Психология

Важные вопросы: зачем и почему. Почему vs. Зачем

Я давно понял что вопрос "Почему" недостаточно хорош. На своем опыте понял. Я увидел, ощутил на себе, что я лучше фокусируюсь и узнаю себя, когда меня спрашивают "Зачем" я что-то делаю, а не почему.

Потом меня научили и я попробовал вопрос "Зачем" с клиентами. И увидел что на них это действует так же. "Почему" уводило их в болтологию, а "Зачем" иногда было вообще неожиданным.

Люди слышали вопрос "Зачем" и по привычке начинали отвечать "Ну потому что...". Если сфокусировать их на том, что они не отвечают на поставленный вопрос, люди обнаруживали что-то новое и интересное для себя.

Как-то давно я пришел к выводу, что вопросы "Почему" и "Зачем" похожи и указывают на одно и то же. Так было раньше. Теперь я так не думаю. Но раньше казалось, что и тот и тот указывает на мотивацию.

Казалось бы, какая разница? Я закрыл окно ПОТОМУ ЧТО мне дуло. Я закрыл окно ЧТОБЫ мне не дуло.

Но практика показывала, что вопрос "Почему" гораздо менее терапевтичный, как ни крути. И я думал об этом.

Чем вопрос зачем отличается от вопроса почему?

Конечно, первое, что бросается в глаза - это ориентация по времени. Почему обращен в прошлое. Зачем - в будущее.

Но тем непонятней все становится. Прошлое уже прошло. К нему можно обращаться как к свершившемуся факту. Это же - достоверная информация! Почему же она дает такой слабый эффект?

Будущее же, напротив - еще не наступило. Его еще нет. Это одни проекции. Все ненадежно и зыбко. Может поменяться. Почему же вопрос к будущему такой информативный?

А потом понял. Когда мы смотрим в прошлое, мы видим картину в целом. Мы видим множество факторов, которые влияли на нас. И к тому же, знаем что было дальше. Все это действительно дает нам много фактов. А раз их много, то из них можно выбирать.

К тому же, когда мы смотрим в прошлое, которое уже совершено и больше нас не тревожит, нам трудно восстановить энергию того времени. Мы вольны предполагать: "Наверное, я хотел это. А нет, вроде припоминаю - вон то еще было."

Есть огромное пространство для интеллектуализации. То есть, объяснения своего поведения "из головы". Но из головы - это значит, сознательно. А это нас мало интересует. Это все - известно.

Задавая вопрос "Почему", мы неизбежно обращаемся прежде всего, к разуму, логике и памяти. Все это - осознаваемо, а значит - мало эффективно в плане терапии.

Вот и ответ! Вопрос "Почему" в большей степени обращен к уже известному и осознаваемому, к разуму, к памяти. Он дает огромное количество реально имевших место факторов, среди которых мы можем выбирать любой в качестве причины своих действий.

Кроме того, когда мы уже сделали какое-то действие - мы уже реализовали всю энергию, которая двигала нами. Растеряли мотивацию. Ведь уже достигли. А значит, нам трудно оценить свою эмоциональную реакцию, трудно найти реальную потребность. Энергетический уровень таких размышлений очень низок и ограничивается только, собственно, интеллектуальными размышлениями и копаниями в памяти.

Есть еще один аспект. Вопрос "почему?" сопровождает нас в течение всей жизни. Мы очень привыкли к нему. Именно поэтому на вопрос "Зачем?" многие отвечают "Потому что...". По привычке. Для нас естественно смотреть причины, а не цели. А раз это - что-то привычное, то тут мало новизны. Кроме того, мы уже научились обходиться с этим более безопасно. Мы сами не замечаем, как увиливаем и защищаемся, отвечая на вопрос "Почему?". Интеллектуализации просто сами лезут! Просто потому что в обычной жизни мы не обязаны отвечать честно. А часто это еще и не адаптивно.

Вопрос "зачем?"

Вопрос "Зачем" направлен в будущее, но присутствует сейчас. Допустим, я хочу что-то сделать, но еще не сделал.

    я планирую результат. Он уже есть в моем воображении. Я иду закрывать окно и уже знаю что хочу получить в итоге - закрытое окно из которого не дует.

