Интернет

Матильда Кшесинская: биография, личная жизнь, история жизни. Долгая и блестящая жизнь балерины Матильды Кшесинской Как выглядела матильда кшесинская

Обольстительная сердцеедка, коварная интриганка, техничная балерина и женщина, танцевавшая почти до самой смерти, - всё это можно сказать о великой балерине XX века Кшесинской. Её жизнь была полна любви к сцене и к мужчинам, но не всегда эта любовь приносила счастье.

Фактрум знакомит читателя с историей великой балерины, способной на подлость и коварство ради достижения своих целей.

Матильда Кшесинская

Карьера балерины

Родилась Матильда в 1872 году в семье артистов балета Мариинского театра. С самых ранних лет девочка мечтала пойти по стопам родителей, поэтому в восемь лет её отдали обучаться балету в Императорское театральное училище, которое она закончила с отличием.


Мариус Петипа

После окончания училища Матильду приняли в Мариинский театр. Отточенная техника, мягкие руки и грация позволили балерине быстро стать примой. Кроме того, она училась у лучших зарубежных наставников, брала уроки у итальянского балетмейстера Энрике Чеккети. Удалось Кшесинской установить и профессиональный рекорд: она первой из русских балерин сумела прокрутить 32 фуэте. До этого такой трюк удавался лишь итальянским танцовщицам.

Став примой-балериной императорских театров, Кшесинская принялась диктовать свои условия. Он требовала от балетмейстера Мариуса Петипы ставить спектакли именно для неё. Так, специально для Кшесинской возродили балеты «Времена года» и «Арлекиниаду», а также позабытую на долгое время «Баядерку». Танцевала Кшесинская до самых преклонных лет: например, в возрасте 64 лет она выступила в лондонском театре «Ковент Гарден», сорвав бурные овации.

Интриги против своих же коллег

Пьерина Леньяни

Во время расцвета своей карьеры в Мариинском театре Матильда запрещала другим балеринам участвовать в своих спектаклях. В особенности доставалось иностранкам, в частности итальянке Пьерине Леньяни. Кшесинская открыто лгала, заявляя, что та не обладает талантом.

Кроме того, своим скандальным поведением балерина добивалась того, что из театра уходили неугодные ей постановщики. Князь Волконский, директор императорских театров, был вынужден уйти со своего поста из-за недопустимого, по его мнению, поведения Кшесинской. Матильде не понравился предоставленный ей костюм для выступления, и она заменила его своим. За это балерину оштрафовали, но она обжаловала решение и раздула страшный скандал, вынудивший князя уйти.

Мужчины Матильды Кшесинской

Девушка с самых ранних лет начала интересоваться мужчинами. Однажды на даче семьи Кшесинский гостил шотландец Макферсон со своей юной невестой. Матильде так приглянулся юноша, что она пригласила его в лес собирать грибы. Макферсон не мог отказаться и отправился на роковую прогулку, во время которой он без памяти влюбился в четырнадцатилетнюю Матильду. Вскоре после этого шотландец разорвал свою помолвку и начал засыпать будущую приму подарками и любовными письмами. Но она отвергала все его ухаживания.


Николай Второй

Самой большой и самой известной любовью Матильды Кшесинской стал наследник российского престола Николай Второй. Впервые он встретил девушку после её выпускного спектакля и уже тогда обратил на неё внимание. Но завязался их роман только спустя два года и продлился столько же.

Алиса (великая герцогиня Гессенская)

Для встреч с наследником, которого Матильда называла просто «Ники», она сняла дом в Москве. Отношения молодых людей были чисто платоническими, юная балерина была невинна, а будущий царь был человеком чести и не мог лишить её невинности, зная, что он не сможет на ней жениться. Несмотря на явную любовь к Матильде, цесаревичу пришлось разорвать с ней отношения после объявления о своей помолвке с Алисой Гессенской.

Однако Кшесинская не стала долго горевать. Она сумела быстро очаровать великого князя Сергея Михайловича и стала жить с ним. В браке у них родился сын Владимир. Сожительствуя с Сергеем Михайловичем, Матильда закрутила роман с другим великим князем - Андреем Владимировичем и позже призналась, что сын был именно от него. Оказавшись после революции во Франции, Кшесинская и Андрей Владимирович сыграли свадьбу. А в 1935 году Матильда и её потомки были удостоены фамилии Романовские-Красинские и званий светлейших князей и княгинь.

Последние годы Кшесинской


Матильда Кшесинская

После революции 1917 года Матильда вместе с сыном была вынуждена бежать из Петрограда. Сначала она отправилась в Кисловодск, после много раз переезжала с места на место, пока не смогла уехать во Францию. Там у балерины был собственный роскошный особняк.

Девять лет спустя после своей эмиграции во Францию Кшесинская открыла собственную балетную школу, которая сразу же стала невероятно популярной. Самыми известными выпускницами школы Кшесинской были Алисия Маркова, Марго Фонтейн и Татьяна Рябушинская.

