Деньги

Русская псевдоготика и европейская неоготика: архитектурные кузены. Готический стиль в архитектуре Средневековья

После падения Западной Римской империи в Европе начались так называемые темные века, в течении которых многочисленные варварские племена вершили свою вакханалию на остатках римского культурного наследия. На фоне бесконечных войн произошло частичное возрождение римской архитектурной традиции, вылившееся в романский архитектурный стиль, сформировавшийся примерно в X веке и преобразившийся через три сотни лет в готику.

Готический стиль в архитектуре сформировался в XII-XIII веках, вместе с наступлением эпохи высокого средневековья. В его основе лежало то самое романское наследие и растущее могущество Святого престола, которое необходимо было подчеркнуть соответствующими масштабами церковных сооружений.

Стоит заметить, что церковь настолько владела умами людей в те времена, что агенты ее без особого труда подняли огромные людские массы на авантюру, названную позже Первым крестовым походом, в результате которого был захвачен Иерусалим и основаны христианские государства в Малой Азии. Это, в свою очередь, способствовало развитию паломничества, а уже паломники приносили немалый доход самой Церкви, представители которой обогащались также на продаже индульгенций, демонстрации поддельных реликвий и просто пожертвованиях. Но, несмотря на столь сомнительные методы, ограничил которые Литеранский собор 1215 года, сначала во Франции, а после и в других европейских странах, возводятся прекрасные соборы, знаменуя своим появлением новый рассвет европейской культуры и готики, как архитектурного направления.

Буржский собор


Первопроходцами в готической архитектуре стали члены ордена бенедиктинцев. Именно под сводами бургундского аббатства Клюни ими был разработан собственный тип базилики, впервые воплощенный в пятинефной базилике Клюни, выстроенной в 1088 году. Базилика отличалась наличием двух трансепт и расширенной за счет венца капелл алтарной части.

Использование венца капелл было обусловлено бурно развивавшимся в то время культом мощей, о чем упоминалось немного ранее. В 1220 году базилика была расширена — с запада достроили трехнефтное помещение, благодаря чему базилика стала одним из крупнейших католических храмов того времени. Третья базилика Клюни, возведенная на основе двух первых, стала прообразом подавляющего большинства масштабных французских соборов в стиле готики. Но увы — до наших дней дошли лишь ее чертежи, а само здание снесли в 1807 году.

Третья базилика Клюни (реконструкция)


Для развития готики в архитектуре приложил немало усилий аббат Сугерий, под чьим руководством в первой половине XII века была перестроена базилика аббатства Сен-Дени. Именно это событие принято считать отправной точной истории европейской готики.

По замыслу Сугерия, свет, заливающий храм, выступает символом безбрежного божественного света, исходящего от самого Творца. Более светлому помещению готических храмов, по сравнению с романскими, способствовал революционный отказ от колонн в пользу готического каркаса. Кроме того, что внутренне пространство храма было отныне единым, данная технология позволила существенно экономить строительные ресурсы и возводить более высокие сооружения. Еще одной отличительной чертой готики можно назвать строгую симметрию, благодаря которой интерьер готических соборов выглядит очень гармонично.

Среди наиболее знаменитых представителей готического архитектурного стиля во Франции можно назвать собор Парижской Богоматери, а также Шартрский, Реймский, Ланский, Буржский и Амьенский соборы.

Готика в архитектуре Англии стала проявляться в конце XII века. Стоит заметить, что если во Франции происходило активное развитие городов, английские города развивались достаточно медленно и готические храмы были преимущественно монастырского типа. Чистейшим образцом раннего периода английской готики принято считать собор в Солсбери, а основным готическим собором Англии считается Кентерберийский.

Более всего общих черт с французской готикой несет в себе здание лондонского собора Вестминстерского аббатства — именно тут короновали и хоронили норманнских правителей Англии, начиная с Вильгельма Завоевателя. Среди прочих значимых английских образцов готической архитектуры можно вспомнить соборы в Дареме, Йорке, Винчестере, Иле и Линкольне.

Кентерберийский собор


В Германию готика пришла из Франции, но, с течением времени, приобрела собственные уникальные черты. Часть сооружений, строительство которых было начато существенно раньше, были достроены с применением характерных готических элементов декора и конструкции, став основой своеобразного романско-готического стиля, к которому относятся Михаэльскирхе, часовня Санкт-Бартоломеус, собор Санкт-Килиан и другие.

