Работа

Называют геометрические фигуры и их признаки. Деление целого на части Дидактические игры делению целого на части

Устная работа. Актуализация опорных знаний.

Ответьте на вопросы, будьте внимательны!

Сколько хвостов у 4 щенков?

Сколько лап у двух кошек?

Назовите второй день недели.

Сколько месяцев длится зима?

Что лишнее: ручка, карандаш, отрезок?

Что общего у снега и одеяла?.

Фронтальная работа

Решение примеров,задач,сравнениечисел.

Задачи в стихах

a) На забор взлетел петух

Повстречал еще там двух.

Сколько стало петухов?

b) 6 орешков мама-свинка

Для детей несла в корзинке.

Свинку ежик повстречал

И еще 4 дал.

Сколько орехов свинка

Деткам принесла в корзинке?

Посмотрите кто к нам пришел?У медвежонка Умки сегодня день рождения

Вгости пришли друзья

Как-то вечером к медведю

На пирог пришли соседи:

Еж, барсук, енот

А медведь никак не мог

Разделить на всех пирог.

Помоги ему скорей

Подели пирог скорей!

Что делали звери?

Сегодня на занятии мы с вами научимся делить целое на равные части, мы будем делить предметы на 2 и на 4 части, а так же поупражняемся в ориентировке в пространстве, повторим понятие «правая сторона» и «левая сторона».

Сядьте удобно, - сегодня мы узнаем много нового! Внимательно смотрите и слушайте, что я буду делать. У меня бумажная полоска, я сложу её пополам, точно подровняю концы, проглажу линию сгиба.

На сколько частей я разделила полоску?

Верно, я сложила полоску один раз пополам и разделила на 2 равные части. Сегодня мы с вами будем делить предметы на равные части.

Равны ли эти части? (складываю полоску, убеждая детей в равенстве её частей) .

- «Получились 2 равные части. Вот одна половина полоски, а вот другая половина, - (показываю)

Что я сейчас показала? Сколько всего половин?

Что же называется половиной?

Половина – это одна из 2 равных частей целого. Половинами называют обе равные части. Это половина и это половина целой полоски.

Сколько всего таких частей в целой полоске? Как я получила 2 равные части?

Что больше: целая полоска или одна из 2 её равных частей?

Что меньше: целая полоска или одна из ее половин?

А если я сложу полоску вот так (не пополам, на сколько частей я разделила её?

Можно ли эти части назвать половинами?

2.Практическая работа

У вас на столах есть круги. Пожалуйста, сложите круг 1 раз пополам.

Что вы сделали?

Что получилось?

Обведите рукой каждую из половин круга.

Обведите рукой целый круг.

Что больше целый круг или одна из 2 равных частей?

Что меньше? Одна равная часть или целый круг?

А теперь нам нужно 2 равные части круга ещё раз сложить пополам

Сколько раз сложили круг пополам (спрашиваю несколько детей)

Сколько получилось частей?

Равны ли эти части?

Обведите рукой каждую из 4 частей.

Что больше одна из четырех частей целого или целый круг?

Что меньше?

Сколько получилось частей, когда мы сложили круг 1 раз пополам?

Сколько получилось частей, когда мы дважды сложили круг пополам?

У вас на столах так же есть прямоугольники.

Сложите прямоугольник 1 раз пополам.

Складывать надо так, чтобы стороны и углы совпадали.

Что сделали?

Что получилось?

Равны ли части?

Как называют обе равные части целого?

Что больше половина целого или целый прямоугольник?

Что меньше?

Сложите свой прямоугольник ещё раз пополам.

Что сделали?

Что получилось?

Обведите пальцем каждую из 4 частей.

Что вы научились делать?

Если предмет сложить 1 раз пополам, то сколько частей получится?

Какие получатся части?

Как они называются?

Сколько раз надо сложить предмет пополам, чтобы получились 4 равные части?

Медвежонок Умка хочет поехать в гости к своим друзьям. Но он не знает дороги. Давайте поможем ему найти дорогу в гости.

