Государство

Писатель даль пословицы и поговорки. Пословицы даля народные

Пословицы русского народа

Оригинальное название: Пословицы русскаго народа

Издательство: Тип. М.О. Вольфа

Место издания: СПб.-М.

Год издания: 1879

В этот сборник вошли кроме пословиц пословичные изречения, поговорки, присловья, скороговорки, прибаутки, загадки, поверья, приметы, суеверья и много речений, условно вошедшие в употребление. «В этом сборнике должны сойтись народная мудрость с народной глупостью, ум с пошлостью, добро со злом, истина с ложью. Человек должен явиться здесь таким, каков он вообще, на всем земном шаре, и каков он в частности, в нашем народе. Что худо, то бегай, что добро, тому следуй, но не прячь, не скрывай ни добра, ни худа, а покажи, что есть… Сборник пословиц – это свод народной опытной премудрости. Это стоны и вздохи, плач и рыданье, радость и веселие, горе и утешение в лицах. Это цвет народного ума, самобытной стати, это житейская народная правда, своего рода судебник, никем не судимый… Что не дошло до народа не касалось житья-бытья его, то не шевелило ни ума, ни сердца его, и того в пословицах нет; что впуталось добром, либо лихом в быт его, то найдете и в пословице».

ДОБРО - МИЛОСТЬ - ЗЛО

Добрым путем бог правит. Добрый (или: Нужный) путь бог правит.

Доброму бог помогает. Доброму бог на помочь.

Богу приятно, а царю угодно.

С добрым жить хорошо. В добре хорошо жить.

С доброхотом всякому в охотку.

Делать добро спеши (или: поспешай).

Торопись на доброе дело, а худое само приспеет.

Доброе дело и в воде не тает (или: не тонет).

Доброе дело крепко (или: споро).

Доброе дело на век (или: на два века: на этот и на тот).

Доброму делу не кайся. Сделав добро, не кайся (не попрекай).

Добрым делом не кори.

Добро худо переможет. Не устоять худу против добра.

Лихо помнится, а добро век не забудется.

Добро и во сне хорошо.

На свете не без добрых людей.

Злой не верит, что есть добрые люди.

Не век жить, а век поминать.

Доброму добрая память.

Ласковое слово не трудно, а споро.

Добрый скорее дело сделает, чем сердитый.

Ласково слово многих прельщает.

Ласково слово - что весенний день.

Его ласка не коляска: не сядешь да не поедешь.

На ласковое слово не кидайся, на грубое не гневайся.

На ласковое слово не сдавайся, на противное не осержайся.

На сердитое слово не осержайся, а на ласковое не надейся.

Гнева не пугайся, на ласку не кидайся.

Горьким быть - расплюют, сладким - проглотнут.

Горького проклянут, а сладкого проглотят.

Сердитого невзлюбили, а милостивого с кругу сбили.

Плохого бога (т. е. идола) и телята лижут.

Не корми калачом, да не бей в спину кирпичом.

Не кори барин слугу хлебом, а слуга барина бегом (т. е. работой).

Не все таской, ино и лаской.

Не все по затылку, ино и по головке.

Не все хлыстом, ино и свистом.

Духом кротости, а не палкой по кости.

Не все линьком, ино и свистком (матросок.).

Не бей мужика дубьем (или: дубиной), бей его рублем (полтиной).

Милостивому человеку и бог подает.

Болезному (или: Несчастному, т. е. наказанному преступнику) милость творить - с господом богом говорить.

Милость и на суде хвалится. Красна милость и в правде.

Милость подпора правосудию.

Он мухи не убьет. Он и во сне комара не убьет.

Наш Авдей никому не здлодей.

Мудрость змеина, незлобивость (или: кротость) голубина.

И у курицы сердце есть.

Такой сякой немазаный (ласка).

Кого дедушка любит, тому и косточки в руки. Всякое даяние благо.

На милость образца нет. Не худо, что просвира с полпуда.

Не подуйте на нас холодным ветром.

Жаль, жаль, а пособить нечем.

Жилы рвутся от тяжести, слезы льются от жалости.

Сердце кровью обливается. Сердце кровью подплывает.

Жаль девки - потеряла (или: погубила) парня.

Не жалей того, кто скачет; жалей того, кто плачет (и наоборот).

Жалеть коня - истомить себя.

Гостей разжалобить - не самому заплакать.

От жали (или: жалости) не плакать стать.

Его плачем не разжалобишь.

Немилостивому мил не будешь.

От лихого не услышишь доброго слова.

Не взяла бы лихота, не возьмет и теснота.

Не теснота губит, лихота.

У каменного попа, да железные просвиры.

Его копейка нищему руку прожжет.

На что на того сердиться, кто нас не боится?

Хорошо того бить, кто плачет, а учить, кто слушается.

Гневайся, да не согрешай.

Гневаться - дело человеческое, а злопомнить - диавольское.

Гнев - человеческое, а злопамятство - диавольское.

Зла за зло не воздавай.

Кривого кривым (худого худым) не исправишь.

Заднего не поминать (или: не помнить). Старого не поминать.

Старого пономаря не перепономаривать стать.

Не поминай лихом.

Не давай воли языку во пиру, во беседе, а сердцу в гневе.

Язык держи, а сердце в кулак сожми.

Кто гнев свой одолевает, крепок бывает.

Господин гневу своему - господин всему.

Не всяк злодей, кто часом лих.

Туча не без грому, хозяин (или: господин) не без гнева.

Где гнев, там и милость.

У часу гнев, у часу милость.

Хотя осердится, да после смирится (т. е. помирится).

Согрелся - осердился, простыл - остудился.

Бог простит, только вперед не каверзи.

Виноватого бог простит, правого царь пожалует.

Бог ему (или: тебе) судья. Господь с тобой.

Суди бог обидчика (грешника), а человек прощает.

Тому тяжело, кто помнит зло. Мста (месть) не мзда.

Откуда вред, туда и нелюбовь.

Всякая щель пищит (т. е. где горе, там и жалоба).

