Семья и Дети

Мастер класс: «Приёмы работы над введением букв, обозначающих гласные звуки. Мастер класс: «Приёмы работы над введением букв, обозначающих гласные звуки Шпаргалка по уподоблению согласных звуков по месту образования

VI. Итог. Какие два звука сегодня подружились на занятии? Какую песенку они поют вместе?

Группа/класс

Занятие 29

Грамота. Звук [й"а]. Буква Я, я

Цель:

·Закрепить звукосочетание [й"а], определять его место в слове;

·закрепить понятие, что одна буква обозначает два звука:

·познакомить с гласной буквой Я;

·закрепить зрительный образ буквы Я;

·упражнять в умении образовывать множественное число от названий

детенышей животных, в согласовании притяжательных местоимений мой, моя, мои с существительными;

·развивать фонематический слух, внимание, память, мелкую моторику;

·воспитывать, самостоятельность, активность, ответственность.

Ход занятия

1. На прошлом занятии мы познакомились с двойным звуком [й"], а сегодня узнаем букву, которая обозначает это сочетание звуков.

Когда можно услышать сочетание звуков [й"а]? (В начале слова и после

гласного звука.)

Здесь нас с нетерпением ждут Яша и Рая.

Они никак не могут отыскать схемы своих имен. Давайте им поможем! Где слышится сочетание звуков [й"а] в имени Яша? (В начале слова.) Найдите предметы с сочетанием звуков [й"а] в начале и соедините с Яшей (ящерица, ягненок, яблоко). А в имени Рая, где слышится сочетание звуков [й"а]? (После гласного.) Найдите и соедините предметы Раи. (Фея, баян, рояль)

Знакомство с буквой. Двойной звук [й"а] обозначают одной буквой Я. Как вы думаете, а буква Я одна или их две? (Большая и маленькая) По­чему? (Объяснения детей)

111 . 1. Закрепление образа буквы . Найдите и обведите букву Я среди других букв.

2. Назовите звуки, которые обозначают эти буквы. (К буквам М, Н, Л дети должны назвать два звука - мягкий и твердый.)

Физминутка.

Вот так яблоко

Руку протяните,

Яблоко сорвите.

Стал ветер веточку качать,

И трудно яблоко достать.

(Дети имитируют движения.)

Подпрыгну, руку протяну

И быстро яблоко сорву! "

IV. 1. Чтение слогов, слов.

2.Соедините предметы с подходящим словом.

3.Чтение предложений.

V. Выполнение упражнений по подготовке детей к письму .

VI. Итог. Что мы узнали о букве Я?

РАЗВИТИЕ РЕЧИ. ПОДГОТОВКА К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ И ПИСЬМУ

Дата «___» __________ ______ ________________

Группа/класс

Занятие 30

Грамота(закрепление). Буквы А-Я

Цель:

Познакомить с буквой Я как показателем мягкости предыдущего согласного (буква Я обозначает [a] после мягкого согласного);

·закрепить буквы А, Я, правило написания их после согласных;

· упражнять в определении звукового состава слова, выделении гласных звуков, обозначении их буквами, подборе слов к звуковым схемам, умении проводить обратную связь: выделять первый звук в слове, обозначать его буквой;

и со всеми изученными буквами;

Развивать интонационную выразительность речи (чтение чистоговорки с разной интонацией);

Развивать фонематический слух, внимание, мелкую моторику;

· воспитывать умение слушать товарища, дополнять, исправлять его ответ.

Ход занятия

1. На какие две группы делятся звуки и буквы? (На гласные и со­гласные) Чем отличаются звуки и буквы? (Звуки мы слышим и произносим, а буквы - видим и пишем.)

Сегодня мы с вами поговорим о 2-х гласных буквах - А и Я, и их работе.

11. Игра «Назови звук».

Обозначьте первые два звука соответствующим цветом. Раздели слова на

Кто из, вас сумеет отгадать слово к данной схеме?

Загадка

Длинный тонкий стебелек,

Сверху - алый огонек.

Не растенье, а маяк

Это ярко-красный... (мак).

(Е. Савельева)

Учитель показывает картинку с изображением мака: расскажите о звуковом составе слова - назовите гласный звук.

Какой буквой мы обозначаем этот звук? (а) На буквенной схеме записать а.

Загадка

Я скачу и молчу.

Упаду, не закричу.

Мне не нужен даже врач.

Угадайте, кто я?

А в слове мяч есть звук [а]? Какой это звук: первый, второй или третий?

Кто может сказать: есть в слове мяч буква А? В слове мяч звук [а] обозначается буквой Я.

Подпишите букву Я в своих буквенных схемах под знаком гласного звука [а].

Как же узнать, когда для обозначения звука [а] используется буква А, а когда- Я? Сейчас мы с вами откроем первое правило грамотного письма. Посмотрите внимательно на схемы слов мак и мяч. В слове мак после какого согласного звука идет звук [а]: после мягкого или твердого? (Твердого) В слове мяч, какой согласный стоит перед "звуком [а]: твердый или мягкий? (Мягкий)

Вывод.

Буквы А и Я означают гласный звук [а].

Буква А обозначает звук [а] после твердою согласного (твердый командир»). Буква Я обозначает звук [а] после мягкого согласного (мягкий коман­дир»).

Запомните это правило.