Чтобы найти дорогу, надо хорошо определять, где лево и право. Давайте проведем игру на внимание, в которой вы будете выполнять движения в указанном направлении:

Встали все.

Повернитесь направо.

Правой рукой дотроньтесь до левого уха.

Левой рукой дотроньтесь до носа.

Повернитесь налево

Встаньте прямо

Правой рукой дотроньтесь до левой ноги.

Левой рукой дотроньтесь до правой ноги.

Погладьте правой рукой себя по голове и скажите «Молодцы! ».

Работа в азбуке-тетради №2

Задание №1.

Рассмотрите картинки. Из каких частей круга они составлены? Рассмотрите, каким цветом раскрашены круг, половины кругов, четвертинки кругов на нижнем рисунке. Раскрасьте такими же цветами детали на верхнем рисунке.

Задание 2 знакомо детям. Можно выполнить его с комментированием, а последний «домик» дети заполняют самостоятельно.

Пальчиковая гимнастика «Музыкальная»

При выполнении задания 3 необходимо обратить внимание детей на то, на сколько частей разделена фигура, как называется каждая из частей.

Какую часть круга вырезали?

Рассмотрите внимательно узор на вырезанных частях и выберите подходящую четвертинку

Считалка «Мы делили апельсин»

Задание 4.

Медвежонок Умка приготовил для вас еще угощения –печения.

Дорисуйте вторую часть печения.

Полная энциклопедия современных развивающих игр для детей. От рождения до 12 лет Вознюк Наталия Григорьевна

«Часть – целое»

«Часть – целое»

Предложите ребенку угадать, часть какого предмета или существа вы называете:

винт – вертолет, самолет;

колесо – автомобиль;

руль – велосипед;

парус – лодка;

вагон – поезд;

крыша – дом;

стрелка – часы;

кнопка – звонок;

страница – книга;

подоконник – окно;

каблук – ботинок;

козырек – фуражка;

клавиатура – компьютер;

дверь – комната;

стержень – ручка;

ветка – дерево;

лепесток – цветок;

шишка – елка;

семена – растения;

хвост – зверь;

чешуя – рыба;

крылья – птица;

панцирь – черепаха;

грива – лев.

А можно и наоборот. Вы называете предмет, а ребенок называете одну или несколько его частей:

дом – крыша, дверь;

корабль – штурвал, якорь;

велосипед – педали, колесо;

журнал – страницы, буквы;

компьютер – мышка, клавиатура;

пальто – воротник, рукава, пуговицы;

холодильник – лед, продукты;

чайник – крышка, носик;

удочка – поплавок, крючок;

цветок – лепестки, тычинки, пыльца;

дерево – ветки, кора, листья;

гриб – шляпка, ножка;

жук – лапки, усики, крылья;

бабочка – крылья, хоботок;

лиса – хвост, лапы;

яблоко – кожица, семечки;

кочан капусты – листья, кочерыжка.

Если ребенок затрудняется дать ответ, помогите ему, приведите свой пример или задайте наводящий вопрос.

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ЦЕ) автора БСЭ

Из книги Из Зайсана через Хами в Тибет и на верховья Желтой реки. Третье путешествие в Центральной Азии 1879-1880 автора Пржевальский Николай Михайлович

часть 2 Открытием мною в конце 1876 года громадного хребта Алтын-тага близ Лоб-нора определилась неизвестная до тех пор связь между Куэнь-лунем и Нань-шанем и выяснилось, по крайней мере в общих чертах, положение северной ограды всего Тибетского нагорья. Это последнее на

Из книги Все обо всем. Том 2 автора Ликум Аркадий

часть 3 Необычайно скучными показались нам, в особенности первые, дни нашего обратного движения в Цайдам. Помимо недостижения Лхасы как главной причины, вызывавшей общее уныние, невесело было подумать и о будущем. Здесь перед нами опять лежали многие сотни верст трудного

Из книги Современный русский язык. Практическое пособие автора Гусева Тамара Ивановна

