Инф. технологии

Общая хозяйственная деятельность. Какие бывают виды хозяйственной деятельности


Классификация фирм хозяйственной

деятельности

Классификация фирм по различным принципам, положенным в ее основу, дает возможность получить в результате изучения конкретной фирмы полное представление об организационно-правовом положении ее, характере и масштабах ее деятельности, позициях фирмы на мировых товарных рынках, внутрифирменных отношениях в крупных фирмах.

Предлагаемая классификация различает фирмы по виду и характеру хозяйственной деятельности; правовому положению; характеру собственности; принадлежности капитала и контролю; сфере деятельности.

Вид и характер

хозяйственной

деятельности

О характеру хозяйственной деятельности различают сле-дующие виды фирм: промышленные, торговые, транспортные, страховые, транспортно-экспедиторские, инжиниринговые, туристские, арендные и др.

Промышленные фирмы в основе своей деятельности имеют производство товаров (обычно к промышленным фирмам относятся те, у которых более 50% оборота приходится на производство промышленной продукции). В результате огромной концентрации и интернационализации производства выпуск подавляющей части продукции и значительная часть международной торговли сосредоточены в руках небольшой группы крупнейших промышленных фирм-гигантов, среди которых особе выделяются по размерам и масштабам деятельности транснациональные корпорации (ТНК).

Решающая роль фирм-гигантов на мировом рынке определяется тем, что они занимают господствующее положение не только в производстве и коммерческом экспорте, но также и в торговле патентами и лицензиями, предоставлении технических услуг, поскольку в их руках сосредоточена основная часть научно-технических достижений и производственного опыта развитых стран.

Крупнейшие промышленные фирмы выступают, как правило, также и основными экспортерами производительного капитала, направляемого на создание за границей собственной сети филиалов и дочерних компаний, при этом значительную часть продукции они импортируют со своих заграничных предприятий. Экспорт у крупнейших промышленных фирм все более замещается производством на заграничных предприятиях и входит в понятие "заграничные операции". Под заграничными операциями подразумевается как экспорт из страны, где находится материнская компания промышленной фирмы, так и продажа продукции, производимой принадлежащими ей заграничными предприятиями. В этих условиях значение отдельных фирм в международной торговле определяется не столько показателями их экспорта, сколько их долей в мировом производстве отдельных товаров.

Для большого числа крупных промышленных компаний США, Германии, Японии и некоторых других стран характерно превращение их в сложные многоотраслевые комплексы, объединяющие большое количество промышленных предприятий различных отраслей и различного производственного профиля, а также торговые и транспортные компании, научно-исследовательские институты и лаборатории, про-ектно-конструкторские бюро. Образование многоотраслевых комплексов является следствием процесса диверсификации производства, получившего широкое распространение во многих развитых странах. Суть этого процесса состоит в соединении в рамках комплекса все более широкого круга отраслей промышленного производства путем проникновения одной компании в совершенно новые для нее отрасли производства и сферы деятельности, технологически между собой не связанные. Диверсификация осуществляется в целях расширения круга выпускаемой разнородной продукции, что обеспечивает хозяйственную устойчивость фирмы. Вместе с тем сосредоточение в одной фирме продукции, относящейся к разным отраслям промышленности, затрудняет определение фирменной структуры конкретных отраслей промышленности в мировом масштабе и по странам, а также доли отдельных фирм на мировых товарных рынках. Поэтому отнесение фирмы к какой-либо одной отрасли имеет условный характер и относится главным образом к преобладающим по удельному весу в обороте фирмы видам продукции.

Торговые фирмы занимаются осуществлением в основном операций по купле-продаже товаров. Они могут либо входить в систему сбыта крупных промышленных компаний, либо существовать независимо юридически и в хозяйственном отношении от других фирм и осуществлять торгово-посреднические операции. Торговые фирмы бывают либо узкоспециализированными, либо торгующими широкой номенклатурой изделий. Среди торговых фирм особо выделяются крупные монополистические объединения, занимающие господствующее положение на мировом рынке отдельных товаров или во внешнеторговом обороте отдельных стран. Так, подавляющая часть международной торговли сахаром, цветными металлами, зерном, каучуком, хлопком, пушниной, лесоматериалами, кожсырьем сосредоточена в руках небольшого числа крупных специализированных торговых фирм.

Среди универсальных торговых фирм выделяются крупнейшие торговые компании, по масштабам деятельности и финансовой мощи находящиеся на уровне промышленных фирм-гигантов. По характеру деятельности такие торговые компании обычно являются международными. Через обширную сеть заграничных отделений и дочерних обществ они проникают на рынки многих стран, создают собственный заготовительный аппарат (внутри страны и за границей), обзаводятся собственными производственными предприятиями по очистке, первичной обработке, сортировке товаров. Многие крупные торговые фирмы осуществляют производственную деятельность, связанную не только с обработкой сырьевых товаров, которыми они торгуют, но и с продукцией других отраслей промышленности, причем как в своей стране, так и за ее пределами.

Транспортные фирмы осуществляют международную перевозку грузов и пассажиров. Обычно транспортные компании специализируются на отдельных видах перевозок, в связи с чем среди них выделяют судоходные, автомобильные, авиационные, железнодорожные.

Судоходные компании осуществляют морские перевозки грузов. Морской транспорт в западных странах характеризуется чрезвычайно высоким уровнем концентрации. Наиболее высокой концентрацией отличается линейное судоходство. Авиационные компании получили значительное развитие в связи с быстрым ростом воздушного транспорта, который все шире используется для перевозки грузов. Степень концентрации в воздушном транспорте чрезвычайно высока. В США выделяются пять наиболее крупных авиакомпаний, выполняющих около 2/3 всего объема воздушных перевозок внутри страны и 1/3 мировых.

Железнодорожные компании по размерам значительно уступают судоходным и авиационным; в большинстве стран они осуществляют меньшую часть перевозок, являются малорентабельными или даже убыточными. Железные дороги находятся в руках государства и управляются специальными государственными организациями или компаниями. Железнодорожные компании выступают на мировом рынке в основном как покупатели железнодорожного подвижного состава и различного рода оборудования.

Страховые фирмы, осуществляющие страхование грузов при международных морских, авиационных, автомобильных и других перевозках, играют существенную роль на мировом рынке. Подавляющая часть страховых операций сосредоточена в руках страховых компаний-гигантов, господствующее положение среди которых занимают компании США. На долю последних приходится свыше 60% объема страховых операций, совершаемых на мировом рынке.

Транспортно-экспедиторские фирмы специализируются на осуществлении операций по доставке товаров покупателю, выполняя поручения промышленных, торговых и других фирм. Функции транспортно-экспедиторских фирм весьма многообразны. Сюда входит проверка состояния тары и упаковки, маркировки, офор,м-ление товаросопроводительных документов, оплата стоимости перевозки по поручению грузовладельца, осуществление погрузочно-разгрузочных работ, хранение, страхование, подбор и комплектация мелких отправок, информирование грузополучателя о прибытии груза, получение коммерческого акта (если грузу причинен ущерб), осуществление таможенных формальностей, организация контейнерных перевозок, обеспечение грузовых отправок документами карантинного, санитарного и ветеринарного надзора и др.

Правовое положение

фирмы

Но определяет, кто, в каком размере несет ответственность по обязательствам фирмы, т.е. кто будет оплачивать долги фирмы в случае ее банкротства. От правового положения фирмы зависит, кому предоставляется право (полномочие) заключать сделки от имени фирмы. В отношениях с контрагентами сделка считается действительной даже тогда, когда выходит за рамки уставной цели или совершается лицом с превышением предоставленных ему фирмой полномочий. Выход за рамки предмета деятельности, предусмотренного в уставе, или предоставленных полномочий может служить основанием для привлечения к ответственности действующих от имени фирмы лиц, но не может повлиять на действительность сделки по отношению к лицам, с которыми она была заключена.

Правовое положение фирмы определяет также, в чьем ведении находится решение тех или иных вопросов, касающихся хозяйственной деятельности фирмы.