    я испытываю потребность , которая актуальна прямо сейчас. Прямо сейчас мне дискомфортно. Идентифицировать потребность и изучить ее гораздо удобней в таком актуальном состоянии: "Мне дискомфортно потому что дует. Причем дует по ногам. Они и замерзли. Остальное тело чувствует себя нормально. Кстати, еще шумно."

    я сфокусирован . Нет огромного количества факторов из прошлого. Когда мы строим свое поведение в здесь и сейчас, мы сосредотачиваемся на чем-то одном. Это в гештальт-терапии называется "фигура". Это то, что выделяется из фона. Открытое окно - это моя фигура. Мой дискомфорт - это моя фигура. Фигура всегда только одна. И она оттягивает много энергии. А значит, трудно выдумать что-то другое.

    Допустим, мне дует и дискомфортно. Кто-то другой в комнате встает и идет к окну. Он закрывает окно. Скорее всего, в голову мне не придет ничего другого как "ему дуло и он закрыл окно". Это же очевидно! Хотя на самом деле, возможно, второй человек закрыл окно потому что ему шумно. Или потому что увидел как я ёжусь и решил обо мне позаботиться. И тогда его мотивы и потребности будут совсем другими!

  • мои эмоциональные реакции живы и актуальны . Поэтому их очень удобно идентифицировать и исследовать.
  • моя энергия направлена и сфокусирована . Она не стоит на месте, ее обычно больше, чем при разговоре о прошлом. Когда я рассказываю как хочу конфету прямо сейчас, я переживаю сильней, чем когда рассказываю как хотел конфету месяц назад.

В общем и целом, для меня теперь очевидно, почему вопрос "Зачем?" является более терапевтическим , чем вопрос "Почему?". Это не значит что второй вопрос я не задаю своим клиентам. Просто я осознаю все подводные камни этого вопроса.

Мы не любим вопроса «зачем? » – и, может быть, в этом корень всех бед.

Так повелось издавна. Если верить летописям, наши далёкие предки позвали править собой варягов, потому что «порядка не было». По сути, это ответ на вопрос «почему?» (потому что не смогли договориться между собой – вот и пригласили абсолютно посторонних людей: пусть разбираются, как хотят). Но зачем ???

«Зачем?» и «почему?» – разные вопросы. «Зачем?» – это вопрос о цели, предваряющий начало действий. Вопрос «Почему?» предполагает объяснение причин того или иного результата. Чтобы ответить, зачем, надо чётко концентрироваться на цели. Чтобы объяснить, почему, надо логично выстроить свершившиеся факты. «Зачем?» направляет нас в будущее, «Почему?» возвращает в прошлое.

Великая русская литература всегда ставила перед читателем острые социальные вопросы. Однако и здесь вопрос «зачем?» не относится к числу важнейших.

Н.А. Некрасов до самой смерти писал развёрнутый ответ на вопрос «Кому на Руси жить хорошо?», но так и не сформулировал однозначного вывода. И вовсе не потому, что отвечал стихами, а не прозой.

«Кто виноват?» – вопрошал современников А.И. Герцен . И тогда, и сейчас этот вопрос является скорей риторическим. И слава Богу! Настойчивый поиск виноватых всегда чреват тем, что виноватыми окажутся все, за исключением тех, кто ищет виноватых.

Прагматик Н.Г. Чернышевский поставил вопрос ребром: «Что делать?» – согласитесь, что такая постановка вопроса хотя бы стимулирует поиск решения проблемы, а не сводит ответ к констатации текущего состояния.

В постсоветское время А.И. Солженицын сформулировал вопрос ещё конкретней: «Как нам обустроить Россию?»

В.В. Маяковский ощутимо помог детям и подросткам в ответе на ряд актуальных для взрослеющего человека вопросов: «Что такое хорошо и что такое плохо?», «Кем быть?»…

И редко кто всерьёз задавался вопросом, ключевым для выяснения перспектив развития и целесообразности планируемых действий: «Зачем?». Я имею в виду не только классиков.

Примеры нелюбви к этому вопросу встречаются буквально на каждом шагу.

Когда вас о чём-то просят, попробуйте уточнить, зачем - и наверняка вы приведёте просителя в хотя бы лёгкое замешательство. Если вы что-то предлагаете, а в ответ слышите «Зачем?», то в замешательство наверняка придёте вы. Это настолько типично, что человек, заранее готовый к ответу на вопрос «зачем?», вызывает подозрения.