Одним из первых строений, с исключительно готическими чертами, специалисты называют церковь Богоматери в Трире, форма которой представляет собой равноконечный крест, вытянутый только в алтарной части. Новинкой, не встречающейся во Франции, было расположение в каждом углу креста двух часовен. Германская готика имеет и другие отличия от французской: более геометрически строгие формы, вход с бокового фасада, одна или четыре башенки (во Франции традиционно две), более строгий внешний декор зданий и т. д. Единственным исключением является собор в Кельне, созданный в характерном для французской готики стиле.

В северной части Европы, в силу дефицита песчаника и мрамора, традиционно использовавшихся для строительства готических соборов, возникла т. н. кирпичная готика. Строители использовали фигурный кирпич, который позволял создавать готические узоры не хуже, чем из обтесанного камня.

Готика активно развивалась в Испании, Нидерландах, Чехии, Италии — этот стиль везде претерпевал определенные изменения, сохраняя общие черты. Развитие готики прервала «черная смерть», выкосившая в XIV веке почти треть населения Европы. Впоследствии готика получила некое возрождение под названием «пылающая готика» — в ней уже прослеживались черты маньеризма.

Дуомо, кафедральный собор в Милане, пламенеющая готика


Готика в архитектуре окончательно сошла на нет в начале XV века, сменившись архитектурой эпохи Возрождения, мастера которого черпали вдохновение в духовной и материальной культуре античности.

Неоготика в архитектуре вспыхнула ярким пламенем 50-хх годах XVIII века с подачи британской аристократии, вслед за которыми к готике обратились и на континентальной Европе. Этому способствовала идеализация эпохи средневековья и отказ от приоритетов античности. Неоготика превратилась в национальный стиль викторианской Британии. В этот период по всей Европе достраивались и реставрировались заброшенные и недостроенные соборы, ярким примером чего может служить упомянутый уже собор в Кельне.

На территории России в период рассвета европейской готики были более насущные проблемы, нежели возведение соборов, тем более, что готические формы, характерные для католицизма, не очень вписывались в православную традицию. Но в XVIII веке, вместе с рассветом неоготики в Европе, в Российской империи все-таки возникла своя, уникальная, русская псевдоготика, вместившая в себя традиционные готические черты, элементы

Готическая архитектура началось с базилики Сен-Дени под Парижем и собора в г. Санс в 1140 году и закончилась в начале XVI века c последним расцветом таких зданий, как Часовня Генриха VII в Вестминстере. Однако готическая архитектура не исчезла полностью в XVI веке, она сохранилась в текущих проектах по строительству соборов и церквей в более изолированных сельских районах Англии, Франции, Испании, Германии и Речи Посполитой.

Неоготическая архитектура (также называемая викторианской готикой) – это архитектурное движение, появившееся в конце 1740-х годов в Англии. Его популярность быстро росла в начале XIX века, когда все более серьезные и ученые поклонники неоготического стиля стремились возродить средневековую готическую архитектуру в противоположность неоклассическому стилю, который был распространен в то время.

Известные неоготические здания:

Наверху: Вестминстерский дворец, Лондон;
Слева: Собор обучения, Питтсбург;
Справа: Церковь Святых Петра и Павла, Остенде, Бельгия.

В Англии – центре этого возрождения – неоготика была связана с глубоко философскими движениями, связанными с вновь пробуждающейся Высокой церковью или англокатолической верой в себя (а также с новообращенным католиком Огастесом Уэлби Пьюджином) и обеспокоенными ростом религиозного нонконформизма. В конечном счете, данный стиль стал широко распространенным из-за его внутренней привлекательности в третьей четверти XIX века. Неоготическая архитектура значительно различались в своей верности орнаментальному стилю и принципам строительства оригинальных средневековых, иногда немного больших по размеру, чем нужно, заостренных оконных рам. Отличие также состояло в нескольких штрихах готических украшений на здании, которое в противном случае было бы полностью зданием XIX века, для которого использовались современные материалы и методы строительства.

Параллельно с властью неоготического стиля в XIX веке в Англии интерес к нему быстро распространился на остальной европейский континент, в Австралию, Южную Африку и Южную Америку; в действительности количество зданий в стиле неоготики и плотницкой готики (ранняя неоготика Англии), построенных в XIX и XX веках, может превышать количество подлинных готических зданий, построенных ранее.

Возрождение готики шло параллельно и при поддержке возрождения средневекового искусства, которое уходит своими корнями в антикварные вопросы с их пережитками и курьезами. По мере прогресса индустриализации росли и протесты против производства машин и появления заводов. Сторонники всего живописного, такие как Томас Карлейль и Огастес Пьюджин, критически оценивали индустриальное общество и изображали доиндустриальное средневековое общество как золотой век. Для Пьюджина готическая архитектура была проникнута христианскими ценностями, которые позже вытеснил классицизм и уничтожила индустриализация.