Правовое положение фирм в зарубежных странах весьма различно и определяется гражданским и торговым правом каждой страны. Обычно все фирмы, зарегистрированные в торговом реестре данной страны, являются юридическими лицами, т.е. выступают в гражданском и торговом обороте в качестве самостоятельного субъекта права.

Юридические лица - это объединения лиц и объединения капиталов, наделенные присущими им правами и обязанностями, имеющими имущественную обособленность (имущество юридического лица обособлено от имущества его членов).

Наличие собственного имущества - необходимая предпосылка самостоятельной имущественной ответственности юридического лица по обязательствам, в которые оно вступает. Размеры имущественной ответственности определяются правовым положением юридического лица, зарегистрированного как фирма с установленным наименованием. Правовое положение фирмы как акционерного общества предполагает имущественную ответственность всех собственников капитала - держателей акций. В некоторых странах допускается создание таких юридических лиц, учредителями которых может выступать одно физическое или юридическое лицо.

Юридические лица подразделяются на два вида - юридические лица публичного права и юридические лица частного права. Юридические лица публичного права имеют публичный характер преследуемых целей, властные полномочия, особый характер членства. К ним относятся государственные органы, учреждения и организации, торговые и промышленные палаты, союзы предпринимателей, которые предпринимательской деятельностью не занимаются.

Юридические лица частного права - это объединения лиц и объединения капиталов, зарегистрированные как фирмы, независимо от характера деятельности, характера собственности, принадлежности капитала и контроля. k

Юридическое лицо как носитель имущественных прав и обязанностей выступает от своего имени в качестве субъекта предпринимательской деятельности. Юридическое лицо характеризуется следующими признаками:

Достижение общей цели, определяемой членами объединения;

Наличие организационной структуры, обеспечивающей единство в процессе хозяйственной деятельности;

Самостоятельная имущественная ответственность по обязательствам, в которые оно вступает;

Существование независимо от лиц, входящих в его состав;

Независимость существования объединения от смены лиц, в него входящих.

Юридические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, вправе вступать в такие правовые отношения с другими субъектами рынка, которые необходимы для достижения указанной в законе или в уставе фирмы цели.

Законодательство и практика развитых стран исходят из того, что присущую юридическим лицам правоспособность реализуют органы юридического лица, совершающие сделки в пределах отведенной им компетенции. Органы (подразделения) фирмы действуют как представители юридического лица и своими действиями создают для него права и обязанности.Классификация имущества по видам и источникам образованияРеферат >> Бухгалтерский учет и аудит

... Классификация имущества по видам и источникам образования. Цель задачи – усвоение порядка группировки имущества по видам ... по командировочным расходам 530 Задолженность фирме «Аргон» по ... Вид деятельности производство автомобилей по ... оформляющих хозяйственные ...

  • Оценка эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия на примере ООО Гермес

    Дипломная работа >> Финансы

    Финансовую основу самофинансирования рыночной деятельности фирмы , осуществления ее расширенного воспроизводства... Классификация видов прибыли приведена на рис.2. Остановимся на характеристике отдельных ее показателей. По видам хозяйственной

  • Каждое производство открывается для выполнения конкретных задач, обычно – это получение дохода, предоставление новых рабочих мест, совершенствование какой-либо отрасли деятельности. В ходе рабочего процесса происходят различные события, мероприятия, действия, которые имеют непосредственное отношение к производству. Сумма этих событий именуется хозяйственной деятельностью предприятия.

    Хозяйственная деятельность предприятия – это деятельность по созданию товаров, предоставлению услуг, выполнению всевозможных работ, которая направлена на получение дохода с целью удовлетворения потребностей руководства и рабочего персонала предприятия.

    Хозяйственная деятельность предприятия состоит из нескольких этапов:

    • научно обоснованные исследования и наработки конструкторов;
    • изготовление продукции;
    • дополнительное производство;
    • техническое обслуживание предприятия;
    • маркетинг, сбыт продукции и последующее ее обслуживание.

    Экономические процессы, из которых состоит хозяйственная деятельность предприятия:

    1. Применение средств производства – главные средства предприятия, техническое оборудование, амортизация, то есть те элементы, которые участвуют в процессе получения дохода.
    2. Использование предметов трудовой деятельности предприятия – это сырье, материалы, расходование которых должно быть минимальным и нормированным, тогда это сможет плодотворно сказаться на финансовых результатах деятельности предприятия.
    3. Эксплуатация ресурсов труда – наличие высококвалифицированных специалистов, приемлемое соотношение эксплуатации рабочего времени персонала и заработной платы.
    4. Изготовление и реализация товаров – показатели уровня качества продукции, временные сроки ее сбыта, объемы поставок продукции на рынок, .
    5. Показатели себестоимости товаров – при ее вычислении необходимо учесть все траты, понесенные при изготовлении и сбыте продукции.
    6. Показатели прибыли и рентабельности – показатели результатов трудовой деятельности предприятия.
    7. Финансовое положение предприятия.
    8. Иные хозяйственные действия.

    Все перечисленные процессы относятся к понятию хозяйственной экономической деятельности предприятия и постоянно взаимодействуют друг с другом, в связи с чем нуждаются в систематическом анализе.

    Вся хозяйственная деятельность предприятия подразделяется на две группы: процессы, связанные с производством продукции (производственные), и иные процессы (непроизводственные).

    Производственные процессы направлены на изготовление товаров. В результате происходит изменение материального вида сырья и увеличивается цена первоначального сырья при помощи изменения его вида, сочетания или преобразования. Эта стоимость именуется «ценностью формы». Разнообразные производственные процессы могут называться добывающими, аналитическими, процессами выпуска и сборки продукции.

    Непроизводственные процессы – предоставление различных услуг. Эти процессы могут осуществлять действия, которые отличаются от преобразования материальной формы сырья. Важными процессами можно назвать складирование продукции, разного рода торговлю и множество других услуг.

    Материал по теме из электронного журнала

    Для чего нужен анализ хозяйственной деятельности предприятия

    Анализ хозяйственной деятельности предприятия (АХД) – это естественно-научный метод изучения экономических процессов и явлений, который основывается на разделении их на части и исследовании их взаимодействия друг с другом. Это основная функция руководства хозяйственной деятельностью предприятия. Анализ помогает утвердить решения и осуществить действия, способствует их обоснованию и является фундаментом научного руководства предприятием, обеспечивая его эффективность.

    Какие функции преследует анализ хозяйственной деятельности предприятия:

    • исследование направлений и закономерностей экономических процессов и явлений, учитывая законы экономики в конкретных ситуациях, осуществление хозяйственной деятельности на уровне одного предприятия;
    • анализ результатов хозяйственной деятельности предприятия в соотношении с ресурсными возможностями, оценка эффективности деятельности разных отделов предприятия с учетом плановых показателей;
    • анализ способов увеличения эффективности хозяйственной деятельности предприятия на основе современного опыта международного уровня в сфере научного и технического прогресса;
    • выявление резервов повышения объема выпускаемой продукции, проведение мероприятий по рациональному применению потенциала производства;
    • научный подход ко всем имеющимся на предприятии планам (перспективным, текущим, оперативным и т. д.);
    • отслеживание реализации утвержденных в планах задач по эффективному применению ресурсов с целью реальной оценки и возможности влияния на рабочий процесс предприятия;
    • разработка решений по руководству хозяйственной деятельностью предприятия на основе научных исследований, отбор и анализ хозяйственного резерва увеличения эффективности и прибыльности производства.

    Анализ и диагностика хозяйственной деятельности предприятия делится на несколько направлений.

    Анализ финансово-хозяйственной деятельности:

    • анализ уровня доходности предприятия;
    • анализ окупаемости деятельности предприятия;
    • анализ использования собственных финансовых средств;
    • анализ платежеспособности, ликвидности и финансовой устойчивости;
    • анализ использования финансовых займов;
    • оценка экономической добавленной стоимости;
    • анализ деловой активности;
    • анализ движения финансов;
    • расчет эффекта финансового рычага.

