Семья и Дети

Как культура влияет на человека. Адресная поддержка профессионального искусства, литературы и творчества

Введение

1. Проблема влияния на человека общественной культуры

2. Этно-культурный компонент

3. Творческие способности детей

4. Музыкальное воспитание детей

5. Реализация музыкальных способностей в различных культурах

6. Выявление, развитие и совершенствование юных талантов

7. Гены – носители информации

8. Диагностика творческих способностей детей

9. Культурологический анализ современного образования

10. Реформы творческого образования детей в различных этно-культурных формациях

Заключение

Список литературы

Введение

Человек существо социальное. Наше поведение диктуется генетической предрасположенностью, средой или неким, единственным в своем роде, сочетанием множества факторов.

Культура относится к набору ценностей, идей, артефактов и других значащих символов, которые помогают индивидуумам общаться, а также интерпретировать и оценивать друг друга как членов общества. 1

Социальное развитие человечества хорошо изучено, и его закономерности сформулированы историческим материализмом. Спонтанное развитие социальных форм через общественно-экономические формации присущи только человеку, находящемуся в коллективе, и никак не связано с его биологической структурой. Вне этноса нет ни одного человека на Земле. Этническая принадлежность в сознании человека – явление всеобщее.

Нормы и ценности отдельных групп или микрокультур называются этническими моделями, которые воздействуют на многие сферы жизни, включая сферу воспитания, в том числе творческого.

Определение этнической принадлежности – это процесс отождествления себя и других людей с помощью этнических ярлыков. Например, субъективные атрибуты отражают этническую самоидентификацию человека. Объективное определение этнической принадлежности основывается на социокультурных критериях.

Цель, стоящая перед нами в данной работе, - рассмотреть этно-культурный компонент – как возможность реализации творческих способностей ребенка в музыкальном воспитании.

Задачи работы – изучить проблему влияния общественной среды на человека; рассмотреть, что представляет собой этно-культурный компонент и как он влияет на развитие творческих способностей ребенка.

  1. Проблема влияния на человека общественной культуры

Одним из первых исследователей, обративших внимание на влияние культуры и подчеркнувших ее значение, был Б. Саймон в 1958 году. Б.Саймон особенно резко подчеркнул, что оценки испытуемых, которые получает исследователь, прежде всего отражают не их подлинные возможности, а те социальные условия, в которых они родились и выросли. В качестве примера приводится ряд вербальных тестов с использованием слов, значение которых должен знать ребенок, чтобы хорошо ответить на вопросы теста. Используемые в тестах слова лучше известны одним детям, хуже другим, а иным они совсем на известны. Таким образом, дети, которые не имели возможности много читать или развивать разговорную речь, оказывались в невыгодном положении. 2

Исследование Б. Саймона относится только к английским детям, то есть детям, воспитывавшимся в одной национальной культуре, несмотря на все ее разнообразие. Естественно, что эти свойства тестов становятся ярче, когда объектами диагностики становятся представители различных этнических групп, разных национальных культур, а также лица иной общественной среды. В последние годы расширяются диагностические исследования, охватывающие детей и взрослых, которые воспитывались и формировались в условиях, отличающихся от тех, которые в целом называют европейской культурой, например, представителей некоторых африканских этнических групп.

На формирование индивидуально-психологических различий между людьми влияют социально-экономические и культурные факторы. Не исключается также роль наследственности. Выявленные особенности людей рассматриваются как продукт совместного действия среды и наследственности.

Теперь рассмотрим более подробно то, как общественная культура влияет на человека и его развитие.

Надо сказать, что в культуру входят как абстрактные, так и материальные элементы. Рассмотрим их различия. Под абстрактными элементами понимаются ценности, убеждения, идеи, типы индивидуальности, религиозные представления. Под материальными компонентами подразумеваются книги, компьютеры, инструменты, здания и т.п.

Культура дает человеку осознание себя как личности и уяснение приемлемых моделей поведения. Важнейшими мировоззренческими и поведенческими аспектами, формирующимися под воздействием культуры, являются:

    осознание себя и мира;

    общение и язык;

    одежда и внешность;

    культура питания;

    представления о времени;

    взаимоотношения;

    ценности и нормы;

    вера и убеждения;

    мыслительные процессы и обучение;

    привычки в работе.

Ценности – это объединяющие индивидуумов убеждения или социальные нормы. Нормы – это правила поведения, выработанные группой на основе согласия всех ее участников. 3

Культура передается из поколения в поколение, прежде всего такими общественными институтами, как семья, школа, религия. Предшествующий опыт и общение со сверстниками также являются источниками культурных ценностей. Итак, три института – семья, религия и школа – вносят огромный вклад в передачу и усвоение традиционных ценностей и готовят почву для гармоничного восприятия новых реалий.

  1. Этно-культурный компонент

Люди составляют отдельную этническую группу в зависимости от того, насколько общими для членов этнической группы являются особенности мировосприятия и миропознания, отличные от взглядов других этнических групп. Аналогично тому, как поведение человека обусловлено культурой, социальной средой, оно определяется также и ощущением собственной этнической принадлежности. 4

В понятии этно-культурный компонент различают такие культуры, как, например, культура коренных жителей какой-либо страны; культура национальных групп; культура религиозно-этнических групп. А также существуют поликультурные общества, такие как США, Россия и Сингапур, где ценятся высоко культурное разнообразие и равенство.

Микрокультуры формируются вокруг национальности, религии, географического местоположения. Вклад одних этнических групп в культурное разнообразие какой-либо страны больше, чем других, но те переменные, которые важны для достижения успеха, как правило, одинаковы для всех независимо от национальности.

Огромно влияние этно-культурного компонента на развитие творческих способностей людей. Для каждой этнической группы характерны свои культурные особенности и творческие достижения в искусстве, литературе, музыке.

Так как целью данной работы является рассмотрение этно-культурного компонента как возможность реализации творческих способностей в музыкальном воспитании ребенка, то следует рассмотреть взаимосвязь этно-культурного компонента и психологии творческого воспитания ребенка.

  1. Творческие способности детей

Иногда творческие способности детей граничат с гениальностью, особенно если они дают возможность опередить свое время и постигнуть новые области познания и опыта.

Если встать на точку зрения, имеющую ярко выраженную социальную окраску, и согласиться с тем, что талант – не счастливый дар, данный от природы, а результат особых оптимальных условий обучения, трудолюбия и любознательности, то утверждение, что отдельный индивидуум, не получивший образования, не может считаться талантливым, далеко не соответствует действительности. 5 Уже давно и неоднократно доказано, что даже в самом демократическом обществе люди не рождаются с одинаковыми способностями.

Главный вопрос, который нас интересует в данной работе – это вопрос о том, может ли окружающая среда оказывать серьезное влияние на развитие творческих способностей ребенка? Сегодня в психологии ведутся споры по этому поводу. Многие ученые считают, что окружение и внешняя среда имеют важное значение только для раскрытия и применения природного дарования.

Другие, наоборот, убеждены, что каждый ребенок находится под воздействием своего окружения и, соответственно, является продуктом своей среды. Следовательно, творческие способности формируются под влиянием психодинамических воздействий, то есть под влиянием среды, которая может быть доброжелательной или враждебной к нему.

Следует сказать, что практическая реализация наших врожденных задатков повышает функциональные возможности организма, а благотворное влияние окружающей среды делает этот процесс более продуктивным.

Развитие врожденных способностей возможно только при наличии среды, способствующей их развитию, а среда помогает развитию способностей только при наличии хорошей наследственной основы. Если нет такой основы, то бессильна и среда. Если же среда не окажет своего благотворного воздействия, то самые лучшие задатки могут оказаться невостребованными.

При взаимодействии хорошего наследственного материала и благоприятного влияния окружающей среды создаются оптимальные условия для развития творческих способностей.

Что касается влияния этно-культурного компонента на развитие творческих способностей детей, то многочисленные исследования показали, что в отношении развития и таланта все люди разных этнических групп равны.

Приведем пример такого равенства. Юная скрипачка выходит на авансцену. За ее спиной – один из знаменитейших симфонических оркестров в мире. В свои 12 лет она уже пользуется заслуженным авторитетом среди музыкантов и критиков, которые высоко ценят ее исполнительское мастерство. Когда знаменитый американский дирижер впервые услышал игру юного дарования, она так поразила его, что он пригласил девочку солировать в концерте Нью-Йоркского филармонического оркестра. Своим исполнением Концерта №1 Паганини она привела слушателей в восторг. Имя этой скрипачки – Сара Чанг, она родилась в Америке в семье корейских эмигрантов. Публика, узнав об азиатско-американском происхождении Сары Чанг, была сильно удивлена. Так как многими учеными-психологами доказывалось, что уровень интеллекта и творческих способностей ниже, чем у белых.