Тебе потехи, да мне худые смехи.

За добро постоим, а на зло настоим.

Не дразни собаку, так не укусит.

Сердитая собака волку корысть.

Бьют волка и в чужом колке.

Распазить да навоз возить (т. е. на тебе).

На сердитых воду возят.

Злой человек не проживет в добре век.

У сердитого губа толще, а брюхо тоще (или: тоньше).

Не на мать: губ не надуешь (т. е. привык на мать дуться).

Доброму и сухарь на здоровье, а злому и мясное не впрок.

Не бей в чужие ворота плетью; не ударили бы в твои дубиной (или: обухом).

Не избывай постылого: приберег бог милого.

Кути и мути, да норови, как бы самому уйти.

Кабы свинье рога - всех бы со свету сжила.

Бодливой корове бог рог не дает.

Бодливая корова комола живет.

Сердит, да бессилен - свинье брат.

Под чужую голову идти - наперед свою нести (или: свою навстречу нести).

О чужой голове биться - свою на кон ставить.

Хорошо кукуешь - да на свою б голову.

Пропади мой злодей, меня не избыв, а избывши меня - хоть три века живи. Пропади мой лихой, не изведши меня, а изведши меня и пр.

Ешь собака собаку, а последнюю черт съест (или: а последняя удавись).

Когда б на крапиву не мороз, то б с нею и ладов не было.

Коли б на хмель не мороз, так он бы через тын перерос.

Худая трава из поля вон.

Бодливую корову с поля долой (или: из стада вон).

Во зле жить - по миру ходить.

Лихо до дна, а там дорога одна.

Желание грешных погибает.

Сердцем ничего не возьмешь (или: не сделаешь).

Сердце делу не в помощь (или: не поможет).

Не сердись, печенку испортишь (или: печенка лопнет).

Не стало (или: Не хватило) легких, так заговорил печенкой.

Сердито - неумно, а хлопотливо - несбойливо.

Сердитый с горшками не ездит (потому что перебьет).

Сердцем притчи (или: притки) не изломишь.

Сердцем и соломинки не переломишь.

Сердись не сердись, а лучше покорись.

Чем сердиться (или: браниться), так лучше помириться.

Сердцем копья у недруга не переломишь.

Сердце не дробит - голова не болит.

Старуха три года на мир сердилась, а мир того и не знал.

Сердилась баба на торг, а торг про то не ведает.

Сердита кобыла на воз, а прет его под гору и в гору.

Скачет баба задом и передом, а дело идет своим чередом.

Сердитого унимать - пуще поднимать.

Сердитому кланяться, а он пуще чванится.

Сердитый умрет - никто его не уймет.

Рассердился - никого не спросился.

Душа не стерпит, так сердце возьмет. Возьмет сердце, как душа не стерпит.

У злой Натальи все люди канальи.

У кого желчь во рту, тому все горько.

Каков ни есть: не перерожать его стать.

Это слабость его. Это его слабая струна (или: сторона).

Он на эту ногу немножко храмлет (или: прихрамывает).

В нем блох много. Ох-ох, много в тебе блох.

Извелся человек - никуда не годен.

Взял с сердцем, так и ешь с перцем.

Приткнуть кому грош (казанск., бедняк, назло богачу, втыкает ему в избу грош, и тот должен разориться).

Лезть на стену. Себя не помнит, на стену лезет.

Горяч молодец уродился.

Сердце яро, место мало, расходиться негде.

За собакой палка не пропадет (т. е. припомнит).

Сердитому палка найдется. Сердитый найдет палку.

От него ни крестом, ни пестом не отделаешься.

От него ни отмолиться, ни отбиться.

Ни отмолиться, ни отплеваться, ни отлаяться, ни отчураться.

От черта крестом, от свиньи пестом, а от лихого человека - ничем.

Дьяволом подложен, бесом опушен.

У него черт в подкладке, сатана в заплатке.

Не надо и беса, коли ты здеся.

В очью назло делает. Пальцем тычет, словом притыкает.

Назло да наперекор, да людям в укор.

Не из корысти собака кусает, из лихости.

Змея кусает не для сытости, а ради лихости.

Он давно на него зубы скалит.

Он давно на меня нож точит.

Беда, как расходился. Так ходенем и ходит.

Кошкой в глаза мечется.

Расходится, так и черт ему не брат.

Наш Козьма все бьет со зла (или: бьет с козла).

Сказали: бешеных всех перевешали; неправду сказали: одного не связали.

Дураки да бешены, знать, не все перевешаны.

Сытый волк смирнее завистливого человека.

Как ворон крови ждет (или: зырит).

Ему на голодный зуб не попадайся.

Смотрит, как волк на теля.

Глядит, ровно семерых проглотил, осьмым поперхнулся.

Не гляди на меня комом, гляди россыпью.

Бирюком (или: волком, медведем) смотрит.

Глядит, как змея из-за пазухи. Ястребом смотрит.

Косится, как середа на пятницу.

В кривом глазу и прямое криво. В кривом зеркале и рот набоку.

Надулся, как индюк (как индейский петух).

Надулся, как мышь на крупу.

Замашка воловья - глядеть исподлобья.

Что остробучился, ровно черт на попа?

С ободранного шкуру дерет. С одного вола две шкуры дерет.

С живого кожу дерет. Дерет с живого и с мертвого.

Ты - чтоб живот поправить, а он кишки вовсе вон теребит (горшок, накинутый на брюхо).

Сжалился волк над ягненком, покинул кости да кожу.

Кобыла с волком тягалась: один хвост да грива осталась.

Пожалел волк кобылу: покинул хвост да гриву.

С тобой водиться - что в крапиву садиться.

С тобой знаться - от людей отстать.

Про твое здоровье и говорить скоромно.

Как на лес взглянет, так и лес вянет.

На что ни взглянет - все вянет.

Где ногой ступит - трава не растет.

Где я лисой пройду, там три года куры не несутся.

Хоть его в сад посади, и сад привянет.