Умерла Матильда Кшесинская во Франции в 1971 году. Она не дожила всего несколько месяцев до своего столетнего юбилея. После смерти о Кшесинской было написано несколько книг, в том числе были выпущены и её собственные мемуары «Воспоминания», в 2007 году вышел сериал «Звезда империи», а в 2017 - фильм «Матильда» Алексея Учителя, вызвавший немало шума.


Матильда Кшесинская

Прима-балерина Императорского театра Матильда Кшесинская была не только одной из ярчайших звезд русского балета, но и одной из самых скандальных и неоднозначных фигур в истории ХХ в. Она была любовницей императора Николая II и двух великих князей, а впоследствии стала женой Андрея Владимировича Романова. Таких женщин называют роковыми – она использовала мужчин для достижения своих целей, плела интриги, злоупотребляла личными связями в карьерных целях. Ее называют куртизанкой и обольстительницей, хотя никто не оспаривает ее таланта и мастерства.


Родители Матильды Юлия и Феликс Кшесинские

Мария-Матильда Кржезинска родилась в 1872 г. в Петербурге в семье балетных танцовщиков, которые происходили из рода разорившихся польских графов Красинских. С самого детства девочка, выросшая в артистической среде, мечтала о балете.


Знаменитая прима-балерина


Николай II и Матильда Кшесинская

В 8 лет ее отдали в Императорское театральное училище, которое она окончила с отличием. На ее выпускном спектакле 23 марта 1890 г. присутствовала императорская семья. Именно тогда ее впервые увидел будущий император Николай II. Позже балерина в своих мемуарах призналась: «Когда я прощалась с Наследником, в его душу, как и в мою, уже вкралось чувство влечения друг к другу».


Матильда Кшесинская


После окончания училища Матильда Кшесинская была зачислена в труппу Мариинского театра и в первый же свой сезон приняла участие в 22 балетах и 21 опере. На золотом браслете с бриллиантами и сапфирами – подарке цесаревича – она выгравировала две даты, 1890 и 1892 гг. Это был год их знакомства и год начала отношений. Однако их роман продлился недолго – в 1894 г. было объявлено о помолвке наследника престола с принцессой Гессенской, после чего он расстался с Матильдой.


Знаменитая прима-балерина


Матильда Кшесинская в балете *Дочь фараона*, 1900

Кшесинская стала прима-балериной, и весь репертуар подбирали специально под нее. Директор императорских театров Владимир Теляковский, не отрицая незаурядных способностей танцовщицы, говорил: «Казалось бы, балерина, служа в дирекции, должна принадлежать репертуару, а тут оказывалось, что репертуар принадлежит М. Кшесинской. Она считала балеты своею собственностью и могла дать или не дать их танцевать другим».


Знаменитая прима-балерина


Звезда балета со скандальной репутацией


Фотопортреты Кшесинской по мотивам балета *Комарго*, 1902

Прима плела интриги и многим балеринам не давала выходить на сцену. Даже когда на гастроли приезжали зарубежные танцовщицы, она не разрешала им выступать в «своих» балетах. Она сама выбирала время для своих спектаклей, выступала только в разгар сезона, позволяла себе длительные перерывы, во время которых прекращала занятия и предавалась развлечениям. При этом Кшесинская первой из русских танцовщиц была признана звездой мировой величины. Она поразила зарубежную публику своим мастерством и 32 фуэте подряд.


Матильда Кшесинская


Великий князь Андрей Владимирович и его жена Матильда Кшесинская

Великий князь Сергей Михайлович опекал Кшесинскую и потакал всем ее капризам. Она выходила на сцену в безумно дорогих ювелирных украшениях от Фаберже. В 1900 г. на сцене Императорского театра Кшесинская отметила 10-летие творческой деятельности (хотя до нее балерины давали бенефисы только после 20 лет на сцене). На ужине после спектакля она познакомилась с великим князем Андреем Владимировичем, с которым у нее начался бурный роман. При этом балерина продолжала официально жить с Сергеем Михайловичем.


Звезда балета со скандальной репутацией


Знаменитая прима-балерина

В 1902 г. у Кшесинской родился сын. Отцовство приписывали Андрею Владимировичу. Теляковский не выбирал выражений: «Неужели это театр, и неужели этим я руковожу? Все довольны, все рады и прославляют необыкновенную, технически сильную, нравственно нахальную, циничную, наглую балерину, живущую одновременно с двумя великими князьями и не только это не скрывающую, а, напротив, вплетающую и это искусство в свой вонючий циничный венок людской падали и разврата».


Слева – Матильда Кшесинская с Великим князем Андреем Владимировичем и сыном Владимиром, 1906. Справа – Матильда Кшесинская с сыном, 1916


Слева – М. Томсон. Портрет Матильды Кшесинской, 1991. Справа – Матильда Кшесинская, фото в цвете

После революции и гибели Сергея Михайловича Кшесинская с сыном бежала в Константинополь, а оттуда – во Францию. В 1921 г. она обвенчалась с великим князем Андреем Владимировичем, получив титул княгини Романовской-Красинской. В 1929 г. она открыла в Париже свою балетную студию, которая пользовалась успехом благодаря ее громкому имени.


