Деньги

Освоиться на новом месте работы. Адаптационный период для нового сотрудника – сколько равен по продолжительности, методы и желаемые результаты

Играющее на руку человеку, попавшую в новую среду – внимательность. Обращайте внимание на все, что происходит вокруг вас. Присмотритесь к своим коллегам: насколько интенсивно они работают, как выглядят, как общаются. Эта информация может вам очень сильно пригодиться в будущем. По трудовому законодательству непосредственный руководитель обязан ввести нового сотрудника в курс дел компании, разъяснить его должностные обязанности и познакомить с коллективом. На практике это происходит не всегда. Не стесняйтесь знакомиться с новыми людьми, будьте инициативны.

Следите за тем, что вы говорите, где и как. В какой коллектив вы попали сразу очень трудно понять. К тому же, первоначально все люди кажутся добрыми и милыми. С вами, как с новичком, скорее всего, не будут обсуждать общих тем, поэтому будьте предельно осторожны в своих суждениях относительно чего бы то ни было. Не разобравшись толком во взаимоотношениях в коллективе, вы можете поставить себя в неловкое положение или же дискредитировать раз и навсегда. К тому же, сплетни и доносы, к сожалению, тоже никто не отменял. Будьте настороже!

Не ведите себя вызывающе, даже если вы по натуре балагур и душа компании. Выскочек нигде не любят, кроме того, в каждом коллективе, как правило, уже есть свой неформальный лидер. Осмотритесь сначала хорошенько, а уже потом начинайте проявлять свой характер в полную силу. Помните, что впечатление, которое сложится о вас в самом начале, когда интерес к вашей персоне повышен, потом будет очень трудно, если не невозможно, исправить.

Обычно в коллективе с хорошей психологической обстановкой прижиться легко и просто. Если же вы чувствуете, что вам тяжело и даже невозможно сработаться с новыми людьми, требования руководителей завышены, а многие ваши права не соблюдаются, задумайтесь, а стоит ли вам оставаться на такой работе? Ведь, в конечном итоге, моральное спокойствие гораздо полезнее для здоровья, чем деньги, которые придется тратить на невролога.

Не поддается сомнению утверждение, что в состоянии дискомфорта человек работает плохо. Поэтому, создавая необходимый комфорт на новом рабочем месте, помогая человеку адаптироваться в коллектив, можно приобрести ценного и отличного сотрудника.

Смена работы влечет за собой смену привычной обстановки, а это сильный стресс, влияющий на психическое состояния человека. На работе человек проводит большую часть своего времени, и важно, чтобы сотрудник спокойно влился в коллектив.
От этого в первую очередь зависит успешность компании. Ведь сотрудник, не чувствующий уюта в команда, не может эффективно работать и привносить новые идеи в работу. Поэтому при появлении новичка, нужно стремиться, чтобы он ощущал радость от общения с коллегами. И главную роль в этом играет непосредственный руководитель.

Оказывая нужную помощь новому сотруднику, руководитель демонстрирует свое расположение к подчиненным. Потому что, цель любой большой компании – это слаженный и здоровый коллектив. Удачная работа коллектива зависит от умения его членов работать совместно и добросовестно.

С чего начать на новом рабочем месте

Работник, пришедший в новый коллектив, будь то молодой сотрудник, впервые приступающий к роботе, или работник сменивший место работы, всегда чувствуют скованность. Естественным является то, что первого рабочего дня новый работник не может исполнять обязанности на полную силу.

Как быстрее адаптироваться

  1. Необходимо присмотреться к окружающим, выбрать для себя модель поведения, подобрать круг общения.
  2. Постараться вникнуть в свои будущие обязанности
  3. Заручиться поддержкой более опытных коллег, которые помогут быстро во все вникнуть.

На работе ничего не понимаю

  • Первые 3 дня самые сложные, у некоторых начинается депрессия и мысли что вот раньше было легко и хорошо, а сейчас как то все непонятно.
  • Не стоит паниковать раньше времени. Главное, чтобы рядом были люди, которые вам помогут.
  • Не стесняйтесь задавать вопросы — для новичка это вполне нормально.

