Психология

Боб марли смерть от чего. Ямайка прощается со своим пророком

Роберт Неста Марли появился на свет в 1945 году, в феврале. Местом рождения была небольшая деревня возле океана. Боб не был чистокровным ямайцем. Популярный музыкант и певец стал плодом любви местной жительницы и еврея из Великобритании (маме было 18 лет, а отцу – 55).

Офицер приехал на Ямайку из-за Второй мировой, где и встретил свою любовь – Седеллу Букер. Они были уверены, что проживут вместе много лет, однако служба заставила отца уехать на родину одному. Как заявилось его начальство, чернокожим необходимо быть там, где они родились. Поэтому Нормал покинул остров и свою семью, но помогал ей материально. С этого и нпачалась биография пророка.

Бедность, хобби и первые победы

Спустя несколько лет Боб вместе с мамой переехать в Кингстон, прямо в столицу родного острова. Детство и юность Боба прошли в трущобах, где было насилие, бедность и другие плохие условия. Будущий певец учился на сварщика, однако его главными увлечениями были футбол, музыка и женщины.

Будущий легендарный певец понял, что не сможет жить без музыки, когда создал первую гитару из того, что было под рукой. Он вместе с друзьями играл в бараках на вечеринках. Слушатели курили травку и наслаждались музыкой. Постепенно слушателей становилось больше, однако Боб поехал в Америку для того, чтобы найти себя и музыку. Однако поначалу он всего лишь работал сборщиком на заводе «Крайслер».

Растафарианство

Ближайшее будущее не сложилось – проблемы с законом, уличные разборки. Поэтому Боб вернулся, где тоже были неприятности. Но именно там он обрел религию – растафарианство. Это был переломный момент.

Православного, католики или приверженца протестантов узнать сложно, но раста всегда можно увидеть даже издалека. Это большая шапка с цветами флага Эфиопии и дреды.

Религия проповедует братство всех чернокожих, а также единство африканских народов. Символ религии – Эфиопия, отказавшаяся покоряться колонизаторам Европы. Музыка этой религии – регги. И вот с этого момента музыка Боба Марли была не просто музыкой. Она стала отображением религии музыканта.

Последние годы жизни и причина смерти

Незадолго до своей смерти певец прошел крещение в православной эфиопской церкви, где ему дали православное имя. Боб Марли торопился, учил людей быть добрыми и верил в то, что любые ошибки все равно будут идти человеку на пользу.

Причина смерти таилась там, где ее никто не ждал – во время одной из игр в футбол он поранил палец, но на такую небольшую травму внимания не обратил. Когда нога продолжала болеть, доктора обнаружили в певца и пророка меланому. Спасти могла только ампутация. Однако Боб отказался от операции, так как расти не разбирают себя на части.

Интересный факт: меланома практически не встречается у чернокожих. Некоторые фанаты видели в таком заболевании издевку судьбы – борец за права черных, личная жизнь которого была полна любви, умер от болезни белого человека.

Награды

Большую часть наград Боб получил посмертно. К примеру, в 1994 году его имя было занесено в Зал славы рок-н-ролла. А спустя 7 лет у него появилась звезда на аллее Голливуда и премия «Грэмми». BBC назвал певца одним из лучших лириков планеты, а песни – лучшими в истории.

Совет 2: Марли Шелтон: биография, творчество, карьера, личная жизнь

Марли Ив Шелтон – американская актриса, которая снимается в подростковых фильмах и появляется в независимом кино. На ее счету множество работ в фильмах и сериалах, где она демонстрирует поклонникам свою яркую внешность и многогранность таланта.

Биография

Марли появилась на свет в Лос-Анджелесе весной 1974 года и стала вторым ребенком в многодетной семье Шелтонов. Отец, Кристофер, режиссер и продюсер, а мама Кэрол – певица и танцовщица. У Марли три сестры – Саманта, Корен и Эрин. Все четыре дочери с детства занимались творчеством под присмотром своей заботливой мамы.

Получив образование в средней школе Игл Рока, районе Лос-Анджелеса, Шелтон поступила в Калифорнийский университет искусств на кафедру театра и кино. Именно здесь и началась ее карьера на экране.

Карьера актрисы

Марли дебютировала в американской драме 1990 года «Большой Каньон», сыграв подругу одного из центральных персонажей. Затем были съемки в нескольких не слишком популярных сериалах, а в 1993 году на экраны вышел фильм «Площадка», благодаря которому юная актриса получила известность и обзавелась армией преданных поклонников.