Словно топор: не обрежет, так зашибет.

Пивица (пиявица) вопьется - год не сорвется.

Как душа черна, так и мылом не смоешь.

Хоть сам наг пойду, а недруга без рубахи пущу.

Сам наг пойду, а тебя как бубна пущу.

Хоть рыло в крови, да наша взяла.

Не дал шапки отец, так пусть уши мерзнут.

Запустить кому гусара (т. е. досадить. Буквально: пощекотать сонного в носу).

Подпустить кому кузьку (досадить).

Я тебе покажу кузькину мать. Узнаешь ты кузькину мать.

Подкузьмить кого (т. е. поддеть).

Приставить кому горчишник (т. е. досадить).

Подсыпать кому перцу. Запустить кому шпильку.

Подвести кого под сюркуп (от карточн. игры).

Подвести дела под монастырь (убить короля тузом).

Всучить кому щетинку. Влить кому щей на ложку.

Задать кому закуску. На-ка, раскуси.

Это невестке на отместку.

Отсмеять насмешку (т. е. отомстить).

Я им заварил ушицу (или: кашицу), путь расхлебывают.

Согнуть кого в дугу (или: в три дуги; в три погибели).

Сжить кого со свету. Согнать с бела света.

Подпустить кому петуха. Посадить красного петуха на кровлю (т. е. поджечь).

Я бы его в ложке утопил. Он тебя и в ложке утопит.

Я тебе это нарежу на бирку. Ты у меня нарезан на бирке.

Не поваляв куска, собака не съест.

Собака и хлеба не съест, не порычав.

Не поворчав, кошка куска не съест.

Кабы ему песий хвост, так сам бы себе бока настегал.

Сердце с перцем, душа с чесноком.

Шипит, как каленое железо, когда плюнешь.

Кому надо собаку ударить, тот и палку сыщет.

Комолая корова - хоть шишкою, да боднет.

Не справясь с коровой, да подойник оземь.

Не смога с кобылой, да по оглоблям.

Сердит, что не тем боком корова почесалась.

Видно, не той ногой (или: невпопад) порог переступил.

Левой ногой с постели ступил.

Такое сердце взяло, что сам бы себе язык перекусил.

Точить на кого зубы. Острить на кого когти.

Мечется, как бешеная (или: угорелая) кошка.

Подержал не долго, а пальцы знать.

Где ни ухватит, там след когтей покинет.

Не с доброго умысла злы коренья копают.

Избывает его, как лихую траву из поля.

Силен враг, и горами качает (прибавка: не токмо человеком).

Он сатане в дядьки годится.

Его сам сатана пестовал.

Хорош: давал за него черт грош, да спятился.

Смотреть не на что, держать немочно.

Лыком сшит, оборничком подпоясан.

Хорош бы ты парень, да ни к черту не годишься.

Ты ему слово, а он тебе десять.

Сколько милости, а вдвое лихости. Много милости, а больше лихости.

Сердце соколье, а смельство воронье.

Летами не стар, да с лихости пропал.

Удобрилась мачеха до пасынка: велела в заговенье щи выхлебать.

Ешьте, дорогие гости: все одно будет (т. е. надо) собакам выкинуть.

Сера, что свинья, а зла, что змея.

Родной ты отец - да только не своим деткам.

Умирает, а ногой дрягает.

Умирает, а зелье хватает. Змея умирает, а зелье хватает.

Калач в руки, а камень в зубы.

Дела, дела, как сажа бела (т. е. так белы).

Улица-то прямая, да хата кривая.

Жанр: Энциклопедии

Избранные пословицы и поговорки из собрания Владимира Ивановича Даля (1801-1872), писателя и этнографа, создателя всемирно известного «Толкового словаря живого великорусского языка».

  • Скачать в формате FB2(179 КБ)
  • Скачать в формате EPUB(166 КБ)
  • Скачать в формате RTF (DOC)(122 КБ)
  • Скачать в формате HTML(175 КБ)
  • Скачать в формате TXT(113 КБ)

Какой формат выбрать?

Именно Владимиру Далю принадлежит честь быть наиболее внимательным и верным исследователем устного народного творчества. Собранные им пословицы и поговорки не перестают открывать нам новые грани в глубинной мудрости наших предков и поражают тонкой наблюдательностью и остроумием.

Владимир Иванович Даль
1000 русских пословиц и поговорок

Пословица несудима

Владимир Иванович Даль известен широкому кругу читателей прежде всего как создатель знаменитого "Толкового словаря живого великорусского языка" – богатейшей сокровищницы русского слова.

Не менее примечательным трудом Даля является его сборник "Пословицы русского народа", включающий более тридцати тысяч пословиц, поговорок и метких слов.

Удивительно происхождение великого ученого, хотя в те далекие времена многие европейцы – немцы, французы, скандинавы – считали за благо перейти на службу русскому царю и новому отечеству.

Писатель, этнограф, лингвист, врач, Владимир Иванович Даль родился 22 ноября (по старому стилю – 10 ноября) 1801 года в Луганске Екатеринославской губернии. Отец – Иоганн Христиан Даль – датчанин, принявший российское подданство, был врачом, лингвистом и богословом, мать – Мария Христофоровна Даль (урожденная Фрейтаг) – полунемка-полуфранцуженка. Отец Даля стал патриотом всего русского. Полюбив Россию, он и в своих детях стремился развить любовь к русскому языку, культуре, искусству.

В 1814 году Владимир Даль поступил в Петербургский Морской кадетский корпус. Окончил курс, служил во флоте в Николаеве, затем – в Кронштадте. Выйдя в отставку, поступил на медицинский факультет Дерптского университета, окончил его в 1829 году и стал хирургом-окулистом.

И снова – военная служба. В 1828 году началась двухлетняя русско-турецкая война, и Даля призвали в армию. Он участвовал в переходе русской армии через Балканы, непрерывно оперируя раненых в палаточных госпиталях и непосредственно на полях сражений. Дарование Даля-хирурга высоко оценивал выдающийся русский хирург Пирогов. В 1831-м, во время похода против поляков, Владимир Иванович отличился при переправе через Вислу. Он впервые применил электрический ток во взрывном деле, заминировав переправу и подорвав ее после отступления русских войск за реку. За это император Николай I наградил В. И. Даля орденом – Владимирским крестом в петлице.

