Непознанное

Учимся видеть свет и тень. Свет и тень Свет и тень в рисунке

Тема урока: СВЕТОТЕНЬ КАК СРЕДСТВО ПЕРЕДАЧИ

ОБЪЕМА ПРЕДМЕТА

Вид занятия : изображение на плоскости.

Метод: Интегрированный урок.

Цель: Дать понятие «светотень» как средства выявления объема предмета. Познакомить с градацией света и тени: свет, блик, тень, полутень, рефлекс, падающая тень.

Обучающая научить изображению геометрического тела (шар) с натуры с боковым освещением.

Развивающая развивать у учеников навыки и приемы работы графическим материалом. Способствовать развитию самостоятельности, зрительной памяти.

Воспитательная воспитывать наблюдательность, интерес к изобразительному искусству, дисциплинированность, ответственное отношение к учебному труду.

Оборудование: бумага, пастель, карандаш, резинка, натуральная постановка из геометрических тел (цилиндр, шар) с боковым освещением, таблицы, образец педагогического рисунка, работы учащихся прошлых лет.

Литературный ряд : стихотворение Е.А. Баратынского. «Свет».

Глоссарий : светотень, блик, полутень, тень.

Ход урока

1. Организационный момент.

Приветствие;

2. Актуализация знаний учащихся.

Старательно мы наблюдаем свет,

Старательно людей мы наблюдаем

И чудеса постигнуть уповаем:

Какой же плод науки долгих лет?

Что, наконец, поймет надменный ум

На высоте всех опытов и дум…

Е. А. Баратынский.

3. Повторение.

Давайте вспомним термины, с которыми мы знакомились на прошлом уроке.

Штрих - черта, короткая линия.

Линия - наиболее популярное изобразительное средство.

Выразительные средства графики - линия, штрих, точка, тон.

Рисунок - важнейшее средство изучения и отображения действительности, первооснова всего реалистического в изобразительном искусстве.

Набросок - произведение графики, живописи небольших размеров, бегло и быстро исполнено.

Графика - вид изобразительного искусства. Искусство изображения мира не с помощью цвета, а с помощью линий.

Натура - реальные объекты, которые художник непосредственно наблюдает при их изображении.

4. Сообщение темы урока.

В современной реалистической живописи и графики освещение предмета и тени, идущие от него, играют большую роль. Сегодня на уроке мы познакомимся, как же с помощью освещения и тени организовать свою композицию, и воплотить художественные замыслы.

5. Сообщение теоретических сведений.

Свет создает для нас условия видимости. Когда свет меняется, то изменяется и видимый образ освещенных предметов. Но мы легко узнаем, т.к. наш глаз (вернее мозг, сознание), нацеленный на узнавание, умеет сопоставить видимые элементы и узнать предмет. А вот художественному видению этого не достаточно. Если источник света находится сбоку от предметов, то он подчеркивает их объемность. Даже самые обыденные предметы обретают выразительность под действием света. Например, складки ткани, освещенные ярким светом, кажутся скульптурным изображением.

Светотень не ложится на предметы как попало. Есть определенные закономерности, как будет располагаться светотень на разных формах. И рисующему человеку это необходимо знать. На плоском листе художник создает изображение, в котором зритель видит формы, объекты, пространство. Чтобы рисующему это удавалось, он должен научится воспринимать все видимое пространство и объемно - рисуя предмет с одной стороны, как бы видеть его со всех сторон.

Светотень - сочетание светлого и темного, распределение различных по яркости цветов или оттенков цвета для выявления объемности изображаемого предмета.

Видимые нами объемные формы выявляются для нас падающим на них светом - светотенью, то есть характером распределения освещенности по форме в зависимости от положения ее различных поверхностей по отношению к источнику света.

Градации светотени - свет, тень, полутень, рефлекс, блик.

Рассмотрим градации светотени на рисунке. На наиболее освещенной поверхности располагается свет , а самая яркая точка называется бликом . На поверхности, освященной скользящим светом, располагается полутень , а на самой затемненной поверхности - собственная тень . Последняя всегда в той или иной степени подсвечена светом, отраженным от других предметов. Такая подсветка называется рефлексом. Наконец предмет отбрасывает от себя на соседние предметы падающую тень , которая обычно всего бывает темнее собственной тени.

Задача рисующего - найти правильное соотношение этих светлотных фаз, уложить каждый тон точно на место. Только в этом случае зритель будет ощущать весь объем тела в целом.

Физминутка.

6. Демонстрация последовательности построения шара.

Практическая работа.

Любой сложный объект (будь то кувшин, ваза, какое-либо здание и даже человек) состоит из более простых форм. Я покажу, как рисовать (строить) простые формы, из которых состоят сложные объекты. Деление сложных объектов на простые формы очень облегчает рисование.