    Управленческий анализ хозяйственной деятельности:

    • выяснение места предприятия на его рынке сбыта;
    • анализ эксплуатации главных факторов производства: средств труда, предметов труда и трудовых ресурсов;
    • оценка итогов производственной деятельности и сбыта товаров;
    • утверждение решений по увеличению ассортимента и повышению качества товаров;
    • формулировка методики по руководству финансовыми тратами на производстве;
    • утверждение политики образования цен;
    • анализ рентабельности производства.

    Комплексный анализ хозяйственной деятельности предприятия – исследование первичной бухгалтерской документации и отчетов за несколько прошедших подотчетных периодов. Такой анализ необходим для полноценного исследования финансового положения предприятия, результаты анализа применяются в усовершенствовании бизнес-процессов. Следует заметить, что комплексный анализ – это важное мероприятие при преобразовании, изменении формы собственности, для привлечения серьезных инвестиций на реализацию новых бизнес-проектов.

    По результатам отчетного периода дается оценка эффективности хозяйственной деятельности предприятия, она необходима для выбора и изменения главной стратегии развития, для усовершенствования производственных процессов. Такое мероприятие следует проводить тогда, когда вы запланировали воплотить в жизнь серьезные инвестиционные проекты.

    Анализ хозяйственной деятельности предприятия: основные этапы

    Этап 1. Анализ доходности предприятия.

    На данной стадии анализу подвергаются все источники, которые приносят доход и позволяют проследить картину образования прибыли – главного результата деятельности компании.

    Этап 2. Анализ окупаемости предприятия.

    Данная стадия заключается в исследовании окупаемости при помощи сравнения различных показателей, также осуществляется сбор данных для того, чтобы оценить окупаемость предприятия.

    Этап 3. Анализ применения финансовых средств предприятия.

    Данная стадия заключается в анализе того, куда расходуются собственные финансовые средства компании, при помощи исследования документации и формирования отчетов на дальнейшее развитие производства.

    Этап 4. Анализ финансовых возможностей предприятия.

    Данная стадия заключается в нахождении возможностей для применения вложенных финансовых средств, для анализа различных обязательств. Эта стадия предоставляет предприятию возможность определиться со стратегией развития в будущем, составить схему по применению инвестиций.

    Этап 5. Анализ ликвидности.

    На этой стадии происходит исследование активов компании и их структурирование для того, чтобы выяснить уровень ликвидности хозяйственной деятельности предприятия.

    Этап 6. Анализ финансовой стабильности предприятия.

    На данной стадии определяется стратегия деятельности предприятия, с помощью которой достигается финансовая стабильность предприятия, а также выявляется степень зависимости компании от заемного капитала и необходимость в привлечении финансовых средств.

    Этап 7. Анализ использования заемного капитала.

    На данной стадии необходимо выяснить, как используется в деятельности предприятия заемный капитал.

    Этап 8. Анализ экономической добавленной стоимости.

    По итогам осуществления анализа экономической добавленной стоимости определяется объем трат компании на производство продукции, реальная стоимость товаров, а также степень оправданности этой стоимости, отыскиваются пути ее снижения.

    Этап 9. Анализ деловой активности.

    На данной стадии отслеживается активность деятельности предприятия при помощи исследования реализованных проектов, увеличения объема сбыта продукции на рынок и выхода на уровень международной торговли.

    Также в диагностику хозяйственной деятельности предприятия входит анализ передвижения финансов (различные операции с финансовыми средствами, оформление документации по проведению различных сделок и т. д.) и расчет эффекта финансового рычага (воздействие на уровень финансовых средств при помощи утверждения экономических решений).

    Что представляет собою планирование хозяйственной деятельности предприятия

    Стабильное финансовое положение компании, модернизацию и продвижение производства можно гарантировать в том случае, если вы занимаетесь планированием хозяйственной деятельности предприятия.

    Планирование – это разработка и корректировка плана, включающего предвидение, обоснование, конкретизацию и описание основ хозяйственной деятельности предприятия на ближайшую и отдаленную перспективу с учетом ситуации на рынке сбыта продукции при предельной эксплуатации ресурсов предприятия.

    Основные задачи планирования хозяйственной деятельности:

    1. Исследование спроса на производимую предприятием продукцию.
    2. Повышение уровня продаж.
    3. Поддержание уравновешенного роста производства.
    4. Повышение дохода, окупаемости процесса производства продукции.
    5. Минимизирование объема затрат предприятия при помощи применения стратегии рационального развития и увеличения ресурсов производства.
    6. Усиление конкурентоспособности товаров при помощи улучшения их качества и снижения стоимости.

    Существует два ключевых типа планирования: оперативно-производственное планирование и технико-экономическое планирование.

    Технико-экономическое планирование направлено на создание системы нормативов совершенствования технического оборудования и финансовых дел предприятия. В процессе такого вида планирования выясняется приемлемый объем выпускаемой предприятием продукции, подбираются нужные ресурсы для производства товаров, вычисляются оптимальные показатели их использования и устанавливаются итоговые финансово-экономические нормативы функционирования предприятия.

    Оперативно-производственное планирование направлено на конкретизацию технико-экономических планов компании. При помощи него формируются производственные цели для всех отделов предприятия и корректируются задания по производству продукции.

    Основные виды планирования:

    1. Стратегическое планирование – формируется стратегия производства, разрабатываются ее главные задачи на срок от 10 до 15 лет.
    2. Тактическое планирование – осуществляется подтверждение основных целей и ресурсов предприятия, нужных для решения стратегических задач на короткий или среднесрочный периоды.
    3. Оперативное планирование – подбираются способы достижения стратегических целей, которые утверждены руководством предприятия и являются типичными для хозяйственной деятельности предприятия (планы работы на месяц, квартал, год).
    4. Нормативное планирование – обосновываются выбранные методы решения стратегических задач, целей предприятия на любой срок.

    Каждое предприятие испытывает трудности при привлечении частных инвестиций, так как собственных финансовых средств часто не хватает, предприятие нуждается в займах, поэтому, чтобы объединить возможности частных инвесторов, предоставляются займы, которые формируются планом хозяйственной деятельности предприятия.

    Бизнес-план – программа осуществления бизнес-операций, действий фирмы, содержащая сведения о фирме, товаре, его производстве, рынках сбыта, маркетинге, организации операций и их эффективности.

    Функции бизнес-плана:

    1. Формирует способы развития предприятия и пути сбыта товаров.
    2. Осуществляет планирование деятельности предприятия.
    3. Помогает получить доп. займы, что дает шанс выкупить новые разработки.
    4. Разъясняет главные направления, изменения структуры производства.

    Программа и объем бизнес-плана зависят от объема производства, сферы деятельности предприятия, от его назначения.

    • Показатели эффективности деятельности – главные датчики компании

    Организация хозяйственной деятельности предприятия: 3 этапа

    Этап 1. Оценка возможностей

    На начальной стадии необходимо дать оценку ресурсам для осуществления процесса производства продукции, для этого понадобится задействовать научные разработки и работы конструкторов. Эта стадия поможет дать оценку потенциалу производства товаров в том объеме и в тех условиях, которые хочет исследовать владелец компании для того, чтобы утвердить окончательное решение о запуске производства продукции. После исследования потенциальных возможностей и осуществления ряда действий происходит запуск производственной линии в границах сформулированного плана. Каждая стадия производства отслеживается при помощи применения различных инструментов.

    Этап 2. Запуск вспомогательного производства

    Если появляется необходимость, то следующая стадия – это разработка дополнительного (вспомогательного) производства. Это может быть производство другого товара, например из остатков сырья от главного производства. Дополнительное производство является нужным мероприятием, помогающим осваивать новые сегменты рынка, увеличивать шансы эффективного развития финансовой деятельности компании.

    Обслуживание предприятия может проводиться как собственными силами, так и при привлечении специалистов и ресурсов со стороны. Сюда относятся техническое обслуживание производственных линий, осуществление ремонтных работ, которые нужны для организации бесперебойной трудовой деятельности.

