Разное

Мотивация игровых технологий в доу. План-конспект занятия (старшая группа) на тему: Игровые технологии в образовательном процессе ДОУ

Все дети вовлечены в игры - можно сказать, что это наиболее предпочтительный язык для каждого ребенка. Он является уникальным методом коммуникации, творчества, самовыражения, исследования себя и окружающего мира. Игра - вид деятельности, затрагивающий наполненный образами и эмоциями, позволяющий фантазии выйти за рамки речи и языка. Помимо всего прочего, это основной метод, посредством которого ребенок преодолевает путь к взрослению. Использование игровых технологий в ДОУ позволяет детям придать форму мыслям и чувствам, которые еще не могут быть выражены словами, а также разрешать конфликты, неосознаваемые ими в достаточной степени. Для дошкольников игра - то же самое, что и вербализация для взрослых. в ДОУ крайне необходима - воспитатели должны хорошо понимать принцип ее работы. Это поможет им эффективно организовать расписание и наполнить день способствующими развитию мероприятиями.

Игровая и ее функции

Нашей теме посвящено много литературы: как правило, выделяется 7-12 функций игры как нормальной деятельности ребенка или как инструмента для решения проблемных ситуаций. Можно сгруппировать функции в 5 основных групп: решение задач и конфликтов в развитии, передача культурного наследия, формирование адекватного поведения и способности справляться с проблемами, творчество и самовыражение, укрепление взаимоотношений.

Современные игровые технологии в ДОУ для решения задач и конфликтов в области развития

Когда мозг ребенка развивается, растут его способности к мышлению и обучению, а в центре внимания воспитателя оказываются две цели. Во-первых, необходимо найти эффективное решение эмоциональных проблем и конфликтов, чтобы дети были способны сконцентрировать внимание на обучении. Во-вторых, ребенка нужно подвести к пониманию того, что, несмотря на его желание быть независимым, он находится под опекой родителя или воспитателя, который несет за него ответственность. Игровая технология в ДОУ должна помочь справиться с чувством бессилия и другими эмоциями, в частности агрессией, чтобы процесс обучения стал возможен.

Передача культурных ценностей

Простая может дать детям представление о социальных нормах, ролях и допустимом общественном поведении - знания, необходимые для нормального взаимодействия с окружающими в повседневной жизни. Яркие истории с поучительным подтекстом помогают ребенку понять, чем хорошее отличается от плохого, усвоить и правила, функционирующие в обществе.

Игровая технология в ДОУ как способ формирования адекватного поведения

Некоторые типы игры позволяют научить детей вести целенаправленную деятельность и решать возникающие проблемы. Они подразумевают разбиение проблем на отдельные задачи, оценку приоритета этих задач и их решение вплоть до достижения положительного результата. Этот процесс предполагает отказ от сиюминутного удовольствия ради установленной цели, управление собственными порывами, прогнозирование и планирование будущего - развитие навыков, необходимых для работы в рамках нашей культуры. Игры, развивающие эти навыки, должны включать в себя элементы коллекционирования, конструирования и строительства, требовать организационных навыков и репетиций. Игровая имитация школы, магазина или больницы поможет детям узнать,

Игротерапия в системе коррекционно-воспитательной работы в группах с ОНР

Игровая терапия – метод психотерапевтического воздействия на детей и взрослых с использованием игры.Игра способствует созданию близких отношений между участниками группы, снимает напряженность, тревогу, страх перед окружающими, повышает самооценку, позволяет проверить себя в различных ситуациях общения, снимая опасность социально значимых последствий.

Игровая терапия основывается на том положении, что игра – это естественное средство самовыражения у детей.Игра корригирует подавляемые негативные эмоции, страхи, неуверенность в себе, расширяет способности детей к общению, увеличивает диапазон доступных ребенку действий с предметами. В игровой терапии используются разнообразные игрушки, рисование, игры с водой, песком и др

Сегодня существует несколько видов игровой терапии:недирективная, директивная и смешаннаяигротерапия.Недирективная игровая терапия – это целенаправленная терапевтическая система, центром которой является ребенок как самостоятельная личность, способная к саморазвитию. Цели недирективной игротерапии согласуются с внутренним стремлением ребенка к самоактуализации.

Директивная игровая терапия – это форма, в которой педагог выступает в роли организатора, руководителя психотерапевтического процесса с принятием на себя ответственности за достижение целей психотерапии. Онабазируется на теории социального научения, основной задачей является обучение ребенка адекватному социальному поведению путем подражания (эталону, другим детям, педагогу).

Игротерапия является формой коррекции отношений, где игра выступает своеобразной сферой, в которой происходит налаживание отношений ребенка с окружающим его миром и людьми. Метод игровой коррекции является эффективным и сравнительно новым методом для преодоления проблем в интеллектуальной и личностной сферах.

Организация объединенных наций провозгласила игру универсальным и неотъемлемым правом ребенка. Игра – это единственная центральная деятельность ребенка, имеющая место во все времена и у всех народов.

Игра – практика детской жизни, поэтому в ней, прежде всего, отражается то, что уже было воспринято ребёнком ранее, в ходе игры эти знания преобразуются, совершенствуются благодаря речи.

В презентациипредставленыразличные игры, использующиеся в коррекционно-воспитательной работе сдетьми. Игры создаютособую«терапевтическуюсреду»,расширяющую использование ребенком игрушек, помогающую поддерживать эмоциональный контакт с ребенком, формирующую устойчивую совместную деятельностьвзрослого с ребенком,а также ребенкаи детей подгруппы, стимулирующуюразвитиеего личности,способствующую формированию его речевых,коммуникативных и социальныхнавыков.

Наш проект направлен на развитие любознательности, способностей, формирование творческого воображения детей; обеспечивает охрану здоровья, эмоциональное благополучие, взаимодействие детей друг с другом и со взрослыми.

Игра имеет очень важное значение в жизни развивающегося человека. По мнению психологов, именно в игре ребенок строит свои первые модели окружающего мира, усваивает правила общениямежду людьми, развивает свои способности и характер.

В игре происходит активная деятельность воображения, под влиянием которого имеющиеся знания комбинируются, действительные, реальные представления сочетаются с выдумкой, фантазией. Кроме того, в процессе совместных игр со сверстниками, у ребенка формируются важнейшие коммуникативные качества, необходимые ему в сфере общения.

В игре развиваются сообразительность, находчивость, инициатива. Игры вызывают яркие эмоциональные переживания, а это играет стимулирующую роль, что положительно сказывается на нравственном воспитании ребенка.