Сегодня мы выполним рисунок объемного геометрического тела - шара с боковым освещением с натуры. Работая с натуры, помните, что в процессе создания изображения нельзя изменять положение источника света.

1. Начнем с самой простой для построения формы - шара. Шар при рисовании на плоскости представляет собой круг. С какой стороны на него ни посмотри, все равно круг, сверху - тоже круг. Вот и будем рисовать его в виде круга. Начнем с основных линий. Определим место, где этот шар будет находиться на листе.

2. Проведем осевую линию нужной высоты. Разделим, измеряя карандашом, осевую на две равные части - это будет центр и радиус круга.

3. Теперь, через центр, проведем перпендикулярную осевую линию. Самое главное и ответственное действие - измерьте с помощью карандаша радиус, и отложите его от центра на все осевые линии. Если у Вас хороший глазомер, то Вы можете плавной линией соединить отметки на осевых и получится круг.

4. Те, кто не доверяют своему глазомеру, могут через центр провести дополнительные осевые линии. И на них тоже отложить радиус.

5.Соедините полученные точки и круг готов.
6.Осталось стереть мягким ластиком вспомогательные линии, но если вы работали легкими, едва заметными линиями, то стирать ни чего не надо, так как любой ластик повреждает поверхность бумаги, и портит свежесть рисунка.

Чтобы круг превратился в шар, надо сделать его объемным. Объем создается с помощью наложения теней, т.е светотени.

7. Посмотрите внимательно на шар. Найдите на шаре самое светлое местечко, которое словно отражает свет? Нашли? Я тоже нашел и перенес его на наш круг. Познакомьтесь - это БЛИК. Блик - это самое светлое место на предмете, которое отражает свет. Так блик нашли. Обозначим его на рисунке.

Разные поверхности предметов по-разному отражают свет: на гладких глянцевых поверхностях (керамика, стекло, металл, глянцевый пластик) блик яркий и четкий. На мягких, пористых, не полированных поверхностях (дерево, глина, бумага, апельсин, яйцо и т.п.) блик менее яркий и его границы не четкие, а плавно переходящие в следующую градацию света-тени.

8. Снова посмотрим на шар. Найдите вокруг блика светлое пятно. Познакомьтесь - это СВЕТ . Свет - самое светлое пятно на предмете после блика. Обозначим его область на рисунке. Двигаемся дальше.

9.Следующая зона разбивается на ПОЛУТЕНЬ и СОБСТВЕННУЮ ТЕНЬ.
Собственная тень - это самое темное место на предмете.
А полутень - это плавный переход от света к собственной тени. То есть не такое светлое как свет, но и не такое темное, как собственная тень предмета. Обозначим полутень и собственную тень на рисунке.

10. Есть еще одно чудо светотени - это РЕФЛЕКС.
Рефлекс - это отражение плоскости или других объектов на предмете. Обычно он немного светлее собственной тени. Так как мой шарик лежит на плоскости в полном одиночестве, то на нем есть рефлекс только от плоскости, который я и обозначил на своем рисунке в виде тоненькой полоски на самой темной части моего шара.
Не тренированному глазу бывает очень трудно заметить рефлекс, но если посмотреть на предмет немного прищурившись, то рефлекс становится более заметным.

11. Теперь посмотрите на плоскость под предметом с теневой стороны, и Вы увидите тень от предмета. Скорее всего именно с этой тенью Вы давно знакомы, ее полное имя - ПАДАЮЩАЯ ТЕНЬ .
Ну вот вроде бы и все градации светотени. Надеюсь ни чего сложного. На самом деле все эти градации располагаются на любом предмете, меняя только свою форму и местоположение на предмете, в зависимости от формы предмета и от материала из которого он изготовлен.

А теперь попробуем все выполнить на практике. Выполнять мягким карандашом или мелками. Я выполню рисунок пастелью (мелками) - серыми оттенками.

12.Область БЛИКА покрываю белой пастелью - мелом. Если выполняете карандашом, то блик оставляют не покрытым - просто чистая белая бумага.
Светло-серым цветом покрываю область СВЕТА .

13.Беру оттенок немного темнее и покрываю область ПОЛУТЕНИ .

14. Темно-се делаю РЕФЛЕКС - отражение плоскости.

15.Теперь рисую ПАДАЮЩУЮ ТЕНЬ . В данном случае она под самым шаром будет темнее, темнее чем РЕФЛЕКС на шаре. Дальше от шара тень будет светлее. Такая четкая тень от шара получилась потому, что шар освещен сверху лампой. Если Вы рисуете днем, то тень будет менее четкая.