Еще раз скажем о том, что люди испытывают слабое или, наоборот, серьезное влияние этнических моделей микрокультуры, в которой они были воспитаны. Каждый человек в разной степени подвержен этим влияниям. Кроме того, индивид может принадлежать одновременно к нескольким этническим группам, уровень воздействия которых неодинаков.

Культура — это, прежде всего, характерный (для данного человека, общества) образ мыслей, действий и средств общения. В социологическом понимании культура, и в первую очередь её ядро — ценности, регулируют взаимоотношения людей, это скрепы, объединяющие людей в единую целостность — общество. Следовательно, культура — важнейшая субстанция человеческой жизни, проникающая фактически повсюду, проявляющаяся в самых разнообразных формах. Благодаря этому, культура воплощается в деятельности, объективируется в вещественно-предметных и знаково-символических формах. Во-первых, происходит определённая фиксация и структурирование исторического опыта данного народа, общности, семьи. Во-вторых, культура, её смыслы и значения, технология и навыки могут быть переданы другому человеку, другому поколению. Подчёркнутая преемственность отнюдь не означает абсолютную психическую устойчивость и неизменность культуры. По крайней мере, способность к саморазвитию, изменчивости — это важнейший признак социокультурного процесса. В данном случае подчёркивается преемственность новаторских традиций. Если в культуре того или иного народа развиты традиции свободы творчества, проявления индивидуальности и т. д., то в этом случае сама культурная традиция как бы «подталкивает» людей к поиску, инновациям. Народ, в культуре которого мало развиты традиции, способствующие поиску, новаторству, обрекает себя на отставание, на серьёзные этнические и психологические трудности. Каждый шаг на дистанции развития социальной

жизни ему будет даваться с большим трудом. Культурное развитие человека приводит нас вплотную к вопросам воспитания. Культурное развитие не идет равномерно. Оно вообще мало походит на установившиеся стереотипные формы развития, с закономерной правильностью переходящие одна в другую, как это имеет место в остальном развитии человека. Психология долгое время придавала слишком большое значение именно таким установив-шим, стереотипным формам развития, которые сами являлись результатом уже сложившихся и отстоявшихся, т. е. до известной степени законченных и лишь повторяющихся и воспроизводящихся, процессов развития. Очень долго за основу развития принимались растительные процессы развития с их наиболее элементарными отношениями между личностью и средой. На этом основании процессы врастания в культуру вообще не рассматривались как процессы развития. На них глядели чаще как на процесс простого панического усвоения ряда навыков или приобретения ряда знаний. Например, врастание в культурную арифметику рассматривалось как простая выучка, ничем по существу не отличающаяся от усвоения некоторых фактических данных, скажем адресов, улиц и т. п. Эта точка зрения возможна до тех пор, пока само развитие понимается узко и ограниченно. Но стоит только расширить понятие развития до его законных пределов, стоит только усвоить, что понятие развития включает в себя непременно не только эволюционные, но и революционные изменения, движение назад, пробелы, зигзаги и конфликты, и можно увидеть, что врастание в культуру является развитием в собственном смысле этого слова, хотя и развитием другого типа, чем интеллектуальное. Культурное развитие надо рассматривать в психологии с живым процессом биологической эволюции. Так, как живой процесс развития, становления, борьбы, развития внутреннего психологического конфликта, т. е. противоречие или столкновение природного и исторического, примитивного и культурного, органического и социального. Все культурное поведение вырастает на основе его психических форм развития, но этот рост означает часто борьбу, оттеснения старой уже сложившейся формы, иногда ее полное разрушение, иногда напластование различных генетических эпох, территориальных культурных наслоений, которые делают поведение культурного человека невосприимчивым окружающими. Однако если испытать каждого из нас в развитии примитивной арифметики, то окажется, что как наши актуальные возможности, так и динамика нашего развития ва-рьируют гораздо больше, чем те общие культурные формы пове-дения, которые нами усвоены. Это объясняется тем, что каждая форма культурного поведения является в известном смысле уже продуктом психологического развития человечества, адекватной формой приспособления к данной социальной обстановки, области поведения. И поскольку каждый из нас врастает в эти определенные формы, по-стольку естественно получается нивелировка психологического состояния как показателя общего культурного уровня, которого мы достигаем. Культурное развитие в ряде случаев воз-действует на психологию, т. е. оно является процессом, крити-чески влияющим на сознание и состояние человека. Культурное развитие весьма расширяет естественную возможность. Различия в человеческой культуре, которые в естественном, практическом поведении незначительны, при мощном подъеме, который дает психичес-ким функциям культурное развитие, превращаются в глубоко различные формы приспособления. Поэтому, культурное развитие может увеличивать масштаб расхождений, имеющихся в различиях психологического состояния людей.

Таким образом, отношение между культурным развитием и психологическим развитием очень сложно и двояко; с одной стороны, культурное развитие имеет тенденцию к нивелированию отдельных качеств личности, а с другой — к увеличению масштаба и расширению разброса различных характеристик психологических качеств индивида. Именно потому, что отношение между культурным развитием и развитием психики сложное, и немаловажную роль здесь играет мировоззрение культурное, социальное и философское. Понимание культуры данной социальной среды, философский взгляд, воспитывают психологическую личность на данном историческом этапе на таком уровне, чтобы эта личность была способна биологически и социально существовать в данном обществе. Если это не происходит, тогда личность не способна адекватно ориентироваться в данном культурном обществе. В этом случае происходит психологическая переоценка ценностей культурного слоя, отложенного в сознании и личность переходит в социальный слой, предшествующий за данным слоем или последующий. Значимость культуры как социального феномена объясняется, прежде всего, тем, что это непосредственный, актуальный «виновник» содержания, стиля практической жизни людей. Естественно, сама культура не развивается изолированно как «сама в себе» и «для себя». Она вбирает в себя импульсы, проистекающие от природных условий жизни данной группы людей, социально-экономических обстоятельств, в которых они осуществляют свою деятельность. Но на пути импульсов внешней среды к конкретному человеку, его поступкам, культура отнюдь не неприметный полустанок, который можно легко проскочить.

Культура

Просмотр содержимого документа
«Влияние культуры на психологию человека.»

Влияние культуры на психологию человека.

Культура - это, прежде всего, характерный (для данного человека, общества) образ мыслей, действий и средств общения. В социологическом понимании культура, и в первую очередь её ядро - ценности, регулируют взаимоотношения людей, это скрепы, объединяющие людей в единую целостность - общество. Следовательно, культура - важнейшая субстанция человеческой жизни, проникающая фактически повсюду, проявляющаяся в самых разнообразных формах. Благодаря этому, культура воплощается в деятельности, объективируется в вещественно-предметных и знаково-символических формах. Во-первых, происходит определённая фиксация и структурирование исторического опыта данного народа, общности, семьи. Во-вторых, культура, её смыслы и значения, технология и навыки могут быть переданы другому человеку, другому поколению. Подчёркнутая преемственность отнюдь не означает абсолютную психическую устойчивость и неизменность культуры. По крайней мере, способность к саморазвитию, изменчивости - это важнейший признак социокультурного процесса. В данном случае подчёркивается преемственность новаторских традиций. Если в культуре того или иного народа развиты традиции свободы творчества, проявления индивидуальности и т. д., то в этом случае сама культурная традиция как бы «подталкивает» людей к поиску, инновациям. Народ, в культуре которого мало развиты традиции, способствующие поиску, новаторству, обрекает себя на отставание, на серьёзные этнические и психологические трудности. Каждый шаг на дистанции развития социальной