Собирать слова и выражения русского народного языка Даль начал с 1819 года. Еще в Морском корпусе он занимался литературой, писал стихи. Проезжая однажды по Новгородской губернии, он записал заинтересовавшее его слово "замолаживать" ("иначе пасмурнеть, клониться к ненастью"). И с тех пор, странствуя по огромным просторам России, Владимир Иванович не расставался со своими записями, пополняя их новыми словами, меткими изречениями, пословицами и поговорками, накопив и обработав к концу жизни двести тысяч слов!

Необходимо особо отметить его знакомство и дружбу с Пушкиным. В этом немалую роль сыграли работа Даля над словарем и собирание им пословиц. Даль и позднее вспоминал о том, с каким энтузиазмом Пушкин говорил о богатстве русских пословиц. По свидетельствам современников, великий поэт, собственно, и укрепил Даля в его намерении собирать словарь живого народного языка.

Александр Сергеевич и Владимир Иванович не раз делили тяготы нелегких путешествий по дорогам России, ездили по местам пугачевских походов.

В трагические январские дни 1837 года Даль, как близкий друг и как врач, принял самое деятельное участие в уходе за смертельно раненным Пушкиным. Именно к Далю были обращены слова умирающего: "Жизнь кончена..." Ему благодарный поэт подарил перстень-талисман. Даль оставил записки о последних часах жизни Александра Сергеевича.

В 1832 году были опубликованы обработанные Далем "Русские сказки. Пяток первый". Однако вскоре книгу запретили, а автора арестовали. Только по просьбе В. А. Жуковского, в то время воспитателя наследника престола, Даль был освобожден. Но печататься под своим именем он уже не мог и подписывался псевдонимом Казак Луганский. Именно под этим псевдонимом была издана одна из любимейших сказок нашего детства – "Курочка Ряба".

Произведения Даля пестрят пословицами, поговорками. Иногда вместо развернутой характеристики героя дана его оценка только в пословице: "Ему... не приходилось бы жить так – от утра до вечера, а помянуть нечего; неделя прошла, до нас не дошла". Или: "Не учили, пока поперек лавочки ложился, а во всю вытянулся – не научишь"; "Кто кого сможет, тот того и гложет".

Вышедшие почти в одно время "Пословицы русского народа" (1862) и "Толковый словарь" (1864) обогатили русскую культуру и литературу.

В предисловии к книге пословиц Даль писал: "Источниками же или запасом для сборника послужили: два или три печатных сборника прошлого века, собрания Княжевича, Снегирева, рукописные листки и тетрадки, сообщенные с разных сторон, и – главнейше – живой русский язык, а более – речь народа".

Надо отметить, что и до Даля, еще в XVIII веке, собирались и издавались пословицы и поговорки русского народа. В качестве примеров можно привести "Письмовник" Н. Курганова (1769), "Собрание 4291 древних российских пословиц", приписываемое профессору Московского университета Барсову (1770), сборник "Русские пословицы" И. Богдановича (1785). Первое значительное исследование о русских пословицах – труд И. М. Снегирева "Русские в своих пословицах" (1831–1834). В середине XIX века главными сводами пословиц и поговорок считались сборники И. М. Снегирева (1848, 1857) и сборник пословиц, извлеченных из книг и рукописей и изданных в 1854 году Ф. И. Буслаевым.

Однако именно Далю принадлежит честь стать наиболее точным, глубоким и верным исследователем устного народного творчества.

Собранный Далем обширный материал заставил его сгруппировать пословицы в сборнике по рубрикам, разделам. Эти рубрики нередко объединяют противоположные явления жизни, понятия и т. п., например "добро – зло", "радость – горе", "вина – заслуга"; причем всему дается в пословицах оценка, ведь они выражают сокровенные суждения народа.

Глубокая мудрость, тонкая наблюдательность, ясный разум народа определили наиболее выразительные пословицы и поговорки о грамоте, учении, уме, о способностях и толковости людей. Пословицы осуждают болтунов, сварливых и глупых, любителей поскандалить, чванливых, чрезмерно гордых людей.

Многие пословицы говорили о крестьянском мире, о совместном труде, силе сельской общины. "Собором и черта поборешь", – утверждала пословица. "Что мир порядил, то и Бог рассудил", "Мир заревет, так лесы стонут", "Дружно – не грузно, а врозь – хоть брось", "Миром всякое дело решишь"...

В предлагаемую читателю книгу вошла лишь малая часть из обширного собрания пословиц и поговорок Даля. Они о любви, о дружбе, о счастье, о богатстве, о труде и праздности, о жизни и смерти, об одиночестве, об удаче. Обратите внимание, как свежо, современно звучат они!

А сколько в сегодняшнем русском языке устойчивых словосочетаний, о происхождении которых мы уже не задумываемся, но которые имеют вполне определенный источник. Кто не слышал вполне современного выражения: "Дело в шляпе". Оно – из сборника Даля, и пошло от жребия, который клали в шляпу, а затем тянули из нее.

Почти в каждом разделе "Пословиц русского народа" Даля можно столкнуться с противоречивостью материалов. И это естественно – ведь и реальная жизнь полна противоречий. Здесь очень важно различать оттенки, а также меру глубины пословиц и поговорок. Ведь рождались они порой под влиянием эмоций, а не только многолетних наблюдений и опыта.

Обозначение ударения: \"а, \"ю и т. п.

НАПУТНОЕ

"Будет ли, не будет ли когда напечатан сборник этот, с которым собиратель пестовался век свой, но, расставаясь с ним, как бы с делом конченым, не хочется покинуть его без напутного словечка".

Вступление это написалось в 1853 году, когда окончена была разборка пословиц; пусть же оно остается и ныне, когда судьба сборника решилась и он напечатан.