Давайте возьмем еще два слова - мал и мял. Какой гласный звук вы слышите в этих словах? Правильно, в словах мал и мял слышится звук [а]. Две схемы, а вы определите, где слово мал, а где мял, запишите.

Почему вы решили, что первой схемой я записала слово мал ? (Потому что буква А указывает на первый согласный твердый, а с твердого согласного [м] начинается слово мал. Буква Я указывает, что перед ней стоит мягкий соглас­ный, а с мягкого согласного начинается слово мял (закрасить нужным цветом в схеме первый звук), Какой буквой обозначается звук [а] в слове мал? Какой - в слове мял?

Назови предметы, какая буква пишется в слове А или Я? Соедини слово с соответствующей буквой.

Чтение слогов, слов.

Если в слоге твердый согласный перед звуком [а], какую букву надо писать? Если мягкий? В первый столбик впиши букву А, прочитай слоги. Со­гласные звуки какие"? Твердые или мягкие? Преврати твердые звуки в мягкие. Какая буква тебе поможет? Запиши. Прочитай слоги.


Похожая информация.


1 ) Транскрипция слова «мяч»: [м❜ач❜].


3 буквы, 3 звука

Настройка

ПРАВИЛА ПРОИЗНОШЕНИЯ 1

§ 16

§ 16. Буква я обозначает ударяемый гласный [а] после мягкого согласного (кроме [ч] и [щ]; после букв ч и щ пишется а; см. § 15): мять, пя́ тый, ся́ ду, тя́ нут, тебя́ .

Таким образом, слова та́ пки и тя́ пки (произносится [та́ пки] и [т❜ а́ пки]) имеют в своем составе один и тот же гласный с предшествующим твердым или мягким согласным.

§ 66

§ 66. Следующие согласные бывают как твердыми, так и мягкими: [л] и [б], [ф] и [в], [т] и [д], [с] и [з], [м], [р], [л], [н]. Для каждого из этих согласных в русской графике имеется соответствующая буква. Мягкость этих согласных на конце слова обозначается буквой ь . Ср. топ и топь (произносится [топ❜ ]), эконо́ м и эконо́ мь (произносится [экано́ м❜ ]), уда́ р и уда́ рь (произносится [уда́ р❜ ]), был и быль (произносится [был❜ ]). Так же обозначается мягкость этих согласных перед согласными: уголка́ и уголька́ (произносится [угал❜ ка́ ]), ба́ нку и ба́ ньку (произносится [ба́ н❜ ку]), ре́ дко и ре́ дька (произносится [ре́ т❜ къ]).

Мягкость этих согласных перед гласными обозначается буквами следующих за ними гласных: буква я (в отличие от а ) обозначает гласный [а] после мягкого согласного; ср. мал и мял (произносится [м❜ ал]); буква ё (в отличие от о ) обозначает гласный [о] после мягкого согласного; ср. мол и мёл (произносится [м❜ ол]); буква ю (в отличие от у ) обозначает гласный [у] после мягкого согласного; ср. тук и тюк (произносится [т❜ ук]). Приблизительно так же распределяется употребление букв и и ы : буква и употребляется после мягких согласных и в начале слова, а буква ы после твердых согласных, которые имеют мягкую пару; ср. игра́ , изба́ , чист, шит, пил и пыл, мил и мыл, вил и выл, нить и ныть, носи́ и носы́ .

Примеры на различение твердых и мягких согласных: топ и топь (произносится [топ❜ ]), бо́ дро и бёдра (произносится [б❜ о́ дръ]), графа́ и графя́ (произносится [граф❜ а́ ]), вал и вял (произносится [в❜ ал]), плот и плоть (произносится [плот❜ ]), стыда́ и стыдя́ (произносится [стыд❜ а́ ]), ос и ось (произносится [ос❜ ]); гроза́ и грозя́ (произносится [граз❜ а́ ]), вол и вёл (произносится [в❜ ол]), гроб и грёб (произносится [гр❜ оп]), стал и сталь (произносится [стал❜ ]), нос и нёс (произносится [н❜ ос]), лук и люк (произносится [л❜ ук]), го́ рка и го́ рько (произносится [го́ р❜ къ]).

§ 69

§ 69. Согласные [ч], [щ], [ж❜ ж❜ ], [й] являются только мягкими. Для звуков [ч] и [щ] в русской графике имеются особые буквы ч и щ : ср. чин, чан, чуб, чёлн (произносится [чолн]), чернь, шит, щу́ ка, шёлка (произносится [що́ лкъ]), ще́ пка, пища́ ть. Однако согласный [щ] обозначается на письме также сочетаниями сч, зч и некоторыми другими (об этом см. § 124): счёт (произносится [щот], изво́ зчик (произносится [изво́ щик]).

1 Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы / С.Н. Борунова, В.Л. Воронцова, Н.А. Еськова; Под ред. Р.И. Аванесова. - 4-е изд., стер. - М.: Рус. яз., 1988. - 704 с..








Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель урока: познакомиться со звуками [м] и [м"] и буквой, которая их обозначает.

Задачи урока:

  • учиться отличать звуки [м] и [м"] и букву, которая их обозначает, от других звуков и букв; учиться читать слоги, слова с новой буквой.
  • формировать навыки чтения, обобщать знания о твердых парных и мягких парных согласных звуках;
  • на основе речемыслительной деятельности развивать интеллектуальные способности учащихся
  • воспитывать чувства товарищества, взаимовыручки, гуманности по отношению друг к другу,
  • формировать интерес к предмету,

Наглядность и оборудование.