жизни ему будет даваться с большим трудом. Культурное развитие человека приводит нас вплотную к вопросам воспитания. Культурное развитие не идет равномерно. Оно вообще мало походит на установившиеся стереотипные формы развития, с закономерной правильностью переходящие одна в другую, как это имеет место в остальном развитии человека. Психология долгое время придавала слишком большое значение именно таким установив­шим, стереотипным формам развития, которые сами являлись результатом уже сложившихся и отстоявшихся, т. е. до известной степени законченных и лишь повторяющихся и воспроизводящихся, процессов развития. Очень долго за основу развития принимались растительные процессы развития с их наиболее элементарными отношениями между личностью и средой. На этом основании процессы врастания в культуру вообще не рассматривались как процессы развития. На них глядели чаще как на процесс простого панического усвоения ряда навыков или приобретения ряда знаний. Например, врастание в культурную арифметику рассматривалось как простая выучка, ничем по существу не отличающаяся от усвоения некоторых фактических данных, скажем адресов, улиц и т. п. Эта точка зрения возможна до тех пор, пока само развитие понимается узко и ограниченно. Но стоит только расширить понятие развития до его законных пределов, стоит только усвоить, что понятие развития включает в себя непременно не только эволюционные, но и революционные изменения, движение назад, пробелы, зигзаги и конфликты, и можно увидеть, что врастание в культуру является развитием в собственном смысле этого слова, хотя и развитием другого типа, чем интеллектуальное. Культурное развитие надо рассматривать в психологии с живым процессом биологической эволюции. Так, как живой процесс развития, становления, борьбы, развития внутреннего психологического конфликта, т. е. противоречие или столкновение природного и исторического, примитивного и культурного, органического и социального. Все культурное поведение вырастает на основе его психических форм развития, но этот рост означает часто борьбу, оттеснения старой уже сложившейся формы, иногда ее полное разрушение, иногда напластование различных генетических эпох, территориальных культурных наслоений, которые делают поведение культурного человека невосприимчивым окружающими. Однако если испытать каждого из нас в развитии примитивной арифметики, то окажется, что как наши актуальные возможности, так и динамика нашего развития ва­рьируют гораздо больше, чем те общие культурные формы пове­дения, которые нами усвоены. Это объясняется тем, что каждая форма культурного поведения является в известном смысле уже продуктом психологического развития человечества, адекватной формой приспособления к данной социальной обстановки, области поведения. И поскольку каждый из нас врастает в эти определенные формы, по­стольку естественно получается нивелировка психологического состояния как показателя общего культурного уровня, которого мы достигаем. Культурное развитие в ряде случаев воз­действует на психологию, т. е. оно является процессом, крити­чески влияющим на сознание и состояние человека. Культурное развитие весьма расширяет естественную возможность. Различия в человеческой культуре, которые в естественном, практическом поведении незначительны, при мощном подъеме, который дает психичес­ким функциям культурное развитие, превращаются в глубоко различные формы приспособления. Поэтому, культурное развитие может увеличивать масштаб расхождений, имеющихся в различиях психологического состояния людей.

Таким образом, отношение между культурным развитием и психологическим развитием очень сложно и двояко; с одной стороны, культурное развитие имеет тенденцию к нивелированию отдельных качеств личности, а с другой - к увеличению масштаба и расширению разброса различных характеристик психологических качеств индивида. Именно потому, что отношение между культурным развитием и развитием психики сложное, и немаловажную роль здесь играет мировоззрение культурное, социальное и философское. Понимание культуры данной социальной среды, философский взгляд, воспитывают психологическую личность на данном историческом этапе на таком уровне, чтобы эта личность была способна биологически и социально существовать в данном обществе. Если это не происходит, тогда личность не способна адекватно ориентироваться в данном культурном обществе. В этом случае происходит психологическая переоценка ценностей культурного слоя, отложенного в сознании и личность переходит в социальный слой, предшествующий за данным слоем или последующий. Значимость культуры как социального феномена объясняется, прежде всего, тем, что это непосредственный, актуальный «виновник» содержания, стиля практической жизни людей. Естественно, сама культура не развивается изолированно как «сама в себе» и «для себя». Она вбирает в себя импульсы, проистекающие от природных условий жизни данной группы людей, социально-экономических обстоятельств, в которых они осуществляют свою деятельность. Но на пути импульсов внешней среды к конкретному человеку, его поступкам, культура отнюдь не неприметный полустанок, который можно легко проскочить.

Культура - это сложная духовная система, в которой переваривается, осмысливается, оценивается внешняя информация, которая влияет на психологию личности и непосредственно определяет, как ему действовать.

У Юнга сознательное и бессознательное дополняют друг друга. Оба они являются источниками культуры.

Для Юнга бессознательная основа человеческой личности, хотя и имеет архаическое происхождение, все же может жить в мире с культурой. Он считал, что проявления бессознательного можно сделать относительно безопасными и даже поставить их на службу культуре.

Для этого нужно не игнорировать бессознательные силы, а найти для них адекватное культурно-символическое выражение. Ведь именно бессознательное дает нам ощущение полноты жизни, в архетипах берет начало творчество и вдохновение.

(См: Грушевицкая Т.Г. Культурология./Электронная библиотека. – с. 26)

Юнг исходит из следующих представлений о соотношении человека и культуры.

Для него основа души (бессознательное), хотя и имеет архаическое происхождение, но все же может жить в мире с культу­рой. Конечно, нельзя укротить«демонов души», но их можно приру­чить, сделать их проявление относительно безопасным и даже по­ставить их на службу культуре.

Человек призван не игнорировать бессознательные силы, а найти для них адекватное культурно-символическое выражение. Ведь бессознательное - это «податель всего», подлинный источник жизненных сил, без которых нет ощущения красочности жизни, пол­ноты жизни. Именно архетипы дарят человеку вдохновение и явля­ются источником творческой энергии.

Вместе с тем, символическое выражение бессознательного необходимо для того, чтобы оградить человека от опасностей непосредственной встречи с «демонами ду­ши» (например, от переживания всемогущества и притягательного ужаса смерти («священное») или от беспомощности перед темной стороной собственного Я, т. е. перед собственной «тенью».

Использование культурных символов позволяет контролировать «психических де­монов», противопоставив темной силе одного светлое могущество другого. Особая роль здесь принадлежит религии. Например, веру­ющий, обуреваемый греховным желанием («искушаемый бесами»), может помолиться и призвать на помощь Бога.

По Юнгу, и «Бог» и «бесы» есть психические силы (архетипы) самого человека, симво­лически выраженные в соответствующих культурных образах. Но от своего собственного имени человеку было бы очень трудно (а мо­жет быть и вовсе невозможно) справиться с ситуацией.

Таким образом, культура , по Юнгу, призвана вести не борь­бу, а диалог с бессознательным , стремясь обеспечить целостность человеческой души.

Однако этот диалог постепенно утрачивается с развитием цивилизации и тотальной рационализацией жизни. Жизнь рационализируется, но человек не становится более рацио­нальным по своему психическому устройству. Рушится прежний символический мир, и вместе с ним уходит в прошлое культурное выражение и осуществление архетипов; наступает «ужасающая символическая нищета», в которой жизнь человека обесцвечивает­ся и обессмысливается. Крушение символов означает также утра­ту символического управление могучими «демонами души», оста­ющимися теперь без присмотра . «Современный человек не пони­мает, насколько его «рационализм» (расстроивший его способность отвечать божественным символам и идеям) отдал его на милость психической «преисподней». «Демоны» вырываются из-под кон­троля слабеющей культуры, и XX век становится веком неслыхан­ных психических эпидемий, распространяющихся под маскирую­щей их подлинную природу идеологической окраской.

Стремясь спастись от царствующей ныне ужасающей сим­волической нищеты, человек обращает свой взор к восточным ре­лигиям, однако они соответствуют иной культуре и не способны в полной мере выразить архетипы, таящиеся в психике западного человека.

Поэтому европейская культура должны измениться, чтобы восстановить утраченное единство человеческой души, что, однако, вовсе не означает погружение в бессознательное и полное подчинение его архаическим мотивам. «Задача... человека, - де­лает вывод Юнг, - состоит в том, чтобы проникнуть в бессозна­тельное и сделать его достоянием сознания, ни в коем случае не ос­таваясь в нем, не отождествляя себя с ним. И то и другое неверно.

Юнг произвел подлинный переворот в культурологии. Он раскрыл органическую связь культуры и человеческого бессозна­тельного: история культуры и ее символического мира предстала как осуществление бессознательных основ души. И в то же время многое осталось за пределами юнговской концепции. Юнг и не пре­тендовал на создание «единственно верного учения» о человеке, но без его идей просто невозможно представить себе современную культурологию.

