Домашний очаг

Типы культуры, формы, виды. Функции культуры

Сколько стоит написать твою работу?

Выберите тип работы Дипломная работа (бакалавр/специалист) Часть дипломной работы Магистерский диплом Курсовая с практикой Курсовая теория Реферат Эссе Контрольная работа Задачи Аттестационная работа (ВАР/ВКР) Бизнес-план Вопросы к экзамену Диплом МВА Дипломная работа (колледж/техникум) Другое Кейсы Лабораторная работа, РГР Он-лайн помощь Отчет о практике Поиск информации Презентация в PowerPoint Реферат для аспирантуры Сопроводительные материалы к диплому Статья Тест Чертежи далее »

Спасибо, вам отправлено письмо. Проверьте почту .

Хотите промокод на скидку 15% ?

Получить смс
с промокодом

Успешно!

?Сообщите промокод во время разговора с менеджером.
Промокод можно применить один раз при первом заказе.
Тип работы промокода - "дипломная работа ".

Структура культуры. Классификация ее видов

Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации

Самарская Государственная Экономическая Академия


Кафедра философии

Контрольная работа

По дисциплине: « Культурология»

Тема: « Структура культуры. Классификация ее видов».


Выполнил: Неудахин Д.Б.

IV курс, факультет ВВиДО

Специальность: ФиКР

Проверил: Костин В.И.


Самара 2001

План

1. Структура культуры

      Основные элементы культуры

      Традиция – фундаментальное понятие культурологии

      Потребности и их роль в культуре

  1. Классификация видов культуры

      Виды культуры как различные области применения понятия

      Предметный и личностный виды культуры

1. Структура культуры

    1. Основные элементы культуры

Культура - единство и гармо­ния духовного и материального, но за это единство и за эту гармонию не­сет ответственность все же дух человека, в чем и проявляется его решающая роль в культуре. определяющая роль духовного начала культуры заклю­чается а в том, что именно творческая работа человеческого духа определяет истинную меру единства и гармонии духовной и материальной форм культуры.

Понятие «культурный уровень»

Когда основой является философский анализ, структура культуры рассматривается просто как объект познания, безотносительно к национальным или классовым особенностям, к возрастным или профессиональным характеристикам.

Если сама культура - это качество человеческого существования, то ее уровень может быть выражен количественно и включать в себя комплекс показателей: характер и организацию производства, формы собственности, характер власти, социальную структуру.

Культурный уровень - показатель культурности или степень освоения отдельным человеком, коллективом или обществом определенных видов деятельности или поведения, культурных ценностей предшествующих поколений.

Культура и цивилизация

Желание выразить и закрепить свою культуру каким-нибудь внешним образом, сделать предметный вид культуры единственным показателем культурного уровня было свойственно человеку всегда. Свидетельством этому является роль одежды и украшений еще у древних людей. Возрастание роли предметной культуры в жизни общества связано с его цивилизованным развитием. Сам термин «цивилизация» появился в XVIII в. до XX в. он употреблялся как синоним культуры. В| нынешнем столетии эти два понятия употребляют в разных смыслах. Цивилизация – необходимая ступень развития почти у всех обществ, на этой ступени становятся видимыми и получают самостоятельное развитие результаты культурной деятельности.


Внешняя и внутренняя культура, их взаимосвязь и взаимопревращение

Действительная опасность цивилизации в том, что в повседневной,

жизни человек может утратить способность различать саму дея­тельность и ее результаты. Внешний, видимый мир культуры стано­вится для него единственным способом ее существования. Тогда образуется видимость культуры.

В культурологии принято различать внешнюю и внутреннюю детерминацию (обусловленность) культуры. Экономика, общественные отношения причинно обусловливают развитие культуры, но творит ее все же человек, т.е. существует внутренняя обусловленность культуры. Общее состояние культуры является своего рода результирующей этих двух факторов. Можно сказать так: цивилизация - это преобладающее разбитие и воздействие внешней предметной культуры на общее развитие куль­туры в целом, то есть и на человека.

Если цивилизация - это высокий уровень внешней культуры,

то тем более высоким должен быть уровень внутренней культуры человека. Его показателем является свобода противостояния человека воздействию на него внешних, поверхностных, модных событий повседневной жизни. Показателем внутренней культуры не служит только обилие знаний или способностей.

Способность сдерживать себя характеризует внутреннюю куль­туру человека гораздо больше, чем способность совершить какое- то действие. Умение сдержать себя - это умение удержать себя в направлении к цели.

Культурные ориентации

Внешняя и внутренняя культура не должны противостоять друг другу. Условием их единства является самоопределение человека.

Осваивая внешнюю культуру, человек развивает собственную культуру, если при этом сохраняет то, что А.С. Пушкин называл «самостояньем человека». Но важнее не величина освоения внешней культуры, а рост и производство культуры внутренней. При этом освоение культуры становится освоением искусства быть человеком. Являясь своеобразным одеянием человека, она характеризует его так же, как и одежда, которую он носит.

Но определяющее значение имеет то, каким именно видит себя человек в культуре, в качестве кого он себя рас­сматривает, что считает главным в человеке, а что - второстепен­ным. Например, в течение десятилетий в нашем обществе лич­ность рабочего считалась как бы меркой, к которой подгонялись личности крестьянина или интеллигента. Это явилось следствием господства идеологии рабочего класса. Образ фабрично-заводского человека определил и облик нашей культуры, искусства, литера­туры, где усиленно пропагандировалась и насаждалась так называе­мая производственная тематика. Этот образ во многом определил и облик наших городов, где жилые дома часто напоминают завод­ские корпуса. По мерке этого образа сформировалась и административно-командная система, суть которой в том, что всем обществом управляют как огромным заводом или фабрикой.

Следовательно, хотя культура в целом ориентируется на чело­века, значение имеет то представление о нем, которое питает рост культуры на определенном этапе.

