Непознанное

Чарльз айвз произведения. Краткая биография американского композитора Чарльза Айвза (Айвса)

Пытаясь объяснить что-то новое и непонятное, мы часто прибегаем к приёму раскладывания этого непонятного по знакомым, простым и ясным полочкам. Для феномена Чарльза Айвза таких полочек нет. Но при всём своём безумном новаторстве он глубоко традиционен. Вот такой вот парадокс, причём, замечу, чисто американский: напрашивается некоторая параллель с титанической фигурой Уильяма Фолкнера.

Великий американский композитор Чарльз Айвз родился 20 октября 1874 в провинциальном городке Данбери (шт. Коннектикут), в семье капельмейстера городского духового оркестра Джорджа Эдуарда Айвза. Отец Айвза был разносторонне одаренным, оригинальным человеком, обладал пытливым умом исследователя с постоянным стремлением к чему-то новому. Он много экспериментировал в музыке, увлекаясь опытами с дроблением интервалов темперированной шкалы на четверти и еще более мелкие доли тонов, и все свое свободное время посвящал музыкальным экспериментам. Однажды он заставил два оркестра, каждый из которых играл свою музыку, маршировать навстречу друг другу, что произвело на маленького Чарли сильнейшее всечатление (непосредственный его отголосок гораздо позже воплотился в Четвёртой симфонии Айвза).


Таких необычных звуковых впечатлений было у Айвза в детстве достаточно много. С пятилетнего возраста отец стал обучать мальчика гармонии, полифонии, истории музыки, знакомил с сочинениями Баха и других великих классиков. Конечно, такой необычный педагог не мог ограничиться формальным классическим воспитанием. Он посвятил сына в стихию звукового экспериментаторства.

С детства композитор пошёл по стопам отца: с 12 лет играл на ударных в городском оркестре (и тогда же начал писать первые пьесы для духового оркестра), а с 14 лет стал работать церковным органистом. В 1898 году он окончил Йельский университет по классам композиции и органа и получил место органиста в главной церкви Нью-Хейвена. Но в этом же году он бросает музыкальную службу и становится агентом страховой компании. Свободное время он посвящал созданию удивительной, ни на что не похожей музыки, относясь к этому как к хобби и не особо стремясь к исполнению и изданию.


Изложение фактов, казалось бы, рисует образ несчастного, непризнанного гения. Не верьте! Айвз с увлечением занимался страхованием, организовал собственную фирму, сделал ряд нововведений в области страхования недвижимости, стал преуспевающим бизнесменом и видным специалистом, написал несколько популярных книг и статей. Организованная им компания «Айвз и Майрик» быстро заняла одно из первых мест среди страховых компаний США.

Такая безудержная любовь ко всем проявлениям жизни сказалась на здоровье. В 1907 появляются симптомы заболевания сердца, с годами к этому прибавляются диабет и расстройство зрения. В 1918 г. сильный сердечный приступ настолько ослабил его, что он прекратил активные занятия музыкой. В начале 20-х гг. Айвз лишь завершает кое-что из недоконченного, а в 1928 году бросает и службу. Несмотря на слабое здоровье, Айвз прожил долгую жизнь, совсем немного не дожив до 80 лет, из которых последние 20 практически прервал все связи с внешним миром.

Айвз был яркой, неординарной, даже странной личностью и в то же время типичным американцем: жизнелюбом и реалистом. Он не строил иллюзий, не испытывл особой надежды, что его музыка будет когда-либо исполнена. Правда, в 1922 году, подводя черту пройденного музыкального пути, Айвз издал за свой счёт несколько небольших сочинений.

Te Unanswered Question (Вопрос без ответа)


Но была одна вещь, которую Айвз писал в течение всей жизни, так и не докончив. Это утопическая «Вселенская симфония», в которой композитор мечтал воплотить музыку самой природы: вибрацию земли, шумы леса, гармонию небесных сфер. Несколько нот в партитуру этого грандиозного, так и оставшегося в набросках сочинения Айвз вписал буквально накануне смерти.


Хотя Айвз и вёл замкнутый образ жизни, он всё же был до некоторой степени известен — но лишь как одиозный музыкальный чудак. В начале 40-х годов, когда Айвз приближался к семидесятилетию, пианист Дж.Киркпатрик рискнул исполнить в Нью-Йорке его грандиозную сонату «Конкорд». В это время в Америку хлынул поток эмигрантов, бежавших от фашизма. Среди них были такие крупные музыканты, как Арнольд Шёнберг и Игорь Стравинский. Шёнберг был потрясён столь необычной музыкой, познакомился с автором, заинтересовался его творчеством. Не без влияния Шёнберга в 1947 году его Третья симфония, написанная в 1911 году, была удостоена Пулитцеровской премии. В 1951 году премьерой Второй симфонии Айвза (1907-1909) продирижировал знаменитый Леонард Бернстайн.