Для достижения целей в коррекционно – воспитательной работе мы использовали игры, которые были направлены на:

Установление контакта;

Устойчивую совместную деятельностьвзрослого и ребенка;

Совместную деятельность ребенка с педагогоми детьми подгруппы (2-3 человека);

Совместную деятельность ребенка с педагогоми детьми группы;

Формирование учебных навыков;

Формирование речевых навыков;

Формирование коммуникативных навыков;

Развитие эмоциональной сферы;

Формирование правильного поведения.

Применение так называемой ненаправленной (недирективной) игротерапии ориентировано на самостоятельную игру ребенка, которая позволяет ему свободно выразить свое самочувствие, свой внутренний мир.

Подобная, педагогически жестко неорганизуемая, игротерапия позволяет решить следующие коррекционные задачи:

расширение репертуара самовыражения ребенка;

достижение эмоциональной устойчивости и саморегуляции ребенка;

коррекция отношений в системе «ребенок-взрослый».

Особое место среди методов игротерапии занимают приемы телесно-ориентированной психотехники, органично сочетающие подвижные игры и упражнения и три эмоциональных компонента: музыку, слово взрослого и импровизацию самих детей.

В результате применения указанной игротехники создается специфическая, эмоционально-положительная среда для естественной и эффективной релаксации детей, способствующая через познание образа своего тела в пространстве укреплению тормозных реакций,

координации движений, развитию равновесия, тренировке вестибулярного аппарата, общей психофизической коррекции детей.

Техника ненаправленной игротерапии включает в себя свободные, то есть самостоятельно организуемые и развиваемые детьми настольные игры, игры-импровизации, игры-драматизации,

сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, словесные игры и т. п.

Коррекция личности ребенка в ненаправленной игротерапии осуществляется в результате формирования адекватной системы отношений между детьми, а также - детьми и взрослыми.

Взрослый наставник не отстраняется от играющих детей в ненаправленной игротерапии, а стремится: организовать атмосферу взаимопонимания, обеспечить переживание ребенком чувства собственного достоинства и самоуважения, установить ограничения в игре.

Особой эффективностью психотерапевтического воздействия обладают детский кукольный кружок и детский театр кукол.

Изменение статуса ребенка и его самочувствия достигается как путем прямого воздействия педагога через целенаправленное распределение ролей с учетом индивидуальных особенностей и состояния здоровья каждого ребенка, так и методом опосредованного воздействия. Распределение ролей между детьми осуществляется через распределение между ними кукольных персонажей.

Причем детям менее активным в общении вручается наиболее престижная кукла, что заставляет ребенка ассоциировать себя с ней, чтобы оправдать ее статус среди других игрушек и исполнить роль, соответствующую ее статусу.

В группу игр этого фонда входят также игры, органично сочетающиеся с другими видами искусства: игры-танцы, игры-театрализации, музыкальная игровая импровизация, относящиеся к неструктурированным играм.

Эти методы игротерапии позволяют ребенку выразить свое эмоциональное состояние в свободной игровой форме изобразительной, музыкальной, хореографической и т. п. деятельности.

Это в свою очередь помогает не только взрослому наставнику установить эмоциональную поддержку в форме эмпатии, но и ему самому познать себя, свои особенности, успешно реализуя функции самовыражения и коммуникации аффекта.

Психотерапевтическую направленность носят и строительные игры, в процессе которых в индивидуальной и совместно-групповой деятельности дети также выражают свои конструктивные или деструктивные намерения.

В качестве показателей эффективности игротерапии учитывается стремление детей поддерживать общение и деятельность с другими сверстниками и взрослыми в группе и вне ее, что проявляется в положительных личностных изменениях и сдвигах в самосознании; в улучшении эмоционального самочувствия; позитивной динамике умственного развития за счет снятия эмоционального напряжения.

С пяти до семи лет в жизни ребенка царит золотое время, наполненное свободной игрой. Недоразвитие этой деятельности наносит ущерб мышлению, воображению, фантазии, волевой сфере, поскольку именно эти психологические функции малыша интенсивно развиваются во время игры.

Применение игры во всех сферах жизни ребенка дошкольного возраста позволит существенно повысить уровень его психологической подготовленности к обучению в школе и будет способствовать последующему формированию учебной деятельности.

Опыт работы учителя-логопеда Люсовой Н.В. "Песочная терапия"

"Часто руки знают, как распутать то,
над чем тщетно бьется разум"
К.Г.Юнг

Песок – загадочный материал. Он обладает способностью завораживать человека – своей податливостью, способностью принимать любые формы: быть сухим, легким и ускользающим или влажным, плотным и пластичным. Игра в песок захватывает и взрослых, и детей - вспомните, как приятно бывает присоединиться к игре в «куличики», построить замок на морском берегу или просто смотреть, как высыпается сухой песок из вашей ладони.

Песок пропускает воду, поэтому, по утверждению психологов, он поглощает и негативную энергию человека, стабилизирует его эмоциональное состояние.

Игры в песочнице - одна из форм естественной деятельности ребенка. Поэтому целесообразно использовать песочницу в развивающих и обучающих занятиях. Играя в песок вместе с ребенком, мы передаем в органичной для него форме знания и жизненный опыт, события и законы окружающего мира.

Многие психологи видят в отдельных песчинках символическое отражение автономности человека, а в песочной массе - воплощение жизни во Вселенной.

Принцип «терапии песком» был предложен еще Карлом Юнгом, психотерапевтом, основателем аналитической терапии. Быть может, естественная потребность человека «возиться» с песком и сама его структура и подсказали К. Юнгу эту идею.

Песок обладает способностью «заземлять» негативную психическую энергию. Наблюдения показывают, что игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей и взрослых, и это делает его прекрасным средством для развития и саморазвития ребенка.

Для коррекционных игр в песочнице используется следующее оборудование:

Деревянный ящик размером 50x70x80 см (такой размер соответствует оптимальному полю зрительного восприятия, и это позволяет охватывать его взглядом целиком). Он может быть снабжен ручками для удобства транспортировки. Для занятий с большими группами детей потребуется ящик значительно большего размера. Внутренняя поверхность ящика окрашивается в синий цвет или голубой. Таким образом, дно будет символизировать воду, а борта - небо. Ящик можно заменить и пластмассовой песочницей.

Чистый просеянный песок. Он не должен быть слишком крупным или слишком мелким. Песком заполняется меньшая часть ящика, он может быть влажным или сухим. Песок задает символическую линию горизонта.

«Коллекция» миниатюрных фигурок, желательно, не более 8 см высотой. В набор могут входить: человечки, здания, животные, транспорт, растения, сказочные герои, злые и добрые, различные геометрические фигуры, природный материал - камешки, веточки, шишки, орехи, желуди, каштаны, - словом, все, что может быть использовано в песочных играх.

