната, несколько спален, а также ванные.

Проекты для Эусеби Гуэля

В 1878 году на всемирной выставке в Париже Антонио Гауди познакомился с текстильным магнатом , в последствие ставшим основным заказчиком и хорошим другом архитектора. В течение всей жизни Гуэля, Гауди проектировал для него и его семьи всё, что поручал ему меценат. Гуэль мог позволить себе любой каприз, а Гауди же в свою очередь мог свободно творить, не обращая внимания на стандарты.

Парк Гуэль

Антонио Гауди воплотил в жизнь для семьи Эусеби Гуэля проекты близ Барселоны; винных погребов в Гаррафе, крипты в Санта Колома де Сервельо и, конечно же, потрясающего в Барселоне.

Работы по строительству Парк Гуэля длились в период 1900-1914 годов. Наиболее знаменитыми сооружениями парка являются так называемый «Греческий храм» (помещение для крытого рынка), в котором архитектор возвёл целый лес из 86 колонн, и «Бесконечная скамья», которая на протяжении нескольких сотен метров извивается подобно змее. Также здесь находится дом-музей самого архитектора. Гауди смог отразить в архитектуре, то на что ранее была способна только природа.

Парк Гуэля является одной из самых значимых работ Антонио Гауди, а также значимой достопримечательностью Барселоны.

Помимо этого ему удалось сотворить такие шедевры как женский монастырь св. Тересы (Convento Teresiano) и дом Кальвет (La Casa Calvet).

Храм Саграда Фамилия

В 1891 архитектор получает заказ на строительство собора (храм “Святого Семейства”) в Барселоне. Он по праву считается вершиной совершенства работ Антонио Гауди. Строительство храма Саграда Фамилия началось в 1882 году под руководством архитекторов Мартореля (Juan Martorell) и Де Вильара (Francisco de P. Del Villar). Но в 1891 году проект возглавил Антонио Гауди.

По задумке Гауди, храм Саграда Фамилия должен был стать зданием-символом Рождества Христова.
Строительство храма продолжается по сей и должно завершится к 2030 году.

Имейте в виду, что в кассах Саграда Фамилия всегда огромные очереди. Чтобы их избежать, советуем покупать билеты заранее через Интернет .

Дом Бальо

Одним из самых необычных строений Антонио Гауди является , построенный в 1904-1906 годы. В его оформлении кроется сюжет, в котором Св. Георгий убивает дракона. Нижние этажи похожи на кости и скелет дракона. Крыша сделана в виде его хребта. Гармония цвета и пластическая фактура стали главной особенностью внешнего вида дома Бальо.

Билеты в Дом Бальо можно купить .

Дом Мила

Также шедевром архитектуры считается и (или Ла Педрера), строительство которого проходило в период 1906-1910 годов. Это одна из известнейших построек модерна, получившая название “Ла Педрера” (каменоломня).

Эту статью я хочу посвятить всем творениям великого каталонского архитектора Антонио Гауди. Все конечно знают про Саграда Фамилию, парк Гуэль, дом Батльо и дом Мила. Это самые посещаемые шедевры мастера, но это еще не все. Эта статья посвящается фанатам Гауди. В ней я перечислю все строения к которым приложил руку самый известный каталонский архитектор в Барселоне с адресами, ценами и возможностями скидок.

Самый легкий способ осмотреть все к чему приложил руку Гауди это воспользоваться услугами Barselona Bus Turistic, поскольку туристический автобус останавливается возле каждого здания Гауди, это не относится к крипте Гуэля, она расположена в пригороде. И по скидочной книжке, прилагаемой к билету на туристический автобус полагаются скидки во многие музеи Барселоны и не только музеи, но и рестораны. Скидки действительны в течении полугода с момента приобретения билета.

Но это достаточно дорогое удовольствие билет на один день на Barselona Bus Turistic стоит: взрослый 24-30€ (дети с 4 до 12 лет 14€). Приобрести билеты онлайн со скидкой можно на официальном сайте Barselona Bus Turistic

Если не пользоваться услугами туристического автобуса, то лучше всего купить карточку на метро T-10 на 10 поездок, можно проходить подряд нескольким людям, одна поездка по этой карточке обойдется в 1€, а просто одна поездка на метро Барселоны стоит 2-45€, так что карточка очень экономит.

Barcelona City Card увы не дает права свободного прохода в музеи посвященные Гауди, только предоставляет скидки от 1€ до 20% от стоимости билета.

Покупать билеты в музеи посвященные Гауди лучше в интернете, поскольку билеты привязаны ко времени посещения, а очереди в высокий сезон огромные, к тому же за покупку в интернете часто полагается небольшая скидка. Поэтому в этой статье я собрала ссылки на сайты, продающие билеты.

