Все вопросы

Тип праведника в творчестве А. Солженицына (по рассказу «Матренин двор»)

Вопросы к анализу произведения.
  1. О Матрене Васильевне мы узнаем из рассказа героя - повествователя, единственного человека, понявшего и принявшего Матрену. Повествователь близок автору, однако не равен ему. Автор намеренно подчеркивает это дистанцирование от героя-рассказчика, давая ему “имя - отчество” Игнатич.Что узнаем мы о нем из пролога?
  2. Свои или чужие грехи искупил Игнатьич?
  3. В чем схожи судьбы писателя и героя рассказа?
  4. Вспомните, при каких обстоятельствах происходит первое знакомство читателей с Матреной?
  5. Хочет ли Матрена заполучить такого “выгодного” постояльца? Подтвердите свой ответ цитатой из текста.
  6. Почему рассказчик решает у неё остаться?
  7. Как проходит обычный день у Матрены?
  8. Какую историю “колотной житенки” Матрены поведал нам автор-рассказчик?
  9. Обозлилась ли на этот мир Матрена, столь жестокий к ней?Подтвердите свой ответ примерами из текста.
  10. Какое было у нее верное средство вернуть себе доброе расположение духа?
  11. Как относится Матрена к работе?
  12. Как используют ее труд окружающие люди?
  13. Как относятся к Матрене окружающие ее люди?
  14. Какую роль они сыграли в судьбе главной героини?
  15. Были ли в жизни Матрены минуты радости?
  16. Солженицын разделил свой рассказ на три части.Как их можно озаглавить?
  17. Какие типичные явления русской действительности подчёркивает автор, раскрывая жизнь деревни 50-х?
  18. Озлобилась ли Матрёна или нашла иное средство выживания?
  19. Почему Матрёне приходилось воровать?
  20. Как складывались у Матрёны отношения с властью?
  21. Как противостояли деревенские женщины власти в борьбе за выживание?
  22. Как поступали власти, видя изнуряющий женский труд?
  23. Умели ли власти организовать людей на полезный и высокооплачиваемый труд?
  24. Какие отношения сложились между Матреной и рассказчиком?
  25. Что разрушает эту тишину, привычный устой их взаимоотношений?
  26. Дайте описание внешности Фаддея. Что она говорит о его характере?
  27. Понял ли жертвенность Матрёны Фаддей, вернувшийся из венгерского плена?
  28. Что ещё сообщает автор о Фаддее?
  29. Чем объяснить разницу непохожих душ Матрёны и Фаддея?
  30. На что акцентирует внимание читателя автор? Какой “говорящий” эпитет характеризует этого героя?
  31. Прав ли автор, говоря: «Сорок лет пролежала угроза Фаддея в углу…а ударила-таки»?Что это за

угроза?

  1. Какой момент стал поворотным в жизни Матрёны? Почему?
  2. Почему Матрёна выходит замуж за Ефима?
  3. Вы склонны осудить или оправдать Матрёну в этой ситуации?
  4. Что изменило обычный образ жизни Матрены?
  5. Почему Матрене тяжело решиться отдать своей воспитаннице завещанную горницу при жизни?
  6. Почему “не спит она две ночи”, думая о горнице? Жалко ли ей горницы? Свой ответ подтвердите

цитатой из текста.

  1. Почему читатель верит ей?
  2. Почему он чувствует, что события действительно закончатся трагически?
  3. Где автор уже успел подготовить нас именно к такому финалу?
  4. Попробуйте поискать эти авторские “подножки”, подставленные читателю.
  5. Зачем Матрена бросается вдогонку за санями?
  6. Как автор показывает нам тревогу за Матрену, ощущение того, что случится беда?
  7. Что поведала нам подруга Маша о последних минутах жизни Матрены, о произошедшей трагедии на переезде?
  8. Проследите за поведением людей, собравшихся на похоронах Матрены. Охарактеризуйте их.
  9. Кто из них искренне переживает смерть Матрены, горечь ее утраты?
  10. Автор признает, что и он, породнившийся с Матреной, никаких корыстных интересов не

преследующий, тем не менее, так до конца ее и не понял. И лишь смерть раскрыла перед ним

величественный и трагический образ Матрены. В чём он заключается?

  1. Какие слова из текста можно взять эпиграфом к образу Матрены?В чем трагичность ее судьбы?
  2. Почему Матрена рассказывает о своей жизни Игнатьичу?
  3. Можно ли назвать Матрену Васильевну красивой? В чём заключается эта красота?
  4. Кто виноват в гибели Матрены: люди, события, судьба?
  5. Первый вариант названия рассказа «Не стоит село без праведника». Раскройте его философский

смысл.