1.2 Традиция – фундаментальное понятие культурологии

Передача и сохранениe социального и культурного опыта от поколения к поколе­нию называется традицией. В качестве традиций выступают определенные ценности, нормы поведения, обычаи, обряды, идеи. Традиции могут иногда восприниматься как пережитки, то есть как препятствия дальнейшему развитию культуры. Они могут исчезать, а затем вновь возрождаться. Тради­ции могут быть позитивными, когда что-то воспринимается, но могут быть и негативными, когда что-то отвергается, поскольку это «не в традиции», как говорят, данного общества или группы людей. Время производит отбор традиций, и вечные из них, как, например, почтительное отношение к родителям, к женщине, являются всегда современными.

Обычай, обряд, ритуал как моменты традиции

Традиция охватывает более широкий круг явлений, чем обычай, который иногда напоминает стереотип в поведении. Но обычай не существует отдельно от традиции, он является ее разновидностью. Обряд, или ритуал, - это определеный порядок действий, которым совер­шается и закрепляется обычай.


Традиционное общество

Традиции и обычаи способствуют устойчивости и равновесию общества. Это можно сказать и о первобытной общине, и о совре­менном обществе. Традиции - это русла различных течений общественной жизни. Традиционные общества были в Китае, Индии, Японии, некоторых других странах. Почти всеми чертами традиционного общества обладала Россия. Духовная культура традиционного общества, как правило, является достаточно высокой.

    1. Потребности и их роль в культуре

Культура служит средством удовлетворения потребностей.

Потребность - это недостаток, нужда в чем-либо необходи­мом. Но лучше сказать, что потребность - это сама необходи­мость в чем-либо, т.е. внутренне обусловленное состояние человека или просто чувство, которое он осознает как необходимость удовлетворения.

Потребность как необходи­мость заставляет человека действовать в направлении ее удовлетворения.

Различают исходные, или первичные, потребности человека, которые связаны с его биологией и психикой, и вторичные, кото­рые образованы в нем жизнью в обществе или культурой.

Потребность в каких-либо вещах или в действиях делает их значимыми для человека, пробуждает в нем интерес и деятельность, которая может быть творче­ской, а может быть и пустыми хлопотами и заботами по удовлетворению своих потребностей.

То, что имеет какое-то значение для человека и пробуждает его интерес, является ценностью. Мир таких ценностей и их про­изводство представляет собой культуру. Следовательно, мы имеем такую цепочку понятий: чувства - потребности - интересы -ценности - культура.

Каждое понятие содержит в себе предшествующее, а устойчивость и тесную связь всех звеньев в цепочке обеспечивает традиция как способ существования культуры. Роль традиции в том, что она создает непрерывность культуры и преемственность потребностей, интересов и т.д. Традиция - потребность в самой культуре. Ее можно представить как «генетику культуры».

    1. Культура как система ценностей

Иерархия ценностей культуры (цивилизации)

Чем ближе иерархия ценностей к общекультурной, тем выше уровень культуры данного общества.

Проблеме иерархии ценностей уделял внимание еще Платон. С тех пор прошли тысячелетия, иерархия ценностей постепенно сло­жилась как результат опыта культурной деятельности многих наро­дов. Ее можно представить следующим образом:

Сфера жизненных (витальных) ценностей и благ (жилище, питание, одежда, гигиена, комфорт и т.д.);

Отдельные духовные ценности (наука, искусство, принципы управления экономикой, политикой и т.д.);

Моральные ценности и прежде всего признание ценности личности как неотъемлемого (неотчуждаемого) достоинства человека.

В свою очередь сферу моральных ценностей можно представить как: - уважение к жизни (благоговение перед жизнью, по выражений А. Швейцера) и к смерти (личная ответственность за жизнь| перед фактом смерти, которую никто с человека снять не мо­жет);

Любовь к истине (искренность, трудолюбие и мужество в стремлении к ней);

Любовь (верность, порядочность, бескорыстие, уважение лично­сти в другом человеке).

С этим непосредственно связано уважение свободы в другом человеке, которая относится к сущности человека, поскольку именно в состоянии свободы подлинной, а не мнимой, в нем раскрепоща­ются его лучшие качества. Именно такие качества, пробуждаемые в человеке свободой, обеспечивают человечность культуры и обще­ства в целом, что и выражено законом возвышения потребностей.

  1. Классификация видов культуры
    1. Виды культуры как различные области применения понятия

Первая и самая доступная область культуры - это видимый нами мир предметов. Причем эти предметы не обязательно должны быть созданы человеком. Далекие звезды или безбрежное море являются чисто природными объектами, но мы все равно воспри­нимаем их в контексте культуры. Они как-то названы, объяснены, более или менее понятны. Это значит, что даже нерукотворные, природные предметы мы воспринимаем как культурные образова­ния.

Вокруг себя мы видим в основном только мир культурных предметов, или предметный вид культуры.

Многообразие предметного вида культуры определяется многооб­разием самой человеческой деятельности. Очень сложно классифи­цировать различные виды деятельности, как и предметный вид культуры. Но условно это может быть приложимо к природе, обществу и отдельному человеку.

Виды культуры по отношению к природе

В применении к природе выделяют культуру земледелия, садово-парковую культуру, специальное выращивание отдельных растений, а также само растение (зерновые культуры, особые сорта фруктов и овощей и т.д.), рекультивацию ландшафта, т.е. полное или час­тичное восстановление определенной природной среды, нарушен­ной предшествующей хозяйственной деятельностью.

Сюда же можно отнести и общую культуру материального про­изводства.