Роль начальника в адаптации подчиненных

Важно чтобы новый сотрудник не остался сам на сам с проблемами, не замкнулся в себе. И не дожидаясь непосредственной просьбы, руководитель первым ему должен прийти на помощь. Нужно поговорить с новым членом коллектива, выяснить его цели, его вкусы привычки. Этим руководитель поможет новичку, и для себя выяснит деловые навыки нового работника. Уяснит, что ожидается в деловом плане от вновь прибывшего сотрудника.
С другой стороны, от того как произведет впечатление новый сотрудник на коллектив, будет строиться его карьера в будущем.

Мудрый руководитель придает адаптации первостепенное значение, стараясь, чтобы новый работник вписался в жизнь и работу коллектива. Ведь новый человек в команде это, прежде всего новые идеи, свежий ум, который может внести полезный вклад в развитие компании.

Иногда безразличие руководителя, не имеющего желания наладить общение с новыми кадрами, приводит к «текучке» и плохой работе коллектива. Это происходит по причине того что руководитель отдален от большой части сотрудников.

Облегчая для работника процесс вливания в команду, не стоит перегибать палку. Ведь не умышленно можно противопоставить вновь прибывшего с остальными членами сложившегося коллектива, что может привести к конфронтации.

Адаптационный период для нового работника на месте, это время, которое играет важную роль не только в начале работы, но и для последующего сотрудничества.

Сроки этого периода могут быть самыми разными и чем быстрее работник вольется в коллектив и вникнет в работу, тем проще будет и ему, и окружающим. О том, что такое адаптационный срок, для чего он необходим и как правильно ввести нового работника в курс дел – поговорим в сегодняшней статье.

Что такое адаптационный период?

Адаптационный период – определенный временной отрезок, в течении которого сотрудник осуществляет выполнение ряда задач, для упрощения и максимальной автоматизации работы в будущем.

Обычно адаптационный период совпадает с . Длительность такого периода обычно составляет 3-12 месяцев. В некоторых случаях может потребоваться более длительный срок, либо же наоборот, работник освоится раньше.

Адаптационный период в целом может включать в себя следующие задачи:

  1. Знакомство с коллективом;
  2. Освоение культуры и этики коллектива;
  3. Освоение навыков и приемов работы;
  4. Ознакомление с внутренним регламентом организации;
  5. Изучение партнеров и клиентов компании;
  6. Освоение возможности карьерного роста;
  7. Изучение иных навыков, необходимых в работе.

Таким образом, адаптационный период позволяет максимально подробно изучить компанию, коллектив, специфику работы, а также решить и сотруднику, и руководителю, возможно ли продолжение сотрудничества сразу после испытательного срока.

Если разделять адаптационный период по методам подхода, то можно выделить следующие его стороны:

  1. Психологический метод – вливание в коллектив, установление дружеских и уважительных отношений, установка уровня субординации с руководством и так далее;
  2. Профессиональный – получение основных навыков для работы и освоение принципов политики компании в целом;
  3. Организационный метод – изучение сети взаимодействия с другими компаниями, отделами, филиалами. Получение навыков карьерного роста;
  4. Режимный – метод, позволяющий привыкнуть к новому ритму работы и темпу выполнения задач.

Исходя из описанного выше, адаптационное время – способ быстро научить работника основным принципам и методам работы, познакомить с коллективом, понять основные правила корпоративной культуры и этики, а также наладить отношения с окружающими, стать неотъемлемым звеном одной команды.

Поэтому правильная адаптационная подготовка – залог быстрой адаптации сотрудника и квалифицированного выполнения им своих должностных обязанностей.

Кто должен проводить адаптацию

Правильная программа адаптации позволяет работнику быстро освоиться.

Адаптационную работу с сотрудником может проводить любой член коллектива. Обычно наставника назначают из наиболее активных и добросовестных работников компании. Но если речь идет о большой корпорации, то в данном случае работа по новичка может быть возложена сразу на несколько лиц.

Приведем пример распределения адаптационной работы:

  1. Начальник – подготавливает все должностные инструкции для сотрудника, организует ему удобное рабочее место, занимается всеми документационными вопросами, вводит работника в курс дела;
  2. Кадровый работник – извещает работника о дате выхода на работу, собирает документы для руководителя, предоставляет новому сотруднику все необходимое для работы (канцелярию или инструменты), знакомит сотрудника с коллективом;
  3. Наставник – человек, который на данном этапе является главным направляющим сотрудника. Именно от того, как сложатся отношения с наставником, от его компетенции и знаний будет зависеть скорость адаптации сотрудника и его профессионализм, а также вся дальнейшая карьера.