  1. Как растолковать смысл начального названия рассказа?
  2. Изменился ли смысл названия рассказа под вторым заголовком?Как?
  3. Как вы понимаете заключительные слова произведения? Согласны ли вы с ними?
  4. В чем смысл слова “праведник”?
  5. В чем, по-вашему, заключается смысл заглавия рассказа “Матренин двор”?
  6. С гибелью Матрены рушится ли этот мир?
  7. Кто сможет защитить “Матренин двор”?
  8. Этот вопрос сложный, он еще раз возвращает нас к переосмыслению разговора о смысле жизни. В чём он заключается, исходя из рассказа А.И.Солженицына?
  9. Как вы думаете, нужны ли такие праведники в нашей жизни? Почему? Зачем?
  10. Возможно ли праведничество в нашей жизни и знаете ли вы людей, которых можно назвать

праведниками?

  1. Кто из писателей затрагивал эту же проблему? Каково их понимание праведничества?
  2. Какие ещё проблемы вы увидели в этом рассказе?
  3. Есть ли в произведении такие моменты, которые вас потрясли?
  4. Как русский характер понимает Солженицын?
  5. Какие ещё представления о русском народном характере заявлены в рассказе?
  6. Можно ли сказать, что рассказ А.И.Солженицына“Матрёнин двор” связывает некоторые мотивы

предшествующей литературы с последующими мотивами современных литературных произведений? Приведите примеры.


Понятие «село» для А. Солженицына является моделью (синонимом) народной жизни конца 19 – начала 20 веков. Существование национального мира, по мнению автора, невозможно без «праведника» – человека, обладающего лучшими чертами народного характера. Отсутствие такого человека непременно влечет за собой разрушение вековой культуры русской деревни и духовную гибель нации. В центре повествования в рассказе А.И. Солженицына «Матрёнин двор» судьба деревенской женщины Матрёны Васильевны Григорьевой.

Матрена Васильевна – тот самый праведник, который является воплощением духовного начала в национальном характере. Она олицетворяет лучшие качества русского народа, то, на чем держится патриархальный уклад деревни. Ее жизнь построена на гармонии с окружающим миром, ее дом является продолжением ее души, ее характера. Все здесь естественно и органично, вплоть до мышей, шуршащих за обоями. Все, что существовало в доме Матрены (коза, колченогая кошка, фикусы, тараканы), было частью ее небольшой семьи. Возможно, такое уважительное отношение героини ко всему живому происходит от восприятия человека частью природы, частью огромного мира, что тоже характерно для русского национального характера.

Матрёна у Солженицына – воплощение идеала русской крестьянки. Её облик подобен иконе, жизнь – житию святой. Её дом – сквозной символический образ рассказа - как бы ковчег библейского праведника Ноя, в котором он спасается от потопа вместе с семьёй и парами всех земных животных, – чтобы продолжить род людской.

Матрёна – праведница. Но односельчане не ведают о её утаённой святости, считают женщину просто неумной, хотя именно она хранит высшие черты русской духовности. Подобно Лукерье из рассказа Тургенева «Живые мощи», Матрёна на свою жизнь не жаловалась, Богу не докучала, ведь он и так знает, чего ей надобно. Всю свою жизнь Матрена прожила для других (колхоз, деревенские бабы, Фаддей). Однако ни бескорыстие, ни доброта, ни трудолюбие, ни терпение Матрены не находят отклика в душах людей. Сформировавшиеся под влиянием социально-исторических катаклизмов бесчеловечные законы современной цивилизации, разрушив нравственные устои патриархального общества, создали новое, искаженное понятие о морали, в котором нет места ни душевной щедрости, ни сопереживанию, ни элементарному сочувствию.

Автор наделил героиню православною верою в Бога. В самые тяжелые минуты своей жизни она обращается к Господу, но для этого совсем не обязательно молиться: «Может быть, она и молилась, но не показно, стесняясь меня или боясь меня притеснить». Любовь и забота о ближнем, ее «доброе расположение духа» – все это привлекало автора, помогая залечить жизненные раны.