    На этой стадии возможно использование услуг компаний по доставке (для транспортировки продукции на складские помещения), услуг страховых компаний для страхования имущества предприятия, других услуг, при помощи которых происходит оптимизация деятельности производства и оценка потенциальных финансовых затрат. На следующей стадии осуществляются работы по маркетингу, нацеленные на исследование рынка, возможностей для реализации продукции, которые помогут организовать бесперебойный сбыт товара. Применяется маркетинговая схема, которая помогает наладить процесс сбыта и доставки продукции. Этот процесс также нужен при оценивании потенциала производства товаров в том количестве, которое будет продано на рынке с минимальным уровнем финансовых затрат на рекламную кампанию, доставку продукции и при этом сможет привлечь максимальное количество покупателей.

    Этап 3. Сбыт продукции

    Следующий этап – это сбыт готового товара в рамках разработанного плана. Каждая стадия реализации продукции отслеживается, осуществляется учет проданного товара, составляются прогнозы и проводится исследование для утверждения грамотных решений по руководству дальнейшей деятельностью предприятия. В некоторых ситуациях необходимо сформулировать методику постпродажного обслуживания (если производитель установил на продукцию гарантийный срок).

    Хозяйственно-экономическая деятельность предприятия в рамках утвержденного плана развития дает возможность оценивать экономическую ситуацию компании, запасы ресурсов для производства продукции, исследовать воздействие факторов на показатели реализации продукции, на уровень качества товаров. При проведении анализа хозяйственно-экономической деятельности предприятия исследуются показатели доходности, окупаемости, потенциал для увеличения объема производства продукции.

    Управление хозяйственной деятельностью предприятия: особенности и механизмы

    Основным условием для эффективной работы компании является организация ее хозяйственной деятельности таим образом, чтобы предельно точно были учтены ее предпочитаемые факторы и максимально снижены последствия от негативных факторов.

    Решение трудностей результативного руководства организацией требует разработки новейших методов осуществления финансово-хозяйственной деятельности предприятия. При помощи таких методов необходимо сформулировать стратегию развития организации, обосновывать принятия решений по руководству предприятием, контролировать их своевременную реализацию, давать оценку итогам хозяйственной деятельности предприятия.

    Принципы руководства хозяйственной деятельностью предприятия – это совокупность принципов, методик, показателей и предпринятых действий для организации трудовой деятельности предприятия. Главной задачей такого руководства является выполнение поставленных задач, а именно – изготовление товара, который сможет удовлетворить потребности клиентов.

    Основной фактор успеха при осуществлении руководства хозяйственной деятельностью предприятия – это согласованность на всех уровнях и этапах руководства, на которых утверждаются и воплощаются в жизнь принятые решения – от момента приобретения ресурсов, сырья, их подготовки к применению в рабочем процессе предприятия до момента продажи готового товара клиентам.

    Опыт руководства хозяйственной деятельностью предприятия многих компаний, как правило, имеет хаотичный характер, что вызвано нерезультативной работой государственных и коммерческих компаний, раздробленностью их действий, малообразованностью руководителей предприятий, плохим уровнем развития их предпринимательской этики.

    Главным условием для поднятия уровня эффективности руководства в процессе хозяйственной деятельности предприятия можно назвать применение различных методов руководства, направленных на максимальное использование скрытых возможностей предприятия. Они являются многоуровневой системой ресурсных, финансовых и производственных возможностей, каждая из которых применяется на каком-то этапе хозяйственной деятельности предприятия, гарантируя достижение положительного результата.

    Оценка хозяйственной деятельности предприятия: основные моменты

    • Разработка отчета

    Итоги хозяйственной деятельности предприятия по результатам отчетного временного промежутка фиксируются в формате развернутого отчета. К составлению отчетной документации допускаются высококвалифицированные сотрудники предприятия; если возникает необходимость, то открывается допуск к секретным данным. Итоги проведения отчета публикуются в том случае, если этого требует законодательство. В некоторых ситуациях информация остается засекреченной и применяется для разработки нового направления развития деятельности предприятия, для улучшения эффективности. Необходимо знать, что оценка результатов хозяйственной деятельности предприятия состоит из подготовки, исследования и анализирования информации.

    • Разработка прогноза

    Если необходимо, то можно составить прогноз на развитие предприятия в будущем. Для этого нужно предоставить свободный доступ ко всей информации, связанной с финансовой деятельностью предприятия, за некоторое количество подотчетных периодов для того, чтобы составленный прогноз был максимально точным. При этом нужно учитывать и то, что информация, зафиксированная в отчетной документации, должна быть правдивой. В этом случае предоставленные данные помогут обнаружить проблемы финансирования, распределения финансовых средств по различным отделам предприятия. Как правило, итоги хозяйственной деятельности предприятия оцениваются по результатам отчетного периода, который составляет один год.

    • Ведение учета

    Вся хозяйственная деятельность предприятия в обязательном порядке должна учитываться. Для этого применяются автоматизированные программы учета и обработки первичных бухгалтерских документов. Независимо от того, как осуществляется учет хозяйственной деятельности предприятия, по результатам ее исследования формируется отчет. Учет осуществляется строго по принятым стандартам; если компания также осуществляет свою деятельность и на международных рынках, то ее документация должна соответствовать международным стандартам.

    Ведение и формирование отчетной документации осуществляют или собственные специалисты, работающие на вашем предприятии, или специализированные работники другой организации на договорной основе. Результаты отчета применяют для вычисления сумм налоговых отчислений, которые необходимо уплатить за время отчетного периода. В отчетной документации необходимо учитывать специфику деятельности компании.

    • Документооборот в организации: когда всё на своих местах

    Как определяются основные показатели хозяйственной деятельности предприятия

    Основные показатели хозяйственной деятельности предприятия, которые применяются в бизнес-проектах, подразделяются на две группы:

    1. оценочные показатели – доход, товарооборот компании, себестоимость товара и т. д.;
    2. показатели издержек производства – выплаты заработной платы персоналу, амортизация оборудования, энергетические и материальные ресурсы и т. д.

    Наиболее важные оценочные показатели хозяйственной деятельности:

    • оборот (объем продаж) предприятия;
    • валовый доход;
    • условно чистая прибыль, продукция;
    • доход после отчислений процентов по кредитным займам;
    • доход после выплаты налоговых сборов;
    • прибыль после оплаты прочих платежей;
    • ликвидность после осуществления финансовых вложений в усовершенствование производства;
    • ликвидность после уплаты дивидендов.

    Все эти критерии необходимы для руководства процессами внутри компании для эффективного контроля за выпуском продукции, за финансовой стабильностью предприятия, а также для формулировки новых управленческих решений.

    При помощи этих критериев руководитель предприятия получает данные. Эта информация является фундаментом для разработки решений, которые смогут улучшить ситуацию на производстве. Некоторые показатели выполняют важную функцию и в разработке методики мотивирования персонала.

    • Оборот компании

    С помощью первого оценочного критерия хозяйственной деятельности предприятия выявляется товарооборот организации.

    Он вычисляется как общий объем продаж, то есть стоимость продукции и услуг, которые были предоставлены покупателям. При вычислении товарооборота компании важную роль играет период, за который он определяется (месяц, декада, год и т. д.), так как этот критерий испытывает колоссальное воздействие процессов, связанных с инфляцией.

    Удобнее вычислять данный показатель, используя неизменные цены, но при необходимости бухгалтерских подсчетов и дальнейшего планирования товарооборот может определяться по текущим ценам.

    Такой оценочный показатель товарооборота является приоритетным для бюджетных компаний и фирм, которые пока не получают прибыль.

    В сфере торговли и в отделениях сбыта предприятий объем товарооборота является фундаментом для установления нормы сбыта продукции, а также играет важную роль в мотивации персонала.

    При стабильном уровне продаж зарплата персонала, как правило, находится в зависимости от реализованного товара. Продавец получает утвержденный руководством процент от стоимости каждого проданного им товара. Чем больше скорость оборота финансов и количество реализованных сделок за установленный период, тем большую заработную плату получит сотрудник.

