Домашний очаг

Сколько лет длилась война с троей. Троянская война и ее герои - мифы и легенды

Самой известной войной наполненной различными мифами и легендами, является Троянская война. Это событие имеет две пересказанные истории, первая, пожалуй, является более правдоподобной исторической информацией, а вторая скорее похожа на миф, наполненный романтизмом и героизмом.

И так, первая история гласит, что троянская война происходила в промежуток между 1240 и 1230 годах до нашей эры. Причиной развязывания такого продолжительного конфликта послужило то, что, Троя препятствовала прохождению торговых кораблей и взимала значительные налоги. Такое положение не устраивало греков, и они решили объединить усилия и оказать сопротивления Трои. Однако, Троянцы оказывали очень хорошее сопротивление и прочно удерживали свои границы.

Греки терпели поражения как в количестве воинов, так и в количестве сажённых троянцами кораблей. Также греки потеряли в сражениях своего главного героя Ахилла. Эти события очень вымотали их и тогда прибегнув к изощрённой хитрости, греками было придумано построить деревянного коня. Этот конь должен был выступить в качестве дара богов для троянцев.

И когда конь оказался внутри города, под покровом ночи из него выбрались самые лучшие греческие воины. Они открыли ворота и впустили армию, которая и одержала победу над потерявшими бдительность троянцами. Город был сожжен, люди были убиты, а некоторые взяты в плен.

По другой легенде, причиной конфликта послужила украденная Парисом жена царя Спарты Елена. Мифы также гласят, что Парис взял не только прекрасную царицу, но и ухватил некоторые ценные вещи царя. Это и стало причиной развязывания войны. Все греки объединили свои усилия, так как существовал такой контракт, который гласил, что все претенденты на руку Елены должны были защищать её и её мужа.

Сообщение Троянская война (вариант 2 доклада)

Троянская война – одно из наиболее легендарных событий, произошедших в 13-12 веках до нашей эры.

Сражения противоборствующих сторон происходили на полуострове Троада (ныне Бига). Все они нашли свое отражение в двух известных поэмах «Илиаде» и «Одиссее», и благодаря этому о Троянской войне имеет возможность узнать нынешнее поколение. Эпосы в словесной форме передавались из поколения в поколение, пока их не записал Гомер.

Сказать однозначно, являются ли события, описанные в источнике, достоверными, не представляется возможным. По мнению филологов, изучавших послание, прошедшее сквозь века, трактовали события, как длительный морской поход по морю, предводителями в котором были пелопонесские цари. При этом историки утверждают, что Троянская война была. Говорят они и о том, что противостояние длилось не меньше десяти лет. За это время сменилось много главнокомандующих и полегло бесчисленное количество доблестных воинов.

Итогом троянской войны стало падение Трои, которое произошло одним из самых интересных способов, получивших в дальнейшем нарицательное значение.

Причины начала противостояния

Основными причинами, побудившими начать противостояние сторон, являлось похищение Парисом (сыну троянского царя Приама) самой красивой женщины Древней Греции – Елены Прекрасной. На тот момент виновница сражений была супругой короля Спарты, но это не остановило вора. Причиной тому была любовь, которую питал вор к Елене.

Но это мифическое начало ученые не принимают, и говорят о том, что началом войны стали непомерные налоги, собираемые с торговцев, корабли которых проходили мимо Трои.

События Троянской войны

Первый этап войны ознаменовался позорным поражением, так как воины ошиблись местом и разрушили владения дружественного им правителя Телефа. Осознав свою ошибку, греки в количестве 100 тысяч человек, уместившихся на 1186 кораблях, отправились к берегам Трои.

Было много поражений и побед. Командиры конфликтовали между собой за первенство и регалии, а войска под их руководством грабили города. Наиболее известным и беспощадным полководцем был Ахилл.

Такая война длилась долгих девять лет. Переломным моментом стал бой между Парисом и Менелаем, в котором последний одержал победу. Итогом войны должно было стать освобождение Елены Прекрасной и выплата дани за разбой. Только в планы греков такой поворот событий не входил. Они жаждали продолжения войны и стремились разбить Трою.

Именно поэтому придумали способ проникнуть в город: самые сильные воины спрятались внутрь деревянного сооружения в форме коня. Любопытные жители приняли его за дар богов и собственноручно завели в город через главные ворота. Дождавшись ночи, греческие войска сожгли Трою дотла.

Вариант 3

Троянская война, несомненно, одно из самых масштабных событий Древнего мира, но в то же время самое загадочное, окутанное множеством мифов и легенд, воспетая великим Гомером в бессмертных поэмах «Илиада» и «Одиссея».

По приблизительным подсчетам историков данное событие длилось 10 лет с 1240 по 1230 года до н.э.

Причиной военного конфликта послужило вмешательство Трои в торговые отношения между греками и другими государствами. Троя облагала высокими налогами торговые суда, задерживала их, а те, кто выказывал недовольство или сопротивление, отправлялись на морское дно. В те времена Троя была сильным и прочно стоящим на ногах государством, ее непреступные стены выдерживали все нападки недовольных и оставались как всегда непреступными.

Согласно древнегреческим мифам, поводом к войне послужило похищение спартанской царицы – восхитительной красавицы Елены. Ее похитителем стал сын троянского царя Приама – молодой красавец Парис.

Спартанцы и остальные греки, связанные клятвой защищать царицу Спарты, объединились в 100 тысячное войско с долее 1000 кораблей и отправились войной к стенам Трои.

Долгие годы длилась осада непреступных и непреклонных троянских стен. Троя прочно стояла на своих позициях, в то время как греки несли колоссальные человеческие потери, как бумажные кораблики шел на дно их флот.

Измотанные долгими годами мелких побед и бесчисленных поражений, греки понимали, что сломить Трою можно только изнутри. Но поскольку силой взять город никак не удавалось, попасть в город можно только при помощи хитрости.

Такой хитростью стал знаменитый троянский конь – деревянное сооружение в форме животного, внутри которого спрятались самые смелые, сильные и могучие греческие воины.

Троянцы, однажды утром обнаружившие у своих ворот огромного коня, приняли его за дар богам и, возомнив себя великими победителями, занесли его как трофей за непреступные стены.

Дав волю гордыне, троянцы устроили большой пир, и когда их бдительность полностью утонула в бокалах с вином, греки нанесли смертоносный удар, в результате которого Троя пала на веки.