Матильда Кшесинская в своей балетной школе


Матильда Кшесинская, 1954

Она умерла в 99 лет, пережив всех своих именитых покровителей. Споры о ее роли в истории балета длятся до сих пор. А из всей ее долгой жизни обычно упоминают лишь один эпизод: что связывало балерину Матильду Кшесинскую и Николая II

До столетнего юбилея прославленная русская балерина не дожила несколько месяцев - она скончалась 6 декабря 1971 года в Париже. Ее жизнь подобна неудержимому танцу, который по сей день окружен легендами и интригующими подробностями.

Роман с цесаревичем

Изящной, почти крошечной Малечке, казалось, самой судьбой было уготовано посвятить себя служению Искусству. Ее отец был талантливым танцовщиком. Именно от него малышка унаследовала бесценный дар – не просто исполнять партию, а жить в танце, наполнять его безудержной страстью, болью, пленительными грезами и надеждой – всем, чем в дальнейшем будет богата ее собственная судьба. Она обожала театр и могла с завороженным взором часами наблюдать, как идут репетиции. Поэтому не было ничего удивительного в том, что девочка поступила в Императорское театральное училище, а совсем скоро стала одной из первых учениц: занималась много, схватывала на лету, очаровывая публику истинным драматизмом и легкой балетной техникой. Через десять лет, 23 марта 1890 года, после выпускного спектакля с участием юной балерины император Александр III напутствовал заметную танцовщицу словами: «Будьте славою и украшением нашего балета!» А потом был праздничный ужин для воспитанников с участием всех членов императорской фамилии.

Именно в этот день Матильда и познакомилась с будущим императором России, цесаревичем Николаем Александровичем.

Что в романе легендарной балерины и наследника российского престола правда, а что вымысел – спорят много и жадно. Одни доказывают, что отношения их были непорочны. Другие, словно в отместку, сразу же вспоминают о визитах Николая в дом, куда возлюбленная вскоре переехала со своей сестрой. Третьи пытаются предположить, что если любовь и была, то исходила она только от госпожи Кшесинской. Любовная переписка не сохранилась, в дневниковых записях императора встречаются лишь мимолетные упоминания о Малечке, зато много подробностей в мемуарах самой балерины. Но стоит ли им беспрекословно доверять? Очарованная женщина легко может «заблуждаться». Как бы то ни было, в этих отношениях не было пошлости или обыденности, хотя петербургские сплетники соревновались, излагая фантастические подробности «романа» цесаревича «с актрискою».

«Полячка Маля»

Казалось, Матильда наслаждалась своим счастьем, при этом прекрасно отдавая себе отчет в том, что любовь ее обречена. И когда в мемуарах она писала о том, что «бесценный Ники» любил ее одну, а брак с принцессой Аликс Гессенской был основан только на чувстве долга и определен желанием родни, она, конечно же, лукавила. Как мудрая женщина в нужный момент она покинула «сцену», «отпустив» возлюбленного, едва узнав о его помолвке. Был ли этот шаг точным расчетом? Вряд ли. Он, скорее всего, позволил «полячке Мале» остаться теплым воспоминанием в сердце русского императора.

Судьба Матильды Кшесинской вообще была тесно связано с судьбой императорской фамилии. Ее хорошим другом и покровителем был великий князь Сергей Михайлович.

Именно его Николай II, якобы, попросил «присмотреть» за Малечкой после расставания. Великий князь на протяжении двадцати лет будет опекать Матильду, которую, кстати, затем обвинят в его гибели – слишком уж долго пробудет князь в Петербурге, пытаясь спасти имущество балерины. Один из внуков Александра II, великий князь Андрей Владимирович станет ее мужем и отцом ее сына – светлейшего князя Владимира Андреевича Романовского-Красинского. Именно тесной связью с императорской фамилией недоброжелатели зачастую и объясняли все жизненные «удачи» Кшесинской

Прима-балерина

Прима-балерина Императорского театра, которой рукоплещет европейская публика, та, которая умеет отстоять свое положение силой обаяния и страстностью таланта, за спиной которой, якобы, стоят влиятельные покровители – такая женщина, конечно же, имела завистников.

Ее обвиняли в том, что она «затачивала» репертуар под себя, отправлялась только в выгодные зарубежные турне и даже специально «заказывала» для себя партии.

Так, в балет «Жемчужина», который шел во время коронационных торжеств, специально для Кшесинской была введена партия Желтой жемчужины, якобы, по Высочайшему указанию и «под давлением» Матильды Феликсовны. Сложно, правда, представить, как эта безупречно воспитанная дама, с врожденным чувством такта, могла побеспокоить бывшего Возлюбленного «театральными пустяками», да еще в такой важный для него момент. А между тем партия Желтой жемчужины стала истинным украшением балета. Ну а после того, как Кшесинская уговорила в «Корриган», представляемый в парижском «Опера», вставить вариацию из любимого ею балета «Дочь фараона», балерине пришлось бисировать, что для «Опера» было «исключительным случаем». Так не на истинном ли таланте и самоотверженной работе основан творческий успех русской балерины?