    Определить товарооборот иногда достаточно сложно, особенно в объединениях предприятий или в отделениях огромных компаний. В последнем примере появляются затруднения с внутрифирменным оборотом – оборот между отделами фирмы на основе трансфертных средств. Если убрать из объема оборота предприятия цену закупаемых ресурсов, сырья, прочие траты, то на выходе получается другой показатель хозяйственной деятельности предприятия – валовой доход (прибыль). Этот критерий можно вычислить и в отделениях больших корпораций.

    • Валовая прибыль

    В руководстве предприятием валовая прибыль является самым используемым оценочным критерием. Показатель валовой прибыли распространен в тех сферах бизнеса и промышленности, где объем постоянных издержек находится на низком уровне. Например, в сфере торговли.

    В процессе краткосрочного планирования использование показателя валовой прибыли является более рациональным, нежели применение показателя оборота компании. Показатель валовой прибыли используется в тех сферах производства, где велик процент переменных трат, материально-энергетических издержек в себестоимости товара. Но данный показатель невозможно использовать в капиталоемких сферах производства, где величина дохода вычисляется объемом эксплуатации технического оборудования производства, уровнем организации трудового процесса. Помимо этого, показатель валовой прибыли может применяться и в компаниях с меняющейся структурой издержек производства, себестоимостью. Главной загвоздкой при вычислении валовой прибыли является определение складских запасов и объема незавершенной продукции. С учетом инфляции эти факторы значительно искажают величину данного критерия в организациях.

    • Условно чистая прибыль

    Если из показателя валовой прибыли вычесть накладные траты и сумму издержек на амортизацию, то получится «условно чистый» доход компании, или доход до отчисления процентов по займам и налоговых выплат. Этот критерий хозяйственной деятельности предприятия используется при ведении практически всех бизнес-проектов. Но в малых проектах этот критерий часто смешивается с предпринимательской прибылью хозяина фирмы.

    Показатель чистой прибыли – фундамент для вычисления фонда премий персонала. В международной практике уровень премий главным руководителям предприятий также устанавливается в зависимости от уровня полученной прибыли.

    • Условно чистая продукция

    Прибавив к величине условно чистого дохода расходы на выплату зарплаты персоналу, получим показатель условной чистой продукции. Величину данного показателя можно сформулировать как разницу между проданным товаром и размером затрат на его производство (сырье, издержки на ремонт и обслуживание оборудования, услуги подрядчиков и пр.). Рост условной чистой прибыли является критерием эффективности деятельности компании вне зависимости от того, какие масштабы принимает процесс инфляции.

    На практике он применяется аналогично показателю валовой прибыли. Но максимально удобной отраслью для его реализации является внедренческий и консультативный бизнес.

    Показатель условно чистой прибыли – эффективный инструмент управленческого контроля в сферах и организациях, которые имеют стабильную систему трат производства. Но данный критерий не подходит для оценки итогов работы конгломератов, организаций с производством продукции разного вида. Показатель является основой для вычисления фонда заработной платы, особенно в тех сферах, где количество персонала, трудозатраты и издержки на оплату труда плохо поддаются контролю.

    • Прибыль до налогообложения

    Если из показателя условно чистой продукции вычесть выплаты заработной платы и проценты по займам, то получается доход до налогообложения. Этот показатель не может выступать в качестве оценочного на только что открывшихся предприятиях, которые еще не набрали оборотов производства и реализации продукции, а также на предприятиях, где применяются серьезные финансовые вложения с длительным периодом окупаемости. Он же не может использоваться в сфере бытового сервиса.

    Сфера использования остальных оценочных показателей ограничена исключительно нуждами бухгалтерской отчетности.

    • Стратегические показатели

    Совместно с показателями, которые необходимы для осуществления текущего планирования и руководства предприятием, существуют критерии для стратегического руководства.

    Основные стратегические показатели:

    • объем рынка сбыта, который контролируется предприятием;
    • нормативы качества товара;
    • показатели качества обслуживания покупателей;
    • показатели, которые относятся к обучению и повышению квалификации персонала компании.

    Все эти показатели связаны с увеличением объема получаемой предприятием прибыли. Например, повышение объема поставок на рынок сбыта приводит к увеличению дохода, который выручит компания. Особенно ясно такая зависимость прослеживается в сфере капиталоемкого производства. Также следует отметить, что увеличение дохода достигается лишь на перспективной основе и не может быть определено с помощью критериев, которые используются для потребностей текущего планирования и руководства только за конкретные временные периоды.

    Если долю рынка сбыта вычислить не составит труда, то критерий качества товара – понятие очень непростое для определения. Как правило, для потребностей внутри производства используется показатель отказов в процентном соотношении от партии товара при помощи статистического контроля уровня качества, то есть путем выбора выясняется уровень отказов в конкретной партии на тысячу штук изделий. Данный показатель не столько нацелен на сокращение издержек производственного процесса, сколько направлен на поддержание уровня вашей компании на рынке сбыта. Вне компании или производства показателями качества товара выступают: процент продукции, возвращенной покупателями на обслуживание по гарантии, процент товара, возвращенного покупателями его изготовителю, в объеме реализованной продукции.

    • Управление расходами организации, или Как создать систему минимальных издержек

    Мнение эксперта

    Показатели эффективности в онлайн-торговле

    Александр Сизинцев ,

    генеральный директор онлайн-агентства путешествий Biletix.ru, Москва

    В бизнес-проектах, которые осуществляют свою деятельность онлайн, результативность анализируется с помощью других методов по сравнению с офлайн-компаниями. Я расскажу о главных критериях, которые используются при оценке эффективности работы проекта. К слову сказать, интернет-проект Biletix.ru только по прошествии двух лет начал окупать себя.

    1. Уровень объема продаж повышается более быстрыми темпами, чем рынок. Мы анализируем эффективность нашего проекта в контексте ситуации на рынке. Если статистика говорит о том, что перевозка пассажиров повысилась на 25 % за год, то и наш объем продаж должен также повыситься на 25 %. Если ситуация для нас сложилась не так благополучно, то мы должны понять, что уровень нашей эффективности понизился. В этой ситуации нам необходимо срочно принять ряд мер для продвижения сайта и повысить объем трафика. В это же время мы должны совершенствовать качество обслуживания клиентов.
    2. Увеличение объема товара с большим уровнем доходности в объеме общих продаж компании. Процент такой продукции в разных сферах деятельности может иметь разительные отличия. Например, один из самых доходных видов деятельности – это сервис по предоставлению услуг бронирования номеров в гостиницах. А самая низкая маржа – это продажа билетов авиасообщения. Разница между ними может доходить до 12 %. Естественно то, что опору нужно делать на сервис бронирования номеров. За прошедший год наша команда смогла увеличить этот уровень до 20 %, но процент от общего количества продаж все равно остается невысоким. Исходя из этого, мы ставим перед собой цель достигнуть 30%-го уровня от всех продаж компании – это нормативный показатель результативной деятельности организации в иностранных бизнес-проектах, идентичных нашей компании.
    3. Увеличивать объем продаж через самые окупаемые каналы. Основной показатель эффективности нашего бизнес-проекта – повышение объема продаж при помощи определенных каналов продвижения. Сайт нашего проекта – самый прибыльный канал, мы напрямую обращаемся к нашим потенциальным клиентам. Этот показатель составляет примерно 10 %. Процент же с сайтов наших партнеров в разы ниже. Из этого следует, что сайт нашего бизнес-проекта является самым важным показателем эффективности деятельности проекта.
    4. Увеличение количества покупателей, которые с интересом относятся к вашей продукции или услугам, а также совершают покупки. Для исследования уровня эффективности необходимо соотнести долю ваших постоянных заказчиков со всей базой клиентов компании. Мы можем повысить уровень прибыли и путем повторных заказов. То есть заказчик, который будет приобретать у нас продукцию многократно, является самым доходным клиентом проекта. Необходимо предпринять ряд мер, повышающих доходность покупателей, а не распространяться на снижение стоимости товаров. Например, для повышения разовой прибыли многие проекты запускают всевозможные акции и скидки. Если ваш покупатель однажды приобрел товар со скидкой, то в следующий раз покупать его за полную стоимость он не захочет и будет искать другие интернет-магазины, в которых проводятся акции в данный момент. Из этого мы понимаем, что данный метод не сможет увеличивать доход проекта постоянно, а значит, он является неэффективным. Если говорить о цифрах, то процентная доля постоянных покупателей должна составлять примерно 30 % от всего количества клиентов. Наш бизнес-проект такого показателя эффективности деятельности уже достиг.