А зря. Если бы этот вопрос был более популярен, то много странного и нелепого исчезло бы из нашей жизни.

Зачем милицию переименовали в полицию? Судя по официальным объяснениям – всего лишь затем, чтобы избавиться от негатива, который сформировался у граждан по отношению к «устаревшей и неэффективной» милиции. А что, когда выяснится, что полиция работает так же неэффективно (ну, в самом деле, ведь не в названии же была причина!) – её надо будет опять официально переименовывать, как обанкротившуюся фирму, которая фактически продолжает свою деятельность, но юридически избавляется от долговых обязательств?

Зачем существует ГИБДД – Государственная инспекция безопасности дорожного движения? Судя по названию – для обеспечения безопасности дорожного движения. А фактически – чтобы допускать или не допускать к управлению транспортными средствами (экзаменуют и выдают права), а также наказывать нарушителей ПДД. Ну, и где тут слово безопасность? Конечно, выдача прав на вождение и административные наказания участников дорожного движения имеют отношение к безопасности. Но неудачно установленные знаки, неисправные светофоры, тесные и разбитые дороги с неразличимой разметкой, постоянно ставящие водителя перед выбором: угробить автомобиль или нарушить ПДД – разве это не влияет на безопасность?

Зачем не так давно страна «навсегда» перешла на летнее время? Из всех аргументов, которые тогда прозвучали в СМИ, самым убедительным был факт, что у коров при ежегодном переходе на зимнее или летнее время снижаются удои. Можно подумать, что коровы узнают о переводе времени «вперёд» или «назад» по стрелкам на часах, а не по приходящим на смену дояркам!

Когда нет ответа на вопрос «зачем?», всё делается «потому что» или ради чего-то такого, что отражает личные интересы, некие субъективные представления. Мы учимся, работаем, ходим в отпуск, отдаём свои голоса на выборах потому, что так принято, так делают все, так нам кажется правильным или выгодным… Или для заработка, карьерного роста, заботы о себе или близких…

Мои (начинающие) сотрудники иногда не могут договориться друг с другом. Когда они обращаются ко мне, я обычно прошу воспроизвести их общение. Если они общаются по Аське — все как на ладони. Типовая ошибка — неаккуратное использование вопроса «Почему?»

- Отложи дела по переносу сайта, займись вопросом, почему он тормозит.

- Почему?

В душе того, кто дал распоряжение, в этом месте звучит: «Блин… Что за дурацкие вопросы?»

Вопросы «Почему?» имеют два основных смысла: смысл «По возможности, прошу мне пояснить» и смысл «Выражаю недовольство и требование».

Типа «Что за глупость?» или «Какого черта и до каких пор это будет продолжаться?»

Первую форму, где вы просите пояснений, можно назвать «Умное Почему», вторую, где в вопросе недовольство, требование или возражение — «Недовольное Почему». Умное Почему делает вас умнее и вызывает к вам уважение (по крайней мере — понимание), Недовольное Почему порождает напряжение и конфликты.

Чтобы не возникало недоразумений, будьте аккуратнее с вопросами «Почему?».

  • Избегайте короткой формы «Почему?», поясняйте свой вопрос
  • Избегайте Недовольных Почему, обращайтесь с просьбами или четкими инструкциями (требованиями).Недовольные Почему звучат и в общении между взрослыми, но чаще всего их можно услышать в отношении детей.

«Почему ты не убрал в своей комнате?» «Почему ты дразнишь сестренку?» «Почему ты снова торчишь перед телевизором?» «Почему ты укусил мальчика?» И общее: «Почему ты меня не слушаешься?» «Почему ты никогда не делаешь то, что я тебе говорю?»

Все эти вопросы — риторические, ответа не подразумевают, и часто дополняются критическими замечаниями типа: «Ты мне все нервы уже истрепал!» и «Это просто невыносимо!».

Вопрос «Ну почему ты это делаешь?» иногда заменяется на «Вот что мне с тобой делать?» Задумайтесь: на оба эти вопросы затруднится ответить и профессиональный психолог. Задумайтесь: в таких ваших вопросах не больше смысла, чем в дурацком поведении вашего ребенка.