Федеральное агентство по образованию и науке

Высшее профессиональное образование

Тульский государственный университет

Кафедра социологии и политологии

К урсовая работа

на тему: «Влияние культуры на развитие личности»

Выполнила: студентка гр.720871

Пугаева Олеся Сергеевна

Тула 2008

Введение

1. Социологический анализ явления культуры

1.1 Понятие культуры

1.2 Функции и формы культуры

1.3 Культура как системное образование

2. Роль культуры в жизни человека

2.1Формы проявления культуры в жизни человека

2.2 Социализация личности

2.3 Культура как один из важнейших методов социализации личности

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Слово “культура” происходит от латинского слова cultura, что означает культивировать, или возделывать почву. В средние века это слово стало обозначать прогрессивный метод возделывания зерновых, таким образом, возник термин agriculture или искусство земледелия. Но в XVIII и XIX вв. его стали употреблять и по отношению к людям, следовательно, если человек отличался изяществом манер и начитанностью, его считали “культурным”. Тогда этот термин применялся главным образом к аристократам, чтобы отделить их от “некультурного” простого народа. Немецкое слово Kultur также означало высокий уровень цивилизации. В нашей сегодняшней жизни слово “культура” все еще ассоциируется с оперным театром, прекрасной литературой, хорошим воспитанием. Современное научное определение культуры отбросило аристократические оттенки этого понятия. Оно символизирует убеждения, ценности и выразительные средства (применяемые в литературе и искусстве), которые являются общими для какой-то группы; они служат для упорядочения опыта и регулирования поведения членов этой группы. Верования и взгляды подгруппы часто называют субкультурой. Усвоение культуры осуществляется с помощью учения. Культура создается, культуре обучаются. Поскольку она не приобретается биологическим путем, каждое поколение воспроизводит её и передает следующему поколению. Этот процесс является основой социализации. В результате усвоения ценностей, верований, норм, правил и идеалов происходят формирование личности ребенка и регулирование его поведения. Если бы процесс социализации прекратился в массовом масштабе, это привело бы к гибели культуры.

Культура формирует личности членов общества, тем самым она в значительной степени регулирует их поведение.

О том, насколько важна культура для функционирования индивида и общества, можно судить по поведению людей, не охваченных социализацией. Неконтролируемое, или инфантильное, поведение так называемых детей джунглей, которые оказались полностью лишенными общения с людьми, свидетельствует о том, что без социализации люди не способны усвоить упорядоченный образ жизни, овладеть языком и научиться добывать средства к существованию. В результате наблюдения за несколькими “существами, не проявлявшими никакого интереса к тому, что происходило вокруг, которые ритмично раскачивались взад и вперед, словно дикие звери в зоопарке”, шведский натуралист XVIII в. Карл Линней сделал вывод, что они являются представителями особого вида. Впоследствии ученные поняли, что у этих диких детей не произошло развития личности, для которого необходимо общение с людьми. Это общение стимулировало бы развитие их способностей и становление их “человеческих” личностей. тим примером мы доказали актуальность заданной темы.

Цель данной работы - доказать, что культура действительно влияет на развитие личности и общества в целом. Для достижения указанной цели в курсовой работе ставятся следующие задачи :

· провести полный социологический анализ явления культуры;

· выявить различные элементы и составляющие культуры;

· определить, как культура влияет на социализацию личности.

1. Социологический анализ явления культуры

1.1 Понятие культуры

Современное понимание слова культура имеет четыре основных смысла: 1) общий процесс интеллектуального, духовного, эстетического развития; 2) состояние общества, основанного на праве, порядке, нравственности, совпадает со словом «цивилизация»; 3) особенности образа жизни какого-либо общества, группы людей, исторического периода; 4) формы и продукты интеллектуальной, и прежде всего художественной деятельности, таких, как музыка, литература, живопись, театр, кино, телевидение.

Культуру изучают и другие науки, например, этнография, история, антропология, но социология имеет в культуре свой специфический аспект исследования. В чем же состоит специфичность социологического анализа культуры, что характерно для социологии культуры? Характерная особенность социологии культуры заключается в том, что она обнаруживает и анализирует закономерности социокультурных изменений, изучает процессы функционирования культуры в связи с социальными структурами и институтами.

С точки зрения социологии, культура является общественным фактом. Она охватывает все представления, идеи, мировоззрения, убеждения, верования, которые активно разделяются людьми, либо пользуются пассивным признанием и воздействуют на социальное поведение. Культура не просто пассивно «сопровождает» общественные явления, которые протекают как бы вне и помимо культуры, объективно и независимо от нее. Специфика культуры состоит в том, что она представляет в сознании членов общества все и любые факты, которые что-либо означают именно для данной группы, данного общества. При этом на каждом этапе жизни общества развитие культуры связано с борьбой идей, с их обсуждением и активной поддержкой, либо пассивным признанием одной из них в качестве объективно правильной. Обратившись к анализу сущности культуры, необходимо учесть, во-первых, что культура есть то, что отличает человека от животных, культура -- это характеристика человеческого общества; во-вторых, культура не наследуется биологически, но предполагает обучение.

Ввиду сложности, многослойности, многоспектности, многогранности понятия культура существует несколько сот его определений. Мы будем использовать одно из них: культурой называется система ценностей, представлений о мире и правилах поведения, общих для людей, связанных определенным образом жизни

1.2 Функции и формы культуры

Культура выполняет многообразные и ответственные социальные функции. Прежде всего, она, по мысли Н. Смелзера, структурирует общественную жизнь, то есть делает то же, что генетически запрограммированное поведение в жизни животных. Культура передается от одного поколения к другому в процессе социализации. Поскольку культура не передается биологическим путем, каждое поколение воспроизводит ее и передает следующему поколению. Именно этот процесс является основой социализации. Ребенок усваивает ценности, верования, нормы, правила и идеалы общества, формируется личность ребенка. Формирование личности - важная функция культуры.

Еще одной, не менее важной функцией культуры является регулирование поведения личности. Если бы не было норм, правил, поведение человека стало бы практически неуправляемым, хаотичным и бессмысленным. О том, насколько важна культура для жизни человека и общества, можно судить, если еще раз вспомнить об описанных в научной литературе человеческих детенышах, которые волею случая оказались полностью лишенными общения с людьми и «воспитывались» в стаде зверей, в джунглях. Когда они были найдены -- через пять-семь лет и вновь попали к людям, эти дети джунглей не могли овладеть человеческим языком, они оказались не в состоянии усвоить упорядоченный образ жизни, жить среди людей. У этих диких детей не произошло развития личности, для которого необходимо общение с людьми. Тесно связана с социализацией духовно-нравственная функция культуры. Она выявляет, систематизирует, адресует, воспроизводит, сохраняет, развивает и передает вечные ценности в обществе - добро, красоту, истину. Ценности существуют как целостная система. Совокупность ценностей, общепринятых в той или иной социальной группе, стране, выражающих особое видение ими социальной реальности, называется менталитетом. Различают политические, экономические, эстетические и другие ценности. Доминирующим видом ценностей являются нравственные ценности, которые представляют собой предпочтительные варианты взаимоотношений между людьми, их связей друг с другом и обществом. Культура обладает также коммуникативной функцией, что позволяет закрепить связь личности и общества, увидеть связь времен, установить связь прогрессивных традиций, наладить взаимовлияние (взаимообмен), провести отбор самого необходимого и целесообразного для тиражирования. Можно назвать также такие аспекты назначения культуры, как быть инструментом развития социальной активности, гражданственности.

Сложность понимания феномена культуры заключается также и в том, что в любой культуре имеются разные ее пласты, ответвления, срезы.

В большинстве европейских обществ к началу XX в. сложились две формы культуры. Элитарная культура - изящное искусство, классическая музыка и литература - создавалась и воспринималась элитой.

Народная культура, включавшая сказки, фольклор, песни и мифы, принадлежала бедным. Продукты каждой из этих культур были предназначены для определенной публики, и эта традиция редко нарушалась. С появлением средств массовой информации (радио, массовых печатных изданий, телевидения, грамзаписи, магнитофонов) произошло стирание различий между высокой и народной культурой. Так возникла массовая культура, которая не связана с религиозными или классовыми субкультурами. Средства массовой информации и массовая культура неразрывно связаны между собой. Культура становиться “массовой”, когда ее продукты стандартизируют и распространяют среди широкой публики.

Во всех обществах существует множество подгрупп, имеющих различные культурные ценности и традиции. Система норм и ценностей, отличающих группу от большинства общества, называют субкультурой..

Субкультура формируется под влиянием таких факторов, как социальный класс, этническое происхождение, религия и место жительства.

Ценности субкультуры воздействуют на формирование личности членов группы.