На партах у учащихся: учебное пособие "Учимся читать" 2 ч. Карточки для составления звуковых схем, карточки-слоги, цветные карандаши, тетрадь.

Презентация урока: иллюстративный материал, задания.

Оборудование: кубики с буквами, проектор, экран, компьютер.

I. Организационный момент.

Готовность учеников к уроку.

II. Артикуляционная гимнастика.

III. Актуализация знаний учащихся

На доске две группы изображенных предметов. <Слайд 1>.

1) рот, ряд, малыш;

2) мяч, орёл, индюк.

Назовите предметы, изображенные в первой группе.

Назовите предметы, изображенные во второй группе.

С помощью чего вы назвали изображенные предметы?

(- С помощью слова)

Чем отличается предмет от слова?

Исключите одно слово из первой группы по нескольким признакам одновременно.

(Из первой группы можно исключить слово малыш, так как в нем два слога, а в словах рот и ряд - по одному. В слове малыш пять звуков, а в словах рот и ряд - по три. Слово малыш отвечает на вопрос КТО?, а слова рот и ряд - на вопрос ЧТО?). <Клик>

Какое слово можно исключить из второй группы?

(Из второй группы можно исключить слово мяч, так как в нем один слог, а в словах орёл и индюк - по два. Мяч - это название игрушки, слово отвечает на вопрос ЧТО?, а орёл и индюк - это названия птиц, слова отвечают на вопрос КТО?. Слово мяч начинается на согласный мягкий звук и оканчивается на согласный мягкий звук, а слова орёл и индюк начинаются с гласного звука, а оканчиваются на согласный. <Клик>

IV. Формулирование учащимися темы и цели урока

Произнесите первые звуки исключенных слов и сформулируйте тему сегодняшнего урока.

(Слово малыш начинается со звука [м], а слово мяч - со звука [м"]. Значит, тема сегодняшнего урока - "Звуки [м] и [м"] и буква, которая их обозначает").

Какова цель нашего урока?

(Цель урока - познакомиться со звуками [м] и [м"] и буквой, которая их обозначает; учиться отличать звуки [м] и [м"] и букву, которая их обозначает, от других звуков и букв; учиться читать слоги, слова с новой буквой).

V. Знакомство с новыми звуками <Слайд 2>.

Произнесите слово малыш, выделяя в нем первый звук.

Назовите первый звук. ([м]).

Произнесите звук [м] перед зеркальцем и расскажите, как располагаются видимые органы речи при его произнесении.

(При произнесении звука [м] губы плотно сжимаются, не растягиваясь в стороны. Зубы не касаются друг друга. Язык лежит свободно).

Произнесите звук [м] еще раз, определите, как проходит воздух через горлышко при его произнесении? (При произнесении звука [м] воздух встречает преграду, значит, он согласный).

Каков характер его звучания? (При его произнесении слышится голос и шум, значит, он звонкий).

Какой звук следует за ним? (Звук [м] произносится твердо, и за ним стоит звук [у], значит, он твердый).

Дайте короткую характеристику звука [м]. (Звук [м] согласный, звонкий, твердый). <Клик>

Поскольку малыш очень любит играть в мяч , давайте поработаем с этим словом.

Произнесите слово мяч, выделяя в нем первый звук.

Назовите первый звук в слове мяч.

(Это звук [м"]).

Произнесите звук [м"] несколько раз, дайте его характеристику, обосновывая свой ответ.

(При произнесении звука [м"] воздух встречает преграду, значит, он согласный. При произнесении звука [м"] слышится голос и шум, значит, он звонкий. Звук [м"] произносится мягко, значит, он мягкий).

Коротко охарактеризуйте звук [м"].

(Звук [м"] согласный, звонкий, мягкий). <Клик>

Вспомните тему урока и назовите игрушки, в которые мог бы ещё играть малыш. (Машинка, меч, мишка и т.д.)

Физминутка.

На физкультминутке мы определим, какое имя могло быть у малыша. Если в его имени есть звук [м] или [м"], то мы киваем головой, соглашаясь; если нет нового звука- отрицаем движением головы.

Миша, Аким, Артём, Сергей, Тарас, Тимур, Максим, Данила, Семён.

VI. Знакомство с новой буквой.

Малыш раскидал кубики с разными буквами. Давайте наведём порядок, складывая кубики в коробочку. Как только вы увидите букву на кубике, которая обозначает звуки [м] и [м"], хлопните в ладоши.

Как называется эта буква?

(Это буква "эм"). <Клик>

На что похожа буква М? Прочитаем стихотворения об этой букве.

Встаньте парами и изобразите букву М.

В какой квадратик ленты букв мы поместим букву М и почему? <Клик>

VII. Чтение слогов, слов, текста с новой буквой

1. Чтение слогов.

С буквой М мы познакомились. Что теперь мы можем делать?

Давайте прочитаем малышу слоги, добавляя каждый раз по одной букве. <Слайд 3>.

2. Работа с чистоговоркой.

Хорошо справились с заданием. А теперь научим малыша правильно и чисто произносить звуки. Прежде надо вставить в чистоговорку подходящий по содержанию слог. <Слайд 4>.