    По каким показателям оцениваются результаты хозяйственной деятельности предприятия

    Доход – прибыль от сбыта товаров или от предоставления услуг за вычетом финансовых издержек. Он является денежным эквивалентом чистого товара компании, то есть состоит из суммы затраченных на его производство средств и из выгоды после его реализации. Доход дает характеристику всему объему финансовых средств компании, который поступает в организацию за некоторый временной период и за вычетом налоговых отчислений может быть применен на потребление или же инвестирование. В каких-то случаях доход предприятия облагается налогами. В такой ситуации после процесса отчисления налоговых выплат доход делится на все источники его потребления (фонд инвестиций и фонд страхования). Фонд потребления отвечает за своевременную выплату зарплаты персоналу предприятия и за отчисления по результатам рабочей деятельности, а также за процент в уставном имуществе, за материальную поддержку и т. д.

    Прибыль – это процент от общего объема дохода, который остается у предприятия после осуществления финансовых затрат на процесс производства продукции и ее реализацию. В ситуации рыночной экономики прибыль – это главный источник сбережения и приумножения доходной части бюджета государства и местного бюджета; главный источник развития деятельности компании, а также источник, с помощью которого удовлетворяются потребности в финансовых средствах персонала предприятия и его владельца.

    На объем прибыли может влиять как объем производимого предприятием товара, так и его разнообразие, уровень качественности продукции, себестоимость продукции и т. д. А доход может влиять на такие показатели, как окупаемость продукции, финансовые возможности компании и т. д. Общий объем прибыли предприятия называют валовой прибылью, и она подразделяется на три части:

    1. Доход от продажи товара – разница между заработком от продажи товара, не учитывая налог на добавленную стоимость, и себестоимость реализованной продукции.
    2. Доход от продажи материальных ценностей предприятия, от реализации имущества предприятия – разница между полученными финансовыми средствами от продажи и затраченными средствами на покупку и реализацию. Доход от реализации главных фондов предприятия – это разница между прибылью от продажи, остаточной ценой и финансовыми тратами на демонтаж и реализацию.
    3. Доход от дополнительной деятельности предприятия – прибыль от реализации ценных бумаг, от инвестирования бизнес-проектов, от сдачи помещений в аренду и т. д.

    Рентабельность относительный показатель результативности трудовой деятельности организации. Вычисляется он следующим образом: отношение прибыли к тратам, отражается в процентном соотношении.

    Показатели рентабельности применяются для оценивания результативности деятельности различных предприятий и целых сфер деятельности, которые производят разные объемы продукции и различный ассортимент. Эти показатели характеризуют полученный объем прибыли по отношению к затраченным ресурсам предприятия. Чаще всего применяются показатели рентабельности товара и рентабельность его производства.

    Виды рентабельности (окупаемости):

    • окупаемость от реализации продукции;
    • окупаемость инвестированных средств и затраченных ресурсов;
    • финансовая окупаемость;
    • объем чистой окупаемости;
    • окупаемость трудовой деятельности производства;
    • окупаемость личного капитала предприятия;
    • временные рамки рентабельности собственных вложений;
    • окупаемость перманентных вложений;
    • общая окупаемость от продаж;
    • окупаемость активов;
    • окупаемость чистых активов;
    • окупаемость вложений, взятых взаймы;
    • окупаемость оборотных финансовых средств;
    • валовая рентабельность.

    Как определяется эффективность хозяйственной деятельности предприятия

    Эффективность хозяйственной деятельности предприятия непосредственно зависит от ее результатов. Абсолютный критерий, который характеризует итог рабочего процесса компании в финансовой (денежной) оценке, получил название «экономический эффект».

    Например, организация приобрела для своего производства новое техническое оборудование и благодаря этому повысила уровень дохода предприятия. В такой ситуации увеличение уровня доходов предприятия означает экономический эффект от введения новых технологий. Вместе с тем увеличения прибыли можно достигать разными путями: усовершенствованием технологии рабочего процесса, закупкой современного оборудования, рекламной кампанией и т. д. В такой ситуации эффективность хозяйственной деятельности предприятия будет определяться экономической эффективностью.

    Эффективность хозяйственной деятельности предприятия – это изменяющийся показатель, который соизмеряет достигнутый результат с потраченными на него финансовыми средствами или же другими ресурсами.

    • Эффективность = результат (эффект) / затраты.

    Формула указывает на то, что лучшая эффективность достигается в том случае, если результат нацелен на максимальный уровень, а затраты – на минимальный.

    • Снижение затрат на предприятии: самые эффективные методы

    Мнение эксперта

    Как выявить признаки низкой эффективности хозяйственной деятельности

    Алексей Бельтюков ,

    старший вице-президент по развитию и коммерциализации фонда «Сколково», Москва

    Анализ эффективности хозяйственной деятельности предприятия состоит из исследования финансового уровня, а также существующих рисков.

    1. Устанавливается главный показатель.

    В каждой сфере деятельности можно обнаружить какой-то основной финансовый критерий, который сможет отображать результативность бизнес-проекта. Для примера мы рассмотрим организации, которые занимаются предоставлением услуг мобильной связи. У них основной критерий – это средний уровень прибыли организации за месяц с одного пользователя. Он именуется ARPU. Для сервисов, занимающихся ремонтом машин, – это установка показателя за 1 час на одном действующем подъемнике. Для отрасли, занимающейся недвижимостью, – это уровень доходности на один кв. метр. Необходимо остановить свой выбор на таком показателе, который ярко характеризует ваш бизнес-проект. Параллельно с установлением показателя необходимо изучать информацию о своих конкурентах. На своем опыте могу сказать, что добыть эту информацию совсем нетрудно. По итогам проделанной работы вы сможете оценить состояние вашего бизнес-проекта в сравнении с другими компаниями отрасли, в которой вы осуществляете деятельность. Если исследование эффективности хозяйственной деятельности вашего предприятия выявило уровень результативности выше, нежели у конкурирующих с вами организаций, то есть смысл подумать о развитии возможностей вашего предприятия; если уровень ниже, то ваша главная цель – выявить причины низкого уровня эффективности деятельности. Я уверен, что в такой ситуации необходимо провести детальное исследование процесса образования стоимости продукции.

    2. Исследования процесса образования стоимости.

    Я решал эту проблему так: выявлял все финансовые показатели и контролировал образование цепочки стоимости. Отслеживал финансовые траты в документации: от закупки материалов для создания продукции до ее продажи заказчикам. Мой полученный в этой области опыт указывает на то, что применяя этот метод, можно обнаружить множество путей для повышения уровня эффективности хозяйственной деятельности предприятия.

    В хозяйственной деятельности предприятия можно обнаружить два плохих показателя эффективности. Первый – наличие большой территории складских помещений с полуготовой продукцией; второй – высокий процент бракованного товара. В финансовой документации показателями наличия потерь можно назвать высокий уровень оборотного капитала и большие траты на одно наименование товара. Если ваша организация занимается оказанием услуг, то низкий уровень эффективности можно отследить на рабочем процессе сотрудников – как правило, они слишком много беседуют друг с другом, занимаются ненужными делами, тем самым понижая эффективность обслуживания.

    Как регулируется хозяйственная деятельность предприятия на государственном уровне

    Правовое регулирование – это деятельность государства, направленная на общественные взаимоотношения и осуществляющая свои действия при помощи юридических инструментов и способов. Ее главная цель – стабилизировать и привести в порядок взаимоотношения в социуме.