По заведенному порядку, следовало бы пуститься в розыск: что такое пословица; откуда она взялась и к чему пригодна; когда и какие издания пословиц у нас выходили; каковы они; какими источниками пользовался нынешний собиратель. Ученые ссылки могли бы подкрасить дело, потому что, кажется, уже Аристотель дал определение пословицы.

Но всего этого здесь найдется разве только весьма понемногу.

Ученые определения ныне мало в ходу, век школярства прошел, хотя мы все еще не можем стряхнуть с себя лохмотьев степенной хламиды его.

Времена, когда объясняли во введении пользу науки или знания, коему книга посвящалась, также миновали; ныне верят тому, что всякий добросовестный труд полезен и что пользе этой россказнями не подспоришь.

Ученые розыски, старина, сравнения с другими славянскими наречиями - все это не по силам собирателю.

Разбор и оценка других изданий должны бы кончиться прямым или косвенным скромным признанием, что наше всех лучше.

Источниками же или запасом для сборника служили: два или три печатных сборника прошлого века, собрания Княжевича, Снегирева, рукописные листки и тетрадки, сообщенные с разных сторон, и - главнейше - живой русский язык, а более речь народа.

Ни в какую старину я не вдавался, древних рукописей не разбирал, а вошедшая в этот сборник старина попадала туда из печатных же сборников. Одну только старую рукопись я просматривал и взял из нее то, что могло бы и ныне идти за пословицу или поговорку; эта рукопись была подарена мне гр. Дм. Ник. Толстым, мною отдана М. П. Погодину, а оттуда она целиком напечатана, в виде прибавления, при сборнике пословиц И. М. Снегирева.

При сем случае я должен сказать душевное спасибо всем доброхотным дателям, помощникам и пособникам; называть никого не смею, боясь, по запамятованию, слишком многих пропустить, но не могу не назвать с признательностью гр. Дм. Ник. Толстого, И. П. Сахарова и И. М. Снегирева.

Когда сборник последнего вышел, то мой был уже отчасти подобран: я сличил его издание со сборником Княжевича и попользовался тем, чего не было там и не нашлось у меня и что притом, по крайнему разумению моему, можно и должно было принять.

В собрании Княжевича (1822 г.) всего 5300 (с десятками) пословиц; к ним прибавлено И. М. Снегиревым до 4000; из всего этого числа мною устранено вовсе или не принято в том виде, как они напечатаны, до 3500; вообще же из книг или печати взято мною едва ли более 6000, или около пятой доли моего сборника. Остальные взяты из частных записок и собраны по наслуху, в устной беседе.

При этом сличении и выборе не раз нападали на меня робость и сомнение. Что ни говорите, а в браковке этой произвола не миновать, а упрека в ней и подавно. Нельзя перепечатывать слепо всего того, что, под названием пословиц, было напечатано; искажения, то умничаньем, то от недоразумений, то просто описками и опечатками, не в меру безобразны. В иных случаях ошибки эти явны, и если такая пословица доставалась мне в подлинном виде своем, то поправка или выбор не затрудняли; но беда та, что я не мог ограничиться этими случаями, а должен был решиться на что-нибудь и относительно тех тысяч пословиц, для исправления коих у меня не было верных данных, а выкинуть их вон - не значило бы исправить.

Не поняв пословицы, как это нередко случается, считаешь ее бессмыслицею, полагаешь, что она придумана кем-либо для шуток или искажена неисправимо, и не решаешься принять ее; ан дело право, только смотри прямо. После нескольких подобных случаев или открытий поневоле оробеешь, подумаешь: "Кто дал тебе право выбирать и браковать? Где предел этой разборчивости? Ведь ты набираешь не цветник, а сборник" и начинаешь опять собирать и размещать все сподряд; пусть будет лишнее, пусть рассудят и разберут другие; но тогда вдруг натыкаешься на строчки вроде следующих:

Возьмем два-три примера: "Бог не поберег вдоль и поперек"; по три коротких меж двух долгих, а размер хорош. "Рано встала, да мало напряла"; по долгому с коротким на концах, а две средние стопы - долгий с двумя короткими. "Хоть вдвое, хоть втрое, не споро худое"; по одному долгому меж двух коротких. "Всякая небылица в три года пригодится"; "На

Всякого мирянина по семи жидовин"; в этих двух пословицах, в сущности тонических, метрический счет, однако, показывает вот какие особенности: первая начинается долгим, вторая - коротким слогом; в обеих по четыре стопы: один долгий с одним коротким, долгий с двумя, с тремя и с четырьмя короткими. В следующей - замечательная, весьма складная смесь анапеста и дактиля; один только короткий слог, во втором стихе, будто лишний; но он на месте, а пропущен в первом стихе весьма кстати; тут, как будто поневоле изумляясь, сделаешь расстановку:

Сбил, сколотил - вот колесо;

Сел да поехал - ах, хорошо!

Оглянулся назад - одни спицы лежат!

Это сложено удивительно складно: внезапный переход, на третьем стихе, к двум кратким, когда готовишься на долгий слог, как нельзя лучше выражает изумление того, кто оглянулся. Нельзя также не согласиться, что во всех размерах этих не в пример более свободы и раздолья, чем в тяжких, однообразных путах бессмысленного ямба или хорея.

Рифма или простое созвучие не всегда бывают в конце стиха или каждой из двух частей пословицы, как, например: "Много лихости, мало милости"; "Не проси у богатого, проси у тороватого"; "Ни то, ни се кипело, да и то пригорело"; "Взвыла да пошла из кармана мошна" и пр., а иногда и на других словах, среди стиха, но всегда на таких, кои требуют отлики, ударения, внимания:

"И скатал было и сгладил, да все врозь расползлось".

"От сумы да от тюрьмы никто не отрекайся".

"Видал, как мужик мед едал - ин мне не дал".

