Психология

Художник эрик булатов картины. Вы упомянули рынок

Эрик Владимирович Булатов родился 5 сентября 1933 года в Свердловске (Ныне Екатеринбург), советский и российский художник.

Отец - Владимир Борисович, родом из Саратова, был партийным работником (вступил в партию в 1918 году), в 1944 году погиб на фронте, мать - из города Белосток (Польша), нелегально эмигрировала в Россию в возрасте 15 лет; уже через три года устроилась на работу стенографисткой - несмотря на то, что по приезду не знала русский язык (владела только польским и идишем). По словам Эрика Булатова, его отец почему-то очень верил в то, что он будет художником. В 1958 году окончил Художественный институт имени В. И. Сурикова. С 1959 года работал в детском издательстве «Детгиз» вместе с Кабаковым и Васильевым. Выставочную деятельность в Москве начал с 1957, а с 1973 года уже за границей. В своих ранних работах в 60-е годы Булатов исследовал принципы взаимодействия поверхности и пространства как философской концепции картины и пространства. Это был важный этап его творчества, в котором заметно влияние Фалька, которого Булатов наряду с Фаворским называл своим учителем. В начале 70-х годов с работы «Горизонт» Булатов начинает развивать новый своеобразный стиль, соединяя стандартные натуралистичные пейзажи с крупными плакатными символами и транспарантными лозунгами. В результате художнику удаётся предельно доступным образом проиллюстрировать абсурдность действительности, перенасыщенной символикой советской пропаганды. Пространство у Булатова всегда многослойное: поверх изображения кладется либо текст лозунга, либо узнаваемый символ. Подчеркивая контраст пропаганды и реальности, Булатов сближается с соц-артом, однако главной целью художника остается исследование границы между пространством искусства и социальным пространством. Свою творческую задачу Булатов видит в том, чтобы «показать и доказать, что социальное пространство, каким бы значительным и агрессивным оно ни выглядело, на самом деле небезгранично. У него есть предел, граница, и человеческая свободы и вообще смысл человеческого существования находятся по другую сторону границы. Пространство искусства находится именно там, по ту сторону социальной границы».





"Горизонт", 1972



"Портрет Брежнева"


"Слава КПСС" 2003-2005 г.



Работы Булатова постоянно выставляются на аукционные торги современного искусства. Так, на аукционе «Филипс» работа «Советский космос» ушла примерно за 1,6 млн долларов, ещё два полотна на советскую тематику, в том числе «Революция - перестройка», были проданы по миллиону долларов за каждое, что сделало Булатова одним из самых дорогих современных русских художников.

С 1992 года живёт и работает, в основном, в Париже.

«Слово у меня в картинах - это чисто визуальный образ. Видно, как воздух сгущается и превращается в слово. Конечно, русским зрителям легче, они видят в этом смысл. Западные не всегда замечают изменения, которые произошли в моих картинах за последние годы».

«Не надо преувеличивать значение моих работ советского периода. В картине «Вход - входа нет» ничего ведь не было советского или антисоветского, просто красный цвет - самый оптимистичный и синий цвет - цвет прострации. Эта связка оказалась впоследствии моим языком. Мне всегда было важно, чтобы картина не имела прикладного характера и не иллюстрировала какой-либо социальный тезис, она сама должна была стать высказыванием. Многие же критики видели только советское и антисоветское, когда я говорил им о том, над чем работаю и к какому идеалу стремлюсь».

«С советской тематикой я работал только до 91-го года. Зачем пережевывать старое? Когда это было - это было серьезным делом. А сейчас это все равно, что пинать убитого льва».

«Лет пять назад я написал картину «Небосвод - небосклон». Импульсом послужило стихотворение Всеволода Некрасова, это мой любимый современный поэт, который для меня очень много значит. Там пространство вывертывалось наизнанку. И получался то земной шар, то, наоборот, глубина, такая двойная игра.Я вообще с небом очень много работал, начиная с 1975 года, когда написал картину «Иду» - в ней уже было движение сквозь картину, сквозь изображение. Небо для меня - это образ свободы. В социальном пространстве, я убежден, свободы быть не может. Я думаю, что вообще для человека смысл его жизни, смысл его существования находится не в социальном пространстве. Тут удовлетворяются необходимые потребности, а живем мы не для этого, живем для чего-то другого, мне кажется».

