Собственный опыт

Джордж баланчин биография. Джордж баланчин и его крамольные балеты

Среди историй о русских эмигрантах у Сергея Довлатова есть и анекдот о том, как Баланчин не хотел писать завещание, а когда все-таки написал, то оставил брату в Грузии пару золотых часов, а все свои балеты раздарил восемнадцати любимым женщинам. Все балеты - это 425 сочинений.

Георгий Баланчивадзе родился в Санкт-Петербурге 22 января 1904 года в семье известного грузинского композитора, зачинателя грузинской оперы и романса, Мелитона Баланчивадзе (1862-1937), которого тогда называли «грузинским Глинкой». Его брат - Андрей Баланчивадзе также талантливый композитор.

В 1914 году Георгий поступил в Петроградское театральное училище. Впервые он вышел на сцену в «Спящей красавице» - исполнил роль маленького амура. Впоследствии он вспоминал о школе:

«У нас была настоящая классическая техника, чистая. В Москве так не учили… У них, в Москве, все больше по сцене бегали голые, этаким кандибобером, мускулы показывали. В Москве было больше акробатики. Это совсем не императорский стиль »



Тогда, в школе, он познакомился с музыкой Чайковского и полюбил ее на всю жизнь. Учеником он был старательным и, окончив школу, был в 1921 году принят в труппу петроградского Государственного театра оперы и балета (бывшего Мариинского). Став в начале 1920-х годов одним из организаторов коллектива «Молодой балет», Баланчивадзе ставил там свои номера, которые исполнял вместе с другими молодыми артистами. Жилось нелегко - нередко голодали.

В 1924 году при содействии певца В.П. Дмитриева группа танцовщиков получила разрешение для выезда в европейское турне. Баланчивадзе твердо решил, что назад не вернется. Их было четверо - Тамара Джива, Александра Данилова, Георгий Баланчин и Николай Ефимов, им безумно хотелось увидеть мир, они покатили по всей Европе.



Дягилев их увидел в Лондоне. Георгию Баланчивадзе повезло: сам Дягилев, прославленный авангардистский антрепренер, обратил на него внимание. Он стал следующим, после Брониславы Нижинской, хореографом труппы «Русского балета Сергея Дягилева». Дягилев поменял ему имя - так появился балетмейстер Баланчин.

Он поставил для Дягилева десять балетов, в том числе «Аполлон Мусагет» на музыку Игоря Стравинского (1928), который, наряду с «Блудным сыном» на музыку Сергея Прокофьева считается шедевром неоклассической хореографии и сегодня . Началось многолетнее творческоесотрудничество Баланчина и Стравинского и было озвучено творческое кредо Баланчина: «Видеть музыку, слышать танец».



Во время одного из спектаклей Баланчин травмировал колено. Это обстоятельство ограничило его возможности танцовщика, зато дало свободное время для занятий хореографией. Он почувствовал вкус к преподаванию и понял, что это его настоящее призвание. Вернувшись в Париж в 1933 году, он основал свою собственную компанию. Художественными руководителями были Бертольд Брехт и Курт Вейль. В сотрудничестве c ними Баланчин создавал балет XX века.

Как-то Баланчин нашел в парижской библиотеке дипломную симфонию молодого Жоржа Бизе и между делом, заполняя вынужденный простй, поставил в 1935 году простенький, ни на что не претендующий балет «Симфония С», ставший, как выяснилось позже, одним из его шедевров. Когда Баланчина в 1947 году пригласили в парижскую «Гранд-опера», он выбрал эту вещь для своего дебюта под названием «Хрустальный дворец». Успех был грандиозный. После этого в 1948 году Баланчин перенес постановку в Нью-Йорк, и с тех пор она не сходит со сцены Нью-Йорского городского балета.



После смерти Дягилева в 1929 году «Русский балет» начал распадаться, и Баланчин покинул его. Он работал сначала в Лондоне, затем приглашённым балетмейстером в Копенгагене. Вернувшись на некоторое время в «Новый Русский балет», который обосновался в Монте-Карло, он поставил несколько номеров для Тамары Тумановой. Вскоре Баланчин ушёл , решив организовать собственную труппу - «Les Ballets 1933». За несколько месяцев существования труппы было осуществлено несколько успешных постановок на музыку Дариюса Мийо, Курта Вейля, Анри Соге. Увидев их, известный американский меценат Линкольн Кирстайн предложил Баланчину перебраться в США для создания Школы американского балета и труппы «Американский балет» и Баланчин согласился.

Бостонский мультимиллионер Кирстайн был одержим балетом. У него была мечта - создать американскую балетную школу, и на ее базе - американскую балетную компанию. В лице молодого, ищущего, талантливого, амбициозного Баланчина Кирстайн нашел человека, способного воплотить его мечту в жизнь.

В 1933 году Баланчин перебрался в Соединенные Штаты. Здесь начался самый длительный и блестящий период его деятельности. Стартовал балетмейстер буквально на пустом месте. Первым проектом Джорджа Баланчина на новом месте было открытие балетной школы. При финансовой поддержке Кирстайна и Эдварда Уорберга 2 января 1934 года Школа американского балета приняла первых учеников. Первым балетом Баланчина была «Серенада» на музыку Чайковского.

Затем была создана профессиональная труппа «Американский балет». Они танцевали сначала в «Метрополитен-опера» - с 1935 по 1938 год, затем гастролировали как самостоятельный коллектив. В 1936 году Баланчин поставил балет «Убийство на Десятой авеню». Первые рецензии были уничтожающими. Баланчин оставался невозмутимым; он верил в успех, который пришел спустя десятилетие напряженного труда: явились и неизменные восторги прессы, и многомиллионный грант от Фонда Форда, и портрет Баланчина на обложке журнала «Тайм». И главное - переполненные залы на представлениях. Джордж Баланчин стал признанным главой американского балета, законодателем вкусов, одним из лидеров неоклассицизма в искусстве.

В 1940 году Баланчин стал гражданином США. В 1941 году он создал для латиноамериканских гастролей американской труппы «Америкен балле караван» два самых знаменитых своих спектакля - «Балле Империал» на музыку П.И. Чайковского и «Кончерто барокко» на музыку И.С. Баха. В 1944 и 1946 годах Баланчин сотрудничал с «Русским балетом Монте-Карло».


