Все вопросы

Структурные подразделения музея. Организация управления музеем

Одной из задач менеджмента в сфере культуры выступает разработка эффективной организационной структуры управления. С начала 1990-х гг. организационная структура управления российских организаций культуры претерпела значительные изменения. Рассмотрим эти изменения на примере музеев.
Большинство российских музеев в начале 1990-х гг. имело линейно-функциональную структуру управления.
Построенная на принципе единоначалия, организационная структура объединяла несколько функциональных направлений. Так, в Государственном Эрмитаже на верхнем уровне управления линейно-функциональной структуры

находился директор, контролирующий пять функциональных направлений, закрепленных за заместителями директора (научное, кадровое, финансово-плановое и административно-хозяйственное, капитальное строительство и реконструкции, хранение и контроль за сохранностью ценностей (рис. 10). В Государственной Третьяковской Галерее в подчинении генерального директора состояли шесть заместителей (по научной работе, экономическим вопросам, строительству, хранению, техническим и административно-хозяйственным вопросам) (рис. 11).
Линейно-функциональная структура управления исследуемых музеев вполне соответствовала особенностям их функционирования на тот момент. Музеи, находившиеся на полном государственном обеспечении, ориентировались исключительно на реализацию министерских программ и мероприятий, дающих дополнительное государственное финансирование. Однако, с 1992 г. музеи столкнулись с существенными изменениями: их бюджетное финансирование сократилось на 30-50%, число государственных программ значительно уменьшилось. В результате, перед музеями остро встали финансовые и организационные проблемы. Так, размеры финансового дефицита музеев в некоторых случаях достигали половины годового бюджета, музеи с трудом покрывали свои текущие расходы, число временных и выездных выставок существенно сократилось и др.
Кризисное положение музеев, в свою очередь, потребовало существенных изменений в стратегии их функционирования. Музеи стали ориентироваться на привлечение внебюджетных исто чников финансирования, развитие новых направлений деятельности, таких как маркетинг, предпринимательство и т. д. Однако реализация новой стратегии стала приводить к усложнению координации деятельности, что потребовало изменений в существующей организационной структуре управления. В результате, с 1994 г. в музеях четко прослеживается тенденция к преобразованию линейно-функциональной структуры управления.
Преобразования линейно-функциональной структуры управления в российских музеях можно сгруппировать по двум направлениям.
Первое. В связи с появлением новых направлений деятельности в организационную структуру вводятся

дополнительные посты заместителей директора и подчиняющиеся им отделы. В Государственном Эрмитаже в 1994 г. выделилось в отдельное направление деятельность по развитию музея, курируемая новым заместителем директора по развитию. Данное направление специализируется на разработке и привлечении внебюджетных источников финансирования, связям с общественностью, работе с посетителями и т. д. В соответствии с этим в подчинение заместителя директора были введены новые структуры, такие как пресс-служба, отдел развития, служба гостеприимства и др. (см. рис. 12).
Второе. В структуре управления получают распространение небольшие проектные подструктуры, отвечающие за реализацию конкретных программ, и координируемые высшим руководством музея. Состав временной проектной группы насчитывает от десяти до двадцати специалистов различных отделов, которые одновременно подчиняются руководителю проекта и своему непосредственному начальнику отдела. Принцип двойного подчинения, характерный признак проектной структуры, отчетливо прослеживается в новой организационной структуре. В качестве одного из примеров проектных групп выступает проектная группа Третьяковской Галереи, организованная в 1997 г. для создания филиала музея на Крымском Валу. В ее состав вошли двадцать восемь сотрудников разных отделов — планового, технического, капитального строительства, развития, научных и др. (см. рис. 13).
Рост числа проектных групп в музее потребовал координации их работы, что привело к созданию проектного штаба. Проектный штаб представляет специально созданное управленческое звено при директоре музея, несущее ответственность за управление проектами. В состав проектного штаба входят руководители проектов, численность которых является не постоянной величиной, а зависит от количества реализуемых проектов в музее. Руководители проектов полностью отвечают за выполнение того или иного проекта и согласуют общие организационные вопросы с директором музея. Так, в настоящее время проектный штаб Эрмитажа, созданный в 1997 г., состоит из трех специалистов — консультанта Британского Фонда «Мемориал» К. Филиппе, ведущего специалиста датской инженерно-консультационной фирмы «Нирас» С. Фокс и российского менеджера В. Зуева.Филиппе руководит проектами модернизации главного входа в музей и реконструкции левого крыла здания Главного Штаба, Фокс возглавляет российско-датский проект по реконструкции систем отопления музея, а Зуев отвечает за реализацию проекта строительства Фондохранилища Эрмитажа в районе Старой Деревни. В состав проектных групп, подчиняющихся проектному штабу, входят специалисты внутренних служб музея, таких как отдела капитального строительства, службы главного инженера, отдела главного механика, отдела развития и др. (см. рис. 12).
Рассмотренные преобразования линейно-функциональной структуры управления музеев ведут к созданию некой новой структуры. Как видно из рис. 5.1.3 и 5.1.4 эта структура отличается наличием проектных групп, которые подчиняются проектному штабу. Новая структура позволила российским музеям достаточно успешно решить проблемы координации рабочих процессов.
Во-первых, новая структура повысила скорость выполнения капитальных работ за счет созданных проектных групп. Если в начале 1990-х гг. в исследуемых музеях за год реализовывалось не более одного капитального проекта, то во второй половине 1990-х гг. число капитальных проектов, реализуемых за год, увеличилось до трех-пяти проектов. К примеру, в Эрмитаже до введения новой структуры в течении нескольких лет поэтапно реализовывался проект создания Фондохранилища музея, а в настоящее время, как упоминалось выше, одновременно выполняются три крупномасштабных капитальных проекта.
Во-вторых, за счет введения подразделений, ответственных заразвитие новых направлений деятельности, усилилась специализация работы музеев. Это проявилось в росте ряда показателей работы музеев — существенно возросли доходы от коммерческих операций музеев, объемы привлеченных источников финансирования. Если в начале 1990-х гг. доля привлеченных средств и доходов от предпринимательской деятельности в бюджете анализируемых музеев была приближена к нулю, то во второй половине 1990-х гг. в сумме она составляла до 50% всех источников финансирования. К примеру, в Третьяковской галерее в 1991 г. привлеченные и коммерческие доходы практически отсутствовали в структуре поступлений музея. В 2002 г. эти доходы составили 39% бюджета Галереи.
Однако, постепенно по мере роста музеев перед ними встала задача усиления организационного контроля. Кроме того, диверсификация деятельности музеев и рост числа функций в организационной структуре поставили перед музеями задачи сбалансированного развития коммерческих и некоммерческих направлений работы. Новая структура оказалась не в состоянии решить возникшие задачи, что привело к возникновению организационных конфликтов в музеях.
Во-первых, функционирование проектного штаба стало вносить большую неопределенность в работу музея и усложнять управленческие процессы. Введение проектного штаба не сопровождалось четкой разработкой его должностных обязанностей, что повлекло за собой неясности в вопросах подчинения и контроля. В частности, не были определены взаимоотношения директора и руководителей проектов, руководителей проектов и проектных групп, а также отношения руководителей проектов между собой. Неформально проектный штаб наделялся большой властью, что стало приводить к организационным конфликтам. Сотрудники среднего управленческого звена крайне скептически относились к отвлечению своих подчиненных для работы в проектных группах.
Во-вторых, активное развитие коммерческих и некоммерческих видов деятельности привело к ослаблению координации управления в музее. Различные отделы в ущерб общей политики музея стали преследовать свои собственные цели и задачи, что стало снижать преимущества действующей структуры управления.
Возникшие организационные проблемы потребовали от музеев дальнейших преобразований в организационной структуре. Для определения тенденций развития организационной структуры музеев большой интерес представляет зарубежный опыт, в частности, опыт Метрополитен Музея.
С конца 1970-х гг. перед Метрополитен так же, как и перед российскими музеями, крайне остро стояли вопросы преобразования существующей организационной структуры, обусловленные сменой стратегии музея. Метрополитен был вынужден перейти от привлечения государственного финансирования к поиску новых источников доходов, а также усилению системы контроля в музее. Смена стратегии Метрополитен была обусловлена финансовыми и организационными проблемами. Финансовый дефицит, по словам американского корреспондента М. Бейли, был вызван сокращением субсидий местных органов власти и безуспешными попытками музея в получении грантов благотворительных фондов. Организационные проблемы были связаны со слабой координацией капитальных музейных работ — в 1970-е гг. Метрополитен начал реализацию пяти крупных и семи средних капитальных программ.
На тот момент структура управления музеем относилась к линейно-функциональному типу (см. рис. 14). Во главе организации стоял директор, в подчинении которого находились три заместителя по выставочной, образовательной, финансовой и административно-хозяйственной работе. В результате произошедших изменений линейнофункциональная структура управления Метрополитена стала неэффективной в реализации новых задач музея. Это, прежде всего, проявилось в чрезмерной должностной нагрузке директора музея. В круг обязанностей директора входили задачи управления коллекциями, руководство научно-исследовательскими и образовательными программами, внутренние и международные связи, а также финансовые, маркетинговые и административные вопросы.
В данном случае проблема состояла не только в поиске специалиста, который совмещал бы в себе такие разносторонние интересы, но и в том, что полноценное выполнение всех указанных обязанностей физически не под силу одному человеку.

