Семья и Дети

Сценарий мероприятия по успенскому. Внеклассное мероприятие «Творческий мир Эдуарда Николаевича Успенского

ЭДУАРД НИКОЛАЕВИЧ УСПЕНСКИЙ

ДРУЖНАЯ СЕМЕЙКА ЭДУАРДА УСПЕНСКОГО

УЗНАЙ ПОПУЛЯРНЫХ ГЕРОЕВ ИЗВЕСТНЫХ СКАЗОК И МУЛЬТФИЛЬМОВ

МОЗАИКИ

ВИКТОРИНА

1. "В гостях у Чебурашки и крокодила Гены" : иллюстрированная викторина по сказке Э.Н. Успенского "Крокодил Гена и его друзья". Программа сама считает набранные баллы и затраченное время, анализирует ответы. Размер архива 2,48 мб. Скачать архив игры

В ПОМОЩЬ БИБЛИОТЕКАРЮ И УЧИТЕЛЮ


ПОРТРЕТ ПИСАТЕЛЯ

Размер плаката - 1024 х 614 (А4).
Размер файла - 195 кб.
Кликните по эскизу, чтобы увеличить изображение и скачать плакат

СПИСОК СЦЕНАРИЕВ МАССОВЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ

Яна Гринёва-Исупова, читатель нашей библиотеки, вот в таком рисунке высказала своё мнение о героях сказок Э.Н. Успенского


ПРИМЕЧАНИЕ
При создании страницы использованы стихи и рисунки из детского журнала "Простоквашино", материалы журнала "Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки" № 10, 2007 г..

Загадки о героях сказок Успенского позаимствованы из следующих изданий:
1. Большая книга загадок / сост. О. В.Узорова, Е.А Нефёдова. - М.: АСТ: Астрель, 2003. - 811 с.
2. Трушина О. Герои любимых сказок // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. - 2010 . - № 10.- С. 50.

КАК ПОЯВИЛСЯ ЧЕБУРАШКА?

НЕМНОГО ОБ ЭДУАРДЕ НИКОЛАЕВИЧЕ УСПЕНСКОМ

ЗАГАДКА НА КАРТИНКЕ

Алымова Н. Чебурашкин папа:сказочное путешествие и игра "Как стать миллионером" по творчеству Эдуарда Успенского для детей 7-9 лет] / Н. Алымова, Т. Сидоркина, О. Шарипова // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. - 2007. - № 10. - С. 10-13.

Валькова В. Г.
Эдуард Николаевич Успенский: [рекомендации по проведению праздника писателя для младших школьников] // Начальная школа. - 2002. - № 12. - C. 10-12.

Власова Е. Ю. Книжкины именины: У "Крокодила Гены и его друзей" - юбилей! : [литературная конкурсная программа к 40-летию книги Э.Н. Успенского] // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. - 2006. - № 1. - С. 16-18.

Вяткина Н. В. "День рожденья только раз в году" : театрализованная викторина к 70-летию Э.Н. Успенского для детей 4-5 лет // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. - 2007. - № 10. - С. 14-15.

Галкина Н. И. "Катится, катится голубой вагон" : [игра-путешествие по произведениям Э.Н. Успенского] // Читаем, учимся, играем. - 1998. - № 8. - С. 127-130.

Дмитриевич В. Кроссворд "Стихи Эдуарда Успенского" // АБВГД. - 2002. - № 7.

Горшкова Л. В. Дядя Фёдор и его друзья: [сценарий литературного лото по книгам Э. Успенского] // Читаем, учимся. играем. - 2004. - № 1. - С. 45-47.

Кудрявцева Е. О. нравственном воспитании детей разного пола в группе сверстников: [обсуждение стихотворения Э. Успенского "Если бы я был девчонкой..."] / Е. Кудрявцева, Н. Ледовских // Дошкольное воспитание. - 2003. - № 9. - С. 24-25.

Мельникова О. В. литературная олимпиада: вопросы викторины по сказкам Э. Успенского, Л. Лагина, А. Волкова и А. Линдгрен // Начальная школа. - 2006. - № 3. - С. 80-81.

Могильникова Т.В. Любимые книги любимого писателя: [кукольное представление по творчеству Э. Н. Успенского] // Читаем, учимся, играем. - 1998. - № 7. - С. 13-17.

Сафонова Н. Е. В театр - с Эдуардом Успенским: [сценарий литературного праздника] // Педсовет. - 2002. - № 5. - С. 13-15.

Шишигина Т. С. Добро пожаловать в Простоквашино! : сценарий семейного конкурса по книжкам Э. Н. Успенского / Т. С. Шишигина, Н. И. Зырянова // Читаем, учимся. играем. - 2004. - ; 3. - С. 88-92.

ПРОЧИТАЛИ? ПОИГРАЕМ!

Он дружок зверям и детям,
Но таких на целом свете
Больше нет ни одного.
Потому что он не птица,
Ни тигрёнок, ни лисица,
Ни котёнок, ни щенок,
Ни волчонок, ни сурок.
Но заснята для кино,
И известна всем давно
Эта милая мордашка.
Он зовётся...

В трех вагончиках распроложились герои трёх книг Эдуарда Успенского. Какие это книги?
(Кликни по эскизу картинки, чтобы лучше рассмотреть пассажиров голубых вагонов)

ПРОГУЛЯЙСЯ ПО ЛАБИРИНТУ,
ПОМОГИ ЧЕБУРАШКЕ ДОБРАТЬСЯ ДО КРОКОДИЛА ГЕНЫ

Лабирин придумала и нарисовала Наталья Бунина.
(Журнал "Простоквашино")
Кликни по эскизу картинки,
чтобы увеличить изображение

ЗАГЛЯНИТЕ НА НАШУ ВЫСТАВКУ КНИГ Э. Н. УСПЕНСКОГО

ГАРАНТИЙНЫЙ СКАЗОЧНИК

Всё узнает, подглядит,
Всем мешает и вредит.
Ей лишь крыска дорога,
А зовут ее...
(Нет-нет, не Яга, а....)

Всех любил он непременно,
Кто б к нему ни приходил.
Догадались? Это Гена,
Это Гена …

***
Знают все, что породил он
Чебурашку с крокодилом,
И Матроскин, умный кот,
Дома у него живёт.

***
Песню крокодила
Для детей он пишет,
С песней об улыбке
Всем он шлёт привет.
Что это за сказочник?
Что же за поэт?

"КАК ПУШКИН МОГ СВОБОДНО БЕСЕДОВАТЬ С ОНЕГИНЫМ,
ТАК И УСПЕНСКИЙ МОЖЕТ ЗАПРОСТО ЗАЙТИ К СВОИМ ГЕРОЯМ И НЕ ЧУВСТВОВАТЬ СЕБЯ ВЕЛИКАНОМ СРЕДИ ЛИЛИПУТОВ"

В зоопарке жил да был
Симпатичный крокодил.
Но грустил он и скучал,
И, конечно же, мечтал
Друга встретить непременно.
Крокодила звали …

У этого дяди много забот:
В домике кот и собака живёт.
Дружат, бранятся, забыв про покой!
Скажите-ка, дядя, а кто вы такой?

У меня один лишь враг -
Это тётка Шапокляк.
Все вокруг - мои друзья!
Но не знаю лишь - кто я?
Детки, что я за зверёк?
Не зайчонок, не хорёк,
Ушки круглые, как блюдца…
Надо мною все смеются!
Друг мой Гена-крокодил,
В детский сад меня водил.
Я не мушка, не букашка,
Я игрушка …

Песенка Чебурашки
Сл. Э. Успенского

Я был когда-то странной
Игрушкой безымянной,
К которой в магазине
Никто не подойдёт.
Теперь я - Чебурашка,
Мне каждая дворняжка
При встрече сразу
Лапу подаёт.