Джорж Баланчин и Артур Митчелл

В 1946 году Баланчин и Кирстайн основали труппу «Балетное общество». В 1948 году Баланчину предложили руководить этой труппой в составе Нью-Йоркского центра музыки и драмы. «Балетное общество» стало Нью-Йоркским городским балетом.

Казалось бы, Баланчину, воспитанному на классическом балетном репертуаре, получившему классическое музыкальное образование, Чайковский должен быть ближе, чем, скажем, Пауль Хиндемит. Однако круг его любимых композиторов был широк. Он включал Чайковского и Прокофьева, Стравинского и Баха, Моцарта и Глюка, Равеля и Бизе, Бернстайна и Голда, Гершвина и Хиндемита автора музыки «Четыре темперамента» для открытия «Балетного общества».

Музыка означала для Баланчина нечто большее, чем остов для хореографии. Музыка давала импульс. Пока он не «видел» музыку, он не начинал работать. Никаких заранее заказанных сюжетов он не признавал: музыка решала все. Баланчин читал клавир с листа и сразу видел: его ли это музыка. Музыкальное образование Джорджа Баланчина позволяло ему находить контакт с композиторами и вносить свои коррективы в оркестровки. Быстрота, с которой он ставил свои балеты, во многом зависела от его умения быстро читать клавир.

В 1950—1960-е годы ряд успешных постановок Баланчина , в их числе «Щелкунчик» Чайковского, его ежегодно показывают на рождество.

По меткому выражению Мориса Бежара, Баланчин «перенес в эру межпланетных путешествий аромат куртуазных танцев, украшавших своими гирляндами дворы Людовика XIV и Николая II». Он возвращал на балетную сцену чистый танец, оттесненный на второй план сюжетными балетами.

Умер Баланчин в Нью-Йорке 30 апреля 1983 года. Через пять месяцев после его смерти в Нью-Йорке был основан «Фонд Джорджа Баланчина». Ведущие американские газеты, редко между собой в чем-либо соглашающиеся, единодушно причислили Баланчина к трем величайшим творческим гениям двадцатого века; двое других - Пикассо и Стравинский…

http://www.belcanto.ru/

(настоящее имя - Баланчивадзе Георгий Мелитонович)

(1904-1983) русский и американский танцовщик и балетмейстер

Баланчин происходил из известной музыкальной семьи, его отец - Мелитон Баланчивадзе - справедливо считается классиком грузинской музыки, младший брат Андрей являлся известным советским композитором.

Любопытно, что Георгий стал танцовщиком случайно. Его готовили к военной карьере, но однажды он отправился вместе со старшей сестрой на пробы в хореографическое училище. Ей прочили большое будущее балетной артистки. Вместе с ней прошел экзамен и шестилетний Георгий. Его пластика настолько поразила комиссию, что, несмотря на слишком юный возраст, он был принят в училище. Так Баланчивадзе неожиданно для самого себя оказался на артистическом поприще.

В театральном училище его педагогами были известные русские танцовщики С. Андрианов и П. Гердт. Уже на третьем году обучения Георгий выступил в сольной партии на сцене Мариинского театра. Это была небольшая роль обезьяны в балете «Дочь фараона».

Во время революционных событий 1917 года хореографическое училище закрывается. Отец Георгия вместе с семьей уезжает в Тифлис, где его назначают министром культуры только что образованной Грузинской республики, а Георгий остается в Петрограде совсем один. В ожидании возобновления занятий в училище он был вынужден зарабатывать на жизнь тапером в кинотеатрах, а также работать аккомпаниатором. В 1920 году Баланчивадзе возобновил занятия в хореографическом училище и одновременно поступил на первый курс Петроградской консерватории по классу фортепиано. Он считал, что музыкальная подготовка крайне необходима для будущей работы.

После окончания училища он был принят в труппу бывшего Мариинского театра, однако в первые годы ему пришлось танцевать лишь в кордебалете. Его долгое время не допускали до сольных выступлений, поскольку поставленный им на сцене училища дуэт «Ночь» на музыку А. Рубинштейна был оценен как скандальная эротическая выходка. Все объяснялось просто: своеобразная пластика самого Баланчивадзе и подчеркнуто авангардистская стилистика оформления в те годы оказались слишком непривычными для русского зрителя, воспитанного на традициях классического балета, где главным было соблюдение установленных жестов и поз.

Одно время артист даже подумывал о том, чтобы порвать с хореографией, но начавшиеся в Петрограде гастроли известного хореографа К. Голейзовского неожиданно вдохновили его. Предложенная маэстро система переосмысления классической пластики произвела на Георгия сильнейшее впечатление, и вместе с группой молодых танцовщиков он создает небольшую труппу «Петроградский академический молодой балет», подготовив концертную программу из классических и современных номеров. Труппа выступает на различных сценах Петрограда и Москвы, и постепенно к Баланчивадзе приходит известность, его приглашают на постановки в различные театры. К пятилетию революции он ставит пантомиму для хора и солистов на тему поэмы А. Блока «Двенадцать», другие танцевальные номера в разных драматических спектаклях. Одновременно артист начинает понимать, что атмосфера творческого поиска чужда крепнущей в стране власти, и в 1924 году вместе с группой артистов выезжает на гастроли в Европу. В Париже он встречается с С. Дягилевым. Именно по его настоянию Баланчивадзе меняет фамилию на более удобопроизносимую и становится Джорджем Баланчином.

Вскоре он становится ведущим балетмейстером труппы, плодотворно работает с композитором И. Стравинским, который специально для него перерабатывает партитуру своего балета «Песни соловья». Исполнение этой постановки приносит молодому хореографу успех и признание французской публики, что было редкостью в мировой практике.

В труппе Дягилева Баланчин ставил балеты как русских, так и французских композиторов. Наибольшей популярностью пользовался балет С. Прокофьева «Блудный сын» (1928), в котором Баланчин сам исполнял главную роль. К сожалению, эта работа стала последней премьерой «Русских сезонов». Смерть Дягилева оборвала столь плодотворный союз крупнейших мастеров русской культуры XX века.