Источники: Wikipedia, RFI - общественная радиостанция

Современный русский художник Эрик Булатов - один из самых дорогих, чьи работы идут на аукционах за миллионы долларов. Человек, признание работ которого пришло через тридцать лет. Его открыла Европа. Благодаря выставкам, проводимым в галереях Швейцарии, Германии, Франции, о нем заговорили в России. В этой статье поговорим о картинах Эрика Булатова и особенностях его стиля.

Родители Э.В. Булатова

Родился Эрик Булатов в 1933 году 5 сентября в Свердловске (сейчас Екатеринбург), куда беременная мать поехала вместе с отцом в командировку на Урал. Отец - Владимир Борисович в 1937 году был исключен из партии и все шло к аресту. Предприимчивая мама сняла дачу под Москвой, и отец прожил там больше полугода. О нем забыли, вернее по разверстке взяли другого, главное было галочку поставить, что взято сколько-то врагов народа. На войну ушел в 1941 добровольцем, а в 1944 был убит. Булатов вспоминает, что отец, видя его рисунки, верил: из него получится художник. Свои первые картины Эрик Булатов начал писать будучи ребенком.

Мама из полячек. Она была одаренной личностью. Перешла границу из Польши в Россию, не зная ни одного русского слова. За два года выучила русский язык настолько хорошо, что стала работать стенографисткой. Мать с отцом имели разные взгляды на линию, проводимую партией. Но, так как они любили друг друга, политика уходила на второй план.

Обучение в школе и Суриковском институте

Учеба Эрика началась в художественной школе, которая относилась к институту имени Сурикова. Учился он настолько хорошо, что по ее окончанию Эрик Булатов получил медаль, поэтому вступительные экзамены в ВУЗ сдавать не пришлось. Обстановка в институте была сложная, время тяжелое: 50-е годы, смерть Сталина, борьба с космополитизмом.

Неоценимая помощь в это время была оказана Робертом Фальком и Владимиром Фаворским молодому Эрику Булатову в обретении стойкой самостоятельности по отношению к официальной доктрине, проводимой в стране. К окончанию института пришло понимание, что настоящий художник должен быть свободным, а не зависеть от заказов государства. Но для того, чтобы развиваться, нужны были средства. О частных заказах не могло быть и речи. Альтернатива была одна - иллюстрирование детских книжек.

Эта работа была по необходимости. Осенне-зимний период отводился на заработки, заключающиеся в создание иллюстраций. Картины Эрик Булатов писал весной и летом. Причем в них было то, что ощущал, что чувствовал.

Булатов - иллюстратор детских книжек

Чтобы начать работать иллюстратором, нужно было этому научиться, так как образование у Эрика Владимировича было другое - он был живописец. В издательстве, где работал Булатов, существовали определенные требования, которые необходимо было выполнять. Эрик Булатов в своих интервью вспоминает о работе в детском издательстве: «Когда занимаешься иллюстрированием сказки, включается совершенно другой принцип мышления - детский. Ребенок имеет свои представления о том или ином герое сказки. Работая над иллюстрацией, ты должен показать именно это - детское видение, а не свое. А работа художника - это совершенно свободное сознание. Именно в картине ты выражаешь свое видение, восприятие, отражение мира».

Картины Эрика Булатова

Характерным почерком, по которому можно узнать картины Булатова, является столкновение крупного плакатного текста с заимствованной из прессы пейзажной составляющей. Это - показанная в картине абсурдность окружающей художника действительности и перенасыщенность советской символики. Таким был Эрик Булатов в соц-артовской тематике. Его ранние работы основаны на взаимодействии картины и пространства. Но этот этап творчества художника не был оценен по достоинству на Родине.