Мы работаем с детьми старшего дошкольного возраста,иони с удовольствием играют с песком. Ведь такие игры очень естественны, это то, чем ребенок любит заниматься, то, чего не боится. Именно поэтому мы предприняли попытку проводить игры - занятия с песком в качестве дополнительного методического приема

Начинали со знакомства с песком, с тактильными ощущениями, появляющимися от взаимодействия с песком.

«... - Здравствуй, мы пришли с тобой в эту комнату, чтобы поиграть с песком. Давай поздороваемся с ним... Опустим в песочек руки... Что ты чувствуешь, песок какой - теплый или прохладный, мокрый или сухой, гладкий или шершавый? А теперь поверни ладошки вверх, правда, теперь песок кажется прохладным? Давай поздороваемся с песком каждым пальчиком, а теперь кулачками. Давай поскользим «змейкой...»

Следующий наш шаг, который мы сделали, заключался в том чтобы научить ребенка ставить ладонь на ребро и удерживать в таком положении (песок помогает детям ровно держать ладони). Через некоторое время дети при помощи нас педагогов могли составлять отпечатками рук различные геометрические формы, что способствовало лучшему запоминанию понятия формы, сенсорных эталонов цвета и величины.

Параллельно с этим мы помогали детям делать самомассаж песком: перетирать его между пальцами, глубоко зарывать в песок руки. Все это позволяет перейти к упражнениям, направленным на развитие мелкой моторики: пальчики «ходят гулять» по песку, играют на песке, как на пианино, и т.д.

После обучения детей манипуляциям с песком перешли к предметному конструированию.Строили природные ландшафты: реки, озера, моря, горы, долины, по ходу объясняя сущность этих явлений. Так, постепенно дети получали информацию об окружающем мире и принимали участие в его создании.

Все песочные картинымы сопровождали рассказами. При этом дети манипулировали деревьями, животными, транспортом и даже домами. Такие занятия развивают не только представления об окружающем мире, но и пространственную ориентацию.

Параллельно ребята «писали» на песке. Детям не страшно ошибиться, это не бумага, и легко можно все исправить, если допустили ошибку, и поэтому пишут с удовольствием.

Затем мы приступали к постановке сказок на песке: «Колобок», «Теремок», «Курочка Ряба». Мы рассказываем сказку и рукой ребенка передвигаем фигурки в разных направлениях. Постепенно ребенок учится соотносить речь с движением персонажей и начинает действовать самостоятельно.

Кроме того, с помощью игр на песке можно изучать грамоту, счет.

Занятия в песочнице являются очень полезными. Они улучшают эмоциональное состояние, внимание, соотнесение речи с предметными действиями. После песочных игр детям легче и естественнее даются театрализованные игры и другие занятия.

В ходе занятий мы выяснили, что действия детей с песком можно условно разделить на 3 типа:

1) совершение определенных манипуляций с песочной поверхностью (дети заполняют песком формочки, рисуют на песчаной поверхности, делают отпечатки, собирают песок в комочки и создают горки);

2) проникновение в толщу песка, рытье ямок и тоннелей, прятанье в песок предметов с их последующим извлечением;

3) организация сюжетов, создание композиции.

При создании песочных композиций песочница позволяет использовать 3 формы художественного творчества: скульптуру, рисунок и отпечатки на песке, а также работу с предметами. Добавление в песок воды позволяет создать весьма пластичный природный материал, который может использоваться для моделирования трехмерных форм.

При помощи разных инструментов и рук на песке мысоздавали рисунки и отпечатки. Естественные природные объекты и миниатюрные фигурки ребенок может найти на полках и размещает в песочной композиции. Работа с песочницей позволяет создавать новые образы и не требует специальных умений.

Кроме того, песочница - прекрасный тренажер, пропедевтическое средство для подготовки руки к письму, к трудовой деятельности, для овладения специальными движениями.

Так как «Программа комплексного развития и коррекции разных сторон психики детей (психокоррекция)» предполагает 4 цикла обучения, то мы предлагаем в рамках циклов следующие направления работы:

Тема программы

Цели:

Цикл 1 - ориентировочный

Чувствительные ладошки

Знакомство со средой;

Пробуждение интереса к занятиям;

Обучение специальным движениям и их тренировка;

Развитие внимания, связанного с координацией движений;

Развитие моторики рук, тонких тактильных ощущений;

Развитие речи, памяти, мышления.

Цикл 2 - переход от предметно-манипулятивной игры к сюжетно-ролевой

Секреты сухого и мокрого песка

Пробуждение интереса, стимуляция внимания;

Сравнение качеств сухого и мокрого песка;

Развитие внимания, связанного с координацией движений.

Цикл 3 - переход к самостоятельным действиям

Путешествие по

песочной стране

Формирование умений произвольно концентрироваться на заданной группе мышц;

Развитие тонких тактильных ощущений;

Развитие умения действовать по инструкции;

Развитие пространственной ориентации;

Учить выстраивать композиции на песке по образцу.

Цикл 4 - подготовка к самостоятельной жизни

Познавательные игры на песке

Усовершенствование координации движений, мелкой моторики,ориентации в пространстве;

Стимулирование развития сенсорно-перцептивной сферы, особенно тактильно-кинестетической чувствительности,

Усовершенствование навыков позитивной коммуникации;

Закрепление представлений об окружающем мире;

- „проигрывание" разнообразных жизненных ситуаций, создание композиций на песке.

Литература

Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., „Чудеса на песке."

Песочная игротерапия. Методическое пособие для педагогов, психологов, родителей., С-Петербург, 1998.

Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Путь к волшебству. СПб, 1998.

Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Нисневич Л. А. „Как помочь „особому" ребенку". Книга для педагогов и родителей. СПб, „Детство-пресс", 2001.

Грабенко Т.М. , Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. „Практикум по песочной терапии", СПб, „Речь", 2002.

Эль Г. „Человек, играющий в песок". Динамическая песочная терапия., СПб, „Речь", 2007.

Хайди Кэдьюсон, Чарлз Шефер. „Практикум по игровой психотерапии"СПб, „Питер", 2001.

Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Тихонова Е.А.. „Проективная диагностика в сказкотерапии", СПб, „Речь", 2003.

Катаева А.А., Стребелева Е.А.,"Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников", Книга для учителя, М., 1993.

Родина А. М. Работа с песочницей // Кораблина Е.П., Акиндинова И.А.

Баканова А.А., Родина А. М. Искусство исцеления души: Этюды о психологической помощи: Пособие для практических психологов. - СПб., 2001.

Вебер М., Ремен Р. Работа с песочницей // Психосинтез и другие интегративные техники психотерапии / Под ред. А.А.Бадхена, В.Е.Кагана. - М.: Смысл, 1997.