:.- дома я са: (ма-ма-ма -------ма) <Клик>

:. - молоко ко: (му) Клик

:. - едим эски: (мо) Клик

:. - прочитали:(мы) Клик

:. - поём ноту ":" (ми)

3. Чтобы малышу не было скучно, поиграем в игру "Слоговое лото"

(Каждый ученик выбирает и записывает три из предложенных слогов в пособие, учитель показывает другой слог, если получается слово, то ученик получает очко и т.д.). (Далее идет взаимопроверка).

4. Найди "лишнее" слово.

Прочитаем, какие слова у Малыша. Найдём среди них "лишнее".

мышка миска мак
мошка кошка мех

Докажите свой ответ. <Клик>

Что вы знаете о кошках? Каждый готовит по одному предложению, которое бы продолжило ранее услышанную мысль.

Какие двусложные слова могут быть связаны по смыслу со словом КОШКА? (Миска - посуда, из которой кошки едят, мышка - зверёк, за которым охотятся кошки).

5. Составление звуковых схем к словам МЫШКА и МИСКА <Клик> . (Один из учеников составляет схему на доске с использованием магнитных карточек, остальные работают в тетрадях).

6. Чтение текста.

Малыш тоже хочет рассказать о своих домашних питомцах. Послушаем рассказ "Мурка и Мурзик". (Слушаем хорошо читающего ученика, затем каждый шёпотом для себя).

Беседа по прочитанному.

Кто живет в доме?

Как зовут кошек?

Почему Мурка лижет Мурзика?

VIII. Итог урока

С какими новыми звуками и новой буквой мы познакомились?

(Мы познакомились со звуками [м] и [м"] и буквой М).

Дайте характеристику звукам [м] и [м"].

(Звук [м] согласный, звонкий, твердый. Звук [м"] согласный, звонкий, мягкий).

Список литературы.

  1. Л.А.Ефрсинина. Учебное пособие по чтению для 1 класса "Учимся читать" 2 часть, Москва, издательство Вентана-Граф.
  2. Г.А.Бакулина. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках обучения грамоте. 1класс. Москва, гуманитарный издательский центр "Владос".

Материал из книги:

"Мяч и речь". Т. А. Воробьева, О. И. Крупенчук

Игры с мячом, направленные на формирование правильного звукопроизношения и развитие фонематических процессов

В начале учебного года мы знакомим детей с гласными звуками. По этой теме детям предлагается множество разнообразных игр и упражнений. Гласные звуки являются тем фундаментом, на котором базируется вся работа по развитию фонематических процессов у детей. Усвоив эту тему, дети, как правило, хорошо овладевают звуковым анализом и синтезом слов, а следовательно, в дальнейшем легче усваивают материал по обучению грамоте. Вся работа над гласными звуками закрепляется в играх с мячом.

В играх № 1, 2 и 4 дети тренируются в четком произношении гласных звуков и выделении их из звукового ряда. Плавное, длительное пропевание гласных звуков закрепляется в играх № 3 и 5. Интересно то, что в этих играх дети соотносят длительность прокатывания мяча с длительностью пропевания гласных звуков. Все эти игры способствуют отработке плавною выдоха, что очень важно в работе над звукопроизношением. Умение владеть силой голоса мы закрепляем в игре № 7. В группе можно наблюдать детей с нарушением просодических компонентов речи. Эти дефекты очень разнообразны. Ребенок может говорить очень тихо, почти шепотом или иметь глухой, часто с носовым оттенком, голос.

В логопедическую группу поступают также дети с ринолалиями, после операций хейлопластики и уранопластики. Все игры с мячом, направленные на пропевание гласных звуков, полезны для этих детей. К. С. Станиславский, характеризуя звучание русского языка, образно говорил, что гласные - это река, а согласные - берега, и без них наша речь - болото. В своей повседневной работе по коррекции речи детей мы укрепляем эти «бере-га». Закрепление правильного произношения звуков и развитие фонематических процессов можно проводить в играх с мячом.

В игре № 8 дети подбирают слова на заданный звук, четко произносят эти слова. Очень любят ребята игру № 9, которая требует внимания, хорошего уровня раз-вития фонематических представлений, умения выделить звук в начале и конце слова. Весело проходит игра № 10, так как на все вопросы логопеда ребенок может давать ответы, начинающиеся только с одного и того же определенного звука. В занятие по дифференциации звуков целесообразно включить игру с мячом № 11. Эту игру можно использовать для дифференциации любых звуков (с-ш, ш-ж, р-л, з-ж и др.). У детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи могут возникать трудности с делением слова на слоги, усвоением слов сложной слоговой структуры. Конечно, для решения этой проблемы мы используем традиционные приемы: отхлопывание ритмического рисунка, отхлопывание и отстукивание количества слогов в слове, наращивание слогов. Мяч в таких занятиях тоже играет свою положительную роль.

В играх №12, 16и17 дети усваивают слоговую структуру слова, закрепляют умение делить слова на слоги. В играх мы используем не только резиновые мячи, но и самодельные, сшитые из ткани. В группе и логопедическом кабинете есть набор таких мячей красного и синего цвета с вышитыми на них буквами. На каждом красном мяче вышиты четыре гласные буквы, на синем - четыре согласные. Игры с такими мячами очень разнообразны. Так, например, в игре № 6 ребенок называет гласный звук или слово, начинающееся на гласный звук (если логопед бросает ему красный мяч) и согласный (если мяч синего цвета). Разноцветные мячи используются также для анализа и синтеза слогов и слов. Так, в игре № 13 дети по заданию логопеда воспроизводят обратные слоги АП, УТ, ОК, а затем этот слог выкладывается из мячиков. В игре № 14 дети составляют из мячей слова, читают, анализируют их.