Иллюзии о путях, тянущихся вдаль, на картинах Эрика Булатова считываются как тупиковые. Изобразительная метафоричность, изображенная на полотнах художника, понятна зрителям. Эрик Булатов на картинах с названиями «Горизонт» (стена из красной дорожки), «Улица Красикова» (стенд с изображением шагающего Ленина), «Живу-вижу» (Кремль) изобразил эти блоки.

Как Эрик Булатов пришел к соц-арту

Соц-артовская тенденция в живописи Булатова проявилась на фоне американской поп-артовской, которая объединяла пространство искусства и слой второй реальности. Булатов понимал, что для советских людей идеология была ничем иным, как их реальностью. Она занимала все их пространство. Но многие советские художники считали (благодаря той же идеологии), что грязь жизни показывать нельзя, творцы должны жить перспективой. Поэтому его товарищи, работавшие в соц-арте, не разделяли видения Булатова, который пытался выразить в своих картинах сознание людей, сформированное советской идеологией.

Булатов сумел обойти ограничения официального советского искусства, развивая очень личный стиль. Его картины - это в основном иконоборческие собрания, в которых связаны образ и язык. В пейзажах, портретах, городских видах он использует как иконографию советского режима, так и более традиционные представления о природе, как свое вдохновение. Выбор цветов, геометрических композиций и использование изображений из фильмов, истории искусств или рекламы определяют визуальный язык Булатова.

Словно взятое из журнала «Огонёк» фото на картине Эрика Булатова «Программа Время». Он изобразил безысходность и отчаяние одинокой старой женщины, слушающей новости по телевизору. Фиктивное общение с говорящим ящиком и идеологическая интоксикация людей советского времени - тема этой картины.

Русский европейский художник

Так сложилось, что Эрик Булатов с супругой с 1992 года живут в Париже. Не эмигрировал, а просто поехал по приглашению работать. Случилось это после его выставки, организованной галеристкой Диной Верни. Это она организовала вернисаж картин Эрика Владимировича Булатова, вывезенных из России частными коллекционерами. Работы покидали страну на законных основаниях, без препятствий, с печатью министерства культуры «Художественной ценности не имеет». Булатов понимал, что картинам нужно давать жизнь, их нужно продавать, пусть даже не дорого. И они вывозились из Советского Союза.

Выставка в Цюрихе принесла успех. После неё галеристы разных стран начали приглашать Булатова в Германию, Францию, Америку. Вернисажи дали возможность прекратить зарабатывать на жизнь иллюстрациями, а полностью посвятить себя живописи. Жить с женой решили во Франции. Очень нравился Париж с его многовековой культурой.

На вопрос, почему уехал за границу, Булатов в своих интервью рассказывает, что было интересно заглянуть за горизонт. В Советском Союзе интересы его ограничивались социальным пространством, что препятствует подлинному. В Европе он открыл для себя экзистенциальный горизонт, включающий социальные пространства.

О выставках и зрителях

Выставки работ Эрика Владимировича за границей проходят значительно чаще и не к каким-то датам и праздникам. Галеристы показывают публике полотна живописца достаточно часто. На протяжении всей жизни за рубежом, картины Эрика Булатова неоднократно выставлялись в галереях. Как говорит сам художник, последние его выставки, начиная с 2005 года довольно удачные. Они проходили в Париже, Женеве, Москве. Радует художника интерес к его работам, причем, люди в разных странах проявляют живой интерес. Булатов не чувствует себя обиженным ни за рубежом, ни в России.

Зритель - это молодежь. Многие скептики утверждают, что молодому поколению ничего не нужно и не интересно, что искусство закончилось. Нет, это неправда. Молодые люди воспринимают работы не как что-то прошлое, а как живое, а это свидетельствует о том, что они понимают художника. Ведь судить работы художника нужно с его позиций, понимать его индивидуальность. А, по выражению самого Эрика Владимировича, он хотел выразить время.