Составляли ли когда-нибудь континенты одно целое? Посмотрите на карту мира. А теперь взгляните на Южную Америку и Африку. Вы видите выступ в очертаниях Южной Америки справа, где находится Бразилия, и впадину в контуре Африки слева? Вам не кажется, что их можно сложить

Из книги Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию автора Розенталь Дитмар Эльяшевич

7.42. Сложное синтаксическое целое как структурно-смысловое единство Несмотря на многообразие микротем, при построении сложных синтаксических целых наблюдается тенденция к соблюдению единства их композиционно-смысловой структуры. Последняя в идеальных случаях имеет

Из книги Основы безопасности дорожного движения автора Коноплянко Владимир

7.43. Сложное синтаксическое целое однородного и неоднородного состава В качестве средства связи сложных синтаксических целых используются обычно модели сложносочиненных и бессоюзных сложных предложений (в моделях сложноподчиненных предложений связи, как правило,

Из книги Полная энциклопедия современных развивающих игр для детей. От рождения до 12 лет автора Вознюк Наталия Григорьевна

§ 182. Порядок слов и сложное синтаксическое целое Порядок слов в предложении зависит не только от грамматических связей слов и смысла всего предложения, но и от сложного синтаксического целого (см. гл. XLIX), в состав которого входит предложение. Ср.: Неожиданно кто-то в белом

Из книги Linux и UNIX: программирование в shell. Руководство разработчика. автора Тейнсли Дэвид

XLIX. СЛОЖНОЕ СИНТАКСИЧЕСКОЕ ЦЕЛОЕ (Прозаическая строфа) При редактировании текста, наряду с отдельными предложениями и словосочетаниями, особое значение имеют группы тесно связанных между собой самостоятельных предложений. Такая качественно новая единица - сочетание

Из книги Атлас: анатомия и физиология человека. Полное практическое пособие автора Зигалова Елена Юрьевна

Организм как целое Организм - это любая живая материя, обладающая совокупностью основных жизненных свойств: клеточной организацией, обменом веществ, движением, раздражимостью, ростом и развитием, размножением, изменчивостью и наследственностью, приспособляемостью к

Из книги Как стать писателем… в наше время автора Никитин Юрий

«Часть – целое» Предложите ребенку угадать, часть какого предмета или существа вы называете:винт – вертолет, самолет;колесо – автомобиль;руль – велосипед;парус – лодка;вагон – поезд;крыша – дом;стрелка – часы;кнопка – звонок;страница – книга;подоконник – окно;каблук

Часть 5 Что лично убираю в романах я. По крайней мере, стараюсь! Новые возможности компьютера позволяют вводить в «Поиск» слово и, щелкая по клавише, переходить по всему тексту от одного к другому, не просматривая все-все, как приходилось Толстому, Бунину, Чехову, Булгакову,

Совет № 134 Довольно часто можно увидеть на дороге группу велосипедистов – как минимум два, максимум несколько десятков. Воспринимайте всех велосипедистов как единое целое, не нужно машиной разрывать

Деление целого на части является важным направлением в подготовке дошкольников к вычислительной деятельности, умению понимать смысл задач и в их решении. С необходимостью деления дети дошкольного возраста сталкиваются очень рано — в повседневной жизни, игре. Например, кто из нас не делил апельсин, мандарин, яблоко и прочее.

Или, все дети знают, что у них есть разные игрушки, они берут необходимую игрушку и действуют с ней. В теории это означает, что они выделили определённую часть игрушек. Но это совсем не означает, что они умеют и могут разделить целое на части.

Деление целого на части задачи

Педагогический опыт подсказывает, что без целенаправленного обучения делению целого на части, у дошкольников не сформируется понятий «целого» и «части». Если глубже заинтересоваться данной темой, то станет понятным, что процесс ознакомления детей с делением целого на части в ДОУ состоит из трёх основных задач:

  1. Деление множества на подмножества;
  2. Практическое деление предметов на части путём складывания, разрезания, на основе измерения и т.п.
  3. Получение целого из частей, т.е. установление соотношений между частью и целым.