Мне не везло сначала,
И часто так бывало:
Ко мне на день рожденья
Никто не приходил.
Теперь я вместе с Геной,
Он необыкновенный,
А самый лучший
В мире крокодил.

(Из мультфильма "Чебурашка")





Эдуард Успенский - один из самых известных, самых люби­мых детских писателей. Его книги читали и любят многие. Эдуард Николаевич не всегда был писателем. Время его детства было нелегким, военным. После окончания школы он поступил в авиационный институт и выучил­ся на инженера. Три года Успенский проработал по специальности, а потом понял, что делает в жизни что-то не то. Эдуард подумал-подумал и... стал взрослым юмористом. А потом быстро переквалифицировался и превратился в детского писателя. Свой путь в литературу он начал в 1960 году. В 1966 году в журнале "Детская литература" были опубликованы первые стихи для детей, и тогда же вышла первая книга - стихотворный сборник "Смешной слонёнок". За ним последовала публикация повести-сказки "Крокодил Гена и его друзья". Еще со школьных лет Успенскому нравилось работать вожатым в младших классах и в пионерском лагере. "Если бы я не был вожатым, я бы не стал детским писателем", - признавался он позже. Известным писателем Эдуарда Николаевича сделала сказочная по­весть «Крокодил Гена и его дру­зья». Как рассказывал сам писа­тель, однажды летом работал он в пионерском лагере, читал ребятам интересные книжки, которые од­нажды закончились, а слушатели требовали занять их чем-нибудь. И неожиданно для себя он начал: «В одном городе жил крокодил по имени Гена, а работал он в зоопар­ке крокодилом...». Эту книгу мы читаем уже более 35 лет. Именно в пионерском лагере, работая там библиотекарем летом 1968 года, написал он и другую не менее известную книгу "Дядя Фёдор, пёс и кот". Книга увидела свет в 1973 году. Его перу принадлежат повести-сказки "Вниз по волшебной реке", "Гарантийные человечки", "Школа клоунов", "Колобок идёт по следу" и другие произведения. В 40 лет он стал учиться работать на компьютере двумя пальцами. А сейчас печатает всеми десятью. В 50 лет Успенский принялся зубрить английский язык и теперь знает его так, что вместе с голландской писательницей Элс де Грюн написал книгу "Год хорошего ребёнка". В 55 лет Успенский начал учиться петь. А до этого он правильно не мог взять ни одной ноты!. И у него не­плохо получается. Иногда он поет в ра­диопередачах. Разноообразие его творчества поразительно: он пишет сказки и сказочные повести, фантастические, детективные, приключенческие произведения, а также комиксы, стихи, пьесы, сценарии, делает переводы и составляет сборники детского фольклора. А ещё он организовал книжное издательство "Самовар", ведет передачи на телевидении, издаёт детский журнал "Простоквашино".

Вот как об этом рассказывает автор: «У Чебу­рашки не было прототипа. История его появления состоит как бы из двух этапов. Однажды мне предло­жили написать сценарий к доку­ментальному фильму про Одесский порт. Я смотрел отснятые материа­лы, вдруг мое внимание привлек следующий эпизод: на экране показывали склад, куда привезли тропические фрукты, и на одной из банановых связокиспуганно притаился хамелеончик. Сцена эта запомнилась... Образ... сложился, когда я увидел на улице маленькую девочку в шубе, купленную ей явно на вырост. Бедняга... двигалась не­уклюже и все время шлепалась на землю.
- Ну вот, опять чебурахну­лась, - сказал кто-то из стоящих рядом со мной. После этого нужно было только прибавить фантазии». А ее у Эдуарда Николаевича хоть отбавляй. В результате появился всеми любимый, добрый, честный, наивный Чебурашка.

Известно: объявления
Нужны нам для того,
Чтобы знало население,
Читая объявления,
Что, где, когда, и почему,
Зачем и для кого.

ДОСКА СКАЗОЧНЫХ ОБЪЯВЛЕНИЙ

ПРОЧИТАЙ ОБЪЯВЛЕНИЯ И НАЙДИ НА ПОРТРЕТАХ СКАХЗОЧНЫХ ГЕРОЕВ ТОГО, КТО ЕГО ПРИСЛАЛ

1.«Реализую молокопродукты высокого качества. Ферма «Мурка LTD».
2. «Продаю ружьё для фотоохоты. Недорого».
3.«Поздороваюсь с каждой дворняжкой за лапу».
4.«Атдам в харошые руки васпитаную крысу. Кличка Лариса. Акрас серый. Хвост - десят сантеметраф».
5.«Предлагаю почтовые услуги: вынос газет и журналов, разнос посылок, вручение телеграмм и писем. Оплата: чашка чаю с баранками и другими вкусными вещами».
6.«Организую курсы разговорного русского языка. Обучаю фразам: «Кто там?», «Это я - почтальон Печкин».

ГОЛОВОЛОМКА ИЗ ПРОСТОКВАШИНО

ЛЕНИВЫЙ САДОВНИК

В этом стихотворении спрятались 11 персонажей и 1 населённый пункт из знаменитых произведений Успенского и мультфильмов по его стихам. Найди их и проверь себя. Одного персонажа мы выделили, чтобы тебе было понятнее, как искать.

Садовник, на веранде клоп!
Росток ваш иноземный болен,
Томат рос - кин ули в него б
Вы удобрений горстку, что ли!

Кочан дрянной - упал за шкаф,
Горшок разбился по дороге,
На полках вянет куча трав,
Хром, как Тимур, каштан убогий.

Клён хил - в чём держится душа
Рикш за землёй пошлите срочно!
И дочка ваша «хороша»:

По кляксам чемпионка, точно!
"Гарантийный сказочник Эдуард Успенский" : МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА КНИЖНОЙ ВЫСТАВКИ со списком литературы. Word, размер архива - 615 кб.

Скачать разработку

СЦЕНАРИЙ МАССОВОГО МЕРОПРИЯТИЯ "Путешествие в голубом вагоне" по творчеству Эдуарда Успенского. Word, размер файла - 48,5 кб.

***********************************************************************************************************************************************************************************************************

У НАС В БИБЛИОТЕКЕ

В декабре 2017 Г. учащиеся младших классов приняли участие в литературной игре «Зимние забавы в Простоквашино». Дети путешествовали на «снегомобиле» в страну сказок Эдуарда Успенского. На первой станции они познакомились с биографией писателя. Настоящим открытием для юных слушателей стал рассказ о том, как из озорного сорванца Эдика, получавшего в школе плохие отметки, но при этом мечтавшего стать министром или академиком, получился известный писатель Эдуард Николаевич Успенский. Школьники побывали на станциях: «Шуточная», «Объявленческая», «Загадочная». К ним присоединилась сама Шапокляк, и попыталась научить их хулиганить и вредничать. Но ребята перевоспитали старушку. В путешествии читатели рассказали о своих любимых персонажах (Дяде Фёдоре, Матроскине, Чебурашке и др.), и проявили интерес к новым героям книг писателя, о которых захотелось почитать. А завершилось путешествие просмотром мультфильма «Зима в Простоквашино» и знакомством с новыми книгами автора.
Т.В. Дмитриенко, библиотекарь ГДБ

К 80-летию детского писателя Эдуарда Успенского библиотеки Централизованной библиотечной системы предложили юным челябинцам познакомиться с его творчеством, принять участие в литературно-музыкальных композициях, конкурсах, литературном путешествии «В Новый год с героями Эдуарда Успенского» и др.

