Работа

Аргументы на тему "Язык" к сочинению ЕГЭ. Проблемы: языка, заимствований, канцеляризмов, засорения языка, отношения к языку,качества речи, душевного такта, красноречия, красоты художественного слова

Внимание! Перед тем, как ознакомиться с аргументами к сочинению ЕГЭ из банка аргументов, сначала прочитайте
произведения в полном содержании. Помните, что только полное содержание дает полное
понимание прочитанного. Это важно, чтобы избежать фактических ошибок. Кроме того, аргументы
содержат спойлеры. Соответственно, читать полное содержание после прочтения аргументов
будет не так интересно. Аргументы к сочинению ЕГЭ помогут вам иметь собственное понимание того какие аргументы лучше использовать.

О банке аргументов к сочинению ЕГЭ

Банк содержит 17 произведений, которые охватывают большинство проблем, встречающихся
в текстах ЕГЭ. На каждую проблему в банке вы можете найти как минимум 2 аргумента!
Приблизительное время прочтения всех произведений: 50 часов. Читая по часу в день,
вы прочитаете весь список менее чем за 2 месяца.
Банк аргументов не содержит очень больших произведений вроде «Войны и мира»
и «Тихого Дона». Их стоит прочитать, но необязательно делать это специально к ЕГЭ по русскому.
Освоив метод скорочтения, подробная информация о котором есть в конце книги, вы
сможете прочитать весь список всего за 20-25 часов.

Секрет 7 по аргументам для сочинения ЕГЭ. Большое произведение ≠ большое количество аргументов. Вы убедитесь в этом, ознакомившись со списком литературы ниже, который включает в себя много маленьких, но емких по содержанию произведений

Аргументы к сочинению ЕГЭ (17 вариантов)

1)Джек Лондон «Мартин Иден»

Жанр: роман
Время прочтения: 8 часов.

Проблематика произведения Джека Лондоан «Мартин Иден»

Проблема таланта
Роль книги (чтения)
Роль музыки в жизни человека



Проблема одиночества
Проблема честности
Нравственные проблемы
Роль мечты (цели) в жизни человека
Проблема зависти
Отношение к родителям

Аргументация произведения Джека Лондоан «Мартин Иден»

Главным героем произведения является Мартин Иден, молодой моряк, который влюбляется в Руфь, девушку из богатой буржуазной семьи. Чтобы добиться ее любви, мужчина ставит перед собой цель: стать знаменитым писателем. Мартин начинает читать книги великих философов, пишет собственные произведения. Однако близкие героя не верят в его писательский талант. Родители Руфи тоже не считают, что необразованный моряк сможет измениться и занять достойное положение в обществе. Но книги меняют мышление Мартина. Он понимает, что жизнь гораздо более широка, чем он думал раньше. Благодаря упорному труду Мартин Иден достигает поставленной цели. Теперь творчеством героя восхищаются даже те, кто когда-то смеялся над ним. Став известным, Мартин не забывает своих близких. Он покупает Марии обещанное молочное ранчо, помогает мужу сестры. Однако успех не приносит ему счастья. Главный герой чувствует себя одиноким как никогда, он разочаровывается в своей любви.

Джек Лондон продемонстрировал, что

1) книги способны коренным образом изменить жизнь человека

2) ради любви человек может добиться небывалых высот

3) успех не всегда приносит счастье

4) даже знаменитый человек может быть одиноким

5) как важно иметь цель в жизни и идти к ней, невзирая на мнение окружающих

6) общественное мнение переменчиво, поэтому не стоит полагаться на него

2)Теодор Драйзер «Финансист»

Жанр: роман
Время прочтения: 10 часов.

Проблематика произведения Теодора Драйзера «Финансист»

Проблема таланта

Значение труда в жизни человека

Проблема одиночества

Роль детских воспоминаний

Проблема зависти
Проблема жадности
Проблема ненависти

Проблема духовной деградации

Аргументация по произведению Теодора Драйзера «Финансист»

Главным героем произведения является Фрэнк Каупервуд, успешный делец из Филадельфии. Благодаря своим выдающимся способностям персонаж быстро достигает карьерных высот. Ему пророчат великое будущее. Между тем Фрэнк влюбляется в молодую красавицу Эйлин, дочь известного в Филадельфии финансиста Эдварда Батлера. Ради нее герой даже разводится с первой женой. Симпатия взаимна, и вскоре о ней узнает отец девушки. Он приходит в такую ярость, что решает во что бы то ни стало отомстить главному герою. Фрэнк участвует в финансовых махинациях, помогая городскому казначею. Батлер узнает об этом и, используя связи, привлекает Каупервуда к суду. Главного героя приговаривают к тюремному заключению. Мы видим, как деньги могут разрушить судьбу человека, а любовь, наоборот, спасти его. Фрэнк переносит все тяготы пребывания в тюрьме, так как знает: Эйлин ждет его. Каупервуда нельзя однозначно назвать плохим или хорошим человеком. Он – гений, которому завидуют. В своих поступках герой видит одну цель: стремление к прекрасному.

Теодор Драйзер продемонстрировал:

2) талантливого, но одинокого человека, который благодаря своей целеустремленности добивается успеха

3) общественные проблемы: коррупция, неравенство, ложь.

4) способности Фрэнка были заложены еще в детстве. Он активно развивал их и поэтому достиг таких высот.

Секрет 7. Произведения иностранных авторов имеют существенный плюс:
далеко не все эксперты прочитали их. Следовательно, и риск фактической ошибки
значительно снижается, подобрать аргументы к сочинению ЕГЭ задача упрощается.