Бывает и по нескольку рифм сряду:

"Сам тощ, как хвощ, и живет тоненько, да помаленьку";

"Я за кочан - меня по плечам. Я за вилок - меня за висок";

"Сало было, стало мыло";

"Рушай варено, слушай говорено"; в двух последних что ни слово, то рифма.

"Уйдем всем двором, опричь хором, а дом подопрем колом" - шесть одинаковых рифм. Есть созвучия целого слова и полные рифмы в два и три слога: "Ему - про Тараса, а он: полтораста"; "Не под дождем, подождем". Но большая часть пословиц без красного склада и без правильного, однородного размера; лад или мера в них, однако, есть, как во всякой складной, короткой речи, и лад этот дает ей певучесть и силу.

Игра слов, по обоюдности их значений, не совсем в нашем вкусе, но местами попадается: "Для почину выпить по чину"; "Спать долго - жить с долгом"; "Тут прут, а там жгут"; прут - напирают и розга; жгут - палят огнем и витень, плеть. "Что будет, то будет; а еще и то будет, что и нас не будет". "Обедал бы, да не объедал бы". "Пригоден лук и к бою и ко щам" и пр.

Ко внешней одежде пословиц надо отнести и личные имена. Они большею частию взяты наудачу, либо для рифмы, созвучия, меры: таковы, например, пословицы, в коих поминаются: Мартын и алтын, Иван и болван, Григорий и горе, Петрак и батрак, Мокей и лакей и пр. Может быть, некоторые имена и взяты начально с известных в самом тесном кругу лиц, а пословицы сделались общими; нередко также имена эти попадали из сказок, рассказов, где люди известных свойств обычно носят одно и то же имя, за которым и в пословицах оставалось то же самое значение: Иванушка и Емеля дурачки; Фомка и Сергей воры, плуты; Кузька горемыка; Марко богач. От этих понятий сложились и особые выражения: объемелить кого, обмануть, одурачить простачка; обсережить, поддеть ловко, хитро; фомкою, на языке мошенников, зовется большое долото или одноручный лом для взлома замков; подкузьмить кого, поддеть, обмануть, обидеть и пр.

Материал из ТолВИКИ


  1. Без дела жить, только небо коптить.
  2. Без труда не вынешь рыбку из пруда.
  3. В ком добра нет, в том и правды мало.
  4. Век живи – век учись.
  5. Всё минется, одна правда останется.
  6. Всяк кулик своё болото хвалит.
  7. Всяк правду ищет, да не всяк её творит.
  8. Всякая работа мастера хвалит.
  9. Всякий гриб в руки берут, да не всякий в кузов кладут.
  10. Всякому мила своя сторона.
  11. Где выросла сосна, там и красна.
  12. Глупый осудит, а умный рассудит.
  13. Говорит бело, а делает черно.
  14. Голова хвоста не ждёт.
  15. Грамоте учиться всегда пригодиться.
  16. Дело мастера боится (а иной мастер дела боится).
  17. Добрая пословица не в бровь, а прямо в глаз.
  18. Добрая слава до порога, а худая за порог.
  19. Доброе братство милее богатства.
  20. Доброе дело – правду говорить смело.
  21. Доброе начало – половина дела.
  22. Доброта без разума пуста.
  23. Добрый конец всему делу венец.

  24. Долго рассуждай, да скоро делай!
  25. Друг - великое дело: не скоро добудешь.
  26. Друга на деньги не купишь.
  27. Дружба дружбой, а служба службой.
  28. Думают думу без шуму.
  29. За правое дело стой смело!Всякий гриб.png
  30. За учёного двух неучёных дают, да и то не берут.
  31. Заставь дурака Богу молиться, он и лоб расшибёт.
  32. Зла за зло не воздавай.
  33. И птица, выкормив птенца, его летать учит.
  34. И сила уму уступит.
  35. Из малого выходит великое.
  36. Из одного дерева икона и лопата.
  37. Капля камень долбит.
  38. Корень учения горек, да плод его сладок.
  39. Красна птица перьем, а человек ученьм.
  40. Кстати промолчать, что большое слово сказать.
  41. Кто больше знает, тому и книги в руки.
  42. Кто в деле, тот и в ответе.
  43. Кто грамоте горазд, тому не пропасть.
  44. Кто за правду горой, тот истый герой.
  45. Кто как постелится, так и выспится.
  46. Кто пахать не ленится, у того и хлеб родится.
  47. Лучше ногою запнуться, нежели языком.
  48. Лучше своё отдать, чем чужое взять.
  49. Людей не осуждай, а за собой примечай!

  50. Мир вам, и я к вам. Где лад. Там и клад!
  51. Много всего говорится, да не всё в дело годится.
  52. Молодому врать вредно, старому непотребно.
  53. Муравей не велик, а горы копает.
  54. На всякого Егорку есть своя поговорка
  55. На свете не без добрых людей.
  56. На чужой стороне и весна не красна.
  57. Наука учит только умного.
  58. Наши пряли, а ваши спали.
  59. Не Боги горшки обжигают.
  60. Не всякое слово в строку.
  61. Не красна книга письмом, а красна умом.
  62. Не место человека красит, а человек место.
  63. Не начавши думай, а начавши делай.
  64. Не разгрызёшь ореха, так и не съешь ядра.
  65. Не то дорого, что красного золота, а дорого, что доброго мастерства.
  66. Не трудно сделать, да трудно задумать.
  67. Ни в городе Богдан, ни в селе Селифан.
  68. Новых друзей наживай, а старых не теряй.
  69. Одной пчеле Бог сроду открыл науку.
  70. От умного научишься, от глупого разучишься.
  71. Пень не околица, глупая речь не пословица.
  72. Повторенье – мать учения.
  73. Поговорка – цветочек, пословица – ягодка.
  74. Пословица недаром молвится.
  75. Правда прямо идёт, а ни обойти её , ни объехать.

