Психология

Чему можно научиться на новой работе. Как быстро адаптироваться на новой работе

Едва ли найдется человек, который абсолютно безмятежно воспринимает ситуацию с переходом на новую работу. Тот, кто будет выполнять те же обязанности, что и прежде, беспокоится меньше, чем тот, кто идет на повышение или просто на новую для себя должность. Однако прирожденный «боец», наделенный высокой мотивацией достижения, лучше справляется со своей тревогой, чем робкий обладатель заниженной самооценки, воспринимающий любое замечание в свой адрес как смертный приговор.

Больше информации

В любом случае волнение нового сотрудника, как правило, обусловлено большим объемом незнакомой информации и ситуацией неопределенности. Так что с уверенностью можно сказать: чем меньше неизвестности, тем слабее эмоциональное напряжение. Поэтому не так сильно волнуется тот, кто поступает на новую работу по рекомендации, у кого в компании есть знакомые или кто работал там на временных проектах.

Отсюда первый совет: постарайтесь как можно больше узнать о компании, в которую вы поступаете на работу, уже на стадии переговоров. Изучите сайт компании в Интернете, присмотритесь к обстановке в офисе и сотрудникам, а главное- продумайте вопросы, которые важны для вас на этапе вхождения в должность, и не стесняйтесь задавать их на собеседовании.

Волнующие вопросы

Что же волнует новоиспеченного сотрудника? Это два основных вопроса: как я справляюсь с новыми обязанностями и как меня примет коллектив? Говорят, что «слона надо есть почастям», поэтому задачу адаптации на новом рабочем месте мы тоже разделим на части.

Начнем с первого и главного вопроса - с профессиональных обязанностей. Собственно, именно для их выполнения вас и приняли на работу. Если человек является хорошим и незаменимым специалистом, даже на его неудобоваримый характер и своеобразную манеру общения смотрят снисходительно. Именно поэтому все свои силы впервую очередь нужно направить на выполнение профессиональных задач. Если вы незавысили свои возможности на этапе переговоров о приеме в компанию и достаточно хорошо представляете себе фронт работ, то основа для будущего успеха уже заложена. Дайте себе время, чтобы освоиться на новом месте, старайтесь не совершать грубых ошибок, а для этого задавайте вопросы, потому что нельзя знать все сразу и наверняка. Хорошо, если вы определитесь с«наставником». Это может быть ваш руководитель, коллега, технический специалист. Конечно, количество вопросов современем будет уменьшаться. Но, согласитесь, глупо тратить силы на то, чтобы перелезть через забор просто потому, что не хочется спросить, есть ли здесь калитка.

Для того чтобы почувствовать уверенность, еще раз уточните, по каким критериям и кем будет оцениваться ваша работа. Что будет считаться хорошим результатом?

Задайте три вопроса себе. Я не знаю, что нужно делать? Я не умею это делать? Я не хочу это делать? Согласитесь, что ответ наних определяет многое.

Чужой среди своих

Другой волнующий момент: «как меня примет коллектив?» Это очень важный вопрос, хотя мы его поставили на второе место. Ведь мы много времени проводим на работе и для человека, существа общественного, совсем не безразлично, кто его окружает почти треть суток- друзья, враги или безразличные ему люди.

Итак, вам предстоит действовать по правилам, принятым в компании, поэтому важно узнать их. Идеальный случай- разработанная процедура введения вдолжность. В организации есть человек, который потратит время для того, чтобы представить вас коллегам, объяснить правила рабочего распорядка и корпоративной культуры: когда обедают, можно ли пить чай на рабочем месте; принято ли курить, где и как часто; какое поведение не приветствуется, какова форма рабочей одежды и какие отклонения от общего стиля позволительны.

Помните: приходя на новое рабочее место, вы вступаете на незнакомую территорию. Трудно поверить, что в XXI веке для людей по-прежнему важны территориальные отношения (правда, во многом на подсознательном уровне). Однако именно поэтому тот, кто взял чужой калькулятор, передвинул бумаги, сел (без спроса) за чужой компьютер и т. д., будет вызывать неприязнь, а порой и агрессию. Не нужно говорить, что тут все так делают,- территория уже поделена между «членами стаи», а вы незнакомец, к вам нужно присмотреться и определить, на что вы можете претендовать.