В библиотеке № 10 «Радуга» воспитанники детского сада № 121 послушали литературно-музыкальную композицию «Крокодил Гена и все, все, все». Ребята познакомились с творчеством писателя, узнали, что натолкнуло писателя создать образ Чебурашки. Особый интерес вызвали рисунки, где образ Чебурашки представлен разными художниками. Дети внимательно прослушали стихотворения в исполнении самого автора, а затем сами продекламировали стихи о зиме. На книжной выставке «Успенский и его герои» ребята рассмотрели книги юбиляра. Больше всего им понравилось красочное оформление книги «Тётя дяди Фёдора» и «Любимая девочка дяди Фёдора».

Для маленьких посетителей детского отдела провели музыкальный конкурс «Из какого мы мультфильма». Ребята посмотрели отрывки из мультфильмов середины 20 века по произведениям Э.Успенского и открыли для себя мир кукольной анимации. Библиотекарь акцентировала внимание детей, что в книгах информации о литературных героях намного больше, чем в мультфильмах. Для наглядности были зачитаны отрывки из сказочной повести «Крокодил Гена и его друзья». Завершилось мероприятие веселыми конкурсами: отгадыванием авторов веселых объявлений из книги и исполнением литературных частушек «Кто придумал всех друзей».

В детском отделе «Умка» библиотеки № 32 им. М.Горького учащиеся младших классов школы № 107 совершили увлекательное путешествие по произведениям великого писателя. К юбилею библиотекари оформили книжную выставку «Гарантийный сказочник Успенский», где представлены знаменитые книги, расположившиеся на полках по соседству с любимыми героями.

В начале встречи ребятишки с искренним любопытством послушали рассказ библиотекаря о том, как из озорного сорванца Эдик, любивший шумные игры и получавший не совсем хорошие оценки, превратился в знаменитого разносторонне развитого и необыкновенно одарённого мастера слова.

Открытием для ребят стало сообщение о том, что Эдуард Николаевич Успенский придумал не только простоквашинских героев, крокодила Гену, старуху Шапокляк, Чебурашку, но и любимых всей детворой фиксиков. А ещё они узнали, что «инженер по образованию, детский писатель по призванию» был автором познавательных детских программ на радио и телевидении: «Радионяня», «АБВГДейка», которая до сих пор выходит на экраны, а также сам вёл передачу «В нашу гавань заходили корабли».

Юные гости с удивлением узнали, что придуманный Успенским очаровательный образ Чебурашки - один из немногих отечественных литературных и мультяшных персонажей, полюбившийся во всём мире. Успенский любит и понимает детей, относится к ним по-доброму. Может, в этом и заключается успех и популярность его произведений? Путешествие продолжилось викториной по его книгам, чтением стихов из сборников «Разноцветная семейка» и «Если был бы я девчонкой». С не меньшим удовольствием, с огромным старанием дети раскрашивали раскраски из мультфильма «Дядя Фёдор, пёс и кот». Закончилась встреча просмотром мультфильмов.

20 декабря в библиотеке № 20 «Новосинеглазовская» школьники 2 класса школы № 145 отправились в литературное путешествие «В Новый год с героями Эдуарда Успенского». Библиотекари рассказали ребятам интересные факты из биографии писателя, о его любимых животных, фильмах, книгах. Ребята познакомились с книгами юбиляра и узнали историю появления их персонажей. Очень им понравился рассказ о том, как появился Чебурашка и что после того как Успенский придумал Чебурашку, его стали называть Чебурашкин папа.

Затем ребята разделились на три команды и начали активно отвечать на вопросы литературной викторины «Почемучки из Простоквашино», с удовольствием вспоминая любимых персонажей. За каждый правильный ответ команды получали смайлик. В конкурсе «Музыкальный» ребята угадывали мелодии из мультфильмов, в конкурсе «Следствие ведут …не только Колобки» дети расшифровывали имена героев книг и отгадывали загадки о героях Э.Успенского. Несмотря на спор, ребята доказали, что очень хорошо знают произведения писателя, которые учат добру, дружбе и любви к окружающему миру. По итогам подсчета смайликов выиграла команда «Следствие ведут Колобки». Капитану команды вручили почетную «Хвалюндию» за лучшее знание произведений Э.Успенского.

В библиотеке № 19 «Локомотивная» учащиеся группы «Дошколёнок» из Центра гуманитарного развития детей и молодёжи «Орбита» совершили увлекательное книжное путешествие по стране «Успении». Ребята узнали, что Эдуард Николаевич Успенский - выдающийся человек и талантливый автор, который придумал удивительных и забавных героев, на которых воспитали уже не одно поколение.

Библиотекари поведали ребятам интересные факты из биографии писателя, а также о его любимых животных, фильмах, книгах, играх. Ребята познакомились с книгами юбиляра и узнали историю появления их персонажей.

В преддверии Нового Года на «Зимних Новогодних чтениях» ребята с большим удовольствием послушали главу «Новый Год в Простоквашино» из книги юбиляра «Зима в Простоквашино», а в конце юбилейного путешествия по книжной стране Успении ребята просмотрели мультипликационный фильм «Зима в Простоквашино» по одноименной сказке Успенского. Ребята встретили Новый Год в деревне Простоквашино вместе с любимыми героями Эдуарда Успенского.

Кроме того, книги Эдуарда Успенского обладают лечебными свойствами и активно применяются в библиотерапии. Подробнее об этом вы можете прочитать в блоге «ВО!круг книг». Приглашаем вас за книгами Э.Успенского в библиотеки Централизованной библиотечной системы города Челябинска.

Виктория Алексеева
Сценарий развлечения по творчеству Э. Успенского «Юбилей в деревне Простоквашино» для детей старшего дошкольного возраста

Методическая разработка «Роль творчества Э . Успенского в воспитании и развитии детей дошкольного возраста »

Сценарий развлечения

«Юбилей в деревне Простоквашино »

/для детей старшего дошкольного возраста/

Цель : развитие речи , мышления, памяти детей дошкольного возраста .

Задачи :

развивать интерес к творчеству Э . Успенского ;

развивать умение отгадывать загадки;

развивать знания детей о произведениях разных жанров;

развивать коммуникативные навыки;

учить понимать добрый юмор стихов поэта;

закреплять умение детей слушать вопросы педагога и давать точные ответы на них;

совершенствовать слуховое внимание;

воспитывать устойчивый интерес к книге.

Ход развлечения.

Ведущий. Эдуард Николаевич Успенский родился 22 декабря 1937 года в Московской области. Рос Эдик озорным мальчишкой, получал плохие отметки и всякий раз решал, что с понедельника начнет учиться на «5» . Наступал понедельник, случались какие-то дела и … двойки появлялись снова. Выручил случай. Однажды, спрыгнув с крыши он сломал ногу и попал в больницу. Эдик попросил родителей принести ему учебники. К несказанному удивлению окружающих, стал серьезно заниматься уроками. Да так упорно, что смог поступить в авиационный институт и стать инженером. Три года он проработал по специальности, а потом вдруг понял, что делает в жизни что-то не то. Эдуард Николаевич работал в пионерском лагере вожатым, читал книги и, когда книжки интересные закончились, ему пришлось сочинять самому.

В детстве у него было три любимых игрушки : крокодил Гена, кукла Галя, плюшевая игрушка с большими ушами, хвостом пуговкой, в общем не поймешь- не то заяц, не то собака. Догадались кто это? Ну конечно Чебурашка.