Трагедия Матрены в том, что в ее характере полностью отсутствовало практическое восприятие мира (за всю жизнь она так и не смогла обзавестись хозяйством, а когда-то добротно построенный дом обветшал и постарел). Эта грань русского народного характера, необходимая для существования нации, воплотилась в образе Фаддея. Однако без духовного начала, без Матрены, практичность Фаддея под влиянием различных социально-исторических обстоятельств (война, революция, коллективизация) трансформируется в абсолютный прагматизм, гибельный как для самого человека, так и для окружающих его людей. Смыслом жизни героя становится гиперболизированная жажда наживы, обогащения, ведущая к полной моральной деградации героя. Фаддей даже на похоронах Матрены «только ненадолго приходил постоять у гробов», потому что был озабочен спасением «горницы от огня и от козней Матрениных сестер».

Но самым страшным является то, что Фаддей «был в деревне такой не один». Главный герой повести, рассказчик Игнатич, с сожалением констатирует, что и другие жители видят смысл жизни в стяжательстве, в накоплении имущества: «И его-то терять считается перед людьми постыдно и глупо». Односельчане Матрены, озабоченные мелкими бытовыми проблемами, не смогли увидеть за внешней неказистостью духовную красоту героини. Умерла Матрена, и уже ее дом и имущество растаскивают чужие люди, не понимая, что вместе с уходом Матрены из жизни уходит что-то более важное, не поддающееся дележу и примитивной житейской оценке. Вот почему именно рассказчик, а не односельчане, осознаёт и чувствует праведность Матрены. Односельчане давно забыли даже само слово «праведник», они не понимают, что это такое, и не думают о праведной жизни.

Тема праведничества звучит в творчестве художни-ков слова разных времен. Не остались к ней равно-душными и современные писатели. Свое видение этой проблемы дает в рассказе «Матренин двор» А. И. Сол-женицын.

«Матренин двор» — произведение, полностью ав-тобиографичное и достоверное. Описываемая Солже-ницыным история произошла в деревне Мильцево Купловского района Владимирской области. Там и жила Матрена Васильевна Захарова.

Героиня солженицынского рассказа скромна и не-приметна. Автор наделяет ее неброской внешностью и не дает читателю ее развернутого портрета, зато он по-стоянно обращает внимание на улыбку Матрены, лу-чезарную, светлую, добрую. Так Солженицын подчер-кивает внутреннюю красоту Матрены, которая для него куда более важна, чем красота внешняя. Речь Матрены необычна. Она изобилует просторечными и устаревшими словами, диалектной лексикой. Кроме того, героиня постоянно использует слова, придуман-ные ею самой (Не умемши, не варемши — как утрафишь?»). Таким образом автор раскрывает мысль о народности характера Матрены.

Героиня живет «в запущи». Дом Матрены «с че-тырьмя оконцами в ряд на холодную некрасную сто-рону, крытый щепою», «изгнивала щепа, посерели от старости бревна сруба и ворота, когда-то могучие, и прореди л ась их обвершка». Быт героини неустроен: мыши, тараканы. Она ничего не нажила, кроме фику-сов, козы, колченогой кошки и пальто, перешитого из шинели. Матрена бедна, хотя проработала всю жизнь. Даже крохотную пенсию себе она выхлопота-ла с огромным трудом. Тем не менее описание быта ге-роини дает ощущение гармонии, которой наполнен ее небогатый дом. Рассказчик в ее доме чувствует себя уютно, решение остаться именно у Матрены приходит к нему сразу же. Он отмечает о Матренином дворе: «.. в нем не было ничего злого, в нем не было лжи».

