Здоровье

Развлекательная культура XIX века. Салонные игры

Публикации раздела Традиции

Игры для взрослых компаний

В светских салонах XIX века не только читали стихи, беседовали об экономике и политике, но и проводили время за играми. «Культура.РФ» рассказывает, какой досуг был популярен во времена, когда не было ни телевидения, ни интернета, ни даже электричества.

Карточные игры

В XIX веке карты были очень популярны, но считались не самым пристойным развлечением. Их называли «позором гостиных», «растлением нравов» и «тормозом просвещения». Культуролог Юрий Лотман отмечал, что азартная игра встречала «решительное моральное осуждение», а в конце XVIII - начале XIX века была формально запрещена как безнравственная. На вечерах у историка Николая Карамзина , к примеру, никогда не играли в карты. Однако во многих других салонах картежные игры процветали. Декабрист Михаил Бестужев-Рюмин вспоминал, что зачастую хозяева салонов жульничали во время партий: заранее обговаривали жесты и «вытягивали» с игроков по сто рублей.

Книги по светскому этикету , например «Правила светской жизни и этикета: Хороший тон» составителей Юрьева и Владимирского, предостерегали молодых людей от игровой зависимости, которая приводила к долгам и банкротству: «Мы видели немало примеров, когда эта грустная страсть была причиной погибели целой семьи; когда она, эта страсть, окончательно убивала в человеке все нравственные начала» .

Но, несмотря на это, в карты играли повсеместно: «…все: и дамы, и девицы, и юноши, предпочитая танцам зеленое поле. Это конечно грустное явление, но что делать: «с волками жить, по волчьи выть» , - констатировали составители сборника светских манер.

В обществе было принято разделять азартные картежные игры, в которых главенствовал случай, и те, где выигрыш зависел от сообразительности и внимательности игроков.

Юрий Лотман в книге об истории русской культуры писал, что в России XIX века наиболее популярными играми были фараон и штосе (штосс), в которых победу определял случай. Родной брат Федора Достоевского Андрей вспоминал, что карточные вечеринки у брата всегда заканчивались азартной игрой в штосс.

Популярность этой карточной игры нашла свое отражение и в русской литературе. В штосс играли Германн и Чекалинский в «Пиковой даме» Александра Пушкина , Арбенин в «Маскараде» Михаила Лермонтова , Хлестаков в «Ревизоре» Николая Гоголя , Николай Ростов в «Войне и мире» Льва Толстого и другие персонажи.

Правила игры в штосс (по книге Ю.М. Лотмана «Беседы о русской культуре»)

Играющие делятся на банкомета, который мечет карты, и понтера (понтировать - «увеличивать ставку»). Игра может проходить как один на один, так и с участием нескольких игроков-понтеров. Каждый из игроков получает колоду карт. Понтеры выбирают из колоды одну карту, на которую ставят сумму, равную той, которую объявил банкомет. Далее поочередно открывают карты из колоды банкомета, и совпадение с загаданной картой приносит понтеру победу. Как правило, банкомет и понтеры располагаются по разные стороны вытянутого прямоугольного стола, покрытого зеленым сукном, которое служит для записи ставок и долгов. На этом же зеленом сукне производятся все расчеты.

Подвижные игры

Во многих домах было принято между танцами и музыкой забавляться «невинными играми» - так называли petits-jeux (от франц. «маленькие игры»), непродолжительные по времени подвижные развлечения. Большая часть таких игр была калькой с дворовых народных забав. Например, молодой барин Алексей Берестов - герой пушкинской повести «Барышня-крестьянка» - играл с девками в горелки - исконно народную забаву.

Генрих Семирадский. Шопен, играющий на рояле в салоне принца Радзивилла. 1887. Частное собрание

Одна из самых популярных petits-jeux - фанты - дошла и до наших дней. По правилам игры каждый из игроков складывает фанты в шляпу. После ведущий с закрытыми глазами вынимает фант и дает хозяину самые разные задания: петь по-петушиному, прыгать на одной ножке и тому подобное. В книге «Правила светской жизни и этикета: Хороший тон. Сборник советов и наставлений на разные случаи домашней и общественной жизни» сохранились примеры еще нескольких популярных подвижных игр для взрослых компаний.

Рифмы

Играющие садятся в круг. Один из играющих бросает кому-нибудь платок и одновременно произносит слово, а другой должен поймать платок и отвечать в рифму - и так по кругу. Чем труднее загаданное слово, тем неожиданнее и смешнее получается рифма.

Птицы летят

Играющие садятся вокруг стола, на который кладут свои указательные пальцы. Один из игроков начинает перечислять одушевленные и неодушевленные предметы, способные летать, а другие должны поднимать пальцы вверх. Если игрок поднял пальцы, когда прозвучало название предмета, который летать не может, он проиграл.

Игра в почту

Всем участвующим в этой игре дается по кусочку бумаги, на котором каждый пишет какой-нибудь вопрос. Эти бумажки кладутся в шляпу и перемешиваются, затем поочередно каждый из играющих вынимает по одной бумажке и, не читая вопроса, пишет на оборотной стороне ответ, после чего складывает бумажку в другую шляпу. Когда все ответы написаны, бумажки вынимают и читают вслух вопросы и ответы - несочетания вопросов и ответов становятся каламбурами.

Двойная декламация

Одна девушка сидит на коленях у другой, которую полностью скрывает покрывало, и читает стихи. Вторая же девушка пытается ей помешать разными жестами и рассмешить наблюдателей. Игра заканчивается, если читающая стихи засмеется.

Туалет

Игроки называются разными предметами одежды, а ведущий по очереди называет их. По команде «Весь туалет!» игроки должны быстро встать со своих мест и поменять их. Кто не успевает занять место, становится проигравшим. Известен случай, когда в Николаевском дворце распорядителем игры был сам Николай I , а один из игроков занял стул прежде императрицы, но был за то только поощрен императором.

Настольные игры

В XIX веке в моду вошли настольные игры: в них, как и сейчас, было игровое поле, фигурки, которыми ходили игроки, и кубик, определяющий количество очков или «шагов». Считается, что предшественницей этой забавы стала старинная игра «Гусек», в которой нужно было быстрее всех дойти до финиша, собрав по дороге большее количество гусей.

Игры XIX века стали своего рода путешествиями: например, в «Путешествии по России» нужно было как можно быстрее добраться на локомотиве из Одессы в Москву , самостоятельно разработав маршрут через Киев или через Курск . А игре «В Париж на выставку» нужно было успеть к началу всемирной экспозиции достижений хозяйства в Париже.

