Все вопросы

Сочинение на тему: крестьянские дети в рассказе И.С. Тургенева «Бежин луг

(1 вариант)

В середине XIX века И.С. Тургенев создает свои знаменитые сборники охотничьих рассказов «Записки охотника». В центре сборника – судьба русского крестьянства, так волновавшая передовую интеллигенцию того времени. По-новому взглянул на жизнь простого русского мужика и Иван Сергеевич. В рассказе «Бежин луг» крестьянский мир показан со всей простотой, одухотворенностью, душевной красотой.

Само действие рассказа достоверно точно указано писателем: Бежин луг находился всего в нескольких километрах от Спасского-Лутовинова, собственной усадьбы Ивана Сергеевича Тургенева. Главные герои рассказа – крестьянские мальчишки из соседних деревень, которые стерегут табун. Их быт дан через восприятие рассказчика – охотника, случайно заблудившегося в один из июльских дней. Перед читателем разворачивается картина жизни крестьянских ребятишек летним вечером. Мальчишки потихоньку разговаривают у костра. Слушая истории мальчиков, наблюдая за их одеждой, манерой поведения, поступками, рассказчик составляет общее представление о крестьянской жизни. Ребята одеты просто: заплатанные порты, лапти и онучи, холщовые рубахи. Только один мальчик, Федя, который и выглядит постарше, по мнению автора, «принадлежал, по всем приметам, к богатой семье и выехал-то в поле не по нужде, а так, для забавы».

Крестьянские дети рассказывают друг другу страшные истории. И через их отношение к услышанному раскрывается автором все очарование их мира. Например, мальчик Илюша описывает домового, который водится в старой рольне на фабрике и пугает рабочих. Костя рассказывает про Гаврилу, слободского плотника, который однажды повстречался с лесной русалкой и с тех пор «невеселый ходит». Павлуша говорит о «предвиденье-то небесном», которое всех напугало, даже барина. Ребята верят в нечистую силу, злых духов, ведьм и колдунов. И в этой их вере прослеживается стремление людей к таинственности, непознанным вещам, необъяснимым явлениям. Вера в чудо, призраков, добрых и злых духов сохранилась в народе еще с древних времен. Поэтому в рассказываемых мальчиками историях множество фольклорных образов: домовые, русалки, нечистая сила. Огромна сила сельских поверий. Мальчики говорят о людях, умерших не собственной смертью, эти рассказы одновременно завораживают и пугают детей.

Жизнь крестьянских ребят лишена достатка, материального благополучия. Но наполнена настоящей душевной красотой, одухотворена. В финале рассказа есть указание автора на смерть Павла в том же году: «он убился, упав с лошади». Этот факт заставляет читателя внимательней отнестись к крестьянской жизни.

(2 вариант)

Крестьянский мир в рассказе «Бежин луг» – это мир глазами детей. Один из ребят постарше и побогаче, он может дарить подарки, ему, «как сыну богатого крестьянина, приходилось быть запевалой» в разговоре («сам же он говорил мало, как бы боясь уронить свое достоинство»). Другие ребята проще. Разговор у них серьезный, ночной: о леших, русалках, домовых, солнечном затмении, соответствующий обстановке. Двенадцатилетний Ильюша уже фабричный, работает лисовщиком, но рассказывает, конечно, не об этом, это неинтересно. Зато из рассказа о кашляющем домовом выясняется, что заночевали на фабрике, потому что было много работы и надсмотрщик не отпустил ребят домой, что парень уже знает, что такое рольня, смена, дворец, форма. Пугает, правда, не это, а шаги домового. Десятилетний Костя точно знает, почему слободской плотник Гаврила всегда невеселый. Причем не сам придумал, а отец рассказывал другим о русалке и Гавриле.