ОСЕННЯЯ КАРТИНКА

Цель:

развитие внимания, связанного с координацией движений;

развитие моторики рук, тонких тактильных ощущений;

развитие пространственного мышления,

развитие умений выполнять действия по инструкции,

коррекция умения сравнивать величины.

Оборудование:

песочница, сосуд для увлажнения песка, муляжи тучек, пластмассовые формы для песка - «ручки».

Ход занятия:

1. Психнастрой

2. Речевой настрой:

Раз вдохнули, два вдохнули,

Хлопнули в ладошки,

А теперь садимся рядом,

Как в земле картошки.

3. На прошлом занятии мы выяснили, что мы работаем с песком, что он - светлый, прохладный, сухой, сыпучий. На нем остаются следы, следовательно, мы можем рисовать.

отпечатаем ладошки;

«погружаем» ладошки в песок;

возьмите правую «ладошку» (левую), наложите на нее свою ладошку. Что больше, что меньше?

(с неговорящими детьми комментарий проводит взрослый).

4. Какое у нас сейчас время года? (осень). Взрослый кладет на песок тучку (или рисует). Часто идет дождь, и мочит землю. Проведем линии от тучки вниз, на землю (с малышами - «рука в руке»).

Идет дождик, и внизу, на земле, получаются лужи (разрываем песок). Что у нас получилось? Настоящая осенняя картинка! Как мы ее назовем?

5. Тебе понравилось играть с песком? Твоим рукам приятно? Мне было приятно с тобой играть. У меня сейчас вот такое настроение - рисуем, какое. Я испытываю радость от общения с тобой.

6. Отряхнем руки, и - в группу. Но по пути зайдем и вымоем руки с мылом. Спасибо, до свидания.

СЕКРЕТЫ МОКРОГО ПЕСКА

Цель:

познакомить со свойствами мокрого песка, вспомнить свойства сухого (подвести к выводу);

научить пользоваться мокрым песком для создания объемных фигур,

стабилизация эмоционального состояния.

Ход занятия:

1. Приветствие.

2 Повторение свойств сухого песка.

3. Что нужно сделать, чтобы песок стал влажным? (добавить воды)

Выливаем немного воды, перемешиваем так, чтобы половина песочницы была мокрой, а половина - сухой.

Опустим руки во влажный песок. Что ты чувствуешь? (холод, он влажный, мокрый, сырой, он перестал быть рассыпчатым, из него теперь можно что-нибудь слепить, он не «течет», а падает).

Давайте попробуем что-нибудь слепить из мокрого песка, («пирожки», комочки, можно поработать с формами для песка, а можно и показать, как из мокрого песка слепить буквы, например, или цифры).

Итак, какой вывод мы можем сделать? Мокрый песок - вязкий, из него можно делать любые формы

ЦВЕТЫ НА КЛУМБЕ

Цель:

развитие и коррекция цветовосприятия, восприятия величины, научить детей определять количество слогов в словах, прохлопывая цвет цветка.

Стимульный материал:

песочница, игрушечные цветы или нарисованные цветы на подставках.

Ход игры:

Взрослый . Дети, сегодня наша песочница по взмаху волшебной палочки превратится в цветочную клумбу.

Взрослый зачитывает стихотворную инструкцию:

На клумбе здесь растут цветы

Необычайной красоты.

Любуются все их цветеньем,

Вдыхают запах с наслажденьем.

Мы в клумбе три бороздки проведем,

Названия цветов на слоги разобьем!

Два слога в верхнюю сажаем,

Три слога в центре оставляем.

Четыре слога - в третью грядку.

Теперь все вроде по порядку.

Итак, начнем сажать, друзья!

Двухсложные слова: роза, тюльпан, пион, ирис, нарцисс, астра.

Трехсложные слова: ромашка, василек, лилия, гвоздика.

Четырехсложные слова: колокольчик, незабудка, хризантема.

После выполнения задания ведущий задает детям следующие вопросы.

1. Опиши цветок по цвету, форме, оттенку.

2. Где чаще всего можно встретить этот цветок?

3. Какие цветы больше всего нравятся тебе, маме, папе, бабушке?

Дети вместе сочиняют сказку про цветы

УГАДАЙ, ЧТО СПРЯТАНО В ПЕСКЕ

Цель:

развитие умения представлять предметы по их словесному описанию.

Стимульный материал:

Ход игры:

Ребенку предлагается, используя устное описание, угадать, что спрятано в песке. Для самопроверки - отыскать. Можно задать направление поиска: справа вверху, слева внизу и т.п. Итог занятия.

ВО САДУ ЛИ, В ОГОРОДЕ

Цель:

ознакомление с окружающим миром, развитие мышления, речи, моторики.

Стимульный материал:

две песочницы, игрушечные овощи и фрукты.

Ход игры:

По взмаху волшебной палочки одна песочница превращается во фруктовый сад, другая - в огород. Детям предлагается посадить сад и огород. После выполнения задания дети рассказывают, что где растет. Взрослый просит ребенка описать овощи и фрукты по форме, цвету, вкусу.

Кроме того, обращаем внимание на животных, которые живут рядом с человеком.

Итог занятия.

КОВЕР-САМОЛЕТ ДЛЯ ПРИНЦЕССЫ

Цель:

научить детей понимать количественные и качественные соотношения предметов (меньше - больше, выше - ниже, справа, слева), закрепить знания о геометрических формах.

Стимульный материал:

треугольники, квадраты, круги, овалы, прямоугольники, различающиеся по цвету и величине.

Ход игры:

Взрослый рассказывает сказку.

В сказочном царстве принцесса жила,

Очень красива, добра и мила.

Вдруг прилетел огнедышащий змей,

Чтоб на принцессе жениться скорей

И унести в мир страха и тьмы,

Сделать царицей змеиной страны.

Нам надо принцессу от змея спасти,

В заморские страны ее увезти.

Построим, ребята, ковер-самолет,

Нашу принцессу он точно спасет.

Взрослый предлагает ребенку сделать для принцессы волшебный ковер-самолет, украшенный геометрическим орнаментом.

После выполнения задания ребенку задаются следующие вопросы.

1. Найди и покажи самый маленький круг.

2. Найди и покажи самый большой квадрат.

3. Назови фигуры, расположенные внизу, вверху, слева, справа.

4. Каких цветов фигуры на ковре-самолете.

5. Назови, где находится красный маленький квадрат и т.д.

ДЕТСКИЕ СЕКРЕТИКИ

Цель:

развивать мышление, воображение.

Стимульный материал:

песочница, набор миниатюрных игрушек.

Ход игры:

У взрослого готова карта-схема с условными обозначениями домов, леса, гор, рек и т.д. Ребенок по данной схеме строит песочную картину.