16. Не забываем про плоскости. Обычно горизонтальная плоскость на которой лежит объект светлее чем вертикальная, так как свет светит сверху и горизонтальная плоскость лучше освещена. Но бывает и наоборот, если свет направлен на вертикальную плоскость.

17.Рисунок завершен, осталось сгладить - обобщить немного переходы света и тени. Вот что получилось.

Закрепление.
А теперь повторим, какие градации светотени для придания рисунку объема мы узнали: блик, свет, полутень, собственная тень, рефлекс, падающая тень.
И ничего сложного!


7. Итог урока .
. Выставка работ учащихся.
. Анализ рисунков, оценивание.
8. Рефлексия.
- Выполняя рисунки, вы могли сегодня убедиться в том, что правильная передача световых фаз позволяет выявить на рисунке объемную форму предмета.
- Так что же позволяет выявить на рисунке объемную форму предмета?
- В лучших ваших рисунках передано распределение освещенности на поверхности шара.
- Можно ли полученные знания, сегодняшнего урока применять в дальнейшем?
9. Заключительное слово учителя.
- Сегодня на уроке вы узнали еще об одной особенности изображения, о которой так просто и вместе с тем удивительно образно сказал поэт:
За часом час уходит прочь,
Мелькает свет и тень.
Звезда над речкой - значит, ночь.
А солнце - значит, день.
Николай Рубцов.

В этом уроке мы наглядно рассмотрим как правильно строить падающую/отброшенную тень с помощью двухточечной перспективы.

Свет важен

Свет утверждает свою необходимость в рисовании через свой валёр. Под валёром подразумевается затемненность или освещенность оттенка тона объекта. В большинстве случаев более темный валёр используют для теней, а светлый, соответственно, для освещенных участков. Валёр, который находится между этими крайностями, обычно называют полутоном.

Валёр - в живописи и графике: оттенок тона, определяющий светотеневое соотношение в пределах одного цвета. Система валёров представляет собой градацию света и тени какого-либо цвета в определенной последовательности.
Из Wiki.

Необходимо создавать иллюзию света в рисунке, так как свет является определяющим фактором при различении предметов внешнего мира. Если мы хотим научиться создавать иллюзии в рисунках, самой главной иллюзией будет как раз создание света.

Свет активно действует в двух локациях – подсвеченной стороне и полутонах. Наш мозг запечатлевает их положение и усиливает их интенсивность, так же, как интенсивность теней.

Свет и тень

Тени обычно разделяют на «собственные» и «отброшенные». Собственная тень – это тень от самого объекта, а отброшенная тень – результат непроходимости света в объекте. Таким образом, тень «падает» на ближайшие поверхности.

Собственная тень может сообщить наблюдателю информацию о форме объекта, в то время как отброшенные тени формообразуют объект и направление света.

Отброшенные тени

Важна форма отброшенной тени, так как наблюдатель получает из ее очертаний представление о форме объекта. Некоторые художники пользуются этой особенностью, если они хотят заставить тени «говорить» особенным образом, управляя источником света. Однако такой подход требует некоторой сноровки и знания теории перспективы.

Для большинства рисунков с натуры тени объектов очевидны, и их можно нарисовать, основываясь на сравнении между позитивным и негативным пространствами. Однако, если вы рисуете воображаемые предметы, вам пригодится данный навык.

В видео ниже мы рассматриваем использование производной перспективы, чтобы уметь создавать формы отброшенных теней в виде простых прямоугольников и сфер.

Как использовать «перспективу», чтобы расположить отброшенные/падающие тени

Начнем с разбора процесса отбрасывания теней от прямоугольных объектов .

Сначала мы нарисуем простой прямоугольник, для этого воспользуемся двухточечной перспективой. Важно включать линию горизонта в план картины – для нас это будет «точка затухания тени».

Когда прямоугольник будет готов, мы определим источник света над уровнем горизонта. Чем ближе источник света будет располагаться к линии горизонта, тем длиннее будут тени.

Можно нарисовать линию от источника света до уровня горизонта. Точка пересечения этих двух линий (линия от источника света и линия горизонта) будет «точкой затухания тени».

Теперь мы можем нарисовать три линии от источника света, рассеивающиеся до верхних углов нашей формы. В этом случае мы имеем в виду три ближайших к наблюдателю угла.

Затем мы нарисуем линии по направлению от точки затухания тени до трех нижних углов нашей формы. Они должны быть достаточно длинными – такими же, как линии до верхних углов.

Точки пересечения помогают определить форму отброшенной тени.

Мы можем использовать получившуюся форму как основу для заполнения тени цветом.

Рисуем отброшенные тени сферы с использованием перспективы

Теперь, когда мы рассмотрели процесс создания отброшенных теней с использованием перспективы на примере прямоугольника, разберем стратегию построения тени для сферы. (Существует несколько способов построения тени для сферы, но этот самый простой, на мой взгляд).