Виды культурной деятельности в обществе

Материальное производство как посредник между обществом и природой включает в себя и специфически общественные виды культурной деятельности. К ней относится прежде всего труд. Еще К. Маркс различал живой и овеществленный труд. Культура живого труда - это культура непосред­ственно производительной деятельности и культура управления производством, строительством, транспортом и т.д. Здесь возможно «"более дробное деление: культура руководителя, культура или мас­терство строителя, культура вождения автомобиля и т.д. Очевидно, что в конечном итоге мы придем к совокупности знаний, умений, навыков отдельного человека, которой и определяется его культура и отношение к труду. Овеществленный труд - это средства и орудия труда, весь мир предметов, в которых замерли усилия трудившихся когда-то людей. Понятно, что культура предметного, или овеществленного, мира во многом определяет культу­ру живого труда, и наоборот.

Понятие культуры по отношению к отдельному человеку

Естественно, что культура отдельного человека не существует в отрыве от перечисленных видообразований культуры. И все же: ни отношение к природе, ни отношение к труду или к каким-то общественным обязанностям - ничто так не характеризует культуру, как отношение человека к человеку и к самому себе. Понятие «культура» применяют буквально к каждой человече­ской способности - телесной или духовной (психической).

Человек - это кристалл культуры, ее концентрированное выра­жение. Но он же является и душой культуры, ее источником. Это предполагает его все­стороннюю развитость, гармонию разума и чувств, души и тела. Для достижения такой цели необходима культура воспитания.

    1. Предметный и личностный виды культуры

Предметный вид культуры - ее видимость. Разумеется, культура не может существовать без этой видимости, но она и не сводима к ней. Культура имеет еще и личностный вид, который запечатлен в вещах. По вещи можно судить об уровне интеллектуального, эстетического, нравст­венного развития ее создателя, об отношениях между людьми, о характере эпохи. Но чтобы увидеть личностное выражение куль­туры, нужно быть личностью. Каждый из нас видит личностный мир культуры ровно настолько, насколько сам является личностью.

    1. Виды культуры и формы культуры

Как человек есть един­ство внешнего и внутреннего, так и культура представляет собой такое единство, т.е. предметного и личностного видов. Внешний, или предметный, вид культуры организован по прин­ципу материального существования. Это означает, что ведущую роль в нем играют законы природного, материального мира. Совокупность материальных ценностей принято называть материальной культурой.

Внутренний, или личностный, вид культуры организован по принципу духовного существования. Это означает, что ведущую роль в нем играют идеалы и цели, побуждения и влечения самого человека, его представления о себе и окружающем его мире.

Совокупность духовных ценностей принято называть духовной культурой.

Итак, культура существует в материальной и духовной формах.


Список литературы:


1. Арнольдов А.И. Введение в культурологию. М., 1993.

2. Ерасов Б.С. Социальная культурология. В 2 ч. М., 1994. Ч.1.

    Коган Л.Н. Теория культуры. Екатеринбург, 1993.

    Коган Л.Н. Социология культуры. Екатеринбург, 1992.

    Рождественский Ю.В. Введение в культурологию. М., 1996.

    Традиция в истории культуры. М., 1978.

    Человек и его ценности. М., 1988. Ч.1.

Похожие рефераты:

СЕВЕРО-ЗАПАДНАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ РЕФЕРАТ по дисциплине «КУЛЬТРОЛОГИЯ» на тему: «Определение культуры, роль личности в ее развитии»

Министерство высшего образования Российской федерации СИБИРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ГЕОДЕЗИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ кафедра гуманитарных наук РЕФЕРАТ по дисциплине: культуролгия

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ АНГАРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ТЕХНИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ Кафедра общественных наук ДОКЛАД ПО КУЛЬТУРОЛОГИИ

Культуры различных эпох

(Культура Киевской Руси; Культура Средневековой Европы и т.д.);

Современная культура, Актуальная культура.

    По носителю:

Мировая культура

Континентальные культуры

(европейская, азиатская, латиноамериканская, восточная и т.д.);

Цивилизационные культуры

(культура Древнего Египта, культура Древней Греции и т.д.);

Национальная культура

(культуры различных этносов и стран);

Культуры социальных общностей

(классовая, городская, сельская культура, и др.);

Групповые культуры (организационная культура, семейная культура и др.);

Личная культура.

    В зависимости от субъекта:

Народная и профессиональная культуры .

    В зависимости от выдвигаемых целей и создаваемых ценностей:

Материальная культура (культура труда и материального производства, культура быта, культура места жительства);

Духовная культура (познавательная и интеллектуальная культура, нравственная, художественная, правовая, педагогическая, религиозная).

    По отношению к социальным ценностям и нормам:

Доминирующая (общенациональная ) культура ,

субкультура ,  контркультура .

    По отношению к культурной традиции и социальному укладу:

Традиционная культура и

маргинализированная культура.

    В зависимости от задач, содержания и результатов:

Созидательная и деструктивная культуры.

    По сферам человеческой деятельности:

Экономическая, политическая, экологическая, эстетическая культуры.

    В зависимости от условий и характера деятельности:

Обыденная и специализированная культуры

(организационная, профессиональная, спортивная и др.);

К основным видам культуры относят:

Мировая культура – это синтез лучших достижений всех национальных культур различных народов, населяющих нашу планету.

Личная культура – отражает способ жизнедеятельности отдельного индивида. Личная культура включает: ценностные ориентации, культуру отношений; культуру общения и диалога, культуру поведения, речевую культуру, внешний имидж и др.

Семейные культуры – относятся к разным типам семьи.

Под семейной культурой подразумевают обычаи, порядок, ценности, нормы и правила поведения существующие в семье, именно они передаются от старшего поколения к младшему.

Обыденная культура – характеризует особенности поведения, сознания, деятельности людей в быту.

Доминирующая культура – это официальная, господствующая культура, система общих ценностей и норм. Она включает в себя различные субкультуры, некоторые из них становятся фундаментом доминирующей культуры (например, христианство).