В рассказах ребят два тесно соприкасающихся мира: мир домовых, русалок, утопленников, покойников, Тришек и мир фабричного надсмотрщика Назарова, слободского плотника Гаврилы, псаря Ермилы, дедушки Трофимыча, бабы Ульяны, бар, старых и молодых, мало поживших и боящихся солнечных затмений, старостихи, бочара Вавилы. Много в их рассказах страшного, смешного, много и печального: истории сошедшей с ума Акулины, кинувшейся в реку, потому что ее любовник бросил, и Феоклисты, которая не смогла уберечь утонувшего сына, вполне реальны, хоть и здесь, по мнению ребят, не обошлось без мистики. Интересен образ Павла, самостоятельного мужичка, не боящегося волков, смеющегося над глупостью односельчан, умеющего усмирить собак, сварить картошку, успокоить самих себя напугавших небылицами и былями мальчишек. У кого-то из ребят есть родители, у кого-то – братья и сестры. Ильюша лучше других знает все сельские поверья, а семилетний Ваня умеет не только сам любоваться природой, но и обратить внимание более взрослых на ее красоту: «Гляньте-ка, гляньте-ка, ребятки, – раздался вдруг детский голос Вани, – гляньте на Божьи звездочки, – что пчелки роятся!» …Глаза всех мальчиков поднялись к небу и не скоро опустились».

Мир реальности и мир суеверий сосуществуют в умах и душах не только детей, но и взрослых, которых они копируют, повадки которых перенимают. Источник вдохновения для взрослых и детей – русская природа.

(1 votes, average: 5.00 out of 5)

Автор рассказа “Бежин луг” – удивительно на­блюдательный человек. Пробыв с крестьянскими деть­ми несколько часов, даже не участвуя в их ночном раз­говоре, а лишь наблюдая за детьми со стороны, он смог безошибочно подметить и угадать отличительные чер­ты каждого, как внешние, так и внутренние.

Старший из мальчиков, Федя, красивый с виду, был скорее всего из богатой семьи. Чувствуя свое превос­ходство, Федя говорит мало, “как бы боясь уронить свое достоинство”.

На задумчивом лице Кости выделялись огромные глаза, которые, “казалось, хотели что-то высказать, для чего на языке… не было слов”.

Горбоносое лицо Ильюши выражало “какую-то ту­пую, болезненную заботливость”. И он, и Костя кажут­ся трусливыми. Не зря они больше других мальчиков знают историй о привидениях, верят в существование нечистой силы и боятся ее.

Самому маленькому среди детей, Ване, на вид не больше шести лет. Ваня очень добрый. Он отказывается от гостинца, предложенного другим мальчиком, в пользу своей старшей, горячо им любимой, сестры.

Пятый из мальчиков – Павлуша. Внешне

это не­красивый мальчик с огромной головой и рябым лицом и явно из бедной семьи. Но зато каким умницей он по­казался автору, и каким смельчаком! Павлуша и сле­дит за котелком, в котором варится картошка, и подба­дривает друзей, когда те, услышав непонятный шорох, в страхе замолкают, и бросается к лошадям, которые, что-то учуяв, начинают волноваться, и один идет к ре­ке за водой. Павел может объяснить любой звук, пуга­ющий товарищей. И даже рассказ его в отличие от других заканчивается смехом и разоблачением нечис­той силы – крестьяне принимают за Тришку местного бочара Вавила. Автор симпатизирует своему герою, любуется им и очень сожалеет, говоря о скорой смерти мальчика. А нам так хочется иметь такого умного, бес­страшного, надежного товарища, каким был крестьян­ский мальчик Павлуша!