Билеты увы стоят достаточно дорого, поэтому надо лучше прикинуть заранее сколько это будет стоить, куда ходить, а куда можно не ходить.

Первые семь строений нижеследующего списка занесены в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Нельзя войти внутрь только колледжа Святой Терезы и дома Винсент, в доме Кальвет сейчас расположен ресторан, а в остальных зданиях музеи.

Апофеозом творчества Антонио Гауди бесспорно является собор Саграда Фамилия. Я бы советовала посетить именно его, если ваше время и средства ограничены.

Собор до сих пор не достроен, а фасад, который был закончен еще при Гауди уже внесен в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Саграда Фамилию начали строить в 1882 году и Гауди руководил строительством вплоть до своей смерти в 1926 году.

Саграда Фамилия на фоне Барселоны, фото с оф. сайта

Взрослый без аудиогида 15€
Взрослый с русским аудиогидом 22€
Взрослый с аудиогидом и подъемом на башню 29€
Дети до 10 лет и инвалиды бесплатно

Я посещала собор с аудиогидом и подъемом на башню, по времени это заняло 2 часа. Чисто только текст аудиогида 1 час 15 минут.

Адрес: Carrer de Mallorca, 401, 08013 Barcelona
Станция метро: Sagrada Família на линии L2 или L5

Крыша этого дома напоминает панцырь дракона из легенды о покровителе Барселоны святом Георгии. Детали окон дом Батльо очень похожи на кости, поэтому в народе этот дом получил прозвище дом костей. Наравне с Саграда Фамилией это очень посещаемый музей Барселоны, там все время толпа. Этот дом был построен, как жилой дом. Гауди перестроил дом Батльо по своему проекту в период с 1904 по 1906 год. Эту работу можно отнести к зрелым произведениям мастера.

Взрослый с русским аудиогидом 23,5€
Дети (7-18), студенты (со студенческим билетом), старше 65 лет 20,5€

Адрес: Passeig de Gràcia, 43, 08007 Barcelona
Станция метро: Passeig de Gràcia на линиях метро L2/L3/L4, реально можно дойти пешком от площади Каталонии.

СКИДКИ возможны по следующим картам:
Tourist Bus, Barcelona City Tours, Barcelona Card, Barcelona Pass, Minicards, Modernism Route и Barcelona Walking Tours. Но приходится признать, что сами карты стоят дорого и чтобы оправдать покупку нужно потратить еще около 50€.

В зоне пешей досягаемости от дома Батльо находится еще одно творенье Гауди -дом Мила (всего 500 метров). Оба дома стоят на Пассеч-де-Грасиа. Возможно посещать оба дома это слишком, можно посетить лишь один из них, а на второй посмотреть снаружи.

Этот дом был построен, как жилой и до сих пор им остался, можно подняться на крышу, посмотреть на удивительные вентиляционные трубы и посетить интерактивную выставку, посвященную творчеству Гауди на чердаке дома.

Дом Мила, как и дом Батльо относится к зрелым произведениям Гауди, построен в период с 1906 по 1910 год.



Взрослый с аудиогидом на русском языке 22-50€
Дети с 7 до 12 лет 11€
Студенты, пенсионеры 16-50€
Есть разные опции с посещением ресторана и ночные визиты.

Адрес: Carrer de Provença, 261-265, 08008 Barcelona
Станция метро: Diagonal на линиях L3/L5

Парк Гуэль к счастью можно посетить, как платно, так и бесплатно, поскольку платной является только центральная часть парка. Её хорошо видно из бесплатных частей парка. Посмотреть фотографии, почитать о том как добраться до парка можно в отдельной статье про . Прогулка по парку с чувством толком и расстановкой заняла у нас 2 часа без посещения платных частей и музея Гауди.

Парк был создан в 1900-1914 годах.



Взрослый 7€ при покупке через интернет.
Взрослый 8€ при покупке в кассах.
Дети с 7 до 12 лет и пенсионеры старше 65 лет 4-90€

Адрес: Carrer d’Olot, s/n, 08024 Barcelona
Станция метро: станций Vallcarca или Lesseps по линии L3 , от метро до парка около 1220 м.

Музей Гауди устроен в доме в котором жил архитектор, рядом с музеем расположена выставка архитектурных деталей, она бесплатна. Билет туда можно купить только в кассах парка.