3) А. С. Пушкин «Капитанская дочка»

Жанр: повесть

Время прочтения: 2,5 часа

Проблематика повести Пушкина «Капитанская дочка»

Проблема любви в жизни человека

Проблема поиска счастья (смысла жизни)

Роль семьи в формировании личности ребенка

Проблема чести и бесчестия

Нравственные проблемы

Проблема предательства

Проблема мужества (героизма)

Аргументация сочинения по повести Пушкина «Капитанская дочка»

Главным героем произведения является Петр Гринев. С пятилетнего возраста за Петрушей присматривает стремянной Савельич. На семнадцатом году отец решает послать сына на службу, но не в Петербург, а в армию. В пути Гринев и Савельич попадают в буран. Случайный человек помогает им выбраться. Петр – благодарный человек, он отдает «вожатому» заячий тулуп. Гринев попадает в Белогорскую крепость, где знакомится со Швабриным, человеком, близким ему по образованию, возрасту и роду занятий. Там же мужчина встречает и Машу Миронову, дочь коменданта, в которую вскоре влюбляется. Из-за нее происходит ссора Гринева со Швабриным, которая заканчивается поединком и ранением главного героя. На Белогорскую крепость нападают отряды Емельяна Пугачева и, несмотря на героическое сопротивление защитников, захватывают ее. Пугачев узнает Гринева, который когда-то не пожалел для него тулупа, и сохраняет ему жизнь. Несмотря на это, главный герой искренне говорит крестьянскому атаману, что не обещает не служить против него. Пораженный Пугачев отпускает Гринева. Герой едет в Оренбург, где просит помощи. Ему отказывают, поэтому Петр и Савельич решают самостоятельно вернуться в крепость, чтобы освободить Машу. И снова судьба сводит Гринева и Пугачева, давая офицеру случай исполнить свое намерение: узнав от Гринева суть дела, по которому тот едет в Белогорскую крепость, Пугачев сам решает помочь сироте и наказать обидчика.

Вскоре главного героя арестовывают по подозрению в содействии восставшим, но Маша спасает его.

Пушкин продемонстрировал:

1) силу любви, которая помогает правиться с любыми жизненными трудностями

2) силу, дух и честь настоящих русских воинов

3) какую большую роль играет семья и воспитание в формировании личности

4) чем опасно предательство

Секрет 9. «Капитанская дочка» по количеству аргументов и проблематике почти равна «Войне и миру», что значить аргументы для сочинения ЕГЭ найти не проблематично.

4) А. С. Грибоедов «Горе от ума»

Жанр: комедия

Время прочтения: 1 час

Проблематика комедии Грибоедова «Горе от ума»

Роль книги (чтения)

Проблема честности

Роль образования в жизни человека

Проблема взаимоотношений между поколений

Аргументация сочинения по произведению Грибоедова «Горе от ума»

Одним из центральных героев произведения является Александр Чацкий. Он искренне любит Софью, дочь барина Павла Афанасьевича Фамусова. Приехав к ней, герой сталкивается с не понимаем как со стороны девушки, так и со стороны «фамусовского общества», консервативных людей, которым кажется, что Чацкий сошел с ума. А все потому, что Александр Андреевич обличает их пороки: чинопочитание, узость мышления. Герой пытается объяснить Софье, что Молчалин на самом деле не любит ее, а лишь стремится к личной выгоде и продвижению по службе, однако та не верит Чацкому и только в конце произведения понимает ошибку.

Грибоедов продемонстрировал:

1) как ошибочно порой общественное мнение

2) любовь бывает слепа, поэтому необходимо очень внимательно и вдумчиво подходить к выбору партнера

3) такие пороки, как чинопочитание, скудоумие, ханжество

4) роль образования и воспитания в жизни человека

5) Василь Быков «Сотников»

Жанр: повесть

Время прочтения: 3 часа

Проблематика повести Быкова «Сотников»

Проблема героизма

Проблема чести и бесчестия

Проблема предательства

Военные проблемы

Проблема мужества (героизма)

Проблема трусости

Проблема жестокости

Аргументация сочинения к ЕГЭ по повести Быкова «Сотников»

Центральными героями произведения являются Сотников и Рыбак, советские разведчики, которые попадают в плен к немцам. Сотников отказывается рассказывать фашистам какую-либо информацию о расположении советских войск. Рыбак же боится потерять жизнь, поэтому соглашается сотрудничать с противником. В конце повести его принимают в ряды фашистов, и он, советский солдат, убивает своего товарища.

Быков демонстрирует нам:

1) героизм советского солдата в образе Сотникова

2) трусость и предательство в образе Рыбака

6) М. А. Шолохов «Судьба человека»

Жанр: рассказ

Время прочтения: 40 минут

Проблематика рассказа Шолохова «Судьба человека»

Проблема героизма

Проблема нравственного выбора

Проблема предательства

Проблема мужества (героизма)

Военные проблемы

Проблема трусости

Проблема жестокости

Аргументация

Главным героем произведения является Андрей Соколов, советский солдат. Однажды он добровольно согласился осуществить очень сложную операцию: провести через линию фронта снаряды для артиллерийской части. Машину Соколова подорвало, в результате чего герой потерял сознание, а потом попал в плен к немцам. Перед лицом смерти он не падает духом. Когда ему предложили выпить за победу немецкого оружия, он отказался. Вместо этого он пьет за свою смерть. Пораженные мужеством солдата фашисты сохраняют ему жизнь. Соколова переводят и назначают водителем немецкого инженера. Под Полоцком Андрей бежит, взяв с собой фашиста. После встречи с командованием герой пишет письмо жене Ирине, но ответ получает от соседа, который сообщает, что его жена и дочери погибли в результате бомбежки. Соколов надеется встретиться с сыном Анатолием, который, как и отец, служит на фронте. Однако в последний день войны юношу убивает немецкий снайпер. Андрей возвращается в Россию. Там он встречает Ваню, мать которого погибла, а отец пропал на фронте. Соколов говорит, что он – отец мальчика, и усыновляет его.