Как и в предыдущем примере, нам придется определить линию горизонта, так как они пригодится нам при определении точки затухания тени. Нам также понадобится определить источник света и точку затухания тени.

Затем нарисуем круг, который впоследствии станет сферой. Чтобы было проще определить форму отброшенной тени, впишем круг в квадрат.

Проведем линии от источника света до двух верхних углов квадрата, вписывающего в себя окружность.

Теперь нарисуем линии от точки затухания тени до двух нижних углов квадрата.

Полученные точки пересечений можно использовать для определения формы квадратной отброшенной тени.

Теперь нам нужно создать овальную форму для собственно сферической тени. Для начала необходимо определить, где кривые будут соприкасаться с краями. Чтобы найти эти точки, нам нужно нарисовать линии от источника света до середин сторон квадрата с каждой из сторон.

Затем, с помощью этих точек пересечения определим форму отброшенной от сферы тени.

Теперь можно добавлять цвет и валёр к самой сфере и отброшенной тени, чтобы завершить рисунок. У вас есть все ориентиры для этого.

Надеюсь, статья была вам полезна! Оставляйте свои комментарии, пожелания и вопросы!

Рефлексы, светотень и цвет тени. Как разобраться?

Мои дорогие, сегодня в рубрике #невредные советы мы обсудим такие важные понятиях как свет, тень и рефлексы.

В предыдущий четверг мы с Вами проанализировали тон и тоновые отношения в работе,а сегодня поговорим об отдельном объекте и объединим эти знания для работы с цветом в пейзаже.

Итак, самый простой объект для разбора светотени- это шар(на фото посередине слева), на нем сразу же видно направление света, блик, светлые участки, собственную тень(тень на объекте), падающую тень(тень от объекта от самого шара) и рефлекс.

И если со светом более-менее понятно, он находится со стороны источника света,

а тень-в противоположной ему части объекта .

То вот последнему-рефлексу обычно уделяют не так много внимания, а зря! Он как раз основополагающий в нашей теме и очень влияет на тень. Но обо всем попорядку. Для начала остановимся поподробнее на понятии.

Рефлекс - это отраженный свет от соседних предметов и появляется он в собственной тени предмета(это важно!) В живописи рефлексы будут цветными, отражающими цвет предметов вокруг, а в графике-это соответственно светлый отблеск в собственной тени.

Происходит он из-за того, что соседний предмет также освещён светом и отбрасывает,отражает свой свет на "соседей ".

Как я упоминала выше,

  • самый активный рефлекс находится в теневой части , там он ещё и светлый по тону,
  • чуть менее активные и совпадающие по тону с объектом находятся в полутеневых областях .

На фото два шарика в окружении яркого фона

Ошибкой будет создавать яркие рефлексы на всей поверхности, (левый шарик) ведь их активность будет зависеть как раз от области,в которой они находятся.

Естественный вариант-это правый шарик, там самые светлые,практически не ощутимые рефлексы на светлых областях. Почему? Потому что объект в них активно освещён и цвет его получается как бы "засвеченным", поэтому яркие рефлексы там невозможны(как на шарике слева).

В полутеневых областях рефлексы насыщенные и самый очевидный с отблеском в собственной тени-теневой области. И, если в графике самым главным будет как раз рефлекс в собственной тени, то,когда мы рисуем в цвете, нам нужны будут все рефлексы и в полутеневых областях именно они влияют на цвет тени, будем рассматривать дальше подробнее.

А теперь перейдём к различным факторам, которые влияют на светотень и рефлекс.

  • Безусловно, интенсивность как света, так блика и рефлекса будет зависеть от материала предмета . Чем более глянцевая поверхность(металл, стекло, гладкая кожура фруктов, атласные ткани и др.), тем более контрастными по тону будут эти участки и,соответственно, чем более спокойный материал (хлопок и др. мягкие ткани, дерево, камень и т.д) тем спокойнее.

Это важно учитывать при рисовании, тут поможет та самая "насмотренность" и наблюдательность, которая нарабатывается на практике и Вы видите как работает фактура. Эти моменты запоминаются и использовать, контролировать их в рисунке становится легче.

Но есть и небольшие правила, которые помогают разобраться.

В графике преобладает светотень и тоновые контрасты, так как это единственное выразительное средство .

Я изобразила драпировки с шариком в карандаше (на фото внизу) где слева мягкая ткань(хлопок, лён), а справа атлас. Они различаются как формой, так и контрастами. Чем более глянцевая поверхность, тем больше тоновый контраст и участки света и тени чаще сменяют друг друга.