В целом, обычно процесс адаптации проходит достаточно хорошо, если руководителем приложены для этого все необходимые усилия. Грамотные руководители всегда стараются в полной мере предоставить новому работнику все необходимые условия для правильной и своевременной адаптации.

Верно проведенная адаптация работника позволяет:

  • установить гармоничные отношения в коллективе;
  • раскрыть в полной мере потенциал сотрудника;
  • позволить работнику занять удобное место в иерархической системе компании;
  • увеличить возможность развития специалиста в профессиональной сфере;
  • получить сплоченный и ответственный коллектив;
  • значительно повысить производительность труда;
  • повысить ответственность сотрудников и пунктуальность, а также решить многие другие задачи.

Кроме того важно помнить, что неправильная адаптация или же ее полное отсутствие как таковой, это верный путь к апатии, депрессии, плохому настроению сотрудника и многим другим проблемам. Кроме того, неважные или того хуже враждебные отношения в коллективе – прямой путь к крушению компании.

Плохие отношения между сотрудниками приводят к постоянным ссорам, некачественному выполнению работы, отсутствию ответственности, а также к безынициативности работников. Поэтому своевременное и грамотное проведение адаптации – ключ к успеху не только для нового сотрудника, но и для руководителя.

Важно понимать – для каждого человека, ввиду его психологических и психофизических особенностей срок может быть самым разным. Поэтому устанавливать жесткие рамки адаптации не стоит.

Обычно, адаптационный период заканчивается оцениванием возможности работы в компании, как сотрудником, так и работодателем. И если работник с удовольствием остается работать, значит начальник все сделал правильно.

Если все пошло не так

Нужно внимательно следить за работником в период адаптации.

Нередко возникают и ситуации, когда работник никак не может привыкнуть к работе и коллективу. Сигнализировать об этом могут следующее:

  1. Нежелание сотрудника выполнять новые задачи;
  2. Апатия к работе в целом;
  3. Отношения в коллективе становятся натянутыми, к новичку относятся предвзято;
  4. Клиенты или же партнеры жалуются на некомпетентность сотрудника;
  5. Работник и руководитель никак не могут найти общий язык.

Помимо этих причин есть и масса других, но все они направлены исключительно на негатив – работа сотруднику не в радость и для компании приносит только негативные последствия.

Происходить подобное может по двум основным причинам – неправильно проведена адаптация работника, либо же сам специалист некомпетентен в своей области. И в том и в другом случае, руководителю следует принять меры по исправлению ситуации.

Например:

  • открыто поговорить с работником о сложившейся ситуации и своих недовольствах, выслушать точку зрения сотрудника;
  • предложить работнику пройти обучение по специальности;
  • сменить тактику адаптации новых сотрудников;
  • провести беседы с коллективом и так далее.

Методов исправления ситуации достаточно много и от того, насколько инициативна каждая сторона зависит исход дела.

В целом же, если обе стороны ведут себя апатично, то рано или поздно это приведет к расторжению .

Сотруднику следует вести себя корректно.

Для того, чтобы правильно и успешно пройти адаптационный период и , нужно выполнять некоторые универсальные рекомендации.

Приведем лишь некоторые примеры «правильного» поведения на новой работе:

  1. Доброжелательное отношение к коллегам;
  2. Отсутствие предвзятости в любой ситуации;
  3. Вежливое и корректное общение даже при конфликтных случаях;
  4. Максимальное повышение уровня профессиональной квалификации;
  5. Пунктуальность;
  6. Субординация;
  7. Аккуратное выполнение работы в любом случае;
  8. Позитивное отношение к жизни вообще и к работе в частности.

Помните, нет универсальных рецептов для успешной адаптации новичка, есть только желание сделать адаптационный период максимально коротким и результативным.

И в зависимости от того, насколько и работник и руководитель захотят реализации всех своих профессиональных навыков зависит результат их совместного труда.

Из этого видео вы узнаете все об адаптации персонала.

Форма для приема вопроса, напишите свой


Е сли вы нашли новую работу - сделано только полдела. Важно пройти испытательный срок, адаптироваться в новом коллективе, стать «своим» для коллег.