Рис. 15. Современная организационная структура управления Метрополитен Музеем

Неэффективность линейно-функциональной структуры в новых условиях заставила Метрополитен перейти к другой структуре управления, разработанной с помощью консультационной фирмы «МакКинзи». Главной особенностью новой структуры является то, что наряду с директором музея появляется должность президента. Президент, дополнительное управленческое звено на высшем уровне организационной структуры, наделяется ответственностью за ряд направлений деятельности (рис. 15).
В полномочия президента входят финансовое планирование, проектный менеджмент, связи с общественностью и т. д., тогда как директор отвечает за основные направления деятельности, такие как выставочная, образовательная и административная работа. С введением должности президента выделяются отдельные направления деятельности, которые раньше входили в финансовую, административно-хозяйственную функции и контролировались одним из заместителей директора. В подчинении президента находятся пять структурных единиц — вице-президент по финансам, развитию, связям с общественностью, коммерции и хозяйственной деятельности.
Данные нововведения свидетельствуют о появлении нового типа организационной структуры музея, который можно назвать параллельным. Он основывается на разделении власти на высшем уровне управления по функциональному принципу. Директор и президент несут полную ответственность за строго определенные направления деятельности и обладают равными полномочиями в решении общих управленческих вопросов. Они совместно определяют стратегию развития организации, осуществляют различные виды планирования и т. д. Назначение и снятие директора и президента, а также функции разрешения споров между ними выполняет Совет попечителей музея. В результате, параллельная структура отличается усилением не только специализации, но и общего контроля в системе управления. Преимущества параллельной структуры отчетливо прослеживаются на примере Метрополитен. Новая структура управления позволила музею достичь ряд положительных результатов.
Во-первых, на более высокий уровень поднялся финансовый менеджмент музея, что, по словам президента Метрополитена P. Л. Хитча, «позволило увеличить доходы музея за 1978-1983 гг. с 132 млн. амер. долл. до 178 млн. амер. долл.»
Во-вторых, согласно Хитчу, в структуре финансирования музея доля привлеченных и коммерческих доходов увеличилась за период 1978-1983 гг. с 26% до 43%. Это стало возможным за счет развития таких направлений деятельности, как маркетинг, фандрейзинг, предпринимательство, находящихся в подчинении отдельных вице-пре- зидентов по развитию и коммерции.
Пример Метрополитен Музея не является единственным. Параллельная организационная структура управления получила распространение не только в США, но и в других странах. Так в Великобритании заслуживает внимания опыт другого крупнейшего музея мира — Британского Музея. По объему и значимости коллекций, а также численности посетителей и занятого персонала Британский Музей стоит в одном ряду с Метрополитен Музеем и Государственным Эрмитажем (см. приложение 3).
Британский Музей, относящийся к разряду национальных музеев, финансируется непосредственно Парламентом. В 1998 г. только прямые государственные субсидии Британского Музея составили 81% от его общих доходов, без учета дополнительной косвенной поддержки из местных и национальных бюджетов (9%). Как и Метрополитен, Британский Музей был занят поисками эффективной организационной структуры управления в связи со сменой в 1998 г. стратегии музея. Помимо развития научной, образовательной, выставочной деятельности, музей стал заниматься введением новых направлений работы, таких как маркетинг, проектный менеджмент и др. Кроме того, Британский Музей перешел от политики привлечения исключительно государственных средств к диверсификации источников финансирования. Смена стратегии музея, в свою очередь, была вызвана следующими факторами. Реализация крупных капитальных проектов, приуроченных к новому тысячелетию и 250-летию музея в 2003 г. (строительство нового главного входа, публичной библиотеки и учебного центра) практически приостановилась в 1998 г. из-за нехватки ресурсов. Сложившаяся ситуация вызвала серьезные претензии со стороны Министерства Культуры к политике директора музея А. Г. Андерсона и имеющейся организационной структуре управления музеем.