«Музыка Айвза сказала мне больше, чем романисты, описывающие американский Запад… Я для себя открыл в нём новое понимание Америки», — так высказался И.Ф.Стравинский.

Не стремясь к популярности, Айвз не отгораживался от публики. Когда в конце жизни к нему пришло признание, он был очень этому рад.

Сегодня Айвз признан одним из наиболее значительных, а может быть, и самым значительным композитором США.

Пытаясь объяснить что-то новое и непонятное, мы часто прибегаем к приёму раскладывания этого непонятного по знакомым, простым и ясным полочкам. Для феномена Чарльза Айвза таких полочек нет. Но при всём своём безумном новаторстве он глубоко традиционен. Вот такой вот парадокс, причём, замечу, чисто американский: напрашивается некоторая параллель с титанической фигурой Уильяма Фолкнера.

Великий американский композитор Чарльз Айвз родился 20 октября 1874 в провинциальном городке Данбери (шт. Коннектикут), в семье капельмейстера городского духового оркестра Джорджа Эдуарда Айвза. Отец Айвза был разносторонне одаренным, оригинальным человеком, обладал пытливым умом исследователя с постоянным стремлением к чему-то новому. Он много экспериментировал в музыке, увлекаясь опытами с дроблением интервалов темперированной шкалы на четверти и еще более мелкие доли тонов, и все свое свободное время посвящал музыкальным экспериментам. Однажды он заставил два оркестра, каждый из которых играл свою музыку, маршировать навстречу друг другу, что произвело на маленького Чарли сильнейшее всечатление (непосредственный его отголосок гораздо позже воплотился в Четвёртой симфонии Айвза).

Таких необычных звуковых впечатлений было у Айвза в детстве достаточно много. С пятилетнего возраста отец стал обучать мальчика гармонии, полифонии, истории музыки, знакомил с сочинениями Баха и других великих классиков. Конечно, такой необычный педагог не мог ограничиться формальным классическим воспитанием. Он посвятил сына в стихию звукового экспериментаторства.

С детства композитор пошёл по стопам отца: с 12 лет играл на ударных в городском оркестре (и тогда же начал писать первые пьесы для духового оркестра), а с 14 лет стал работать церковным органистом. В 1898 году он окончил Йельский университет по классам композиции и органа и получил место органиста в главной церкви Нью-Хейвена. Но в этом же году он бросает музыкальную службу и становится агентом страховой компании. Свободное время он посвящал созданию удивительной, ни на что не похожей музыки, относясь к этому как к хобби и не особо стремясь к исполнению и изданию.

Изложение фактов, казалось бы, рисует образ несчастного, непризнанного гения. Не верьте! Айвз с увлечением занимался страхованием, организовал собственную фирму, сделал ряд нововведений в области страхования недвижимости, стал преуспевающим бизнесменом и видным специалистом, написал несколько популярных книг и статей. Организованная им компания «Айвз и Майрик» быстро заняла одно из первых мест среди страховых компаний США.

Такая безудержная любовь ко всем проявлениям жизни сказалась на здоровье. В 1907 появляются симптомы заболевания сердца, с годами к этому прибавляются диабет и расстройство зрения. В 1918 г. сильный сердечный приступ настолько ослабил его, что он прекратил активные занятия музыкой. В начале 20-х гг. Айвз лишь завершает кое-что из недоконченного, а в 1928 году бросает и службу. Несмотря на слабое здоровье, Айвз прожил долгую жизнь, совсем немного не дожив до 80 лет, из которых последние 20 практически прервал все связи с внешним миром.

Айвз был яркой, неординарной, даже странной личностью и в то же время типичным американцем: жизнелюбом и реалистом. Он не строил иллюзий, не испытывл особой надежды, что его музыка будет когда-либо исполнена. Правда, в 1922 году, подводя черту пройденного музыкального пути, Айвз издал за свой счёт несколько небольших сочинений.

Но была одна вещь, которую Айвз писал в течение всей жизни, так и не докончив. Это утопическая «Вселенская симфония», в которой композитор мечтал воплотить музыку самой природы: вибрацию земли, шумы леса, гармонию небесных сфер. Несколько нот в партитуру этого грандиозного, так и оставшегося в набросках сочинения Айвз вписал буквально накануне смерти.