Нередко настольные игры носили обучающий характер. В исторической стратегии «Синопское сражение» игрокам предлагалось разыграть театр боевых действий. Один выступал за Россию, другой представлял военные интересы Турции. Существовал также вариант игры в «Гусек», для победы в котором требовались безупречные математические способности. Игровое поле представляло собой множество ячеек с задачками: нужно было быстро умножить или разделить двух- и трехзначные числа. За правильный ответ игрок получал «деньги» из общего банка, за поражение - вносил в общую казну свои.

Лото

Лото пришло в Россию из Италии в XVIII веке и сразу стало очень популярным. В него играли не только на светских вечерах, но и в кругу семьи. Героиня чеховской «Чайки» Ирина Аркадина говорила: «Когда наступают длинные осенние вечера, здесь играют в лото. Вот взгляните: старинное лото, в которое еще играла с нами покойная мать, когда мы были детьми» .

За годы существования игры ее правила не изменились. Участники получают карточки с числами, ведущий вытаскивает из мешка бочонки и называет номера. Выигрывает тот, кто первый закроет горизонтальный ряд. Пика популярности игра достигла к 1840-м годам: тогда в лото часто стали играть на деньги в светских клубах. Страсть игроков доходила до того, что за партией проигрывались сотни рублей. Мода на азартное лото привела к тому, что игру в общественных местах признали незаконной. Однако это не повлияло на народную любовь: в лото играют до сих пор.

Пузеля

Пузеля, или, как мы называем их сегодня, пазлы, изобрел английский картограф и графер Джон Спилсбери. Он приклеил географическую карту на доску, распилил ее на части (пазлы) и предложил детям по памяти собрать полную картинку. В Россию пазлы пришли в XIX веке и стали салонной игрой. Их на немецкий манер называли «пузели» или на французский «пузеля». Тогда из пузелей собирали уже не карты, а небольшие живописные картины с изображением пейзажа или натюрморта. В книге «Защита Лужина» Владимир Набоков писал о новом увлечении детей и взрослых: «В тот год английская мода изобрела складные картины для взрослых, - «пузеля»… вырезанные крайне прихотливо… Лужин чувствовал удивительное волнение от точных сочетаний этих пестрых кусков, образующих в последний миг отчетливую картину. Тетя просила: «Ради Бога, не потеряй ничего!» Иногда входил отец, смотрел на кусочки, протягивал руку к столу, говорил: «Вот это, несомненно, должно сюда лечь», и тогда Лужин, не оборачиваясь, бормотал: «Глупости, глупости, не мешайте» .

Игровые действия, проводимые в бальном зале для дополнения и разнообразия танцев. Могут проводиться как в ходе танцевального отделения, так и во время перерыва между танцами, в составе, так называемых, дивертисментов.

Примеры бальных игр и забав:

Групповое имитирование участниками бала мизансцены какой-либо известной картины на выбранный сюжет. Выполняется с максимально возможным приближением к художественному оригиналу. Обычно демонстрируется несколько «живых картин» подряд, друг за другом. Демонстрация сопровождается музыкальным звучанием. Иногда зрителям ставится задание отгадать название картины и фамилию художника, её написавшего.

ЖМУРКИ

Забава в разомкнутом кругу, когда ведущий игрок с завязанными глазами пытается коснуться кого-нибудь из остальных участников. Когда он пытается дотянуться до своей жертвы, другие играющие за спиной стараются отвлечь его внимание, производя хлопки или щелчки руками. Тот, до кого он дотронулся, сам становится ведущим.

ОТБИВАНИЕ ДАМЫ

При исполнении Полонеза существовал забавный обычай «отбивания дамы», который описан в воспоминаниях Н. В. Сушкова: «… не попавшие в польский мужчины, один за другим останавливают первую пару и, хлопнув в ладоши, отбивают даму; кавалеры отвоеванных дам достаются следующим, переходя от одной к другой, а кавалер последней пары остается в одиночестве. Иногда стоически переносит остракизм и отправляется в боскет или к одному из карточных столов отдохнуть от своего подвига, а иногда, преследуемый обидными со всех сторон словами: «устал!», «в отставку!», «на покой!», отчаянно бежит к первой паре и отбивает даму».

ПОХИЩЕНИЕ ВЕЕРА

Распространённая забава на балах XIX века. Веер похищался, а затем дама выкупала его обратно за танец, за стихотворный комплимент или за шуточный поцелуй.

ПОХИЩЕНИЕ ТАНЦУЮЩЕГО КАВАЛЕРА

В эпоху XVI-XVII веков замена партнёра в коллективном танце представлялась как неожиданное «похищение» танцующего кавалера. Методы «похищения» могли быть разными, главное – чтобы они не вызывали конфликт. Часто это был просто взаимный обмен партнёрами. Иногда «похищалась» танцующая пара.

РОЗЫГРЫШ ФАНТОВ

Фанты, собранные в разных играх, складывают в шляпу. Затем их поочерёдно вынимают, заранее назначив владельцу случайное наказание: прочесть какое-нибудь стихотворение, спеть что-нибудь, сказать кому-то что-то приятное, шепнуть что-то по секрету каждому играющему, изобразить статую, быть зеркалом (отражать разные жесты и мимику), на все вопросы отвечать «Вполне согласен с Вашим мнением» и т. д.

РУЧЕЁК

Фигура коллективных бальных танцев. Исполняется в колонном построении пар. Передние пары образует «ворота», сквозь которые, одна за другой, проходят пары из конца колонны. Различают также фигуру «Обратный Ручеёк», в которой сквозь «ворота» проходят в обратном направлении, начиная с первой пары. В этом случае танцующие могут двигаться либо вперёд лицом, либо вперёд спиной.

ТАНЦЕВАЛЬНЫЕ ШУТКИ

Особые приёмы управления танцем, возбуждающие веселье. Например, на балах конца XIX века во время исполнения третьей Кадрили было принято путать фигуры и делать «случайные» ошибки, что неизменно вызывало сумятицу и хохот.

ФАНТЫ

Любимая забава дворянских собраний XIX века. Участнику игры необходимо дать ответ на простой вопрос или выполнить несложное задание. Но его действия должны подчиняться каверзным правилам: «Чёрное и белое не брать!», «Да» и «Нет» не говорить!» и т. д. При несоблюдении правила, отвечающий должен отдать свой фант – какую-нибудь мелкую вещицу.

ЦВЕТОЧНАЯ ПОЧТА (Карты-Флирт)

Система общения с помощью специальных карточек с изображениями цветов. Каждому цветку присваивается определённая словесная фраза. Например, кавалер присылает даме карту с изображением цветка резиды, что означает вопрос: «Вы сердитесь?». А та отправляет ему карту с изображением васильков – это ответ: «Что за вздор?»