Стервозный характер

Пожалуй, одним из самых скандально-неприятных эпизодов в биографии балерины можно считать ее «недопустимое поведение», которое повлекло уход с поста Директора Императорских театров Сергея Волконского. «Недопустимое поведение» состояло в том, что Кшесинская заменила предоставленный дирекцией неудобный костюм на свой собственный. Администрация оштрафовала балерину, а та, недолго думая, обжаловала решение. Дело предали широкой огласке и раздули до невероятного скандала, последствиями которого стал добровольный уход (или отставка?) Волконского.

И снова заговорили о влиятельных покровителях балерины и ее стервозном характере.

Вполне возможно, что на каком-то этапе Матильда просто не смогла объяснить уважаемому ею человеку свою непричастность к сплетням и домыслам. Как бы то ни было, князь Волконский, встретившись с ней в Париже, принял горячее участие в обустройстве ее балетной школы, читал там лекции, а позднее написал великолепную статью о Кшесинской-педагоге. Она же всегда сетовала на то, что не смогла удержаться «на ровной ноте», страдая от предубежденности и сплетен, которые в итоге заставили ее покинуть Мариинский театр.

«Мадам Семнадцать»

Если о таланте Кшесинской-балерины никто не решается спорить, то о ее преподавательской деятельности отзываются, порой, не слишком лестно. 26 февраля 1920 года Матильда Кшесинская навсегда покинула Россию. Они поселились семьей в французском городе Кап де Ай на вилле «Алам», купленной еще до революции. «Императорские театры перестали существовать, а я не испытывала желания танцевать!» - писала балерина.

Девять лет она наслаждалась «негромкой» жизнь с дорогими ее сердцу людьми, но ее ищущая душа требовала чего-то нового.

После мучительных раздумий Матильда Феликсовна едет в Париж, подыскивает жилье для семьи и помещение для своей балетной студии. Она переживает, что не наберет достаточного количества учащихся или «провалится» как педагог, но первый урок проходит блестяще, и совсем скоро ей придется расширяться, чтобы принять всех желающих. Назвать Кшесинскую второстепенным педагогом не поворачивается язык, стоит только вспомнить ее учениц, звезд мирового балета – Марго Фонтейн и Алисию Маркову.

Во время жизни на вилле «Алам» Матильда Феликсовна увлеклась игрой в рулетку. Вместе с другой прославленной русской балериной Анной Павловой они коротали вечера за столом в казино Монте-Карло. За свою постоянную ставку на одно и то же число, Кшесинскую прозвали «Мадам Семнадцать». Толпа, тем временем, смаковала подробности того, как «русская балерина» просаживает «царские драгоценности». Говорили, что решиться на открытие школы Кшесинскую заставило желание поправить материальное положение, подорванное игрой.

«Актриса милосердия»

Благотворительная деятельность, которой занималась Кшесинская во время первой мировой войны, обычно уходит на второй план, уступая место скандалам и интригам. Кроме участия в прифронтовых концертах, выступлений в госпиталях и благотворительных вечерах, Матильда Феликсовна принимала активное участие в обустройстве двух современнейших для того времени образцовых госпиталей-лазаретов. Она не перевязывала лично больных и не работала сиделкой, полагая, видимо, что каждый должен заниматься тем, что умеет делать хорошо.

А она умела дарить людям праздник, за что была любима не меньше, чем самые чуткие сестры милосердия.

Она организовывала поездки раненных на свою дачу в Стрельне, устраивала выезды для солдат и врачей в театр, писала под диктовку письма, украшала палаты цветами, или, сбросив туфли, без пуантов, просто танцевала на пальцах. Аплодировали ей, думается, не меньше, чем во время легендарного выступления в лондонском Ковент-Гарден, когда 64-летняя Матильда Кшесинская в расшитом серебром сарафане и жемчужном кокошнике легко и безукоризненно исполнила свою легендарную «Русскую». Тогда ее вызывали 18 раз, и это было немыслимо для чопорной английской публики.

Матильда без прикрас: какой балерина Кшесинская была в жизни

В России все-таки вышел в прокат фильм Алексея Учителя "Матильда" - казалось бы, обычная драма о романе последнего российского императора и балерины, которая вдруг совершенно неожиданно вызвала небывалое бурление страстей, скандалы и даже нешуточные угрозы расправы в адрес режиссера и членов съемочной группы. Что ж, пока заинтригованная российская публика в состоянии некоторой оторопи готовится лично оценить источник всероссийской шумихи, Владимир Тихомиров рассказывает, какой была в жизни Матильда Кшесинская.

Балерина голубых кровей

По семейному преданию Кшесинских, прапрапрадедом Кшесинской был граф Красинский, обладавший огромными богатствами. После его смерти почти всё наследство отошло его старшему сыну - прапрадеду Кшесинской, а вот его младший сын не получил практически ничего. Но вскоре счастливый наследник умер и все богатство перешло его 12-летнему сыну Войцеху, оставшемуся на попечении француза-воспитателя.

Дядя Войцеха решил убить мальчика, чтобы завладеть состоянием. Он нанял двух киллеров, один из которых в самый последний момент раскаялся и рассказал о заговоре воспитателю Войцеха. В итоге тот тайно увез мальчика во Францию, где и записал его под фамилией Кшесинский.