В Британском Музее на тот момент так же, как и в Метрополитене в 1970-е гг., во главе организации стоял директор, в подчинении которого находились заместители по научной и выставочной деятельности, образовательной работе, финансам и административно-хозяйственной деятельности (см. рис. 16). Это позволяет отнести данную структуру к линейно-функциональному типу.
Неэффективность линейно-функциональной структуры управления Британским Музеем Министерство Культуры видело в низком уровне контроля, слабой координации рабочих процессов и др., что привело к решению о преобразовании существующей организационной структуры музея. Главным нововведением стало появление в 2000 г. наряду с директором должности главного управляющего (см. рис. 17). Как и в Метрополитен, директор и главный управляющий несут полную ответственность за определенные направления деятельности и совместно принимают решения по общим организационным вопросам. Согласно «Документу о сотрудничестве», принятому советом попечителей музея, «директор и главный управляющий строят свою деятельность на основе общности понимания задач и форм деятельности музея. Между ними существует разделение высших полномочий: менеджментом коллекций музея занимается директор, в обязанности главного управляющего входят бухгалтерский учет, проектный менеджмент, организация коммерческой деятельности музея и др. При этом если директор вырабатывает «общий стиль» работы музея, его общественный

Рис. 17. Современная организационная структура управления Британским Музеем

Рис. 18. Параллельная организационная структура управления крупным музеем в России

имидж, то главный управляющий заботится о развитии связей с общественностью».
В подчинении директора находятся заместители по коллекциям, образовательным программам, административным вопросам, а главный управляющий руководит работой управляющих по финансам и хозяйственной деятельности, связям с общественностью и развитию. Новую организационную структуру Британского Музея также можно отнести к параллельной.
Параллельная структура управления не является единственным вариантом усовершенствования организационной структуры музеев. В 1996 г. в Великобритании было проведено специальное исследование в области музейного менеджмента под руководством сотрудника Казначейства А. Эдварда. В ходе исследования были выявлены такие недостатки управления британскими музеями, как «консервативность», «отсутствие достаточной ясности в целях и задачах», «запутанность управленческих процессов» и др. Решение проблем Эдвард видел в преобразовании организационной структуры музеев. По его рекомендациям, на высшем уровне управления музея должна сохраниться должность директора как главы исполнительной власти. Но в подчинение директору, по мнению Эдварда, следует ввести четыре новые организационные единицы: финансового директора, директора по корпоративным связям и персоналу, директора по строительству и развитию, а также директора по связям с общественностью (см. рис. 18).
Тем самым в новой организационной структуре усиливалась ее функциональная специализация, однако принцип единоначалия сохранялся.
Разработанные Эдвардом рекомендации нашли положительный отклик и были использованы рядом английских музеев. Так Британский Музей в свое время осуществил следующие изменения линейно-функциональной структуры. В ноябре 1997 г. в подчинение директора была введена новая должность — заместителя директора по административно-хозяйственной работе (см. рис. 16). Однако, с введением новой параллельной структуры в 2000 г. должность зам. директора по финансово-хозяйственной работе преобразовалась в должность управляющего по финансам и хозяйственной деятельности (см. рис. 17).

Опыт применения линейно-функциональной структуры Эдварда показал, что она является достаточно эффективной для музеев средних и малых размеров. Данная структура вполне обеспечивает четкую координацию управленческих процессов и необходимый уровень контроля. В крупных музеях линейно-функциональная структура Эдварда предстает сложной, инертной, с низким уровнем контроля (пример — Британский Музей). Выделенные недостатки решает параллельная организационная структура управления.
Как отмечает В. Д. Александер, американский специалист в области музейного менеджмента, параллельная структура управления характерна только для очень крупных музеев. Большинство же музеев «все еще предпочитают сохранять принцип единоначалия, основываясь на том, что все растущее число директоров успешно сочетают в себе искусствоведческие и управленческие качества».
Используя зарубежный опыт развития организационных структур музеев, можно предложить направления дальнейшего совершенствования современной структуры управления крупными музеями в России. Недостатки существующей организационной структуры отечественных музеев может решить, в частности, параллельная структура. Она дает возможность музею развивать в равном объеме различные направления деятельности, как основные, так и дополнительные, а также устранить проблемы субординации проектного штаба, проектных групп и т. д. Вместо проектного штаба на высшем уровне управления более эффективным видится аппарат управляющего, ответственный за капитальное строительство, финансовую деятельность и вопросы развития музея. В свою очередь, повышение эффективности работы директора возможно за счет его концентрации на таких отдельных функциях, как научная, образовательная, выставочная деятельность и т. д. (см. рис. 19).
Параллельная структура приобретает особое значение в условиях российской экономики. Она вполне отвечает таким задачам управления крупными музеями, как развитие новых направлений деятельности, привлечение зарубежных источников финансирования и т. д. Параллельная структура дает возможность активно развивать такие направления деятельности, как маркетинг, фандрейзинг, предпринимательство, обеспечивая при этом сбалансированное развитие некоммерческих и коммерческих видов деятельности в музее. Высокий уровень организационного контроля в новой структуре управления позволяет музею поддерживать необходимый уровень координации как собственной деятельности, так и работы подчиненных благотворительных организаций внутри страны и за рубежом. Параллельная структура в данном случае предстает как одна из эффективных структур управления крупными музеями в условиях российской экономики.

Департамент по делам культуры и архивного дела Ульяновской области

Государственное учреждение культуры

«Ульяновский областной краеведческий музей им. »

НЕГОСУДАРСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ

КРАЕВЕДЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ

Ульяновск

2009 г .

