Собственный опыт

Мультфильм Destino: совместное творение Сальвадора Дали и Уолта Диснея.

Сальвадор Дали считал Уолта Диснея сюрреалистом, и, может, поэтому в 1946 году Великий Мистификатор сотрудничал с Великим мультипликатором. Итог зрители смогли увидеть лишь в 2003 году.

Мультфильм приобрел всемирную известность, но зрители задаются вопросом: что все-таки там непосредственно «от Дали», а что - продукт Диснея? Что ж, ответ сюрреалистичен, как сама судьба «Дестино»!


Сальвадор Дали приехал в Америку в 1945 г., но вовсе не из-за мульти-повода. Визит состоялся . «Королю Ужасов» нужны были декорации для фильма, но Дали был взбешен кино-адаптацией его идей: вместо подвешенных к потолку роялей - жалкие имитации! Так что на выставке своих картин в галерее «Бинью» сюрреалист представил публике еще и «псевдо-газету» «Dali News» с разоблачением Голливуда и… анонсом грядущего проекта с Уолтом Диснеем. Приятная встреча двух творцов определила судьбу нового замысла: их интересы совпали.

Аниматор на волне своей новаторской работы 1940 г. «Фантазия» увлекся идеей синтеза мультипликации и высокого искусства. А Дали постоянно искал новые возможности для воплощения своих снов и фантазий. И, хотя художник запросил огромную сумму за работу, поставив условия и об авторских правах, контракт был подписан. Окрыленный Дали говорил о создании «фильма новыми способами», в котором «…Благодаря мастерству Диснея впервые станет возможным увидеть часы в движении». И дело двинулось!


Сальвадор Дали получил в свое распоряжение режиссера, художников-мультипликаторов Джона Хенча и Боба Кормака, и музыку. Анимация задумывалась под балладу «Destino» мексиканца Армандо Домингеса, и Дали пленило само слово, в переводе - «судьба». Её повороты в воображении Дали постоянно менялись, появлялись новые образы и картины.

«Девушка идет по дороге и… оказывается верхом на огромном слоне с ногами членистоногого насекомого в окружении разнообразных чудовищ… Мы видим пирамиду… рядом с церковью, плывущей над прудом, образованным двумя человеческими ладонями, из которых вырастают два кипариса. Вокруг пруда на велосипедах разъезжают голые люди. Все они исчезают в пруду» - слова Дали о будущем мультфильме из интервью журнала «Arts».

Какие-то моменты напоминали идеи существующих картин Дали - он желал «оживить» работу 1939 г. «Лебеди, отражающиеся в виде слонов», включить образ «девушки, прыгающей через веревочку», другие известные картины. Ведь художник создавал не мультфильм, а средство погружения в персональный мир сюрреализма Сальвадора Дали!

Дисней, первоначально определивший «Дестино» как «обычную историю любви девушки и юноши», был ошеломлен фантазиями и представленными работами Дали.

Художник создал 22 картины и около 135 набросков, и Джон Хенч подготовил 18-секундный фрагмент мультфильма. Ибо Диснея после Второй Мировой войны волновал вопрос: будет ли затея коммерчески успешной? Увы, спустя восемь месяцев с момента начала работы «роды» так и не состоялись: Дисней отложил проект по финансовым причинам. Однако спустя полвека племянник Уолта Диснея - Рой, работая над новой версией легендарного мультфильма студии - «Фантазия - 2000», обнаружил в архивах наработки Дали! Он загорелся идеей закончить дело Мастеров еще и потому, что по давнему контракту оригиналы работ художника будут принадлежать студии Диснея только после завершения мультфильма.


Сальвадор Дали. Дизайн для Дестино

Новый мир на черепахе

Рою Диснею повезло: 95-летний Джон Хенч, «тот самый» соратник Дали, согласился лично работать с командой из 25 художников. Нашлись дневники жены сеньора Сальвадора - Гала, где записаны мысли-фантазии супруга. Были использованы 5 картин и наброски Дали, а также новые работы художников. Осенью 2003 года, спустя 58 лет после начала работы, состоялась премьера «Дестино» на французском кинофестивале в Анси.

Оригинальная 18-секундная сцена осталась в мультфильме без изменений, так что ищите черепах!

Короткий мультипликационный фильм Destino создан в The Walt Disney Company по идее и рисункам Сальвадора Дали. Видеоряд сопровождает музыка Армандо Домингеса. Мультфильм был начат в 1945 году, а закончен только через 58 лет, в 2003 году. Послевоенные экономические трудности не дали проекту осуществиться тогда, когда над ним работал сам величайший сумасброд 20 века.

Кадр из "Destino".

Destino означает судьба, участь, рок на итальянском, испанском, португальском, галисийском языках. В английском языке слово с этим смыслом звучит почти так же - Destiny .

