Собственный опыт

Что такое экспо. Всемирная выставка "экспо"

ХХ в е к н ач и н а е т с я

Первая Всемирная Выставка. Лондон 1851

Хрустальный дворец Джозефа Пакстона на Всемирной выставке 1851 года в лондонском Гайд-парке. Первое полностью стеклянное большепролетное сооружение на основе металических конструкций. Предвосхитило даже смелые мечтания Жюля Верна. К нашему счастью простояло до возникновения фотографии:) и сгорело в 1936 году.

Источники:
http://www.krugosvet.ru/articles/94/1009440/1009440a1.htm
http://www.krugosvet.ru/articles/71/1007152/1007152a1.htm
http://expomuseum.com/architecture/
http://www.crystalpalacefoundation.org.uk/
http://www.victorianstation.com/palace.html
http://www.hberlioz.com/London/BL1851Exhibition.html

Всемирная Выставка 1889 года в Париже

Всемирная выставка в Монреале. 1967
Бакминстер Фуллер. Геодезический купол - павильон США.Продолжается феерия металлоконструкций и стекла. Но и появляется и плексиглас - предвестник будущих композитов. Но даже не это главное! Принципиальным здесь является реализация мечтаний многих поколений архитекторов о чистой форме шара. А между делом Фуллер показал все невероятные возможности стержневых пространственных структур, ранее применявшихся в основном в авиастроении.

Отто Фрай. Павильон Германии на всемирной выставке в Монреале 1967 года.
Фуллер оказался в Монреале не одинок. Здесь же засветилась еще одна звезда - Отто Фрай. Его сооружение ещё легче, чем шар и символизирует динамику современной архитектуры. Проще говоря, Фрай заявляет всем: "Архитектуру можно сшить!" И шьет огромные тентовые конструкции. Через тысячелетия после Моисея его походная Скиния получает заново официальную легитимацию в качестве Архитектуры.

Источники:
http://www.archi.ru/foreign/guide/architect_present.html?aid=197&fl=2&sl=1
http://www.arch.mcgill.ca/prof/sijpkes/arch304/D+C2004website/Website-2/page-1.html

Всемирная Выставка в Осаке. 1970

Пожалуй самая продуктивная с точки зрения архитектуры выставка в 20 веке. Мы, студенты 70-х, восхищались и "копировали" почти всем, что было там:) Начнем с того, что генплан делал САМ Кензо Танге . Архитектура старалась выпрыгнуть из своих штанов всеми силами. Тут было изобилие форм, конструкций, текстур и цвета. Глядя на "птички" территории выставки ощущаешь явное дыхание внеземных цивилизаций. А разве это не есть наше будущее?

Источники:
http://en.wikipedia.org/wiki/Expo_"70
http://www.expomuseum.com/1970/

Самым большим "надувательством" занимались японцы и американцы. Они попросту надули свои павильоны, обозначив тем самым всю бренность нашего архитектурного бытия. Но как надули!

Американский павильон.
Architects: Davis - Brody; deHarak, Chermayeff & Geismar (designers)
http://www.columbia.edu/cu/gsapp/BT/DOMES/OSAKA/osaka.html

Павильон группы «Фудзи» на выставке в Осаке. 1970. Архитектор Ютака Мурата.

Площадь фестивалей и павильон Австралии

Канада и Япония.

Международная выставка в Гановере. 2000. Последняя в 20 веке.

Ничего принципиального нового эта выставка не принесла. Даже экстравагантные формы венгерского павильона и Ангар Японии в исполнении тандема знаменитостей 20 века не вызвали ажиотаж. Мир напрягся в ожидании архитектурных сюрпризов 21 века:)

Источники:
http://www.forma.spb.ru/info/news/expo/009/main.shtml
http://www.expomuseum.com/2000/photos/

Павильон Венгрии

Павильон Японии на выставке ЭКСПО 2000 в Гановере. Шигеру Бана совместно с Отто Фраем.

Продолжение следует.

История проведения всемирных выставок или EXPO началась с французской традиции национальных выставок. Кульминацией французского национального экспозиционного движения стала Французская Промышленная Выставка 1844 года. Она произвела на Европу такое сильное впечатление, что некоторое время спустя начали регулярно проводить Континентальные выставки, на которых демонстрировались достижения большинства стран Европы. А Британия гордо устраивала собственные экспозиции.