Матрена прожила нелегкую жизнь. Коснулись ее судьбы события Первой мировой войны, на которой попал в плен Фаддей, события войны Великой Отече-ственной, с которой не вернулся муж. Не обошла сто-роной и коллективизация: в колхозе героиня прора-ботала всю свою жизнь, причем «не за деньги — за па-лочки». Ей и в последние дни живется непросто: целыми днями она ходит по инстанциям, пытаясь по-лучить справки для оформления пенсии, у нее боль-шие проблемы с торфом, у нее новый председатель об-резал огород, она не может завести корову, потому что косить нигде не разрешают, даже на поезд билет ку-пить невозможно. Казалось бы, человек давно должен озлобиться, ожесточиться против жизненных обстоя-тельств. Но нет — Матрена не держит зла ни на лю-дей, ни на свою долю. Главные ее качества — неспособность к злу, любовь к ближнему, умение сочувст-вовать и сострадать. Еще при жизни героиня отдает на слом для Киры свою горницу, потому что «ни труда, ни добра своего не жалела Матрена никогда». Она на-ходит утешение в работе и «ко всякой работе ловка». Рассказчик замечает: «..у нее было верное средство вернуть себе доброе расположение духа — работа». Встает Матрена ежедневно в четыре-пять утра. Копа-ет «картовь», ходит за торфом, «по ягоды в дальний лес», и «на каждый день приходилось у нее какое-ни-будь другое дело». По первому зову идет героиня на помощь и колхозу, и родственникам, и соседям. При-чем за свой труд она не ждет и не требует вознагражде-ния. Работа для нее — удовольствие. «В охотку копа-ла, уходить с участка не хотелось»,— произносит она однажды. «Возвращалась Матрена уже просветлен-ная, всем довольная, со своей доброй улыбкой»,— го-ворит о ней рассказчик. Окружающим кажется странным такое поведение Матрены. Сегодня они зо-вут ее на помощь, а завтра осуждают за то, что она от нее не отказалась. О ее «сердечности и простоте» гово-рят « с презрительным сожалением». Сами же сельча-не Матрениных проблем будто не замечают, они и проведать-то ее не заходят. Даже на поминках Матре-ны о ней самой никто не говорит. В мыслях у собрав-шихся одно: как поделить ее нехитрое имущество, как ухватить для себя кусок побольше. Героиня была одинока при жизни, одинокой оставалась она и в тот скорбный день.

Матрена противопоставлена другим героям расска-за, да и всему окружающему ее миру тоже. Фаддей, например, озлоблен, бесчеловечен, корыстен. Он по-стоянно истязает свою семью, а в день трагедии дума-ет лишь о том, как «спасти бревна горницы от огня и от козней матрениных сестер». Противопоставлены Матрене и ее подруга Маша, и ее сестры, и ее золовки.

Основа отношений в окружающем героиню мире — ложь, безнравственность. Современное общество ут-ратило нравственное ориентиры, и его спасение Сол-женицын видит в сердцах таких одиноких праведни-ков, как Матрена. Она — тот самый человек, «без ко-торого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша».

А. Солженицын — продолжатель толстовской тра-диции. В рассказе «Матренин двор» он утверждает толстовскую истину о том, что в основе истинного ве-личия «простота, добро и правда».

«Матренин двор» Солженицына – рассказ о трагической судьбе открытой, не похожей на своих односельчан женщины Матрены. Опубликован впервые в журнале «Новый мир» в 1963 году.

Рассказ ведется от первого лица. Главный герой становится квартирантом Матрены и рассказывает о ее удивительной судьбе. Первое название рассказа «Не стоит село без праведника» хорошо передавало идею произведения о чистой, бескорыстной душе, но было заменено во избежание проблем с цензурой.

Главные герои

Рассказчик – немолодой мужчина, отбывший строк в тюрьме и желающий тихой, спокойной жизни в русской глубинке. Поселился у Матрены и рассказывает о судьбе героини.

Матрена – одинокая женщина лет шестидесяти. Живет одна в своей избе, часто болеет.

Другие персонажи

Фаддей – бывший возлюбленный Матрены, цепкий, жадный старик.

Сестры Матрены – женщины, ищущие свою выгоду во всем, к Матрене относятся потребительски.

В ста восьмидесяти четырех километрах от Москвы, на дороге к Казани и Мурому пассажиров поезда всегда удивляло серьезное снижение скорости. Люди устремлялись к окнам и говорили о возможном ремонте путей. Проезжая этот участок, поезд снова набирал прежний ход. А причина замедления была известна лишь машинистам да автору.

Глава 1

В 1956 году летом автор возвращался из «пылающей пустыни наугад просто в Россию» . Его возвращение «затянулось годков на десять» , и ему не было ни куда, ни к кому спешить. Повествователь хотел куда-то в русскую глубинку с лесами и полями.

Он мечтал «учительствовать» подальше от городской суеты, и его направили в городок с поэтичным названием Высокое Поле. Там автору не понравилось, и он попросил перенаправление в место с жутким названием «Торфпродукт». По приезду в поселок рассказчик понимает, что сюда «легче приехать, чем потом уехать» .

Кроме хозяйки в избе обитали мыши, тараканы да из жалости подобранная хромая кошка.

Каждое утро хозяйка просыпалась в 5 утра, опасаясь проспать, так как не очень доверяла своим часам, которым шел уже 27 год. Она кормила свою «грязно-белую криворогую козу» и готовила нехитрый завтрак постояльцу.