О картинах художника Эрика Булатова разных времен

Последнее время на аукционах все больше стало появляться картин, увезенных западными коллекционерами. Их теперь приобретают русские коллекционеры. То есть картины начали возвращаться в Россию. Это в основном работы 1970-1980-х. Просто картин с социальными темами того времени не было в России. А картины Булатова как памятник ушедшей эпохи. То, что эти работы живут и производят впечатление, как раз говорит о том, что художник сумел выразить, поймать то время.

А вот последние работы больше приобретают коллекционеры на западе. Это обусловлено тем, что Эрик Буланов работает в основном со швейцарскими, немецкими, французскими галереями.

Подарок Третьяковке

Одну из своих работ, как говорит сам Булатов, доставшуюся ему очень трудно, он подарил в июне 2017 года Третьяковке. Картина Эрика Булатова называется «Картина и зрители».

Она внушительных размеров - два на два с половиной метра. Выполнялась долго и скрупулезно. «Картина и зрители» - плод размышлений Булатова над работой Александра Иванова «Явление Христа народу». Булатов органично вписал в картину современных посетителей, созерцающих своих пращуров, соединил эпохи и стили, связал авангард и традиционный реализм.

Единственное место для картины - это Третьяковка, так решает автор. Ведь именно здесь прошла его жизнь. У Третьяковской галереи есть еще три работы Эрика Булатова из его раннего периода, когда он работал над абстрактными формами.

Булатов Эрик Владимирович, картины которого известны во всем мире, - современный русский художник, имя которого в большей степени ассоциируется с направлением соц-арт.

Узнаваем, популярен, востребован

Работы этого человека выставлялись Лондоне, Монте-Карло. Чем же обусловлена такая популярность и востребованность?

Прежде всего заметим, что полотна автора перенасыщены символикой, поданной в зашифрованном виде, а потому узнаваемы во всем мире и пользуются огромным успехом на ведущих аукционных торгах современного искусства. Так, картина «Советский космос» было реализована за 1,74 миллиона долларов, а еще две работы на тематику советского времени - по миллиону долларов за каждую. Сегодня Булатов является одним из самых дорогих художников современности.

Художественный почерк Булатова

Эрик Булатов, картины которого особенно востребованы за пределами России, - уроженец Свердловска (ныне Екатеринбург). Его отец, Владимир Борисович, погиб на фронте, мать - полячка, нелегально эмигрировавшая в Россию в 15-летнем возрасте. За плечами Булатова Художественный институт, который он окончил в 1958 году. Творческий метод этого художника узнаваем и характерен: его работы сочетают в себе плакатный текст, выхваченный из контекста советских реалий, и фигуративную составляющую, чаще всего заимствованную из массовой печати. В результате художнику удается весьма доступным образом проиллюстрировать перенасыщенную символикой советской пропаганды абсурдность действительности, находящуюся на грани перелома, мечущуюся из стороны в сторону и натыкающуюся на тупики и долгоживущие бессмысленные лозунги.

Картины Эрика Булатова

Многие работы мастера кисти содержат аллюзию на пейзажи с путями-дорогами, тянущимися в бесконечность, вдаль. Однако на его картинах дороги ведут в тупик, блокируясь стеной из красной дорожки (полотно «Горизонт»), огромным стендом, изображающим Ленина («Улица Красикова»), Кремлем («Живу-вижу»). Изобразительную метафоричность, понятную зрителю, Эрик Булатов стремится дополнительно усилить символикой цвета (социально-красный закрывает проход в пространственно-духовно-голубой) и текстовыми включениями («Слава КПСС», «Вход»). Грань безысходности и предел отчаяния Эрик Булатов, картины которого на раннем этапе его творчества не были востребованы, изобразил в работе «Программа «Время», словно воспроизводящей фото из журнала «Огонек»: пожилая женщина смотрит по телевизору новости, слушает И. Кириллова. Естественное стремление старого одинокого человека к общению, даже фиктивному - бытовая каждодневная общераспространенная ситуация идеологической интоксикации человека советского времени.