Эта знаменитость помогла ей в дальнейшем, и Шелтон не приходилось сидеть без работы, она ежегодно принимала участие в нескольких проектах, самые популярные из которых – «Троянская штучка», «Холостяк», «Сахар и перец», «Город грехов» и другие. В начале 2000-х Шелдон часто появляется в независимом кино, украшая своим появлением даже самые малобюджетные произведения. Пожалуй, самыми громкими работами актрисы стали «Идеальный побег», где она снялась вместе с Милой Йовович и «Экстрасенсы» с Энтони Хопкинсом.

На счету Марли сорок работ в кино и 25 в сериалах, причем она и в нынешнее время продолжает работать над очередной ролью, оправдывая мнение о себе, как об одной из самых трудолюбивых и разносторонних актрис современности.

Личная жизнь

Марли Шелтон встречалась с популярным американским актером Николасом Брендоном еще когда училась в школе. На выпускной вечер своей возлюбленной, актер купил сотню роз, надел лучший смокинг и приехал встречать Марли на черном кабриолете, чтобы произвести на нее впечатление. Но этот красивый роман продлился недолго.

В 2000 году Шелтон познакомилась с продюсером Бо Флинном на съемочной площадке очередного фильма. Через год звезды стали мужем и женой и вскоре у них родилось две дочери с разницей в три года – Уэст и Руби. Шелтон обожает семью, ведет здоровый образ жизни и серьезно увлекается йогой.

Правда, в ее биографии не обошлось и без скандалов. Весной 2010 года актриса была арестована за вождение в нетрезвом виде, и хотя быстро освободилась под залог, получив наказание в виде штрафа, этот пикантный случай долго муссировался прессой – до этого Марли считалась образцом приличного поведения.

Содержимое

В мае 1981 года оборвалась жизнь известного ямайского музыканта, певца и композитора, благодаря которому регги узнали и полюбили далеко за пределами его родной Ямайки. В чем причины смерти Боба Марли?

Детство

Роберт (Боб) Марли появился на свет 6 февраля 1945 года. Его отцом был отставной генерал британских ВМС еврейского происхождения Норвал Марли, управлявший одной из плантаций на Ямайке. В момент знакомства с матерью Боба, ему было уже 60, тогда как Седелле Букер — только 16. На самом деле, музыкант за свою жизнь видел отца лишь дважды: когда мальчику исполнилось 10, он скончался.

До того, как влиться в течение регги, совсем еще юный Боб был руд-боем, представителем одной из агрессивных субкультур Ямайки того времени.

В конце 50-х годов юноша вместе с матерью переезжает в один из бедных районов Кингстона (Тренчтаун), заканчивает школу и идет работать сварщиком. В это время он знакомится с Невиллом Лингвистоном (Банни), с которым оттачивает свое музыкальное мастерство под руководством Джо Хиггса, дававшего им бесплатные уроки вокала.

Путь в музыке

Музыкальный дебют Боба Марли состоялся в возрасте 18 лет. Его первая песня “Judge Not” была написана совместно с Джо Хиггсом.

В 1962 году молодой музыкант вместе с компанией друзей (Банни Лингвистон и Питер Тош) попал на прослушивание к Лесли Лонг, после чего было записано несколько совместных студийных треков.

Уже через год Марли организовывает группу из шести человек (самого Боба, Питера Тоша, Банни Ливингстона, Джуниора Брейтуэйта, Черри Грина и Беверли Келсо) “The Teenagers”. Позже группа не раз меняла свое название, пока не остановились на “The Wailers”, что буквально переводится как “Плакальщики”.

Первая же композиция коллектива “Simmer Down”, записанная в 1964 году, мгновенно обрела популярность и возглавила ямайские хит-парады. Несмотря на успех, в 1966 году группа все-таки распалась.

Некоторое время Боб вместе с матерью прожил в США, подрабатывая на автомобильном заводе, но вскоре вернулся на родной остров и воссоздал распавшуюся группу. Музыканты работали в нескольких жанрах одновременно, но выйти на “международный уровень” никак не удавалось.