  76. Правда светлее солнца.
  77. Праздность – мать пороков.
  78. Ранняя пташка носок прочищает, а поздняя глаза продирает.
  79. Своя земля и в горсти мила.
  80. Сделав худо, не жди добра.
  81. Сегодняшней работы на завтра не покидай!
  82. Скучен день до вечера, коли делать нечего.
  83. Слово не воробей: вылетит не поймаешь.
  84. Совралось – как с языка сорвалось.
  85. Старая пословица век не сломится.
  86. Старый друг лучше новых двух.
  87. Терпение и труд – всё перетрут.
  88. Тому тяжело, кто помнит зло.
  89. Торопись на доброе дело, а худое само приспеет.
  90. Ум да разум надоумят сразу.
  91. Учёный водит, неучёный следом ходит.
  92. Ученье – свет, а неученье – тьма.
  93. Учись доброму, так худое на ум не пойдёт.
  94. Хлеб за брюхом не ходит.
  95. Хорошая пословица в лад да в масть.
  96. Хочешь есть калачи, так не сиди на печи!
  97. Худой мир лучше доброй ссоры.
  98. Чему учился, тому и пригодился. Знай больше, а говори меньше.

Галки тепла накричали.

Где бабка ни бери, а внука корми!

Где беде быть, там ее не миновать.

Где вороне ни летать, а все навоз клевать.

Где грех, там и смех.

Где жить, тем богам и молиться.

Где жить, тем и слыть.

Где закон, там и обида.

Где кабачок, там и мужичок.

Где клятва, тут и преступление.

Где коза прошла, там и солдат пройдет.

Где любовь, там и напасть. Полюбив, нагорюешься.

Где мера, там и вера.

Где наболело, там не тронь!

Где народ увидит, там и Бог услышит.

Где ни напьется, тут и подерется.

Где огурцы, тут и пьяницы.

Где свалюсь, там и лежу.

Где скакать хочется, там и тормозят.

Где ты был, там и будь!

Где хотите, там и бранитесь, а на кабаке помиритесь!

Где я лисой пройду, там три года куры не несутся.

Гладок, мягок, да на вкус гадок.

Глаза - как плошки, а не видят ни крошки.

Глаза с поволокой, роток с позевотой.

Глазами плачет, а сердцем смеется.

Глубже пахать - больше хлеба жевать.

Глупый-то свистнет, а умный-то и смыслит.

Глядит на меня, как черт на попа.

Глядит, ровно семерых проглотил, осьмым поперхнулся.

Гневайся, да не согрешай.

Говори с другими поменьше, а с собою побольше!

Говорить правду - терять дружбу.

Говоря про чужих, услышишь и про своих.

Гол, как сокол, а остер, как бритва.

Голова болит, заду легче.

Голова с лукошко, а мозгу ни крошки.

Голод проймет - станешь есть, что Бог дает.

Голодный волк сильнее сытой собаки.

Голым родился, гол и умру.

Голытьба, голытьба, а подворотня решетчатая.

Гордому кошка на грудь не вскочит.

Горе в лохмотьях, беда нагишом.

Горе молчать не будет.

Горшок с котлом не наспорится.

Горя много, а смерть одна.

Гость не много гостит, да много видит.

Грех воровать, да нельзя миновать.

Грех не беда, да слава не хороша (Грибоедов).

Грех сладок, человек падок.

Грехов много, да и денег вволю.

Гроша не стоит, а глядит рублем.

Грудь лебедина, походка павлина, очи сокольи, брови собольи.

Грязь не сало; потер, оно и отстало.

Губа не дура, язык не лопатка: знает, что горько, что сладко.

Гулять гуляй, да не загуливайся!

Давай дружить: то я к тебе, то ты меня к себе.

Давай жить сообща: ты купишь, а мы есть станем.

Давно занял грош на перевоз, да некуда ехать.

Давно ль не видались? - Да как расстались.

Давно, когда царь Горох с грибами воевал.

Дай - так не слышит; а на - так услыхал.

Дай Бог тому честь, кто умеет ее снесть.

Дай Бог умереть хоть сегодня, только не нам.

Дай вору хоть золотую гору - воровать не перестанет, а честного хоть засыпь золотом, не тронет.

Дай насосаться пиявке - сама отвалится.

Дай с ноготок, запросит с локоток.

Дай срок: будем мы и сами с усами.

Дай только ногу поставить, а весь-то я и сам влезу.

Дай яичко, да еще и облупленное.

Дающая рука не отболит, берущая не отсохнет.

Два брата с Арбата, оба горбаты.

Два дурака дерутся, а третий смотрит (подпись на картине, где под третьим разумеется тот кто смотрит).

Двое пашут, а семеро руками машут.

Двое плешивых за гребень дерутся.

Девичий стыд до порога: переступила, так и забыла.

Девка красна до замужества.

Девушка невестица - бабушке ровесница.

Дед жил свиньей, а внук - поросенком.

Дедушка сед, а смерти на него нет.

Дело не в личности, а в наличности.

Дело учит, и мучит, и кормит.

День как день, да год не тот.

День пируют, а неделю голова с похмелья болит.

День плакать, а век радоваться (желание подруг невесты).

Деньга деньгу родит, а беда беду.

Деньги девать некуда, кошелька купить не на что.

Деньги не голова: наживное дело.

Деревня большая: четыре двора, восемь улиц.

Держи копеечку, чтоб не укатилась.

Держись друга старого, а дома нового!

Держись за авось, поколе не сорвалось.

Дети, дети, да куда ж мне вас дети?

Для друга последний кусок - съем.

Для милого дружка и сережку из ушка.

Для щей люди женятся, а для мяса (во щах) замуж идут.

До двух раз прощают и в третьи бьют.

До тридцати лет греет жена, после тридцати - рюмка вина, а после - и печь не греет.

Добрая слава за печкой спит, а худая по свету бежит.

Добро пожаловать, а сам за шапку.

Добро помнится долго, а лихое вдвое.

Доброе молчание - чем не ответ?

Доброта без разума пуста.

Добрый портной с запасом шьет.

Добрым делом не кори.

Долги помнит не тот, кто берет, а кто дает.

Долгие сборы на короткий век.

Долго сидели, да ничего не высидели.