Неоготика имела также политическую подоплеку; тогда как «рациональный» и «радикальный» неоклассический стиль связывали с республиканством и либерализмом (о чем свидетельствует его использование в США и в меньшей степени в республиканской Франции), более «духовная» и «традиционная» неоготика стала ассоциироваться с монархизмом и консерватизмом, что нашло свое отражение в выборе стиля для перестроенного Вестминстерского дворца в Лондоне и Парламентского холма в Оттаве.

В середине XVIII века с появлением романтизма повышенный интерес и осведомленность о средних веках среди некоторых влиятельных знатоков обеспечили более правильный подход к отобранному средневековому искусству, начиная с церковной архитектуры, надгробных памятников королям и знати, витражей и манускриптов поздней готики. В то же время другие виды готического искусства продолжали восприниматься как варварские и грубые, например, это были гобелены и изделия из металла.

Некоторые британцы, а вскоре и некоторые немецкие романтики (философ и писатель Иоганн Вольфганг Гете и архитектор Карл Фридрих Шинкель) начали ценить живописный характер руин – термин «живописный» становится новым эстетическим качеством – и то смягчающее воздействие времени, которым Хорас Уолпол, английский писатель и основатель готического романа, восхищался, лукаво называя «истинной ржавчиной баронских войн». «Готические» детали виллы Уолпола Strawberry Hill House в г. Туикенхем импонируют вкусам рококо того времени. К началу 1770-х годов совершенно неоклассические архитекторы, такие как Роберт Адам и Джеймс Уайетт, были готовы предоставить готические детали в гостиных, библиотеках и часовнях для создания романтического образа готического аббатства, аббатства Фонтхилл в Уилтшире. Это одно из самых ранних свидетельств возрождения готической архитектуры в Шотландии. Замок Инверари, построенный с 1746 года, со вкладом в дизайн от Уильяма Адама, являет собой совокупность сторожевых башенок.

В основном неоготику представляли обычные дома в стиле Палладио, который включал в себя некоторые внешние черты шотландского баронского стиля. Дома в этом стиле по проектам Роберта Адама включают в себя Меллерстайн и Уэддерберн в Беруикшире и дом Сетон в Восточном Лотиане, но наиболее ярко этот стиль проявился в замке Калзин, Эйршир, перестроенном Адамом с 1777 года. Эксцентричный ландшафтный дизайнер Бэтти Лэнгли даже пытался «улучшить» готические формы, придавая им классические пропорции.

Романтизм и национализм. Неоготика в Европе

Корни французской неоготики лежат во французской средневековой готической архитектуре, созданной в XII веке. Готическую архитектуру в средние века иногда называли Opus Francigenum – «Искусство Франции». Французский ученый Александр де Лаборд в 1816 году написал, что «готическая архитектура имеет свою прелесть», что положило начало развитию неоготики во Франции. Начиная с 1828 года Александр Броньяр, директор фарфорового завода Севре, производит картины из обожженной эмали на больших панелях листового стекла для Королевской часовни Луи-Филиппа в Дре. Было бы трудно найти большие, значительные заказы в готическом вкусе, которые предшествовали этому, за исключением нескольких готических черт в некоторых садах.

Между тем, в Германии стал проявляться интерес к Кельнскому собору, строительство которого было начато в 1248 году, и который был все еще не завершен на момент возрождения готики. Романтическое движение 1820-х годов вернуло интерес к нему, и работа снова началась в 1842 году, выразительно обозначив возвращение германской готической архитектуры.

Благодаря движению романтического национализма в начале XIX века немцы французы и англичане заявляли, что готическая архитектура XII века возникла в их собственной стране. Англичане смело ввели термин «ранняя английская» для готики, который подразумевал, что готика являлась английским творением. В романе «Собор Парижской Богоматери» 1832 года издания Виктор Гюго сказал: «Давайте поощрять в этой стране, если это возможно, любовь к национальной архитектуре», подразумевая, что готика являлась национальным наследием Франции. В Германии с завершением строительства Кельнского собора в 1880 году, в то время самого высокого здания в мире, данный собор стали рассматривать как вершину готической архитектуры. Другими крупными готическими соборами были Регенсбургский собор (с двумя шпилями, 1869-1872 гг.), собор Мюнстера в Ульме (с 161 метровой башней, 1890 г.) и собор Святого Вита (1844-1929 гг.).