Цивилизационные культуры (цивилизации ) – относятся к мегаобществам, породившим в определенные периоды своего развития, своеобразные культурные русла развития многих этнических и национальных культур.

Региональные культуры – относятся к разным обществам, объединенным природной и территориальной близостью условий проживания.

Национальные культуры – относятся к полиэтничным странам на индустриальном и более позднем этапах развития. Это общенациональные обычаи, традиции, нравы, этикет и т.д. Особенности национальной культуры определяются менталитетом народа. Менталитет (лат. mens, mentis – ум, рассудок) – общий склад мышления, особенности сознания, умонастроений, психологические и нравственные предрасположенности общности; устойчивый способ мировосприятия, объединяющий ценностные, рациональные, эмоциональные и пр. воззрения, нормы и стереотипы.

Групповые культуры – относятся к определенным группам, социальным стратам, общностям. Они характеризуют особенности поведения, сознания, деятельности людей в конкретных сферах общественной жизни. Любой социальной группе присущи свои манеры, обычаи, этикет. В групповой культуре фиксируется способ жизнедеятельности социальной группы (культура сословия, культура класса, культура слоя общества - интеллигенции).

Маргинализированная культура (историко-культурные псевдоморфозы) – деформированная и эклектичная культура, оторванная от своих корней с деформированной и противоречивой системой ценностей, сформировавшаяся в результате историко-культурных псевдоморфоз.

Организационная культура существует в любой организации, предприятии. Она может формироваться произвольно внутри трудового коллектива, а может и сознательно – при активном участии руководства.

В организационной культуре выделяют три уровня:

1) поверхностный (символический), в котором отражаются внешние атрибуты, такие как архитектура, дизайн, трудовая этика, стиль поведения, язык, лозунги, фирменный стиль и др.;

2) внутренний – ценности и нормы, разделяемые членами организации;

3) глубинный – история развития предприятия, идеология, мифы, которые способствуют формированию поведения людей в определенном направлении.

Высшее руководство может управлять культурой организации тремя способами:

1) лидерский подход, при котором руководитель способен видеть цели организации, возможности их достижения и может воодушевлять своих работников своей верой, деятельностью, собственным примером;

2) демократический, когда выстроена система отслеживания тенденций развития организации на всех ее уровнях, обеспечивается учет мнений и предложений работников по улучшению функционирования организации;

3) манипуляционный, при котором высшее руководство лишь осуществляет манипулирование разработанной ранее символикой и принятой в организации системой материальных и моральных стимулов.

Субкультура – система ценностей, традиций, обычаев присущих большой социальной группе. Субкультурами называют крупные составные части целостных локальных культур, отличающихся определенной местной спецификой. Субкультура – это часть общей культуры какого-то народа, в отдельных аспектах отличающаяся от доминирующей культуры (языком, взглядами на жизнь, манерами поведения, причёской, одеждой, обычаями). Различия могут быть очень сильными, но субкультура не противостоит доминирующей культуре. В главных чертах согласуется с ней.

Формирование субкультур происходит по сословным, этнографическим, конфессиональным, профессиональным, групповым (спортивная субкультура), функциональным признакам, на основе возрастной (молодёжная субкультура, субкультура пожилых людей) или социальной специфики (субкультура аристократов, бомжей и т. д.).

Выделяют несколько основных видов субкультуры :

Этническая субкультура – ее носители связаны единством происхождения, осознают свою принадлежность к родной культуре, имеют самоназвание, обладают особым психическим складом и групповым менталитетом культурными особенностями.

Конфессиональная субкультура – складывается на основе общности вероисповедания, принадлежности к одной церкви. На базе этой общности формируется общность символов, ценностей, идеалов и образцов поведения. Например, можно говорить о христианской, мусульманской, буддийской культурах.

Профессиональная субкультура – образуется на основе общих символов, ценностей, норм и образцов поведения, разделяемых той или иной профессиональной. Она тесно связана с содержанием работы, социальными статусами и ролями, которые имеют в обществе ее представители. На нее оказывают влияние профессиональное образование и подготовка.

Молодежная субкультура связана с процессами, посредством которых индустриальное общество «изымает» детей из семьи и подготавливает их для функционирования в более широкой системе. Молодежная субкультура в качестве чего-то самостоятельного появилась в середине 50-х годов XX века в индустриальноразвитых странах. Молодежные субкультуры обеспечивают набор ценностей, подходов и норм поведения для адаптации к переходному периоду (молодости). Кроме того, молодежная субкультура наполнена искусственными заменителями реальных ценностей (псевдосамостоятельность, подражание отношениям взрослых с системой господства и доминирования сильных личностей). Одна из основных проблем молодежи сводится к маргинальности ее статуса (уже не дети, но еще не взрослые). Молодежная культура призвана облегчить неопределенность и напряженность этого периода.

Маргинальная субкультура (от лат. margo – край) – характеризует положение и особенности жизнедеятельности групп и личностей, чьи установки, ценностные ориентации, модели поведения одновременно соотнесены с различными культурными системами, но не в одну из которых они не интегрированы полностью. Такими примерами могут быть различного рода мигранты (например, сельские жители в городе, эмигранты), безработные, обнищавшие, люди вступившие в смешанные браки, бисексуалы и др. Э.Стоунквист показал, что «культурные гибриды» объективно оказываются в ситуации периферийности по отношению к обеим культурам – и к доминирующей, в которую они не могут полностью включиться и не принимаются ею до конца, и к своей родной, исходной, отторгающей их как отступников. Для маргинальности характерна «раздвоенность» личности, «межкультурность» ее ориентаций, что предопределяет сложности процесса самоидентификации. Это может проявляться как в повышенной активности (нередко в агрессивных формах) с ориентацией на самоутверждение, в социальных движениях, так и в пассивности, отрешенности (ведущей к утрате индивидом развитых социокультурных связей).