Эта война унесла много жизней, разрушила целое государство, но в то же время на тысячелетия прославила великих и могущественных воинов, сделав их бессмертными героями.

Американский писатель, завоевавший своим неповторимым ироничным творчеством миллионы детских, взрослых сердец – это Марк Твен (Сэмюэл Клеменс). Он был не просто писателем, а также журналистом, общественным деятелем.

  • Золотые горы Алтая - сообщение доклад

    Золотые Горы - природный комплекс, который разделяет Азию и Сибирь. Главными Природными достопримечательностями этой земли принято считать Чистые озера, Склоны усеянные деревьями, прекрасные водопады

  • Новый год - сообщение доклад

    Мало найдется людей, кто не любит Новый год. Не только дети, но и взрослые ждут чудес именно в эту ночь. Сбудутся ли желания и мечты это уже не важно, главное надежда, которая вселяет силы, и возможности идти дальше.

  • Троя (тур. Truva), второе название - Илион, древний город на северо-западе Малой Азии, у побережья Эгейского моря. Была известна благодаря древнегреческим эпосам, обнаружена в 1870 гг. при раскопках Г.Шлиманом холма Гиссарлык. Особую известность город приобрел, благодаря мифам о Троянской войне и событиям, описанным в поэме Гомера "Илиада", согласно которым 10 летняя война коалиции ахейских царей во главе с Агамемноном - царем Микен против Трои закончилась падением города - крепости. Народ, населявший Трою, в древнегреческих источниках именуется тевкрами.

    Троя - мифический город. В течение многих веков реальность существования Трои ставилась под сомнение - она существовала, как город из легенды. Но всегда находились люди, ищущие в событиях "Илиады" отражение реальной истории. Однако серьезные попытки поиска древнего города были предприняты лишь в XIX веке. В 1870 году Генрих Шлиман во время раскопок горного селения Гиссрлык на турецком побережье, наткнулся на руины древнего города. Продолжив раскопки на глубину 15 метров, он раскопал сокровища, относившиеся к древней и высокоразвитой цивилизации. Это и были руины знаменитой гомеровской Трои. Стоит отметить, что Шлиман раскопал город, который был построен раньше (за 1000 лет до троянской войны), дальнейшие исследования показали, что он просто прошел Трою насквозь, так как она был воздвигнута на руинах найденного им древнего города.

    Троя и Атлантида - одно и то же. В 1992 году Эберхардом Цангером было выдвинуто предположение, что Троя и Атлантида - это один и тот же город. Он строил теорию на сходстве описания городов в древних легендах. Однако распространения и научной основы у этого предположения не было. Широкой поддержки данная гипотеза не получила.

    Троянская война разгорелась из-за женщины. Согласно греческой легенде, Троянская война вспыхнула из за того, что один из 50 сыновей царя Приама - Парис, похитил прекрасную Елену - жену спартанского царя Менелая. Греки выслали войска именно для того, чтобы забрать Елену. Однако, по мнению некоторых историков, это, скорее всего, только вершина конфликта, то есть та последняя капля, которая дала предпосылку войне. До этого, предположительно, было множество торговых войн между греками и троянцами, которые контролировали торговлю на всем побережье в районе пролива Дарданеллы.

    Троя продержалась 10 лет благодаря помощи из вне. Согласно имеющимся источникам, войско Агамемнона расположилось лагерем перед городом на берегу моря, не осадив крепость со всех сторон. Этим воспользовался царь Трои Приам, установивший тесные связи с Карией, Лидией и другими районами Малой Азии, которые в течение войны оказывали ему помощь. В результате война оказалась очень затяжной.

    Троянский конь существовал на самом деле. Это один из немногих эпизодов той войны, который так и не нашел своего археологического и исторического подтверждения. Более того, в Илиаде о коне нет ни слова, зато Гомер его подробно описывает в своей "Одиссее". А все события, связанные с троянским конем и их подробности были описаны римским поэтом Вергилием в "Энеиде", 1 в. до н.э., т.е. почти 1200 лет спустя. Некоторые историки предполагают, что под троянским конем понималось какое-либо оружие, например, таран. Другие утверждают, что так Гомер назвал греческие морские суда. Возможно, что коня вовсе не было, а Гомер использовал его в своей поэме, как символ гибели доверчивых троянцев.

    Троянский конь попал в город благодаря хитрой уловке греков. По легенде греки распространили слух, будто существует пророчество, что если деревянный конь будет стоять в стенах Трои, он сможет вечно защищать город от греческих набегов. Большинство жителей города склонялось к тому, что коня надо ввести в город. Однако были и противники. Жрец Лаокоон предлагал сжечь коня или сбросить его со скалы. Он даже метнул в коня копьем, и все услышали, что конь внутри пуст. Вскоре был пленен грек по имени Синон, рассказавший Приаму, что греки выстроили коня в честь богини Афины, чтобы искупить многолетнее кровопролитие. За этим последовали трагические события: во время жертвоприношения богу моря Посейдону из воды выплыли два огромных змея, которые задушили жреца и его сыновей. Увидев в этом предзнаменование свыше, троянцы решили вкатить коня в город. Он был так огромен, что не пролез в ворота и пришлось разобрать часть стены.

    Троянский конь стал причиной падения Трои. По легенде, в ночь после того, как конь попал в город, Синон выпустил из его чрева прятавшихся внутри воинов, которые быстро перебили стражу и распахнули городские ворота. Уснувший после буйных празднеств город, даже не оказал сильного сопротивления. Несколько троянских воинов во главе с Энеем пытались спасти дворец и царя. По древнегреческим мифам, дворец пал благодаря великану Неоптолему, сыну Ахилла, который разбил парадную дверь своим топором и убил царя Приама.

    Генрих Шлиман, нашедший Трою и скопивший за жизнь огромное состояние, родился в бедной семье. Он родился в 1822 году в семье сельского пастора. Его родина - небольшая немецкая деревушка возле польской границы. Мать умерла, когда ему было 9 лет. Отец был суровым, непредсказуемым и эгоцентричным человеком, очень любившим женщин (за что и лишился должности). В 14 лет Генриха разлучили с его первой любовью - девочкой Минной. Когда Генриху было 25 лет и он уже становился знаменитым бизнесменом, он, наконец, в письме попросил руки Минны у ее отца. В ответе было сказано, что Минна вышла замуж за фермера. Это сообщение окончательно разбило его сердце. Страсть к Древней Греции появилась в душе мальчика благодаря отцу, который читал "Илиаду" детям по вечерам, а после подарил сыну книгу по мировой истории с иллюстрациями. В 1840 году, после долгой и изнурительной работы в бакалейной лавке едва не стоившей ему жизни, Генрих садится на корабль отправляющийся в Венесуэлу. 12 декабря 1841 года корабль попал в шторм и Шлиман был выброшен в ледяное море, от гибели его спас бочонок, за который он держался до тех пор, пока его не спасли. За свою жизнь он выучил 17 языков и сколотил крупное состояние. Однако пиком его карьеры были раскопки великой Трои.