Оценка


К 1872 году неоготика в Соединенном Королевстве была уже достаточно зрелой, поэтому Чарльз Локк Истлейк, влиятельный профессор в области дизайна, написал «Историю неоготики», но первое расширенное эссе об этом направлении, написанное в рамках развивающейся области истории искусства, – это «Неоготика» Кеннета Кларка. Данное эссе появилось в 1928 году.

Характерные здания

Готический фасад Парламента Руана во Франции, построенный между 1499 и 1508 годами, который позже вдохновил неоготическое возрождение в XIX веке, фото Goldorak73,

Кельнский собор, завершенный в 1880 году (хотя строительство началось в 1248 году), с фасадом 157 метров в высоту и нефом 43 метра в высоту, фото Thomas Wolf,

Неоготика в США

В Соединенных Штатах первой церковью в «готическим стиле» (в отличие от церквей с элементами готики) была епископальная церковь Троицы в Грин, Нью-Хейвен, штат Коннектикут. Она была спроектирована известным американским архитектором Ифиилом Тауном между 1812 и 1814 годами, но даже в то время он строил другую церковь в федералистском стиле в Нью-Хейвене рядом с этой радикально новой церковью в «готическом стиле». Ее краеугольный камень был заложен в 1814 году, освящена она была в 1816 году. Таким образом, данная церковь была построена на десятилетие раньше церкви Святого Луки в Челси, Лондон, которую часто называют первой неоготической церковью в Лондоне. Хотя церковь была построена из траппа (горной породы) с арочными окнами и дверями, часть ее готической башни и зубцы были из древесины.

Епископальные общины впоследствии построили в штате Коннектикут другие неоготические здания: собор Св. Иоанна в Солсбери (1823), собор Св. Иоанна в графстве Кент (1823-26) , собор Сент-Эндрю в Марбл Дейл (1821-23) . Далее последовал дизайн для собора Церкви Христовой (Хартфорд, штат Коннектикут) 1827 года, в который были включены готические элементы, такие как контрфорсы. Епископальная церковь Святого Павла в г. Трой, Нью-Йорк была построена в 1827-1828 годах как точная копия дизайна архитектора Тауна для Троицкой церкви, Нью-Хейвен, но с использованием местного камня; в связи с изменениями в оригинале церковь Святого Павла была ближе к первоначальному проекту Тауна, чем сама Троицкая церковь. В 1830-х годах архитекторы начали копировать конкретные английские готические и неоготические церкви, и из-за этих зданий в стиле «зрелой неоготики» внутренний готический архитектурный стиль, который им предшествовал, стал казаться примитивным и старомодным. С тех пор неоготическая архитектура распространилась на тысячи церквей и неоготических зданий по всей Америке.

XX век

Готический стиль предписывает использование элементов конструкции в сжатом виде, в результате чего получаются высокие укрепленные здания с внутренними колоннами несущей кладки и высокими узкими окнами. Но к началу XX века такие технологические разработки, как стальные рамы, лампы накаливания и лифты, привели к тому, что данный стиль архитектуры стал считаться устаревшим. Стальные каркасы вытеснили недекоративные функции арочных сводов и контрфорсов, создавая возможность для строительства широких открытых интерьеров с меньшим количеством колонн, мешающих глазу.

Некоторые архитекторы настойчиво продолжали использовать неоготический ажурный орнамент применительно к железным каркасам, например, в Небоскребе Вулворт-билдинг по проекту Касса Гилберта 1913 года в Нью-Йорке и небоскребе Трибьюн тауэр по проекту Раймонда Гуда 1922 года в Чикаго. Однако в течение первой половины XX века неоготический стиль стал вытесняться модернизмом. Некоторые модернисты видели готическую традицию архитектурной формы исключительно через призму «честного выражения» текущих технологий и считали себя законными наследниками этой традиции, с ее прямоугольными рамками и выставленными напоказ железными балками.

Несмотря на это, неоготика продолжала оказывать свое влияние, просто потому, что многие из проектов в этом стиле все еще строились во второй половине XX века, например Ливерпульский собор по проекту Джайлса Гилберта Скотта и Вашингтонский кафедральный собор (1907 -1990). Ральф Адамс Крам стал ведущей силой в американской готике со своим самым амбициозным проектом собора Иоанна Богослова в Нью-Йорке (утверждается, что это самый большой англиканский собор в мире), а также с проектами студенческих готических зданий в Принстонском университете. Крам говорил, что этот «стиль, высеченный и усовершенствованный нашими предками, является нашим бесспорным наследством».