Глоссарий:

– сочинение на тему крестьянские дети

– сочинение на тему бежин луг описание мальчиков

– от лица крестьянского мальчика или девочки опишите день своей семьи

– сочинение на тему Тургенев Бежин луг

– сочинение по теме бежин луг


(Пока оценок нет)

Другие работы по этой теме:

  1. В рассказе “Бежин луг” русская природа описана И. С. Тургеневым так подробно и правдоподобно, как ни в одном другом произведении, до этого нами прочи­танном. Сразу...
  2. В рассказе “Бежин луг” Иван Сергеевич Тургенев описывает “ночное”. Сейчас мы уже не знаем, что это такое, поэтому я с особым интересом прочитал этот рассказ....
  3. В рассказе И. С. Тургенева “Бежин луг” один из центральных образов – образ Павлуши. Павлуша-деревенский мальчик, который вместе с другими ребятишками стережет табун. У него...
  4. Рассказ Ивана Сергеевича Тургенева “Бежин луг” входит в книгу рассказов и очерков писателя под общим названием “За­писки охотника”. Эта книга отличается острой антикрепостни­ческой направленностью. В...

» перед нами предстает галерея портретов крестьянских ребятишек, которые на лугу в жаркую летнюю ночь стерегли табун лошадей. Мальчиков пятеро: Павлуша, Федя, Ильюша, Костя и Ваня.

Больше всех внимание рассказчика привлек мальчик Павлуша. Он был некрасивым: всклоченные волосы, серые глаза, широкие скулы, бледное рябое лицо, огромная голова, «как говорится, с пивной котел», приземистое и неуклюжее тело. Одежда была довольно скромная, «вся она состояла из простой замашной рубахи да из заплатанных портов». Привлекал Павлуша внимание умным взглядом и голосом, в котором звучала сила. Павел был мальчиком смелым и уверенным, решительным. Когда после рассказа Илыоши о Ермиле собаки начали громко лаять и ринулись прочь от огня, все мальчики перепугались. Один только Павлуша, нимало не колеблясь, с криком бросился вслед за собаками. «Славный мальчик!» - подумал рассказчик, глядя на вернувшегося Павлушу: «Его некрасивое лицо, оживленное быстрой ездой, горело смелой удалью и твердой решимостью» . Не боится мальчик ни волков, ни ночных странных резких криков. Он уверен, что эти звуки принадлежат цапле, а не лешему.

Держа в напряжении слушателей, Павлуша неторопливо ведет повествование о Тришке. «Удивительный человек» Тришка появится на земле, «когда наступят последние времена». В народе солнечное затмение, или « предвиденье небесное », истолковывалось как один из признаков конца света. Таким образом, все население деревни после солнечного затмения с нетерпением ожидало появления Тришки. Увидев на дороге странного человека, «такого мудреного», с удивительной головой, все переполошились. Возбуждая суеверные чувства ребят, Павел дает затем реалистическое объяснение загадке о Тришке. Ожидания крестьян не оправдались, конец света был перенесен на неопределенное время. Тришка оказался вовсе не Тришкой, а местным бочаром Вавилой, который купил себе новый жбан и надел его на голову.

Все знал Павел о природе, все мог объяснить просто, доступно.

Что это? - спросил вдруг Костя, приподняв голову. Павел прислушался.

Это кулички летят, посвистывают.

Куда же они летят?

А туда, где, говорят, зимы не бывает.

А разве есть такая земля?

Далеко, далеко, за теплыми морями.

Павлуша уверен, что судьбы своей не миновать, поэтому смело набирает воду из реки даже тогда, когда ему чудится голос утонувшего товарища, что, по словам ребят, предвещало его гибель. Не минул своей судьбы Павлуша: в том же году он умер, упав с лошади.

Старшему из всех ребят, Феде, можно было дать лет четырнадцать. «Это был стройный мальчик с красивыми и тонкими, немного мелкими чертами лица, кудрявыми белокурыми волосами, светлыми глазами и постоянной полувеселой, полурассеянной улыбкой... На нем была пестрая ситцевая рубаха с желтой каемкой; небольшой новый армячок, надетый внакидку, чуть держался на его узеньких плечиках; на голубеньком поясе висел гребешок».