После распада дягилевской труппы Баланчин несколько лет работает в русском балете Монте-Карло. Но после конфликта с ведущим танцовщиком Л. Мясиным покидает труппу и организует собственный балетный театр. Баланчин оказался в трудных условиях, поскольку в годы экономического кризиса было сложно найти финансовую поддержку, но ему снова повезло. В 1933 году он познакомился с американским бизнесменом Л. Кирстейном, который пригласил танцовщика работать в США.

Принимая приглашение, Баланчин и не предполагал, что этот шаг изменит всю его дальнейшую жизнь. Казалось, все его мечты наконец стали сбываться. Кирстейн взял на себя все организационные проблемы, освободив Баланчина для спокойной творческой деятельности. Уже в 1934 году начала выступать организованная им труппа «Американ бэлет». Это была первая в США постоянно действующая профессиональная балетная труппа.

Одновременно с первыми постановками была открыта и балетная школа. Это позволило Баланчину обновлять состав труппы и одновременно увеличило ее престиж.

Он проработал в США более пятидесяти лет, создал особое направление в мировой балетной культуре, где сочетались традиции классического танца с новыми приемами, отражавшими мировосприятие человека XX века.

В отличие от многих других эмигрантов, Баланчин никогда не страдал ностальгией по прошлому. Возможно, у него на это не оставалось времени (чтобы удерживать труппу на пике популярности, ему приходилось постоянно выпускать новые спектакли). Свою работу он шутливо сравнивал с деятельностью кулинара, который должен все время кормить публику чем-то новым. Вместе с тем Баланчин приложил много усилий для сохранения хореографических шедевров прошлого. Он возобновил на американской сцене все постановки М. Петипа. Сам балетмейстер считал, что должен не просто привлекать публику, но и постоянно воспитывать ее вкус.

Правда, многоактные балетные спектакли не увлекали Баланчина. Более всего ему удавались одноактные балеты, хореография которых напоминала симфоническую музыку. Так, он поставил 27 балетов на музыку различных симфонических произведений П. Чайковского.

Баланчин воспитал целую плеяду американских балерин

и танцовщиков - В. Верди, А. Кента, Г. Кирклендта,

П. Мак-Брайта, С. Фарелла.

Отношения Баланчина с отечественным балетом складывались непросто. Только в 1962 году во время наступившей в России оттепели труппа Баланчина была приглашена на гастроли в СССР. Балетмейстер заявил о своем желании работать с советскими артистами, но его предложение не было принято, и он снова уехал. Потом Баланчин посетил родину в 1972 году, но вновь предложение о совместной работе было проигнорировано.

В конце жизни Баланчин много занимался благотворительностью, организовав специальный фонд для поддержки начинающих балерин и танцовщиков.

Он не только все время искал новое, но и стремился использовать достижения науки и техники. В частности, применял в своих постановках освещение лучом лазера и электронные звуковые эффекты. Для каждого музыкального произведения Баланчин находил свой неповторимый музыкальный и хореографический образ. Одна из последних его постановок - балет И. Стравинского «Пульчинелла».

Баланчин (Balanchine ) Джордж (наст. имя и фамилия Георгий Мелитонович Баланчивадзе) (1904-83), американский балетмейстер. Сын М. А. Баланчивадзе. В 1921-24 в Академическом театре оперы и балета в Петрограде. С 1924 за границей. Организатор и руководитель «Школы американского балета» (1934) и на ее основе труппы «Американский балет» (с 1948 «Нью-Йоркский городской балет»).

Баланчин Джордж (наст. имя и фам. Георгий Мелитонович Баланчивадзе) , американский хореограф, создатель нового направления в классическом балете 20 в., во многом определившего развитие хореографического театра США.

Семья, учеба, первые постановки

Из семьи музыкантов, сын М. А. Баланчивадзе, брат А. М. Баланчивадзе. В 1914-21 обучался в Петроградском театральном училище, в 1920-23 также в Консерватории. Уже в училище ставил танцевальные номера и сочинял музыку. По окончании принят в кордебалет петроградского Театра оперы и балета. В 1922-24 ставил танцы для артистов, объединившихся в экспериментальный коллектив «Молодой Балет» («Valse Triste», музыка Я. Сибелиуса, «Ориенталия» Ц. А. Кюи, танцы в сценической интерпретации поэмы А. А. Блока «Двенадцать» с участием студентов Института Живого Слова). В 1923 поставил танцы в опере «Золотой петушок» Н. А. Римского-Корсакова в Малом оперном театре и в пьесах «Эуген Несчастный» Э. Толлера и «Цезарь и Клеопатра» Б. Шоу.

В труппе С. П. Дягилева

В 1924 Баланчин гастролировал в Германии в составе группы артистов, которые в том же году были приняты в труппу «Русский Балет С. П. Дягилева». Здесь Баланчин сочинил в 1925-29 гг. десять балетов и танцы во многих операх театра Монте-Карло. Среди работ этого периода - спектакли разных жанров: грубоватый фарс «Барабау» (музыка В. Риети, 1925), спектакль, стилизованный под английскую пантомиму «Триумф Нептуна» [музыка Лорда Бернерса (Дж. Х. Турвит-Уилсон), 1926], конструктивный балет «Кошка» А. Соге (1927) и др. В поставленном им балете «Блудный сын» С. С. Прокофьева (1929) ощущалось влияние В. Э. Мейерхольда, балетмейстера и режиссера Н. М. Фореггера, К. Я. Голейзовского. Впервые черты будущего «стиля Баланчина» выявились в балете «Аполлон Мусагет», в котором хореограф обратился к академическому классическому танцу, обновляя и обогащая его для адекватного раскрытия неоклассицистской партитуры И. Ф. Стравинского.

В Америке

После смерти Дягилева (1929) Баланчин работал для программ ревю, в Датском Королевском Балете, в основанной в 1932 труппе «Русский Балет Монте-Карло». В 1933 возглавил труппу «Балле 1933»,в числе постановок - «Семь смертных грехов» (текст Б. Брехта, музыка К. Вайля) и «Странница» (музыка Ф. Шуберта). В этом же году по приглашению американского любителя искусств и мецената Л. Керстайна переехал в Америку.