    Раскопки Трои Генрих Шлиман предпринял из-за неустроенности в личной жизни. Это не исключено. В 1852 году Генрих Шлиман, имевший много дел в Санкт-Петербурге женился на Екатерине Лыжиной. Этот брак длился 17 лет и оказался для него абсолютно пусты. Будучи человеком страстным по натуре, он взял в жены здравомыслящую женщину, которая была к нему холодна. В результате, он чуть ни оказался на грани безумия. Несчастливая пара имела троих детей, но Шлиману это не принесло счастья. От отчаяния он сколотил еще одно состояние, продавая краску индиго. Кроме того, он вплотную занялся греческим языком. В нем появлялась неумолимая тяга к путешествиям. В 1868 году он решил поехать на Итаку и организовать свою первую экспедицию. Далее он отправился в сторону Константинополя, в те места, где по "Илиаде" находилась Троя и начал раскопки на холме Гиссарлык. Это был его первый шаг на пути в великую Трою.

    Украшения Елены троянской Шлиман примерял своей второй жене. Со второй женой Генриха познакомил его старый друг, это была 17-летняя гречанка София Энгастроменос. По некоторым источникам, когда в 1873 году Шлиман нашел знаменитые сокровища Трои (10000 золотых предметов), он перенес их наверх с помощью своей второй жены, которую безмерно любил. Среди них были две роскошные диадемы. Надев одну из них на голову Софии, Генрих произнес: "Драгоценность, которую носила Елена Троянская, теперь украшает мою жену". На одной из фотографий она действительно изображена в великолепных украшениях древности.

    Троянские сокровища были утеряны. В этом есть доля правды. Шлиманы передали 12000 предметов в Берлинский музей. Во время Второй мировой войны, этот бесценный клад был перенесен в бункер из которого исчез в 1945 году. Часть сокровищницы неожиданно объявилась в 1993 году в Москве. До сих пор нет ответа на вопрос: "Действительно ли это было золото Трои?".

    При раскопках на Гиссарлыке было обнаружено несколько слоев-городов различных времен. Архиологи определили 9 слоев, которые относятся к различным годам. Их все называют Троей. От Трои I сохранилось лишь две башни. Трою II исследовал Шлиман, считая ее истинной Троей царя Приама. Троя VI была высшей точкой развития города, ее жители выгодно торговали с греками, однако этот город, похоже, был сильно разрушен землетрясением. Современные ученые считают, что найденная Троя VII и есть истинный город Гомеровской "Илиады". По утверждению историков, город пал в 1184 г. до н.э., будучи сожженным греками. Троя VIII восстановлена греческими колонистами, они же поставили здесь храм Афины. Троя IX принадлежит уже Римской империи. Хочется отметить, что раскопки показали, что Гомеровские описания очень точно описывают город.

    Кто сегодня не знает знаменитую легенду о Троянской войне? В этот миф трудно поверить, но подлинность существования Трои были подтверждены при раскопках знаменитого немецкого археолога Генриха Шлимана (1822-1890). Современные археологические исследования подтверждают историчность трагических событий, которые произошли в конце XIII — начале XII столетий до н. э. Открываются все новые и новые подробности о Троянской войне и связанных с ней обстоятельств.

    На сегодняшний день известно, что крупное военное столкновение союза ахейских государств с городом Троя (Илион), находившимся на берегу Эгейского моря, произошло между 1190 и 1180 годами до н. э (по другим данным, около 1240 г. до н.э.)

    Первыми источниками, сообщающими об этом сколь легендарном, столь и ужасном событии, были поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». Позднее Троянская война явилась темой «Энеиды» Вергилия и других произведений, в которых история тоже переплетается с вымыслом.

    Согласно этим произведениям поводом к Троянской войне явилось похищение Парисом, сыном троянского царя Приама, прекрасной Елены, жены царя Спарты Менелая. По призыву Менелая связанные клятвой женихи, известные греческие герои, пришли ему на помощь. По «Илиаде», на освобождение похищенной отправилось войско греков, ведомое микенским царем Агамемноном — братом Менелая.


    Попытка путем переговоров добиться возвращения Елены оказалась неудачной, и тогда греки начали изматывающую осаду города. Участие в войне принимали и боги: Афина и Гера — на стороне греков, Афродита, Артемида, Аполлон и Арес — на стороне троянцев. Троянцев было в 10 раз меньше, но Троя оставалась неприступной.

    Единственным источником для нас может служить только поэма Гомера «Илиада», но автор, как отмечает греческий историк Фукидид, преувеличил значение войны и приукрасил ее, а потому к сведениям поэта следует относиться довольно осторожно. Но нас прежде всего интересуют боевые действия и приемы ведения войны в то время, о чем Гомер рассказал весьма подробно.

    Итак, город Троя находился в нескольких километрах от берега Геллеспонта (Дарданеллы). Через Трою проходили торговые пути, которыми пользовались греческие племена. Как видно, троянцы мешали торговле греков, что заставило греческие племена объединиться и начать войну с Троей, которую поддерживали многочисленные союзники, из-за чего война затянулась на долгие годы.

    Троя, на месте которой сегодня расположено турецкое местечко Гиссарлык, была обнесена высокой каменной стеной с зубцами. Ахейцы не решались штурмовать город и не блокировали его, потому боевые действия проходили на ровном поле между городом и лагерем осаждающих, который находился на берегу Геллеспонта. Троянцы время от времени врывались в лагерь противника, пытаясь зажечь греческие корабли, вытащенные на берег.

    Подробно перечисляя корабли ахейцев, Гомер насчитал 1186 судов, на которых было перевезено стотысячное войско. Вне всякого сомнения, число судов и воинов преувеличено. Кроме этого, следует учесть, что эти корабли были попросту большими лодками, ибо их легко можно было вытаскивать на берег и довольно быстро спускать на воду. Такое судно не мог поднять 100 человек.