Ребенка просят отвернуться, а в это время взрослый прячет секретики на различных участках картины. На карте-схеме в том месте, где спрятаны секретики, ставится точка. Ребенок поворачивается и отыскивает секретики, следуя карте-схеме.

Игру можно усложнить. Ребенок прячет секретики сам и отмечает их местонахождение на карте-схеме. Взрослый отыскивает.

ЦВЕТНЫЕ ЗАБОРЧИКИ

Цель:

развитие у детей сенсорного восприятия.

Стимульный материал:

песочница, счетные палочки (по десять красных, синих и зеленых), миниатюрные фигурки

Ход игры:

На столе вперемежку лежат счетные палочки разных цветов. Взрослый просит ребенка выбрать из них синие палочки и построить заборчик синего цвета. Потом - красные палочки и построить заборчик красного цвета.

Можно предложить ребенку построить один большой забор, чередуя палочки по цвету.

ОБЩИМ СЛОВОМ НАЗОВИ И ЗАПОМНИ

Цель:

развитие памяти, внимания, умения классифицировать предметы по заданным признакам.

Стимульный материал:

песочница, миниатюрные фигурки.

Ход игры:

Ребенку дается задание построить в песочнице сказочный лес и заселить его дикими животными. Он выбирает из множества фигурок только диких животных и строит песочную картину. Взрослый предлагает ребенку запомнить всех животных, которых он расположил в лесу. Ребенок отворачивается, а взрослый в это время убирает одно животное. Ребенок, повернувшись, говорит, кого не стало. Игра усложнится, если добавить еще одно дикое животное.

По такому же принципу можно превратить песочницу в дивный фруктовый сад, поле с цветами, огород с овощами, квартиру с мебелью и т.д. В конце игры дети сочиняют сказочную историю.

СТРОИТЕЛИ НА СКАЗОЧНОМ ОСТРОВЕ

Цель:

развитие воображения, творческого мышления, сенсорного восприятия, художественно-конструкторских способностей, умения строить в соответствии с планом-схемой.

Стимульный материал:

блоки треугольной, прямоугольной и квадратной формы различного цвета, палочки, миниатюрные фигурки животных, птиц, людей, конверт с письмом.

Ход игры:

Взрослый рассказывает историю о бутылке, выброшенной на берег моря с письмом внутри. Ребенок берет бутылку и достает письмо следующего содержания.

В океане остров был чудесный,

Никому доселе не известный.

Замки, башни и дворцы

Возвели строители-творцы.

Но черные тучи вдруг набежали,

Солнце закрыли, ветер позвали.

Жители спрятаться только успели,

Огонь, ураган и дождь налетели.

Разрушено все: только камни одни.

Вот что осталось от этой страны.

Теперь не существует дивной красоты.

Остались лишь одни мечты, что...

На этом письмо прерывается.

Взрослый задает детям следующие вопросы для обсуждения.

1. Как вы думаете, о чем мечтал человек, написавший эту записку?

2. Что это был за человек?

Взрослый: Ребята, посмотрите, на обороте записки нарисованы чертежи сооружений из блоков различной формы и цвета. Давайте возьмем волшебную палочку, произнесем «Крибле-крабле-бумс» и переместимся на остров Сказки, где попробуем построить чудесные сооружения по чертежам. Осуществим мечту человека. В путь!

Воспитатель: Искра Виктория Васильевна р.п. Усть –Абакан, 2018год Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение. Детский сад «Радуга»

«Игра – путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить» А.М. Горький.

Игровые технологии широко применяются в дошкольном возрасте, так как игра в этом возрасте является ведущей деятельностью в этот период. В деятельности с помощью игровых технологий у детей развиваются психические процессы.

Главная цель игровой технологии - создание полноценной мотивационной основы для формирования навыков и умений деятельности в зависимости от условий функционирования дошкольного учреждения и уровня развития детей.

Её задачи:

Достигнуть высокого уровня мотивации, осознанной потребности в усвоении знаний и умений за счёт собственной активности ребёнка.

Подобрать средства, активизирующие деятельность детей и повышающие её результативность.

Игровая педагогическая технология - организация педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Это последовательная деятельность педагога по: отбору, разработке, подготовке игр; включению детей в игровую деятельность; осуществлению самой игры; подведению итогов, результатов игровой деятельности.

Игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его основных задач.

Игровая технология должна быть направлена на решение таких задач:

  • дидактическая цель ставится перед детьми в форме игровой задачи;
  • деятельность подчиняется правилам игры;
  • учебный материал используется в качестве ее средства;
  • в деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;
  • успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Игровая форма организованной образовательной деятельности, создается игровой мотивацией, которая выступает как средство побуждения, стимулированию детей к обучению.

Игра - это самая свободная форма погружения человека в реальную или (воображаемую) действительность с целью ее изучения, проявления собственного «Я» , творчества, активности, самостоятельности, самореализации.

Игра несет на себе функции: снимает напряжение и способствует эмоциональной разрядке; помогает ребенку изменить отношение к себе и к другим, изменить способы общения, психическое самочувствие.

Игровая технология включает в себя:

  • игры и упражнения, формирующее умение выделять характерные признаки предметов;
  • группы игр на обобщение предметов по определенным признакам;
  • группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных;
  • группы игр воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, смекалку и т.д.;

В игре активизируются психологические процессы участников игровой деятельности: внимание, запоминание, интерес, восприятие и мышление.

В игре возможно вовлечение каждого в активную работу, эта форма занятия противостоит пассивному слушанию и чтению. В процессе игры интеллектуально пассивный ребёнок свободно выполнит такой объём работы, какой ему совершенно недоступен в обычной ситуации.

У детей дошкольного возраста ведущей деятельностью является игра.

Психологи рассматривают игру в дошкольном возрасте как деятельность, определяющую психическое развитие ребенка, как деятельность ведущую, в процессе которой возникают психические новообразования.

Виды педагогических игр очень разнообразны.

Они могут различаться:

  • по виду деятельности - двигательные, интеллектуальные, психологические и т. д.;
  • по характеру педагогического процесса - обучающие, тренировочные, контролирующие, познавательные, воспитательные, развивающие, диагностические.
  • по характеру игровой методики - игры с правилами; игры с правилами, устанавливаемыми по ходу игры; игры, где одна часть правил задана условиями игры, а устанавливается в зависимости от её хода.
  • по содержанию - музыкальные, математические, логические и т. д.
  • по игровому оборудованию - настольные, компьютерные, театрализованные, сюжетно-ролевые, и т. д.

Главный компонент игровой технологии - непосредственносистематическое общение педагога и детей.