С уверенностью можно утверждать, что Федя из богатой семьи: новая красивая одежда, сапоги с низкими голенищами принадлежали ему, а не отцу. Ив поле он выехал «не по нужде, а ради забавы». Он увлеченно слушал других мальчиков, при этом сам очень мало говорил (как сын богатого крестьянина, боясь уронить свое достоинство).

Двенадцатилетний Ильюша слыл лучшим рассказчиком. Внешность его была непривлекательной: горбоносое, вытянутое, подслеповатое лицо, выражающее «какую-то тупую, болезненную заботливость» . Мальчик постоянно щурился, словно от огня. Обеими руками он то и дело надвигал себе на уши низкую войлочную шапочку, из-под которой постоянно выбивались его желтые, почти белые волосы. Мальчик знал много народных поверий, и, судя по рассказам о домовом, о Ермиле, о Тришке, искренне верил во все необычное. Героев своих рассказов он никогда не видел, «да и сохрани Бог... видеть; но а другие видели».

В отличие от Павлуши, Ильюша во всем находил проявление потусторонних сил. В его фантазиях появляется домовой, который двигает предметы, кашляет, шумит; баран начинает говорить человеческим голосом. Свой страх Ильюша, подражая взрослым, заговаривал: «С нами крестная сила!»; «Не бранись, смотри [леший] услышит».

Костя отличался ото всех задумчивым, печальным взглядом. Его глаза производили странное впечатление: «они, казалось, хотели что-то высказать, для чего на языке, - на его языке, по крайней мере, - не было слов». Косте принадлежала история о русалке.

Мифическая удивительно чиста и соткана из самых различных природных стихий. Русалка «светленькая, беленькая, словно плотичка какая или пескарь». И «голосок... у ней такой тоненький и жалобный». Так же задумчиво и печально Костя повествовал об утонувшем мальчике Васе. И уже не русалка плачет, а мать утонувшего Васи «плачет, плачет, горько Богу жалится».

Самого младшего, семилетнего Ваню, можно было и не заметить: «он лежал на земле, смирнехонько прикорнув под угловатую рогожу, и только изредка выставлял из-под нее свою русую кудрявую голову». Мальчик, не шевелясь и затаив дыхание, слушал рассказы старших, лишь единожды обратив внимание всех ребят на звездочки, В воображении Вани звездочки роились на небе, словно пчелки.

Образы ребят выписаны в рассказе ярко, они глубоко индивидуальны, каждый по-своему интересен, глубок, как это может быть только у профессионала такого класса, как И. С. Тургенев.

В поэтическом рассказе «Бежин луг» появляются образы крестьянских детей. Тургенев дает развернутую эмоционально-психологическую характеристику крестьянских детей. Эти ребята очень подвижны и любознательны. Они самостоятельны не только в своих детских заботах и хлопотах, но и в представлениях о действительности, проникнутых естественнымдля них суеверием. В крестьянских мальчиках Тургенев раскрывает поэтическую натуру русского"народа, его живую связь с родной природой.

На фоне поэтической и загадочной среднерусской природы автор с необыкновенной симпатией рисует деревенских ребятишек в ночном. Заблудившийся охотник пристраивается к разведенному костру и при таинственном свете огня всматривается в лица мальчиков. Их было пятеро: Федя, Павлуша, Ильюша, Костя и Ваня. Они были очень разные.

Заблудившемуся охотнику по сердцу редкая удаль, решимость, смелость и скромность Павлуши, который скачет за собаками в пугающую ночь, не имея в руках даже простой хворостинки. Близки автору любознательность и пытливость ума Ильюши - любителя страшных историй и необыкновенных сельских поверий, верящего в непременное существование сил, враждебных людям.

Писателю нравится и Федя, необыкновенно привлекательный мальчик, очень артистичный. Охотнику по душе и маленький Костя, наделенный «задумчивым взором» и развитым воображением. Радостно слышать взрослому гостю от Ванюши, с каким удивительным чувством воспринимает он красоту природы.