    Скорей всего, у ахейцев имелось несколько тысяч воинов. Возглавлял их Агамемнон, царь «многозлатых Микен». А во главе воинов каждого племени стоял свой вождь.

    Ахейцев Гомер назвал «копьеборными», потому нет сомнений в том, что главным оружием греческих воинов было копье с медным наконечником. У война был медный меч и хорошее защитное вооружение: поножи, панцирь на груди, шлем с конской гривой и большой, окованный медью щит. Племенные вожди сражались на боевых колесницах или спешившись. Воины низших иерархий были вооружены хуже: они имели копья, пращи, «секиры двуострые», топоры, луки со стрелами, щиты и являлись опорой для своих вождей, которые сами вступали в единоборство с лучшими воителями Трои. Из описания Гомера возможно представить обстановку, в которой проходило единоборство. Происходило это так.

    Противники располагались недалеко друг от друга. Боевые колесницы выстраивали в ряд; воины снимали свои доспехи и складывали их рядом с колесницами, потом усаживались на землю и наблюдали за единоборством своих вождей. Единоборствующие вначале метали копья, потом бились на мечах (медных), которые скоро приходили в негодность. Лишившись меча, сражавшийся укрывался в рядах своего племени или же ему подавалось новое оружие для продолжения борьбы. С убитого победитель снимал доспехи и забирал его оружие.

    Первыми в бой вступали боевые колесницы, затем «непрерывно одна за другой фаланги ахейцев двигались в бой на троянцев», «молча шагали, вождей опасаясь своих». Первые удары пехота наносила копьями, а после рубилась мечами. С боевыми колесницами пехота боролась с помощью копий. Принимали участие в бою и лучники, однако стрела не считалась надежным средством даже в руках отличного лучника.

    Неудивительно, что в таких условиях исход борьбы решали физическая сила и искусство владения оружием, которое зачастую отказывало: медные наконечники копий гнулись, а мечи ломались. Маневр на поле боя еще не применялся, но уже начали появляться зачатки организации взаимодействие боевых колесниц и пеших воинов.

    Такой бой длился до наступления ночи. Если ночью достигалось соглашение, то сжигались трупы. Если соглашения не было, противники выставляли стражу, организуя охрану войска, находившегося в поле, и оборонительных сооружений (крепостной стены и укреплений лагеря — рва, заостренных кольев и стены с башнями). Стража, состоявшая как правило из нескольких отрядов, находилась позади рва. Ночью высылалась разведка в стан врага с целью захвата пленных и выяснения намерений противника, проводились собрания племенных вождей, на которых решался вопрос о дальнейших действиях. Утром бой возобновлялся.

    Приблизительно так и протекали бесконечные сражения между ахейцами и троянцами. По Гомеру, только на 10-й (!) год войны начали разворачиваться основные события.

    Однажды троянцы, добившись успеха в ночной вылазке, отбросили противника к его укрепленному лагерю, окруженному рвом. Перебравшись через ров, троянцы стали штурмовать стену с башнями, но в скором времени были отброшены.

    Позднее им все таки удалось разбить камнями ворота и ворваться в лагерь ахейцев. Завязался кровавый бой за корабли. Такой успех троянцев Гомер объясняет тем, что в бою не участвовал лучший воин осаждавших — непобедимый Ахилл, рассорившийся с Агамемноном.

    Видя, что ахейцы отступают, друг Ахилла Патрокл уговорил Ахилла разрешить ему вступить в сражение и дать свои доспехи. Воодушевленные Патроклом, ахейцы сплотились, в результате чего у кораблей троянцы встретились со свежими силами противника. Это был плотный строй сомкнутых щитов «пика близ пики, щит у щита, заходя под соседний». Воины выстроились в несколько шеренг и отразили атаку троянцев, а контратакой — «ударами острых мечей и пик двуконечных» — смогли отбросить их.

    Наконец, нападение было отбито. Но сам Патрокл погиб от руки Гектора, сына Приама, царя Трои. Так доспехи Ахилла достались врагу. Позднее Гефест выковал Ахиллу новые доспехи и оружие, после чего Ахилл, разъяренный гибелью друга, снова вступил в сражение. Позже он убил в поединке Гектора, привязал его тело к колеснице и помчался в свой лагерь. Троянский царь Приам с богатыми дарами пришел к Ахиллу, умолил вернуть ему тело сына и достойно похоронил его.

    На этом заканчивается «Илиада» Гомера.

    По более поздним мифам, позднее на помощь троянцам пришли во главе с Пенфисилеей и царь эфиопов Мемнон. Но в скором времени они погибли от руки Ахилла. А вскоре и сам Ахилл погиб от стрел Париса, направленных Аполлоном. Одна стрела угодила в единственное уязвимое место — пятку Ахилла, другая — в грудь. Его доспехи и оружие достались Одиссею, признанному храбрейшим из ахейцев.

    После гибели Ахилла грекам было предсказано, что без лука и стрел Геракла, находившихся у Филоктета, и Неоптолема, сына Ахилла, Трою они на смогут взять. За этими героями было послано посольство, и они поспешили на помощь соотечественникам. Филоктет стрелой Геракла смертельно ранил троянского царевича Париса. Одиссей и Диомед убили спешившего на помощь троянцам фракийского царя Реса и увели его волшебных коней, которые, по пророчеству, попав в город, сделали бы его неприступным.

    И тогда хитроумный Одиссей придумал необычайную военную хитрость…

    Долго, втайне от других, беседовал он с неким Эпеем, лучшим плотником в ахейском лагере. К вечеру все ахейские вожди собрались в шатре Агамемнона на военный совет, где Одиссей рассказал свой авантюрный план, по которому надо было соорудить огромного деревянного коня. В его чреве должны поместиться самые искусные и смелые воины. Все же остальное войско должно сесть на корабли, отойти от троянского берега и укрыться за островом Тендос.

    Как только троянцы увидят, что ахейцы оставили побережье, они подумают, что осада Трои снята. Троянцы наверняка затащат деревянного коня в Трою. Ночью ахейские корабли вернутся, а воины, укрывшиеся в деревянном коне, выйдут из него и откроют крепостные ворота. И тогда — последний штурм ненавистного города!

    В течении трех дней стучали топоры в тщательно отгороженной части корабельной стоянки, три дня кипела таинственная работа.

    Утром четвертого дня троянцы с удивлением обнаружили ахейский лагерь пустым. В морской дымке таяли паруса ахейских судов, а на прибрежном песке, где только вчера пестрели шатры и палатки врага, находился огромный деревянный конь.