Игры были непременной принадлежностью светских гостиных. Салонные игры, их называли petit-jeux, создавали атмосферу непринужденности и шутки. Игроки демонстрировали быструю реакцию, умение импровизировать, иногда рифмовать.


Самые распространенные игры - «рифмы», «почта», «биография», «общественное мнение», «друзья», «письмо», а также шарады и каламбуры, живые картины.
Также была популярна игра- Существовала еще одна разновидность этой игры под названием "Шутки Купидона".
Молодых дворян увлекали более подвижные развлечения с элементом шалости и легкого дурачества - «музыкальные стулья», «перышко», фанты.
Одной из самых любимых игр были театральные шарады. Участники делились на две группы: «актеры» и «зрители». Актеры задумывали и разыгрывали загадку на сцене, а зрители отгадывали ее.
Например, из слова чу-жест-ранец создавалось три маленьких спектакля, каждый из которых изображал отдельную часть слова. Зрители пытались отгадать, что бы могла означать каждая сценка, если это не удавалось, актеров просили представить целое слово, и тогда игрался четвертый спектакль. Шарады доставляли радость лицедейства, давали возможность придумывать костюмы, декорации, находить применение не только своим талантам и способностям, но и предметам старины, хранившимся в тяжелых сундуках и шкафах.

Фанты - это салонная игра, смысл которой заключается в исполнении так называемых штрафных заданий для фантов (игроков, вытянувших карту).
Дворяне записывали на бумаге различные задания, а затем пускали шляпу с ними по кругу, заставляя милых и дам и кавалеров вытаскивать случайный фант и выполнять его. Эта игра почиталась и на гусарских вечеринках.


Есть еще одна разновидность этой игры - кто-либо из играющих берет на себя роль распорядителя. Подходя к каждому из играющих, он предлагает ряд вопросов или замечаний, на которые обязательно отвечать, но с условием не употреблять в своих ответах слов «да» и «нет». Произнесший какое-либо из этих слов платит распорядителю «фант», т. е. дает ему какую-нибудь из своих вещей: кольцо, часы и т. п. Когда собраны будут все фанты, распорядитель садится и, взяв один из них, спрашивает: «Чей фант?» — «Мой!» — отвечает хозяин вещи. «Что с ним сделать?» — «Что прикажете». Вынимая, сборщик говорит: чей фант вынется, тому быть, например, зеркалом, или оракулом, или смешным и т. д. Когда все фанты будут вынуты, тогда провинившиеся поодиночке обходят всех играющих и каждый предлагает то, чем ему приказано быть. Назначенный быть зеркалом обходит всех и предлагает в него посмотреться; оракул предлагает предсказать судьбу; смешной старается посмешить каждого. Иногда при выкупе фантов требовалось составить целый рассказ, в котором должно было быть несколько обязательных слов или сравнить каждого из участников игры с цветком и объяснить сходство. После исполнения приказания фант возвращается по принадлежности; то же самое повторяется и с прочими фантами с разнообразием приказаний.


Почта

Распорядитель игры кричит: «Динь, динь, динь». Кто-нибудь спрашивает: «Кто там?» — «Почта!» — отвечает первый. «Откуда?» — «Из города М». — «А что там делают?» — спрашивают первого. Он может сказать, что ему заблагорассудится, например: танцуют, поют, смеются. Когда первый скажет, что делают в городе, то все играющие должны делать то же самое, что сказано, а кто не станет делать, что делают другие, то с него берется фант. Фантом вообще берется какая-нибудь вещь.
Фанты исполняются следующим образом: например, фант одного молодого человека -кольцо. Этому фанту назначают быть зеркалом. Он становится посреди комнаты, все играющие подходят к нему и становятся лицом к лицу и начинают, что им угодно делать, например, причесываться, поправлять что-нибудь на себе. Зеркало должен делать то же самое, что делают играющие. После того ему отдается фант. Игра в почту может окончиться по желанию играющих.


Домашние постановки

Само собой разумеется, что всякая роль, маленькая или большая, должна быть хорошо разучена наизусть и передана не напыщенно, но с верными оттенками и возможно естественными движениями. Чтобы достигнуть этого, следует уже к первой репетиции твердо помнить свою роль; только тогда возможно обратить полное внимание на соучастников и на предметы, находящиеся на сцене; вещи должны с самого начала иметь свои определенные места, чтобы играющие могли ориентироваться и, например, не идти писать письмо направо, когда стол стоит налево.

Подходящие жесты и телодвижения лучше всего изучить перед зеркалом, но надо наблюдать, чтобы их не было «слишком много» или «слишком мало».
При выборе пьесы надо, если на себя не полагаешься, лучше всего обратиться за советом к человеку опытному. Следует избегать пьес, в которых одна роль главная, остальные же только второстепенные, потому что из-за этого легко могут возникнуть зависть и недоброжелательность, а хозяйке дома неприятности. Самые подходящие пьесы - маленькие водевили, которых можно найти много.


Ставить живые картины так, чтобы они вполне воспроизводили свои художественные образцы, очень трудно и без подготовки почти невозможно.
Если мысль постановки живых картин возникла в течение вечера и все делается на скорую руку, то зрители не станут строго относиться к недостатку костюмов, освещения и т.д.; напротив, они будут служить развлечением и предметом приятных разговоров.
Если же картины приурочены к известному, назначенному дню, то и требования как к исполнителям, так и к постановке другие.
Когда картины ставятся по случаю какого-нибудь семейного празднества, то надо заботиться, чтобы сюжет их подходил к торжеству.
Кроме выбора картины, большого труда стоит размещение исполнителей и верное освещение..


Несколько репетиций также необходимы, и последняя делается по возможности в костюмах и при полном освещении.
Совершенно естественно, что при постановке живых картин каждый участвующий должен беспрекословно повиноваться распоряжениям руководителя, так как он один может судить — верна ли поза и требует ли живая картина каких-либо изменений.


Существует другая сценическая забава, которая, может быть, доставляет больше удовольствия, чем театральные пьесы и живые картины, а именно - загадки в лицах . С первого взгляда кажется, что исполнение таких шарад гораздо легче, чем постановка театральных пьес. Но это совершенно ошибочно. В театральной пьесе автор дает вполне готовую раму, в которой исполнителям остается только придать ролям известный характер. Сочинитель уже подготовил разговоры, завязку и эффекты развязки. При постановке же загадок все это надо создать из очень бедных указаний, заключенных в избранном слове.
Загадка в лицах представляет импровизацию, в которой каждая сцена означает слог известного слова. Последняя сцена должна выражать все это слово в целости. Лица, собирающиеся поставить загадку, втайне уговариваются, какое слово должна означать предпринимаемая ими импровизация. Привлекательность загадки в лицах заключается не в трудности отгадки слова, но в большей или меньшей забавности и причудливости постановочных сцен.