И сегодня я предлагаю вам, отправиться в удивительны мир сказок Эдуарда Успенского . А как же мы это сделаем? (ответы детей ) Ну, конечно же, мы отправимся на веселом, волшебном поезде в деревню Простоквашино .

Звучит музыка «Голубой вагон» сл. Э. Успенского муз . В. Шаинского. Дети садятся в «поезд» и двигаются по кругу. Неожиданно музыка прерывается, и раздается голос.

Голос. Говорит простоквашинское радио . Мы передавали концерт по просьбе жителей нашей деревни . Простоквашинское время …часов…минут . Послушайте срочное объявление. Всех прибывших в Простоквашино , на празднование юбилея Успенского , просим собраться возле центральной площади Эдуарда Успенского . Почтальон Печкин, вам поручено встретить прибывших гостей. Товарищ Печкин, Вы слышите? Это распоряжение главпочтадминистрации. Вам надо встретить гостей!

В зал входит Печкин, он обращается к стоящим в кругу детям.

Печкин : Это вы, что ли, гости? Какие вы маленькие. Я-то подумал, может, к нам начальство, какое приехало, президент чей-нибудь! Ну, ладно, давайте, что ли, в круг становиться и знакомиться. Да поскорее, мне долго с вами некогда. Ну-ка, возьмитесь за руки и образуйте круг… Вот и правильно. Теперь разрешите представиться. Я туточный почтальон, Печкин моя фамилия. А вы, стало быть, гости. Чего вот только мне с вами делать? Поиграть что ли? Так ведь играть я не умею. Я человек служебный, то есть серьезный. Не то, что всякие там Шарики. Бегают по деревне , ни «здрасте» , ни «приятного аппетита» . Невежливый он у нас совершенно; бескультурный, другими словами. А вы, гости уважаемые, кстати, знаете всякие вежливые слова? «С добрым утром» например. Или «гутен таг» - это я по-иностранному выразился.

Игра «Пожалуйста»

Печкин. А давайте проверим. Я сейчас буду обращаться к вам с разными просьбами . Если я скажу слово «пожалуйста» , вы мою просьбу выполняете . А если я слово «пожалуйста» не скажу, тогда вы ничего не делаете. Вы мою мысль уловили? Тогда начнем эксперимент, проверку, то есть. Пожалуйста, скажите мне громко «Здравствуйте!» . Молодцы! А теперь, пожалуйста, поднимите вверх руки! Так. А теперь похлопайте ими. Ага, кто это там захлопал? Я же «пожалуйста» не сказал. Внимательнее надо быть, культурообразнее. Продолжим.

После игры дети садятся на стульчики.

Печкин. Вы, действительно, молодцы! Мне бежать, ребята, надо и помочь Дяде Федору подготовиться к празднику.

Появляется старуха Шапокляк .

Шапокляк. Так здесь всех на праздник приглашают, а про меня никто ничего и не сказал. Придется идти без приглашения! Так в гости хочется! Правильно кто-то сказал : в гостях хорошо, а дома - плохо!

Шапокляк уходит.

Появляется Матроскин и Шарик. Накрывают красиво стол.

Матроскин. Ну вот, вроде все готово. Ах, какой же я все-таки хозяйственный кот, просто прелесть ! И пироги напек, и скатерть погладил, и цветов набрал. А Шарик? Только носится туда-сюда, пользы от него никакой. Нет, я его все-таки сдам в зоопарк.

Шарик. Кого ты это, Матроскин, в зоопарк сдать собираешься?

Матроскин. Тебя, Шарик!

Шарик. Как тебе не стыдно! А кто дров для печки нарубил, а? Кто воды наносил? Кто полы помыл? Кстати, меня в зоопарк и не возьмут - я же дворняжка.

Матроскин. А у тебя на клетке так и напишут : «Животное неизвестной породы» . Отбою от посетителей не будет! Ладно, это я пошутил.

Шарик. Ой, Матроскин, смотри к нам на праздник ребята пришли. Они, наверное, подарок с собой принесли.

Исп. Песню «Пусть бегут неуклюже» сл. А. Тимофеевского, муз. В. Шаинс

Матроскин. Молодцы, ребята, а я к празднику специально сказку сочинил.

А называется сказка «Серебряное яичко» :

Жили себе мальчик и девочка,

И был у них Крокодил Гена.

Снес крокодил яичко,

Яичко не простое , а серебряное.

Мальчик бил-бил -

Не разбил.

Девочка била-била - не разбила.

Слониха бежала.

Хвостиком махнула,

Яичко упало и разбилось.

Мальчик и девочка плачут,

Крокодил кудахчет :

«Не плачь, мальчик.

Не плачь, девочка.

Я снесу вам яичко другое,

Не серебряное - простое ».

Звучит песня «Голубой вагон» . На сцену выходят Крокодил Гена и Чебурашка.

Гена. Кто это тут про крокодилов всякую ерунду рассказывает, а?

Матроскин. Ой, Геночка, Чебурашечка, здравствуйте! Как хорошо, что вы пришли! А эту вот ерунду рассказал Шарик. Ну все у него в голове перепуталось!

Чебурашка. А что, что-то было неправильно?

Гена. Ну, ты даешь, Чебурашка! Да там все неправильно! Вот я у ребят сейчас спрошу. Какие они заметили ошибки. Во-первых, как начинается сказка?

Дети. Жили-были дед да баба.

Гена. Во-вторых, кто у них был?

Дети. Курочка Ряба.

Гена. В-третьих, разве крокодил снес им яичко?

Дети. Нет, курочка.

Гена. А правда, что яичко было серебряное?

Дети. Нет, золотое!

Гена. А кто мимо бежал и хвостиком махнул? Неужели слониха?

Дети. Мышка!

Гена. А разве могут крокодилы кудахтать?

Дети. Не могут!

Гена. А как на самом деле называется эта сказка?

Дети. «Курочка Ряба» !

Гена. Ну, молодцы, ребята. Успокоили вы меня, а то я думал, что уже никто эту сказку и не знает.

Крадучись появляется Шапокляк.

Шапокляк. (прячется за деревом ) Ух ты, как у них тут красиво, а меня и не позвали. Чтоб у вас все пирожные засохли, и чай остыл!

Матроскин. А где же остальные гости? Скорее бы уже начать праздновать.

Шарик. А может, не будем ждать остальных? Пироги так пахнут, сил нет терпеть!

Шапокляк. Сил у них нет! Сейчас еще меньше будет!

Шапокляк достает водяной пистолет и с криками «Ура!» , «Спасайся, кто может!» , - выбегает и начинают поливать всех (и ребят)

Чебурашка. Геночка, возьми меня на руки, я её боюсь!

Матроскин. Вы кто такая? Вы почему себя так ведете ? Сейчас полицию вызову!

Шапокляк. Я пришла к вам на праздник!

Гена. Что бы с нами праздновать, нужно знать все сказки Эдуарда Успенского .

Шапокляк. А как же! Я все сказки знаю.

Гена. А вот мы и проверим. Где жил Чебурашка прежде, чем он познакомился

со мной, Геной?

Шапокляк. В скворечнике!

Гена. Неправильно! Где, ребята?

Дети. В телефонной будке.

Гена. Кто перевоспитал почтальона Печкина.

Шапокляк. Перевоспитал его дядя Степа.

Матроскин. Неправильно! Ребята, помогайте!

Дети. Дядя Федор, Шарик и Матроскин.