Первая выставка промышленных достижений "всех наций" состоялась в Хрустальном Дворце в лондонском Гайд-парке в 1851 году. Прозрачный павильон из стекла и был первым сооружением, построенным специально для всемирной выставки. Впоследствии такая практика стала не просто регулярной. Обязательным для каждой страны стало создание собственного национального павильона. Кроме того, с определенного момента страна-хозяйка к открытию стала строить памятные объекты (парадный вход, фонтаны, скульптурные группы) на территории города, где проходила выставка.

В истории развития всемирных выставок четко выделяются три периода. Первый - с 1851 по 1938 - называют периодом индустриализации. В эти годы главной целью выставок была торговля и демонстрация промышленных изобретений и достижений. Построек этого времени почти не сохранилось.

Начало второго периода ознаменовалось выставкой в Нью-Йорке, продлившейся целых два сезона с 1939 по 1940. Вплоть до 1987 года всемирные выставки стали проводиться под гуманистическими лозунгами культурного обмена и взгляда в будущее. Слоганы выставки 1939 года звучали как: "Заря нового дня" и "Строя мир завтра". "К миру через взаимопонимание" (1965), "Человек и его история" (1967). Архитекторы воплощали эти идеи в футуристических объектах, до сих пор вызывающих интерес у публики. Знаковой выставкой этого периода считается ЕXPO в Монреале 1967 года. Кстати, именно с этого года выставки стали называть EXPO.

Третий период: эпоха национального брендинга, начавшаяся в 1988 году. Теперь страны "пользуются" всемирными выставками как инструментами для поддержания своего имиджа, продвижения нации как бренда. Архитектурные проекты этого периода - это переосмысление традиционных форм, элементов и орнаментов.

Так выглядит сейчас место проведение всемирной выставки в Баффало в 1901 году. Это стадион и беговая дорожка, построенные специально для этого события.

А на месте Дома Свободных Промышленных Искусств, спроектированного для той же выставки в Баффало, теперь рядовой жилой квартал Олмстед.

В 1929 году всемирная выставка проходила в Барселоне. Одним известен прежде всего павильон Германии по проекту Людвига Миса ван дер Роэ. Большинству же знакомы две 47-метровые башни парадного входа на выставку работы Рамона Ревентоса. Их называют венецианскими башнями, потому что они сильно напоминают колокольню собора Сан-Марко в Венеции. Сегодня это вход на торговую ярмарку Барселоны.

Выставка 1935 года в Брюсселе оставила после себя Большой Дворец, выполненный в лучших традициях промышленной романтики ар-деко.

От парижской выставки 1937 года остались две постройки: Дворец Шайо и Дворец Токио (ныне Музей Современного искусства города Парижа).

Дворец Шайо был построен на площади Трокадеро Полем Риве на месте нелюбимого парижанами дворца Трокадеро. Здание выполнено в стиле ар-деко. Сегодня во дворце Шайо располагаются Музей человечества (Musee de l"Homme), Национальный морской музей (Musee national de la Marine), Музей памятников Франции (Musee national des Monuments Francais) и аквариум CineAqua (на месте каменоломен в подвале музея).

Токийский дворец того же года постройки к Токио не имеет почти никакого отношения. Просто он отделен от Сены Нью-Йорк авеню, которая с 1918 по 1945 год носила название Токио авеню. От этой улицы и происходит название. Стены дворца, имеющего много общего с античным храмом, сегодня украшены не только рельефами, но и граффити.

Новый этап выставочного движения начался в этом строгом павильоне из светлого известняка 1939 года постройки в Нью-Йорке.

В 1958 году всемирная выставка вернулась в Брюссель. Именно в этом году в городе появился культовый Атомиум, ставший одной из главных достопримечательностей столицы Бельгии. Атомиум был спроектирован архитектором Андре Ватеркейном как символ атомного века и мирного использования атомной энергии и построен под руководством архитекторов Андре и Мишеля Полаков.