    Ликующие троянцы вышли из города и с любопытством бродили по опустевшему берегу. Они с удивлением окружили огромного деревянного коня, возвышавшегося над кущами прибрежных ракит. Кто-то стал советовать бросить коня в море, кто-то — сжечь, но многие настаивали на том, чтобы затянуть его в город и поставить на главной площади Трои как память о кровавой битве народов.

    В разгар спора к деревянному коню подошел жрец Аполлона Лаокоон с двумя своими сыновьями. «Бойтесь данайцев, дары приносящих!» — вскричал он и, выхватив из рук троянского воина острое копье, метнул его в деревянное брюхо коня. Задрожало вонзившееся копье, и послышался из конского чрева еле слышимый медный звон. Однако Лаокоона никто не послушал. Все внимание толпы было привлечено появлением юношей, ведущих пленного ахейца. Его подвели к царю Приаму, стоявшему в окружении придворной знати рядом с деревянным конем. Пленник назвался Синоном и пояснил, что сам сбежал от ахейцев, которые должны были принести его в жертву богам — это было условием благополучного возвращения домой.

    Синон убедил троянцев, что конь являлся посвятительным даром Афине, которая могла обрушить свой гнев на Трою, если троянцы уничтожат коня. А если поставить его в городе перед храмом Афины, то Троя станет несокрушимой. При этом Синон подчеркнул, что потому ахейцы и построили коня таким огромным, чтобы троянцы не могли протащить его через крепостные ворота…

    Как только Синон произнес эти слова, со стороны моря послышался полный ужаса крик. Из моря выползли два огромных змея и оплели жреца Лаокоона, а также двух его сыновей смертельными кольцами своих гладких и липких тел. В один миг несчастные испустили дух.

    Теперь уже никто не сомневался в том, что Синон говорил правду. А потому следует поскорей установить этого деревянного коня рядом с храмом Афины.

    Соорудив низкий помост на колесах, троянцы установили на него деревянного коня и повезли к городу. Чтобы конь прошел в Скейские ворота, троянцам довелось разобрать часть крепостной стены. Коня поставили на условленном месте.

    Пока троянцы, опьяненные успехом, праздновали победу, ночью ахейские лазутчики тихо вышли из коня и открыли ворота. К тому времени греческое войско по сигналу Синона незаметно вернулось обратно и теперь захватило город.

    В результате Троя была разграблена и уничтожена.

    Но почему причиной гибели Трои стал именно конь?

    Этим вопросом задавались еще в древние времена. Многие античные авторы пытались найти разумное объяснение легенде. Высказывались самые различные предположения: например, что у ахейцев была боевая башня на колесах, сделанная в форме коня и обитая конскими шкурами; или что греки смогли проникнуть в город через подземный ход, на двери которого была нарисована лошадь; или что лошадь была знаком, по которому ахейцы в темноте отличали друг друга от противника… Сейчас принято считать, что троянский конь является аллегорией какой-то военной хитрости, примененной ахейцами при взятии Трои.

    Под стенами города погибают практически все герои, и ахейцы, и троянцы. А из тех, кто выжил в войне, многие погибнут по дороге домой. Кто-то, как царь Агамемнон, по возвращении домой найдет смерть от рук близких, кто-то будет изгнан и проведет жизнь в скитаниях. По сути, это конец героического века. Под стенами Трои нет победителей и нет побежденных, герои уходят в прошлое, и наступает пора обыкновенных людей.

    Любопытно, но конь символически связан также с рождением и смертью. Лошадь из дерева ели, вынашивающая что-то в своем чреве, символизирует рождение нового, а троянский конь сделан как раз из еловых досок, и в его полом животе сидят вооруженные воины. Выходит, что троянский конь несет смерть для защитников крепости, но в то же время означает и рождение чего-то нового.

    Результаты последних археологических экспедиций пока еще не дают возможности убедительно восстановить сценарий Троянской войны. Но их результаты не отрицают, что за троянским эпосом скрывается история греческой экспансии против крупной державы, находившейся на западном берегу Малой Азии и мешавшей грекам обрести власть над этим регионом. Остается надеяться, что подлинная история Троянской войны все же будет когда-то написана.

    Троянская война, по мнению древних греков, была одним из самых значительных событий их истории. Античные историки считали, что она произошла примерно на рубеже XIII-XII вв. до н.э., и начинали с неё новую «троянскую» эру-восхождение населявших Балканскую Грецию племён к более высокому уровню культуры, связанному с жизнью в городах. О походе греков-ахейцев против города Трои, расположенного в северо-западной части полуострова Малая Азия - Троаде, рассказывали многочисленные греческие мифы, объединённые позднее в цикл преданий - киклические поэмы. Самой же авторитетной для эллинов была эпическая поэма «Илиада», приписываемая великому греческому поэту Гомеру, жившему в VIII в. до н. э. В ней рассказывается об одном из эпизодов заключительного, десятого года осады Трои-Илиона - так назван в поэме этот малоазийский город.

    Что же рассказывают старинные предания о Троянской войне? Началась она по воле и вине богов. На свадьбу фессалийского героя Пелея и морской богини Фетиды были приглашены все боги, кроме Эриды, богини раздора. Разгневанная богиня решила отомстить и подбросила пирующим богам золотое яблоко с надписью: «Прекраснейшей». Три олимпийские богини - Гера, Афина и Афродита - заспорили, кому из них оно предназначено. Рассудить богинь Зевс повелел юному Парису, сыну троянского царя Приама. Богини явились Парису на горе Иде, близ Трои, где царевич пас стада, и каждая старалась прельстить его дарами. Парис предпочёл предложенную ему Афродитой любовь Елены, прекраснейшей из смертных женщин, и вручил золотое яблоко богине любви. Елена, дочь Зевса и Леды, была женой спартанского царя Менелая. Парис, явившийся гостем в дом Менелая, воспользовался его отсутствием и с помощью Афродиты убедил Елену покинуть мужа и уехать с ним в Трою. Беглецы прихватили с собой рабов и сокровища царского дома. О том, как добрались Парис и Елена до Трои, мифы рассказывают по-разному. По одной версии, они через три дня благополучно прибыли в родной город Париса. По другой, богиня Гера, враждебная Парису, подняла на море бурю, его корабль занесло к берегам Финикии, и лишь долгое время спустя беглецы прибыли наконец в Трою. Есть и ещё один вариант: Зевс (или Гера) подменили Елену призраком, который и увёз Парис. Сама же Елена во время Троянской войны находилась в Египте под защитой мудрого старца Протея. Но это - поздний вариант мифа, гомеровский эпос его не знает.