Термин “субкультура” не означает, что та или иная группа выступает против культуры, господствующей в обществе. Однако во многих случаях большинство общества относится к субкультуре с неодобрением или недоверием. Эта проблема может возникнуть даже по отношению к уважаемым субкультурам врачей или военных. Но иногда группа активно стремиться выработать нормы или ценности, которые противоречат основным аспектам господствующей культуры. На основе таких норм и ценностей формируется контркультура. Известная контркультура в западном обществе - богема, а наиболее яркий пример в ней - хиппи 60-х годов.

Ценности контркультуры могут быть причиной длительных и неразрешимых конфликтов в обществе. Однако иногда они проникают в саму господствующую культуру. Длинные волосы, изобретательность в языке и одежде, употребление наркотиков, характерные для хиппи, получили широкое распространение в американском обществе, где главным образом через средства массовой информации, как часто бывает, эти ценности стали менее вызывающими, поэтому привлекательными для контркультуры и, соответственно, менее угрожающими для культуры господствующей.

1.3 Культура как системное образование

С точки зрения социологии, в культуре можно выделить две основные части -- культурную статику и культурную динамику. Первая описывает культуру в состоянии покоя, вторая -- в состоянии движения. Культурная статика -- это внутреннее строение культуры, т. е. совокупность базисных элементов культуры. Культурная динамика включает те средства, механизмы и процессы, которые описывают трансформацию культуры, ее изменение. Культура зарождается, распространяется, разрушается, сохраняется, с ней происходит множество всевозможных метаморфоз. Культура -- сложное образование, которое представляет собой многостороннюю и многоаспектную систему, все части, все элементы, все структурные характеристики этой системы постоянно взаимодействуют, находятся в бесконечных связях и отношениях друг с другом, постоянно переходят одно в другое, пронизывают все сферы жизни общества. Если представить человеческую культуру в виде сложной системы, которая создавалась многочисленными предшествующими поколениями людей, то отдельные элементы (черты) культуры могут быть отнесены или к материальным или к нематериальным видам. Совокупность материальных элементов культуры составляет особую форму культуры -- материальную культуру, куда включаются все объекты, все предметы, которые созданы руками человека. Это станки, машины, электростанции, здания, храмы, книги, аэродромы, обрабатываемые поля, одежда и проч.

Совокупность нематериальных элементов культуры образует духовную культуру. В духовную культуру включаются нормы, правила, образцы, эталоны, законы, ценности, ритуалы, символы, мифы, знания, идеи, обычаи, традиции, язык, литература, искусство. Духовная культура существует в нашем сознании не только как представление о нормах поведения, но и как песня, сказка, былина, шутка, пословица, народная мудрость, национальный колорит бытия, менталитет. В культурной статике элементы разграничены во времени и пространстве. Географический район, внутри которого разные я культуры имеют сходство в главных чертах, называют культурным ареалом. При этом границы культурного ареала могут не совпадать с государственными или с рамками данного общества.

Часть материальной и духовной культуры, созданной прошлыми поколениями, которая выдержала испытание временем и передается следующим поколениям как нечто ценное и почитаемое, составляет культурное наследие. Культурное наследие играет чрезвычайно важную роль в периоды кризисов и нестабильности, выступая как фактор сплочения нации, средство объединения. Каждый народ, страна, даже некоторые группы общества имеют свою культуру, в которой может быть масса черт, не совпадающих с той или иной культурой. На земле существует великое множество различающихся культур. И все-таки социологи выделяют общие черты, свойственные всем культурам - культурные универсалии.

Уверенно называют более нескольких десятков культурных универсалий, т.е. элементов культуры, которые присущи всем культурам независимо от географического места, исторического времени и социального устройства общества. В культурных универсалиях можно вычленить элементы культуры, связанные так или иначе с физическим здоровьем человека. Это возрастные особенности, спорт, игры, танцы, соблюдение чистоты, запрет кровосмешения, акушерство, обращение с беременными, послеродовой уход, отучение ребенка от груди,

К культурным универсалиям относятся и общечеловеческие нормы нравственности: уважение старших, различение добра и зла, милосердие, обязанность прийти на помощь слабому, терпящему бедствие, уважительное отношение к природе и ко всему живому, забота о младенцах и воспитание детей, обычай дарить подарки, нормы морали, культура поведения.

Отдельную весьма важную группу составляют культурные универсалии, связанные с организацией жизни индивидов: кооперация труда и разделение труда, общинная организация, приготовление пищи, торжественные празднества, традиции, добывание огня, табу на пишу, игры, приветствия, гостеприимство, домохозяйство, гигиена, запрет кровосмешения, правительство, полиция, карательные санкции, закон, право собственности, право наследования, родственные группы, номенклатура родственников, язык, магия, брак, семейные обязанности, время принятия пищи (завтрак, обед, ужин), медицина, благопристойность в отправлении естественных надобностей, траур, число, личное имя, умилостивление сверхъестественных сил, обычаи, связанные с наступлением половой зрелости, религиозные ритуалы, поселенческие правила, сексуальные ограничения, статусная дифференциация, изготовление орудий труда, торговля, хождение в гости.

Среди культурных универсалий можно выделить и специальную группу, в которой отражаются взгляды на мир и духовная культура: учение о мире, время, календарь, учение о душе, мифология, гадание, суеверия, религия и различные верования, вера в чудесные исцеления, толкование снов, пророчества, наблюдение за погодой, образование, художественное творчество, народные промыслы, фольклор, народные песни, сказки, сказания, легенды, шутки.

Почему возникают культурные универсалии? Это связано с тем, что люди, в какой бы части света они ни жили, физически устроены одинаково, они имеют одни и те же биологические потребности и сталкиваются с общими проблемами, которые ставят перед ними условия жизни.

Каждая культура имеет стандарты «правильного» поведения. Для того чтобы жить в обществе, люди должны уметь общаться и сотрудничать друг с другом, а это значит, что они должны иметь представление о том, как правильно поступать, чтобы быть понятым и добиться согласованных действий. Поэтому общество создает определенные шаблоны поведения, систему норм -- образцов правильного или подобающего поведения. Культурная норма является системой поведенческих ожиданий, образом того, как люди должны действовать. Нормативная культура-- это система социальных норм или стандартов поведения, которым.члены общества следуют более или менее точно.

При этом нормы проходят в своем развитии несколько этапов: они возникают, получают одобрение и распространение в обществе, стареют, становятся синонимом рутины и косности и их заменяют другими, которые более соответствуют изменившимся условиям жизни.

Одни нормы заменить не трудно, например, этикетные нормы. Этикет - это правила учтивости, правила вежливости, которые в каждом обществе и даже в каждом сословии различаются. Этикетные нормы мы легко можем обойти. Так, если в гостях вас "приглашают к столу, на котором возле тарелки лежит лишь вилка, а нож отсутствует, вы обойдетесь и без ножа. Но есть нормы, которые изменить чрезвычайно сложно, потому что эти правила регулируют важные для общества сферы человеческой деятельности. Таковы государственные законы, религиозные традиции и др. Рассмотрим основные типы норм в порядке повышения их общественной значимости.

Обычаи -- это традиционно установившийся порядок поведения, набор работоспособных образцов, стандартов, которые позволяют членам общества наилучшим образом взаимодействовать как с окружающей средой, так и друг с другом. Это не индивидуальные, а коллективные привычки, способы жизни народа, элементы повседневной, обыденной культуры. Новые поколения воспринимают обычаи путем бессознательного подражания или сознательного обучения. С детского возраста человек окружен множеством элементов обыденной культуры, поскольку он постоянно видит перед собой эти правила, они становятся для него единственно возможными и приемлемыми. Ребенок усваивает их и, становясь взрослым, относится к ним как к само собой разумеющимся явлениям, не задумываясь об их происхождении.

У каждого народа, даже в наиболее примитивных обществах, имеется множество обычаев. Так, славянские и западные народы едят второе вилкой, считая само собой разумеющимся пользоваться вилкой, если подали котлету с рисом, а китайцы используют для этой цели специальные палочки. Обычаи гостеприимства, празднования Рождества, уважения к старшим и другие -- это одобренные обществом массовые образцы поведения, которые рекомендуется выполнять. Если люди нарушают обычаи, это вызывает общественное неодобрение, порицание, осуждение.

Если привычки и обычаи переходят от одного поколения к другому, они становятся традициями. Первоначально это слово означало «предание». Традиционными могут стать подъем национального флага на празднике, исполнение гимна страны во время чествования победителя на соревновании, встречи однополчан в день победы, чествование ветеранов труда и т. д.