Мультипликационный фильм раскрывает еще одну грань дарования самого знаменитого сюрреалиста, создателя пароноидально-критического реализма.


Destino, Walt Disney Pictures, США, Франция, 2003.

Режиссер: Доминик Монфери
Продюсеры: Рой Эдвард Дисней, Бейкер Бладуорт
Автор сценария: Сальвадор Дали
Композиторы: Армандо Домингес, Майкл Стэробин
Мультипликаторы: Сальвадор Дали, Джон Хенч

3.

Story by: Salvador Dali and John Hench
Music by: Armando Dominquez, Michael Starobin
Edited by: Jessica Ambinder-Rojas
Directed by: Dominique Monfery
Running Time: 6:40 minutes
Release Date: 2003
Technique: 2D animation
Produced by: Baker Bloodworth
Executive Producer: Roy Edward Disney

4.


Сальвадор Дали за работой в студии Уолта Диснея, около 1946 г.

Раскадровку к Дестино рисовали в течение восьми месяцев в конце 1945 и 1946 годах Сальвадор Дали и художник студии Диснея Джон Хенч.

5.


Сальвадор Дали и Уолт Дисней.

Диснею в 1946 году предоставили 17-18-секундный тестовый мультипликационный эпизод, однако тогда было решено отложить Дестино на неопределённый срок.

6.


Дали на студии Уолта Диснея

Проект был закрыт Уолтом Диснеем по причине финансовых трудностей компании. Все годы Второй мировой войны студия выполняла правительственные заказы, которые почти не приносили дохода.

Кроме короткого эпизода, от идеи, отправленной в архив, осталось огромное количество рисунков и набросков.

7.


Подготовительная работа Дали для «Дестино».

8.


Работа, написанная Дали при подготовке к созданию «Дестино».

9.

Картина Дали, написанная маслом для «Дестино». При создании фильма была объединена с видеорядом

10.


via

11.


via

12.


Подготовительный рисунок для Destino

13.

14.

В 1999 племянник Диснея Рой Эдвард Дисней /Roy E. Disney работал над музыкальным мультфильмом "Фантазия 2000" /Fantasia 2000, снимаемым через 60 лет после легендарной "Фантазии". А Джон Хенч как раз входил в команду мультипликаторов ленты "Фантазия" 1940 года, также он был одним из отцов-создателей Микки Мауса.

Рой Дисней решил вернуть к жизни забытый проект великого сюрреалиста и Хенча. Для этого задействовали небольшой филиал Диснея в Париже. Продюсером мультфильма стал Бейкер Бладуорт /Baker Bloodworth, а режиссером французский мультипликатор Доминик Монфэри /Dominique Monfréy, впервые выступивший в этом качестве. Воспользовавшись помощью самого Хенча, которому к тому времени исполнилось 95 лет, а также дневниками супруги Дали Галы, группа из двадцати пяти аниматоров "расшифровала" рисунки Дали и Хенча и воплотила их замыслы в жизнь.

Результатом явился мультфильм в технике рисованной мультипликации с использованием компьютерной графики. Оригинальный 18-секундный видеоматериал включен в фильм в сцене с двумя черепахами-Дали и Галой.

15.


В творение Сальвадора Дали былы добавлены бейсболист и бейсбольноый мяч.

16.

Еще несколько кадров из Destino:

17.

18.

19.

20.

Лично я Дали не особо люблю, хотя у него, конечно, есть масса интересных и глубоких работ. Не сильно меня завораживают кошмары из глубин подсознания художника, столь притягательные для публики. В свое время, наложенные на рекламные эскапады они принесли Дали всемирную славу, богатство, а потом и бессмертие. И это хорошо, потому что художники и творчество нужны разные, тем более гениальные. Ну, а то что Дали великий творец, с этим не поспоришь.

Из сюрреалистов мне ближе Рене Магритт с его непринужденным абсурдом, лишенным ужасов, но речь не о нем.

В заключение три высказывания Дали из множества афоризмов, произнесенных и написанных им за долгую жизнь. Два первых могут быть смело рекомендованы в качестве психологических советов.

* Если начнешь играть в гения, то непременно им станешь!

* Все мои старания, каждый день, всегда, подчинены единственной цели: суметь быть Дали.

* В моей жизни крайне редки случаи, когда я унижал себя, одеваясь в штатский костюм. Я всегда предпочитал носить форму Дали.

Цитаты - из книги "Сальвадор Дали: Мысли и анекдоты", переводчик Поляк О., редактор Хотинская Н.О., издательство Текст, 2010 г.

21.


Подготовительный рисунок Дали к Destino, использованный в заключительных титрах мультфильма.