    Ахиллес убивает королеву амазонок. Фрагмент росписи греческой амфоры. Около 530 г. до Р.Х.

    Троянский царевич совершил тяжкое преступление - нарушил закон гостеприимства и тем навлёк на родной город страшное бедствие. Оскорблённый Менелай с помощью своего брата, могущественного царя Микен Агамемнона, собрал большое войско, чтобы вернуть неверную жену и похищенные сокровища. На призыв братьев явились все женихи, сватавшиеся когда-то к Елене и давшие клятву защищать её честь. Знатнейшие ахейские герои и цари - Одиссей, Диомед, Протесилай, Аякс Теламонид и Аякс Лакрийский, Филоктет, мудрый старец Нестор и многие другие - привели свои дружины. Принял участие в походе и Ахилл, сын Пелея и Фетиды, самый отважный и могучий из героев. По предсказанию богов, греки не могли завоевать Трою без его помощи. Одиссей, как самый умный и хитрый, сумел уговорить Ахилла принять участие в походе, хотя тому и было предсказано, что он погибнет под стенами Трои. Предводителем всего войска был избран Агамемнон, как правитель самого могущественного из ахейских государств.

    Греческий флот, насчитывавший тысячу кораблей, собрался в Авлиде, гавани в Беотии. Чтобы обеспечить флоту благополучное плавание к берегам Малой Азии, Агамемнон принёс в жертву богине Артемиде свою дочь Ифигению. Достигнув Троады, греки попытались вернуть Елену и сокровища мирным путём. Посланцами в Трою отправились испытанный дипломат Одиссей и оскорблённый супруг Менелай. Троянцы им отказали, и началась долгая и трагичная для обеих сторон война. В ней приняли участие и боги. Гера и Афина помогали ахейцам, Афродита и Аполлон - троянцам.

    Греки не смогли сразу взять Трою, окружённую мощными крепостными сооружениями. Они построили на берегу моря возле своих кораблей укреплённый лагерь, стали разорять окрестности города и нападать на союзников троянцев. На десятом году осады произошло драматическое событие, повлёкшее за собой серьёзные неудачи ахейцев в сражениях с защитниками Трои. Агамемнон оскорбил Ахилла, отобрав у него пленницу Брисеиду, и тот, разгневанный, отказался выходить на поле боя. Никакие уговоры не могли убедить Ахилла оставить гнев и взяться за оружие. Троянцы воспользовались бездействием самого смелого и сильного из своих врагов и перешли в наступление, возглавляемые старшим сыном царя Приама Гектором. Сам царь был стар и не мог принимать участие в войне. Помогала троянцам и общая усталость ахейского войска, уже десять лет безуспешно осаждавшего Трою. Когда Агамемнон, проверяя боевой дух воинов, притворно предложил прекратить войну и вернуться домой, ахейцы встретили предложение с восторгом и устремились к своим кораблям. И только решительные действия Одиссея остановили воинов и спасли положение.

    Неоптолем убивает царя Приама, в храме у алтаря Зевса

    Троянцы прорвались в лагерь ахейцев и чуть было не сожгли их корабли. Ближайший друг Ахилла, Патрокл, упросил героя дать ему свои доспехи и колесницу и устремился на помощь греческому войску. Патрокл остановил натиск троянцев, но сам погиб от руки Гектора. Смерть друга заставила Ахилла забыть об обиде. Жажда мести воодушевила его. В поединке с Ахиллом погиб троянский герой Гектор. На помощь троянцам пришли амазонки. Ахилл убил их предводительницу Пентесилею, но вскоре погиб и сам, как это было предсказано, от стрелы Париса, направленной богом Аполлоном. Мать Ахилла Фетида, стремясь сделать сына неуязвимым, окунула его в воды подземной реки Стикса. Она держала Ахилла за пятку, которая и осталась единственным уязвимым на его теле местом. Бог Аполлон знал, куда направить стрелу Париса. Этому эпизоду поэмы человечество и обязано выражением “ахиллесова пята”.

    После смерти Ахилла среди ахейцев начинается спор за обладание его доспехами. Они достаются Одиссею, и, оскорблённый таким исходом, Аякс Теламонид кончает жизнь самоубийством.

    Решительный перелом в войне происходит после прибытия в лагерь ахейцев героя Филоктета с острова Лемнос и сына А1хилла Неоптолема. Филоктет убивает Париса, а Неоптолем - союзника троянцев мисийца Эвринила. Оставшись без предводителей, троянцы больше не решаются выходить на битву в открытое поле. Но мощные стены Трои надёжно охраняют её жителей. Тогда по предложению Одиссея ахейцы решают взять город хитростью. Был построен огромный деревянный конь, внутри которого спрятался отборный отряд воинов. Остальное же войско, чтобы убедить троянцев, будто ахейцы отправляются домой, сжигает свой лагерь и отплывает на кораблях от побережья Троады. На самом же деле ахейские корабли укрылись недалеко от берега, возле острова Тенедос.

    Троянцы закатывают коня в город

    Удивлённые оставленным деревянным чудищем, троянцы собрались вокруг него. Некоторые стали предлагать ввезти коня в город. Жрец Лаокоон, предупреждая о коварстве врага, воскликнул: «Бойтесь данайцев (греков), дары приносящих!». (Эта фраза со временем тоже стала крылатой.) Но речь жреца не убедила соотечественников, и они ввезли деревянного коня в город как дар богине Афине. Ночью спрятавшиеся в чреве коня воины вышли наружу и открыли ворота. Тайно вернувшиеся ахейцы ворвались в город, и начали избивать застигнутых врасплох жителей.

    Золотая погребальная маска Агамемнона

    Менелай с мечом в руках искал неверную жену, но, увидев прекрасную Елену, оказался не в силах убить её. Всё мужское население Трои погибло, за исключением Энея, сына Анхиса и Афродиты, получившего от богов повеление бежать из захваченного города и возродить его славу в другом месте. Его потомки Ромул и Рем стали основателями Древнего Рима. Женщин Трои ждала не менее горестная участь: все они стали пленницами и рабынями ликующих победителей. Город погиб в огне пожара.