Неадаптированный сотрудник - это реально потерянные средства. Если речь идет о рядовом исполнителе, то оптимальный срок для «выхода на точку безубыточности» обычно составляет три-четыре месяца. Если же это руководитель, то этот процесс займет минимум полгода, а оценить эффективность можно будет не раньше, чем через год работы. Если же процесс адаптации вообще не удался и новичок покинул компанию, «не вписавшись» в коллектив, то сюда следует добавить расходы на подбор следующего кандидата. Обычно кадровые агентства берут за подбор персонала среднего звена 15-18% его годового дохода. То есть при месячной зарплате нового сотрудника 25 тыс. рублей, агентство возьмет за подбор 35–50 тыс. В случае увольнения подобранного сотрудника по причине его неинтегрированности в рабочий процесс, агентство выполняет всю работу по подбору заново.

Кто на новенького?
Впрочем, тяготы адаптации нового сотрудника неравнозначны. Конечно же, новичку приходится труднее. Ведь он должен оправдать надежды работодателя, успешно преодолев испытательный срок, и при этом вписаться в коллектив, который может быть совсем не расположен к приему «чужака».

Особенно это актуально для новых сотрудников больших консервативных компаний, с устоявшимися коллективами успевших устать друг от друга коллег. Они уже прошли огонь, воду и медные трубы годовых отчетов, они уже точно знают, что просто хорошо выполнять свою работу недостаточно, что для продвижения вперед нужно иметь «крепкую спину» или «мохнатую руку» и много других карьерных тонкостей.

Для многих из них новый сотрудник - долгожданный драйв, адреналин, свежая кровь, возможность покрасоваться, побыть наставником, повысить собственную самооценку. И с беззвучным восклицанием: «Кто на новенького…» - начинается игра.
Неприятие нового коллеги коллективом даже получило свое название - моббинг .

Моббинг
Понятие моббинг (иначе - травля новичков, своего рода «офисная дедовщина») уже успело укорениться на рынке труда. По оценкам основателя и директора британской компании The Field Foundation Тима Филда, целенаправленное преследование или несправедливое отношение к работнику со стороны коллег или руководства обходится британской экономике в 30 млрд. евро ежегодно. В Швеции даже был принят специальный закон против моббинга. Европейские специалисты в ходе специальных исследований подсчитали, что следствиями моббинга становятся стресс (появляется в 76% случаев), бессонница (71%), паранойя (60%), головные боли (55%), ночные кошмары (49%), чувство отстраненности (41%), сомнения, стыд и чувство вины (38%). По оценке германских психиатров, именно моббинг является причиной около 10% самоубийств в стране.

В России точных цифр ущерба от моббинга никто пока не подсчитывал, но, по разным оценкам, его жертвами становятся от 5 до 20% работающего населения. Моббинг со стороны начальства, как правило, проявляется в том, что к предложениям сотрудников не желают прислушиваться, повышают голос, скрывают или дают неполную информацию о положении дел в компании, предъявляют завышенные требования, обвиняют в некомпетентности, не дают возможность посещать курсы повышения квалификации и т.п. Моббинг со стороны коллег заключается в том, что новичку, например, не предоставляют необходимую ему для работы информацию, игнорируют его просьбы или распоряжения (если он пришел на руководящую должность), сваливают на него самую черную работу или вообще чужие обязанности, «подставляют» перед руководством.

Есть несколько основных причин моббинга. Главная - страх. В коллективах нередко проявляется настороженное отношение к тому, кто подчеркнуто «не такой, как все». Еще одной причиной моббинга является тщательно скрываемое до поры до времени внутреннее напряжение всего коллектива. Оно возникает по самым разным причинам, кроющимся в оргструктуре и климате компании. Моббинг чаще всего означает, что в компании нет ясных целей организации и стратегии ее развития. Топ-менеджеры недостаточно опытны в руководстве людьми, нет каналов обратной связи с коллективом, расплывчаты границы ответственности и служебных обязанностей сотрудников, не формализован механизм принятия решений, плохо организовано информирование коллектива, вследствие чего некоторые сотрудники рассматривают обладание информацией как особый род власти.

Все негативные явления в коллективе - это ответственность руководителя. В здоровом коллективе нет места моббингу. Либо сотрудник, не вписавшийся в коллектив, будет уволен, либо будет уволен тот, кто пытается организовать беспричинную травлю коллеги.