1. Игра «Мячик мы ладошкой "стук", повторяем дружно звук»

Цель: развитие фонематического восприятия, быстроты реакции, закрепление знания гласных звуков.

Логопед: Когда услышите звук «А», стукните мячом об пол. Поймав мяч, повторите этот звук. А - У- О - У -А-А - О - У

2. Игра «Гласный звук услышат ушки, мяч взлетает над макушкой»

Цель: развитие фонематического восприятия, быстроты реакции, выделение заданного гласного из ряда других.

Логопед: Я буду называть гласные звуки. Подбросьте мяч, когда услышите звук «Э». А - Э - У -Ы - Э - А - У - О - А - Э - Ы-Э

3. Игра «Звуки гласные поем мы с мячом моим вдвоем»

Цель: развитие длительного, плавного выдоха, закрепление произношения гласных звуков.

Вариант 1. Логопед предлагает детям пропеть гласный звук, одновременно прокатывая шарик по столу. Ребенок делает вдох, плавно катит шар товарищу, пропевая гласный: А - А - А - А - А - А

Вариант 2. Игру можно проводить сидя на полу - в кругу или парами, пропевая заданные логопедом гласные звуки и катая мяч. Логопед обращает внимание детей на то, что мяч нужно прокатывать плавно, звук пропевать протяжно.

4. Игра «Стучалочка» Звуки я сказать хочу И по мячику стучу.

Цель: тренировка четкого произношения гласных звуков, развитие фонематическою восприятия.

Ход игры. Дети и логопед садятся в круг. Мяч зажат у каждою между коленями. Логопед произносит гласные звуки, отстукивая кулаком по мячу. Дети повторяют индивидуально и хором. Звуки отрабатываются в изолированном произношении с постепенным увеличением числа повторений на один выдох, например: А АА ААА Э ээ эээ О 00 000 У УУ УУУ Затем можно произносить различные сочетания звуков: ААЭ АЭО ААУ

5. Игра «Поющие мячики» По мячу сперва стучу, А потом его качу.

Цель: закрепление короткого и длительного произношения гласных звуков, развитие фонематического восприятия, закрепление длительного ротового выдоха.

Ход игры. Дети распределяются парами и садятся лицом друг к другу на расстоянии трех метров. У каждой пары мяч. Логопед произносит сочетания гласных звуков. Последний звук произносится длительно, пропевается. Например: А А Э-э-э-э-э. У Э А~а~а-а~а. Первые два звука сопровождаются ударом кулака по мячу; пропевая третий звук, ребенок катит мяч партнеру. Прокатывание мяча подчеркнуто плавное, длитель-ное, как и произнесение гласного звука.

6. Игра «Разноцветные мячики» Красный - гласный. Синий - нет. Что за звук? Мне дай ответ!

Цель: закрепление дифференциации гласных и согласных звуков, развитие внимания, быстроты мышления. Оборудование: мячи красного и синего цвета.

Ход игры.

Вариант 1. Логопед бросает мяч детям. Поймавший называет гласный звук, если мяч красного цвета, согласный - если мяч синего цвета, и бросает мяч обратно логопеду.

Вариант 2. Ребенок называет слово, начинающееся с гласного звука, если мяч красного цвета. А если мяч синий, то ребенок называет слово, начинающееся с согласного звука.

7. Игра «Тихо - громко» Мы катались по горам, Пели тут и пели там.

Цель: закрепление артикуляции гласных звуков, развитие фонематического восприятия, работа над силой голоса.

Оборудование: малые мячи.

Ход игры. Пропевание заданного звука по демонстрации логопеда. Сила голоса соизмеряется с направлением движения руки. По мере движения руки с мячом вверх (на горку) сила голоса увеличивается, вниз (под горку) - уменьшается При горизонтальном движении руки с мячом (мяч катится по дорожке) сила голоса не изменяется. В дальнейшем дети самостоятельно дают задание друг другу.

8. Игра с передачей мяча «Мяч передавай - слово называй»

Цель: развитие фонематических представлений, быстроты реакции.

Ход игры. Играющие выстраиваются в колонну. У игроков, стоящих первыми, по одному большому мячу (диаметром 25-30 см). Ребенок называет слово на заданный звук и передает мяч назад двумя руками над головой (возможны другие способы передачи мяча). Следующий игрок самостоятельно придумывает слово на этот же звук и передает мяч дальше.

9. Игра с передачей мяча «Звуковая цепочка» Свяжем мы из слов цепочку. Мяч не даст поставить точку.

Цель: развитие фонематических представлений, активизация словаря.

Ход игры. Логопед называет первое слово и передает мяч ребенку. Далее мяч передается от ребенка к ребенку. Конечный звук предыдущего слова - это начальный звук. Например: весна - автобус - слон - нос - сова...

10. Игра с перебрасыванием мяча «Сто вопросов - сто ответов с буквы А (И, В), и только с этой»

Цель: развитие фонематических представлений, воображения.

Ход игры. Логопед бросает мяч ребенку и задает ему вопрос. Возвращая мяч логопеду, ребенок должен ответить на вопрос так, чтобы все слова ответа начинались с заданного звука, например, со звука И. Пример: - Как тебя зовут? - Ира (Иван). - А фамилия? - Иванова. - Откуда ты приехала? - Из Иркутска. - Что там растет? - Инжир. - Какие птицы там водятся? - Иволги. - Какой подарок ты повезешь родным? - Ириски и игрушки.