    После гибели Трои в лагере ахейцев начинаются распри. Аякс Лакрийский навлекает на греческий флот гнев богини Афины, и она насылает страшную бурю, во время которой тонут многие корабли. Менелая и Одиссея буря заносит в дальние страны. Странствия Одиссея после окончания Троянской войны воспеты во второй поэме Гомера - «Одиссее». В ней же рассказывается о возвращении Менелая и Елены в Спарту. Эпос благосклонно относится к этой прекрасной женщине, так как всё происходившее с ней было волей богов, которой она не могла противиться. Предводитель ахейцев Агамемнон после возвращения домой был убит вместе со спутниками своей женой Клитемнестрой, не простившей мужу смерти дочери Ифигении. Так, совсем не триумфально, закончился для ахейцев поход на Трою.

    Описанию осады Трои посвящено множество произведений греческой литературы и искусства. При этом не существует единого авторитетного источника, описывающего все события той войны. История разбросана по произведениям многих авторов, порой противоречащих друг другу. Важнейшими литературными источниками, повествующими о событиях, являются две эпические поэмы «Илиада» и «Одиссея», авторство которых традиционно приписывается Гомеру. Каждая поэма рассказывает лишь о части войны: «Илиада» освещает короткий период, предшествующий осаде Трои и саму войну, в то время как «Одиссея» повествует о возвращении одного из героев эпоса в родную Итаку, после взятия города.

    О других событиях троянской войны сообщает так называемый «Циклический эпос» – целая группа поэм, авторство которых поначалу тоже приписывалось Гомеру. Однако позже выяснилось, что их авторами были последователи Гомера, использовавшие его язык и стилистику. Большая часть произведений хронологически завершает гомеровский эпос: «Эфиопида», «Малая Илиада», «Возвращения», «Телегония» и другие описывают судьбы гомеровских героев после завершения осады Трои. Исключение составляет лишь «Киприй», повествующих о довоенном периоде и событиях, которые стали причиной конфликта. Большая часть этих произведений дошла до наших дней лишь частично.

    Предпосылки к войне

    Считается, что причиной конфликта стало похищение троянским царевичем Парисом прекрасной Елены, которая была женой царя Спарты Менелая. Елена была настолько хороша собой, что отец царь Тиндарей никак не мог решиться выдать ее замуж, опасаясь мести отвергнутых женихов. Тогда было принято неслыханное по тем временам решение, разрешить девушке самой выбрать себе суженого. Дабы избежать возможного конфликта, все потенциальные женихи связали себя клятвой не преследовать счастливца, на которого падет выбор царевны, и в последующем всячески помогать ему при необходимости. Елена остановила свой выбор на Менелае, и стала его женой.

    Однако еще раньше три самых могущественных богини Олимпа – Гера, Афина и Афродита – поспорили из-за золотого яблока, подкинутого богиней раздора Эридой. На яблоке было всего одно слово – «прекраснейшей», но именно оно стало причиной дальнейших событий. Каждая богиня считала, что яблоко по праву принадлежит ей и не желала уступить соперницам. Боги-мужчины отказались ввязываться в женскую распрю, а вот человеку мудрости не хватило. Богини обратились с просьбой рассудить их к Парису, сыну царя Приама, правившего Троей. Каждая обещала что-то взамен: Гера – власть, Афина – военную славу, а Афродита – любовь любой женщины, которую тот пожелает. Парис выбрал Афродиту, нажив при этом себе и народу Трои двух могущественнейших врагов.

    Троянский царевич прибыл в Спарту, где в отсутствие Менелая, уговорил бежать Елену с ним (по другим источникам похитил). Возможно, дело и не дошло до столь масштабного конфликта, если бы беглецы не прихватили с собой сокровища Менелая. Этого оскорбленный муж снести уже не смог и бросил клич все бывшим женихам Елены, связавшим себя когда-то клятвой.

    Осада Трои

    Греческое войско общей численностью в 100 тысяч человек погрузилось на корабли и отправилось в Трою. Возглавляли ахейцев Менелай и микенский царь Агамемнон, приходившийся тому братом. После того как греки расположились лагерем под стенами города, было решено попытаться решить дело миром, для чего направить в Трою парламентеров. Однако троянцы не согласились на условия греков, рассчитывая на прочность крепостных стен и свое войско. Началась осада города.

    Ссора Ахилла и Агамемнона

    Согласно предсказанию, война должна была продлиться 9 лет, и только на 10-й год обещано падение Трои. Все эти годы ахейцы занимались мелким грабежом и набегами на близлежащие города. Во время одного из походов, добычей греков стали Хрисеида, дочь жреца Хриса, и Брисеида, дочь царя Брисея. Первая досталась царю Микен Агамемнону, а вторая Ахиллу – знаменитому греческому герою.

    Вскоре в лагере греков начался мор, что было истолковано прорицателем Калхасом как гнев бога Аполлона, к которому обратился опечаленный отец Хрисеиды. Греки потребовали от Агамемнона вернуть пленницу отцу, и тот скрепя сердце согласился, но взамен начал требовать для себя Брисеиду, законную пленницу Ахилла. Завязалась словесная перепалка, в которой Ахилл обвинил Агамемнона в алчности, а тот в свою очередь обозвал великого героя трусом. В результате оскорбленный Ахилл отказался участвовать в дальнейшей осаде города, да к тому же попросил свою мать, морскую нимфу Фетиду, умолить Зевса даровать победу троянцам, чтобы наказать зарвавшегося Агамемнона.

    Идя навстречу просьбе Фетиды, Зевс наслал микенского царя обманчивый сон, обещавший победу. Воодушевленные своим предводителем, греки устремились в бой. Троянское войско возглавлял Гектор, старший сын царя Приама. Сам царь был уже слишком стар, чтобы участвовать в сражении. Прежде чем начать битву, Гектор предложил провести поединок между Менелаем и своим братом Парисом. Победителю достанутся прекрасная Елена и похищенные сокровища, а греки и троянцы дадут священную клятву, что после поединка будет заключен мир.

    Начало сражения

    Обе стороны с радостью согласились – затянувшаяся война надоела многим. В поединке победил Менелай, а Парис остался жив лишь благодаря заступничеству богини Афродиты. Казалось, что война теперь должна окончиться, но это не входило в планы Геры и Афины, затаивших злобу на Париса. Гера поклялась уничтожить Трою и не собиралась отступать. Подосланная ею Афина приняла образ воина и обратилась к искусному лучнику Пандару, предлагая выстрелить в Менелая. Пандар не убил спартанского царя только потому, что сама же Афина немного отклонила его стрелу. Раненого Менелая унесли с поля, а греки, возмущенные вероломством троянцев устремились в бой.