Сооружение, покрытое изначально алюминиевым слоем, а после завершённого в феврале 2006 капремонта - стальной оболочкой, состоит из девяти "атомов", которые объединены в кубический фрагмент кристаллической решётки железа, увеличенный в 165 миллиардов раз. Высота атомиума составляет 102 м, вес - около 2400 тонн, а диаметр каждой из девяти сфер - 18 м. Шесть из них доступны для посетителей. Сферы соединены между собой трубами длиной 23 м, в них находятся эскалаторы и коридоры. Всего между шарами существует 20 соединительных труб. В средней - лифт, способный за 25 секунд поднять посетителей к ресторану и обзорной платформе, находящимся в самом высоком шаре Атомиума.

1962 год в Сиэттле был годом выставки под девизом: "Выставка XXI века". От экспозиции остался "ретрофутуристический" фонтан в виде полусферы.

Нью-Йорк вновь принимал всемирную выставку два года спустя после Сиэттла, в 1964. И сегодня можно увидеть уже обветшавшее здании павильона штата Нью-Йорк, выполненное в форме круга и напоминающее космический летательный аппарат.

Экспо 1967 года в Монреале с лозунгом "Человек и его мир" стало самой значимой за весь второй период развития всемирных выставок и по количеству интересных построек, в том числе.

Одно из них - здание, которое знает большинство студентов-архитекторов, Хабитат 67. Жилой комплекс, спроектированный малоизвестным за пределами Канады израильско-канадским архитектором Моше Сафди. Проект был частью его магистерской диссертации.

Идея Сафди состояла в том, чтобы подчеркнуть тему справедливого мира. Здание состоит из 354 идентичных сборных домов, сложенных вместе, в них 158 квартир самых разных размеров. Каждая имеет собственную террасу. Это был один из способов перенесения преимущества пригорода в город.

Скульптура Александра Кальдера "Человек и его мир"

В том же году американский архитектор и изобретатель Бакминстер Фуллер построил в Монреале геодезический купол собственного изобретения. Купол, по его мнению, являлся идеальной конструкцией, позволяющей экономить площадь постройки при большем ее объёме и до 40% стройматериалов.

На месте павильона США в американском Спокейне, где выставка оказалась в 1974, теперь парк развлечений. Сама конструкция павильона - прозрачная металлическая сетка, напоминающая купол передвижного цирка.

Солнечная сфера, приветствовавшая посетителей в Ноксвилле в 1982. Темой выставки была "Энергия, что движет миром".

Всемирная выставка ЭКСПО или WorldExpo – это не только крупнейшая международная выставка новейших научно-технических достижений, но и история, традиции и культура стран всего мира. ЭКСПО проводится в разных странах с 1851 года, каждая выставка имеет отдельную тему.Первая ЭКСПО состоялась в Хрустальном дворце в Гайд-парке в Лондоне. Именно здесь был представлен первый телефон.

С 10 июня по 10 сентября 2017 года ЭКСПО проходит в Астане.

Основная тема выставки - «Энергия Будущего».

Она отражает озабоченность международного сообщества проблемой энергопотребления, которое оказывает все большее влияние на планету. Главная цель Выставки – призыв к ответственности, стимулирование дискуссий и формирование знаний с тем, чтобы люди научились планировать и контролировать энергопотребление на планете, минимизируя ущерб для природы.

В ЭКСПО-2017 принимают участие 115 стран и 22 международные организации. Общая площадь выставочного комплекса равна 174 гектарам. Из них 25 гектаров отведено непосредственно под выставочную зону, которая вместила в себя Национальный павильон Казахстана, международные, тематические и корпоративные павильоны.

История возникновения Всемирных универсальных выставок

Великая выставка промышленных работ всех народов (англ. The Great Exhibition of the Works of Industry of All Nations), проходившая в лондонском Гайд-парке с 1 мая по 15 октября 1851 года, стала вехой в истории промышленной революции. Из-за участия большого количества стран вскоре её прозвали всемирной. На этой первой мировой выставке были представлены промышленные товары и различные изделия ремесла, машины, производственные методы, а также полезные ископаемые и работы изобразительного искусства.

Ажиотаж вокруг выставки, которую посетило до 6 миллионов человек (треть населения Британии), принёс организаторам солидные доходы. Инициативу проведения всемирных выставок тут же подхватили французы, ответившие на вызов англичан всемирной выставкой 1855 года. С тех пор такие мероприятия стали проводиться регулярно.