Тем более что очень часто моббинг используют в ситуациях, когда надо просто сократить численность персонала и тем уменьшить расходы на содержание офиса. Помните - если вы профессионал, а босс «вдруг» стал недоволен вашей работой, то, возможно, дело тут вовсе не в вас. Просто некоторым непросто признать, что компания еще не вышла из финансового кризиса и вынуждена использовать так называемый «польский метод найма». Работник нанимается с испытательным сроком на неполный оклад. По окончании срока ему жмут руку и ищут нового простака. Поэтому если кандидат соглашается на работу в такой компании, он уже должен быть готов к тому, что по окончании испытательного срока его могут уволить.

Так что, если чувствуете, что не дотягиваете, не хватает знаний, умений - меняйтесь, но не стремитесь сразу же искоренять все качества, которые другие люди считают вашими недостатками. Это всего лишь их мнение, и они имеют на него право.

Что делать?
Прежде всего, не думайте, что, если на вас направлен моббинг, то вы сами тут ни при чем. Да, само явление чаще всего спровоцировано проблемами руководства компании. Но почему агрессия толпы оказалась направлена именно на вас? Самоедством заниматься тут, конечно, не нужно, но некоторый анализ ситуации, окружения и собственной личности провести будет полезно. Потому что если даже вы будете вынуждены сменить работу - не окажется ли, что и на новом месте вы спровоцируете в свой адрес такую же агрессию?

Стремитесь к профессионализму в своей области. Тогда вас хотя бы не смогут обвинить в упущениях профессионального характера.

На первых порах, придя на новую работу, общайтесь с коллективом как можно более ровно и формально вежливо. Не стремитесь сразу навязывать свое эмоциональное расположение, ввязываться во внутренние разборки или привлекать излишнее внимание экстравагантным поведением и т.п.

А главное - не прекращайте постоянно наблюдать за тем, что происходит на вашей работе вообще и вокруг вас в частности. При желании вы всегда можете увидеть и услышать чуть больше, если научитесь не столько говорить, сколько молча наблюдать. И, разумеется, думать над увиденным и анализировать полученные сведения. То есть получается, что человеку с интеллектом, да еще такому, который умеет этим интеллектом пользоваться, стать жертвой моббинга практически не грозит.

Вредные привычки
По статистике больше всего раздражают коллег следующие привычки: курение - 12%; сплетни, пустые разговоры - 10%; бестактность, навязчивость - 5%; лень - 4%; безответственность, громкая речь, опоздания, личные разговоры по телефону - по 3%; высокомерие, еда в рабочее время, глупость, вранье, доносы, неаккуратность, халатность, хамство - по 2%. Делайте выводы.

Так что, десять способов настроить коллектив против себя можно описать так:

Способ 1. Выходя на новую работу, запаситесь мешком семечек, блоком жвачки, резко пахнущим парфюмом. Молодым дамам пригодится тюбик яркого лака для маникюра. Использовать сугубо индивидуально, не делясь с другими, и исключительно в рабочее время.

Способ 2. Реквизит - мобильный телефон, желательно, дорогой и «навороченный». Обязательно с хорошими динамиками, чтобы ваша любимая музыка достигала самых дальних уголков офиса. Звонить и принимать звонки полагается минимум один раз в час, опять же, исключительно в рабочее время. Выходить из офиса во время звонков воспрещается.

Способ 3. Не сдерживайте себя ни в коем случае. Если вам кто-то не по душе, тут же сообщите ему об этом. Постарайтесь это сделать ярко, чтобы все заметили. Чтобы «впредь неповадно было».

Способ 4. Приветствуется агрессивность и грубость, а также резкие перепады настроения.

Способ 5. Если предыдущий прием по каким-либо причинам не подходит, можно заменить его нытьем и ворчанием. Недовольным полагается быть всеми и всем: клиентами, коллегами, начальством, властями, водителями трамвая, продавцом в магазине и т.д. и т.п. Чем злобнее и желчнее самовыражение, тем больше эффект.

Способ 6. Необходимо иметь свое мнение абсолютно по всем вопросам. Выражать его необходимо при любой малейшей возможности, будучи категорично уверенным в своей исключительной правоте.

Способ 7. Eсли вам доверили какой-то секрет - обязательно расскажите о нем еще пяти сослуживцам. Болтливость и еще раз болтливость!

Способ 8. Если уж вы «сдуру» начали работать - трудитесь, не покладая рук. Не отвлекайтесь на посторонние темы, допоздна засиживайтесь в офисе. Пусть все остальные поймут, наконец, что они бездельники.