Достаточно понятно, что ребенок и не захочет отвечать на подобные вопросы, и не сможет на них ответить, даже если бы и захотел.

В лучшем случае вы услышите, как ответ, бездумное «Потому», или туповатое «Я не знаю», или дерзкое «Потому, что я так хочу», а чаще всего дети игнорируют ваши вопросы. При этом про себя, очень возможно, ребенок ваш вопрос прокомментирует как «Глупая мама», а это совсем не то, что «задумается».

Как правило, эти почему-вопросы являются ошибочным поведением родителей и выражают – нашу беспомощность (с защитой «Ну я же сколько раз ему говорила!») и нашу злость (желание отомстить).

Вместо Недовольных Почему обращайтесь с просьбами или с четкими инструкциями (требованиями).

«Почему ты снова торчишь перед телевизором?» замените на:

Выключи телевизор. (дождаться, пока будет выполнено). Что у тебя сейчас по плану? Уроки или погулять?

  • Если хотите понять смысл действий, спрашивайте не «Почему», а «Для чего, зачем, для какой цели»

Вопрос «Почему» нередко обращает к прошлому и включает оправдания. Вопрос «Зачем» более конструктивен и помогает смотреть в будущее. Он приучает людей думать (как минимум, люди сильно задумываются. когда ищут ответы на этот вопрос), анализировать свои действия, стимулирует осознанность.

Те, кто отвечают вопросом на вопрос, не умеют видеть себя со стороны. Или не хотят. В любом случае, этих людей нельзя назвать неуверенными.

Встречный вопрос на заданный уже предполагает у отвечающего наличие бОльших знаний или жизненного опыта, потому что человек, который еще многому учится, выскажет хотя бы предложение, а не усомнится в правильности решений/действий того, кто спрашивает.

Вопросом на вопрос отвечают по привычке. Это плохая привычка, от которой необходимо отвыкать как можно быстрее. Если вам задают вопрос, то ответить на него - значит проявить уважение к тому, кто спрашивает. Это значит - не быть любопытным или самоуверенным. Тем, кто привык задавать встречные вопросы, необходимо научиться обманывать свой мозг. Сначала будет плохо получаться, а позже привычка переспрашивать полностью исчезнет.

Вопросом на вопрос отвечают невоспитанные люди. Это люди, которые скорее всего были непослушными детками, а родители всячески это поощряли "ой, какая у меня умная дочка растет, какая самостоятельная, она любому ответит и рот заткнет".

Вечные критики почти всегда отвечают вопросом на вопрос. Такие люди не способны принимать черты характера окружающих, которыми сами не обладают, поэтому всегда пребывают в некотором противоречии с действительностью. Общаться с такими людьми очень сложно, задавать им вопросы неправильно, потому что у многих критиканов развит комплекс неполноценности.

Отвечают вопросом на вопрос тогда, когда пребывают в плохом настроении или ревнуют. Например, одна девушка спрашивает другую: "Как мне выбрать мужу свитер, где купить, как ты думаешь? Я хочу порадовать его", а та ей отвечает: "Зачем ты будешь покупать этому козлу свитер? Ты ведь говорила, что он грубит и хамит тебе". Типичная ситуация. Спрашивается: тебя беспокоит чужое горе? Тебе задали вопрос, так почему на него не ответить? Если ты ревнуешь или злишься, ответь просто: "Я не знаю, как выбрать свитер человеку, о котором я слышала много плохого. Извини. Не спрашивай. Купи ему розовый или салатовый свитер из синтетики, на рынке "Садовод". Иронизируй, но ответь на вопрос. И спрашивающий тебя поймет.

Ответы вопросом на вопрос можно услышать от людей, чья мыслительная деятельность пошла на спад, кто устал от жизни или от тех, кто и вовсе не привык тренировать мозг. Идти по пути наименьшего сопротивления, отвечая вопросом на вопрос, очень удобно. Только это - путь на пенсию, к склерозу))) Гибкий ум, постоянные тренировки, сообразительность, помогают поддерживать настроение и жизненный тонус.

Отвечают вопросом на вопрос тогда, когда не хотят помогать советом или вникать в ситуацию.
Или когда не хотят тратить свою энергию. Возможно, это и правильно.
Подумать и ответить сложнее, отмахнуться - проще простого.