Как-то от сельских женщин узнала Матрена, что «вышел новый пенсионный закон» . И стала Матрена добиваться пенсии, но было очень трудно получить ее, разные конторы, в которые отправляли женщину, находились в десятках километров друг от друга, и день нужно было потратить, из-за одной подписи.

Люди в поселке жили бедно, не смотря на то, что вокруг Тальново расстилались на сотни километров торфяные болота, торф с них «принадлежал тресту» . Сельским женщинам приходилось мешками натаскивать себе торфу на зиму, прячась от набегов охраны. Земля здесь была песчаной, урожаи давала бедные.

Люди в селе часто звали Матрену на свой огород, и она, бросив свои дела, шла помогать им. Тальновские женщины, едва ли не в очередь выстраивались, чтобы забрать на свой огород Матрену, ведь работала она в удовольствие, радуясь хорошему чужому урожаю.

Раз на полтора месяца хозяйке выпадала очередь кормить пастухов. Обед этот «вгонял Матрену в большой расход» , потому что приходилось покупать ей сахар, консервы, масло. Сама бабушка себе такой роскоши не позволяла даже на праздники, живя только тем, что давал ей убогий огород.

Рассказывала Матрена как-то про коня Волчка, который испугался и «понес сани в озеро» . «Мужики поотскакивали, а она за узду схватила, остановила» . При этом, не смотря на кажущееся бесстрашие, хозяйка боялась пожара и, до дрожи в коленях, поезда.

К зиме Матрене все же насчитали пенсию. Соседки стали завидовать ей. А бабушка наконец-то заказала себе новые валенки, пальто со старой шинели, и спрятала на похороны двести рублей.

Как-то на крещенские вечера к Матрене пришли три ее младшие сестры. Автор был удивлен, ведь раньше не видел их. Подумал, может, они опасались, что Матрена помощи просить будет у них, вот и не приходили.

С получением пенсии, бабушка будто ожила, и работа ей давалась легче, и болезнь беспокоила реже. Только одно событие омрачало настроение бабушки: на Крещение в церкви кто-то забрал ее котелок со святой водой, и осталась она и без воды и без котелка.

Глава 2

Тальновские женщины расспрашивали Матрену об ее постояльце. А она передавала вопросы ему. Автор рассказал хозяйке, лишь то, что был в тюрьме. Сам же не расспрашивал о прошлом старушки, не думал, что есть там что интересное. Знал только, что вышла она замуж и пришла в эту избу хозяйкой. Детей у нее родилось шестеро, но все они умерли. Позже была у нее воспитанница Кира. А муж Матрены не вернулся с войны.

Как-то придя домой, рассказчик увидел старика – Фаддея Мироновича. Он пришел просить за своего сына – Антошку Григорьева. Автор вспоминает, что за этого безумно ленивого и наглого мальчишку, которого переводили из класса в класс только чтобы «не портить статистику успеваемости» , иногда почему-то просила и сама Матрена. После ухода просителя, рассказчик узнал от хозяйки, что это был брат ее пропавшего мужа. В тот же вечер рассказала она, что должна была выйти за него замуж. Будучи девятнадцатилетней девушкой, Матрена любила Фаддея. Но его забрали на войну, где тот пропал без вести. Спустя три года умерла мать Фаддея, дом остался без хозяйки и свататься к девушке пришел младший брат Фаддея – Ефим. Уже не надеясь увидеть любимого, Матрена жарким летом вышла замуж и пошла хозяйкой в этот дом, а зимой «из венгерского плена» вернулся Фаддей. Бросилась ему в ноги Матрена, а он сказал, что «если б то не брат мой родной, порубил бы вас обоих» .

В жены он позже взял «другую Матрену» – девушку с соседнего села, которую выбрал в жены только из-за имени.

Автор вспомнил, как она приходила к хозяйке и часто жаловалась, то муж ее бьет и обижает. Она родила Фаддею шестерых детей. А у Матрены дети рождались и почти сразу умирали. Всему виной «порча», думала она.

Вскоре началась война, и Ефима забрали, откуда он уже не вернулся. Одинокая Матрена взяла у «Второй Матрены» маленькую Киру, и воспитывала ее 10 лет, пока девушка не вышла замуж за машиниста и не уехала. Так как Матрена сильно болела, то рано позаботилась о завещании, в котором присудила отдать воспитаннице часть своей избы – деревянную горницу-пристройку.