    В страшной битве сошлись люди, но и боги не остались в стороне – Афродита, Аполлон и бог войны Арес, поддерживали троянцев, а Гера и Афина Паллада греков. Множество народу погибло с обеих сторон, сама Афродита была ранена в руку одним из греков и вынуждена была вернуться на Олимп залечивать рану. Ни троянцы, ни ахейцы не могли взять вверх, и по совету мудрого греческого старца Нестора, было решено прервать сражение на один день, чтобы похоронить убитых.

    Через день, памятуя обещание данное Фетиде, Зевс запретил кому-либо из богов вмешиваться в ход битвы. Чувствуя поддержку верховного божества, троянцы начали теснить греков, нанося огромный урон их войску. На все упреки Геры Зевс отвечал, что истребление ахейцев продлится до тех пор, пока на поле битвы не вернется Ахилл.

    Опечаленные поражением греческие вожди собрались на совет, где по совету мудрого Нестора было решено отправить послов к Ахиллу с просьбой вернуться. Долго уговаривали послы, среди которых был Одиссей, великого героя, но тот оставался глух к их просьбам – слишком уж была велика обида на Агамемнона.

    Гибель Патрокла и возвращение Ахилла

    Пришлось и дальше грекам биться с троянцами без поддержки Ахилла. В страшном сражении троянцы истребили множество ахейцев, но и сами понесли большие потери. Грекам пришлось не только отойти от стен города, но и защищать свои корабли – так силен был натиск противника. Следивший за ходом битвы друг Ахилла Патрокл не мог сдержать слез, наблюдая за тем, как гибнут соплеменники. Обратившись к Ахиллу, Патрокл попросил отпустить его на помощь греческому войску, раз уж великий герой не желает сражаться сам. Получив разрешение, вместе со своими воинами Патрокл отправился на поле боя, где ему суждено было погибнуть от руки Гектора.

    Опечаленный смертью ближайшего друга, Ахилл оплакал его тело, пообещав уничтожить Гектора. После примирения с Агамемноном герой вступил в битву с троянцами, нещадно их истребляя. Битва закипела с новой силой. До самых ворот города гнал Ахилл троянских воинов, которым едва удалось укрыться за стенами. Только Гектор остался на поле битвы, ожидая возможности сразиться с греческим героем. Ахилл убил Гектора, привязал его тело к колеснице и пустил коней вскачь. И только через несколько дней тело павшего троянского царевича вернули царю Приаму за большой выкуп. Сжалившись над несчастным отцом, Ахилл согласился прервать сражение на 11 дней, чтобы Троя могла оплакать и похоронить своего предводителя.

    Гибель Ахилла и взятие Трои

    Но со смертью Гектора не окончилась война. Вскоре погиб и сам Ахилл, сраженный стрелой Париса, которую направил бог Аполлон. В детстве, мать Ахилла богиня Фетида искупала сына в водах реки Стикс, разделяющей мир живых мертвых, после чего тело будущего героя стало неуязвимым. И только пятка, за которую держала его мать, осталась единственным незащищенным местом – именно в нее и попал Парис. Однако и сам он вскоре нашел смерть, погибнув от ядовитой стрелы, выпущенной одним из греков.

    Множество троянских и греческих героев полегло, прежде чем хитроумный Одиссей придумал, как проникнуть в город. Греки соорудили огромного деревянного коня, а сами сделали вид, что отплывают восвояси. Лазутчик, подосланный к троянцам, убедил тех, что дивное сооружение это дар ахейцев богам. Заинтригованные жители Трои втащили коня в город, несмотря на предостережения жреца Лаокоонта и вещей Кассандры. Воодушевленные мнимым отплытием ахейцев, троянцы ликовали до глубокой ночи, а когда все уснули, из брюха деревянного коня выбрались греческие воины, которые открыли городские ворота огромному войску.

    Эта ночь стала последней в истории Трои. Ахейцы уничтожили всех мужчин, не пощадив даже младенцев. Лишь Эней, потомкам которого суждено было основать Рим, с небольшим отрядом смог вырваться из захваченного города. Женщинам Трои была уготована горькая участь невольниц. Менелай разыскал неверную супругу, желая лишить ее жизни, но сраженный красотой Елены, простил измену. Несколько дней длилось разграбление Трои, а развалины города были преданы огню.

    Троянская война в исторических фактах

    Долгое время считалось, что Троянская война это всего лишь красивая легенда, не имеющая реальной основы. Однако во второй половине XIX века археологом-любителем Генрихом Шлиманом на холме Гиссарлык в западной Анатолии был обнаружен древний город. Шлиман объявил, что ему удалось найти руины Трои. Однако в дальнейшем выяснилось, что развалины найденного города гораздо древнее Трои, описанной в гомеровской «Илиаде».

    Хотя точная датировка Троянской войны неизвестна, большинство исследователей считают, что она произошла в XIII-XII веке до н.э. Развалины, которые удалось обнаружить Шлиману, оказались старше как минимум на тысячу лет. Тем не менее раскопки на этом месте продолжались многими учеными в течение долгих лет. В результате было обнаружено 12 культурных слоев, один из которых вполне соотносится с периодом Троянской войны.

    Однако, рассуждая логически, Троя не была изолированным городом. Еще раньше в Восточном Средиземноморье и на Ближнем Востоке возник целый ряд государств с высокоразвитым уровнем культуры: Вавилон, Хеттская империя, Финикия, Египет и другие. События такого масштаба, как их описывал Гомер, не могли не оставить следов в сказаниях народов, населявших эти государства, однако дело обстоит именно так. Никаких свидетельств о противостоянии ахейцев и Трои в легендах и мифах этих стран не найдено.

    По все видимости, Гомер пересказал историю нескольких военных конфликтов и завоевательных походов, случившихся в разные временные промежутки, щедро приправив их своей фантазией. Реальность и вымысел переплетаются настолько причудливо, что не всегда удается отличить одно от другого.

    Например, некоторые исследователи склонны считать вполне реальным эпизод с троянским конем. По предположениям части историков, под этим сооружением надо понимать стенобитную машину или таран, с помощью которого осаждающие разрушили крепостные стены.

    Споры о реальности Троянской войны, по всей видимости, будут продолжаться еще долгое время. Однако не так уж важно, какими были реальные события, ведь именно они вдохновили Гомера на создание величайшего литературного памятника в истории человеческой цивилизации.