Все изменилось в конце 1971 года, когда Марли подписал контракт с Джонни Нэшем и написал для него пару песен, а через год “Плакальщики” начали сотрудничество с “Island Records”, записав альбом “Catch a Fire”, ставший первым, который увидела публика за пределами Ямайки. Еще через год — первые американские гастроли.

Боб Марли стал влиятельной и знаковой персоной в жизни родной Ямайки и был не раз втянут в политическую борьбу. Однажды, даже пережив покушение и будучи раненым, давал концерты в поддержку мирного разрешения назревающих конфликтов.

От чего умер Боб Марли?

В июле 1977-го у Боба Марли диагностировали доброкачественную меланому на большом пальце ноги. Причиной ее возникновения стала старая травма ноги, полученная во время игры в футбол, который так любил певец. Врачи настаивали на ампутации, но он отказался, объясняя это решение религиозными убеждениями (растаманы верят в то, что тело должно быть целостным).

Зимой 1981 года была предпринята попытка лечения рака в Мюнхенской клинике, однако, химиотерапия не дала результата и болезнь продолжала прогрессировать.

4 мая 1981 года Боб принял крещение в Эфиопской православной церкви Кингстона, а уже 11 мая скончался в больнице в Майями (штат Флорида, США), успев только сказать сыну о том, что “Жизнь за деньги не купишь”.

После того, как умер Боб Марли, его тело было перевезено и захоронено на родной ему земле с соблюдением традиций и обрядов Эфиопской православной церкви и растафарианства. Рядом с телом в склеп положили его гитару, Библию, футбольный мяч, кольцо, подаренное эфиопским принцем и пучок марихуаны.

В 1966 году Марли взял в жены Риту Андерсен, которая на то время пела в группе “The Soulettes”. С этого момента она всегда была с ним, пела в его группе, поддерживала во всех начинаниях и растила его детей. У пары родилось четверо совместных детей:

  • Дочери Седелла и Стефани;
  • Сыновья Дэвид (Зигги) Марли и Стивен.

Когда умер Боб Марли, Рита продолжила петь, но уже сольно. Даже выпустила несколько собственных альбомов.

Совместно со всеми родственниками покойного мужа ею создан благотворительный фонд Bob Marley Foundation, помогающий людям и организациям в развивающихся странах.

Боб Марли — уникальный по своей одаренности и внутренней свободе человек, тот, кто имел силу петь о мире через несколько часов после того, как его хотели убить, тот, кому действительно была небезразлична судьба тех, кто нуждается в помощи и человечества в целом.


Ямайский артист Боб Марли был не только первоклассным певцом и гитаристом, исполнявшим собственные песни. Он сделал ямайский стиль регги международным достоянием, благодаря своей популярности. Кроме этого, Марли своим творчеством способствовал победе панафриканизма в родной стране и внёс вклад во всемирное движение за равноправие чернокожего населения планеты. Причиной смерти Боба Марли стало онкологическое заболевание.

Боб родился на Ямайке, в 1955 году, от связи европейца с 16-летней ямайской девушкой. Он вырос в небогатой провинции и начинал своё знакомство с миром как руд-бой: агрессивный и презирающий опасность представитель молодёжной субкультуры. Переехав с матерью в 1950 году в столицу Ямайки – Кингстон, он начал усиленно интересоваться музыкой и стал брать уроки у знаменитого певца Джо Хигса. В 1963 году они вместе написали первый сингл для Марли «Judge Not». Позже Боб, вместе с друзьями, организовал вокальную группу. Их первая же песня стала хитом на Ямайке и разошлась тиражом в 80 тысяч экземпляров.

После нескольких неудач, группе удалось создать собственный альбом, вышедший за пределы острова. В 1973 году их музыкальный коллектив выехал на свои первые гастроли в Америку. После того, как часть его коллег-музыкантов занялась сольной карьерой, Боб собрал новую группу с женским вокальным трио, в котором пела его жена Рита, и поехал с ними в турне по Африке, Европе и всему американскому континенту. Уже в середине 1970-х годов группа стала признанным авторитетом стиля регги и его лицом.

После этого блистательного вояжа, Боб был признан у себя на Ямайке культовой фигурой, а его выступления, а так же – политические и религиозные взгляды, стали примером для подражания. В декабре 1976 года он даже оказался жертвой политического покушения. Марли получил ранения в грудь и руку, но провёл концерт-акцию, в поддержку премьер-министра Майкла Мэнли, ратующего за примирение борющихся сил. Это было выступление для 80-тысячной аудитории, продолжительностью в полтора часа.