Единственное, что сохранилось у Кшесинской в доказательство ее высокородного происхождения, - это кольцо с гербом графов Красинских.

С детства – к станку

Балет был судьбой Матильды от рождения. Отец, поляк Феликс Кшесинский, был танцовщиком и педагогом, а также создателем семейной труппы: в семье было восемь детей, каждый из которых решил связать свою жизнь со сценой. Матильда была самой младшей. Уже в три года ее отправили в балетный класс.

Кстати, она далеко не единственная из Кшесинских, кто добился успеха. На сцене Императорских театров долгое время блистала ее старшая сестра Юлия. А саму Матильду долгое время именовали "Кшесинская Вторая". Прославился и ее брат Иосиф Кшесинский, также известный танцовщик. После революции он остался в Советской России, получил звание Заслуженного артиста Республики. Судьба его сложилась трагически – он умер от голода во время блокады Ленинграда.

Любовь с первого взгляда

Матильду заметили уже в 1890 году. На выпускном спектакле балетного училища в Петербурге, на котором присутствовал император Александр III с семьей (императрица Мария Фёдоровна, четыре брата государя с супругами и ещё совсем юный цесаревич Николай Александрович), император громко спросил: "А где же Кшесинская?" Когда смутившуюся воспитанницу подвели к нему, он протянул ей руку и сказал:

Будьте украшением и славою нашего балета.

После экзамена в училище давали большой праздничный ужин. Александр III попросил Кшесинскую сесть рядом с ним и представил балерину своему сыну Николаю.

Молодой цесаревич Николай

Я не помню, о чём мы говорили, но я сразу влюбилась в наследника, - позже писала Кшесинская. - Как сейчас вижу его голубые глаза с таким добрым выражением. Я перестала смотреть на него только как на наследника, я забывала об этом, всё было как сон. Когда я прощалась с наследником, который просидел весь ужин рядом со мною, мы смотрели друг на друга уже не так, как при встрече, в его душу, как и в мою, уже вкралось чувство влечения...

Вторая встреча с Николаем случилась в Красном Селе. Там же был построен и деревянный театр для развлечения офицеров.

Кшесинская после разговоров с наследником вспоминала:

Только о нём я и могла думать. Мне казалось, что хоть он и не влюблён, но всё же чувствует ко мне влечение, и я невольно отдавалась мечтам. Нам ни разу не удавалось поговорить наедине, и я не знала, какое чувство он питает ко мне. Узнала я это уже потом, когда мы стали близки...

Главное - напоминать о себе

Роман Матильды и Николая Александровича начался в 1892 году, когда наследник снял для балерины роскошный особняк на Английском проспекте. Наследник постоянно приезжал к ней, и любовники провели там вместе много счастливых часов (позже он купил и подарил ей этот дом).

Впрочем, уже летом 1893 года Ники стал навещать балерину всё реже.

А 7 апреля 1894 года была объявлена помолвка Николая с принцессой Алисой Гессен-Дармштадтской.

Николай II и Алиса Гессен-Дармштадтская

Мне казалось, что жизнь моя кончена и что радостей больше не будет, а впереди много, много горя, - писала Матильда. - Что я переживала, когда знала, что он был уже со своей невестой, трудно выразить. Кончилась весна моей счастливой юности, наступала новая, трудная жизнь с разбитым так рано сердцем…

В своих многочисленных письмах Матильда просила у Ники разрешения по-прежнему общаться с ним на "ты", а также обращаться к нему за помощью в сложных ситуациях. На протяжении всех последующих лет она всячески старалась напомнить о себе. Например, покровители в Зимнем дворце часто извещали ее о планах перемещения Николая по городу – куда бы ни направился император, он неизменно встречал там Кшесинскую, восторженно посылавшую "дорогому Ники" воздушные поцелуи. Чем, вероятно, доводила и самого Государя, и его супругу до белого каления. Известен факт, что в дирекцию Императорского театра однажды пришел приказ о запрете Кшесинской выступать по воскресеньям – в этот день обычно царская семья посещала театры.

Любовница на троих

После наследника у Кшесинской было ещё несколько любовников из числа представителей дома Романовых. Так, сразу после расставания с Ники ее утешал Великий князь Сергей Михайлович - их роман продолжался долгое время, что отнюдь не мешало Матильде Кшесинской заводить новых любовников. Также в 1900 году она стала встречаться с 53-летним Великим князем Владимиром Александровичем.

Вскоре у Кшесинской завязался бурный роман и с его сыном - Великим князем Андреем Владимировичем, ее будущим мужем.

В моё сердце закралось сразу чувство, которого я давно не испытывала; это был уже не пустой флирт, - писала Кшесинская. - Со дня моей первой встречи с великим князем Андреем Владимировичем мы всё чаще и чаще стали встречаться, и наши чувства друг к другу скоро перешли в сильное взаимное влечение.

Андрей Владимирович Романов и Матильда Кшесинская с сыном

Впрочем, она не прерывала отношений и с другими Романовыми, пользуясь их покровительством. Например, с их помощью она получила персональный бенефис, посвящённый десятилетию её работы в Императорском театре, хотя другим артистам подобные почести полагались лишь после двадцати лет службы.