Постановка загадок может быть различная. Всего забавнее та, в которой все импровизировано, быстро исполняется без особенных приготовлений, костюмов и претензий. Для этого, однако, необходима практика в подобного рода забавах, дар находчивости в ответах и остроумие.
Другой способ состоит в том, чтобы найти у разных авторов сцены, которые способны выразить слоги избранного слова. Это дает возможность вставить одну или две музыкальные вещицы или остроумный разговор в стихах или прозе. Для этого необходим талант и обязательно несколько репетиций, очень занимательных для участников; так получаются весьма интересные представления. Мало что может приятнее занять гостей.
Рассмотрим, как можно устроить такую милую игру.


Займемся сперва действующими лицами и костюмами. Между близкими знакомыми, вероятно, найдутся несколько человек, которые склонны принимать участие в забавах, одарены живостью и воодушевляемы весельем. Они очень хороши для постановки загадок. Иногда довольно трудно найти для такой забавы участниц. Дамы больше любят театральные представления, где удобнее показать хорошенький туалет.
Декорации для постановки загадок обычно не нужны. Достаточно только ширмы.


Что же касается костюмов, то здесь вопрос по увеличению занимательности представления. Тут много пользы можно извлечь из старых платьев. Придется пожертвовать несколькими предметами гардероба. Если еще сохранились платья или шляпы старой тетушки или бабушки, то это чудесно. Прибавьте к этому несколько кусков красной, белой, зеленой и желтой материи.

Кого-нибудь надо избрать костюмером, который должен следить за тем, чтобы действующие лица довольствовались существующим материалом.
Немного проволоки, конского волоса и льна достаточно, чтобы наделать великолепных бород молодых людей, разбойников, тиранов, благородных отцов, отшельников и проч., а также париков. Два конца проволоки сгибают и зацепляют за уши, точно как дуги очков. Проволока проходит дугой надо ртом, а на нее прикрепляют тонкой проволокой немного конского волоса, хотя бы выдернутого из тюфяка, в виде бакенбардов, длинных или коротких усов и т.д., совершенно изменяющих лицо. Точно так же пользуются и льном, шелком или ватой. Подобным же образом можно смастерить и парики.
Также можно достать все у костюмеров и парикмахеров. Заметим только, что приготовление самодельных принадлежностей доставляет будущим актерам много приятных часов, особенно в дурную погоду.


Иные обладают особенным талантом из обычного материала создавать премилые костюмы и прически. В одну минуту они свернут вам вокруг головы большую чалму и воткнут сбоку большое перо, потом накинут широкую юбку, проведут переднее полотнище назад и прикрепят к поясу, чтобы превратить его в шаровары, опояшут красным шарфом, навесят старую саблю, заткнут за пояс пистолет, нарядят в пеструю жилетку, приделают громадную бороду и в четверть часа превратят вас в свирепого пашу.

Загадки в лицах можно разыгрывать в тесном кружке знакомых, потому что от публики требуется снисходительность, без которой актеры будут чувствовать себя стесненными. Карикатуры знаменитостей, пародии на их произведения, причудливые выдумки — все тут позволительно.
Правил на подобного рода игру установить нельзя. Оттого можно советовать не забывать только трех вещей:
1) молчать в то время, как говорит другой
2) как можно менее оборачиваться к публике спиной
3) заботиться о краткости антрактов между тремя или четырьмя сценами,
составляющими одну загадку, чтобы публика не скучала, не охладела и не забыла содержания начала представления.
Труппе необходимо избрать из своей среды директора или распорядителя, обязанного устроить сцены до их начала, так чтобы всякий знал, что ему придется представлять и где занимать место.
Заметим, что для загадок в лицах костюмы менее важны, чем разговоры. В этом отношении все должно идти гладко, живо и остроумно.
Случается, что между очень молодыми людьми, находится способный принять на себя женские роли субреток, инженю и даже первых любовниц. Это может только увеличить забавность представления.
И все-таки самой распространенной игрой в гостиных были карты.

В некоторых гостиных играли невероятно увлекательно и вполне безобидно. В 70-х годах 19 века почтенная Елизавета Петровна Макулина состояла на службе у императрицы Марии Александровны и, кроме прочего, заведовала гардеробом и бриллиантами государыни, ее квартира находилась в здании Зимнего дворца, над Комендантским подъездом и выходила окнами на Дворцовую площадь почти против Александровской колонны. По средам здесь устраивали журфиксы - дамские приемы.
Это были модные вечера, на которые собиралась золотая молодежь Петербурга. Кроме танцев и других развлечений в гостиной Елизаветы Петровны всегда играли.
«Еженедельные вечеринки ее по средам, обыкновенно привлекали, кроме родных... не мало знакомых: артистов, художников и золотой молодежи - офицеров гвардейских полков... Изредка только, и то в конце вечера, в уютном будуаре хозяйки, причудливой драпировкой отделенном от ее спальни, составлялась не большая, но серьезная партия - по маленькой в преферанс».
Засиживались за полночь, около 12 часов накрывали на стол. Потом играли в преферанс, рисовали, увлекались буриме и шарадами.


Молодые люди отдельно, a parte , развлекались игрой « в извозчики- пулики и крестики», незатейливую игру, в которой бывало немало забавных ситуаций. По правилам, количество игроков было неограниченным. На столе мелом рисовали круги от центра к краю. Каждый из играющих должен был положить на первый от края круг кольцо, жетон, монету или любой мелкий предмет.
«Раздавал карты тот, кто открывал наименьшую, считавшуюся козырем. Каждый из присутствующих по очереди выдергивал карту наугад у соседа справа, и, когда очередь доходила до сдававшего, карты открывались, и у кого оказывалась наименьшая козырная, подвигался вперед на один круг, сдавал карты всем, кроме себя, и не принимал участия в игре до тех пор, пока снова открытые карты не давали заместителя. Главным и чуть ли не самым интересным и существенным интересом игры было обращение на ты с тем, с кем обыкновенно говорили на вы, и наоборот.
Каждый старался на этом подловить, заставить продвинуться вперед на один круг, и кто первый попадал в центр, давал фант. Избранное по запискам жюри присуждало фанты, разыгрываемые в конце игры».
Однажды двум молодым художникам выпало поделить стол пополам и изобразить по женской головке. Оба необыкновенно талантливо справились со своей задачей, и всем стало очень жаль стирать такие удачные рисунки и досадно, что не пришло никому в голову предложить перо, карандаш и бумагу. Иногда жюри назначало в качестве фанта чтение стихов, показ карточного фокуса, музыкальный экспромт или решение ребуса. Эта игра вызывала много шума и смеха.
Е. Келлер "Светская жизнь в интерьерах столичных особняков."
" Русские игры для всех возрастов"

- Чем занимались дамы и кавалеры на балах?