Подобным концертом Боб порадовал своих сограждан и в 1978 году, когда добился рукопожатия вождей двух противоборствующих сторон прямо на своей сцене, для предотвращения гражданской войны. В это время он уже был убеждённым растаманом — последователем религиозного движения -субкультуры потомков чернокожих рабов, включающего в себя систему взглядов, типа поведения и музыки. Этот выбор, возможно, объясняет, почему умер Боб Марли.

По понятиям расты, человек не имеет права на ампутацию, а врачи обнаружили у Боба злокачественную меланому на большом пальце ноги – результат старой футбольной травмы. Марли продолжал жить по-прежнему, но когда ему стало плохо после концерта в Мэдисон-Сквер-Гарден, его турне прекратились. В результате лечения в Мюнхене, в 1980 году, улучшения не наступило. В мае 1981 года певец умер в больнице, в возрасте 26 лет и похоронен по обряду эфиопской православной церкви. После его смерти осиротели его жена, 7 сыновей, 4 родные, и 2 — приёмные дочери. Большинство из них впоследствии стали музыкантами.

1238 Просмотров

Исключительное место, которое занимает в истории регги Боб Марли, обусловлено не только тем, что он стоял у его истоков - прежде всего оно отдано Марли в силу его уникального таланта, сочетавшего в себе безусловную музыкальную одаренность с религиозной экстатичностью.


Всякому, кто слушает музыку Марли, следует сразу иметь в виду, что понять ее без хотя бы беглого ознакомления с историей растафарианского движения невозможно (краткая история растафарианства в конце рассказа); нельзя воспринимать ее как простую часть поп-культуры и слушать духовные гимны - а именно таковыми является большинство песен Марли - в отрыве от его мистического опыта, чьим продуктом они были. Проще говоря, человек, знакомящийся с песнями Марли без их контекста, рискует в лучшем случае воспринять певца как очередного политического анархиста в ряду бунтующей молодежи 60-х - тогда как он был в первую очередь духовным лидером и визионером, равных которому и сегодня рок-н-ролл не знает.

Многие пытались объяснить обаяние творчества Марли простой констатацией его талантливости. Но, думается, разгадка лежит несколько в иной плоскости: Марли имел редкий дар адекватного воспроизведения не личной, но универсальной истины, каковую дает только религия, поразительным образом балансируя между сочинением "церковных гимнов" и следованием чисто эстетическим канонам. Его музыка абсолютно земная, но не светская: он был тем самым медиумом, что разъясняет вечные законы доступным языком. И именно в этом постоянном присутствии вечности в его творчестве - его сила и обаяние.

Кроме того, он был награжден еще и удивительным пластико-ритмическим даром: умением ставить слова на свои места. Попробуйте послушать песню "War" с диска "Rastaman Vibrations" - со слуха невозможно уловить, что он исполняет прозаический текст. Этот абсолютный слух и позволял ему исполнять любые сочинения - как чужие, так и свои, - что называется, единственно возможным способом; любые последующие попытки кавер-версий натыкаются на полную исчерпанность интерпретаций.

История поп-культуры, а быть может, и современная история вообще не знает больше случаев, когда бы человек при жизни имел славу, подобную славе Боба Марли, - не по количеству поклонников, а по серьезности отношения. Легенда целого народа, личность государственного масштаба и живой пророк - и не в фигуральном смысле, как, скажем, Джим Моррисон , - а в прямом: таким был Боб Марли . И остается по сей день. Почести, возданные ему после смерти, сравнимы с королевскими; влияние, которое он имел на умы и души при жизни, - почти библейское. Притом что жизнь его была коротка и не богата на события, которые традиционно вызывают интерес - профессиональные скандалы и любовные похождения. Скорее она была подобна мистическому подвигу - хотя и со своими особенностями, обусловленными географией, историей и религиозной философией.

Роберт Неста Марли родился 6 февраля 1945 года в маленьком городе на севере Ямайки. Матерью его была черная восемнадцатилетняя Седелла Букер, отцом - белый пятидесятилетний моряк Норвал Марли. Семьи в традиционном понимании у мальчика не было - отец появлялся редко, хотя и помогал матери деньгами.