Криминальная субкультура отличает преступные сообщества. Она вырабатывает свою систему норм, ценностей, моделей поведения, символов и др.

Контркультура – это такая субкультура, которая не просто отличается от доминирующей культуры, но противостоит ей, находится в конфликте с господствующими нормами и ценностями. Иногда группа активно стремится выработать нормы и ценности, которые противоречат основным аспектам господствующей культуры. На основе таких норм и ценностей формируется контркультура. В настоящее время через СМК (средства массовой коммуникации) ценности, противоречащие традиционным, могут очень быстро внедряться в общественное сознание и изменять содержание доминирующей культуры.

К контркультуре относятся: «наркотическая культура», оккультизм, сатанизм, некоторые практики «психотерапии», сексуально-«революционная» «мистика тела» и др.

По характеру творений можно выделить культуру, представленную в единичных образцах и массовую культуру . Первая форма по характерным признакам творцов подразделяется на народную и элитарную культуру. Народная культура представляет собой единичные произведения чаще всего безымянных авторов. Эта форма культуры включает мифы, легенды, сказания, эпос, песни, танцы и т. н. Элитарная культура — совокупность единичных творений, которые создаются известными представителями привилегированной части общества либо по ее заказу профессиональными творцами. Здесь речь идет о творцах, имеющих высокий уровень образования и хорошо известных просвещенной публике. Данная культура включает изобразительное искусство, литературу, классическую музыку и т. д.

Массовая (общедоступная) культура представляет собой продукты духовного производства в области искусства, создаваемые большими тиражами в расчете на широкую публику. Главное для нее — развлечение самых широких масс населения. Она понятна и доступна всем возрастам, всем слоям населения независимо от уровня образования. Основной ее чертой является простота идей и образов: текстов, движений, звуков и т. п. Образцы этой культуры нацелены на эмоциональную сферу человека. При этом массовая культура часто использует упрощенные образцы элитарной и народной культуры («ремиксы»). Массовая культура усредняет духовное развитие людей.

Субкультура — это культура какой-либо социальной группы: конфессиональная, профессиональная, корпоративная и т. п. Она, как правило, не отрицает общечеловеческой культуры, но имеет специфические особенности. Признаками субкультуры становятся особые правила поведения, язык, символика. Каждое общество имеет свой набор субкультур: молодежной, профессиональной, этнической, религиозной, диссидентской и т. д.

Доминантная культура — ценности, традиции, взгляды и т. п., разделяемые лишь частью общества. Но эта часть имеет возможность навязывать их всему обществу либо в силу тою, что она составляет этническое большинство, либо в силу того, что располагает механизмом принуждения. Субкультура, которая противостоит доминантной культуре, называется контркультурой. Социальной основой контркультуры являются люди, в определенной мере отчужденные от остального общества. Исследование контркультуры позволяет понять культурную динамику, становление и распространение новых ценностей.

Склонность оценивать культуру своей нации как хорошую и правильную, а другую культуру — как странную и даже аморальную получила название «этноцентризм ». Многие общества этноцентричны. С точки зрения психологии это явление выступает фактором единения и стабильности данного общества. Однако этноцентризм может быть источником межкультурных конфликтов. Крайние формы проявления этноцентризма представляют собой национализм. Противоположностью выступает культурный релятивизм.

Элитарная культура

Элитарная, или высокая культура создается привилегированной частью , либо по ее заказу профессиональными творцами. Она включает изящное искусство, классическую музыку и литературу. Высокая культура, например, живопись Пикассо или музыка Шнитке, трудна для понимания неподготовленного человека. Как правило, она на десятилетия опережает уровень восприятия среднеобразованного человека. Круг ее потребителей — высокообразованная часть общества: критики, литературоведы, завсегдатаи музеев и выставок, театралы, художники, писатели, музыканты. Когда уровень образования населения растет, круг потребителей высокой культуры расширяется. К ее разновидности можно отнести светское искусство и салонную музыку. Формула элитарной культуры — “искусство для искусства ”.

Элитарная культура предназначена для узкого круга высокообразованной публики и противостоит как народной, так и массовой культуре. Она обычно непонятна широким массам и требует хорошей подготовки для правильного восприятия.

К элитарной культуре можно отнести авангардные направления в музыке, живописи, кинематографе, сложную литературу философского характера. Часто творцы такой культуры воспринимаются как жители «башни из слоновой кости», отгородившиеся своим искусством от реальной повседневной жизни. Как правило, элитарная культура является некоммерческой, хотя иногда может оказаться финансово успешной и перейти в разряд массовой культуры.

Современные тенденции таковы, что массовая культура проникает во все области «высокой культуры», смешиваясь с ней. При этом массовая культура снижает общекультурный уровень ее потребителей, но в то же время сама постепенно поднимается на более высокий культурный уровень. К сожалению, первый процесс пока протекает гораздо интенсивнее, чем второй.

Народная культура

Народная культура признается особой формой культуры.В отличие от элитарной культуры народная, культура создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки . Авторы народных творений неизвестны. Народную культуру называют любительской (не по уровню, а по происхождению) или коллективной. Она включает мифы, легенды, сказания, эпосы, сказки, песни и танцы. По исполнению элементы народной культуры могут быть индивидуальными (изложение легенды), групповыми (исполнение танца или песни), массовыми (карнавальные шествия). Фольклор — ещё одно название народного творчества, которое создается различными слоями населения. Фольклор локализован, т. е. связан с традициями данной местности, и демократичен, поскольку в его создании участвуют все желающие.К современным проявлениям народной культуры можно отнести анекдоты, городские легенды.