- Конечно, танцевали!

Так думает большинство наших современников. Но танцы - это все-таки физическая нагрузка, а некоторые танцы могли продолжаться от 15 до 45 минут, а то и больше. После такой нагрузки хотелось отдохнуть, заняться чем-то спокойным. Или же что делать тем, кто не танцует столь длинный танец. - Общаться! - скажете вы. Но как? Этикет того времени ограничивал возможности общения людей, да и скромность и застенчивость встречались гораздо чаще, чем в наши дни. Как же тогда дать понять юной прелестнице, что она вам понравилась? Как же сообщить блистательному кавалеру, что вы склонны ответить на его ухаживания? Как сохранить вашу беседу в тайне? Ответить на этот вопрос можно двумя словами - карты флирта или же флирт цветов.


Язык цветов, завоевавший сердца светских дам Европы еще в 17 веке, в начале 19 века покорил и российское общество. Светские молодые люди могли использовать около четырехсот видов растений, каждому из которых соответствовало небольшое изречение или краткая реплика в возможном разговоре на вымышленном языке цветов. Однако держать столько информации в голове было слегка проблематичным, да и путаница возникала, что могла скомпрометировать обе стороны. Поэтому утилитарное значение подобного языка к началу 19 века практически утратилось, но появилась салонная игра. Так в чем же ее суть?

Печатались карточки с названиями цветов. Использовалось 10-15 названий, и каждому названию соответствовала какая-то фраза. Фразы на каждой карточки не повторялись. Всего таких карточек в наборе могло быть от 45 до 100 штук. Соответственно и "фразовый запас" был достаточно большим. Доступ к этим карточкам имели все желающие. Каждый, кто пожелает, втайне от других присутствующих, сказать что-либо кому-нибудь из участвующих, обменяться с ним взглядами, выбирает по карточкам соответствующую его желанию или настроению фразу и, передавая её лицу, с которым намерен завести разговор, называет вслух только цветок, название которого стоит перед намеченной им фразой и ожидает ответа.

Например, Вы посылаете даме, незнакомой, и оттого такой желанной, карточку и произносите: "Левкой". В ней написано: "Вы завладели моим сердцем". Или "Роза": "Я влюблён, влюблён как мальчик". Она может ответить, найдя соответствующую карточку и названия цветка: "Вы смелы на словах, посмотрим как на деле", "Что прикажите делать?", возможно, так: "С Вами попадёшься " или "Опасный Вы человек", а может и вовсе: "На что Вы мне?".
Так как на всех карточках помещены наименования всё тех же цветов, то ни ревнивый супруг, ни лучшая подруга, ни симпатичный сосед - Никто другой! не знают тайну Вашего разговора. Если Вы не нашли подходящей фразы на картах, которые у Вас в руках, Вы можете заменить часть их или все на лежащие на столе. В этой забаве нет очередности хода, нет и самих ходов - это просто светская беседа. Просто вместо фраз Вы слышите названия цветов.

Я помню свое обещание написать о балах. Выполняю. =)

С давних времен люди стремились налаживать отношения с представителями различных кругов общества (разумеется, в рамках одного социального слоя). С этой целью устраивались балы. Бал (от фр. bal , итал. ballo , нем. Ball - танцевать) - собрание многочисленного общества лиц обоего пола для танцев.


Владимир Первунинский - Бал

История балов

В России балы начали устраивать по указу Петра I с 1718 года. Они назывались ассамблеями и давались по очереди всеми придворными. На ассамблеях вели деловые беседы, курили трубки, пили вино, играли в шашки и шахматы. Главным же увеселением были танцы. Не сразу далось нашим предкам искусство непринужденного светского общения. Первое время в перерывах между танцами все сидели как немые. И танцующих было мало: танцы были мудреные, надо было то кланяться, то приседать. Широкие юбки и высокие каблуки исключали быстрые танцевальные шаги, однако позволяли принимать различные позы, образуя изящные картинки. Поклоны и реверансы были главными элементами танцев.

Осваивалось танцевальное искусство медленно. Читаем у А. Пушкина в повести "Арап Петра Великого": "Во всю длину танцевальной залы дамы и кавалеры стояли в два ряда друг против друга; кавалеры низко кланялись, дамы еще ниже приседали: прямо против себя, потом, поворотясь направо, потом налево и так далее". Танцевали англез, представлявший собой пантомиму: ухаживания кавалера за дамой. Постепенно танцы стали разнообразней, вошел в употребление польский полонез. Его основу составляли плавные движения, поклоны и реверансы. Начинался бал менуэтом - медленным изящным танцем, но сложным, только по примеру Елизаветы Петровны, отличной танцорки, менуэт при русском дворе стали танцевать красиво и изящно. Танцевали очень любимый Петром шумный и веселый гросфатер. Сам отличный танцор, Петр любил шутку и был не прочь расшевелить своих неповоротливых придворных. Приказав всем танцевать, становился со своей дамой впереди и под медленную мелодию выделывал разные па. Постепенно темп музыки убыстрялся, Петр менял "курс" направления, заставляя танцующих пересекать зал в обратном направлении, потом наискосок, потом по кругу, далее направлял всех по всем комнатам, затем в сад, по дорожкам между клумб и деревьев, снова возвращался в дом, оркестр встречал измученных танцоров похоронным маршем, все смеялись".

Петр следил за проведением ассамблей. Нарушителей правил Петр заставлял в виде наказания выпивать одним махом "Кубок большого орла". Порядок, заведенный на ассамблеях, отличался от европейского бального этикета, но участие в ассамблеях достигло своей цели: русские дворяне постепенно приучились к новым обычаям, светскому общению, вежливым манерам.

После смерти Петра I в России закончилась эпоха ассамблей и началась эпоха балов. Табак и спиртные напитки ушли в прошлое, гостям разносили прохладительные напитки: лимонад, оршад и другие. Вместо шашек и шахмат играли в карты. Мастеровых уже не приглашали, придворный этикет стал более строгим. Извещать о балах стали не барабанным боем, а специальными приглашениями. Танцы имели свою последовательность. Кроме танцев бал включал дополнительные развлечения: небольшой концерт, живые картинки, даже любительский спектакль. Заканчивался бал ужином.