I . ВВЕДЕНИЕ. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ МУЗЕЕВ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Музеи Российской Федерации подразделяются на государственные (федеральные, областные) и негосударственные (муниципальные, ведомственные , частные). Негосударственные музеи действуют на основании «Основ законодательства Российской Федерации о культуре» (от 01.01.2001 г. № 000-1), Федеральных законов «О музейном фонде Российской Федерации и музеях Российской Федерации» (от 01.01.2001 г. № 54-ФЗ), «Об общих принципах организации местного самоуправления » (от 01.01.2001 г.), нормативных актов Министерства культуры Российской Федерации, Департамента культуры и архивного дела Ульяновской области. Музейные предметы и коллекции негосударственных музеев Ульяновской области составляют негосударственную часть музейного фонда Российской Федерации.

Негосударственный музей организуется в целях собирания, хранения, изучения и публичного представления, осуществления просветительной, образовательной и воспитательной деятельности в целях содействия всестороннему развитию личности и пропаганды краеведческих знаний.

Учредителем негосударственного музея является юридическое лицо (администрация муниципального образования , отдел по делам культуры и организации досуга населения муниципального образования, предприятие, учреждение и т. п.). В нормативном документе, на основе которого работает юридическое лицо (Устав, Положение, иные) должен быть пункт о создании музея и музейной деятельности. Учредительным документом музея выступает приказ руководителя юридического лица о его организации с указанием цели организации создания музея, его функций и видов деятельности , назначением ответственного лица как руководителя музея.


Нормативно-правовыми актами, регламентирующими деятельность негосударственных музеев, являются: для муниципальных и частных – Устав музея; для ведомственных – документ, на основании которого действует юридическое лицо, при котором создаётся музей (Устав, Положение, иные). Локальный нормативно-правовой акт негосударственных музеев всех видов – Положение о музее, утверждённое учредителем и согласованное директором Департамента культуры и архивного дела Ульяновской области.

Объективные условия для создания и функционирования негосударственного музея :

· музейный штат (возможно – работающий на общественных началах);

· собранные и зарегистрированные в книге поступлений (инвентарной книге) музейные предметы;

· помещения и оборудование для хранения и экспонирования музейных предметов;

· музейная экспозиция;

· Устав и Положение о музее.

Учёт, регистрацию и паспортизацию негосударственных музеев (кроме школьных музеев и краеведческих комнат) Ульяновской области осуществляет государственное учреждение культуры «Ульяновский областной краеведческий музей им. » - методический центр для всех негосударственных музеев Ульяновской области (г. Ульяновск, бульвар Новый Венец, д. 3/4, телефон: (8422), ; электронная почта uokm@ mail. ru ).

Вопрос о реорганизации или ликвидации музея решается его учредителем по обязательному согласованию с Департаментом культуры и архивного дела Ульяновской области и государственным учреждением культуры «Ульяновский областной краеведческий музей им. ».


В случае ликвидации негосударственного музея его коллекция передаётся в государственные музеи Ульяновской области. Вопрос о передаче коллекции решается учредителем по обязательному согласованию с Департаментом культуры и архивного дела Ульяновской области и государственным учреждением культуры «Ульяновский областной краеведческий музей им. ».

II . КРАЕВЕДЧЕСКИЕ НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ МУЗЕИ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ. КРАТКИЙ ОБЗОР. ФУНКЦИИ

Музей краеведческого профиля – наиболее традиционный вид негосударственных музеев. Именно такие музеи составляют большую часть (51 %) всех негосударственных музеев Ульяновской области. К ним относятся, в частности: почти все районные музеи, в том числе муниципальные – Димитровградский, Новоспасский, Павловский, Радищевский, Сурский, а также ведомственные – Кузоватовский, Николаевский, Новомалыклинский, Сенгилеевский, Старокулаткинский, Тереньгульский. Муниципальный музей Карсунского района является художественно-краеведческим, однако и в нём центральное место отведено историко-краеведческой экспозиции. Краеведческий профиль имеют также ведомственные музеи отдельных населённых пунктов – г. Барыш, р. п. Мулловка, пгт. Новая Майна, п. Новосёлки Мелекесского района, сёл Елховое Озеро, Новые, Средние и Нижние Тимерсяны Цильнинского района. Сельские музеи Цильнинского района создавались в е гг. как музеи боевой и трудовой славы колхозов «Волга», «Гигант», «Дружба», «Память Куйбышева». Социально-экономические преобразования, свершившиеся в стране, и изменившиеся запросы аудитории привели к определённой трансформации профиля данных музеев. Наиболее оптимальным явилось их становление в качестве историко-краеведческих сельских музеев, поскольку история тех или иных коллективных хозяйств и судьбы тружеников в старых экспозициях логично связывались с историей конкретного населённого пункта.

Основными функциями музеев краеведческого профиля являются:

· собирание, сохранение, изучение предметов истории, культуры и природы края;

· осуществление музейными средствами деятельности по воспитанию, образованию и просвещению населения Ульяновской области и иногородних посетителей;

· организация научно-просветительной, научно-собирательской, научно-экспозиционной, методической, информационный и иной деятельности в соответствии с действующим законодательством;

· всестороннее развитие личности, воспитание чувства патриотизма и любви к своей малой родине.

Краеведческий музей оказывается наиболее востребованным и эффективным в плане формирования общинной целостности и самоидентификации населения. Этому способствует широкий охват тем, предоставляемый музеем краеведческого профиля. Данный музей способен отразить весь комплекс возможных взаимоотношений человека с природой, историей, культурой, сегодняшним днём родного края.

В соответствии с целями и функциями музея краеведческого профиля общая структура экспозиции предполагает наличие разделов, посвящённых природе населённого пункта, его заселению, быту коренных жителей и их этническому своеобразию, ключевым этапам истории края (через призму общероссийских исторических процессов), развитию промышленности, культуры, науки, современному периоду в истории поселения. Построение экспозиции на конкретном краеведческом материале подразумевает включение в экспозицию фрагментов, повествующих о замечательных уроженцах данного населённого пункта, градообразующих предприятиях, образовательных, медицинских, культурных учреждениях и т. д.


III . НАУЧНАЯ РАЗРАБОТКА И СОЗДАНИЕ ЭКСПОЗИЦИИ КРАЕВЕДЧЕСКОГО МУЗЕЯ

Создание экспозиции – один из важнейших и наиболее ответственных этапов деятельности музея, в котором одновременно осуществляются все функции музея и участвуют все его создатели – экспозиционер, собиратель, хранитель, художник. Данный этап предполагает проведение большого объёма работ, связанных с приспособлением помещения под музей. От чёткого взаимодействия перечисленных лиц зависит конечный результат.