Воспитательное и обучающее значение игры зависит от:

  • знания методики игровой деятельности
  • профессионального мастерства педагога при организации и руководства различными видами игр
  • учёта возрастных и индивидуальных возможностей.

Используя игровые технологии в образовательном процессе, я много использую доброжелательности, стараюсь осуществлять эмоциональную поддержку, создавать радостную обстановку, поощрять любую выдумку и фантазии ребенка. Только в этом случае игра будет полезна для развития ребенка и создания положительной атмосферы сотрудничества со взрослым.

Сначала игровые технологии я использовала как игровые моменты. Игровые моменты очень важны в педагогическом процессе, особенно в период адаптации детей в детском учреждении. Работая с детьми четырех – пяти лет для меня основная задача - это формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю, умения видеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека, интересного партнера в игре. Использую фронтальные игровые ситуации, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием. Это игры типа «Хороводные» , «Догонялки» .

В своей деятельности я ежедневно применяю игровые моменты на занятиях, в свободной деятельности детей, на прогулках, во время разных игр: это и пальчиковая гимнастика в стихотворной и игровой форме, и артикуляционная гимнастика, сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, подвижные игры, игры малой подвижности, речевые игры и задания хорошо развивают речь ребенка и готовят к успешному обучению в школе

Игровые моменты должны присутствовать во всех видах деятельности детей: труд и игра, учебная деятельность и игра, повседневная бытовая деятельность, связанная с выполнением режима и игра.

Уже в раннем детстве ребенок имеет наибольшую возможность именно в игре, а не в какой-либо другой деятельности, быть самостоятельным, по своему усмотрению общаться со сверстниками, выбирать игрушки и использовать разные предметы, преодолевать те или иные трудности, логически связанные с сюжетом игры, ее правилами.

Например: использую игровую ситуацию "” – Кто быстрее докатит свою фигурку до игрушечных ворот? ” вовлекая детей в веселую игру – соревнование: " Такими фигурками может быть шарик и кубик, квадратик и круг.

Дети делают выводы, что острые углы мешают катиться кубику и квадратику: "Шарик катится, а кубик - нет”. Затем это закрепляем в рисованиии квадрата и круга.

Такие игровые технологии, направленные на развитие восприятия.

Технология развивающих игр Б.П. Никитина:

Программа игровой деятельности состоит из набора развивающих игр, которые при всем своем разнообразии исходят из общей идеи и обладают характерными особенностями.

Каждая игра представляет собой набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов из картона или пластика, деталей из конструктора-механика и т.д. В своих книгах Никитин предлагает развивающие игры с кубами, узорами, рамками и вкладышами Монтессори, планами и картами, квадратами, наборами «Угадайка» , «точечками» , «часами» , термометром, кирпичиками, кубиками, конструкторами.

Дети играют с мячами, веревками, резинками, камушками, орехами, пробками, пуговицами, палками и т.д. и т.п. Предметные развивающие игры лежат в основе строительно-трудовых и технических игр, и они напрямую связаны с интеллектом.

Игровые технологии помогают в развитии памяти, которая так же, как и внимание постепенно становится произвольной. В этом детям помогут игры типа «Магазин» ,» Дочки-матери», «Запомни картинку» .

Игровые технологии способствуют развитию мышления ребенка. Как мы знаем, что развитие мышления ребенка происходит при овладении тремя основными формами мышления: наглядно-действенным, наглядно-образным и логическим. Наглядно-действенное - это мышление в действии. Оно развивается в процессе использования игровых приемов и методов обучения в ходе осуществления действий, игр с предметами и игрушками. Образное мышление - когда ребенок научился сравнивать, выделять самое существенное в предметах и может осуществлять свои действия, ориентируясь не на ситуацию, а на образные представления. На развитие образного и логического мышления направлены многие дидактические игры. Логическое мышление формируется в процессе обучения ребенка умению рассуждать, находить причинно-следственные связи, делать умозаключения.

Естественно, что комплексное использование игровых технологий разной целевой направленности помогает подготовить ребенка к школе. Проблемы формирования интеллектуальной готовности к школе решают игры, направленные на развитие психических процессов, а также специальные игры, которые развивают удошкольника элементарные математические представления, знакомят его со звуковым анализом слова, готовят руку к овладению письмом.

Таким образом, игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его основных задач.

Цель игровой терапии - не менять ребенка и не переделывать его, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого.

Если с детьми занимаются игровой терапией систематически, то они приобретают способность управлять своим поведением. В их игровой деятельности начинают преобладать сюжетно-ролевые игры с отображением отношений людей. В качестве одного из эффективных видов игротерапевтических средств используются народные игры с куклами, потешками, хороводами, играми-шутками.

Используя в педагогическом процессе народные игры «Кошки – мышки» , «Прятки» , «Жмурки» , своей работай я не только реализуют обучающие и развивающие функции игровых технологий, но и различные воспитательные функции: одновременно приобщаю воспитанников к народной культуре. Это важное направление компонента образовательной программы детского сада.

Использование игровой технологии театральной деятельности, помогает мне обогащать детей в целом новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к литературе, театру, формирует диалогическую, эмоционально-насыщенную речь, активизирует словарь, способствует нравственно-эстетическому воспитанию каждого ребенка.

Подводя итоги сказанного, хочу сделать вывод, что применение игровых технологий в моей педагогической работе помогает влиять на качество образовательного процесса, на повышение эффективности воспитания и обучения детей и на снятие отрицательных последствий образования.

Игровые занятия проходят очень живо, в эмоционально благоприятной психологической обстановке, в атмосфере доброжелательности, свободы, равенства, при отсутствии изоляции пассивных детей. Игровые технологии помогают детям раскрепоститься, появляется уверенность в себе. Как показывает опыт, действуя в игровой ситуации, приближенной к реальным условиям жизни, дошкольники легче усваивают материал любой сложности.

Таким образом, понимая, что игра – это важный вид деятельности в дошкольном возрасте, я стараюсь организовать ее так, чтобы каждый ребёнок, проживая дошкольное детство, мог получить знания, умения и навыки, которые он пронесёт через всю жизнь. И от того, как я его научу передавать взаимоотношения между людьми, так он и будет строить реальные отношения.

Список использованной литературы:

  1. Касаткина Е. И. Игра в жизни дошкольника. - М., 2010.
  2. Касаткина Е. И. Игровые технологии в образовательном процессе ДОУ. //Управление ДОУ. - 2012. - №5.
  3. Пенькова Л. А., Коннова З. П. Развитие игровой активности дошкольников.
  4. Аникеева Н.П. Воспитание игрой/Н. П. Аникеева. - Москва, 1997. с. 5-6
  5. Елистратова И. Давай с тобой поиграем. //Мой ребенок/И. Елистратова. - №11. -2006. -с. 22-30.
  6. Запорожец А.В., Маркова Т.А. Игра и её роль в развитии ребенка дошкольного возраста. - Москва, 1998 г. с-8-12.