В основном картины Булатова - это слово, написанное печатными буквами, и пространство. Печатность, огромность шрифта, его газетный стиль - стремление автора выразить слово, над которым думает человек, смакуя его, живя с пониманием присутствия оного в его жизни, но еще не полным осознанием роли, которое оно в ней играет. В этом выражается протест и стремление к свободе.

Художник Эрик Булатов, картины которого являются документальным подтверждением советского периода, канувшего в Лету, популярен за пределами России: его работы присутствуют на всех зарубежных выставках российского искусства.

Стоит заметить, что произведения Булатова не содержат ёрничанья, пародийности, а представляют собой холодно-отстраненные констатации, без намека на всякое снисхождение. И дело здесь не в персоне художника и его субъективном мнении, а в намерении показать общественную позицию на события ушедшей эпохи, заставить зрителя взглянуть на былую жизнь другими глазами, будто бы со стороны.

Русский зарубежный художник

Эрик Булатов - художник, биография которого в большей степени связана с работой за границей, куда он уехал после падения власти Страны Советов, причем этот поступок нельзя назвать бегством: Эрик воспользовался появившейся возможностью зарабатывать собственным мастерством. К тому же в России его работы не были востребованы, поэтому одно время приходилось подрабатывать иллюстрированием книжек для детей (Шарль Перро «Золушка», издательство «Малыш» 1973 год). Себя автор считает русским художником по образованию и воспитанию и европейским - по территориальному местонахождению.

Булатов - иллюстратор детских книг

В детское издательство Эрик Булатов, картины которого в большей части посвящены советскому времени, попал по протекции В паре с Олегом Васильевым (другом и соратником Булатова) он старался изображать сказочных героев именно так, как их может рисовать детское воображение, стараясь при этом не потерять чувствительность к сказке и воспринимать ее глазами ребенка.

В настоящее время Эрик Булатов вместе с семьей проживает во Франции, в Париже, что, впрочем, не мешает ему считать своим родным и любимым городом Москву, где, собственно, он и начал свою Первая выставка его работ состоялась в далеком 1957 году. С 1992 года он работает в основном в Париже. Хотя Россию основатель соц-арта посещает довольно часто. Итак, давайте более подробно обсудим, о чем хочет рассказать миру Эрик Булатов-художник.

Картины, фото, люди

Творчество Булатова можно разделить на советский и постсоветский периоды. Для работ советского периода характерно желание выйти за пределы границы которого непонятны, равно как и не ясно, как их преодолеть. Постсоветский период - время, когда эти границы преодолены, и проблемы, меняя характер, становятся другими, более экзистенциальными.

Помимо соц-артовской тематики в работах Эрика Булатова прослеживается теория взаимодействия пространства и картины. о диалоге зрителя и искусства отображено в полотне «Лувр. Джоконда». Гипотетические посетители Лувра, напоминающие толпу из старых советских газет, пурпурной массой вторгаются в музейные залы, заслоняя собой пространство - видна лишь загадочная, несколько саркастичная улыбка Моны Лизы. Вопрос риторический: возможно ли воспринимать искусство в условиях агрессивного, как красный цвет, шумного хаоса?

Еще одна работа на тему восприятия художественных работ - «Картина и зрители», воспроизводящая знаменитое творение Александра Иванова «Явление Христа народу». Полотно на стене и зрители во главе с экскурсоводом магическим образом превращаются в цельную композицию, своего рода инсталляцию.

«Мой трамвай уходит», «Как идут облака», «Черный вечер, белый снег», «То-то и оно» - как видим, Эрик Булатов, картины которого неординарны и не похожи на чьи-либо другие, в своих работах использует различные наборы фраз. Некоторые слова словно бегут по изображению: «Свобода» - по синему небу, «Поезд» - по рельсам, «Мой трамвай уходит» - вслед за опаздывающим человеком... Удивительно, как расположение букв и их наклон способны передать движение! И в этом тоже есть мастерство.