Бальный сезон длился с Рождества и до последнего дня масленицы, в остальное время балы устраивались по особым случаям.

Кроме императорской семьи на балах присутствовали придворные чины, дипломаты, знатные иностранцы, чиновники высших четырех классов согласно "Табеля о рангах". Обязаны были ездить на придворные балы и гвардейские офицеры - по два человека от каждого полка, офицеры приглашались как партнеры по танцам. Все семейные должны были являться с женами и дочерьми.


Владимир Первунинский - Светский раут

Классификация балов

Балы выполняли разные функции, в том числе социальные. В зависимости от функций, они имели свои разновидности.

Придворные балы, как правило, были скучны. Но посещать придворные балы в Петербурге было необходимо. Это были официальные мероприятия. Чопорность и сдержанность были визитной карточкой подобных балов. Тысячи важных гостей собирались на балы, которые проводили самые именитые фамилии России.

Но светская молодежь предпочитала посещать московские - гораздо более непринужденные, на которые собиралось по нескольку тысяч человек. Такие балы предоставляли возможность веселиться от души.

Бал - настоящая находка
Для юных франтов и для дам;
Его с восторгом ждет красотка,
Он праздник пасмурным отцам.
Чтоб дочка куколкой оделась,
Хлопочет опытная мать,
А чтоб она не засиделась,
Везет ее потанцевать. (Ф.Кони)

Представители знати были обязаны давать балы для родни, великосветских знакомых. Молодые девушки на выданье начинали выходить в свет. На балах знакомились потенциальные женихи и невесты, намечалось сватовство. «Москва славилась невестами, как Вязьма пряниками», - писал Пушкин.

Общественные балы чаще всего устраивались в провинции. Средства собирали со всех желающих путем распространения лотерейных билетов. Самые непринужденные из балов - семейные . Семейные балы организовывали по случаю памятных семейных дат, на которые заранее распространяли пригласительные билеты. В залах проводили всевозможные аукционы и конкурсы, а вырученные деньги шли в помощь приютам. В художественном фильме «Анна на шее», главная героиня Анна в исполнении известной актрисы А.Ларионовой приглашена была проводить такую благотворительную лотерею.

Детские балы были праздниками для детей и их родителей. Чаще всего устраивались в частных домах. Девочки-подростки весело отплясывали, затевая игры. Это был первый выход в свет, возможность показать себя.

Балы-маскарады были особенно любимы обществом. Обязательными атрибутами были маски, плащи-домино. Атмосфера таинственности располагала к раскрепощенному общению.


Владимир Первунинский. Под звуки вальса

Дворянские балы в 19 веке

Балы в 19 веке были излюбленным развлечением публики - как великосветской, так и мещанской, и даже крестьянской. Балы давали все - соразмерно со своими средствами и возможностями. К княгине Зинаиде Юсуповой съезжался весь Петербург, к мещанскому семейству собирались только сослуживцы, но и то, и другое называлось балом. Бал был очень дорогим удовольствием для принимающей стороны. "Давал три бала ежегодно и промотался наконец" - говорится об отце Онегина. Но не буду вдаваться в финансово-экономические подробности. Интереснее говорить о том, что было на балах.

Любой бал начинался с приглашения. "Бывало, он еще в постели, ему записочки несут Пушкина, несколько неточно отражает ситуацию: приглашения на бал не могли посылаться в день бала - адресаты должны были получить их за три недели, и составить ответ - будут или нет. Приглашения были очень лаконичны, например: "Князь Потемкин просит сделать ему честь, пожаловать в маскерад, сего февраля 8 дня 1779 года в Аничков дом в 6 часов". Впрочем, вся остальная информация была излишня - все и так знали прочие бальные условности.

Незыблем был распорядок бала. Гости начинали съезжаться после шести или девяти вечера, некоторые приезжали к десяти или к полуночи. После приезда гостей, которых обязан был встречать хозяин, бал открывался торжественным полонезом, танцем-шествием, в котором должны были принять участие все приглашенные, даже если потом они весь вечер и всю ночь просиживали за карточными столами. Во второй половине 19 века полонез иногда исполняли в конце бала, тогда начинались танцы с вальса. Далее чередовались вальсы, польки, кадрили, мазурки. В середине бала был обед, на который каждый кавалер провожал даму. Если кавалер приехал на бал без дамы, хозяйка бала могла попросить его проводить на бал даму (например, приехавшую с четой родственников и не сопровождавшуюся поэтому кавалером). Когда пара садилась за стол, они снимали перчатки и покрывали колени салфеткой. Перед тем, как встать из-за стола, перчатки одевались вновь, салфетки оставлялись на спинках стульев. Далее вновь продолжались танцы. Бал обычно заканчивался многочасовым котильоном, в конце 19 века иногда заменявшимся странным танцем под названием кадриль-монстр.

С вальса только начинался бал, а за ним шли другие танцы, в частности, танцевали венгерку, краковяк, падепатинер, падеспань, падекатр... На балах существовал определенный танцевальный порядок, и все знают, что за так называемыми мелкими танцами пойдет первая кадриль, затем, следуя распорядку, вторая, третья. После четвертой кадрили и мелких танцев, как правило, шла мазурка. Это уже особый танец. Он, как и кадриль, у всех дам заранее был расписан, и каждый кавалер, каждая дама знали, когда и с кем они танцуют. Следует отметить, что среди всех танцев мазурка и котильон являлись наиболее "важными" приглашениями на балу, по той причине, что после мазурки кавалер вел даму к столу на ужин, где можно было пообщаться, пофлиртовать и даже признаться в любви. Ужинали все в боковых гостиных, за небольшими столиками. За каждым столиком гости собирались своей компанией. Кроме того, на балах всегда был открыт буфет с разными яствами, шампанским и прочими горячительными и прохладительными напитками.

В обязанности кавалеров, входило, чтобы у дам было все, что они пожелают. При этом кавалер должен развлекать дам и вести с ними светскую беседу. За ужином гости говорили о многом: о музыке, театре, последних новостях из светской хроники, кто на ком женится или за кого выходит замуж... После ужина всегда танцевали котильон. К нему выносили большие короба с цветами. Кавалеры разбирали букеты и подносили их своим дамам. После всего этого дирижер бала и его помощники на шпагах вносили множество разноцветных лент (перевязей), а также узких и коротких ленточек с бубенцами на концах. Кавалеры, разобрав ленты, подносили их своим избранницам, и те надевали через плечо одну ленту на другую. Причем узкие короткие ленточки с бубенчиками мужчины привязывали дамам к рукам, начиная от кисти рук до локтей. «Это было, скажу вам, премилое занятие. Склоняешься к нежной ручке дамы, к ее благоухающему телу и вдыхаешь аромат чарующих французских духов...»