В 1934 Баланчин совместно с Керстайном организовал в Нью-Йорке Школу американского балета и на ее основе - труппу «Американ Балле», для которой им были созданы «Серенада» (музыка П. И. Чайковского; в редакции 1940 - один из самых известных балетов хореографа), «Поцелуй феи» и «Игра в карты» Стравинского (оба 1937), а также два самых знаменитых балета из его репертуара - «Кончерто барокко» на музыку И. С. Баха (1940) и «Балле Эмпериаль» на музыку Чайковского (1941). Труппой, получившей после ряда переименований название «Нью-Йорк Сити Балле» (с 1948), Баланчин руководил до конца своих дней, и за эти годы она исполнила около 150 его произведений. К 1960-м гг. стало очевидно, что США обладают благодаря Баланчину собственной национальной классической балетной труппой и репертуаром, известным во всем мире, а в Школе американского балета сформировался и национальный стиль исполнения.

Новаторство Баланчина

Репертуар Баланчина-хореографа включает постановки разных жанров. Им созданы двухактный балет «Сон в летнюю ночь» (музыка Ф. Мендельсона, 1962) и трехактный «Дон Кихот» Н. Д. Набокова (1965), новые редакции старых балетов или отдельных ансамблей из них: одноактная версия «Лебединого озера» (1951) и «Щелкунчик» (1954) Чайковского, вариации из «Раймонды» А. К. Глазунова (1961), «Коппелия» Л. Делиба (1974). Однако наибольшее развитие в его творчестве получили бессюжетные балеты, в которых использовалась музыка, часто не предназначенная для танца: сюиты, концерты, инструментальные ансамбли, реже симфонии. Содержание созданного Баланчиным нового типа балета составляет не изложение событий, не переживания героев и не сценическое зрелище (декорации и костюмы играют подчиненную хореографии роль), а танцевальный образ, стилистически соответствующий музыке, вырастающий из музыкального образа и взаимодействующий с ним. Неизменно опираясь на классическую школу, Баланчин обнаружил новые возможности, заключенные в этой системе, развил и обогатил ее.

Около 30 постановок осуществлено Баланчиным на музыку Стравинского, с которым он был в тесной дружбе с 1920-х гг. на протяжении всей жизни («Орфей», 1948; «Жар-птица», 1949; «Агон», 1957; «Каприччио», вошедшее под названием «Рубины» в балет «Драгоценности», 1967; «Концерт для скрипки», 1972, и др.). Неоднократно обращался он к творчеству Чайковского, на музыку которого поставлены балеты «Третья сюита» (1970), «Шестая симфония» (1981) и др. В то же время ему была близка и музыка современных композиторов, для которой надо было искать новую стилистику танца: «Четыре темперамента» (музыка П. Хиндемита, 1946), «Айвезиана» (музыка Ч. Айвза, 1954), «Эпизоды» (музыка А. Веберна, 1959). Форму бессюжетного балета, построенного на классическом танце, Баланчин сохранял и тогда, когда искал в балете национальную или бытовую характерность, создавая, например, образ ковбоев в «Симфонии Дальнего Запада» (музыка Х. Кея, 1954) или большого американского города в балете «Кому какое дело?» (музыка Дж. Гершвина, 1970). Здесь классический танец представал обогащенным за счет бытовой, джазовой, спортивной лексики и ритмического рисунка.

Наряду с балетами Баланчин ставил много танцев в мюзиклах и фильмах, особенно в 1930-50-х гг. (мюзикл «На пуантах!», 1936, и др.), оперные спектакли: «Евгений Онегин» Чайковского и «Руслан и Людмила» М. И. Глинки, 1962 и 1969 гг.).

Балеты Баланчина идут во всех странах мира. Он оказал решающее влияние на развитие хореографии 20 в., не порывая с традициями, но смело обновляя их. Воздействие его творчества на русский балет усилилось после гастролей его труппы в СССР в 1962 и 1972 гг.

Среди историй о русских эмигрантах у Сергея Довлатова есть и анекдот о том, как Баланчин не хотел писать завещание, а когда все-таки написал, то оставил брату в Грузии пару золотых часов, а все свои балеты раздарил восемнадцати любимым женщинам. Все балеты - это 425 сочинений.

Георгий Баланчивадзе родился в Санкт-Петербурге 9 (22) января 1904 года в семье известного грузинского композитора, зачинателя грузинской оперы и романса, Мелитона Баланчивадзе (1862–1937), которого тогда называли «грузинским Глинкой». Его брат – Андрей Баланчивадзе также талантливый композитор.

В 1914 году Георгий Баланчивадзе поступил в Петроградское театральное училище. Впервые он вышел на сцену в «Спящей красавице» – исполнил роль маленького амура. Впоследствии он вспоминал о школе:

«У нас была настоящая классическая техника, чистая. В Москве так не учили… У них, в Москве, все больше по сцене бегали голые, этаким кандибобером, мускулы показывали. В Москве было больше акробатики. Это совсем не императорский стиль». Тогда, в школе, он познакомился с музыкой Чайковского и полюбил ее на всю жизнь.

Учеником он был старательным и, окончив школу, был в 1921 году принят в труппу петроградского Государственного театра оперы и балета (бывшего Мариинского). Став в начале 1920-х годов одним из организаторов коллектива «Молодой балет», Баланчивадзе ставил там свои номера, которые исполнял вместе с другими молодыми артистами. Жилось им нелегко – приходилось и голодать.

В 1924 году при содействии певца В.П. Дмитриева группа танцовщиков получила разрешение для выезда в европейское турне. Баланчивадзе твердо решил, что назад не вернется. Их было четверо – Тамара Джива, Александра Данилова, Георгий Баланчин и Николай Ефимов, им безумно хотелось увидеть мир, они покатили по всей Европе. Дягилев их увидел в Лондоне.

Георгию Баланчивадзе повезло: сам Дягилев, прославленный авангардистский антрепренер, обратил на него внимание. Молодой артист стал следующим, после Брониславы Нижинской, хореографом труппы «Русского балета Сергея Дягилева». Дягилев поменял ему имя на европейский лад – так появился балетмейстер Баланчин.

Он поставил для Дягилева десять балетов, в том числе «Аполлон Мусагет » на музыку Игоря Стравинского (1928), который, вместе с «Блудным сыном » на музыку Сергея Прокофьева до сих пор считается шедевром неоклассической хореографии. Тогда же началось многолетнее сотрудничество Баланчина и Стравинского и было озвучено творческое кредо Баланчина: «Видеть музыку, слышать танец».