Все эти ребятишки очень по-разному рассуждают о людях и деревенских событиях, но все они искренне верят в чудеса, готовы разгадывать неведомые загадки жизни. У мальчиков немало предрассудков и суеверий - это следствие темноты И забитости их отцов и матерей.

Реальная жизнь, по мнению Тургенева, вскоре развеет иллюзии и мистические настроения мальчиков, но обязательно сохранит их редкостные поэтические чувства.

Если домашнее задание на тему: » ОБРАЗЫ ДЕТЕЙ В РАССКАЗЕ И. С. ТУРГЕНЕВА «БЕЖИН ЛУГ» оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту сообщение у себя на страничке в вашей социальной сети.

 
  • Свежие новости

  • Категории

  • Новости

  • Сочинения по теме

    • Профессиональные игры. Часть 2
    • Сюжетно-ролевые игры для детей. Сценарии игр. "С выдумкой идем по жизни" Эта игра выявит самого наблюдательного игрока и позволит им

      Обратимые и необратимые химические реакции. Химическое равновесие. Смещение химического равновесия под действием различных факторов 1. Химическое равновесие в системе 2NO(г)

      Ниобий в компактном состоянии представляет собой блестящий серебристо-белый (или серый в порошкообразном виде) парамагнитный металл с объёмноцентрированной кубической кристаллической решеткой.

      Имя существительное. Насыщение текста существительными может стать средством языковой изобразительности. Текст стихотворения А. А. Фета «Шепот, робкое дыханье...», в свое

6 класс. Литература

Тема: Иван Сергеевич Тургенев «Бежин луг». Духовный мир

крестьянских детей

Цели урока:

образовательные : раскрыть образы крестьянских мальчиков ; показать богатство их духовного мира, мастерство Тургенева в создании портретных и сравнительных характеристик героев;

развивающие: развитие монологической речи учащихся, выразительного чтения, навыков характеристики литературных героев; развитие умения анализировать текст, извлекать из произведения нравственные ценности;

воспитательные : воспитывать любовь к чтению художественного произведения.

Задачи: закрепить навыки работы над портретной характеристикой литературного героя; показать, как автор относится к своим героям; выяснить, как истории, рассказанные мальчиками, характеризуют их; развивать внимание, умение анализировать, делать выводы; воспитывать внимание к окружающему миру.

Оборудование урока : презентация к уроку Microsoft Power Point , таблицы для работы в группах, портреты мальчиков для структуры Corners , портреты мальчиков на каждый стол, диагностическая карта группы.

Формы работы : групповая, парная, индивидуальная.

Тип урока : комбинированный

Ежели Пушкин имел полное

основание сказать о себе, что он пробуждал

«добрые чувства», то то же самое

и с такою же справедливостью

мог сказать о себе и Тургенев.

М.Е. Салтыков- Щедрин

Ход урока.

1.Организационный момент.

2.Сообщение темы и цели урока.(Слайды 2,3)

Учитель читает стихотворение И.З. Сурикова « В ночном».

Летний вечер. За лесами

Солнышко уж село;

На краю далеком неба

Зорька заалела;

Но и та потухла. Топот

В поле раздается.

То табун коней в ночное

По лугам несется.

Ухватя коней за гриву,

Скачут дети в поле.

То-то радость и веселье,

То-то детям воля!

По траве высокой кони

На просторе бродят;

Собралися дети в кучку,

Разговор заводят…

И на ум приходят детям

Бабушкины сказки:

Вот с метлой несётся ведьма

На ночные пляски;

Вот над лесом мчится леший

С головой косматой,

А по небу, сыпля искры,

Змей летит крылатый;

И какие – то все в белом

Тени в поле ходят…

Детям боязно – и дети

Огонёк разводят.

3.Работа в группах.