У каждого человека, кроме того, имеется много индивидуальных привычек: заниматься гимнастикой и принимать вечером душ, ходить на лыжах по выходным и т. д. Привычки сложились в результате многократного повторения, в них находит выражение и культурный уровень данного человека, и его духовные запросы, и уровень исторического развития общества, в котором он живет. Так, для русского дворянства были характерны привычки устраивать псовую охоту, играть в карты, иметь домашний театр и проч.

Большинство привычек не встречает со стороны окружающих ни одобрения, ни порицания. Но есть и так называемые вредные привычки (громко разговаривать, грызть ногти, с шумом и чавканьем есть, бесцеремонно разглядывать пассажира в автобусе и затем вслух высказывать замечания о его внешнем виде и проч.), они свидетельствуют о плохих манерах.

Манеры относятся к этикету, или правилам вежливости. Если привычки формируются стихийно, под влиянием условий жизни, то хорошие манеры необходимо воспитывать. В советское время этикет не преподавали ни в школе, ни в вузе, считая все это буржуазным вздором, «вредным» для народа. Нет этикета в официально утвержденных программах вузов и школ и сегодня. Поэтому грубые манеры стали повсеместной нормой. Достаточно сказать о вульгарных, отвратительных манерах наших так называемых звезд эстрады, которые тиражируются телевидением и воспринимаются миллионами поклонников как эталон поведения и образец для подражания.

Можно ли научиться самому хорошим манерам? Конечно, для этого надо читать книги по этикету, размышлять над своим поведением, применять к себе правила, о которых рассказывается в публикациях. Повседневные манеры воспитанного человека -- следить за тем, чтобы твое присутствие никому не создавало неудобств, быть предупредительным, вежливым, уступать дорогу старшим, подать девушке в гардеробе пальто, громко не разговаривать и не жестикулировать, не быть угрюмым и раздражительным, иметь чистую обувь, выглаженные брюки, аккуратную прическу -- все это и некоторые другие привычки можно быстро усвоить, и тогда общение с вами будет легким и приятным, что, кстати говоря, поможет вам в жизни. Разновидностью обычаев являются церемония и ритуал. Церемония -- это последовательность действий, имеющих символическое значение и посвященных празднованию какого-либо важного для группы события. Например, церемония торжественного вступления президента России в должность, церемония (интронизация) возведения на престол вновь избранного папы римского или патриарха.

Ритуал -- это выработанный обычаем и строго установленный порядок совершения чего-либо, который призван драматизировать данное событие, вызвать у зрителя благоговейный трепет. Например, ритуальные танцы шаманов в процессе колдовства, ритуальные танцы племени перед охотой. Нравственные нормы отличаются от обычаев и привычек.

Если я не чищу зубы, то причиняю вред самому себе, если я не умею пользоваться ножом для еды, мои плохие манеры одни не заметят, а другие - заметят, да не скажут об этом. Но если друг в трудную минуту бросил, если человек взял взаймы деньги и обещал отдать, но не отдает. В этих случаях мы имеем дело с нормами, которые затрагивают жизненные интересы людей, являются важными для благополучия группы или общества. Нравственные, или моральные нормы определяют отношения людей друг к другу на основе различения добра и зла. Нравственные нормы люди выполняют, опираясь на собственную совесть, общественное мнение и традиции общества.

Нравы -- это особенно оберегаемые, высоко чтимые обществом массовые образцы действий. Нравы отражают моральные ценности общества. Каждое общество имеет свои нравы, или мораль. Тем не менее уважение к старшим, честность, благородство, забота о родителях, умение прийти на помощь слабому и т.д. во многих обществах является нормой, а оскорбление старших, издевательство над инвалидом, желание обидеть слабого считается безнравственным.

Особой формой нравов является табу. Табу -- это абсолютный запрет какого-либо действия. В современном обществе табу накладывается на кровосмешение, каннибализм, осквернение могил или оскорбление чувства патриотизма.

Совокупность правил поведения, связанных с понятием достоинства личности, составляет так называемый кодекс чести.

Если нормы и обычаи начинают играть особенно важную роль в жизни общества, тогда они становятся институциональными и возникает социальный институт. Это экономические институты, банки, армия и др. Нормы и правила поведения здесь специально разрабатываются и оформляются в кодексы поведения и строго соблюдаются.

Некоторая часть норм является настолько важной для жизнедеятельности общества, что они оформляются как законы; на страже законов стоит государство в лице его специальных силовых структур, таких как милиция, суд, прокуратура, тюрьма.

Как системное образование культура и ее нормы принимают все члены общества; это доминирующая, всеобщая, господствующая культура. Но в каждом обществе выделяются некоторые группы людей, которые не принимают доминирующую культуру, а образует свои нормы, которые отличаются от общепринятых образцов и даже бросают ей вызов. Такова контркультура. Контркультура вступает в конфликт с господствующей культурой. Тюремные нравы, стандарты поведения в шайке бандитов, группы хиппи -- это ярко выраженные примеры контркультуры.

В обществе могут существовать и другие, менее агрессивные культурные нормы, которые не разделяются всеми членами общества. Различия людей, связанные с возрастом, национальностью, родом занятий, полом, особенностями географической среды обитания, профессией, приводят к возникновению специфических культурных образцов, которые составляют субкультуру; «жизнь иммигрантов», «жизнь северян», «армейская жизнь», «богема», «жизнь в коммуналке», «жизнь в общежитии»-- примеры жизни индивида в рамках определенной субкультуры.

2. Роль культуры в жизни человека

2.1 Формы проявления культуры в жизни человека

Культура играет в жизни человека весьма противоречивую роль. С одной стороны, она способствует закреплению наиболее ценных и полезных образцов поведения и передаче их последующим поколениям, а также другим группам. Культура возвышает человека над миром животных, создавая духовный мир, она способствует человеческому общению. С другой стороны, культура способна с помощью нравственных норм закрепить несправедливость и суеверия, бесчеловечное поведение. Кроме того, все созданное в рамках культуры для покорения природы может быть применено в целях уничтожения людей. Поэтому важно изучить отдельные проявления культуры, чтобы получить возможность снизить напряженность во взаимодействии человека с порожденной им культурой.

Этноцентризм. Существует известная истина, что для каждого человека земная ось проходит через центр его родного города или деревни. Американский социолог Уильям Саммер назвал этноцентризмом такой взгляд на общество, при котором определенная группа считается центральной, и все другие группы соизмеряются и соотносятся с ней.

Без сомнений, мы допускаем, что моногамные браки лучше полигамных; что молодые люди сами должны выбирать партнеров и это лучший способ образования супружеских пар; что наше искусство является самым гуманным и благородным, в то время как искусство, принадлежащее другой культуре, вызывающе и безвкусно. Этноцентризм делает нашу культуру эталоном, с которым мы соизмеряем все другие культуры: по нашему мнению, они будут хороши или плохи, высоки или низки, правильны или ложны, но всегда по отношению к нашей собственной культуре. Это проявляется в таких позитивных выражениях, как "избранный народ", "истинное учение", "сверхраса", и в негативных - "отсталые народы", "примитивная культура", "грубое искусство".

В какой-то степени этноцентризм присущ всем обществам, и даже отсталые народы в чем-то чувствуют свое превосходство над всеми остальными. Они, например, могут считать культуру высокоразвитых стран глупой и абсурдной. Не только общества, но и большинство социальных групп (если не все) в обществе этноцентричны. Многочисленные исследования организаций, проведенные социологами разных стран, показывают, что люди склонны переоценивать собственные организации и при этом недооценивать все другие. Этноцентризм - всеобщая человеческая реакция, затрагивающая все группы в обществе и почти всех индивидов. Правда, в этом вопросе могут быть исключения, например: евреи-антисемиты, аристократы-революционеры, негры, выступающие против негров по вопросам ликвидации расизма. Очевидно, однако, что такие явления можно считать уже формами отклоняющегося поведения.

Возникает естественный вопрос: этноцентризм - это негативное или позитивное явление в жизни общества? Трудно ответить на этот вопрос четко и однозначно. Попытаемся определить положительные и отрицательные моменты в таком сложном культурном явлении, как этноцентризм, Прежде всего следует отметить, что группы, в которых существуют явно выраженные проявления этноцентризма, как правило, более жизнеспособны, чем группы, полностью терпимые к другим культурам или субкультурам. Этноцентризм сплачивает группу, оправдывает жертвенность и мученичество во имя ее благосостояния; без него невозможно проявление патриотизма. Этноцентризм - необходимое условие появления национального самосознания и даже обычной групповой лояльности. Конечно, возможны и крайние проявления этноцентризма, например национализм, презрение к культурам других обществ. Однако в большинстве случаев этноцентризм проявляется в более терпимых формах, и его основная установка такова: я предпочитаю мои обычаи, хотя допускаю, что некоторые обычаи и нравы других культур могут быть в чем-то лучше. Итак, мы сталкиваемся с явлением этноцентризма практически ежедневно, когда сравниваем себя с людьми другого пола, возраста, представителями других организаций или других регионов, во всех случаях, когда имеются различия в культурных образцах представителей социальных групп. Всякий раз мы ставим себя в центр культуры и рассматриваем другие ее проявления, как бы примеряя их на себя.