Во время одного спектакля Баланчин травмировал колено. Это обстоятельство ограничило его возможности танцовщика, но зато дало ему свободное время для занятий хореографией. Он почувствовал вкус к преподаванию и понял, что это его настоящее призвание. Вернувшись в Париж в 1933 году, он основал свою собственную компанию. Художественными руководителями этой компании были Бертольд Брехт и Курт Вейль. В сотрудничестве с ними Баланчин создавал балет двадцатого века.

Как-то Баланчин в 1935 году нашел в парижской библиотеке дипломную симфонию молодого Жоржа Бизе и между делом, в порядке заполнения вынужденного простоя, поставил простенький, ни на что не претендующий балет «Симфония С», ставший, как выяснилось позже, одним из его шедевров. Когда Баланчина в 1947 году пригласили в парижскую «Гранд-опера», он выбрал эту вещь для своего дебюта под названием «Хрустальный дворец». Успех был грандиозный. После этого в 1948 году Баланчин перенес постановку в Нью-Йорк, и с тех пор она не сходит со сцены Нью-Йорского городского балета.

После смерти Дягилева в 1929 году «Русский балет» начал распадаться, и Баланчин покинул его. Он работал сначала в Лондоне, затем в Копенгагене, где был приглашённым балетмейстером. Вернувшись на некоторое время в «Новый Русский балет», который обосновался в Монте-Карло, и поставив несколько номеров для Тамары Тумановой, Баланчин вскоре вновь ушёл из него, решив организовать собственную труппу – «Les Ballets 1933». Труппа просуществовала лишь несколько месяцев, но за это время было осуществлено несколько успешных постановок на музыку Дариюса Мийо, Курта Вейля, Анри Соге. Увидев их, известный американский меценат Линкольн Кирстайн предложил Баланчину перебраться в США для создания Школы американского балета и труппы «Американский балет». Хореограф согласился.

Бостонский мультимиллионер Кирстайн был одержим балетом. У него была мечта – создать американскую балетную школу, и на ее базе – американскую балетную компанию. В лице молодого, ищущего, талантливого, амбициозного Баланчина Кирстайн увидел человека, способного воплотить его мечту в жизнь.

В 1933 году Баланчин перебрался в Соединенные Штаты. Здесь начался самый длительный и блестящий период его деятельности. Стартовал балетмейстер буквально на пустом месте. Первым проектом Джорджа Баланчина на новом месте было открытие балетной школы. При финансовой поддержке Кирстайна и Эдварда Уорберга 2 января 1934 года Школа американского балета приняла первых учеников. Первым балетом, который Баланчин поставил со студентами, была «Серенада » на музыку Чайковского.

Затем была создана небольшая профессиональная труппа «Американский балет». Она танцевала сначала в «Метрополитен-опера» – с 1935 по 1938 год, затем гастролировала как самостоятельный коллектив. В 1936 году Баланчин поставил балет «Убийство на Десятой авеню». Первые рецензии были уничтожающими. Баланчин оставался невозмутимым; он твердо верил в успех. Успех пришел после десятилетий напряженного труда: явились и неизменные восторги прессы, и многомиллионный грант от Фонда Форда, и портрет Баланчина на обложке журнала «Тайм». И главное – переполненные залы на представлениях его балетной труппы. Джордж Баланчин стал признанным главой американского балета, законодателем вкусов, одним из лидеров неоклассицизма в искусстве.

В 1940 году Баланчин стал гражданином США.

В 1941 году он создал для латиноамериканских гастролей американской труппы «Америкен балле караван» два самых знаменитых своих спектакля – «Балле Империал» на музыку П.И. Чайковского и «Кончерто барокко» на музыку И.С. Баха. В 1944 и 1946 годах Баланчин сотрудничал с «Русским балетом Монте-Карло».

В 1946 году Баланчин и Кирстайн основали труппу «Балетное общество». В 1948 году Баланчину предложили руководить этой труппой в составе Нью-Йоркского центра музыки и драмы. «Балетное общество» стало Нью-Йоркским городским балетом.

Казалось бы, Баланчину, воспитанному на классическом балетном репертуаре, получившему классическое музыкальное образование, Чайковский должен быть ближе, чем, скажем, Пауль Хиндемит. Но круг его любимых композиторов был широк. Он включал Чайковского и Прокофьева, Стравинского и Баха, Моцарта и Глюка, Равеля и Бизе, Бернстайна и Голда, Гершвина и того же Хиндемита, которому он заказал музыку «Четыре темперамента» для открытия «Балетного общества».

Музыка означала нечто большее, чем остов для хореографии. Музыка давала импульс. Пока он не «видел» музыку, он не начинал работать. Никаких заранее заказанных сюжетов он не признавал: музыка решала все. Баланчин читал клавир с листа и сразу видел: его ли это музыка. Его музыкальное образование позволяло ему находить контакт с композиторами и вносить свои коррективы в оркестровки. Быстрота, с которой он ставил свои балеты, во многом зависела от его умения быстро читать клавир.

В 1950-1960-е годы Баланчин осуществил ряд успешных постановок, в числе которых – «Щелкунчик» Чайковского, исполнение которого стало рождественской традицией в США.

По меткому выражению Мориса Бежара, Баланчин «перенес в эру межпланетных путешествий аромат куртуазных танцев, украшавших своими гирляндами дворы Людовика XIV и Николая II». Он возвращал на балетную сцену чистый танец, оттесненный на второй план сюжетными балетами.

Умер Баланчин в Нью-Йорке 30 апреля 1983 года, похоронен на кладбище Окленд в Нью-Йорке. Через пять месяцев после его смерти в Нью-Йорке был основан «Фонд Джорджа Баланчина». Ведущие американские газеты, редко между собой в чем-либо соглашающиеся, единодушно причислили Баланчина к трем величайшим творческим гениям двадцатого века; двое других – Пикассо и Стравинский…

Д. Трускиновская

Окончил Петроградское хореографическое училище в 1921 (ученик П. Гердта, С. Андрианова, Л. Леонтьева). Артист Мариинского театра в 1921-24: участвовал в премьере «Танцсимфонии» Ф. Лопухова; среди его партий: Жан («Жавотта» К. Сен-Санса), танец буффонов («Щелкунчик») и др. Одновременно учился в консерватории по классу фортепиано. Первые балетмейстерские опыты относятся к ученическим годам, позже сочинял концертные номера, танцы для драматических («Цезарь и Клеопатра» Б. Шоу, «Эуген Несчастный» Э. Толлера) и оперных спектаклей (Малый театр).