    Правовое регулирование различных видов деятельности бывает двух типов: директивное (еще его называют прямым) или же экономическое (также его называют косвенным). В правовой документации зафиксированы правила по отношению к разнообразным видам деятельности. Прямое регулирование, которое осуществляется органами государства, можно разделить на несколько линий:

    • формулирование условий, которые будут предъявляться к хозяйственной деятельности предприятия;
    • утверждение ограничений на различные проявления при ведении хозяйственной деятельности предприятия;
    • применение со стороны государства штрафных санкций при несоблюдении установленных нормативов;
    • вписывание поправок в документацию предприятия;
    • образование субъектов хозяйственной деятельности, их перестраивание.

    Правовое регулирование хозяйственной деятельности предприятия происходит при использовании норм трудового, административного, уголовного, налогового, корпоративного права. Необходимо знать, что нормы, прописанные в законодательных документах, постоянно подвергаются изменениям с учетом сложившейся обстановки в обществе. Если осуществлять хозяйственную деятельность предприятия, не учитывая установленных нормативов, то может сложиться неприятная для владельца предприятия ситуация – он будет привлечен к административной или уголовной ответственности или же получит штрафные санкции.

    На практике очень часто руководители предприятия подписывают договоры, толком не изучив и не проанализировав всю информацию. Такие действия могут отрицательно сказаться на конечном итоге. Клиент вправе использовать такие упущения в своих личных целях – он может расторгнуть договор. В этом случае ваше предприятие понесет громадные финансовые убытки и всевозможные издержки. Для этого и существует определение «правовое регулирование хозяйственной деятельности предприятия». Руководителю организации необходимо держать под личным контролем большое количество вопросов. Много волнений управленческому персоналу предприятия также приносят проверки государственными органами контроля.

    Большая часть предпринимателей нашей страны привыкла к безнаказанности, особенно в тех моментах, которые касаются трудовых отношений. Как правило, нарушения обнаруживаются в процессе увольнения персонала. В современном обществе сотрудники научились отстаивать свои права. Руководитель предприятия должен иметь в виду, что сотрудник, который был уволен незаконным способом, может вернуться на свое рабочее место по решению суда. Но для владельца компании такое возвращение выльется в финансовые затраты, в том числе и отчисления зарплаты сотруднику за все время, которое он не работал.

    Правовое регулирование хозяйственной деятельности предприятия включает в себя законодательную, нормативную и внутреннюю документацию, которая утверждается организацией самостоятельно.

    • Компенсация при увольнении: как рассчитаться с работником

    Информация об экспертах

    Александр Сизинцев , генеральный директор онлайн-агентства путешествий Biletix.ru, Москва. ЗАО «Випсервис». Сфера деятельности: продажа авиационных и железнодорожных билетов, а также оказание туристических и сопутствующих услуг (агентство Biletix.ru – b2c-проект холдинга «Випсервис»). Численность персонала: 1400. Территория: центральный офис – в Москве; более 100 точек продаж – в Москве и Московской области; представительства – в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Иркутске, Новосибирске, Ростове-на-Дону и Тюмени. Годовой объем продаж: 8 млн авиабилетов, более 3,5 млн железнодорожных билетов.

    Алексей Бельтюков , старший вице-президент по развитию и коммерциализации фонда «Сколково», Москва. Инновационный центр «Сколково» – современный научно-технологический комплекс по разработке и коммерциализации новых технологий. В комплексе обеспечиваются особые экономические условия для компаний, работающих в приоритетных отраслях модернизации экономики России: телекоммуникации и космос, медицинская техника, энергоэффективность, информационные технологии, а также ядерные технологии.

    Тема 1 Хозяйственная деятельность как предмет правового регулирования

    Список условных сокращений

    – ВВС РБ – Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь

    – ВВХС РБ – Вестник Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь

    – ВНС РБ – Ведомости Национального Собрания Республики Беларусь

    – НРПА РБ – Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь

    – СП РБ – Собрание указов Президента и постановлений Кабинета Министров Республики Беларусь

    – УК РБ – Уголовный кодекс Республики Беларусь

    – ГК РБ – Гражданский кодекс Республики Беларусь

    – СЭЗ – свободная экономическая зона


    1.1. Понятие хозяйственной (предпринимательской) деятельности. Понятие хозяйственного права.

    1.2. Предмет, метод, принципы и функции хозяйственного права

    1.3. Состав и структура хозяйственного законодательства.

    1.4. Хозяйственные правоотношения.

    Хозяйственная деятельность и предпринимательская деятельность находятся между собой в определенном соотношении: то, что входит в содержание предпринимательской деятельности, характерно для любой хозяйственной деятельности. Однако предпринимательская деятельность отличается рядом характерных признаков, что позволяет говорить о предпринимательской деятельности как более узком понятии, чем хозяйственная.

    Хозяйственная деятельность заключается в производстве
    и реализации продукции (работ, услуг).

    Предпринимательской деятельностью признается самостоятельная инициативная деятельность юридических и физических лиц, осуществляемая ими в гражданском обороте от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность и направленная на получение прибыли от пользования имуществом, продажи вещей, произведенных, переработанных или приобретенных указанными лицами для продажи, а также от выполнения работ или оказания услуг, если эти работы или услуги предназначаются для реализации другим лицам и не используются для собственного потребления (ч.2п.1 ст.1 ГК).

    Признаки предпринимательской деятельности :

    – самостоятельная деятельность;

    – деятельность, осуществляемая на свой риск, т.е. несение риска последствий соответствующего действия (бездействия), в том числе, возможности наступления неблагоприятных последствий;

    – деятельность, направленная на систематическое получение прибыли, как основной цели деятельности;

    – деятельность, осуществляемая лицами, зарегистрированными в установленном законодательством порядке в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя. Осуществление предпринимательской деятельности без регистрации запрещается, а доходы, полученные в результате такой деятельности, подлежат взысканию в доход государства в установленном порядке.


    Предпринимательская деятельность может осуществляться в двух формах:

    – без образования юридического лица (индивидуальная предпринимательская деятельность);

    – с образованием юридического лица в предусмотренных законодательством организационно-правовых формах.

    Государственное регулирование предпринимательской деятельности представляет собой целенаправленную деятельность соответствующих законодательных, исполнительных и контролирующих органов, которые посредством системы различных форм и методов обеспечивают достижение поставленных целей, решение различных экономических и социальных задач и регламентируют предпринимательскую деятельность в стране.

    Формами государственного регулирования предпринимательской деятельности являются:

    1) прогнозирование;

    2) планирование;

    3) денежная политика;

    4) антимонопольное регулирование.

    Способы государственного регулирования предпринимательской деятельности:1) административные; 2) экономические.

    Правовые средства, регулирующие хозяйственную (предпринимательскую) деятельность условно разделяют на следующие группы:

    1) организационно-управленческие средства;

    2) материально-правовые средства;

    3) процессуально-правовые средства.

    Если рассматривать хозяйственное право как отрасль права, то она представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих предпринимательские и тесно связанные с ними отношения имущественного и организационного характера, возникающие в процессе хозяйственной деятельности и государственного регулирования экономики в целях обеспечения интересов государства и общества.

    Хозяйственное право регулирует отношения по государственному воздействию на производственную деятельность. Эти отношения возникают по вертикали между государством и иными субъектами хозяйствования и по горизонтали между субъектами хозяйствования.

    Зародились десятки тысяч лет назад и за этот долгий период прошли сложный путь развития. Если на первых порах человек для поддержания своего существования занимался только лишь собирательством, охотой и земледелием, то в наши дни существуют десятки направлений и отраслей, в которых производятся те или иные продукты и материалы. И это не говоря об узкоспециализированных видах хозяйственной деятельности, о которых большинство потребителей даже не подозревает. В то же время сохраняются и традиционные формы хозяйственных занятий, переживая незначительные, но все же изменения. При этом не сбавляет темпов образование и расширение новых направлений производства, связанных с внедрением инновационных технологий.