Способ 9. Ручки, ластики, линейки, чужие зажигалки, офисная бумага… Зачем зря оставлять. В домашнем быту не помешает.

Способ 10. Выберите себе самое теплое местечко и почаще открывайте окно. Пусть другие померзнут.

На первый взгляд, каждый из вышеперечисленных пунктов не представляет собой ничего серьезного. Но неприязнь рождается именно из мелочей. Она не возникает «ни с того, ни с сего». Однако требовать ответа от коллег не стоит: они могут даже не осознавать, почему недолюбливают того или иного человека. Имеет смысл проанализировать свое поведение, понаблюдать, на какие ваши поступки негативно реагируют окружающие, вспомнить, какие моменты вызывают подобную реакцию.

«Что, новый хозяин, надо?»
Особняком стоит проблема адаптации новых руководителей. Либо коллектив недопонимает продвинутые идеи нового начальника, либо начальник оказывается столь некомпетентным, что сотрудники начинают претендовать на часть властных полномочий.

Это, опять же, чаще возникает в том самом застоявшемся коллективе, где уже есть и свои неформальные лидеры. И если в такой коллектив назначили нового руководителя, а подчиненным он не понравился - руководителю позавидовать будет сложно. Особенно если он рьяно возьмется за дело (пусть даже из самых конструктивных побуждений!) и начнет с ходу вносить какие-то активные изменения в привычный уклад. В «психологическом болоте» нет стимулов к социальному росту, нет никакого движения вперед, но у всех есть свои насиженные места и зарплата. Тем паче, если ее размер не зависит от того, делает что-то сотрудник или просто находится на рабочем месте.

Любой руководитель, попытавшийся слишком активно это болото расшевелить, вызовет в свой адрес в первую очередь страх - тот самый страх, который провоцирует желание избавиться от его источника. И подчиненные, как минимум, начнут бойкот: по принципу: «А Васька слушает, да ест…». Поэтому, если вы не хотите провоцировать такое подспудное, но мощное сопротивление - поостерегитесь объявлять о серьезных нововведениях, пока не осмотритесь, не обзаведетесь союзниками и не разберетесь, что к чему.

Первые шаги - самые важные
Говорят, что в течение первых дней работы человек обычно подсознательно понимает, сколько он проработает на новом месте - просто исходя из внутренних ощущений. Допустим, ощущения вас не подвели, вам нравится на данном месте работы, и вы хотите продолжать. Одновременно с этим возникает еще один вопрос - как выстраивать отношения с новыми коллегами, как показать себя? И тут лучшим помощником будут те же ощущения - нравится ли вам весь коллектив в целом? Что вам не нравится в новом коллективе? Кто из коллег вам нравится и вызывает доверие, а кто - нет? Ответы на эти вопросы позволят четче определиться с тем, что делать и как поступать на новом месте работы.

Возможно, необходимо выделить в коллективе «сомневающихся» коллег, которые могут либо питать антипатию к конфликтам вообще, либо к лидеру вашей травли в частности, либо испытывать симпатию к вам непосредственно. Можно попытаться создать свою группировку.

Новичкам желательно в знакомстве с коллегами соблюдать «золотую середину» между осторожностью и открытостью. Осторожность поможет увидеть возможные «подводные камни» на новом месте, а умеренная открытость снимет лишние вопросы. Одним из первых пообщаться к вам подойдет главный «сплетник» коллектива. Остальные тоже будут присматриваться к вам. Хорошо для начала рассказать что-то нейтральное о себе, о семье и прошлой работе. Так вы снимете неопределенность, которая возникает по отношению к любому новичку со стороны старожилов. Приходя на новое место, приглядитесь, какие отношения, темы для разговоров на новом месте принимаются, а какие нет. Это поможет определиться с тем, как правильно выстроить свою стратегию вхождения в коллектив. Существуют очень «закрытые» коллективы, где люди не готовы сразу принимать новичка, и лишь со временем могут впустить его в интимную зону близкого контакта. В таких коллективах не стоит ждать быстрого принятия в компанию, зато, когда вас примут, отношения будут очень крепкими и прочными».

Ни в коем случае не опускайтесь до скандалов и криков. Открытый конфликт - это эмоциональный пир для негативно настроенного человека. Не давайте мобберам утолить свой голод.