Решая первую задачу – деление множества на подмножества- взрослые просто обобщают практические навыки детей, помогая им практически объединить множество предметов в одно целое и показывая, как можно это сделать. Например, собрать игрушки в количестве 8 штук: 4 пирамидки, 4 машинки положить их в одну коробку и сделать обобщение – «игрушки, всего 8 штук, возьми пирамидки», затем спросите: «чего больше: пирамидок и машинок вместе взятых или только пирамидок?» В данном случае частями будут 4 пирамидки и 4 машинки. Каждая часть меньше целого, так как в коробке лежало 8 игрушек, а осталось 4 машинки. Практически все дети умеют это делать, а словесному заключению, выводу их необходимо научить, закреплять на практике в повседневной жизни, игре, в трудовой деятельности.

Обучение детей делению на части

Обучение дошкольников делению целого на части, практически, всегда проходит незаметно, но они понимают, что от них требуется делать и усваивают это требование.

Пример, в повседневной жизни – у вас есть набор овощей для салата (множество), попросите своего малыша разложить овощи по группам (подмножества): огурцы, помидоры, листья салата и т.п. Попросите ребёнка выделить из данного множества, допустим, помидоры, которые составляют одну часть салата. Спросите: «чего больше помидор или других частей для салата вместе взятых?» Далее проговорите вывод – овощи для салата – это одно целое, а помидоры – часть, которую следует положить в салат с другими овощами. Точно таким способом можно научить выделять некоторую посуду из общего её количества, предметы мебели, рабочего инвентаря и прочее.

Деление целого на части игра типа «собери букет для мамы (бабушки, сестры)».

Множество цветов – одно целое (букет), пусть ваш сын или дочь выделят из данного множества, допустим, астры. Вывод: букет – это «целое», астры – «часть». Если букет состоит из одного вида цветов, тогда цветы выделяются по цветовому признаку. Например, из букета гладиолусов выделить красные.

Букет – «целое», красные цветы – «часть». Дидактическая игра с куклами поможет решить все задачи по . Например, к кукле Кате пришла в гости кукла Наташа, а у Кати только один кусочек торта (одно яблоко, груша, блин и прочее). Что нужно сделать, чтобы угостить Наташу? Ответ очевиден, а вывод подскажет взрослый. Опыт работы подсказывает, что куклы необходимо подбирать одинаковой привлекательности. В практике работы детских садов были такие случаи, когда дети делили кусочки разные по величине и большую часть угощения отдавали кукле более привлекательной по внешнему виду.

Последовательность деления целого на части

Практическое последовательное деление целого на две части происходит вначале, как правило, на примере с геометрическими плоскими фигурами путём складывания их пополам (2 равные части), далее половинки делят пополам и т.д.

В данном случае необходимо строго следить, чтобы дети правильно сгибали форму, налагая одну половинку на другую. Сам процесс деления происходит путём разрывания целого или разрезания канцелярским ножом либо ножницами. Взрослому в данном случае необходимо следить, чтобы форма, данная ребёнку, была разделена поровну. Есть ещё один момент, на который следует обратить особое внимание, дети обычно говорят не «пополам», а «на пополам», и части у них зачастую получаются не равные, а ровные, так как они стремятся сделать работу аккуратно и часто подрезают неровности. Поэтому следует обращать внимание на речь ребёнка и правильное употребление математических терминов. Точная наука требует точного обозначения результатов действия. По такому же принципу делятся различные полоски, ленточки и т.п.