В начале шестидесятых мать с сыном переехали в столицу Ямайки - Кингстон и, как и многие им подобные, осели в Тренчтауне. Здесь подрастающий Боб обзавелся друзьями, такими же отпрысками неимущих семей; вместе они проводили время, слушая радио, которое поставляло на Ямайку народившийся рок-н-ролл. Марли бросил школу и устроился на работу в сварочную мастерскую, а все свободное время распевал песенки, тренируя голосовые связки. В этом ему помог знаменитый в Кингстоне певец Джо Хиггс, давший ему несколько уроков вокала на заднем дворе дома.

В 1962 году Боб и его друзья, Банни Ливингстон и Питер Тош, попали на прослушивание к местной антрепренерше Лесли Конг, которая записала с ними в студии несколько треков. На следующий год Боб собрал из друзей группу и назвал ее "The Wailing Wailers" ("Причитающие плакальщики"). В этом не было никакой иронии - традиции плача сильны в любой негритянской культуре.

То было время популярности ска, ямайской разновидности новоорлеанского ритм-энд-блюза, и огромных акустических систем, расставленных по улицам Кингстона (адепты регги утверждают, что именно такой способ уличного музицирования привел к появлению рейвов). Марли с товарищами, исполнявшие модную музыку, были быстро замечены и в течение последующих пяти лет стали островной знаменитостью.

1966 год был определяющим в судьбе Марли. Он женился, побывал в Америке, где жила вновь вышедшая замуж его мать, и, составив себе впечатление о Вавилоне, каковым считали Америку растаманы, вернулся в Кингстон, где за полгода до него побы- вал его императорское величество Хайле Селассие I , воплощение Всемогущего Джа - бога растафариан. Движение растаманов в этот момент здесь было на подъеме. И Марли стал его голосом. Так появилось регги.

Вплоть до начала 70-х The Wailers за пределами Ямайки были практически неизвестны. После неудачных попыток заключить контракт с рядом фирм Марли очутился на пороге знаменитого ныне Island Recrordz. Основатель студии, Крис Блэквелл, изначально ориентировался на распространение музыки Ямайки и, осев в 1962 году в Лондоне, популяризировал в Старом Свете ска, рок-стеди и регги, а впоследствии и родоначальников прог-рока Jethro Tull и King Crimson. Хорошо зная о славе Марли на родине, Блэквелл предложил ему немыслимый в истории групп, играющих регги, контракт: его поставили в равные условия с рок-группами.

Первая пластинка Марли на Island, "Catch a fire", немедленно установила новые стандарты в поп-музыке: газеты писали о явлении нового, совершенно ни на кого не похожего стиля, нового ритма и мелодии в сочетании с необычной, религиозно-протестантской тематикой песни. С этого момента группа Марли обретает интернациональную известность. В 1973 году приглашенные выступать на разогреве у Sly & The Family Stone, группа?1 среди исполнителей черной американской музыки, The Wailers были вскоре выброшены из тура, поскольку публика принимала их теплее, чем хедлайнеров.

В последующие три года Марли стал настоящей звездой, и его песни сделались гимнами борцов за расовое равноправие. О том, что его слова имели совершенно реальный политический вес, говорит инцидент, произошедший в Кингстоне 5 декабря 1976 года.

В это время в городе шла настоящая война в гетто, а Марли, чей авторитет здесь был непререкаем, решил дать бесплатный концерт, чтобы призвать жителей к миру. Правительство же приурочило к концерту выборы в парламент, назначенные двумя неделями позже.

Накануне концерта в дом Марли ворвались несколько человек и открыли стрельбу. Марли и трое членов его группы были ранены, тем не менее концерт не был отменен, а только сокращен: Марли вышел на сцену и спел несколько песен.

В последующие четыре года Марли жил попеременно в Англии и Америке: впрочем, как правило, он находился в турах. Группа часто бывала в Африке: в 1980 году правительство освобожденного Зимбабве пригласило The Wailers на церемонию празднования Дня независимости - таково было признание заслуг Марли перед странами третьего мира. Двумя годами ранее премьер-министр Ямайки и лидер местной оппозиции посетили его концерт; в том же году ООН вручила ему медаль мира.

В 1980 году здоровье Марли резко ухудшилось - еще три года назад, играя в футбол, он повредил палец на ноге, и у него развилась злокачественная опухоль: тогда он отказался от ампутации пальца по причине религиозных убеждений. Теперь ему пришлось отправиться в баварскую клинику, поскольку болезнь поразила мозг. Однако лечение не помогло, и в начале мая 1981-го Марли, поняв, что умирает, потребовал отвезти себя на родину. Но добраться он не успел и умер в госпитале Майами 11 мая 1981 года.