Обсудите:

1 . Как связано это стихотворение с темой нашего урока? (В рассказе Тургенева мы знакомимся с деревенскими мальчиками, которые вышли в ночное).

2.Что значит «выйти в ночное»? ( Пастьба лошадей ночью )

3.Ч то значит для мальчиков ночное? (свобода, самостоятельность)

4. Как относится герой – рассказчик к ребятам, которых он случайно встретил в ночной степи? Как мы об этом узнаем ? (Свое отношение автор и герой-рассказчик передает с помощью описания.)

4.Слово учителя (слайд 4). По Орловской, Тульской, Курской и Калужской губерниям пролегали охотничьи тропы Тургенева. Он был страстным «ружейным охотником». Бродя с ружьём за плечами, писатель изучал сердце России – её народ.В его «Записках охотника» - встречи с мужиками, бабами, крестьянскими ребятишками.

( Слайд 5) Места, упоминаемые в рассказе, реально существуют. Бежин луг находится в 13 км от Спасского-Лутовинова. Там же Парахинские кусты, деревня Варнавицы, село Шаламово и др.

(Слайд 6) Повествование в рассказе «Бежин луг» ведётся от лица автора, который одновременно является персонажем - охотником, сбившимся с дороги и заблудившимся в июльскую ночь. Рассказчик впитывает в себя детский взгляд на мир, и благодаря этому с большей непосредственностью им заявляется одна из главных тем рассказа - природа и герой в их гармоничном единстве.

Народные верования и предания Сельские поверья (Слайд 10)

Домовой, русалка.

Разрыв-трава- волшебная трава, с помощью которой открываются любые замки и запоры.

Родительская суббота- одна из суббот, которая по старому русскому обычаю посвящалась поминанию умерших родственников.

Предвидение небесное- солнечное затмение

Праведная душа летит на небо.

Словарная работа(Слайд 11)

Армячок- крестьянская верхняя одежда из толстого сукна

Баял- говорил

Гуртовщики-хозяева и погонщики гуртов

Гурт- стадо, которое гонят на продажу

Замашная рубаха- рубашка из холста

Онучи – портянки, обмотки для ног под сапог или лапоть

Словарик диалектных слов (Слайды 12,13):

-авось,

-зачнется,

-откентелева,

-куды,

-межа,

-полати.

5. Работа с текстом(Слайд14) Найдите в тексте

Это были просто крестьянские ребятишки из соседних деревень, которые стерегли табун...

Я сказал мальчикам, что заблудился и подсел к ним...

Картина была чудесная: около огней дрожало и как будто замирало, упираясь в темноту, круглое красноватое отражение…

Тёмное чистое небо торжественно и высоко стояло над нами со всем своим таинственным великолепием…

5.Индивидуальная работа . Частичная проверка знания текста на первом этапе урока (Приложение 1 ).

Вопросы к обучающимся:

Что вы видите? (текст)

Что это за текст? (Описание, портрет)

А что такое портрет? (изображение внешности героя (его лица, фигуры, одежды) в произведении) (Слайды 16-18)

Что можно узнать по портрету?

Можем ли мы по портрету сказать о внутренних качествах человека?

Задание: (Приложение2) заполните таблицы и подготовьте связный рассказ о том герое, который вам более интересен.

6.Выступления групп.

7.Закрепление материала.

Вопросы учителя:

1) Почему крестьянские ребятишки оказались ночью на Бежином лугу?

2) Кто из мальчиков самый богатый? Откуда вы об этом узнаете ?(Федя. По одёжде)

3) Сколько лет было детям ? ( Феде – лет 14, Павлуше и Илюше на вид не более 12 лет, Косте – 10, Ване -7.)

4)Что готовили мальчики? (Картошку)

8. Выполнение задания по кругу (задания веером, каждый отвечает по одному вопросу, проговаривая ответ соседу по плечу) Обсуждение в группах.