Шарик. Вот какие мы хорошие!

Чебурашка. Какой масти кот Матроскин?

Шапокляк. Серо-буро-малиновой.

Чебурашка. Ребята, а вы как думаете?

Дети. В полоску.

Шарик. А как зовут любимую корову кота Матроскина?

Шапокляк. Ну как звали - Зорька или Буренка!

Матроскин. А вот и нет! Ну-ка, братцы, выручайте!

Дети. Мурка.

Шапокляк (обиженно) . Да-а, у вас-то праздник, а меня пригласить никто и не подумал! Вот и решила от обиды вам праздник испортить!

Появляется Почтальон Печкин.

Печкин. (Шапокляк) Я же совсем забыл! Вам ведь телеграмма!

Шапокляк. Ха-ха! От гиппопотама?

(Читает телеграмму) «Уважаемая Шапокляк, приглашаем вас в деревню Простоквашино на празднование юбилея Эдуарда Успенского , почетным гостем».

Гена. Да ведь и вы на этот праздник приглашены, да еще и почетным гостем!

Шапокляк. Как почетным? А я думала.

Матроскин. Да ведь вас же, как и всех нас, придумал один и тот же человек - замечательный писатель. Пусть ребята скажут, кто придумал такие замечательные истории?

Дети. Эдуард Успенский !

Чебурашка. Правильно, это замечательный писатель Эдуард Николаевич Успенский !

Матроскин. Кстати, а подарки у вас с собой есть?

Шапокляк. Подарки?. Нет у меня никаких подарочков.

Гена. Эдуарду Успенскому не нужны подарки из магазина! А нужно ему, чтобы ребята читали хорошие сказки и росли добрыми и умными.

Шапокляк. А он любит песенки из мультиков?

Чебурашка. Еще как!

Шапокляк. Ну, тогда я предлагаю сыграть в «Угадай мультик» . Я буду начинать песенку. Пусть все мне помогают и скажут, из какого мультика эта песенка.

Рыжий, рыжий, конопатый. (Веселая карусель)

А я все чаще замечаю (Песня Матроскина) Зима в Простоквашино

Голубой вагон (Крокодил Гена)

Песня Шапокляк (Кто людям помогает, лишь тратит время зря. (Крокодил Гена)

А может. (Одну простую сказку ) (Пластилиновая ворона)

Чебурашка. А еще Эдуард Николаевич придумал такие замечательные передачи : «Радионяня» , «Абвгдей-ка» , написал о смешных разноцветных осьминожках. Вот сколько всего он создал!

Гена. Замечательный у нас сегодня получился праздник!

Ведущий. Ребята, а нам пора возвращаться в детский сад. Садимся в наш сказочный вагон и в путь.

Дети под песню «Голубой вагон» муз. В. Шаинского, сл. Э. Успенского выходят из зала .

МБОУ «Начальная школа № 5 г. Горно-Алтайска»

Внеклассное мероприятие для учащихся начальной школы по творчеству

Эдуарда Успенского

Составитель:

Петренко Лидия Николаевна

учитель начальных классов

Г. Горно-Алтайск, 2014г.

Цель: Познакомить с жизнью и творчеством Э.Успенского.

Задачи:

Формирование навыков самостоятельной работы с книгой как с источником содержательного и занимательного проведения досуга.

Развитие творческих и коммуникативных способностей, логического мышления.

Развитие творческой фантазии ребят через иллюстрирование прочитанных произведений.

Воспитание уважения к окружающим, к своим друзьям.

Этапы проведения:

1 этап :

Выбор произведений Э. Н. Успенского, необходимых для обязательного чтения.

("Крокодил Гена и его друзья", "Дядя Федор, пес и кот", "Колобок идёт по следу").

Посещение библиотеки: знакомство с книжной выставкой "Любимые книги любимого писателя", биографией писателя, просмотр мультфильмов.

Определение команд-участников (параллель 2-х классов)

2 этап: Домашнее задание:

Придумать название команде, соответствующее героям произведений Успенского.

Придумать знаки отличия, атрибуты для команд;

Выполнение домашнего задания «Представление команды» в форме презентации

Чтение произведений Эдуарда Успенского;

Просмотр м/ф;

Приготовить рисунки к любимым произведениям Эдуарда Успенского.

Приготовить домашнее задание: "Герои Успенского, ну очень смешные!" Это может быть небольшая театрализованная постановка из произведений Успенского, песня, чтение по ролям.

Время выступления команд не более 3-4 минут.

Ход мероприятия

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами отправляемся в путешествие. Наше путешествие пройдет с героями детского писателя. А фамилию писателя мы узнаем, разгадав кроссворд.

(каждая команда получает карточку с кроссвордом)

    Друг крокодила из тропического леса? (Чеб У рашка)

    Фамилия кота дяди Фёдора? (Марто С кин)

    Кем был Печкин по профессии? (П очтальон)

    Самый любимый крокодил всех детей? (Г Е на)

    Как звали маленькую обезьянку? (А Н фиса)

    Кто такой Шарик? (Пё С )

    Как звали вредную старушку? (Шапо К ляк)

    Как звали её помощницу крысу? (Лар И ска)

    Галчонок дяди Федора (Хвата Й ка)

Эдуард Николаевич Успенский один из самых популярных и любимых детских писателей наших дней. Его стихи, сказки, рассказы и весёлые повести нравятся не только ребятам, но и взрослым.

Эдуард Николаевич Успенский (22.12.1937), писатель, отец Чебурашки, крокодила Гены, кота Матроскина. Ребята, я думаю, что вам интересно будет узнать о том, что в детстве у маленького Эдика была любимая плюшевая игрушка. Уши большие, хвост пуговкой, не поймешь - не то заяц, не то собака. Словом, неизвестный науке зверь, которого потом в своей сказочной повести Успенский назвал Чебурашка.

Рос Эдик озорным мальчишкой, получал плохие отметки и всякий раз решал, что с понедельника начнет учится на пятерки. Наступал понедельник, случались какие-то другие дела и... двойки появлялись снова.

"Выручил" случай. Однажды, спрыгнув с крыши мальчишка сломал ногу и попал в больницу. Он попросил родителей принести ему учебники. К несказанному удивлению окружающих, стал серьезно заниматься уроками. Да настолько упорно, что смог поступить в авиационный институт и стать инженером. Три года проработал Успенский по специальности. А потом вдруг понял, что делает в жизни что-то не то. Эдуард Николаевич подумал, подумал и превратился в детского писателя.

Работал в пионерском лагере вожатым, читал ребятишкам разные интересные книги, но книжки и интересные закончились, пришлось сочинять самому. Так в 1966 году появился "Крокодил Гена и его друзья". Крокодил Гена, Чебурашка и их друзья прославили Эдуарда Успенского.

Образы придуманных им Чебурашки, крокодила Гены и др. героев любят дети нескольких поколений.

В 1976 вышел сборник стихов "Все в порядке". В 1980 - 90 публикует серию замечательных детских книжек: "Каникулы в Простоквашино", "Дядя Федор, пес и кот", "Колобок идет по следу", "Разноцветная семейка", "Красная Рука, Черная Простыня, Зеленые Пальцы (страшные повести для бесстрашных детей)", "Лекции профессора Чайникова (занимательный учебник по радиотехнике)" выходит в 1994.


Его герои живут в нескольких мультфильмах вот уже несколько десятилетий.

Входит почтальон Печкин. В руках у него телеграмма.

Здравствуйте! Это вы, ребята из начальной школы № 5? Тогда вам телеграмма. Но я вам ее не отдам, у вас документов нет.