Марина Алексеевна Гаврильченко

Актуальность использования современных игровых технологий в ДОО заключается в том, что в настоящее время происходит переход на новые технологии обучения в связи с изменениями условий существования и развития общества.

С введением ФГОС ДО дошкольное образование стало первой ступенью в образовании. Для успешного развития детей дошкольного возраста актуальны игровые технологии .

Раньше в ДОУ проводились занятия в урочной форме с использованием игровых элементов . Сегодня ведущим видом деятельности является игра, точнее комплекс игровых упражнений , которые тесно переплетаются в зависимости от темы.

Умение правильно подобрать игровые методики – залог успешной работы. Благодаря игровым технологиям учебный процесс легко проходит в течении всего дня в режимных моментах.

Ни для кого не секрет, что игровая педагогическая технология – это наука о способах взаимодействия воспитателя и ребенка в образовательном процессе с использованием ряда игровых методик , объединенных одной темой.

Практика показала, что использование игровых технологий в нашем ДОУ существенно повысило интерес воспитанников к учебной деятельности, они лучше стали запоминать материал, их сознание и мышление стало более раскрепощенным. Отсюда повысился уровень усвоения детьми знаний.

В работе с детьми в нашем ДОУ используются традиционные печатные настольные игры (лото, домино, шесть картинок, пазлы и т. д., а так же элементы современных игровых технологий .

Методика Марии Монтессори.

Эта методика в большей степени применяется в группе раннего возраста и младших группах дошкольного возраста, которая способствует развитию мелкой моторики, сенсорному развитию. Она интересна тем, что материалом для развития служат подручные предметы (чашки, ложки, стаканчики, крупы, ситички и т. д.)

Мы знаем, что маленькие дети учатся, совершая какие-либо действия. В то время, когда взрослый может научиться некоторым вещам, читая, наблюдая или слушая информацию. Ребенок же всему обучается практически только через собственное действие.

В данной методике весь дидактический материал можно разделить на пять зон :

Зона практической жизни (здесь дети учатся обслуживать себя и окружающих) ;


В зоне сенсорного развития ребенок учится различать предметы по признакам (цвет, вес, форма, длина, высота и т. д.) В эту зону входят материалы, развивающие тактильные ощущения, зрение, слух, обоняние;


Математическая зона объединяет материалы, помогающие ребенку усвоить математические операции (сложение, вычитание, деление, дроби) ;


В языковой зоне дети осваивают основы письма и чтения. Ребенку всегда доступны карандаши, сборный алфавит, магнитная доска, буквы различной величины.


В космической зоне дети знакомятся с окружающим их миром, с разнообразием фауны и флоры, с историей культуры разных народов.


Данная методика не ограничивает рабочее пространство. Воспитанники могут перемещать игрушки.


Однако стоит помнить, что каждая игра заканчивается уборкой, т. к. порядок – это обязательный элемент в системе Монтессори.


Так же в нашем ДОУ применяют элементы игровой технологии Никитиных . Эта методика интересна тем, что программа игровой деятельности состоит из набора развивающих игр, которые при всем своем разнообразии исходят из общей идеи и обладают характерными особенностями.

Каждая игра представляет собой набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, квадратов)

Эта методика рассчитана не столько на детей, сколько на совместную игру воспитанников с педагогом.

Методика Никитиных включает в себя головоломки для развития логического и образного мышления, набор задач, направленных на распознавание и достраивание различных образов, которые можно выполнить с помощью квадратиков по принципу пазла или конструктора.

Ниболее популярны в нашем ДОУ такие игр, как «Сложи узор» , «Уникуб» , «Сложи квадрат» , «Точечки» .

Игра «Сложи узор» включает в себя 16 кубиков одного размера, каждая из граней которых покрашена в синий, белый, желтый и красный цвет, а оставшиеся две грани имеют диагональное разделение (желто-синее и красно-белое)


Игра «Уникуб» состоит из 27 кубиков. Каждая из граней покрашена в желтый, синий и красный цвета. В итоге должно получитья по 54 грани красного, желтого и синего цвета.


Эта игра больше рассчитана на старший дошкольный возраст. Благодаря этой игре в будущем ребенку легко будет освоить такие науки, как математика и черчение.

Игра «Сложи квадрат» выглядит, как набор из различных геометрических фигур, из которых нужно собрать квадраты. Каждая их деталь покрашена в одинаковый цвет.


Как правило, сначала требуется активное участие взрослых, но затем ребенок может заниматься уже самостоятельно. При этом нельзя ему подсказывать, надо предоставить возможность думать самостоятельно. Если у ребенка не получается, то следует упростить задание, либо временно оставить эту игру.

Дидактический материал «Блоки Дьенеша» представляет собой набор из 48 фигур трех цветов (синий, красный и желтый)


Сразу хочу предупредить, что этот набор рассчитан на совместные занятия детей со взрослым.

Самостоятельные игры детей с блоками Дьенеша не позволяют эффективно использовать их развивающий потенциал.

Можно использовать специальный вспомогательный альбом, но как показала практика, детям больше нравится играть с блоками произвольно.

Параллельно с блоками Дьенеша в ДОУ используются палочки Кюизенера . Данный материал представляет собой набор счетных палочек 10 разных цветов и разной длины от 1 до 10 см.


Палочки Кюизенера широко применяются в образовательной области «Познавательное развитие» . Они помогают ребенку научиться :

Различать расположение предметов в пространстве (впереди, сзади, между, посередине, справа, слева, внизу, вверху) ;

Осознать математические понятия («число» , «больше» , «меньше» , «столько же» , «фигура» , «треугольник» и т. д., сформировать представление о соотношении цифры и числа, количества;

Осуществлять разбор числа на составные части и определение предыдущего и последующего числа в пределах первого десятка;

Освоить навыки – сложение и вычитание;

С помощью палочек полезно также составлять буквы и цифры.

К сожалению, готовое пособие очень дорогое, поэтому воспитатели изготовили это пособие из двухстороннего картона.

Не могу не отметить дидактические игры Воскобовича.

На сегодня эта игровая технология включает в себя около 50 игр. В нашем ДОУ применяются игры «Геоконт» и «Квадрат Воскобовича, которые воспитатели сделали своими руками.

Игра «Геоконт» представляет собой фанерную доску, на которой изображена координатная сетка и прибито 33 канцелярских кнопок.


Игра «Квадрат Воскобовича» представляет собой гибкое поле, на которое приклеено 32 треугольника двух или четырех цветов.