Не выражайте не обоснованных претензий и капризов: слишком много замечаний типа «мне дует», «стул низкий», «музыка мешает», «говорите потише» могут вызвать раздражение у коллег.

Не предавайтесь ностальгическим воспоминаниям о прежней работе в беседах сколлегами или руководителем: «А вот в нашей компании праздники отмечали не так…», «Мой прежний шеф никогда не заставлял меня готовить отчеты в такой форме», «Вот у нас были обеды так обеды!!!» Такие замечания нередко воспринимаются как критика и недовольство новой работой.

Контролируйте свои любимые привычки: постукивать пальцами по столу, звенеть ключами, напевать вполголоса, когда что-то обдумываете, и т. д. Вам ничего не скажут, а все же атмосфера будет постепенно накаляться. Но даже если вам сделают замечание, не надо воспринимать это как начало «травли».

Дайте присмотреться к себе первое время; не рассказывайте спорога отом, что вы любите, а что нет; не освещайте подробности своей личной жизни. Также воздержитесь от активного участия в обсуждении личных проблем сотрудников и не обижайтесь, что вас пока не приглашают к разговору.

Всеми силами избегайте открытой конфронтации и конфликтов, даже если это оправданно, а вы к тому же очень вспыльчивый человек. Не забудьте: вы под пристальным вниманием. Вас рассматривают в лупу.

Будьте внимательны, присматривайтесь, изучайте свою новую среду обитания. Не старайтесь спорога заявить осебе. В установлении контактов нужно проявлять чувство меры: слишком активное поведение может восприниматься как агрессия.

Если вы обладаете чувством юмора- прекрасно, это качество позволит вам завоевать симпатию. Однако не перегибайте палку, опасайтесь стать местным «клоуном».

Не задавайте слишком много личных вопросов

Кажется, нарисованная картина напоминает смягченный вариант «дедовщины». В чем-то это так, потому что оба явления произрастают из одного корня- настороженного отношения к «чужаку». Мужским коллективам в большей степени присуще установление неформальной иерархии, чем женским. Формы, которые приобретает эта настороженность, зависят от культуры и цивилизованности сотрудников, скоторыми вам предстоит работать.

Поэтому постарайтесь лучше узнать своих новых коллег. Это позволит скорее установить нормальные отношения.

Сколько длится адаптация

Закономерный вопрос: сколько продлится это «первое время»? Минимальный срок- 2-3 недели. Впрочем, это зависит от ряда обстоятельств. Активный, энергичный человек, который постоянно контактирует с коллегами, быстрее входит вколлектив, чем робкий, сдержанный сотрудник, работающий вдальней комнате в полном одиночестве.

И наконец, рассмотрите ситуацию с другой стороны. Вы человек, который несет с собой неизвестность и неопределенность. Задумайтесь: как вы сами воспринимаете новых сотрудников? Проявляете снисходительность и выказываете желание помочь или же тщательно выискиваете недостатки и рассказываете о них коллегам? Радуетесь успехам нового сотрудника или вас забавляют его промахи? Замечено, что доброжелательные и внимательные люди вызывают ответное отношение у окружающих. Ведь справедливо сказано: что посеешь, то и пожнешь.

Подведем итоги

Продумайте, что для вас важно знать на этапе вхождения в должность

Соберите доступную информацию о компании

Задавайте вопросы еще на стадии переговоров о приеме на работу

Качество выполнения работы - самое главное

Задавайте вопросы, если чего-то не знаете

Определите, кто может быть вашим наставником

По каким критериям будет оцениваться ваша работа?

Узнайте правила корпоративной культуры и придерживайтесь их

Уважайте «чужую территорию»

Будьте терпеливы к временным неудобствам

Контролируйте свои привычки

Не предавайтесь ностальгическим воспоминаниям о прежней работе

Воздержитесь от критики

Избегайте конфликтов

Чаще улыбайтесь

Запоминайте имена новых коллег

Кто-то из вышеописанных людей лучше справится со своей тревогой, а кто-то, более робкий по натуре и слишком критично воспринимающий любые замечания, может еще очень долго вливаться в новый коллектив.