А рисунки ребят будут документом?

Ну что с вами делать. Ладно, давайте свои рисунки.

(рисунки оценивает жюри)

Печкин отдает телеграмму и уходит.

«Дорогие ребята! Ждём вас в гости. Дядя Фёдор»

Ребята, кто такой этот дядя Фёдор? (герой произведения «Дядя Фёдор, пёс и кот»)

А где живёт дядя Фёдор? (в деревне Простоквашино)

Мы совершим наше путешествие в деревню Простоквашино. А поедем мы туда в Голубом вагоне.

Нужно занять свои места в вагоне. Для этого каждая команда представит себя. Конкурс «Визитка». Вот мы и познакомились. Занимайте свои места.

( звучит первый куплет песни «Голубой вагон»)

Чтобы наше путешествие не было скучным, расскажите стихи, которые вы приготовили.

(от каждой команды по 2 чтеца. Они читают стихи Успенского)

Звучит припев песни «Голубой вагон»

Следующее задание: Отгадай сказочного героя.

(презентация. Каждая команда отвечает по очереди на вопросы, за правильный ответ получают балл)

Звучит второй куплет песни «Голубой вагон».

Спасибо, ребята. Нам очень приятно, что вы почти ни разу не ошиблись. Ну а следующее задание будет посложнее. Литературный конкурс «Чей это портрет?» Сейчас вы побудете в роли детективов. Задание: по описанию внешности отгадать героя произведений Успенского.

(Литературный «Чей это портрет?» Приложение 1)

Звучит второй куплет песни «Голубой вагон»

Молодцы, команды. Ребята, а что вы можете сказать о стихах Успенского? На стихи Эдуарда Николаевича написаны песни. Многие из них вы хорошо знаете. И сейчас я предлагаю исполнить всем вместе песню «Пусть бегут неуклюже» . Музыку к ней написал В. Шаинский. А пока мы исполняем песню, жюри подведёт первые итоги и объявит нам промежуточные результаты (исполнение песни)

А какие песни Успенского вы ещё знаете? За каждый ответ-балл. («Кабы не было зимы», «Песня Чебурашки», «Пластилиновая ворона, «Рыжий, рыжий, конопатый»...)

Звучит припев песни «Голубой вагон».

Вот мы и приехали в деревню Простоквашино.

Смотрите. Это доска объявлений. Давайте почитаем объявления, может найдем что-нибудь интересное для нас.

Там пишут разное, например... «продам пианино в хорошем состоянии», «отдам котят в хорошие руки», «кто нашел документы, прошу вернуть за вознаграждение», ну и т.д.

Известно - объявления
Нужны нам для того,
Чтоб знало население,
Читая объявления

Что? Где? Когда? И почему?
Зачем? и для кого?

Сейчас команды подойдут к своим доскам объявлений и внимательно прочитают, о чем же там пишут (команды находят свою доску объявлений, читают и выполняют задание) Задание для каждой команды: в пустые клеточки вписать имя человека или животного, подавшего объявление.

(Конкурс «Доска объявлений» Приложение 2)

Молодцы, ребята! Пойдемте скорее искать дом дяди Федора. Он со своими друзьями уже наверное заждался нас.

Выходит дядя Федор : Здравствуйте, ребята! Наконец-то вы добрались до нас. Мы вам очень рады. Я предлагаю вам посмотреть видеосюжет о моей жизни в деревне Простоквашино.

(Пока жюри подводит итоги, ребята смотрят мультфильм «Трое из Простоквашино»)

Спасибо всем. Все с заданием справились. Давайте и мы подведём итоги, оценим наше мероприятие. Тем, кому понравилось, я предлагаю прикрепить на доску смайлик, который улыбается, ну а кто остался недоволен, оставит на доске хмурый смайлик.

Ну, что же, мы видим, что конкурсы вам понравились, и мы этому очень рады.

И все – таки решающее слово за жюри. Итак ответственный момент, барабанная дробь, и мы слушаем итоги конкурса.

(Жюри объявляет результаты конкурса, вручает победителям грамоты, подарки, поощрительные призы)

Друзья мои, на прощание я хочу задать вопрос – За какие душевные качества можно полюбить героев произведений этого Эдуарда Успенского? (Книги Эдуарда Николаевича веселые, добрые, понятные, о таких же ребятах как мы)

Я думаю, все основные выводы, которые можно сделать по книгам Э.Успенского, выражены в народных пословицах. Я произнесу начало пословицы, а вы их закончите

Нет друга – ищи, … (а нашел – береги)

Встречают по одежке, … (а провожают по уму)

Не имей 100 рублей, … (а имей 100 друзей)

Ребята, я желаю вам много интересных встреч с умными, веселыми и добрыми книгами Эдуарда Успенского

Литература:

1. Арзамасцева И. Н. Гарантийный сказочник Эдуард Успенский // Детская литература. – 1993 - №3. с. 19-22.

2. Бегак Б. Радость добра: о сказочнике Э. Успенском // Дошкольное воспитание. – 1988. - №12. – с. 28-30.

3. Интернет ресурсы. «Викторина по произведениям Эдуарда Успенского».

4. Писатели нашего детства: 100 имен: Библиографический словарь в 3 частях. Ч.1. – М.: Либерия, 1988. – с 379-383.

5. Русский детские писатели ХХ века: Библиографический словарь. 2-е изд. – М.: Флинта: Наука. – 1988. – с. 450-453.

6. Успенский Э. Простоквашинцы строят капитализм: Интервью // Мы. - 1994. - №2. с. 4-8

Приложение 1.

Литературный конкурс «Чей это портрет?»

1. Кто о себе сказал так: «Стреляю из рогатки по голубям. Обливаю прохожих из окна водой. И всегда-всегда перехожу улицу в неположенном месте»? (Шапокляк.)

2. Кто о себе сказал: «Я могу и картошку окучивать задними лапами. И посуду мыть - языком облизывать. И места мне не надо, я могу на улице спать»? (Пес Шарик.)

3. Он был очень серьезный и самостоятельный. Он в 4 года читать научился, а в шесть уже сам себе суп варил... у него спереди волосы торчком, как будто корова его лизнула (Дядя Федор)

4. А навстречу им какой – то дядя бежит. Румяный такой, в шапке. Лет пятидесяти с хвостиком (Печкин)

5. И в комнате появился какой-то неизвестный зверь. Он был коричневый с большими вытаращенными глазами и коротким пушистым хвостом (Чебурашка)

6. «Я живу хорошо. Просто замечательно. У меня есть свой дом. Он теплый. В нем одна комната и кухня. А недавно мы клад нашли и корову купили…

Мама, папа, я без вас очень скучаю. Особенно по вечерам. Но я вам не скажу, где я живу…» (дядя Федор)

Приложение 2.

    «Реализую молокопродукты высокого качества. Ферма «Мурка LTD ». (Кот Матроскин.)

    «Веду розыск всего: от пропавших носков до слонов. Быстроту и качество гарантирую». (Колобок.)

    «Продаю ружьё для фотоохоты. Недорого». (Шарик.)

    «Поздороваюсь с каждой дворняжкой за лапу». (Чебурашка.)

    «Атдам в харошые руки васпитаную крысу. Кличка Лариса. Акрас серый. Хвост – десят сантеметраф». (Шапокляк.)

    «Предлагаю почтовые услуги: вынос газет, журналов; разнос посылок; вручение телеграмм и писем. Оплата: чашка чаю с баранками и другими вкусными вещами». (Почтальон Печкин.)