Этноцентризм может быть искусственно усилен в какой-либо группе с целью противостояния другим группам при конфликтном взаимодействии. Уже одно упоминание об опасности, например, для существования какой-либо организации, сплачивает ее членов, повышает уровень групповой лояльности и этноцентризма. Периоды напряженности в отношениях между нациями или национальностями всегда сопровождаются повышением интенсивности этноцентристской пропаганды. Возможно, это связано с подготовкой членов группы к борьбе, к предстоящим лишениям и жертвам.

Говоря о той значительной роли, которую этноцентризм играет в процессах групповой интеграции, в сплочении членов групп вокруг определенных культурных образцов, следует отметить и его консервативную роль, негативное влияние на развитие культуры. Действительно, если наша культура лучшая в мире, то зачем надо что-то совершенствовать, изменять и тем более заимствовать из других культур? Опыт показывает, что подобная точка зрения может значительно замедлить процессы развития, протекающие в обществе с очень высоким уровнем этноцентризма. Примером может служить опыт нашей страны, когда высокий уровень этноцентризма в довоенный период стал серьезным тормозом развития культуры. Этноцентризм может также быть инструментом, действующим против изменений внутреннего устройства общества. Так, привилегированные группы считают свое общество самым лучшим и справедливым и стремятся внушить это другим группам, поднимая тем самым уровень этноцентризма. Еще в Древнем Риме у представителей неимущих слоев культивировалось мнение, что, несмотря на нищету, они все-таки граждане великой империи и потому выше других народов. Это мнение специально создавалось привилегированными слоями римского общества.

Культурный релятивизм . Если члены одной социальной группы будут рассматривать культурные обычаи и нормы других социальных групп только с точки зрения этноцентризма, то прийти к пониманию и взаимодействию очень сложно. Поэтому существует подход к другим культурам, который смягчает действие этноцентризма и позволяет находить пути к сотрудничеству и взаимному обогащению культур различных групп. Одним из таких подходов считается культурный релятивизм. Его основой служит утверждение, что члены одной социальной группы не могут понять мотивов и ценностей других групп, если они анализируют эти мотивы и ценности в свете своей собственной культуры. Для того чтобы достичь понимания, понять другую культуру, нужно связать ее конкретные черты с ситуацией и особенностями ее развития. Каждый культурный элемент должен соотноситься с особенностями той культуры, частью которой он является. Ценность и значение этого элемента может рассматриваться только в контексте определенной культуры. Теплая одежда хороша в Арктике, но нелепа в тропиках. То же можно сказать и о других, более сложных культурных элементах и о комплексах, которые они составляют. Культурные комплексы, касающиеся женской красоты и роли женщины в жизни общества, различны в разных культурах. Важно только подойти к этим различиям не с точки зрения доминирования "нашей" культуры, а с точки зрения культурного релятивизма, т.е. признавая за другими культурами возможности иных, отличных от "наших" интерпретаций культурных образцов и осознавая причины таких модификаций. Эта точка зрения, естественно, не этноцентрична, но помогает сближению и развитию различных культур.

Нужно понять основное положение культурного релятивизма, согласно которому определенные элементы отдельной культурной системы являются правильными и общепринятыми потому, что они хорошо себя зарекомендовали именно в этой системе; другие же считаются неправильными и ненужными потому, что их применение порождало бы болезненные и конфликтные последствия только в данной социальной группе или только в данном обществе. Самый рациональный путь развития и восприятия культуры в обществе - сочетание черт и этноцентризма, и культурного релятивизма, когда индивид, испытывая чувство гордости за культуру своей группы или общества и высказывая приверженность основным образцам этой культуры, в то же время способен понять другие культуры, поведение членов иных социальных групп, признавая их право на существование.

2.2 Социализация личности

Личность является одним из тех феноменов, которые редко истолковываются одинаково двумя разными авторами. Все определения личности так или иначе обусловливаются двумя противоположными взглядами на ее развитие. С точки зрения одних, каждая личность формируется и развивается в соответствии с ее врожденными качествами способностями, а социальное окружение при этом играет весьма незначительную роль. Представители другой точки зрения полностью отвергают врожденные внутренние черты и способности личности, считая что личность - это некоторый продукт, полностью формируемый в ходе социального опыта.

Методы социализации личности в каждой культуре отличаются. Обратившись к истории культуры, мы увидим, что в каждом обществе была своя идея воспитания. Сократ считал, что воспитать человека -- значит помочь ему «стать достойным гражданином», тогда как в Спарте целью воспитания считалось воспитание сильного храброго воина. Согласно Эпикуру, главное - независимость от внешнего мира, «безмятежность». В Новое время Руссо, пытаясь сочетать в воспитании гражданские мотивы и духовную чистоту, пришел в конце концов к выводу о несовместимости нравственного и политического воспитания. «Изучение человеческого состояния» приводит Руссо к убеждению в том, что можно воспитать либо «человека для него самого», либо гражданина, живущего «для других». В первом случае он будет находиться в противоречии с общественными учреждениями, во втором -- со своей собственной природой, поэтому приходится выбирать одно из двух -- воспитывать или человека, или гражданина, ибо нельзя создавать одновременно и того, и другого. Через два века после Руссо экзистенциализм со своей стороны разовьет его идеи об одиночестве, о «Других», которые противопоставлены «Я», об обществе, где человек находится в рабстве норм, где все живут так, как принято жить.

Сегодня специалисты продолжают спорить о том, какой же фактор является главным для процесса формирования личности. По-видимому, все они в комплексе осуществляют социализацию личности, воспитание человека как представителя данного общества, культуры, социальной группы. В соответствии с современными представлениями, взаимодействие таких факторов, как физические черты человека, окружающая среда, индивидуальный опыт и культура, создает уникальную личность. К этому следует добавить и роль самовоспитания, т. е. собственных усилий личности на основе внутреннего решения, собственных потребностей и запросов, честолюбия, волевого начала -- сформировать в себе определенные навыки, способности, умения. Как показывает практика, самовоспитание выступает мощнейшим инструментом в достижении личностью профессиональных навыков, карьеры, материального благополучия.

В своем анализе мы, конечно, должны учитывать как биологические особенности личности, так и ее социальный опыт. Вместе с тем практика показывает, что социальные факторы формирования личности более весомы. Представляется удовлетворительным определение личности, данное В. Ядовым: "Личность - целостность социальных свойств человека, продукт общественного развития и - включения индивида в систему социальных отношений посредством активной деятельности и общения". В соответствии с этим взглядом личность развивается из биологического организма исключительно благодаря различным видам социального культурного опыта.

2.3 Культура как один из важнейших методов социализации личности

Прежде всего, следует отметить, что определенный культурный опыт является общим для всего человечества и не зависит от того, на какой ступени развития находится то или иное общество. Так, каждый ребенок получает питание от старших по возрасту, обучается общению через язык, получает опыт применения наказания и вознаграждения, а также осваивает некоторые другие наиболее общие культурные образцы. Вместе с тем каждое общество дает практически всем своим членам некоторый особенный опыт, особенные культурные образцы, которые другие общества предложить не могут. Из социального опыта, единого для всех членов данного общества, возникает характерная личностная конфигурация, типичная для многих членов данного общества. Например, личность, сформировавшаяся в условиях мусульманской культуры, будет иметь иные черты, чем личность, воспитанная в христианской стране.

Американская исследовательница К. Дьюбойс назвала личность, обладающую общими для данного общества чертами, "модальной" (от взятого из статистики термина "мода", обозначающего величину, которая встречается наиболее часто в ряду или серии параметров объекта). Под модальной личностью Дьюбойс понимала наиболее часто встречающийся тип личности, обладающий некоторыми особенностями, присущими культуре общества в целом. Таким образом, в каждом обществе можно найти такие личности, которые воплощают средние общепринятые черты. Говорят о модальных личностях тогда, когда упоминают о "средних" американцах, англичанах или об "истинно" русских. Модальная личность воплощает в себе все те общекультурные ценности, которые общество прививает своим членам в ходе культурного опыта. Эти ценности в большей или меньшей степени содержатся в каждой личности данного общества.