В живописи же есть цвет и тут влияние цветовых рефлексов является не менее значимым. Над графическими рисунками я изобразила цветные, безусловно при более контрастных цветах эффект, о котором я буду говорить, был бы более заметным, но он есть. На рисунке слева в цвете также мягкая ткань и мягкие еле ощутимые рефлексы, а на рисунке справа рефлексы более активные, так как глянцевая ткань отражает и свет и цвет. То есть зритель может понять что за материал вы хотели изобразить, благодаря рефлексам и светотени

  • Второй момент влияющий на светотень и рефлексы-это,безусловно, освещенность. Мы немного коснулись этого момента в Теме 12 на примере гордского пейзажа. Чем больше освещенность(солнечный день) тем больше тоновых контрастов и, соответственно рефлексов, так как они получаются благодаря свету. В сумраке тоновые контрасты исчезают, все становится более сглаженным и рефлексы практически пропадают, так как им неоткуда появится. Вы же помните, что рефлекс-это отблеск,отсвет цвета, но нет света-нет рефлекса.

А теперь перейдём глубже к рефлексам и их влиянию.

Как мы с Вами уже разобрали, активный рефлекс находится в тени, поэтому,

по сути, цвет тени -это цвет объекта плотный по тону + рефлекс от соседних обьектов , который зависит от материала и освещённости .(что мы рассмотрели выше) И вот тут мы подошли к самому интересному.

Как выбирать цвет тени?

Разберём пример из книги "Цвет и Свет" джеймса Гарни, он мне очень нравится(на фото ниже).

Здесь вы видите ясную погоду, небо окрашено в голубой цвет, соответственно оно отбрасывает "рефлекс" на здания и иные объекты и тени получаются более синие. Но цвет тени не сто -процентно синий, так как сам объект имеет свой цвет и тень-это цвет объекта+рефлекс.

Такую ситуацию, но в чистом виде мы видим снежной зимой в ясную погоду, когда "мороз и солнце,день чудесный"

Тут тень будет ярко голубой и синей, а почему? Вы,уверена, уже поняли;)Потому что снег-белый, и именно рефлекс от неба даёт основной цвет тени. В случае городского пейзажа, менее ясной погоды, тени приобретают более спокойный сиренево-синие оттенки(про идеальную пару желтый/охра и синий/сине-сиреневый для городского пейзажа мы говорили в Теме 11).

А, если будете рисовать природный пейзаж в ясную погоду , то какой основной цвет у теней?

Правильно: зеленый приглушенный(как цвет объекта)+ синий (рефлекс от неба) в итоге бирюзово-синие тени, а если много земли, то возможно добавить и коричневатую гамму.

Ну а вдруг погода не ясная ? То также зелёный приглушенный(как цвет объекта)+ фиолетовый и так далее.

А теперь давайте снова вернёмся на картинку из книги "Цвет и свет". Если собственные тени верхних объектов(то, что выше, ближе к небу) и падающие тени всех объектов используют рефлекс неба, то собственные тени в объектах ближе к земле и обращённых к земле(например, нижняя часть фронтона крыши) имеют в своём составе рыже- коричневый "рефлекс" от земли.

Так происходит, в основном, только в освещённый день, когда солнце сильно освещает землю и она отражает свой цвет на соседние объекты. Это добавляет живописности.

Но, в отличие от неба, чьё влияние активно, потому что это БОЛЬШОЙ и ЯРКИЙ объект, остальные рефлексы отражаются и влияют только на тени близлежащих объектов. То есть от размера объекта также зависит его "отсвет"-"рефлекс". Думаю, что тут понятно, ведь на яблоке, лежащем на траве есть рефлекс от неба, на траве рядом с яблоком также есть рефлекс от неба и от яблока, а вот на небе уже нет рефлекса от яблока или травы, так как размеры объектов и,соответственно, их влияние не сопоставимо. Кажется банально и понятно? Но нет, часто вижу ошибки, когда, имея знания о рефлексах, рисуют их на всём вокруг, в не зависимости от дальности объекта, поверхности и размера.

Ещё один момент, о котором нельзя не упомянуть- это управление цветом тени для создания атмосферы и температуры на картине. В целом, Вы можете создавать тень любого цвета, но, если говорить о реализме, то тут вышеперечисленные моменты с цветом будут очень важны, но даже и при этом можно "поиграть". На картине с лодкой(на фото внизу) я умышленно сделала тени разных цветов. В жизни они все были синеватые из-за ясного неба и просачивались везде. Но, мне хотелось создать контраст температур:"жару на пляже" и "прохладу" на горе под сенью деревьев. Для этого я нарисовала тени рядом с лодкой охра(цвет объекта)+синий(рефлекс неба), а на горе охра(цвет объекта)+ фиолетовый - более холодный цвет, который и создал мне тот самый "эффект прохлады". ависит от размера объекта ,который его отбрасывает, чем больше объект (например,небо) тем влияние шире и сильнее, чем меньше(небольшие предметы такие, как цветы, яблоки) тем меньше, влияние только вокруг и непосредственно рядом с ними.