Хотя число новых неоготических зданий резко сократилась после 1930-х годов, их по-прежнему продолжали строить. Собор в Бери-Сент-Эдмендс (Великобритания) был построен в период с конца 1950-х по 2005 год. Новая церковь в готическом стиле запланирована для прихода Святого Жан Вианнея в г. Фишерс, Индиана.

Характерные здания

Элевадор-ди-Санта-Жушта (лифт), 1901г, Лиссабон, Португалия

по теме:



- Присоединяйтесь!

Ваше имя: (или войдите через соц. сети ниже)

Комментарий:

Стиль неоготика в архитектуре (также известен как псевдоготика) – это архитектурный стиль, вобравший в себя элементы готики и классических композиций. Этот стиль появился в 40-е годы XVIII века. Именно тогда были построены такие известные здания, как Вестминстерский дворец в Лондоне, замок Нойшванштайн в Германии. В чем же основные черты неоготики?

Чем отличается готика от неоготики?


Неоготика апеллировала к традициям традиционной средневековой готики. В неоготическом стиле строились многочисленные католические соборы в различных городах – в Нью-Йорке, в Мельбурне и т.д.

По своему внешнему виду неоготика практически схожа с традиционной готикой – те же самые патетические колонны, массивные своды, шпили. Однако современники решили взглянуть на них по-новому, видоизменить их, вследствие чего и появилась неоготика.

Возрождение готической архитектуры произошло благодаря английским магнатам и аристократам. В те времена в Британии существовало множество разнообразных соборов, замков, построенных в стиле готики, которые относились к культурному наследию страны. Новые постройки также нередко повторяли черты готического стиля.

Такая намеренная изоляция от многочисленных европейских стилевых нововведений (к примеру, барокко) привела к тому, что многие видные деятели искусства стали привносить готические формы даже в отделку своих усадеб. Впервые моду на готический декор установил Хорас Уолпол, который стилизовал свое поместье под замок из средних веков. Эту тенденцию поддержали многочисленные аристократы.

Основные черты неоготического стиля:

  • каркасный свод в основе,
  • зубчатые стены,
  • витражи в окнах, стекло в которых выполнено в витражной технике,
  • резные лепнины,
  • ажурные детали (от железных оград до внутреннего убранства),
  • вытянутые вверх конструкции,
  • колонны, держащие своды и арки.

Английская неоготика достигла своего пика в 1795 году, когда сын лондонского мэра Уильям Бэкфорд решил построить свою усадьбу в Уилтшире под названием Фонтхилл-Эбби. «Сердце» проекта Фонтхилл-Эбби – восьмиугольная башня 90 метров в высоту. Вид неоготического замка напоминал настоящее аббатство, однако сама усадьба не дожила до наших дней: она трижды рушилась за свою тридцатилетнюю историю.


После смерти Уильяма Бэкфорда усадьбу было решено окончательно сравнять с землей. Однако слава этой усадьбы дала дополнительный толчок к активному развитию и внедрению неоготики в различные архитектурные формы. Неоготика в английской архитекутре 18–19 века оформляется в устойчивый стиль, а в середине XIX века он становится официально признанным национальным стилем Великобритании. Огастес Пьюджин, известный архитектор, поклонник неоготики, возводит совместно с Чарльзом Барри известный на весь мир Вестминстерский дворец, построенный именно в неоготическом стиле и являющийся настоящей его иконой.

В неоготическом стиле архитектуры были реконструированы железнодорожные вокзалы, ратуши, мосты, а также некоторые государственные сооружения Британии. При королеве Виктории новый Парламент был также построен в рамках этого направления. Это здание тут же стало визитной карточкой Лондона. Оно было отмечено на многочисленных изображениях. Университеты также стали строиться в стиле новой готики, причем это направление стало популярно не только в Британии, но и в Соединенных Штатах. Неоготика тесно переплеталась с классицизмом, заимствовала у него различные формы, стили, идеи, доводила их до совершенства.

Неоготика в XX веке

Здания в готическом стиле были довольно высокими, имели узкие окна и отличались внутренними несущими колоннами. Стальные рамы, лифты и другие технологические элементы, открытые в XX веке, постепенно привели к тому, что стиль утратил свою актуальность. Здания в стиле неоготика вместо арочных сводов и контрфорсов стали использоваться стальные остовы, что позволяло осваивать широкие пространства в интерьере без использования многочисленных колонн. Неоготика в архитектуре 19 века сменилась новым осмыслением века XX.



Неоготический орнамент применялся некоторыми архитекторами даже в железных каркасах. К примеру, отдельные черты неоготики можно найти в небоскребах Трибьюн-Тауэр и Вулворт-Билдинг. В первой половине XX века место неоготики занял модернизм. Модернисты считали себя наследниками неоготической традиции.