Тревога нового сотрудника в любом случае связана с большим количеством новой и пока что незнакомой информации и обычной в данной ситуации неопределенностью. Вот здесь сразу ясно становится, что именно объем неизвестности влияет на эмоциональное напряжение человека. Как пример, тот, кто устраивается на новую работу с подачи какого-нибудь своего знакомого или работал прежде здесь на временных проектах, будет волноваться намного меньше того, кто пришел сюда в первый раз.

В этом случае один из первых советов состоит в том, чтобы вы как можно больше узнали об этом месте еще во время собеседования. Также посмотрите в Интернете на сайт компании, изучите его и, если есть возможность, хотя бы поверхностным взглядом оцените рабочую обстановку в офисе и людей, работающих там. Но самое главное — это продумывание всех важных для вас вопросов по поводу своей должности. Их лучше задать сразу на собеседовании, чтобы уберечься в будущем от возможных проколов.

Следующее, о чем волнуется новый сотрудник, это как его примет коллектив и как он справляется со своими обязанностями. Из этих двух вопросов первыми нужно выделить профессиональные обязанности, которые в любом случае выделят человека, но только если он незаменим как специалист. Поэтому в данном вопросе все свои силы и профессиональные навыки нужно сразу направлять на выполнение задач фирмы. Грамотный руководитель быстро увидит, насколько сильно вы завысили или, наоборот, занизили свои возможности при собеседовании, и тут же оценит вас. Вот именно на данном этапе вы закладываете фундамент своего будущего успеха на работе.

Всегда давайте себе время для осваивания на новом месте, старайтесь не ошибаться и никогда не стесняйтесь задавать вопросы. Количество вопросов со временем уменьшится, и вы втянетесь в рабочий ритм здесь, как и на прошлом месте, а возможно, даже быстрей и лучше.

Другой вопрос из вышеперечисленных, на тему «Вливание в коллектив», тоже важен, хоть и стоит на втором месте. Для людей, большую часть активной жизни проводящих на работе, очень немаловажно, кто их окружает. Ведь согласитесь, что намного приятней работать среди друзей, чем среди врагов.

В первый день работы кто-то из служащих этой фирмы потратит время на то, чтобы ввести вас в курс ваших обязанностей, показать фронт работ, представить другим сотрудникам фирмы, объяснить здешние правила, а также посоветует нужное поведение, расскажет, как можно одеваться и какие отклонения от общего стиля возможны.

Во время дальнейшей работы вам нужно стараться не капризничать и не выдавать претензий по типу: «здесь неудобно», «слишком темно или слишком светло», «не нравится музыка», «запрещают курить» и т. п., так как это раздражает тех, кто привык к подобной атмосфере в данном месте, то есть ваших коллег.

Также не нужно предаваться воспоминаниям о том, как было на прежнем месте, в беседе с сослуживцами или начальником. Подобное часто воспринимается как критика и недовольство новым местом.

Старые привычки поначалу тоже лучше оставить дома, ведь вас здесь еще очень плохо знают и неизвестно, как отнесутся к щелчкам пальцем и разговорам вслух во время размышлений. Но даже если вы забыли об этом и кто-то сделал замечание, не переживайте. Это еще не начало конца, как кто-то может подумать. Нет. Это обычное замечание и не более того.

Первое время не открывайте сослуживцам все свое «Я» сразу. Дайте им присмотреться к себе, не влезайте в обсуждение личных проблем коллег, ведь на чужую территорию сразу никого не впускают. Дайте людям время привыкнуть к вам, а сами не суйтесь в конфликты, постарайтесь не обижаться ни на кого, даже если вы правы. Первое время вы всегда будете на виду и к вам будут приглядываться.

Ну и последнее. Адаптация на новом рабочем месте в нормальных случаях длится где-то 2−3 недели. Это так называемое «первое время». Хотя если вы активный и коммуникабельный человек, постоянно контактирующий с коллегами, то естественно, что вы намного быстрее вольетесь в рабочую обстановку, в отличие от робкого тихони, старающегося быть не на виду.