  • яркость самого рефлекса на предмете зависит от его собственной фактуры : чем более глянцевая поверхность(металл, стекло), тем больше влияния цвета и тона, чем более спокойная фактура(ткани, земля, растительность), тем меньше цветность тени и рефлексов.
  • яркость рефлексов также зависит от освещённости , чем она выше, тем ярче и очевиднее рефлексы.
  • именно за счёт рефлексов и светотени создаётся фактура предмета и природные условия . Например, если прошёл дождь и светит солнце, а листва влажная, то рефлексы от неба и соседних объектов, контраст светотени будет ярче, потому что фактура предмета стала глянцевая. И только за счёт цвета, который вы создаёте краской и отблесков, который создаёте контрастами, вы и передаете это ощущение "дождя".
  • Подбирая цвет тени можно влиять на ощущение тепла, погоду на картине . Если в реальности не очень ясный день, но вы нарисуете яркие сине-сиреневые падающие тени, то это добавит тепла и ощущения "солнца" в работу
  • В заключение, хочу сказать, что все эти знания, это не алфавит, который нужно заучивать, многое из этого познаётся только на практике, благодаря тому что вы смотрите вокруг себя и анализируйте цвета.

    Но, безусловно, понимание некоторых правил, которые я тут описала и,которые есть в массе источников, помогают Вам чётко понимать как менять свою работу! Создавать именно Вашу задумку! Влиять на погоду!

    На цвет и свет, ведь нереально встретить "идеальный" пейзаж, найти "идеальный" референс...да даже, если возможно, то зачем?

    Художник-это тот, кто может передать не просто реальность, а ту,которая будет интересной, нести смысл и наполненность. А для этого он должен уметь менять то, что необходимо на своё усмотрение. Именно поэтому мы учимся, не просто смотреть, а "видеть" Мир и его свет и цвет !

    Желаю Вам больших творческих успехов!

    Объемная форма предметов передается на рисунке не только построенными с учетом перспективных сокращений поверхностями, но и с помощью светотени.

    Свет и тень (светотень) — очень важное средство изображения предметов действительности, их объема и положения в пространстве.

    Светотенью так же, как и перспективой, художники пользуются очень давно. С помощью этого средства они научились передавать в рисунке и живописи форму, объем, фактуру предметов так убедительно, что они, казалось, оживали в произведениях. Свет помогает передать и окружающую среду.

    Художники до настоящего времени используют правила передачи светотени, открытые в средние века, но работают над их совершенствованием и развитием.

    Свет искусственных источников мы можем изменить по нашему желанию, а естественное освещение изменяется само, например солнце то светит ярко, то скрывается за облаками. Когда облака рассеивают солнечный свет, контраст между светом и тенью смягчается, освещенность на свету и в тенях выравнивается. Такое спокойное освещение называют свето- тональным. Оно дает возможность передать в рисунке большее количество полутонов.

    Существует множество различных состояний солнечного освещения, которые могут сильно изменить один и тот же пейзаж и даже повлиять на ваше настроение. Пейзаж выглядит радостным при ярком солнце и грустным в серый день. Ранним утром, когда солнце находится невысоко над горизонтом и его лучи скользят по поверхности земли, контуры предметов выявляются нечетко, все словно окутано дымкой. В полдень контрасты света и тени усиливаются, ясно выявляя детали. В лучах закатного солнца природа может выглядеть загадочной и романтичной, то есть эмоциональное впечатление от пейзажа во многом зависит от освещения.

    Восприятие цвета также во многом зависит от освещения. Если с помощью линейной перспективы мы передаем пространство в рисунке, то в живописи не обойтись без учета изменений цветовых и тональных отношений натуры по мере их удаления от зрителя или источника освещения. Темные предметы на расстоянии приобретают холодные оттенки, обычно голубоватые, а светлые — теплые.

    Характер освещенности зависит и от высоты солнца над горизонтом. Если оно находится высоко над головой, почти в зените, то предметы отбрасывают короткие тени. Форма и фактура выявляются слабо. При снижении солнца тени от предметов увеличиваются, фактура проявляется лучше, подчеркивается рельефность формы.

    Знание этих закономерностей построения света и тени может вам помочь при решении творческих задач в изображении пейзажа или тематической композиции.

    А теперь немного практики

    Собственная тень - этосамая темная часть предмета и располагается на стороне, которая не освещена.

    Полутень - это переход от света к тени.

    Рефлекс - это отраженный свет и оттенки от соседних предметов.

    Свет - освещенная часть предмета.