Далее идёт обучение составлению из частей целого и делается упор на понятия «целое» и «часть». На данном этапе важно показать детям, как часть относится к целому: часть меньше целого, а целое больше части. Лучше всего это познаётся на практике: детям даётся, допустим, 2 круга – один делится на части, а другой остаётся целым. Путём прикладывания части круга к целому выясняем, что часть меньше целого и наоборот. Когда дети поняли соотношение целого и части, им предлагается составлять из частей целый предмет круг (квадрат, прямоугольник), считая его части. Вместе с взрослыми познают и уточняют, что количество частей бывает разное, чем больше частей, тем сами части меньше по размеру. Позднее предлагайте малышам геометрическую мозаику, которой, кстати, дети любят играть. Следует обратить внимание на то, что плоские предметы, которые нельзя согнуть . В качестве условной мерки может служить кусочек ленты, полоска бумаги, необходимой длины и прочее. В случае, если вы разделили предмет не на равные части, тогда приёмом наложения частей друг к другу уточните – какая часть больше, а какая меньше и сложите эти части так, чтобы получить целый предмет. Вывод напрашивается сам собой – предмет можно разделить и на не равные части, но тогда нельзя сказать, что он разделён поровну. Просто говорим: «Разделили круг на 2 (4,8) частей».

Вопрос: Что дают эти знания детям дошкольного возраста? Необходимо ли давать понятия целого и части? Да, необходимо. Обучение детей делению целого на части позволяет им увидеть соотношения целого и части и усвоить закономерность в вещах и явлениях, скрытых для непосредственного восприятия предметов (смотря на квадрат, мы же не думаем, что его можно разделить, а разделив квадрат, мы его воспринимаем уже по-другому). Кроме того, знания соотношений целого и части способствуют формированию логического мышления, умения находить причинные связи, судить по итогу об исходных данных. Одним словом даст широкий общеразвивающий эффект.

Дидактические игры делению целого на части

Деление целого на части в детском саду закрепляется с помощью дидактических игр. Эти же игры хорошо использовать в домашних условиях.

  • Сложи картинку из частей – можно играть с геометрическими фигурами, можно собирать разрезные картинки, сюжеты и т.п.;
  • Собери фигуру – фигуры разные по форме, цвету или расцветки;
  • Расставь посуду по местам» — использовать лучше при сервировке стола, играх с куклой;
  • Найди лишнего — например, делим круг, а есть ещё часть треугольника или другой фигуры;
  • Всем поровну – деление яблок, торта, блина и т.п.;
  • Соедини части – получишь целое;
  • Чья мордочка? – составление разрезных картинок;
  • Лепка животных — лепим из частей животное;
  • «Сложи дощечки», «В какую коробочку?», «Кто первый?», «Расставь по порядку» и пр.

Очень часто у младших школьников возникают трудности при решенииарифметических задач. Для того чтобы понять причины этих трудностей давайте сначала разберёмся, какие существуют виды задач. Для начала можно выделить две большие группы задач в зависимости от способа их решения. Это задачи, решаемые при помощи сложения или вычитания, и задачи, которые будем решать при помощи умножения или деления. С задачами последнего вида дети начинают знакомиться в 3 классе, тогда, когда изучают таблицу умножения. В отдельный вид можно выделить задачи на сравнение количества предметов. В таких задачах обязательно есть слова НА(?) МЕНЬШЕ или БОЛЬШЕ и вопросы ВО(?) РАЗ БОЛЬШЕ или МЕНЬШЕ. О том, как решать такие задачи будет рассказано в отдельной статье.

Ещё можно разделить задачи на простые и составные в зависимости от наличия промежуточных вопросов и, соответственно от количества действий в решении. Простые задачи решают одним действием, а для того, чтобы решить составную задачу нужно последовательно выполнить несколько действий. Прежде чем более подробно останавливаться на решении задач определённого вида, следует вспомнить о том, что любая задача имеет условие и вопрос. После того как ребёнок прочитал задачу, обязательно предложите ему ещё раз перечитать вопрос, и повторить его своими словами. Таким образом, вы сразу же убедитесь, понимает ли ребёнок что именно надо найти в задаче. Затем обсудите с ребёнком, что необходимо знать для того, чтобы можно было ответить на вопрос задачи. Ещё раз перечитайте условие и выясните, что известно абсолютно точно, а что ещё нужно узнать. Этот шаг особенно важен при решении составных задач.