На этапе создания экспозиции многие виды работ (научное комплектование фондов, разработка структуры экспозиции, проектные и ремонтные работы) ведутся параллельно.

Создание экспозиции предусматривает следующие этапы работы :

· Разработка концепции (замысла) экспозиции

Концепция должна учитывать все предполагаемые виды деятельности музея, приемы и способы экспонирования, использование аудиовизуальной техники, интерактивные и инновационные методы работы с посетителями и т. п.

Большую роль при разработке концепции экспозиции музея играют запросы учредителя, задачи, которые он ставит перед экспозиционером.

· Составление тематической структуры

Исходя из экспозиционного замысла и коллекции, разрабатывается тематическая структура, т. е. набрасывается примерный перечень тем, которые будут раскрываться в экспозиции.

В соответствии с тематической структурой начинается отбор экспозиционных материалов, составляется план пополнения недостающих предметов, предполагается источник их нахождения.

· Составление тематико-экспозиционного плана

По мере завершения предыдущего этапа пишется тематико-экспозиционный план (ТЭП).

Структура ТЭП

п/п

Раздел,

тема, подтема, комплекс

Подлинник / копия

Наименование экспоната

Размер

Место хранения

Примечания

В процессе его написания отрабатываются ведущие тексты, аннотации, этикетки.

· Разработка проекта архитектурно-художественного решения и рабочих чертежей оборудования

На основе ТЭП, визуального знакомства с помещением и коллекцией, с учетом основного замысла и концепции музея в целом художник приступает к работе над проектом архитектурно-художественного решения, экспозиционным дизайном экспозиции.

После утверждения проекта разрабатываются рабочие чертежи оборудования и размещается заказ на его изготовление.

· Составление сметы

Смета создания экспозиции должна включать все расходы по ремонту или переоборудованию музейного помещения, созданию оборудования, подготовке и монтажу экспозиционных материалов, оплату работы художника-оформителя. В смету закладываются налоговые вычеты и расходы, связанные с возможной инфляцией. В случае софинансирования суммы, вложенные каждым из финансовых партнёров, указываются в отдельных графах.

· Составление чертежа-графика размещения материалов

По рабочим чертежам экспозиционер производит окончательный отбор материала и строит масштабный график его размещения.

В соответствии с проектом производится ремонт помещения и подготовка его к размещению экспозиции (охрана, затемнение окон, монтаж электрооборудования и т. д.).

· Изготовление оборудования

· Монтаж оборудования

· Подготовка экспонатуры включает изготовление макетов, диорам, видео роликов, фото и ксерокопий и т. д., прорабатываются способы экспонирования, обеспечивающие полную физическую сохранность музейным предметам.

· Монтаж экспозиции

Внешний вид музея, сила его воздействия на посетителей зависит не только от ценности коллекции, но и от умения художника найти и воплотить соответствующий концепции образ. Сегодняшний посетитель отдает предпочтение динамичным экспозициям, не навязывающим определенную точку зрения, оставляющим простор для воображения и собственных выводов. Время музеев – кунсткамер и экспозиций, скользящих по поверхности, но не позволяющих заглянуть вглубь явления или процесса уже прошло. Именно поэтому сегодня все больше допускаются в экспозицию копии, всякого рода реконструкции, словом, все то, что позволит максимально исследовать предмет во всех его взаимосвязях, во времени и пространстве.

IV . СТРУКТУРА ЭКСПОЗИЦИИ МУЗЕЯ КРАЕВЕДЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ

Концепция экспозиции представляет собой самый общий, принципиальный, взгляд на экспозицию будущего музея и формы работы музея с населением. Формулируя концепцию, создатели музея решают, какими экспозиционными способами будут достигнуты поставленные задачи, исходя из специфики музейного языка – изложение темы посредством вещевого материала.

Опираясь на наличествующую коллекцию и руководствуясь поставленными задачами, экспозиционер разрабатывает структуру экспозиции.


Составляющие структуры экспозиции находятся в следующей строгой логической подчинённости:

отделы

(природы, истории, современности края)

разделы

(геология, палеонтология, животный и растительный мир и т. д.)

темы

|

подтемы

(раскрывают конкретные вопросы экспозиции)

Общая структура экспозиции краеведческого музея:

I. Отдел природы края (района, населённого пункта)

Разделы :

Учёные-исследователи края

Физико-географическая характеристика, рельеф территории

Геология и природные ископаемые

Палеонтологическое прошлое

Разнообразие ландшафтов, животный и растительный мир

Особоохраняемые природные территории (заказники, памятники природы регионального и местного значения)

Животные и растения, занесённые в Красную книгу

Экологические проблемы и пути их решения (состояние и охрана водных и земельных ресурсов , атмосферного воздуха, животного и растительного мира)

II. Отдел истории края (населённого пункта)

Разделы:

1. Археология

Темы :

§ Эпоха камня (100 тыс. лет назад – 8-6 тыс. лет назад)

§ Эпоха бронзы (II тыс. до н. э)

§ Ранний железный век (нач. I тыс. до н. э. – IV в. н. э)

§ Средневековье (V – XVII в. н. э.)

2. История поселения в дореволюционный период

Темы:

§ Основание поселения

§ Этническая история поселения

§ Социально-экономическая и политическая история

Подтемы:

Основные занятия населения

Духовная культура (религия)

Народное образование

Здравоохранение

Культура

Классовая борьба

3. История населённого пункта в советский период

(гг.)

Темы:

§ Установление Советской власти

§ Гражданская война

§ Мероприятия Советской власти

§ Годы первых пятилеток – осуществление коллективизации, индустриализации и культурной революции

§ Земляки на фронтах и в тылу Великой отечественной войны

§ Восстановление народного хозяйства в послевоенный период

§ Поселение в е гг.

§ Земляки – участники локальных боевых конфликтов

§ Поселение в период перестройки и распада Советского Союза

III. Отдел современности

Тема:

§ Поселение в е гг.