Хотя Айвз и вёл замкнутый образ жизни, он всё же был до некоторой степени известен — но лишь как одиозный музыкальный чудак. В начале 40-х годов, когда Айвз приближался к семидесятилетию, пианист Дж.Киркпатрик рискнул исполнить в Нью-Йорке его грандиозную сонату «Конкорд». В это время в Америку хлынул поток эмигрантов, бежавших от фашизма. Среди них были такие крупные музыканты, как Арнольд Шёнберг и Игорь Стравинский. Шёнберг был потрясён столь необычной музыкой, познакомился с автором, заинтересовался его творчеством. Не без влияния Шёнберга в 1947 году его Третья симфония, написанная в 1911 году, была удостоена Пулитцеровской премии. В 1951 году премьерой Второй симфонии Айвза (1907-1909) продирижировал знаменитый Леонард Бернстайн.

«Музыка Айвза сказала мне больше, чем романисты, описывающие американский Запад… Я для себя открыл в нём новое понимание Америки», — так высказался И.Ф.Стравинский.

Не стремясь к популярности, Айвз не отгораживался от публики. Когда в конце жизни к нему пришло признание, он был очень этому рад.

Сегодня Айвз признан одним из наиболее значительных, а может быть, и самым значительным композитором США.

Здесь можно послушать и скачать MP3. Значок ведёт на страницу нотной библиотеки, где можно скачать ноты.

«Вопрос, оставшийся без ответа» (1908)

Исполнители неизвестны

описание

Скачано 26

Начальное музыкальное образование получил под руководством отца - военного капельмейстера. В 1894-98 учился в Йельском университете, где изучал композицию у X. Паркера и игру на органе у Д. Бака. С 1899 церковный органист в Нью-Йорке и других городах.

В формировании творчества Айвза важную роль сыграла патриархальная обстановка его детских и юношеских лет; в провинции он постоянно слышал народную музыку, был участником сельских музыкальных праздников. Корни его творчества - в народных песнях и религиозных гимнах, в духовой музыке, исполнявшейся деревенскими музыкантами (ранние сочинения Айвза написаны для духового оркестра, в котором он играл на ударных инструментах).

Айвз выработал собственный музыкальный стиль, сочетающий элементы традиционной бытовой музыки с необычными, острыми гармониями, оригинальной инструментовкой. Для творчества Айвза характерны лиризм и юмор, склонность к философичности содержания наряду с рационализмом музыкального языка.

В ряде сочинений Айвз стремился отразить жизнь родины. Так, в эпизодах из 2-й сонаты для скрипки с фортепиано острые столкновения разнохарактерных интонационно-ритмических элементов воспроизводят картины шумных деревенских празднеств.

Айвз начал писать музыку с 90-х гг. 19 века, но до конца 30-х гг. 20 века его сочинения не были известны. (Лишь в 1947 он был удостоен премии Пулицера за 3-ю симфонию, написанную в 1911.) Настоящее признание Айвз получил посмертно, когда американские музыканты открыли в его художественном наследии черты самобытной творческой индивидуальности ярко национального склада и провозгласили Айвза основоположником новой американской школы.

Наиболее известные сочинения Айвза - 2-я соната для фортепиано («Concord», 1909-15), 3-я и 4-я симфонии, увертюра No 2 - изобилуют острыми приёмами диссонантного атонального и политонального письма. Приёмы звукоизобразительности характерны для стиля 4-й сонаты для скрипки с фортепиано «Детский день в лагере» («Children"s day at the camp meeting», 1915).

В некоторых сочинениях Айвз использовал найденную им своеобразную технику серийного письма, а также средства четвертитоновой системы («Три четвертитоновые пьесы» - «Three quartertone piano pieces» для двух фортепиано, 1903-24). Айвзу принадлежат очерки и статьи о четвертитоновой музыке («Some quartertone impressions», 1925, и др.).

Сочинения: кантата Небесная страна (Celestial country, 1899); для орк. - 5 симфоний (1898-98, 1897-1902, 1901-04, 1910-16, 5-я, Праздничные дни - Holidays, 1904-13), Вселенная (Universe symphony - фрагменты симфонии, 1911-16), Центральный парк в темноте (Central park in the dark, 1898-1907), Три селения в Новой Англии (Three places in New England, 1903-14) и др. программные пьесы, увертюры (1901-12), пьесы для большого симф. и камерн. орк., Танцы регтайм (Ragtime dances, 1900-11) для театр. орк.; струн. квартет (1896) и др. камерно-инстр. ансамбли; 2 фп. сонаты; 5 скр. сонат; соч. для органа; пьесы для разл. инстр.; соч. для хора, циклы песен на стихи амер. поэтов (114 песен, 1884-1921).