Всемирные выставки всегда были базой для ознакомления со всевозможными изобретениями и новинками.

После войны организаторы выставок стали уделять внимание не только достижениям в сфере технологий, но и к обсуждению глобальных вопросов, стоящих перед человечеством, например, человек и его место в мире, экология, урбанизация и многих других. В соответствии с этими вопросами каждый раз формулируется отдельная тема, в соответствии с которой каждая страна формирует свою экспозицию.

Современные ЭКСПО стали символом индустриализации и открытой площадкой для демонстрации всех самых значимых достижений страны в различных сферах. Каждый раз выставки ЭКСПО посещают миллионы людей. Вопрос участия страны в ЭКСПО принимается на правительственном уровне. Борьба государств - претендентов на проведение ЭКСПО по накалу и напряженности напоминает борьбу за право проведения Олимпийских игр.

x

x


международные выставки, организуемые с целью показа разносторонней деятельности народов в области экономики, науки, техники, культуры и искусства. Различаются В. в. универсальные (демонстрация достижений в различных областях человеческой деятельности) и специализированные (показ достижений в какой-либо одной конкретной сфере деятельности). Первой В. в. была международная промышленная выставка в Лондоне в 1851. Строго определённой периодичности В. в. не имели и устраивались с промежутками от 2 до 7 лет. На первых В. в. в основном демонстрировались успехи промышленности, в дальнейшем их тематика расширялась. С ростом популярности В. в. постепенно увеличивалось число стран-участников, количество и ассортимент экспонатов (в том числе крупных машин, транспортных средств и др.); если на первых В. в. все экспонаты сосредоточивались в одном большом здании (например, "Хрустальный дворец" в Лондоне), то с 1878 (на В. в. в Париже) практикуется постройка различных павильонов. Всего с 1851 по 1970 было организовано 39 универсальных В. в.: в Нью-Йорке (1853, 1939), Париже (1855, 1867, 1878, 1889, 1890, 1900, 1937), Лондоне (1862, 1886, 1908), Вене (1873), Филадельфии (1876, 1926), Сиднее (1879), Мельбурне (1880), Чикаго (1893, 1933, 1934), Брюсселе (1897, 1910, 1935, 1958), Буффало (1901), Глазго (1901), Сент-Луисе (1904), Льеже (1909), Генте (1913), Сан-Франциско (1915), Гётеборге (1923), Уэмбли (1924/25), Барселоне (1926), Антверпене (1930). Порт-о-Пренсе (1948), Сиэтле (1962), Монреале (1967), Осаке (1970). В. в. обычно проводятся под определённым девизом, который определяет основную тему выставки, например, первая В. в. в Лондоне имела девиз "Пусть все народы работают совместно над великим делом - совершенствования человечества"; в Нью-Йорке (1939) - "Миру завтрашнего дня", в Брюсселе (1958) - "Человек и прогресс", в Монреале (1967) - "Земля людей", в Осаке (1970) - "Прогресс и гармония для человечества". Каждая страна-участница экспонатами раскрывает девиз В. в. сообразно своему общественному строю и экономическим возможностям.

Начиная с 1851 Россия неоднократно участвовала в В. в.: в Лондоне (1851, 1862), в Париже (1867, 1890) и др. Со времени своего образования Советское государство приняло участие в 5 В. в.: в Париже (1937), в Нью-Йорке (1939), Брюсселе (1958), Монреале (1967) и в Осаке (1970). На В. в. в Париже, которая совпала с 20-летием Советской власти, были продемонстрированы огромные масштабы социалистического строительства в СССР. На В. в. в Нью-Йорке советская экспозиция была разработана на тему: "Будущее принадлежит социализму". В советском павильоне были широко показаны достижения народов СССР в выполнении пятилетних планов. На В. в. в Брюсселе посетители получили представление о достижениях СССР в области экономики, науки, культуры и повышения благосостояния советских людей. Павильон СССР был признан одним из лучших и за экспозицию в целом удостоен высшей награды - Золотой звезды. В. в. в Монреале совпала с 50-летием Советского государства. Главная идея советской экспозиции - показать преимущество социалистического строя. Первая В. в., организованная в Азии (Осака), по времени проведения совпала с празднованием 100-летия со дня рождения В. И. Ленина. Основные темы советского павильона - "Ленин - создатель социалистического государства", "Развитие идей Ленина в наши дни", "Гармоническое развитие личности в социалистическом государстве".