Подтемы:

Новые организационно-правовые формы существования поселения (смена форм собственности, реформа местного самоуправления)

Участие поселения в национальных проектах Российской Федерации

Восстановление утраченных духовных и культурных традиций

Введение той или иной темы в структуру экспозиции и полнота её раскрытия напрямую зависят от имеющейся в распоряжении экспозиционера музейной коллекции. Недостающие материалы пополняются в ходе собирательской работы. В случае отсутствия возможности сбора подлинных материалов экспозиционер должен прибегнуть к приёмам реконструкции того или иного предмета (создание макетов, муляжей, изготовление «новоделов» (предметов быта, одежды, орудий труда и проч.) на строгой документальной основе).

В качестве примера рассмотрим тему «Земляки на фронтах и в тылу Великой Отечественной войны».

Одним из удачных способов раскрытия темы является отражение этапов Великой Отечественной войны через судьбы её участников-уроженцев поселения путём демонстрации комплексов материалов (фотографии, награды, наградные документы, письма, обмундирование, трофеи и т. д.) конкретных людей.


Достаточно трудным представляется отражение подтемы жизни и работы населения в тылу в силу малочисленности вещественного материала этого периода. Поэтому в каждом конкретном случае экспозиционер должен решить, каким образом он отразит тему. Так или иначе, экспозиционер должен найти возможность показать вклад тружеников тыла в Победу.

Отдельными подтемами могут стать – «Дети войны», «Увековечивание подвига советского народа в Великой Отечественной войне».

V . НАУЧНОЕ КОМПЛЕКТОВАНИЕ ФОНДОВ

Сущность комплектования состоит в отборе и включении в музейный фонд предметов, подтверждающих, документирующих важнейшие события, факты, явления в истории развития природы, общества, экономики, науки, культуры данного населённого пункта. Для того, чтобы комплектование фондов было научно обоснованным, лишенным какой-либо стихийности, разрабатывается концепция комплектования, в которой излагается предмет комплектования, основные направления и темы, принцип отбора, конкретная методика.

В комплектовании фондов основополагающим является принцип историзма , требующий смотреть на каждый вопрос с точки зрения того, как известное явление в истории или объект возникли, какие главные этапы в своем развитии прошли.

Развитие многих предметов быта, одежды, промыслов и т. д. можно раскрыть, создавая систематические коллекции .

Помимо систематических коллекций музей занимается ещё и тематическим комплектованием , которое предполагает комплектование всех типов источников (вещевых, письменных, кино-, фото-, фоно - материалов), документирующих какой-либо процесс, явление, факт в истории развития.

Изложение и обоснование основных направлений и тем комплектования – важнейшая часть обще музейной концепции. В случае, если таковая отсутствует, темы комплектование должны быть обязательно определены и подчинены структуре основной экспозиции.

Независимо от принципов, которые будут положены в основу комплектования коллекции, общими критериями для всех типов источников будут:

· информативность (свойство предмета отражать какой-то факт, событие в историческом процессе, т. е. давать информацию, быть источником знаний);

· репрезентативность (предполагает хорошую сохранность предмета),

· экспрессивность (способность предмета вызывать эмоции).

Для успешного осуществления комплектования фондов музея необходимо иметь перспективный и годовой план работы, который разрабатывается по определенной форме и для каждой темы в отдельности.

План комплектования фондов (структура)

Подтема

Круг вопросов (имена, события, факты)

Консультации по обоснованию вопросов

Места и источники комплектования

Пути комплектования

Предполагаемый круг предметов музейного назначения

Сроки

Исполнитель

Примечания

VI . ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Краеведческий музей – не только хранилище материальной культуры того или иного сообщества, но, прежде всего, один из основных институтов, обеспечивающих трансляцию общественных целей и духовно-нравственных ценностей.

Негосударственный музей исконно является не только местом накопления духовного наследия народа, но и местом реализации его разностороннего творческого потенциала. Другими словами, именно негосударственные музеи берут на себя роль «клубов» в изначальном смысле этого слова. Музеи сосредотачивают вокруг себя народную «творческую элиту» , поэтов, мастеров народных промыслов, объединяют фольклорные коллективы, общества филателистов , цветоводов и т. д., охватывая при этом все возрастные и социальные группы населения. Так, в Ульяновской области многие годы существовали объединение художников «Надежда» при Сенгилеевском историко-краеведческом музее, чувашский фольклорный ансамбль при Народном музее боевой и трудовой славы колхоза «Память Куйбышева»; в настоящее время при Новоспасском районном краеведческом музее действуют кружки «Краевед» (для взрослого населения), «Поиск» (для детской и подростковой аудитории), при Сурском районном историко-краеведческом музее – поэтический клуб «Возрождение», при Николаевском районном историко-краеведческом музее – поисковый клуб «Истоки»; среди новых объединений – «Клуб молодой семьи» и Женский клуб «Вера. Надежда. Любовь» при Карсунском художественно-краеведческом музее.

Организация массово-просветительной деятельности выступает обязательным направлением работы любого (в том числе государственного) музея, однако в негосударственном музее она приобретает основополагающее значение. Актуальный призыв к государственным музеям «выйти навстречу широкой публике» давно и успешно реализуется в негосударственных историко-краеведческих музеях, поскольку является негласным принципом их существования. Решая проблему культурного досуга населения, музей способствует формированию нравственно и физически здорового молодого поколения, приобщает его к активному освоению культурного наследия страны.

Организационная структура музея с 70-х годов значительно видоизменилась, что позволило улучшить работу музеев и вывести ее на новый уровень развития. На протяжении многих лет изменялся вид работы учреждений, и неоднократно проводилась реструктуризация в целях улучшения качества работы музея и каждого сотрудника

В данной сфере деятельности очень важным фактором является поиск и привлечение источников финансирования, для того чтобы была возможность развития и усовершенствования работы музея.

Организационная структура музея: основы

В начале 90-х годов практически все музеи России работали по линейно-функциональной системе управления. Этот вид функционирования заключался в единоначалии, где главным является директор, который контролирует всех своих заместителей. Например, в Третьяковской Галерее заместителей было шесть, а в Государственном Эрмитаже – пять.

Внимание! Для скачивания доступны новые образцы: ,

Такие музеи находились на полном государственном финансировании, что на тот момент было актуально для правильного функционирования. В 90-е годы все мероприятия и работа были направлены на выполнение , которые в свою очередь вносили дополнительный вклад в государственное финансирование.

Начиная с 1992 года значительно сократилось финансирование, что привело к различным организационным проблемам. Перед сотрудниками стал вопрос о привлечении новых источников и развития дополнительных сфер деятельности, так как музеи не могли покрыть свои расходы.