Долго спать - с долгом встать.

Долгопузики (воронежские переселенцы в Астрахани, подпоясывающиеся низко).

Дома ешь, что хочешь, а в гостях, что велят.

Дома пан, а в людях болван.

Дома сидит, ни на кого не глядит.

Дома, как хочу, а в людях, как велят.

Домашняя дума в дорогу не годится.

Доплясались, что без хлеба остались.

Дорог хлеб, когда денег нет.

Доселе Макар гряды копал, а ныне Макар в воеводы попал.

Дочернины дети милее своих.

Друг сердечный; а как зовут, не знаю.

Дума за горами, а смерть за плечами.

Думаешь, поймал - ан сам попался.

Думай, не думай, а сто рублей деньги.

Дурак дурака и высидел.

Дурак закинет, а умный доставай.

Дурак любит красно, солдат любит ясно.

Дурака бьют, а умный не суйся!

Дураки о добыче спорят, а умные ее делят.

Дураку и Бог простит.

Дураку по пояс, а умный сух пройдет.

Душа душу знает, а сердце сердцу весть подает.

Душа согрешила, а тело в ответе.

Его пустили погреться, а он уж и детей крестить.

Едешь на день, а хлеба бери на неделю!

Едят да мажут, а нам и не кажут.

Ездил черт в Ростов, да напугался крестов.

Ел ли, не ел, а за обед почтут.

Есть слезы - есть и совесть.

Есть что слушать, да нечего кушать.

Есть шуба и на волке, да пришита.

Ехал бы в гости, да люди не зовут.

Ехал к Фоме, а заехал к куме.

Ехал, да не доехал: опять поедем - авось доедем.

Ешь кашу, да говори нашу.

Ешь пирог с грибами, а язык держи за зубами!

Ешь пироги, а хлеб вперед береги!

Ешь щи с мясом, а нет, так хлеб с квасом.

Жалует царь, да не жалует псарь.

Жаль, жаль, а пособить нечем.

Жаль, жаль, да и Бог с тобой!

Ждали теленка, а дал Бог ребенка.

Жди толку, положа зубы на полку!

Желай по силам, тянись по достатку.

Жена взбесилась и мужа не спросилась.

Жена мужа любила: в тюрьме место купила.

Жена мужа не бьет, а под свой нрав ведет.

Жена не лапоть: с ноги не сбросишь.

Жена ублажает - лихое замышляет.

Женатые на посиделки не ходят.

Жене спускать - добра не видать.

Женился богатый на сонливой: оба счастливы.

Женился на скорую руку да на долгую муку.

Жениться - не чихнуть: можно наперед сказать.

Жених весел, всему браку радость.

Женишься раз, а плачешься век.

Жену выбирай не глазами, а ушами (по доброй славе).

Жив буду - не забуду.

Живем - покашливаем, ходим - похрамываем.

Живем в неге, а ездим в телеге.

Живем не на радость, и пришибить некому.

Живем шутя, а помрем вправду.

Живет - не тужит, никому не служит.

Живет за рекой, а к нам ни ногой.

Живи по-старому, а говори по-новому!

Живи, да не заживайся!

Живи, коли можется; помирай, коли хочется.

Живой пес лучше мертвого льва.

Живу, как живется, а не как люди хотят.

Живы родители - почитай, померли - поминай!

Живы, поколе Господь Бог грехам терпит.

Жизнь висит на нитке, а думает о прибытке.

Жизнь дает один только Бог, а отнимает всякая гадина.

Жил в неге, а ездил в телеге.

Жил помаленьку, а помер вдруг.

Жить грустно, а умирать тошно.

За ватагу нищих одного богача не выменяешь.

За вороток, да и на холодок.

За все берется, да все не удается.

За дело побьют - повинись да ниже поклонись.

За мой ж грош, да я же не хорош.

За молодым жить весело, а за старым хорошо.

За морем веселье, да чужое, а у нас и горе, да свое.

За недосугом когда-нибудь без покаяния умрешь.

За свой труд попал в хомут.

За собой слова не удержав, за людьми не удерживают.

За спрос, что за показ, денег не берут.

За тем дело стало, что денег мало.

За худого замуж не хочется, а доброго негде взять.

За чужую душу не божись!

Заболит нос - высунуть на мороз, сам отвалится и здоров будет.

Забот полон рот, а перекусить нечего.

Забота не съела, так скука одолела.

Забрал себе в голову, так хоть тресни!

Задком, кувырком, да и под горку.

Закон, что паутина: шмель проскочит, а муха увязнет.

Закрыть глазки, да лечь на салазки.

Залетела ворона в царские хоромы: почету много, а полету нет.

Замахнись, да не ударь.

Замуж идет - песни поет, а вышла - слезы льет,

Запас мешку не порча.

Запасливый лучше богатого.

Записался в прихвостни, так вперед не забегай!

Запор да замок - святое дело.

Заработанный ломоть лучше краденого каравая.

Захотел у калачника дрожжей!

Захочет коза сена - будет у воза.

Зацепился за пень, да и стоит день.

Зачать легко, а родить трудно.

Зачем далеко? И здесь хорошо.

Зачем домой, как все с собой?

Зашибить дрозда.

Звал волк козу на пир, да коза нейдет.

Звали гостей, да посадили глодать костей.

Здорово, сват! - Прощай, брат!

Здравствуй ты, здравствуй я, здравствуй, милая моя!

Здравствуй, стаканчик, прощай, винцо!

Зимой волка бойся, а летом - мухи.

Злому - смерть, а доброму - воскресение.

Знает сила правду, да не любит сказывать.

Знает сорока, где зиму зимовать.

Знает толк, как свинья в апельсинах.

Знай почитай, умру - поминай.

Знай, кошка, свое лукошко!

Знай, солдат, честь: погрелся, да и вон!

Знать не знаю, ведать не ведаю (ответ лодсудимого).

Знать, будем мы и на том свете на бар служить: они будут в котле кипеть, а мы дрова подкладывать.

Зови гостей поглодать костей!