Д. М. Серов.

Архитектура выставок. Павильоны и сооружения В. в. сами стали экспонатами, демонстрирующими достижения архитектуры и строительной техники, а также оформительского искусства (См. ), нередко определяя основные тенденции их развития на многие годы вперёд. Громадное число экспонатов (для размещения и удобного осмотра которых требуется обширное, хорошо освещённое внутреннее пространство), большой поток посетителей, необходимость быстрого строительства и демонтажа павильонов приводили к поискам новых архитектурных форм и технических приёмов. Огромное здание (длина 503 м ) павильона 1-й Всемирной выставки в Лондоне в 1851 (так называемый "Хрустальный дворец", инженер Дж. Пакстон), построенное всего за 6 месяцев благодаря применению ажурного сборного каркаса из стандартных металлических (главным образом чугунных) деталей и рам ограждения с заполнением из стекла, по своему облику резко отличалось от традиционной ордерной архитектуры. Постепенно складываются организационные принципы показа экспонатов; например, на В. в. в Чикаго в 1893 наряду с главным павильоном, где были представлены все государства, участвующие в выставке, построили тематические (по отраслям промышленности) и национальные павильоны; в одном месте были сгруппированы павильоны страны - организатора В. в. (павильоны отдельных штатов США). Огромные размеры экспозиций В. в. вызвали необходимость создания мест для отдыха (впервые на парижской В. в. в 1878). Для покрытия огромных затрат по организации В. в. и для извлечения доходов устраивались платные зрелища и развлечения. Собственно выставочная зона и зона отдыха и развлечений вместе с озеленением, фонтанами, бассейнами образовали сложный комплекс (эту структуру в основных чертах сохранили все В. в.), планировка которого обычно имела регулярные черты. Вслед за строительством на парижской В. в. 1889 так называемой Эйфелевой башни (инженер А. Г. Эйфель), предназначавшейся лишь для демонстрации достижений французской строительной техники и создания высотной доминанты в ансамбле выставки, возникает традиция создания сооружений, символизирующих девиз В. в. (например, так называемый "Атомиум" в виде увеличенной в 165 миллиардов раз молекулы железа, архитектор А. Ватеркейн, инженер А. Падюар, на В. в. в Брюсселе в 1958). Для павильонов В. в. 2-й половины 19 в. характерен разрыв между новаторским инженерным решением сооружений, в которых использовались металл, стекло, железобетон, усовершенствованные металлические каркасные конструкции, позволившие резко увеличить пролёт перекрытий (до 104 м в "Галерее машин" архитектора Ф. Л. Дютера на парижской В. в. 1889), и фасадами дворцового типа в исторических архитектурных стилях, а чаще - покрытых пышным эклектическим декором. Вплоть до начала 20 в. размещение экспонатов в павильоне было лишено общей композиционной идеи, экспозиция распадалась на ряд отдельных, не связанных между собой участков. Среди обилия декоративного убранства трудно было разглядеть сами экспонаты, расположение которых напоминало раскладку товаров в большом магазине. Привлечь внимание к промышленному изделию или сырью первоначально старались за счёт его обильного и вычурного оформления, уникальности и гипертрофированных размеров (например, огромные самовары на парижской В. в. 1900) или необычности использования (например, крепость, сложенная из мешочков муки, во Дворце земледелия на В. в. в Чикаго в 1893). Позже появляются модели, а затем и макеты для показа сложных производственных процессов и машин, используются новейшие достижения оптики, электротехники и др.