Уникальная конструкция позволяет трансформировать квадрат в огромное количество плоских и объемных фигур с различным рисунком.


Эта игра учит конструировать, моделировать, мыслить абстрактно и ориентироваться в пространстве.

Методика Сегена представляет дидактические кубы, доски с вырезанными на ней окошками.


В эти прорези вставляются различные вкладки. Нами используются как купленные пособия по методике Сегена, так и сделанные своими руками.


Изготовлены они из различного материала. Но хотелось бы подробнее остановиться на таком интересном материале, как фоамиран. Это достаточно новый материал, в состав которого входит винилацетат, который представляет собой вспененную резину, еще его называют пластичной замшей.


Из этого материала изготовлены такие пособия, как шнуровки, доски Сегена, игра «Собери квадрат»

Палитра цветов позволяет фантазировать. Этот материал хорошее подспорье такому материалу, как фетр. Он значительно дешевле.

Подводя итоги, хочу заметить, что применение раннее заявленных игровых технологий , положительно влияют на качество образовательного процесса и позволяет осуществлять текущую коррекцию его результатов, т. к. обладают двойной направленностью : на повышение эффективности воспитания и обучения детей и на снятие отрицательных последствий образования.

В результате у детей повысился уровень развития с учетом их индивидуальных особенностей и достижения целевых ориентиров дошкольного образования. Появилась уверенность в своих силах, желание активно участвовать в процессе обучения, улучшились память, внимание, фантазия, развилась способность к умственным действиям, понимание математической речи. А это все способствует всестороннему развитию дошкольника.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

«Игровые технологии в детском саду» «МДОБУ Сурокский детский сад «Солнышко» Подготовила: Воспитатель Иванова Н.Г.

2 слайд

Описание слайда:

«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра- это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий окружающего мира. Игра-это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности» В.А.Сухомлинский

3 слайд

Описание слайда:

В свете ФГОС личность ребенка находится на первом плане и все дошкольное детство должно быть посвящено игре. Игра – это не только удовольствие и радость для ребёнка, но и закрепление навыков, которыми он недавно овладел. Дети в игре чувствуют себя самостоятельными, по своему желанию общаются со сверстниками, реализуют и углубляют свои знания. Играя, дети познают окружающий мир, изучают цвета, форму, свойства материала и пространство, знакомятся с растениями, животными, адаптируются к многообразию человеческих отношений.

4 слайд

Описание слайда:

Игровые технологии Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. В нее включаются последовательно игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их; группы игр на обобщение предметов по определенным признакам; группы игр, воспитывающих умение владеть собой. При этом игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс; осваивать ряд учебных элементов.

5 слайд

Описание слайда:

Главная цель игровой технологии - создание полноценной мотивационной основы для формирования навыков и умений деятельности в зависимости от условий функционирования дошкольного учреждения и уровня развития детей. Её задачи: Достигнуть высокого уровня мотивации, осознанной потребности в усвоении знаний и умений за счёт собственной активности ребёнка. Подобрать средства, активизирующие деятельность детей и повышающие её результативность.

6 слайд

Описание слайда:

Игровая технология строится как целостное образование. В нее включаются последовательно: Игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их. Группы игр на обобщение предметов по определенным признакам. Группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др. Группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных.

7 слайд

Описание слайда:

Требования к игровой технологии Технологическая схема - описание технологического процесса с разделением на логически взаимосвязанные функциональные элементы. Научная база - опора на определённую научную концепцию достижения образовательных целей. Системность - технология должна обладать логикой, взаимосвязью всех частей, целостностью. Управляемость - предполагается возможность целеполагания, планирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирование средств и методов с целью коррекции результатов. Эффективность - должна гарантировать достижение определённого стандарта обучения, быть эффективной по результатам и оптимальной по затратам. Воспроизводимость - применение в других образовательных учреждениях

8 слайд

Описание слайда:

Игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его основных задач. Игровые технологии, дают ребёнку: возможность «примерить» на себя важнейшие социальные роли; быть лично причастным к изучаемому явлению (мотивация ориентирована на удовлетворение познавательных интересов и радость творчества); прожить некоторое время в «реальных жизненных условиях». Особенности игровых технологий

9 слайд

Описание слайда:

Значение игровой технологии не в том, что она является развлечением и отдыхом, а в том, что при правильном руководстве становится: способом обучения; деятельностью для реализации творчества; методом терапии; первым шагом социализации ребёнка в обществе. Воспитательное и обучающее значение игры зависит от: - знания методики игровой деятельности; - профессионального мастерства педагога при организации и руководства различными видами игр; - учёта возрастных и индивидуальных возможностей.

10 слайд

Описание слайда:

Отличие игровой технологии от игры В отличие от игр вообще, игровая технология обладает существенным признаком четкого обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Игровая форма ООД создается при помощи игровых приемов и ситуаций, выступающих как средство побуждения, стимулирования к образовательной деятельности.

11 слайд

Описание слайда:

Главный компонент игровой технологии - непосредственное и систематическое общение педагога и детей. Его значение: - активизирует воспитанников; - повышает познавательный интерес; - вызывает эмоциональный подъём; - способствует развитию творчества; - максимально концентрирует время занятий за счёт чётко сформулированных условий игры; - позволяет педагогу варьировать стратегию и тактику игровых действий за счёт усложнения или упрощения игровых задач в зависимости от уровня освоения материала.

12 слайд

Описание слайда:

Целевые ориентации игровых технологий: Дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность, формирование определённых умений и навыков, развитие трудовых навыков. Воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли, сотрудничества,коллективизма, коммуникативности. Развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, умения сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, воображения, фантазии, творческих способностей, развитие мотивации учебной деятельности. Социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества, адаптация к условиям среды, саморегуляция.

13 слайд

Описание слайда:

Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов - забота каждого воспитателя! Цель игровой технологии – не менять ребёнка и не переделывать его, не учить его каким - то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность « прожить » в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого

14 слайд

Описание слайда:

15 слайд

Описание слайда:

Сюжетно - ролевая игра – это основной вид игры ребенка дошкольного возраста. Игра – это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта. Основной источник, питающий сюжетно - ролевую игру ребенка, - это окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников. Основной особенностью сюжетно - ролевой игры является наличие в ней воображаемой ситуации. Воображаемая ситуация складывается из сюжета и ролей.

16 слайд

Описание слайда:

Сюжет игры – это ряд событий, которые объединены жизненно - мотивационными связями. В сюжете раскрывается содержание игры – характер тех действий и отношений, которыми связаны участники событий. Роль является основным стержнем сюжетно - ролевой игры. Чаще всего ребенок принимает на себя роль взрослого. Роль выражается в действиях, речи, мимике, пантомиме.

17 слайд