Взрослый 5-50€

Дворец Гуэля

Дворец Гуэля расположен совсем рядом с , лучше его посетить в течении прогулки по главному бульвару Барселоны. Дворец был построен еще молодым никому не известным Гауди в 1888 году. Это образчик становления стиля. А совсем рядом с дворцом, на королевской площади стоят еще и фонари построенные по проекту молодого Гауди.



Дворец Гуэля

Взрослый 12€
Детский с 10 до 17лет 5€
Аудиогида на русском языке нет, только на английском.

Адрес: Carrer Nou de la Rambla, 3-5, 08001 Barcelona
Станция метро: Liceu на линии L3

Колония Гуэль

Колония Гуэль расположена в ближайшем пригороде Барселоны. Изначально Гуэль решил построить тут поселок для рабочих своей текстильной фабрики. Гауди построил в этом поселке всего лишь крипту. Работа над криптой началась в 1908 году и была прервана в 1914 из-за начавшейся первой мировой войны, а в 1918 работа была и вовсе заброшена из-за смерти Гуэля. Т.о. это незаконченная крипта.



Взрослый билет в крипту 7€
Взрослый билет с русским аудиогидом 9€
Детский 5,5€
Детский с аудиогидом 7,5€

Адрес: Calle Claudi Güell, 08690 Colònia Güell, Santa Coloma de Cervelló, Barcelona
Как добраться: На пригородном поезде (железные дороги Правительства Каталонии – FGC): от станции «Площадь Испании» (Plaza España), линии S33, S8 и S4. Поезда ходят через каждые 15 минут. Остановка – Колония Гуэль (Colonia Güell).

Дом находится в частном владении и поэтому пройти внутрь можно только 1 раз в году. Осмотреть его можно только снаружи. Этот особняк — образчик вдохновленной арабской архитектурой игры геометрических форм и успешная проба цвета, свидетельствующая о разрыве с канонами эпохи. Дом был построен по заказу фабриканта изразцов в 1888 году. Дом Винсенс можно отнести к ранним произведениям Гауди.

К 2017 году планируется открыть дом Винсенс для туристов, остается только надеяться, что цены на билеты не будут заоблачными.


Адрес: Carrer de les Carolines, 18-24, 08012 Barcelona

Павильоны усадьбы Гуэль

Эти павильоны расположены в районе монастыря Педральбес. Это еще одно раннее произведение Гауди, построенное в 1884-1887 годах. Изначально Гауди построил каменную стену вдоль всей усадьбы, дом привратника и конюшни с манежем. Но до нашего времени дошли лишь детали, самой красочной из которых является дракон на воротах усадьбы. В момент постройки здесь был пригород Барселоны.



Деталь кованных ворот усадьбы Гуэля.

Взрослый 6€

Адрес: Av. de Pedralbes, 7, 08034 Barcelona
Станция метро: Palau Reial на линии L3

Дом Кальвет, конечно, не такой интересный и своеобразный, как дом Батльо или дом Мила, поскольку был построен, как доходный дом, это несколько другое предназначение. Этот дом относится к ранним произведениям Гауди и датируется 1899 годом. Но с другой стороны не придется покупать билет за 20€, поскольку там расположен ресторан, поэтому можно войти туда и выпить чашечку кофе, а может быть и основательно покушать и заодно рассмотреть интерьер.



Обратите внимание ресторан работает на испанский манер: обед с 13:00 до 15:30, ужин с 20:30 до 23:00.

Адрес: Carrer de Casp, 48, 08008 Barcelona
Станция метро: Urquinaona на линиях L1/L4, реально дойти пешком от площади Каталонии.

Особняк Беллесгуард (TORRE BELLESGUARD)

Особняк расположен на горе Тибидабо. Придется воспользоваться фуникулером. В не стесненном пространством особняке Беллесгуард Гауди вновь черпает вдохновение из готики, как бы вспоминая времена былой славы династии королей Каталонии и Арагона, некогда имевших на этом месте дворец. Это стройное изящное строение насквозь проникнуто игрой фантазии.



Особняк Беллесгуард (TORRE BELLESGUARD)

Купить билет можно на сайте bcnshop , хотя возможно там нет безумного ажиотажа, поскольку это дальше от центра и считается не самым обязательным к осмотру местом.

Взрослый с аудиогидом на русском 9€
Детский с 8 до 18 лет 7-20€

Этот изолированное, элегантное здание, которое выглядит как неприступная крепость, на самом деле является монастырской школой. Проект разработан Гауди для монахинь из ордена Святой Терезы. Это внушительное здание в момент постройки находилось за пределами Барселоны. Его строительство началось в 1887 году и оно существенно отличатся от более поздних произведений Гауди.