В 1923 вместе с В. Дмитриевым, П. Гусевым и Ю. Слонимским организовал группу энтузиастов «Молодой балет», программа выступлений которого состояла в основном из номеров, поставленных Баланчиным. В концертах участвовали А. Данилова, Л. Иванова, О. Мунгалова, В. Вайнонен, П. Гусев, Л. Лавровский и др. Для артистов и поддерживавших их критиков, художников, театроведов основным было страстное стремление критически пересмотреть балетное наследие, жажда перемен в хореографии.

В 1924 Баланчин уехал за границу; в 1925-29 балетмейстер в труппе русского балета С. Дягилева; за это время осуществил 10 постановок: «Песнь соловья» И. Стравинского, «Барабау» В. Риети, «Пастораль» Ж. Орика, «Кошка» A. Core, «Аполлон Мусагет» И. Стравинского, «Блудный сын» С. Прокофьева и др. В дальнейшем - балетмейстер «Русского балета в Монте-Карло » (1932), «Балета 1933» и др.

В 1934 в США организовал балетную школу и труппу, которая с 1948 носит название «Нью-Йорк сити балле ». Баланчин - один из немногих зарубежных хореографов, создавших постоянную труппу со своим репертуаром. Количество его постановок огромно (около 100). Среди них балеты И. Стравинского - «Игра в карты » (1937), «Орфей» (1948), «Агон » (1957) и др., балеты на музыку Чайковского - «Серенада » (1935), «Тема с вариациями » (1947); на музыку М. Равеля - «Вальс » (1951), М. Глинки - «Глинкиана» (1967), И. С. Баха - «Кончерто барокко» (1941), В. А. Моцарта - «Концертная симфония» (1948), Ф. Мендельсона - «Шотландская симфония » (1952); Ж. Бизе - «Симфония, или Хрустальный дворец » (1948); П. Хиндемита - «Четыре темперамента» (1946), «Метаморфозы» (1952); А. Веберна - «Эпизоды» (1959) и др. Большинство его сочинений одноактны, но Баланчин ставил и многоактные балеты - «Щелкунчик» П. Чайковского (1954), «Дон Кихот» Н. Набокова (1965). В 1962 и 1972 труппа «Нью-Йорк сити балле» гастролировала в СССР.

БАЛАНЧИН ДЖОРДЖ

Настоящее имя – Георгий Мелитонович Баланчивадзе

(род. в 1904 г. – ум. в 1983 г.)

Выдающийся балетмейстер XX века, искусство которого способствовало формированию нового направления в хореографии. Вернул на балетную сцену чистый танец, оттесненный на второй план сюжетными балетами. Создатель американской национальной балетной школы.

Георгий Мелитонович Баланчивадзе родился 9 (22) января 1904 г. в Санкт-Петербурге в музыкальной семье. Его отец – Мелитон Антонович Баланчивадзе (1862–1937) – один из создателей грузинской композиторской школы, ученик Н. А. Римского-Корсакова. Опера «Коварная Тамара», написанная им в 1897 г., стала одной из первых грузинских опер, а ее автора по праву называли «грузинским Глинкой».

Младший брат Георгия, Андрей Мелитонович Баланчивадзе (1906–1992), также стал композитором. Его перу принадлежат несколько опер и балетов, 4 симфонии, концерты для фортепиано с оркестром, музыка к многочисленным драматическим спектаклям и кинофильмам. Его музыкальные заслуги были высоко оценены в Советском Союзе: Андрей Баланчивадзе стал дважды лауреатом Государственной премии СССР, Народным артистом СССР, Героем Социалистического Труда.

Совсем по-иному сложилась жизнь Георгия Баланчивадзе… В 1914–1921 гг. он обучался в Петроградском театральном училище при Мариинском театре, в 1920–1923 гг. – в консерватории. Уже в училище ставил танцевальные номера и сочинял музыку. По окончании он был принят в труппу Петроградского Театра оперы и балета. В 1922–1924 гг. ставил танцы для артистов, объединившихся в экспериментальный коллектив «Молодой Балет», в 1923 г. поставил танцы в опере «Золотой петушок» Н. А. Римского-Корсакова в Малом оперном театре.

В 1924 г. Георгий Баланчивадзе выезжает на гастроли в Германию в составе группы артистов балета, которые в этом же году были приняты в труппу «Русский балет С. П. Дягилева». Во Франции с легкой руки знаменитого антрепренера Сергея Павловича Дягилева Георгий Баланчивадзе превращается в более привычного для европейского уха Жоржа Баланчина. А позже, уже в США, в Джорджа Баланчина. Под этим именем он и вошел в историю искусства как один из крупнейших балетмейстеров XX века.

Но вернемся во Францию. Здесь Баланчин становится главным хореографом труппы «Русского балета». В 1925–1929 гг. он осуществил десять балетных постановок и поставил танцы во многих операх. «Русские сезоны», проходившие под руководством Баланчина, четыре года потрясали Европу. В постановках молодого балетмейстера ощущалось влияние выдающегося режиссера В. Э. Мейерхольда. Впервые черты будущего «стиля Баланчина» – синтеза классики и современности – проявились в балете «Аполлон Мусагет» (1928), в котором хореограф обратился к академическому классическому танцу, обновляя и обогащая его для адекватного раскрытия музыки И. Ф. Стравинского. С этого времени началась многолетняя дружба и сотрудничество Баланчина и Стравинского.

После смерти Сергея Павловича Дягилева (1929) Баланчин работал для программ ревю, в Датском Королевском балете в Копенгагене, в основанной в 1932 г. труппе «Русский Балет Монте-Карло». В 1933 г. он возглавил труппу «Балле 1933», в числе постановок этого периода – «Семь смертных грехов» и «Странница». В этом же году по приглашению американского любителя искусств и мецената Линкольна Керстайна он переехал в Америку.