Мы уже публиковали демонстрационную экраную версию двух гениев: Сальвадора Дали и Уолта Диснея. И вот, наконец то, можем представить полную официальную версию мультфильма

В 1946 году Дали и Дисней подписали контракт на производство сюрреалистичного мультфильма "Destino". Но между гениальным живописцем и не менее гениальным мультипликатором "разногласия" были неизбежны.

Сальвадор Дали запросил баснословную сумму и упорствовал, что до завершения мультфильм не должен являться собственностью Диснея. Закончить работу над мультфильмом Диснею помешали финансовые проблемы, в послевоенные годы аниматор создавал большое количество картин по заказу правительства и почти ничего не зарабатывал. "Дестино" воссоздали из сотен раскадровок, рисунков и набросков, созданных в 1945-м – 1946-м годах.

Они хранились в архивах племянника Уолта Диснея, Роя. Он, кстати, вошёл в команду из 25-ти аниматоров, работавших над мультфильмом. Сотрудничество студии Диснея с Дали началось в 40-м году с мультфильма "Фантазия" (ставшего классикой мультипликации), именно тогда основатель знаменитой студии решил, что взаимодействие с художников поможет возвести анимацию в ранг "высокого искусства".

После 60-летних мучений "Destino" был завершен...

Destino можно перевети с итальянского двумя вариантами: это и рок, сутьба, участь, но это и место назначения.

Destino full version

К огда на одном временном отрезке пересекаются 2 гениальные личности, взаимодействие между ними неизбежно. Судьбе было угодно не только поселить Сальвадора Дали и Уолта Диснея в одну эпоху, а и познакомить их. Дисней, признанный гений мультипликации, был так заинтригован творческим гением испанца, что предложил Дали создать мультфильм, который был бы воплощением сюрреализма.

Идея пришлась художнику по душе и в 1945 году он вместе с командой Уолта Диснея начал работу над мультфильмом Destino («Дестино»), в основе сюжета которого — баллада Армандо Домингеса. В результате 8-месячной работы Дали и художника студии Disney Джона Хенча был создан отрывок длительностью 18 секунд и огромное количество рисунков и набросков.

Но в послевоенное время творческие замыслы Сальвадора Дали не осуществились: проект Destino был закрыт по указанию владельца студии, Уолта Диснея. Официально озвученная причина — финансовые трудности компании, связанные с тем, что все годы Второй мировой войны мультипликатор выполнял правительственные заказы, которые почти не приносили студии дохода.

Второе рождение Destino

Более полувека пролежали материалы для Destino «в столе». Мысль завершить начатый Дали проект принадлежит Рею Диснею, племяннику легендарного мультипликатора. Он предложил Бэйкеру Блодуорту стать продюсером картины, а французу Доминику Монфэри — режиссером. В команду художников, состоящую из 25 человек, вошел и Джон Хенч, которому исполнилось к тому времени 95 лет. С его помощью, а также благодаря записям из дневника жены Сальвадора Дали, и стала возможной реализация замыслов гениального сюрреалиста. Премьера «Дестино» состоялась в 2003 году , за год до столетия маэстро, на французском кинофестивале в Анси.

Неизвестно, каким был бы «Дестино», если бы Дали удалось его завершить. У команды Роя Диснея мультфильм получился совершенно в «диснеевском» стиле и при этом очень сюрреалистичным. Своеобразная дань памяти Сальвадору Дали: фильм с легким оттенком грусти и неизбежности, оставляющий пронзительное послевкусие любви.

1. Название «Дестино» стало пророческим для мультфильма. В переводе с итальянского (а также испанского и португальского) destino значит «судьба». У картины, и правда, необычная и очень интересная судьба.

2. В 1940 году Джон Хенч принимал участие в создании другого судьбоносного мультфильма: он — член команды мультипликаторов ленты «Фантазия» и один из «родителей» знаменитого Микки Мауса. Любопытно, что второе рождение Destino тоже связано с «Фантазией»: Рой Дисней задумался о воссоздании мультфильма во время работы над «Фантазией-2000», сиквелом легендарного фильма.

3. В Destino использован оригинальный 18-секундный отрывок, созданный за те 8 месяцев, когда мультфильм рисовали Сальвадор Дали и Джон Хенч. Эпизод с двумя черепахами и девушкой с головой-жемчужиной легко заметить: он немного выделяется из общей картины более высоким ритмом и яркими краскам.

4. Одна из причин, по которой Дали согласился участвовать в создании мультфильма, заключалась в том, что он считал Диснея сюрреалистом. Вот как описывал он свою первую встречу с мультипликатором: «Я приехал в Голливуд и близко познакомился с великими американскими сюрреалистами: братьями Маркс, Сесилем Де Миллем и Уолтом Диснеем».

5. «Дестино» был удостоен гран-при Мельбурнского кинофестиваля в категории короткометражных фильмов и был номинирован на премию «Оскар».