Тем не менее, специалисты все же полагают, что открытость, контактность - более предпочтительный стиль поведения для новичка. Если вы выделите зачинщика, можно попробовать с ним поговорить. Это сложно, но иногда почву из-под ног моббера может выбить простая просьба о помощи. Обычно они любят «снисходить» до жертвы.

Каждому новичку можно посоветовать два несложных правила: задавать вопросы и общаться. Ходите на совместные обеды, участвуйте в корпоративах, в общем, позиционируйте себя как открытого, доброжелательного человека».

Еще один важный фактор - ваш внешний вид. По понятным причинам особенно это актуально для женщин. И тут лучше всего обратиться к старой проверенной классике: средней длины юбка, средней высоты каблук, хорошо сидящие, по фигуре, блузка и пиджак, тем более, что выбор расстегнуть или нет несколько лишних пуговиц на блузке всегда остается за вами…

Притирка
Конфликты на рабочем месте - это нормально. Всегда уступать нельзя, ведь так просто "сядут на шею" безответному ослику. Но и откровенно потрясать сумочкой, гневно сверкая глазами, тоже не имеет смысла. Ляпы неизбежны, поэтому расстраиваться не нужно. Лучше спасти свой провал, обернув его шуткой, или посмеяться над собой - это больше оценят.

Смело просите помощи, если она нужна по делу, задавайте вопросы, если что-то непонятно, не бойтесь отвлечь других от работы. Но и злоупотреблять чужим вниманием не стоит, все таки каждый сотрудник занимается своим делом, и выполнять чужие обязанности не станет.

Попав в новую для себя рабочую обстановку, не стоит бояться ошибок или увольнения. Не совершает ошибок тот, кто ничего не делает. Другими словами, без проб и ошибок просто невозможно чему-либо научиться. Убедите себя в том, что вам желают только хорошего и ожидайте от окружающих добра. Это ощущается и располагает к человеку.

10 способов настроить коллектив в свою пользу (резюме)

1. Улыбайтесь. Американское правило всегда улыбаться как нельзя лучше подходит для новичков. У вас все ОК, вы уверены в себе и своих силах, вы бодры и готовы к новой и интересной работе.

2. Держитесь «золотой середины». Будьте доброжелательны, в меру общительны, но соблюдайте дистанцию. Помните, у всех своя «зона комфортности»: один готов через час знакомства хватать вас за пуговицу, другой держит дистанцию как японец.

3. Познакомьтесь… с работой. Прежде всего - досконально ознакомьтесь со своими обязанностями. Вы должны точно знать, что именно от вас ожидают. Уточните критерии оценки вашей работы. В одной компании, главное - результат, в другой - отсутствие пятиминутных опозданий.

4. Задавайте вопросы. Не стесняйтесь задавать любые вопросы своему нанимателю, непосредственному начальнику или сотруднику, к которому вас «прикрепили». Помните: дурак стесняется спросить, умный стесняется не знать.

5. Представьтесь новым коллегам. Коротко и доброжелательно расскажите о себе. Попросите помочь вам адаптироваться в коллективе. Помните: большинство людей готовы оказать посильную помощь, особенно если их об этом искренне попросили. Им льстит быть наставниками - используйте это себе во благо.

6. Здоровайтесь первым. Это элементарное правило вежливости: первым собравшихся приветствует тот, кто пришел последним.

7. Не превращайтесь в «корректора». Никогда не говорите «а вот у нас в компании это было принято делать так…». Старайтесь не ссылаться лишний раз на опыт своей предыдущей работы.

8. Одевайтесь скромно. Поговорку «Встречают по одежке…» также еще никто не отменял. Выглядеть на новой работе серой мышкой, как и «пускать пыль в глаза» - сомнительный способ адаптации

9. Протяните руку. Воспользуйтесь поводом и как-нибудь пригласите новых коллег отметить какой-либо ваш праздник (день рождения, именины, юбилей и т.п.) в кафе или в офисе (в зависимости от традиций, принятых в коллективе). Отличный первый шаг навстречу друг другу. Только не перегните палку.

10. Проявите характер. Если вы чувствуете, что вас подвергают моббингу или проверяют «на слабо» - не поддавайтесь. Заискиванием уважение не завоевать. Твердо и спокойно заявите, что готовы помочь коллегам, но «это (уборка офиса, постоянные сверхурочные дежурства и т.п.) в ваши обязанности не входит». Предложите коллегам разделить их по справедливости.