После 1930-х годов количество строений в неоготическом стиле резко снизилось, однако полностью строительство не остановилось. К примеру, в 2005 году собор St. Edmundsbury Cathedral (Великобритания) обзавелся башней в неоготическом стиле, которая строилась с 2000 года.

Неоготика в России

Русская неоготика отличается от европейской. Дома в неоготическом стиле принадлежат В, И. Баженову -царицынские простройки. Церкви, соборы и храмы использовали характерные черты стиля, но также смешивались с русским барокко.

В двух столицах, в Москве и Санкт-Петербурге, неоготика также появлялась в более классическом, западном стиле. Это, например, особняк Г. И. Морозовой.


Публикации раздела Архитектура

Русская псевдоготика и европейская неоготика: архитектурные кузены

И гривое XVIII столетие - век напудренных париков, розовых мужских чулок и огромных кринолинов - еще не успел подойти к концу, но душам европейской аристократии уже хотелось чего-то другого. Буйного, захватывающего и необычного. Так возник романтизм - стиль «для истинных интеллектуалов», полных сильных страстей и любящих дикую, первозданную красоту. А также древнюю историю, ведь древняя история, как известно, сплошь полна сильными страстями и совершенно лишена скуки. Изучаем вместе с Софьей Багдасаровой .

Никола Ланкре. Мари Камарго. Ок. 1730. Эрмитаж

Каспар Давид Фридрих. Закат солнца (Братья). 1830–1835. Эрмитаж

Жан Оноре Фрагонар. Украденный поцелуй. 1780-е. Эрмитаж

Средневековье вдруг стало невероятно популярным: каждый писатель, поэт или художник обязательно создавал что-то эдакое, романтичное, средневековое... Архитекторы не отставали, тем более что пример был перед глазами. Ведь по всей Европе возвышалось множество готических зданий, которые в эпоху классицизма считались старомодными, а теперь вдруг стали образцом для подражания. Тон задавали англичане. Так, в 1740–50-е годы родилась неоготика, а в 1780-х она добралась до Российской империи.

Но у нас не было своих величественных соборов и мрачных замков, на которые могли бы оглядываться русские архитекторы. Лишь множество кирпичных церквей и палат да необыкновенное узорочье московского «нарышкинского барокко». Из этого смешения и появилась русская псевдоготика - удивительная стилизация, совместившая черты обоих архитектурных стилей. Сравним готические здания-ровесники в Европе и России, чтобы лучше почувствовать уникальность русского изобретения.

Царицыно и Строберри-Хилл-Хаус

Дворцово-парковый ансамбль «Царицыно» начали строить в 1776 году по проекту архитектора Василия Баженова для императрицы Екатерины Великой. Считается, что русская псевдоготика началась именно с этого проекта.

Строберри-Хилл-хаус («Дом на Земляничном холме») - это вилла графа Хораса Уолпола, не просто сына премьер-министра Великобритании, но вдобавок и основателя жанра готического романа. Строительство «замка», придуманного писателем, велось с 1749 года до 1770-х. Жилье Уолпола и его книги надолго задали мировую моду на готику.

Дворцово-парковый ансамбль «Царицыно»

Строберри-Хилл-хаус. Фотография: Chiswick Chap / Wikimedia Commons

Петровский путевой дворец и Бивер-Касл

Петровский путевой дворец, второй важный образец московской псевдоготики, был также построен по заказу Екатерины Великой. В 1776–1780 годах его возводил Матвей Казаков , который заканчивал Царицыно после Баженова.

Бивер-Касл - с XVI века и до сего дня резиденция герцогов Ратлендов. Старинное здание в конце XVIII века было полностью перестроено в духе модной тогда «кирпичной готики» (в 1801–1832 годах обновлено после пожара). Замок считается одним из лучших образцов этого стиля в эпоху Регентства.

Петровский путевой дворец

Бивер-Касл. Фотография: Craigy / Wikipedia Commons

Чесменская церковь и Готический домик

Придворная Чесменская церковь была заложена в 1777 году по приказу Екатерины II в честь юбилея победы в Чесменском сражении. Архитектором был немец Юрий (Георг Фридрих) Фельтен. Церковь получилась изящной и ни на что не похожей.

Готический домик в Парковом королевстве Дессау-Вёрлиц герцога Ангальт-Дессауского строился в 1773–1813 годах. Само «королевство» - это один из первых английских пейзажных парков не только в Германии, но и вообще в континентальной Европе. Разумеется, он не мог обойтись без павильона в готическом духе, который так понравился ангальтскому герцогу во время визита в Строберри-Хилл-хаус.