Декор минимален, только детали ворот и маковки башенок напоминают стиль архитектора. Бюджет этой стройки был ограничен, но даже в стесненных обстоятельствах Гауди удалось создать уникальное здание.

Там до сих пор расположена школа и попасть внутрь можно только 1 раз в год во время дня открытых дверей.



Адрес: Carrer de Ganduxer, 85-105, 08022 Barcelona
Станция метро: Bonanova на линии L6

Т.о. в Барселоне можно осмотреть всего 11 объектов к которым приложил руку великий каталонец. В отношении творчества этого архитектора утверждается, что только раз в семь или восемь столетий человечество порождает такую новую, оригинальную, способную все вокруг себя изменить архитектуру. Надеюсь моя статья поможет желающим познакомиться с творчеством Гауди в Барселоне поближе.

В 1852 году в маленьком каталонском городке под названием Реус родился великий архитектор Антонио Гауди . Богатством его семья не отличалась, однако отец, который работал простым медником, сыну прививал обширную любовь к ремеслу.

На пристрастиях и усердных занятиях мальчика сказалось его слабое самочувствие. Антонио не имел возможности бегать и играть с друзьями, он подолгу наблюдал за природой – растениями, волнами, насекомыми. Именно тогда и образовалась его мечта – желание строить так, как строит сама природа. Поэтому великий мастер и испытывал отвращение к стандартному строительству с прямыми углами и линиями, которых не касалась игра света и цвета.

Верхняя часть кровли дома Батло.

В 1878 году Антонио Гауди закончил архитектурную школу. Ещё во время своего обучения он работал чертежником под руководством архитекторов Ф. Вильяра и Э. Сала, изучал ремесла, исполнял мелкие заказы (фонари, ограды, лавки) – здесь и пригодились умения, переданные ему отцом.

В то время в Европе господствовал стиль неоготики, основные черты которого сформировали писатель и архитектор из Франции Виоле ле Дюк и критик из Англии Джон Раскин. Они рекомендовали тщательное изучение готического наследия, но не копирование в точности этого стиля, а творческое перерабатывание, оживление его современными элементами. Антонио принял эти идеи с небывалым восторгом.

Правда, такие пристрастия многим людям показались чуждыми и непонятными, что обрекло «портфолио» Гауди на скудность. До 1883 года, пока начинающий архитектор не познакомился со своим другом и покровителем Эусеби Гуэлем, за спиной автора сегодняшних произведений было только два недостроенных проекта – Эль Каприччо и Дом Висенс.

Дом Висенс

Немалые финансы Гуэля и несдержанные фантазии Антонио сложились и дополнили Каталонию великолепными павильонами усадьбы Гуэля, фантастическим гуэльским парком в Барселоне, а также криптой и часовней Колонии Гуэль. В период сотрудничества с Гуэлем у Гауди было множество заказов, и великий зодчий самозабвенно творил дома, которые были похожи на песчаные замки, гроты и пещеры. Антонио разнообразно и богато декорировал их, искал свежие сочетания материалов, изобретал компромиссы между декоративностью и функциональностью.

Большая лестница парка Гуэль

Витая скамья парка Гуэль.

Согласно установленной классификации творчество Гауди относится к стилю модерн. Но на самом деле поместить произведения зодчего в рамки какого-то отдельного стиля невозможно. Антонио Гауди-и-Корнет за свои 74 года жизни реализовал 18 проектов, большая часть зданий выстроены самим каталонским зодчим и расположены в Барселоне.

Самый удивительный плод вдохновения архитектора – это, разумеется, Саграда Фамилия (Собор Святого Семейства). Чтобы возвести это величественное здание, Антонио Гауди отдал почти 40 лет своей жизни, однако храм так и остался незаконченным по причине отсутствия средств. Строительство этого святилища велось только на пожертвования горожан, и сам архитектор зачастую ходил по улицам с протянутой рукой для подаяния.

Собор Святого Семейства

Место сосредоточения творений Гауди – это Квартал Эщампле. Дом Батло (1904-06), который одет в чешуйчатую мозаику и изменяет свой цвет за счёт освещения. Барселонцы прозвали его «Дом костей», стоит только взглянуть на это здание, чтобы понять причину возникновения такого названия. Решетки балконов и окон дома Каса Батло будто составлены из элементов скелета неизвестного существа гигантского роста.

Дом Батло.

В этом же барселонском квартале расположен дом Мила (1905-10), который более известен под названием «Каменоломня» или «Ла Педрера». Это самый невероятный жилой дом в столице Каталонии, а, может быть, и в мире.