День его похорон, по свидетельству очевидцев, был самым скорбным днем во всей современной истории Ямайки. В стране был объявлен национальный траур. На траурной церемонии присутствовали все лидеры правящей партии и оппозиции. Тело Марли перевезли на место его рождения и положили в мавзолей. Ему было 36 лет. За месяц до смерти он был награжден орденом "За заслуги", правительственной наградой в признание его выдающейся роли в культурной жизни страны. Марли оставил после себя огромное количество поклонников и последователей и большое число песен. Но главное - он оставил после себя послание-призыв "освободить свой разум от гнева и проснуться к жизни". И, пожалуй, только в его случае эти затертые от частого употребления рокерами слова не кажутся банальностью.

Родителями Боба были 18-летняя чернокожая девушка по имени Седелла Букер (Cedella Booker) и 50-летний белый квартирмейстер Британской Империи капитан Норвел Марли (Norval Marley). Они поженились в 1944 году, а через год - 6 февраля 1945 года на севере острова в Бухте Святой Анны родился Роберт Неста Марли (Robert Nesta Marley). Отец, несмотря на свою любовь к сыну, под давлением родственников был вынужден отказаться от совместного с ним проживания, но деньги высылал исправно и старался хоть иногда встречаться с Бобом.

Уже будучи подростком, Боб с матерью переехали в столицу Ямайки - город Кингстон, который был золотой мечтой любого ямайца. Как и всем приезжим, жить им пришлось в трущобном районе - Тренч-Тауне (Trenchtown), названном в честь дренажной канавы, проходившей неподалеку. В 14 лет он становится учеником местного певца и благочестивого растамана Джо Хиггса (Joe Higgs). Первые шаги в музыкальном направлении Марли начал делать в начале 60-х. Он записал пару синглов (первая запись - «JudgeNot» была сделана в 1962 году на студии продюсера Лесли Конга), которые, однако, особого интереса не представляли...

Популярность пришла в 1964 году, когда композиция «Simmer Down» группы «Wailers» попала в ямайские чарты. Ядро группы составляли Боб Марли, Невил О’Райли Ливингстон и Питер МакЛинтош (более известные как Банни Ливингстон и Питер Тош), которые в 1963 году основали «The Wailing Wailers». Кроме них в группу входили Шерри Смит (Cherry Smith), Юниор Брайтуэйт (Junior Braithwaite) и Беверли Келсо (Beverly Kelso), продержавшиеся в ней до 1966 года. Изначально коллектив назывался «The Teenagers», затем - «The Wailing Rudeboys», и лишь потом - «The Wailing Wailers». Записывались они на студии с лаконичным названием «Studio One» продюсера Коксона Додда (Coxsone Dodd). Дебютная запись – «I"m Still Waiting». К этому же периоду относятся написание и запись таких композиций как «Let Him Go (Rude Boy Get Gail),» «Dancing Shoes,» «Jerk in Time,» «Who Feels It Knows It» и «What Am I to Do». Огромное влияние на творчество ребят оказало американское радио, в частности, одна из станций Нового Орлеана, крутившая Рея Чарльза, Фатса Домино, Брука Бентона. Ребята также внимательно слушали песни черных вокалистов, таких как Drifters - сверх популярной на Ямайке группы.