Чесменская церковь

Готический дом. Фотография: Heinz Fräßdorf / Wikimedia Commons

Приоратский дворец и Церковь Святого Креста

Приоратский дворец в Гатчине был построен в 1799 году архитектором Николаем Львовым по заказу императора Павла как резиденция приора Мальтийского ордена, обосновавшегося в России из-за Наполеона. Архитектор в своем проекте ориентировался не на модную тогда стрельчатую готику, а на более скучноватые швейцарские замки и лютеранские кирхи. Неоготических церквей в подобном стиле пока не создавали, в большом количестве они начнут появляться только во 2-й половине XIX века. Приоратский дворец - единственное здание в России, построенное по технологии землебита (из спрессованного суглинка).

Церковь Святого Креста в городе Стейтберг, США, - другое неоготическое здание из землебита. Построенная в 1850–1852 годах на земле легендарного генерала Самтера, она стоит в городе, который был основан в 1783 году в Южной Каролине, одном из самых «аристократических» штатов. Ее автором был известный архитектор Эдвард К. Джонс.

Приоратский дворец

Церковь Святого Креста. Фотография: Pollinator / Wikimedia Commons

Можайский Никольский собор и Мариахильфкирхе

Никольский собор в Можайском кремле был построен в 1802–1814 годах архитектором Алексеем Бакаревым. Любопытно, что при его постройке в первый ярус церкви были включены старинные крепостные ворота XIV века. Как и в других зданиях русской псевдоготики, в его орнаментах находят загадочные знаки, связываемые с масонством.

Мариахильфкирхе (церковь Марии Помощницы Христиан) в Мюнхене была возведена в 1831–1839 годах. В этот период архитекторы уже устали от романтических готических штампов, перестали читать Вальтера Скотта и принялись копировать средневековые храмы в соседних кварталах, а не английские образцы из альбомов и книг.

Можайский собор. Фотография: Ludvig14 / Wikimedia Commons

Мариахильфкирхе. Фотография: AHert / Wikimedia Commons

Никольская башня и капелла в Кракове

Никольская башня Московского Кремля была построена в 1491 году Пьетро Антонио Солари, однако до 1806 года она имела лишь один нижний четырехугольный ярус. Привычная нам высокая башня в «белых кружевах» кирпичных узоров была надстроена швейцарцем Луиджи Руской. Любопытно, что в своем проекте он следует примеру московских, а не западных архитекторов. После пожара 1812 года восстановлением башни занимался Осип Бове.

Капелла Блаженной Брониславы в Кракове была построена в 1856–1861 годах по проекту Феликса Ксенжарского. Прежде там находилось средневековое здание, которое было разрушено австрийцами. Снос вызвал большое возмущение, и капеллу пришлось строить заново - на сей раз уже внутри фортификационных линий. В итоге она оказалась встроенной в стену. В эти десятилетия XIX века уже возник историзм, порой с дотошным копированием старинных зданий, и эта неоготическая капелла вполне в духе времени.

Никольская башня. Фотография: Vladimir Tokarev / Wikimedia Commons

Капелла Святой Брониславы. Фотография: Dawid Galus 2 / Wikimedia Commons

Капелла в Петергофе и Вестминстерский дворец

Храм Святого Александра Невского («Капелла») в парке Александрия, Петергоф , строился в 1831–1833 годах по заказу Николая I по проекту Карла Шинкеля под присмотром Адама Менеласа. Это здание - уже не узорчатая русская псевдоготика, а настоящая европейская неоготика. Ведь его возводили для образованной немецкой принцессы, императрицы Александры Федоровны, которая обожала Средневековье и даже отделала в этом стиле свои дворцовые покои.

Вестминстерский дворец, в прошлом - резиденция английских королей, а ныне британского парламента, построен на остатках средневекового здания, сгоревшего в 1834 году. Нынешний дворец, созданный архитекторами Чарльзом Бэрри и Огастесом Пьюджином, - это неоготическое упражнение на историческую тему, хотя и чрезвычайно удачное.

Капелла в Петергофе

Вестминстерский дворец. Фотография: Clpo13 / Wikimedia Commons

Муромцево и Нойшванштайн

Усадьба Храповицкого в Муромцево, Владимирская область, - поместье, на территории которого в 1884–1889 годах архитектором Петром Бойцовым был построен настоящий неоготический замок, каких тогда много возводилось по всей Европе. В наши дни роскошная усадьба оказалась в руинах. Недавно она была передана Владимиро-Суздальскому заповеднику , который планирует ее реконструкцию.. Он был построен в 1893–1898 годах для супруги миллионера

Музей Бахрушина и Палаццо Дженовезе

Здание Театрального музея имени Бахрушина было воздвигнуто по заказу основателя музея в 1896 годах по проекту архитектора Карла Гиппиуса. Фасады здания, вдохновленные образцами английской готики, также напоминают и московские проекты XVIII века. Как и в особняке Шехтеля, ощущается и царящий вокруг модерн с его плавными линиями.