Литература: Рахманова М., Чарльз Айвс, "СМ", 1971, No 6, с. 97-108; Copland A., The Ives case in our new music, N. Y., 1941; Сowell H. and S., Charles Ives and his music, N. Y., 1955; Letters from Ch. Ives to N. Slonimsky, в кн.: Slonimsky N., Music since 1900, N. Y., 1971, p. 1318-48.

Г. M. Шнеерсон

Charles Edward Ives

Стиль

На творчество Айвза сильно повлияла народная музыка, которую он слушал в своем сельском провинциальном детстве - народные песни, духовные и религиозные гимны. Уникальный музыкальный стиль Айвза соединяет в себе элементы фольклора, традиционной бытовой музыки со сложной, острой, диссонансной атональной и политональной гармонией, приёмами звукоизобразительности. Он разработал оригинальную технику серийного письма, использовал средства четвертитоновой системы.

Сочинения

  • Кантата «Небесная страна» (Celestial country, 1899).
  • Для оркестра - 5 симфоний (1898-98 , 1897-1902, 1901-04, 1910-16, 5-я, Праздничные дни - Holidays, 1904-13), Вселенная (Universe symphony - фрагменты симфонии, 1911-16), «Центральный парк в темноте» (Central park in the dark, 1898-1907), Три селения в Новой Англии (Three places in New England, 1903-14) и другие программные пьесы, увертюры (1901-12), пьесы для большого симфонического и камерного оркестров, Танцы регтайм (Ragtime dances, 1900-11) для театрального оркестра.
  • Струнный квартет (1896) и другие камерно-инструментальные ансамбли, в том числе «Вопрос, оставшийся без ответа » (1906, позднее создана оркестровая версия)
  • 2 фортепианные сонаты (в том числе вторая соната для фортепиано - «Concord», 1909-15).
  • 5 скрипичных сонат (в том числе четвертая соната для скрипки с фортепиано - «Детский день в лагере» - «Children’s day at the camp meeting», 1915).
  • Сочинения для органа.
  • Пьесы для различных инструментов (в том числе «Три четвертитоновые пьесы» - «Three quartertone piano pieces» для двух фортепиано, 1903-24).
  • Сочинения для хора, циклы песен на стихи американских поэтов (114 песен, 1884-1921).
  • Статьи о четвертитоновой музыке (в том числе «Some quartertone impressions», 1925).

Тексты

  • Memos/ John Kirkpatrick, ed. New York: W. W. Norton, 1972

Память

Литература о композиторе

  • Ивашкин А. Чарльз Айвз и музыка ХХ века. Москва: Советский композитор, 1991.
  • Шнеерсон Г. M. Айвс Чарлз Эдуард// Музыкальная энциклопедия в 6 томах, БСЭ, М., 1973-1982, Т. 1, с. 74-75.
  • Рахманова М. Чарльз Айвс, «СМ», 1971, № 6, с. 97-108.
  • Cowell H. Cowell S. R. Charles Ives and His Music. New York: Oxford UP, 1955.
  • Rossiter F. R. Charles Ives and his America. New York: Liveright, 1975.
  • Block G. Charles Ives: a bio-bibliography. New York: Greenwood Press, 1988.
  • Burkholder J. P. All Made of Tunes: Charles Ives and the Uses of Musical Borrowing. New Haven: Yale UP, 1995.
  • Charles Ives and His World/ J. Peter Burkholder , ed. Princeton: Princeton UP, 1996.
  • Swafford J. Charles Ives: A Life with Music. New York: W. W. Norton, 1996.
  • Sherwood G. Charles Ives: a guide to research. New York: Routledge, 2002.
  • Copland A. The Ives case in our new music, N. Y., 1941.
  • Letters from Ch. Ives to N. Slonimsky, в кн.: Slonimsky N., Music since 1900, N. Y., 1971, p. 1318-48.