Для того чтобы коротко и наглядно зафиксировать все данные из условия задачи и её вопрос следует сделать краткую запись или чертёж задачи. Дети часто не хотят этого делать, так как требуется дополнительное время и усилия. Когда ребёнок уже хорошо умеет решать определённый вид задач, то краткую запись можно и не делать, достаточно написать пояснение в каждом действии. Но если ребёнок только знакомится с новым видом задач или решает подобные задачи неправильно, то краткая запись просто необходима.

Более того, в тех случаях, когда ребёнок не понимает ход решения задачи надо использовать не только краткую запись и чертёж, но и попробовать обыграть условие задачи так, чтобы ребёнок был в этой задаче главным героем. Часто дети лучше понимают решение задачи, действуя с предметами, поэтому можете дать счётные палочки, спички, зубочистки и тому подобное, пусть раскладывает в кучки, соединяет их, убирает или добавляет предметы в зависимости от условия задачи. Но не следует слишком часто применять подобные способы решения. Гораздо важнее объяснить общий принцип решения задач. А для этого ребёнок должен очень четко понимать, что такое часть и целое. Кстати эти понятия помогут в решении не только задач, но и уравнений.

Давайте более подробно остановимся на том, как же объяснить ребёнку, что такое часть и целое. Нам важно чтобы ребёнок понимал часть не только как отдельный кусок чего-то целого, но и в значении множества и подмножества. Сами эти термины будут использоваться только в 4-5 классе, но осознать суть этих понятий вполне способен и первоклассник, если объяснять на конкретных, доступных примерах, используя действия с предметами.

Сделать это очень просто.

Например: положите перед ребёнком 4 кружка красного цвета и 3 кружка синего цвета. Кружки должны быть одинакового размера и отличаться только цветом. Это обязательное условие. Предметы должны отличаться только одним признаком.. Всё это кружки. Чем они отличаются? Разложи кружки на группы. Какие группы у тебя получились?

Все кружки - это целое. Целое можно разделить на части. На какие части ты разделил все кружки? (На красные кружки и синие кружки). Назови что здесь целое, а что часть-это главный вопрос упражнения.

Возьмите одинаковые по размеру кружки 3-х цветов и повторите упражнение. Затем возьмите кружки одного цвета двух или трёх размеров и повторите задание. Помните, что основная цель подобных упражнений - чёткое понимание ребёнком таких понятий как целое и части. Предметы для выполнения таких заданий должны быть самые разнообразные: пуговицы одинакового размера, но разные по цвету или по форме, причём, обязательно должны быть группы полностью одинаковых пуговиц. Чайные, десертные и столовые ложки, блюдца, тарелки и чашки - посуда и так далее. Попутно при выполнении этих упражнений закрепите классификацию предметов и повторите слова-обобщения и дифференциацию предметов (одежда и обувь, мебель и бытовые приборы, пассажирский и грузовой транспорт, овощи, фрукты и ягоды и т.д.).

Нужно будет научить ребёнка отвечать на вопросы:

Как, одним словом можно все эти предметы правильно назвать?

На какие части можно разделить эти предметы?

Как назовём целое? Как назовём часть? Или что здесь целое, а что часть?

Как только вы заметите, что ребёнок свободно различает и называет целое и части, начинайте при помощи тех же предметов складывать части и вычитать часть из целого. Теперь основной целью обучения является понимание, и запоминание двух основных правил, на основе которых можно решать любые задачи и уравнения на сложение и вычитание.

Следует объяснить и выучить формулу этих правил:

1) Чтобы найти целое необходимо все эти части сложить: Ц = Ч + Ч

2) Чтобы найти часть, нужно из целого вычесть другую (известную) часть Ч = Ц - Ч

Немного подробнее о том, как это сделать, объясню на примере с кружками красного и синего цвета. Назови что здесь целое, а что часть? Что нужно сделать, чтобы на столе остались только красные кружки? (Убрать синие кружки).