Роль произведений Булатова в художественном искусстве

Картины Эрика Булатова - создателя образов, ставших визуальными универсальными моделями для российского искусства, - являются для него этапными. В своих работах художник поднимает вопросы, актуальные для нового искусства: соотношение изображения и слова в визуальном пространстве, определение зрительской позиции, взаимодействие инноваций и традиций.

Его - одного из немногих в России - смело можно назвать реформатором мирового искусства второй половины 20 века. По прошествии многих лет картины Эрика Булатова не теряют актуальности, их содержание, послужившее причиной запрета для показа в советские времена, сегодня также воспринимается с остротой.

Эрик Владимирович Булатов (родился 5 сентября 1933 года в Свердловске) - один из самых известных современных русских художников. Один из основателей соц-арта .

Родился в 1933 году в Свердловске (ныне Екатеринбург). Отец - Владимир Борисович, родом из Саратова, был партийным работником (вступил в партию в 1918 году), в 1944 году погиб на фронте, мать Раиса Павловна - из города Белосток (Польша), нелегально эмигрировала в Россию в возрасте 15 лет; уже через три года устроилась на работу стенографисткой - несмотря на то, что по приезде не знала русский язык (владела только польским и идишем).

По словам Эрика Булатова, его отец почему-то очень верил в то, что он будет художником.

В 1958 году окончил Художественный институт имени В. И. Сурикова. С 1959 года работал в детском издательстве «Детгиз» вместе с Кабаковым и Васильевым. Выставочную деятельность в Москве начал с 1957, а с 1973 года уже за границей.

Характерным и узнаваемым творческим методом Булатова является столкновение плакатного текста, выхваченного из контекста советской действительности, с фигуративной (чаще всего пейзажной, заимствованной из массовой печати) составляющей. В результате художнику удаётся предельно доступным образом проиллюстрировать абсурдность действительности, перенасыщенной символикой советской пропаганды.

Помимо работ соц-артовской тематики, ещё в своих ранних работах Булатов разработал теорию взаимодействия картины и пространства. В этих его произведениях заметно влияние Фалька . Сильный, своеобразный этап его творчества, неоценённый по достоинству в контексте истории искусства.

Работы Булатова постоянно выставляются на аукционные торги современного искусства. Так, на аукционе «Филипс» работа «Советский космос» ушла примерно за 1,6 млн долларов, ещё два полотна на советскую тематику, в том числе «Революция - перестройка», были проданы по миллиону долларов за каждое, что сделало Булатова одним из самых дорогих современных русских художников.

С 1963 г. до конца 1960-х Эрик Булатов экспериментирует с различными модернистскими стилями в живописи, обнаружил свой интерес в анализе пространственных, световых и цветовых качествах картины. В СССР художник не мог выставляться по соображениям цензуры, лишь в 1965 и 1968 прошли кратковременные показы его работ в Курчатовском институте и кафе «Синяя птица» в Москве. В начале 1970-х начал создавать крупномасштабные картины, в них, как правило, он обращается к социальным темам и масс-медийным образам советской действительности: изображает лозунги, надписи, плакаты. В 1972 создает знаменитый «Горизонт». В период перестройки картина была воспринята как пародийное произведение и даже отождествлялась со стилем соц-арт. В 1988 после серии крупных персональных выставок - в Кунстхалле (Цюрих), Центре Жоржа Помпиду (Париж) и др., а также участия в Венецианской биеннале, стремительно получил международное признание: был назван «художником перестройки» и признан ЮНЕСКО лучшим художником года. Большая часть произведений Эрика Булатова попали в западные коллекции и музеи.

С 1989 жил в Нью-Йорке, в 1992 переезжает в Париж. В 2003 впервые на родине прошла выставка его графики, а в 2006 - первый ретроспективный показ его живописных произведений (обе выставки в Третьяковской галерее, Москва). В 2013 стал лауреатом Всероссийского конкурса в области современного искусства «Инновация» в номинации «За творческий вклад в развитие современного искусства». В 2015 году художник был приглашен для создания масштабных полотен при открытии нового здания Музея современного искусства «Гараж» в Москве. В этом же году для экспозиции Музея первого президента России Б. Н. Ельцина создал картину «Свобода».