Ссылки

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • Музыканты по алфавиту
  • Родившиеся 20 октября
  • Родившиеся в 1874 году
  • Родившиеся в Данбери
  • Умершие 19 мая
  • Умершие в 1954 году
  • Умершие в Нью-Йорке
  • Композиторы по алфавиту
  • Композиторы США
  • Композиторы XX века
  • Выпускники Йельского университета
  • Органисты США
  • Академические музыканты США
  • Лауреаты Пулитцеровской премии
  • Лауреаты премии «Грэмми»

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Айвз, Чарлз" в других словарях:

    Айвс (Ives) (1874 1954), американский композитор. Один из основоположников современной американской композиторской школы. 5 симфоний (1898 1915), камерно инструментальные произведения, песни. * * * АЙВЗ Чарлз АЙВЗ (Ives) Чарлз (1874 1954),… … Энциклопедический словарь

    Айвз, Чарлз - АЙВЗ (Ives) Чарлз (1874 1954), американский композитор. Одним из первых использовал алеаторику, серийную технику, четвертитоновую систему. 5 симфонических, камерно инструментальных произведений, сочетающие философскую трактовку темы с тонким… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    - (20 X 1874, Данбери, штат Коннектикут 19 V 1954, Нью Йорк) Вероятно, если бы музыканты начала XX в. и кануна первой мировой войны узнали, что в Америке живет композитор Ч. Айвз и услышали его произведения, то отнеслись бы к ним как к… … Музыкальный словарь

    - (Ives, Charles) ЧАРЛЬЗ АЙВЗ с женой. (1874 1954), американский композитор новатор, наиболее самобытная фигура в истории американской музыки. Айвз страстно любил диссонансы и опробовал в своем творчестве массу новых выразительных средств… … Энциклопедия Кольера - (1874—1954), один из основоположников современной американской композиторской школы. Создал оригинальный синтез популярной и профессиональной композиторской музыки. Пять симфоний (1898—1915), камерно инструментальные произведения, песни … Большой Энциклопедический словарь

    - (Ives) Чарлз (1874 1954), американский композитор. Одним из первых использовал алеаторику, серийную технику, четвертитоновую систему. 5 симфонических, камерно инструментальных произведений, сочетающие философскую трактовку темы с тонким лиризмом … Современная энциклопедия

На творчество Айвза сильно повлияла народная музыка, которую он слушал в своем сельском провинциальном детстве - народные песни, духовные и религиозные гимны. Уникальный музыкальный стиль Айвза соединяет в себе элементы фольклора, традиционной бытовой музыки со сложной, острой, диссонансной атональной и политональной гармонией, приёмами звукоизобразительности. Он разработал оригинальную технику серийного письма, использовал средства четвертитоновой системы.

Сочинения

  • Кантата «Небесная страна» (Celestial country, 1899).
  • Для оркестра - 5 симфоний (1898-98 , 1897-1902, 1901-04, 1910-16, 5-я, Праздничные дни - Holidays, 1904-13), Вселенная (Universe symphony - фрагменты симфонии, 1911-16), «Центральный парк в темноте» (Central park in the dark, 1898-1907), Три селения в Новой Англии (Three places in New England, 1903-14) и другие программные пьесы, увертюры (1901-12), пьесы для большого симфонического и камерного оркестров, Танцы регтайм (Ragtime dances, 1900-11) для театрального оркестра.
  • Струнный квартет (1896) и другие камерно-инструментальные ансамбли, в том числе «Вопрос, оставшийся без ответа » (1906, позднее создана оркестровая версия)
  • 2 фортепианные сонаты (в том числе вторая соната для фортепиано - «Concord», 1909-15).
  • 5 скрипичных сонат (в том числе четвертая соната для скрипки с фортепиано - «Детский день в лагере» - «Children’s day at the camp meeting», 1915).
  • Сочинения для органа.
  • Пьесы для различных инструментов (в том числе «Три четвертитоновые пьесы» - «Three quartertone piano pieces» для двух фортепиано, 1903-24).
  • Сочинения для хора, циклы песен на стихи американских поэтов (114 песен, 1884-1921).
  • Статьи о четвертитоновой музыке (в том числе «Some quartertone impressions», 1925).

Тексты

  • Memos/ John Kirkpatrick, ed. New York: W. W. Norton, 1972

Память

Текст биографии Айвз, Чарлз взят из открытых источников либо добавлен пользователем.

Мы стремимся к тому, чтобы предоставленная на сайте информация была наиболее точной и полной. Если у вас есть дополнения или вы заметили неточность в биографии Айвз, Чарлз , вы можете отредактировать биографию с учетом ваших замечаний. После модерации, биографии Айвз, Чарлз с вашими дополнениями и корректировками будет доступна другим пользователям. Зарегестрированные пользователи могут набирать баллы за добавление информации (биографий, текстов, аккордов), таким образом участвуя в рейтинге наиболее активных пользователей.