Запомни правило : Чтобы найти одну часть, нужно из целого вычесть другую(известную) часть. Что нужно сделать, чтобы на столе были все кружки? (Сложить вместе красные и синие кружки).

Запомни правило : Чтобы найти целое число, необходимо все части сложить.


Каждый раз, выполняя упражнение с разными предметами, обязательно повторяйте эти правила.

А теперь, давайте посмотрим, как применять эти правила при решении простых задач.

На веточке сидели 3 воробья и 4 синички. Сколько птичек сидело на ветке?
На столе стояло 2 чашки и столько же блюдец. Сколько посуды на столе?
Настя засушила 3 кленовых, 4 дубовых и 2 берёзовых листа. Сколько всего листьев засушила Настя?
На дереве сидели 7 птиц, 3 улетели. Сколько осталось?

Прочитай ещё раз вопрос. Что надо узнать часть или целое?

Повтори правило. Какие части нам известны и что нам о них известно? (Если надо найти целое).
Или предложите назвать известную часть и целое, если надо найти часть.

Как решить задачу?

Такие , как правило, затруднений не вызывают. А вот приведённые ниже задачи решить оказывается труднее, из-за того, что труднее представить условия задачи в виде картинки или фильма:

У Иры было 9-ть новых тетрадей. Когда она исписала несколько таких тетрадей, то чистых тетрадей у неё осталось всего 6-ть штук. Вопрос, сколько тетрадей девочка Ира исписала?
Когда Витя раскрасил в книжке 5 картинок, их осталось 3. Сколько в книжке картинок?

Разбирать задачу, начинаем с вопроса. Если ребёнок не совсем понял вопрос, уточните его спросив: «Ира исписала все тетради или только часть?» или «В задаче спрашивается обо всех картинках в книге или только о части картинок?» Затем действуйте по приведённому выше алгоритму.

_______________?______________
/_____воробьи_____|____синичек___\
3 4

9 тетр.____________________
/___исписала______|_______осталось_____\
? 6

В таком чертеже сверху подписывается целое, а снизу части. Чертёж позволяет наглядно представить условие задачи, и им следует начинать пользоваться уже при решении простых задач. В первом классе, пока дети считают в пределах 10 возможно откладывать столько клеточек, сколько предметов указано в задаче (Например, 4 воробья и прямую линию прочертить в 4-ре клеточки). Но долго на этом останавливаться не стоит так как когда числа будут больше 20 отложить такое же количество клеток будет невозможно. Особенно необходим будет чертёж при решении составных задач. Но это уже тема другой статьи.

Корнаухова Т.А., воспитатель МБДОУ ЦРР-ДС №53 "Елочка" г.Тамбов

Тема: «Целое и части»

Цель:

  • Ввести понятие целое и части.
  • Сформировать представление о сложении, как объединении частей в целое.
  • Развивать логическое мышление средствами математических операций.
  • Воспитывать интерес к предмету «Математика».

Ход занятия:

I. Введение в игровую ситуацию.

Педагог: - Ребята, сегодня мы отправимся в увлекательное путешествие на поезде. Устраивайтесь поудобнее и поехали. Чух-чух-чух. Ту-ту-ту.

«Паровозик наш волшебный

Отправляется вперёд,

И посмотрим мы, ребята,

Он куда нас привезёт?»

2. Мотивационная игра.

Педагог:

Наш поезд остановился.

Куда же мы попали? (в лес, на волшебную опушку)

Посмотрите, ребята, что это? (грибы) .

Какие это грибы? Как называется? (белые и подосиновики) .

Какие правила сбора грибов вы знаете? (нельзя рвать грибы, с корнем, можно повредить грибницу, нужно осторожно выкрутить гриб, или срезать ножом, оставив корень гриба) .

Какое время года наступило? (осень)

Что делают звери осенью? (готовятся к зиме) .

Смотрите, кто это? (это ёжи) .

Они отравились в лес заготавливать себе питание.