Палаццо Дженовезе (Дворец семьи Дженовезе) на Гран-канале в Венеции было построено в 1892 году по проекту архитектора Эдоардо Тригоми Маттеи. По сути, это пример поздней неоготики XIX века, но автор так тщательно следует историческим образцам, что палаццо совсем не выделяется на фоне средневековой венецианской застройки. Кстати, готика в столь южных широтах внезапно оказывается какой-то «мавританской», недаром есть теория, что крестоносцы подсмотрели многие ее элементы в арабских странах.

Музей Бахрушина. Фотография: Ludvig14 / Wikimedia Commons

Палаццо Дженовезе. Фотография: Wolfgang Moroder / Wikimedia Commons

Век бурной промышленной революции и последующих процессов урбанизации, масштабов которой вначале никто не мог предсказать, решительным образом изменил пейзаж города и деревни. Может быть, в большей степени, чем любая другая форма художественного творчества, архитектура отразила противоречивые аспекты того времени.

Насущной необходимостью и в силу новых потребностей, и в результате появления новых материалов и технических средств, предоставляемых промышленностью, однако длительное время архитектурная мысль была скована традиционными понятиями. Еще в середине ХІХ в. широко реализовывались проекты в неоклассическом стиле, т. е. речь шла о предложении востребованных неогреческих или неоготических архитектурных модулей. Только во второй половине ХІХ столетия в архитектурном проектировании наметились сдвиги, связанные с применением, до этого никогда не использовавшихся вместе.

Истоки неоготики

В течение ХІХ в. неоднократно возникали культурные явления ретроспективного характера – с обращением к элементам греческой или готической архитектуры. Одним из самых заметных среди такого рода явлений и была неоготика, взявшая старт как «готическое возрождение», gothic revival.

Истоки еще в 18 в. в Англии, где эта тенденция не прерывалась, как тенденция живописного и возвышенного и затем она распространилась по всей Европе.

Особенности неоготики

Аспекты и факторы сложения направления неоготики представляются многообразными и сложными, но само его утверждение определенно связано с романтизмом, который видел одну из задач искусства в выражении духа народа, а архитектура Средневековья рассматривалась именно как символ истории и национальной традиции в разных европейских странах, в очевидной связи с возрождением средневекового духа историческим романом (начиная с Вальтера Скотта) и романтической мелодрамой.

Другим важным аспектом был расцвет – в первый раз на научном фундаменте – историко-критических исследований средневекового искусства, с пристальным изучением особенно знаменитых памятников, в целях реставраторской практики, получавшей повсеместно все большее распространение. Но были две страны, где к середине ХІХ в. неоготика достигла наиболее ярких результатов: это Англия и Франция.

Неоготика в Англии

В Англии свою роль сыграли этико-социальныеучения, которыми было затронуто и творчество лондонского архитектора Огастеса У. Пьюджина (1812-1852), автора, совместно с Чарлзом Барри, здания Парламента в Лондоне (1836-1860), шедевра английской неоготики.

Стремясь к органичной связи между архитектурой и обществом, Пьюджин подчеркивал «моральную» ценность готики и вместе с тем достоинства ее конструктивной системы.

Неоготика во Франции

Во Франции архитектор, теоретик и реставратор Эжена Виолле-ле-Дюка (реставрация Нотр-Дам в Париже в 1845 г., собора в Реймсе, аббатства Сен-Дени) считал готику образцом конструктивной рациональности, важной еще и для развитии современной технологии.

Широко применявшийся Виолле-ле-Дюком метод дополняющей, или истолковывающей, реставрации, который ныне считается неприемлемым, подчеркивал его желание наделить готику актуальностью для современного общества.

В Италии прочные позиции классической и ренессансной традиций делали практически невозможным распространение стиля неоготики, который едва представлен немногими образцами.

Неоготика в США

В Соединенных Штатах в 19 в. неоготическое возрождение было проявлением знакомства с европейским романтизмом. Неоготика (ревивализм) особенно пришлась по вкусу и оказала влияние на всю американскую светскую и религиозную архитектуру. Основные представители: Р. Апджон, Дж. Ренвик, А. Дж. Даунинг.