Другими словами, каждое общество развивает один или несколько базисных личностных типов, которые соответствуют культуре этого общества. Такие личностные образцы усваиваются, как правило, с детства. У равнинных индейцев Южной Америки социально одобряемым типом личности для взрослого мужчины был сильный, самоуверенный, воинственно настроенный человек. Им восхищались, его поведение вознаграждалось, и мальчики всегда стремились быть похожими на таких мужчин.

Каким же может быть социально одобряемый тип личности для нашего общества? Пожалуй, это личность социабельная, т.е. легко идущая на социальные контакты, готовая к сотрудничеству и обладающая при этом некоторыми агрессивными чертами (т.е. способная за себя постоять) и практической сметкой. Многие эти черты развиваются скрытно, внутри нас, и мы испытываем неудобство, если эти черты отсутствуют. Поэтому мы обучаем своих детей говорить "спасибо" и "пожалуйста" старшим, учим их не стесняться взрослого окружения, уметь постоять за себя.

Однако в сложных обществах очень трудно найти общепринятый тип личности из-за наличия в них большого числа субкультур. Наше общество имеет много структурных подразделений: регионы, национальности, род занятий, возрастные категории и др. Каждое из этих подразделений имеет тенденцию к созданию собственной субкультуры с определенными личностными образцами. Эти образцы смешиваются с личностными образцами, присущими отдельным индивидам, и создаются смешанные личностные типы. Для изучения личностных типов различных субкультур следует изучать каждую структурную единицу отдельно, а затем учитывать влияние личностных образцов доминирующей культуры.

Заключение

Подводя итог, следует еще раз особо отметить, что культура - это неотъемлемая часть человеческой жизни. Культура организует человеческую жизнь. В жизни людей культура в значительной мере осуществляет ту же функцию, которую в жизни животных выполняет генетически запрограммированное поведение.

Культура -- сложное образование, которое представляет собой многостороннюю и многоаспектную систему, все части, все элементы, все структурные характеристики этой системы постоянно взаимодействуют, находятся в бесконечных связях и отношениях друг с другом, постоянно переходят одно в другое, пронизывают все сферы жизни общества.

Среди множества различных определений данного понятия самым распространенным является следующее: культурой называется система ценностей, представлений о мире и правилах поведения, общих для людей, связанных определенным образом жизни.

Культура передается от одного поколения к другому в процессе социализации. Становление и развитие личности происходит во многом благодаря культуре. Не будет преувеличением определить культуру как меру человеческого в человеке. Культура дает человеку чувство принадлежности к сообществу, воспитывает контроль за своим поведением, определяет стиль практической жизни. Вместе с тем, культура есть решающий способ социальных взаимодействий, интеграции индивидов в общество.

Список использованной литературы

1. Витаньи И.Н. Общество. Культура. Социология/И.Н. Витаньи - М., 1984 - с.9-15.

2. Добреньков В.И. Социология./В.И. Добреньков, Ю.Г. Волков и др.- М.: Мысль, 2000 - с.52.

3. Ионин Л.Г. Социология культуры: путь в новое тысячелетие: Учеб. пособие для студентов вузов. - 3-е изд., переруб. и доп./Л.Г. Ионин - М.: Логос, 2000 - с.19-24.

4. Коган Л. К Социология культуры. Екатеринбург, 1992 - с.11-12.

5. Кон И.С. Социология личности/ И.С.Кон - М., 1967 - с.113-116.

6. Леонтьев А.Н. К теории развития личности/А.Н.Леонтьев - М., 1982 - с. 402.

7. Минюшев Ф.И. Социология культуры: Учебное пособие для вузов Ф.И. Минюшев - М.: Академический проект, 2004- с. 34-38.

8. Соколов Э.В. Культура и личность/Э.В.Соколов - Л., 1972 - с.51.

9. Ядов В.А. Отношение к труду и ценностные ориентации личности // Социология в СССР в 2-х тт.- Т.2 Здравосмыслов А.Г., Ядов В.А. - М., -1996-с.71.

10. Формы знания и общество: сущность и понятие социологии культуры // Социологический журнал, № 1-2, 1999// http://knowledge.isras.ru/sj/

Жизнедеятельность общества - многосферна (труд, политика, экономика, этика, эстетика, право, семья, религия и др.) Каждой из сфер жизни общества соответствует определенный достигнутый им уровень культуры как качественной характеристики его жизнедеятельности. Культура играет важную роль в жизни человека и общества, которая состоит, прежде всего, в том, что культура выступает средством аккумуляции, хранения и передачи человеческого опыта. Именно культура делает человека личностью. Индивид становится членом общества, личностью по мере социализации, т.е. освоения знаний, языка, символов, ценностей, норм, обычаев, традиций своего народа, своей социальной группы и всего человечества. Уровень культуры личности определяется ее социализированностью - приобщением к культурному наследию, а также степенью развития индивидуальных способностей. Культура личности обычно ассоциируется с развитыми творческими способностями, эрудицией, пониманием произведений искусства, свободным владением родным и иностранными языками, аккуратностью, вежливостью, самообладанием, высокой нравственностью и т.д. Все это достигается в процессе воспитания и образования.

Культура сплачивает людей, интегрирует их, обеспечивает целостность сообщества. Но сплачивая одних на основе какой-либо субкультуры, она противопоставляет их другим, разъединяет более широкие сообщества и общности. Внутри этих более широких сообществ и общностей могут возникать культурные конфликты. Таким образом, культура может и нередко выполняет дезинтегрирующую функцию. В ходе социализации ценности,

идеалы, нормы и образцы поведения становятся частью самосознания личности. Они формируют и регулируют ее поведение. Можно сказать, что культура в целом определяет те рамки, в которых может и должен действовать человек. Культура регулирует поведение человека в семье, школе, на производстве, в быту и т.д., выдвигая систему предписаний и запретов. Нарушение этих предписаний и запретов приводит в действие определенные санкции, которые установлены сообществом и поддерживаются силой общественного мнения и различных форм институционального принуждения. Культура, представляющая собой сложную знаковую систему, передает социальный опыт от поколения к поколению, от эпохи к эпохе. Кроме культуры, общество не располагает иными механизмами сосредоточения всего богатства опыта, который был накоплен людьми. Поэтому не случайно культуру считают социальной памятью человечества.

Культура, концентрируя лучший социальный опыт множества поколений людей, приобретает способность накапливать богатейшие знания о мире и тем самым создавать благоприятные возможности для его познания и освоения. Можно утверждать, что общество интеллектуально настолько, насколько полно использует богатейшие знания, содержащиеся в культурном генофонде человечества. Все типы общества, которые живут сегодня на Земле, существенно различаются, прежде всего, по этому признаку. В сфере труда, быта, межличностных отношений культура, так или иначе, влияет на поведение людей и регулирует их действия, и даже выбор определенных материальных и духовных ценностей. Регулятивная функция культуры поддерживается такими нормативными системами, как мораль и право.

Представляя собой определенную знаковую систему, культура предполагает знание, владение ею. Без изучения соответствующих знаковых систем овладеть достижениями культуры невозможно. Так, язык (устный или письменный) является средством общения людей. Литературный язык выступает в качестве важнейшего средства овладения национальной культурой. Специфические языки нужны для познания мира музыки, живописи, театра. Естественные науки также располагают собственными знаковыми системами. Культура как определенная система ценностей формирует у человека вполне определенные ценностные потребности и ориентации. По их уровню и качеству люди чаще всего судят о степени культурности того или иного человека. Нравственное и интеллектуальное содержание, как правило, выступает критерием соответствующей оценки.

Таким образом, система культуры не только сложна и многообразна, но и весьма подвижна. Она является живым процессом, живой судьбой народов, постоянно движется, развивается, видоизменяется. Культура - непреложная составляющая часть жизнедеятельности как общества в целом, так и его тесно взаимосвязанных субъектов: личностей, социальных общностей, социальных институтов.

Список литературы

  1. Андреев А.Н. Культурология. Личность и культура. - М., 1998.
  2. Арнольдов А.И. Введение в культурологию. - М., 1993.
  3. Маркова А.Н. Культурология.-М., 1995.
  4. Ревская Н.Е. Культурология. Конспект лекций. - М., 2001.
  5. Соколов Э.В. Культурология. - М.: Интерпракс, 1994.