В гости приехала Кира и рассказала, что в Черустях (где она живет), чтобы получить землю молодым, необходимо поставить постройку какую-нибудь. Для этой цели очень подходила завещанная Матренина горница. Фаддей начал часто приходить и уговаривать женщину отдать ее сейчас, при жизни. Матрене не жаль было горницы, но страшно было ломать крышу дома. И вот, в холодный февральский день пришел Фаддей с сыновьями и начал отделять горницу, которую когда-то и построил со своим отцом.

Две недели лежала горница возле дома, потому что метель замела все дороги. А Матрена была сама не своя, к тому же пришли три ее сестры и обругали, за то, что позволила отдать горницу. В те же дни, «кошка колченогая сбрела со двора и пропала» , что сильно расстроило хозяйку.

Однажды, возвращаясь с работы, рассказчик увидел, как старик Фаддей пригнал трактор и на двое самодельных саней грузили разобранную горницу. После выпили самогона и в потемках повезли избу в Черусти. Их провожать пошла Матрена, да так и не вернулась. В час ночи автор услышал голоса в деревне. Оказалось, сани вторые, которые из жадности Фаддей прикрепил к первым, застряли на рейсах, рассыпались. В это время шел паровоз, из-за бугра его было не видно, из-за мотора трактора не слышно. Он налетел на сани, погиб один из машинистов, сын Фаддея и Матрена. Глубокой ночью пришла подруга Матрены Маша, рассказала об этом, погоревала, а потом сказала автору, что Матрена завещала ей свою «вязанку», и она ее забрать хочет в память о подруге.

Глава 3

Наутро Матрену собирались хоронить. Рассказчик описывает как, приходили прощаться с ней сестры, плача «на показ» и обвиняя в ее смерти Фаддея и его семью. Только Кира горевала искреннее по погибшей приемной матери, да «Вторая Матрена», жена Фаддея. Самого же старика на поминках не было. Когда перевозили они злосчастную горницу, первые сани с досками да латами так и остались стоять у переезда. И, в то время, когда один сын его погиб, зять под следствием, а дочь Кира чуть не теряет рассудок с горя, он переживал только о том, как доставить сани домой, и упрашивал всех знакомых помочь ему.

После похорон Матрены избу ее «забили до весны» , а автор переселился к «одной из ее золовок» . Женщина часто вспоминала о Матрене, но все с осуждением. И в этих воспоминаниях возник совершенно новый образ женщины, что так разительно отличалась о людей вокруг. Матрена жила с открытым сердцем, всегда помогала другим, ни кому не отказывала в помощи, хоть здоровье ее было слабым.

Свое произведение А. И. Солженицын заканчивает словами: «Все мы жили рядом с ней, и не поняли что она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит ни село. Ни город. Ни вся земля наша» .

Заключение

Произведение Александра Солженицына повествует о судьбе искренней русской женщины, у которой «грехов было меньше, чем у колченогой кошки». Образ главной героини – это образ того самого праведника, без которого не стоит село. Матрена всю жизнь свою посвящает другим, в ней не капли злобы или фальши. Окружающие пользуются ее добротой, и не осознают, насколько святая и чистая душа у этой женщины.

Так как краткий пересказ «Матренин двор» не передает самобытной авторской речи и атмосферы рассказа, стоит прочитать его полностью.

Тест по рассказу

Рейтинг пересказа

Средняя оценка: 4.6 . Всего получено оценок: 6677.












Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели и задачи:

  • формирование нравственных ориентиров учащихся;
  • приобщение учащихся к творчеству А. Солженицына;
  • актуализация нравственно-ценностных смыслов произведений Солженицына;
  • развитие умения учащихся работать с текстом художественного произведения: выделять главное, анализировать прочитанное, делать выводы;

Оформление: мультимедиакомплект, презентация к уроку, карточки с вопросами и заданиями для каждой группы, свеча, которая занимает видное место на учительском столе.

Эпиграф: «И отпущено каждому живущему только: свой труд – и своя душа» (А. И. Солженицын «Лихое зелье»)

ХОД УРОКА

I. Вступительное слово учителя.

– Один из рассказов А. И. Солженицына заканчивается такими словами… (зачитывается эпиграф к уроку).
Труд и душа…Материальное и духовное… «Не так уж и много, – скажут некоторые, – человеку нужно гораздо больше».
– Что мы можем возразить таким людям?