На бал люди приходили одетыми парадно. Кавалеры - во фраке, смокинге или костюме (в зависимости от десятилетия), белой рубашке и обязательно в белых перчатках. Причем в руководствах дама имеет право отказать кавалеру без перчаток, и для кавалера лучше прийти на бал в черных перчатках, чем без перчаток вообще. К лацкану фрака прикреплялась бутоньерка. Военные приходили в мундирах. Костюмы кавалеров мало зависели от моды и их рекомендовалось шить в классических формах, чтобы одеяния прослужили дольше. На бал кавалеры приходили в ботинках, и только военные могли позволить себе сапоги, но без шпор.

Дамы и девушки одевались в платья по последнему писку моды, каждое из которых создавалось на 1-2 бала. Дамы могли выбирать любой цвет для платья (если он не был оговорен особо - например, в 24 января 1888 г. в С.-Петербурге проводился изумрудный бал, на котором все присутствующие были одеты в соответствующий цвет), для девушек платья шились белого цвета или пастельных тонов - голубого, розового, айвори. К платью подбирались перчатки в тон платья или белые (надевать кольца поверх перчаток считалось безвкусным). Дамы могли украсить себя головным убором - например, беретом. Девушкам рекомендовалась скромная прическа. В любом случае, шея должна была быть открыта. Украшения дам могли быть любыми - главное, чтобы они были подобраны со вкусом. Девушкам следовало появляться на балах с минимальным количеством украшений - подвеска на шее, скромный браслетик.

Покрой бальных платьев зависел от моды, но одно оставалось в нем неизменным - открытые шея и плечи. При таком покрое платья ни дама, ни девушка не могли появиться в свете без ювелирных украшений по шее - цепочки с кулоном, колье - что-либо было надето обязательно. Феликс Юсупов в своих воспоминаниях описывает такой случай: его родители, граф Сумароков-Эльстон и княгиня Юсупова, пошли на представление в Мариинский театр. В антракте в их ложу зашла фрейлина императрицы Марии Федоровны и попросила княгиню снять фамильный бриллиант, висевший на шее Зинаиды Юсуповой, т. к. императрица в тот день не украсила себя бриллиантом такой величины. Княгиня немедленно исполнила это, но, т. к. другого украшения на шею у нее не было, супружеская пара вынуждена была покинуть театр.

Кроме того, в 1820-1830-х гг. даме и девушке было неприлично появляться в свете без букета цветов: его носили в руках, в волосах, прикрепляли к платью на талии или на груди. Обязательным атрибутом был веер. Его можно было оставить в бальной зале на своем месте, можно было во время танца держать в левой руке (которая лежит на плече партнера). Мелочи складывали в сумочку (ридикюль), которую также оставляли на своем месте.

Приезжали на бал, как правило, с небольшим опозданием. Первых гостей хозяин встречал, опоздавшие присоединялись к танцующим порой даже без объявления персон. На бал дамы брали с собой небольшие книжечки, чтобы записывать последовательность танцев, ближе к концу века эти книжечки стали выдавать на балах.

Кроме танцев и обеда на балах гости развлекались играми: спокойными, такими как карты, веселыми и подвижными - например, фантами. Разъезжались часто по утру: "Полусонный в постелю с бала едет он: а Петербург неугомонный уж барабаном пробужден".

В течение месяца после бала гости должны были нанести хозяевам визит вежливости.


Владимир Первунинский - Бал

Бальный этикет

Элементы танцевального этикета, необходимые для участия в бале

1. Участникам бала необходимо следить за осанкой и положением рук.

2. Необходимо быть учтивым как по отношению к своей партнёрше, так и ко всем остальным.

3. Следует избегать столкновений с другими парами и стараться не задевать за неподвижные конструкции и оборудования зала.

6. Во время танца неуместно излишне далеко расходиться или демонстративно приближаться друг к другу, а также откровенно обниматься.

Элементы светского этикета, необходимые для участия в бале

1. На официальную церемонию не опаздывают - это неуважение к Хозяевам и Почётным гостям.

2. Одежда участников бала должна быть нарядной: дамы в вечерних платьях, кавалеры в костюмах, перчатки желательны.

3. На балу приветствуется вежливость, галантность, учтивость.

4. При обмене приветствиями, сначала кавалеры приветствуют дам поклоном, затем дамы, после книксена, могут протянуть руку для поцелуя или рукопожатия.

5. Бал сопровождается определённой манерой разговаривать. Недопустим громкий, резкий разговор, запрещено употребление ненормативной лексики. Кавалерам рекомендуется делать дамам комплименты.

6. На балу важно не только красиво танцевать, но также грациозно ходить и стоять. Не следует прислоняться к стенам и колоннам. Кавалерам не стоит держать руки в карманах. Ни в коем случае нельзя жевать! Есть конфеты, фрукты и др. следует только в специально предназначенных для этого местах.

7. При входе в бальный зал следует отключить мобильные телефоны и снять наушники.

8. Ни в коем случае не разрешается бегать по залу, особенно через его центр.

Элементы бального этикета, необходимые для участия в бале

1. Одежда участников должна соответствовать классу ответственности бала.

2. Всем участникам необходимо выполнять просьбы и требования Главного и Зального церемониймейстера, Хозяйки и Хозяина бала.

3. Первый танец, вальс первого отделения открывают Хозяин и Хозяйка бала, все гости вступают в этот танец после того, как Хозяин и Хозяйка сделают три тура вальса.

4. Приглашение к танцу начинается с поклона приглашающего лица. Ответ на приглашение также сопровождается поклоном.

5. После приглашения кавалер выводит даму в танцевальную зону с соблюдением всех правил этикета.

6. При движении «под руку» рука дамы не должна обвиваться кольцом вокруг руки кавалера, не следует также виснуть на локте кавалера.

7. По окончании танца кавалер должен проводить даму на то место, где он её приглашал или любое другое место по желанию дамы.

10. Необходимо, безусловно, выполнять требования Главного и Зального церемониймейстера.


Владимир Первунинский - Вальс

На бал нужно являться изящно одетым; особенно туалет дам должен отличаться своей изысканностью. Не требуется роскошного и/или строго исторического наряда. Кроме того, мы не стремимся реконструировать никакую определенную эпоху, но на бал следует одеваться аккуратно и элегантно.