1.О чём говорят мальчики у костра? (Они говорят о домовых, леших, об оживающих по ночам мертвецах и утопленниках, о Тришке-антихристе, о водяном, про русалку, о голосе, об утопленнике Васе)

2.Какие поверья бытуют среди ребят? (О том, что можно увидеть того, кто умрёт в очередном году, праведная душа в голуби может быть, солнечное затмение – предвестник антихриста, белые волки побегут, людей есть будут)

3.Кто из мальчиков самый смелый? Почему вы так считаете? (Павел. Он не боится поскакать на волка, ночью, без хворостинки в руке, совершенно один. Именно Павлуше принадлежат самые весёлые истории в этом рассказе. Он же идёт за водой, несмотря на рассказы об утопленниках)

4.Почему ребята рассказывают друг другу страшные истории? (В разговорах мальчиков отражаются суеверия и страх перед ними: мальчики верят в то, чего нет на свете, но что внушено им невежеством и суеверием взрослых)

Поблагодарим друг друга! Молодцы, вы хорошо справились с заданием!

    Подведём итоги урока. В каждом портрете есть загадка. Мы чувствуем, что Тургенев словно бы зовет нас вглядываться и вдумываться, не останавливаясь на первом впечатлении. Автор с симпатией относится к детям. В изображении Тургенева это даровитые, способные дети. Каждый из них отличается своим, особым характером.

Какие они?

(Федя исполнен чувства собственного достоинства, которое выражается в том, что старается больше слушать, чем говорить: он боится как бы не сказать какую-нибудь глупость.

Павлуша деловит и заботлив: он варит картошку, ходит за водой. Он самый смелый и мужественный из мальчиков: один без хворостинки он поскакал на волка, в то время как все остальные мальчики страшно перепугались. От природы он наделён здравым смыслом.

Илюша пытлив, любознателен, но ум и любознательность направлены у него только на страшное и таинственное. Ему кажется, что вся жизнь окружена лишь враждебными человеку духами.

Костя от природы жалостлив: он сочувствует всем людям, пострадавшим, по его мнению, от злых духов.

Ваня, о котором в рассказе не сказано практически ничего, глубоко любит природу. Днём ему нравятся цветы, ночью – звёзды. Это он в искреннем порыве своей детской непосредственности отвлек внимание мальчиков от разговора о страшном к прекрасным звёздам.)

- Дети интересны охотнику? ( Несмотря на разницу в возрасте, образование, воспитание, социальный статус, дети интересны Тургеневу. Он забывает об усталости и внимательно слушает все эти истории. Охотник не уснул у костра, а с нескрываемым любопытством наблюдал за ребятами. В своём рассказе он выразил чувство глубокой искренней симпатии к крестьянским детям).

- Как вы себе представили мир крестьянских детей 19 века? Чем он наполнен? Как они жили? ( Слайд 20) С одной стороны, самостоятельные с пелёнок впитавшие всё русское: отношение к природе, поверья, приметы, живой ум. С другой стороны, тяжёлый труд, отсутствие возможности учиться. Всем этим детям свойственно : т р удолюбие , смелость, любознательность , любовь к природе,сила, выносливость , нет подражания иностранному. Труд для них - большая радость, праздник «Пригонять на утренней заре табун» )

- Можем ли мы по портрету сказать о внутренних качествах человека?

- Можно ли по речи узнать и раскрыть образ героя? (Рассказы детей красочны, ярки, свидетельствуют о богатстве их воображения, об умении передать свои впечатления, но вместе с тем в большей степени они говорят о другом: о темноте детей, о том, что дети находятся в плену самых диких суеверий.)

Вот перед вами еще одна сторона мира детства в изображении Тургенева.

Домашнее задание. 1. Какова речевая характеристика героев? (Работа по тексту)

2. Напишите сочинение-миниатюру «Характеристика литературного героя» .( Приложение 3 )

Приложение 1

Тексты

1.Это был стройный мальчик четырнадцати лет, с красивыми и тонкими, немного мелкими чертами лица, кудрявыми белокурыми волосами, светлыми глазами и постоянной полувесёлой, полурассеянной улыбкой .