Дом Мила "Каменоломня"

Гауди проектировал невероятные фантазии, которые благословляла сама мать-природа, а затем воплощал их жизнь… Такой же невероятной и ужасной на то время была и его смерть летом в 1926 году. Гениального зодчего зацепил трамвай и проволок его по мостовой несколько метров. Прощаться с Антонио Гауди в незаконченный Собор Святого Семейства пришли почти все горожане. А сегодня католическая церковь готовится рассмотреть возможность причисления к лику блаженных архитектора Гауди...

Антонио Гауди создал и парк Гуэль (El Parque Guell — 1900-1914 гг.). В этом парке Гауди попытался воплотить идеи, которые есть в природе, но никогда не реализовывались в архитектуре. Постройки кажутся выросшими из земли, все вместе они составляют единое целое, очень органичное, несмотря на многообразие форм и размеров.







Храм Святого семейства (полное название: Искупительный храм Святого Семейства, кат. Temple Expiatori de la Sagrada Família), иногда по-русски неточно называется собором Святого Семейства— пожалуй, самая значительная из работ Гауди, к сожалению, так и не законченная. Стиль, в котором выполнен собор, отдаленно напоминает готику, но вместе с тем, это что-то совсем новое, современное. Здание собора рассчитано на хор из 1500 певцов, детский хор из 700 человек и 5 органов.

Храм должен был превратиться в центр католической религии. С самого начала строительство храма поддерживал Папа Леон XIII.

Работы над созданием храма начались еще в 1882 г. под руководством архитекторов Мартореля (Juan Martorell) и Де Вильара (Francisco de P. Del Villar). В 1891 г. строительство возглавил Антонио Гауди. Зодчий сохранил план своего предшественника — латинский крест с пятью продольными и тремя поперечными нефами, но внес свои изменения. В частности, им была изменена форма капителей колонн крипты, высота арок увеличена до 10 м, лестницы перенесены им в крылья вместо предполагавшегося фронтального их размещения. Он постоянно дорабатывал замысел в ходе строительства.

По замыслу Гауди, храм Святого семейства должен был стать зданием-символом, грандиозной аллегорией Рождества Христова, представленного тремя фасадами. Восточный посвящен Рождеству; западный — Страстям Христовым, южный, самый внушительный, должен стать фасадом Воскресения.

Порталы и башни храма оснащены изобильной скульптурой, воспроизводящей как бы весь живой мир, головокружительная сложность профилей и деталировки

Превосходит все, что было когда-либо известно готике. Это своего рода готический модерн, в основу которого, однако, положен план сугубо средневекового собора.

Несмотря на то, что Гауди строил храм на протяжении тридцати пяти лет, ему удалось возвести и оформить только Рождественский фасад, конструктивно являющийся восточной частью трансепта, и четыре башни над ним. Западная часть апсиды, составляющая большую часть этого величественного здания, до сих пор не достроена.

Антонио Гауди погиб в Барселоне 7 июня 1926, сбитый трамваем неподалеку от собора Sagrada Familia. В бессознательном состоянии, в ветхой одежде, его доставили в больницу Святого Креста — специальный приют для бедных, из которого ему уже не суждено было выйти, чтобы продолжать украшать мир гением своего мастерства. Останки его покоятся в склепе собора Sagrada Familia.Спустя более чем через семьдесят лет после смерти Гауди, строительство собора продолжается и сегодня. Постепенно возводятся шпили (при жизни архитектора был окончен только один), оформляются фасады с фигурами апостолов и евангелистов, сценами подвижнической жизни и искупительной смерти Спасителя. Строительство храма Святого семейства, предположительно закончится к 2030 г.





Уже пятое поколение барселонцев наблюдает рождение архитектурного шедевра. Но даже недостроенный собор стал символом Барселоны и останется им навсегда, как, впрочем, и другие произведения Антонио Гауди. Архитектура Гауди — это открытая книга для всех почитателей его таланта. Своим уникальным и в то же время вызывающим столько споров и по сей день творением — собором Святого семейства — Антонио Гауди присоединился к плеяде своих великих земляков — Пабло Пикассо, Сальвадору Дали и Хуану Миро, — своими идеями перевернувших современное искусство.

По воспоминаниям современников, Гауди был человеком страстного темперамента и обладал незаурядными умственными способностями. При этом он жил в своем мире, отрекшись от всего мирского. «Чтобы избежать разочарований, не надо поддаваться иллюзиям», — оправдывался он, утверждая при этом, что каждый человек должен иметь Родину, а семья — свой дом. «Снимать дом — все равно, что иммигрировать», — убеждал Гауди других, всю свою жизнь не имевший ни семьи, ни своего дома.