Массовая культура

Массовая или общедоступная не выражает изысканных вкусов аристократии или духовных поисков народа. Время ее появления — середина XX в., когда средства массовой информации (радио, печать, телевидение, грамзаписи, магнитофоны, видео) проникли в большинство стран мира и стали доступны представителям всех социальных слоев. Массовая культура может быть интернациональной и национальной. Популярная и эстрадная музыка — яркий пример массовой культуры. Она понятна и доступна всем возрастам, всем слоям населения независимо от уровня образования.

Массовая культура, как правило, обладает меньшей художественной ценностью , чем элитарная или народная культура. Но у нее самая широкая аудитория. Она удовлетворяет сиюминутные запросы людей, реагирует на любое новое событие и отражает его. Поэтому образцы массовой культуры, в частности шлягеры, быстро теряют актуальность, устаревают, выходят из моды. С произведениями элитарной и народной культуры подобного не происходит. Поп-культура — сленговое название массовой культуры, а китч — ее разновидность.

Субкультура

Совокупность ценностей, верований, традиций и обычаев, которыми руководствуется большинство членов общества, называется доминирующей культурой. Поскольку общество распадается на множество групп (национальных, демографических, социальных, профессиональных), постепенно у каждой из них формируется собственная культура, т. е. система ценностей и правил поведения. Малые культуры называются субкультурами.

Субкультура — часть общей культуры, система ценностей, традиций, обычаев, присущих определенной . Говорят о молодежной субкультуре субкультуре пожилых людей, субкультуре национальных меньшинств, профессиональной субкультуре, криминальной субкультуре. Субкультура отличается от доминирующей культуры языком, взглядами на жизнь, манерами поведения, причесываться, одеваться, обычаями. Различия могут быть очень сильными, но субкультура не противостоит доминирующей культуре. Своя культура у наркоманов, глухонемых, бомжей, алкоголиков, спортсменов, одиноких. Дети аристократов или представителей среднего класса сильно отличаются своим поведением от детей из низшего класса. Они читают разные книги, ходят в разные школы, ориентируются на разные идеалы. У каждого поколения и социальной группы свой культурный мир.

Контркультура

Контркультура обозначает такую субкультуру, которая не просто отличается от доминирующей культуры, но противостоит, находится в конфликте с господствующими ценностями. Субкультура террористов противостоит человеческой культуре, а молодежное движение хиппи в 1960-е гг. отрицало господствующие американские ценности: усердный труд, материальный успех, конформизм, сексуальную сдержанность, политическую лояльность, рационализм.

Культура в России

Состояние духовной жизни современной России можно охарактеризовать как переходное от отстаивания ценностей, связанных с попытками построения коммунистического общества, к поиску нового смысла общественного развития. Мы вышли на очередной виток исторического спора между западниками и славянофилами.

Российская Федерация — многонациональная страна. Ее развитие обусловлено особенностями национальных культур. Уникальность духовной жизни России заключается в многообразии культурных традиций, религиозных верований, моральных норм, эстетических вкусов и т. д., что связано со спецификой культурного наследия разных народов.

В настоящее время в духовной жизни нашей страны наблюдаются противоречивые тенденции . С одной стороны, взаимное проникновение различных культур способствует межнациональному пониманию и сотрудничеству, с другой — развитие национальных культур сопровождается межэтническими конфликтами. Последнее обстоятельство требует взвешенного, терпимого отношения к культуре других общностей.

1. Понятие культуры

Культура - многообразное понятие. Этот научный термин появился в Древнем Риме, где слово «cultura» обозначало возделывание земли, воспитание, образование. При частом употреблении это слово утратило свой первоначальный смысл и стало обозначать самые разные стороны человеческого поведения и деятельности. Социологический словарь дает следующие определения понятия «культура»: «Культура - это специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе».

Культура - это явления, свойства, элементы человеческой жизни, которые качественно отличают человека от природы. Это отличие связано с сознательной преобразующей деятельностью человека.

Понятие «культура» может использоваться для характеристики особенностей поведения сознания и деятельности людей в определенных сферах жизни (культуре труда, политической культуре). Понятие «культура» может фиксировать способ жизнедеятельности отдельного индивида (личная культура), социальной группы (национальная культура) и всего общества в целом.

Культуру можно разделить по различным признакам на разные виды:

1) по субъекту (носителю культуры) на общественную, национальную, классовую, групповую, личную;

2) по функциональной роли - на общую (например, в системе общего образования) и специальную (профессиональную);

3) по генезису - на народную и элитарную;

4) по видам - на материальную и духовную;

5) по характеру - на религиозную и светскую.

Из всего вышеизложенного становится очевидно, что культура играет важную роль в жизни общества, которая состоит прежде всего в том, что культура выступает средством аккумуляции, хранения и передачи человеческого опыта.

Эта роль культуры реализуется через ряд функций:

Образовательно-воспитательная функция. Можно сказать, что именно культура делает человека личностью. Индивид становится членом общества, личностью по мере социализации, т. е. освоения знаний, языка, символов, ценностей, норм, обычаев, традиций своего народа, своей социальной группы и всего человечества. Уровень культуры личности определяется ее социализированностью - приобщением к культурному наследию, а также степенью развития индивидуальных способностей. Культура личности обычно ассоциируется с развитыми творческими способностями, эрудицией, пониманием произведений искусства, свободным владением родным и иностранными языками, аккуратностью, вежливостью, самообладанием, высокой нравственностью и т. д. Все это достигается в процессе воспитания и образования.

Интегративная и дезинтегративная функции культуры. На эти функции особое внимание обращал в своих исследованиях Э. Дюркгейм. Согласно Э. Дюркгейму, освоение культуры создает у людей - членов того или иного сообщества чувство общности, принадлежности к одной нации, народу, религии, группе и т. д. Таким образом, культура сплачивает людей, интегрирует их, обеспечивает целостность сообщества. Нo сплачивая одних на основе какой-либо субкультуры, она противопоставляет их другим, разъединяет более широкие сообщества и общности. Внутри этих более широких сообществ и общностей могут возникать культурные конфликты. Таким образом, культура может и нередко выполняет дезинтегрирующую функцию.