В 1901 году Кшесинская узнала, что беременна. Отец ребенка - Великий князь Андрей Владимирович.

18 июня 1902 года она родила сына у себя на даче в Стрельне. Сперва она хотела назвать его Николаем, в честь своего любимого Ники, но в итоге мальчика назвали Владимиром - в честь отца её любовника Андрея.

Кшесинская вспоминала, что после родов у нее состоялся тяжелый разговор с Великим князем Сергеем Михайловичем, который был готов признать новорожденного за своего сына:

Он отлично знал, что не он отец моего ребёнка, но он настолько меня любил и так был привязан ко мне, что простил меня и решился, несмотря на всё, остаться при мне и ограждать меня как добрый друг. Я чувствовала себя виноватой перед ним, так как предыдущей зимой, когда он ухаживал за одной молоденькой и красивой великой княжной и пошли слухи о возможной свадьбе, я, узнав об этом, просила его прекратить ухаживание и тем положить конец неприятным для меня разговорам. Я так обожала Андрея, что не отдавала себе отчёта, как я виновата была перед великим князем Сергеем Михайловичем...

В итоге ребенку дали отчество Сергеевич и фамилию Красинский – для Матильды это имело особый значение. Правда, уже после революции, когда в 1921 году балерина и Великий князь Андрей Владимирович обвенчались в Ницце, их сын получил "правильное" отчество.

Готика на Виндзорщине

Великий князь Андрей Владимирович в честь рождения ребенка сделал Кшесинской царский подарок – имение Борки в Орловской губернии, где он замыслил построить на месте старого господского дома копию английского Виндзора. Матильда восхищалась поместьем британских королей.

Вскоре из Петербурга был выписан знаменитый архитектор Александр Иванович фон Гоген, строивший в Петербурге тот самый знаменитый особняк Кшесинской на углу Кронверкского проспекта.

Строительство шло десять лет, и в 1912 году замок с парком были готовы. Однако прима-балерина осталась недовольна: какой же это английский стиль, если в пяти минутах прогулки по парку можно увидеть типичнейшую русскую деревню с избами, крытыми соломой?! В итоге соседняя деревня была стерта с лица земли, а крестьяне выселены на новое место.

Но Матильда все равно отказалась переезжать на отдых в Орловскую губернию. В итоге Великий князь Андрей Владимирович продал "Русский Виндзор" в Борках местному коннозаводчику из графского рода Шереметьевых, а балерине он купил виллу Alam на Лазурном побережье Франции.

Хозяйка балета

В 1904 году Кшесинская решает уйти из Императорского театра. Но в начале нового сезона получает предложение вернуться на "договорной" основе: за каждое выступление ей обязуются платить по 500 рублей. Сумасшедшие деньги по тем временам! Также за Кшесинской были закреплены все партии, которые нравились ей самой.

Вскоре весь театральный мир знал, что слово Матильды – закон. Так, директор Императорских театров, князь Сергей Волконский, однажды посмел настаивать на том, чтобы Кшесинская вышла на сцену в костюме, который ей не нравился. Балерина не подчинилась и была оштрафована. Через пару дней уже сам князь Волконский подал в отставку.

Урок был учтен, и новый директор Императорских театров Владимир Теляковский уже предпочитал держаться от Матильды подальше.

Казалось бы, балерина, служа в дирекции, должна принадлежать репертуару, а тут оказывалось, что репертуар принадлежит Кшесинской, - писал сам Теляковский. - Она считала его своею собственностью и могла дать или не дать танцевать другим.

Увядание Матильды

В 1909 году умирает главный покровитель Кшесинской - дядя Николая II, Великий князь Владимир Александрович. После его смерти отношение к балерине в Императорском театре меняется самым радикальным образом. Ей все чаще стали предлагать эпизодические роли.

Владимир Александрович Романов

Вскоре Кшесинская отправляется в Париж, затем в Лондон, снова Петербург. До 1917 года никаких кардинальных перемен в жизни балерины больше уже не происходит. Результатом скуки стал роман балерины с танцовщиком Петром Владимировым, который был младше Матильды на 21 год.

Великий князь Андрей Владимирович, привыкший делить любовницу с отцом и дядей, был в ярости. Во время гастролей Кшесинской в Париже князь вызвал танцора на дуэль. Несчастному Владимирову оскорбленный представитель рода Романовых прострелил нос. Медикам пришлось собирать его по кусочкам.

В бегах

В начале февраля 1917 года полицмейстер Петрограда посоветовал балерине вместе с сыном покинуть столицу, поскольку в городе ожидались беспорядки. 22 февраля балерина дала последний прием в своем особняке – это был обед с шикарной сервировкой на двадцать четыре персоны.

Уже на следующий день она покинула охваченный волной революционного безумия город. 28 февраля в особняк балерины ворвались большевики во главе со студентом-грузином Агабабовым. Он стал устраивать обеды в известном доме, заставлял повара готовить ему и его гостям, которые пили элитные вина и шампанское из погреба. Оба автомобиля Кшесинской были реквизированы.