Будьте доброжелательны и внимательны к вашему окружению. Не радуйтесь чужим промахам и не ищете недостатки у других. Проявляйте снисходительность и не сплетничайте. Все это другая сторона вашей адаптации.

Успехов на новом месте!

Играющее на руку человеку, попавшую в новую среду – внимательность. Обращайте внимание на все, что происходит вокруг вас. Присмотритесь к своим коллегам: насколько интенсивно они работают, как выглядят, как общаются. Эта информация может вам очень сильно пригодиться в будущем. По трудовому законодательству непосредственный руководитель обязан ввести нового сотрудника в курс дел компании, разъяснить его должностные обязанности и познакомить с коллективом. На практике это происходит не всегда. Не стесняйтесь знакомиться с новыми людьми, будьте инициативны.

Следите за тем, что вы говорите, где и как. В какой коллектив вы попали сразу очень трудно понять. К тому же, первоначально все люди кажутся добрыми и милыми. С вами, как с новичком, скорее всего, не будут обсуждать общих тем, поэтому будьте предельно осторожны в своих суждениях относительно чего бы то ни было. Не разобравшись толком во взаимоотношениях в коллективе, вы можете поставить себя в неловкое положение или же дискредитировать раз и навсегда. К тому же, сплетни и доносы, к сожалению, тоже никто не отменял. Будьте настороже!

Не ведите себя вызывающе, даже если вы по натуре балагур и душа компании. Выскочек нигде не любят, кроме того, в каждом коллективе, как правило, уже есть свой неформальный лидер. Осмотритесь сначала хорошенько, а уже потом начинайте проявлять свой характер в полную силу. Помните, что впечатление, которое сложится о вас в самом начале, когда интерес к вашей персоне повышен, потом будет очень трудно, если не невозможно, исправить.

Обычно в коллективе с хорошей психологической обстановкой прижиться легко и просто. Если же вы чувствуете, что вам тяжело и даже невозможно сработаться с новыми людьми, требования руководителей завышены, а многие ваши права не соблюдаются, задумайтесь, а стоит ли вам оставаться на такой работе? Ведь, в конечном итоге, моральное спокойствие гораздо полезнее для здоровья, чем деньги, которые придется тратить на невролога.

Большая ошибка новичка и даже человека с большим опытом работы - слишком быстро принимать какие-либо важные решения. В начале нужно впитывать всю поступающую вам информацию и внимательно относиться ко всем деталям.

Поговорите со своим руководителем. Обсудите вопросы, которые вряд ли будут присутствовать в памятке для персонала. Например, такие.

  • Чего вы ждёте от меня в первые несколько дней?
  • Каких результатов вы ожидаете от меня в первый месяц?
  • Что я должен заранее учесть, чтобы моя работа была ещё эффективнее?

Расспросите своих новых коллег об особенностях работы в компании.

  • Какой способ общения между сотрудниками предпочтительнее: живое общение или соцсети?
  • Есть ли какие-то запрещённые темы для обсуждений?

Наблюдайте

Проследите за поведением коллег. Разговаривают ли они на отвлечённые от работы темы? Уходят ли они из офиса на или же едят на общей кухне? Какие отношения сложились между ними? Так вы быстрее адаптируетесь к новому кругу знакомых.

Подстраивайте работу под себя

В первые дни работы вы внезапно осознали, что какие-то задачи вам не по плечу. В таком случае попробуйте поговорить с руководителем. Предложите ему компромисс: вместо тех задач выполнять то, в чём вы очень сильны. Иногда с позволения начальства можно поменяться задачами с коллегой.

Определите ведущих игроков

В каждой организации есть официальный и лидеры. И оба играют очень важную роль. Постарайтесь быстро их вычислить и заслужить их доверие.

Не перерабатывайте в первое время работы

Представьте, что сотрудник сразу выкладывается по полной, а затем снижает обороты. Начальство наверняка подумает, что он потерял мотивацию и интерес к работе. Именно поэтому поначалу на новом месте не стоит перерабатывать.