Михаил Шолохов продемонстрировал

1) героизм русского солдата

2) как важно не утратить способность сопереживать ближнему даже в сложных жизненных обстоятельствах

Секрет 10. У вас обязательно должно быть в запасе 2 произведения о войне. Помимо «Сотникова» и «Судьбы человека» можно приводить аргументы из поэмы «Василий Теркин» Александра Твардовского, повести «А зори здесь тихие» Бориса Васильева, «Повести о настоящем человеке» Бориса Полевого и других произведений о войне

7. Аргументы к сочинению ЕГЭ романа Рэй Брэдбери «451 градус по Фаренгейту»

Жанр: роман

Время прочтения: 3 часа

Проблематика

Проблема исторической памяти

Общественные проблемы (коррупция, преступность, общественное мнение)

Проблема зависти

Проблема жадности

Проблема ненависти

Проблема разрушительного влияния денег

Проблема духовной деградации

Значение науки для человечества

Аргументация

Главным героем произведения является Гай Монтэг, пожарный. Роман описывает американское общество будущего, в котором книги находятся под запретом, их сжигают.

Автор изображает людей, утративших связь друг с другом, с природой, с интеллектуальным наследием человечества. Люди спешат на работу или с работы, никогда не говоря о том, что они думают или чувствуют, восторгаются только материальными ценностями. Дома они окружают себя интерактивнымтелевидением и заполняют свое свободное время просмотром передач и бесконечных сериалов. Монтэг знакомится с Клариссой Маклеллан, которая любит природу, умеет жить по-настоящему. Мужчина начинает тайно забирать книги, которые должен был сжечь. Гай понимает, что все это время вел неправильную жизнь и страстно хочет измениться.

Рэй Бредбери продемонстрировал

1) роль книги в жизни человека

2) пагубное влияние технологий

3) ошибочность общественного мнения

Секрет 11. Вместо романа «451 градус по Фаренгейта» вы можете использовать по этой проблематике любые другие романы-антиутопии: Джордж Оруэлл «1984», Е. И. Замятин «Мы», О. Хаксли «О дивный, новый мир»

В. Г. Короленко «Слепой музыкант»

Жанр: повесть

Время прочтения: 2,5 часа

Проблематика

Проблема таланта

Роль искусства в жизни человека

Роль музыки в жизни человека

Роль детства в жизни человека

Роль детских воспоминаний

Аргументация

На Юго-Западе Украины, в семье богатых деревенских помещиков Попельских, рождается слепой мальчик Петр. Отец Петра – человек добродушный, но довольно безразличный ко всему, кроме хозяйства. Дядя же, Максим Яценко, отличается бойцовским характером. Дядя решает заняться воспитанием Петруся. Мальчик любит слушать игру конюха Иохима на дудочке и тоже хочет научиться этому мастерству. Мать учит его игре на фортепиано. В соседнем имении пожилых Яскульских растет дочь Эвелина, ровесница Петруся. Эта красивая девочка спокойна и рассудительна. Вскоре Эвелина и Петрусь становятся друзьями.

Тем временем у мальчика обнаруживается удивительный музыкальный талант. Ему предсказывают известность.

Петр тяжело заболевает. После выздоровления он объявляет домашним, что поедет с дядей Максимом в Киев, где будет брать уроки у известного музыканта.

На самом деле он вместе с нищими слепцами, среди которых знакомый дяди Максима Федор Кандыба, идет в Почаев. В этом странствии Петр узнает мир в его многообразии и, сопереживая чужому горю, забывает о своих страданиях. Вскоре он женится на Эвелине.

Проходят годы. Петр становится известным музыкантом. Дядя Максим понимает, что его племянник сумел почувствовать жизнь в ее полноте, напомнить людям о чужих страданиях. Сознавая в этом и свою заслугу, Максим убеждается, что прожил жизнь не зря.

Владимир Галактионович Короленко продемонстрировал

1) влияние музыки/искусства на жизнь человека

2) необыкновенную силу духа слепого музыканта

3) силу любви, которая помогает преодолеть любые трудности

4) что такое настоящий талант

9) В. П. Астафьев «Царь-рыба»

Жанр: повесть

Время прочтения главы «Царь-рыба»: 40 минут (всего произведения: 8 часов)

Проблематика

Влияние человека на природу

Влияние природы на человека

Проблема экологии

Аргументация

Одним из центральных героев произведения является Игнатьич, успешный рыбак. Он стал настоящим мастером в своем ремесле и нередко помогает людям, но в его поступках нет искренности. Свои навыки Игнатьич использует во вред природе, занимаясь браконьерством. И вот однажды он поймал огромную рыбу, с который не смог совладать. Поначалу рыбак не хотел звать на помощь брата, чтобы не делиться с ним добычей. В схватке с рыбой герой осознает, что погибает, и тогда он раскаивается, понимает, что вел недостойную жизнь.