10 февраля 1966 года Боб женится на молодой певице группы «Soulettes» – Рите Андерсон (Rita Anderson) и… улетает в США к своей матери (которая, выйдя вторично замуж, переехала в 1963 году в Ньюарк, штат Делавэр). Прожив на континенте всего 8 месяцев, он возвращается в Кингстон и, полный новых идей, воссоздает «The Wailers» вместе с Банни и Тошем. В 1967 году все трое серьезно увлеклись растафарианством, что сказалось как на их творчестве, так и на отношениях с продюсером Доддом. Расторгнув контракт, группа записывает «Bend Down Low» на собственно лейбле «Wail’N’Soul», который закончил свое существование в том же году по финансовым причинам. Чтобы хоть как-то остаться на плаву, «Wailers» пишут песни для американского певца Джонни Нэша (Johnny Nash), снискавшего международную популярность с марлевской «Stir It Up». Продюсером в этот короткий период выступал Дэнни Симс (Danny Sims). Так продолжалось до 1968 года, когда группа приступила к сотрудничеству с гениальным регги-продюсером Ли Перри (Lee ‘Scratch’ Perry). Под аккомпанемент группы Перри «The Upsetters» трио записало множество хитов, таких как «My Cup», «Duppy Conqueror», «Soul Almighty» и «Small Axe». После этих сессий Астон Баррет (Aston "Family Man" Barrett) и его брат Карлтон Баррет (Carlton Barrett) – басист и ударник «Upsetters», имеющие неоспоримую репутацию самой мощной ритм-секции на острове, присоединились к «Wailers», и в 1971 году группа основала очередной лейбл «Tuff Gong». Это был их последний плацдарм перед покорением мира – ведь, несмотря на бешеную популярность в странах Карибского бассейна, международного признания ребята пока не добились.

Во время своего пребывания в Лондоне (сопровождая Джонни Нэша в его турне) Боб заглянул на студию «Island Records», глава которой – Крис Блэквелл (Chris Blackwell) - еще в 50-х годах пытался привлечь внимание Западной Европы к ямайской ска-музыке. Имея обширные связи в музыкальном бизнесе, выпуская музыку Jethro Tull, King Crimson, Traffic, Блэквелл мог предоставить «Wailers» огромные возможности в записи, продюсировании и раскрутке. В свою очередь, будучи наслышанным о популярности группы в Вест-Индии, Крис понимал, что регги может стать сверх популярным на Западе. Поэтому в 1972 году «The Wailers» и «Island Records» подписали контракт.

Уникальность события состояла в том, что впервые регги-группа получила возможность использовать дорогостоящую аппаратуру, хорошие инструменты, работать с первоклассными звукорежиссерами. До того регги-команды выпускали лишь синглы и дешевые альбомы - сборники. «The Wailers» первыми среди своих коллег выпустили альбом, который записывался и раскручивался по всем стандартам рок-бизнеса. Это был «Catch A Fire», релиз которого произошел в 1973 году. Как и следовало ожидать, он не стал мгновенным хитом, но о «Wailers» заговорили по обе стороны Атлантики, и «Island Records» отправляет группу в британо-американское турне. Прибыв в Лондон в апреле 1973 года, «Wailers» в течение 3 месяцев выступают в клубах и зарекомендовывают себя как отличная концертная группа, когда Ливингстон заявляет о своем нежелании выступать в Америке. Его место занимает Джо Хиггс - тот самый, который учил юного Марли петь. Американское турне прошло с переменным успехом: на некоторых концертах группа собирала аншлаги, некоторые же пришлось отменить. Часть концертов была дана совместно с Брюсом Спрингстином (Bruce Springsteen), еще несколько – с очень популярной в США командой Sly & The Family Stone.

Следом за «Catch A Fire», в 1973 году выходит второй альбом «The Wailers», также с «огненным» названием – «Burnin’». Туда вошли как новые версии старых проверенных временем хитов вроде «Small Axe» и «Put It On», так и совсем свежие (но в последствии не менее популярные) «Get Up Stand Up» и «I Shot The Sheriff» - последняя приобрела мировую известность благодаря удачному каверу (Eric Clapton), достигшему первой строчки американского чарта.

Ознаменованный работой над альбомом «Natty Dread», 1974 год стал последним для классического состава «Wailers» - в январе 1975 Банни и Питер заявляют о своем уходе из группы, сославшись на диктаторские замашки Марли. Последний решает открыть «семейный бизнес» и приглашает на место ушедших со-вокалистов женское трио «I-Threes», состоящее из жены Боба Риты, Марсии Гриффитс (Marcia Gtiffiths) и Джуди Моватт (Juddy Mowatt). Ансамбль переименовывается в Bob Marley & The Wailers и в феврале 1975 года выпускает пластинку «Natty Dread», включающую в себя такие шедевры как «Talkin" Blues», «No Woman No Cry», «Revolution», «Them Belly Full (But We Hungry)» и прочие. Новым составом группа отправляется в турне, дает аншлаговые концерты в лондонском театре «Lyceum», а «No Woman No Cry» тем временем взлетает на вершину британского Top 40. Подтвердив свою репутацию первоклассной «живой» команды, «Wailers» в ноябре возвращаются на Ямайку, где дают грандиозный концерт со Стиви Уандером, окончательно возведя себя в роль национальных и интернациональных героев.