В выставочной архитектуре и искусстве экспозиции в 1920-х - начале 30-х гг. определяющую роль сыграли идеи а и а. Почти все экспонаты стран - участниц В. в. размещаются в национальных павильонах, архитектура которых становится одним из средств, раскрывающих идейное содержание национальной экспозиции. Участие СССР в В. в. способствовало усилению идеологической роли архитектуры павильонов. Величественный, динамичный по формам павильон СССР на парижской В. в. 1937 (архитектор Б. М. Иофан), увенчанный скульптурной группой "Рабочий и колхозница" (1935-37, нержавеющая сталь, скульптор В. И. Мухина), явился прекрасным образцом синтеза архитектуры и скульптуры и стал символом побед советского народа в строительстве социализма, а его экспозиция - примером активной пропаганды передовых социальных идей. Общие тенденции развития выставочной архитектуры и искусства экспозиции в период после 2-й мировой войны 1939-45 особенно ярко проявились на В. в. 1970 в Осаке (Япония), где все архитектурные средства были подчинены задаче наиболее полного раскрытия девиза выставки "Прогресс и гармония для человечества". Этот девиз был символически (в соответствии с традициями национальной японской культуры) воплощён в компактном, построенном по функциональному принципу генеральном плане в виде разветвлённого дерева (группа японских архитекторов под руководством К. Тангэ). "Стволом" дерева был центр В. в., так называемая Символическая зона (архитектурно организованное пространство для различных международных мероприятий и церемоний, выступлений артистов, встреч и отдыха посетителей, а также для размещения международных тематических и художественных выставок), "ветвями" - главные дороги, ведущие к входам, "листьями" и "плодами" - павильоны, сгруппированные вокруг 8 площадей на "ветвях" дерева. Так как одной из главных тем В. в. становится научно-технический прогресс, в архитектуре многих павильонов реализуются экспериментальные проекты, где воплощаются новые инженерные идеи, применяются новые конструктивные и объёмно-пространственные решения, основанные на использовании современных строительных материалов и архитектонических принципов (например, павильон группы "Фудзи" с надувными конструкциями, архитектор Ютака Мурата). На этой новой технической основе отдельным павильонам придаётся символический архитектурный облик (например, павильон СССР в виде развёрнутого красного знамени, символизирующего торжество идей ленинизма в мире, государственный павильон Японии, пять цилиндрических объёмов которого образуют в плане национальный японский символ - пятилепестковый цветок вишни). Усложняются приёмы экспозиции, которая организуется по плану-сценарию, основанному на театрализованных методах показа (с применением светодинамических эффектов, достижений электроники и кибернетики, а также кино, диапозитивов и т.п.), нередко по сеансовой программе.

Традиция проведения международных выставок возникла на фоне развития французских национальных выставок, кульминацией которых послужила Международная Выставка в 1844 году .

Культурный обмен (1939-1987)

Начиная со Всемирной выставки в Нью-Йорке в 1939 году изначальный характер выставок начал меняться, и их стали посвящать более конкретным культурным темам, прогнозируя более светлое будущее для общества. Технологические изобретения отошли на второй план. В 1939 темой выставки было «Построить мир завтрашнего дня», в 1964 - «Мир через взаимопонимание». Выставки поддерживали активное межкультурное общение в целях обмена инноваций.

Интересно, что в 1964 году Нью-Йорк в погоне за прибылью решил увеличить время экспозиции вдвое - с шести до 12 месяцев. В ответ Международное бюро выставок призвало членов организации отказаться от поездки в США. К совету прислушались многие (в частности, СССР). В итоге выставка была проведена, но с финансовой точки зрения оказалась провальной: вернулось только 20 процентов вложенных средств .

Национальный брендинг (1988 - настоящее время)

С 1988 года страны стали использовать выставки скорее как способ улучшить их национальный имидж благодаря своим выставочным павильонам. Исследование группы Tjaco Walvis вокруг выставки в Ганновере показало, что для 73 % стран главной целью участия являлось улучшение имиджа государства.

На выставке в 2000 году в Ганновере, где страны сами разрабатывали архитектуру, в павильон в среднем вкладывалось около 12 миллионов евро. Учитывая такие размеры вложений, многие страны порой сомневаются в целесообразности участия, так как предполагают, что затраты превысят прибыль. Конкретное соотношение сложно установить, но независимое исследование для голландского павильона на Экспо-2000 оценило, что павильон (стоимостью около 35 млн евро) генерировал около 350 млн евро потенциальной прибыли для голландской экономики.