Астафьев показывает:

1) бессилие человека перед природой

2) природа способна изменить характер человека

3) губительное влияние человека на природу

10) Б. Л. Васильев «Не стреляйте в белых лебедей»

Жанр: роман

Время прочтения: 3 часа

Проблематика

Влияние человека на природу

Влияние природы на человека

Значение труда в жизни человека

Проблема честности

Проблема экологии

Отношение человека к животным

Аргументы к сочинению ЕГЭ по роману Васильева «Не стреляйте в белых лебедей»

Главным героем произведения является Егор Полушкин. Мужчина переехал в поселок, вокруг которого когда-то шумели бескрайние леса. За несколько десятилетий их вырубили. Спохватились, когда осталась единственная роща у Черного озера. Лесником в поселке был назначен Федор Бурьянов. В родном колхозе Егор Полушкин был на хорошем счету, а вот на новом месте работать ему было трудно. Все беды Полушкина – от того, что не умел он работать без души. Однажды Егору поручили копать траншею под канализационную трубу. Траншея получалась прямой, как стрела, пока на ее пути не встретился муравейник. Пожалел Полушкин трудолюбивых насекомых, пустил траншею в обход.

Бурьянов же к природе относится потребительски, для него главное: заработать больше денег.

Борис Васильев продемонстрировал:

1) пагубное влияние человека на природу

2) доброе отношение к природе

3) влияние природы на человека

11) В. Г. Распутин «Прощание с Матерой»

Жанр: повесть

Время прочтения: 4 часа.

Проблематика

Проблема сохранения культурных памятников

Проблема исторической памяти

Аргументация

Действие происходит в деревне Матера, расположенной на одноименном острове посередине Ангары. В связи со строительством Братской ГЭС деревня должна быть затоплена, а жители переселены. Многие люди не хотят оставлять Матеру, в которой провели всю жизнь. Это преимущественно старики, принимающие согласие на затопление деревни как измену предкам, похороненным в родной земле. Главная героиня, Дарья Пинигина, белит свою избу, которую через несколько дней предаст огню санитарная бригада, и не соглашается, чтобы сын перевез ее в город. Старушка не знает, что будет делать после гибели деревни, боится перемен. В аналогичной ситуации находятся другие жители, которые уже не в состоянии привыкнуть к городской жизни. Сосед Дарьи, Егор, вскоре после отъезда в город умирает, а его жена, Настасья, возвращается в Матеру.

Гораздо легче переносит прощание с родной землей молодежь: внук Дарьи Андрей, ее соседка Клава. Молодое поколение верит, что в городе найдет лучшую жизнь, не ценит родной деревни.

Валентин Распутин продемонстрировал:

1) важность сохранения исторической памяти

2) губительную роль технологий

12) Д. С. Лихачев «Письма о добром и прекрасном»

Время прочтения: 2 часа

Проблематика

Проблема чистоты языка

Проблема поиска счастья (смысла жизни)

Аргументы к сочинению ЕГЭ по книге Лихачева «Письма о добром и прекрасном»

Произведение представляет собой сборник из 46 писем, в каждом из которых затронута определенная проблема (или даже несколько). Это настоящая кладезь аргументов. При аргументации на ЕГЭ вы обязательно должны указать номер и название письма. Например: в произведении «Письма о добром и прекрасном» в письме двадцать втором «Любите читать!» Дмитрий Сергеевич Лихачев рассуждает о важности чтения.

В таблице выше приведены аргументы для наиболее редких проблем ЕГЭ, которые сложно взять из других произведений.

Секрет для читателей. Вы можете приводить примеры из своих любимых произведений, которые не входят в школьную программу, если там содержатся необходимые аргументы. «Гарри Поттер» или «Приключения Шерлока Холмса» оцениваются на ЕГЭ точно так же, как и классика.

13) И. А. Гончаров «Обломов»

Жанр: роман

Время прочтения: 8 часов

Проблематика

Роль детства в жизни человека

Роль детских воспоминаний

Роль семьи в формировании личности ребенка

Проблема воспитания

Аргументы к сочинению ЕГЭ романа Гончарова «Обломов»

Главным героем произведения является Илья Ильич Обломов, помещик. В главе «Сон Обломова» автор изображает прекрасный уголок России. Обломовка – патриархальный рай на земле. Кажется, что природа оберегает жителей от невзгод и проблем внешнего мира. Читатель видит, что это находит отражение и в характере главного героя. В нем есть доброта, любовь к ближнему, за что его и уважает его друг Штольц.

Кроме того, стоит отметить, что Обломов воспитывался в дворянской семье. Родители ни в чем ему не отказывали. Он всегда мог поесть и поспать, сколько хотел. Штольц же воспитывался в небогатой семье. Когда мальчик подрос, отец стал брать его с собой в поле, на базар, учил работать. Мы видим, что Штольц вырос целеустремленным, деятельным человеком.

Иван Гончаров продемонстрировал:

1) роль воспитания в развитии личности

2) влияние природы на человека

3) роль детства в дальнейшей жизни человека

14) Д. И. Фонвизин «Недоросль»

Жанр: комедия

Время прочтения: 1 час

Проблематика

Роль семьи в формировании личности ребенка

Проблема воспитания

Аргументы к сочинению ЕГЭ комедии Фонвизин «Недоросль»

Центральными героями произведения являются госпожа Простакова и ее сын Митрофан. Мать пытается воспитывать его, но делает только хуже. Учителя потакают ленивому Митрофанушке, поэтому никакого прогресса не наблюдается. Госпожа Простакова хочет поженить его на Софье, которой, как оказывается, положено большое наследство. Однако Стародум, дядя девушки, прекрасно видит необразованность Митрофана и, конечно, отказывает.