11. Игра «Слог да слог - и будет слово, мы в игру сыграем снова»

Вариант 1. Цель: закрепление умения добавлять слог до слова.

Ход игры. Логопед говорит детям: - Я произнесу первую часть слова, а вы вторую: са - хар, са - ни. Затем логопед поочередно бросает мяч детям и говорит первый слог, дети ловят и бросают обратно, называя целое слово. Можно перебрасывать мяч об пол.

Вариант 2. Цель: дифференциация звуков, развитие внимания, быстроты мышления.

Ход игры. Логопед бросает детям мяч, называя первый слог: «са» или «ша», «су» или «шу», «со» или «шо», «сы» или «ши». Ребенок заканчивает слово. Например: Ша- шары са- санки шо- шорох со- сорока шу- шуба су- сумка ши- шины сы- сырок

12. Игра с перебрасыванием мяча «Мяч поймаем - раз! И два - мы распутаем слова!»

Ход игры: Бросая мяч детям, логопед произносит слова, а дети, возвращая мяч, их повторяют: Тарелка, пещера, комната, посуда, витрина, колодец. Затем логопед запутывает слова, переставляя слоги. А дети ДОЛЖНЫ их распутать. Логопед: Дети: релтака тарелка щепера пещера накомта комната супода посуда тривина витрина локодец колодец

13. Игра «Звучащие игрушки» Навострите ваши ушки: Звуки скажут вам игрушки.

Цель: анализ и синтез обратных слогов и закрепление слогов слияния.

Оборудование: красные и синие мячи из ткани с вышитыми на гранях буквами, обозначающими гласные и согласные звуки.

Ход игры. Логопед вызывает двух детей: «Это звучащие игрушки, они умеют петь и говорить». Называет на ухо детям звуки, которые они должны будут спеть или произнести. «Сейчас я нажму на кнопочку и наши игрушки заговорят» (поочередно прикасается к детям). «Дети-игрушки» воспроизводят свои звуки, а остальные дети устно «прочитывают» получившийся слог. Дети определяют, какой звук они услышали первым, какой - вторым, и воспроизводят вместе со «звучащими игрушками» слог. Затем обратный слог выкладывается из мячиков с буквами и читается.

14. Игра «Мяч поймай - слово составляй» Мы поймали три мяча - Слово скажем мы сейчас.

Цель: составление трехзвуковых слов и их анализ. Оборудование: мячи из ткани с вышитыми на них гласными и согласными.

Ход игры. Логопед бросает каждому ребенку мяч, называя звуки задуманного слова: М - А - К Д - О - М К - О - Т Дети находят на своем мяче букву, соответствующую названному звуку, и составляют из мячей слово, читают, анализируют его.

15. Игра с перебрасыванием мяча «Мяч лови и мяч бросай - сколько звуков, называй»

Цель: определение последовательности и количества звуков в слове.

Ход игры. Логопед, бросая мяч, произносит слово. Ребенок, поймавший мяч, определяет последовательность звуков в слове и называет их количество. Последовательность. Трехзвуковые слова типа: МАК, СОН, КИТ. Четырехзвуковые слова с открытыми слогами: РАМА, МАМА. Четырехзвуковые слова со стечением согласных: КРОТ, СТОЛ, СПОР.

16. Игра «Встречу слово на дороге - разобью его на слоги»

Цель: тренировка умения делить слова на слоги, развитие внимания, быстроты мышления.

Ход игры. Логопед бросает мяч детям, называя односложные, двусложные и трехсложные слова. Ребенок, поймавший мяч, определяет количество слогов, называет их и бросает мяч обратно. Можно предложить детям произнести слово по слогам, одновременно отбивая слоги мячом.

17. Игра с перебрасыванием мяча «Слово это изменяй, изменяя - удлиняй»

Цель: расширение словарного запаса, развитие внимания, быстроты мышления

Ход занятия: Взрослый бросает мяч детям, при этом произносит односложное слово: сад, куст, нос, нож, стол. Ребенок, поймавший мяч, перед тем, как бросить его обратно изменяет, слово так, чтобы оно стало двусложным (нос - носы) или трехсложным (дом - домики). Определяется количество СЛОГОВ.


Мастер класс:

«Приёмы работы над введением букв, обозначающих гласные звуки»

Языковое обучение должно начинаться с тех предельно общих знаний о строении языка, письменности, которые могут стать основой будущей системы лингвистических знаний и умений учащихся. Известно, что в основе русской письменности лежит позиционный принцип, суть которого состоит в том, что любая языковая единица обнаруживает свое действительное значение - или функцию - только в сочетании с другими языковыми единицами, т. е. в зависимости от своего языкового окружения, от своей позиции в слове, предложении, тексте. Эта закономерность проявляется на всех языковых уровнях.

Чтение и письмо – сложнейшие навыки, которые длительно формируются, проходя ряд этапов. На начальном этапе формирования этих навыков, по мнению психолога Даниил Борисович Эльконина, чтение «есть действие по воссозданию звуковой формы слова на основе его графической модели, а письмо – создание графической модели на основе звуковой формы.»