Живёт в Москве и Париже.

В России представлен галереей pop/off/art.

Это часть статьи Википедии, используемая под лицензией CC-BY-SA. Полный текст статьи здесь →

Картины Эрика Булатова изобилуют символикой смысл которой состоит в том, что абсурдная советская действительность пытается найти выход, но не находит его - везде тупики. Чиновники с их произволом и вездесущая индустрия Запада, которая мощным клином пробивает ослабевшую скорлупу культуры советского народа – вот оно, столкновение советской действительности и мира без запретов и ограничений. Всё это, как протест, революционное настроение, насмешка и недовольство действительностью гармонично отражается в искусстве Эрика Владимировича.

«Я хотел показать советскую жизнь так, как она есть, без выражения к ней какого-либо отношения. В моей живописи не было явного протеста, у меня не было желания убедить в чем-то зрителя: посмотрите как это ужасно! Я не был героем социальной борьбы, как Оскар Рабин. Моя задача была принципиально другая: я хотел, чтобы зритель увидел свою жизнь такой, как она есть, но увидел как бы со стороны»

Родился Эрик Владимирович 5 сентября 1933 года в Свердловске. По словам Булатова, его отец верил в то, что сын станет художником. Так и случилось - мастер окончил художественный институт имени В.И. Сурикова.

Первые выставки Булатова состоялись в 1957 году. В те годы они проходили исключительно в России, но имели успех у зрителей, так как, говоря устами Виктора Цоя, общество «ждало перемен».

В своих ранних работах 60-х годов Булатов исследовал принципы взаимодействия поверхности и пространства как философской концепции картины и пространства. Это был важный этап его творчества, в нем заметно влияние Фалька, которого художник наряду с Фаворским называл своим учителем.

В начале 70-х годов, с работы «Горизонт», Булатов начинает развивать новый своеобразный стиль, соединяя стандартные натуралистичные пейзажи с крупными плакатными символами и транспарантными лозунгами. В результате художнику удаётся предельно доступным образом проиллюстрировать абсурдность действительности, перенасыщенной символикой советской пропаганды.

Пространство у художника всегда многослойное: поверх изображения кладется либо текст лозунга, либо узнаваемый символ. Подчеркивая контраст пропаганды и реальности, он сближается с соц-артом, но главной его целью остается исследование границы между пространством искусства и социумом. Свою творческую задачу новатор видит в том, чтобы «показать и доказать, что социальное пространство, каким бы значительным и агрессивным оно ни выглядело, на самом деле не безгранично. У него есть предел, и свобода человека и вообще смысл его существования находятся по другую сторону границы. Пространство искусства находится именно там, по ту сторону социальной границы».

«Между настоящим советским плакатом и этой картиной есть одна очень как бы незначительная разница. Но весь смысл работы был именно в этой разнице. Агрессивные красные буквы набрасываются на нас, противостоят друг другу – эти слова и небо! И смысл этой картины как раз прямо противоположен тому политическому плакату, которому они как бы полностью соответствуют» , – рассказывает Эрик Булатов.

В ноябре 2012 года художник работал в Париже над произведением «Картина и зрители». Соединив русский пейзаж и римское число XX, Булатов создал образ всего XX века, перечеркнувшего своими красными крестами, как лучами прожекторов, истории. Алые плакатные буквы похожи на решетки, которые не пускают и противоречат сами себе. На картине написано: «Добро пожаловать!», но совершенно очевидно, что «Посторонним вход воспрещен!».

«Слово у меня в картинах - это чисто визуальный образ. Видно, как воздух сгущается и превращается в слово. Конечно, русским зрителям легче, они видят в этом смысл. Западные не всегда замечают изменения, которые произошли в моих картинах за последние годы»

Булатова – одного из немногих в России – смело можно назвать реформатором мирового искусства второй половины ХХ века. Прошло уже много лет, но его картины не теряют актуальности, их содержание, служившее причиной запрета для показа в советское время, сегодня воспринимается с не меньшей остротой.