Регулирующая функция культуры. Как уже отмечалось ранее, в ходе социализации ценности, идеалы, нормы и образцы поведения становятся частью самосознания личности. Они формируют и регулируют ее поведение. Можно сказать, что культура в целом определяет те рамки, в которых может и должен действовать человек. Культура регулирует поведение человека в семье, школе, на производстве, в быту и т. д., выдвигая систему предписаний и запретов. Нарушение этих предписаний и запретов приводит в действие определенные санкции, которые установлены сообществом и поддерживаются силой общественного мнения и различных форм институционального принуждения.

Функцию трансляции (передачи) социального опыта нередко называют функцией исторической преемственности, или информационной. Культура, представляющая собой сложную знаковую систему, передает социальный опыт от поколения к поколению, от эпохи к эпохе. Кроме культуры, общество не располагает иными механизмами сосредоточения всего богатства опыта, который был накоплен людьми. Поэтому не случайно культуру считают социальной памятью человечества.

Функция познавательная (гносеологическая) тесно связана функцией передачи социального опыта и в известном смысле вытекает из нее. Культуpa, концентрируя лучший социальный опыт множества поколений людей, приобретает способность накапливать богатейшие знания о мире и тем самым создавать благоприятные возможности для его познания и освоения. Можно утверждать, что общество интеллектуально настолько, насколько полно использует богатейшие знания, содержащиеся в культурном генофонде человечества. Все типы общества, которые живут сегодня на Земле, существенно различаются прежде всего по этому признаку.

Регулятивная (нормативная) функция связана в первую очередь с определением (регулированием) различных сторон, видов общественной и личной деятельности людей. В сфере труда, быта, межличностных отношений культура так или иначе влияет на поведение людей и регулирует их действия и даже выбор определенных материальных и духовных ценностей. Регулятивная функция культуры поддерживается такими нормативными системами, как мораль и право.

Знаковая функция является важнейшей в системе культуры. Представляя собой определенную знаковую систему, культура предполагает знание, владение ею. Без изучения соответствующих знаковых систем овладеть достижениями культуры невозможно. Так, язык (устный или письменный) является средством общения людей. Литературный язык выступает в качестве важнейшего средства овладения национальной культурой. Специфические языки нужны для познания мира музыки, живописи, театра. Естественные науки также располагают собственными знаковыми системами.

Ценностная, или аксиологическая, функция отражает важнейшее качественное состояние культуры. Культура как определенная система ценностей формирует у человека вполне определенные ценностные потребности и ориентации. По их уровню и качеству люди чаще всего судят о степени культурности того или иного человека. Нравственное и интеллектуальное содержание, как правило, выступает критерием соответствующей оценки.

Социальные функции культуры

Социальные функции, которые выполняет культура, позволяют людям осуществлять коллективную деятельность, оптимальным способом удовлетворяя свои потребности. К основным функциям культуры относятся:

социальная интеграция - обеспечение единства человечества, общности мировоззрения (при помощи мифа, религии, философии);

организация и регуляция совместной жизнедеятельности людей посредством права, политики, морали, обычаев, идеологии и т.д.;

обеспечение средств жизнедеятельности людей (таких, как познание, общение, накопление и передача знаний, воспитание, образование, стимулирование инноваций, отбор ценностей и т.п.);

регуляция отдельных сфер человеческой деятельности (культура быта, культура отдыха, культура труда, культура питания и проч.).

Таким образом, система культуры не только сложна и многообразна, но и весьма подвижна. Культура - непреложная составляющая часть жизнедеятельности как общества в целом, так и его тесно взаимосвязанных субъектов: личностей, социальных общностей, социальных институтов.

В культурологии не сложилось единого мнения о том, что считать видами, формами, типами, отраслями культуры. В качестве одного из вариантов можно предложить следующую концептуальную схему.

Отраслями культуры следует называть такие совокупности норм, правил и моделей поведения людей, которые составляют от­носительно замкнутую область в составе целого. Экономическая, политическая, профессиональная и прочие виды деятельности людей дают основание выделить их в самостоятельные отрасли культуры. Та­ким образом, политическая, профессиональная или педагогическая культуры - это отрасли культуры, подобно тому, как в промышленно­сти существуют такие отрасли, как автомобилестроение, станкострое­ние, тяжелая и легкая отрасли промышленности, химическая промыш­ленность и т.д.

Типами культуры следует именовать такие совокупности норм, правил и моделей поведения людей, которые составляют относи­тельно замкнутые области, но не являются частями одного целого. Например, китайская или русская культура - такие самобытные и са­модостаточные явления, которые не принадлежат к реально сущест­вующему целому. По отношению к ним роль целого может играть только культура всего человечества, но она является скорее метафорой, нежели реальным явлением, поскольку рядом с культурой человечества мы не можем поставить культуру других живых существ и сравнить с ней. Любую национальную или этническую культуру мы обязаны от­нести к культурным типам.

Этническая культура - это культура людей, связанных общно­стью происхождения и совместного проживания (так сказать, единых по «крови и почве»). Ее основная черта - местная ограниченность, же­сткая локализация в социальном пространстве. В ней господствует сила традиции, раз и навсегда принятых обычаев, передающихся от поколе­ний к поколениям на семейном или соседском уровне. Будучи необхо­димым и достаточным условием существования этноса, этническая культура перестает быть таковой применительно к существованию на­ции. Следует различать этнос и нацию, не сводя тем самым этническую культуру к национальной.

В отличие от первой, национальная культура объединяет людей, живущих на больших пространствах и не обязательно связанных друг с другом кровнородственными и племенными отношениями. Границы национальной культуры задаются силой, мощью самой этой культуры, ее способностью распространяться за пределы общинно-родовых и ло­кально-территориальных образований. Национальная культура возни­кает в силу принципиально иного способа межчеловеческой культур­ной коммуникации, прямо связанной с изобретением письменности.