Так же пришлось почти вдвое сократить количество выставок и различных выездных мероприятий. Поиск новых привело к множественным организационным изменениям.

Преобразование линейно-функциональной структуры управления

Начала свое частичное преобразование линейно-функциональной системы, начиная с 1994 года. Новую структуру можно разделить на два типа:

Пример системы двойного подчинения, оганизованной в Третьяковской Галерее

Создание проектного штаба музея

Так как в преобразовании появилось множество проектных групп, возникла необходимость в организации специального штаба, который должен контролировать их. Главы штаба – руководители проектов, и их количество зависит от масштаба действующих на данный момент проектов.

В состав проектной группы входят различные руководители отделов по строительству, инженерии, механике и так далее.

Данная система позволила российским музеям выйти на новый уровень развития и создать правильную организацию в рабочего процесса. Однако со временем, возникло множество новых проблем, в связи с неточной определенностью должностных обязанностей всего проектного штаба.

Проектный штаб имел очень большую власть, а руководители отделений, директора, группы проектов, не могли договориться между собой. Перепробовав множество вариантов , российские музеи решили ввести новую структуру управления.

Новая структура управления музея

Новая организационная структура была позаимствована у фирмы «МакКинзи», которая специализируется на консультации и разработке нововведений. С помощью данной структуры, выделяют следующую иерархию должностей:

  1. Совет попечителей;
  2. Директор и президент;
  3. Заместители директоров и вице-президенты;
  4. Отделы;
  5. Общество друзей.

С помощью этого списка можно заметить, что в новой структуре появилась дополнительная руководящая должность – президент. По уровню власти они стоят на одном месте, но вот в подчинении у них разное количество служащих.

Например, у директора музея Метрополитен на данный момент три заместителя, а у президента – пять вице-президентов.

Позволила с точностью определить обязанности каждого, поставить рамки занятости и правильно организовать рабочий процесс. Директор и президент несут одинаковую ответственность и принимают решения по всем организационным вопросам вместе.

С использованием новой структуры Метрополитен поднялся на совершенно новый финансовый уровень. Нельзя сказать, что этот российский музей стал единственным использовавшим эту систему, она так же актуальна во многих других странах.

Благодаря этой структуре Британский музей смог расширить свою сферу деятельности в области маркетинга, проектного менеджмента и других. До этого времени Британский музей использовал линейно-функциональную структуру, так же как и в России, столкнулся с организационными проблемами.

Линейно-функциональная структура для малых музеев

Для небольших музеев стала эффективна разработка сотрудника Казначейства А. Эдварда, где он попытался улучшить линейно-функциональную структуру:

Данная система отлично подходит для небольших учреждений.

Материал проверен экспертами Актион Культура

1. Основные направления и виды научно-исследовательской работы в музеях

2. Организация научно-исследовательской работы в музее

1. Основные направления и виды научно-исследовательской работы в музеях

Научно-исследовательская деятельность музеев складывается из

    профильных и

    музееведческих изыс­каний.

Научные исследования в рамках профильных наук в целом соответствуют тем направлениям научно­го поиска, которые характерны для отраслей науки, чей источниковый материал хранят музеи. Музейные специалисты принимают участие в разработке при­мерно тех же проблем, что и сотрудники других родст­венных по профилю научно-исследовательских уч­реждений. Однако при этом они опираются на фонды и сосредотачивают свое внимание на вопросах, недо­статочно изученных в профильных дисциплинах, но важных для музеев. Речь идет прежде всего об ис­следованияхисточниковедческого характера , которые направлены на выявление документирующих свойств музейных предметов и их значения для развития про­фильных дисциплин. Иными словами, музейные пред­меты в этих исследованиях изучаются с точки зрения того нового знания, которое они могут дать профиль­ной научной дисциплине.

Таким образом, имея единый предмет исследова­ния, музеи и специализированные научные учрежде­ния выполняют при этом разные функции. Первые за­няты сбором эмпирических данных, накоплением, хранением, первичной обработкой и систематизацией источников, обобщением полученных данных, превра­щением их в систему научных фактов, соотнесением с уже имеющимися знаниями и представлениями. Вто­рые заняты глобальным обобщением новых данных и их вводом в систему уже сложившихся научных представлений. Но это разделение функций не исключает возможности для отдельных специалистов зани­маться той и другой работой.

Музееведческие исследования призваны форми­ровать новые знания в области теории и методики сбора, хранения, обработки и использования музейных предметов. В этой сфере выделяют следующие направ­ления исследовательской деятельности музеев:

Разработка научной концепции музея;

Исследования в области комплектования фондов

Изучение музейных предметов и коллекций;

Исследования в области охраны и хранения фондов;

Научное проектирование экспозиций и выставок;

Исследования в области музейной коммуникации;

Изучение истории музейного дела;

Изучение историографии музееведения.

Разработка научной концепции музея представля­ет собой всестороннее обоснование целей и задач со­здания, функционирования и развития музея, а также способов и средств их реализации.

Исследования в области комплектования фондов заключаются в разработке научной концепции ком­плектования, то есть всестороннего и глубокого обос­нования тем комплектования. Такое обоснование явля­ется составной частью научной концепции музея, а его детализация считается специальным, относительно са­мостоятельным направлением научно-исследовательской деятельности музея. Научная концепция комплек­тования включает в себя следующий комплекс работ:

Оценку структуры и содержания имеющегося музейного фонда, включая анализ уже сложившихся коллекций и определение степени их полноты;

Обоснование направленности и характера ком­плектования или пополнения коллекций;

Определение критериев отбора материалов в фонды с учетом целей и задач, стоящих перед музеем;

Определение круга и объема информации, фикси­руемой в документах комплектования;

Разработку системы каталогов комплектования. Основной результат научно-исследовательской

работы в области комплектования фондов - это со­здание или пополнение музейных коллекций. По ре­зультатам этой работы составляются научные отчеты, создаются выставки новых поступлений, издаются пе­чатные каталоги новых поступлений, публикуются на­учные статьи и монографии.

Изучение музейных предметов и коллекций являет­ся необходимым условием их включения в научный оборот. В ходе источниковедческого анализа из музей­ных предметов извлекаются новые сведения, которые в дальнейшем привлекаются профильной наукой для более полного понимания изучаемых ею процессов, явлений и закономерностей. Но музейная ценность предмета не исчерпывается его научной ценностью, ведь он может обладать более широкой значимос­тью - исторической, художественной, эстетической, мемориальной, коммуникативной. Изучение музей­ных предметов и призвано выявить и оценить весь комплекс информации о них.