Фонвизин продемонстрировал:

1) роль семьи в формировании личности ребенка (Митрофан очень похож на свою мать)

2) невозможно заставить человека развиваться, если он сам этого не хочет

15) Аргументы к сочинению ЕГЭ по рассказу К. Г. Паустовский «Телеграмма»

Жанр: рассказ

Время прочтения: 15 минут

Проблематика

Отношение к родителям

Проблема взаимоотношений между поколениями

Аргументация

Центральными героями произведения являются Катерина Петровна и ее дочь Настя, которая работает в Ленинграде. Однажды пожилой женщине становится плохо, и она пишет дочери письмо с просьбой приехать. Катерина Петровна очень любила Настю и хотела увидеть ее перед смертью. Но дочь, погруженная в работу, опаздывает. Когда Настя приезжает в Заборье, то находит лишь свежий могильный холм. Она раскаивается, но, к сожалению, изменить что-либо уже нельзя.

Паустовский продемонстрировал:

1) как важно оказывать внимание своим родственникам

2) отношения между матерью и дочерью

16) В. Г. Распутин «Уроки французского»

Жанр: рассказ

Время прочтения: 40 минут

Проблематика

Роль учителя в жизни человека

Аргументы к сочинению ЕГЭ к рассказу Распутина «Уроки французского»

Главный герой произведения – одиннадцатилетний мальчик, от лица которого ведется повествование. В школе он учился хорошо, на одни пятерки, кроме французского языка: ему не давалось произношение. Однажды герой узнает, что можно заработать деньги, играя в «чику», и он пробует, чтобы покупать молоко для лечения. Когда Лидия Михайловна, учительница французского, узнает об этом, она решает заниматься с ним отдельно. Учительница очень хотела помочь бедному мальчику: даже отправляла ему посылку с едой, но он вернул ее. Тогда Лидия Михайловна начинает играть с ним на деньги, поддаваясь мальчику. Узнав о поступке учительницы, директор школы посчитал игру с учеником чуть ли преступлением. Женщина уезжает к себе на Кубань, но она не забывает мальчика и присылает ему посылку с макаронами и яблоками. Лидия Михайловна – добрый, бескорыстный и благородный человек. Даже лишившись работы, она ни в чем не винит мальчика и не забывает о нем.

Распутин продемонстрировал:

1) роль учителя в становлении личности ребенка

2) бескорыстное отношение к ближнему

17) Михаил Кронгауз «Русский язык на грани нервного
срыва»

Жанр: публицистика (в сочинении пишите просто произведение или книга)

Время прочтения: 4 часа

Проблематика

Проблема чистоты языка

Проблема сохранения русского языка

Аргументы к сочинению ЕГЭ по произведению Михаила Кронгауза «Русский язык на грани нервного
срыва»

Автор рассматривает такие явления, как изменение орфографических и орфоэпических норм, появление большого количества заимствованных слов, смешение стилей. В будущее Кронгауз смотрит оптимистически, трактуя эти изменения как признаки неутраченного творческого потенциала языка. Писатель также рассматривает такие процессы, как «отмирание» слов, когда те или иные слова перестают быть общеупотребительными.

На заметку. Лучше отлично знать одно произведение, чем прочитать краткое содержание десяти. Из одного вы сможете почерпнуть гораздо больше аргументов, чем из беглого прочтения нескольких.

Любовь к родине

1) Горячую любовь к Родине, гордость за ее красоту чувствуем мы в произведениях классиков.
Тема героического подвига в борьбе с врагами Родины звучит и в стихотворении М. Ю. Лермонтова “Бородино”, посвященном одной из славных страниц исторического прошлого нашей страны.

2) Тема Родины поднимается в произведениях С.Есенина. О чём бы ни писал Есенин: о переживаниях, об исторических переломах, о судьбах России в "суровые грозные годы" , - каждый есенинский образ и строка согреты чувством безграничной любви к родине: Но более всего. Любовь к родному краю

3) Известный писатель рассказал историю декабриста Сухинова, который после разгрома восстания смог скрыться от полицейских ищеек и после мучительных скита-ний, наконец, выбрался к границе. Еще минута - и он обретет свободу. Но беглец посмотрел на поле, лес, небо и понял, что не сможет жить на чужбине, вдали от родины. Он сдался поли-ции, его заковали в кандалы и отправили на каторгу.

4) Выдающийся русский певец Федор Шаляпин, вынужден-ный уехать из России, все время возил с собой какой-то ящик. Никто не догадывался, что в нем находится. Лишь спустя много лет близкие узнали, что Шаляпин хранил в этом ящике горсть родной земли. Недаром говорится: родная земля и в горсти мила. Очевидно, великому певцу, горячо любившему свою отчизну, необходимо было ощущать близость и тепло родной земли.

5) Фашисты, оккупировав Францию, предложили генералу Деникину, воевавшему против Красной Армии во время граж-данской войны, сотрудничать с ними в борьбе против Советского Союза. Но генерал ответил резким отказом, потому что родина для него была дороже политических разногласий.

6) Африканские невольники , вывезенные в Америку, тос-ковали о родной земле. В отчаянии они убивали себя, надеясь на то, что душа, сбросив тело, сможет, будто птица, унестись домой.

7) Самым страшным наказанием в древности считалось изгнание человека из племени, города или страны. За пределами своего дома - чужбина: чужая земля, чужое небо, чужой язык... Там ты совсем один, там ты никто, существо без прав и без имени. Вот почему покинуть родину значило для человека утратить все.

8) Выдающемуся русскому хоккеисту В. Третьяку предло-жили переехать в Канаду. Пообещали купить ему дом, платить большую зарплату. Третьяк показал рукой на небо, землю и спросил: «А это вы тоже для меня купите?». Ответ знаменитого спортсмена привел всех в замешательство, и больше никто к этому предложению не возвращался.