Но для того чтобы при знакомстве с первыми буквами, при чтении и письме первых слогов и слов ребенок смог открыть позиционный принцип русского чтения, в добуквенный период обучения большое внимание уделяется фонемному анализу слова. Цель этого периода - научить ребёнка ориентироваться в звуковой системе русского языка, познакомить с устройством звуковой формы слова, с важнейшими характеристиками звуков (фонем). Особое внимание обращено на дифференциацию, с одной стороны, гласных и согласных, с другой - мягких и твердых согласных фонем. Практическая цель фонемного анализа, в выделении фонемы и связывании ее с буквой. Звуковой разбор преобразуется с момента введения букв в разбор звукобуквенный. Добавляется новый вопрос: какой буквой можно обозначить звук и почему? Сначала, естественно, этот вопрос относится к той части слова, которая обозначается известными детям буквами. Постепенно в связи с накоплением запаса изученных букв все большая часть звуковой последовательности оказывается замещенной буквами.

Ребенок, владеющий принципом позиционности, способен прочесть слог (слово) с любой новой буквой, как только узнает у взрослого ее фонемное значение. Этот общий позиционный принцип русской письменности и определяет порядок изучения букв, обозначающих гласные звуки.

Обучаясь читать по системе Д. Б. Эльконина, ребенок сразу учится позиционному чтению. Обучаясь читать, ребёнок учится и мыслить. Читая свои первые слоги, ребенок сразу овладевает общим способом чтения любых слогов: учится ориентироваться на гласную букву, следующую за согласной. Для этого гласные буквы вводятся парами: А-Я, О-Ё, У-Ю, Ы-И, Э-Е . Дети сначала знакомятся со всеми пятью парами гласных букв, а потом, при знакомстве с первыми буквами согласных, обнаруживают, что они уже умеют читать любой открытый слог. Ребёнку с самого начала, при чтении и письме первых слогов и слов, открывается общий закон русской письменности, лежащий в основе прочтения любого открытого слога.

Введения десяти букв гласных парами я бы и хотела сегодня вам показать. Я взяла первый урок раздела «Работа букв гласных» «Обозначение звука [а] буквами А, Я.»

Тема . Звуковая природа букв. Буквы А и Я .

Цель . Научить детей распознавать два способа обозначения звука [А] в зависимости от твердости или мягкости предшествующего согласного звука.

Создание ситуации, требующей от учащихся поиска и использования буквенных средств для обозначения конкретного слова.

Учитель . Я загадала слово и составила схему этого слова, попробуйте его отгадать. (ЛЕТО)

Кто сумеет отгадать наше слово по этой звуковой схеме? (Дети предлагают свои варианты слов, каждое предложение проверяется - «прочитывается» по схеме.) Вы нашли много слов, подходящих к схеме, но не отгадали того, которое я задумали. Сейчас я вам немного подскажу. (Учитель обозначает в схеме мягкие и твердые согласные звуки)

Теперь вы сумеете отгадать наше слово? (Дети вновь предлагают свои слова, подходящие к звуковой схеме, например: ЛИСА, ПИЛА, ВЕРА.) Посмотрите: в схеме обозначен каждый звук, но вы так и не сумели прочитать загаданное слово. Почему? (Учитель помогает детям определить причину неудачи: «Согласных и гласных звуков много, а мы использовали для них одинаковые значки; поэтому нельзя точно сказать, какой звук обозначен каждым из этих значков».)

Какие звуки могут стоять на втором месте? (Дети называют все гласные звуки.) Давайте придумаем для каждого звука свой знак, тогда этот звук не спутаешь с другими. Кто может предложить свой, новый способ обозначения звуков?

(Дети предлагают новые знаки для разных звуков, эти предложения обсуждаются. Учащиеся совместно с учителем выясняют «слабые» стороны каждого нового способа (слишком много знаков, непонятно для других людей и т. д. Вероятно, дети сами предложат использовать для обозначения звуков буквы. Далее учитель может показать близость и родственность буквенной записи другим условным обозначениям, способам фиксации слова. Вместе с тем необходимо отметить особенность буквенного письма, его общепринятость.)

Люди давно договорились обозначать звуки специальными значками - буквами. У каждого народа есть свои буквы, которыми он обозначает звуки человеческой речи. Мы будем пользоваться теми буквами, которые приняты в русском языке. Теперь я напишу буквами русского языка слово, которое я загадала: ЛЕТО.

Обозначение гласного звука [А] с помощью букв А и Я .

Учитель . Что изображено на картинке? (МАК ). Составьте звуковую схему слова МАК. Каким знаком вы обозначите второй звук? Почему? Какой это звук? (Гласный.) Назовите его. Поднимите руки все, кто знает, какой значок-буква есть для обозначения звука [А]. Кто сможет найти эту букву в нашей кассе? (На доске висит большая касса с буквами. Учитель помогает ученику найти две карточки - заглавную букву А и строчную а . Ученик показывает их классу.)

Посмотрите: здесь две буквы А (заглавная и строчная). Откройте свои кассы и достаньте точно такие же буквы. Покажите их мне. Какой звук будем обозначать этой буквой? ([А].) Подпишите букву А под тем знаком схемы, который обозначает гласный звук [А]. (Та же работа проделывается одним из учеников на доске: . Прочитаем слово МАК.

Я буду говорить слова. Если вы услышите в слове звук [А], поднимите букву А . АИСТ, ПАРУС, ЛАМПА. Сколько раз прозвучало [А] в слове ЛАМПА? Покажите на пальчиках. А в слове КАРТА? А в слове ТОРТ? Правильно, в этом слове нет звука [А].