Давайте поможем ежам собрать грибы, положим их в корзину.

Рита положит белые грибы, а Игорь - подосиновики. А мы вместе посчитаем, сколько всего грибов положат в корзинку Игорь и Рита.

Сколько белых грибов в корзинку положила Рита? (2)

Сколько подосиновиков положил Игорь? (3)

Сколько всего грибов положили в корзину Игорь и Рита? (5)

Как получили «5» (2 и 3)

Куда сложили грибы? (в корзинку)

Каким словом можно заменить слово «сложили» (положили, объединили) .

Вывод: Действие, которое мы выполнили, в математике называется - сложением.

Молодцы. Садитесь на пенёчки (стулья) , поработаем с геометрическим материалом.

3. Затруднения в игровой ситуации

Работа с геометрическим материалом

Педагог:

Положите в первый мешочек 2 треугольника, а во второй мешочек-3 круга

Проверьте, что лежит в первом мешочке? (2 треугольник)

Что лежит во втором мешочке? (3 кружка)

Сложите эти фигуры в один общий мешок.

Сколько всего фигур в мешочке (2 треугольника и 3 кружка) «5»

Что мы сделали с фигурами? (собрали, сложили, объединили в один большой мешок) .

Давайте ещё раз повторим:

Что было в первом мешке? (2 треугольника) - Это первая часть

Что было во втором мешке? (3 круга) - Это вторая часть.

Что мы сделали? (все фигуры объединили в целое) . Какое математическое действие с фигурами мы выполнили? (сложение) .

Как получить целое из частей?

Вывод: Чтобы получить целое из частей, части нужно объединить или сложить.

Педагог: - Мы вывели с вами важное правило сложения. Чтобы сложить, не обязательно ссыпать все фигуры в один мешок, между частями можно поставить математический знак, который показывает сложение частей.

Кто знает, как называется этот знак (плюс +) .

Найдите и покажите знак сложения.

Положите его между двумя частями.

Мы получили две суммы.

Равны ли они?

Что находится слева? Справа?

Слева 2 треугольника и 3 кружка и справа 2 треугольника и 3 кружка

Значит, суммы равны?

Какой знак поставим? (знак =)

Найдите у себя этот знак и положите.

Физкультминутка

Ёжик шёл - шёл - шёл

Белый гриб он нашёл

Раз - грибок, два грибок,

Положил их в кузовок

4. Закрепление, применение нового материала.

Педагог:

Ребята, а что ещё запасают ежи на зиму, кроме грибов? (лесные яблоки) .

Наши ежи пошли в лес за яблоками.

Сосчитайте, сколько всего яблок собрали ежи.

Назовите первую часть, вторую часть, целое значение.

5. Повторение и развивающие задания.

Педагог: - На нашей полянке живут не только ежи, но и другие обитатели. Придумайте название этой картинке. Мне кажется, здесь кто-то лишний. Как вы думаете, кто это? (ответы детей) .

6. Физкультминутка

Утром по лесной дорожке.

Топтоп-топ топочут ножки

Ходит, бродит, вдоль дорожек

Весь в иголках старый ёжик

Ищет яблочки, грибочки

Для сыночка и для дочки.

7. Штриховка.

Педагог: - В лесу темнеет, чтобы наши ежи нашли дорогу домой, давайте зажжём им в лесу волшебные фонарики.

8. Работа с пазлами. Работа в микрогруппах .

Педагог:

Где мы сегодня побывали? (в лесу)

Кого повстречали? (ежей)

- Ёжи вернулись домой, а вам оставили задание. (2 конверта)

Задание для первой группы, для второй группы.

9. Рефлексия.

Педагог:

Какое математическое действие мы выполняли с грибами, яблоками, геометрическими фигурами? (ответы детей)

Какой математический знак показывает, что мы части объединили в целое (ответы детей)

Где в жизни могут пригодиться наши знания (ответы детей)

На этом наше путешествие закончилось, усаживайтесь поудобнее в наш поезд мы возвращаемся в детский сад.