Годом позже, в 1976, Marley и компания записывают «Rastaman Vibration», где Боб в полной мере самовыразился в музыкальном и смысловом планах. Помимо таких ярких композиций, как «Crazy Baldhead», «Johnny Was», «Who the Cap Fit», на альбоме присутствует одна из самых острых песен Марли – «War». Таким образом, в середине 70-х, регги (благодаря Марли) окончательно занял свою нишу в популярной музыке.

Пропагандируемое творчеством «Wailers» растафарианство получило множество последователей среди ямайской молодежи, и вскоре Marley ощутил в себе значительную политическую силу. Пытаясь дать «примирительный» концерт на острове, он чуть было не погиб от пули в собственном доме (3 декабря 1976 года) и был вынужден уехать с Ямайки на долгих 18 месяцев, которые, однако, не прошли даром, а вылились в новую пластинку под названием «Exodus». Его релиз состоялся летом 1977 года и подарил слушателям песни «Jammin’», «Exodus», «Waiting In Vain», а его создателю – новую славу и 56 недель в хит-парадах Великобритании.

В 1978 году группа закрепила свой успех в чартах альбомом «Kaya», занявшим 4 строчку уже через неделю после выхода в свет. Наибольшей популярности добились синглы «Satisfy My Soul» и «Is This Love». Вообще, этот год стал для Марли годом общественной деятельности: в апреле на Ямайке он дает концерт One Love Peace, на котором примиряет лидеров власти и оппозиции, летом его приглашают в штаб-квартиру ООН, где вручают Медаль Мира, а в конце года Боб посещает Кению и Эфиопию – родину растафарианства.

По материалам недавнего европейско-американского турне «Wailers» записывают второй концертник, (первый был выпущен в 1976 году и назывался просто «Live») под названием «Babylon By Bus», а также расширяют географию своих выступлений, сыграв концерты в Японии, Австралии и Новой Зеландии. Как активный борец за свободу, Марли не мог оставаться в стороне от событий в Африке, где бывшие колонии одна за другой получали независимость. Именно им посвящен его девятый на Island Records альбом «Survival»; вот только некоторые полит-композиции: «Zimbabwe», «So Much Trouble In The World», «Ambush In The Night» и «Africa Unite».

В начале 1980 года группа впервые дала ряд концертов в Африке, в том числе – на церемонии обретения независимости Зимбабве. Такая честь, оказанная музыкальной группе еще раз подчеркнула значимость «The Wailers» для стран Третьего Мира. Примерно в это же время – в мае выходит пластинка «Uprising», немедленно ставшая хитом продаж, включив в себя «Could You Be Loved», «Work», «Redemption Song» и множество других, не менее замечательных песен. Находясь на гребне своей популярности, ансамбль дает ряд грандиознейших концертов в Европе, бьющих все рекорды посещаемости (так, в Милане на выступление пришло около 100 тысяч человек). На вторую половину года было запланировано масштабное американское турне вместе со Стиви Уандером. Но сбыться этим планам суждено не было…

В 1980 году здоровье Марли резко ухудшилось - еще три года назад, играя в футбол, он повредил палец на ноге, и у него развилась злокачественная опухоль: тогда он отказался от ампутации пальца по причине религиозных убеждений. Теперь ему пришлось отправиться в баварскую клинику, поскольку болезнь поразила мозг. Однако лечение не помогло, и в начале мая 1981-го Марли, поняв, что умирает, потребовал отвезти себя на родину. Но добраться он не успел и умер в госпитале Майами 11 мая 1981 года.

День его похорон, по свидетельству очевидцев, был самым скорбным днем во всей современной истории Ямайки. В стране был объявлен национальный траур. На траурной церемонии присутствовали все лидеры правящей партии и оппозиции. Тело Марли перевезли на место его рождения и положили в мавзолей. Ему было 36 лет. За месяц до смерти он был награжден орденом "За заслуги", правительственной наградой в признание его выдающейся роли в культурной жизни страны. Марли оставил после себя огромное количество поклонников и последователей и большое число песен. Но главное - он оставил после себя послание-призыв "освободить свой разум от гнева и проснуться к жизни". И, пожалуй, только в его случае эти затертые от частого употребления рокерами слова не кажутся банальностью.