Исследования в области хранения и охраны музей­ных фондов направлены прежде всего на выработку оп­тимальных условий обеспечения физической сохран­ности музейных предметов и могут непосредственно осуществляться только в тех музеях, где есть соответст­вующее оборудование и специалисты - реставраторы, препараторы, таксидермисты. Но и музеи, не распола­гающие необходимыми техническими и кадровыми возможностями, могут и должны изучать условия хра­нения своих фондов, чтобы ставить определенные зада­чи перед специалистами в той или иной области.

В последние десятилетия консервация , то есть дея­тельность, направленная на обеспечение длительной сохранности музейных предметов, развилась в столь же самостоятельную отрасль прикладного музееведе­ния, как иреставрация, ставящая своей целью не только сохранение музейных предметов, но и устране­ние имеющихся на них повреждений и восстановле­ние их первоначального вида.

Прежде чем приступить к реставрации памятника, специалисты всегда выявляют состояние его сохранности и прогнозируют результат реставрационных ра­бот. Иконы обязательно подвергаются рентгенографи­ческим исследованиям, которые показывают слои со­хранившейся живописи и состояние доски. Затем эти слои идентифицируются, то есть определяются грани­цы записей и авторского красочного слоя. Но техника, даже современная, не всегда выявляет подлинное со­стояние памятника.

Исследования в области музейной коммуникации ведутся в музееведческом, педагогическом, социологи­ческом и психологическом аспектах, которые дополня­ют друг друга и требуют междисциплинарного подхода.

Музейно-психологические исследования , направлены на повышение эффективности коммуникации. Посетитель восприни­мает экспозицию как некую целостность, поэтому ее со­держание и форма должны находиться в единстве, поэтому важны отбор предме­тов для экспонирования; и наиболее целе­сообразные формы размещения экспонатов в отдельных комплексах. Эстетическое оформление экспозиции, ее цветовое, световое и пространственное решение, отбор и графическое оформление текстов, применение аудио­визуальных средств - все это важно осуществлять с уче­том данных, полученных в результате психологических исследований. Физиологические особенности человека следует принимать во внимание и при разработке экспо­зиционного оборудования, например, витрин, техничес­кие характеристики которых должны соотноситься с ростом, уровнем глаз и полем зрения посетителя.

Исследования, посвященные проблемам эффек­тивности построения экспозиций, основываются на обобщении прежнего экспозиционного опыта, а так­же используют экспериментальные методы. В ходе экспериментов широко применяется макетирование, а в последние годы - компьютерное моделирование, позволяющее выявить наиболее оптимальный вариант экспозиционного решения.

Все виды взаимоотношений музея и его аудитории исследует музейная педагогика, которая представляет собой одно из отраслей педагогической науки, предметом исследования которой является культурно-образова­тельная деятельность в условиях музея. Она изучает музей­ную аудиторию, анализирует потребности различных социальных и возрастных групп посетителей и особен­ности восприятия ими экспозиции, в определенных случаях вносит коррективы в содержание самой экспо­зиции, создает и апробирует новые методики и про­граммы работы с разными категориями посетителей.

Музейную аудиторию, ее ценностные ориентации и духовные потребности, эффективность деятельности музеев по их формированию и удовлетворению изуча­ет также особая отрасль социологии - музейная социо­логия. Первые социологические исследования в музеях стали проводиться в середине 1920-х гг. и были направ­лены на изучение социально-демографического соста­ва посетителей, их запросов и интересов. В зарубежных музеях с помощью методов наблюдения и хронометри­рования определяли продолжительность осмотра посе­тителями экспозиций и отдельных экспонатов, выявляя тем самым их аттрактивность и поведенческую реак­цию музейной аудитории. В 1960-е гг. анализировались уже не только социально-демографические показатели, но также психологические и мотивационные; на основе различия в мотивах посещения разрабатывалась типо­логия музейной аудитории. В 1980-е гг. в зарубежных музеях началось комплексное изучение интересов по­сетителей и выявление эффективности музейной дея­тельности по таким признакам, как состав и количество посетителей, степень удовлетворения их потребностей. В российских музеях социологические исследова­ния стали приобретать размах в 1970-1980-е гг.; по­явились социологические подразделения в Эрмитаже, Русском музее, Историческом музее, а в ряде крупных музеев - Третьяковской галерее, Музее изобрази­тельных искусств им. А.С. Пушкина - в штат ввели социологов. В 1970-е гг. на базе краеведческих музеев и музеев-заповедников Научно-исследовательский институт культуры осуществил крупномасштабное и репрезентативное исследование «Музей и посети­тель»; в 1982 г. провел исследование социально-демографического состава аудитории художественного музея, что дало возможность смоделировать ее «портрет».

Главная задача музейной социологии - определение эффективности музейной деятельности путем изучения воздействия музейной экспозиции и различных форм культурно-образовательной работы на разные категории посетителей. При этом анализируются такие аспекты экспозиции, как предметность, наглядность, доступность, последовательность, образность, атграктивность и эмо­циональное воздействие в целом. На основе результатов подобного анализа разрабатываются конкретные реко­мендации по подготовке экспозиции и определяются наи­более эффективные формы выражения ее содержания.

В последние десятилетия стали проводиться и соци­ально-психологические исследования , направленные на изучение особенностей процесса мышления и восприя­тия в специфических условиях музея, а также проблем психологического воздействия музея на современного человека. Например, психологами установлено, что зри­тельное восприятие намного эффективнее, чем слухо­вое, при этом уровень восприятия значительно повыша­ется, если деятельность оптических и акустических «ре­цепторов» соединяется с моторными (двигательными) и осязательными. И это открытие уже активно исполь­зуется музейной педагогикой. Изучается восприятие и других аспектов музейной экспозиции, в частности ее архитектурно-художественного решения.

Исследования в области истории, теории и мето­дики музейного дела могут вестись в каждом музее, но на практике ими занимаются главным образом крупные музеи, имеющие для этого необходимый опыт и кадры. Кроме того, разработкой общих про­блем музееведения занимаются специализированные научные учреждения - научно-исследовательские институты и кафедры высших учебных заведений.