9) Когда в середине 19 века английская эскадра осадила сто-лицу Турции Стамбул, все население встало на защиту своего города. Горожане разрушали собственные дома, если они ме-шали турецким пушкам вести прицельный огонь по вражес-ким кораблям.

10) Однажды ветер решил свалить могучий дуб, который рос на холме. Но дуб только гнулся под ударами ветра. Спросил тогда ветер у величественного дуба: «Почему я не могу побе-дить тебя?».

11) Дуб отвечал , что не ствол его держит. Сила его в том, что он в землю врос, корнями за нее держится. В этой бесхитростной истории выражена мысль о том, что любовь к родине, глубин-ная связь с национальной историей, с культурным опытом предков делает народ непобедимым.

12) Когда над Англией нависла угроза страшной и опусто-шительной войны с Испанией, то все население, доселе разди-раемое враждой, сплотил ось вокруг своей королевы. Купцы и дворяне на свои деньги снаряжали армию, люди простого зва-ния записывались в ополчение. Даже пираты вспомнили о своей родине и привели свои корабли, чтобы спасти ее от врага. И «непобедимая армада» испанцев была разгромлена.

13) Турки во время своих военных походов захватывали пленных мальчиков и юношей. Детей насильно обращали в ислам, превращали в воинов, которых называли янычарами. Турки надеялись на то, что лишенные духовных корней, забывшие свою родину, воспитанные в страхе и покорности, новые вои-ны станут надежным оплотом государства.

  • Русский язык является нашим общим достоянием, которое нужно беречь
  • В большинстве своем люди забыли о ценности родного языка
  • Интернет-общение – серьезное испытание для русского языка
  • Любовь к своему языку проявляется в осторожном обращении со словами, изучении правил языка и особенностей их применения
  • Искажение слов отрицательно сказывается на развитии русского языка и сохранении его прелести
  • Можно многое сказать о человеке по тому, как он сам относится к своему языку

Аргументы

Т. Толстая “Кысь”. Своей безответственностью люди нанесли огромный урон языку. Утрачена его прежняя красота и певучесть, ведь все только и “кидаются” словами, не думая о последствиях. Неправильное произношение слов разрушает красоту языка. Произведение побуждает задуматься о последствиях такого отношения к языку. После прочтения книги хочется защитить, сохранить родной язык, исключив сленг и жаргон.

Д.С. Лихачев “Письма о добром и прекрасном”. Размышляя о богатстве русского языка и отношении к нему людей, Дмитрий Сергеевич Лихачев говорит, что язык позволяет оценить человека при первой же встрече с ним. Язык дает возможность узнать об отношении кого-либо к окружающему миру и самому себе. Умный, воспитанный, интеллигентный человек не будет без надобности говорить слишком громко, эмоционально, употреблять неуместные и некрасивые слова. Научиться красивой, интеллигентной, грамотной речи непросто. Нужно учиться говорить, потому что речь – это основа поведения человека, то, по чему можно судить о нем в первую очередь. Эти мысли Дмитрия Сергеевича Лихачева очень точны. Они актуальны сейчас и будут так же верны спустя много лет.

И.С. Тургенев “Русский язык”. Строки этого стихотворения в прозе известны каждому еще со школы. Удивительно, насколько точно всего в нескольких строках писатель оценил силу и могущество русского языка. Для И.С. Тургенева родной язык – это “поддержка и опора”. Все стихотворение, пусть оно и небольшое, наполнено чувством гордости. Писатель оценивает русский язык по достоинству.

В.Г. Короленко “Без языка”. Автор утверждает, что без языка каждый из нас “как слепой или малый ребенок”. Люди, не умеющие грамотно и красиво писать и говорить, засоряют речь, нанося тем самым языку непоправимый урон. Родную речь нужно не только оценивать по достоинству, но и беречь, и стараться сохранить. Будущее русского языка зависит только от человека.

Нужно использовать хотя бы 1 свой аргумент, взятый из художественной, публицистической или научной литературы. Чаще всего примеры приводятся из художественной литературы, поскольку именно эти произведения проходят на уроках литературы в рамках школьной программы.

Приведем примерный список литературы, аргументы из которого можно брать для обоснования своей точки зрения. Он составлен на основе произведений, из которых чаще всего приводятся аргументы при написании сочинения ЕГЭ по русскому языку. Список отсортирован по фамилиям авторов по алфавиту.

Стоит отметить, что данный список литературы не является строго определенным и носит лишь рекомендательный характер. Аргументы можно привести и из любых других произведений, главное чтобы они соответствовали основной проблеме текста. Также не обязательно читать все нижеприведенные произведения, достаточно для каждой темы, которой может быть посвящен текст, подготовить по 2 аргумента из некоторых произведений.