Термин «тип» предполагает, что национальные культуры - рус­скую, французскую или китайскую - мы можем сравнивать и нахо­дить в них типичные черты. К типам культуры надо относить не только регионально-этнические образования, но также исторические и хозяй-стенные. В таком случае латиноамериканская культура, культура по­стиндустриального общества или культура охотников и собирателей должны именоваться культурными типами.

Формы культуры относятся к таким совокупностям правил, норм и моделей поведения людей, которые нельзя считать полно­стью автономными образованиями; они не являются также со­ставными частями какого-то целого. Высокая или элитарная куль­тура, народная культура и массовая культура именуются формами культуры потому, что они представляют собой особый способ выра­жения худозкественного содерзкания. Высокая, народная и массовая культура различаются набором приемов и изобразительных средств художественного произведения, авторством, аудиторией, средствами донесения до зрителей художественных идей, уровнем исполнитель­ского мастерства.

Элитарная, высокая культура (elite, франц. - избранный, лучший, отборный, отборный) - культура письменная; создается преимущест­венно образованной частью общества для собственного потребления; с опережением использует художественные приемы, которые будут вос­приняты широкими слоями позже, с культурным запаздыванием; пона­чалу носит авангардный, экспериментальный характер, оставаясь чуж­дой широким массам. Ее сущность связывается с понятием элиты и обычно противопоставляется культурам народной, массовой.

Народная культура - сфера неспециализированной (непрофес­сиональной) культурной деятельности устной традиции, бытующая по фольклорному типу в прошлом и настоящем, передаваемая из поколе­ния в поколение в процессе непосредственного взаимодействия (совме­стных трудовых, обрядово-ритуальных, праздничных действий). Соз­дается анонимными творцами, как правило, не имеющими профессио­нальной подготовки.

Массовая культура - вид "культурной индустрии", производящий культурную продукцию каждодневно в больших масштабах, рассчи­танную на массовое потребление, распространяемую по каналам, включающим технически совершенные средства массовой информации и коммуникации; порождение индустриальной и постиндустриальной эпохи, связана с формированием массового общества. Время ее воз­никновения - первая половина-середина XX в. Массовая культура предстает как культура всеобщая, космополитическая, переходящая в фазу глобальной культуры. Как правило, обладает меньшей художест­венной ценностью, чем элитарная и народная.

Видами культуры мы будем называть такие совокупности пра­вил, норм и моделей поведения, которые являются разновидностя­ми более общей культуры. К примеру, субкультура представляет со­бой такую разновидность господствующей (общенациональной) куль-туры, которая принадлежит большой социальной группе и отличается некоторым своеобразием. Так, молодежная субкультура создана воз­растной группой людей от 13 до 19 лет. Их еще называют тинэйджера-ми.

Молодежная субкультура не существует в отрыве от общенацио­нальной, постоянно взаимодействует и подпитывается ею. То же самое можно сказать о контркультуре. Таким именем называют особую суб­культуру, антагонистически настроенную по отношению к господ­ствующей культуре.

К основным видам культуры мы будем относить:

Доминирующую (общенациональную, национальную или этниче­скую) культуру, субкультуру и контркультуру;

Сельскую и городскую культуры;

Обыденную и специализированную культуры. Доминирующая культура - совокупность ценностей, верований,

традиций и обычаев, которыми руководствуется большинство членов данного общества.

Субкультура - часть общей культуры, система ценностей, тради­ций, обычаев, присущих большой социальной группе; является частью доминирующей культуры, но имеет отличные или противостоящие черты, добавляя к ряду ценностей доминирующей культуры новые, ха­рактерные только для нее.

Контркультура - субкультура, находящаяся в конфликте с гос­подствующими ценностями с доминирующей культуры.

Сельская культура - культура крестьянства, деревенская культу­ра, характеризующаяся неравномерностью трудовой загруженности в течение года, персонификацией межличностных отношений, отсутст­вием анонимности поведения и наличием неформального контроля жизни членов локальной общности, доминированием внутриобщинной информации над официальной государственной.

Городская культура - индустриальная, урбанизированная культу­ра, характеризующаяся высокой плотностью населения, разнообразным культурным пространством, анонимностью социальных отношений, индивидуальным выбором стиля социальных контактов, равномерным трудовым ритмом.

Обыденная культура - это совокупность всех нерефлексивных, синкретических аспектов социальной жизни, владение обычаями по­вседневной жизни социальной среды, в которой проживает человек (нравы, обычаи, традиции, правила повседневного поведения). Это культура, не получившая институционального закрепления. Процесс освоения человеком обыденной культуры называется общей социали­зацией или инкультурацией личности.

Специализированная культура - сфера общественного разделе­ния труда, социальных статусов, где люди проявляют себя в социаль­ных ролях; культура, ставшая институализированной (наука, искусство, философия, право, религия).

Инкультурация - процесс усвоения традиций, обычаев, ценно­стей и норм нормам поведения в конкретной культуре; изучение и передача культуры от одного поколения к другим.

Социализация - процесс усвоения основных социальных ролей, норм, языка, черт национального характера в современном общест­ве.

Духовную и материальную культуру нельзя отнести к отраслям, формам, типам или видам культуры, поскольку эти явления сочетают в себе в разной степени все четыре классификационных признака. Ду­ховную и материальную культуру правильнее считать комбинирован­ными или комплексными образованиями, стоящими в стороне от об­щей концептуальной схемы. Их можно называть сквозными явлениями, пронизывающими и отрасли, и типы, и формы, и виды культуры. Раз­новидностями духовной культуры выступает художественная, а разно­видностью материальной - физическая культура.