(Федя)

2.У него всклокоченные чёрные волосы, глаза серые, скулы широкие, лицо бледное, рябое, рот большой, но правильный; вся голова огромная, как говорится, с пивной котёл; тело приземистое, неуклюжее.

(Павлуша)

3Лицо у него было довольно незначительно: горбоносое, вытянутое, подслеповатое, сжатые губы не шевелились, сдвинутые брови не расходились. Его жёлтые, почти белые волосы торчали острыми косицами из-под низенькой войлочной шапочки .

(Илюша)

4.Это мальчик лет десяти… Всё лицо его было невелико, худо, в веснушках, книзу заострено, как у белки; губы едва был можно различить; но странное впечатление производили его большие, чёрные, жидким блеском блестевшие глаза.

(Костя)

Приложение 2

Персонаж

Возраст

Семья, положение

Одежда

Почему попал в ночное

Характер

Основные черты

Где и в чём проявились

Впечатление

Приложение 3

План характеристики

1. Портрет мальчика.

2. Его роль среди товарищей.

3. История, которую рассказал герой.

4. Поведение мальчика.

5. Характер героя.

Автор рассказа «Бежин луг» — удивительно на­блюдательный человек. Пробыв с крестьянскими деть­ми несколько часов, даже не участвуя в их ночном раз­говоре, а лишь наблюдая за детьми со стороны, он смог безошибочно подметить и угадать отличительные чер­ты каждого, как внешние, так и внутренние.

Старший из мальчиков, Федя, красивый с виду, был скорее всего из богатой семьи. Чувствуя свое превос­ходство, Федя говорит мало, «как бы боясь уронить свое достоинство».

На задумчивом лице Кости выделялись огромные глаза, которые, «казалось, хотели что-то высказать, для чего на языке… не было слов».

Горбоносое лицо Ильюши выражало «какую-то ту­пую, болезненную заботливость». И он, и Костя кажут­ся трусливыми. Не зря они больше других мальчиков знают историй о привидениях, верят в существование нечистой силы и боятся ее.

Самому маленькому среди детей, Ване, на вид не больше шести лет. Ваня очень добрый. Он отказывается от гостинца, предложенного другим мальчиком, в пользу своей старшей, горячо им любимой, сестры.

Пятый из мальчиков — Павлуша. Внешне это не­красивый мальчик с огромной головой и рябым лицом и явно из бедной семьи. Но зато каким умницей он по­казался автору, и каким смельчаком! Павлуша и сле­дит за котелком, в котором варится картошка, и подба­дривает друзей, когда те, услышав непонятный шорох, в страхе замолкают, и бросается к лошадям, которые, что-то учуяв, начинают волноваться, и один идет к ре­ке за водой. Павел может объяснить любой звук, пуга­ющий товарищей. И даже рассказ его в отличие от других заканчивается смехом и разоблачением нечис­той силы — крестьяне принимают за Тришку местного бочара Вавила. Автор симпатизирует своему герою, любуется им и очень сожалеет, говоря о скорой смерти мальчика. А нам так хочется иметь такого умного, бес­страшного, надежного товарища, каким был крестьян­ский мальчик Павлуша!

Сочинение на тему: КРЕСТЬЯНСКИЕ ДЕТИ В РАССКАЗЕ И. С. ТУРГЕНЕВА «БЕЖИН ЛУГ»

3.9 (78.4%) 100 votes

На этой странице искали:

  • сочинение на тему крестьянские дети
  • сочинение на тему бежин луг описание мальчиков
  • от лица крестьянского мальчика или девочки опишите день своей семьи
  • сочинение на тему Тургенев Бежин луг
  • сочинение по теме бежин луг