А в слове МЯЧ есть звук [А]? Какой это звук: первый, второй или третий? Кто может сказать: есть в слове МЯЧ буква А ? (Скорее всего, в классе найдутся грамотные дети, которые знают, как пишется слово МЯЧ. Если таких детей нет, учитель сам говорит, что в слове МЯЧ звук [А] обозначается буквой Я .)

Составим звуковую схему слова МЯЧ. Назовите второй звук этого слова. ([А].) Какой это звук? Кто сумеет найти в нашей кассе букву, которой обозначается звук [А] в слове МЯЧ? (Ученик находит карточку с буквой Я и показывает ее остальным детям.) Подпишите букву Я в своих схемах под знаком гласного звука [А]:

А теперь послушайте слово ДЫНЯ. Какой последний звук в этом слове? Наверное, его тоже надо обозначить буквой А . Кто со мной не согласен? (Предлагая неверный вариант, учитель рассчитывает на читающих детей, которые сумеют исправить его ошибку.)

Действительно, в слове ДЫНЯ звук [А] обозначается буквой Я . Составим схему слова ДЫНЯ.

Есть ли звук [А] в слове ЛУНА? А как вы думаете какой буквой обозначается этот звук? (Учитель рассчитывает на читающих детей, которые сумеют назвать правильно букву.) Составим схемы.

Как же узнать, когда для обозначения звука [А] используется буква А , а когда - Я ?

Сейчас мы с вами откроем первое правило грамотного письма. Посмотрите внимательно на схемы слов МАК и МЯЧ, ЛУНА и ДЫНЯ. Вы заметили какую-либо закономерность? В слове МАК после какого согласного звука идет звук [А]: после мягкого или твердого? В слове МЯЧ какой согласный стоит перед звуком [А]: твердый или мягкий? Теперь посмотрите на звуковые схемы слов ЛУНА и ДЫНЯ. Какой согласный звук стоит перед звуком [А] в слове ЛУНА? Назовите его. ([Н].) А в слове ДЫНЯ звучит твердый звук [Н] или мягкий звук [Н’] перед звуком [А]?

Вывод .

Буквы А и Я обозначают гласный звук [А].

Буква А обозначает звук [А] после твердого согласного.

Буква Я обозначает звук [А] после мягкого согласного.

Запишите это правило в своих тетрадях так же, как я на доске:

Давайте возьмем ещё два слова - МАЛ и МЯЛ. Какой гласный звук вы слышите в этих словах? Правильно, в словах МАЛ и МЯЛ слышится звук [А]. Теперь я нарисую вам две схемы, а вы определите, где слово МАЛ, а где МЯЛ:

Почему вы решили, что первой схемой я записала слово МАЛ? (Потому что буква А указывает первый согласный твердый, а с твердого согласного [М] начинается слово МАЛ. Буква Я указывает, что перед ней стоит мягкий согласный, а с мягкого согласного начинается слово МЯЛ (значки мягкости и твердости вносятся в схему). Какой буквой обозначается звук [А] в слове МАЛ? Какой - в слове МЯЛ?

Достаньте из своих касс две буквы - А и Я . А возьмите в правую руку, Я - в левую. Я буду говорить слоги. Вы внимательно слушайте. Если в слоге твердый согласный перед звуком [А], какую букву надо поднять? Если мягкий? НА, НЯ, ЛА, ЛЯ, ТЯ, ТА, РА, МУ. ( Когда кто-то из детей ошибается, учитель просит его повторить слог - выделить согласный звук и вспомнить правило.)

Обозначьте звук [А] буквами.

Я вам предлагаю звукобуквенные схемы слов ГИРЯ и ВЕРА. Определите, где какая схема.

Аналогичным образом вводятся все буквы, обозначающие гласные звуки. Эти буквы выстраиваются в два ряда. Буквы верхнего ряда А, О, У, Ы, Э командуют: «Читай передо мной твёрдо!» Буквы нижнего ряда Я, Ё, Ю, И, Е : «Читай передо мной мягко!»

Знакомясь с первыми буквами, они обнаруживают наиболее общее свойство русской графики: способ обозначения мягкости и твердости согласных на письме с помощью гласных букв.

Буквы Е, Ё, Ю, Я, естественно, встречаются не только в теоретически осмысленной позиции - после согласного, но и в начале слова, а также после гласного. Практическое овладение способом чтения букв Е, Ё, Ю, Я в этих позициях подготавливает теоретическое изучение темы «Способы обозначения звука [j] на письме», приступая к которой дети уже умеют читать соответствующие слова. Им не приходится решать две трудные задачи одновременно.

Такой принцип обучения письму и чтению сразу снимает мучительное для современной школы различие между читающими и нечитающими первоклассниками: основные закономерности русской письменности одинаково новы и неизвестны и тем и другим.

По этой системе я работаю уже много лет. Дети не просто обозначают звуки буквами, а сами открывают и осознано могут обосновать работу любой буквы, что и требует Стандарт нового поколения. Раньше мы работали по Букварю Эльконина. А когда все перешли на Азбуку Горецкого УМК «Школа России», я разработала себе в помощь дополнительную тетрадь, в которой внесла различные задания для формирования у детей основ языковедения. А в Азбуке мы очень широко пользуемся материалом по развитию речи.