В 1934 г. Баланчин совместно с Л. Керстайном организовал в Нью-Йорке «Школу американского балета» и на ее основе труппу «Американ Балле», для которой им были созданы «Серенада» (музыка П. И. Чайковского; в редакции 1940 г. один из самых известных балетов хореографа), «Поцелуй феи» и «Игра в карты» Стравинского (оба – 1937), а также два самых знаменитых балета из его репертуара «Кончерто барокко» на музыку И. С. Баха (1940) и «Балле Эмпериаль» на музыку Чайковского (1941). Труппой, получившей после ряда переименований название «Нью-Йорк Сити Балле» (с 1948), Баланчин руководил до конца своих дней, и за эти годы она исполнила около 150 его произведений.

К 1960 годам стало очевидно, что благодаря Джорджу Баланчину США обладают собственной национальной классической балетной труппой и репертуаром, известным во всем мире, а в Школе американского балета сформировался национальный стиль исполнения.

Репертуар Баланчина-хореографа включает постановки разных жанров. Им созданы двухактный балет «Сон в летнюю ночь» (музыка Ф. Мендельсона, 1962) и трехактный «Дон Кихот» Н. Д. Набокова (1965), новые редакции старых балетов или отдельных ансамблей из них: одноактная версия «Лебединого озера» (1951) и «Щелкунчика» (1954) П. И. Чайковского, вариации из «Раймонды» А. К. Глазунова (1961), «Коппелия» Л. Делиба (1974). Однако наибольшее развитие в его творчестве получили бессюжетные балеты, в которых использовалась музыка, часто не предназначенная для танца: сюиты, концерты, инструментальные ансамбли, реже симфонии. Содержание созданного Баланчиным нового типа балета составляет не изложение событий, не переживания героев и не сценическое зрелище (декорации и костюмы играют подчиненную хореографии роль), а танцевальный образ. Неизменно опираясь на классическую школу, Баланчин обнаружил новые возможности, заключенные в этой системе, развил и обогатил ее.

Наряду с балетами Баланчин ставил много танцев в мюзиклах, фильмах и оперных спектаклях: «Евгений Онегин» П. И. Чайковского, «Руслан и Людмила» М. И. Глинки.

Отношение к Джорджу Баланчину в Советском Союзе было двойственным. С одной стороны, как будто свой, воспитанник Петербургской балетной школы. С другой – его часто критиковали за «абстрактные балеты, которые носят изощренно-эстетский и эротический характер… Стремясь к внешне эффектным хореографическим построениям, Баланчин порой преднамеренно искажает линии и движения классического танца… Так, в своих постановках для труппы “Нью-Йорк Сити Балле” отрывка из балета “Лебединое озеро” (1951) и балета “Щелкунчик” (1954) Баланчин сочинил новую хореографию, исказив сущность произведений Чайковского…». И вообще, что это за новость – американская балетная школа? Ведь известно, «что в области балета мы впереди планеты всей»…

Тем не менее, Джордж Баланчин неоднократно бывал в Советском Союзе. В 1962 г. состоялась первая гастрольная поездка возглавляемого им «Нью-Йорк Сити Балле» в СССР. Помимо Москвы и Ленинграда, Джордж Баланчин посетил также Тбилиси, где встретился со своим братом Андреем, с которым не виделся почти 40 лет. Их встреча была теплой и трогательной, но когда после тостов и возлияний Андрей стал «угощать» брата своей музыкой – а длилось это около двух часов, – произошел конфуз: Баланчин подпер голову руками и не произнес ни единого слова похвалы. «Я просто не мог, Андрей хочет, чтобы я поставил балет на его музыку. Но это выше моих сил», – признавался он позже.

В этот же свой приезд Баланчин побывал и в Кутаиси, на могиле отца – Мелитона Баланчивадзе. Смерть отца была страшной и символической. У него развилась гангрена ноги. Врачи сказали композитору, что без ампутации его ждет неминуемая смерть. Старик отказался: «Чтобы я, Мелитон Баланчивадзе, ковылял на одной ноге? Никогда!» Врачи и родные продолжали настаивать, но тщетно. «Смерть мне не страшна, – говорил он, пожимая плечами. – Смерть – это прекрасная девушка, которая придет и заключит меня в свои объятия. Я с нетерпением жду этого». Через два дня он скончался. Эту историю Джордж узнал от брата. Она буквально потрясла его. «Я поступил бы, как отец», – все повторял он.

В Тбилиси Джордж Баланчин знакомится с молодым грузинским журналистом Мэлором Стуруа. Так сложилось, что позже, в конце 60-х годов Стуруа, уже известный в СССР журналист, был направлен в Нью-Йорк в качестве собственного корреспондента «Известий». Там их знакомство возобновилось, а затем переросло в дружбу, которая продолжалась до самой смерти выдающегося хореографа. Благодаря свидетельству Мэлора Стуруа стали известны многие факты из жизни Баланчина, позволившие нам лучше понять этого незаурядного человека.

Джордж Баланчин унаследовал от отца мужскую красоту, любовь к музыке и эпикурейский характер. Он был прекрасным тамадой, знал толк в вине и мог дать фору любому первоклассному шеф-повару Тбилиси или Нью-Йорка. «Любовь к прекрасному и ощущение прекрасного в любви у меня от отца, – говорил он. – А что может быть прекраснее женщин и музыки и соединяющего их танца!»

В жизни он был удивительно мягким, добрым, деликатным. Он даже любил называть себя, цитируя Маяковского, «облаком в штанах». Но когда дело касалось его ремесла, Баланчин становился жестким и мог обидеть даже самых дорогих ему людей. Его бескомпромиссность в искусстве была беспредельной. Баланчин и сам был каторжным тружеником в искусстве. «Сначала выступает пот, много пота, – любил говорить он. – А затем приходит красота. Да и то лишь, если тебе повезло и Бог услышал твои молитвы».

Когда в начале 1980-х годов здоровье Баланчина сильно пошатнулось, близкие стали настаивать на том, чтобы он зафиксировал на бумаге свои балеты и назвал своего преемника в «Нью-Йорк Сити Балле». Но разговоры о будущем, впрочем, как и о прошлом, раздражали Баланчина. Он считал, что существует лишь одно время – настоящее, и призывал наслаждаться им.

Баланчин говорил: «Когда меня не будет, моих танцоров будут учить другие мастера. Потом уйдут и мои танцоры. Придет иное племя. Все они будут клясться моим именем и ставить и танцевать “балеты Баланчина”, но они уже не будут моими. Есть вещи, которые умирают вместе с тобой, с этим ничего не поделаешь. Но и ничего трагического в этом нет».