Особняк Кшесинской в Петербурге

В это время сама Матильда скиталась вместе с сыном по разным квартирам, опасаясь, что у неё отнимут ребёнка. Еду ей приносили из дома её слуги, почти все они остались верны Кшесинской.

Через некоторое время Кшесинская сама решилась пойти в свой дом. Она ужаснулась, когда увидела, во что он превратился.

Мне предложили подняться в мою спальню, но это было просто ужасно, что я увидела: чудный ковёр, специально мною заказанный в Париже, весь был залит чернилами, вся мебель была вынесена в нижний этаж, из чудного шкапа была вырвана с петлями дверь, все полки вынуты, и там стояли ружья... В моей уборной ванна-бассейн была наполнена окурками. В это время ко мне подошёл студент Агабабов... Он предложил мне как ни в чём не бывало переехать обратно и жить с ними и сказал, что они уступят мне комнаты сына. Я ничего не ответила, это уже было верхом нахальства…

До середины лета Кшесинская пыталась вернуть особняк, но потом поняла, что нужно просто бежать. И она уехала в Кисловодск, где воссоединилась с Андреем Романовым.

В ее же особняке в разные годы работали Ленин, Зиновьев, Сталин и другие. С балкона этого дома неоднократно выступал перед рабочими, солдатами и матросами Ленин. Несколько лет там жил Калинин, с 1938 по 1956 год там был музей Кирова, а с 1957 года - Музей революции. В 1991 году в особняке создали Музей политической истории России, который находится там до сих пор.

В эмиграции

В 1920 году Андрей и Матильда с ребенком покидают Кисловодск и едут в Новороссийск. Затем уезжают в Венецию, оттуда во Францию.

В 1929 году Матильда с мужем оказывается в Париже, но деньги на счетах практически закончились, а жить на что-то надо. Тогда Матильда решает открыть свою собственную балетную школу.

Вскоре к Кшесинской начинают приходить на занятия дети знаменитых родителей. Например, дочери Фёдора Шаляпина. Всего же за пять лет школа раскручивается так, что в ней ежегодно обучается порядка 100 человек. Школа действовала и во время нацистской оккупации Парижа. Конечно, в какие-то моменты учеников не было совсем, и балерина приходила в пустую студию. Школа стала для Кшесинской отдушиной, благодаря которой она перенесла арест сына Владимира. Он попал в гестапо буквально на следующий же день после вторжения фашистов на территорию СССР. Родители подняли все возможные связи, чтобы Владимира освободили. По слухам, Кшесинская даже добилась встречи с начальником тайной государственной полиции Германии Генрихом Мюллером. В итоге после 119 дней заключения Владимира все-таки освободили из концлагеря и вернули домой. А вот Великий князь Андрей Владимирович за время заключения сына действительно сошёл с ума. Ему якобы везде мерещились немцы: вот открывается дверь, они заходят и арестовывают сына.

Финал

В 1956 году Великий князь Андрей Владимирович в возрасте 77 лет умер в Париже.

С кончиною Андрея кончилась сказка, какой была моя жизнь. Наш сын остался при мне - я его обожаю и в нём отныне весь смысл моей жизни. Для него, конечно, я всегда останусь матерью, но также самым большим и верным другом...

Интересно, что после отъезда из России в ее дневнике не встречается больше ни единого слова о последнем русском императоре.

Матильда умерла 5 декабря 1971 года, не дожив несколько месяцев до своего столетия. Похоронена на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем. На памятнике эпитафия: "Светлейшая княгиня Мария Феликсовна Романовская-Красинская, заслуженная артистка императорских театров Кшесинская".

Ее сын Владимир Андреевич умер холостым и бездетным в 1974 году и был похоронен рядом с могилой матери.

Но балетная династия Кшесинской не угасла. В этом году в балетную труппу Большого театра была принята внучатая племянница Матильды Кшесинской Элеонора Севенард.

Матильда Кшесинская. Загадки жизни. Документальный фильм

Более подробную и разнообразную информацию о событиях, происходящих в России, на Украине и в других странах нашей прекрасной планеты, можно получить на Интернет-Конференциях , постоянно проводящихся на сайте «Ключи познания». Все Конференции – открытые и совершенно безплатные . Приглашаем всех интересующихся…

Подпишитесь на нас

  • балерина родилась 31 августа 1872 года в Санкт-Петербурге. Изначально фамилия ее семьи звучала как «Кржезинские», но потом она изменилась и стала «Кшесинские» для более простого произношения;
  • в возрасте восьми лет Матильда поступила в театральное училище, где уже числилась ее старшая сестра Юлия. Через 10 лет харизматичная девушка с отличием окончила свое обучение;
  • день экзамена оказался судьбоносным для Матильды, так как в комиссии сидел император Александр III со своим сыном Николаем. Юная балерина блестяще проявила себя. Во время прощания император сказал ей: «Будь гордостью нашего балета». Позже в своем дневнике девушка писала: «В тот момент я пообещала себе, что оправдаю ожидания».

Родители Матильды являлись танцорами балетной труппы Мариинского театра. Отец Феликс Кшесинский был балеруном, который в середине 19-го века прибыл в Санкт-Петербург из Варшавы. Мать Юлия Деминская являлась солисткой кордебалета. На момент их знакомства женщина была вдовой и в одиночку воспитывала пятерых детей.