    Блик - это самая яркая часть предмета, освещенная больше, чем свет на предмете.

    Падающая тень - это тень от предмета.

    На предмете всегда будет блик, свет, полутень, тень, рефлекс, падающая тень - и именно в этой последовательности.

    И нужно знать, что, если свет слева, значит, тень будет справа. Если свет справа, значит, свет будет слева.

    Переходим, собственно, к примеру. В цветном примере и черно-белом свет будет располагаться слева.

    Шаг 1. Сначала чертим ось симметрии и основу, затем намечаем плоскость стола.

    Шаг 2. С помощью вспомогательных линий строим чашку и намечаем эллипсы.

    Шаг 3. Достраиваем чашку, рисуем ручку и завершаем эллипсы.

    Шаг 4. Рисунок выполнен пастелью. Коричневым мелком намечаем блик, как самое светлое пятно на предмете, затем, коричневым и оранжевым мелком с правой стороны чашки делаем рефлекс. От рефлекса рисуем тень. Штрихи будут плотнее.

    Сначала этот участок покрываем немного синим цветом, так как синий цвет - тоже рефлекс от синей драпировки на заднем плане, и он дает отражение в тени на предмете. Потом сверху наносим коричневый и оранжевый цвет.

    Тем самым получаем самым темный участок на чашке. Потом от тени к блику делаем полутень. Сверху светло-коричневым делаем тень внутри чашки. Потом переходим на ручку и намечаем и там тень. С правой стороны на столе рисуем падающую тень и начинаем штриховать стол зеленым мелком.

    Шаг 5. Заканчиваем рисовать чашку, дорисовываем световую часть, заштриховываем зеленым цветом скатерть, а переднюю часть драпировки делаем более насыщенным зеленым, так как она находится в тени. И завершаем синим цветом задний план.

    На четно-белом рисунке так же можно посмотреть, как происходит переход от света к тени.

    Во-первых: давайте уясним одно: рисунок - это не просто чёрно-белый силуэт, а предмет или совокупность предметов, которые, по нашим представлениям, имеют форму, объём, в общем имеют право на существование в реальном мире. Итак, что же поможет нам реализовать эту нашу задумку? Конечно свет. Только свет помогает нашему глазу увидеть предмет, оценить его объём, конфигурацию, размер и цвет. Совокупность света и тени называется светотенью. Как же нам использовать свет в рисунке, что бы он сослужил нам так, как мы это задумали изначально?

    Для начала нужно изучить виды освещения или способы, если будет так угодно:

    Блики . С помощью бликов мы можем определить предмет, то есть выделить какой либо тёмный силуэт, который до сего момента был просто чёрной кляксой в пространстве. Блики всегда падают на самые выпуклые участки предмета, запомните: блики - это световые пятна, которые выхватывают выступающие части рисунка. Световой блик - это первое что добавляет нашему рисунку эффект трёхмерности или акцент предмета. После того как вы бросили первые блики на свой объект, будь то яблоко или кувшин, или что бы то ни было, с помощью этой элементарной светотени, вы уже можете его “потрогать”, ощутить его значимость и объём.

    Контурный свет . Контурный свет - это другое применение блика. Контурный свет часто применяется при изображении человеческой фигуры и заключается в том, что блик ложится не просто на самую выпуклую, выдающуюся часть нашего изображения, а располагается по контуру, огибая его так, что бы ясно представлялся весь облик предмета. Также эффективно применение обоих вышесказанных способа передачи светотени.

    Свет от одного источника . Это самый распространенный и самый простейший способ построения светотени в рисунке. Свет от одного источника - это яркий день или же прямой свет от искусственного источника, который освещает все предметы на нашем изображении только с одной стороны, пряча в глубокую тень всё, что находиться напротив. Видов света от одного источника бывает множество - это и свет снизу, который придаёт всей картине призрачный колорит и где-то даже искажает, боковой свет, но чаще всего применяется верхний - свет солнца, луны, лампы…

    Искусственный свет от одного источника. Искусственный свет имеет особенность иметь очень яркие, резко очерченные контуры, этим он отличается от размытого, смягчённого света естественных, природных источников.

    Яркий свет . Этот свет имеет характер, так сказать, стирания мелких черт, то есть - если, к примеру, яркий свет ложиться на лоб нахмурившегося человека - этот свет сотрёт мелкие морщинки и оставит только глубокие с очень большим контрастом. Также ярким светом может служить какой-либо ослепляющий свет, например: фара автомобиля, фонарь, направленный нам в лицо, ослепляющий свет выглядит как яркое, ничего в себя не принимающее, пятно.