Джордж Баланчин умер 30 апреля 1983 г. «Нью-Йорк Сити Балле» не отменил назначенный на тот вечер спектакль. Только перед открытием занавеса на авансцену вышел Линкольн Керстайн, когда-то привезший Баланчина в Америку, чтобы тот научил Новый Свет классическому танцу, и сообщил, что Баланчин «уже не с нами. Он с Моцартом, Чайковским и Стравинским»…

Из книги The Beatles автора Хантер Дэвис

5. Джордж Джордж Харрисон - единственный из «Битлз», выросший в большой и дружной семье. Он самый младший из четырех «Битлз» и самый младший из четырех детей Харолда и Луизы Харрисон. Джордж родился 25 февраля 1943 года в доме № 12, Арнолд-Гроув, Уэйвертри, Ливерпуль.Миссис

Из книги Джон, Пол, Джордж, Ринго и я (Реальная история ‘Битлз’) автора Бэрроу Тони

33. Джордж Джордж поселился в длинном одноэтажном, окрашенном в яркие цвета «бунгало» в Эшере. «Бунгало» стоит на частной территории, принадлежащей компании «Нэйшенел Траст», в поместье, как две капли воды похожем на угодья, окружающие дома Джона и Ринго. Через ворота,

Из книги Страсти по Чайковскому. Разговоры с Джорджем Баланчиным автора Волков Соломон Моисеевич

Джордж Я нашёл Джорджа самым беззаботным и дружелюбным из битлов. Когда мы встретились впервые, он много улыбался и был хорошим слушателем, наименее потакающим своим желаниям из четверых, демонстрирующим неподдельный интерес ко всему, что было сказать другим людям. В

Из книги Не только Бродский автора Довлатов Сергей

Вступление. Говорит Баланчин Баланчин: Я не люблю ничего описывать словами. Мне легче показать. Нашим танцовщикам я показываю, и они меня довольно хорошо понимают. Конечно, время от времени я могу сказать что-то удачное, что-нибудь, что мне самому нравится. Но если надо

Из книги Я. Истории из моей жизни автора Хепберн Кэтрин

Чайковский и Баланчин: краткая летопись жизни и творчества Цель этих кратких летописей жизни и творчества Чайковского и Баланчина - помочь читателю поместить важнейшие события их жизни в более широкий культурный и общественный контекст.Петр Ильич Чайковский (1840–1893)25

Из книги Одна жизнь - два мира автора Алексеева Нина Ивановна

Джордж БАЛАНЧИН и Соломон ВОЛКОВ Баланчин жил и умер в Америке. Брат его, Андрей, оставался на родине, в Грузии. И вот Баланчин состарился. Надо было подумать о завещании. Однако Баланчину не хотелось писать завещание. Он твердил:- Я грузин. Буду жить до ста лет!..Знакомый

Из книги Вашингтон автора Глаголева Екатерина Владимировна

Джордж Кьюкор «Сегодня вечером никаких дел, Джоанна, я иду к Джорджу. Ты знаешь: Джордж Кьюкор, кинорежиссер».Он был моим другом. Я появилась в Голливуде всего через несколько лет после него. Он же приехал в 1929 году. И взял меня сниматься в «Билле о разводе»: в роли Сидни,

Из книги 100 знаменитых американцев автора Таболкин Дмитрий Владимирович

Балетмейстер Джордж Баланчин Нас на ужин пригласил Джордж Баланчин, он жил тогда на 56-й улице прямо напротив Карнеги-холла, с нами был Лева Волков, наш бывший советский летчик. По дороге к Баланчину Лева рассказывал нам свои впечатления о встрече в домашних условиях с

Из книги 100 знаменитых евреев автора Рудычева Ирина Анатольевна

ДЖОРДЖ Джорджу Вашингтону одиннадцать лет. Это угловатый долговязый мальчик с белой веснушчатой кожей и рыжеватыми волосами. В детстве его заставляли носить корсет, чтобы плечи были вывернуты назад, а грудь выпячена вперед, придавая ему благородную осанку.Смерть отца

Из книги Тайная жизнь великих композиторов автора Ланди Элизабет

ВАШИНГТОН ДЖОРДЖ (род. в 1732 г. – ум. в 1799 г.) Первый президент США. Главнокомандующий армией колонистов в борьбе за независимость в Северной Америке в 1775–1783 гг. Председатель Конвента (1787) по выработке Конституции США. Джордж Вашингтон стоял у истоков национальной

Из книги Русский след Коко Шанель автора Оболенский Игорь Викторович

ГЕРШВИН ДЖОРДЖ (род. в 1898 г. – ум. в 1937 г.) Композитор. Одним из первых использовал в своем творчестве элементы джаза и афроамериканского музыкального фольклора. Среди сочинений «Рапсодия в стиле блюз» (1924), концерт для фортепиано с оркестром(1925), опера «Порги и Бесс» (1935),

Из книги Прикосновение к идолам автора Катанян Василий Васильевич

ГЕРШВИН ДЖОРДЖ (род. в 1898 г. – ум. в 1937 г.) Выдающийся американский композитор и пианист, крупнейший представитель симфонического джаза. На долю этого композитора выпала великая честь сделать в американской музыке то, что еще в XIX в. осуществили Глинка в России, Монюшко

Из книги автора

СОРОС ДЖОРДЖ (род. в 1930 г.) Американский финансист. Благотворитель. Создатель сети благотворительных фондов в странах бывшего СССР, Восточной Европы и Южной Африки. Доктор Новой школы исследований Оксфордского университета. Имеет почетное звание борца за

Из книги автора

Из книги автора

Жорж Баланчин Вскоре Шанель предстояло познакомиться с еще одним Жоржем. Он покорил Париж в 1929 году, поставив балет «Блудный сын» на музыку Сергея Прокофьева. Оформлением балета занимался художник Александр Шарвашидзе.Настоящими именем и фамилией произведшего фурор

Из книги автора

Джордж Баланчин и его крамольные балеты В 1962 году в Москву приехал «Нью-Йорк-сити-балле» под руководством Джорджа Баланчина. Это были идиллические времена, когда об американском балете можно было снять документальный фильм. Что я и затеял.Премьера состоялась в Большом.