    Понятие и признаки хозяйственной деятельности

    Все блага, которыми окружен современный человек, так или иначе были произведены в результате его усилий - умственных и физических. Форму же их приложения как раз и можно рассматривать как хозяйство. В общем смысле это деятельность, в результате которой появляются как материальные, так и духовные блага. Хотя есть и другие понятия, строго отделяющие, к примеру, науку с торговлей и строительство с сельским хозяйством. В данном случае происходит разграничение отраслей, которые не производят ничего материального, и предприятий, работа которых в итоге предоставляет реальную продукцию. Как правило, ко второй группе относят основные виды хозяйственной деятельности, среди которых - аграрная сфера, промышленность, транспортная инфраструктура и т. д. Для таких направлений характерны следующие признаки:

    • Как правило, работа предприятий осуществляется на профессиональных началах.
    • Деятельность направлена на изготовление продукции и выполнение работ для других субъектов.
    • Результат деятельности имеет стоимостное выражение, то есть рыночную цену.
    • В процессе работы предприятий объединяются интересы владельца как частного лица с общественными и государственными.

    Классификация с точки зрения права

    В российском законодательстве существует Хозяйственный кодекс, предполагающий выделение нескольких сфер подобной деятельности. В общем представлении она понимается как одно из направлений общественного производства с задачей в виде изготовления и дальнейшей продажи товаров или же предоставления услуг. С точки зрения права выделяются следующие виды хозяйственной деятельности человека:

    • Коммерческая. В сущности - предпринимательство, осуществляемое с целью извлечения прибыли или достижения иных социальных и экономических результатов.
    • Некоммерческая деятельность. В данном случае нет цели получения прибыли, но могут стоять задачи достижения определенных социальных или экономических результатов.
    • Хозяйственное обеспечение. Особая категория деятельности, которую можно представить как инструмент поддержки существующих предприятий, например посредством улучшения их технического или материального состояния.

    Аграрное хозяйство

    Обширная отрасль и одна из древнейших форм деятельности, включающая в себя земледелие, животноводство, растениеводство и т. д. Существует и классификация аграрных видов хозяйственной деятельности по признаку принадлежности к климатическим поясам. Так, холодный пояс считается менее благоприятным для возделывания почвенного покрова, поэтому в таких зонах преобладает скотоводств и, в частности, оленеводство. И напротив, регионы с теплым климатом успешно занимаются выращиванием зерновых культур, овощей, хлопка и цитрусовых. В основном данная отрасль концентрируется на выпуске продовольственной продукции, однако существуют и виды хозяйственной деятельности в аграрном секторе, направленные на выращивание технических культур. Например, плоды красильных, прядильных и лубяных растений в дальнейшем используются в промышленности.

    Водные хозяйства

    Тоже существенная отрасль, в которой выделяют несколько направлений деятельности. В первую очередь, это сферы, связанные с выращиванием подводной флоры и фауны. Конечная продукция может использоваться в качестве продовольствия, идти на нужды промышленности и сельского хозяйства. Отдельного внимания заслуживают виды хозяйственной деятельности людей, связанные с океаном и прибрежными территориями. В этой части речь может идти и о добыче биологических продуктов, и об энергетических ресурсах. В тихоокеанских водах, например, осваиваются нефтяные шельфы, а также месторождения каменного угля. Не менее привлекательны и морские промыслы, богатые морепродуктами, каменной и поваренной солью, бромом и магнием.

    Промышленность

    Данный сектор охватывает множество видов производственной, перерабатывающей и добывающей деятельности. Заводы, комбинаты, рудники и шахты обеспечивают своей продукцией значительную долю товаров потребления. Разные рыночные сегменты обеспечивает пищевая, химическая, легкая и тяжелая промышленность. В последние годы технологически развивается энергетика, продуктом которой может выступать электричество, тепло, топливные материалы, пар и т. д. В этой отрасли работают станции по выработке разных видов энергии. Появляются и новые отрасли, предприятия которых выпускают инновационные продукты. Какие виды хозяйственной деятельности можно отнести к этой группе? Прежде всего, это узкие направления микробиологической, медицинской и строительной промышленности. Компании современного типа производят материалы и продукты более высокого качества с принципиально новым сочетанием эксплуатационных и потребительских свойств.

    Транспортное хозяйство

    Инфраструктура, обеспечивающая возможность перемещения, не менее важна для стабильной работы тех же аграрных и промышленных предприятий. И совокупность транспортных средств также сама по себе является частью народного хозяйства. Различают три вида хозяйственной деятельности в данной сфере:

    • Наземное сообщение. Автомобили, метро, железнодорожный транспорт.
    • Водный транспорт. Речные и морские суда.
    • Воздушные суда.

    Услуги как форма хозяйственной деятельности

    Предоставление услуг тоже рассматривается как отдельная категория хозяйственной деятельности. Конечным продуктом, например, может выступать лечение, образование, продажа, обеспечение связи и т. д. То есть результатом деятельности необязательно становится натуральный объект. В этом контексте наиболее распространены виды хозяйственной деятельности, связанные с торговлей. Заведения общепита, продуктовые рынки, магазины одежды занимаются обслуживанием людей с одной стороны, а с другой - могут выступать теми же потребителями производственных компаний, выпускающих реальную продукцию.

    Значение хозяйственной деятельности

    Без развития выше рассмотренных отраслей было бы невозможно современное качество жизни человека. Плюсы очевидны, но также есть и минусы. Они связаны с массовыми загрязнениями биосферы и атмосферы, с эрозией почвенного покрова, истощением лесных массивов и т. д. И даже специфические и удаленные виды хозяйственной деятельности, связанные с океаном, наносят непоправимый вред. Это касается не только разливов нефтепродуктов и ядовитых органических соединений. Те же транспортные водные суда и прибрежные предприятия сбрасывают отходы переработки, распространение которых в водной среде приводит к уничтожению флоры и фауны. В итоге страдают и другие отрасли хозяйства.

    Заключение

    Несмотря на многочисленные проблемы, возникающие в результате вторжения человека в естественное устройство природы, этот процесс остановить практически невозможно. Соответственно, экологическим организациям приходится разрабатывать и предлагать новые концепции ведения хозяйственной деятельности. К таким идеям, в частности, относятся модели оптимизированных перерабатывающих предприятий с полным циклом переработки. С другой стороны, современные виды хозяйственной деятельности все охотнее внедряют в производственные процессы биотехнологические разработки и социальные принципы организации менеджмента. Главной идеей новых подходов можно назвать не сокращение и ограничение мощностей с минимизацией условных вредных выбросов, а экономическую пользу для самих предприятий, которые будут осваивать подобные концепции. Например, идея энергосберегающих инженерных коммуникаций позволяет наращивать темпы производственной отдачи, но без увеличения затрат на потребляемые ресурсы.

    Более 10 тыс. лет назад люди почти ничего не производили, а только черпали всё необходимое из природной среды. Основными видами их деятельности были собирательство, охота и рыболовство. По мере «взросления» человечества занятия людей сильно видоизменились.

    Что такое современное хозяйство?

    География основных видов хозяйственной деятельности

    С появлением новых видов хозяйственной деятельности людей менялась и их хозяйства. Сельское хозяйство связано с выращиванием растений (растениеводство) и разведением животных (животноводство). Поэтому его размещение сильно зависит как от особенностей этих живых организмов, так и от природных условий: рельефа, климата, почв. В сельском хозяйстве занята самая большая часть работающего мирового населения - почти 50 % Но доля сельского хозяйства в общем мировом производстве продукции - только около 10 %.

    Промышленность подразделяется на добывающую и обрабатывающую. К добывающей промышленности относят добычу различных полезных ископаемых (руд, нефти, угля, газа), заготовку леса, лов рыбы и морского зверя. Очевидно, что её размещение обусловлено расположением добываемых природных богатств.

    Предприятия обрабатывающей промышленности размещаются по определённым законам в зависимости от того, какую продукцию и как они производят.

    Сфера услуг - особое звено хозяйства. Её продукция, в отличие от продукции сельского хозяйства и промышленности, не является какой-либо вещью. Услуги - это виды деятельности, важные для современных людей: образование, охрана здоровья, торговля, транспорт и связь. Предприятия этой сферы - магазины, школы, кафе - ориентированы на обслуживание людей. Поэтому, чем выше плотность населения, тем больше таких предприятий.