Молодой человек, принимая приглашения на бал, берет вместе с тем на себя обязательство танцевать. В случае недостатка в кавалерах обязанность танцевать падает на каждого. Высказывать неудовольствие или дать заметить, что танцуешь по необходимости, крайне неприлично. Напротив, кто хочет сделаться любимцем общества, тот должен всей душой предаться удовольствию и танцевать без исключения с каждой дамой.

Нет ничего смешнее молодых людей, разыгрывающих роль стариков и не танцующих, из желания выказать, что не находят никакого удовольствия в этом развлечении. Они поступают тогда явно невежливо и неприлично, особенно когда потом танцуют с избранной барышней, показывая, что их неприятие танцев вовсе не существует. Такая манера держать себя оскорбляет остальных дам, и кавалер заслуживает получить отказ от избранной им дамы. Во всяком случае не мешало бы предпочитаемой личности взять вышеозначенный совет за правило - это лучший способ дать почувствовать кавалеру всю неделикатность, всю смешную сторону подобного поведения и оградить в то же время себя от неприязненных взглядов остальных дам.

Кавалер, приглашающий даму на танец, подходит к ней и, изящно поклонившись, делает приглашение в самой вежливой и деликатной форме: "Позвольте мне иметь удовольствие пригласить Вас на [танец]". Если же приглашаемая хорошо Вам знакома, то просто: "Не откажите мне в удовольствии танцевать с Вами".

Крайне неприлично приглашать даму, которой Вы не представлены. Для этого лучше всего либо найти человека, который согласится Вас представить, либо в крайнем случае представиться самостоятельно.

Когда кавалер приглашает даму, то она в знак согласия наклоняет голову, говоря: "с удовольствием", "хорошо", или же: "сожалею, я уже обещала", или: "я уже танцую". Дама, не желающая танцевать с каким-либо кавалером, не должна прибегать к уловке: "Я устала", и вслед за тем принять приглашение другого. Так она может навлечь на себя большие неприятности. Кавалер, получивший отказ, наверное, будет следить, была ли причиной действительно усталость или же просто нежелание танцевать именно с ним. Ни одна благовоспитанная особа не должна позволить себе, отказав одному кавалеру, идти сейчас же танцевать с другим. Если дама нечаянно забыла, что дала слово, и то время, как она идет танцевать с другим кавалером, является первый, то ей следует извиниться. Чтобы выйти из этого неприятного положения лучше всего совсем отказаться от танца или же предоставить первому кавалеру танцевать с ней другой танец. Во всяком случае положение это очень неловко и неприятно, и дамы должны были бы его избегать, записывая имена приглашавших ее кавалеров на особенных карточках разного вида и устройства, смотря по моде, висящих на цепочке веера или пристегнутых крючком к лифу.

Пригласить даму и забыть потом об этом, не только самая непростительная невежливость, но просто грубость со стороны кавалера; в подобном случае он совершенно справедливо навлекает на себя гнев приглашенной и строгое порицание всего общества.

С другой стороны, дама, оставшаяся без приглашения, должна перенести спокойно эту маленькую неприятность и не выказывать своего неудовольствия: ни одна черта ее лица не должна выдать ее разочарования и дурного расположения духа. Ей надо иметь вид, будто она с большим удовольствием смотрит на танцующих.

Также само собой разумеется, что кавалер, пригласивший даму и получивший отказ, не имеет права тут же, в присутствии этой дамы, приглашать на танец другую. Это было бы верхом неприличия.

Приглашая следует смотреть в глаза даме, тогда она точно поймет, что Вы обращаетесь именно к ней. Но если Ваш поклон приняла на свой счет не та, которую Вы хотели пригласить, ни в коем случае не показывайте своего разочарования и уж тем более не произносите: "Я не Вас хотел пригласить"; соблюдайте правила приличия и научитесь в неловкости винить прежде всего себя, а не других; а еще лучше - не винить, а выходить из них с юмором.

В ситуации, когда Вашу спутницу пригласил на танец Ваш знакомый, Вы приглашаете его даму, чтобы она не осталась в одиночестве.

В танце женщину ведет партнер, и все ошибки должен принимать на свой счет; если пара случайно задела другую пару, то извиняется мужчина - ведь он ведущий. Во время танца партнеры не должны быть слишком далеки друг от друга, но и не должны прижиматься. Танцуя с дамой, одетой в декольтированное платье, мужчина не может позволить себе держать ее за обнаженные плечи или спину; в этом случае наиболее удачное положение для рук - на боку, на талии.

Верхом бестактности считается прийти на вечер со своей дамой, а танцевать все время с другими. Не удивляйтесь, если к кону вечера она предпочтет, чтобы домой ее проводил кто-то другой. Однако даме неприлично танцевать много с одним и тем же кавалером; можно принять два или три приглашения одного кавалера, особенно если этот кавалер из Ваших знакомых и если танцы различны. То же самое касается и мужчин. Неприлично приглашать постоянно одну и ту же даму.

На балу ни на минуту не забывайте, что выражение лица должно быть веселым и любезным. Унылое или злое лицо на балу - то же, что пляска на поминках.

Вообще на балу следует держать себя скромно, танцевать грациозно и строго соблюдая приличие; прыгать, ломаться, принимать жеманные позы значило бы выставить себя в глазах одних предметом, достойным осмеяния, а в глазах других - предметом, достойным жалости.

Дама не должна подходить к буфету иначе, как под руку с кавалером, который отдает приказание подать ей то, чего она желает.

По окончании танца кавалер должен поклониться даме и довести ее до места или предложить проводить к буфету. Отведя даму на место, кавалер должен поклониться и отойти, но не оставаться для разговора с ней. В свою очередь дама, отведенная кавалером на место, не должна удерживать кавалера для разговора с ней.

Как считается неприличным говорить без умолку над ухом своей дамы во время танца, так точно было бы неловким и неучтивым не сказать ей нескольких слов.

По окончании вечера, кавалер должен проводить свою даму домой.


Владимир Первунинский - Незнакомка


Также необходимые на балу сведения:

Язык веера

веер развернут, дама отмахивается - "я замужем";

веер закрывается - "вы мне безразличны";

открывается один лепесток - "будьте довольны моей дружбой";

веер полностью раскрыт - "ты мой кумир".

Если собеседник просит веер (хотя вообще-то это очень непристойная просьба):

подать верхним концом - симпатия и любовь;

подать ручкой - презрение;

подать открытым, перьями вперед - напрашиваться на любовь.

Язык цветов