Стоит отметить, что дед Матильды – Ян – был виртуозным скрипачом, обладал завораживающим голосом и являлся солистом в Варшавской опере. Он пользовался расположением польского короля, который называл его не иначе, как «мой соловушка».

Карьера балерины

Сразу после обучения Матильду пригласили в основную труппу Мариинского театра. Первые роли и выступления балерины:

  1. Одиллия в «Лебедином озере».
  2. Фея в «Щелкунчике».
  3. Никия в «Баядерке».
  4. Пахита в одноименном балете.

После того, как Карлота Брианца уехала в Италию, главная роль в «Спящей красавице» досталась Матильде. Через шесть лет работы девушка была удостоена звания «Прима-балерина императорских театров».

Матильда быстро обзавелась связями при дворе. Специально ради нее было поставлено несколько балетов, к примеру, «Пробуждение флоры». Несмотря на свой высокий авторитет в театре, девушка постоянно совершенствовала технику и даже брала индивидуальные уроки у прославленного педагога Энрико Чеккети.

В 1904 году Кшесинская уволилась из Мариинского театра и стала выступать на контрактной основе. Михаил Фокин, основатель современного классического балета, часто приглашал ее в свои спектакли:

  1. «Эвника» (1907 год).
  2. «Бабочки» (1912 год).
  3. «Эрос» (1915 год год).

Уникальный стиль Матильды Кшесинской гармонично сочетал в себе русскую и итальянскую балетные техники. С ее именем до сих пор ассоциируется расцвет российского балета.

Матильда и Николай II

  • с 1892 по 1984 год Матильда являлась возлюбленной цесаревича Николая Александровича (в будущем Николай II). После знакомства он часто посещал выступления балерины и их отношения быстро набирали обороты, хотя все понимали, что счастливого финала не будет. Кшесинской был подарен особняк на набережной, где устраивались романтические встречи;
  • отношения с Николаем закончились сразу после его помолвки с внучкой королевы Виктории – Алисой Дармштадтской. Матильда сильно переживала разрыв, но продолжала поддерживать возлюбленного, так как осознавала, что венценосная особа не может взять в жены танцовщицу;
  • перед женитьбой Николай поручил опекать Кшесинскую своему двоюродному брату, князю Сергею Михайловичу. В течение нескольких последующих лет он был верным другом балерины. Однако у Николая, на тот момент уже императора, все же остались чувства к Матильде. Он следил за развитием ее карьеры и оказывал всяческую протекцию.

Матильда и князь Андрей Владимирович

Во время собственного бенефиса Кшесинская познакомилась с еще одним кузеном Николая II – князем Андреем Владимировичем. Согласно легенде, молодой человек залюбовался балериной и нечаянно опрокинул на ее роскошный наряд бокал вина. Однако Матильда нисколько не расстроилась, а напротив, увидела в этом счастливое предзнаменование. С того момента и начались их отношения. В 1902 году Матильда родила сына Владимира. Роды были сложными, и балерину едва удалось спасти.

В январе 1921 года в Каннах Матильда вступила в морганатический брак (то есть брак между людьми неравного положения) с великим князем Андреем Владимировичем. Спустя четыре года после этого женщина приняла православие и взяла имя Мария.

В эмиграции

В феврале 1917 года Матильда лишилась особняка и дачи. Вместе с сыном женщина вынуждена была скитаться по чужим домам. Спустя несколько месяцев Матильда навсегда покинула Петроград и отправилась в Кисловодск, однако и до этого города вскоре дошла «волна большевизма». Тогда Матильда вместе с сыном Владимиром бежала в Новороссийск, а оттуда отплыла во Францию. В 1930 году балерина открыла собственную балетную школу в Париже.

Смерть

Генетически Матильда Кшесинская была запрограммирована на долгие годы жизни – ее дед, знаменитый оперный певец Ян, дожил до 106 лет и умер не своей смертью (от угара). Вот и прославленная балерина прожила 99 лет. Скончалась Матильда в 1971 году. Ее похоронили на русском кладбище во Франции вместе с супругом.

Фильмы и книги

Яркая биография Матильды Кшесинской неоднократно освещалась в искусстве. К примеру, в произведении «Коронация» Бориса Акунина есть интересный персонаж – Изабелла Снежневская, прототипом которой является Кшесинская. А вот в кинокартине «Матильда» легендарная балерина предстает в качестве ключевого персонажа. Сюжет строится на отношениях Матильды с цесаревичем Николаем Александровичем.

Наталья Поклонская, бывший прокурор Крыма и депутат, высказалась резко отрицательно о фильме и потребовала запретить его показ в кинотеатрах. По ее мнению, тот факт, что православного святого, императора Николая II, играет немецкий порноактер, оскорбляет чувства верующих. Также депутат недовольна тем, что все два часа фильма посвящены вожделению и любовным похождениям. Известно, что петиция с просьбой запретить показ фильма набрала более 25 тысяч подписей.

Что вы думаете о Матильде Кшесинской? Ответы пишите ниже.