Не выпендривайтесь

Если у вас есть какая-то гениальная рабочая идея, не стоит моментально воплощать её в жизнь. Сначала посоветуйтесь со своим боссом и прислушайтесь к его мнению.

Не цельтесь выше звёзд, когда вы только начинаете работать. А вот когда освоитесь, тогда можете преследовать большие цели. Новаторские идеи лучше предлагать руководителю после того, как он вас за что-то похвалил.

admin

Адаптироваться на работе – это значит адекватно себя вести, согласно с нормами организации, отыскать собственное место, завоевать уважение коллег. Сюда относится налаживание связей, привыкание к рабочей и культурной сфере компании.

Адаптация на работе

Адаптация на новом месте работы – это усердно браться за дело и выполнять его, соответствовать требованиям, осуществлять вклад в развитие компании и достижение ее целей.

Первые месяцы имеют важное значение в формировании базы для собственных достижений на новом месте. Но старт работы также является периодом вызовов. Придется знакомиться с коллегами, получать новые знания, осваивать новые цели. В ходе и получения возможностей умения будут расти.

На новой работе требуется установить равновесие между потребностью в новых навыках и собственной уверенностью. Слишком самоуверенные люди выглядят надменными. Это ухудшает отношения с сослуживцами. А чересчур скромные личности вызывают сомнение. Найдите баланс: покажите веру в себя и готовность учиться.

Организовать правильный подход к работе

Очень важен адекватный подход к работе, вхождение в новую роль. В первую очередь, разберитесь в особенностях и нюансах должности, поймите, чего от вас ожидают:

уверьтесь, что вам понятны новые обязанности;
узнайте все об устройстве, системе и процедуре работы;
пользуйтесь всеми возможностями своей программы вхождения в должность;
не бойтесь спрашивать о том, что непонятно.

Новая роль дает шанс измениться, улучшить себя. Изучайте ситуацию, не торопитесь. Но постарайтесь сразу видеть свою будущую роль, цель и задачи компании. Правильно расставляйте приоритеты, советуйтесь с нужными людьми.

Следующий шаг – наладить деловые контакты

Для достижения успеха на новом месте требуется наладить деловые и личные контакты в компании. Установите равновесие между нормальными отношениями и получением дополнительных задач. Занятость не должна быть причиной индифферентности к интересам коллег. Больше сил направьте на взаимодействие со своей командой и руководителем, но не скидывайте со счетов связи на другом уровне. Помните: любые отношения потребуют терпения. Участвуйте в организуемых мероприятиях.

Кроме того, важно выделить ключевые персоны. Это те, на кого необходимо влиять для решения собственных задач и получения пользы для компании и для себя. Полезными будут встречи один на один с подобными личностями. Вы лучше поймете их приоритеты.

Изучение особенностей работы организации

Потребуется потратить время на изучение особенностей работы и структур организации. В каждой компании свои нюансы. Если вы будете работать в привычной манере, то есть риск не вписаться в коллектив. Обращайте внимание на внутреннее устройство. Проявите гибкость, приспосабливайтесь к новым условиям работы. Так вы добьетесь признания в команде.

В каждой компании присутствуют неформальные структуры. Они функционируют вне зависимости от официальных. Следите за ними. Контакты и связи дадут шанс понять, когда правильнее применять неофициальные и официальные каналы.

Умение налаживать отношение важно, но вас брали на работу не за это. Вы предлагали свои знания и мастерство. Покажите, что выбор был сделан не зря. Правильно действуйте, вносите вклад в работу, находите новые пути решения задач.

Важный момент – проявление способностей

Но не стоит сразу пытаться убеждать новое начальство, что вас брали на работу не зря. Найдите простую задачу или усовершенствование для проявления своих способностей в первые недели. Это даст возможность коллегам убедиться в вашем мастерстве, а вам – получить новую порцию уверенности в силах. Помимо этого, появится больше времени для разрешения более серьезных вопросов.

Приход на новое место всегда стресс. Адаптация к условиям и людям утомляет. До того как целиком войдете в новую роль, помните о занятиях для улучшения здоровья. Усердная работа и произведение впечатления важно, но . Действуйте в обычном режиме там, где от вас не требуют подвигов.

4 февраля 2014