Давненько я что-то здесь ничего не писал. Наткнулся тут случайно на мультфильм Destino («Судьба») Сальвадора Дали и команды Уолта Диснея, про существование которого был ни сном, ни духом.... в общем, меня это приятно порадовало, так как мне очень нравятся работы этого великого и "ужасного" сюрреалиста... а мульт, надо сказать, получился великолепный...

Destino — мультипликационная судьба Сальвадора Дали


Когда на одном временном отрезке пересекаются 2 гениальные личности, взаимодействие между ними неизбежно. Судьбе было угодно не только поселить Сальвадора Дали и Уолта Диснея в одну эпоху, а и познакомить их. Дисней, признанный гений мультипликации, был так заинтригован творческим гением испанца, что предложил Дали создать мультфильм, который был бы воплощением сюрреализма.

Идея пришлась художнику по душе и в 1945 году он вместе с командой Уолта Диснея начал работу над мультфильмом Destino («Дестино»), в основе сюжета которого — баллада Армандо Домингеса. В результате 8-месячной работы Дали и художника студии Disney Джона Хенча был создан отрывок длительностью 18 секунд и огромное количество рисунков и набросков.

Дали за работой

Сальвадор Дали за работой в студии Уолта Диснея, приблизительно 1946 г. (слева)
Работа, написанная Дали маслом для «Дестино», была позже объединена с готовым видеорядом (справа)

Слева — завершенная работа маслом Сальвадора Дали, выражающая концепцию «Дестино». Она служила источником вдохновения для мастера.
Справа — работа Дали в таком виде, как она появляется в мультфильме: с дополнениями, введенными при цифровой обработке для расширения и углубления пространства картины, анимированной фигурой и двумя опорными элементами

Три абстрактные работы, написанные Дали при подготовке к созданию «Дестино»

Еще одна работа маслом Сальвадора Дали, в которую позже была добавлена анимация бейсболиста и бейсбольного мяча

Рисунок для Destino, 1947


Но в послевоенное время творческие замыслы Сальвадора Дали не осуществились: проект Destino был закрыт по указанию владельца студии, Уолта Диснея. Официально озвученная причина — финансовые трудности компании, связанные с тем, что все годы Второй мировой войны мультипликатор выполнял правительственные заказы, которые почти не приносили студии дохода.

Второе рождение Destino

Более полувека пролежали материалы для Destino «в столе». Мысль завершить начатый Дали проект принадлежит Рею Диснею, племяннику легендарного мультипликатора. Он предложил Бэйкеру Блодуорту стать продюсером картины, а французу Доминику Монфэри — режиссером. В команду художников, состоящую из 25 человек, вошел и Джон Хенч, которому исполнилось к тому времени 95 лет. С его помощью, а также благодаря записям из дневника жены Сальвадора Дали, и стала возможной реализация замыслов гениального сюрреалиста. Премьера «Дестино» состоялась в 2003 году, за год до столетия маэстро, на французском кинофестивале в Анси.


Неизвестно, каким был бы «Дестино», если бы Дали удалось его завершить. У команды Роя Диснея мультфильм получился совершенно в «диснеевском» стиле и при этом очень сюрреалистичным. Своеобразная дань памяти Сальвадору Дали: фильм с легким оттенком грусти и неизбежности, оставляющий пронзительное послевкусие любви.

Интересные факты о «Дестино»

1. Название «Дестино» стало пророческим для мультфильма. В переводе с итальянского (а также испанского и португальского) destino значит «судьба». У картины, и правда, необычная и очень интересная судьба.

2. В 1940 году Джон Хенч принимал участие в создании другого судьбоносного мультфильма: он — член команды мультипликаторов ленты «Фантазия» и один из «родителей» знаменитого Микки Мауса. Любопытно, что второе рождение Destino тоже связано с «Фантазией»: Рой Дисней задумался о воссоздании мультфильма во время работы над «Фантазией-2000», сиквелом легендарного фильма.


3. В Destino использован оригинальный 18-секундный отрывок, созданный за те 8 месяцев, когда мультфильм рисовали Сальвадор Дали и Джон Хенч. Эпизод с двумя черепахами и девушкой с головой-жемчужиной легко заметить: он немного выделяется из общей картины более высоким ритмом и яркими краскам.

4. Одна из причин, по которой Дали согласился участвовать в создании мультфильма, заключалась в том, что он считал Диснея сюрреалистом. Вот как описывал он свою первую встречу с мультипликатором: «Я приехал в Голливуд и близко познакомился с великими американскими сюрреалистами: братьями Маркс, Сесилем Де Миллем и Уолтом Диснеем».

5. «Дестино» был удостоен гран-при Мельбурнского кинофестиваля в категории короткометражных фильмов и был номинирован на премию «Оскар».