Список литературы для аргументов сочинения ЕГЭ по русскому языку

Автор Произведения
Л.Н. Андреев «Иуда Искариот», «Красный смех», «Петька на даче»
В.П. Астафьев «Царь-рыба», «Домский собор», «Изба», «Конь с розовой гривой», «Людочка», «Постскриптум», «Последний поклон»
И. Бабель «Конармия»
Р. Бах «Чайка по имени Джонатан Ливингстон»
В. Бианки «Рассказы о животных»
Г. Бичер-Стоу «Хижина дяди Тома»
А. Блок «Двенадцать»
М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита», «Собачье сердце», «Записки юного врача», «Роковые яйца»
И.А. Бунин «Господин из Сан-Франциско», «Братья», «Темные аллеи»
В. Быков «Облава», «Сотников», «Дожить до рассвета»
Б. Васильев «А зори здесь тихие…», «Капля за каплей»
Ж. Верн «Двадцать тысяч лье под водой»
К. Воробьев «Немец в валенках»
Н. Галь «Слово живое и мертвое»
Е. Гинзбург «Крутой маршрут»
Н.В. Гоголь «Тарас Бульба», «Мертвые души», «Шинель», «Ревизор», «Страшная месть»
И.А. Гончаров «Обломов»
М. Горький «Старуха Изергиль», «На дне», «Детство», «Мать», «Сказки об Италии», «Мои университеты», «Коновалов», «Супруги Орловы»
А.С. Грибоедов «Горе от ума»
В. Гроссман «Жизнь и судьба»
Ч. Диккенс «Дэвид Копперфилд»
Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание», «Идиот», «Белые ночи», «Братья Карамазовы», «Бесы», «Мальчик у Христа на ёлке»
Т. Драйзер «Американская трагедия»
В. Дудинцев «Белые одежды»
С.А. Есенин «Песнь о собаке»
А. Железняков «Чучело»
А. Жигулин «Черные камни»
В. Закруткин «Матерь человеческая»
М. Замятин «Мы»
И. Ильф, Е. Петров «Золотой теленок»
А. Кнышев «О великий и могучий русский язык!»
В. Короленко «Дети подземелья»
А.И. Куприн «Гранатовый браслет», «Тапер», «Поединок»
Ю. Левитанский «Каждый выбирает для себя…»
М.Ю. Лермонтов «Бородино», «Герой нашего времени», «И вижу я себя ребёнком…», «Стансы», «Тучи», «Я не унижусь пред тобой»
Н.С. Лесков «Левша», «Леди Макбет Мценского уезда», «Очарованный странник»
Д.С. Лихачев «Раздумья о Родине»
Д. Лондон «Любовь к жизни», «Мартин Иден»
В.В. Маяковский «Хорошее отношение к лошадям»
М. Метерлинк «Синяя птица»
Н.А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо», «Дед Мазай и зайцы», «Железная дорога», «Размышления у парадного подъезда»
А. Никитин «Хождение за три моря»
Е. Носов «Трудный хлеб»
А.Н. Островский «Гроза», «Свои люди - сочтемся!»
К.Г. Паустовский «Телеграмма», «Старый повар», «Повесть о жизни»
А. Петров «Житие протопопа Аввакума»
А.П. Платонов «В прекрасном и яростном мире», «Юшка»
Б. Полевой «Повесть о настоящем человеке»
А. Приставкин «Ночевала тучка золотая»
М. Пришвин «Кладовая солнца»
А.С. Пушкин «Евгений Онегин», «Капитанская дочка», «Станционный смотритель», «Пиковая дама», «Няне», «Я Вас любил…», «19 октября», «Бог помочь вам, друзья мои», «Чем чаще празднует лицей», «Чаадаеву»
В.Г. Распутин «Прощание с Матерой», «Уроки французского»
А. Рыбаков «Дети Арбата», «35-й и другие годы»
К.Ф. Рылеев «Иван Сусанин», «Смерть Ермака»
М.Е. Салтыков-Щедрин «История одного города», «Семья Головлевых»
А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»
А. Солженицын «Матренин двор», «Один день Ивана Денисовича», «Архипелаг ГУЛАГ», «В круге первом»
В. Солоухин «Черные доски», «Письма из Русского музея»
А.Т. Твардовский «Василий Теркин»
Л.Н. Толстой «Война и мир», «Севастопольские рассказы», «Детство», «После бала»
Ю. Трифонов «Дом на набережной», «Исчезновение»
И.С. Тургенев «Отцы и дети», «Муму», «Русский язык», «Бирюк», «Записки охотника», «Природа», «Разговор», Мои деревья», «Морское плавание», «Ася»
Ф.И. Тютчев «Не то, что мните вы, природа…», «Последний катаклизм»
Л. Улицкая «Дочь Бухары»
Г.И. Успенский «Выпрямила»
А. Фадеев «Молодая гвардия»
А.А. Фет «Учись у них – у дуба, у берёзы…», «На стоге сена ночью южной», «Заря прощается с зарею», «Сосны»
Д.И. Фонвизин «Недоросль»
Э. Хемингуэй «Старик и море», «Там, где чисто, светло», «Непобежденный»
Н. Чернышевский «Что делать?»
А.П. Чехов «Вишневый сад», «Душечка», «Попрыгунья», «Анна на шее», «Ионыч», «Крыжовник», «Палата №6», «Студент», «Хамелеон», «Толстый и тонкий», «Смерть чиновника», «Ванька», «Степь», «Тоска», «Унтер Пришибеев», «Невеста»
Л. Чуковская «Софья Петровна»
К.И. Чуковский «Живой как жизнь»
В. Шаламов «Колымские рассказы»
Е. Шварц «Дракон»
М.А. Шолохов «Тихий Дон», «Судьба человека», «Бахчевник», «Родинка»

Культура речи — проблема, которая часто поднимается авторами текстов, встречающихся в бланках ЕГЭ по русскому языку. Мы выделили наиболее популярные аспекты этой проблемы и к каждому из них подобрали аргументы. Все они доступны для скачивания в формате таблицы, ссылка в конце статьи.