(Таким образом, дети начинают говорить, пытаются размышлять)

– Да, то, что даровано свыше, бесценно, бесценно – и беззащитно. «Сколько же труда кладёт земледелец: сохранить зёрна до срока, посеять угодно, доходить до плодов растения добрые. Но с дикой резвостью взбрасываются сорняки…Отчего же у добрых растений всегда сил меньше?» – сокрушался писатель в рассказе «Лихое зелье». И всё-таки жила в нём святая вера и надежда на то, что выстоит человеческая душа, вызреет и даст свои добрые плоды. Об этом рассказ «Матрёнин двор».

(Учитель зажигает свечу и предлагает понаблюдать и подумать, какую параллель можно провести между горящей свечой и человеческой душой).

– В результате приходим к выводу: этот чистый и ясный язычок пламени может согреть, но он может и погаснуть от любого случайного сквозняка.
Вот так же беззащитна, открыта всем ветрам душа человека. Как же порой бывает трудно сохранить в себе этот тёплый свет! Многим не удаётся, а Матрёне удалось… Как?
(После этого полностью формулируется и записывается на доске главная проблема урока: заглянув в историю жизни Матрёны, понять, как удалось этой женщине сохранить свою душу, сберечь то, что было даровано ей свыше )

II. Изучение рассказа. Работа в группах

Предварительно класс делится на семь групп – по микротемам. Каждая получает вопросы и задания по тексту рассказа. На уроке в работе участвуют все члены группы, кроме того, при обсуждении другие группы могут вносить свои коррективы и дополнения. После этого сформулированные выводы по микротемам записываются в рабочие тетради.

Матрёнин дом

  • Что привело героя-рассказчика в деревню Тальново?
  • Перечитайте самое первое описание дома Матрёны. На что прежде всего невольно обращаешь внимание? Меняется ли впечатление от увиденного, когда переступаешь порог этой избы?
  • Русская печь, тёмное тряпьё, тусклое зеркало, толпа фикусов…Каково предназначение каждой из этих вещей? Чем Матрёна особенно дорожила? Почему?
  • Вспомните, кто ещё проживал с Матрёной под одной крышей? Как истории этих «жильцов» раскрывают образ хозяйки дома?

Сделайте вывод. Чем поразила эта изба Игнатича снаружи и изнутри?
Что побудило героя-рассказчика поселиться именно у Матрёны? (Снаружи это «старый серый изгнивающий» дом. Но за внешней убогостью скрывается чистая душа добротно построенной когда-то избы; в ней не было ничего злого, не было лжи.)

Один день из жизни Матрёны Васильевны

  • Когда и как начинался Матренин день?
  • Какие хлопоты Матрёне были в тягость, какие – доставляли радость и почему?
  • Отчего образ жизни Матрёны так приглянулся Игнатичу, человеку «дальнему», недеревенскому?

Сделайте вывод. В чём находила Матрёна смысл повседневного существования? (Работа – только в ней Матрёна видела смысл своего существования. Она «лечилась» работой, «защищалась» от недоброжелателей. Работа возвращала ей доброе расположение духа, и, «наломавши спину», возвращалась Матрёна в избу уже просветлённая, всем довольная, со своей доброй улыбкой.)

«Общение» с Богом

  • Каким образом в Матрёне уживались такие качества, как языческое суеверие и вера в Бога? В каких эпизодах Матрёна ведёт себя как дремучая язычница, в каких – как истинная христианка?
  • Вспомните случай с котелком. Подумайте, почему именно с Матрёной произошла эта история? Обиделась она после этого на людей? Ожесточилась? Отдалилась от Бога?
  • Почему Матрёна, если и молилась, то не «показно», будто стесняясь или боясь притеснить того, кто рядом?

Сделайте вывод. С какой молитвой Матрёна могла чаще всего обращаться к Богу? Что это было – просьба о помощи, жалобы или слова благодарности? (Матрёна всё делала с открытой душой – работала, любила, молилась… Жизнь научила её стойко переносить все неурядицы, не жаловаться, не стонать даже в минуты тяжёлой «немочи». Поэтому, обращаясь к Богу, Матрёна скорее прошепчет слова благодарности, чем пожалуется на свою жизнь.)

Прошлое Матрёны

  • Перечитайте и прокомментируйте первый эпизод, повествующий о прошлом Матрёны (начало 2-й части). Что это за события? Какие чувства вызывает у вас прочитанное? От кого Игнатич мог узнать эту историю (ведь сама Матрёна не любила говорить о своём прошлом)? Почему так же, как и рассказчик, мы даже не подозреваем найти там что-нибудь интересное?
  • Каким это прошлое предстаёт из её собственного рассказа(2-я часть; разговор Матрёны и Игнатича после визита Фаддея)? Выпишите самые яркие моменты.
  • Объясните чудесное преображение Матрёны в то время, когда она вспоминает прожитое.