    «Организую курсы разговорного русского языка. Обучаю фразам: «Кто там?», «Это я – почтальон Печкин». (Галчонок Хватай-ка.)

Праздник в начальной школе «По страницам произведений Э. Успенского».
Ведущий:

Наш праздник посвящён произведениям Э. Н. Успенского.

Эдуард Николаевич Успенский родился в 1937 году. Героев его книг любят и дети и взрослые. Я уверена, что среди вас нет ни одного человека, который не любил бы книг Э. Н. Успенского.

Хотя часто бывает так: книги мы очень любим, а вот автора не всегда знаем. Поэтому сегодня мы поговорим о нескольких самых известных книгах Эдуарда Николаевича и, я надеюсь, что с этого дня вы будете знать автора этих чудесных книг.

Начнём с самой знаменитой книги. Но прежде послушайте песню.
Песенка Чебурашки .
-О ком эта песня?

Кто такой Чебурашка?

Откуда он взялся?

Как попал в большой город?

Посмотрите сценку об этом герое.
Сценка 1
(Глава 3 и 4 из книги «Крокодил Гена и его друзья»).
-С кем подружился Чебурашка?

Были у Чебурашки и враги.


(Выходит старуха Шапокляк.)
Шапокляк:

Мы с Лариской не сидим на месте,

Ходим мы всегда и всюду вместе.

Пакость делать людям

Очень уж мы любим.
Не спеша пройдусь по городочку

И поссорю мамочку я с дочкой.

Бабушке поставлю две подножки,

В магазине разобью окошки.


Плачьте, плачьте, а я буду хохотать,

Нрав свой вредный не хочу скрывать.

Всё у вас пойдёт наперекосяк,

Если рядом я- старуха Шапокляк!


Ведущий:

Чем прославилась эта старушка? (Ответы детей)


Шапокляк:

Приятно слышать о себе такое. А хотите поиграть?


Сколько вас сегодня здесь?

Мне за день всех не перечесть!

Все Миши хлопают,

А Максимы топают,

Артём прыгает,

Даня ногами дрыгает,

Алёша руки поднимает,

Все Егоры приседают.

Ну а девочки-припевочки

Как можно громче имена свои называют.

Итак, раз, два, три-

Своё имя назови!


(Все задания дети выполняют на протяжении всей игры, девочки кричат свои имена несколько раз.)
Ведущий:

Бабушка, что ты тут устроила?


Шапокляк :

А что, я ничего.

Мы немножко пошумели,

В окнах стёкла зазвенели.

Мы немножко поиграли,

Десять стульчиков сломали.

А теперь уж нам пора-

Ждут нас новые дела!


Лариска, в сумку! (Уходит.)
Ведущий:

Ребята, в какой книге живут все эти герои?

По этой книге создан мультфильм. А в нём звучит песня на стихи Успенского. Давайте исполним её.
Песня: «Пусть бегут неуклюже».
(Стук в дверь. Входит Печкин с посылкой.)
Печкин:

Здравствуйте, ребята! Я туда попал? Это Китовская школа? Вы меня узнали? Правильно, я- почтальон Печкин. Я принёс вам посылку, только я вам её не отдам. У вас документов нет. (Ходит по классу, показывает посылку.) А, наверное, интересно вам посмотреть, что в посылочке-то? А хотите узнать, от кого посылка? Разгадайте кроссворд:


  1. Как звали корову у дяди Фёдора? (Мурка)

  2. Фамилия кота, с которым подружился дядя Фёдор. (Матроскин)

  3. Моя профессия. (Почтальон)

  4. Кто такой Гаврюша? (Телёнок)

  5. Фамилия бывшего хозяина кота (Сёмин)

  6. Учёное звание Сёмина. (Профессор)

  7. Моя фамилия. (Печкин)

  8. Имя пса, жившего у дяди Фёдора (Шарик)

  9. Имя галчонка, жившего у дяди Фёдора. (Хватайка)

(Дети читают по вертикали: Успенский)


Печкин:

Теперь вы знаете, от кого посылочка, только я вам её не отдам. Однако, мне пора. Я ещё не всю почту разнёс.(Уходит)


Ведущий:

Ребята, посмотрите на кроссворд. Из какой книги пришли эти герои?

Где они живут? (В Простоквашино)

Заглянем туда?


Сценка 2

(Глава 8 «Хмель цветёт» из книги «Дядя Фёдор, пёс и кот».)


Ведущий :

Понравилась вам сценка?

А давайте представим, что мы побывали у Матроскина в гостях, и он нас угостил молоком, которое дядя Фёдор велел вылить, но ведь Матроскин очень экономный, он не смог вылить такой полезный напиток и приберёг его для гостей, т. е. для нас.

(Класс делится на три части:

1 группа поёт: му-му-му

2 группа поёт: гав-гав

3 группа поёт: мяу-мяу

На мотив «Пусть бегут неуклюже»)


(Вбегают санитары)

Санитары:

Кто тут с ума сошёл? (Пытаются сделать уколы громадными шприцами)


Ведущий:

Нет, нет, уважаемые! У нас всё в порядке. Просто мы немного пофантазировали.


Санитары:

Значит, это ложный вызов! (Убегают)


Ведущий:

Давайте ещё раз заглянем в Простоквашино.


Сценка 3

(Глава 20 «Солнышко» из книги «Дядя Фёдор, пёс и кот», отрывок.)


Ведущий:

Книга про дядю Фёдора так понравилась читателям, что они засыпали Успенского письмами, в которых просили написать продолжение этих весёлых историй. Так появилось ещё несколько книг про жителей Простоквашино. Посмотрим несколько сценок из этих книг.


Сценка4

(«День рождения Шарика» из книги «Праздники в деревне Простоквашино»)


Ведущий:

А сейчас кот Матроскин расскажет, как он готовил праздничный пирог к дню рождения Шарика, а вы ему помогайте.


Матроскин:

Я захотел устроить бал

И я гостей к себе … (позвал).

Купил муку, купил творог,

Испёк рассыпчатый …(пирог)

Пирог, ножи и вилки тут-

Но что-то гости не…(идут).

Я ждал, пока хватило сил,

Потом кусочек…(откусил).

Потом подвинул стул и сел

И весь пирог в минуту…(съел).

Когда же гости подошли,

То даже крошек не…(нашли).
Ведущий:

После этого Шарик сМатроскиным поссорились.


Сценка 5

(«Матроскин и Шарик ссорятся» из книги «Праздники в деревне Простоквашино».)


Ведущий:

Долго ссориться Матроскину и Шарику было нельзя, т. к. приближался день рождения дяди Фёдора.


Сценка 6

(«День рождения дяди Фёдора» из книги «Праздники в деревне Простоквашино»).


Ведущий:

Дядя Фёдор очень хозяйственный и трудолюбивый. А вот в одной песенке Успенский рассказал о мальчике, который только мечтает о хороших поступках, а совершать их не спешит. Давайте исполним песню «Если был бы я девчонкой».


(Дети поют песню.)
Ведущий:

А сейчас, ребята, к нам пришёл Шарик. Ему очень понравилось сочинять стихи и он их придумал очень много. Все его стихи о животных. Послушаем?


Шарик:

Неуклюжий, косолапый,

Он в берлоге лижет лапу.

Знаем, нас не проведёшь-

Ну, конечно, это ёж. (не ёж, а медведь).
Эта рыжая плутовка

Кур ворует очень ловко.

Ей не скажешь: «Ну-ка, брысь!»

Ну конечно, это рысь. (не рысь, а лиса)


Вот забавный недотрога,

Он иголок носит много.