  1. М. А. Булгаков в «Собачьем сердце» поднял проблему пренебрежения культурой речи. Шариков, превращённый из собаки в человека, некрасиво выражался. Он был грубым и невоспитанным: хамил людям, коверкал речь, придумывал обидные прозвища. Мужчина постоянно спорил с профессором, который его преобразил, и оскорблял его. Также он соврал о своём происхождении женщине, на которой хотел жениться. Но самое ужасное последствие подобного отношения к языку – это полная потеря взаимопонимания с миром. Хорошие люди отвернулись от Шарикова, а те, кто лишь использовал его в своих алчных целях, стали его собеседниками.
  2. В пьесе А. Н. Островского «Гроза» представлен образ зажиточного купца Дикого. Это сварливый и невоспитанный человек, который ни дня не может прожить без ссоры. К тому же, он — трус: оскорбляет только тех, кто слабее его и ниже по положению, не осмеливаясь перечить тем, кто значительнее. При этом мужчина мучает свою семью, которой вечно не доволен. Дикой - яркий пример человека, имеющего проблемы с культурой речи. Из-за этого он тоже сталкивается с непониманием и становится одиноким человеком, которого выручают только деньги. Без них он никому не нужен.

Нехватка и обогащение словарного запаса

  1. Проблему культуры речи затронул Джек Лондон в романе «Мартин Иден» . Главный герой - моряк, который полюбил девушку из высшего общества. Он хотел быть подобным ей и её семье, но вначале не знал, как вести себя и выражаться. Люди, с которыми познакомился Мартин, произносили заумные слова, которые он встречал только в книгах или совсем не знал. Его новое окружение занималось интеллектуальным трудом и считало необходимым получать образование. Мартин Иден следовал примеру и учился красиво, умно и вежливо выражаться, в чём преуспел, и позднее стал писателем и журналистом. Ему в саморазвитии очень помогло чтение книг.
  2. В произведении И. А. Гончарова «Обломов» главный герой Илья, который отличался пассивным характером и отсутствием занятий, полюбил Ольгу, прекрасную и талантливую дворянку. Желание ей понравиться заставило его начать заниматься самообразованием. Мужчина стал читать книги, гулять по городу и ходить на балы, где набрался умных слов и повысил культуру своей речи. Илья Обломов на некоторое время даже стал совершенно другим человеком ради любимой женщины: грамотным, деятельным, вежливым и хорошо говорящим. Ему помогли преуспеть две вещи: общение с интересными людьми и чтение.

Засорение речи жаргонами

  1. Произведение А. И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича» наполнено тюремным жаргоном. Это связано с тем, что люди находятся в своём особенном, отделённом от остального общества, мире. Вместо «доносить» говорят «стучать», вместо «начальник оперативно-режимной связи» - «кум». Заключённых тоже называют жаргонным языком - по номеру, а не имени и фамилии. Таким образом, показывается атмосфера, царившая в тюрьме: бесправие заключённых и неуважение к ним. Ведь отношение к речи – отражение отношения к себе. Заключенные в основе своей – сломленные и опустившиеся люди, которые не находят причин уважать себя и окружение. Поэтому любому человеку, отдающему себе должное, нельзя засорять свою речь, иначе общество будет относиться к нему так, будто он сам себе не нужен, а ему и подавно.
  2. Жаргонизмы можно найти в творчестве В. В. Маяковского . Например, в стихотворении «О дряни». Автор, являющийся сторонником революционных идей, использует такие слова, как «мурло», «мразь», «фигурять». Это свидетельствует об уровне его культуры речи. Несмотря на высокий интеллект и творческую одаренность, В. В. Маяковский считает употребление жаргонизмов допустимым. Это создаёт определённую атмосферу произведения, а также точно выражает мысли и чувства автора. Таким образом, жаргонная лексика может найти применение в искусстве, но все-таки в жизни, в общении с родными и близкими, коллегами и прохожими эта манера выражаться может пагубно отразиться на отношениях.

Проблемы с дикцией

  1. Одной из проблем культуры речи является плохая дикция. В книге М.Н. Ботвинника и М.Б. Рабиновича «Жизнеописания знаменитых греков и римлян» написано про древнегреческого оратора Демосфена. В юности он имел слабый голос, картавил, заикался и не умел держать себя перед публикой. Однако после ряда неудач в выступлениях загорелся идеей исправить свои недостатки. Демосфен упорно занимался и через некоторое время натренировал голос, и его выступления стали удачными.
  2. В саге Джоан Роулинг «Гарри Поттер и философский камень» есть такой персонаж - профессор Квирелл. Он имитировал заикание, чтобы никто не заподозрил его в связи со злым волшебником Волан-де-Мортом. При этом Квирелл старался натравить главного героя-школьника и его компанию на другого учителя. Заикавшегося мужчину считали слабым и никчёмным, пока не узнали, что за притворными проблемами с дикцией и неуверенностью в себе стоит расчётливость и предательство. Таким образом, недостаток может становиться орудием в руках человека, все зависит от восприятия и способностей.

Неграмотность при письме и чтении

  1. Л. Б. Гераскина в повести под названием «В стране невыученных уроков» поднимает проблему неграмотности. Двоечник Виктор Перестукин попал в такое место, где ему потребовались знания из школьной программы для того, чтобы пройти испытания. Одним из них было известное предложение: «Казнить нельзя помиловать», где нужно было поставить запятую. От её местоположения зависела судьба мальчика. Он решил эту задачу и остался жив, осознав, насколько важна грамотность.
  2. В комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» присутствует героиня барыня-крепостница Простакова. Она не обучена грамоте, поэтому, обвиняя Софью в том, что её письмо амурное, не может проверить правильность этого утверждения. Сын Простаковой Митрофанушка такой же безграмотный. Мать наняла ему учителей, но только лишь для престижа. На самом деле его образованием и воспитанием мало занимаются. К тому же, от этого нет никакого толку. Мальчик всё время валяет дурака. Именно поэтому невежественные герои в финале лишаются своего привилегированного положения.
  3. Интересно? Сохрани у себя на стенке!