    Отражённый свет . Свет, который отразился от какой-либо поверхности и упал на наш объект изображения. Конечно, этот свет зачастую имеет слабый характер, уступающий своему “хозяину”, но не стоит забывать и про исключения, когда свет отражается от зеркальных поверхностей и кидает яркие блики.

    Свет от двух источников . Свет от двух источников - это всегда сложная комбинация светотени, требующая от художника, большого внимания к мелочам. В свете от двух источников существует главный, сильный, доминирующий свет с одной стороны и второстепенный, отраженный, более слабый с другой стороны. Этим вторым может быть как естественный свет от удалённого, более слабого источника, так и отражение основного света от какой-либо зеркальной поверхности. Такое комбинирование света даёт очень красивый результат, когда два света борются на какой либо поверхности за преобладание, а между ними пролегает контрастный промежуток тени.

    Свет от двух источников также имеет много видов. Например: равнозначный свет, когда оба световых пятна имеют одинаковую интенсивность. Доминирующий отраженный свет - это вовсе не означает, что отраженный свет имеет большую интенсивность, чем прямой, просто он занимает большую поверхность на предмете. Непредсказуемый свет, когда явно видится свет от двух источников, но отраженный ведёт себя совсем не по “правилам”, капризничает и пульсирует на нашем рисунке.

    Фронтальный свет . Свет, который идёт как бы от нас, создавая ощущение того, что мы сами освещаем те места, которые нам интересны. Здесь имеет место быть проецирование на основной фрагмент изображения, как бы прямой, безо всяких намёков указывающий на то, на что нам нужно обратить внимание.

    Рассеянный свет - свет характерный в пасмурную, дождливую погоду, имеет задумчивый характер, где-то даже философский, блики с расплывчатыми контурами.

    Лунный свет . Этому типу света и светотени нужно отводить большую главу. Многие ошибочно изображают яркие блики от лунного света, но это неправильно, так как лунный свет - это уже отражённый свет, вторичный, холодный свет, где преобладают силуэты, слабый контурный свет.

    Скульптурный свет . Светотень, которой пользовались многие импрессионисты. Это свет не имеет одного, двух или трёх источников, он возникает на разных частях объекта как бы произвольно, скульптурный свет служит только для выделения образа, также часто подчёркивает то, что нельзя в полной мере выразить только реальными источниками света. Этот способ выражения рисунка может дать очень чётко-определённые формы.

    Мягкий или ласковый свет . Этот свет может быть как естественным, так и скульптурным. Он имеет что-то от рассеянного света, так как не имеет чётких контуров, ему характерны мягкие тени, плавные переходы.

    Пространственный свет . Существует для определения глубины, расстояния. Это даже где-то ближе к изображению перспективы, но всё же, это тип светотени, определяющий расстояние некоторыми хитростями, которые имеет в своём загажнике художник. Одним из приёмов данного типа является изменение тона от степени удалённости предмета: (как пример) тот, что находиться перед вами имеет на своей поверхности очень яркий свет, тот, что дальше теряет его и всё больше приобретает плавность форм.

    Свет на разных планах . Этот свет помогает нам выразить ту или иную часть картины, преобладая на переднем плане, на среднем или доминируя на дальнем. Этот приём также относится к видам пространственного света и предназначен для выделения перспективы и трёхмерности изображения.

    Структурный или текстурный свет . Наверное, уже из названия понятно, что данный способ выражения светотени служит он для выявления структуры предмета посредством комбинаций светотени, которая как бы разворачивает перед нами всю сущность объекта и направленный именно на это действие. Это где-то схоже со скульптурным светом, так как здесь часто немного пренебрегают правилами наложения светотени.

    Свет на блестящих предметах . Блестящая поверхность объекта - это зеркальная поверхность, с очень сильным отражающим свойством, а значит, свет и тень на этом предмете будут очень резко контрастировать. Это всегда яркие блики, которые резко переходят в тёмные тени. Свет на прозрачных материалах. Прозрачные материалы имеют очень необычные свойства пропускать и отражать свет - это требует кропотливых тренировок для художника, так как помимо прозрачности и отражения они имеют эффект преломления зачастую непредсказуемо раскидываясь светотенью.

    Фрагментарный свет . Случайный свет, имеющий место при неожиданных обстоятельствах, например: взрыв, всплеск воды, какое-либо природное явление, при которых свет выхватывает из общей массы отдельные фрагменты.

    И, наконец, тип светотени, который завершит этот урок рисования — Декоративный свет . Свет, который используется в иллюстрации, комиксах когда нужно подчеркнуть лишь образ, мелочи, здесь свет обрисовывает каждую деталь и имеет характер: тёмное место, светлое место. Этот свет, как правило, наряду со скульптурным светом, придуман самим художником.

    Вы можете все нарисовать , что попросит Ваш ребенок (чтобы хотя бы примерно выглядело похожим)?