Этот маленький зверёк

Называется хорёк. (не хорёк, а ёж)


Я зимой в пушистой шубе

Ем грибы на старом дубе.

Мне на месте не сидится,

Потому что я синица. (не синица, а белка)


У бедняжки нет берлоги,

От врагов спасают ноги.

Он привык к зиме белеть.

Догадались? Он медведь. (не медведь, а заяц)


Простой вопрос для малышей:

«Кого боится кот?» Мышей. (не мышей, а собаку)


Хвост веером, на голове корона,

Нет птицы краше, чем ворона. (не ворона, а павлин)


По сосне, как в барабан,

Застучал в лесу кабан. (не кабан, а дятел)


Дочерей и сыновей

Учит хрюкать соловей. (не соловей, а кабан)


Под луною песни петь

Сел на веточку медведь. (не медведь, а соловей)


Спасибо, ребята, вы помогли мне разобраться в моих стихах. (убегает)
(Входит господин Ау, пугает детей, подходит к зеркалу)
Сценка 7

(«Господин Ау и его отражение» из книги «Господин Ау»)


Ведущий:

Кто это, ребята? (ответы)

Это господин Ау. Он лесовичок-привидение. Его работа – пугать людей по ночам, но у него не всегда это получалось, хотя он и старался от души.

Ребята, господин Ау пришёл с сюрпризом. Но вот проблема: вас много, а сюрприз один. Чтобы никого не обидеть, Ау проведёт игру. Кому сюрприз достанется, узнаем по окончании игры.

(Дети встают в круг, по кругу пускают «сюрприз», завёрнутый в большое количество бумаги)
Ау:

Ты катись, катись, катись,

Мой весёленький сюрприз.

Вмиг игру останови,

Внутрь сюрприза загляни.
(У кого оказался сюрприз, снимает только один слой бумаги. Игра возобновляется и повторяется, пока кто-то не доберётся до сюрприза)
Ведущий:

Хорошо, когда много друзей и есть с кем поиграть.


Ученик:

А девочка Вера росла одинокой,

Могла стать сердитой, могла стать жестокой.

Теперь она вырастет доброю самой

И станет, наверно, прекрасною мамой.

Ведь есть иностранка, ведь есть интуристка,

Ведь есть обезьянка по кличке Анфиска.
Ведущий:

О ком это стихотворение?

Кто дал обезьянке это имя? (бабушка)

Давайте вспомним, как всё было.


Сценка 8

(Главы 1 и 2, отрывки, из книги «Про Веру и Анфису»).


Ведущий:

Ребята, кто помнит, разрешили ли Анфисе посещать детский сад?

Хотите поиграть в обезьянок? Обезьянки любят всё повторять, изображать, передразнивать. Попробуйте и вы показать:
Как живёшь? (Вот так!)

А плывёшь? (Вот так!)

Вдаль глядишь? (Вот так!)

Как бежишь? (Вот так!)

Утром спишь? (Вот так!)

А шалишь? (Вот так!)

В школу утром как спешишь? (Вот так!)

На уроках как сидишь? (Вот так!)

Ждёшь обед? (Вот так!)

Машешь вслед? (Вот так!)


Вы, наверное, заметили, что по всем этим сказкам созданы мультфильмы. Почему? Да потому, что сказки настолько хороши, что привлекли внимание не только детей, но и взрослых. Заинтересовались ими и мультипликаторы. И действительно, мультики получились отличные.

Кроме сказок Эдуард Николаевич пишет замечательные стихи. Хотите послушать?


Сценка 9.

(По стихотворению «Память»)


Ведущий:

А вот ещё одна история.


Сценка 10

(По стихотворению « всё в порядке».


Ведущий:

А у вас бывало такое?

То, о чём расскажет следующее стихотворение Успенского, случалось точно с каждым.
Сценка 11

(По стихотворению «Рыжий»)


Ведущий:

Знакома ситуация? Каждый из вас хоть раз в жизни кого-нибудь дразнил. И каждого из вас тоже дразнили.

Что же нужно сделать, чтобы таких ситуаций не было? (Никого не дразнить, а если дразнят тебя, не обращать на это внимания.)
Ведущий:

Ребята, как зовут пса дяди Фёдора?

А какие ещё клички собак вы знаете?

А сейчас послушайте историю про одного охотника, который выбрал для своих собак необычные имена. Что из этого получилось, мы сейчас узнаем.


Сценка 12

(По стихотворению «Охотник»)


Ведущий:

Понравились стихи Успенского?

Некоторые стихи положены на музыку и превратились в песенки. Некоторые из них вы уже сегодня пели. А теперь споём ещё:
«Песенка про кузнечика»
(Появляется Печкин)
Печкин:

Что-то очень уж у вас весело. Похоже. вы посылочку-то и не хотите получить? (Хотим) А документы у вас есть?


Ведущий:

Уважаемый Игорь Иванович, а нельзя ли сделать исключение и отдать посылку ребятам?


Печкин:

Не положено. У них документов нет.


Ведущий:

А ведь у нас есть классный журнал. Это же документ!


Печкин:

Ну, уж так и быть! Только я бы хотел послушать весёлую песенку. Очень уж я песенки люблю. Особенно весёлые.


Ведущий:

Частушки подойдут?


Печкин:

Можно и частушки.


Частушки:

Пропоём сейчас частушки

Про героев книжек

Для присутствующих здесь

Девчонок и мальчишек.


В Простоквашино живут

Дружные ребята:

Дядя Фёдор, пёс и кот-

Ясно, полосатый.


Хоть и ссорятся порой-

Знаем мы из книжки,

Но надёжнее друзей

Нету у мальчишки.


Он ворчит и почту носит,

Всем он хорошо знаком

Иногда приходит в гости

Дядя Печкин-почтальон.

У малюсенькой девчушки

Кто отнял ириску?

Это вредные проделки

Шапокляк с Лариской.


Из тропического леса

Чебурашка к нам приплыл.

И в витрине магазина

Он работу получил.


На гармошке он играет,

В зоопарке проживает.

Очень сильно удивил

Всех нас Гена-крокодил.


У Ау забот немало,

Всех хлопот не перебрать:

По ночам бродить по лесу,

Ну а днём людей пугать.


Есть у девочки подружка:

Не котёнок, не игрушка,

Интуристка, иностранка-

Озорная обезьянка.


Кто придумал всех друзей,

Подскажите поскорей!

Выдумщик он дерзкий-

Эдуард Успенский.


Печкин:

Очень хорошо вы спели. Весело. Только про меня пропели, что ворчу. А почему ворчу? Да потому что ношу-ношу вам посылку, а отдать не могу. А раз у вас документы есть, то получите посылочку.


(Посылка открывается, в ней книги Успенского. Из них организуется выставка. На дне посылки конфеты для всех детей.)
Ученик:

Наш праздник подошёл к концу,

И аккорд прощальной песни

Пусть ворвётся в тишину,

Пусть споют все дети вместе.
А исполним мы песню на стихи Эдуарда Николаевича Успенского «Голубой вагон».

Литература


  1. Косолапова Т. «По страницам произведений Э.Успенского». Газета «Начальная школа», с. 40, №10 – 2008 г. Издательский дом «Первое сентября»

  2. Максимова Т. «Классные часы. 1 класс». М.: ВАКО, 2008.

  3. Папулина О. «Конкурсная программа, посвященная творчеству Э. Успенского». «Школьные игры и конкурсы» (приложение к газете «Педсовет»), с. 13, №6 – 2007 г.