«Я…в первый раз совсем по-новому увидел Матрёну…по всей комнате глазам, оторвавшимся от света, казался полумрак с розовинкой. И из него выступала Матрёна. И щёки её померещились мне не жёлтыми, как всегда, а тоже с розовинкой».
«Обвязанное старческим слинявшим платочком смотрело на меня в непрямых мягких отсветах лампы круглое лицо Матрёны – как будто освобождённое от морщин, от будничного небрежного наряда…».

Сделайте вывод. Захотела бы Матрёна, если бы у неё была такая возможность, изменить своё прошлое: от чего-то отказаться, что-то повернуть вспять? (Нет. Ведь тогда она была по-настоящему счастлива: у неё была молодость, любовь – и целая жизнь впереди…)

Матрёна и Фаддей Миронович

  • Первая встреча с Фаддеем на страницах рассказа. Каким человеком предстаёт перед вами старик? Что поражает в его внешности? Какое впечатление произвёл Фаддей на Игнатича, какое – лично на вас?
  • Почему во время визита Фаддея Матрёна почти не участвует в разговоре? Даже после ухода старика весь долгий вечер Матрёна предпочитает отмалчиваться. О чём молчит Матрёна Васильевна?
  • Проанализируйте поведение Матрёны и Фаддея во 2 части рассказа и составьте «глагольные» характеристики героев.

Определите присутствующий здесь подтекст.
Сделайте вывод, перечитав строчки из текста: «…что добром нашим, народным или моим, странно называет язык имущество наше. И его-то терять считается перед людьми постыдно и глупо».

Ответьте на вопрос: Каким добром живёт Матрёна, каким – Фаддей и ему подобные? Почему слово добро автор выделяет курсивом? (Добро для Матрёны – всё духовное; добро для Фаддея – всё вещественное: личное имущество, пожитки, вещи.)

История с горницей

  • Почему именно Кире Матрёна завещала свою горницу?
  • Как Матрёна воспринимает всё происходящее с её домом? Что даёт ей силы пережить это?
  • Что необычного (даже странного) происходит за то время, пока горницу готовились вывезти со двора? Объясните эти «странности».

Сделайте вывод.Как рисует Солженицын сцену «разбирания» Матрениной горницы? Какое значение имеет образ изломанной избы в характеристике ломателей и самой Матрёны? (Горницу разбирали «по рёбрышкам» ; под ударами топоров визжали и скрипели отрываемые доски. Автор намеренно «оживляет» изломанную избу, которая страдает и мучается так же, как и её хозяйка. А ломатели с каждым ударом топора всё больше теряют человеческий облик («отрывали», «выворачивали»)

Прощание с Матрёной

  • Как прощаются с Матрёной деревенские жители и как – её близкие родственники? О чём плачут сёстры, мужнина родня? Чьё поведение «выбивается» из общего сценария прощания?
  • Перечитайте сцену поминок. Почему во время поминовения души усопшей ни слова не прозвучало о самой душе?
  • Объясните, почему именно неодобрительные отзывы золовки позволили Игнатичу по-новому взглянуть на образ Матрёны? Что при этом было для него главной неожиданностью?

Сделайте вывод. Как повлияла гибель Матрёны на окружающих? (Смерть Матрёны – это повод задуматься: Кто я? Для чего я здесь? Что ложно и что истинно в этом мире? Это повод заглянуть в себя, в свою душу – обрести её или потерять навсегда…)

Возвращаемся к проблеме урока, над которой предлагается поразмышлять письменно (сочинение-миниатюра или синквейн). После этого письменные работы по желанию прочитываются в классе. В конце урока все тетради с рабочими записями сдаются на проверку.
Идёт обмен мнениями. Подводятся итоги урока.

IV. Заключительное слово учителя

– У Матрёны почти ничего нет за душой. Зато в ней жива душа, тот внутренний тёплый свет, который не может обжечь – только согреть…
Её не понимают, о ней говорят с презрительным сожалением, а она слушает лишь голос своего сердца.
Если бы каждый из нас смог услышать этот тихий голос, напоминающий: «Ты – человек, самое великое творение божье, и Бог живёт в душе твоей. Помни это».
Как хочется, чтобы помнили…

Литература :

Солженицын А.И. Один день Ивана Денисовича. Рассказы. – М.: Эксмо, 2006.